Перечислите основные направления методической деятельности воспитателя. Методическая работа в ДОУ: основные формы и направления

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Методическая деятельность воспитателя ДОУ

самообразование воспитатель педагог методический

В этом параграфе вы получите ответы на следующие вопросы:

· что в ходит в понятие «методическая деятельность»?

· из чего состоит методическая деятельность воспитателя?

· что такое «методическая служба» ДОУ?

· какие функции у методической службы ДОУ и какие задачи она призвана решать?

Методическую деятельность обычно определяют как деятельность по обобщению, распространению педагогического опыта. В книге «Управление современной школой» под редакцией М.М. Поташника (М., 1992) дается определение:

Методическая работа представляет собой целостную, основанную на достижениях науки, передового опыта и конкретном анализе затруднений педагогов, систему взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение профессионального мастерства каждого учителя и воспитателя, на обобщение и развитие творческого потенциала педагогического коллектива в целом, а в конечном счете -- на достижение оптимальных результатов образования, воспитания и развития конкретных детей.

В связи с выделением в структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования основных направлений развития детей (физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое), требуется наличие в ДОУ специалистов, способных оказать помощь воспитателям и родителям в их реализации с учетом возраста, индивидуальных особенностей ребенка, обеспечивая комплексный подход к освоению образовательных областей, доступных дошкольнику. В должностные обязанности таких специалистов (музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, учителя-дефектологи и др.) включены методические функции по отдельным направлениям. Все эти специалисты включены в состав методической службы ДОУ.

Методическая служба ДОУ - подразделение, обеспечивающее комплекс условий, развивающих профессиональную компетентность педагогов в реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования на уровне современных требований.

Цель методической службы:

· создавать в образовательном учреждении организационно-педагогические условия для выполнения основной общеобразовательной программы дошкольного образования;

· осуществлять непрерывное образование педагогов;

· развивать их творческий потенциал.

Основные задачи методической службы:

· оказывать методическую поддержку участникам педагогического процесса по вопросам воспитания, обучения и развития детей;

· планировать и организовывать повышение квалификации, аттестации педагогических кадров;

· выявлять, изучать, обобщать, распространять и внедрять передовой педагогический опыт;

· обеспечивать педагогических работников необходимой информацией об основных направлениях развития дошкольного образования, современных требованиях к организации педагогического процесса, учебно-методической литературе по проблемам обучения, воспитания и развития детей;

· определять содержание предметно-развивающей среды и учебно-методического оснащения основной общеобразовательной программы дошкольного образования;

· проводить педагогический мониторинг.

Методическая служба осуществляет взаимодействие с психологической, медицинской службами, другими подразделениями, органами самоуправления ДОУ и работает в тесной взаимосвязи с муниципальной методической службой.

В педагогической практике сложилась целая система методических служб разных уровней. Например: городская, окружная (районная) методические службы и методическая служба учреждения образования (школа, детский сад). В дошкольном образовательном учреждении методическую работу осуществляет старший воспитатель или заместитель заведующего по воспитательной и методической работе.

Задача методической деятельности заключается в создании такой образовательной среды в учреждении, где бы полностью был реализован творческий потенциал педагога и педагогического коллектива.

Опыт показывает, что большинству педагогов, особенно начинающих, всегда необходима помощь -- со стороны более опытных коллег, руководителей, старших воспитателей ДОУ, со стороны профессионального методического сообщества. В настоящее время эта потребность многократно усилилась в связи с переходом на вариативную систему образования. Педагогам стали необходимы специальная дополнительная подготовка и постоянная методическая поддержка, чтобы грамотно и осознанно строить целостный учебно-воспитательный процесс, учитывая на практике обучения и воспитания многообразие интересов и возможностей детей.

В августе 1994 года Министерство образования выпускает письмо «О формах организации, направлениях деятельности методических служб в системе образования РФ» № 90-М. В письме выделяются основные направления в деятельности методических служб, реализуемые в таких областях, как информационная, диагностическо-прогностическая. инновационная и экспериментальная, области содержания образования, повышения квалификации, аттестации.

Таким образом, методическая деятельность является важнейшим компонентом образовательной инфраструктуры (наряду с научным обеспечением, подготовкой и переподготовкой кадров, формированием образовательной среды и т. д.). Она призвана поддерживать нормальный ход образовательного процесса -- содействовать его обновлению.

Содержанием методической деятельности воспитателя является создание рабочих программ; планирование воспитательно-образовательной работы с детьми; создание наглядных, дидактических материалов и материалов контроля; создание педагогического опыта; обобщение «собственного» опыта работы по направлениям профессиональной деятельности; участие в работе научно-практических конференций и семинарах.

Ведущими направлениями методической деятельности, которые напрямую способствуют формированию у педагогов профессиональной компетенции, являются: повышение квалификации, накопление и обобщение «собственного» опыта работы по направлениям профессиональной деятельности.

Система непрерывного повышения квалификации каждого педагога ДОУ предполагает разные формы: обучение на курсах, изучение опыта педагогов, самообразование, участие в методической работе города, района, детского сада. Систематическое совершенствование психолого-педагогических умений воспитателя осуществляется на курсах повышения квалификации через каждые пять лет. В межкурсовой период активной педагогической деятельности идет постоянный процесс переструктурирования знаний, т. е. происходит поступательное развитие самого субъекта. И здесь решающая роль отводится самообразованию педагога. Оно выполняет следующие функции: расширяет и углубляет знания, полученные в предшествующей курсовой подготовке, способствует осмыслению передового опыта на более высоком теоретическом уровне, совершенствует профессиональные умения.

Самообразование -- это самостоятельное приобретение знаний из различных источников с учетом интересов, склонностей каждого конкретного педагога.

В современных условиях воспитатель прежде всего исследователь, обладающий научным психолого-педагогическим мышлением, высоким уровнем педагогического мастерства, определенной исследовательской смелостью, развитой педагогической интуицией, критическим анализом, потребностью в профессиональном самовоспитании и разумным использованием передового педагогического опыта, т.е. формирующий свой инновационный потенциал.

Мотивами для самообразования могут быть следующие:

· быть в курсе последних изменений в науке и практике своей профессиональной деятельности;

· конкурентоспособным специалистом, имеющим возможности для карьерного роста.

Источники, используемые в процессе самообразования:

· литература (методическая, научно-популярная, художественная и др.;

· видео-, аудиоинформация на различных носителях, дистантное обучение;

· курсы, семинары и конференции;

· дискуссии, тренинги, брифинги, мастер-классы, мероприятия по обмену опытом;

· проведение исследовательской, поисковой деятельности;

· участие в олимпиадах, проектах;

· изучение информационно-компьютерных технологий;

· включение в работу интернет-сообщества по интересующему направлению в своей профессиональной деятельности.

Перечисленные источники знаний могут способствовать одновременному развитию личностного и профессионального роста.

В личном плане самообразования педагога обязательно должны быть спрогнозированы желаемые результаты работы.

Это могут быть:

· подготовка статей, докладов, сценариев;

· участие в научно-практических и интернет-конференциях, педагогических фестивалях и т.д.

· разработка новых организационных форм, методов работы;

· проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме);

· разработка методических пособий по одному или нескольким направлениям работы;

· разработка комплекта электронных занятий, объединенных предметной тематикой или методикой преподавания;

· разработка комплекта дидактики по направлению (наглядный материал, дидактические игры и пособия);

· создание банка данных игр, загадок, стихов;

· разработка комплекта тематических родительских собраний и мероприятий;

· проект личной методической веб-страницы;

· разработка конспектов занятий с применением информационных технологий и т.д.

