О рассказе. И. А. Бунина. «В Париже

Рассказ И. А. Бунина «В Париже» входит в известный цикл «Тёмные аллеи». “Все рассказы этой книги только о любви, о её «тёмных» и чаще всего мрачных и жестоких аллеях”, - писал Бунин.

Сюжет произведения несложен, рассказ построен с соблюдением линейной последовательности. События точно “привязаны к календарю” и вписаны в географическое пространство. В этом сказывается особенность бунинской манеры - точность и предельная достоверность. “Сырой парижский вечер поздней осени” открывает повествование, “третий день Пасхи” - завершает.

Действия, описываемые в рассказе, неслучайно происходят в Париже (отсюда и название рассказа). После известных событий тысяча девятисот семнадцатого года здесь проживало огромное количество русских эмигрантов. Сам Бунин в 1920 году, навсегда расставшись с Родиной, эмигрировал во Францию. В Париже он жил долгие годы, в Париже и умер. К тому же столицу Франции называют городом любви. Может, поэтому герои встречаются в Париже и обретают неожиданное, недолгое, но сильное чувство.

Бывший офицер императорской армии, участник событий тысяча девятисот семнадцатого года и гражданской войны Николай Платоныч, как и многие другие, вынужден был покинуть родину, которую страстно любил.

Ольга Александровна - официантка в небольшой русской столовой, но её руки, “очень белые и благородной формы”, холёная кожа выдают былое благополучие и благородное происхождение.

Судьбы героев искалечены, семьи разбиты. тысяча девятисот семнадцатого год стал роковым для этих людей, теперь они вынуждены жить на чужбине и вести образ жизни, расходящийся с их возможностями и желаниями.

Повествование ведётся от третьего лица, и только благодаря автору мы проникаемся сочувствием к герою, “много испытавшему в жизни”, “живущему с постоянной раной в душе”. Сперва он мог показаться настоящим женоненавистником, циничным человеком. Достаточно вспомнить один из его мрачных афоризмов, произнесённый на французском: “Нет ничего более трудного, чем распознать хороший арбуз и порядочную женщину”. Позже мы узнаем, что личные причины заставили его столь нелестно отзываться о женщинах: жена бросила Николая Платоныча на второй год замужества ради красивого, “милого мальчика, гречонка”, который был чрезвычайно богат; “и в месяц-два не осталось и следа от чистой, трогательной девочки, которая просто молилась на белую армию”.

В ходе рассказа мы разгадаем в главном герое любящего, внимательного, нежного мужчину (он “отвернул край её перчатки, поцеловал кисть белой руки”) и услышим грустные размышления, помогающие понять внутренний мир Николая Платоныча: “Да из году в год, изо дня в день, втайне ждёшь только одного - счастливой влюблённой встречи, живёшь, в сущности, только надеждой на эту встречу…”

По-видимому, в жизни автора и его героя есть немало совпадений: и революция, что выпала на их долю и которую они не смогли принять; и Париж, который никогда не заменит им Россию; и любовные переживания, оканчивающиеся катастрофой.

Ольга Александровна, чуткая и нежная, возвращает герою желание любить и быть любимым. Появляется она в жизни Николая Платоныча неожиданно: “Вдруг его угол осветился…” Среди заурядной обстановки (“накрытые бумагой столики”, “рога стоячей вешалки”, “столик в дальнем углу”, “перечисление закусок и кушаний, частью напечатанное, частью написанное расплывшимися лиловыми чернилами на просаленном листе”) это и на самом деле кажется удивительным, чудесным посланием небес. Всё в ней - приятный голос, русское происхождение, лёгкая улыбка, следы благородства - притягивает. И вот уже Николай Платоныч с удовольствием думает о молодой женщине, краснеет и смущается при намёке на зародившееся чувство.

Николай Платоныч - глубоко интеллигентный человек. И хотя в жилах его течёт “голубая кровь”, он не столько страдает от скромных условий жизни (“небольшая квартирка в Пасси”), сколько терзается оттого, что моральные устои и качества обесцениваются и вырождаются. С какой горечью он цитирует Ольге Александровне отрывок из брачного объявления, где некая дама желает обрести обеспеченного мужа, причём “интеллигентность не обязательна”.

Люди, окружающие героев, неприятны, обстановка раздражает. “Густо и черно поднимался по лестницам народ, газетчик резко выкрикивал… низким утиным кряканьем”; “толстый, с багровыми щеками шофёр…” Это делает картину жизни мрачной и нагнетает тоску.

