Автоматизация тр др в словосочетаниях. Автоматизация звука "Р" в словах и предложениях

Одной из наиболее распространённых причин, с которой обращаются к логопеду - ребёнок не выговаривает звук "Р". Родители беспокоятся, что их малыш будет "картавить" всегда, но это не так. Если целенаправленно заниматься коррекцией звукопроизношения, то можно получить красивый звук. Нарушения могут быть разными - это пропуск звука, его искажение или замена. Для того чтобы начать коррекционную работу, нужно знать причины нарушения звукопроизношения. Рассмотрим в статье, как поставить звук "Р".

Причины нарушения произношения "Р"

  1. Короткая подъязычная уздечка. Решить эту проблему можно 2 способами: подрезать уздечку (операцию выполняет хирург) и подобрать способствующие её растяжке.
  2. Нарушение тонуса языка. Это наиболее распространённая причина. Артикуляция звука "Р" - довольно сложная, и язык должен быть хорошо подготовлен для того, чтобы произносить этот звук.
  3. Слабый выдох. Во время произнесения "Р", язычок вибрирует (ведь именно в результате вибрации и получается "рычание"), а это становится возможным, если у ребёнка сильный выдох.

Артикуляционные упражнения

Перед тем как поставить звук "Р", необходимо подготовить артикуляционный аппарат специальными упражнениями, которые направлены на улучшение тонуса языка и выработку правильного уклада для данного звука. Вот примеры упражнений:

  • "Лопаточка" - широкий язык лежит на нижней губе. Направлено на нормализацию тонуса языка.
  • "Иголочка" - узкий язык тянуть вниз, как будто пытаетесь дотянуться до подбородка. Это упражнение также необходимо для улучшения тонуса языка.
  • "Чашечка" - кончик и боковые края языка поднять вверх, чтобы было похоже на "чашечку". Это базовое упражнение для формирования верхнего подъёма языка.
  • "Грибок" - передняя часть языка как бы "прилепляется" к нёбу, в этом время нужно поднимать и опускать нижнюю челюсть. Это упражнение для растяжения подъязычной уздечки.
  • "Барабанщики" - произносить многократно звук "Д", постепенно ускоряя произношение. Главное, чтобы звук был чётким.

Это самые основные упражнения для постановки звука.

Постановка звука "Р"

Она осуществляется несколькими способами. Не стоит думать, что постановка произойдёт быстро. Всё зависит от индивидуальных особенностей ребёнка и от того, насколько его артикуляционный аппарат хорошо подготовлен.

  1. От упражнения "Барабанщики". Этот способ ещё называют "Завести мотор". Здесь за основу взято одноимённое упражнение. Нужно взять ватную палочку и, когда ребёнок произносит "ддд", разбалтывать кончик языка движениями из стороны в сторону. Должно получится "ДР", потом именно с этого сочетания следует начинать автоматизацию.
  2. От упражнения "Грибок". Здесь ребёнок уже самостоятельно, без механической помощи, пытается произнести "Р". Взрослый просит его с силой подуть на кончик языка, чтобы получился звук.

Способов постановки звука множество. Но эти два способа являются самыми распространёнными, можно даже сказать, классическими.

Автоматизация звука "Р" в слогах

После того, как звук был поставлен, нужно незамедлительно переходить к автоматизации звука "Р". Закрепление строится по принципу "от простого к сложному". Начинается работа всегда со слогов. Подбор речевого материала зависит от того, каким способом постановки пользовались. Если от звука "Д", то автоматизация начинается с таких слогов:

  • ДРА, ДРО, ДРУ, ДРЫ.
  • ТРА, ТРО, ТРУ, ТРЫ.

Если звук появился благодаря второму способу, то следует брать следующие виды сочетаний:

  • РА, РО, РУ, РЫ.
  • АР, ОР, УР, ИР.

Когда одна группа слогов будет автоматизирована (ребёнок не будет допускать ошибки при произношении), следует переходить к словам.

Закрепление в словах

Следующий этап в автоматизации - это отработка звука в словах. Всегда подбираются слова, содержащие отработанный слог, иначе ребёнок может допустить ошибку. Ещё одним важным нюансом для словесного отбора является доступность его для ребёнка, т.е. он должен понимать, что это слово значит. Иначе, будет больше думать не о том, звук, а о поиске значения незнакомого слова. Ниже будут даны примеры слов, которые рекомендуется брать на начальном этапе.

Многие допускают следующую ошибку: отрабатываются только существительные, а прилагательные и глаголы забываются. Их тоже нужно включать в процесс автоматизации, потому что не все дети могут свободно образовывать их от существительных.

Слова на "РА"

  • РАМА;
  • РАДУГА;
  • РАБОТА;
  • РАКЕТА;
  • РАССКАЗ;
  • РАКУШКА;
  • РАДОВАТЬСЯ;
  • РАДУЖНЫЙ.

Виды работ

Кроме повторений слов, используются и другие виды работ для автоматизации звука в словах, которые положительно влияют не только на произношение, но и способствуют развитию фонематического слуха, и синтеза. Например:

  • придумать самостоятельно слова на определённый слог;
  • составить из букв слово (это для детей старшего дошкольного возраста);
  • определить, где находится звук в слове: в начале, середине или конце.

После того, как были отработаны несколько слов, следует переходить к закреплению в словосочетаниях. Будьте внимательны: многие пропускают этот этап, потому что не считают его нужным. На самом деле, он как раз служит плавным переходом от произнесения отдельных слов до предложений.

Автоматизация звука "Р" в словах и предложениях должна проходить одновременно - не нужно работать только с одним слогом и одними словами. Если будете работать по такому принципу, процесс автоматизации затянется. В занятие по автоматизации звука "Р" должна включаться отработка:

  • нового слога;
  • другого слога в словах, словосочетаниях и предложениях.

Закрепление звука в предложениях

Вообще, этап автоматизации звука "Р" в словах и предложениях - один из самых обширных, потому что выбор речевого материала расширяется. И нужно быть очень внимательными: ведь после предложений идёт самый трудный для ребёнка и родителей этап - введение звука в связную речь ребёнка. Поэтому очень важно, чтобы автоматизация звука "Р" в словах и предложениях была проведена качественно. В самом начале работы с предложениями, нужно стараться максимально включать в работу отработанные слова. Необходимо, чтобы предложение было наполнено звуком "Р", например:

Рая была рада радуге.

