Малоизвестные поэты 19 века. Поэзия и драматургия конца XIX века

19-й век в русской поэзии и литературе называют Золотым веком. В этот период произошел грандиозный скачок во всем литературном процессе страны. Тогда осуществилось формирование литературного языка. Героями этого торжества культуры были русские поэты 19 века и особенно великий поэт Пушкин. Он и стоит на верху пьедестала золотого века русской поэтической истории.

Гений на Олимпе

Пушкин начал свое восхождение на поэтический олимп России сказочной поэмой «Руслан и Людмила». Романтические черты остались в его творчества навсегда. В этом же духе написаны «Цыганы». После прочтения поэмы дух захватывает от подъема творческого начала в любом русском человеке. Также поэма «Бахчисарайский фонтан» навечно заняло одно из самых высоких мест в рейтинге популярности художественных тем не только в литературе, но и в музыке, а также и балете.

Другие боги на Олимпе

Конечно, до Пушкина и одновременно с ним были тоже великие русские поэты 19 века: Баратынский, Жуковский, Фет, Тютчев. Считается, что уникальный век заканчивается на Тютчеве. В этом драгоценно-золотом времени поэт почитался в России как посланец бога, как выразитель самого прекрасного и благородного в каждой душе. Традиции Пушкина унаследовал Лермонтов. Поэма «Мцыри» так же прекрасна и романтична, чем «Демон». Стихи Лермонтова пронизаны духом возвышенной романтики. Но романтизм 19-го века с самого начала был связан с общественной жизнью. Однако обе темы звучали в одной тональности, не противоречили друг другу. Этому есть свидетели – оды и стихи Пушкина, посвященные декабристам, а также бессмертное стихотворение Лермонтова «На смерть поэта».

Вопрос на тему сегодняшнего дня

Может быть, романтизм к середине столетия стал угасать. Это наблюдение будет звучать еще убедительнее, если привлечь как доказательство социальную лирику Некрасова. Вопрос его поэмы – Кому на Руси жить хорошо? – превратился в афоризм и очень актуален в наше время.

Тогда начали звучать совсем другие мелодии, уже не золотые. На пороге стоял новый, 20-й, Серебряный век.

Природа

Какие же темы поэзии 19-го века приравняли его к бессмертным творениям русской культуры? Возможно, вечная тема природы явилась тем мостом, который объединил целые столетия. Любой русский человек скажет с гордостью, что он понимает природу не менее глубоко, чем Пушкин. И будет прав. Разве слова: «Унылая пора! Очей очарованье!» принадлежат Пушкину? Нет! Они – это часть души всех русских людей. Лермонтов тоже очень тонко чувствовал природу. Для него природа – стихия воли, романтика свободной души. Поэт рисует своим пером звезды, облака, лунное сияние, горы и равнины.

Соловей как метафора

2 половина 19-го века продолжает традиции предыдущих лет. В этот период творили замечательные поэты 19 века, список которых и здесь очень большой. В стихах поэтических светил этого периода очень популярна тема соловья. У Полонского соловей становится метафорой-символом любви, участником романтического свидания. У Некрасова есть стихотворение о соловье. Оно звучит как аллегория в проблеме свобода-несвобода. Соловей для русского поэта – всегда был символом воли, невозможности существования в условиях угнетения личности.

Блестящий мастер слова Фет

Особенно велик в этой теме Афанасий Фет. Авторский символ соловья необыкновенно прекрасен в его стихах. Вся природа вокруг соловья насыщена блеском, сиянием бриллиантов на траве под луной. И на этом фоне звучит мощный голос великого певца. Фет использует новое сочетание – соловьиное эхо, заменяя им традиционные трели или песни.

Бальмонт, закат и новый восход

Закат золотого периода ознаменовался тем, что на поэтической эстраде появились новые фамилии поэтов 19 века. Прежде всего, это поэт Константин Бальмонт. Его 1-й сборник вышел в свет в то время, когда он был исключен из университета за вольнодумство. Но основное творчество поэта проходило уже в начале 20-го века. Тогда он и стал одним из новаторов нового поэтического направления – символизма.

У поэтов 19-го века уже был Крым. Считается, что это символ поэзии Серебряного века. На самом деле Крым включился в русскую литературу намного раньше. Еще великий Державин посвятил этому поэтическому месту свою оду «На приобретение Крыма». Пушкин открыл Бахчисарай. Он в 1820 году был там и своими глазами видел Бахчисарай, столицу Крымского ханства. Особенно он был в восторге от фонтана слез. Крым – это символ поэзии и логичный переход в будущее.



» » Известные русские поэты 19 века

Был освещен двумя литературными направлениями - классицизмом (М. Ломоносов, Г. Державин, Д. Фонвизин) и сентиментализмом (А. Радищев, Н. Карамзин), то романтизм (К. Рылеев, В. Жуковский) готовит уже переход к реализму, к величайшим шедеврам русской литературы нового века. Приступая к этому особому для российской литературы периоду, учителю важно подготовить небольшой вводный рассказ об этих направлениях, призванный сделать переход от повторения сведений о литературе XVIII века к характеристике золотого века русской поэзии с именами крупнейших русских поэтов - Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Фета.

Вспомните слова Пушкина о В. А. Жуковском:

Его стихов пленительная сладость
Пройдет веков завистливую даль -

и слова В. Г. Белинского о том, что Жуковский открыл России «Америку романтизма». Обратим внимание школьников на то, что Жуковский, замечательный переводчик, крупнейший поэт романтизма, автор многочисленных элегий, посланий, романсов, песен, баллад, выразитель душевных переживаний (тоски и печали, радости любви, сострадания), стремился жить так, как писал. «Жизнь и поэзия одно», - утверждал поэт.

Школьники в этом возрасте уже могут понять суждение Жуковского, что для поэта чем более человечных людей, тем гуманнее и счастливее государство; счастье человека - в его душе, а все прекрасное и возвышенное должно победить, но для этого надо презреть мелкие интересы, суету, устремиться к возвышенному. Полезно дать задание сопоставить два произведения, выявляя, как предметный мир у Державина сменяется описанием эмоциональных признаков, оттенков у Жуковского:

Г. Державин. «Соловей»

На холме, сквозь зеленой рощи,
При блеске светлого ручья,
Под кровом тихой майской нощи,
Вдали я слышу соловья...

В. Жуковский. «Вечер»

Ручей, виющийся по светлому песку,
Как тихая твоя гармония приятна!
С каким сверканием катишься ты в реку!..

В описаниях Жуковского, как и в балладах, преобладает чувство (вспомним «Людмилу»). Важно, чтобы школьники поняли, что у Жуковского создается национально-исторический колорит, преобладают народные предания, обычаи, призыв к гуманизму и нравственной красоте.