Как всегда у Бунина, важную роль в раскрытии характеров играет природа, пейзаж. Неслучайно дождь владычествует в повествовании, вызывая ненастье: ненастье в душе, ненастье в природе - всё согласовано.

Обратим внимание на краски: пейзаж серый, тусклый, цвета мрачные, мутные, иногда тревожные (“мглистое небо над Парижем мутно краснело”). Роль такой зарисовки - то сливающейся, то контрастирующей с внутренним состоянием героев - помочь глубже понять драму человеческих сердец.

Итак, выбрав две судьбы, два характера, Бунин показал трагедию России. Тысячи элегантных дам становились официантками, тысячи лучших умов вынуждены были прозябать в чужой стране. Наверное, спасало и утешало одно - любовь.

Настоящая любовь, по Бунину, - любовь-вспышка, любовь-миг - торжествует и в этом рассказе, обрываясь на самой, казалось бы, светлой и радостной ноте. Развязка трагическая: “На третий день Пасхи он умер…” Обстоятельства мешают любви не случайно - они “останавливают мгновенье”, пока любовь не опошлилась, не погибла.

Прекрасно обрести любовь, страшно потерять её, но всё же, как утверждал Бунин, она составляет самые лучшие мгновенья жизни.

Как скачать бесплатное сочинение? . И ссылка на это сочинение; О рассказе. И. А. Бунина. «В Париже» уже в твоих закладках.
Дополнительные сочинения по данной теме

    1. Вечное и "вещное" в изображении Бунина (на материале рассказа "Господин из Сан-Франциско"). 2. Предметная детализация и символика в рассказе "Господин из Сан-Франциско". 3. Проблема социального и космического зла в рассказе Бунина "Господин из Сан-Франциско". 4. Философия жизни и смерти в рассказах Бунина "Господин из Сан-Франциско" и "Легкое дыхание". 5. "Дар имени..." (употребление собственных имен в рассказах Бунина "Господин из Сан-Франциско" и "Легкое дыхание"). 6. "Лики любви" в цикле рассказов
    Все рассказы, написанные с 1937 по 1944 год, Бунин объединил в книгу Тёмные аллеи. Он пишет о лете, осени, дне и ночи, о горе, счастье, порой кратком миге радости или боли. На первый план у Бунина выходит обращение к вечным темам любви и смерти. Но о любви Бунин пишет жуткие вещи. Взять хотя бы следующую фразу: Он был очень влюблен, а когда очень влюблен, всегда стреляют себя Но если бы
    "Я... прежде всего поэт". (Бунин начал печататься как автор стихов и рассказов. Даже став прославленным писателем, он оставался поэтом. Всем его произведениям присущи поэтическое восприятие жизни, лиризм повествования, своя ритмическая организация. Только в лирических стихах Бунин прямо говорит о своих привязанностях, о том, что любил всю жизнь.) Основные темы лирики Бунина: Любовь к родине. (Родина для Бунина это и неприветливые хутора с нищими избами крестьян ("На хуторе"), и помещичьи усадьбы,
    1994 год Алданов М. Об искусстве Бунина. - 7–8. Каплан И. Человек без имени: «Господин из Сан-Франциско». - 45. Эткинд Е. Крупный план слова. - 31. 1995 год Бельская Л. Иван Бунин. Викторина. 11-й класс. - 6. Ваншенкин К. Лирика Ивана Бунина. - 6. Волчкова Л. Иван Бунин - в 5-м и 7-м классах. - 45. Гостев В. Кроссворд «И. А. Бунин». - 6. Дмитренко С. Почему умерла Натали? - 6. Каплан И. В чём смысл рассказа «Лёгкое
    Одна из черт присутствия лирического начала в ранней прозе Бунина - бессюжетность. Но рассказ “Танька” бессюжетным никак не назовешь, поэтому у некоторых исследователей возникает впечатление, что этот рассказ не является характерным для литературной манеры Бунина. Танька инсценированный рассказ артисты: Зинаида Бокарева, Виктор Хохряков Биография И. А. Бунина Русский писатель: прозаик, поэт, публицист. Иван Алексеевич Бунин родился 22 октября (по старому стилю - 10 октября) 1870 года в Воронеже, в
    Книга "Темные аллеи" стала важнейшим событием в творчестве Бунина последних лет. Первые одиннадцать рассказов были изданы в Нью-Йорке в 1943-м, а полностью книга вышла в Париже в 1946 году. "Темные аллеи" - уникальное произведение не только потому, что в ней все 38 новелл - о любви. Бунин создавал эту книгу во время Второй мировой войны, живя во французском городе Грассе. Воевала Франция, решалась судьба России, и Бунин с тревогой следил
    Рассказ «холодная осень» был написан И. А. Буниным в 1944 году. Это тяжелое время для всего мира в целом. Идет вторая мировая война. Она сильно повлияла на жизнь Бунина. Он, уже находясь в эмиграции из СССР во Франции, был вынужден покинуть Париж, так как в него вошли немецкие войска. Действие же рассказа начинается в начале первой мировой войны, в которую Россия была втянута европейскими интригами. У обрученных из-за войны рушится семья.
Иван Алексеевич Бунин продолжает традиции русской классической литературы. Непревзойденным его шедевром становится цикл рассказов о любви «Темные аллеи». Писатель пытается в произведениях этого цикла описать любовь во всех ее проявлениях: и когда она едва зарождается, и когда возникает резко, озаряя всех вокруг. Все свои чувства и мысли автор излил на бумагу, оставив после себя замечательное наследие.