У Раи росли розы.

У Розы в руках рыба.

Постепенно предложения удлиняются и уменьшается количество слов со звуком "Р", потому что в обычной речи, люди не используют такие насыщенные предложения.

Потом можно усложнить задачу: попросить ребёнка самостоятельно составить предложения из подобранных слов. Это помогает не только в коррекции звукопроизношения, но способствует развитию грамматического строя и формированию связной речи.

Хорошим упражнением будет составление предложения по картинкам или небольшого рассказа. Картинки должны быть понятными ребёнку и содержать отработанные слова. Это упражнение уже направлено не просто на автоматизацию звука в предложении, но и на формирование связной речи.

Дифференциация звуков

Этот этап работы необязателен, но он необходим в тех случаях, когда ребёнок путает в своей речи звуки "Р" и "Л". При произнесении язык находится у них в одном положении, поэтому они могут их путать. Ещё такое часто встречается, когда в детской "Р" не было, и он заменял его более простым "Л".

Как всегда, работа начинается со слогов. Берут слоги с чередованием:

  • РА-ЛА-РА;
  • ЛА-ЛА-РА;
  • РА-РА-ЛА.

Когда сочетания слогов произносятся безошибочно, берутся слова, в которых есть и "Р", и "Л", например: крокодил, мармелад, кораллы. Хорошо после слогов брать скороговорки и чистоговорки, которые в самом начале нужно проговаривать медленно, постепенно ускоряя темп, но чтобы произношение всех звуков оставалось чистым. Пока чередование "Р"-"Л" не отработано, не рекомендуется в предложения включать слова, в которых бы находился звук "Л".

Не все родители готовы заняться самостоятельно постановкой и автоматизацией звука "Р" в словах и предложениях. Для многих взрослых эта работа кажется очень сложной. В этом случае пригодятся услуги логопеда. Сейчас сложно попасть на занятия к логопеду, который работает в детском саду. Многих родителей очень выручает логопедический центр.

Логопед проведёт диагностику, определит уровень речевого развития ребёнка и установит причину из-за которой возникло нарушение звукопроизношения. На основе полученной информации, составляется план коррекционной работы, в котором учитываются индивидуальные возможности ребёнка. Родителям тоже нужно заниматься с ним дома, особенно во время автоматизации, потому что это время, когда у ребёнка формируется самоконтроль за речью.

Как долго может автоматизироваться звук "Р"? Звук "Р" считается одним из самых сложных по артикуляции звуков, требующим больших (для малыша) усилий. Поэтому ни один специалист не даст точного ответа на этот вопрос. Здесь всё зависит от того, как внимательно родители будут следить за речью ребёнка и насколько правильно будет подобран речевой материал. Так же большую роль играет, когда была начата коррекционная работа: чем раньше, тем быстрее пройдёт автоматизация.

Не у всех есть возможность воспользоваться услугами логопеда. Для некоторых родителей они просто не по карману. Не всегда есть возможность посещать и логопедический центр. Виды работ, кратко описанные выше, помогут родителям самостоятельно автоматизировать у ребёнка правильный звук "Р". Главное, набраться терпения, малышу в этот период очень нужна ваша поддержка. Тогда у него будет правильное звукопроизношение и красивая речь!

Тема: «Автоматизация звука [Р] в словах со слогами тра-тро-тру-тры; дра-дро-дру-дры»

Цели:

  • учить детей правильно произносить звук [Р] в стечениях с согласными [Д][Т];
  • развивать навык дифференциации слов по родам;
  • вспомнить падежные окончания имен существительных;
  • развивать зрительно-пространственную ориентировку;
  • развивать связную речь;
  • развивать навык составления предложения;
  • развивать мышление, память, внимание.

Ход занятия

I. Организационный момент

Логопед просит детей выделить второй звук в словах: трактор, врач, крот. (звук [Р])
Логопед знакомит детей с темой занятия.

II. Основной этап

Артикуляционная гимнастика. Логопед проводит с детьми «зарядку для язычка». У каждого ребенка индивидуальное зеркало. Упражнения уже знакомы детям, выполняются по инструкции логопеда с опорой на зрительное восприятие. В качестве подсказки логопед демонстрирует детям схему выполнениях артикуляционной гимнастики.

Перечень упражнений: иголочка, маляр, лошадка, грибочек, гармошка, пулеметик, завести моторчик.

Уточнение артикуляционного уклада при произнесении звука [Р]. Логопедвместе с детьми вспоминает положение органов артикуляции при произнесении звука [Р]. Логопед акцентирует внимание детей, что «рычать» должен кончика язычка, а не горло.

Автоматизация звука [Р] в слогах. Логопед просит детей повторить за ним слоговые ряды. Логопед воспроизводит слоговой ряд и предлагает нескольким детям из группы повторить.

Слоговые ряды:

тра-тра-тра
дра-дра-дра
тры-дры-тры
дру-дру-тру
тро-тро-дро
дол-тро-дро-тро
дру-дру-тру-тру

Если ребёнок искажает отрабатываемый звук, логопед просит его произнести слог еще раз. Стоит отметить, что на этапе автоматизации звук [Р] тянется утрированно долго.

Логопед выставляет на доску предметные картинки и просит детей назвать изображенные на них предметы.



(Подруги, тетрадь, страус, стразы, трубка, кедры, метро, друзья, квадрат, струны, стройка, строители, стружка.)

Игра «Кто? Что?»

Логопед просит детей назвать только те предметы, про которые можно спросить: «Что это?» (Тетрадь, стразы, трубка, кедры, метро, квадрат, струны, стройка, стружка.)

После того, как все предметы названы, логопед предлагает найти изображения, к которым можно поставить вопрос: «Кто это?». (Подруги, страус, друзья, квадрат, струны, строители.)

Игра «Что пропало?»

Логопед предлагает детям закрыть глаза и прячет одну из картинок. После этого, дети открывают глаза и называют, какой картинки не хватает. При этом логопед просит детей формулировать ответы по образцу: «Нет стружки, нет друзей». Таким образом, помимо коррекции звукопроизношения, отрабатывается форма родительного падежа единственного числа имен существительных.

