Жизнь не прощает предательства в любви бунин. Тема любви в рассказе бунина темные аллеи

СОДЕРЖАНИЕ: Рассказ «Темные аллеи», написанный в 1938 году в предвоенной Франции, возвращает нас в Россию начала ХХ века, в то время, о котором у Бунина остались только печальные воспоминания. Но при этом писатель рассказывает историю, которая могла бы произойти в любое время и в любой стране. Ведь люди продолжают влюбляться и уходить от возлюбленных, ссылаясь на то, что так сложилась жизнь.

Рассказ «Темные аллеи», написанный в 1938 году в предвоенной Франции, возвращает нас в Россию начала ХХ века, в то время, о котором у Бунина остались только печальные воспоминания. Но при этом писатель рассказывает историю, которая могла бы произойти в любое время и в любой стране. Ведь люди продолжают влюбляться и уходить от возлюбленных, ссылаясь на то, что так сложилась жизнь.

Герой рассказа, еще будучи молодым помещиком, соблазнил красивую крестьянскую девушку Надежду, а затем бросил ее, считая этот роман обычным приключением. Прошли годы. Николай Алексеевич служил, женился, растил сына. И вот спустя годы он оказался проездом в тех местах, где прошла его молодость. В хозяйке заезжей избы герой внезапно узнает Надежду. Так встречаются через тридцать лет еще бравый военный и властная, сдержанная женщина, умеющая и копейку добыть, и постоять за себя. Она тоже постарела, но еще отчасти сохранила прежнюю красоту и стать. Герои вспоминают молодость, давно улетевшее юное счастье. Оказывается, Надежда пронесла любовь к Николаю Алексеевичу через всю жизнь. Она не вышла замуж, потому что так и не смогла забыть своего Николеньку. И до сих пор она не простила ему давнего предательства: «Как не было у меня ничего дороже вас на свете в ту пору, так и потом не бывало. Оттого-то и простить мне вас нельзя». Ведь было не только взаимное влечение юных горячих тел, было и душевное притяжение - и стихи о «темных аллеях», и восторг, и нежность. Оказывается, помнит об этом и Николай Алексеевич. В свое оправдание он признается, что тоже с той поры никогда не был счастлив: «Извини, что, может быть, задеваю твое самолюбие, но скажу откровенно - жену я без памяти любил. А изменила, бросила меня еще оскорбительнее, чем я тебя. Сына обожал, - пока рос, каких только надежд на него не возлагал! А вышел негодяй, мот, наглец, без сердца, без чести, без совести… Думаю, что и я потерял в тебе самое дорогое, что имел в жизни».

Рассказ пронизан сожалением об утраченном счастье. Получается, герой рассказа дважды любил, дважды познал короткие мгновения счастья, но остался ни с чем. Надежда - однолюб, ей выпало нести через всю жизнь свою поруганную любовь. Кто же виноват в том, что их счастье разбилось? Бунин говорит нам о том, что всякий человек навсегда закован в цепи тоски, пошлости, обыденной жизни. Для блестящего барина Николая Алексеевича это разница в социальном положении, честолюбивые мечты. Ведь останься он с Надеждой, пришлось бы распрощаться с блестящей военной карьерой: «Но, боже мой, что же было бы дальше? Что, если бы я не бросил ее? Эта самая Надежда не содержательница постоялой горницы, а моя жена, хозяйка моего петербургского дома, мать моих детей?» Даже сейчас, в нынешнем одиночестве, подобная ситуация кажется ему невозможной, недопустимой. И Николай Алексеевич уже стыдится своего порыва: «Со стыдом вспоминал он свои последние слова и то, что поцеловал у ней руку, и тотчас стыдился своего стыда». Герой не способен пожертвовать ради любимой женщины ни положением в обществе, ни карьерой. Поэтому любовь ушла, оставив на всю жизнь не только память о настоящем счастье, но горечь вины и сожаление об утрате.

Перу Нобелевского лауреата, русского писателя И.А. Бунина, принадлежит немало выдающихся произведений. Среди них - сборник рассказов под общим названием «Темные аллеи», сочинение, которое стало настоящим шедевром мастера пера.