Сам писатель считал этот сборник вершиной своего мастерства. Он понимал значение своего творчества. И о своем цикле рассказов пишет так:

«Все рассказы в этой книге о любви. О самых темных и жестоких ее аллеях»


Рассказ «В Париже» вошёл во вторую часть цикла «Тёмные аллеи». Он был написан в 1940 году, и в 1943 увидел свет.

Смысл названия рассказа «В Париже»

Произведение Бунина называется «В Париже», указывая то место, где происходят действия. Но это название было выбрано автором неслучайно. Из истории известно, что, не приняв революцию 1917 года и не желая жить при советской власти, многие русские люди покинули свою Родину, особенно это касалось дворянства. Среди таких эмигрантов был и сам писатель, который покинул Россию навсегда в 1920 году. Иван Алексеевич долгие годы прожил во Франции, там же и умер, хотя своими мыслями и думами он навсегда оставался со своей любимой родиной.

Известно, что Париж называют еще и городом любви, что, возможно, укрепило решение автора так называет свое произведение. Ведь по сюжету рассказа Иван Алексеевич помогает своим персонажем встретиться во французской столице, и именно здесь они испытывают сильное чувство, которое длится недолго, но делает людей счастливыми.

Сюжет рассказа



Главный герой – Николай Платаныч, который был активным участником революционных событий 1917 года, но только защищал самодержавие и старые крепостные порядки в России. Бывший офицер армии императора покинул свою родину, Россию, хотя очень сильно ее любил. Это была вынужденная эмиграция.

Главной героиней рассказа «В Париже» является Ольга Александровна. Известно, что она благородных кровей и на это указывает сам писатель, описывая ее руки: «очень белые и благородной формы». Но не только руки указывает на дворянское происхождение героини. Описывает автор и ее кожу, которая еще сохранила свое былое благополучие и благородное ее происхождение. Но теперь она эмигрантка и вынуждена работать в небольшой русской столовой.

Герои покидают свою страну после 1917 года. Эмиграция лишает их благополучной и беззаботной жизни и заставляет жить на чужбине. Но узнает читатель и о личной семейной драме главного героя. Он ненавидит женщин, так как жена бросила его, едва прожив с ним год. И променяла его, офицера, на миленького «гречонка», который был очень богат. Вскоре, месяца через два, он случайно встретил свою жену и не узнал ее. Его бывшая жена не казалась ему уже такой трогательной и чистой, какой была раньше, да и о белой армии она отзывалась негативно.

Встреча с нежной, прекрасной и чуткой женщиной помогает вернуть смысл жизнь главного героя. Ольга Александровна появилась совсем неожиданно и осветила все вокруг. Хотя реальность была самая обыкновенная вокруг нее. Теперь его главное желание, быть любимым и самому любить, исполняется. Ольга Александровна прекрасна во всем:


Все эти очаровательные черты притягивают мужчину. Теперь все мысли Николая Платаныча заняты этой женщиной, ему приятно думать о ней, но при этом он немного смущается и краснеет. Так зарождается прекрасное и чудесное чувство в его душе, покоряя сердце, и направляя мысли только к любимой.

Николай Платаныч живет скромно, но этого его нисколько не смущает. Его мучает то, что теряются у людей нравственные качества, ценности в обществе становятся другими. Так, он замечает объявление в газете о том, что некая дама желает познакомиться, но главное условие для нее это богатство, а не интеллигентность. Это настолько поражает и задевает героя, что он даже цитирует с осуждением и гневом это объявление Ольге Александровне.Но обстановка, которая окружает влюбленных героев, неприятна. Кругом снует народ, оставляя после себя лишь грязь, газетчики кричат неприятным голосом, даже шофер толстый и неприятный. Все эти картины реальной жизни навевают тоску. А в конце рассказа герой неожиданно умирает.