Самый эффективный способ показать результаты педагогической деятельности - разместить материалы в Интернете. Это позволяет педагогу аккумулировать свои работы в виртуальной педагогической библиотеке, где его коллеги могут ее посмотреть, воспользоваться ее результатами, доаолнить, оставить отзыв и обсудить. В этом случае бесценный педагогический опыт становится независимым от времени и пространства.

· наличие и выполнение плана самообразования;

· внедрение новых педагогических технологий; обобщение собственного опыта;

· подготовка и проведение открытого мероприятия (в традиционной форме или с использованием инновационных технологий);

· посещения и анализ открытых мероприятий коллег;

· участие в работе методических объединений, педагогического совета;

· участие в работе временного творческого коллектива или научно-исследовательской лаборатории;

· выступления на научной, научно-практической конференции, на педагогических чтениях;

· публикации тезисов и статей; учебных пособий, учебно-методических материалов (разработок, рекомендаций;

· рецензирование методических разработок;

· участие в конкурсах педагогического и профессионального мастерства, в методических выставках;

· подготовка воспитанников к конкурсам;

· руководство кружком;

· курсовая подготовка, стажировка;

· участие в региональных, всероссийских, международных программах.

Размещено на Allbest.ur

...

Подобные документы

    Сущность методической деятельности педагога. Виды методической деятельности. Уровни и формы осуществления методической деятельности. Предметные (цикловые) методические комиссии. Основные направления деятельности. Массовые формы методической работы.

    курсовая работа , добавлен 12.01.2009

    Методическая деятельность и её специфика в системе дополнительного образования детей. Основные функции методической службы. Методическая система образовательного учреждения. Основы управления методической работой. Содержание деятельности методиста УДОД.

    курс лекций , добавлен 12.11.2008

    Изучение сути методической деятельности педагога - обучение, развитие, воспитание учащихся, посредством применения разнообразных форм, методов, средств, технологий учебно-воспитательного процесса. Структура управления методической работы в средней школе.

    реферат , добавлен 19.01.2010

    Система повышения квалификации работников образования: к истории вопроса. Методические службы региона: проблемы функционирования. Выбор модели методической службы как ключевое условие ее эффективности. Оценка эффективности функционирования службы.

    курсовая работа , добавлен 10.04.2011

    Проблема дефицита квалифицированных методических кадров. Основные функции методической службы. Методическая работа в учреждении дополнительного образования детей, ее структура, цели и особенности организации. Основные элементы методической работы.

    реферат , добавлен 28.11.2010

    Состояние методической службы в дошкольном образовательном учреждении. Руководство методической работой в условиях личностно-ориентированного подхода. Роль темперамента в профессиональной деятельности. Диагностика организации методической работы в ДОУ.

    курсовая работа , добавлен 20.02.2010

    Характеристика сущности, методов и форм методической работы. Инновационные аспекты в методической работе. Опыт преподавателя экономических дисциплин в применении инноваций в учебно-воспитательном процессе. Пути совершенствования методической работы.

    дипломная работа , добавлен 10.09.2010

    Организационные, индивидуальные формы и принципы деятельности методической службы. Организационно-содержательные условия практической деятельности методической службы. Центр методической помощи преподавателям и мастерам производственного обучения.

    реферат , добавлен 02.12.2010

    дипломная работа , добавлен 24.12.2017

    Профессиональное становление современного педагога-воспитателя. Особенности педагогической профессии. Характеристика типичных ролевых позиций. Сущность профессиональной позиции. Самоанализ и диагностика профессиональной позиции педагога как воспитателя.

Методическая работа в ДОУ - это комплексная система мер, взаимосвязанных между собой, в основе которой - научные достижения и педагогический опыт (в т. ч. и прогрессивные идеи). Она направлена на профессиональных умений, навыков воспитателя и всего педагогического коллектива.

Направления работы

В дошкольных учреждениях уже сформировались способы повышения уровня мастерства педагогов. Но часто между различными видами методической работы в ДОУ нет четкой взаимосвязи. Поэтому задачей заведующей детского сада и методиста является формирование единой системы и поиск эффективных, доступных методов мастерства.

  • воспитательное - повышение квалификации воспитателей в теоретическом плане и овладение современными методиками взаимодействия с детьми;
  • дидактическое - получение знаний по повышению эффективности работы детского сада;
  • психологическое - проведение занятий по психологии (общей, возрастной, педагогической);
  • физиологическое - проведение занятий по физиологии и гигиене;
  • техническое - воспитатель должен уметь применять ИКТ в своей работе;
  • самообразовательное - чтение специальной литературы, посещение семинаров на актуальные темы.

Такое большое разнообразие направлений методической работы в ДОУ нуждается в подборе наиболее эффективных форм взаимодействия с педагогическими кадрами.

Формы проведения

Они подразделяются на две группы: индивидуальные и групповые.

  1. - высший орган руководства всего воспитательно-образовательного процесса. Решает конкретные задачи.
  2. Консультирование - воспитатель может получить консультацию на интересующий его вопрос.
  3. Семинары - на них идет обсуждение определенной тематики, могут приглашаться специалисты из других учреждений. А на семинарах-практикумах проводится совершенствование умений педагогов.
  4. Открытое занятие.
  5. Деловые игры - имитация принятие каких-либо важных решений в разных ситуациях.
  6. "Круглый стол".
  7. Педагогическая газета - объединение коллектива при помощи творчества.
  8. Творческие микрогруппы - они организуются для поиска эффективных методов работы.
  9. Работа над общей для всех методической темой.
  10. Самообразование воспитателей.

Желательно использовать все формы организации методической работы в ДОУ (которых больше вышеперечисленных), чтобы достичь наиболее эффективных результатов.

Вывод

Методическая работа - это один из важных аспектов, которому нужно уделять внимание. При правильной организации, не без участия заведующей и методиста, она способна мотивировать педагогов к профессиональному росту. Поэтому ведется поиск новых, нестандартных форм для повышения квалификации. Это не значит, что традиционные будут не нужны. Только в сочетании с устоявшимися и современными методиками можно создать профессиональный и сплоченный педагогический коллектив.

Наталья Кирьянова
Методическая работа в ДОУ

Миссия методической службы направлена на формирование нового типа педагога-профессионала, обладающего современным педагогическим мышлением и высокой профессиональной культурой.

Целями методической службы нашего ДОУ являются :

Реализация государственной образовательной политики в рамках образовательного процесса;

Создание совокупности условий для эффективного развития ДОУ;

Обеспечение качества образовательных услуг в ДОУ, адекватному его статусу.

Задачи методической службы :

Обеспечение теоретической, психологической, методической поддержки воспитателей;

Создание условий для повышения профессиональной компетенции, роста педагогического мастерства и развития творческого потенциала каждого педагога;

Организация активного участия педагогов в планировании, разработке и реализации программы развития, в инновационных процессах;

Проведение мониторинговых и аттестационных процедур для объективного анализа развития дошкольного учреждения и достигнутых результатов и пр.

Функции методической службы :

Информационно-аналитическая;

Прогнозирование и планирование.

Проектирующая,

Организационная,

Контролирующая,

Коррекционная,

Экспертная.

Основной инновационный вектор методической работы в ДОУ - качество образования как стратегия повышения профессионализма педагогов.

Повышение профессионального уровня педагогов заключается в формировании ключевых компетенций, совокупность которых приводит к эталонной профессиональной компетенции педагога. Профессиональная компетенция педагога определяется как совокупность знаний, умений, профессионально важных качеств, обеспечивающих эффективность и оптимальность образовательного процесса.

С целью повышения профессионального мастерства педагогов дошкольного образовательного учреждения используются разнообразные технологии, позволяющие раскрыть возможности каждого воспитателя :

деловая игра,

викторина,

конкурс профессионального мастерства,

дискуссия,

поисково-творческие задания.

На базе ДОУ функционирует инновационная площадка по теме : «Современное ДОУ теория и практика реализации примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «Успех» », в ее работе участвуют 17 педагогов ДОУ.

