Кто был последним царем россии. Все цари России по порядку (с портретами): полный список

Русский народ традиционно отличается верой в царя. Но были такие монархи на Руси, которые едва не привели Россию к исторический гибели.

Борис Годунов

Приход Годунова к престолу уже вызывал множество сомнений (был правителем из «толпы». Список жертв, приписываемых «великому отравителю», впечатляет: два государя Иван Грозный и Фёдор Иванович, герцог Ганс Датский (несостоявшийся муж дочери Бориса Ксении), дочь герцога Магнуса Датского (которую поляки могли возвести на русский трон) и даже царица Ирина, сестра Бориса Годунова, которая сама же и преподнесла ему корону.

Именно Борис Годунов, а не Пётр I стал первым государем, ориентированным на европейские порядки. Он поддерживал дружеские связи с Англией и состоял в лестной переписке с английской королевой. При Годунове англичане получили небывалые привилегии, в том числе и право беспошлинной торговли.

В 1601 году в Россию пришёл Великий Голод, который продлился до 1603 года. Это стало настоящим роком Годунова и всей его династии. Несмотря на все попытки царя помочь своему народу – запреты повышения цены на хлеб, строительство амбаров для голодающих – люди вспомнили об антихристе. По Москве поползли слухи о преступлениях Бориса. Развиться слухам о пришествии антихриста в нечто массовое и боевое помешали внезапная кончина Бориса Годунова и пришествие на Русь «чудом спасенного» царевича Дмитрия. В результате правления Годунова Россия оказалась на пороге Смуты, которая едва не остановила история русского государства.

Василий Шуйский

Василий Шуйский правил в период 1606-1610 гг. В начале XVII ст. в России наблюдались массовые неурожаи, вследствие чего на территории распространился голод. Василий Шуйский пришел к престолу в эти времена, создав заговор и организовав убийство Лжедмитрия. Правителем Шуйского провозгласили его сторонники – небольшая группа людей в Москве.

«Более хитрый, чем умный, донельзя изолгавшийся и изынтриганившийся», – так охарактеризовал царя историк Василий Ключевский.

Шуйскому досталось наследство, поставившее под сомнение само понятие «русского государства». Голод, внутренние и внешние распри, наконец, эпидемия самозванства, охватившая Русь на заре XVII века – в таких условиях мало кто мог сохранить здравый рассудок и политическую волю.

Шуйский делал все, что мог. Пытался кодифицировать право, закрепить положение холопов и крестьян. Но его уступки в сложной ситуации были сродни слабости. В конце концов Шуйский был пленен польскими войсками, по предварительному сговору бояр. На смену его правлению пришел польский королевич Владислав, страна оказалась фактически под иноземной оккупацией.

Петр II

Петр II правил в период 1727-1730 гг. Стал царем в 11-летнем возрасте, умер в 14 лет от оспы. Это один из самых юных правителей России. Стал царем, согласно завещанию, составленному Екатериной I. Он не проявлял интереса к государственным делам и политической деятельности. Его правительство не отличалось яркими событиями, к тому же Петр II фактически не управлял Россией самостоятельно. Власть была в руках Верховного тайного совета (Меншикова, а вскоре - Остермана и Долгоруких). В данный период пробовали придерживаться политических взглядов Петра Великого, однако данные попытки были безуспешными. В годы правления Петра II укрепилась боярская аристократия, армия пришла в упадок (особенно изменения коснулись флота), стала активно процветать коррупция. Также в данный период столица России поменяла свое месторасположение (из Санкт-Петербурга была перенесена в Москву).

Петр III

Петр III – император, который был провозглашен после смерти Елизаветы. За 186-дневный срок монарх сделал достаточно, чтобы называться одним из самых худших правителей России. Историки объясняют это ненавистью "немца" Петра III к России. Результатом правления императора стало:
усиление крепостного права;
получение дворянством права не нести службу и других привилегий («Манифест о вольности дворянства»);
возвращение к власти персон предшествующего царствования, которые находились в ссылках;
прекращение военных действий с Пруссией, заключение договора с прусским королем на невыгодных условиях (возвращение Восточной Пруссии, которая на тот момент являлась частью России 4 года). При условии того, что 7-летняя война с Пруссией была практически выиграна, такой шаг вызвал недоумение в армейских кругах, приравнивался к государственной измене.
Правление Петра III закончилось, благодаря заговору гвардии.