К обзорному уроку после итоговых занятий по XVIII веку по теме «Русская поэзия XIX века» школьники готовят сообщения:

О Константине Николаевиче Батюшкове - одном из основателей русского романтизма, авторе элегий , посланий («определенность и ясность - первые и главные свойства его поэзии», по определению В. Г. Белинского), в основе поэзии которого - мечта о совершенном человеке;
- о Вильгельме Карловиче Кюхельбекере, сущность романтизма которого - в воспевании героев, способных воспитывать высокими гражданскими чувствами, а также о том, чем интересны его судьба и творчество;
- о Кондратии Федоровиче Рылееве, суть обличительных од, элегий, посланий, поэм, «дум» которого в утверждении «Я не поэт, а Гражданин» (выражение гражданских чувств с помощью широких исторических картин на героических примерах - Сусанин, Ермак);
- о плеяде русских лириков: Баратынский, Майков, Фет и др.

Евгений Абрамович Баратынский - автор поэм («Пиры», «Бал», «Цыганка» и др.), критических статей, но главное - лирических стихотворений. Важно объяснить школьникам, что у Баратынского «человек обречен на вечное разочарование»:
Переменяют годы нас
И с нами вместе наши нравы;
От всей души люблю я вас,
Но ваши чужды мне забавы...

Девятиклассники уже знакомы по предыдущим классам со стихотворениями Тютчева и Фета, Майкова и Полонского, Плещеева и Огарева, поэтому не составит труда подготовить к таким урокам-обзорам небольшие эссе и чтение одного-двух стихотворений. Пригласить их к творчеству, продумать вместе с учителем уроки, посвященные А. С. Пушкину , М. Ю. Лермонтову, Н. А. Некрасову.

Учащиеся начинают свой рассказ о Тютчеве с ответа на вопросы: когда родился и умер поэт? Что особенно характерно для его поэзии?

Федор Иванович Тютчев .

Для его поэзии характерно философское понимание мира. Природа предстает перед нами в постоянном движении, величественно-прекрасная и торжественно-трагическая. Человек сопричастен космосу.

Поэт неудовлетворен современностью, в стихотворениях - мечта о духовной жизни, желание постичь русскую действительность («Умом Россию не понять...», «Русской женщине», «Слезы»). Мы читаем тютчевские произведения, строки любовной лирики, проникнутые всемирными идеями, видим пейзажи родной природы - все это непревзойденные шедевры, к которым хочется всегда возвращаться...

Аполлон Николаевич Майков

- «это - поэт-художник, поэт-пластик, но не лирик ; писатель, замечательный мастерскою отделкою своих стихотворений, он с первого появления перед русскою публикою стал поэтом мысли и бестрепетно принял на себя весь нескончаемый труд, сопряженный с этим званием» (А. Дружинин). Автор стихотворений, героями которых являются простые люди - рыбаки, художники, веселые девушки. Пристальное вглядывание в мир природы и точная передача впечатлений отличают знаменитейшие произведения: «Весна! выставляется первая рама...», «Боже мой! вчера - ненастье...».

Афанасий Афанасьевич Фет

Поэт непосредственных переживаний и впечатлений. «...В лучшие свои минуты выходит из пределов, указанных поэзии, и смело делает шаг в нашу область» (П. Чайковский). Стремление выразить «невыразимое» напряжение слуха и зрения, мгновенность восприятия, сменяемость красок и звуков («Тихо под сенью лесной...», «Ах, как пахнуло весной!..»).

Аполлон Александрович Григорьев

Поэт, литературный и театральный критик. Окончил юридический факультет Московского университета . Печататься начал с 1843 года. Выпустил единственную книгу стихотворений (1846). Тогда же обратился к большим стихотворным формам. Впоследствии стал ведущим критиком журнала «Москвитянин». В начале 1860-х годов помещал критические статьи в журнале братьев Ф. М. и М. М. Достоевских «Время». Известен как мемуарист. Автор стихотворений о конфликте современного человека с прозаическим миром.

Яков Петрович Полонский

Поэт, прозаик. Окончил Рязанскую гимназию, учился на юридическом факультете Московского университета. Стихи начал печатать с 1840 года. Признанный мастер психологической лирики, передавший внутренний мир, человека в его постоянной противоречивости и изменчивости. Известен и как прозаик, всей душой воспринимающий разночинца, трудового человека, его горести, нужды, радости («Жницы», «Дорога», «Вызов», «Узница»).

Алексей Константинович Толстой

Поэт, драматург, прозаик. Воспитывался А. А. Перовским (его псевдоним - Антоний Погорельский). Выдержал в Московском университете экзамен на чин и служил дипломатом. Затем был приближен ко двору. Печататься стал как прозаик. Известность получил лирическими стихотворениями, историческими балладами и романом «Князь Серебряный». Лирика А. К. Толстого, утверждая ценность земного мира, проникнута томлением по прекрасному и бесконечному, разлитому в природе. Известен как автор поэм, сатирических стихотворений, замечательной драматической трилогии («Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович», «Царь Борис»). Главные темы его поэтических произведений - природа и любовь («Колокольчики мои...», «Край ты мой, родимый край...», «Коль любить, так без рассудку...»), особое место занимают в его творчестве баллады («Василий Шибанов», «Князь Михайло Репнин»).

Небольшой рассказ может прозвучать о Николае Платоновиче Огареве (стихотворения «Арестант», «Кабак»). Лаконично можно рассказать об Алексее Николаевиче Плещееве - поэте, переводчике, прозаике, мемуаристе и театральном критике. Учился он в школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, а затем в Петербургском университете. В молодые годы сблизился с кружком М. В. Буташевича-Петрашевского и вместе с Ф. М. Достоевским и другими участниками кружка был сослан. Литературную известность получил по выходе первого сборника стихотворений (1846) и до конца жизни сохранил репутацию поэта с благородным и чистым направлением. Плещееву, помимо стихотворений («Вперед! без страха и сомненья...», «По чувствам братья мы с тобой...»), принадлежат повести, рассказы, переводы, пьесы и критические статьи.

Итак, обзорные уроки по теме «Русская поэзия XIX века» предваряют тематические занятия, посвященные Пушкину или Лермонтову, Некрасову, их можно провести как урок-монтаж, или урок-конференцию, или урок-концерт (небольшие сообщения и чтение стихотворений). Ведущим, естественно, будет учитель, заранее распределивший материал рассказов о поэтах и стихотворные тексты для чтения. Учитель начинает монтаж, затем берет на себя короткие комментарии, призванные связать воедино все части, а также суммарный итог такого сдвоенного урока; уместно предусмотреть ответы на следующие примерные вопросы и задания:

Каковы отличительные свойства поэзии Жуковского и Батюшкова?
- Каковы особенности творчества Тютчева и Фета, Рылеева и Плещеева?
- Вспомните и назовите самых крупных поэтов пушкинской поры.
- Расскажите о жизни и творчестве одного из поэтов XIX века.
- Подготовьте рассказ «Поэзия XIX века».

