Основная мысль рецензии темные аллеи. Лиризм прозы И. А. Бунина на примере рассказа Темные аллеи

Котомина Ольга Александровна,

учитель МОУ лицей № 22 г. Иваново.

Конспект урока литературы.11 класс (1 час)

Загадка любви в рассказе И.А.Бунина «Тёмные аллеи».

Тип урока : анализ художественного произведения.

Методические приёмы : аналитическая беседа, исследование ткани художественного произведения, дискуссия, выразительное чтение.
О счастье мы всегда лишь вспоминаем.

И.А.Бунин.

Ход урока.

1. Вступительное слово учителя.

Изучая творчество И.А.Бунина, нельзя не обратиться к вечной теме в литературе и к одной из основных в творчестве писателя - к теме любви. В последней книге Ивана Алексеевича «Тёмные аллеи» она стала доминирующей. Любовь – чувство непостижимое, неподвластное научному анализу, обратиться к загадке любви мы сегодня и постараемся.

Книга «Тёмные аллеи» - итоговая в творчестве И.А.Бунина, она вобрала в себя всё, о чём писал, размышляя о любви, он ранее. Позже, когда книга увидела свет и читатели были потрясены “вечной драмой любви”, Бунин в одном из писем признавался: «Она говорит о трагичном и о многом нежном и прекрасном. Думаю, что это самое лучшее и самое оригинальное, что я написал в жизни».

2. Целеполагание.

Какие цели необходимо поставить перед собой сегодня на уроке?

- разобраться, в чём же состоит загадка любви по Бунину

- проанализировать рассказ «Тёмные аллеи» (содержание, образы героев, язык, идея)

- определить собственное отношение к произведению и его героям *

3. Аналитическая беседа .

Тридцать восемь рассказов «Тёмных аллей» написаны большей частью во время Второй мировой войны в годы эмиграции Бунина, с 1937 по 1944 годы. Почему, находясь на чужбине, во время войны писатель сочиняет книгу о самом сокровенном человеческом чувстве?

Какое впечатление произвёл на вас рассказ? Над чем заставил задуматься?

Как сам И.А.Бунин воспринимал любовь? Сравним несколько его высказываний об этом чувстве:

«Всякая любовь – великое счастье, даже если она и не разделена».

«Любовь – это когда хочется того, чего нет и не бывает».

«Неужели вы ещё не знаете, что любовь и смерть связаны неразрывно? Каждый раз, когда я переживал любовную катастрофу, … я был близок к самоубийству».

«Разве бывает несчастная любовь? … Разве самая скорбная в мире музыка не даёт счастья?»

«О счастье мы всегда лишь вспоминаем».

Как вы понимаете слова И.А.Бунина? Какие из них вы бы выбрали в качестве эпиграфа к уроку? (Высказывания И.А.Бунина заранее подобраны одним из учащихся).

(Любовь для Бунина счастье и катастрофа одновременно, для него любовь и смерть связаны неразрывно).

Попробуем понять бунинскую философию любви и приблизиться к её разгадке, опираясь на текст рассказа «Тёмные аллеи».

Настрой циклу дает стихотворение Н. П. Огарева «Обыкновенная повесть», которое не очень точно цитирует герой рассказа «Тёмные аллеи». (Н.П.Огарёв (1813-1877) – общественный деятель, публицист, поэт и музыкант.) Но стихотворение заканчивается печальными строками о свидании молодых людей:
... Осталось для людей закрыто.
Что было там говорено
И сколько было позабыто.
Бунин же пишет о незабвенном, что проложило глубокий след в человеческой душе. Вспомним сюжет рассказа: он очень прост, но в нём как будто сжата целая любовная драма. (Учащиеся кратко передают содержание рассказа).

4. Исследование стилистики текста (работа в группах).

Как и многие произведения Бунина, этот рассказ написан удивительным, неповторимым языком. Он прост, почти скуп, но разве можно рассказать обыденными, не бунинскими словами о том, что написано им с классической силой и четкостью. Писатель заставляет нас слышать, видеть, ощущать всё происходящее. Насколько выразительно Бунин сумел передать встречу героев, их переживания, показать все так, что кажется, будто автор нам рассказал историю знакомых или близких ему людей.

Проведём исследовательскую работу в группах, которая поможет глубже понять произведение. Выпишите из текста эпитеты, метафоры, сравнения и т.д., проанализируйте детали пейзажа, интерьера, портретов героев, затем прокомментируйте свои наблюдения и сделайте вывод.