Сначала логопед прячет по одной картинке. Когда дети безошибочно называют недостающее изображение, логопед увеличивает число «спрятанных» предметов. В конце игры логопед прячет все картинки и просит детей назвать все 12 карточек.

Игра «Найди картинку».

Логопед дает детям инструкцию: «Кто изображен между метро и квадратом?» И просит детей найти необходимую картинку. Для более успешной автоматизации детям предлагается отвечать полным ответом (Между метро и квадратом изображены друзья).
Варианты инструкций:
- Что изображено справа от стройки? (Стружка)
- Что изображено над стружкой? (Квадрат)
- Что изображено между кедрами и стразами? (Трубка)
- Что изображено под страусом? (Кедры)

После выполнения задания логопед предлагает детям самим сформулировать инструкцию и спросить об интересующей картинке у других учащихся.

Игра «Считалочка».

Логопед предлагает детям посчитать каждое изображение от одного до пяти. При этом картинки раздаются учащимся, и каждый ребенок считает свои предметы.
Пример: «Один квадрат, два квадрата, три квадрата, четыре квадрата, пять квадратов.»

Автоматизация [Р] в предложениях.

Логопед просит детей придумать предложение с каждой из картинок. Работа осуществляется по следующему алгоритму:

Про кого будет твое предложение? (Про друзей)
- Что делают друзья? (Гуляют)
- Где гуляют друзья? (В парке)
- Скажи полным ответом. (Друзьягуляютв парке.)

Аналогичным образом логопед помогает детям придумать предложения с каждой из картинок.

III. Итог занятия

Логопед просит вспомнить детей, с какими картинками они сегодня играли на занятии.

Иногда у детей период автоматизации звука Р в звукосочетаниях -ДР-, -ТР- затягивается. Такого речевого материала не так много. В пособии собран речевой материал разных авторов. Для удобства пользования он разбит на страницы. Каждую страницу можно распечатать и предложить родителям в качестве домашнего задания на закрепление звука Р в речи детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Речевой материал для автоматизации звука Р

дра-дры-дро-дру
дры-дро-дру-дра
дро-дру-дра-дры
дру-дра-дры-дро

Драка, драный, драться.

Бодрость, мудрость.

Дрыгать, дрын.

Кадры, кедры, щедрый.

Дровни, дрозд, дроссель.

Друг, дружба, дружный,дружить, другой.

Дра-дра-дра, ливень льёт, как из ведра.

Дро, дро, дро - у нас красивое ведро.

Дро-дро-дро, матрос несёт ведро.

Дру-дру-дру, трутень лезет по ведру.

Дры-дры-дры, хитры гномы и мудры

тра-тры-тро-тру
тры-тро-тру-тра
тро-тру-тра-тры
тру-тра-тры-тро

Трава, трамвай, траншея, тропинка, тростник, троллейбус.

Быстрая, завтрак, стража, страна, страница, острая, пёстрая, штраф, шустрая.

Трогать, трон, тропка, тропики, трос, трость.

Метро, стройка, патрон.

Трубка, труд, трудный.

Трубить, трудиться.

Ватрушка, петрушка, пеструшка, стружка, струна, струя.

Тра, тра, тра - погуляли до утра.

Тра, тра, тра - мы сидели у костра.

Тры, тры, тры - наши мальчики быстры.

Тры, тры, тры - зажигаются костры .

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ С ЗВУКОСОЧЕТАНИЯМИ -ТР- И –ДР-

Тропка не видна в траве. На метро можно быстро доехать до центра. Дуют ветры. Матрос поднимает трап. Труд нам необходим. Трофим рубит дрова. Ведро стоит на траве. Подруги пошли в театр. У выдры ценный мех. Дрозды вьют гнёзда. Моего друга зовут Петруша. Друзья помогают друг другу. Завтра мы с другом идём в театр. Трофим идёт на стройку. Петр видел страуса и выдру. В тетради осталась одна страница. Трофим и Петр дружат давно. Втроём мы быстро закончили строгать доски.

Автоматизация звука [Р]

Звук [Р] в слогах и словах со стечением «тр» и «др»

Звук [Р] в слогах «тр» и «др»:

Тра – тра – тра дра – дра – дра атр – атр – атр адр – адр – адр

Тры – тры – тры дры – дры – дры ытр – ытр – ытр ыдр – ыдр – ыдр

Тро – тро – тро дро – дро – дро отр – отр – отр одр – одр – одр

Тру – тру – тру дру – дру – дру утр – утр – утр удр – удр – удр

Трэ – трэ – трэ дрэ – дрэ – дрэ этр – этр – этр эдр – эдр – эдр

Автоматизация звука [Р] в сочетаниях «тр» и «др» в словах:

* Трап, тралл, тр а вы, травка, трасса, тракт, трата, матрас, тетрадь, трос, троль, трое, тройка, трость, тропик, трогать, тропка, матрос, метро, ситро, патрон, труд, трубка, трудный, трус, трудности, трусость, трудно, трубы, ватрушка, петрушка, поутру, сотру, сотрудник, отрывок, шатры, отрыжка.

* Трава, трамвай, трамплин, траншея, трагедия, отражение, витражи, тропа, Трофим, тростник, тропинка, троллейбус, утро, хитрость, труба, трусишка, трушу, трубит, трубач, трубочист, отруби, трын-трава, осётры, гетры, метры, осмотры, литры, театры, педиатры, ветры, хитрый, отрывать.

* Театр, педиатр, Пётр, осётр, фетр, центр, метр, литр, осмотр, фильтр.

* Драка, дранка, драп, драить, квадрат, удрал, отодрать, дровни, дробь, дрожь, дрожжи, дротик, дрозд, дробный, ведро, бедро, ядро, космодром, подросток, друг, дружба, дружно, подружка, подруга, дрыгать, надрыв.

* Драчун, драже, дракон, дразнить, вёдра, выдра, пудра, недра, эскадра, подражать, дрова, дрозды, дрожать, дровосек, бодро, мудро, мудрость, другой, дружина, друзья, дружить, водрузить, кадры, кедры, щедрый, подрывать.

* Сидр, кадр, кедр, бодр.