Бухштаб Б. Русские поэты. - Л., 1970.
Городецкий Б. Русские лирики: Историко-литературные очерки. - Л., 1974.
Коровин В. Поэты пушкинской поры. - М., 1980.
Коровин В. Русская поэзия XIX века. - М., 1987, 1997.
Семенко И. Поэты пушкинской поры. - М., 1970.
Русские поэты: Антология / Под ред. В. И. Коровина. - М., 1990. - Ч. I.

В. Я. Коровина, И. С. Збарский, В. И. Коровин, Литература 9 класс. Методические советы - М.: Просвещение, 2003. - 162 с.: ил.

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

После поэтической реформы М.Ломоносова (середина XVIII в.) русская лирика развивается в рамках силлабо-тонической системы. Постепенно реформируется и приближается к современному не только поэтический строй, но и стиль. Поэзия со временем избавляется от тяжеловесной архаичности, от обилия слов церковнославянского происхождения, от чрезмерной патетики (эти признаки были свойственны родоначальникам русской силлабо-тоники: М.Ломоносову, А.Тредиаковскому, В.Сумарокову, В.Капнисту и др.), от подражательности западным образцам. Наряду с гражданскими темами, лирика в большей степени отражает то, что и должна: внутренний мир человека, его чувства, переживания, отклики на окружающий его мир отношений. В этом огромная заслуга русских поэтов-романтиков , первым из которых называют В.А.Жуковского , познакомившего русскую читающую публику с образцами западно-европейской лирики в собственных переводах и поэтических переложениях ("Лесной царь" И.-В.Гете; "Кубок", "Перчатка", "Прощание Гектора с Андромахой", "Рыцарь Тогенбург" и др. Ф.Шиллера, "Сельское кладбище" Т.Грэя, "Эллизиум" Ф.фон Маттисона, "Замок Смальгольм" В.Скотта и мн.-мн. др.). Жуковский стал и первым оригинальным поэтом-романтиком, которого волновали тайны мира и природы ("Море", "Цветок"), героические подвиги русской армии в войне 1812 года, в которых он видел возвышенные проявления лучших качеств россиян - истинных патриотов Отечества ("Певец во стане русских войнов"), глубокий и непостижимый мир человеческих чувств ("Вечер", "Пловец", "Эолова арфа", "Весеннее чувство" и мн.др.), красота и очарование далекой старины ("Светлана").

Расцветом русской лирики стали первые три десятилетия XIX века, недаром названные "золотым веком" русской поэзии: творения А.Пушкина, М.Лермонтова, Ф.Глинки, Е.Баратынского, Д.Веневитинова, И.Козлова, Ф.Тютчева, поэтов "пушкинской плеяды" (А.Дельвига, В.Кюхельбекера и др.) составили славу русской поэзии, открыли ей широкий путь в мировую литературу.

В совершенстве владея поэтическим мастерством, широко используя всю богатейшую палитру языковых возможностей, А.Пушкин вывел русскую поэзию на новый творческий уровень, охватив все существовавшие к тому времени поэтические жанры и формы, фактически все темы и мотивы, дав новое видение человека и природы, стихий и страстей, познания и поэтического творчества, свободы и покоя.

М.Лермонтов открыл читающему миру нового героя, романтика-борца: не только с окружающим миром и обществом, но с самим собой, с судьбой, с всевластными непостижимыми силами, управляющими человеческой жизнью. Именно поэтому так мощно звучат в его лирике богоборческие и тираноборческие мотивы, голос одинокого, но великого в стремленьях человека, идеалом которого для Лермонтова долгие годы оставался Наполеон ("Последнее новоселье", "Летучий корабль", "Нет, я не Байрон…", "Благодарность" и т.д.).

Важнейшей вехой развития русской поэзии середины XIX века стала философская лирика Ф.Тютчева . Философской она названа потому, что, изображая мир человеческих чувств и отношений, состояние человека и созвучное ему состояние окружающего мира, Тютчев обращался в первую очередь к высшим проблемам человеческого бытия, задавался вопросами вечными, небытовыми, неповседневными.

Посмотрите, как необычно звучит у Тютчева тема внутренней погруженности человека в мир в стихотворении "Silentium" (Молчание):

Задумайтесь над смыслом фразы "Мысль изреченная есть ложь". Сколь глубоко и противоречиво ее содержание!.. Это и есть философская поэзия - заставляющая человека задуматься над противоречивыми тайнами бытия.

Окружающий мир природы не был для Тютчева просто молчащим миром "естественной биологической жизни" или окружающей человека "средой". Это мир одушевленный, со своей, глубоко скрытой от человека жизнью, подчиненный великим законам космоса, познание которых и есть творческая задача художника:

Поэт умел слушать мир природы и разговаривать с ним:

Поэт изображал душевный мир человека соотнесенным со стихийными образами, увидев в нем вечность и изменчивость, множественность и единичность, непрерывность и ограниченность, величие и малость, но главное - вписанность в круговорот бытия вселенной, необходимость и смысловую обусловленность:

Рубеж XIX-ХХ веков стал серьезным этапом в развитии русской лирики: прежние поэтические законы и правила уже не могли удовлетворить художников, рамки жанровой системы стали тесны, сама система силлабо-тоники не давала возможности поэту выразить в полной мере свой внутренний мир (настолько он "разросся" и эмоционально углубился в силу исторических особенностей эпохи), поэтому требовались новые формы творчества. Перед поэтами обозначились новые, не известные ранее, пути творческого поиска в области стихотворной формы, поэтического языка, нового звучания поэзии, новых тем и образов.

Поэзия рубежа двух веков, в отличие от лирики XIX века, представляла собой не единую монолитную систему (этакое общее поэтическое "русло"), а множество направлений, течений, групп (сравним это с речной "дельтой"); иногда творчество одного поэта представляло собой целое течение (например, поэзия М.Цветаевой). В это время можно говорить о продуктивной творческой борьбе - за читателя, за нетрадиционные формы, за право считаться "первым" в художественных открытиях и т.д.

Молодых поэтов, например, В.Маяковского, не устраивало даже то, что делали уже их старшие современники-символисты, опиравшиеся во многом на прежнюю систему стиховых форм. В автобиографии "Я сам" он писал: "…было чуждо. Темы, образы не моей жизни. Попробовал сам писать так же хорошо, но про другое. Оказалось так же про другое - нельзя".

Еще резче высказывался поэт А.Крученых в статье "Слово как таковое", 1913 (сохраним пунктуацию автора):

Здоровый человек такой пищей лишь расстроит желудок. Мы дали образец иного звуко- и словосочетания: (кстати в этом пятистишии больше русского национального чем во всей поэзии Пушкина) не безголосая томная сливочная тянучка поэзии... а грозная баячь (...) язык должен быть прежде всего языком и если уж напоминать что-нибудь, то скорее всего пилу или отравленную стрелу дикаря".

