Нужен ли обществу быстрый технический прогресс. Научно-технический прогресс

Нау́чно-техни́ческая революция (НТР ) - коренное качественное преобразование производительных сил , качественный скачок в структуре и динамике развития производительных сил.

Научно-техническая революция в узком смысле - коренная перестройка технических основ материального производства, начавшаяся в середине XX в. , на основе превращения науки в ведущий фактор производства, в результате которого происходит трансформация индустриального общества в постиндустриальное .

До НТР исследования учёных были на уровне вещества, далее они смогли проводить исследования на уровне атома. И когда открыли структуру атома, учёные открыли мир квантовой физики, они перешли к более глубоким знаниям в области элементарных частиц. Главное в развитии науки - это то, что развитие физики в жизни общества значительно расширило способности человека. Открытие учёных помогло человечеству по-другому взглянуть на окружающий мир, что привело к НТР .

Современная эпоха НТР наступила в -1950-е годы. Именно тогда зародились и получили развитие её главные направления: автоматизация производства , контроль и управление им на базе электроники ; создание и применение новых конструкционных материалов и др. С появлением ракетно-космической техники началось освоение людьми околоземного космического пространства .

Классификации [ | ]

  1. появление и внедрение в деятельность и сознание человека языка;
  2. изобретение письменности;
  3. изобретение книгопечатания;
  4. изобретение телеграфа и телефона;
  5. изобретение компьютеров и появление Интернета.

Признанный классик теории постиндустриализма Д. Белл выделяет три технологических революции:

  1. изобретение паровой машины в XVIII веке
  2. научно-технологические достижения в области электричества и химии в XIX веке
  3. создание компьютеров в XX веке

Белл утверждал, что, подобно тому, как в результате промышленной революции появилось конвейерное производство , повысившее производительность труда и подготовившее общество массового потребления , так и теперь должно возникнуть поточное производство информации, обеспечивающее соответствующее социальное развитие по всем направлениям.

«Порох, компас, книгопечатание, - отмечает К. Маркс , - три великих изобретения, предваряющие буржуазное общество. Порох взрывает на воздух рыцарство, компас открывает мировой рынок и основывает колонии, а книгопечатание становится орудием протестантизма и вообще средством возрождения науки, самым мощным рычагом для создания необходимых предпосылок духовного развития». Доктор философских наук профессор Г. Н. Волков в НТР выделяет единство революции в технике - с переходом от механизации к автоматизации производственных процессов, и революции в науке - с её переориентацией на практику, целью на приложение результатов исследований к нуждам производства, в отличие от средневековой (см. Схоластика#Схоластическое воззрение на науку) .

По модели, используемой экономистом из Northwestern University (США) профессором Робертом Гордоном, первая НТР, начало которой относится к 1750 году с изобретением парового двигателя и строительством первых железных дорог, продлилась примерно до конца первой трети XIX века. Вторая НТР (1870-1900 годы), когда электричество и двигатель внутреннего сгорания были изобретены с разницей в три месяца в 1897 году. Третья НТР началась в 1960-е годы с появлением первых ЭВМ и промышленной робототехники, глобально значимой она стала в середине 90-х, когда простые пользователи массово получили доступ в интернет , её завершение относится к 2004 году .

Российский историк Л. Е. Гринин , говоря о первых двух революциях в технологическом развитии человечества, придерживается устоявшихся взглядов, выделяя аграрную и промышленную революции. Однако говоря о третьей революции, он обозначает её как кибернетическую. В его концепции кибернетическая революция состоит из двух фаз: научно-информационной фазы (развитие автоматизации, энергетики, область синтетических материалов, космос, создание средств управления, связи и информации) и завершающей фазы управляемых систем, которая по его прогнозу начнется с 2030-2040-х годов. Аграрная революция: первая фаза это переход к ручному земледелию и животноводству. Этот период начался примерно 12 - 19 тысяч лет назад, а переход к завещающему этапу аграрной революции начинается где-то 5,5 тысяч лет назад.

Также кибернетическая революция характеризуется.

История научно-технического прогресса

Научно-техническая революция, мировые экономические лидеры технического прогресса

Раздел 1. Суть Научно-технического прогресса, научно-техническая революция.

Раздел 2. Мировые экономические лидеры.

Научно-технический прогресс - этовзаимосвязанное поступательное развитие науки и техники, обусловленное нуждами материального производства, ростом и усложнением общественных потребностей.

Суть Научно-технического прогресса, научно-техническая революция

Научно-технический прогресс неразрывно связан с возникновением и развитием крупного машинного производства, которое базируется на все более широком использовании научных и технических достижений. Он позволяет поставить могущественные природные силы и ресурсы на службу человеку, превратить производство в технологический процесс сознательного применения данных естественных и других наук.

С укреплением взаимосвязи крупного машинного производства с наукой и техникой в конце XIX в. XX в. быстро расширяются особые виды научных исследований, направленные на воплощение научных идей в технические средства и новую технологию: прикладные исследования, опытно-конструкторские разработки и производственные исследования. В результате наука все полнее превращается в непосредственную производительную силу, преобразуя все большее количество сторон и элементов материального производства.

Научно-технический прогресс имеет две основные формы:

эволюционную и революционную, означающую сравнительно медленное и частичное совершенствование традиционных научно-технических основ производства.

Эти формы обусловливают друг друга: количественное накопление сравнительно небольших изменений в науке и технике приводит, в конце концов, к коренным качественным преобразованиям в этой области, а после перехода к принципиально новой технике и технологии революционные изменения постепенно перерастают эволюционные.

В зависимости от господствующего общественного строя научно-технический прогресс имеет различные социально-экономические последствия. В условиях капитализма частнособственническое присвоение средств, производства и результатов научных исследований приводит к тому, что научно-технический прогресс развивается в основном в интересах буржуазии и используется для усиления эксплуатации пролетариата, в милитаристских и человеконенавистнических целях.

При социализме научно-технический прогресс поставлен на службу всему обществу, а его достижения применяются для более успешного решения экономических и социальных задач коммунистического строительства, формирования материальных и духовных предпосылок всестороннего развития личности. В период развитого социализма важнейшей целью экономической стратегии КПСС является ускорение научно-технического прогресса как решающее условие повышения эффективности общественного производства и улучшения качества продукции.

