Лики любви в цикле рассказов темные аллеи. Лики любви

Любовь - одна из ключевых тем русских писателей-классиков. Причем, согласно православной традиции, предпочтение отдается духовной, «платонической» любви, нежели чувственной, физической страсти.
В творчестве И. Бунина любовь - это особое слияние плоти и духа. Любовь его героев - это земная радость, загадочное влечение друг к другу любящих, связанное с вечным пробуждением в душе возвышенного, единственно человеческого чувства, которое приносит с собою молодость.
Необычная для того времени смелость в изображении как духовного, так и плотского начала в любви в сочетании с совершенством художественной формы и составляет новаторство Бунина в раскрытии этой темы.
Для Бунина прекрасно только естественное, невыдуманное чувство. Только оно дарит подлинное счастье. Не об этом ли рассказ с таким символическим названием - «Чаша жизни» (1913)?
Емко и лаконично описана в нем грустная история прозябания от молодости до старости нескольких обывателей некого провинциального города.
Несчастны все без исключения герои рассказа, ибо их чувства подавлены смолоду.
Отец Кир не может простить возлюбленную юности, Саню, за то, что по воле отца, но сердцу вопреки соединила она свою судьбу не с ним, так пылко ее любившим, а с «дельным» человеком.
Ставший самым богатым в городе, человек этот, Селихов, издевается над женою, до конца своих дней ревнуя ее к протоирею.
Глубоко несчастна и сама Александра Васильевна, рано осознавшая свою роковую ошибку. Облегчить свое горе - несбывшуюся мечту о материнстве и грубость так и не полюбившегося мужа - помогает ей «далекая, еще не истлевшая любовь» к отцу Киру.
В венчальной шкатулке между супружескими фотографиями бережно хранит она и карточку Иорданского.
Она ничего, даже жизни, не пожалела бы за одно - пусть последнее - свидание с любимым.
Но и последнее свидание не приносит бунинским героям радости: перегоревшему чувству не разжечь пламя прежней любви. В рассказе «Последнее свидание» (1912), как и в чеховском «Ионыче», прослеживается целая человеческая жизнь. В юные годы помещик Андрей Стрешнев был влюблен в Веру, дочь соседней помещицы. Однако потом герои расстались (Вера уезжает в Москву раскрыть свой музыкальный талант), и жизнь сводит их вместе уже в зрелые годы.
Но теперь их роли меняются: уже Вера хочет видеть его рядом с собой, но любовь Андрея угасла, остаются только лишь горькие воспоминания о былом и бесцельное существование в приходящей в упадок усадьбе. Вера судорожно хватается за свое призрачное ненадежное счастье, стремясь удержать Андрея. Он же, не найдя смысла жизни, считает себя проигравшим, неудачником.
Как сон, как обрывок чужого разговора, таинственна любовь помещика Хвощинского в рассказе «Грамматика любви» (1915) к горничной Лушке, которая совсем и «нехороша была собой», но загадочна «в своем обаянии».
Буквально оцепенев после неожиданной смерти любимой, герой больше 20 лет просидел на кровати в ее комнате, никуда не показываясь и перечитывая до бесконечности старинные книги о любви. И об этом много лет спустя толкуют люди, стараясь понять, что за человек был этот помещик - «сумасшедший» или «ошеломленная, все на одном сосредоточенная душа».
Безумный для кого-то, для других он «не теперешним чета».
Иногда вихрь описанных Буниным чувств переходит в смерч, приносящий жертвы на алтарь любви. Так, в рассказе «Сны Чанга» (1916), написанном в форме смутных видений верной собаки-друга, печально доживает свой век капитан, когда-то храбрый, сильный и уверенный в себе человек, а теперь опустившийся бедняк. Он тоже на всю жизнь ранен любовью к женщине, прелестной, но бессердечной. Он не слишком много о ней говорит, однако совершенно ясно, что все его мысли и чувства полны ею. Единственная любовь, навечно опаляя сердце зрелого человека, лишает его силы воли сопротивляться жизненным невзгодам, не позволяет ему увидеть возможность счастья с другой, но не мешает ему любить жизнь в целом.
Трагична и история героев рассказа «Дело корнета Елагина» (1925). Влюбленный в актрису юноша переживает мучительное и сокрушающее первое чувство, «первую мессу пола». Весь мир преображается в глазах кавалериста, «ломит» грудь его «влечение ко всему хорошему, высокому».
Вскочив с постели, летает он, «страшно нервный», верхом по улицам, «изумляя даже городовых». Александр пытается «схватить какой-то неуловимый мотив, который как будто где то слышал, а его все нет и нет!» И мы догадываемся, что сердце корнета полно искренней любви. Елагин умом понимает, что это «роковая» для него любовь, но сердцу не прикажешь. Драматический конфликт произведения в том, что Сосновская, «на любовь и на смерть летящая, как бабочка на огонь» (В. Ходасевич), не может составить счастье Елагина. Теперь, когда в ее жизнь врывается настоящая любовь, у нее уже не остается силы перебороть в себе пагубные пристрастия.
Мария понимает, что ей, с детства такой одинокой и всем чужой, так и не обрести семейного счастья. Тогда уж лучше умереть от руки возлюбленного, оставаясь ему верной навеки.