В это же время даже привычная графика, то есть запись стихов перестала устраивать поэтов - и появляются новые, нетрадиционные формы записи: "лесенка" В.Маяковского, "говорящие" знаки препинания А.Блока и М.Цветаевой:

Маяковский "разбивает" стих, перенося каждый его сегмент на новую строчку, делая его ритмически и по смыслу выделенным, чеканным, как поэтический "шаг", а у Цветаевой тире становится значимым, смысловым, противопоставляющим, словно разделяющим два мира - небесный, с его догмами и законами, и земной, с его страданиями и прекрасной трагедией женской судьбы.

Русские поэты все чаще обращаются к стилизациям древней поэзии; новое звучание приобретают древние, почти забытые размеры, например, гекзаметр (см. стихи М.Кузмина и О.Мандельштама), осваиваются совершенно непривычные традиции Востока ("танка" и подражания китайской поэзии Н.Гумилева); появляются настоящие мистификации: Е.Васильева "создала" загадочную Черубину де Габриак и целый год писала стихи от ее имени…

Рассмотрим разнообразие поэтических направлений в лирике рубежа XIX-ХХ веков.

СИМВОЛИЗМ : одно из первых и самых крупных новых, или как их можно назвать научно, модернистских, направлений русской лирики этого периода. В Россию символизм пришел из Западной Европы, где в поэзии ознаменовался произведениями А.Рембо, С.Малларме, П.Верлена, Ш. Бодлера и др. В отличие от большинства поэтов середины XIX века, которых волновали социальные и гражданские темы (Н.Некрасов, И.Никитин и др.), символистов интересовала философская система мироздания, пути интуитивного постижения мира в сложных и неистолкуемых художественных образах (символах); интересовал человек как уникальная, исключительная единица космоса, творящая собственный художественный мир, поэтому в творческой системе символизма особое место занимает идея индивидуализма художника, его избранности и внеморальности: художник для них - вне ценностей современного "мрачного", "скучного" ("страшного", говорил А.Блок) мира. Интуитивное ощущение необычности современной эпохи, ее бед и проблем как своих собственных, эмоциональное напряжение символистской лирики, преобладание настроений отчаяния, душевной усталости, пессимистических образных выводов определило отношение к поэзии символизма как к декадентской (декаданс (фр.) - упадок).

Но определять символизм как декадентство значит суживать его содержательные рамки.

Прочитайте стихотворение К.Бальмонта "Будем как солнце":


Стихотворение со столь мощной динамикой внутреннего чувства, взывающее к человеку как "любимому ребенку вселенной", заражающее верой в неукротимость человеческого духа, никак не назовешь декадентским.

Поскольку направление получило название символизма, главным для таких поэтов стал символ. Ученые называют символ основной "эстетической категорией" этого направления.

Что же такое символ? - Научного, однозначно признанного определения термина не существует.
СИМВОЛОМ принято считать предельно обобщенный многозначный образ, не имеющий конечного истолкования и выражающий глубокие философские представления художника. При этом символом является образ предметного плана, имеющий материальную фактуру.

В приведенном выше стихотворении К.Бальмонта таким символом становится образ Солнца - символ величия духовных свершений, неукротимости человеческого духа, вечного познания, горения жизни и т.д. Но при этом солнце - вполне материальный объект. Тот образ, которому в произведении автор придает особое философское значение, который определяет развитие чувств и мыслей лирического героя, и становится в символизме символом.

Различают два течения русского символизма: так называемых "старших символистов" (К.Бальмонт, В.Брюсов, Д.Мережковский, Ф.Сологуб и др.) и "младосимволистов" (А.Блок, А.Белый, Вяч. Иванов и др.). "Старшие" символисты называли свое творчество "поэзией внутреннего", их стихи более созерцательны, окрашены внутренней динамикой чувства; в какой-то степени они тяготели к поэзии прошлого - к Тютчеву, к философской лирике Пушкина. В творчестве "младших символистов" сильно активное начало, это поэзия "действия", поднимающая вопросы истории, судеб России, ярко выражены романтические тенденции и настроение ожидания грядущих катаклизмов.

В это же время появляется группа художников, противопоставивших свое творчество символизму, но во многом как раз развивавших те же творческие принципы. Речь идет о поэзии акмеизма.
АКМЕИЗМ (греч. "радость, цветущая пора, высшая степень чего-либо") - созданное поэтом Н.Гумилевым поэтическое направление. Название также придумано Гумилевым. Девизом акмеистов стало слово "Радость!". Гумилев писал: "Нужно помнить о "непознаваемом", но не оскорблять своей мысли о нем более или менее вероятными догадками - вот принцип акмеизма". Действительность "мудра и ясна", ее не надо домысливать, полагали акмеисты.

В круг поэтов-акмеистов входили Г.Иванов, О.Мандельштам, И.Одоевцева, М.Кузмин. Некоторое время среди акмеистов видела свое место и А.Ахматова.

Прочитаем стихотворение Н.Гумилева "Мои читатели", полно и образно выразившее творческие принципы этого направления:


Старый бродяга в Аддис-Абебе,
Покоривший многие племена,
Прислал ко мне черного копьеносца
С приветом, составленным из моих
стихов.
Лейтенант, водивший канонерки
Под огнем неприятельских батарей,
Целую ночь над Южным морем
Читал мне на память мои стихи.
Человек, среди толпы народа
Застреливший императорского посла,
Подошел пожать мне руку,
Поблагодарить за мои стихи.

Много их, сильных, злых и веселых,
Убивавших слонов и людей,
Умиравших от жажды в пустыне,
Замерзавших на кромке вечного льда,
Верных нашей планете,
Сильной, веселой и злой,
Возят мои стихи в седельной сумке,
Читают их в пальмовой роще,
Забывают на тонущем корабле.

Я не оскорбляю их неврастенией,
Не унижаю душевной теплотой,
Не надоедаю многозначительными
намеками
На содержание выеденного яйца.
Но когда вокруг свищут пули,
Когда волны ломают борта,
Я учу их, как не бояться,
Не бояться и делать, что надо.
И когда женщина с прекрасным лицом,
Единственно дорогим во вселенной,
Скажет: я не люблю вас, -
Я учу их, как улыбнуться,
И уйти, и не возвращаться больше.
А когда придет их последний час,
Ровный, красный туман застелет
взоры,
Я научу их сразу припомнить
Всю жестокую, милую жизнь,
Всю родную, странную землю
И, представ перед ликом Бога
С простыми и мудрыми словами,
Ждать спокойно его суда.