Николай II

Николай II – последний русский царь, в успехи которого даже не верили его собственные родители. К примеру, мать Николая считала Николая слабым не только духом, но и умом, называла его «тряпичной куклой». В самом начале правления царь привязал курс рубля к золоту, ввел золотой рубль. Последствием такого шага стало ограничение денег внутри страны, увеличение количества займов за границей, которые использовались для развития страны. В итоге Россия стала одной из лидеров по объему внешнего долга, который стремительно рос.

Далее позорное поражение России в русско-японской войне (в 1904-1905 гг.) В годы правления царя следует вспомнить и «Кровавое воскресенье» - расстрел полицейскими мирных жителей в Санкт-Петербурге, что послужило толчком к началу первой революции (1905-1907 гг.) В результате последнего события Николай получил прозвище "Кровавый".

В 1914 г. (начало войны) наблюдался экономический спад, инфляция. Количество забастовок резко увеличивалась.В результате Николай II отрекся от престола, а а в России началось самое страшное время в ее истории.

Сразу восемь пророков и провидцев в один голос утверждают о неизбежности возврата России к монархии. Это Василий Блаженный, Василий Немчин, Серафим Саровский, монах Авель, Феофан Полтавский, Лавренитий Черниговский, монах Иоанн, инок Агафангел. Но лишь один из них называет время этого события. В летописях записаны слова Василия Блаженного: «Целый век Россия проживет без Царя, а правители уничтожат многие церкви. Потом их восстановят, да только народ служить возьмется не Богу, а золоту». Таким образом, время восстановления монархии приходится где-то на 2017 год.

Пророчества преподобного Авеля Тайновидца о будущем Царе.

И восстанет в изгнании из рода твоего Князь Великий, стоящий за сынов народа своего. Сей будет Избранник Божий, и на главе его благословение. Он будет един и всем понятен, его учует самое сердце русское. Облик его будет державен и светел, и никто же речет: “Царь здесь или там”, но все: “Это он”. Воля народная покорится милости Божией, и он сам подтвердит свое призвание… Имя его трикратно суждено Истории Российской.

Два тезоименитых уже были на Престоле, но не Царском. Одному богатыри служили (Александру Невскому) , второй будет рожден в один день, а чествовать его в другой станут (Александр Суворов). Он же воссядет на Царский, как третий. Так что понятно как будут звать будущего Царя. Ждем. Все старцы склоняются к 17-18 году восстановление монархии и приход Царя, дабы сказано Василием Блаженным России 100 лет жить без Царя.

И еще на Ченстоховской иконе Божьей матери на щеке буква А обозначающая первую букву имени будущего Царя.

Говорится о грядущем Царе-Победители, который восстанет из рода Романовых в последние времена (т.е уже). Этого Царя все признают по одному его виду, потому что Господь расположит сердца людей к своему избраннику. «Его учует само сердце русское» - русское сердце! Это не значит, что все ему покорятся от одного его вида. У Царя будут враги и много. Но слова эти значат, что русское сердце, православное, сразу узрит в нем своего Царя и многие станут за Царя не на жизнь, а на смерть.

БУДУЩИЙ ЦАРЬ РУСИ, КТО ОН?

Владимир I Святославич (др.-рус. Володимеръ Свѧтославичь, ок. 960 — 15 июля 1015) — киевский великий князь, при котором произошло крещение Руси. Владимир стал новгородским князем в 970, захватил киевский престол в 978 году. В 988 выбрал христианство в качестве государственной религии Киевской Руси. В крещении получил христианское имя Василий. Известен также как Владимир Святой, Владимир Креститель (в церковной истории) и Владимир Красное Солнышко (в былинах). Прославлен в лике святых как равноапостольный. Ванга называла отчество будущего царя: «Владимирович». (Продолжатель дела князя Владимира.).

Явление Преп. Серафима Саровского (2002): «То, что Я скажу передай всем! Война начнётся сразу после моего праздника. Как только народ схлынет из Дивеево, так сразу и начнётся! А в Дивеево меня нет: Я нахожусь в Москве. В Дивеево же Я, воскреснув в Сарове, приду живой вместе с Царём. Венчание Царя будет в Успенском Соборе Владимира».

Святой Феофан Полтавский, 1930 год: «В России будет восстановлена Монархия, Самодержавная власть. Господь предызбрал будущего Царя. Это будет человек пламенной веры, гениального ума и железной воли. Он прежде всего, наведет порядок в Церкви Православной, удалив всех неистинных, еретичествующих и теплохладных архиереев. И многие, очень многие, за малыми исключениями, почти все будут устранены, а новые, истинные, непоколебимые архиереи станут на их место… Произойдет то, чего никто не ожидает. Россия воскреснет из мертвых, и весь мир удивится. Православие в ней (России) возродится и восторжествует. Но того православия, что прежде было, уже не будет. Самим Богом будет поставлен сильный Царь на Престоле».

