«Смысл названия и проблематика рассказа И. Бунина «Господин из Сан-Франциско. Сочинение на тему: Смысл названия рассказа «Господин из Сан-Франциско

В русской литературе проблема соотношения человека с окружающим миром занимает существенное место. Интерес к этой теме обострился в конце XIX – начале XX веков в эпоху, переломную для России. Проблема человека и цивилизации волновала таких писателей – реалистов, как А.Куприн, В. Короленко, . Когда я познакомилась с творчеством Бунина, то поняла, как чуткий художник все противоречил современной цивилизации. Примером этому могут служить написанные в середине 10-х годов рассказы, которые пронизаны ощущением катастрофы. Их трагическим фоном стали события русской революции 1905 года и картины Первой мировой войны. В своих дневниках Бунина писал: «Смертельно устал – опять-таки уж очень давно, — и все не сдаюсь. Должно быть, большую роль сыграла война, — какое душевное разочарование принесла она мне!» в эти годы по-новому начинается звучать в творчестве Бунина проблема человека и буржуазной цивилизации.

Так, в рассказе «Господин из Сан-Франциско », написанном в самый разгар Первой мировой войны, Бунин воплотил образ современной цивилизации, раздираемой внутренними противоречиями, подверженной действию космических сил. Этот рассказ имел шумный успех и был признан одним из лучших художественных произведений 10-х годов. Как мне кажется, в нем наиболее проявились особенности бунинского мировосприятия, почерк художника.

Своим героям Бунин избирает миллионера из американских штатов не случайно, ведь и в начале XX века Америка была самой могущественной страной, задавала тон Европе и всему миру. Господин приехал в старый свет «единственно ради развлечения». Люди его круга «имели обычай начинать наслаждаться жизнью с поездки в Европу, в Индонезию, в Египет. И он поступил так же. А принадлежал господин к «отборному обществу», «от которых зависит блага цивилизации: и фасон смокингов, и прочность тронов, и объявление войн, и благосостояние отелей. В образе американского бизнесмена ярко проступают всеобщие черты «властелина мира». Ясно, что автор намеренно лишает героя индивидуальных примет. Думаю поэтому Бунин, назвал свой рассказ не просто конкретным именем, а «Господин из Сан-Франциско ». Я не встретила в рассказе ни собственного имени главного героя, ни его биографии, не увидела в нем ни ума, ни сердца. Поражает и то, что за все время пути он «только один раз подумал, а остальное время только пил, ел, одевался и раздевался», в Господине воплощены характерные черты того клана; к которому он принадлежит: самонадеянность и эгоистичность, убеждение в том, что нет и не может быть сомнения в правоте его желаний, пренебрежительное, порой циничное отношение к людям. И не случайно то, что все, окружающее мистера из Сан-Франциско, тоже приобретает оттенок неестественности и фальши. Неаполь кажется ему грязным и тесным, музеи – мертвыми. Сама природа таит в себе опасность и фальшь: жестью блестят пальмы у подъезда отеля, как погребальная месса» гудит за окном разбушевавшийся океан.

Писатель показал несостоятельность жизненной философии «отборного общества», видящего смысл жизни в приумножении богатства, которое дает возможность весело и праздно жить. А господин исповедовал именно эту «мудрость». Он полагал, что все те годы, когда он трудился, были лишь существованием, а подлинная жизнь началась во время путешествия. Оказалось же, что все, накопленное им, не имеет никакого значения перед тем вечным законом, которому подчинены все без исключения. Но Бунин не против благополучия человека, он лишь против такого благополучия, достижение которого становиться смыслом жизни. Такая жизнь оказывается пустой и ничтожной, потому что отсутствие духовности приводит к вырождению личности, к гибели человека.

Господин из Сан-Франциско умирает; навстречу гибели плывет знаменитая «Атлантида», борясь с «траурными горами» океана и «бешеной вьюгой».

Величавым и страшным видением, чудовищем, живущим огромной жизнью и поглощающим душу человеческую, представляется мне огромный трансатлантический паровоз. В нем «клокотали страшные» тысячепудовые громады котлов, «медленно, с подавляющей человеческую душу неукоснительностью вращаясь …исполинский вал, точно живое чудовище». К зданию этого «живого чудовища», причастен Господин из Сан-Франциско. Сотворив механическое чудо, он сам становится подобным ему, неразмышляющему существу, автомату. Он живет по привычке, как робот, манекен. И этот механический распорядок жизни наложил страшный отпечаток на его духовный облик.

