Почему 1920 годы. Мировой экономический кризис

Подробное решение параграф § 13 по истории для учащихся 9 класса, авторов Л.Н. Алексашкина 2011

Вопросы и задания:

1. Объясните, почему вторую половину 1920-х годов в истории международных отношений называли «эрой пацифизма».

Потому что во второй половине 1920-х годов наблюдалась стабилизация международных отношений. В 1920-е гг. правительствам великих держав, победивших в мировой войне, удалось найти общий язык и выработать согласованную линию в решении наиболее крупных международных проблем.

Другой характерной чертой рассматриваемого периода стало широкое распространение пацифистских идей и настроений. Начало выдвигаться большое количество миротворческих проектов и не проводится множество конференций по обеспечению мира и международной безопасности.

2. Покажите, в чём заключалось различие позиций Великобритании и Франции в отношении Германии в послевоенные годы. Какая из них была реализована на практике?

Великобритания была заинтересована в установлении равновесия сил в Европе и опасалась чрезмерного усиления Франции. Британские политики выступали за то, чтобы оказать помощь Германии в быстром восстановлении экономики, стабилизации политической жизни, преодолении последствий войны и революции. Франция настаивала на строгом соблюдении всех положений Версальского договора в отношении Германии, а также единстве действий европейских государств против возможного возрождения германской экономической и военной мощи.

На практике была реализована позиция Великобритании. Острые споры возникли в 1923 – 1925 гг. по поводу взыскания репараций с Германии и гарантий её западных границ. Германия, чувствуя поддержку Великобритании, стала задерживать выплату репараций. В ответ Франция и Бельгия в январе 1923 г. оккупировали Рурский район Германии (это был центр угледобычи, и его отторжение нанесло сильный удар по германской промышленности).

Конфликт урегулировали летом 1924 г. на международной конференции в Лондоне, где решающее слово оказалось за Великобританией и США. Были приняты решения о выводе французских и бельгийских войск из Рура, а также план Дауэса. Он предусматривал смягчение репарационных обязательств Германии, оказание ей экономической помощи в виде займов, преимущественно американских. За счёт этих средств Германия не только выплачивала репарации, но и воссоздала свой военно-промышленный комплекс.

В декабре 1925 г. семь европейских государств подписали так называемые Локарнские соглашения. Главным из них являлся Рейнский гарантийный пакт, согласно которому Франция, Бельгия и Германия обязались сохранять неприкосновенность германо-французской и германо-бельгийской границ.

3. Как вы думаете, почему проводившаяся западными странами политика невмешательства вызывала у многих людей (в том числе в самих этих странах) осуждение?

Потому что политика невмешательства и умиротворения агрессора привела к укреплению Германии и захвату ею новых территорий. Вначале Германия беспрепятственно присоединила Австрию, позже сами западные правительства отдали Гитлеру часть Чехословакии. Многие граждане западных стран видели, что таким образом нарушаются права более слабых народов и в конце концов Гитлер перейдет к наступательным действиям в отношении сильных западных стран.

4. Проследите, как изменялось положение СССР в международных отношениях в 20 – 30-е годы XX в. Какие события играли в этом решающую роль?

До середины 1920-х годов Советское государство находилось в изоляции. Западные державы смотрели на него с выжиданием: когда и чем закончится большевистский эксперимент. Поддерживая Германию, они были не прочь сделать из неё силу, направленную против СССР. В этой ситуации советское правительство стремилось разными способами преодолеть международную изоляцию.

Весной 1926 г. СССР подписал с Германией договор о нейтралитете. В следующем году советское правительство внесло в подготовительную международную комиссию по разоружению предложения о всеобщем и полном разоружении, которые, однако, не были приняты. В 1928 г. несколько стран подписали так называемый пакт Бриана – Келлога – договор о запрещении войны как средства национальной политики. Советскому Союзу было предложено (хотя и не сразу) присоединиться к нему. Советское государство не только первым ратифицировало этот договор, но и предложило соседним странам, не дожидаясь общей ратификации, досрочно ввести его в действие между ними.

