Что такое звук объяснение в детском саду. Опыты для детей: как поймать звук? Громкие и тихие

Введение

Каждый звук - кусочек мира.
В каждом звуке - целый мир.
В звуках - вся моя квартира,
В звуках - тысячи квартир.
В звуках - улица большая
И огромная страна…
Звукам нет конца и краю
В звуках - Он! Оно! Она!
Звуки в радости и в скуке,
Звуки - свет и звуки - тень.
День заканчивают звуки,
Звуки начинают день.
Сергей Олексяк

Я выбрал именно эту тему для исследования, потому что, когда мы занимались с логопедом, мы говорили о звуках, на уроках чтения и русского языка тоже речь шла о звуках, на музыкальных занятиях опять мы встречались со звуками.

Актуальность. Звуки - часть нашей жизни. Мы применяем звук не задумываясь. Мне захотелось узнать, как появляются звуки, какие звуки нас окружают. Мне также стало интересно: все ли звуки мы слышим?
После того как я выбрал тему, мы определили цели и задачи работы.

Основная цель проекта — ответить на вопрос: как появляется звук, какие звуки нас окружают.

Для достижения этой цели я ставил перед собой следующие задачи:

  • Собрать материал о том, что такое звук.
  • Выяснить, как появляется звук.
  • Узнать, как мы слышим звуки.
  • Найти информацию о том, какие звуки бывают.
  • Исследовать звук опытным путем.

Гипотеза: Звук образуется, когда что - то дрожит. Дрожание предметов вызывает дрожание воздуха. Оно распространяется в виде волны. Звуки очень разные.

Вид исследовательской работы: исследовательско-творческий, краткосрочный, групповой.

Срок реализации: в течение трех недель.

Объектом исследования является звук.

Предметом исследования явилась возможность использования знаний о звуке в учебной и игровой деятельности.

План исследовательской работы:

  1. Выбор темы.
  2. Определение цели и задач.
  3. Составление плана работы.
  4. Сбор материала по теме исследования.
  5. Эксперименты.
  6. Подведение итогов.
  7. Определение выводов.

Методы исследования:

  1. Чтение книг по теме исследования.
  2. Поиск информациив Интернете.
  3. Опрос педагогов.
  4. Провести эксперименты, чтобы узнать больше о разных звуках.
  5. Изготовить несложные музыкальные инструменты.

Теоретическая часть
Теоретические сведения о природе звука

С рождения человек слышит различные звуки, которые служат источником информации об окружающем его мире. Что же такое звук?
Люди давно стали догадываться о том, как звуки рождаются, живут и «умирают». Звуки начали изучать ещё в далёкой древности.Наука о звуке называется - акустика. Первые наблюдения по акустике были проведены в VI веке до нашей эры. Пифагор установил связь между высотой тона и длиной струны или трубы издающей звук. В IV в. до н.э. древнегреческий философ и ученый Аристотель верно представил, как распространяется звук в воздухе. Необыкновенно искусны были мастера, изготавливавшие музыкальные инструменты, и музыканты, игравшие на них.
Мир звуков окружает нас и сейчас и со всех сторон. В наше время на человека в течение дня воздействуют самые разнообразные звуки. Да и сами мы любим пошуметь.
В детской энциклопедии «Я познаю мир. Физика» автор - составитель Ал. А. Леонович очень доступно рассказал о звуке.
Как же создать звук? Да очень просто - крикнуть, вот и все дела! Можно еще чем - нибудь постучать, например, молотком по гвоздю или кулаком в дверь. Или гаечным ключом по батарее отопления - все вокруг услышат. Ногами потопать, мячом похлопать. Посвистеть, в трубу подудеть. Или линейкой подребезжать.
На примере линейки можно буквально увидеть глазами, как рождается звук.Какое движение совершает линейка, когда мы закрепим один её конец, оттянем другой и отпустим его? Мы заметим, что он как будто бы затрепетал, заколебался. Звук создается коротким или долгим колебанием каких - то предметов Итак,звук - это упругие волны, распространяющиеся в среде и создающие в ней механические колебания. Среда может быть твердой, жидкой, газообразной. Можно сказать, что звук - это вибрация.Причина звука - вибрация тел, хотя эти колебания не заметны для нашего глаза. Она может распространяться в воздухе, в воде или дереве. И даже передаваться по нитке. Там, где нет воздуха, например, в космосе, звук не распространяется, там нечему передавать вибрацию.