С движением сюжета у меня возникает чувство неблагополучия, ожидание необычного исхода. В содержании рассказа все настойчивее звучит мотив общественной неустроенности, напора неведомых сил. На моих глазах разрастаясь, обогащаясь новыми деталями, сюжет перерастает в живой образ космического зла, способного похоронить все сущее на земле.

В конце рассказа появляется мрачная фигура Дьявола. Она следит за кораблем, движущимся сквозь ночь и бешеную вьюгу, которая символизирует космические силы. дьявол и Корабль – две равные противоборствующие силы, которые олицетворяют борьбу запутавшейся в своих пороках цивилизации с мировым злом, с законами космической жизни.

Объем рассказа не велик, всего 20 страниц, а как много сказано о трагедии «людей железного века». Эта трагедия – в необузданном стремлении к господству над людьми, в страшном отчуждении от первородных сил жизни, в потворстве своими прихотям. В этом видит Бунин причину скорой гибели человеческой цивилизации. Созданная разумом человека цивилизации становится неподвластной ему, оказывается способной уничтожить своих создателей. Еще в начале XX века писатель предупреждал нас об опасности, которую несет миру прогресс человеческой мысли, подчиненный бизнесу. Нам, его потомкам, остается только удивляться прозорливости большого художника, предвосхитившего боли и заботы современного человечества.

Который остаток своих дней, не приняв новую власть на своей родине, провел в эмиграции. Свое произведение Иван Алексеевич написал еще в 1915 году, когда он жил в России, но в то время уже чувствовался кризис мира цивилизации. И вот в это смутное и неспокойное время автор замечательного и глубокого произведения решил обратиться к проблемам, которые не были связаны с его родной страной, но являются самыми насущными и актуальными.

Несмотря на то, что Бунин-писатель показывает постоянно в своих произведениях, что буржуазный мир он не принимает и что он вызывает у него лишь только негодование и возмущение, но именно этот мир и становится сюжетной линией его рассказа. Пафос произведения заключается в том, что автор чувствует гибель этого самого мира, и возврата к прежнему существованию уже не может быть.

Но постараемся рассмотреть образ главного героя, который рисует автор. Он не называет его имени, показывает, что и внешне он не очень красив. Богатому господину чуть больше 50 лет. Всю свою жизнь он посвятил работе, чтобы заработать как можно больше денег. Для него богатство важнее семьи и любых других нравственных ценностей. Но и люди, которые оказываются рядом с ним в путешествии, ничем не лучше его. Они также ценят лишь только материальные ценности и для них важнее деньги и золотые украшения, нежели человеческая жизнь.

Писатель, используя прием контраста, противопоставляет внешнее благополучие главного героя, который мог себе позволить все и ни в чем себе не отказывал, с его странным и пустым внутренним миром, который совершенно не развит и довольно примитив. Поэтому и дает такое необычное описание Бунин своему главному герою. Господина-богача он описывает, используя сравнение. Но необычность состоит в том, что для сравнения он берет неодушевленные предметы. Так, лысину богатого господина автор сравнивает с костью слона, а самого героя, его образ жизни и поведение с роботом и куклой.

На протяжении всего рассказа нет и реплик, которые бы произносил главный герой. Автор лишает его этой возможности, так как он, как и все состоятельное и богатое общество, в котором он существует, бездушное и неживое. В этом замкнутом мирке есть свои законы, которые позволяют не замечать того, что вокруг них есть и простые бедные люди. Но они с ними не считаются, не воспринимают их и совсем не уважают, а относятся брезгливо и с большим презрением.

Смысл жизни таких людей, как главный герой и окружающее его буржуазное общество - это прием пищи, алкоголя, курение и получение других удовольствий. Но разве человеку жизнь дается для этого? Разве в этом смысл человеческой жизни? По запланированному богатым господином пути вся семья главного героя посещает музеи, и осматривают памятники, но делают это совершенно равнодушно, их ничего не интересует. Они это делают лишь только потому, что за эти экскурсии уже заплачены деньги, но к увиденным шедеврам из мира искусства они не относятся никак.