Неужели такое возможно, что 2017 - 2018 году придет Царь, Россия снова возродится как самодержавная православная империя?

Известные пророчества русских святых (святителя Феофана (Быстрова), святителя Феофана Полтавского, преподобного Лаврентия Черниговского, преподобного Серафима Саровского и многих, многих других) дают утвердительный ответ на этот вопрос. С небольшими отличиями в деталях, но в единстве, по сути, эти пророчества рассказывают о том, что в стране нашей рано или поздно произойдет то, чего никто не ожидает. Россия всенародным покаянием преобразится, воскреснет из мертвых и вместе со всеми славянскими народами и землями составит могучее Царство. Окормлять его будет Царь Православный, Божий Помазанник, человек пламенной веры, гениального ума и железной воли, которого будет бояться даже антихрист.

Грядущий Царь будет избран и поставлен Самим Богом, он прежде всего наведет порядок в Церкви Православной, удалив всех неистинных, еретичествующих и теплохладных архиереев. И многие, очень многие, за малыми исключениями, почти все они будут устранены, а новые, истинные, непоколебимые архиереи станут на их место…

Прот. Николай Гурьянов. В 1997 году одна женщина спросила батюшку: «Батюшка Николай, кто будет после Ельцина? Чего нам ждать?». - После будет военный - ответил Батюшка. - А что дальше-то будет? - вновь спросила женщина. - После будет Царь Православный! - сказал отец Николай.

Ясновидящая Ванга предсказывала в 1996 году: Новый человек под знаком Нового Учения явится в России, и он будет править Русью всю жизнь … Новое учение придёт из России - это самое древнее и самое истинное учение - распространится по всему миру и придёт день, когда все религии в мире исчезнут и их заменит это новое философское учение Огненной Библии. В Россию вернётся социализм в новой форме, в России будут крупные коллективные и кооперативные сельские хозяйства, и снова восстановится бывший Советский Союз, но союз уже новый. Россия будет крепнуть и расти, никому не дано остановить Россию, нет такой силы, которая смогла бы сломить Россию. Россия всё сметёт на своём пути, и не только сохранится, но и станет единоличной безраздельной “хозяйкой мира”, и даже Америка в 2030-х годах признает полное превосходство России. Россия вновь станет сильной и могучей настоящей империей, и вновь станет называться по старому древнему имени Русь.»

IV Грoзный» и будут пo-свoему правы. Потому что коронование на царство Гoсударя и Великoгo князя Ивана IV, пoсле кoтoрoгo oн стaл именoваться еще и «цaрем всeя Руcи» случилoсь 16 января 1547 гoда. oнo прoшлo в знаменитoм Успeнскoм сoбoре Кремля, где митрoпoлит Макaрий вoзлoжил на семнадцатилетнегo юнoшу знаки царскoй власти: шапку Мoнoмаха, бармы (ширoкoе oплечье, шитoе зoлoтoм и драгoценными камнями) и святыню - частицу креста, на кoтoрoм был распят Иисус Христoс , пoсле чегo пoмазал егo мирoм, чтoбы Дух Святoй дал oтрoку мудрoсть править странoй, а пoсле - благoслoвил юнoгo Ивана IV.

Казалось бы, вопрос закрыт? Как бы не так! Летописи утверждают, что самодержцем называли еще деда Ивана Грозного - Ивана III, а чин коронования, или как тогда говорили, «венчания на царство» был написан для родственника Грозного - Дмитрия Ивановича, внука Ивана III.

К концу XV века, когда Византия пала под натиском мусульман, встал вопрос преемственности: для России Византия с ее боговенчанными императорами была примером и образцом. Чтобы Москва действительно могла стать продолжателем христианских традиций, следовало по византийскому образцу наделить правящих особ властью «от Бога», а Мoскву сделать новым Царьградoм. Эта идея родилась при дворе Ивана III и заставила его подчиненных переосмыслить подход к вступлению в права очередного властителя.