Результаты внедрения модели методической службы анализируются в триаде :

воспитанники-педагоги-родители.

Отмечаются преимущества ее функционирования :

Экономические (уменьшаются затраты на повышение профессионального уровня) ;

Педагогические (образование становится более мотивированным, технологичным и индивидуализированным);

Эргономические (педагоги имеют возможность распределять время для самообразования по удобному для себя графику);

Информационные (возрастает доступность современных программных средств, новых образовательных технологий);

Коммуникационные (возрастает число участников сети, с которыми возможно взаимодействие) .

Целевым ориентиром является портрет ребёнка ДОУ.

Ценности методической службы видим в подготовке педагога как субъекта профессиональной деятельности, педагога-инициатора, способного к самообразованию и непрерывному творческому росту, готового в ходе собственной творческой деятельности создавать условия для саморазвития воспитанников.

Приоритетное направление – оказание помощи педагогам в подготовке к инновационной деятельности.

Высокая степень удовлетворенности родителей результатами образовательного процесса, рост их педагогической просвещенности подтверждают результативность методической службы (результаты анкетирования) .

Экспериментальная деятельность педагогического коллектива, направленная на развитие ранней социализации детей, служит связующим звеном всех участников образовательного процесса ДОУ.

Эффективность методической работы зависит от решения двух взаимосвязанных задач :

Формирования готовности педагогов к восприятию новых образовательных средств

И обучения умениям действовать по-новому.

Потенциальная полезность функционирования методической службы :

Формирование новой, более вариативной и гибкой к современным условиям образовательной среды для профессионального, творческого развития педагогов и руководителей;

Удовлетворение профессиональных потребностей педагогов;

Культивирование интереса к нововведениям и их инициирование;

Приведение квалификации кадрового потенциала к современному уровню требований (конкурентоспособность) ;

Повышение свободы общения на основе интенсивного информационного обмена;

Модернизация дошкольной методической службы .

Работа с молодыми педагогами

В основе лежит диагностика профессиональной деятельности педагогов, которая помогает оценить не только фактический уровень профессиональной подготовки каждого воспитателя, но и выявить профессиональные запросы и потребности, следовательно, на основе этого дифференцированно определить цели работы с педагогическими кадрами.

Методическая работа с кадрами в ДОУ носит как коллективный, так и личностный характер и включает в себя :

Теоретические и практические семинары;

Консультации и консультации-практикумы;

Изучение и распространение ППО;

Показ открытых мероприятий;

Включение в группы по подготовке педсоветов, конференций, диспутов, методических объединений ;

Включение в группы по подготовке и реализации проектов;

Включение в группы по подготовке и проведению открытых мероприятий района и города;

Систематический контроль и оказание помощи;

Стимулирование работы и оценка эффективности деятельности;

Взаимопосещения;

Помощь в организации самообразовательной работы ;

Обучение на курсах повышения квалификации;

Деловые игры, тренинги, дискуссии.

Направления работы МБДОУ :

Единство физического развития и воспитания культуры здоровья;

Социально - личностное

Художественно-эстетической;

Познавательно – речевой.

Образовательные области :

Здоровье

Физическая культура

Социализация

Безопасность

Чтение художественной литературы

Коммуникация

Познание

Художественное творчество

Совершенствование механизмов педагогическим коллективом в современных

социально- экономических условиях :

1. Анализ результатов по перспективному планированию

"Запуск" в образовательный процесс примерной общеобразовательной программы «Успех» под ред. Н. О. Березина, И. А. Бурлакова, Е. Н. Герасимова и др.);

науч. рук. А. Г. Асмолов; рук. авт. коллектива Н. В. Федина

Москва «Просвещение» , 2011 год Старший воспитатель август Аналитическая справка о результатах по тематическому планированию на сентябрь

Согласование плана работы на новый учебный год

2. Корректировка управленческих действий по координации действий воспитателей и специалистов Методическое совещание Старший воспитатель сентябрь Расписание НОД

3. Приведение в соответствие установленным современным требованиям рабочей документации педагогов Методическое совещание Старший воспитатель октябрь-февраль Пакет нормативных документов

4. Оформление схемы информационных потоков в методическом кабинете Входящая и исходящая документация Старший воспитатель ноябрь Журнал

5. Изучение мнения участников образовательного процесса о качестве образовательных услуг МДОУ Анкетирование родителей

Старший воспитатель декабрь Аналитическая справка

6. Научно-методическое сопровождение издательской деятельности Заседание методического совета Старший

воспитатель октябрь портфолио

7. Систематизация информационных потоков в образовательном учреждении Модераторы Старший воспитатель

сентябрь-май Модель управления информационными потоками в ДОУ

8. Составление, обсуждение и утверждение плана летней оздоровительной компании Сотрудники образовательного учреждения,родители Старший воспитатель

май План летней оздоровительной компании

9. Анализ деятельности воспитательно – образовательной деятельности за год Воспитатели специалисты Старший воспитатель июнь Анализ работы за год

10. Разработка методического плана работы ДОУ на следующий учебный год группа Старший воспитатель

август Проект плана работы на новый учебный год

Разработка системы обеспечения качества образовательного процесса МДОУ :

п/п Действия Форма организации Ответственный сроки результат

1. Педсовет №1 «Новый учебный год на пороге ДОУ»

Педагогический совет Старший воспитатель август Аналитическая справка о результатах образовательной деятельности МДОУ

2. Корректировка образовательной программы МБДОУ. Рабочее совещание Старший воспитатель

Июнь - Август Соответствие образовательной программы МБДОУ установленным федеральным государственным требованиям

Презентация образовательной программы ДОУ Презентация Заведующий Старший воспитатель

Педагоги

Сентябрь Подписание проекта договора о взаимодействии

Курсы повышения квалификации Планирование воспитательно - образовательной деятельности МещеряковаЛ. Н.

3. Организация и проведение конкурса среди сотрудников и родителей "Лучший воспитатель" конкурс Старший

воспитатель

октябрь Рост методической

4 Презентация проекта по взаимодействию образовательного учреждения с социумом Педагогический совет Старший

воспитатель ноябрь Презентация проектов

5. Приведение в соответствие установленным требованиям процедуру аттестации сотрудников МБДОУ Методический семинар

Старший воспитатель

декабрь Нормативное обеспечение процедуры аттестации сотрудников МБДОУ

6. Обеспечение условий для своевременной и успешной аттестации педагогических кадров Консультации, обсуждение и утверждение программ подготовки к аттестации педагогов Старший воспитатель

В соответствии со сроками аттестации педагогов Успешное прохождение процедуры аттестации педагогов

7. Обсуждение и утверждение системы повышения квалификации сотрудников МБДОУ Педагогический совет Старший

воспитатель февраль Система повышения квалификации сотрудников ДОУ

8. Дидактическое обеспечение образовательной деятельности МБДОУ Методический семинар Ст . воспитатель В течение год Соответствие дидактического обеспечения образовательной деятельности МБДОУ

9. Самоаудит образовательной деятельности МДОУ аудит Старший воспитатель май Экспертное заключение по результатам образовательной деятельности МБДОУ

10 .Корректировка системы мониторинга реализации образовательной программы МБДОУ Педагогический совет Старший воспитатель май Система мониторинга

Профессиональная активность сотрудников образовательного учреждения

п/п Действия Форма организации Ответственный сроки результат

1. Анализ актуального уровня профессиональной компетентности педагогов образовательного учреждения Анкетирование

Анализ результатов профессиональной активности педагогов ДОУ Старший воспитатель август Аналитическая справка о результатах профессиональной активности педагогов МБДОУ

2Организация праздника «Летний калейдоскоп»

«День воспитателя» (дети, сотрудники, родители) «Летний калейдоскоп»

«День воспитателя» Старший Воспитатель Воспитатели групп

Муз. руковод. сентябрь Аналитическая справка о результатах профессиональной активности педагогов МБДОУ

3. Организация современных форм методической работы с педагогами МБДОУ : студий, мастерских, мастер-классов и др. Организационно-методический семинар руководители кружков сентябрь Расписание работы кружков , мастерских, мастер-классов и др.