Выводы учащихся по исследованию стиля :

Пейзаж . Унылый осенний пейзаж, в котором много грязи, чёрного цвета, создаёт ощущение холода, неуютности в начале рассказа. В конце тот же пейзаж, но «проглянуло» солнце, хотя и бледное, оно «жёлто светило», стали видны «пёстрые поля». Автор меняет пейзаж после встречи героев не случайно: в их душах оживают воспоминания о былой любви, о «лучших минутах жизни». Но это только воспоминания, настоящее их счастье невозможно.

Интерьер. В горнице «тепло, сухо и опрятно», сладко пахнет щами, появляются белый и золотой цвета. Здесь настоящая жизнь, домашний уют, хотя несколько суровый. Интерьер противопоставлен пейзажу.

Портреты. Николай Алексеевич «ещё чернобровый, но с белыми усами» и бакенбардами (контраст), высокий, стройный, имеет сходство с Александром II , взгляд его «вопрошающий, строгий и вместе с тем усталый» (снова контраст). У мужчины седые волосы, «красивое удлинённое лицо с тёмными глазами» и следами оспы. Это человек, уставший от жизни, болезненный, мрачный, хотя и старается «выглядеть», он явно несчастен. И привёз его «темноликий» мужик, похожий на разбойника.

Надежда - «темноволосая, тоже чернобровая и тоже красивая не по возрасту» женщина, лёгкая на ходу, но полная (контраст). Автор подчёркивает сходство героев, указывая на близость. Сравнивается с пожилой цыганкой и гусыней. Она одета в чёрное и красное (возможно, символы жизни и смерти).

5. Анализ образной системы и композиции произведения .

Бунин нигде прямо не характеризует своих героев, не выражает прямолинейно свою позицию. Он настраивает на раздумья читателя. Можно ли всё-таки определить авторское отношение к героям, понять его замысел? Как?

(Понять авторскую позицию помогают слова и выражения, характеризующие состояние, чувства, поступки героев, авторские ремарки в диалогах, описания, построение произведения. Отношение автора к героям передаётся и читателям.)

Самостоятельная работа над образами героев (по выбору).

Каково наше отношение к героям? Дайте им характеристику. (Мы уважаем истинность чувства Надежды, восхищаемся цельностью её натуры, её состоявшейся жизнью, несмотря на боль предательства любимого человека. Жалобам на неудачную жизнь Николая Алексеевича не хочется внимать, его оправдания неубедительны, он лишь цитирует, а не живёт по-настоящему. Надежда тридцать лет, «сколько ни проходило времени, все одним жила»: для нее «все проходит, да не все, забывается».
А ее былой возлюбленный Николай Алексеевич случайно, нежданно вспоминает «самое дорогое, что имел в жизни» и потерял. И успокаивается тоже быстро. Тем не менее «заноза» из его сердца все равно не исчезнет. Если любовь была, то она останется и в душе, и в памяти навсегда, а человека, не сумевшего рассмотревшего любовь, предавшего её, поддавшегося общественному мнению и сословным предрассудкам судьба жестоко наказывает. Не прощает его и Надежда.)

Как построен рассказ? С чего он начинается и чем заканчивается? Как называется такая композиция? (Композиция кольцевая, о чём свидетельствует мрачный осенний пейзаж, обрамляющий произведение. С ней связан мотив дороги как символа жизни).

Что даёт для понимания авторского замысла подобное построение? (Бунин воспринимал любовь как часть большого, гармоничного мира, и герои произведения тоже его часть). Какой момент сюжета можно назвать кульминационным? Почему? (Надежда узнала в приезжем своего возлюбленного. Как поведёт себя он?)

Какой художественный приём использует И.А.Бунин для создания рассказа? (Антитеза)

Как помогает антитеза понять идею произведения? (Бунин показывает два типа любви: гармоничную, искреннюю, естественную, настоящую и плотскую, увлечение. Любовь-счастье, но человек в ней не может быть счастливым до конца).

Обратимся к названию произведения. Как бы вы его объяснили? Сравним свои рассуждения с мнением самого автора.

23 февраля 1944 года Бунин писал Тэффи: “Вся эта книга называется по 1-му рассказу - «Тёмные аллеи», - в котором «героиня» напоминает своему возлюбленному, как когда-то он всё читал ей стихи про «тёмные аллеи», и все рассказы этой книги только о любви, о её «тёмных» и чаще всего очень мрачных и жестоких аллеях”.