Рассмотрим историю создания этого произведения, его значение в а также основной художественный замысел.

История создания сборника

Произведение «Темные аллеи» - сочинение зрелого Бунина. Сборник из рассказов создавался автором уже в эмиграции, в течение 6 лет, в тяжелый для Европы период Второй мировой войны.

В этот момент сам писатель испытывал как лишение и нужду, так и тяжелое душевное состояние, вызванное личной любовной драмой. Размышления о любви и смерти переплелись в единый композиционный узел, что и способствовало созданию цикла рассказов о любви.

Всего в сборник вошло 40 рассказов. Все они описывают чувство любви, которое охватило героев в разные периоды их жизни. И любовь очень разная: слепая и развратная, чистая и светлая, неразделенная и мучительная.

Сам Бунин, издав свой сборник в 1953 году, считал данный труд лучшим в своем прозаическом творчестве.

Художественное воплощение и композиция сборника

В своих рассказах Бунин прибегает к многочисленным реминисценциям из произведений мировой и русской классической литературы. Это отрывки из античных авторов, поэтов эпохи Возрождения, цитаты из Пушкина, Тургенева, Гончарова, Фета, Полонского, Чехова.

Благодаря данному приему произведения Бунина становятся в единый ряд с творениями великих писателей и поэтов прошлого. Бунин, и сам поэт по натуре, очень умело описывает любовное чувство, которое охватывает души его героев. В каждом рассказе любовное состояние рассматривается в его новом неповторимом оттенке. Поэтому «Темные аллеи» - сочинение особенное. Бунин как опытный художник рисует с помощью различных красок 40 маленьких пейзажей, и каждый из них неповторим.

При этом Бунин далек от традиционного описания сцен любви на фоне весеннего расцвета природы. Его любимое время года - осень. Поздняя осень - трагическое состояние природы, которое перекликается с внутренним состоянием его героев.

Композиция сборника циклическая. Он начинает рассказом «Темные аллеи», в котором встречаются два бывших любовника - разочаровавшейся в жизни офицер Николай Алексеевич и его бывшая крепостная девушка Надежда, и заканчивается рассказом «Ночлег», который возвращает читателей в атмосферу той же осени и той же несостоявшейся трагической любви, но с оттенком звериной жестокости: двойник Николая Алексеевича - пожилой марокканец, приезжает на постоялый двор и, увидев у хозяйки ее молодую племянницу, решает ночью изнасиловать девушку, однако, начав свое бесчестное дело, погибает от зубов зверя, преданного его жертве.

«Темные аллеи» - сочинение, полное трагизма жизни

Многие из произведений Бунина рассказывают о сложной и драматической судьбе главных героев. В полной мере это можно отнести и к сборнику рассказов «Темные аллеи». Любовь очень часто сопровождается смертью героев или их вечной разлукой. Само чувство любви - трагически мимолетно и временно, а переживания по поводу расставания с любимым может длиться потом всю оставшуюся жизнь.

Часто смерть является результатом запретной связанной с изменой супруге (супругу), то есть грехопадением героев. Например, в рассказе «Натали» описывается, как светлое чувство, которое герой Мещерский испытывает к юной Наташе, сменяется плотской страстью к другой героине - Соне. В результате того, что герой не может сделать окончательного выбора между двумя девушками, ему приходится расстаться с Натальей. Она выходит замуж за другого, сам Мещерский сходится со служанкой и приживает от нее ребенка, через несколько лет он встречается с овдовевшей Натальей, сходится с ней и переживает ее мучительную смерть в преждевременных родах.


Смысл человеческого бытия - есть ли он?

Рассказы Бунина «Темные аллеи» часто содержат в себе в концентрированном виде самое главные проблемы бытия человека на земле: есть ли на земле что такое смерть, в чем заключается смысл жизни?

В этих рассказах есть место всему: и самоубийству главного героя-офицера, узнавшего о том, что его жена сбежала от него с любовником (рассказ «Кавказ»); и настоящему убийству главной героини-проститутки, которая капризничала перед своим клиентом (рассказ «барышня Клара»); и внезапной и нелепой смерти героя, как например, в рассказе «В Париже», в котором уже немолодой белый офицер, потерявший и Родину, и жену, встречает в ресторане свою первую любовь - русскую женщину, которая работает официанткой, однако, их совместное счастье длится только 4 месяца, вплоть до неожиданной смерти героя.