4Корректировка показателей профессиональной активности педагогов образовательного учреждения Методический совет Старший воспитатель октябрь Утвержденные показатели профессиональной активности

5. Организация и проведение спортивного марафона «Осенний спортивный марафон» Инструктор по физической культуре

воспитатели октябрь Аналитическая справка о результатах профессиональной активности педагогов МБДОУ

6. Качество реализации образовательной программы Система рефлексивных семинаров Старший воспитатель ежемесячно Материалы семинаров. положительная динамика качества освоения детьми образовательной программы МБДОУ

7. Организация деятельности методических объединений по разработке содержания образовательных областей по основным направлениям развития детей Методические объединения Старший воспитатель ноябрь Методические рекомендации по обеспечению качества освоения содержания образовательной программы МБДОУ

8. Организация и проведение «Путешествие по России»

Музыкально – литературной гостиной к дню матери Старший

Воспитатель Музыкальный руководитель воспитатели старших групп ноябрь Аналитическая справка о результатах профессиональной активности педагогов МБДОУ

7. Портфолио, как форма организации методической работы педагога Консультация Старший воспитатель декабрь Усиление содержания портфолио педагога

8. Создание детской книги «Сказка в гости к нам пришла» Книга Воспитатели всех групп декабрь Аналитическая справка о результатах профессиональной активности педагогов МБДОУ

10. Акция «Накормите птиц зимой» Конкурс кормушек Воспитатели всех групп февраль Аналитическая справка о результатах профессиональной активности педагогов МБДОУ

11. Проведение экологического КВНа Праздник мам

Конкурс плакатов Муз. руководитель

воспитатели март Аналитическая справка о результатах профессиональной активности педагогов МБДОУ

12 Оформление центров книги «Космонавтом быть хочу!»

«Мама, папа, я – здоровая семья!» Экскурсия в библиотеку Вечер развлечений Конкурс рисунков

воспитатели апрель Аналитическая справка о результатах профессиональной активности педагогов МБДОУ

13 «Моя родословная» Защита проектов воспитатели май Аналитическая справка о результатах профессиональной активности педагогов МБДОУ

14 Конкурс на лучшее учебно-методическое обеспечение образовательной деятельности МДОУ конкурс Старший воспитатель май учебно-методическое обеспечение образовательной деятельности МДОУ

15. Организация музыкально – литературной гостиной «Лукоморье» внутри образовательного учреждения (дети, сотрудники, родители) . Музыкально – литературная гостиная Старший воспитатель

Музыкальный руководитель июнь Рост методической компетентности участников образовательного процесса

16. Организация педагогических чтений по теме " Современному дошкольнику современное образование". Педагогические чтения Управление образования администрации Канского района Сборник материалов

17. Участие в постоянно действующих конкурсах, фестивалях, акциях различного уровня конкурсы, фестивали, акции Старший воспитатель в течение года Профессиональная компетентность педагогов

18. Применение интернет-ресурсов в профессиональной активности сотрудников Повышение квалификации Старший воспитатель В течение года Профессиональная компетентность педагогов

19. Организация мастер-классов педагогами и сотрудниками МБДОУ, родителями. Мастер-классы Старший воспитатель

В течение года Описание опыта работы

20Проведение мероприятий на тему «Почтальон и почта»

«День Нептуна» Просмотр мультфильмов (Написать письмо в другой детский сад) Праздник ВоспитателиМуз. руководитель

Инструктор Воспитатели июль Рост методической компетентности участников образовательного процесса

21 «С физкультурой мы дружны» (дети, сотрудники, родители)

«Строим замки, города» «Мы – проектировщики» Праздник

Конкурс Проекты центров активности развивающей среды Воспитатели Муз. руководитель Инструктор

Воспитатели август Рост методической компетентности участников образовательного процесса Защита проектов

Создание единого образовательного пространства развития ребенка в ДОУ и семье :

№ п/п Действия Форма организации Ответственный сроки результат

1. Анализ актуального состояния взаимодействия сотрудников образовательного учреждения и семьи Анализ результатов анкетирования родителей и сотрудников МДОУ Старший

воспитатель август Аналитическая справка о актуального состояния взаимодействия сотрудников образовательного учреждения и семьи

2. Построение концепции взаимодействия сотрудников ДОУ и семьи Проектный семинар Старший воспитатель

сентябрь Концепция взаимодействия сотрудников МБДОУ и семьи

3. Согласование с родительской общественностью тематики и временного регламента консультаций специалистов ДОУ Инициативная группа педагогов и родителей Старший

воспитатель сентябрь План работы консультационной группы на текущий год

4. Корректировка программы адаптации детей и родителей к образовательному процессу МБДОУ Индивидуальное сопровождение детей и родителей в адаптационный период Педагог-психолог Июль-август Программа адаптации

5. Организация консультационной телефонной службы Система тематических мероприятий Старший воспитатель

октябрь План работы

6. Корректировка программы взаимодействия МБДОУ и семьи «Планета СемьЯ» . Проектный семинар Старший воспитатель октябрь Программа совместных действий на уровне МБДОУ, возрастных групп

7. Выпуск совместной с общественностью газеты «Одуванчик» . Газета «Одуванчик» Старший воспитатель

1 раз в квартал Выпуск газеты

8. Организация совместной продуктивной творческой деятельности Театральные кружки Воспитатели

сентябрь План работы

9. Организация совместной продуктивной творческой деятельности Кружки по изобразительной деятельности

«Красота. Радость. Творчество» Воспитатели сентябрь План работы (выставки, смотры- конкурсы)

10. Организация творческой мастерской «Мастерим игрушки» Творческая мастерская Старший воспитатель ноябрь Игрушки - детям своими руками

11. Приобщение детей к взаимодействию с жителями посёлка акции педагоги В течение года Благодарности, фотографии

12. Организация адаптивных групп для детей и родителей Рабочая группа Педагог-психолог Июль-август Снижение случаев тяжелой формы адаптации детей

13. Организация процесса получения оперативной информации о удовлетворенности качеством деятельности образовательного учреждения Инициативная группа сотрудников и родителей Старший воспитатель ноябрь Удовлетворенность родителей качеством образовательных услуг

Совершенствование материально-технической базы образовательного учреждения

п/п Действия Форма организации Ответственный сроки результат

1. Оснащение предметно-развивающей среды МДОУ (Приобретение игрушек и дидактического оборудования) Заключение договоров Старший воспитатель июнь Обновлённая среда ДОУ

2. Обновление библиотеки методической литературы Счет-фактура Старший воспитатель В течении года Библиотека методической литературы

3. Приобретение детской художественной литературы по возрастным группам Счет-фактура Старший воспитатель

В течение года Библиотека детской художественной литературы

4. Оформление подписных педагогических изданий Заключение договоров Старший воспитатель октябрь,Периодические издания по дошкольному образованию

Учебный план разработан в соответствии с реализуемыми программами :

Основной общеобразовательной программой дошкольного образования МБДОУ «Филимоновский детский сад» на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Успех» .

Цели и задачи деятельности образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования

Разностороннее развитие личности ребенка в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями развития;

Формирование общей культуры;

Формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность

Примерной основной общеобразовательной Программой «Успех» Н. В. Фединой

Цели и задачи

Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства,

Формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе.