И имя главной героини, наверняка, выбрано не случайно. На что она даёт надежду автору и нам, читателям? (Она – надежда автора, трагически воспринимающего мироустройство, который видит единственную возможность просветлить человеческую жизнь духовной, светлой любовью).

6. Выводы.

Так в чём же бунинская загадка любви?

(У Бунина любовь всегда связана со смертью, хотя иногда эта смерть может быть не физической, а духовной. Любовь – счастье и трагедия одновременно. И это идёт от восприятия жизни Буниным. Любовь – вспышка, мгновение счастья, о котором помнят всю жизнь. Любовь – высший судья в человеческих отношениях).

7. Рефлексия.

О чём заставил размышлять рассказ «Тёмные аллеи» и урок по нему?

Какие приёмы анализа текста давались легко? Какие ошибки были допущены? Что следует доработать?

Работу какой группы можно выделить и почему?

8. Домашнее задание.

Напишите собственную интерпретацию одного из рассказов цикла «Тёмные аллеи».

Подумайте, что даёт циклизация произведений для восприятия каждого отдельного рассказа.

Кто не любил, не выполнил закон,
Которым в мире движутся созвездья.

К. Бальмонт

Почему-то случилось так, что литература конца XIX века относилась к любви как к чему-то постыдному, тема любви
отступала на второй план перед философскими, этническими и нравственными проблемами века. Даже Толстой в «Крейцеровой
сонате» называет любовь чувством «мерзким». Преклоняясь перед Толстым, Бунин опровергает его мнение, считая любовь,
величайшим счастьем жизни, призывая нас ценить её короткие зарницы, жить ими.

Какой же предстает любовь в понимании Бунина?
Мне кажется, для него «всякая любовь – великое счастье», она вспыхивает и угасает, всякая попытка построить счастье
«навечно» обречена на неудачу, но «одна мысль о жизни без неё» приводит Бунина в ужас. Праздник любви, постепенно
превращается в будни, одинаково печальные для всех героев Бунина. «И все же, и все же…, любовь остается в сердце на всю
жизнь».

Об этом рассказывает сборник Бунина «Темные аллеи» с одноименным рассказом о любви.
Тема рассказа звучит в первых его строках: былая любовь, о которой один из любивших забыл (или пытался забыть), а
другой помнит и хранит, живет этим чувством. Деликатно и нежно рассказывает автор о прошлом своих героев. Мы не знаем,
почему они расстались, но догадываемся об этом. Я задумываюсь над тем, что мешает Надежде простить Николая Алексеевича?

Мне кажется, что в ней говорит не только оскорбленное достоинство, затронута какая-то более сокровенная струна её души,
может быть, уязвленная женская гордость. Она любила его глубокой, чистой, самоотверженной, первой любовью. А он? Помнил
ли он о своей первой любви? Понял ли он, какую боль он причинил Надежде? Думаю, нет. Мне кажется, не одни только
социально-психологические барьеры мешают ему соединить свою жизнь с Надеждой. Есть что-то в его характере от «фобий»
Онегина и Печорина, Лаврецкого и Рудина – боязнь осуществленного счастья, совершившейся и закрепленной в браке любви.
Есть что-то в его душе, мешающее осуществлению счастья: «Да, конечно, лучшие минуты. И не лучшие, а истинно волшебные!..
Но, боже мой, что же было бы дальше? Что,если бы я не бросил её? Какой вздор! Эта самая Надежда не содержательница
постоялой горницы, а моя жена, хозяйка моего петербургского дома, мать моих детей?».

Я думаю, в этом монологе все важно: и воображаемая социальная лестница, на
которой нет места Надежде,- бывшей крепостной девушке, и словечко «вздор», недаром брошенное Николаем Алексеевичем в
споре с самим собой. Видно, его мучает совесть, но признаться себе в грехе он не в силах и покаяться он тоже не может. В
этом, на мой взгляд, его ошибка, его просчет, его грех. Жизнь, которую он ведет, пуста и бессмысленна: жену он не любит,
очевидно, женился по расчету. Он не может понять, зачем все делается на свете, сам не может ни понять, ни оценить, своих
поступков. Бог и автор дают ему краткий миг для покаяния, но он не использует его: нарастает трагическая идея рассказа
–гимн торжествующей любви, живущей в сердце хотя бы одного из любящих – Надежды, для которой в одном часе любви целая жизнь, которая благородна, полна
человеческого достоинства, не опустилась до упреков, жалоб, угроз покинувшему её когда-то возлюбленному. Идея этого
рассказа перекликается с идеей Куприна («Гранатовый браслет»): истинная любовь ничего не просит, не требует взамен, она
благословляет возлюбленного, она самоотверженна, деликатна, возвышена.