Автоматизация звука [Р] в сочетаниях «тр» и «др» в предложениях:

Повтори предложения:

* Трофим трубил в трубу. На траве не видно тропки. Отец потрошил осётра. Петрушка ест ватрушку. В трамвае сидят трое. Матросы тянут трос. Уважайте труд, любите труд! У метро кинотеатр для детей. На остановке стоит трамвай. У Петра много друзей. Трофим дрожит от холода. Подросток несёт ведро. Трофим поит лошадь из ведра. На траве лежат дрова. На ветках сидят дрозды. Я слушал с друзьями дружное пение дроздов. Тропка на травке, травка на тропке. Трое трубачей трубят в трубы.

Повтори чистоговорку. Чётко произноси звук [Р]:

Тру – тру – тру - встану рано поутру.

Тра – тра – тра - в детский сад идём с утра.

Тра – тра – тра - а мы поём с утра.

Тру – тру – тру - дрожат листочки на ветру.

Тро – тро – тро - в садик ехали в метро.

Тры – тры – тры - плывут большие осетры.

Тры – тры – тры - в сказках гномики хитры.

Выучить наизусть стихотворения. Следить за чётким произношением звука [Р]:

Т р уба т р убит, т р уба поёт. Под р уга выд р а у бобра.

Идёт по улице народ. Она проворна и хит р а.

Т р убач т р убит в т р убу не зря: Бобёр и выд р а поут р у

Сегодня первое сентября! Играют в новую игру.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р]

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В СЛОГАХ И СЛОВАХ С СОЧЕТАНИЕМ-ДР-

Проговаривать слоги, чётко произнося звук [Р]

дра-дры-дро-дру

дры-дро-дру-дра

дро-дру-дра-дры

дру-дра-дры-дро

Драка, драный, драться.

Драже, драчун, дрова, дрожать.

Вёдра, выдра, пудра, эскадра.

Бодрость, мудрость.

Дрыгать, дрын.

Кадры, кедры, щедрый.

Дровни, дрозд, дрок, дроссель.

Друг, дружба, дружный дружить, другой.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В СЛОГАХ И СЛОВАХ С СОЧЕТАНИЕМ -ТР-

Проговаривать слоги, чётко произнося звук [Р].

тра-тры-тро-тру

тры-тро-тру-тра

тро-тру-тра-тры

тру-тра-тры-тро

Проговаривать слова, чётко произнося звук [Р].

Травка, травма, трап, трасса.

Трава, трамвай, траншея, тропинка, тростник, троллейбус. Быстрая, завтра, завтрак, завтракать, стража, страна, страница, странный, странник, острая, пёстрая, штраф, шустрая. Трогать, трон, тропка, тропики, трос, трость. Метро, стройка, патрон. Трубка, труд, трудный. Трубить, трудиться. Ватрушка, петрушка, пеструшка, стружка, струна, струя.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ, ВКЛЮЧАЮЩИХ СЛОВА С СОЧЕТАНИЯМИ -ДР-, -ТР-

Проговаривать предложения, чётко произнося звук [Р].

Друзья поднимаются по трапу. На стройку мы приехали в трамвае. У матроса трубка. Подруги увидели страуса. Дрозды - дружные птицы. В нашей стране много кедра. Дрова лежат на траве. Ведро стоит около костра. На этой странице нарисован театр. Завтра мы поедем на метро.

Выучить скороговорки, отработав произношение звука [Р].

На дворе трава,

На траве дрова.

Не руби дрова

На траве двора.

На травке тропка, травка на тропке. Без труда не вытащишь рыбку из пруда.

Стихи на автоматизацию звука Р в сочетании ДР-ТР

Дружная драка

Трое друзей дружно дрались,
Кондрат и Трофим помогать им взялись,
Драка закончилась, тройка смеется:
«Дружными быть не всегда удается!»

Театр

Петр Дроздов – наш педиатр
Завтра пойдет с другом в театр.
Будет отрывок о том как матрос
Утром трудился завязывать трос.

Страус

Страус от страха в песок закопался,
Очень дрожал! Так испугался!
«Страус, не бойся!», - сказали все дружно,-
«Смелым ты будь – получишь ватрушку».

Министр

Щедрый министр по центру гулял,
Дружным подросткам конфеты давал,
А драчуны штраф получали,
Чтобы других не обижали.

Хитрый Трофим

Хитрый Трофим на стройке служил,
Трудиться Трофим совсем не любил.
Строгий начальник его отругал,
Трудолюбивым Трофим тут же стал.

Нет кострам!

В лесу на траве не жги ты костры!
Стражники леса очень быстры,
Выпишут штраф, отругают тебя:
«Лес ты не трогай, люби, как себя!»

Трудный день

Трудный день сегодня у Трофима:
Он дрова целый день колол,
Поделился с другом бензином,
И свой драндулет завел.

Мудрость

Выдра дрозду мудрость сказала,
Очень важной себя выдра считала.
Мудрость эту дрозд запомнил,
Хоть ни слова он не понял.

Заблудился

Тропинка Петра далеко завела,
Подруга его очень долго звала,
Вдруг, Петр услышал подруги той зов,
Он к ней побежал мимо кустов.

Стройка

У нас на стройке трап, траншея,
Труба, трамплин, пила и трос,
Тут доски, стружка, литры клея,
А в центре стройки лежит тёс.

Стружка

Дед Иван полено строгал,
Стружки с травы он не сметал,
Бабушка Глаша его отругала,
Больше строгать на траве не давала.


АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В СЛОГАХ И СЛОВАХ С СОЧЕТАНИЕМ-ДР-

дра-дры-дро-дру
дры-дро-дру-дра
дро-дру-дра-дры
дру-дра-дры-дро

Драка, драный, драться.

Драже, драчун, дрова, дрожать.

Вёдра, выдра, пудра, эскадра.

Бодрость, мудрость.

Дрыгать, дрын.

Кадры, кедры, щедрый.

Дровни, дрозд, дроссель.

Друг, дружба, дружный,дружить, другой.

Дра-дра-дра, ливень льёт, как из ведра.

Дро, дро, дро - у нас красивое ведро.

Дро-дро-дро, матрос несёт ведро.

Дру-дру-дру, трутень лезет по ведру.

Дры-дры-дры, хитры гномы и мудры

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В СЛОГАХ И СЛОВАХ С СОЧЕТАНИЕМ -ТР-

тра-тры-тро-тру
тры-тро-тру-тра
тро-тру-тра-тры
тру-тра-тры-тро

Травка, травма, трап, трасса.