В это время при дворе шла серьезная борьба за то, какая ветвь рода Ивана III будет дальше управлять государством. Великий князь был женат два раза: в первый раз на тверской княжне Марии Борисовне, во второй - на Сoфье Палеoлoг, сестре последнего императора павшей Византии. От Марии Борисовны у Ивана III был наследник Иван Молодой (умер в 1490 году) и его сын, внук Ивана Дмитрий (родился в 1483 году); из детей Сoфьи Пaлеoлог главным претендентом на власть был сын Василий - старший из сыновей Софьи.

Любопытно, что внедрение идеи «Москва - новый Константинополь» принадлежит не Сoфье Палеoлoг, а ее противникам - священникам и книжникам, близкими Дмитрию и его матери Елене Волошанке. Близкий к Елене митрополит Зoсима даже сочинил «Излoжение пaсхaлии», в которое вложил идею о преемственности власти. В сочинении Пaлеoлoг не упоминалась, а преемственность основывалась на верности Руси Богу, Зoсима называл самoдержца царем и утверждал, что его поставил над Русью сам Гoспoдь. Кроме духовенства, за Дмитриeм Внукoм стояли тверские князья, которые недолюбливали Палеoлог, считая ее чужой и связывая, «нестрoения на Руси» с ее появлением. Сам Иван III хотел передать трон по старшей линии и считал наследником Дмитрия, а после того, как осенью 1497 года провалился заговор против Дмитрия, и Софья Пaлеoлoг c сыном попалаи в немилость, Иван III решил венчать Дминитрия на «великое княжение Владимирское, московское, новгородское и всея Руси», сделав его соправителем.

Власть от Бога

Тут же был разработан особый «чин венчания»; сама церемония, равной которой на Руси еще не было, прошла 4 февраля 1498 года в Успeнскoм сoбoре. На венчании притствовали все духовенство, родственники и бoяре, площадь перед сoборoм была запoлнена нарoдом. Митропoлит торжественно возложил на Дмитрия символы власти: шaпку Мoнoмaxa (это было сделано впервые) и оплечье (бapмы), затем, как пишет, основываясь на летописях, историк Василий Ключeвский, помазал его миром, а дед Ивaн III благословил пятнадцатилетнего внука «на великoе княжение Владимирскoе, Москoвское и Hoвгoродскoе». Экзарх призвал подростка править мудро, а по выходе из собoра Дмитрия осыпали мoнeтами.

Дальнейшая судьба Дмитрия незавидна. Правил он вместе с дедом всего год, решая судебные тяжбы в нескольких уездах, после чего возник новый заговор, сторонники Дмитрия были казнены или сосланы, а Василий был помилован дедом и стал Великим князем Новгорода и Пскова ; вышла из-под опалы и Сoфья.

Участь помазанника Божия

Дмитрия оттеснили от государственных дел: его имя в документах начали писать после имен других сыновей Ивана III, а в 1502 году дед сам заточил Дмитрия и Елену в темницу, запретив даже в молитвах поминать их имена и называть Дмитрия Великим князем. Почему он так поступил, не ясно.

Затем Иван III возвысил Василия и «посадил его на великое княжение Владимирское и Московское и всея Руси самодержцем». Как позже вспоминал австрийский дипломат Сигизмунд фон Герберштейн, перед смертью дед пытался облегчить участь внука и приказал отпустить его, но Василий III заковал племянника в железо, и тот скончался в темнице в 1509 году.

Герберштейн называет две возможные причины смерти Дмитрия: он мог задохнуться от дыма во время пожара или умереть от голода; а князь Андрей Курбский писал, что его удавили. О смерти Дмитрия сообщается во второй редакции летописного свода 1518 года, где написано, что умер он «в нужде и в тюрьме».

Получается, что еще до коронации Ивана Грозного на Руси был помазанник Божий Дмитрий Иванович, который приходился Грозному двоюродным братом. Его не называли царем и венчали на великое княжение, но власть его была освящена митрополитом, и таким образом он стал первым духовным преемником византийских монархов. Чин венчания Дмитрия Внука был позже использован для разработки чина венчания на царство Ивана Грозного.

Конец династии Калиты . Историки, читающие документы той поры, часто встречают такие записи: “пустоши, что были деревни”, “пашня лесом поросла” . Запустение земель приняло страшные размеры: в новгородских и псковских местах, близких к ливонскому фронту, в распашке осталось только 7,5% прежде обрабатываемых земель, в Московском уезде — 16%, сходная картина наблюдалась и в других районах. Во много раз выросли налоги; “взяв однажды налог,— по словам Курбского,— посылали взымать все новые и новые подати”.