К началу 1930-х годов Советский союз стал неотъемлимой частью международных отношений. В 1934 году Советский союз вступил в Лигу Наций, где Советское правительство несколько раз выступало с инициативами создания системы коллективной безопасности, взаимопомощи против агрессии. Но они не получили поддержки. Тогда СССР предпринял шаги заключению двусторонних договоров о взаимной помощи с отдельными странами.

В 1935 г. такие договоры были подписаны с Францией и Чехословакией. Они предусматривали оказание немедленной помощи друг другу в случае неспровоцированного нападения на них третьего государства.

Весной 1939 г. представители СССР, Великобритании и Франции начали обсуждать возможности заключения договора о взаимной помощи. В августе 1939 г. делегации трёх стран встретились в Москве. Однако западные державы придерживались тактики затягивания переговоров, не хотели брать на себя конкретные обязательства, направили в Москву делегации, не имевшие достаточных полномочий. Одновременно британское правительство вело тайные переговоры с Германией. Десять дней трёхсторонних переговоров в Москве не дали никаких результатов.

В это время германское руководство обратилось к советскому правительству с предложением незамедлительно подписать договор о ненападении. 23 августа 1939 г. нарком иностранных дел СССР В. М. Молотов и И. фон Риббентроп подписали договор о ненападении между СССР и Германией сроком на 10 лет. В секретном дополнительном протоколе к договору предусматривалось разграничение сфер интересов договаривающихся сторон в Восточной Европе. Линия разграничения проводилась по территории Польши – по рекам Нарев, Висла, Сан. Финляндия, прибалтийские государства, а также Бессарабия признавались сферой интересов СССР.

Таким образом, за 1920 – 1930-ые годы СССР прошел от полной изоляции до полноценного участника международных отношений.

5. Охарактеризуйте позиции отдельных европейских стран в отношении Чехословакии в период Мюнхенского соглашения. Что лежало в их основе?

В Мюнхене премьер-министр Н.Чемберлен Великобритания и глава правительства Франции Э.Даладье Франция надеялись, что отдав Гитлеру часть Чехословакии отведут от Западной Европы угрозу дальнейшей германской агрессии. Западные лидеры считали Мюнхенское соглашение своим дипломатическим успехом. У них было ощущение, что удалось предотвратить опасный конфликт, возможно, даже развязывание войны. Вернувшись в Лондон, Н. Чемберлен заявил: «Я привёз вам мир для целого поколения!» Президент США Ф. Рузвельт направил Чемберлену телеграмму с единственным словом «Молодец!».

Не все западные политики поддерживали политику «умиротворения» агрессора. Незадолго до подписания Мюнхенского соглашения известный британский политический деятель У. Черчилль передал в печать заявление, в котором критиковался факт разделения Чехословакии.

В Чехословакии, представителей которой даже не допустили в Мюнхене в зал заседаний, а лишь пригласили ознакомиться с уже подписанным документом, соглашение было воспринято как национальная трагедия.

6. *Как вы полагаете, почему Чехословакия отказалась принять помощь СССР в 1938 г.?

Я полагаю, что руководство Чехословакии надеялось на поддержку Западных стран, а конкретнее Франции. Причиной такого отношения к Советскому государству была пропаганда со стороны Франции и Великобритании как к злейшему врагу с враждебной идеологией и обещание западных стран поддержать Чехословакию.

7. В чём вы видите основные итоги внешней политики Германии в 1933 – 1939 гг.? Как вы определите её характер?

Основными итогами внешней политики Германии в 1933 - 1939 стало укрепление ее позиций на международной арене. К 1939 году к Германии были присоединены – Саарский промышленный район (1935), Австрия (1938), Судетская область (1938). В марте 1939 г. немецкие войска оккупировали всю Чехословакию, некоторые пограничные территории были заняты Венгрией и Польшей. Таким образом, Германия стала крупнейшим государством Европы и создала себе плацдарм для дальнейшего наступления.

8. *Какие оценки советско-германского договора 23 августа 1939 г. вам известны? Какую из них вы считаете наиболее убедительной? Почему?