Художественные особенности



Сюжет рассказа строится по особенной линейной последовательности, хотя писатель создает произведение с простым сюжетом. Особым бунинским приемом является точное следование события и датам, и тому месту, которое легко можно найти на карте. Соблюдается эта особенность в этом рассказе, что придает ему достоверность. Так, известно, что все события, о которых писатель повествует в своем рассказе, начинаются в один из вечеров глубокой осени, а заканчиваются они во время Пасхи, когда шел примерно уже ее третий день.

Интересной особенностью бунинской прозы является его умение обратиться к читателю так, чтобы он смог сочувствовать своему герою. Бунин использует прием повествования от третьего лица. А речь своего персонажа писатель насыщает французскими афоризмами. Например, главный герой угрюмо говорит: «Нет ничего более трудного, чем распознать хороший арбуз и порядочную женщину».

В раскрытии характеров Бунину опять помогает литературный прием – пейзажные зарисовки. Очень часто в сюжете идет дождь, который является символом ненастья. Ведь в рассказе «В Париже» ненастье не только в природе, но еще большее ненастье происходит в душе главного героя. Краски для изображения пейзажа писатель использует тусклые и неяркие, которые иногда переходят в тревожные оттенки. Например, для описания парижского неба Иван Алексеевич использует такие краски, как мутно-красные, мглистые.

Анализ рассказа «В Париже»



Несмотря на трагедию в личной жизни, мужчина, главный герой, все равно остается внимательным, заботливым и очень нежным. Он благородно и внимательно обращается с Ольгой Александровной. Бунин описывает, как аккуратно он берет ее руку, отворачивает перчатку и целует кисть.

Писатель показывает и внутренний мир персонажа - это ранимая и тонкая личность. И хотя размышления Николая Платаныча печальны и грустны, он живёт надеждой и верой. Он надеяться на встречу, которая будет таить в себе любовь и загадочность: «Из году в год, изо дня в день, втайне ждёшь только одного - счастливой влюблённой встречи, живёшь ею».

Жизни главного герои и писателя во многом совпадают. Они одинаково страдают вдали от родины, не принимаю революцию и те события, которые она принесла с собою. И Бунин, и герой его рассказа Николай Платаныч, покидая Россию, приезжают в Париж, но французский город не может им заменить родину. У Ивана Алексеевича, как и у его персонажа была в жизни сильная любовь, которая окончилась трагедией.

Проблематика рассказа «В Париже»



В произведении Бунина очень много проблем, которые он затрагивает. Прежде всего, стоит выделить следующие:

★ Одиночество. Когда главного героя бросила жена мужчина замкнулся, ушел в свой мир. Он не видит среди окружающих его людей тех, кто мог бы понять и разделить его мысли. Отсюда и зажатость его речи, и грустные глаза героя, о которых с печалью пишет Бунин в своем рассказе.

★ Отдаление от всего общества. Герои живут прошлым, поэтому и не понимают тех людей, которые живут настоящим, плачут и смеются. Они просто отдаляются от них. Даже на комедийном фильме они не смеются, хотя все просто умирали от смеха. Им непонятен этот смех, и это уже трагично.


Основная тема произведения – жизнь и любовь в эмиграции. Идея рассказа «В Париже» заключается в том, что в эмиграции даже настоящая любовь не может развиваться, она становится искусственной. Ведь герои, оторванные от своей родины, просто ухватились за свое новое чувство, за любовь, как за последний шанс почувствовать родственную душу. Но у такой любви не может быть и продолжения. Поэтому эта история заканчивается трагедией. Бунин смертью Николая лишает Ольгу Александровну не только будущего, но и надежды на будущее. По мнению писателя, такой финал произведения оправдан. Ведь Иван Алексеевич на основе своих наблюдений и своего же жизненного опыта давно определился с тем, что любовь не может быть счастливой в том обществе, где она не является ценностью, где царит другая мораль и нравственность.