Нет, я не думаю, что Бунин хотел вслед за Карамзиным («Олеся») противопоставить любовь крестьянки и барина, хотя некая
аллюзия с историей Карамзина о том, что «и крестьянки любить умеют» все же тут прослеживается. Есть тут и
Пушкинско-библейский сюжет о возвращении блудного сына, правда, несколько измененный. В «Барышне-крестьянке» Пушкин дает
счастливый финал: влюбленный Минский женится на Дуняше, у Бунина же счастливых финалов в рассказах о любви нет. С чем
это связанно? Я думаю, что с тем, что в пушкинские времена ещё теплилась надежда на гуманное развитие человека, на
возможность воплощения идеала в жизнь, а век XX, когда жил Бунин, сама любовь стала идеалом, к которому не может
приблизиться человек с разорванным сознанием, потерявший гармонию мира и гармонию души. В рассказе нет сложного сюжета,
он построен по принципу внутренней, скрытой антитезы: наказание героя – в нем самом, счастье героини – в ней самой:

Кто любит, счастлив,
Пусть хоть распят он.

В этих строчках Бальмонта слышится мне художественное кредо Бунина. Его рассказ вызывает чувство восторга, заставляет
любоваться душевной красотой любящей женщины. Всякий раз, когда я беру в руки томик Бунина, у меня возникает желание
перечитать эту историю, за которой мне слышится бунинский голос: «всякая любовь – великое счастье, даже если она не
разделена». Мне кажется, эти строки могли бы стать эпиграфом ко всему творчеству Бунина, а в особенности к его рассказу
«Темные аллеи».

Тема любви всегда волновала Бунина, и наиболее известные свои произведения он посвятил этой теме: роман «Жизнь Арсеньева», рассказы «Легкое дыхание», «Митина любовь», «Солнечный удар» и другие. Но в конце своей жизни он опять обращается к ней, создавая цикл рассказов «Темные аллеи», по- новому осмысливая любовь, страсть, жизнь и смерть. В этих рассказах любовь чаще всего разделенная (Бунин не показывает трагедию неразделенной любви), но заканчивается это чувство всегда разлукой, смертью, убийством или самоубийством. По мысли Бунина, любовь, самое сильное и глубокое переживание человека, - всегда лишь короткая яркая вспышка, которая оставляет свой след на всю жизнь, она всегда заставляет страдать, это драма человеческой жизни.

В рассказе «Темные аллеи», который открывает сборник, прослеживается та же идея: любовь не может быть счастливой, она может преобразить всю жизнь человека, но всегда приводит к разлуке. Сюжет рассказа очень прост: старик военный проездом останавливается на постоялом дворе, хозяйкой которого оказывается бывшая крепостная, с которой когда-то он был в близких отношениях. Выясняется, что она до сих пор любит его, ничего не забыла, даже не вышла замуж. Герой рассказа, Николай Алексеевич, вспоминает прошлое, вспоминает свою любовь, счастье, которое ему дала эта женщина. Но представить ее своей женой он не может, и он уезжает, полный прежних переживаний, воспоминаний и грусти. На первый взгляд, все очень просто, но на самом деле этот сюжет позволяет описать всю жизнь героев, объяснить их характеры, поведение, взгляды на жизнь.

Очень часто рассказы Бунина начинаются пейзажем, не стал исключением и этот: «В холодное осеннее ненастье, на одной из больших тульских дорог, залитой дождями и изрезанной многими черными колеями, <.. > подкатил закиданный грязью тарантас».