Выработанная XXV съездом КПСС техническая политика обеспечивает согласование всех направлений развития науки и техники, развертывание фундаментальных научных исследований, а также ускорение и более широкое внедрение их результатов в народное хозяйство.

Намечено на основе проведения единой технической политики во всех отраслях народного хозяйства ускорить техническое перевооружение производства, широко внедрять прогрессивную технику и технологию, обеспечивающие повышение производительности труда и качества продукции, экономию материальных ресурсов, улучшение условий труда, охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов. Поставлена задача - осуществить переход от создания и внедрения отдельных машин и технологических процессов к разработке, производству и массовому применению высокоэффективных систем машин;

оборудования, приборов и технологических процессов, обеспечивающих механизацию и автоматизацию всех процессов производства, и особенно вспомогательных, транспортных и складских операций, шире использовать переналаживаемые технические средства, позволяющие быстро осваивать производство новой продукции.

Наряду с усовершенствованием уже освоенных технологических процессов будут создаваться заделы по принципиально новой технике и технологии.

Научно-техническая революция - коренные преобразования в системе научного знания и в технике, происходящие в неразрывной связи с историческим процессом развития человеческого общества.

Промышленная революция XVIII-XIX вв., в процессе которой на смену ремесленной технике пришло крупное машинное производство, и утвердился капитализм, опиралась на научную революцию XVI-XVII вв.

Современная научно-техническая революция, ведущая к замене машинного производства автоматизированным, имеет своей основой открытия в науке конца XIX - первой половине XX в. Новейшие достижения науки и техники несут с собой переворот в производительных силах общества и создают огромные возможности роста производства. Открытия в области атомной и молекулярной структуры вещества, заложили основы создания новых материалов;

успехи химии сделали возможным создание веществ с заранее заданными свойствами;

изучение электрических явлений в твердых телах и газах послужило основой возникновения электроники;

исследование структуры атомного ядра открыло путь к практическому использованию атомной энергии;

благодаря развитию математики были созданы средства автоматизации производства и управления.

Все это свидетельствует о создании новой системы знаний о природе, радикальном преобразовании техники и технологии производства, о подрыве зависимости развития производства от ограничений, накладываемых физиологическими возможностями человека и естественно-природными условиями.

Возможности роста производства, созданные НТР, находятся в вопиющем противоречии с производственными отношениями капитализма, подчиняющими научно-техническую революцию возрастанию монополистических прибылей, упрочению господства монополии (см. Монополии капиталистические). Капитализм не может выдвинуть перед наукой и техникой соответствующих их уровню и природе социальных задач, придает им однобокий, уродливый характер. Применение техники в странах капитала ведет к таким социальным последствиям, как рост безработицы, усиление интенсификации труда, все большая концентрация богатства в руках финансовых магнатов. Общественным строем, открывающим простор для развертывания НТР в интересах всех трудящихся, является социализм.

В СССР осуществление научно-технической революции неразрывно связано с построением материально-технической базы коммунизма.

Техническое развитие и совершенствование производства осуществляется в направлении завершения комплексной механизации производства, автоматизации процессов, которые с технической и экономической стороны подготовлены для этого, отработки системы автоматических машин и создания предпосылок перехода к комплексной автоматизации. При этом развитие орудий труда неразрывно связано с изменением технологии производства, применением новых источников энергии, сырья и материалов. НТР оказывает воздействие на все стороны материального производства.

Переворот в производительных силах обусловливает качественно новый уровень деятельности общества по управлению производством, более высокие требования к кадрам, качеству работы каждого труженика. Возможности, открываемые новейшими достижениями науки и техники, реализуются в росте производительности труда, на основе чего достигается достаток, а затем и изобилие предметов потребления.

С прогрессом техники, прежде всего с применением автоматических машин, связано изменение содержания труда, устранение неквалифицированного и тяжелого ручного труда, повышение уровня профессиональной подготовки и общей культуры работников, перевод на индустриальную основу сельскохозяйственного производства.

В перспективе, обеспечив полное благосостояние для всех, общество преодолеет сохраняющиеся еще существенные различия между городом и деревней при социализме, существенные различия между умственным и физическим трудом, создаст условия для всестороннего физического и духовного развития личности.

Таким образом, органическое соединение достижений научно-технической революции с преимуществами социалистической системы хозяйства означает развитие в направлении коммунизма всех сторон жизни общества.

Научно-техническая революция является главной ареной экономического соревнования между социализмом и капитализмом. Вместе с тем это арена и острой идеологической борьбы.

Буржуазные ученые подходят к раскрытию сущности НТР преимущественно с естественно-технической стороны.

В целях апологетики капитализма они рассматривают сдвиги, происходящие в науке и технике, вне общественных отношений, в «социальном вакууме».

Все общественные явления сводят к процессам, совершающимся в сфере «чистой» науки и техники, пишут о «кибернетической революции», которая якобы ведет к «трансформации капитализма», к превращению его в лишенное антагонистических противоречий «общество всеобщего изобилия».

В действительности научно-техническая революция не меняет эксплуататорской сущности капитализма, а еще больше обостряет и углубляет социальные противоречия буржуазного общества, пропасть между богатством немногочисленной верхушки и бедностью масс. Страны капитализма ныне столь же далеки от мифического «изобилия для всех» и «всеобщего благоденствия», как и до начала развертывания научно-технической революции.

Потенциальные возможности развития и эффективности производства определяются, прежде всего, научно-техническим прогрессом, его темпами и социально-экономическими результатами.

Чем целенаправленнее и эффективнее используются новейшие достижения науки и техники, являющиеся первоисточником развития производительных сил, тем успешнее решаются приоритетные задачи жизнедеятельности общества.

Научно-технический прогресс (НТП) в буквальном понимании означает непрерывный взаимообусловленный процесс развития науки и техники, а в более широком значении - постоянный процесс создания новых и совершенствования применяемых технологий.

НТП можно истолковать также как процесс накопления и практической реализации новых научных и технических знаний, целостную циклическую систему “наука-техника-производство”, охватывающую направления:

фундаментальные теоретические исследования;

прикладные научно-исследовательские работы;

опытно-конструкторские разработки;

освоение технических нововведений;

наращивание производства новой техники до необходимого объема, ее применение (эксплуатация) на протяжении определенного времени;

технико-экономическое, экологическое и социальное старение изделий, их постоянная замена новыми, более эффективными образцами.