Выбрав две человеческие судьбы и два сильных характера, писатель показал огромнейшую трагедию своей родины – России. Ведь интеллигенция, лучшие умы и благородные дамы вынуждены были покинуть родину, не жить, а существовать, прозябать в чужом краю, в чуждой для них стране. И единственное утешение они могли найти лишь в любви. Это огромное и прекрасное чувство было спасением для эмигрантов. Любовь в рассказе Бунина это всего лишь небольшой миг, радостный и торжественный, которому не суждено долго просуществовать. И он обрывается, когда любовь вносит свет в пустую жизнь героев. Такую развязку писатель использует для того, чтобы любовь не приелась, чтобы она не смогла стать обыденной вещью и не опошлилась.

Несмотря на такую трагедию, любовь – это самое прекрасное чувство, данное человеку в утешение.

О рассказе И.А.Бунина «В Париже»

Людмила Сабаева, Нина Куликова

г. Краснотурьинск, Свердловская область

Рассказ И.А.Бунина «В Париже» входит в известный цикл «Тёмные аллеи». “Все рассказы этой книги только о любви, о её «тёмных» и чаще всего мрачных и жестоких аллеях”, - писал Бунин.

Сюжет произведения несложен, рассказ построен с соблюдением линейной последовательности. События точно “привязаны к календарю” и вписаны в географическое пространство. В этом сказывается особенность бунинской манеры - точность и предельная достоверность. “Сырой парижский вечер поздней осени” открывает повествование, “третий день Пасхи” - завершает.

Действия, описываемые в рассказе, неслучайно происходят в Париже (отсюда и название рассказа). После известных событий 1917 года здесь проживало огромное количество русских эмигрантов. Сам Бунин в 1920 году, навсегда расставшись с Родиной, эмигрировал во Францию. В Париже он жил долгие годы, в Париже и умер. К тому же столицу Франции называют городом любви. Может, поэтому герои встречаются в Париже и обретают неожиданное, недолгое, но сильное чувство.

Бывший офицер императорской армии, участник событий 1917 года и гражданской войны Николай Платоныч, как и многие другие, вынужден был покинуть родину, которую страстно любил.

Ольга Александровна - официантка в небольшой русской столовой, но её руки, “очень белые и благородной формы”, холёная кожа выдают былое благополучие и благородное происхождение.

Судьбы героев искалечены, семьи разбиты. 1917 год стал роковым для этих людей, теперь они вынуждены жить на чужбине и вести образ жизни, расходящийся с их возможностями и желаниями.

Повествование ведётся от третьего лица, и только благодаря автору мы проникаемся сочувствием к герою, “много испытавшему в жизни”, “живущему с постоянной раной в душе”. Сперва он мог показаться настоящим женоненавистником, циничным человеком. Достаточно вспомнить один из его мрачных афоризмов, произнесённый на французском: “Нет ничего более трудного, чем распознать хороший арбуз и порядочную женщину”. Позже мы узнаем, что личные причины заставили его столь нелестно отзываться о женщинах: жена бросила Николая Платоныча на второй год замужества ради красивого, “милого мальчика, гречонка”, который был чрезвычайно богат; “и в месяц-два не осталось и следа от чистой, трогательной девочки, которая просто молилась на белую армию”.

В ходе рассказа мы разгадаем в главном герое любящего, внимательного, нежного мужчину (он “отвернул край её перчатки, поцеловал кисть белой руки”) и услышим грустные размышления, помогающие понять внутренний мир Николая Платоныча: “Да из году в год, изо дня в день, втайне ждёшь только одного - счастливой влюблённой встречи, живёшь, в сущности, только надеждой на эту встречу…”

По-видимому, в жизни автора и его героя есть немало совпадений: и революция, что выпала на их долю и которую они не смогли принять; и Париж, который никогда не заменит им Россию; и любовные переживания, оканчивающиеся катастрофой.

Ольга Александровна, чуткая и нежная, возвращает герою желание любить и быть любимым. Появляется она в жизни Николая Платоныча неожиданно: “Вдруг его угол осветился…” Среди заурядной обстановки (“накрытые бумагой столики”, “рога стоячей вешалки”, “столик в дальнем углу”, “перечисление закусок и кушаний, частью напечатанное, частью написанное расплывшимися лиловыми чернилами на просаленном листе”) это и на самом деле кажется удивительным, чудесным посланием небес. Всё в ней - приятный голос, русское происхождение, лёгкая улыбка, следы благородства - притягивает. И вот уже Николай Платоныч с удовольствием думает о молодой женщине, краснеет и смущается при намёке на зародившееся чувство.