Трава, трамвай, траншея, тропинка, тростник, троллейбус.

Быстрая, завтрак, стража, страна, страница, острая, пёстрая, штраф, шустрая.

Трогать, трон, тропка, тропики, трос, трость.

Метро, стройка, патрон.

Трубка, труд, трудный.

Трубить, трудиться.

Ватрушка, петрушка, пеструшка, стружка, струна, струя.

Тра, тра, тра - погуляли до утра.

Тра, тра, тра - мы сидели у костра.

Тры, тры, тры - наши мальчики быстры.

Тры, тры, тры - зажигаются костры.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ С ЗВУКОСОЧЕТАНИЯМИ -ТР- И –ДР-

Тропка не видна в траве. На метро можно быстро доехать до центра. Дуют ветры. Матрос поднимает трап. Труд нам необходим. Трофим рубит дрова. Вед­ро стоит на траве. Подруги пошли в театр. У выдры ценный мех. Дрозды вьют гнёзда. Моего друга зовут Петруша. Друзья помогают друг другу. Завтра мы с другом идём в театр. Трофим идёт на стройку. Петр видел страуса и выдру. В тетради осталась одна стра­ница. Трофим и Петр дружат давно. Втроём мы быс­тро закончили строгать доски.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В ОБРАТНЫХ СЛОГАХ

Ар-ур-ир Ир-ор-ар эр-ур-ир Ир-ор-ур

Ор-ир-ур Ур-ир-ор ор-эр-ар Ур-ор-эр

Рая едет на базар ар-ар-ар, ар-ар-ар.

Федор подметает двор, ор-ор-ор, ор-ор-ор.

У корыта много кур, ур-ур-ур, ур-ур-ур.

Ираида пьет кефир ир-ир-ир, ир-ир-ир.

Ровный красный помидор ор-ор-ор-, ор-ор-ор.

Фермера зовут Захар, ар-ар-ар, ар-ар-ар.

Мастер разрезает шнур, ур-ур-ур, ур-ур-ур.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В ОБРАТНЫХ СЛОГАХ С УДАРЕНИЕМ НА СЛОГ

ар - вар, дар, жар, пар, шар, карп, парк, март, базар, загар, комар, Макар самовар, пожар, армия, баржа, бархат, карта, марка парта, фартук.
ор - бор, сор, хор, борщ, двор, корм, морж, порт, сорт, торт, гор­ка, орден, корка, зоркий, норка, форма, горный, тормоз, фор­точка, мотор, помидор, забор, мухомор, топор.
ур - -бур, шнур, урна, бурка, бурный, куртка, шкурка, дежурный, Мурка, чурка.

ыр - сыр, Таймыр, дырка, фыркать, дырча­тый.
яр - ярко, ярче, доярка

ёр - ёрш, бобёр, актёр, ковёр, боксёр, монтёр, шофёр, шахтёр, костёр, тёрка, пятёрка, дёргать, озёрный, чёр­ный.
юр - юрта, юркий.

ер - верх, герб, серп, верба, верно, мерка, ферма, шерсть, Герман, первый, беркут, термос, персик, усердный, пи­онер, офицер.
ир - мир, пир, тир, кефир, мундир, командир, пассажир, бирка, ширма, мирный.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В ОБРАТНЫХ СЛОГАХ БЕЗ УДАРЕНИЯ НА СЛОГЕ

Произносить (читать) слова по образцу: а - р - буз, ве-те - р - , о-гу - р - -цы.
ар - арба, арбуз, артист, повар, сахар, Барбос, барсук, карман,
картон, гармонь, картошка, мартышка, партизан
ур - пурга, огурцы, шнурки.
ир - кирка, кирпич.

ер - веер, ветер, вечер, катер, мастер, черта, верхом, вершок, червяк, чердак, чернела, вернуть, держать, вертеть, терпеть, перчатки.

Фёдр метет двор. Егор чистит ковер. У Германа мама доктор. Мурка за мышкой, а мышка в норку. Зимой в парке горка. Насыпь сахар в кефир. Фёдор надевает куртку. В комнате яркий абажур. Зернистый снег темнеет в марте. На опушке порхают яркие бабочки.

Егор, Егор, укажи свой двор!

А вон мой двор, голубой забор.

Ар-ар-ар - стоит самовар.
Ар-ар-ар - улетел мой шар.
Ор-ор-ор - Вова несёт топор.
Ор-ор-ор - красный помидор.
Ур-ур-ур - щенок гоняет кур.
Ур-ур-ур - у нас короткий шнур.

Ыр-ыр-ыр - мы едим сыр.
Эр-эр-эр - ветер, вечер, офицер.
Ир-ир-ир - мы пьём кефир.
Ер-ер-ер - дядя Федя - офицер.
Ёр-ёр-ёр - на стене ковёр.
Арки-арки-арки - Рая собирает марки.
Орка-орка-орка - во дворе крутая горка

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В ТЕКСТЕ

УТРО

Фёдор встаёт с первыми петухами. Быстро оде­вается. Надо на стройку. В термосе есть чай. Но Фёдор утром его не пьёт. Достает кефир, сыплет сахар. Утром кефир освежает. Надевает куртку, вы­ходит во двор. Садится на мотоцикл. Заводит мо­тор и едет на стройку. Трудовое утро начинается. Шел Егор через двор, Нес топор чинить забор.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В ПРЯМЫХ СЛОГАХ

ра-ро-ру ро-ры-ру ру-ры-ра

ра-ру-ро ры-ро-ра ру-ра-ры

Добавь подходящее по рифме количество одинаковых слогов

Говорит взрослый. Говорит ребенок

В парке ровная гора, ра-ра-ра, ра-ра-ра.

Утром едем на метро, ро-ро-ро, ро-ро-ро.

Краской красим конуру, ру-ру-ру, ру-ру-ру.

В парке кружат комары, ры-ры-ры, ры-ры-ры.

У ворот стоит баран, ран-ран-ран, ран-ран-ран.

Кира, украшай пирог, рок-рок-рок, рок-рок-рок.

К озеру идем с ведром, ром-ром-ром, ром-ром-ром.