Научно-техническая революция (НТП) отражает коренную качественную трансформацию обусловленного развития на основе научных открытий (изобретений), оказывающих революционизирующее влияние на смену орудий и предметов труда, технологии управления производством, характер трудовой деятельности людей.

Общие приоритетные направления НПТ. Научно-технический прогресс, всегда осуществляемый во взаимосвязанных эволюционных и революционных его формах, является определяющим фактором развития производительных сил, неуклонного повышения эффективность производства. Он непосредственно влияет, прежде всего, на формирование и поддержание высокого уровня технико-технологической базы производства, обеспечивая неуклонный рост производительности общественного труда. Опираясь на сущность, содержание и закономерности современного развития науки и техники, можно выделить характерные для большинства отраслей народного хозяйства общие направления НТП, а для каждого из них приоритеты, по меньшей мере, на ближайшую перспективу.


В условия современных революционных преобразований технического базиса производства степень его совершенства и уровень экономического потенциала в целом определяется прогрессивностью используемых технологий - способов получения и преобразования материалов, энергии, информации, изготовления продукции. Технология становится завершающим звеном и формой материализации фундаментальных исследований, средством непосредственного влияния науки на сферу производства. Если раньше ее считали обеспечивающей подсистемой производства, то сейчас она приобрела самостоятельное значение, превратившись в авангардное направление НТП.

Современным технологиям присущи определенные тенденции развития и применения. Главными из них являются:

во-первых, переход к мало стадийным процессам путем соединения в одном технологическом агрегате нескольких операций, выполняемых ранее отдельно;

во-вторых, обеспечение в новых технологических системах мало - или безотходности производства;

в-третьих, повышение уровня комплексной механизации процессов на основе применения систем машин и технологических линий;

в-четвертых, использование в новых технологических процессах средств микроэлектроники, позволяющих одновременно с повышением уровня автоматизации процессов достичь большей динамической гибкости производства.

Технологические методы все чаще определяют конкретную форму и функцию средств и предметов труда, и тем самым инициируют появление новых направлений НТП, вытесняют из производства технически и экономически устаревшие орудия труда, порождают новые виды машин и оборудования, средств автоматизации. Сейчас принципиально новые виды техники разрабатываются и изготовляются “под новые технологии”, а не наоборот, как это было ранее.

Доказано, что технический уровень и качество современных машин (оборудования) непосредственно зависят от прогрессивности характеристик применяемых для их производства конструкционных и других вспомогательных материалов. Отсюда вытекает огромная роль создания и широкого использования новых материалов - одного из важнейших направлений НТП.

В сфере предметов труда можно выделить такие тенденции НТП:

существенное улучшение качественных характеристик материалов минерального происхождения, стабилизацию и даже уменьшение удельных объемов их потребления;

интенсивный переход к применению в большем количестве легких, прочных и коррозиестойких цветных металлов (сплавов), ставший возможным вследствие появления принципиально новых технологий, значительно уменьшивших стоимость их производства;

заметное расширение номенклатуры и форсированное наращивание объемов производства искусственных материалов с наперед заданными свойствами, включая уникальные.

К современным производственным процессам предъявляются такие требования, как достижение максимальной непрерывности, безопасности, гибкости и производительности, которые могут быть реализованы только при соответствующем уровне их механизации и автоматизации - интегрированного и завершающего направления НТП. Механизация и автоматизация производства, отражающая разную степень замены ручного труда машинным трудом, в своем развитии последовательно, параллельно или параллельно- последовательно переходит низшей (частичной) к высшей (комплексной) форме.


В условиях интенсификации производства, острой необходимости многоразового повышения производительности труда и радикального улучшения его социального содержания, коренного повышения качества производимых изделий автоматизация производственных процессов становится стратегическим направлением НТП для предприятий большинства отраслей народного хозяйства. Приоритетная задача состоит в обеспечении комплексной автоматизации, поскольку внедрение отдельных автоматических машин и агрегатов не дает желаемого экономического эффекта из-за остающегося значительного количества ручного труда. Новое и достаточно перспективное комплексное направление связано с созданием и внедрением гибких автоматизированных производств. Форсированное развитие таких производств (прежде всего в машиностроении и некоторых других отраслях) обусловлено объективной необходимостью обеспечивать высокоэффективное использование дорогого автоматического оборудования и достаточную мобильность производства с постоянным обновлением номенклатуры продукции.

Мировые экономические лидеры

Развитые страны мира, страны «золотого миллиарда». Серьезно готовятся к вступлению в постиндустриальный мир. Так, государства Западной Европы объединили свои усилия в рамках общеевропейской программы. Разворачиваются промышленные разработки в следующих областях информационных технологий. Глобальная мобильная телефонная связь (Германия, 2000-2007 гг.) - обеспечение повсеместного теледоступа к любым абонентам и информационно-аналитическим ресурсам глобальной сети с персональной телефонной трубки (типа сотовой) или специального мобильного терминала.

Системы телеконференций (Франция, Германия, 2000-2005 гг.) возможность для удаленных друг от друга абонентов оперативно организовать временную корпоративную сеть с аудио-видеодоступом.



Трехмерное телевидение (Япония, 2000-2010 гг.).

Полномасштабное использование электронного носителя в повседневной жизни (Франция, 2002-2004 гг.).

Создание сетей виртуальной реальности (Германия, Франция, Япония, 2004-2009 гг.) - персональный доступ к базам данных и системе синтеза много сенсорного (мультимедийного) отображения искусственного образа окружающей среды или сценариев развития гипотетических событий.

Бесконтактные системы идентификации личности (Япония, 2002-2004 гг.).

В США в 1997-1999 гг. экспертами университета Дж. Вашингтона подготовлен долгосрочный прогноз развития национальной науки и технологий на период до 2030 г. на основе неоднократного анкетирования большого числа руководителей исследовательских учреждений.

Она была глубоко проработана в государственном департаменте, министерстве юстиции, в крупных производственных компаниях и в банковской сфере.

Программа предусматривает оперативный глобальный высокоскоростной сетевой доступ к любым национальным и основным мировым информационным ресурсам.



Определены организационные, юридические и финансовые основы ее реализации, предусмотрены меры по быстрому развитию мощных вычислительно-аналитических центров.