Заключение советско-германского пакта о ненападении продолжает оставаться одной из ключевых тем отечественной историографии событий 1939 года. В центре дискуссии остаются причины согласия советского руководства на подписание соглашения с Германией. Сторонники официальной советской версии событий стараются доказать, что пакт был вынужденным шагом. Другие исследователи указывают на то, что это был сознательный выбор Сталина, обусловленный целями, которые он преследовал.

Версия о стремлении СССР избежать войны с Германией

Этой версии придерживаются советская и современная российская историографии.

Согласно этой версии, договор был подписан в связи с провалом московских переговоров, проходивших весной – летом 1939 года между представителями СССР, Англии и Франции в целях заключения тройственного договора о взаимопомощи и военной конвенции, предусматривающей конкретные военные меры по обеспечению коллективной безопасности в Европе. В ходе переговоров обнаружилось нежелание Англии и Франции дать конкретные военные обязательства и разработать реальные военные планы для противодействия возможной германской агрессии. Более того, параллельно с московскими переговорами английское правительство проводило переговоры в Лондоне с германскими представителями о разграничении сфер влияния. И это ещё более усилило опасения советского правительства о том, что его западные партнёры стремятся направить гитлеровскую агрессию на восток – ту агрессию, которая уже привела к «Мюнхенскому сговору» и разделу Чехословакии. В результате провала московских переговоров СССР терял надежду на создание военной коалиции с западными державами и оказывался в обстановке враждебного окружения, когда на Западе его потенциальными противниками были как страны «санитарного кордона», так и Германия, а на Востоке в роли агрессора выступала милитаристская Япония. В этих условиях СССР был вынужден согласиться на предложения Германии начать переговоры о заключении договора о ненападении.

Таким образом, советская историография считала подписание договора о ненападении с Германией единственной возможностью избежать войны с Германией и другими странами Антикоминтерновского пакта в 1939 году, когда СССР, как утверждается, находился в изоляции, не имея союзников.

Версия об экспансионистских мотивах Сталина

Как полагает ряд исследователей, договор стал проявлением экспансионистских устремлений Сталина, который стремился столкнуть Германию с «западными демократиями», а после их взаимного ослабления – советизировать Западную Европу. Согласно данной версии, Сталин видел в Германии, прежде всего, «естественного союзника» в борьбе с капиталистическим миром.

Критики этой точки зрения указывают, что сам договор о ненападении не предусматривал каких-либо территориальных изменений в отношении третьих стран, а «после» не значит «вследствие». Вмешательство СССР в войну в Польше могло быть вызвано стремлением не позволить Германии занять всю территорию Польши и оказаться на тогдашней границе СССР, проходящей через центр Белоруссии.

Мнение о том, что Сталин рассматривал Германию как «естественного союзника», плохо согласуется с тем, что СССР в 1930-х годах проводил политику, направленную против нацистской Германии, и только после «Мюнхенского сговора» отказался от линии, направленной на совместное с Великобританией и Францией сдерживание Германии. Что же касается «буферных государств», то существовала вероятность того, что они – в первую очередь, Польша – присоединятся к Германии в случае её агрессии против СССР.

Версия об имперских мотивах Сталина

Эта точка зрения объясняет действия Сталина исключительно прагматически-имперскими соображениями. Согласно ей, Сталин некоторое время выбирал между Германией, с одной стороны, и Великобританией и Францией, с другой, но, столкнувшись с недобросовестностью последних, предпочёл остаться в стороне от войны и воспользоваться выгодами от «дружбы» с Германией, прежде всего утвердив политические интересы СССР в Восточной Европе. Такое мнение высказал Уинстон Черчилль непосредственно после подписания договора.

Согласно этой точки зрения политика СССР заключалась в том, чтобы на основе соглашения с Германией добиться ограниченной сферы влияния, которая позволила бы гарантировать первоочередные потребности безопасности страны – главным образом, удержать страну от втягивания в войну и ограничить экспансию Германии на восток.