Источники, классификация и характеристики звука
Источники звука могут быть искусственными и естественными.
1 Естественные Звуки речи людей, жужжание насекомых, голоса птиц, животных, звуки природы (грохот грома, шелест листьев, легкий плеск воды).
2 искусственные музыкальные инструменты, звуки работающих устройств, механизмов, транспорта.

На официальном сайте журнала «Наука и образование» я нашел определение термина «Классификация звуков».

Какие бывают звуки
№ Виды
звуков По форме и характеру ударной волны
1 Звуковые
удары Выстрел, взрыв, электрическая искра, при ударе
каких - либо тяжелых предметов
2 Шумы Шелест листьев, треск при ломке дерева, речь
людей
3 Музыкальные
звуки Звуки, издаваемые музыкальными инструментами,
певцами
Основными характеристиками звука являются частота и интенсивность колебаний, которые влияют на слух людей. Частота колебаний - это число полных колебаний за одну секунду. Эту единицу называют Герцем (Гц). Громкость звука измеряется в децибелах.

Как мы слышим?
Узнать окружающий мир нам помогают органы чувств. Люди слышат звуки ушами. Ухо - это приемник звуковой волны (рис 2).
Звучат только дрожащие предметы. Почему не все дрожащие предметы звучат? Например, если потрясти рукой, то ничего не услышишь. Дело в том, что наше ухо слышит звук только в том случае, если частота колебаний предмета больше 20, но меньше 16 тыс. колебаний в секунду. Причем чем больше частота колебаний, тем выше звук, который мы слышим.
Звук с частотой ниже 16 Гц. называется инфразвуком, а с частотой выше 20000 Гц. - ультразвуком. И тот, и другой мы не слышим. Инфразвуки слишком низки для нас, а ультразвуки - слишком высоки.
Инфразвук воспринимают кошки, собаки, киты. А дельфины, летучие мыши способны слышать ультразвуки. Инфразвук и ультразвукиспользуют в разных областях науки.
Мы можем различать высоту звука - его тон. Чем больше звуковые волны по размаху, тем громче звук (рис.3).
Рис.3.
На практике громкость измеряют в децибелах.
10 дБ - шепот;
20-30 дБ - норма шума в жилых помещениях;
40 дБ - тихий разговор;
50 дБ - разговор средней громкости;
70 дБ - шум пишущей машинки;
80 дБ - шум работающего двигателя грузового автомобиля;
100 дБ - громкий автомобильный сигнал на расстоянии 5-7 м;
120 дБ - шум работающего трактора на расстоянии 1 м;
130 дБ - порог болевого ощущения.
Все, что звучит громче спокойного разговора, для организма уже нагрузка. Непрерывный шум постепенно разрушает здоровье. Человек, постоянно подвергающийся воздействию шума, быстро переутомляется и становится раздражительным, забывчивым, чаще страдает от слабости и головокружения. Вот почему педагоги призывают нас не шуметь в школе - интернате и вести себя спокойно.

Экспериментальная часть
Эксперименты.