2. А также дополнительными программами :

Программа физического развития – «Физическая культура – дошкольникам» , автор Л. Д. Глазырина;

Цель программы – оптимально реализовать оздоровительное, воспитательное образовательное направления физического воспитания, учитывая индивидуальные возможности развития ребенка во все периоды дошкольного детства

Программа музыкального развития – «Музыкальные шедевры» , О. П. Радынова;

Цель программы – формирование основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста.

Программа экологического развития «Наш дом – природа» , автор С. А. Рыжова;

Цель программы – воспитание гуманной, социально активной личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу, бережно относиться к ним.

В основе учебного плана лежат :

Закон РФ «Об образовании» ;

Конвенция о правах ребенка;

Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольного образовательного учреждения СанПиН 2.4.1.2660–10 (в ред. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 20.12.2010 №164)

Учебный план реализуется посредством следующих видов деятельности :

Специально организованная деятельность (занятия) ;

Совместная деятельность воспитателя с детьми;

Самостоятельная деятельность детей, которая осуществляется согласно режиму дня каждой возрастной группы

МБДОУ организует работу по следующему направлению - Физическое развитие детей.

Организованная образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, проводится в первую половину дня. В середине занятия (старший дошкольный возраст) проводится физкультурная минутка, психогимнастика, в течение занятия соблюдается смена деятельности. Перерыв между занятиями 10 минут. Для профилактики утомления детей, указанные занятия интегрируются с другими видами деятельности. Домашние задания воспитанникам не задаются.

В летний период учебные занятия не проводятся. Проводятся подвижные и спортивные игры, спортивные развлечения, экскурсии, увеличивается время прогулок.

Педагогический процесс в ДОУ осуществляется по Образовательной программе детского сада и примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Успех» под редакцией Н. О. Березиной, И. А. Бурлаковой, Е. Н. Герасимовой. Программа допускает использование элементов учебной деятельности в форме занятий только в старшем дошкольном возрасте при организации переходного периода к школьному обучению. Совместная деятельность взрослых и детей, самостоятельная деятельность детей включают в себя различные формы организации и носят интегрированный характер и используются для развития двух и более видов детской деятельности, и решать задачи двух и более образовательных областей.

Физическое развитие

«Здоровье»

Необходимыми условиями решения одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений (групп) по охране жизни и укреплению здоровья детей являются :

Создание в ДОУ безопасной образовательной среды;

Осуществление комплекса психолого-педагогической, профилактической и оздоровительной работы ;

Использование комплексной системы диагностики и мониторинга состояния здоровья детей.

Психолого-педагогическая работа направлена на формирование культуры здоровья воспитанников и включает в себя формирование культурно гигиенических навыков и первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека.

Профилактическая работа включает в себя систему мероприятий и мер (гигиенических, социальных, медицинских, психолого-педагогических, направленных на охрану здоровья и предупреждение возникновения его нарушений, обеспечение нормального роста и развития, сохранение умственной и физической работоспособности детей .

Оздоровительная работа предполагает проведение системы мероприятий и мер (медицинских, психолого-педагогических, гигиенических и др., направленных на сохранение и (или) укрепление здоровья детей.

работы :

Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;

Воспитание культурно-гигиенических навыков;

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

«Физическая культура»

Комплекс психолого-педагогической, профилактической и оздоровительной работы , составляющий содержание области «Здоровье» , должен быть дополнен формированием физической культуры детей дошкольного возраста. Взаимодействие областей «Здоровье» и «Физическая культура» определяет общую направленность процессов реализации и освоения Программы в соответствии с целостным подходом к здоровью человека как единству его физического, психологического и социального благополучия.

Основные задачи психолого-педагогической работы :

Развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации) ;

Накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями) ;

Формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

«Социализация»

Вхождение ребенка в современный мир невозможно вне освоения им первоначальных представлений социального характера и включения его в систему социальных отношений, то есть вне социализации (от лат. socalis – общий, общественный) . Для социализации дошкольника огромное значение имеет игра как самостоятельная детская деятельность, в которой отражается окружающая действительность, мир взрослых людей и других детей, природы, общественной жизни.

Основные задачи психолого-педагогической работы :

Развитие игровой деятельности;

Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным) ;

Формирование положительного отношения к себе;

Формирование первичных личностных представлений (о себе, собственных особенностях, возможностях, проявлениях и др.) ;

Формирование первичных гендерных представлений (о собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу, гендерных отношениях и взаимосвязях);

Формирование первичных представлений о семье (ее составе, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, традициях и др.);

Формирование первичных представлений об обществе (ближайшем социуме и месте в нем) ;

Формирование первичных представлений о государстве (в том числе его символах, «малой» и «большой» Родине, ее природе) и принадлежности к нему;

Формирование первичных представлений о мире (планете Земля, многообразии стран и государств, населения, природы планеты и др.).

Специфика реализации данной области заключается в следующем :

Решение вышеназванных основных задач психолого-педагогической работы невозможно без формирования первичных ценностных представлений (в дошкольном возрасте ценности проявляются в различении того, «что такое хорошо, и что такое плохо» , конкретных примерах добрых дел и поступков);

Выделение «Социализации» в отдельную образовательную область условно, так как процесс социализации «пронизывает» содержание Программы разнообразными социализирующими аспектами;

Значительное место в реализации области занимают сюжетно-ролевые, режиссерские и театрализованные игры как способы освоения ребенком социальных ролей, средства развития интеллектуальных и личностных качеств детей, их творческих способностей.

«Безопасность»

Безопасность жизнедеятельности (состояние физической, психической и социальной защищенности) выступает необходимым условием полноценного развития человека. «Безопасность» окружающего мира природы – необходимое условие существование каждого человека, взрослого и ребенка.

Основные задачи психолого-педагогической работы :

Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности (формирование представлений о некоторых видах опасных ситуаций и способах поведения в них; приобщение к правилам безопасного поведения в стандартных опасных ситуациях; формирование осторожного и осмотрительного отношения к опасным ситуациям)

Формирование основ безопасности окружающего мира природы (формирование представлений о некоторых видах опасных для окружающего мира природы ситуаций, приобщение к правилам безопасного для окружающего мира природы поведения;

Формирование осторожного и осмотрительного отношения к окружающему миру природы) как предпосылки экологического сознания.

«Труд»

Цели дошкольного образования, связанные с всесторонним и гармоничным развитием воспитанников, не могут быть достигнуты вне решения задачи трудового воспитания, так как труд является одним из универсальных средств приобщения к человеческой культуре, социализации и формирования личности ребенка.

Основные задачи психолого-педагогической работы :

Развитие трудовой деятельности (обеспечение освоения детьми разных видов детской трудовой деятельности, адекватных их возрастным и гендерным возможностям);

Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;

Формирование первичных представлений о труде взрослых (целях, видах, содержании, результатах, его роли в обществе и жизни каждого человека.

«Познание»

Основные направления психолого-педагогической работы данной области образования дошкольников связаны с развитием высших психических функций (восприятия, мышления, воображения, памяти, внимания и речи, познавательной мотивации, познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности (в интеграции с другими видами детской деятельности) .

Основные задачи психолого-педагогической работы :

Развитие сенсорной культуры;

Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;

Формирование элементарных математических представлений;

Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

«Коммуникация»

предполагает :

Осуществление передачи содержания социально-исторического опыта человечества;

Передачу опыта различных видов деятельности и обеспечение их освоения;

Обмен мыслями, переживаниями по поводу внутреннего и окружающего мира, побуждение и убеждение собеседников действовать определенным образом для достижения результата.

Основные задачи психолого-педагогической работы :

Развитие свободного общения воспитанников со взрослыми и детьми;

Развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных видах деятельности;

Практическое овладение воспитанниками нормами русской речи.