Светлые мотивы в сборнике Бунина

Однако некоторые рассказы Бунина «Темные аллеи» несут в себе и светлый отпечаток любви. Эта любовь чужда плотской страсти, она возвышенна и спасительна.

Именно такое чувство описывается в знаменитом рассказе цикла «Холодная осень». Главная героиня, немолодая русская эмигрантка, признается, что в ее жизни был только один настоящий день, который придал смысл всему ее бытию - это осенний день, когда она проводила на фронт своего жениха, погибшего на полях сражений Первой мировой. Потом была гражданская война и эмиграция, замужество за человеком, который умер от тифа и оставил на руках своей жены девочку-племянницу, годы нужды и лишений, воспитания приемной дочери, но все это оказалось пустыми хлопотами по сравнению с той любовью к умершему жениху, которую героиня пронесла через всю свою земную жизнь.

Или рассказ «Чистый понедельник», главная героиня которого, отказавшись от плотской страсти к своему любовнику, уходит в монастырь и сглаживает трагизм их любви обращением к высшему смыслу бытия.

Как мы видим, множество мотивов сплелись воедино в сборнике «Темные аллеи». Содержание каждого рассказа неповторимо!

Все оттенки любви в сборнике Бунина

Любовь в рассказе Бунина «Темные аллеи» предстает перед читателями в разных образах.

Первый образ - это плотская страсть. Часто она сопровождается грубой изменой, насилием и даже убийством («Барышня Клара», «Кума», «Гость»).

Второй образ - это случайная страсть, ставшая глубоким воспоминанием всей жизни («Визитные карточки», «Антигона»).

Третий образ - любовь как взлет души, причиняющая и радость, и боль («Руся», «Смарагд», «Чистый понедельник»).

Многому могут научить читателей «Темные аллеи», тема любви в этом произведении превосходно воплощает авторский замысел.

По мнению литературоведов, художественная ценность сборника заключается именно в противопоставлении телесной и духовной первооснов любви. При этом, по мысли писателя, человек должен стремится именно к духовному началу, именно оно возвышает его и связывает с миром высшего бессмертного бытия.

Иван Алексеевич Бунин - один из лучших писателей России. Его первый сборник стихотворений вышел в 1881 году. Написаны рассказы «Танька», «На край света», «Вести с родины» и другие. В 1898 году выходит новый сборник «Под открытым небом». В 1901 году - «Листопад», получивший Пушкинскую премию.

К Бунину приходят признание и популярность. Он знакомится с Л. Н. Толстым, А. П. Чеховым, М. Горьким. В начале 1900-х годов написаны рассказы «Антоновские яблоки», «Сосны», «Захар Воробьев» и другие. В них запечатлена красота русской природы, трагедия нищего, обездоленного народа, разоряющихся дворянских усадеб. В рассказах «Хорошая жизнь», «Господин из Сан-Франциско» и других раскрывается жизнь городского дна с кабаками и дешевыми номерами, мир человеческих страстей.

Октябрьскую революцию Бунин воспринял как социальную драму. В 1920 году эмигрировал во Францию. Там он продолжает свою творческую деятельность, создает автобиографический роман «Жизнь Арсеньева», рассказы «Косцы», «Лапти», пишет цикл новелл «Темные аллеи».

В сборнике «Темные аллеи» главная тема - любовь. И. А. Бунин показывает нам не только светлые, но и темные стороны любви, что символизирует и само название сборника. Возьмем для примера открывающий его одноименный рассказ. Сюжет его прост. Старик генерал приезжает на почтовую станцию в Тульскую губернию и встречает свою возлюбленную, с которой не виделся тридцать пять лет. Он не сразу узнает Надежду, ныне - хозяйку постоялого двора, где когда-то произошла их встреча. А узнав, внезапно выясняет, что все эти годы она любила его одного. Генерал Николай Алексеевич пытается оправдаться перед Надеждой, что столько лет не навещал ее: «Все проходит, мой друг… Любовь, молодость - все, все. История пошлая, обыкновенная. С годами все проходит. Как это сказано в книге Иова? «Как о воде протекшей будешь вспоминать». Но больно уж неуклюжи, неискренни эти объяснения.