Интересен и пароход, на котором плывет богатый господин вместе со своей семьей. Уже название этого судна - «Атлантида » указывает на легенду о мифическом острове. Сам же корабль, на котором миллионер отправляется в далекое плавание показа Иваном Алексеевичем, как схема того общества, в котором жил главный герой. Палуба корабля состоит из трех ярусов. На первом ярусе находится сам капитан, который символизирует нечистую силу. Он, как дьявол в парах дыма, взирает на мир, который живет на его корабле. Второй ярус - это богатая буржуазия. И третий ярус - это рабочий народ, который обслуживает богатый второй ярус. Этот последний ярус автор описывает так, словно это ад. Круглосуточно при самой высокой температуре без сна и отдыха изнеможенные рабочие кидают в топку уголь.

Этот пароход идет по бушующим волнам океана, но люди не страшатся его. Миллионеры не боятся океана, они не страшатся того, что с ними что-то может случиться. Они, наверное, этого даже не понимают, считая, что деньги, которые они заплатили за это путешествие, могут сделать все невозможное. Обладая золотом и большим количеством денег, богатые люди стали считать себя хозяевами самой природы. Они думают, что если они заплатили, то корабль и капитан просто обязаны доставить их до конечного места их путешествия. Писатель указывает читателю на то, что все эти люди живут в иллюзии богатства и ни о чем не думают. И поэтому даже название пароходного судна - это символ исчезновения мира богатых, ведь такой мир без смысла и цели просто не может существовать.

Особое внимание требует и сцена смерти главного героя. Детально и поэтапно описывает Бунин смерть богатого господина . Это автор делает для того, чтобы наглядно показать, что смерть не делит людей на сословия. По сюжету текста богач, который долгие годы только трудился, разбогатев, решил за два года получить сразу все удовольствия, которые существуют в мире. Но вместо этого совершенно внезапно и неожиданно умирает. Но, как это не удивительно, его смерть ни у кого не вызывает никаких эмоций, никто не проявил к нему сочувствия. Его смерть вызывает лишь только неудовольствие и переполох. Приходится и хозяину гостиницы, где остановился богатый господин, извиняться перед посетителями за то, что смерть одного из них принесла им временные неудобства.

А само богатое общество, в которое совсем недавно входил и сам богатый господин, возмущено тем, что кто-то посмел испортить им отдых. Теперь к герою рассказа и к его семье они относятся брезгливо и с пренебрежением, даже с некоторым отвращением. А труп в простом и грязном ящике грузят на судно, но опускают в самый темный трюм, чтобы на время забыть о нем. И вот тут писатель подчеркивает то, как меняется отношение к уже мертвому богатому господину, да и вообще к его семье. Даже владелец отеля перестает им угождать и быть любезным. Тоже происходит и со слугами, которые становятся грубыми. Богач уже не имеет над ними власти, так как это просто мертвое тело.

Но в рассказе есть и яркое и открытое противопоставление богатому господину, чье тело оказалось никому не нужным. Это лодочник Лоренце, который, по мнению Бунина, является богатым бедняком. Он знает вкус жизни, поэтому совершенно равнодушен к деньгам, но зато любит жизнь во всех ее проявлениях. Писатель еще раз утверждает те истины, которые известны всем: природа, ее красота, жизнь, а не существование, чувства и эмоции - это главные ценности в жизни человека. А рассказ Ивана Алексеевича «Господин из Сан-Франциско» - это философские размышления автора о смысле жизни, о назначении человека в этом мире, о его смерти и бессмертии.

Рассказ И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» был написан в 1915 году. В это время И.А. Бунин уже жил в эмиграции. Собственными глазами писатель наблюдал за жизнью европейского общества начала 20 века, видел все его достоинства и недостатки.

Можно сказать, что «Господин из Сан-Франциско» продолжает традицию Л.Н. Толстого, изображавшего болезнь и смерть как важнейшие события в жизни человека («Смерть Ивана Ильича»). Именно они, по мнению Бунина, выявляют истинную цену личности, а также значимость общества.

Наряду с философскими вопросами, решающимися в рассказе, здесь разрабатывается и социальная проблематика. Она связана с критическим отношением писателя к бездуховности буржуазного общества, к развитию технического прогресса в ущерб духовному, внутреннему.