«Ошалелый» от своих чувств, корнет исполняет и эту, последнюю ее просьбу. «Любовь-наваждение» (В. Ходасевич) дарит Александру Елагину самые лучшие мгновения в жизни, по тому решение любимой уйти из жизни делает юношу совершенно безразличным ко всему.
Если в других рассказах Бунина любовь трагична, потому что не разделена, одинока, то в «Солнечном ударе» (1925) ее трагичность именно в том, что она взаимна и слишком прекрасна для того, чтобы продлиться.
Мы не знаем ни имен, ни возраста героев новеллы. Поручик, должно быть, уже немолодой человек, немало повидавший в своей жизни. Однако ту настоящую любовь, которая бывает раз в жизни, ему суждено встретить тогда, когда он и сам этого не ожидает.
У нее семья, муж, которого она, должно быть, любит, но эта любовь не идет ни в какое сравнение с той, которую она испытывает на пароходе. Она, не ожидая от себя таких чувств, утром называет это «затмением», «солнечным ударом». Он бежит из номера, где все напоминает ему о ней, но образ «прекрасной незнакомки» неотступно стоит перед глазами.
«Странное приключение», «забавное знакомство» оборачивается большой любовью, перевернувшей все в сознании поручика, который чувствует «себя постаревшим на десять лет». Он понимает, что встретил и потерял, может быть, единственного человека, который мог бы дать ему счастье.
Любовь-потрясение развивает у бунинских героев особенную, чувственную память. Всю жизнь носит в своем сердце любовь к «барину», некогда соблазнившему и «бессердечно» ее бросившему, героиня рассказа «Темные аллеи» (1938). Через тридцать лет, теперь уже владелица постоялой горницы, узнает она в проезжем офицере того, кого в порывах нежности называла «Николенькой» и кто навсегда остался ее идеалом.
А стареющему петербургскому щеголю Николаю Алексеевичу никак не понять, отчего «при такой красоте» не выходит она замуж и что можно, оказывается, всю жизнь любить одного человека. И долго глядит Надежда в окно вослед отъезжающему тарантасу: огонь обиды и огонь любви равно пылают в ее сердце.
Всколыхнуть и растревожить давно пережитые, но не угаснувшие чувства может не только мимолетная встреча с некогда любимым человеком. Так, в рассказе «Руся» (1940) даже «печальный полустанок» за окном вагона возвращает героя, путешествующего с женой, в то «удивительное лето», которое «уже целых двадцать лет тому назад было».
Как ярко воссоздает герой в памяти образ чистой, прекрасной девушки-художницы!
С какой силой переживает он свою утраченную первую любовь, все ее повороты и детали, вплоть до запахов, «содрогаясь при мысли о ее смуглом теле», «о темных родинках на нем»!
И мы, разделяя тоску героя, верим, что «подобного счастья не было во всей его жизни».
В рассказе «Натали» (1941) память помогает герою осознать странности его первой любви. Драма Мещерского - в двойственности его чувства.
В поисках любви без романтики студент-первокурсник оказывается на перепутье - между Черкасовой, к которой испытывает «страстное телесное упоение», и ее подругой Станкевич, вызывающей в нем «Мучительную красоту обожания». И то, и другое кажется ему любовью.
Юноша ропщет на свою судьбу: «За что так наказал меня Бог, за что дал сразу две любви, такие страстные...». Подлинность чувств покажет время. Физическое влечение к Соне на расстоянии увядает также быстро, как и ее красная бархатная роза. Настоящая любовь к Натали остается, разлука еще больше разжигает высокое чувство. На короткое время, всего лишь на несколько месяцев, но герои все же постигают счастье подлинной любви.
Безымянной героине рассказа «Холодная осень» (1944) судьба дарит для счастья и того меньше - один вечер с женихом в осеннем саду. Видимо, предчувствуя близкую смерть, бескорыстный и мужественный парень утешает невесту: «Ты поживи, порадуйся на свете, потом приходи ко мне».
Грустным рефреном звучит эта фраза. И мы вдруг узнаем, что живет героиня всего лишь только один (!) вечер в своей жизни тот самый «холодный осенний вечер».
Вот почему так равнодушно рассказывает она обо всем, что было после: настоящая жизнь ее обрывается в момент получения известия о гибели жениха, и все остальные тридцать лет существования без него - «ненужный сон».
И все эти тягостные годы изнутри освещены любовью - горестью о несбывшейся мечте, что не позволяет героине отчаяться, окончательно потерять смысл жизни, дает силы «тяжелым черным трудом» вырастить чужого ребенка.
Пронзительный, всего лишь на несколько страниц рассказ еще раз подтверждает старую истину: нет настоящей жизни там, где нет любви.
Новелла за новеллой возникает в нашем воображении галерея литературных героев, пленяющих нас глубокими чувствами, так поразительно тонко и верно описанными Буниным.
Звучат в нас голоса полюбившихся героев:
«Любовь не есть простая эпизода в нашей жизни» (Хвощинский).
«Какое неземное слово любовь, сколько ада и прелести в нем» (Мария Сосновская).
«Молодость у всякого проходит, а любовь - другое дело» (Надежда).
«Возлюбленная нами, как никакая другая возлюблена не будет!» (Герой рассказа «Руся»).
«Разве бывает несчастная любовь?.. Разве самая скорбная музыка в мире не дает счастья?» (Натали).
Отчаянно призывая ценить любовь, Бунин своими новеллами очеловечивает наши чувства.