И Надежда мудро отвечает постаревшему генералу: «Что кому Бог дает, Николай Алексеевич. Молодость у всякого проходит, а любовь - другое дело». Бунинский герой не верит: «Ведь не могла же ты любить меня весь век!» Однако оказывается, что могла. И Надежда «с недоброй улыбкой» укоряет своего возлюбленного: «Очень бессердечно вы меня бросили, сколько раз я хотела руки на себя наложить от обиды от одной, уж не говоря обо всем прочем», хотя и сознает, что «поздно теперь укорять». Генерал как будто не испытывает раскаяния: «А! Все проходит. - Все забывается». Но на самом деле Надежда права: «все проходит, да не все забывается». И Николай Алексеевич так и не смог забыть свою первую любовь. Напрасно молил он: «Уходи… Уходи, пожалуйста». И неожиданно проговаривается: «Лишь бы Бог меня простил. А ты, видно, простила». Выясняется, что не простила. Надежда не простила его, она признается: «Как не было у меня ничего дороже вас на свете в ту пору, так и потом не было.

Оттого-то и простить мне вас нельзя». И Николай Алексеевич вынужден как бы извиняться, оправдываться перед бывшей возлюбленной: «.

ой: «… Никогда я не был счастлив в жизни, не думай, пожалуйста. Извини, что, может быть, задеваю твое самолюбие, но скажу откровенно, - жену я без памяти любил. А изменила, бросила меня еще оскорбительней,-чем я тебя. Сына обожал, пока рос, каких только надежд на него не возлагал! А вышел негодяй, мот, наглец, без сердца, без чести, без совести… Впрочем, все это тоже самая обыкновенная пошлая история».

Нам понятно, что старая любовь сохранилась, что герои рассказа по-прежнему любят друг друга. Когда генерал уезжает, он признается сам себе: «Разве неправда, что она дала мне лучшие моменты жизни?» Судьба мстит ему за измену первой любви. Счастья в семейной жизни Николай Алексеевич так и не обрел. Он понимает, что упустил данный ему когда-то шанс. Когда кучер рассказывает генералу, что хозяйка постоялого двора дает деньги в рост и хотя и справедлива, но «крута»: не отдал вовремя - пеняй на себя, генерал проецирует эти слова на свою несложившуюся жизнь.

И герой размышляет: «Да, пеняй на себя. Да, конечно, лучшие минуты… Но, Боже мой, что же было дальше? Что, если бы не бросил ее? Какой вздор! Эта самая Надежда не содержательница постоялого двора, а моя жена, хозяйка моего петербургского дома, мать моих детей?» Сословные предрассудки в свое время помешали будущему генералу соединить свою судьбу с простолюдинкой. Но любовь к ней не ушла из его сердца и мешала обрести счастье с другой женщиной, мешала достойно воспитать сына. Измена, совершенная в молодости Николаем Алексеевичем, подсознательно преследовала его всю жизнь.

Кругом шиповник алый цвел,
Стояла темных лип аллея.

Ребята, как вы думаете, почему цикл, в котором Бунин воспевает такое чувство, как любовь, назван «Темные аллеи»? ( Люди, которые любят друг друга, по каким-либо причинам расстаются, автор как бы выражает свой взгляд на запутанные, мрачные стороны любви, не все так гладко складывается в жизни, влюбленные расстаются).

Вы правы, на самом деле о героях Бунина нельзя сказать словами А. А. Грина: «Они жили долго и умерли в один день». Описание тихого семейного счастья не привлекает писателя - как бы сильно герои не любили друг друга, финал всех рассказов печален.

    Анализ рассказа «Темные аллеи»

    1. Беседа по восприятию и оценке рассказа:

    Обратимся к тексту самого рассказа. Выявим основные темы рассказа (любовь, предательство, расплата).