В огороде есть горох. рох-рох-рох, рох-рох-рох.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В СЛОВАХ

РА-РА-РА- дыра, баранки, пирамида, детвора, гора, таракан

РА-РА-РА- рак, рама, работа, радио, рана, ракета

РО-РО-РО- рот, ров, робот, Родина, роза

РО-РО-РО- мороз, творог, ворона

РУ-РУ-РУ- руль, Русь, руки, рукав

РУ-РУ-РУ- парус, кукуруза, шнур

РЫ-РЫ-РЫ- рыба, рыбак,рынок,рысь

РЫ-РЫ-РЫ- корыто, перышко, бурый

Простор, разгар, размер, разговор, квартира, кругозор, проверка, проворный, фарфор, прорубь, оркестр, прорыть, аэродром, дроворуб, разбирать, распороть, трактор, тротуар, скоро-
варка, скороговорка, транспорт, программа, рупор.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В СЛОВОСОЧЕТАНИЯХ

Румяный рулет. Рукав рубашки.

Рубец на руке. Русский рубеж.

Русая русалка. Рукавицы на руках.

Рундук для робы. Румынские руины.

Рома ловит рыбу. Рабочие рыли ров.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ

Ветер раздувает парус. Захар кормит кур. Мурка стащила сыр. Варвара чистит ковёр. У норки чёрная шкурка. Офицер носит мундир. У мартышки в кормушке помидор. Мы идём на базар за персиками и арбузами. Повар кладёт сахар в тесто для торта. На чердаке воет ветер. На опушке порхают яркие бабочки. Шофёр заводит мотор, и машина трогается.

Ра-ра-ра - начинается игра.
Ра-ра-ра - Рае нравится жара.
Ра-ра-ра - Кате спать пора

ра-ра-ра - у лисы нора
Ра-ра-ра - у мышки есть нора.

Ро-ро-ро - в городе метро.
Ро-ро-ро - у Ромы новое ведро.
Ро-ро-ро - у Розы старое перо.
Ру-ру-ру - заяц ободрал кору.
Ру-ру-ру - коза грызёт кору.
Ру-ру-ру - ягод наберу.
Ры-ры-ры - Рома видит рыб.
Ры-ры-ры - застучали топоры.
Ры-ры-ры - Жора прыгает с горы.
Ры-ры-ры - у мальчиков шары.
Ры-ры-ры - не заметили жары.

Вра, вра, вра - у нас дома нет ковра.

Бра, бра, бра - пожелаем всем добра.

Гра, гра, гра - у нас новая игра.

Кра, кра, кра - очень вкусная икра.

Р №1 АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА В СЛОГАХ С СОЧЕТАНИЕМ ТР И ДР

ТРА – ТРА – ТРА ДРА – ДРА – ДРА

ТРО – ТРО – ТРО ДРО – ДРО – ДРО

ТРУ – ТРУ – ТРУ ДРУ – ДРУ – ДРУ

ТРЫ – ТРЫ – ТРЫ ДРЫ – ДРЫ – ДРЫ

ТРА – ТРО – ТРУ ДРА – ДРО – ДРУ

ТРО – ТРУ – ТРЫ ДРО – ДРУ – ДРЫ

ТРУ – ТРЫ – ТРА ДРО – ДРЫ – ДРА

ТРА – ТРЫ – ТРУ ДРА – ДРЫ – ДРУ

АТР – ОТР – УТР ЮТР – ЕТР – ЯТР

ОТР – ЫТР – ЕТР ЯТР – ЮТР – УТР

УТР – ЯТР – ЕТР ЫТР – ИТР – ЕТР

ЫТР – ОТР – ЮТР ИТР – ОТР – ЕТР

АДР – ОДР – УДР ЮДР – ЕДР – ЯДР

ОДР – ЫДР – ЕДР ЯДР – ЮДР – УДР

УДР – ЯДР – ЕДР ЫДР – ИДР – ЕДР

ЫДР – ОДР – ЮДР ИДР – ОДР – ЕДР

Р №2 АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА В СЛОВАХ С СОЧЕТАНИЯМИ ТР, ДР

Произносить слова с ударением на слоге:

Драма, дратва, дранка, драп, драть, драка, квадрат, дробь, дрожжи, дровни, ведро, бедро, ядро, подрос, дружба, друг, подруга, вдруг, дружит.

Произносить слова без ударения на слоге:

Дракон, драгун, ведра, эскадра, выдра, пудра, дрова, дрожать, дрозды, мудрость, бодрость, дружить, дружина, кедры, кадры, бодрый.

Трап, трасса, травы, травка, трал, травля, тетрадь, матрос, матрас, трос, тройка, тропка, трос, тропинка, трогать, метро, ситро, патрон, трудно, трубка, трус, петрушка, ватрушка, осетры, отрыв.

Трамвай, трава, траншея, трамплин, троллейбус, тропа, утро, хитрость, трофей, труба, трубач, трусы, отруби, смотри, театры, ветры, гетры, метры, отрывать.

Слова со стечением согласных в слоге:

Страус, страны, стража, завтрак, быстрая, страница, строчка, стройка, строгать, втроем, быстро, стружка, струны, струи, пестрый, острый, астры, министры, костры.

Слова с обратными слогами:

Театр, метр, осетр, Петр, педиатр, центр, литр, фильтр, смотр, кинотеатр.

Р №3 ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗВУКА Р В ОБРАТНЫХ СЛОГАХ И СЛОВАХ

АР – ОР – УР УР – ЫР – ЕР ИР – ЕР – ОР

ЯР – ЁР – ЮР ЯР – ЮР – ИР ЮР – ЯР – УР

Слова с ударением на слоге:

Комар, товар, базар, пожар, жар, вар, дар, пар, удар, самовар, парк, карп, марка, парта, бархат, баржа.

Двор, забор, Егор, топор, бор, сор, спорт, морж, торт, орден, горка, корка, форма, норка, мотор, помидор.

Шнур, бур, куртки, бурка, шкурка, Мурка, абажур, сыр, дырка, фыркать.

Яркий, доярка, ёрш, ковер, боксер, актер, шахтер, шофер, костер, терка, пятерка, дергать, черный.

Юрта, Юра, юркий, верх, верба, герб, серп, верно, ферма, шерсть, первый, верный, скверный, термос, персик, офицер, пир, мундир, тир, мир, кефир, пассажир, командир, мирный, ширма, стирка.

Слова без ударения на слоге:

Артист, аркан, аромат, Арбат, арба, арбуз, повар, сахар, карман, картон, гармонь, картошка.