Образовательные цели урока:

  • осмыслить авторскую концепцию любви в прозе И.А.Бунина, определить к ней своё отношение;
  • совершенствовать навыки анализа художественного произведения, обращая особое внимание на особенности стиля писателя;
  • развивать умение сравнивать, обобщать, делать выводы, аргументировать свою точку зрения,
  • побудить учащихся задуматься над сложностью человеческих взаимоотношений, способствовать осознанию ими чувства ответственности перед собой и другими людьми.

Виды ключевых компетенций:

  • учебно-познавательная;
  • ценностно-смысловая;
  • информационно-коммуникативная;
  • культуроведческая;
  • компетенция личностного самосовершенствования.

Ход урока

Оргмомент.

Вступительное слово учителя:

Слайд 1 Любовь:Это, наверное, самое загадочное из всех человеческих чувств. Сколько коварных, обманчивых, томительных и губительных проявлений этого чувства способен воплотить ум гениального мастера слова!

Любовь, любовь - гласит преданье -
Союз души с душой родной, -
Их съединенье, сочетанье,
И роковое их слиянье,
Их поединок роковой.
Ф. И. Тютчев

Казалось бы, что к началу XX века всё, что можно сказать о любви, уже было сказано. Однако И. А. Бунин говорит об этом чувстве по-своему. О любви, её трагедиях и редких мгновениях настоящего счастья он пишет на протяжении всего своего творческого пути . (Слайд 2) Эти произведения отмечены глубоким психологизмом. В них раскрылось чудесное дарование писателя проникать в интимные глубины сердца с их неизведанными и непознанными законами. Для Бунина в любви есть нечто общее с вечной красотой природы, поэтому, с точки зрения писателя, прекрасно только естественное, невыдуманное чувство.

Постановка целей и задач урока.

Работа по теме урока.

Выступления уч-ся.

(Группе уч-ся было дано задание: исследовать лики любви в 3 рассказах И.А.Бунина.)

1. (В заключение своих выступлений уч-ся определяют лики любви в предложенных для анализа рассказах. Например, в " Грамматике любви" - перед читателями пример неземной любви, это любовь - преклонение, любовь - наваждение, любовь - миф.

2. Другой лик любви представлен в рассказе "Лёгкое дыхание" (1916 г.) - этой жемчужине бунинской прозы. Его героиня, Оля Мещерская, действительно обладала лёгким естественным дыханием - жаждой какой-то особенной неповторимой судьбы, достойной только избранных. Олино внутреннее горение неподдельно и могло бы вылиться в большое чувство, если бы не бездумное упоение пустыми удовольствиями, если бы не пошлое окружение, в результате чего она становится игрушкой в руках других людей. Не страсть и не любовь видим мы в поступке казачьего офицера "плебейского вида", застрелившего девушку, а вспышку оскорблённого самолюбия. На мой взгляд, в рассказе "Лёгкое дыхание" описано чувство, не поддающееся какому-то определению. Это легкомысленное чувство, любовь - забава, любовь - игра. (Слайды 3,4,5,)

3. Возвышая любовь, Бунин не скрывает, что она приносит не только радость и счастье, но очень часто таит в себе горе, разочарование и даже смерть.

Историю трагической любви поведал Бунин в небольшом рассказе "Солнечный удар".