Со скрытой иронией и сарказмом описывает Бунин главного героя - господина из Сан-Франциско. Писатель не удостаивает его даже имени. Этот герой становится символом бездуховного буржуазного мира. Он – пустышка, не имеющая души и видящая цель своего существования лишь в услаждении тела.

Этот господин полон снобизма и самодовольства. Всю жизнь он стремился к богатству, пытался достичь все большего и большего благополучия. Наконец, ему кажется, что поставленная цель близка, пора отдохнуть, пожить в свое удовольствие. Бунин иронично замечает: «До этого момента он не жил, а существовал». А господину уже пятьдесят восемь лет…

Герой считает себя «хозяином» положения. Деньги - могущественная сила, но на них невозможно купить счастье, любовь, жизнь. Собираясь путешествовать по Старому Свету, господин из Сан-Франциско тщательно разрабатывает маршрут. Люди, к кругу которых он принадлежал, имели обычай начинать наслаждения жизнью с поездки в Европу, в Индию, в Египет...

Маршрут, разработанный господином из Сан-Франциско, выглядел весьма внушительно. В декабре и январе он надеялся наслаждаться солнцем в Южной Италии, памятниками древности, тарантеллой. Карнавал он думал провести в Ницце. Затем Монте-Карло, Рим, Венеция, Париж и даже Япония. Кажется, все у героя было учтено и выверено. Но подводит погода, неподвластная простому смертному.

Природа, её естественность, является силой, противоположной богатству. Этим противопоставлением Бунин подчеркивает противоестественность буржуазного мира, искусственность и надуманность его идеалов.

За деньги можно попытаться не замечать неудобств стихии, но сила всегда на ее стороне. Переезд на остров Капри становится для всех пассажиров корабля «Атлантида» страшным испытанием. Утлый пароходик едва справился с бурей, которая обрушилась на него.

Корабль в рассказе является символом буржуазного общества. На нем, так же, как и в жизни, происходит резкое расслоение. На верхней палубе, в комфорте и уюте, плывут богачи. На нижней палубе плывет обслуживающий персонал. Он, по мнению господ, находится на низшей ступени развития.

Корабль «Атлантида» содержал и ещё один ярус – топки, в которые просолённые от пота тела кидали тонны угля. На этих людей вообще не обращали никакого внимания, их не обслуживали, о них не думали. Низшие слои как бы выпадают из жизни, они призваны только ублажать господ.

Обреченный мир денег и бездуховности ясно символизирует название корабля – «Атлантида». Механический бег судна по океану с неизведанными страшными глубинами говорит о подстерегающем возмездии. В рассказе огромное внимание уделяется мотиву стихийного движения. Результат этого движения – бесславное возвращение господина в трюме корабля.

Господин из Сан-Франциско считал, что все вокруг создано лишь для того, чтобы исполнять его желания, свято верил в могущество «золотого тельца»: «Он был довольно щедр в пути и потому вполне верил в заботливость всех тех, что кормили и поили его, с утра до вечера служили ему, предупреждая его малейшее желание. … Так было всюду, так было в плавании, так должно было быть и в Неаполе».

Да, богатство американского туриста, словно волшебным ключом, открывало многие двери, но не все. Оно не смогло продлить жизнь герою, оно не оберегло его и после смерти. Сколько раболепия и преклонения видел этот человек при жизни, столько же унижений испытало его бренное тело после смерти.

Бунин показывает, сколь призрачна власть денег в этом мире. И жалок человек, делающий ставку на них. Сотворив себе кумиров, он стремится достичь того же благосостояния. Вот, кажется, цель достигнута, он на вершине, ради которой много лет трудился, не покладая рук. А что сделал, что оставил потомкам? Даже имени этого человека никто не будет помнить. В рассказе «Господин из Сан-Франциско» Бунин показал иллюзорность и гибельность такого пути для человека.