Отнесение области «Чтение художественной литературы» в направление «Познавательно-речевое развитие» не случайно. Художественная литература, являясь видом искусства, выполняет эстетическую и этическую функции образования детей дошкольного возраста, что, безусловно, способствует интеграции данной области с направлением «Художественно-эстетическое развитие» . Однако особенности восприятия детьми дошкольного возраста художественного текста таковы, что с помощью книги ребенок, в первую очередь, открывает мир во всех его взаимосвязях и взаимозависимостях, начинает больше и лучше понимать жизнь и людей, переживая и проживая прочитанное.

Основные задачи психолого-педагогической работы :

Формирование целостной картины мира (в том числе формирование первичных ценностных представлений) ;

Развитие литературной речи (знакомство с языковыми средствами выразительности через погружение в богатейшую языковую среду художественной литературы);

Приобщение к словесному искусству (развитие художественного восприятия в единстве содержания и формы, эстетического вкуса, формирование интереса и любви к художественной литературе).

«Музыка»

Музыка как часть культуры, искусство, отражающее окружающую действительность в звуковых художественных образах, является одним из средств социализации детей дошкольного возраста.

Основные задачи психолого-педагогической работы :

Приобщение ребенка к культуре и музыкальному искусству;

Развитие музыкально-художественной деятельности.

Основными видами музыкально-художественной деятельности при реализации Программы являются : восприятие музыки (слушание, исполнение музыки (пение, музыкально-ритмические движения, элементарное музицирование, элементарное музыкальное творчество.

«Художественное творчество»

Основные задачи психолого-педагогической работы :

Развитие продуктивной деятельности детей;

Развитие детского творчества;

Приобщение к изобразительному искусству.

В ГРУППАХ РАННЕГО ВОЗРАСТА ПЕРИОД НА ПЕРИОД АДАПТАЦИИ ОТВОДИТСЯ 2 МЕСЯЦА. Проведение занятий осуществляется по подгруппам. Продолжительность занятия – 8 - 10 минут. V образовательной деятельности в неделю 1,5 часа.

В соответствии с требованиями Сан ПиН 2.4.1.2660–10 предусмотрено 10 занятий в неделю, по два занятия в день - утром и вечером (после сна) .

НОД с детьми от 2 до 3 лет проводятся в соответствии с «Программой воспитания и обучения в детском саду» под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой (обновленное содержание, 2005год, «Программой и методическими рекомендациями воспитание и обучение во второй младшей группе детского сада» под редакцией М. Б. Зацепина. В соответствии с ФГТ и требованиями Сан ПиН предусмотрено 10 занятий в неделю, по два занятия в первую половину дня. Продолжительность занятия - 15 минут, перерыв между занятиями до 10 минут.

V образовательной деятельности в неделю 2,45 часа.

Дополнительное занятие 1 раз в неделю не более 15 минут.

Специальная организованная деятельность с воспитанниками средних групп проводится в соответствии с программно методическим комплексом «Успех» под редакцией Н. О. Березиной, И. А. Бурлаковой, Е. Н. Герасимовой. В соответствии с требованиями Сан ПиН 2.4.1.2660–10 длительность 15 – 20 минут каждое, в первую половину дня, с перерывом между ними 10 минут.

V образовательной деятельности в неделю 4 часа.

Vмаксимально допустимой нагрузки в первой половине дня = 30, 40 минут.

Специальная организованная деятельность с воспитанниками старших групп проводится в соответствии с с программно методическим комплексом «Успех» под редакцией Н. О. Березиной, И. А. Бурлаковой, Е. Н. Герасимовой. С сентября по май (включительно) проводится 15 занятий в неделю (утром и во вторую половину дня, длительностью 25 минут каждое, с перерывом между ними 10 минут.

Третье физкультурное занятие проводится по усмотрению педагогов, в зависимости от условий ДОУ (во время прогулки, в дни, когда нет физкультурных и музыкальных занятий; организуются спортивные игры и др.)

(по мере необходимости) .

V образовательной деятельности в неделю 6 часов 15 минут.

Vмаксимально допустимой нагрузки в первой половине дня 45 минут.

Дополнительные занятия 2 раза в неделю не более 25 минут.

Специальная организованная деятельность с воспитанниками подготовительных к школе групп проводится в соответствии с программно методическим комплексом «Успех» под редакцией Н. О. Березиной, И. А. Бурлаковой, Е. Н. Герасимовой.

В соответствии с требованиями Сан ПиН 2.4.1.2660–10 С сентября по май (включительно) проводится 15 занятий в неделю (утром, длительностью 30 минут каждое, с перерывом между ними 10 минут.

Организуются индивидуальные занятия по физической культуре с детьми (по мере необходимости) .

V образовательной деятельности в неделю 8 часов 30 минут.

Vмаксимально допустимой нагрузки в первой половине дня 1.5 часа.

Дополнительные занятия 3 раза в неделю не более 30 минут.

Учитывая необходимость дополнительной углубленной диагностической и коррекционно – развивающей работы в детском саду функционирует логопункт и работает педагог – психолог .

В подготовительной к школе группе, логопедом проводятся фронтальные занятия по подготовке детей к обучению грамоте (1 раз в неделю, логоритмика (1 раз в неделю) с детьми, имеющими проблемы в речевой сфере, фронтальные занятия по подготовке детей к обучению грамоте (1 раз в неделю, логоритмика (1 раз в неделю) с детьми, имеющими проблемы в речевой сфере. С целью исключения информационной перегрузки детей, предупреждения возникновения ситуации приоритета материалов одной программы в ущерб другой, осуществлена интеграция содержания программ, позволяющая комплексно решать задачи по охране жизни и укреплению здоровья детей, всестороннему воспитанию, амплификации (обогащению) развития на основе организации разнообразных видов детской деятельности.

Определение программного содержания стало возможным за счет разработанного , тематического планирования, основанием для которого послужило содержание «Программы коррекционного воспитания и обучения детей с общим недоразвитием речи» Т. Б. Филичёвой, Г. В. Чиркиной и его интеграция с содержанием программно методического комплекса «Успех» , под редакцией Н. О. Березиной, И. А. Бурлаковой, Е. Н. Герасимовой.

Содержание раздела «Развитие речи – подготовка к обучению грамоте» в старшем дошкольном возрасте интегрируется с содержанием раздела . С целью выполнения «Программы коррекционного воспитания и обучения детей с ОНР» в учебный план логопункта включены занятия по разделу «Развитие лексико-грамматических категорий и связной речи» ; «Формирование звуковой стороны речи» .

Эффективность коррекционно-воспитательной работы определяется четкой организацией жизни детей, правильным распределением нагрузки в течение дня. Согласно требованиям СанПиН, во избежание перегрузки детей, предусмотрено три периода, каждый из которых отличается задачами, содержанием и объемом материала логопедических занятий.

Логопункт посещают 25 дошкольников с 5 до 7 лет. Для коррекции и исправления речи логопедом проводится индивидуально-коррекционная работа .

Организация методической работы в ДОУ

Организатором методической работы в дошкольном образовательном учреждении является старший воспитатель, поэтому в повседневном общении его также называют методистом. Как в имени человека изначально заложено некое значение, так и в названии профессии. Именно в слове «методист», в каждой букве – направление, содержание, суть нашей работы.

Миссионер – должен убедить другого поверить в то, во что верит сам, уметь увлечь, повести за собой.

Единомышленник. Основное желание старшего воспитателя - сделать так, чтобы весь коллектив мыслил в едином порыве, был нацелен на работу.

Творец – постоянно находится в творческом поиске.

Организатор – создание рациональной структуры ДОУ, которая направлена на обеспечение качества образовательного процесса.

Дипломат. Нельзя эффективно руководить людьми, если ты не умеешь находить подход к человеку, если не способен на компромисс. Мы должны стараться управлять своими чувствами, переживаниями и поведением, уметь уважать окружающих. Как дипломаты, мы не имеем права на грубость и раздражение, на невнимание и нерешительность. Мы должны быть мудрыми, гибкими и высокопрофессиональными.