(Слайд 6). Случайное знакомство на пароходе, обычное "дорожное приключение", "мимолётная встреча", но герой переживает муки любви. "Как дико, страшно всё будничное, когда сердце поражено: этим страшным "солнечным ударом", слишком большой любовью, слишком большим счастьем!" Поражённый, словно солнечным ударом, этой неожиданной любовью, поручик готов умереть, лишь бы вернуть это дорогое ему существо. В этом рассказе мы видим любовь - миг, вспышку, любовь - солнечный удар.

Таким образом, проанализировав указанные произведения, Бунина мы увидели следующие

Лики любви (Слайд 7)

2) Работа с текстом рассказа "Солнечный удар".

Уч-ль: Для глубокого понимания художественного произведения важна не только сюжетная канва, идейный замысел, система образов, но и те методы и приёмы, благодаря которым произведение приобретает художественное своеобразие, свой стиль.

Найдите стилистические особенности в рассказе "Солнечный удар".

(В процессе работы с текстом уч-ся отметили следующие особенности)

Зрение, слух, вкусовые и температурные ощущения поручика предельно обострены. Вот почему в рассказе целая симфония запахов (от запаха сена и дёгтя - до запахов "её хорошего английского одеколона"), детали звукового фона (мягкий стук парохода, звон мисок, шум воды); световые, температурные подробности и т. д.

Приём нанизывания эпитетов;

Рассказ, лишённый экспозиции, начинается неопределённо- личным предложением, завершается лаконичным эпилогом - коротким предложением в котором поручик показан "постаревшим на 10 лет";

Быстротечность любовного происшествия подчёркнута фрагментарностью эпизодов (отдельные подробности будто наспех смонтированы, например, жесты, фрагменты диалога, монтажная композиция); скороговоркой сказано о расставании поручика с "прекрасной незнакомкой"

Описание встречи занимает чуть больше страницы, а описанию состояния героя после расставания отводится 5 страниц.

Высокая сюжетная скорость - композиционная особенность произведений Бунина о любви.

3) Цикл новелл "Тёмные аллеи" (Слайд 8)

а) Слово уч-ля:

"О любви, что может стать грустным и горестным эпизодом прошлого или минутой, переломившей, перемоловшей человеческую жизнь, возможно, просто поэтичной легендой или изысканным "жестоким романсом" времён Серебряного века, поведал Бунин в одной из самых знаменитых книг - сборнике новелл "Тёмные аллеи". И каждая из этих историй - "тёмная аллея" в самом запутанном из лабиринтов мира - в извечном переплетении мыслей и чувств, в бесконечной Любви - Войне, в коей не бывает победителей.

И. А. Бунин считал сборник "самым лучшим и самым оригинальным" из всего созданного, а также "самым совершенным по мастерству" , критики же называли его "энциклопедией любовных драм". Что ни рассказ, то драма (вспомним "Русю", "Холодную осень"). (Приложение 2)

И в каждом повествовании писатель находит всё новые и новые оттенки любовного чувства, разные лики любви: (Слайд 9)

  • это и обожание ("Натали")
  • и притворная любовь - игра ("Ривьера"),
  • и продажная любовь ("Барышня Клара"),
  • и любовь - вражда ("Пароход Саратов"),
  • и любовь - отчаяние ("Зойка и Валерия"),
  • и любовь - колдовство ("Железная Шерсть"),
  • и любовь - самозабвение ("Холодная осень") и много др., ведь сборник вместил в себя 38 рассказов, в которых любовь изображена через призму памяти.

Сюжетная формула, как правило, повторяется: (Слайд 10)

  • встреча;
  • внезапное сближение;
  • ослепительная вспышка чувств; и неотвратимое расставание, сопровождающееся порой смертью одного из героев;
  • сожаление об утрате (воспоминание о потерянном счастье)

Анализ новеллы "Тёмные аллеи".

Новелла "Тёмные аллеи" является прологом к сборнику. Своим содержанием она задаёт основную тему следующих. Это и первая любовь, и любовь последняя, и радостное чувство, и чувство горечи, утраты чего-то невосполнимого.

б) Работа с классом. Эвристическая беседа:

Кто знает, строки какого стихотворения дали название рассказу, а впоследствии и всему циклу? (Огарёв "Обыкновенная повесть") (Слайд 11)

Каков сюжет произведения? (Приложение 3)

Вот ещё один сюжет - ещё одна любовная драма. В исследованиях, посвящённых творчеству Бунина, есть точка зрения, согласно которой художественный "мир Бунина - это мужской мир", женщина там "присутствует: как счастье, как мука, как тайна в душе и судьбе мужчины".

3. Можно ли так трактовать рассказ "Тёмные аллеи"?