Николай Платоныч - глубоко интеллигентный человек. И хотя в жилах его течёт “голубая кровь”, он не столько страдает от скромных условий жизни (“небольшая квартирка в Пасси”), сколько терзается оттого, что моральные устои и качества обесцениваются и вырождаются. С какой горечью он цитирует Ольге Александровне отрывок из брачного объявления, где некая дама желает обрести обеспеченного мужа, причём “интеллигентность не обязательна”.

Люди, окружающие героев, неприятны, обстановка раздражает. “Густо и черно поднимался по лестницам народ, газетчик резко выкрикивал… низким утиным кряканьем”; “толстый, с багровыми щеками шофёр…” Это делает картину жизни мрачной и нагнетает тоску.

Как всегда у Бунина, важную роль в раскрытии характеров играет природа, пейзаж. Неслучайно дождь владычествует в повествовании, вызывая ненастье: ненастье в душе, ненастье в природе - всё согласовано.

Обратим внимание на краски: пейзаж серый, тусклый, цвета мрачные, мутные, иногда тревожные (“мглистое небо над Парижем мутно краснело”). Роль такой зарисовки - то сливающейся, то контрастирующей с внутренним состоянием героев - помочь глубже понять драму человеческих сердец.

Итак, выбрав две судьбы, два характера, Бунин показал трагедию России. Тысячи элегантных дам становились официантками, тысячи лучших умов вынуждены были прозябать в чужой стране. Наверное, спасало и утешало одно - любовь.

Настоящая любовь, по Бунину, - любовь-вспышка, любовь-миг - торжествует и в этом рассказе, обрываясь на самой, казалось бы, светлой и радостной ноте. Развязка трагическая: “На третий день Пасхи он умер…” Обстоятельства мешают любви не случайно - они “останавливают мгновенье”, пока любовь не опошлилась, не погибла.

Прекрасно обрести любовь, страшно потерять её, но всё же, как утверждал Бунин, она составляет самые лучшие мгновенья жизни.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта


Когда он был в шляпе, - шел по улице или стоял в вагоне метро, - и не видно было, что его коротко стриженные красноватые волосы остро серебрятся, по свежести его худого, бритого лица, по прямой выправке худой, высокой фигуры в длинном непромокаемом пальто, ему можно было дать не больше сорока лет. Только светлые глаза его смотрели с сухой грустью и говорил и держался он как человек, много испытавший в жизни. Одно время он арендовал ферму в Провансе, наслышался едких провансальских шуток и в Париже любил иногда вставлять их с усмешкой в свою всегда сжатую речь. Многие знали, что еще в Константинополе его бросила жена и что живет он с тех пор с постоянной раной в душе. Он никогда и никому не открывал тайны этой раны, но иногда невольно намекал на нее, - неприятно шутил, если разговор касался женщин:

Rien n"est plus difficile que de reconnaitre un bon melon et une femme de bien .

Однажды, в сырой парижский вечер поздней осенью, он зашел пообедать в небольшую русскую столовую в одном из темных переулков возле улицы Пасси. При столовой было нечто вроде гастрономического магазина - он бессознательно остановился перед его широким окном, за которым были видны на подоконнике розовые бутылки конусом с рябиновкой и желтые кубастые с зубровкой, блюдо с засохшими жареными пирожками, блюдо с посеревшими рублеными котлетами, коробка халвы, коробка шпротов, дальше стойка, уставленная закусками, за стойкой хозяйка с неприязненным русским лицом. В магазине было светло, и его потянуло на этот свет из темного переулка с холодной и точно сальной мостовой. Он вошел, поклонился хозяйке и прошел в еще пустую, слабо освещенную комнату, прилегавшую к магазину, где белели накрытые бумагой столики. Там он не спеша повесил свою серую шляпу и длинное пальто на рога стоячей вешалки, сел за столик в самом дальнем углу и, рассеянно потирая руки с рыжими волосатыми кистями, стал читать бесконечное перечисление закусок и кушаний, частью напечатанное, частью написанное расплывшимися лиловыми чернилами на просаленном листе. Вдруг его угол осветился, и он увидал безучастно-вежливо подходящую женщину лет тридцати, с черными волосами на прямой пробор и черными глазами, в белом переднике с прошивками и в черном платье.

Хорошего же вы мнения о нас! - безразлично ответила она и пошла за водкой и селедкой. Он посмотрел ей вслед - на то, как ровно она держалась, как колебалось на ходу ее черное платье... Да, вежливость и безразличие, все повадки и движения скромной и достойной служащей. Но дорогие хорошие туфли. Откуда? Есть, вероятно, пожилой, состоятельный “ami”... Он давно не был так оживлен, как в этот вечер, благодаря ей, и последняя мысль возбудила в нем некоторое раздражение. Да, из году в год, изо дня в день, втайне ждешь только одного, - счастливой любовной встречи, живешь, в сущности, только надеждой на эту встречу - и все напрасно...