Этот пейзаж сразу навевает на читателя мрачное настроение и грусть. Такое же настроение и у главного героя рассказа, но оно меняется тогда, когда приходит хозяйка постоялого двора: «темноволосая, тоже чернобровая и тоже красивая не по возрасту женщина, похожая на пожилую цыганку». Если бы она не назвала его по имени-отчеству, он бы и не узнал ее. Он удивляется, что она, с ее красотой, не вышла замуж. Ее слова заставляют его покраснеть: «Молодость у всякого проходит, а любовь - другое дело... Поздно теперь укорять, ведь, правда, очень бессердечно вы меня бросили, - сколько раз я хотела руки на себя наложить от обиды от одной, уже не говоря обо всем прочем. Ведь было время, Николай Алексеевич, когда я вас Николенькой звала, а вы меня - помните как? И все стихи мне изволили читать про всякие «темные аллеи». Героиня сохранила свою любовь, пронесла это чувство через всю жизнь. Она не может простить его: «Как не было у меня ничего дороже вас в ту пору, так и потом не было. Оттого-то и простить мне вас нельзя». Герой рассказа тоже не был счастлив: жена его бросила, сын вырос негодяем. Он понимает, что потерял самое дорогое, что у него было, что лучшие минуты его жизни он провел с Надеждой. Однако герой быстро успокаивается, думая: «Что, если бы я не бросил ее? Какой вздор! Эта самая Надежда не содержательница постоялой горницы, а моя жена, хозяйка моего петербургского дома, мать моих детей?»

Уезжая с постоялого двора, он вспоминает строки из стихотворения Огарева: «Кругом шиповник алый цвел, стояли темных лип аллеи...» Эти строки придают поэтичность и легкую грусть рассказу о прошедшей любви. Эта любовь осталась на всю жизнь у Надежды, это были «истинно волшебные» минуты жизни героя, и, хотя любовь не состоялась, она останется в их жизни навсегда, она проложила глубокий след в человеческой душе.

Любовь в изображении Бунина очень трагична, но всегда прекрасна, любовь - это великий дар, который дается не всем. Подтверждение этому мы находим в рассказе «Темные аллеи».

Тема любви в рассказе "Темные аллеи".
Часто это чувство трагично. Оно не приносит ни «счастья» , ни «несчастья» . Но катастрофичность - в самой природе любви, по мысли И. А. Бунина. Что такое неразделенная любовь? Можно ли задержать, продлить, вернуть ее?
Автор не дает ответа на такие вопросы. Любовь - неподвластное разуму чувство,
ее нельзя поймать, остановить. Это дар, недоступный анализу.
История отношений Надежды и Николая Алексеевича, героев рассказа «Темные аллеи» , проста, как сама жизнь. Через тридцать лет встретились люди, когда-то очень любившие друг друга. Она - хозяйка «частной горницы» при почтовой станции, он - «стройный старик-военный» , остановившийся в осеннее ненастье отдохнуть и пообедать. Она узнала бывшего возлюбленного сразу, сказала, что замуж не выходила, потому что любила всю жизнь его, несмотря на то что «бессердечно» он ее бросил. Простить же так и не смогла. Николай Алексеевич женился, как ему казалось, по любви, но счастлив не был: оставила жена, изменив тому, который ее «без памяти любил» , сын вырос «негодяем» и «мотом» .
Вот, кажется, и вся история, в которой поправить ничего нельзя. Да и надо ли что-то менять? Есть ли в этом смысл? На такие вопросы Бунин не дает ответов. Мы же не знаем, что было в прежней жизни наших героев. Однако думается, что легким флиртом казались тогда Николаю Алексеевичу отношения с крепостной красавицей Надеждой.
У Надежды же ничего не осталось в жизни, кроме воспоминаний о первой любви, хотя она крепко живет, «деньги в рост дает» .
Николай Алексеевич уехал, не справившись с нахлынувшими чувствами, вспоминая волшебные стихи, которые когда-то читал любимой: «Кругом шиповник алый цвел, стояли темных лип аллеи… »
Значит, след в душе остался достаточно глубокий, не отступали воспоминания. Да и
кому не лестно быть единственным в жизни? Заноза в сердце засела крепко, теперь уже навсегда. А как же иначе? Ведь выяснилось, что больше любви и не случилось. Шанс дается только один раз. Им нужно было воспользоваться, пережив, возможно, разрыв с родными, непонимание и осуждение друзей, а может, и отказавшись от карьеры. Все это по плечу настоящему Мужчине, способному любить и защищать свою Женщину. Для такого нет сословных различий, он не принимает закон общества как обязательный, а бросает ему вызов.
Но наш герой не может ни понять, ни оценить своих поступков, поэтому покаяния не происходит. Зато любовь живет в сердце Надежды, которая не опускается до упреков, жалоб, угроз. Она полна человеческого достоинства и благодарна судьбе, подарившей ей на закате дней встречу с тем, которого она когда-то «Николенькой звала» , которому отдала «свою красоту, свою горячку» .
Истинная любовь ничего не требует взамен, ничего не просит. «Любовь прекрасна» , ибо только любовью можно ответить на любовь…