На мой взгляд, заключение пакта Молотова-Риббентропа была вынужденной мерой со стороны СССР. В условиях, когда Франция и Великобритания отказывались от создания системы коллективной безопасности, единственным способом оттянуть войну для советского государство стало заключение договора с врагом. Единственным заложником данного договора стала Польша. Германия развязала себе руки для дальнейших действий в Европе, в первую очередь против Польши. Вопрос о том, когда Гитлер предпримет очередной шаг, был лишь вопросом времени.

Ответ оставил Гость

В 1920-е гг. правительствам великих держав, победивших в мировой войне, удалось найти общий язык и выработать согласованную линию в решении наиболее крупных международных проблем. Достигнутый консенсус и стал основой дальнейшего развития Версальско-Вашингтонской системы. Несмотря на всю свою противоречивость, послевоенный мировой порядок, юридически оформленный в Париже и Вашингтоне, был не только сохранен, но и в известном смысле упрочен. Во всяком случае центростремительные и конструктивные силы в это время преобладали над центробежными и деструктивными тенденциями.
Другой характерной чертой рассматриваемого периода стало широкое распространение пацифистских идей и настроений. Пожалуй, никогда ранее не выдвигалось столько миротворческих проектов и не проводилось столько конференций по обеспечению мира и международной безопасности, как в двадцатые годы. Неслучайно в исторической литературе третье десятилетие XX в. часто называют «эрой пацифизма».
Небывалая популярность пацифистских планов и программ объяснялась действием различных факторов: трагическими последствиями Первой мировой войны и всеобщим стремлением предотвратить подобные военные конфликты в будущем; необходимостью восстановления разрушенного хозяйства и финансовой системы, что предполагало в качестве важнейшего условия стабилизацию международных отношений; активизацией миротворческой деятельности либеральной и демократической интеллигенции, а также приходом к власти в ряде европейских стран политиков внешнеполитическая концепция базировалась на принципах пацифизма (Э. Эррио во Франции, Дж. Р. Макдональд в Англии и др.).
Однако наиболее значимая причина всплеска пацифистских устремлений крылась в самом характере международной обстановки, сложившейся к середине 1920-х гг. Ее уникальность состояла в том, что правительственные круги всех без исключения великих держав, хотя и по разным мотивам, были заинтересованы в сохранении мирного статус-кво. Ведущие державы-победительницы (США. Англия, Франция) выступали против любых попыток силовой деформации Версальско-Вашингтонской системы, создателями которой они являлись. Побежденные государства (прежде всего Германия), а также державы, считавшие себя «незаслуженно обделенными» постановлениями Парижской и Вашингтонской конференций (Италия и Япония), не обладали в то время достаточной мощью для военной ревизии установленного международного порядка и использовали дипломатические, т.е. мирные средства и методы для реализации своих внешнеполитических целей. Что касается Советского Союза, то его партийно-государственное руководство, не отказываясь от лозунгов пролетарского интернационализма, сконцентрировало свои усилия на укреплении международных позиций СССР на основе принципов мирного сосуществования. Не последнюю роль в формировании этого курса сыграл разгром «антипартийной группировки» во главе с Л.Д. Троцким, осуждение ее революционного максимализма, отрицавшего саму возможность построения социализма в СССР без победы мировой революции. И.В.Сталин, провозглашая Советский Союз «рычагом» и «базой» развития мирового революционного процесса, отстаивал самостоятельное значение социалистических преобразований в стране, что, в свою очередь, требовало создания благоприятных внешнеполитических условий поддержания «мира во всем мире» и нормализации отношений капиталистическими державами. Таковы были реальные предпосылки «эры пацифизма».

Первая Мировая война не смогла ликвидировать противоречия, существующие между европейскими государствами, а наоборот, значительно их усилила. Перед государствами победителями предстояла задача определить дальнейший путь развития послевоенного мира, что было крайне сложным.

Международные отношения базировались на договорах, заключенных между союзниками, однако в этот период появляется тенденция заключать тайные приложения к соглашениям, которые очень часто противоречили положениям основного договора.

Многие страны, которые официально вставали на путь пацифизма, постепенно милитаризировались. Благодаря отсутствию открытых военных противостояний, 20-е года 20 века, вошли в историю как десятилетия пацифизма.