С 1996 г. началось выполнение программы, выделен многомиллионный бюджет и образованы корпоративные инвестиционные фонды. Аналитики отмечают очень быстрый рост индустрии информатизации, превышающий правительственные планы.

Максимальный всплеск «прорывных» информационных технологий прогнозируется с 2003 по 2005 гг. Период бурного роста займет 30-40 лет.

В области компьютерных систем к 2005 г. появятся персональные ЭВМ, совместимые с кабельными сетями телевидения. Это ускорит развитие интерактивного (с частично программируемыми передачами) телевидения и приведет к созданию домашних, промышленных и научно-образовательных фондов телевизионных записей.



Развитие таких локальных фондов и больших баз данных изображений будет обеспечено созданием в 2006 г. нового поколения систем цифровой памяти и хранения практически неограниченных объемов информации.

На рубеже 2008 г. ожидается создание и широкое распространение карманных компьютеров, рост использования ЭВМ с параллельной обработкой информации. К 2004 г. возможно коммерческое внедрение оптических компьютеров, а к 2017 г. - начало серийного выпуска биокомпьютеров, встраиваемых в живые организмы.

В сфере телекоммуникаций к 2006 г. прогнозируется, что 80% систем связи перейдут на цифровые стандарты, произойдет существенный скачок в развитии микросотовой персональной телефонии - РС5, на которую будет приходиться до 10% мирового рынка мобильной связи. Это обеспечит повсеместную возможность приема и передачи информации любых форматов и объемов.


В области информационных услуг к 2004 г. будут внедрены системы проведения телеконференций (путем голосовой и видеосвязи с помощью компьютерных устройств и быстрых цифровых сетей передачи аудио-видеоинформации между несколькими абонентами в реальном времени). К 2009 г. существенно расширятся возможности электронных банковских расчетов, а к 2018 г. в 2 раза возрастет объем торговых операций, осуществляемых через информационные сети.

Принципиально новый подход к фотосъемке представили сотрудники компании Lytro. Они презентовали фотоаппарат, который сохраняет не изображение, а световые лучи.


В традиционных фотокамерах для создания снимка используется матрица (пленка), на которой световой поток оставляет след, преобразующийся затем в плоское изображение. В камере Lytro вместо матрицы используется датчик освещенности поля. Он сохраняет не изображение, а захватывает цвет, интенсивность и вектор направления лучей света.

Такой подход позволяет выбирать объект фокусировки уже после съемки, а специальный формат снимков Lytro LFP (Light Field Picture – снимок светового поля) позволяет сколько угодно менять фокус на снимке.

Письменность

Человечество искало способы передачи информации с незапамятных времен. Первобытные люди обменивались информацией с помощью определенным образом сложенных ветвей, стрел, дыма костров и т.д. Однако прорыв в развитии произошел с появлением первых форм письменности около 4 тысяч лет до н.э.

Книгопечатание

Книгопечатание было изобретено Иоганом Гутенбергом в середине XV века. Благодаря ему в Германии появилась первая в мире напечатанная книга - Библия. Изобретение Гутенберга зажгло зеленый цвет эпохе Возрождения.

Именно этот материал, а точнее, группа материалов с общими физическими свойствами, совершил настоящую революцию в строительстве. На что только не приходилось идти древним строителям, чтобы обеспечить прочность строений. Так, китайцы для скрепления каменных блоков Великой стены использовали клейкую рисовую кашу с добавлением гашеной извести.

Лишь в XIX веке строители научились готовить цемент. В России это произошло в 1822 году благодаря Егору Челиеву, получившему вяжущий материал из смеси извести и глины. Два года спустя патент на изобретение цемента получил англичанин Д. Аспинд. Материал решено было назвать портландцементом в честь города, где добывали камень, похожий на цемент по цвету и прочности.

Микроскоп

Первый микроскоп с двумя линзами изобрел голландский оптик З. Янсен в 1590 году. Однако первые микроорганизмы с помощью собственноручно изготовленного микроскопа увидел Антони ван Левенгук. Будучи торговцем, он самостоятельно освоил ремесло шлифовальщика и соорудил микроскоп с тщательно отшлифованной линзой, которая увеличивала размер микробов в 300 раз. Легенда гласит, что с тех пор как ван Левенгук рассмотрел в микроскоп каплю воды, пить он стал только чай и вино.

Электричество

Еще совсем недавно люди на планете спали до 10 часов в сутки, но с появлением электричества человечество стало проводить все меньше времени в постели. Виновником электрической «революции» считается Томас Альва Эдисон, создавший первую электрическую лампочку. Однако за 6 лет до него, в 1873 году, свою лампу накаливания запатентовал наш соотечественник Александр Лодыгин - первый из ученых, додумавшийся применять в лампах вольфрамовые нити.

Первый в мире телефон, который сразу же окрестили чудом из чудес, создал знаменитый бостонский изобретатель Белл Александр Греем. 10 марта 1876 года ученый позвонил на приемную станцию своему помощнику, и тот отчетливо услышал в трубке: «Мистер Ватсон, пожалуйста, придите сюда, мне нужно с вами поговорить». Белл поспешил запатентовать свое изобретение, и уже несколько месяцев спустя телефон находился почти в тысяче домов.


Фотография и кино

Перспектива изобретения устройства, способного передавать изображение, не давала покоя нескольким поколениям ученых. Еще в начале XIX века Жозеф Ньепс спроецировал вид из окна своей мастерской на металлическую пластинку с помощью камеры-обскуры. А Луи-Жак Манд Дагер усовершенствовал его изобретение в 1837 году.


Свой вклад в изобретение кино сделал неутомимый изобретатель Том Эдисон. В 1891 году он создал кинетоскоп - аппарат для демонстрации фотографий с эффектом движения. Именно кинетоскоп вдохновил братьев Люмьер на создание кино. Как известно, первый киносеанс состоялся в декабре 1895 года в Париже на бульваре Капуцинов.

Споры о том, кто первым изобрел радио, продолжаются. Однако большинство представителей научного мира приписывают эту заслугу российскому изобретателю Александру Попову. В 1895 году он продемонстрировал аппарат беспроволочной телеграфии и стал первым человеком, пославший миру радиограмму, текст которой состоял из двух слов «Генрих Герц». Однако первый радиоприемник запатентовал предприимчивый итальянский радиотехник Гульельмо Маркони.