(Нет, он является исключением: здесь противостоят друг другу две жизненные позиции, два отношения к любви - не только героя, но и героини). (Слайд 12)

4. Сопоставьте их жизненные позиции

И выявить различие жизненных позиций героев помогло мастерство Бунина - стилиста.

в) Наблюдение над особенностями стиля писателя. Работа с текстом.

1. Проследите, как ведут себя персонажи во время трудного, но так необходимого для обоих разговора. Найдите авторские ремарки, какова их роль?

Они также помогают понять, что по ходу выяснения отношений в душе героя растёт чувство вины и стыда.

2. О чём свидетельствует синтаксический строй речи?

(Синтаксический строй речи - обилие восклицаний - подчеркивает восторженное преклонение героя перед той, что ему "отдала: свою красоту", подарила незабываемые радости жизни.)

3. Какую роль играет лексический повтор в эпизоде прощания героев?

(Троекратно повторённая фраза о невозможности прощения служит в данном контексте своего рода "мерой", исчисляющей, насколько пропитана горечью, истерзана обидой страдающая женская душа.)

4.Итак, сделайте вывод, в чём заключается художественное своеобразие рассказа?

Рассказ представляет собой новеллу; отличается предельно сжатым сюжетом; быстротечным действием; имеет кольцевую композицию; построен в обратной хронологии, рассказ - воспоминание (ретроспектива); контраст является ведущим приёмом; символический образ дороги, залитой дождями, изрезанной многими чёрными колеями, пронизывает весь рассказ и олицетворяет жизненный путь Н. А.: жену "без памяти любил" - изменила, бросила; сына обожал - вышел негодяй.

Учитель: Бунинское мастерство помогает понять жизненную драму Н. А.

В чём же она?

(В запоздалом прозрении героя. Ценность былой любви он осознал слишком поздно. Он вдруг понял, что в ней "потерял: самое дорогое, что имел в жизни").

Анализ рассказа "Чистый понедельник"

Ещё одна любовная драма представлена в лучшем, по мнению самого автора, рассказе сборника "Чистый понедельник" (Слайд 13)

"Благодарю Бога, что Он дал мне возможность написать "Чистый понедельник", - написал Бунин на обрывке бумаги в одну из своих бессонных ночей.

1) Каковы были ваши первые впечатления по прочтении рассказа? (2-3 уч-ся)

2) Рассказ переносит нас в Москву начала 20 века. Для его полноценного восприятия необходимо понимание некоторых реалий быта , церковной обрядовости, литературно- артистической жизни начала XX века . Дайте толкование понятий: "Чистый понедельник", "Великий пост".

3) Символично ли название рассказа?

(Чистый понедельник- своеобразная граница, рубеж между жизнью, суетой, полной соблазнов, и периодом Великого поста , когда человек призван очиститься от скверны мирской жизни .)

(Чистый понедельник - переход от светской, греховной жизни - в вечную, духовную).

4) Учитель: Герои "Чистого понедельника" - воплощение молодости, здоровья, красоты, богатства. Казалось бы, что они имели всё, что могло стать источником безграничного, пленительного и долгого счастья. Но финальная сцена говорит об обратном:

Что же мешает их счастью? Что приводит к любовной драме?

(Они слишком разные ).

5) Как описывает героев Бунин? Обратимся к тексту .

а). "Мы оба были богаты, здоровы, молоды и настолько хороши собой, что в ресторанах, на концертах нас провожали взглядами" (Слайд 14)

б). Различие героев мы видим уже в портретной характеристике (подтвердите текстом)

в). Контраст задан и в речевой характеристике. Что говорит об этом герой?

г). Какие приёмы использует Бунин для создания портрета?

(Эпитеты, сравнения, повторы, оксюмороны ("неприлично красив", "бархатный уголь";

"глаза её были ласковы и тихи"; "пряный запах волос")

Учитель: В изображении героини визуальные впечатления даны в единстве с обонятельными , а повторяющаяся деталь - бархат - обращена к тактильному восприятию .

Детали внешности, повторяющиеся в портретных зарисовках, эпитеты (чёрный, бархатный, янтарный), оксюморон не проясняют психологического состояния героини, напротив, подчёркивают её таинственность.

6) Ослеплённый любовью, герой не понимает свою возлюбленную. Найдите ключевые слова, подтверждающие эту мысль. (Слайд 15)

("Она была загадочна, непонятна для меня, странны были и наши отношения:"

"странная любовь", "странный город".)

Какой приём он использует, чтобы показать внутренний мир героини и героя?

Вспомните определение аллюзии, найдите её в тексте. Объясните, как она помогает понять характер героини?

(А. Белый. Его лекция пародийно описана в рассказе.