Новым шагом в русской поэзии стал футуризм.
ФУТУРИЗМ (лат. "будущее") - "искусство будущего". Футуризм как философско-эстетическое направление возник в Италии. Его родоначальнику и автору термина "футуризм" Филиппо Томмазо Маринетти принадлежит высказывание: "Рычащий автомобиль прекраснее Ники Самофракийской". Таковы были эстетические ценности новой индустриальной эпохи. В России футуризм стал прорывом в области экспериментов с различными формами в искусстве: с цветом, линией, композицией, строкой, рифмой, словосочетанием и т.д.

Русские футуристы видели свою поэтическую миссию как рождение сверхискусства, способного преобразить мир, при этом в своих эстетических экспериментах и проектах они опирались на новейшие научные и технические достижения, что отличало их от поэтов других направлений. При этом футуристам было свойственно и особое эпатирующее поведение, тяга к театрализации - не только на поэтических вечерах, но и в повседневной жизни - так выражались новые, передовые взгляды на мир и человека-обывателя, которые требуют немедленного преобразования.

В знаменитом манифесте "Пощечина общественному вкусу" (1912), который смело можно назвать произведением нового словесного искусства, его создатели Д.Бурлюк, А Крученых, В.Маяковский и В.Хлебников писали:


"Только мы - лицо нашего Времени. Рог времени трубит нами в словесном искусстве.
Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее иероглифов.
Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с Парохода Современности.
(…) Всем этим Куприным, Блокам, Сологубам, Ремизовым, Аверченкам, Черным, Кузминым, Буниным и проч. и проч. нужна лишь дача на реке. Такую награду дает судьба портным.
С высоты небоскребов мы взираем на их ничтожество!..
Мы приказываем чтить права поэтов:
1. На увеличение словаря в его объеме произвольными и производными словами (Словоновшество).
2. На непреодолимую ненависть к существовавшему до них языку.
3. С ужасом отстранять от гордого чела своего из банных веников сделанный вами венок грошовой славы.
4. Стоять на глыбе слова "мы" среди свиста и негодования. (…)"

Прочтем стихотворения В.Маяковского "А вы могли бы" и "Ничего не понимают":

Неприязнь к обывательской жизни, стремление "сломать", изменить образ жизни и мыслей людей и непреодолимое желание быть услышанным звучат в этих стихах.

Новая образная концепция мира и человека вошла в русскую поэзию через творчество С.Есенина, начинавшего свой путь рамках имажинизма - поэтического направления, ориентированного на образ-впечатление. Со временем Есенин не считал себя принадлежащим в какому бы то ни было направлению, так же как А.Блок - бывший младосимволист и бывший футурист В.Маяковский. Настоящий гений всегда вне рамок и систем. Образы неба и земли, вечной небесной избы, воплощенной в избе деревенской, мирового дерева, преобразованного в лирике Есенина, близкой русскому фольклорно-песенному творчеству, в образы клена, березы, рябины, образы луны (месяца) и солнца, главной кормилицы и подательницы жизни - коровы, образ пути и поэта как вечного странника - вот составляющие художественного мира Есенина.

Одной из главных тем поэзии конца XIX - начала ХХ веков стали тема разрушения, крушения старого мира и тема рождения в муках и пожарищах нового , еще не изведанного историей и человечеством мира. Она звучит в творчестве А.Блока (цикл "Страшный мир", поэма "Двенадцать"), В.Маяковского ("Вам", "Нате!", "Левый марш" и др.), С.Есенина ("Низкий дом с голубыми ставнями…", "Русь советская", "Сорокоуст" и т.д.) и многих других. Ведущий вопрос в рамках этой темы задавался всеми поэтами: каким будет этот мир и что он принесет человеку? Различия в ответах на этот вопрос определяли идейно-эстетические идеалы художников, их систему взглядов на человека, его возможности и его будущее.

Перед началом знакомства с темой и выполнением заданий обязательно познакомьтесь с теорией к темам №7 (Лирический род литературы: Жанры лирики) и №8 (Лирический род литературы: Начала стиховедения), так как вся сложная стиховедческая терминология объяснена там. Повторяться мы не будем.

При выполнении работы внимательно читайте план анализа стихотворения.