Презентация на тему: А. И. Бунин. Тёмные аллеи. В Париже

















1 из 8

Презентация на тему: А. И. Бунин. Тёмные аллеи. В Париже

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

Краткая биография И.А. Бунина БУНИН Иван Алексеевич (1870 - 1953) - писатель. Род. в старинной обедневшей дворянской семье. Детство Бунин провел в небольшом родовом имении в деревенской глуши Орловской губ. Учеба началась с появлением в доме студента Н.О. Ромашкова, оказавшего на мальчика огромное влияние: с ним Бунин прочел впервые стихи, после чего ему захотелось писать самому. В 1881-1886 Бунин учился в Елецкой гимназии, к-рую не закончил. Обучение Бунин продолжил его старший брат Юлий, воспитавший в Б. вольнолюбие и сострадание к обездоленным. Свои первые стихи и рассказы Бунин напечатал в 17 лет. После лит.-критической статьи о знакомом поэте Бунин был приглашен на работу в редакцию газ., где выполнял обязанности от корректора до театрального критика. К 30 годам Бунин уже стал известным писателем. Рассказы "Танька", "Антоновские яблоки", сб. стихов "Листопад" и перевод "Песни о Гайавате" Г. Лонгфелло поражали художественно отточенным языком, виртуозностью и в то же время простотой. Бунин был избран почетным академиком и почетным членом Общества любителей росс. словесности. В 1900 Бунин смог впервые уехать в заграничное путешествие. Никогда не имевший и не желавший иметь свой дом, он жил вечным странником, объездившим Европу, Азию, Ближний Восток и Африку. В 1915-1916 были изданы "Чаша жизни" и "Господин из Сан-Франциско" - лучшее, что было написано Б. в дореволюционной России. Б. встретил резким неприятием Февральскую и Октябрьскую рев. Не принимавший ни социализма, ни коллективизма, Б. в 1920 вместе с женой покинул Россию. За 33 года, прожитых во Франции, страна не стала для него родной. Его роман "Жизнь Арсеньева" получил в 1933 Нобелевскую премию "за правдивый артистический талант, с которым он воссоздал в художественной прозе типичный русский характер". Во время фашистской оккупации Франции Б. отказался от сотрудничества с нацистами; прятал скрывавшихся евреев. В 1937-1945 жил в крайней бедности, но писал рассказы, объединенные в кн. "Темные аллеи", к-рую Б. считал "самой совершенной по мастерству". Б. писал воспоминания, приводил в порядок архив и пытался работать вплоть до последнего дня жизни.

№ слайда 3

Описание слайда:

«Темные аллеи» Начало XX века представило российской литературе галерею новых писателей, продолжавших лучшие традиции литературы XIX века. Иван Бунин вступил на свой творческий путь еще в 1895 году, но основной этап его творчества пришелся на первую половину XX века. Цикл рассказов «Темные аллеи» является непревзойденным шедевром Бунина. Сам писатель считал эту книгу самой совершенной по мастерству из всех своих работ. «Все рассказы в этой книге о любви, - писал Бунин. - О самых темных и жестоких ее аллеях». Действительно, тема любви является ведущей в цикле, но она неразрывна связана с темами природы, смерти... В «Темных аллеях» Бунин воспевает любовь во всех ее проявлениях: когда она остается неузнанной; когда она чуть теплиться, но не вспыхивает; когда она переходит в страсть. Мысль автора такова, что настоящая любовь не может длиться долго: она мгновенна, словно удар грома, словно вспышка, но затем она так же внезапно угасает. Любовь в произведениях Бунина не терпит длительности. Чтобы она не иссякла, не сошла на нет, необходимо расставание, расставание навсегда. Если герои не расстаются по своей воле, вмешивается рок.