Я проделал несложные опыты, чтобы лучше понять - что же такое звук?
Эксперимент № 1- «Как возникает звук?»
Цель: понять причину возникновения звука.
Материал: Длинная линейка, натянутая струна, наше горло.
Один конец линейки прижимается к столу, а за свободный конец дергаем - возникает звук. Выясняем, что происходит в это время с линейкой. (Она дрожит, колеблется). Если коснутся линейки рукой-дрожание останавливается (звук прекращается).
Затем я рассматривал натянутую струну и выяснил, как заставить ее звучать (подергать; сделать так, чтобы струна дрожала), а потом остановить ее звучание, зажав рукой или каким-нибудь предметом).
Я прикладывал руку к горлу и говорил - мое горло дрожало.
Линейка, струна, горло дрожали и заставляли дрожать воздух вокруг себя. Эти колебания воздуха достигли моих ушей, и я услышал звуки.
Вывод: звук - это колебания, которые распространяются пространстве.
Эксперимент № 2- «Звук передается в разных средах»
Цель: доказать, что звук распространяется в разных средах.
Опыт первый.
Для этого опыта нужна нить и стаканчики, например, из-под катыка или ряженки. На дне стаканчиков мы сделали маленькое отверстие. Продели через них нитку и завязали внутри стаканчика узел, что бы нитка не выскользнула. То есть через стаканчики прошла длинная нить.Для демонстрации этого опыта нужно два человека.
Каждый взял по стаканчику и отошел друг от друга подальше, чтобы нитка натянулась. Один из насчто-нибудь прошептал в свой стаканчик, а другой услышал это в своем стаканчике.
Вывод: Звук передается через нитку.
Опыт второй.
Один из нас стучал по трубам в классе, другой слушал в соседнем классе.
Второй участник эксперимента слышал стук.
Вывод: Звук распространяется в металлах, то есть в твердых предметах.
Опыт третий.
Один участник эксперимента приложил ухо к стенке банки, наполненной водой, другой услышал всплеск брошенного в нее камушка. Если, купаясь в реке, опустить голову в воду так, чтобы погрузились и уши, можно услышать голоса людей на берегу.
Вывод: звук распространяется в воде, то есть в жидкостях.
Вывод по эксперименту №2: Звук распространяется в твердой, жидкой, газообразной среде.
Эксперимент № 3 - «Можно ли увидеть звук?»
Опыт первый. Я натянул полиэтиленовый пакет на глубокую чашку как можно туже, а сверху на него насыпал сахарный песок. Поднес металлическую кастрюлю к чашке и ударил несколько раз в него металлической крышкой. Частицы сахара начинают подпрыгивать.
Опыт второй. Я привязал нитку к кусочку бумаги. Поднес её к колонкам и включил громко музыку. Листочек задрожал от колебаний воздуха.
Вывод по эксперименту 3:Звуковая волна заставила подняться крупинки сахара и изменить свое положение на пленке, также звуковая волна заставила дрожать листочек бумаги. Сам звук мы не видим. Мы видим работу звуковых волн.
Эксперимент № 4- характеристики звука.
Опыт первый. Звучащая бутылка.
Нужно взять бутылку и подуть в горлышко. Слышится низкий звук. Если наполнить водой бутылку до половины и еще раз подуть, то звук станет более высоким. Это значит, что «сыграна» другая музыкальная нота. Когда я дую через горлышко бутылки, воздух внутри бутылки начинает вибрировать, и появляется звук. Чем больше высота столба воздуха в бутылке, тем ниже получается звук, который можно из неё «выдуть».
Опыт второй. Как усилить звук?
Нужно взять маленький колокольчик и колокольчик побольше. Затем ударить по маленькому колокольчику деревянным молоточком. Колеблющийся колокольчик тоненько зазвенит. Если взять колокольчик побольше, то и звон будет погроме и пониже. Такой звук получается потому, что под большим колокольчиком заключен больший объем воздуха, который начинает вибрировать после удара. Больше воздуха - больше звуковых волн, и звук громче.
Опыт третий.
Приложить руку к горлу и произнести звуки Б, Р, Л, Н, Д, Г. Голосовые звуки дрожат, вибрируют, звуки получаются звонкие.
Приложить руку к горлу и произнести звуки П, Т, С, Ц, К. Голосовые звуки не дрожат, не вибрируют, звуки получаются глухие.
Выводы по эксперименту №4: звуки могут быть разной высоты: высокие - низкие; звуки могут быть иметь разную силу звучания громкие - тихие; звуки могут быть разные по звонкости, яркости: звонкие, глухие.