В стране широкое распространение получили “разбои” , волнения. Некому было работать, кормить дворян, войско. Власти, пытаясь спасти положение, организуют с 1581 г. описание земель и запрещают переход крестьян от одного владельца к другому в Юрьев день. Тогда и родилась известная пословица: “Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!”. “Заповедные годы” (заповедь — запрет) вводились как временная мера, но остались надолго, вплоть до отмены крепостного права (1861 г.). Составленные в ходе описания писцовые книги стали основанием крестьянской “крепости” помещику и вотчиннику.

Помещики получают податные льготы, монастыри же их лишаются (по решению церковного собора 1584 г.). Дворян жалуют новыми землями. Эти меры, принятые в конце правления Грозного, не могли дать каких-либо заметных и быстрых результатов.

...18 марта 1584 г. царь Иван IV умер . В свои неполные 54 года этот человек, исключительно одаренный, жестокий и маниакально подозрительный, выглядел глубоким стариком, развалиной. Сказались долгие годы борьбы, подозрительности и страха, расправ и покаяний, пьяных оргий и злобных выходок. Ночные страхи и кошмары, болезни и переживания довели его до крайности — все тело распухло, глаза слезились, руки тряслись. Люди, окружавшие трон, трепетали перед ним, но плели интриги; Поговаривали, что они-то и помогли ему уйти в мир иной — подложили отраву.

Вызывало и вызывает самые противоречивые оценки современников и потомков. Одни видят в его деяниях большой государственный смысл — стремление к централизации, укреплению государства, устранению препятствий на этом пути (борьба с боярами и прочими). Что же касается жестокостей, в том числе и опричного террора, то не без резона говорится о нравах эпохи, характерных и для России, и для других стран (вспомним хотя бы о массовых убийствах Варфоломеевской ночи во Франции в 1572 г., когда за две недели вырезали разом более 30 тысяч человек). Другие резко отрицательно судят личность и , акцентируют внимание на казнях, опричнине, разорении страны. Очевидно, что следует учитывать и положительные стороны его правления (укрепление государства), и отрицательные (ухудшение положения народа, террор).

Подводя итог эпохе Грозного, можно сказать, что при всех ее успехах она оставила тяжелое наследство и привела к печально знаменитому в истории Отечества Смутному времени.

После смерти Ивана IV власть перешла к его 27-летнему сыну Федору . Насмотревшись измлада на то, что творили отец и его присные, он всю жизнь с неприязнью относился к расправам, жестокости, немилосердию. Человек тихий и богобоязненный, царь интересовался больше молитвой и тихой беседой с монахами. Любил церковное пение и колокольный звон. Дела же государственные перепоручил боярам. Среди них после смерти Грозного началась борьба за власть и влияние. Сначала на главенствующую роль претендовал Б. Я. Вольский—любимец покойного монарха, истовый опричник, наследовавший при Грозном роль душителя Малюты Скуратова. Недовольный тем, что его не включили в число регентов при царе Федоре, он привел в Кремль своих вооруженных холопов. Все расценили его действия как стремление возродить опричные порядки.

В столице зазвучал набат — москвичи, дворяне из южных уездов, приехавшие на службу, со всех сторон бросились к Кремлю, “весь народ,— как говорит современник-летописец,— всколебался” . Восставшие разгромили склады с оружием на Красной площади, собирались “выбить ворота (в Кремле) вон” . Из Фроловских (Спасских) ворот выехали бояре и дьяки. Их встретили криками: "Выдай нам Богдана Бельского! Он хочет извести царский корень и боярские роды!"

Бельского тут же схватили и в апреле сослали воеводой в Нижний Новгород. При дворе, после устранения бояр-соперников, утверждал свою власть царский шурин — Борис Федорович Годунов; его сестра Ирина была женой Федора Ивановича. Младший брат царя полугодовалый царевич Дмитрий (сын от Марии Нагой, последней его жены, четвертой по счету) оказался, по сути дела, в ссылке — ему дали в удельное владение Углич, и его увезли туда мать и ее родственники Нагие.

При царе Федоре ситуация в стране стала спокойней, тише. Об опричном терроре вспоминали с ужасом и отвращением, в том числе и сам монарх, начинавший каждый день с молитвы: "Господи, сохрани меня, грешного, от злого действия."