В. Брюсов. "Вы дочитали "Огненного ангела"? (Исторический роман В. Я. Брюсова). Героиня отвечает: "До того высокопарно, что совестно читать".

Л. Андреев. "Я опять весь вечер говорил только о постороннем, - о новой постановке Художественного театра, о новом рассказе Андреева:" и др.)

Учитель: (Герой дарит возлюбленной модные сочинения европейского декаданса, высокопарный роман В. Брюсова, которые не интересны ей. У неё же в номере висит портрет босого Толстого, а как-то она ни с того ни с сего вспоминает его Платона Каратаева). Таким образом, мы видим, что внутренний мир героини настолько же отличен от внутреннего мира рассказчика, насколько внутренний мир Толстого отличен от мира Тетмайера и А. Белого.

И эту разницу внимательный читатель может увидеть (правда, между строк) уже в самом начале рассказа: духовная пропасть между героями показана визуально: расстояние от Красных ворот до храма Христа Спасителя отдаляет героев друг от друга. (Слайд 16)

8) И. А. Бунин соединяет в своём повествовании два временных пласта: детали современной героям действительности переплетаются с приметами глубокой древности.

С какой целью он это делает?

(Мастерство писателя проявляется в том, что эти исторические реалии помогают понять не только характер героини, но и тоску Бунина по Родине, по старине. Он не может смириться с новой Россией, отсюда карикатурное изображение известных актёров, режиссёров. По мнению Бунина, всё в послереволюционной России потеряло смысл,

истинные ценности утратили былую значимость. Художник связывает историю любви героев с историей страны.)

9) Век перемен, безумная, шальная жизнь нравится герою: "Я возил её обедать в "Прагу", в "Эрмитаж", в "Метрополь", после обеда в театры, на концерты. (Слайд 17 ).Как это его характеризует?

(Герой открытый, добрый, но откровенно легкомысленный человек с поверхностным отношением к жизни, он не задаётся философскими вопросами. Не ему было понять подругу, которая духовно выше, сложнее, многограннее своего избранника. Она становится загадкой не только для пылкого юноши, но и для понимающего читателя).

Где-то в неведомых глубинах её сознания живёт нерасторжимая связь с исконно русским: преклонение перед древней архитектурой Москвы. (Слайд 18)

10) "Ведь завтра уже Чистый понедельник: Хотите поехать в Новодевичий монастырь?

(Слайд 19 ).Что нового узнаёт герой о своей возлюбленной?

(Выясняется, что она ходит на Рогожское кладбище, где так силён колорит допетровской России, в Кремлёвские соборы, в храм Христа Спасителя, Марфо - Мариинскую обитель, Чудов монастырь, где сохранилось чувство родины, её старины) . Она говорит об этом, находясь в трактире Егорова и восхищаясь иконой Богородицы Троеручицы. (Слайд 20)

11) Чем ещё увлечена героиня? Подтвердите текстом: (древнерусскими текстами )

"Я русское летописное, русские сказания так люблю, что до тех пор перечитываю:"

12) Как называется этот приём? Какова его роль?

(Реминисценция. Роль реминисценции разнообразна: это и опора на авторитет, и указание на традицию, и средство полемики или пародирования. Но главное - это создание художественной многозначности текста, расширение его смыслового пространства.

Реминисценции позволяют расшифровать то, что казалось загадочным или даже бессмысленным.)

13) В чём, на ваш взгляд, оправданность реминисценций из древнерусской "Повести о Петре и Февронии Муромских"?

(В сказании о Павле и его жене переплетаются мотивы блуда и монашества . Эта реминисценция важна в связи с тем, что сказание цитирует женщина, представляющая своего возлюбленного змеем - искусителем и испытывающая муки выбора между доступными атрибутами счастья и религиозной глубиной; в душе героини постоянно идёт драматическая внутренняя борьба)

14) Почему Бунин не объясняет поступка героини? Кажется ли он вам неожиданным?

В калейдоскопе сменяющихся картин: ресторан, вечерняя гостиная, Новодевичье кладбище, трактир Егорова, капустник Художественного театра (Слайд 21) отдельными зёрнышками прорастает решение героини рассказа: от усмешки над болтливостью к любованию им, "зело прекрасным", к последнему шагу - разделению его страсти.

Героиня пытается найти смысл, опору в окружающем её мире (учёба, музыка, литература, театр), но не находит. Даже любовь героя не приносит ей счастья. Она хочет полюбить того лучшего, кого встретила на своём пути, но не может ответить ему сильным чувством и поэтому принимает решение уйти в монастырь.

15) От чего же очищается героиня рассказа "Чистый понедельник"?

(От праздной мирской жизни, от грехов и пороков мира, в котором жила.)

16) Финальная сцена (Слайд 22).