  • В.А.Жуковский. Стихотворения: "Светлана"; "Море"; "Вечер"; "Невыразимое"
  • А.С.Пушкин. Стихотворения: "Деревня", "Бесы", "Зимний вечер", "Пущину" ("Мой первый друг, мой друг бесценный…", "Зимняя дорога", "К Чаадаеву", "Во глубине сибирских руд…", "Анчар", "Редеет облаков летучая гряда…", "Узник", "Разговор книгопродавца с поэтом", "Поэт и толпа", "Осень", "…Вновь я посетил…", "Брожу ли я вдоль улиц шумных…", "Дар напрасный, дар случайный…", "19 октября" (1825 г.), "На холмах Грузии", "Я вас любил…", "К ***" ("Я помню чудное мгновенье…"), "Мадона", "Эхо", "Пророк", "Поэту", "К морю", "Из Пиндемонти" ("Недорого ценю я громкие права…"), "Я памятник себе воздвиг…"
  • М.Ю.Лермонтов. Стихотворения: "Смерть Поэта", "Поэт", "Как часто, пестрою толпою окружен…", "Дума", "И скучно, и грустно…", "Молитва" ("Я, матерь Божия, ныне с молитвою…"), "Расстались мы, но твой портрет…", "Я не унижусь пред тобою…", "Родина", "Прощай, немытая Россия…", "Когда волнуется желтеющая нива…", "Нет, я не Байрон, я - другой…", "Листок", "Три пальмы", "Из-под таинственной, холодной полумаски…", "Пленный рыцарь", "Сосед", "Завещание", "Тучи", "Утес", "Бородино", "Тучки небесные, вечные страни ки…", "Узник", "Пророк", "Выхожу один я на дорогу…"
  • Н.А.Некрасов. Стихотворения: "Я не люблю иронии твоей…", "Рыцарь на час", "Умру я скоро…", "Пророк", "Поэт и гражданин", "Тройка", "Элегия", "Зине" ("Ты еще на жизнь имеешь право…"); другие стихи по вашему выбору
  • Ф.И.Тютчев. Стихотворения: "Осенний вечер", "Silentium", "Не то, что мните вы, природа…", "Еще земли печален вид…", "Как хорошо ты, о море ночное…", "Я встретил вас…", "Чему бы жизнь нас ни учила…", "Фонтан", "Эти бедные селенья…", "Слезы людские, о слезы людские…", "Умом Россию не понять…", "Я помню время золотое…", "О чем ты воешь, ветр ночной?", "Тени сизые сместились…", "Как сладко дремлет сад темно-зеленый…"; другие стихи по вашему выбору
  • А.А.Фет. Стихотворения: "Я пришел к тебе с приветом…", "Еще майская ночь…", "Шепот, робкое дыханье…", "Это утро, радость эта…", "Севастопольское сельское кладбище", "Облаком волнистым…", "Учись у них - у дуба, у березы…", "Поэтам", "Осень", "Какая ночь, как воздух чист…", "Деревня", "Ласточки", "На железной дороге", "Фантазия", "Сияла ночь. Луной был полон сад…"; другие стихи по вашему выбору
  • И.А.Бунин. Стихотворения: "Последний шмель", "Вечер", "Детство", "Еще холоден и сыр…", "И цветы, и шмели, и трава…", "Слово", "Витязь на перепутье", "У птицы есть гнездо…", "Сумерки"
  • А.А.Блок. Стихотворения: "Вхожу я в темные храмы…", "Незнакомка", "Сольвейг", "Ты - как отзвук забытого гимна…", "Земное сердце стынет вновь…", "О, весна без конца и без краю…", "О доблестях, о подвигах, о славе…", "На железной дороге", циклы "На поле Куликовом" и "Кармен", "Русь", "Родина", "Россия", "Утро в Кремле", "О, я хочу безумно жить…"; другие стихи по вашему выбору; поэма "Двенадцать"
  • А.А.Ахматова. Стихотворения: "Песня последней встречи", "Ты знаешь, я томлюсь в неволе…", "Перед весной бывают дни такие…", "Заплаканная осень, как вдова…", "Я научилась просто, мудро жить…", "Родная земля"; "Мне ни к чему одические рати…", "Не с теми я, кто бросил землю…", "Мужество"; другие стихи по вашему выбору
  • С.А.Есенин. Стихотворения: "Гой ты, Русь моя родная…", "Не бродить, не мять в кустах багряных…", "Не жалею, не зову, не плачу…", "Мы теперь уходим понемногу…", "Письмо матери", "Отговорила роща золотая…", "Я покинул родимый дом…", "Собаке Качалова", "Русь Советская", "Запели тесаные дроги…", "Неуютная жидкая лунность…", "Спит ковыль. Равнина дорогая…", "До свиданья, друг мой, до свиданья…"; другие стихи по вашему выбору
  • В.В.Маяковский. Стихотворения: "А вы могли бы?", "Послушайте!", "Нате!", "Вам!", "Скрипка и немножко нервно", "Мама и убитый немцами вечер", "Дешевая распродажа", "Хорошее отношение к лошадям", "Левый марш", "О дряни", "Сергею Есенину", "Юбилейное", "Письмо Татьяне Яковлевой"; другие стихи по вашему выбору
  • По 10-15 стихотворений (по вашему выбору): М.Цветаевой, Б.Пастернака, Н.Гумилева.
  • А.Твардовский. Стихотворения: "Я убит подо Ржевом…", "Я знаю, никакой моей вины…", "Вся суть в одном-единственном завете…", "Памяти матери", "К обидам горьким собственной персоны…"; другие стихи по вашему выбору
  • И.Бродский. Стихотворения: "Я входил вместо дикого зверя…", "Письма римскому другу", "К Урании", "Стансы", "Ты поскачешь во мраке…", "На смерть Жукова", "Ниоткуда с любовью…", "Примечания папоротника"
Рекомендованная литература к работе 8:
  • Гаспаров М. Современный русский стих. Метрика и ритмика. - М.: Наука, 1974.
  • Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. - Л.: Просвещение, 1972.
  • Поэтический строй русской лирики. Сб. - Л.: Наука, 1973.
  • Три века русской поэзии. - М.: Просвещение, 1986.

Русская поэзия XIX века пережила в своем развитии по крайней мере три подлинных подъема. Первый, условно говоря, падает на начало века и-осенен именем Пушкина. Другой давно признанный поэтический взлет приходится на рубеж двух столетий - девятнадцатого и двадцатого - и связан прежде всего с творчеством Александра Блока. Наконец, третья, по выражению современного исследователя, «поэтическая эпоха» " - это середина прошлого пока, 60-е годы, хотя именно в поэзии так называемые «шестидесятые годы» хронологически ощутимее сдвигаются к началу 50-х.

В 40-е годы в русской поэзии имеют место значимые и принципиально важные явления. Так, в середине 40-х годов складывается оригинальное творчество Некрасова, в 40-е годы начинает творить Фет. И все же в это десятилетие в целом поэзия отходит на второй план, что подтверждает и внешняя картина литературной жизни: ограниченное количество выходящих поэтических сборников, скромное место, занимаемое поэзией в журналах. И причины нужно искать не только в произволе издателей или недостатке эстетического чутья у критиков - МОЖНО указать, например, на очень сдержанное отношение к поэзии во второй половине 40-х годов даже у Белинского. В литературе возобладали характерные прежде всего для прозы аналитические тенденции. Между тем предпринимаемая в самом конце 40-х годов таким чутким редактором и издателем, как Некрасов, попытка оживить интерес к поэзии представляется симптоматичной. В «Современнике» замышляется целая серия статей, посвященных поэтическим явлениям эпохи. В этих рамках написана и известная статья Некрасова «Русские второстепенные поэты».

Все это было предощущением нового подъема поэзии, признаки которого обнаруживаются уже с начала 50-х годов и который к середине 50-х годов обретает необычную стремительность. Поэзия снова получает нрава гражданства на страницах журналов, становится полнокровной, и самостоятельной участницей литературного процесса, предметом критического анализа и теоретических споров. Лучшие критики снова много и заинтересованно пишут о ней: Чернышевский и Добролюбов, Дружинин и Боткин. Выходят и часто становятся подлинно выдающимися событиями литературной и общественной жизни поэтические сборники. Прежде всего это относится к сборнику Некрасова 1856 года. Появляются книги Фета, Никитина, Огарева, Полонского, Ап. Майкова и др. Эпоха воззвала именно к поэзии, а не к стихотворству, недостатка в котором не было никогда. Меняется качественно и самый характер поэзии. Появляется немало новых поэтов: Случевскин, например, или Никитин. Происходит, однако, не просто обычная смена поколений. Процесс становления поэзии выглядит много сложнее. Характерно возрождение к новой жизни поэтов, давно сложившихся, но почти замолчавших в «непоэтические» 40-е годы. Может быть, наиболее характерна в этом смысле такого поэта, как , его как бы двойное возрождение: во-первых, внимание к самому его творчеству, уже существовавшему, возрождение его в читательском восприятии и, во-вторых, сама его необычайная творческая активность. Можно говорить н о своеобразном возрождении даже Некрасова, в копне 40-х годов переживавшего явный творческий кризис, мало или совсем (на протяжении 1849 года) не писавшего стихов н прямо заявлявшего, что он теперь стихов не пишет. С другой стороны, такой писатель, как Тургенев, создавший немало стихотворных произведений, в «прозаические» 40-е годы, полностью расстается со стихами в «поэтические» 50-е.