Выход России из войны стал серьезным испытанием для государств Антанты. Дипломатические отношения с большевиками не велись. Итогом помощи европейских стран в определении политического будущего российского народа, стали долгие годы иностранной интервенции.

В 20-х годах, начались первые диалоги между государствами Антанты и Советским Союзом в рамках внедрения всеобщей пацифисткой программы. Стоит заметить, что интересы и мнения большевиков в этом процессе абсолютно не учитывались, так как главы европейских государств считали их власть временным явлением.

Включение СССР в состав Лиги Нации государства победители также считали необязательным, так как не видели в Советском государстве ни возможного агрессора, ни надежного союзника.

Пацифистская политика США

Сразу после окончания Первой Мировой войны, американский президент В. Вильсон составил 14 принципов международных отношений, соблюдая которые, мир должен был обезопасить себя от возникновения новых военных конфликтов. В начале 20-х годов США выбрали политику дипломатического нейтралитета.

Правительство государства демонстративно поддерживало побежденные страны, так как понимало, что политическое давление или экономические санкции могут задеть и так ущемленную национальную гордость. В этот период США отошли в сторону от внутренних конфликтов европейцев, считая, что государство не имеет к этому никакого отношения.

Активно участвуя в процессе создания Лиги Наций, американское правительство отказалось от членства в этой организации. Президент США долгое время настаивал на заключении отдельного мирного договора между Германией и европейскими странами, однако такое предложение было решительно отвергнуто.

Уже в 1922 году американское правительство самостоятельно заключило мирное соглашения с Германией, тем самым подчеркнув свою политическую поддержку государству.

Япония

Несмотря на активное участие в международной пацифистской политике, государства победители вплоть до начала 30-х годов ждали удобного случая, чтобы вернуть себе все утраченные во время войны колонии, не исключая и возможных военных конфликтов.

Однако внедрению таких планов помешала неожиданно выдвинутая Японией претензия на мировое господство. После Вашингтонской конференции, правительству Японии стало понятно, что приравнивать государство к США и Европе никто не собирается.

1929 г. в истории страны занимает особое место. В этом году произошло столько изменений во всех сферах жизни советского общества, что применяются различные термины для того чтобы определить суть происшедших событий. Одни называют случившееся тогда «революцией сверху», другие – «термидорианским переворотом». Сталин назвал 1929 г. – годом «великого перелома».

В области внутренней политики главным событием явилось завершение борьбы за власть в руководстве Ком­мунистической партии и установление в СССР ре­жима личной власти Сталина. После поражения «правых» к руководству страны пришли новые люди, лично преданные Сталину. Председателем СНК СССР стал В.М. Молотов, заместителем Сталина по партии - Л.М. Каганович, членом Политбюро - Г.К. Орджоникидзе.

Советское руководство на словах выступало сторонником соблюдения норм советской и партийной демократии, коллегиального руководства. В конце 20-х – первой половине 30-х гг. систематически проводились Съезды Советов, съезды и Пленумы Коммунистической партии. В 1936 г. была принята Конституция СССР, объявленная самой демократи­ческой конституцией в мире. Действительно, в этом документе были перечислены все права человека, сформулированы новые принципы судопроизводства. Был создан Верховный Совет СССР, который обладал законодательными функциями. В 1937-1938 гг. прошли всенародные выборы в Верховный Совет СССР и Верховные Советы союзных республик.

В то же время большие полномочия получили карательные органы Советского государства.

В начале 30-х гг. широко применялась практика проведения за­крытых судов, а также внесудебных расправ. Законодатель­ная основа подобного «судопроизводства» закладывалась в ходе начавшейся массовой коллективизации. Уже в конце 1929 г. по инициативе местных партийных и местных орга­нов стали создаваться «тройки» из первых лиц, включая на­чальника ГПУ, которые были фактически легализованы постановлением ЦИК и СНК от 1 февраля 1930 г. «О мерах по укреплению социалистического переустройства сельско­го хозяйства в районах сплошной коллективизации и по борьбе с кулачеством». Эта практика, когда судопроизвод­ство вершили «тройки», вскоре была распространена не только на кулачество, но и нэпмановские элементы города, лиц, служивших в царской и белой армиях, лиц, состояв­ших в различных политических партиях, представителей интеллигенции. С 1930 по 1933 гг. состоялись сфабрикованные про­цессы над Промпартией, трудовой крестьянской партией, меньшевиками, специалистами фирмы «Метро­политен-Виккерс».бактериологами, истори­ками, руководящими работниками пищевой промышлен­ности, совхозов, наркомата земледелия и т. д.