    Кто является главным героем? (мужчина и женщина)

    Что произошло на постоялом дворе? (встретились два человека, которые в юности любили друг друга)

    Что стало основной причиной расставания? (социальное положение: она бедна, он богат)

    2.2. Аналитическая беседа о главных героях рассказа:

    Что можно сказать о Надежде? (Надежда главная героиня рассказа «Темные аллеи» - воспитывалась в господском доме. Мы можем предположить, что таких служанок при господах обучали хорошим манерам, «прилично себя держать» и при гостях, и при хозяевах. Была она, скорее всего, хороша собой, чиста, опрятна. Такая она и теперь (портрет Надежды). Иногда, при добрых помещиках, такие девушки, благодаря молодым барышням дочерям господ, становились членами этой семьи. Можно предположить, что господа к ней неплохо относились. Узнав о ее романе с их сыном, господа решили избавиться от нее. А чтобы как-то обелить себя, дали ей вольную).

    Как сложилась судьба Надежды после расставания? (Она по-своему устроила свою жизнь, стала содержательницей постоялой горницы).

    Сохранила ли она любовь к Николаю Алексеевичу? Любит ли она его по сей день? (Сколько не проходило времени, Надежда сохранила свою любовь к герою. Она знала, что давно его нет прежнего, но продолжала любить, несколько раз хотела руки на себя наложить от обиды).

    Смогли бы вы простить человека, который поступит таким образом с вами? (Я бы не простил(а) такого бессердечного человека, ведь он подло поступил).

    А я думаю, что если сильно любить, то можно простить. Но надо устроить свою жизнь.

    Почему такая женщина не вышла замуж? (Она не вышла замуж и не могла выйти замуж, потому что любит его до сих пор).


    - Что представляет собой Николай Алексеевич? (Николенька... Так, скорее всего, звали любимого сыночка. Свое любимое чадо господа. Был он отменно хорош собой, подтянут, но с годами приобрел важность и строгость (портрет Николая Алексеевича.). Для своего сыночка родители выбрали военную карьеру. Иногда он приезжал домой навестить своих родителей - господ, нянюшек, бабушек, тетушек. В один из приездов вдруг в доме он обнаружил очаровательное создание. Это была Надежда. Они проводили лучшие минуты жизни, он читал ей стихи Н. Огарева «Обыкновенная повесть»:
    Была чудесная весна

Сочинение

Иван Алексеевич Бунин - один из лучших писателей России. Его первый сборник стихотворений вышел в 1881 году. Написаны рассказы «Танька», «На край света», «Вести с родины» и другие. В 1898 году выходит новый сборник «Под открытым небом». В 1901 году - «Листопад», получивший Пушкинскую премию.

К Бунину приходят признание и популярность. Он знакомится с Л. Н. Толстым, А. П. Чеховым, М. Горьким. В начале 1900-х годов написаны рассказы «Антоновские яблоки», «Сосны», «Захар Воробьев» и другие. В них запечатлена красота русской природы, трагедия нищего, обездоленного народа, разоряющихся дворянских усадеб. В рассказах «Хорошая жизнь», «Господин из Сан-Франциско» и других раскрывается жизнь городского дна с кабаками и дешевыми номерами, мир человеческих страстей.

Октябрьскую революцию Бунин воспринял как социальную драму. В 1920 году эмигрировал во Францию. Там он продолжает свою творческую деятельность, создает автобиографический роман «Жизнь Арсеньева», рассказы «Косцы», «Лапти», пишет цикл новелл «Темные аллеи».

В сборнике «Темные аллеи» главная тема - любовь. И. А. Бунин показывает нам не только светлые, но и темные стороны любви, что символизирует и само название сборника. Возьмем для примера открывающий его одноименный рассказ. Сюжет его прост. Старик генерал приезжает на почтовую станцию в Тульскую губернию и встречает свою возлюбленную, с которой не виделся тридцать пять лет. Он не сразу узнает Надежду, ныне - хозяйку постоялого двора, где когда-то произошла их встреча. А узнав, внезапно выясняет, что все эти годы она любила его одного. Генерал Николай Алексеевич пытается оправдаться перед Надеждой, что столько лет не навещал ее: «Все проходит, мой друг... Любовь, молодость - все, все. История пошлая, обыкновенная. С годами все проходит. Как это сказано в книге Иова? «Как о воде протекшей будешь вспоминать». Но больно уж неуклюжи, неискренни эти объяснения.