Русская поэзия после Пушкина несла в себе противоборствующие начала, выражала возросшую сложность и противоречивость жизни. Отчетливо обозначаясь и поляризуясь, развиваются два направления: демократическое и «чистое искусство». Когда мы говорим О двух поэтических лагерях, нужно иметь в виду большую пестроту и сложность отношений как внутри каждого из лагерей, так и в отношениях между ними, особенно если учитывать эволюцию общественной и литературной жизни, «Чистые» поэты писали гражданские стихи: от либерально-обличительных (Я. Полонский) до охранительных (Ап. Майков). Поэты-демократы испытывали определенное {и положительное тоже) влияние со стороны поэтов «чистого искусства»: Никитин, например, в своей лирике природы. Расцвет хатирической поэзии связан главным образом с демократическим движением. Тем не менее «чистое искусство» выдвинуло ряд крупных сатирических дарований: Н. Щербина и особенно А. К. Толстой, написавший немало сатирических произведений - как самостоятельных, так и в рамках коллективного авторства, создавшего знаменитого Козьму Пруткова. И все же в целом между поэтическими движениями проходи, достаточно четкий водораздел. В противостоянии и в противоборстве этих двух направлений часто заявляла о себе обострившаяся социальная борьба. Полюсы можно было бы, пожалуй, обозначить двумя именами: Некрасов и Фет. «Оба поэта начали писать почти одновременно, - констатировала критика, - оба пережили одни и те же фазисы общественной жизни, оба сделали себе имя в русской литературе... оба, наконец, отличаются далеко не дюжинным талантом, - и при всем том в поэтической деятельности каждого из них нет почти ни одного общего пункта».

Чаще под школой Некрасова - и здесь речь идет именно о такой школе-имеют в виду поэтов 50 - 70-Х годов, идеологически и художественно наиболее ему близких, испытывавших на себе прямое влияние великого поэта, даже организационно в сущности объединенных уже в силу того обстоятельства, что большинство из них группировалось вокруг немногочисленных демократических издании: некрасовского «Современника», «Русского слова», «Искры».

Если домашнее задание на тему: » Русская поэзия XIX века оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту сообщение у себя на страничке в вашей социальной сети.

 
  • Свежие новости

  • Категории

  • Новости

  • Сочинения по теме

      В то самое время, когда в Северной Франции создавались поэмы о подвигах, на независимом от Севера Юге - в Провансе, Эстетически чуткие критики улавливали необходимость преодоления отрицательных крайностей каждого из сложившихся поэтических направлений. Такими критиками, в частности, оказались М. Л. Экзамен: Русская литература Поэзия 1950- 1960-х годов. Феномен поэтов-шестидесятников. В это время поэзия переживает огромный творческий подъем. Непосредственное воздействие на нее На рубеже нового периода в жизни страны и в своём собственном творчестве у Маяковского возникает необходимость заново пересмотреть и до К. Ф. Рылеева(1795-1826) В литературном движении 10-20-х годов XIX века, полном острой борьбы между различными направлениями, очень видное место занимает

    Ниобий в компактном состоянии представляет собой блестящий серебристо-белый (или серый в порошкообразном виде) парамагнитный металл с объёмноцентрированной кубической кристаллической решеткой.

    Имя существительное. Насыщение текста существительными может стать средством языковой изобразительности. Текст стихотворения А. А. Фета «Шепот, робкое дыханье...», в свое

Аксаков Иван Сергеевич (1823-1886) – поэт и публицист. Один из лидеров русских славянофилов. Самое известное произведение: сказка «Аленький цветочек».

Аксаков Константин Сергеевич (1817-1860) – поэт, литературный критик, лингвист, историк. Вдохновитель и идеолог славянофильства.

Аксаков Сергей Тимофеевич (1791-1859) – писатель и общественный деятель, литературный и театральный критик. Писал книге о рыбалке и охоте. Отец писателей Константина и Ивана Аксаковых.

Анненский Иннокентий Федорович (1855-1909) – поэт, драматург, литературный критик, лингвист, переводчик. Автор пьес: «Царь Иксион», «Лаодамия», «Меланиппа-философ», «Фамира-кэфаред».

Баратынский Евгений Абрамович (1800-1844) – поэт и переводчик. Автор поэм: «Эда», «Пиры», «Бал», «Наложница» («Цыганка»).

Батюшков Константин Николаевич (1787-1855) – поэт. Также автор ряда известных прозаических статей: «О характере Ломоносова», «Вечер у Кантемира» и другие.

Белинский Виссарион Григорьевич (1811-1848) – литературный критик. Возглавлял критический отдел в издании «Отечественные записки». Автор многочисленных критических статей. Оказал огромное влияние на русскую литературу.

Бестужев-Марлинский Александр Александрович (1797-1837) – писатель-байронист, литературный критик. Издавался под псевдонимом Марлинский. Издавал альманах «Полярная звезда». Входил в число декабристов. Автор прозы: «Испытание», «Страшное гадание», «Фрегат Надежда» и другие.

Вяземский Петр Андреевич (1792-1878) – поэт, мемуарист, историк, литературный критик. Один из основателей и первый глава Русского исторического общества. Близкий друг Пушкина.

Веневетинов Дмитрий Владимирович (1805-1827) – поэт, прозаик, философ, переводчик, литературный критик Автор 50 стихотворений. Был также известен как художник и музыкант. Организатор тайного философского объединения «Общество любомудрия».

Герцен Александр Иванович (1812-1870) – писатель, философ, педагог. Самые известные произведения: роман «Кто виноват?», повести «Доктор Крупов», «Сорока-воровка», «Поврежденный».

Глинка Сергей Николаевич (1776-1847) – писатель, мемуарист, историк. Идейный вдохновитель консервативного национализма. Автор следующих произведений: «Селим и Роксана», «Добродетели женщин» и других.

Глинка Федор Николаевич (1876-1880) – поэт и писатель. Член общества декабристов. Самые известные произведения: поэмы «Карелия» и «Таинственная капля».

Гоголь Николай Васильевич (1809-1852) – писатель, драматург, поэт, литературный критик. Классик русской литературы. Автор: «Мертвых душ», цикла рассказов «Вечера на хуторе близ Диканьки», повестей «Шинель» и «Вий», пьес «Ревизор» и «Женитьба» и многих других произведений.

Гончаров Иван Александрович (1812-1891) – писатель, литературный критик. Автор романов: «Обломов», «Обрыв», «Обыкновенная история».

Грибоедов Александр Сергеевич (1795-1829) – поэт, драматург и композитор. Был дипломатом, погиб на службе в Персии. Самое известное произведение – поэма «Горе от ума», послужившая источником многих крылатых фраз.

Григорович Дмитрий Васильевич (1822-1900) – писатель.

Давыдов Денис Васильевич (1784-1839) – поэт, мемуарист. Герой Отечественной войны 1812 года. Автор многочисленных стихотворений и военных воспоминаний.