Опрос
Чтобы выяснить, как шум влияет на самочувствие людей, я провел опрос среди наших педагогов. Я подготовил таблицу с вопросами и попросил сотрудников школы отметить один пункт таблицы 3.
Таблица 3
Влияние шума на самочувствие человека
Ваш ответ
1 Длительный шум не влияет на мое самочувствие
2 Длительный шум полезен для моего здоровья
3 Длительный шум вреден для моего здоровья

Выводы по проведенному опросу: в опросе участвовало 29 сотрудника школы. Из них 2 человека ответили, чтодлительный шум не влияет на их самочувствие; 27 человек считают, что длительный шум вреден для их здоровья. Большинство педагогов устают от длительного шума, у них болит голова, они чувствуют себя утомленными. Таким образом, подтвердилось мнение ученых о том, что непрерывный шум постепенно разрушает здоровье.

Практическая часть
Я решил сам приготовить из различных подручных материалов несложные музыкальные инструменты. Шумелки можно сделать из бутылочки или баночки из-под "Киндер- сюрприза",наполнив их любой крупой. Положите в каждый контейнер разные наполнители, чтобы звук был разным.
Погремушки изготовил из картона от скотча, вставил в нижнее отверстие фломастер или ручку. Внутрь насыпаются бусы, горох, мелкие камушки и другие предметы. Оклеил погремушки цветной бумагой.
В длинную трубку (у меня от пищевой фольги 46 см) я насыпал крупу. После насыпания наполнителя оба торца трубы заклеиваются.

Заключение
Таким образом, при сборе информации и проведенных экспериментах я выяснил, что звук - это вибрация. И источники звука - предметы, которые колеблются, т.е. дрожат или вибрируют. Моягипотеза подтвердилась.
В ходе своей работы я узналмного интересного и нового о звуке.
Опытным путем мы определили, что сам звук мы не видим. Мы видим работу звуковых волн.
Звуки могут быть разной высоты: высокие - низкие; звуки могут быть разные по звонкости, яркости: звонкие, глухие; звуки могут быть иметь разную силу звучания: громкие - тихие. Оказывается, есть звуки, которые человек не слышит. Человек способен уловить звук с частотой от 16 до 20000 Гц. Звук с частотой ниже 16 Гц. называется инфразвуком, а с частотой выше 20000 Гц. - ультразвуком.
Оказывается, что звуком измеряют глубину моря, сваривают металл, сверлят стекло, лечат людей, даже стирают белье.
Сильный звук может повредить слух. Непрерывная шумовая нагрузка постепенно разрушает здоровье.
Мне было очень интересно заниматься моим исследованием.
Я буду использовать полученные знания в дальнейшей учебе, постараюсь лучше учиться по физике в 10 классе.
Изготовленные мной шумелки, трещотки помогут учителям - логопедам заниматься с другими детьми, развивать их слух. Эти самодельные музыкальные инструменты можно использовать на наших концертах и мероприятиях.
Эта тема была интересной и мне хотелось бы больше узнать о звуках речи.

Звуки окружают нас постоянно. Это и городской шум, и капающая вода из крана, и наша речь. Все звуки отличаются друг от друга. Звуки речи - специфические. Различая их в потоке речи, мы можем определять слова, предложения. Таким образом происходит человеческое общение. Дети в процессе своего развития овладевают родным языком, но часто бывает, что звуки усваиваются неправильно. В результате речевое развитие может пойти по неверному пути.

Вам понадобится

Инструкция

Чаще разговаривайте с ребенком, следите за собственным произношением. Звуки должны быть четкими. Читайте ребенку короткие стихи и рассказы. Говорите медленно и просите ребенка повторять слова по слогам. Если вы заметили, что ваш малыш (дети после 4 лет) не проговаривает какие либо звуки речи или говорит их неправильно, то обратитесь к логопеду за консультацией. Возможно, что причина в том, что ребенок не различает звуки речи на слух (нарушение фонематического восприятия).