Изобретатель – новатор, источник идей, информации.

Стратег. Старший воспитатель должен владеть искусством планирования руководства, основанного на правильных и далеко идущих прогнозах.

Тактик – в нашей работе необходима разработка приемов, способов достижения поставленной цели.

Старший воспитатель – это стратег и тактик

воспитательно-образовательного процесса.

В ДОУ построена следующая система работы

старшего воспитателя:

Основные направления в деятельности старшего воспитателя, направленные на повышение качества образовательного процесса.

Планирование

Старший воспитатель осуществляет планирование:

- годового плана ДОУ;

Перспективного плана по разделам программы;

Перспективного плана по различным направлениям деятельности ДОУ;

Перспективного и календарного плана деятельности старшего воспитателя.

Одним из условий полноценного планирования является мониторинг деятельности дошкольного учреждения и включает в себя следующую информацию:

Выполнение и усвоение детьми программного материала по всем направлениям;

Уровень готовности детей подготовительных групп к обучению в школе;

Мониторинг участия педагогов в методических мероприятиях;

Создание условий комфортного пребывания детей и т.д.

Организация воспитательно-образовательного процесса

включает в себя:

Распределение видов деятельности согласно возрастным особенностям детей;

Организацию работы педагогов;

Обеспечение выполнения программы;

Постоянный анализ состояния учебно-методической и воспитательной работы и принятие на его основе конкретных мер повышения эффективности методической работы.

Работа с педагогами

Работа с коллективом разнообразна и включает в себя следующие направления:

Анкетирование;

Консультации разных форм: индивидуальные, групповые;

Педагогические советы, семинары, практикумы и другие формы организационно-методических мероприятий;

Открытые просмотры НОД, взаимопосещения;

Обмен опытом (наставничество, педагогическая практика);

Организация работы «Школы молодого воспитателя»;

Участие педагогов в работе методических объединений;

Повышение квалификации педагогов.

Контроль

Старший воспитатель осуществляет контроль за работой педагогов:

Систематически проверяет планы учебно-воспитательной работы;

По графику посещает НОД в группах;

Следит за выполнением годового плана работы, решений, принятых на заседаниях педсовета. И, конечно, каждый контроль имеет логическое завершение в виде обсуждения, рекомендаций, поощрения, внедрения и выявления опыта.

Работа с родителями и социумом - важное направление в деятельности старшего воспитателя, которое заключается в следующем:

- информирование родителей на родительских собраниях о содержании работы с детьми по разделам программы;

Подготовка стендов, папок-передвижек, посвященных семейному воспитанию и пр.;

Налаживание контактов с социокультурными учреждениями.

Создание предметно-развивающей среды

Организация пространства методического кабинета;

Приобретение пособий, методической литературы, игрушек;

Оформление стендов, выставок.

Творческой атмосфере в дошкольном учреждении способствует активная, поставленная на научную основу деятельность старшего воспитателя. Именно он должен показывать пример в стремлении овладеть новыми знаниями, в использовании нестандартных приемов в работе с детьми и педагогами. Старший воспитатель должен хорошо узнать каждого педагога и выбрать те формы и методы работы, которые, в конечном итоге, будут содействовать созданию коллектива единомышленников, главная цель которого – забота о благополучии и развитии самых маленьких членов общества.

ДОКУМЕНТЫ СТАРШЕГО ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ И ЕГО ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ

Методический кабинет в детском саду - это центр сбора педагогической информации. Для педагогов это «Копилка педагогической информации». В методическом кабинете также находятся следующие документы:

Нормативные документы;
- педагогическая литература;
- методическая литература;
- детская литература;
- передовой педагогический опыт;
- парциальные программы педагогов детского сада.

В методическом кабинете имеется обязательная документация .

Годовой план работы детского сада:
- Методическая работа с кадрами.
- Тетрадь протоколов заседаний Совета педагогов.
- Личный план работы с кадрами на месяц.
- Журнал поступления и учета литературы, пособий.
- Документация о состоянии учебно-воспитательной работы.
- Журнал учета использования воспитателями пособий, литературы, методических разработок.

Функция методиста не контролирующая, а направляющая. Основная деятельность методиста – это оперативная, индивидуализированная помощь каждому педагогу и особенно молодому специалисту в:

$1· Решение актуальных проблем, реализации потребностей, возникающих в образовательном процессе,

$1· Адаптации к новым условиях образовательного процесса,

$1· Планировании и организации профессионального развития и совершенствования.

Помощь методиста состоит в эффективном доведении до работника образования информации о новых условиях в форме текстов с необходимыми ссылками (как правило, размещаемых в Интернете, а также в бумажной форме), массовых бесед, обсуждений. Принципиальным является реагирование методиста на все возникающие в связи с новыми условиями вопросы. Эти вопросы задаются на обсуждениях, педсоветах. Индивидуальное занятие методиста с работником образования является наиболее ценным и дефицитным ресурсом методической деятельности.

При планировании индивидуального занятия методиста с работником последний представляет перечень направлений и вопросов, в которых он ожидает продвижение в ходе занятия, этот перечень корректируется и дополняется методистом. Методист формулирует индивидуальное задание для педагога, выполнение которого необходимо до проведения занятия, получает отчет о результате выполнения задания, проводит само занятие, формулирует задание для выполнения после занятия, фиксирует результат занятия непосредственно после него и отсроченный.
Методист подбирает нужную литературу по требованию педагога, помогает в подготовке к проведению занятия.

Организация методической работы в ДОУ

Подготовила заведующая

МБДОУ «Детский сад №3 «Соловушка»

Екатерина Владимировна Бобровская




Основной целью методической работы в нашем ДОУ на современном этапе является:

создание условий для формирования готовности педагогических кадров к работе в условиях реализации ФГОС дошкольного образования.


  • вовлекать каждого педагога в творческий поиск;
  • совершенствовать практические навыки профессиональной деятельности;
  • способствовать созданию и сохранению в коллективе педагогов атмосферы психологического комфорта и творчества, желания делиться педагогическим опытом;
  • способствовать развитию педагогического мышления, создать благоприятную атмосферу для творческой работы всех участников профессионального мастерства.


Основными направлениями интегрированного подхода в работе с педагогическим коллективом является:

  • повышение профессионального мастерства педагогов;
  • самообразование;
  • саморазвитие через разные формы методической работы;
  • обновление педагогического процесса в рамках инновационного режима;

  • взаимодействие и интегрирование всех участников образовательного процесса;
  • методическое обеспечение интегрированного подхода к организации педагогического процесса;
  • поиск и реализация методов педагогического сотрудничества с семьями воспитанников.

В ДОУ обновляются формы и методы организации методической работы.

Наиболее целесообразными формами методической работы выступают интерактивные формы.

Интерактивная форма – это способ взаимодействия и воздействия друг на друга.



Наиболее эффективными формами организации методической работы являются:

  • педсовет;
  • семинары, семинары-практикумы;
  • открытые просмотры;
  • медико-педагогические совещания;
  • консультации;
  • педагогическая мастерская;
  • мастер-классы;
  • «круглые столы»;
  • проектная деятельность;
  • методические объединения.

Одной из наиболее эффективных форм оказания методической помощи и повышения квалификации педагогов в ДОУ является семинар-практикум.

Основная цель его проведения - обновление теоретических знаний, совершенствование навыков и развитие практических умений в связи с необходимостью освоения новых способов решения профессиональных задач.


Проведенные семинары практикумы на уровне ДОУ:

  • «Современные технологии эффективной социализации дошкольников в ДОУ в соответствии с ФГОС»,
  • «Проектный метод деятельности в ДОУ»,
  • «Формирование психологического микроклимата в группах детского сада».