Поскольку поток осужденных постоянно увеличивал­ся в начале 30-х гг. была проведена реоргани­зация исправительно-трудовых учреждений, которые су­ществовали в Советской России и в 20-е гг. В 1930 г. они были переданы в ведение ОГПУ, и было создано Главное управление лагерей (ГУЛАГ) во главе с Г. Ягодой. ОГПУ СССР вершил не только дела политической направлен­ности, но в его ведение была передана милиция. Одновременно было ужесточено советское законодательства. В постановлении ЦИК и СНК СССР от 7 августа 1932 г. «Об охране имущества государственных предприятий, колхозов и кооперативов и укреплении обще­ственной (социалистической) собственности» впервые в за­конодательном акте был использован термин «враг народа», к которым применялась высшая мера наказания или срок 10 лет с конфискацией имущества. 22 августа 1932 г. было принято новое постановление высших органов государст­венной власти «О борьбе со спекуляцией», в котором за указанное преступление выносился срок от 5 до 10 лет без права амнистии. В декабре того же года в стране был введен паспортный режим, отмененный Советской властью в 1923 г., который серьезно ограничивал свободу передвиже­ния для советских граждан, отдельные категории которых паспортов не получили вовсе. В марте 1933 г. органы ОГПУ получили право расстреливать людей без суда и следствия.

В июле 1934 г. был издан декрет, утверждающий принцип заложничества. В ноябре того же года были учреждены особые сове­щания НКВД, обладающие такими же полномочиями, что и прежние органы ГПУ. Наконец, 1 декабря 1934 г. в связи с убийством С.М. Кирова, был принят закон «О порядке ведения дел по подготовке или совершению террористических актов», который упро­стил судопроизводство по политическим делам и создал законодательную основу для раскручивания маховика ре­прессий.

В середине 30-х гг. было проведено 3 крупных по­литических процесса над верхушкой большевистского руководства, была разгромлена возможная оппозиция Сталину в Красной Армии, перетряхиванию были под­вергнуты руководящие кадры в промышленности, пар­тии, общественных организациях и т. д. Масштабы ре­прессий этого времени, видимо, никогда не удастся установить точно, а приблизительные подсчеты, имею­щиеся у разных авторов, расходятся в очень большом ди­апазоне. Количество заключенных в Советском Союзе в конце 30-х гг. определяется в пределах от 10 до 40 млн. человек.

Именно к концу 30-х гг. культ личности Сталина до­стиг своего апогея за весь предвоенный период. Его имя неизменно связывалось с многочисленными успехами в деле построения социалистического общества в СССР. На его авторитет уже никто не мог покуситься, ибо рядом с ним не было фигуры, не только равной Сталину по по­пулярности, но и даже близко стоящей по отношению к нему. Это позволило Сталину накануне второй мировой войны существенно сократить масштабы ре­прессий и наказать конкретных виновников «большого террора».

Уже в ходе третьего Московского процесса, который проходил в марте 1938 г., среди осужденных фигурировал Г. Ягода, бывший руководителем НКВД в 1934-1936 гг. В 1938 г. было начато частичное освобождение заключенных из ГУЛАГА. Это касалось прежде всего чле­нов партии и военнослужащих. В ноябре 1938 г. был рас­пространен секретный циркуляр о приостановлении даль­нейших арестов. В декабре 1938 г. был освобожден от должности наркома внутренних дел Н.И.Ежов и назначен новый - Л.П. Берия. Однако репрессии продолжались и в 1939-1941 гг., хотя и не в таком масштабе, как прежде.