И Надежда мудро отвечает постаревшему генералу: «Что кому Бог дает, Николай Алексеевич. Молодость у всякого проходит, а любовь - другое дело». Бунинский герой не верит: «Ведь не могла же ты любить меня весь век!» Однако оказывается, что могла. И Надежда «с недоброй улыбкой» укоряет своего возлюбленного: «Очень бессердечно вы меня бросили, сколько раз я хотела руки на себя наложить от обиды от одной, уж не говоря обо всем прочем», хотя и сознает, что «поздно теперь укорять». Генерал как будто не испытывает раскаяния: «А! Все проходит. - Все забывается». Но на самом деле Надежда права: «все проходит, да не все забывается». И Николай Алексеевич так и не смог забыть свою первую любовь. Напрасно молил он: «Уходи... Уходи, пожалуйста». И неожиданно проговаривается: «Лишь бы Бог меня простил. А ты, видно, простила». Выясняется, что не простила. Надежда не простила его, она признается: «Как не было у меня ничего дороже вас на свете в ту пору, так и потом не было.

Оттого-то и простить мне вас нельзя». И Николай Алексеевич вынужден как бы извиняться, оправдываться перед бывшей возлюбленной: «...Никогда я не был счастлив в жизни, не думай, пожалуйста. Извини, что, может быть, задеваю твое самолюбие, но скажу откровенно, - жену я без памяти любил. А изменила, бросила меня еще оскорбительней,-чем я тебя. Сына обожал, пока рос, каких только надежд на него не возлагал! А вышел негодяй, мот, наглец, без сердца, без чести, без совести... Впрочем, все это тоже самая обыкновенная пошлая история».

Нам понятно, что старая любовь сохранилась, что герои рассказа по-прежнему любят друг друга. Когда генерал уезжает, он признается сам себе: «Разве неправда, что она дала мне лучшие моменты жизни?» Судьба мстит ему за измену первой любви. Счастья в семейной жизни Николай Алексеевич так и не обрел. Он понимает, что упустил данный ему когда-то шанс. Когда кучер рассказывает генералу, что хозяйка постоялого двора дает деньги в рост и хотя и справедлива, но «крута»: не отдал вовремя - пеняй на себя, генерал проецирует эти слова на свою несложившуюся жизнь.

И герой размышляет: «Да, пеняй на себя. Да, конечно, лучшие минуты... Но, Боже мой, что же было дальше? Что, если бы не бросил ее? Какой вздор! Эта самая Надежда не содержательница постоялого двора, а моя жена, хозяйка моего петербургского дома, мать моих детей?» Сословные предрассудки в свое время помешали будущему генералу соединить свою судьбу с простолюдинкой. Но любовь к ней не ушла из его сердца и мешала обрести счастье с другой женщиной, мешала достойно воспитать сына. Измена, совершенная в молодости Николаем Алексеевичем, подсознательно преследовала его всю жизнь.

Другие сочинения по этому произведению

«Незабываемое» в цикле рассказов И. А. Бунина «Темные аллеи» «Темные аллеи» (история написания) Анализ рассказа И. А. Бунина «Часовня» (Из цикла «Темные аллеи») Всякая любовь - великое счастье, даже если она не разделена (по рассказу И.А. Бунина "Темные аллеи") Герои Бунина живут под звездою рока Единство цикла рассказов И. А. Бунина «Темные аллеи» Идейно-художественное своеобразие книги Бунина «Темные аллеи» Любовь в произведениях И. А. Бунина Мотив любви «как солнечного удара» в прозе И. А. Бунина Особенности темы любви в цикле И. А. Бунина «Темные аллеи». Поэзия и трагедия любви в рассказе И. А. Бунина «Темные аллеи» Проблема любви в рассказе И. А. Бунина «Темные аллеи» Рецензия на рассказ И.А. Бунина "Ворон" Своеобразие раскрытия любовной темы в одном из произведений русской литературы XX века. (И.А.Бунин. «Темные аллеи».) Тема любви в рассказе И. А. Бунина «Темные аллеи» Тема любви в цикле рассказов И. А. Бунина "Темные аллеи"