Телевидение

Телевидение появилось и развивалось благодаря усилиям многих изобретателей. Одним из первых в этой цепочке стоит профессор Петербургского Технологического университета Борис Львович Розинг, продемонстрировавший в 1911 году изображение на стеклянном экране электронно-лучевой трубки. А в 1928 году Борис Грабовский нашел способ передачи движущегося изображения на расстояние. Год спустя в США Владимир Зворыкин создал кинескоп, модификации которого впоследствии использовались во всех телевизорах.

Интернет

Всемирную паутину, окутавшую миллионы людей по всему миру, в 1989 году скромно сплел британец Тимоти Джон Бернерс-Ли. Создатель первого веб-сервера, веб-браузера и веб-сайта мог бы превратиться в самого богатого человека в мире, если бы вовремя запатентовал свое изобретение. В итоге, Всемирная паутина досталась миру, а ее создателю - рыцарский титул, орден Британской империи и Технологическая премия в 1 миллион евро.


Не надо думать, что крупные ученые умы нашего времени появились как следствие и результат научно-технического прогресса, а человеческий интеллект был слабее в иные эпохи. Задержимся на одном любопытном факте.


Ламаистская подготовка

Когда в начале 70-х годов соответствующие советские специальные службы всерьез занялись оккультизмом, интересоваться стали, в том числе, восточными религиозными школами. Обратили внимание и на ламаизм, который всегда закрыто существовал на нашей территории и, менее закрыто, в Монголии.

Контакты поначалу совсем не получались, и мы скоро поняли - почему. Ламаисты считали наших работников представителями черной силы. Той, с которой никакого сотрудничества быть не может. Но дело пошло гораздо лучше, когда к этому процессу начали подключать ученых. Им кое-что приоткрыли.

Само по себе воспитание детей в ламаистских школах чрезвычайно высоко поставлено. Обучение начинается с пятилетнего возраста и продолжается двадцать лет. На этом оно не кончается: дальше и дальше идут свои, уже высокопрофессиональные ступени.

Кстати, один из наших современных фокусников-экстрасенсов, обладающий (кроме скандального характера) невероятно высокой скоростью счета, способностью отыскивать предмет с завязанным глазами, находясь на дистанции от спрятавшего его человека, просто-напросто успешно проучился в детстве в четырех или пяти классах настоящей ламаистской школы. Каков же уровень вполне обученных ламаистов? Некоторое представление об этом дает следующий факт. Доктор биологических наук профессор Медилиановский беседовал с одним из лам высокого уровня на все те же темы космического устройства и метафизических сил. Этот высококлассный ученый имел на данный предмет свои собственные модельные разработки и изложил их восточному коллеге. Тот начал, проверяя, что-то писать. Что-то похожее на интегро-дифференциальное исчисление, но в другой оригинальной символике. Сочтя это всего лишь за символику, профессор некстати произнес: «О, я вижу, у вас есть и хорошее европейское образование». Некстати, потому что лама тут же дал понять ему очень вежливой, но ироничной улыбкой, что образование это ни в коем смысле не европейское.

Новое или вновь открытое старое?

Мысль о том, что столь отвлеченная наука, как математика, могла создать интегральное и дифференциальное исчисление лишь в конце XVII века, и, опять же, под влиянием материально-технических задач человечества, является результатом вульгарной материалистической философии. Человечество всегда интересовалось бесконечно малым (дифференцирование) и суммарным (интегральным), а интеллектуалов типа Ньютона и Лейбница в предшествующих им веках и тысячелетиях тоже было достаточно. К тому же, последние, «открыв» высшую математику на рубеже XVII–XVIII веков, обладали ничуть не большими знаниями, чем, например, средневековый Арабский Восток.

Сюда же можно добавить, что по многим косвенным признакам, египетские жрецы, по крайней мере за две тысячи лет до новой эры, прекрасно знали об атомном строении вещества, электронных оболочках и тому подобном. И очень возможно, знали об этом больше, чем мы сейчас.

Почему же тогда нет явных следов этих знаний? Соответствующего научного наследия в виде рукописных монографий, например, или чего-то подобного?

Почему всего этого нет в явном представленном в свое время на широкую публику виде, мы еще скажем. А пока зададимся очень важным и не менее интересным вопросом: почему вообще история человечества отличается таким неравномерным по своему материально-техническому фактору развитием?


Скачки в истории

Попробуем сначала кое-что пояснить.

К девятому веку нашей эры под эгидой Карла Великого в Европе возникает фантастических размеров Империя, превосходящая Великую Римскую. Продуктивность сельскохозяйственного сектора вполне обеспечивает жизнь людей. Достаточную для простых и роскошную для элиты. Культуре и знаниям уделяется ведущая роль. Потом Империя Карла распадется, но снова и очень быстро сложится под эгидой Рима и Ватикана. Перейдет под монарший контроль Габсбургов, но опять, сохраняя огромные размеры, будет существовать как единый сообщающийся сосуд.

Западноевропейские города с университетскими центрами, медицинской, юридической и даже банковской системой сформировались уже к середине XIII века. Однако свой материальный старт научно-технический прогресс фактически берет только через шестьсот лет. И за сто последующих человечество форсированно переходит от гужевого транспорта к высадке на Луну. От гладкоствольных примитивнейших пушек с ядрами, взрыв которых гасился пятисантиметровым слоем земли, до атомных, нейтронных и вакуумных бомб. От егерской или голубиной почты до Интернета. Подчеркиваем, всего за сто лет.

Люди шесть веков назад встали уже на высокую ступень умственной и гражданской организации, но в техническом развитии не нуждались?

Невероятная чушь.

Сама техника заставляет поставить ряд более конкретных вопросов.

Паровые двигатели, в силу своей примитивности, что, не могли возникнуть в XI–XII веке? На том же Арабском Востоке, где прочные металлоизделия были уже тогда прекрасно освоены. А возраст колонны из химически чистого железа в Индии ведь значительно старше.

Расчеты парового механизма? Но тот же Арабский Восток оставил истории многие десятки имен людей, которые делали куда более сложные астрономические, например, расчеты.

Или тогдашним хозяйственникам был вовсе не нужен рост производительности труда, а государственным управителям не требовалась новая военная техника?

И почему только паровые двигатели, а не двигатели внутреннего сгорания? Горючие свойства нефти известны с незапамятных лет. Порох и, соответственно, взрывные реакции - тоже не изобретение нового времени.

Итак, почему научно-технический прогресс не заработал гораздо раньше?


Ложные объяснения

Историки скажут, что становление буржуазии в средних веках шло очень медленно. И прежде всего потому, что медленно развивались производительные силы аграрного сектора. То есть разорение крестьян и вытеснение их в город, где они формировали необходимую свободную рабочую силу, шло черепашьим шагом.

Эти и подобные объяснения, как легко догадаться, никакими объяснениями не являются, поскольку всего лишь заменяют одни медленные процессы другими. И вопрос - почему ускорение не произошло несколькими веками ранее - остается без ответа.

Еще один аргумент - «тормозящая» роль средневекового католицизма - тоже легко снимается. Церковь не только давала простор религиозно-философской мысли, но стояла во главе развития университетской системы. Однако же не это самое главное.

Католическая церковь во все времена была крайне заинтересована развитием научно-технической составляющей европейской цивилизации под своей эгидой, так как это позволяло овладевать новыми мировыми пространствами и, прежде всего, бороться с исламским миром, который в военном отношении всегда угрожал Европе. Церковь активно поддерживала открытия новых земель в Африке и Америке и, соответственно, любой прогресс в навигации, кораблестроении и военной технике. Именно на обширных сельхозугодьях, принадлежавших епископатам, делались попытки внедрения интенсивных методов земледелия. И так далее и тому подобное. Научно-технический прогресс - это деньги. Такую простую истину хорошо понимали не только сверхпросвещенные церковные иерархи, но и, задолго до них, простые граждане древнего Рима.

Возвращаясь же еще раз к интеллектуальному уровню людей прошлого, можем посоветовать, например, заглянуть в любую энциклопедию на фамилию Лейбниц. Каждый, не поленившийся это сделать, прочтет, что этот человек был не только великим математиком и великим философом, но выдающимся ученым в таких научных областях как: логика, физика, лингвистика, психология. Однако все перечисленное не относится к основной профессии Лейбница. «Зарплату ему платили» как юристу-международнику.

Продолжать тему великих умов прошлого можно было бы бесконечно долго, однако пора уже сделать главный вывод: переход к форсированному техническому прогрессу длительное время считался нецелесообразным.

На естественно возникающий вопрос - кем? - ответим, рассказав сначала о дочеловеческой эпохе и о возникновении самого человека.

Что дает нам технический прогресс и чего лишает?

    Елена Кузнецова,

    технический якобы прогресс дает механические заменители того, что и так у нас есть, но

    гораздо худшего качества.

    Техника насаждает костыли, протезы и вставные челюсти там, где

    в них нет никакой необходимости под видимостью комфорта.

    Лифты и пульты ведут к обездвиженности.

    Телевизор и интернет выключают живое общение.

    Думать уже не надо: гугл все знает и мгновенно выдает ответ на любой вопрос.

    Самое главное техника толкает людей на мысль о самоценности жизни.

    Но жизнь дана людям не для того, чтобы жить, и не для того, чтобы род продолжать.

    Жизнь дана свыше с целью реализовать предназначение и просветлять душу.

    Только так достигается счастье.

    Поэтому современное состояние бездушия и равнодушия, когда каждый уткнулся в свой комп или смартфон и

    не замечает никого вокруг,

    и есть порождение такого якобы прогресса.

    Этот прогресс уже довел и природу до эксцессов, когда она, не в силах уже терпеть своих суперпрогрессивных детей,

    сбрасывает их с себя.

    Технический прогресс дает нам очень многое. Если в 80-е годы цветной телевизор был какой-то диковинкой, а видеокамера в начале 90-х - эталоном богатства, то сейчас уже без компьютера и Интернета, не говоря уже о мобильных телефонах, не представляет жизни ни один современный человек. Оперативность получения практически любой информации сейчас сводится к считанным минутам, и это не может не радовать, особенно когда пишешь какой-то материал и перепроверяешь факты из нескольких источников.

    Чего же лишает? Думаю, что в первую очередь такое быстрое развитие технического прогресса, лишает детства наших детей, которые вместо того, чтобы поиграть в футбол, сидят дома за компьютерами и общаются не в живую, а с помощью социальных сетей. Играют в компьютерные игры, тем самым немного отдаляясь от реальности. Ну, и какие болячки приобретаются от длительного сидения, плюс к тому, что ухудшение зрения все равно появится.

    Технический прогресс дает нам комфорт и удобства, экономит наше время, предоставляет нам большие возможности на таком уровне, о котором наши родители, не то что дедушки и бабушки, даже и не мечтали. Это касается и быта и развлечений, науки, исследований, транспорта, всех новых гаджетов.

    А вот чего лишает нас прогресс: природы и общения природы с человеком и с другими людьми . Природа страдает от того, что человек использует ее напрямую или косвенно,просто вырубая леса, уничтожая флору и фауну, чтоб построить новый дом или завод, для дальнейшего прогресса, так сказать. Человек же увлечен продуктами прогресса и большинство все свое свободное время (не говоря о многих тех, кто и на работе за компьютером) проводят перед экранами телевизоров или мониторами своих компьютеров, или терзая другие свои гаджеты, забывая совсем об отдыхе на природе, о наслаждении пением птиц, пейзажами и свежим воздухом. Особенно печально, что и дети по примеру взрослых ведут себя также, совсем забыв про игры на свежем воздухе.

    И еще многие продукты прогресса простых обывателей отупляют в некоторой степени. Не было бы компьютера и телевизора и много другого не проводили бы люди все вечера перед экраном, а занимались чем-то полезным и развивающим, больше бы бывали на природе. Не было бы даже пульта от телевизора, то приходилось бы хоть иногда вставать переключать каналы, разминая тем самым спину и вообще организм, да и не щелкали бы бездумно по клавишам в поисках чего-то поинтереснее, а в итоге так и не провели бы часа два в бездумном щелкании и мелькании каналов. Задумайтесь, ведь наши бабушки или прабабушки многие жили без водопровода, без памперсов, без пюрешек в банках, без стиральных машин,без автомобилей, без кухонных комбайнов и микроволновок, да даже без газовой печи было дело жили - и ничего, да, могли и пожаловаться на тяжелую жизнь иногда,а потом опять - руки в ноги - и дальше жить и ковать свое счастье. А сейчас у многих есть все, что нужно,чтоб облегчить жизнь, но мы ноем чаще, чем наши прадеды, мы жалуемся больше на нехватку времени, хотя на самом деле - это всего лишь наша неорганизованность, лень.

    На самом деле мы счастливые, что у нас, благодаря техническому прогрессу, есть это все, но мы просто забываем быть счастливыми, не успеваем в выдуманной нами суете оглянуться на мир, на наших детей, на природу . Технический прогресс хорош для нас обывателей своими продуктами, облегчающими нашу жизнь и делающую ее приятнее. Но плох тем, что мы в отличии от наших прадедов, без многих привычных нам продуктов тех прогресса становимся беспомощными. Многие даже считать в уме без калькулятора не умеют, да и пишут с трудом, печатать привыкли. Писать без ошибок не могут, так как привыкли,что за них автоматическая проверка все проверит...

    А вот кому-то технический прогресс хорошо развивает мозги : ученым и изобретателям, тем кто все продукты технического прогресса потом продает, там и великий ум, смекалка, находчивость, там точно мозг без устали работает.

    Технический прогресс дает много чего хорошего. Например, свобода от бумажной волокиты, стераются границы общения благодаря интернету и сотовой связи, медицина сделала большой прорыв с помощью современного оборудования, стало проще изучать космос и многое другое. Одним словом, человечество благодаря техническому прогрессу вышло на совершенно новый, более высокий уровень развития. Но... есть и огромные минусы. Человечество настолько стало зависеть от этого прогресса, что в случае глобальной или локальной катастрофы с трудом сможет выжить, так-как сейчас разве что спички с вайфаем не делают. Городское население настолько отдалилось от природы, что с трудом себе представляет, как себе добыть пропитание. Да можно много чего добавить к этому списку, как хорошего, так и плохого.

    Боюсь, что этот самый прогресс нас и погубить рано или поздно. Ведь, наверное, человечество процентов 70 всех разработок использует в военных целях, направляя их на запугивание и уничтожение себе подобных. Если бы люди 100 процентов технологи использовали лишь для развития и совершенствования своей цивилизации, то можно было бы реализовать проект Венера разработанный Жаком Фреско еще в семидесятые годы.

    Вот примерно так я думаю обо всем этом.

Под техникой понимают:

способы, приемы деятельности («субъективная техника») -- например, техника музыканта или техника спортсмена;

материальные устройства, конструкции, системы («объективная техника») -- например, станок, автомобиль, компьютер.

Техника -- это искусственно созданные средства человеческой деятельности.

Техника очень разнообразна: промышленная, транспортная, сельскохозяйственная, медицинская, военная, вычислительная, управленческая, бытовая, техника связи, технические средства обучения и пр.

Техника занимает промежуточное место между человеком и природой. С одной стороны, она является изобретением человека и действует по принципам, заложенным в нее человеком. С другой стороны, она представляет собой совокупность материальных вещей и процессов, существующих в соответствии с объективными законами природы. Каждое техническое устройство -- это своего рода «чудо природы», «фокус»: созданная по законам природы «вне природная вещь».

Развитие техники оказывает огромное воздействие на жизнь общества:

увеличивает производительность человеческого труда -- путем усиления физических (а компьютеры -- и умственных) способностей человека и замены его действий работой машины;

формирует искусственную среду обитания (одежду, жилища, предметы быта и пр.), оберегающую человека от опасностей, которые могут ожидать его в дикой природе, создающую ему комфортные условия жизни. Но вместе с тем это отдаляет его от естественных условий существования и подвергает новым опасностям, возникающим из-за неисправностей техники или неосторожного обращения с ней;

постоянно увеличивает потребности человека и создает средства для их удовлетворения;

изменяет все виды человеческой деятельности и по мере своего развития порождает все новые и новые ее виды.

В развитии техники отчетливо виден прогресс, определяемый по ряду критериев (табл. 7.5).

Таблица 7.5

Нетрудно заметить, что собственные, «внутренние» критерии технического прогресса не совпадают с общими критериями общественного прогресса. Следовательно, технический прогресс, отвечающий его собственным критериям, может не соответствовать или даже препятствовать решению задач общественного прогресса. Поэтому технические достижения необходимо оценивать не только по его собственным, но и по общим критериям прогресса, и искать пути разрешения в интересах человека проблем, возникающих тогда, когда технический прогресс порождает нежелательные для людей последствия.

Главная опасность состоит в том, что развитие техники, которое должно быть не более чем средством общественного прогресса, грозит стать самоцелью. Освобождая человека от тяжелой, однообразной работы, техника вместе с тем требует от него труда по ее созданию, обслуживанию, уходу за ней. Чтобы избавиться от этого труда, человек вынужден создавать новую технику для его выполнения. И темпы такого процесса все нарастают по мере технического прогресса. Это ведет к тому, что сейчас 80-90% новой техники создается не для обслуживания человека, а для обслуживания техники. Таким образом, технический прогресс не столько сберегает человеческий труд, сколько изменяет его направленность: раньше человек работал на себя, теперь же техника заставляет человека все больше работать на нее.

Техника служит человеку, но и человек служит технике. Она дает ему господство над природой, но зато его зависимость от нее все более возрастает. Так кто же человек -- властелин техники или ее слуга? Не превращается ли техника из рабыни человека в его госпожу?

К размышлению. Еще в 1818 г. английская писательница М. Шелли в романе «Франкенштейн» описала чудовище, которое было создано человеком и вышло из-под его власти. Не станет ли техника таким чудовищем? Тема «бунта машин», «восстания роботов» широко распространена в современной научно-фантастической литературе. Может быть, фантасты в чем-то предвидят будущее? Не получится ли в действительности, например, так, что в конце концов усилиями человека на Земле будет создана огромная всепланетная техническая система с единой информационной сетью -- носителем искусственного интеллекта, а человек вдруг увидит, что он стал всего лишь скромным «винтиком», выполняющим в этой системе определенные служебные функции?

В современной философии возникли два противоположных отношения к техническому прогрессу:

техницизм, сторонники которого настаивают на необходимости дальнейшего технического прогресса, уверены в благотворности его результатов для человечества и оптимистически смотрят в будущее, полагая, что негативные последствия технического прогресса сами собою ликвидируются на основе его новых достижений;

антитехницизм, в котором выражается разочарование в техническом прогрессе, подвергаются критике его достижения и развивается мысль, что человечество «заблудилось», пошло в своем развитии «не тем путем» и, следовательно, ему нужно вернуться назад, чтобы избрать другой, «нетехнологический» путь развития.