Даль Владимир Иванович (1801-1872) – писатель и этнограф. Будучи военным врачом, попутно собирал фольклор. Самый известный литературный труд – «Толковый словарь живого великорусского языка». Даль турдился над словарем более 50 лет.

Дельвиг Антон Антонович (1798-1831) – поэт, издатель.

Добролюбов Николай Александрович (1836-1861) – литературный критик и поэт. Печатался под псевдонимами –бов и Н. Лайбов. Автор многочисленных критических и философских статей.

Достоевский Федор Михайлович (1821-1881) – писатель и философ. Признанный классик русской литературы. Автор произведений: «Братья Карамазовы», «Идиот», «Преступление и наказание», «Подросток» и многих других.

Жемчужников Александр Михайлович (1826-1896) – поэт. Вместе с братьями и писателем Толстым А.К. создал образ Козьмы Пруткова.

Жемчужников Алексей Михайлович (1821-1908) – поэт и сатирик. Вместе с братьями и писателем Толстым А.К. создал образ Козьмы Пруткова. Автор комедии «Странная ночь» и сборника стихов «Песни старости».

Жемчужников Владимир Михайлович (1830-1884) – поэт. Вместе с братьями и писателем Толстым А.К. создал образ Козьмы Пруткова.

Жуковский Василий Андреевич (1783-1852) – поэт, литературный критик, переводчик, основоположник русского романтизма.

Загоскин Михаил Николаевич (1789-1852) – писатель и драматург. Автор первых русских исторических романов. Автор произведений «Проказник», «Юрий Милославский, или Русские в 1612 году», «Кульма Петрович Мирошев» и других.

Карамзин Николай Михайлович (1766-1826) – историк, писатель и поэт. Автор монументального труда «История государства Российского» в 12 томах. Его перу принадлежат повести: «Бедная Лиза», «Евгений и Юлия» и многие другие.

Киреевский Иван Васильевич (1806-1856) – религиозный философ, литературный критик, славянофил.

Крылов Иван Андреевич (1769-1844) – поэт и баснописец. Автор 236 басен, многие выражения из которых стали крылатыми. Издавал журналы: «Почта духов», «Зритель», «Меркурий».

Кюхельбекер Вильгельм Карлович (1797-1846) – поэт. Входил в число декабристов. Близкий друг Пушкина. Автор произведений: «Аргивяне», «Смерть Байрона», «Вечный жид».

Лажечников Иван Иванович (1792-1869) – писатель, один из родоначальников русского исторического романа. Автор романов «Ледяной дом» и «Басурман».

Лермонтов Михаил Юрьевич (1814-1841) – поэт, писатель, драматург, художник. Классик русской литературы. Самые известные произведения: роман «Герой нашего времени», повесть «Кавказский пленник», поэмы «Мцыри» и «Маскарад».

Лесков Николай Семенович (1831-1895) – писатель. Самые известные произведения: «Левша», «Соборяне», «На ножах», «Праведник».

Некрасов Николай Алексеевич (1821-1878) – поэт и писатель. Классик русской литературы. Глава журнала «Современник», редактор журнала «Отечественные записки». Самые известные произведения: «Кому на Руси жить хорошо», «Русские женщины», «Мороз, Красный нос».

Огарев Николай Платонович (1813-1877) – поэт. Автор поэм, стихотворений, критических статей.

Одоевский Александр Иванович (1802-1839) – поэт и писатель. Входил в число декабристов. Автор поэмы «Василько», стихотворений «Зосима» и «Старица-пророчица».

Одоевский Владимирович Федорович (1804-1869) – писатель, мыслитель, один из создателей музыкознания. Писал фантастические и утопические произведения. Автор романа «4338-й год», многочисленных рассказов.

Островский Александр Николаевич (1823-1886) – драматург. Классик русской литературы. Автор пьес: «Гроза», «Бесприданница», «Женитьба Бальзаминова» и многих других.

Панаев Иван Иванович (1812-1862) – писатель, литературный критик, журналист. Автор произведений: «Маменькин сынок», «Встреча на станции», «Львы провинции» и других.

Писарев Дмитрий Иванович (1840-1868) – литературный критик-шестидесятник, переводчик. Многие статьи Писарева разобрали на афоризмы.

Пушкин Александр Сергеевич (1799-1837) – поэт, писатель, драматург. Классик русской литературы. Автор: поэм «Полтава» и «Евгений Онегин», повести «Капитанская дочка», сборника повестей «Повести Белкина» и многочисленных стихотворений. Основал литературный журнал «Современник».

Раевский Владимир Федосеевич (1795-1872) – поэт. Участник Отечественной войны 1812 года. Входил в число декабристов.

Рылеев Кондратий Федорович (1795-1826) – поэт. Входил в число декабристов. Автор исторического поэтического цикла «Думы». Издавал литературный альманах «Полярная звезда».

Салтыков-Щедрин Михаил Ефграфович (1826-1889) – писатель, журналист. Классик русской литературы. Самые известные произведения: «Господа Головлевы», «Премудрый пескарь», «Пошехонская старина». Был редактором журнала «Отечественные записки».

Самарин Юрий Федорович (1819-1876) – публицист и философ.

Сухово-Кобылин Александр Васильевич (1817-1903) – драматург, философ, переводчик. Автор пьес: «Свадьба Кречинского», «Дело», «Смерть Тарелкина».

Толстой Алексей Константинович (1817-1875) – писатель, поэт, драматург. Автор поэм: «Грешница», «Алхимик», пьес «Фантазия», «Царь Федор Иоаннович», повестей «Упырь» и «Волчий приемыш». Вместе с братьями Жемчужниковыми создал образ Козьмы Пруткова.

Толстой Лев Николаевич (1828-1910) – писатель, мыслитель, просветитель. Классик русской литературы. Служил в артиллерии. Участвовал в обороне Севастополя. Самые известные произведения: «Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение». В 1901 году был отлучен от церкви.

Тургенев Иван Сергеевич (1818-1883) – писатель, поэт, драматург. Классик русской литературы. Самые известные произведения: «Муму», «Ася», «Дворянское гнездо», «Отцы и дети».

Тютчев Федор Иванович (1803-1873) – поэт. Классик русской литературы.

Фет Афанасий Афанасьевич (1820-1892) – поэт-лирик, мемуарист, переводчик. Классик русской литературы. Автор многочисленных романтических стихотворений. Переводил Ювенала, Гете, Катулла.

Хомяков Алексей Степанович (1804-1860) – поэт, философ, богослов, художник.

Чернышевский Николай Гаврилович (1828-1889) – писатель, философ, литературный критик. Автор романов «Что делать?» и «Пролог», а также повестей «Алферьев», «Мелкие рассказы».

Чехов Антон Павлович (1860-1904) – писатель, драматург. Классик русской литературы. Автор пьес «Вишневый сад», «Три сестры», «Дядя Ваня» и многочисленных рассказов. Проводил перепись населения на острове Сахалин.