Ураган, урок, Урал, урожай, шнурок, огурец, пурга, буран.

Кирка, кирпич, катер, вечер, ветер, веер, червяк, вернуть, чернила, перчатки, терпеть, вертеть, чердак, сюртук.

Ар – ар – ар – летит комар. Арка – арка – у меня марка.

Ор – ор – ор – у меня топор. Орка – орка – крутая горка.

Ур – ур – ур – не гоняй кур. Ирка – ирка – у меня дырка.

Ир – ир – ир – мы за мир. Урка – урка – кошка Мурка.

Р №4 АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА Р В СЛОГАХ И СЛОВАХ

РА – РО – РУ РУ – РА – РЫ

РО – РА – РЫ РЫ – РО – РУ

РЫ – РУ – РА РО – РУ – РЫ

Рак, раз, Рая, рана, радио, радую, радость, раковина, жара, нора, дыра, гора, буран, гараж, жираф, парад, Рома, роза, роща, Родина, род, рожки, розовый, ровный, мороз, народ, паром, ворона, корова, короткий, строка, коробка, пирог, герой, урок, гора, ручка, рубка, русый, руки, русский, беру, орудие, Маруся, дыру, нору, жару, кукуруза, рыжик, рынок, рыба, рыхлый, рыть, рысь, шары, дары, корыто, топоры, комары, дворы.

Вера, Лара, Юра, Ира, работа, ракета, пара, мера, фара, рассказ, муравей, барабан, расческа, карандаш, рука, рукав, ручей, рубить, рубанок, рукавица, ручной, румянец, парус, норы, куры, пары, дыры, заборы, пожары, актеры, боксеры, шахтеры, самовары, рыбаки, шоферы.

Брат, брать, браво, брак, гранит, граница, грамота, грач, графин, край, кран, краска, крабы, крапива, красавица, краса, правда, прачка, правила, правый, направо, Франция, цифра, храпеть, хранит, брови, брошка, бросить, брус, брусника, брынза, брызги, врос, вроде, гроздь, грозы, грохот, громко, грузди, груша, грубый, грудь, грызть, грызун, крошки, крот, кровь, кросс, кружка, круг, крупа, крутой, кругом, крупный, крыса, крыша, Крым, крышка, закрыть, провод, пробка, простыня, просто, пруд, прутик, пружина, срочно, срок, срубить, фрукт.

Р №5 АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА В ЧИСТОГОВОРКАХ, ФРАЗАХ

Ра – ра – ра – высокая гора. Ры – ры – ры – летят комары.

Ро – ро – ро – новое ведро. Ру – ру – ру – начинаем мы игру.

Серая ворона. Трудная работа. Быстрая ракета. Кружевной узор. Озорной воробей. Кирпичный гараж. Морская рыба. Ровная дорога. Родная природа. Российский сыр. Дровяной сарай. Дорогой подарок. Корабельный трап. Крупная трата. Царский трон. Раннее утро. Северный ветер. Фруктовое ситро. Ружейный патрон. Острый топор. Пестрая рубашка. Рубиновый браслет. Красный гранат. Старший брат. Ровный прибор. Упругая пружина. Открытая фрамуга. Северная граница. Красивый графин. Черный грач. Гром грохочет. Срочный груз. Трусливый кролик. Крутой поворот. Размах крыла. Барабанная дробь. Верный друг. старая дружба. Круглое ядро.

Проспрягать: я кормлю кроликов. Я работаю поваром. Я прыгаю с трамплина. Я собрал ведро рыжиков. Я рублю дрова острым топором.

О б р а з е ц: Я работаю поваром. Мы работаем поварами.

Ты работаешь поваром. Вы работаете поварами.

Он (она) работает поваром. Они работают поварами.

Р №6 АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА В СЛОВАХ С ДВУМЯ ЗВУКАМИ Р И

ПРЕДЛОЖЕНИЯХ

Пробор, прорыв, разрыв, прорубь, шаровары, мрамор, маршрут, размер, раствор, кругозор, оркестр, раскрыть, фарфор, простор, разговор, аэродром, проверка.

У Федора новый барабан. На траве двора лежат дрова. Друзья всегда помогают друг другу. На столе ваза, в вазе красивые астры. Дети в зоопарке видели страуса. Рая на ферме, она ухаживает за коровами. Мама испекла вкусные ватрушки с творогом. Идет Егор через двор. В огороде огурцы и помидоры. На стене географическая карта. Пошла муха на базар и купила самовар. На парте лежат тетради. Грузовик привез дрова. Белые бараны били в барабаны. Вера и Рома собирают рыжики. Зимой рыбаки ловят рыбу в проруби. Всем народам нужен мир. После дождя в небе разноцветная радуга. Ира хорошо играет на рояле. В этом году хороший урожай проса. В Москве красива Красная площадь. Вера и Рома –ровесники. Бульдозеры и тракторы прокладывают дорогу. Дровосек рубит дрова. Вороны, сороки и грачи живут в городских парках. Черные грачи ходят по борозде за трактором. Метро, трамвай, троллейбус – городские виды транспорта. Московское метро украшено мрамором. Ранним утром сверкает на траве роса. Пестрая сорока сидит на крыше. Воробьи таскают зерна из-под носа у кур. Острым топором Рома срубил трухлявую грушу.

Р №7 АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ, ТЕКСТЕ

Пестрые астры украшают осенний сад. Рома прыгает с трамплина. Родион на дровнях привез дрова. Родион рубит дрова, а Рая и Вера носят дрова в сарай. Ира оцарапала руку. У Киры на руке шрам. Серый кролик грызет красную морковь. Рома, Вера и Кира собирают рыжики в бору. Рома набрал два ведра. Мастеру поручили срочную работу. В дороге все продрогли от северного ветра. Ира рывком открыла фрамугу. Вера ставит розовые астры в фарфоровой вазе на рояль. Чабан загоняет отару баранов в ворота. На картине изображен матрос с гранатой. Лора рвет ромашки. Валера работает шофером в гараже. Подорожник растет вдоль дорог и тропинок. Егорка кувырком скатился с горки. Прожитое что пролитое: не воротишь.

Проворонила ворона вороненка. На чужой сторонушке рад родной воронушке. Тот герой, кто за Родину стоит горой. Трое трубачей трубили в трубы. На горе Арарат растет крупный виноград.