Спирочкина О.В.,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа
с. Енотаевка» МО Енотаевский район,
Астраханской области

Письменный ответ на вопрос
"В чем смысл жизни по рассказу Бунина
"Господин из Сан-Франциско "

Во многих рассказах Бунина 1890-1917 годов проходит мысль о самообмане человека, когда ему кажется, что он делает так, как все, и делает правильно. Мысль о неотвратимости гибели этого мира пронизывает многие произведения И. Бунина, но с наибольшей силой она звучит в рассказе «Господин из Сан- Франциско». В этом рассказе И.А. Бунин пытается ответить на интересующий его и предполагаемых читателей вопрос: в чём же предназначение человека на земле? И вот автор описывает безумную роскошь жизни богачей, учитывая каждую мелочь, а самому «господину» не даёт даже имени (этого человека никто не запомнил, у него нет лица и души, он только мешок с деньгами). Значительным символизмом можно назвать то, что Бунин даже не называет имени главного героя, в рассказе постоянно звучит «господин из Сан-Франциско», и это объясняется тем, что никто его так и не запомнил. Он – капиталист, американский миллионер, потративший всё своё существование на то, чтобы получать всё больше и больше прибыли. Он отправляется в поездку на пароходе «Атлантида», с полной уверенностью того, что там он получит массу удовольствия и большое количество развлечений за те деньги, которые у него есть. Главный смысл рассказа «Господин из Сан-Франциско» раскрывается тогда, когда господин из Сан-Франциско вместе со своей семьей сходит с корабля в Неаполе и отправляется на Капри, и именно там становится понятным глубокая и философская задумка Бунина. В гостинице на Капри, перед выходом на ужин, за которым он должен был провести шикарный вечер в компании красавицы, он внезапно умирает. И самое парадоксальное, что богатого и влиятельного господина из Сан-Франциско помещают в самом отвратительном номере после смерти, а его тело отправляют обратно на пароход в изношенном ящике из-под содовой, не сообщая этого другим богатым постояльцам гостиницы, чтобы не нарушать их покой. И вот богач, считавший себя важным и значительным, превратившись в мертвое тело, не нужен никому, он становится просто обычным смертным стариком... Сколько раболепия и преклонения видел этот человек при жизни, столько же унижений испытало его бренное тело после смерти.
И.А. Бунин создает собирательный образ буржуазного дельца, вся жизнь которого – накопление денег, которые вытеснили у него весь здравый смысл. Он уверен, что, пока они есть, бояться ему нечего. Бунин, используя приём контраста, изображает внешнюю солидность человека и его внутреннюю пустоту и примитивность. Общество состоятельных господ, в котором вращается герой, такое же механическое и бездушное. Всё фальшиво в этом мире. Смысл их существования сводится к еде, питью, курению, получению удовольствий и разговорах о них. Господин подчинил свою жизнь даже не наслаждению, а подражанию (он едет в путешествие только потому, что так делают богатые, а не потому, что ему хочется увидеть мир). Он очень хотел походить на тех, кто богаче. Да разве только в этом смысл жизни? Он пуст, его душа уже давно мертва. Хотя деньги - могущественная сила, но на них невозможно купить счастье, любовь, здоровье, жизнь. В рассказе «Господин из Сан-Франциско» Бунин показал иллюзорность и гибельность такого пути для человека.
Я думаю, что каждый, живущий на Земле, должен жить, прежде всего, с мыслью: «А что я сделал хорошего в своей жизни, что оставлю потомкам?» Ведь автор явно нам показывает, сколь призрачна власть денег в этом мире и как жалок человек, делающий ставку только на них. К сожалению, эта проблема очень актуальна до сих пор. Таких «господ из Сан-Франциско», я считаю, довольно много сейчас не только за рубежом, но и в России, которые готовы миллионы тратить на свои прихоти, чтобы соответствовать социальному статусу, но им жалко денег, к примеру, для помощи больным детям или просто страждущим. Таким «господам» не помешало бы ещё раз прочесть этот рассказ И.А. Бунина и задуматься о смысле своего бытия, осознавая, что жизнь быстротечна и человеку следует быть самим собой, что многие люди истинное лицо и душу прячут за маской, так и уходя из жизни, никому не запомнившиеся, не сделавшие ничего хорошего даже близким людям.