Совсем "по-тургеневски", в традициях "Дворянского гнезда" заканчивает Бунин рассказ "Чистый понедельник", героиня которого уходит в монастырь и, сделавшись монахиней, во время одного богослужения встречается взглядом с некогда любившим её человеком.

Но героиня Бунина не Лиза Калитина и уход её в монастырь вызван не трагическими переживаниями, а пресыщенностью и разочарованием в жизни, что очень тонко показал писатель, а учащиеся Маша Костромитина и Алина Инякина очень точно передали бунинский замысел в своих иллюстрациях к рассказу.

Вот та жизнь, которая претит героине, из-за чего она, будучи не в силах ничего изменить, принимает решение оставить мирскую суету.

Итог урока.

Итак, сегодня мы увидели разные лики любви в прозе Бунина, сумели осмыслить авторскую концепцию любви.

Какова же бунинская концепция любви?

(Любовь в рассказах Бунина длится одно мгновение: день, ночь, неделю:

Счастье лишь изредка улыбается героям, а потом исчезает, уходит, как вода в песок, оборачивается утратой, болью, трагедией, драмой . Это происходит потому, что истинная любовь, как считал писатель, обречена быть только вспышкой и не терпит продления.)

Д.З: Выполнить одно из письменных заданий на выбор:

1) Обоснуйте, используя рассказы Бунина о любви, высказывание М. Горького: "Бунин - лучший стилист современности".

2) Ответьте на вопрос: "Спасает ли человека монастырь от внутреннего разлада с миром или он на свой лад подавляет, нивелирует внутренний мир, свободу личности?

3) Составьте синквейн к образам героев.

Бунин много писал о любви, ее трагедиях и редких мгновениях настоящего счастья» Эти произведения отмечены необыкновенной поэтизацией человеческого чувства, в них раскрылось чудное дарование писателя, его способность проникать в интимные глубины сердца, с их неизведанными и непознанными законами.

Для Бунина в истинной любви есть нечто общее с вечной красотой природы, поэтому прекрасно только такое чувство любви, которое естественно, не ложно, не выдумано, для него любовь и существование без нее - две враждебные жизни, и если погибает любовь, то та, другая жизнь, уже не нужна.

Возвышая любовь, Бунин не скрывает, что она приносит не только радость, счастье, но и очень часто таит в себе муки, горе, разочарование, смерть. В одном из писем он сам объяснял именно этот мотив в своем творчестве и не просто объяснял, а убедительно доказывал: «Неужели вы еще не знаете, что любовь и смерть связаны неразрывно? Каждый раз, когда я переживал любовную катастрофу, - а их, этих любовных катастроф, было немало в моей жизни, вернее, почти каждая моя любовь была катастрофой, - я был близок к самоубийству».

Историю трагичной любви поведал Бунин в небольшом рассказе «Солнечный удар». Случайное знакомство на пароходе, обычное «дорожное приключение», «мимолетная встреча». Но чем закончилось для героев все это случайное и мимолетное? «Никогда, ничего даже похожего на то, что случилось, со мной не было, да и не будет больше. На меня точно затмение нашло. Или, вернее, мы оба получили что-то вроде солнечного удара», - признается спутница поручика. Но этот удар пока еще не коснулся героя.

Проводив свою знакомую и беззаботно вернувшись в гостиницу, он вдруг почувствовал, что сердце его «сжалось непонятной нежностью» при воспоминании о ней. Когда же он понял, что потерял ее навеки (ведь не знал даже имени и фамилии), «он почувствовал такую боль и такую ненужность всей своей дальнейшей жизни без нее, что его охватили ужас, отчаянье», И снова бунинский мотив усиливает трагедию человека: любовь и смерть всегда рядом. Пораженный, словно ударом, этой неожиданной любовью, поручик готов умереть, лишь бы вернуть это дорогое и такое любимое им существо: «Он, не задумываясь, умер бы завтра, если бы можно было каким-нибудь чудом вернуть ее, провести с ней еще один, нынешний день, провести только затем, чтобы высказать ей и чем-нибудь доказать, убедить, как он мучительно и восторженно любит ее».

Сборник рассказов «Темные аллеи» можно назвать энциклопедией любовных драм. Писатель создавал его в годы второй мировой войны (1937-1944), Позже, когда книга увидела свет и читатели были потрясены «вечной драмой любви», Бунин в одном из своих писем признавался: «Она говорит о трагичном и многом нежном и прекрасном, - думаю, что это самое лучшее и самое оригинальное, что я написал в жизни». И хотя во многих рассказах любовь, о которой поведал писатель, трагична, Бунин утверждает, что всякая любовь - великое счастье, даже, если она завершается разлукой, гибелью, трагедией. К такому выводу приходят многие бунинские герои, потерявшие, проглядевшие или, сами разрушившие свою любовь.