Чтобы научиться различать звуки родного языка, купите логопедическое лото и дидактический материал (картинки). Для начала берите звуки, разные по характеристикам, например звук С и Б. Подберите картинки, названия которых начинаются на данные звуки (слон, сыр, сом, собака, бубен, бобр, балалайка). Покажите ребенку каждую картинку и попросите назвать предметы, изображенные на ней. Если малыш не знает, что это, назовите сами. Объясните условие игры: вы показываете картинку, а ребенок называет предмет и выбирает себе только картинки, начинающиеся со звука С. Играть можно с разными картинками и разными звуками.

Когда ребенок уже научился определять звуки, поиграйте с ним в логопедическое лото. Для этого дайте ребенку карточку с определенным звуком, например С и СЬ. Объясните, что вы будете искать именно эти два звука в словах и выбирать только такие картинки. Показывайте ребенку различные картинки с предметами на разные звуки. Малыш должен выбрать только нужные картинки. Усложните задание и попросите определить позицию звука в слове (в начале, в середине или в конце). Например, собака - звук С в начале слова, колесо - звук в середине, автобус - звук в конце.

Если у ребенка не получается произнести какой-либо звук, попробуйте объяснить ему его артикуляцию перед зеркалом. Вместе с ребенком попытайтесь добиться правильного произношения. Например, объясните, что звук С - это песенка комара, он свистит. Губы в улыбке, язык за нижними зубами, а воздушная струя холодная и дует вниз. Есть специальная артикуляционная гимнастика, которая поможет освоить правильное произношение звука.

Полезный совет

Начинайте занятия уже с самого рождения, разговаривайте с ребенком, читайте книжки, играйте перед зеркалом (артикуляционная гимнастика).

Вы знаете, как объяснить ребенку гласные и согласные звуки и буквы? А твердые и мягкие? Воспользуйтесь нашими советами, ведь перед школой вашему ребенку не помешает знать, как характеризовать звуки, это поможет ему с легкостью овладеть программой первого класса.

shkolazhizni.ru

Приступая к обучению, вы должны быть уверены, что ребенок имеет представление о тех органах артикуляции, которые принимают участие в речевом процессе (язык, губы, зубы). С учетом дошкольного возраста, проще научить различать гласные и согласные звуки и буквы в игровой форме.

Как объяснить ребенку гласные и согласные звуки и буквы

«Какие-то гласные и с кем-то совсем не согласные…» Для малыша это звучит необычно. Чтобы ваше домашнее обучение прошло эффективно и без лишней нервотрепки, не спешите. Ловите обещанные рекомендации.

  • Ребенок должен знать разницу между звуком и буквой.

Звуки мы слышим и говорим, буквы – видим и пишем.

  • Начните с изучения гласных.

Они значительно проще по артикуляции и легче воспринимаются. Все просто: их можно петь.

Звук М тоже вполне достоин сольного выступления, но есть разница: при произношении гласных воздух выходит свободно, ему ничего не мешает, язык спокойно лежит во рту, а с согласными он вытворяет чудеса акробатики.

  • Подкрепляйте произносимые звуки графическими образами букв.

Тут фантазия вам в помощь: можно писать, лепить, клеить и выкладывать из макарон или фасоли.

  • Используйте зеркало.

Привлекайте внимание малыша к положению рта при произношении гласных, обращайте внимание на язык и зубы.

  • Придумывайте вместе с ребенком слова, которые начинаются на «поющие» звуки, ищите их не только в устной речи, но и в книгах, на улице и дома.

Куда запропастилась О? Вот же она, замаскировалась под зеркало. Нашли букву, назвали звук.

  • Используйте загадки, отгадки в которых начинаются только на гласные.
  • Приступая к изучению согласных звуков и букв, обратите внимание, что их значительно больше, произносятся они иначе.