В творчестве Бунина нашла отражение тема критики буржуазной действительности. Одним из лучших произведений этой тематики по праву можно назвать рассказ «Господин из Сан-Франциско», который был высоко оценен В. Короленко. Мысль написать этот рассказ возникла у Бунина в процессе работы над рассказом «Братья», когда он узнал о смерти миллионера, приехавшего отдохнуть на остров Капри. Сначала писатель так и назвал рассказ – «Смерть на Капри», но позже переименовал. Именно господин из Сан-Франциско со своими миллионами оказывается в центре внимания писателя.

Описывая безумную роскошь жизни богачей, Бунин учитывает каждую мелочь. А самому господину не дает даже имени, этого человека никто не запомнил, у него нет лица и души, он только мешок с деньгами. Писатель создает собирательный образ буржуазного дельца, вся жизнь которого – накопление денег. Дожив до 58 лет, он, наконец, решил получить все удовольствия, которые можно купить: «…карнавал он думал провести в Ницце, в Монте-Карло, куда в эту пору стекается самое отборное общество, где одни с азартом предаются автомобильным и парусным гонкам, другие рулетке, третьи тому, что принято называть флиртом, четвертые – стрельбе голубей». Всю жизнь этот господин копил деньги, никогда не отдыхал, стал «дряхлым», нездоровым и опустошенным. Ему кажется, что он «только что приступил к жизни».

В прозе Бунина не встречается морализаторство или обличение, но к этому своему герою автор относится с сарказмом и язвительностью. Он описывает его внешний вид, привычки, но психологический портрет отсутствует, потому что у героя нет души. Деньги отняли у него душу. Автор замечает, что за много лет господин научился подавлять любые, даже слабые, проявления души. Решив развлечься, богач не может представить, что жизнь его может оборваться в любую минуту. Деньги вытеснили у него здравый смысл. Он уверен, что, пока они есть, бояться ему нечего.

Бунин, используя прием контраста, изображает внешнюю солидность человека и его внутреннюю пустоту и примитивность. В описании богача писатель употребляет сравнения с неживыми предметами: лысина, как слоновая кость, кукла, робот и т. п. Герой не разговаривает, а произносит несколько реплик хриплым голосом. Общество состоятельных господ, в котором вращается герой, такое же механическое и бездушное. Они живут по своим законам, стараясь не замечать простых людей, к которым относятся с брезгливым презрением. Смысл их существования сводится к еде, питью, курению, получению удовольствий и разговорах о них. Следуя программе путешествия, богач посещает музеи, осматривает памятники с одинаковым равнодушием. Ценности культуры и искусства для него пустой звук, но он заплатил за экскурсии.

Пароход «Атлантида», на котором плывет миллионер, изображен писателем как схема общества. В нем три яруса: сверху – капитан, в среднем – богачи, в нижнем – рабочие и обслуживающий персонал. Бунин сравнивает нижний ярус с адом, где утомленные рабочие в страшной жаре день и ночь кидают в раскаленные топки уголь. Вокруг парохода бушует страшный океан, но люди доверили свои жизни мертвой машине. Все они считают себя хозяевами природы и уверены, что если заплатили, то корабль и капитан обязаны доставить их по назначению. Бунин показывает бездумную самоуверенность людей, живущих в иллюзии богатства. Название парохода символично. Писатель дает понять, что мир богачей, в котором нет цели и смысла, однажды исчезнет с лица земли, как Атлантида.

Писатель подчеркивает, что все равны перед лицом смерти. Богач, решивший получить все удовольствия сразу, внезапно умирает. Его смерть вызывает не сочувствие, а страшный переполох. Хозяин гостиницы извиняется и обещает быстро все уладить. Общество возмущено тем, что кто-то посмел испортить им отдых, напомнить о смерти. К недавнему спутнику и его жене они испытывают брезгливость и отвращение. Труп в грубом ящике быстро отправляют в трюм парохода.

Бунин обращает внимание на резкое изменение отношения к мертвому богачу и его жене. Угодливый владелец отеля становится высокомерным и черствым, а слуги – невнимательными и грубыми. Богач, считавший себя важным и значительным, превратившись в мертвое тело, не нужен никому. Писатель заканчивает рассказ символической картиной. Пароход, в трюме которого лежит в гробу бывший миллионер, через мрак и вьюгу плывет в океане, а со скал Гибралтара за ним наблюдает Дьявол, «громадный, как утес». Именно ему досталась душа господина из Сан-Франциско, это он владеет душами богачей.