Конечно, случались и казни. Например, наказали шестерых торговых “мужиков” —участников весеннего восстания в Москве (1584 г.). Ссылали бояр Шуйских, к примеру. Руководитель героической обороны Пскова князь И. П. Шуйский был злодейски умерщвлен в ссылке. А сторонника Шуйских митрополита Дионисия свели с митрополичьей кафедры, его место занял Иов, ставленник Годунова. В 1589 г. Иов на соборе русского духовенства был избран патриархом всея Руси. Тем самым Русская православная-церковь стала полностью самостоятельной.

Иллюстрация. Смерть Царевича Дмитрия

15 мая 1591 г. при загадочных обстоятельствах погиб в Угличе царевич Дмитрий. Восставшие угличане расправились с некоторыми людьми, следившими за покойным царевичем. Присланная Годуновым комиссия во главе с князем В. И. Шуйским провела следствие и сделала вывод: царевич зарезался сам, играя “в тычку” (ножичек) . Но этой версии уже тогда многие не верили, и пошла по России гулять молва: царевича-де убили по приказу Годунова. Это событие впоследствии оказало немалое влияние на обострение обстановки в стране.

Жизнь продолжалась и требовала свое. К началу 90-х гг. закончилось описание земель, длившееся целое десятилетие. Режим “заповедных лет” , поначалу вводившийся в отдельных уездах, распространился на всю страну. В документах об этом говорится кратко и недвусмысленно: “Ныне по государеву указу крестьянам и бобылям" выходу нет” .

Тогда же ввели “урочные лета” (1597 г.): по делам о владении крестьянами, их вывозе, возвращении беглых крестьян стал действовать пятилетний срок подачи их владельцами исковых челобитных. Если помещик или вотчинник обращался к властям более пяти лет спустя после вывоза или побега крестьянина, он терял на него всякие права. Тогда же обнародовали указ о холопах, сильно ухудшивший и их положение: они лишились права на освобождение путем уплаты долга по старым кабальным грамотам. А “добровольную” службу в холопах, ранее бессрочную, свели к шести месяцам, после которых владельцы могли их закабалить полностью, безусловно.

“Смирением обложенный” царь Федор Иванович тихо скончался 7 января 1598 г., не оставив наследника. Династия на московском престоле угасла. На Земском соборе , предки которого, выходцы из , начали служить Москве при том же Калите. Теперь бывший , зять Малюты Скуратова, долгие годы шедший к высшей власти, получил ее. Когда думный дьяк Василий Щелкалов, опытный приказной делец, объявил в Кремле народу о пострижении царицы-вдовы Ирины, ее брат услышал заветные и долгожданные крики москвичей:

— Да здравствует Борис Федорович!

Это означало одно—народ хочет видеть его царем. Взошла звезда основателя новой царской династии. Но сияла она недолго.

Вот вроде бы простой вопрос, а так сразу и не вспомнишь, кто же был первым царем. Для меня царь - это правитель . А правителей ведь было много. И Владимир Красное Солнышко, Олег, и так далее. Но я поподробнее почитала историю и кое-что выяснила. Об этом вам и расскажу.

Первый царь всея Руси

Оказалось, что раньше на Руси правителей называли великими князьями , не было титула царь. Тогда как в других странах титулы царь, король, император вовсю использовались и означали самодержавную власть. Наших же князей воспринимали как принцев или как герцогов. Острая необходимость в «царе» появилась в 16 веке, когда князь Иван IV оказался втянутым в борьбу за власть . Иван был сыном Василия III, прямым наследником. Когда ему было три года, отец умер, опекуном мальчика стала мать, но она тоже умерла, спустя пять лет. Опекунами стали бояре Шуйские и Бельские. Между ними и разгорелась нешуточная борьба. Мальчик с малых лет наблюдал насилие, жестокость , интриги, коварство. Именно это и привело к тому, что он стал недоверчивым, ожесточённым, и уже тогда решил стать царем, иметь ничем не ограниченную власть.


В возрасте 16 лет Иван , которого потом нарекли Грозным , был венчан на царство всея Руси . Духовенству в то время было также выгодно назначить царя, так как это способствовало укреплению православной церкви в стране. Итак, первым царем стал Иван Грозный.

Правление Ивана Грозного

Об этой исторической личности существует множество легенд. Но само прозвище его говорит о том, что он имел крутой, своенравный и даже жестокий характер . Ему были свойственны вспышки агрессии , в момент одной из которых он убил своего сына .


Но что же он сделал для России? Вот основные его заслуги:


Но самое страшное, что было при Иване Грозном, это его опричное войско, которое долгие годы грабило и убивало население. Народ боялся и ненавидел царя.