Когда мы их произносим, воздух «цепляется» за препятствие в виде зубов или губ. Зеркало в данном случае ваш обязательный помощник.

  • Предложите «пропеть» согласные звуки, фиксируя внимание ребенка на положении органов артикуляции.

Беспокойный язык во время попыток петь постоянно мешает, а зубы вовсе раскапризничались и сомкнулись.

Закрепляем умение различать гласные и согласные звуки и буквы

Когда вы объяснили разницу между гласными и согласными звуками и буквами, обязательно закрепляйте сформированный навык. И снова играйте.

  • По дороге из детского сада придумывайте вместе с малышом слова, которые начинаются на заданный звук.
  • Расчертите лист бумаги на клетки, раскрасьте их красным и синим цветом и предложите разложить буквы из разрезной азбуки по «домикам».
  • * Игра «Внимательные ушки». Инструкция простая: «Если слово начинается на гласный – хлопни, на согласный – топни».
  • Придумайте рецепт необычного блюда, ингредиенты в котором начинаются только на определенные звуки.
  • Убирая квартиру, дайте задание сначала убрать все игрушки, начинающиеся на согласные.

Важное условие! Систематичность и спокойствие.

Ваш позитивный настрой позволит не только научить различать гласные и согласные звуки и буквы, но и сформировать желание учиться.

Как объяснить ребенку твердые и мягкие согласные

Задача не из легких. Если ребенок знает буквы, начните с нехитрой истории о том, как гласные окружили согласные и начали ими командовать. Да-да. На войне как на войне. Эти нахальные гласные решают, каким будет согласный звук, твердым или мягким.

Есть парочка мятежников, на которых это правило не распространяется.

Ц, Ж, Ш бывают только твердыми, а Ч, Щ и Й – мягкие при любых обстоятельствах. Бунтарей вносим в «черный» список и помещает его на самое популярное место в доме, например, на холодильник, чтобы их славные имена отложились в памяти ребенка. Не забудьте про мягкий знак, который так же своим появлением запросто решает судьбу твердых и мягких согласных.

Остальным повезло меньше: если после согласного стоит А, О, У, Э или Ы – звук твердый, обозначается синим кирпичиком или кружочком, если за «пленным» стоит Е, Ё, Я, Ю или И – он мягкий и обозначается зеленым.

Ваши усилия не принесли ожидаемого результата? Привлекайте внимание к положению языка при произнесении парных твердых и мягких согласных.

Предложите превратить твердый звук в мягкий, используя разные гласные: па – пя, са –ся, пу – пю, су — сю и т.д Аналогичную игру можно усложнить, изменяя слова: «угол – уголь», «рад – ряд», лук – люк» и другие.

Если после согласного стоит его такой же на все согласный собрат, звук твердый. Например, в слове «конфета» после «н» стоит «ф». Можно уверенно утверждать, что в данном случае «н» — твердый.

Формируя умение различать твердые и мягкие согласные, вы помогаете ребенку развивать слуховое внимание, фонематический слух, что важно при обучении ребенка чтению и письму. Таким образом вы закладываете фундамент для успешного обучения в школе.

Помните, что русский язык один из самых сложных. Не так просто объяснить ребенку твердые и мягкие согласные. Поэтому не стоит корить своего малыша за ошибки.

Уважаемые читатели! Уверены, что теперь вы знаете, как научить ребенка различать гласные и согласные, твердые и мягкие звуки и буквы. Делитесь в комментариях своими успехами и секретными приемами.

В последнее время Андрей на своем бумбоксе слушает уроки «Радионяни». Некоторые вполне ничего, но некоторые ему еще не понятны, конечны… Поскольку слушает он в смежной комнате, то мне тоже немного слышно…

Прослушал урок про звук… Там было про звук в безвоздушном пространстве, про затухание звука, про распространение звуковых волн в среде… В общем тема-то не сложная, но практически ничего не поясняется. Видимо, рассчитано на детей, которые так или иначе уже проходили тему в школе, а это вроде повторения и закрепления…

Андрей что-то знал уже, конечно, про звук… Я ему кое-что рассказывала, когда мы обсуждали гром и молнию… Но как-то очень поверхностно…

Подозвала к себе, стала расспрашивать, пытаться выяснить что же он понял… Практически ничего не понял… Как я и предполагала.