№ слайда 4

Описание слайда:

Краткое содержание рассказа «В Париже» Бывший офицер императорской армии, участник событий 1917 года и гражданской войны Николай Платоныч, как и многие другие, вынужден был покинуть родину, которую страстно любил. Николай работает по заказу иностранных издательств в Париже. Однажды, он заходит в русскую столовую, и встречает там официантку Ольгу. Появляется она в жизни Николая Платоныча неожиданно: “Вдруг его угол осветился…” Среди заурядной обстановки это и на самом деле кажется удивительным, чудесным посланием небес. Всё в ней - приятный голос, русское происхождение, лёгкая улыбка, следы благородства - притягивает. Герои сразу же «находят», «узнают» друг друга в этом далеком от родины мире, где живут люди с совершенно иным самосознанием, где и Ольга, и Николай внутренне чувствуют себя чужими, неприкаянными, несмотря на внешнюю занятость. Встреча героев - та «счастливая встреча», которой ждал и на которую надеялся Николай. Но судьба, внезапно соединившая их, спустя некоторое время так же внезапно оборвала счастье этой пары - Николай умер от апоплексического удара в метро. Итак, Николай умирает, а Ольга остается одна, лишенная надежд на счастье и светлое будущее.

№ слайда 5

Описание слайда:

Герои рассказа Николаю было «не больше сорока лет», но «говорил и держался он как человек, много испытавший в жизни». Психологический портрет Николая, написанный Буниным, сразу же дает представление о характере этого человека. Николай не является скрытным, но речь его «сжата». «Сжатость» речи - признак, указывающий на то, что Николай не видит в окружающем обществе людей, способных понять его, разделить его мысли, хотя у него есть знакомые в предместьях Парижа. Во всем облике Николая сквозит одиночество. Поэтому «светлые глаза его» смотрят «с сухой грустью». Сперва Николай мог показаться настоящим женоненавистником, циничным человеком. Позже мы узнаем, что личные причины заставили его столь нелестно отзываться о женщинах: жена бросила Николая Платоныча на второй год замужества ради красивого и богатого, “милого мальчика, гречонка”. В ходе рассказа мы разгадаем в главном герое любящего, внимательного, нежного мужчину и услышим грустные размышления, помогающие понять внутренний мир Николая Платоныча Ольга - «женщина лет тридцати, с черными волосами на прямой пробор и черными глазами». О чувствах и характере Ольги Бунин при описании не сообщает почти ничего, но по ее репликам, по тому первому впечатлению, которое она произвела на Николая («Вежливость и безразличие, все повадки и движения скромной и достойной служащей»), можно сделать вывод, что характер этой женщины несет отпечаток той спокойной, однообразной жизни, не отягощенной проблемами и заботами, которую ведет Ольга.

№ слайда 6

Описание слайда:

Идея рассказа Рассказ И.А.Бунина В Париже входит в известный цикл Тёмные аллеи. Тема рассказа - жизнь и любовь в эмиграции. Сюжет произведения несложен, рассказ построен с соблюдением линейной последовательности. События точно привязаны к календарю и вписаны в географическое пространство. Николай Платоныч, как и многие другие, вынужден был покинуть родину, которую страстно любил. Ольга Александровна официантка в небольшой русской столовой. Судьбы героев искалечены, семьи разбиты. По-видимому, в жизни автора и его героев есть немало совпадений: и революция, что выпала на их долю и которую они не смогли принять; и Париж, который никогда не заменит им Россию; и любовные переживания, оканчивающиеся катастрофой. Люди, окружающие героев, неприятны, обстановка раздражает. “Густо и черно поднимался по лестницам народ, газетчик резко выкрикивал… низким утиным кряканьем”; “толстый, с багровыми щеками шофёр…” Это делает картину жизни мрачной и нагнетает тоску. Отчужденность героев по отношению к внешнему миру наиболее ярко проявляется во время просмотра фильма в кинотеатре. «Тут ужасно скучно и нечем дышать», - говорит Николай Ольге, хотя «из зала гремел вместе с рукоплесканиями отчаянно - радостный хохот». Это сопоставление серьезного и смешного придает трагическое звучание эпизоду. Как всегда у Бунина, важную роль в раскрытии характеров играет природа, пейзаж. Неслучайно дождь владычествует в повествовании, вызывая ненастье: ненастье в душе, ненастье в природе. Итак, выбрав две судьбы, два характера, Бунин показал трагедию России. Тысячи элегантных дам становились официантками, тысячи лучших умов вынуждены были прозябать в чужой стране. Наверное, спасало и утешало одно - любовь. Развязка трагическая: “На третий день Пасхи он умер…” Обстоятельства мешают любви не случайно - они “останавливают мгновенье”, пока любовь не опошлилась, не погибла. На первый взгляд, неожиданный финал рассказа становится вполне понятным и оправданным. Прекрасно обрести любовь, страшно потерять её, но всё же, как утверждал Бунин, она составляет самые лучшие мгновенья жизни.

Описание слайда: