Биография.

Кубанский поэт, лауреат литературных премий, почетный гражданин Краснодара.
Иван Федорович Варавва родился 5 февраля 1925 года в хуторе Новобатайском Самарского района Ростовской области в семье переселенцев с Кубани. С 1932 г. жил в Краснодарском крае. Его предки были реестровыми казаками в Запорожской Сечи, отважными первопроходцами Черномории. Со школьной скамьи семнадцатилетним юношей он идет на фронт защищать родную землю от немецко-фашистских захватчиков. Был ранен и тяжело контужен, но дошел до Берлина победителем. В 1942 году в армейской печати появляются его первые стихи. На творчество начинающего поэта обратили внимание известные мастера — Александр Твардовский и Владимир Сосюра, ставшие его первыми учителями и наставниками. В московском Литературном институте им. М.Горького, молодой поэт подружился также с ученым-фольклористом В.М. Сидельниковым, который на всю жизнь увлек его собиранием песенного народного творчества.
В 1950 году И.Ф. Варавва закончил литературный институт и возвратился на Кубань, в старинную казачью станицу Староминскую. Через год увидела свет его первая книжка лирики «Ветер с Кубани». Одним за другим выходят сборники «На старых кордонах», «Кубанское лето», «Звезды в тополях», «Девушка и солнце», «Золотая бандура» и многие другие. Уже в первых книгах заметно влияние на творчество И.Ф. Вараввы народной песни, бытующей на Кубани на основе русского и украинского языков. Став журналистом краевой газеты, он значительно расширяет свою поэтическую географию, знакомясь с жизнью земляков в самых отдаленных уголках казачьей земли. Учеба на Высших сценарных курсах в Москве сближает его с выдающимся украинским режиссером и сценаристом А.П. Довженко. Новые книги: «Огонь горицвета», «Песня гайды», «Казачий шлях», «Соколиная степь» — закрепляют за ним славу непревзойденного певца родных ковыльных просторов, широкой казацкой души.
Этапным в творчестве Ивана Федоровича стал фольклорный сборник «Песни казаков Кубани», выпущенный Краснодарским книжным издательством в 1966 году. За то, что поэт осмелился включить в него украинский национальный гимн «Ще не вмерла Украина...», бытовавший на Кубани как популярная народная песня, власти подвергли его жесткой критике. Но поэт продолжает работать над популяризацией народного слова, издав через некоторое время обширный сборник переводов и поэтических переложений на русский язык черноморских (украинских) народных песен «Казачья бандура». Поэт все чаще создает свои новые произведения на черноморском диалекте украинского языка, особенно когда обращается к казачьей старине. Самое крупное из них — комедия «Хорош дом - да морока в нем», поставленная Краснодарским государственным академическим театром драмы имени М.Горького к 70-летию И.Ф.Вараввы. Эта комедия, как и лирика, написанная на старокубанском наречии, включена в сборник его лучших избранных произведений «Казачий кобзарь» (1997 г.).
Музыку на тексты И.Ф. Вараввы написали десятки известных и самодеятельных композиторов, в том числе Александров, Пономаренко, Плотниченко, Захарченко, Пономарев, Волченко. Песни на его слова звучали в двух художественных фильмах, сотни раз исполнялись профессиональными и самодеятельными коллективами.
Иван Федорович Варавва — лауреат литературной премии имени А.Твардовского (1996), нескольких литературных премий Кубани. Почетный гражданин Краснодара (1995), почетный гражданин болгарского города Несебрь (1975), почетный колхозник колхоза «Сопка Героев» Крымского района (1979), народный поэт Республики Адыгея (2000).
Награжден орденами Отечественной войны II и I степени (1944, 1984), Красной Звезды (1970), «Знак Почета» (1987), медалями «За отвагу» (1943), «За оборону Кавказа» (1944), «За освобождение Варшавы» (1945), «535 лет Грюнвальдской битве» (1945), «За взятие Берлина» (1945), пятнадцатью юбилейными медалями, медалью «Герой труда Кубани» (2005).В прошлом являлся Депутатом краевого Совета депутатов трудящихся нескольких созывов.
Умер Иван Федорович 13 апреля 2005 года в возрасте 80 лет.

Иван Федорович Варавва родился 5 февраля 1925 года в донской слободе Ракова, ныне город Новобатайск Самарского района Ростовской области. Затем семья переехала на Кубань в станицу Кущевскую, затем в Староминскую.

С началом Великой Отечественной войны И. Варавва – боец истребительного батальона. В битве за Кавказ молодой поэт, в звании рядового пехотного стрелка и наводчика ротных минометов, весной 1943 года принимает участие в прорыве вражеской «Голубой линии» на Новороссийском направлении. В мае 1943 года, при штурме высоты «Сопка героев», под станицею Крымской был ранен и тяжело контужен.

Минометчиком и стрелком-автоматчиком Иван Федорович Варавва вместе с военными частями Советской Армии проходит по земле Украины и Белоруссии. В звании сержанта становится комсоргом роты полковых автоматчиков. Двадцатилетним сержантом в мае победного 1945 года молодой поэт Варавва оставил свой первый автограф на стене рейхстага в Берлине. Награжден тремя боевыми орденами и медалями.

В военные годы и в мирные армейские дни его стихотворные произведения публикуются на страницах армейской печати, начиная с 1942 года.

В 1948 году, находясь на срочной военной службе, как фронтовой поэт, был приглашен для участия в работе Второго республиканского съезда Союза писателей Украины, состоявшегося в г. Киеве. По рекомендации, полученной на съезде от Владимира Сосюры и Александра Твардовского, был принят на учебу в Московский Литературный институт им. Максима Горького при Союзе писателей СССР.

Первая заметная публикация – четыре стихотворения – состоялась в 1950 году, в альманахе молодых писателей Украины «Счастливая юность», в издательстве «Молодь», г. Киев. Первые стихотворные произведения студенческих лет были опубликованы в журнале «Новый мир», редактируемом А. Твардовским, в 1951 году.

В этом же году на втором Всесоюзном совещании молодых писателей в Москве, в докладе Алексея Суркова имя И. Вараввы было названо в числе лучших молодых поэтов страны.

После окончания Московского Литературного института в 1953 году И. Варавва возвращается на Кубань и работает литературным сотрудником в отделе культуры газеты «Советская Кубань».

В московском издательстве «Советский писатель» в 1954 году был издан первый стихотворный сборник «Ветер с Кубани», открывший путь трем десяткам поэтических книг.

Стихотворные циклы, подборки поэтических произведений И. Вараввы неоднократно публиковались в центральной периодической печати, на страницах журналов: «Новый мир», «Октябрь», «Знамя», «Наш современник», «Молодая гвардия», «Москва», «Нева», «Бежин луг», «Советский воин», «Огонек», «Смена», «Работница», «Молодой колхозник».



В творчестве И. Вараввы заметное место занимает казачья историческая тема Кубани. Вершиной работы в песенном жанре стал фольклорный труд «Песни казаков Кубани», изданный в 1966 году в Краснодаре.

Большим событием в писательской жизни И. Вараввы стало издание книги «Казачий кобзарь», созданной автором за последнее десятилетие. В эту книгу включена драматическая комедия «Хорош дом, да морока в нем» о переселении Запорожских казаков на Кубань, поставленная на сцене Краснодарского Государственного Академического драмтеатра.

И. Варавва – Герой труда Кубани, лауреат четырех Литературных премий Кубани. Литературная премия Союза писателей России им. А. Твардовского «Василий Теркин». Иван Федорович Варавва является почетным Академиком Кубанской Академии культуры и искусства, Почетным гражданином города Краснодара, почетным Атаманом Пашковского куреня. Член Союза писателей России с 1954 года.

И. Варавва в Википедии

Основные произведенияИ. Вараввы

Ветер с Кубани : Стихи. – М.: Сов. пис., 1954.
На старых кордонах : Стихи. – Краснодар: Кн.изд-во, 1956.
Кубанское лето : Стихи. – М.: Сов. пис., 1959.
Звезды в тополях : Стихи. – Краснодар: Кн.изд-во, 1960.
Девушка и солнце : Стихи. – Краснодар: Кн.изд-во, 1962.
Как гостила у дракона царь-красавица Бобровна : Сказка. – Краснодар: Кн. изд-во, 1963.
Золотая бандура : Стихи.– М.: Сов. Россия, 1964.
Песни казаков Кубани : Запись текстов. – Краснодар: Кн.изд-во, 1966.
Три ветра и волшебная яблонька : Сказка. – Краснодар: Кн.изд-во, 1967.
Вишневый май : Стихи. – Краснодар: Кн.изд-во, 1968.
Казачий край : Стихи. – Краснодар: Кн.изд-во, 1970.
Огонь горицвета : Стихи. – Краснодар: Кн.изд-во, 1972.
Сказки . – Краснодар: Кн.изд-во, 1973.
Песня гайды : Стихи. – М.: Сов. пис., 1973.
Молодость сабли : Стихи. – М.: Воениздат, 1974.
Пшеничный прибой : Стихи. – Краснодар: Кн.изд-во, 1975.
Цветы и звезды : Стихи. – Краснодар: Кн.изд-во, 1978.
Соколиная степь : Стихи. – М.: Сов. Россия, 1979.
Казачий шлях : Стихи. – М.: Современник, 1979.
Бежит река Кубанушка : Стихи. – Краснодар: Кн.изд-во,1981.
Ехали казаченьки : Стихи. – М.: Мол. гвардия, 1983.
Песня любви : Стихи. – Краснодар: Кн.изд-во, 1984.
Орлиные стаи : Стихи. – М.: Современник, 1985.
Отцовская хата : Стихи. – Краснодар: Кн.изд-во, 1989.
Казачья бандура : Стихи. – Краснодарские известия, 1992.
Всадники вьюги : Стихи. – Краснодарские известия, 1994.
Казачий кобзарь : Однотомник. – Краснодар: Сов. Кубань, 1997.

Годы творчества:

с по Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Направление:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Жанр:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Язык произведений: Дебют:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Премии: Награды:
Орден Отечественной войны I степени- 1985 Орден Отечественной войны II степени - 1944 Орден Красной Звезды - 1970 Орден «Знак Почёта» - 1987
Медаль «За отвагу» - 1943 Медаль «За оборону Кавказа» Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» 40px
Подпись:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

[[Ошибка Lua в Модуль:Wikidata/Interproject на строке 17: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |Произведения]] в Викитеке Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ива́н Фёдорович Вара́вва (5 февраля - 13 апреля ) - русский советский поэт , участник Великой Отечественной войны . Герой Труда Кубани (2005).

Биография

Первые стихи Вараввы были опубликованы в 1944 году в армейской печати. В 1948 году Варрава познакомился с Александром Твардовским , прочитав в ответ на «Я убит подо Ржевом» своё стихотворение «Под Бреслау, за Одер-рекою». Стихотворения молодого поэта также высоко оценил знаменитый украинский поэт Владимир Сосюра . По их рекомендации в 1950 году из Киевского государственного университета им. Тараса Шевченко Варрава был переведён в ; учился вместе с Константином Ваншенкиным , Евгением Винокуровым , Сергеем Орловым , Борисом Балтером . В 1951 году Твардовский публикует подборку стихотворений Варравы в «Новом мире ». В 1953 году Варрава окончил институт. В 1954 году вышел первый сборник его стихов «Ветер с Кубани». В этом же году Иван Варрава был принят в Союз писателей СССР . Затем выходят сборники «На старых кордонах», «Кубанское лето», «Звезды в тополях», «Девушка и солнце», «Золотая бандура».

Затем Иван Варрава возвращается на Кубань. Пишет для детей. В 1960-х годах выходит его сказка «Как гостила у Дракона царь-красавица Бобровна».

При участии Вараввы был создан альманах «Кубань » и возрождён Кубанский казачий хор .

Варрава собирал кубанские казачьи песни. В 1966 году выпустил сборник «Песни казаков Кубани», включив в него в том числе и песню «Ще й не вмэрла Украина ». За это подвергся жёсткой критике властей.

Впоследствии Варрава выпустил сборники стихов «Казачий край», «Огонь горицвета», «Молодость сабли», «Пшеничный прибой», «Песня гайды», «Цветы и звёзды», «Соколиная степь», «Казачий шлях», «Бежит река Кубанушка», «Ехал казаченьки», «Песня любви», «Орлиные стаи», «Отцовская хата». Обращается к драматургии , пишет на старокубанском наречии комедию «Хорош дом - да морока в нём», а также стихотворную пьесу «Конфуз на ярмарке».

Современники называли Варавву «казачий Пушкин » и «казачий Кобзарь».

На стихи Вараввы написаны десятки песен композиторами Григорием Пономаренко , Борисом Александровым , Виктором Захарченко , Григорием Плотниченко , Виктором Пономарёвым , Василием Волченко и другими.

Иван Варрава избирался депутатом Краснодарского краевого совета нескольких созывов.

Награды, премии, почётные звания

  • Орден Отечественной войны I степени (1985 )
  • Орден Отечественной войны II степени (1944)
  • Боевые и юбилейные медали
  • Почётный гражданин Краснодара (1995)
  • Почётный гражданин Несебыра (Болгария) (1975)
  • Почётный колхозник колхоза «Сопка героев» Крымского района Краснодарского края ()
  • Народный поэт Республики Адыгея (2000)
  • Литературная премия имени Николая Островского (1968, за книгу стихов «Вишнёвый край»)
  • Премия Союза писателей России имени Александра Твардовского «Василий Тёркин» ()
  • Премия Администрации Краснодарского края имени Е. Ф. Степановой (2004)
  • Почётный атаман станицы Пашковской

Память

  • Имя Ивана Вараввы было присвоено Краснодарской краевой юношеской библиотеке.

Библиография

  • Ветер с Кубани. Лирика. - М .: Советский писатель, 1954. - 95 с. - 10 000 экз.
  • Кубанское лето. Лирика. - М .: Советский писатель, 1959. - 123 с. - 5000 экз.
  • Золотая бандура. Стихи. - М .: Советская Россия, 1964. - 64 с. - (Поэтическая Россия). - 4000 экз.
  • Песни казаков Кубани. Запись текстов и подготовка к печати И. Ф. Вараввы. [Предисл. В. Сидельникова]. - Краснодар: Кн. изд-во, 1966. - 326 с. - 5000 экз.
  • Песня гайды. Стихи. - М .: Советский писатель, 1973. - 94 с. - 10 000 экз.
  • Молодость сабли. Стихи. [Ил.: Л. Д. Борзых]. - М .: Воениздат, 1974. - 244 с. - 5000 экз.
  • Казачий шлях: Кн. стихов. - М .: Современник, 1979. - 126 с. - (Новинки «Современника»). - 20 000 экз.
  • Соколиная степь. [Вступ. статья Н. Доризо ; худож. В. Бондарев]. - М .: Советская Россия, 1979. - 191 с. - (Кн. стихов). - 20 000 экз. - ISBN 5-268-00792-0.
  • Ехали казаченьки: Стихотворения. [Худож В. Воробьёв]. - М .: Молодая гвардия, 1983. - 79 с. - 20 000 экз.
  • Песня любви: Стихи и песни. [Предисл В. Фирсова ; худож. М. В. Демочко]. - Краснодар: Кн. изд-во, 1984. - 208 с. - (Новинки «Современника»). - 6000 экз.
  • Орлиные стаи: Стихотворения и песни. [Худож. Б. Лавров]. - М .: Современник, 1985. - 175 с. - 20 000 экз.
  • Отцовская хата: Стихотворения, песни Комедия. [Вступ. ст. И. Стаднюка ; худож М. В. Демочко]. - Краснодар: Кн. изд-во, 1989. - 220 с. - 5000 экз. - ISBN 5-7561-0130-6.
  • Казачья бандура: Думы, песни и легенды кубанских казаков. - Краснодар: Кубанская Казачья Рада, 1992.
  • Казачий кобзарь: [Сб поэзии]. - Краснодар: Советская Кубань, 1997. - 543 с. - ISBN 5-7221-0136-2.
  • Гомон дикого поля: Стихотворения и поэмы. - Краснодар: Советская Кубань, 2000. - 608 с.
  • Пожары Отечества: Стихотворения и поэмы. - Краснодар: Советская Кубань, 2001.
  • Кольчуга Святослава: Стихотворения и поэмы. - Краснодар: ОАО «Советская Кубань», 2006.

Напишите отзыв о статье "Варавва, Иван Фёдорович"

Литература

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Варавва, Иван Фёдорович

Я осторожно вошла в пещеру. Но и здесь ничего необычного не произошло, разве что, воздух стал каким-то очень мягким и «радостным» – пахло весной и травами, будто я находилась на сочной лесной поляне, а не внутри голой каменной скалы... Пройдя несколько метров, я вдруг поняла, что становится всё светлее, хотя, казалось бы, должно было быть наоборот. Свет струился откуда-то сверху, здесь внизу распыляясь в очень мягкое «закатное» освещение. В голове тихо и ненавязчиво зазвучала странная, успокаивающая мелодия – ничего подобного мне никогда раньше не приходилось слышать... Необычайное сочетание звуков делало мир вокруг лёгким и радостным. И безопасным...
В странной пещере было очень тихо и очень уютно... Единственное, что чуточку настораживало – всё сильнее нарастало ощущение чужого наблюдения. Но оно не было неприятным. Просто – заботливый взгляд родителя за несмышлёным малышом...
Коридор, по которому я шла, начал расширяться, переходя в огромный высокий каменный зал, по краям которого располагались простые каменные сидения, похожие на длинные скамьи, выбитые кем-то прямо в скале. А посередине этого странного зала высился каменный постамент, на котором «горел» всеми цветами радуги огромный бриллиантовый кристалл... Он сверкал и переливался, ослепляя разноцветными вспышками, и был похож на маленькое солнце, почему-то вдруг кем-то запрятанное в каменную пещеру.
Я подошла поближе – кристалл засиял ярче. Это было очень красиво, но не более, и никакого восторга или приобщения к чему-то «великому» не вызывало. Кристалл был материальным, просто невероятно большим и великолепным. Но и только. Он не был чем-то мистическим или значимым, а всего лишь необычайно красивым. Только вот я пока никак не могла понять, почему этот с виду совершенно вроде бы простой «камень» реагировал на приближение человека? Могло ли оказаться возможным, что его каким-то образом «включало» человеческое тепло?
– Ты совершенно права, Изидора... – вдруг послышался чей-то ласковый голос. – Недаром, тебя ценят Отцы!
Вздрогнув от неожиданности, я обернулась, тут же радостно воскликнув – рядом стоял Север! Он был по-прежнему приветливым и тёплым, только чуточку грустным. Как ласковое солнце, которое вдруг закрыла случайная туча...
– Здравствуй Север! Прости, что пришла непрошенной. Я звала тебя, но ты не явился... Тогда я решила сама попробовать найти тебя. Скажи, что означают твои слова? В чём моя правота?
Он подошёл к кристаллу – тот засиял ещё ярче. Свет буквально слепил, не давая на него смотреть.
– Ты права насчёт этого «дива»... Мы нашли его очень давно, много сотен лет тому назад. И теперь он служит хорошую службу – защитой против «слепых», тех, которые случайно попали сюда. – Север улыбнулся. – Для «желающих, но не могущих»... – и добавил. – Как Караффа. Но это не твой зал, Изидора. Пойдём со мной. Я покажу тебе твою Мэтэору.
Мы двинулись вглубь зала, проходя, стоящие по краям, какие-то огромные белые плиты с выбитыми на них письменами.
– Это не похоже на руны. Что это, Север? – не выдержала я.
Он опять дружески улыбнулся:
– Руны, только очень древние. Твой отец не успел тебя научить... Но если захочешь – я научу тебя. Только приходи к нам, Изидора.
Он повторял уже слышанное мною.
– Нет! – сразу же отрезала я. – Я не поэтому сюда пришла, ты знаешь, Север. Я пришла за помощью. Только вы можете помочь мне уничтожить Караффу. Ведь в том, что он творит – и ваша вина. Помогите же мне!
Север ещё больше погрустнел... Я заранее знала, что он ответит, но не намеревалась сдаваться. На весы были поставлены миллионы хороших жизней, и я не могла так просто отказаться от борьбы за них.
– Я уже объяснил тебе, Изидора...
– Так объясни ещё! – резко прервала его я. – Объясни мне, как можно спокойно сидеть, сложа руки, когда человеческие жизни гаснут одна за другой по твоей же вине?! Объясни, как такая мразь, как Караффа, может существовать, и ни у кого не возникает желание даже попробовать уничтожить его?! Объясни, как ты можешь жить, когда рядом с тобой происходит такое?..
Горькая обида клокотала во мне, пытаясь выплеснуться наружу. Я почти кричала, пытаясь достучаться до его души, но чувствовала, что теряю. Обратного пути не было. Я не знала, получится ли ещё когда-нибудь попасть туда, и должна была использовать любую возможность, прежде чем уйти.
– Оглянись, Север! По всей Европе пылают живыми факелами твои братья и сёстры! Неужели ты можешь спокойно спать, слыша их крики??? И как же тебе не сняться кровавые кошмары?!
Его спокойное лицо исказила гримаса боли:
– Не говори такого, Изидора! Я уже объяснял тебе – мы не должны вмешиваться, нам не дано такое право... Мы – хранители. Мы лишь оберегаем ЗНАНИЯ.
– А тебе не кажется, что подожди Вы ещё, и Ваши знания уже не для кого будет сохранять?!. – горестно воскликнула я.
– Земля не готова, Изидора. Я уже говорил тебе это...
– Что ж, возможно она никогда готовой не будет... И когда-нибудь, через каких-нибудь тысячу лет, когда ты будешь смотреть на неё со своих «вершин», ты узришь лишь пустое поле, возможно даже поросшее красивыми цветами, потому что на Земле в это время уже не будет людей, и некому будет срывать эти цветы... Подумай, Север, такое ли будущее ты желал Земле?!..
Но Север был защищён глухой стеной веры в то, что говорил... Видимо, они все железно верили, что были правы. Или кто-то когда-то вселил эту веру в их души так крепко, что они проносили её чрез столетия, не открываясь и не допуская никого в свои сердца... И я не могла через неё пробиться, как бы ни старалась.
– Нас мало, Изидора. И если мы вмешаемся, не исключено, что мы тоже погибнем... А тогда проще простого будет даже для слабого человека, уже не говоря о таком, как Караффа, воспользоваться всем, что мы храним. И у кого-то в руках окажется власть над всеми живущими. Такое уже было когда-то... Очень давно. Мир чуть не погиб тогда. Поэтому – прости, но мы не будем вмешиваться, Изидора, у нас нет на это права... Наши Великие Предки завещали нам охранять древние ЗНАНИЯ. И это то, для чего мы здесь. Для чего живём. Мы не спасли даже Христа когда-то... Хотя могли бы. А ведь мы все очень любили его.
– Ты хочешь сказать, что кто-то из Вас знал Христа?!.. Но это ведь было так давно!.. Даже Вы не можете жить так долго!
– Почему – давно, Изидора?– искренне удивился Север. – Это было лишь несколько сотен назад! А мы ведь живём намного дольше, ты знаешь. Как могла бы жить и ты, если бы захотела...
– Несколько сотен?!!! – Север кивнул. – Но как же легенда?!.. Ведь по ней с его смерти прошло уже полторы тысячи лет?!..
– На то она «легенда» и есть... – пожал плечами Север, – Ведь если бы она была Истиной, она не нуждалась бы в заказных «фантазиях» Павла, Матфея, Петра и им подобных?.. При всём при том, что эти «святые» люди ведь даже и не видели никогда живого Христа! И он никогда не учил их. История повторяется, Изидора... Так было, и так будет всегда, пока люди не начнут, наконец, самостоятельно думать. А пока за них думают Тёмные умы – на Земле всегда будет властвовать лишь борьба...
Север умолк, как бы решая, стоит ли продолжать. Но, немного подумав, всё же, заговорил снова...
– «Думающие Тёмные», время от времени дают человечеству нового Бога, выбирая его всегда из самых лучших, самых светлых и чистых,… но именно тех, которых обязательно уже нет в Круге Живых. Так как на мёртвого, видишь ли, намного легче «одеть» лживую «историю его Жизни», и пустить её в мир, чтобы несла она человечеству лишь то, что «одобрялось» «Думающими Тёмными», заставляя людей окунаться ещё глубже в невежество Ума, пеленая Души их всё сильнее в страх неизбежной смерти, и надевая этим же оковы на их свободную и гордую Жизнь...
– Кто такие – Думающие Тёмные, Север? – не выдержала я.
– Это Тёмный Круг, в который входят «серые» Волхвы, «чёрные» маги, денежные гении (свои для каждого нового промежутка времени), и многое тому подобное. Проще – это Земное (да и не только) объединение «тёмных» сил.
– И Вы не боретесь с ними?!!! Ты говоришь об этом так спокойно, как будто это тебя не касается!.. Но ты ведь тоже живёшь на Земле, Север!
В его глазах появилась смертельная тоска, будто я нечаянно затронула нечто глубоко печальное и невыносимо больное.
– О, мы боролись, Изидора!.. Ещё как боролись! Давно это было... Я, как и ты сейчас, был слишком наивным и думал, что стоит людям лишь показать, где правда, а где ложь, и они тут же кинутся в атаку за «правое дело». Это всего лишь «мечты о будущем», Изидора... Человек, видишь ли, существо легко уязвимое... Слишком легко поддающееся на лесть и жадность. Да и другие разные «человеческие пороки»... Люди в первую очередь думают о своих потребностях и выгодах, и только потом – об «остальных» живущих. Те, кто посильнее – жаждут Власти. Ну, а слабые ищут сильных защитников, совершенно не интересуясь их «чистоплотностью». И это продолжается столетиями. Вот почему в любой войне первыми гибнут самые светлые и самые лучшие. А остальные «оставшиеся» присоединяются к «победителю»... Так и идёт по кругу. Земля не готова мыслить, Изидора. Знаю, ты не согласна, ибо ты сама слишком чиста и светла. Но одному человеку не по силам свергнуть общее ЗЛО, даже такому сильному, как ты. Земное Зло слишком большое и вольное. Мы пытались когда-то... и потеряли лучших. Именно поэтому, мы будем ждать, когда придёт правильное время. Нас слишком мало, Изидора.
– Но почему тогда Вы не пытаетесь воевать по-другому? В войну, которая не требует Ваших жизней? У Вас ведь есть такое оружие! И почему разрешаете осквернять таких, как Иисус? Почему не расскажете людям правду?..
– Потому, что никто не будет этого слушать, Изидора... Люди предпочитают красивую и спокойную ложь, будоражащей душу правде... И пока ещё не желают думать. Смотри, ведь даже истории о «жизни богов» и мессий, сотворённые «тёмными», слишком одна на другую похожи, вплоть до подробностей, начиная с их рождения и до самой смерти. Это чтобы человека не беспокоило «новое», чтобы его всегда окружало «привычное и знакомое». Когда-то, когда я был таким, как ты – убеждённым, истинным Воином – эти «истории» поражали меня открытой ложью и скупостью разнообразия мысли их «создающих». Я считал это великой ошибкой «тёмных»... Но теперь, давно уже понял, что именно такими они создавались умышленно. И это по-настоящему было гениальным... Думающие Тёмные слишком хорошо знают природу «ведомого» человека, и поэтому совершенно уверены в том, что Человек всегда с готовностью пойдёт за тем, кто похож на уже и з в е с т н о е ему, но будет сильно сопротивляться и тяжело примет того, кто окажется для него н о в ы м, и заставит мыслить. Поэтому-то наверное люди всё ещё слепо идут за «похожими» Богами, Изидора, не сомневаясь и не думая, не утруждая задать себе хотя бы один вопрос...
Я опустила голову – он был совершенно прав. У людей был всё ещё слишком сильным «инстинкт толпы», который легко управлял их податливыми душами...
– А ведь у каждого из тех, которых люди называли Богами, были очень яркие и очень разные, их собственные уникальные Жизни, которые чудесно украсили бы Истинную Летопись Человечества, если бы люди знали о них, – печально продолжал Север. – Скажи мне, Изидора, читал ли кто-нибудь на Земле записи самого Христа?.. А ведь он был прекрасным Учителем, который к тому же ещё и чудесно писал! И оставил намного больше, чем могли бы даже представить «Думающие Тёмные», создавшие его липовую историю...
Глаза Севера стали очень тёмными и глубокими, будто на мгновение вобрали в себя всю земную горечь и боль... И было видно, что говорить об этом ему совершенно не хочется, но с минуту помолчав, он всё же продолжил.
– Он жил здесь с тринадцати лет... И уже тогда писал весть своей жизни, зная, как сильно её изолгут. Он уже тогда знал своё будущее. И уже тогда страдал. Мы многому научили его... – вдруг вспомнив что-то приятное, Север совершенно по-детски улыбнулся... – В нём всегда горела слепяще-яркая Сила Жизни, как солнце... И чудесный внутренний Свет. Он поражал нас своим безграничным желанием ВЕДАТЬ! Знать ВСЁ, что знали мы... Я никогда не зрел такой сумасшедшей жажды!.. Кроме, может быть, ещё у одной, такой же одержимой...
Его улыбка стала удивительно тёплой и светлой.
– В то время у нас жила здесь девочка – Магдалина... Чистая и нежная, как утренний свет. И сказочно одарённая! Она была самой сильной из всех, кого я знал на Земле в то время, кроме наших лучших Волхвов и Христа. Ещё находясь у нас, она стала Ведуньей Иисуса... и его единственной Великой Любовью, а после – его женой и другом, делившим с ним каждое мгновение его жизни, пока он жил на этой Земле... Ну, а он, учась и взрослея с нами, стал очень сильным Ведуном и настоящим Воином! Вот тогда и пришло его время с нами прощаться... Пришло время исполнить Долг, ради которого Отцы призвали его на Землю. И он покинул нас. А с ним вместе ушла Магдалина... Наш монастырь стал пустым и холодным без этих удивительных, теперь уже ставших совершенно взрослыми, детей. Нам очень не хватало их счастливых улыбок, их тёплого смеха... Их радости при виде друг друга, их неуёмной жажды знания, железной Силы их Духа, и Света их чистых Душ... Эти дети были, как солнца, без которых меркла наша холодная размеренная жизнь. Мэтэора грустила и пустовала без них... Мы знали, что они уже никогда не вернутся, и что теперь уже никто из нас более никогда не увидит их... Иисус стал непоколебимым воином. Он боролся со злом яростнее, чем ты, Изидора. Но у него не хватило сил. – Север поник... – Он звал на помощь своего Отца, он часами мысленно беседовал с ним. Но Отец был глух к его просьбам. Он не мог, не имел права предать то, чему служил. И ему пришлось за это предать своего сына, которого он искренне и беззаветно любил – в глазах Севера, к моему великому удивлению, блестели слёзы... – Получив отказ своего Отца, Иисус, также как и ты, Изидора, попросил помощи у всех нас... Но мы тоже отказали ему... Мы не имели права. Мы предлагали ему уйти. Но он остался, хотя прекрасно знал, что его ждёт. Он боролся до последнего мгновения... Боролся за Добро, за Землю, и даже за казнивших его людей. Он боролся за Свет. За что люди, «в благодарность», после смерти оклеветали его, сделав ложным и беспомощным Богом... Хотя именно беспомощным Иисус никогда и не был... Он был воином до мозга костей, ещё тогда, когда совсем ребёнком пришёл к нам. Он призывал к борьбе, он крушил «чёрное», где бы оно ни попадалось, на его тернистом пути.

Иисус Радомир прогоняет
торговцев из храма

Север замолк, и я подумала, что рассказ закончен. В его печальных серых глазах плескалась такая глубокая, обнажённая тоска, что я наконец-то поняла, как непросто должно было жить, отказывая в помощи любимым, светлым и прекрасным людям, провожая их, идущих на верную гибель, и зная, как легко было их спасти, всего лишь протянув руку... И как же неправильна по-моему была их неписанная «правда» о не вмешательстве в Земные дела, пока (наконец-то, когда-то!..) не придёт «правильное» время... которое могло так никогда и не придти...
– Человек – всё ещё существо слабовольное, Изидора... – вдруг снова тихо заговорил Север. – И корысти, и зависти в нём, к сожалению, больше, чем он может осилить. Люди пока ещё не желают следовать за Чистым и Светлым – это ранит их «гордость» и сильно злит, так как слишком уж отличается, от «привычного» им человека. И Думающие Тёмные, прекрасно зная и пользуясь этим, всегда легко направляли людей сперва свергать и уничтожать «новых» Богов, утоляя «жажду» крушения прекрасного и светлого. А потом уже, достаточно посрамлённых, возвращали тех же новых «богов» толпе, как Великих Мучеников, уничтоженных «по ошибке»... Христос же, даже распятым, оставался для людей слишком далёким... И слишком чистым… Поэтому уже после смерти люди с такой жестокостью пятнали его, не жалея и не смущаясь, делая подобным себе. Так из ярого Воина остался в людской памяти лишь трусливый Бог, призывавший подставлять левую щёку, если ударят по правой.... А из его великой Любви – осталось лишь жалкое посмешище, закиданное камнями... чудесная чистая девочка, превратившаяся в «прощённую» Христом, поднявшуюся из грязи, «падшую» женщину... Люди всё ещё глупы и злы Изидора... Не отдавай себя за них! Ведь даже распяв Христа, все эти годы они не могут успокоиться, уничтожая Имя Его. Не отдавай себя за них Изидора!

Варавва Иван Фёдорович - кубанский поэт, лауреат литературных премий, почетный гражданин Краснодара.

Иван Федорович Варавва родился 5 февраля 1925 года в хуторе Новобатайском Самарского района Ростовской области в семье переселенцев с Кубани. С 1932 г. жил в Краснодарском крае. Его предки были реестровыми казаками в Запорожской Сечи, отважными первопроходцами Черномории. Со школьной скамьи семнадцатилетним юношей он идет на фронт защищать родную землю от немецко-фашистских захватчиков. Был ранен и тяжело контужен, но дошел до Берлина победителем. В 1942 году в армейской печати появляются его первые стихи. На творчество начинающего поэта обратили внимание известные мастера — Александр Твардовский и Владимир Сосюра, ставшие его первыми учителями и наставниками. В московском Литературном институте им. М.Горького, молодой поэт подружился также с ученым-фольклористом В.М. Сидельниковым, который на всю жизнь увлек его собиранием песенного народного творчества.

В 1950 году И.Ф. Варавва закончил литературный институт и возвратился на Кубань, в старинную казачью станицу Староминскую. Через год увидела свет его первая книжка лирики «Ветер с Кубани». Одним за другим выходят сборники «На старых кордонах», «Кубанское лето», «Звезды в тополях», «Девушка и солнце», «Золотая бандура» и многие другие. Уже в первых книгах заметно влияние на творчество И.Ф. Вараввы народной песни, бытующей на Кубани на основе русского и украинского языков. Став журналистом краевой газеты, он значительно расширяет свою поэтическую географию, знакомясь с жизнью земляков в самых отдаленных уголках казачьей земли. Учеба на Высших сценарных курсах в Москве сближает его с выдающимся украинским режиссером и сценаристом А.П. Довженко. Новые книги: «Огонь горицвета», «Песня гайды», «Казачий шлях», «Соколиная степь» — закрепляют за ним славу непревзойденного певца родных ковыльных просторов, широкой казацкой души.

Этапным в творчестве Ивана Федоровича стал фольклорный сборник «Песни казаков Кубани», выпущенный Краснодарским книжным издательством в 1966 году. За то, что поэт осмелился включить в него украинский национальный гимн «Ще не вмерла Украина...», бытовавший на Кубани как популярная народная песня, власти подвергли его жесткой критике. Но поэт продолжает работать над популяризацией народного слова, издав через некоторое время обширный сборник переводов и поэтических переложений на русский язык черноморских (украинских) народных песен «Казачья бандура». Поэт все чаще создает свои новые произведения на черноморском диалекте украинского языка, особенно когда обращается к казачьей старине. Самое крупное из них — комедия «Хорош дом — да морока в нем», поставленная Краснодарским государственным академическим театром драмы имени М.Горького к 70-летию И.Ф.Вараввы. Эта комедия, как и лирика, написанная на старокубанском наречии, включена в сборник его лучших избранных произведений «Казачий кобзарь» (1997 г.).

Музыку на тексты И.Ф. Вараввы написали десятки известных и самодеятельных композиторов, в том числе Александров, Пономаренко, Плотниченко, Захарченко, Пономарев, Волченко. Песни на его слова звучали в двух художественных фильмах, сотни раз исполнялись профессиональными и самодеятельными коллективами.

Иван Федорович Варавва — лауреат литературной премии имени А.Твардовского (1996), нескольких литературных премий Кубани. Почетный гражданин Краснодара (1995), почетный гражданин болгарского города Несебрь (1975), почетный колхозник колхоза «Сопка Героев» Крымского района (1979), народный поэт Республики Адыгея (2000).

Награжден орденами Отечественной войны II и I степени (1944, 1984), Красной Звезды (1970), «Знак Почета» (1987), медалями «За отвагу» (1943), «За оборону Кавказа» (1944), «За освобождение Варшавы» (1945), «535 лет Грюнвальдской битве» (1945), «За взятие Берлина» (1945), пятнадцатью юбилейными медалями, медалью «Герой труда Кубани» (2005).В прошлом являлся Депутатом краевого Совета депутатов трудящихся нескольких созывов.

Иван Фёдорович Варавва родился 5 февраля 1925 года в донской слободе Ракова, ныне город Новоботайск Ростовской области. Род его числится из седого далека. Самому Ивану Фёдоровичу запомнился сюжет, рассказанный ему в детстве о бурлаке, утопившем с товарищами злого урядника и подавшемся затем то ли на Дон, то ли к запорожцам…

Дед его, Никита Савельич, воевал за белых во 2- ом Запорожском полку. После

ранения осел на Дону, а когда началось раскулачивание, записал всё хозяйство на себя

и в качестве « кулака » отправился на Соловки. А спасённая таким образом семья - сын,

невестка и малыши - ушли на родную Кубань.

Много было печали. Но жизнь шла своим чередом. В моду входили комсомольцы и поэты. Мальчики соревновались на литературных турнирах, Иван тоже. В 7- м классе на районной олимпиаде получил грамоту « За исполнение стихов собственного сочинения ». И в комсомол вступил, чем страшно обидел бабушку. Но она была добрая и простила. А потом началась война, и на Кубань пришли немцы. Кое-кто из односельчан и даже из одноклассников подался к ним на службу. Причём некоторые не из страха - из чувства мести… Иван ушёл с последними обозами Советской Армии. До призыва ему не хватало полгода. Отец сказал: « Сынок, сам выбирай свою судьбу… » И онвыбрал. « Отечество жило в нас несмотря ни на что… »

Воевал хорошо. Только с дисциплиной не ладил. И стихи писал. Дивизионка часто ему заказы делала, старшина для такого дела вместо блокнотов мишени выдавал. Ещё лучше расходились среди солдат его частушки. Из-за одного шуточного стишка некоему сержанту пришлось даже переводиться в другую часть. Сержант был злющий, а солдаты на него без смеха смотреть не могли...

Всю войну таскал с собой бабушкин « заговор » и верил, что не убьют. Насчитал

семь случаев неминуемой смерти. Однако ж миновала!..

Был я красив и удачлив,

Юностью весел и смел …

20- летним сержантом в мае победного 1945 года молодой поэт Иван Варавва оставил свой первый автограф и сфотографировался у стен Рейхстага в поверженном вражеском Берлине. За доблестную службу Варавва награждён тремя боевыми орденами и медалями: за отвагу,за освобождение Кавказа, за освобождение Варшавы, за взятие Берлина, за победу над Германией, медаль Грюндвальдской битвы. Ивана сватали в военное училище. « Нет-нет-нет! - сказал он. - У меня лирическая душа... » И пошёл в поэты. Подружился с красавицей Линой Костенко, начинающей тогда поэтессой. С мэтромукраинской поэзии Владимиром Сосюрой… На ІІ съезде писателей Украины познакомилсяс Твардовским, а ещёраньше представился ему в письмах. Война сблизила поколения. Какие там церемонии! « Они нас любили, считали, что мы идём им на смену... Сосюра подбадривал лаской: ты, говорил, Иван ще краше меня пишешь... » И оба мэтра, московский и киевский, рекомендовали Варавву в Литературный институт.

На курсе собралась отличная компания: Ваншенкин, Винокуров, Орлов… Борис Балтер был старостой. Курсом старше учились Гамзатов и Солоухин.

Было много талантливых студентов, судьбы которых потом сложились так, что имена их не сделались общеизвестными... Но, наверное, самойважной для Ивана Вараввы стала встреча с профессором-фольклористом Виктором Сидельниковым, под руководством которого несколько бесшабашный казак начал систематически собирать и записывать старинные песни Кубани. Разыскал и чудом уцелевших в ссылке бывших царевых запевал. Хвалился, что его коллекция не исчерпана и есть в ней такие сокровища, о каких никто ещё понятия не имеет, даже Захарченко...

В течение целых двух столетий Кубанские казачьи песни, думы, легенды не собирались и не исследовались. И вот недавний солдат-фронтовик задумал заполнить образовавшийся пробел. То, что он совершил, можно назвать литературным подвигом. 15 лет он записывал народные произведения в станицах и хуторах Краснодарского края. Работа велась во славу казачьей песни. Всего поэт собрали записал в станицах и хуторах Кубани более 2000 произведений этнографии и истории заселения Краснодарского края. В 1966- м году в Краснодаре вышел составленный Вараввой под руководством Сидельникова сборник « Песни казаков Кубани ». В книгу вошло 350 народных песен. Собранные Иваном Вараввой песни, легенды, сказания на « старокубанском » - украинском языке возвращаются к читателю на великорусском языке.В нём впервые за советские годы был опубликован гимн кубанского казачества « Ты, Кубань, ты наша Родина », созданный войсковым священником Константином Образцовым на позициях турецкого фронта. Была в том сборнике и совсем уж опальная « Ще й не вмэрла Укра i на... ». Кому-то потребовалось сделать из этого всесоюзный скандал. Сначала один из секретарей Львовского обкома КПСС наябедничал в ЦК. А там уж Комитет по печати при Совмине СССР поспешил с приказом « Об ошибках в сборнике « Песни казаков Кубани »… Что надолго осложнило отношения поэта с издательствами и цензорами. И, может быть, стало одной из причин того, что Варавва, весьма удачно начинавший у Твардовского в « Новом мире » и первый сборник выпустивший в Москве, со временем окончательно погрузился в кубанское затворничество, в мир казачьей старины…

У казаков дальняя дорога,

У бандуры песня вековая,

И моё встревоженное сердце

Никаких не знает расстояний…

Соблазны, конечно, были. Один из наиболее манящих – кино. Учился на Высших сценарных курсах, причём попал в мастерскую Довженко. Они с Александром Петровичем друг другу понравились – оба фантазёры, оба сердцем поэты…

Довженко одобрил замысел сценария « Аргонавты », предложенного Вараввой. В основу сюжета легла популярная тогда на Кубани версия одного крымского профессора, утверждавшего, будто легендарные искатели золотого руна плылине в Колхиду, а в Северное Причерноморье, в город Эйю. А на Кубани есть река Ея и город Ейск. А если ещё углубиться от моря на указанное в древних источниках количество стадий, можно угодить как раз в родные Варавве окрестности станицыСтароминской… Вобщем,знакомый грек переводил ему в Ленинке Геродота, и аргонавты всё увереннее продвигалась к « отцовской хате » поэта. Сложность заключалась в том,что Варавва непременно решил столкнуть древних греков с советской действительностью, но мудрёная эта стыковка никак не хотела получаться...А тем временем рядом писал что-тосвоё Борис Васильев. И частенько отвлекал Варавву расспросами о кубанских казаках. Тот с удовольствием всё рассказывал. К примеру, про второгосвоего деда, Тихона, награждённого за службу « красными революционными шароварами »... В итоге « Аргонавты » так и не стали фильмом (взялся, было, за сценарий Вараввы Птушко,да не успел снять, умер…). А вот « Офицеры » удались. Однажды Лановой приехал на Кубань, и они встретились. Актёр сказал, что Иван Варавва - его любимая роль. Не знаю, поведал ли поэт, как донимали его после фильма земляки. Пионеры звали « рассказать о вашей интересной жизни ». Старики насмешничали: « Ты ж, Иван, молодой ещё, когда успел с басмачами да японцами повоевать?.. ».

Между тем на « Мосфильме » тоже обратили внимание на человека столь колоритного. Знавшие Варавву в расцвете рассказывают: красив был до того, что, если с утра взглянешь, до вечера под впечатлением ходишь… Стали его на кинопробы приглашать. Особеннозазывали в фильм « Хождение за три моря » на Афанасия Никитина пробоваться, очень многие его уговаривали.

Отказался потому, что почуял опасность. Неудача с « Аргонавтами » чрезвычайно возмутила его гордость. Показалось: ещё немного–и столичная жизнь затянет окончательно, превратившись в череду чужих ролей. Он вернулся на Кубань. Остался верен своей собственной роли.

« Кубань была и остаётся и в жизни, и в моей поэзии единственной родной землёй. Всё светлое, радостное и большое и то трагическое, трудное и суровое, что было в моей судьбе, принимаю как должное и отдаю на алтарь поэзии. Родная Кубань с её природной красотой, силой и древней историей мало воспета в литературных трудах. Своею песней мне посчастливилось быть рядом с первыми казачьими « бандуристами » Кубани. За что благодарен судьбе »- сказал когда-то Иван Варавва.

И.Варавва - лауреат трёх Литературных премий Кубани. Четвёртая -Литературная премия Союза писателей России им. А.Твардовского « Василий Тёркин ». Варавва являлся почётным Академиком кубанского университета культуры и искусства, почётным гражданином города Краснодара, почётным Атаманом Пашковского куреня, народный поэтом Адыгеи, член Союза писателей России с 1954 года, жил в Краснодаре. На десятом съезде Союза писателей России (Москва, ноябрь 1999 г.)в докладе председателя правления Союза писателей России Варавва был назван « Выдающимся поэтом ». Этим же съездом он избран в состав Высшего творческого совета правления Союза писателей.

В столичных издательствах и в Краснодаре опубликовано более 30- ти книг Вараввы. Недавно вышли его сборники: « Гомон дикого поля » и « Пожары отечества ». Готовится к выходу новый сборник.

Разгулялась по свету метелица,

Не уймётся, не стихнет никак,

А мне помнится, а мне верится -

На коне я, кубанский казак!..