Полночи не спала, думала как бы так объяснить, чтобы понял … Совсем уж от страшных слов уйти не удалось, но все же как могла все упросила. Вот какой в итоге у нас получился диалог…

Андрей, что будет, если я кину в тебя снежком?

А если я в тебя все же попаду, что будет?

Мне будет немного больно.

Да, снежок тебя как бы толкнет немного. Это потому, что летящий снежок обладает особой энергией, кинетической. Слово «кинетическая» похоже не слово «кино», правда? Кино - это движущееся изображение, а кинетическая энергия - это энергия движущегося тела, то есть предмета. Когда тело движется, оно обладает какой-то кинетической энергией. А когда стоит на месте - не обладает. Понятно?

Помнишь, я тебе рассказывала про закон сохранения энергии?

Не помню…

Закон сохранения энергии говорит о том, что энергия никуда не девается, она просто меняет форму. Например, когда снежок в тебя летит - он обладает кинетической энергией. А когда он в тебя попал и остановился - куда делась его кинетическая энергия?

Передалась мне?

Совершенно верно. Когда в тебя попали снежком, тебя, скорее всего, качнет в сторону (то есть у тебя тоже появится какая-то кинетическая энергия), кроме того, прогнется и немного спружинит твоя куртка (на это тоже расходуется энергия), от удара даже твое тело спружинит: промнутся мышцы, может быть даже немного ребра, если удар сильный. Понятно, куда делась кинетическая энергия снежка?

Понятно.

Представь, что у меня есть два одинаковых снежка. Один я в тебя легонечко кину, и он полетит медленно. А другой кину со всей силы, и он полетит быстро. Какой снежок тебя сильнее толкнет при попадании?

Быстрый!

Правильно. То есть кинетическая энергия зависит от скорости. Чем выше скорость, тем больше энергии.
А теперь другой пример. Представь, что у меня есть один легкий снежок, а другой тяжелый, плотный. И я их кину в тебя с одинаковой скоростью. Какой тебя сильнее толкнет?

Тяжелый, конечно!

Правильно. То есть кинетическая энергия зависит не только от скорости, но и от массы тела. Чем тяжелее предмет, тем больше его кинетическая энергия. Тебе все понятно?

Да, все понятно.

Давай теперь проведем эксперимент…

Взяли два теннисных мячика. Один положили на полу, а другой катнули так, чтобы он попал в первый. После столкновения оба мячика, разумеется, покатились.

После столкновения он катится медленнее!

Совершенно верно. Давай попробуем понять почему. Мячик, который лежал на полу, обладал кинетической энергией?

Правильно. А тот, который катился?

Обладал.

А что произошло после удара?

Оба покатились…

Мы в начале с тобой говорили про закон сохранения энергии. Что энергия никуда не девается, а просто переходит из одной формы в другую. Помнишь?

Раз лежащий мячик покатился, значит что произошло?

Значит тот, который катился, передал ему часть энергии.

Это значит у того, который катился, энергии стало больше или меньше, чем было изначально?

Правильно! А помнишь, от чего зависит кинетическая энергия тела?

От массы и скорости.

Как ты думаешь, после столкновения мячиков, масса мячика, который катился, поменялась?

Нет, конечно!

А значит что поменялось?

Скорость! Она уменьшилась!

Правильно! Молодец! А как ты думаешь, скорость того мячика который лежал, после столкновения стала больше или меньше изначальной скорости того, который катился?

То есть после столкновения покатились оба шарика, но с меньшей скоростью, чем изначально катился первый. Правильно?