Экономическое положение

В конце 20-х гг. произошла смена экономической стратегии страны. Вместо новой экономической политики стала проводиться в жизнь политика форсированной индустриализации. Первый пятилетний план развития народного хозяйства /1928/29 – 1932/33 гг./ разрабатывался и был принят с учетом принципов нэпа и в частности был рассчитан на сбалансированное развитие всех основных отраслей народного хозяйства. В 1929 г. Сталин заявил о необходимости пере­смотра заданий первого пятилетнего плана в сторону их существенного увеличения.

Для руководства экономикой были созданы новые органы управ­ления. В 1932 г. был ликвидирован ВСНХ, а вместо него сначала образовано 4 отраслевых наркомата, а к концу 30-х годов их количество возросло до 20. Нар­коматы со строгой вертикальной структурой подчинения, доходящей до каждого отдельного предприятия, были идеальной формой для внедрения в экономику административно-командных методов управле­ния..

В условиях экономического кризиса, охватившего капиталистический мир в 1929 г., советской стране трудно было рассчитывать на получение внешних источников финансирования индустриализации. Приходилось рассчитывать только на внутренние источники накопления средств и прежде всего на сельское хозяйство. Форсированную индустриализацию и коллективизацию сельского хозяйства необходимо рассматривать как две стороны одного и того же процесса, направленного на ускорение темпов социально-экономического разви­тия. Не случайно начало массовой коллективизации также приходится на 1929 г.

В области промышленности новые показатели первого пятилетнего плана выглядели следу­ющим образом: по чугуну вместо 10 млн. т. было утвер­ждено 17 млн. т., по тракторам вместо 53 тыс. шт.- 170, по автомашинам вместо 100 тыс. шт.- 200.

Для того чтобы обеспечить выполнение производст­венных заданий, стоящих перед промышленностью, тре­бовалось в таких же размерах «подстегнуть» темпы разви­тия сельского хозяйства. В ноябре 1929 г. была поставлена задача форсировать темпы социалистического преобразования сельского хозяйства, а в январе 1930 г. был утвержден график коллективизации. В соответствии с ним к концу пятилетки в колхозах должно было находиться не 20, а 80-90% крестьянских хозяйств. Естественно, что до­стичь этого в столь короткие сроки можно было только путем насилия над крестьянином.

Итоги первой пятилетки можно рассматривать двоя­ко. С одной стороны, в области промышленности страна в 1928-1932 гг. переживала большой подъем. Если в 1928 г. в СССР было произведено 3,3 млн. т. чугуна, то в 1932 г.- 6,2 млн. т., по тракторам рост со­ставил с 1,8 тыс. шт. до 50,8 тыс. шт., по автомобилям - с 0,8 тыс. шт. до 23,9 тыс. шт. Зато в области сельского хозяйства произо­шел явный откат от результатов, имевшихся в конце нэпа. Если в 1928 г. страна производила 4,9 млн. т. мяса и сала, то в 1932 г. лишь 2,8 млн. т., соответственно по молоку показатели снизились с 31 млн. т. до 20,6, а по яйцу- с 10,8 млрд. шт. до 4,4. В резуль­тате массовой коллективизации было «раскулачено» поч­ти 15% крестьянства страны, причем его наиболее хозяйственного слоя. Завершение этого процесса привело страну к страшному голоду 1932-1933 гг., когда в мирное время умерло по разным подсчетам от 3 до 10 млн. человек. Индустриализация проходила за счет снижения жизнен­ного уровня городского населения, характерным показа­телем которого являлось существование в 1929-1933 гг. карточной системы снабжения населения.

Советское руководство сделало серьезные выводы из уроков первой пятилетки и на XVII съезде ВКП(б) при обсуждении показателей второго пятилетнего плана /1933 – 1937 гг./ курс на дальнейшее форсирование экономического развития страны был подвергнут существенной корректировке. В области промышленности были утверждены более реальные задания по ежегодному росту производства, а в сельском хозяйстве предусматривалось лишь закрепление достигнутого уровня коллективизации. Произошло некоторое ослабление ди­рективного давления на экономику, были реорганизованы органы управления ею.