Но это прозрение, просветление приходит к героям слишком поздно, как, например, к Виталию Мещерскому, герою рассказа «Натали». Бунин поведал историю любви студента Мещерского к юной красавице Натали Станкевич, об их разрыве, о долгом одиночестве. Трагедия этой любви кроется в характере Мещерского, который испытывает к одной девушке искреннее и возвышенное чувство, а к другой - «страстное телесное упоение», и то, и другое кажется ему любовью. Но любить сразу двух невозможно. Физическое влечение к Соне быстро проходит, большая, настоящая любовь к Натали остается на всю жизнь. Лишь на короткое мгновение героям было подарено подлинное счастье любви, но автор завершил идиллический союз Мещерского и Натали безвременной гибелью героини.

В рассказах о любви И. А. Бунин утверждал истинные духовные ценности, красоту и величие человека, способного на большое, самоотверженное чувство, рисовал любовь как чувство высокое, идеальное, прекрасное, несмотря на то, что она несет не только радость и счастье, но чаще - горе, страдание, гибель.

Сочинение на тему «Лики любви»

Любовь, как впрочем, и любое другое чувство имеет много ликов. Так, она может быть как счастливой, то есть взаимной, так и несчастной, то есть неразделимой. От этого многое зависит и даже сама жизнь человека и то, как в дальнейшем сложится его судьба.
Во многих произведениях раскрывалась как первая, так и вторая тема, но чаще, конечно же, писатели и поэты посвящали и продолжают посвящать свои работы именно неразделенной любви. Мне кажется, это так по той причине, что когда человек любит и ему отвечают взаимностью, то ему не хочется творить, а хочется все свое свободное время посвящать любимому человеку. Но когда любовь несчастна, то это чувство вдохновляет людей на многое, в частности и на написание шедевров.
В основе многих произведений Лермонтова находится трагическая любовь. Поэтому его книги такие будоражащие и интересные, ими невозможно не зачитываться. Возможно это так по той причине, что и самому автору довелось постичь именно неразделенное чувство, которое он испытывал к Варваре Лопухиной. Его любовь к ней невозможная и Лермонтов осознает это, но ничего поделать не может, ведь мы неподвластны любви. Но, несмотря на это, он понимает, что чувство должно быть вечным. Особенно ярко это видно именно в его поэтических произведениях.
Возможно, из-за несчастной любви Лермонтов создал такого своего героя, как Печорин в «Герое нашего времени», который страдал от того, что не мог никого полюбить и лишь использовал это чувство, чтобы потешить свое самолюбие.
А вот в лирических стихотворениях этого автора видно, что чувство любви ему приносит никак не радость, а печаль, безмерную грусть и страдания. Поэтому читая его произведения, мы можем увидеть его раздумья о жизни и смерти. Он противоречив в своих суждениях и является совершенно несчастным, поскольку так и не смог постичь настоящей любви.
Но не следует забывать, что на планете есть и счастливая любовь, которая окрыляет, делает человека лучше, преданнее и тем самым еще и красивее. Мне кажется, что именно это чувство достойно уважения и внимания, поэтому ему следует посвящать свои произведения, поскольку ненастья и печали и так много в обыденной жизни. Для примера можно взять известное произведение «Ромео и Джульетта», которое было написано Шекспиром. Читая его, мы видим, настолько главные герои счастливы. Конечно же, эта история очень печальная. Но она показывает, что ничто не может помешать людям, которые по-настоящему любят друг другу. Конец является, безусловно, трагическим и он приводит к вопросу, а может ли даже взаимная любовь быть счастливой? Ведь даже Ромео с Джульеттой, которые испытывали друг к другу неподдельные чувства, не смогли быть до конца счастливыми, ведь против их союза были родственники с обеих сторон. Это может свидетельствовать еще и о том, что лики любви могут быть обманчивыми, они могут только на первый взгляд казаться счастливыми, а в итоге приведут к трагедии.
Я все же надеюсь, что любовь может быть и должна быть счастливой, поскольку смысл человеческой жизни таится именно в этом, а все остальное является не главным. Поэтому не следует терять надежды и думать, что невзаимное чувство – это предел. Просто нужно научиться ждать, поскольку как было сказано, любви все возрасты покорны. А ведь это действительно так. По этой причине не следует терять вкус к жизни, необходимо наслаждаться каждым моментом, путешествовать, заниматься любимым делом, не опускать руки, если что-то не получается, ведь жизнь настолько быстротечна, что нужно постараться ничего не упустить и только в таком случае придет безграничное счастье и настоящая любовь.