К размышлению. Проанализируйте указанные противоположные философские позиции и постарайтесь определить свою собственную точку зрения.

Особую тревогу вызывают экологические последствия современного научно-технического прогресса.

В настоящее время техническая мощь человека настолько возросла, что вносимые им в природу изменения достигли критического значения: природная среда стала необратимо разрушаться и делаться непригодной для существования человечества. Это выражается в следующем:

приближаются к истощению потребляемые обществом не возобновляемые природные ресурсы (нефть, уголь, руды и т. д.);

природа не успевает восстанавливать ущерб, который терпят в результате человеческой деятельности ее возобновляемые естественным путем ресурсы (кислород атмосферы, флора, фауна);

следы технической деятельности человека необратимо загрязняют природную среду (воздух, воду, почву), что подрывает условия, необходимые для сохранения жизни на Земле;

потребление энергии человеком доходит до размеров, нарушающих энергетический баланс планеты;

в результате технического прогресса в природе происходят непредвиденные изменения, вызывающие опасные для человека отклонения от ее стабильного состояния («озоновая дыра» в Антарктике, рост золотистых водорослей и «красные приливы» в Северном море... и, возможно, многие другие, пока неизвестные явления).

Согласно большинству демографических прогнозов, сделанных в середине XX в., население Земли к началу XXI в. должно было достигнуть 9 млрд. человек. Сегодня нас чуть больше 6 млрд. Почему прогнозы не оправдались? В 1999 г. радиобиолог Розалия Бертел подсчитала последствия радиооблучения:

рак от радиации унес 240 млн. человек;

генетический ущерб -- 223 млн. человек;

катастрофы на ядерном производстве -- 40 млн. человек;

выкидыши и мертворожденные -- 500 млн. человек;

врожденные уродства -- 587 млн. человек.

А всего жертвами радиации стало 2 млрд. 886 млн. человек. Вот они -- те, кто должны были жить в XXI в.

Таким образом, человек сам создает угрозу своему существованию.

Опасности, рождаемые техническим прогрессом, были уже давно предсказаны философами и за последние 3-4 десятилетия привлекли к себе всеобщее внимание. Сложилось несколько различных подходов к оценке ожидающих человечество экологических перспектив.

Экологический пессимизм. Техническая цивилизация зашла в тупик. Гибель природы в результате технического прогресса неизбежна, а следовательно, приближается и смертный час человечества. В этой связи наполняются новым смыслом религиозно-эсхатологические представления о «конце света» и т. п.

Неоруссоизм. Руссо был прав, когда утверждал, что развитие науки человечеству счастья не принесет. Необходимо отказаться от технической цивилизации, перейти к простой естественной жизни на природе, вернуться в «золотой век» -- «назад к природе!»

Экологический оптимизм. Для паники нет оснований. Нужно лишь ограничить вредные последствия технического прогресса, усилить охрану природы, разработать меры против загрязнения среды и т. д. Все это может быть сделано в процессе дальнейшего продолжения технического прогресса и на его основе.

Технократический утопизм. Технический прогресс остановить невозможно, и масштабы человеческого воздействия на природу будут увеличиваться возрастающими темпами. Это рано или поздно окончательно сделает природные условия на земле непригодными для жизни. Но не надо впадать в отчаяние: человечество на основе достижений техники сумеет создать для себя искусственную техническую среду (подземные города, космические колонии), наладит производство всего необходимого для жизни (воздуха, пищи и пр.) и будет жить в новых условиях не хуже, чем теперь.

К размышлению. Все эти позиции выражают некоторые реально существующие в современном общественном сознании настроения и, может быть, содержат какие-то доли истины. Оцените их значение для решения экологических проблем.

Как бы мы ни относились к указанным точкам зрения, нельзя не признать, что они свидетельствуют о кризисе традиционных представлений о характере взаимодействия общества с природой. Рушится старая мечта человека о господстве над природой. Становится ясно, что человек должен перейти к принципиально иному типу отношения к ней.

Еще столетие назад Вл. Соловьев писал, что возможны три типа отношения человека к природе:

подчинение ей -- в прошлом;

покорение и использование ее -- с начала цивилизации;

утверждение ее идеального состояния -- чем она должна стать в будущем с помощью человека.

Решение современных экологических проблем лежит в переходе к указанному Соловьевым третьему типу.

Действительно, ныне приходится отказаться от попыток «покорять» природу, как это делалось до сих пор. Но вряд ли имеет смысл стремиться «законсервировать» природу, сохранить ее такой, какова она сейчас. Было бы неверно думать, что решение экологических проблем должно сводиться просто к мероприятиям по охране природы. Во-первых, природа не остается неизменной, и происходящие в ней изменения далеко не всегда идут желательным для людей образом (например, наступление моря на сушу в Голландии). Во-вторых, в природе совершается немало процессов, наносящих вред людям (стихийные бедствия). Наконец, в-третьих, технический прогресс не остановим, и полностью устранить его растущее влияние на природную среду никакими мерами не удастся.

Чтобы справиться с экологической угрозой, человечество должно организовать глобальное (в масштабе всей планеты) управление экологическими процессами. Условием этого является, очевидно, мирное сотрудничество всех стран Земли. Необходимо не только рациональное природопользование, предполагающее охрану природы и обеспечение экологической безопасности производства (замкнутые циклы, безотходная технология и т. д.), но и интенсивное развитие новых отраслей хозяйства -- индустрии восстановления, совершенствования и обогащения природы. Важную экологическую роль должно сыграть перенесение части производственных процессов (особенно вредных и опасных производств) в космос.

В последнее время получает все большее признание концепция коэволюции человека и природы -- их совместного, сопряженного взаимосогласованного развития.

Человечество должно не противопоставлять себя природе, а составлять с ней единую целостную систему. Разумная деятельность человека становится в такой системе фактором, обеспечивающим ее сохранение и дальнейшую эволюцию, результатом которой является возникновение на Земле ноосферы, т. е., по В. И. Вернадскому, новой, высшей стадии развития биосферы на земле, возникающей на основе разумной деятельности человечества.