А теперь смотри (рисую на листе бумаги шарик, и от него стрелочку ко второму шарику ) Вот один шарик летит и ударяется о второй. Второй тоже полетел (рисую стрелочку от второго ), но?..

Медленнее…

И этот второй ударился о третий шарик… (рисую ) и третий шарик?..

Полетел еще медленнее!

А если так много шариков будут по очереди врезаться друг в друга, то рано или поздно что будет?

Шарики уже не будут двигаться, скорости не будет!

Правильно. Такое явление, когда шарики по очереди друг друга толкают, называется «волна». А то, что со временем волна сходит на нет, называется затухание волны.

Ты помнишь, что воздух состоит из молекул? Таких маленьких шариков… И если мы, например, дернем струну у гитары, струна начнет колебаться и толкать молекулы воздуха вокруг нее. А они будут толкать соседние молекулы, те следующие… И так звуковая волна от струны будет распространяться. Понятно?

- А в ухе у нас есть барабанная перепонка. Это такая тоненькая и очень чувствительная пленочка… И когда звуковая волна доходит до нее, то молекулы воздуха ударяются о барабанную перепонку и благодаря этому мы слышим звук.
Как ты думаешь, где звук будет громче - рядом со струной или подальше?

Правильно! Скорость молекул становится меньше, а значит и кинетическая энергия меньше, а значит, и ударяют по барабанной перепонке они слабее. А если вообще далеко от струны?

Звука не будет слышно, потому, что волна затухнет…

А если бы мы были в космосе, где нет воздуха?

Мы бы ничего не услышали!

Правильно! Потому что если нет молекул среды (воздуха), то нечему бить по барабанной перепонке.

Такой вот получился разговор. Единственное, чему я пока не смогла придумать объяснения (точнее чего я сама не очень понимаю, надо бы попытаться разобраться), так это почему мы не слышим ультразвуковые волны…

А после разговора я выкрутила сабвуфер на максимум и на хорошей громкости включила это песню…

Попробовали прикладывать руку к фронтальной части сабвуфера и к круглой дырке сбоку (она называется «фазоинвертор», как просветил меня один хороший знакомый), «пощупали» звуковую волну… Андрюха впечатлился.

Люди живут в мире звуков. С точки зрения физики звук – это механическая волна, которая возникает в результате колебания. Она распространяется в воздухе и воздействует на нашу барабанную перепонку, и мы слышим звук. Энергия, заключенная в нем, измеряется в децибелах (дБ). Шорох листьев – 10 дБ, шепот – до 30 дБ, громкая рок-музыка – 110 дБ. Самое шумное в мире животное – голубой кит. Он издает звук громкостью 188 дБ, который слышен в радиусе 850 км от него.

Когда звук встречает преграду на пути, то часть звука отражается от нее и возвращается обратно. И тогда мы слышим отраженный звук – всем известное эхо. На реке Рейн в Европе есть место, где эхо отражается 20 раз. И в горах оно хорошо «работает». Там даже (при определенных условиях) обыкновенный крик может вызвать ошеломительный сход лавины.

В общем, звук – это сила. А можно ли его увидеть? Попробуем разобраться, устроив этот простой домашний опыт для детей.

Эксперимент для детей

1. Надо взять металлическую миску. Затем – отрезать от полиэтиленового пакета кусок, по размеру больший, чем миска. Положить эту заготовку из пакета на миску и завязать веревкой или зафиксировать большой прочной резинкой сверху. Получится «барабан».

2. Скатать из салфеток маленькие шарики и положить сверху на поверхность «барабана».

3. Поставить миску вплотную к музыкальному центру (либо магнитофону или колонкам от компьютера). Включить музыку.

4. Шарики начнут подпрыгивать, словно танцевать.

Объяснение эксперимента для детей

Звук из колонки волной проходит по воздуху и бьет по натянутой пленке, которая колеблется, и бумажные шарики подскакивают вверх. Чем громче звук, тем сильнее подскакивают шарики. Но заметьте, тем и дискомфортнее вашим ушам, которые воспринимают звуковую волну.