На муниципальном уровне были проведены семинары-практикумы для всех категорий дошкольных работников:

Учителей-логопедов - «Создание специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья»;

Воспитателей – «Развитие речи детей дошкольного возраста в процессе познавательно-исследовательской деятельности»:,


Инструкторов физической культуры «Инновационные подходы к физкультурно-оздоровительной работе в ДОУ».

Музыкальных руководителей – «Формирование музыкально-ритмических движений детей дошкольного возраста»


Активно используется в методической работе ДОУ игровое моделирование по различным проблемам:

  • «Познавательно-речевое развитие дошкольников»;
  • «Воспитание ребенка как субъекта физкультурно-оздоровительной деятельности»;

  • «Комплексно-тематический принцип организации педагогического процесса – как условие реализации ФГОС к структуре основной образовательной программы дошкольного образования»;
  • «Обучение дошкольников рассказыванию по картине как одно из направлений работы по формированию связной речи».

Мастер – класс.

Его основная цель – знакомство с педагогическим опытом, системой работы, авторскими находками и всем тем, что помогло педагогу достичь наилучших результатов.

Мастер – класс можно проводить как внутри ДОУ, так и для педагогов других ДОУ.

На уровне ДОУ были проведены мастер-классы:


  • «Развитие речи дошкольников в процессе работы с бумагой в технике «Квиллинг»;
  • «Развитие интегративных качеств дошкольников в театрализованной деятельности»;

  • «Художественно-эстетическое развитие дошкольников в технике «Карвинг»;
  • «Развитие личности ребенка в познавательно-исследовательской деятельности».

Педагогическая мастерская

Цель: педагог-мастер знакомит членов педагогического коллектива с основными идеями своей воспитательно-образовательной системы и практическими рекомендациями по ее реализации. Также идет выполнение индивидуально-практических заданий с прицелом на дальнейшее использование в работе с детьми


Были представлены педагогические мастерские:

  • «Развитие логического мышления посредством развивающих игр»,
  • «Развитие творческих способностей дошкольников в работе с тестом».

Направление методической работы - методический кабинет, как центр методической работы.

Центром всей методической работы ДОУ является методический кабинет. Ему принадлежит ведущая роль в оказании педагогам помощи в организации образовательного процесса, обеспечении их непрерывного саморазвития, обобщении передового педагогического опыта, повышении компетентности родителей в вопросах воспитания и обучения детей.



В методическом кабинете ДОУ постоянно действуют выставки:

  • Идет аттестация!
  • К праздничным датам.
  • Подготовка к педсовету.

В методическом кабинете также представлены материалы, отражающие мастерство педагогов:

  • материал семинаров-практикумов;
  • план – график повышения квалификации педагогов;
  • план аттестации педагогических кадров;
  • передовой педагогический опыт.

Таким образом, в рамках выполнения основных задач методической работы методический кабинет является центром сбора педагогической информации, а также творческой лабораторией для педагогов и родителей.


Наиболее эффективными являются следующие формы повышения профессионального уровня:

Курсовая подготовка;

Участие в работе творческих групп, клубов;

Участие в методических объединениях.

Старший воспитатель организует и контролирует работу педагогов по самообразованию, относящуюся к активным формам повышения квалификации, и помогает выбрать тему, приоритеты в формах и средствах, спрогнозировать результат.


Темы по самообразованию педагогов ДОУ

1 . КарпенкоА.А. воспитатель «Роль сказки в воспитании дошкольника»

2.Преснякова Е.Н.- воспитатель «Занимательная математика»

3.ЖаркихО.Г.учитель-логопед « Пальчиковая гимнастика в речевых группах»

4.Толстых Л.Г. учитель-логопед «Изучение моделирования» связной речи у детей с общим недоразвитием речи приемами мнемотехники»

5. Некрасова Л. В. – воспитатель «Воспитание нравственных чувств у дошкольников через театрализованную деятельности».

6.Казакова А.В. - воспитатель «Изучение игр как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста»

7.Тихонова Л.П. воспитатель «Игрушки в нравственном воспитании малыша»


8. Коломыцева А.В. воспитатель «Духовно-нравственное воспитание дошкольников»

9. Караева М.В.- воспитатель «Патриотическое воспитание дошкольников.»

10.Назаренко Н.В. «Развитие эмоционально-волевой сферы в процессе сказкотерапии»

11. Шулешова Н.М. проеподаватель « Нравственно - эстетическое, воспитание на занятиях по изодеятельности»

12.Дмитракова В.Н. - инструктор ФИЗО «Новые подходы в воспитании физически здорового ребёнка»

13.Давыдова М.А. - воспитатель «Развитие речи детей и приобщение их к художественной литературе

14.Ференц С.С. воспитатель «Экологическое воспитание дошкольников»


15. Лазарева Е. В. - воспитатель «Работа с родителями».

16. Якубовская И.А. - воспитатель «Занимательная математика”

17. Романова Л.Н. - воспитатель «Нравственное воспитание детей на современном этапе»

18. Вдовченко Л.А.- воспитатель «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников»

19. Бессонова Р. Н. - музыкальный руководитель «Народное творчество в жизни дошкольника»

20. Петрова О.А. музыкальный руководитель «Народное творчество. Танцы народов мира».

21.Карташова О.А. «Развитие связной речи у дошкольников»


Выявление, изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта.

Передовой опыт представляет собой высокое мастерство педагога и является движущей силой улучшения воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, решает определенные цели с наименьшей затратой времени, с применением оптимальных форм и методов работы, способствует достижению более качественных результатов.

Передовой опыт – результат творческого поиска педагогов, где сливается воедино творческое, новаторское и в тоже время традиционное начало.


На первом этапе осуществляется предварительное детальное и всестороннее изучение опыта педагога. Только совокупность использования различных методов исследования опыта (наблюдение и анализ образовательного процесса, беседы с воспитателем и детьми, анализ педагогической документации, проведение экспериментальной работы) позволит объективно оценить и рекомендовать его как передовой.

На втором этапе передовой педагогический опыт обобщается, т.е. описывается. Существует алгоритм описания передового педагогического опыта комплексом информационно-педагогического модуля: сообщение, запись педагогической информации.

Третьим этапом является распространение и внедрение передового педагогического опыта.

В рамках ДОУ этому способствуют такие формы работы как педагогические чтения, выставки, взаимопосещения, открытые просмотры и т.д.


К групповым формам относятся:

Участие педагогов в методических объединениях района, МДОУ;

Организация теоретических и научно-практических конференций;

Педсоветы.

К индивидуальным относятся:

Наставничество,

Взаимопосещения,

Самообразование,

Индивидуальные консультации.


Для того чтобы сделать правильный выбор для своего коллектива форм и методов, мы руководствуемся:

Целями и задачами ДОУ;

Количественным и качественным составом коллектива;

Сравнительной эффективностью форм и методов работы;

Особенностями образовательного процесса;

Материальными, морально-психологическими условиями в коллективе;

Реальными возможностями;


Планирование методической работы

Планирование осуществляется на аналитической основе:

Анализ внешней среды ДОУ (учета требований социального заказа, нормативно-правовых документов);

Анализ состояния ДОУ (уровня здоровья, развития детей, степени овладения ими образовательной программы);

Уровня профессиональной компетентности коллектива, особенностей и потребностей родителей, школы;

В соответствии с целями и задачами методической работы осуществляется мониторинг ее эффективности. Данные мониторинга способствуют современности и действенности внесения корректив в организацию методической работы.


В методической работе ищем новые инновационные формы работы с педагогами,

но главное - любовь к детям.


Понять и исполнить желанье другого –

Одно удовольствие, честное слово!

Таким волшебником может стать каждый из вас. Главное – захотеть. Важно научить свое сердце быть чутким и добрым, окружить заботой и вниманием своих воспитанников.