ПОМОГИ ПТИЦАМ

Трещал сильный мороз. Вера и Ира вышли на улицу. Вера прикрепила к веткам березы кусочек сала. Вот ветка покачнулась. Это прилетели воробьи, синички, красногрудые снегири. Тут в сторону отлетел красный снегирь. Он ест только зернышки и семечки. Ира подбежала к дереву и разбросала горстку семян. Птицы были рады. Всю зиму дети кормили птиц!

Р №8 АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА ВО ФРАЗАХ, В ТЕКСТАХ

Рабочий работает. Рыбак рыбачит. Продавец продает. Сторож сторожит. Фотограф фотографирует. Сварщик сваривает. Рассказчик рассказывает. Нормировщик нормирует. Странник странствует.

У барана рога бараньи. У коровы рога коровьи. У вороны перья вороньи. У барсука нора барсучья.

Черная черника чернеет, На горе, на горке,

Красная брусника краснеет, На крутом пригорке

Розовая роза розовеет, Стройная рябинка,

Пестрый бессмертник пестреет. Будто на картинке.

Все горки да пригорки, Картинка в корзинке,

Пригорочки да горки: Карась на картинке,

А вдруг под каждой горкой Карась с карасенком

Крысиная есть норка? И ершик с ершонком.

Паровоз, паровоз, Пароварка паром варит,

Ты куда нас повез? Скороварка скоро варит.

Хорошо прокати

И назад возврати!

Р №9 АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА В СТИХОТВОРНОМ ТЕКСТЕ

Вышли мыши как-то раз – Ох, ох, ох, ох! –

Поглядеть, который час. Разворчался горох, –

Раз-два-три-четыре Очень трудно

Мыши дернули за гири. Жить в стручке,

Вдруг раздался страшный звон – Если дверка

Удирают мыши вон. На крючке.

Мыши водят хоровод, Мой подарок я вручила,

У печурки дремлет кот. То есть радость получила,

Тише, мыши, не шумите, То есть радостно и мне,

Кота Ваську не будите. То есть радостно вдвойне.

Как проснется Васька-кот, От подарка моего

Разобьет весь хоровод. Стало два

Вот проснулся Васька-кот – Из одного.

Разбежался хоровод.

Похожи три брата: Петуха я впряг в телегу,

Панкрат на Марата, Три горошины везу.

Марат на Кондрата, Чуть добрался до ночлега -

Кондрат на Панкрата. Нет гороха на возу!

Р №10 АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА В СТИХОТВОРНЫХ ТЕКСТАХ

В тетради Кондрат Три сороки-тараторки

Начертил квадрат. Тараторили на горке.

ОГОНЕК Землекопы роют ров

Хрустит за окошком Скоро будет он готов.

Морозный денек.

Стоит на окошке Привез Пров Егору

Цветок – огонек. Во двор дров гору.

Малиновым цветом

Цветут лепестки, Петр Петрович Прыгунов

Как будто и вправду Прибыл из Перми в Ростов.

Горят огоньки.

Его поливаю, Поросята были розовые –

Его берегу, От загара стали бронзовые.

Его подарить никому не могу!

Уж очень он ярок, За окошками забор,

Уж очень хорош, За забором

Уж очень на мамину Старый бор.

Сказку похож! Я забор уберу,

Чтобы дом стоял в бору!

Р №11 АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА В СТИХОТВОРЕНИЯХ

Шел Егор через бор, Прибыл он из жарких стран.

Видит: Шея, как подъемный кран.

Вырос мухомор. Гордый он, наверняка,

Хоть красив, а не беру, – Если смотрит свысока.

Вслух сказал Егор в бору. Нет, у зверя кроткий нрав.

Верно ты сказал, Егор! – А зовут его …

Так ему ответил Бор. Жираф

Барабанов Коля, Ната и Егорка

Барабанов Толя, Покупали терку.

И меньшой Сережа – Ну и терка, -

Барабанов тоже. Шепчет брат, -

В двери барабанит – Будем брать!

Барабанов Коля, – Не будем брать, –

В ящик барабанит Возражает Ната.

Барабанов Толя, – Терка дыровата!

А меньшой Сережа Мы по городу

Рад стараться тоже – Пойдем,

Барабанит в жбан, Может целую

Будто в барабан. Найдем.

Р №12 АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА В СТИХОТВОРЕНИЯХ И СКОРОГОВОРКАХ

Сорок сорок Птицы дивной красоты

Для своих сорочат Нося веером хвосты.

Сорок сорочек, Плавными узорами

Не ссорясь строчат. Перья разрисованы.

Сорок сорочек Синим, желтым и зеленым,

Прострочены в срок – Хохолки у них короной.

Сразу поссорились Голова на шее длинной,

Сорок сорок.Ходят важные павлины.

Вот серый крот, ВЕРБЛЮД

Вот серый крот. По жаркой пустыне неделю идет,

Вот серый, серый, серый крот. Неделю не пьет и колючку жует.

Он не красавец, не урод, Не жжет ему ноги горячий песок.

Он просто серый, серый крот. Он гордый, горбатый и ростом высок.

Артем трет на терке морковь.

Враги – у рва в овраге.

Прокоп промок.

У Марка на парте контурная карта.

У норки под горкой – норка.

Р №13 АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА В ЗАГАДКАХ, СКОРОГОВОРКАХ

Он огромный, добродушный,Удивительные кони.

У него большие уши.Может пони? Нет, не пони.

В мире самый длинноносый.«Кто надел, – спрошу у мамы, –

Нос, как шланг от пылесосаПолосатые пижамы?»

Слон Зебра

От рожденья сумку носит,Прилетит она в село,

Никого помочь не просит.Сядет на амбар,

В сумке прячет детворуСложит черное крыло

Это мама – …И горланит: «Карр!»

Кенгуру Ворона

В огороде у Егора – В погребе у Прохора

Репа, редька, помидоры.Не горох, а порох.

Георгий – брат Григория,Кобры – в террариуме,

Григорий – брат Георгия.Карпы – в аквариуме.

Морковка – на грядке,На арене – Теодор.

Пятерка – в тетрадке.Теодор – тореадор.

Р №14 АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА В ЗАГАДКАХ И СКОРОГОВОРКАХ

Носит длинные иголки,В море чудище на дне