Проект поэты 19 века о природе. Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века

Русские поэты XIX века о родной природе ГБОУ гимназия № 1597 ЮВАО г. Москвы

Образы природы в русской поэзии В поэзии издавна осень, зима, весна и лето означают нечто большее, чем обычные времена года. Они обрели устойчивые образы, связанные с пробуждением жизненных сил, настроениями радости и веселья, грусти и печали.

Фёдор Иванович Тютчев Детские годы Федора Ивановича Тютчева прошли в Овстуге – наследственном имении отца в Орловской губернии. Этот край – колыбель многих русских поэтов и писателей: Тургенева, Фета, Лескова. И в первых стихах Тютчева, и в произведениях, написанных в зрелом возрасте, звучит нежная любовь к русской природе, возникшая ещё в детстве.

Зима недаром злится, Прошла её пора – Весна в окно стучится И гонит со двора.

Ещё в полях белеет снег, А воды уж весной шумят – Бегут и будят сонный брег, Бегут и блещут и гласят…

Алексей Николаевич Плещеев Уж тает снег, бегут ручьи, В окно повеяло весною… Засвищут скоро соловьи, И лес оденется листвою!

Народные приметы: Птица рада весне, а младенец - матери. Март – с водой, апрель – с травой, а май – с цветами. Март сухой да мокрый май – будет каша и каравай. Много снега – много хлеба, много воды – много травы. Кукушка стала куковать – мороза больше не видать. Дружная весна – жди большой воды. Коли перелетная птица течет стаями – к дружной весне. Птицы вьют гнезда на солнечной стороне – лето будет холодное, на теневой – теплое. Длинные сосульки – к долгой весне. Снег скоро тает, и вода бежит дружно – к мокрому лету.

Весна – это… Оказывается, об одном явлении можно рассказать по-разному: художник передаёт свежесть и великолепие весны красками, поэт пользуется выразительными средствами языка, композитор передаёт весеннее настроение человека, его восхищение красотой природы звуками. И эти картинки, как мозаика, складываются в большую и яркую картину жизни природы, где можно увидеть не просто весну, а Весну света, Весну воды, Весну первой зелени, Весну человека!

Иван Саввич Никитин В стихотворении И. С. Никитина «Утро» чувствуется спокойное любование красотой тихого утра, а затем приветствуется солнце.

«Утро» Звёзды меркнут и гаснут. В огне облака. Белый пар по лугам расстилается. По зеркальной воде, по кудрям лозняка От зари алый свет разливается. Дремлет чуткий камыш. Тишь - безлюдье вокруг…

Как весел грохот летних бурь, Когда, взметая прах летучий, Гроза, нахлынувшая тучей, Смутит небесную лазурь И опрометчиво-безумно Вдруг на дубраву набежит, И вся дубрава задрожит Широколиственно и шумно!.. Как под незримою пятой, Лесные гнутся исполины; Тревожно ропщут их вершины, Как совещаясь меж собой,- И сквозь внезапную тревогу Немолчно слышен птичий свист, И кой где первый желтый лист, Крутясь, слетает на дорогу... Ф. И. Тютчев

Афанасий Афанасьевич Фет " Поэт - тот, кто в предмете видит то, чего без его помощи другой не увидит" А. А. Фет

Осень приходит незаметно, вкрадчиво. Ей еще не нравится холодное имя, и вначале она зовется ""бабьим летом"", но кусты уже пожелтели, на березках появились желтые прядки. И вот уже лес становится ярким и пестрым, приходит золотая осень. Ф.И. Тютчев не скрывает своего восхищения ""дивной порой"" ""первоначальной осени"".

Ф. И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной...» Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора - Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера...

Аполлон Николаевич Майков Это замечательный певец природы, мастер чистого и трогательного среднерусского пейзажа.

А. Н. Майков «Ласточки» Мой сад с каждым днём увядает; Помят он, поломан и пуст, Хоть пышно ещё доцветает Настурций в нём огненный куст… Мне грустно! Меня раздражает И солнца осеннего блеск, И лист, что с берёзы спадает, И поздних кузнечиков треск.

Иван Захарович Суриков Белый снег, пушистый В воздухе кружится И на землю тихо Падает, ложится.

Иван Саввич Никитин Пусто, одиноко Сонное село; Вьюгами глубоко Избы занесло.

И под утро снегом Поле забелело, Точно пеленою Все его одело.

Ч итать лирическое произведение – душевный труд. Стихи требуют от читателя сопереживания и погружения в мир поэта. Главное в поэзии – чувства и мысли человека. И когда поэт хочет высказывать свои думы и сокровенные чувства, он ищет для них тончайшие созвучия в вечно меняющейся картине окружающего мира.

Русские поэты посвятили природе различных времён года множество стихотворений. При этом каждый видел и по-своему запечатлевал весну, лето, осень и зиму.

Евгений Абрамович Баратынский 1800-1844

«Весна, весна! как воздух чист!..» В стихотворении Е. А. Баратынский встречает весну ликующим, восторженным гимном. Поэт радостно приветствует раннюю весну, которая со всей мощью и присущим ей блеском приходит на смену зиме. Она и в поэте пробуждает порыв к идеалу, к высоким чувствам и желание слиться в этом едином порыве с природой и раствориться в ней.

В другом стихотворении («Чудный град порой сольется...») Баратынский пишет о том, что иногда летучие облака могут создать таинственный «чудный град», но, навеянный образами природы, он мгновенен, хрупок и зыбок. Под напором ветра он рушится, и это прекрасное видение бесследно исчезает. В стихотворении возникает тонкое сравнение с поэтической мечтой, которая столь же мгновенна и хрупка, как и природное видение. Она тоже недолгая гостья в мире повседневной суеты.

По двум стихотворениям Баратынского уже можно судить о том, что жизнь природы сопоставлена с жизнью человека. Рассказывая о жизни природы, поэт передаёт свои чувства, мысли, свои желания и тревоги. Все изменения в природе напоминают отношения между людьми.

    Весна, весна! как воздух чист!
    Как ясен небосклон!
    Своей лазурию живой
    Слепит мне очи он.

    Весна, весна! как высоко
    На крыльях ветерка,
    Ласкаясь к солнечным лучам,
    Летают облака!

    Шумят ручьи! блестят ручьи!
    Взревев, река несёт
    На торжествующем хребте
    Поднятый ею лёд!

    Ещё древа обнажены,
    Но в роще ветхий лист,
    Как прежде, под моей ногой
    И шумен и душист.

    Под солнце самое взвился
    И в яркой вышине
    Незримый жавронок поёт
    Заздравный гимн весне.

    Что с нею, что с моей душой?
    С ручьем она ручей,
    И с птичкой птичка! с ним журчит,
    Летает в небе с ней!..

    Чудный град порой сольётся
    Из летучих облаков;
    Но лишь ветр его коснётся,
    Он исчезнет без следов.
    Так мгновенные созданья
    Поэтической мечты
    Исчезают от дыханья
    Посторонней суеты.

Яков Петрович Полонский 1819-1898

«По горам две хмурых тучи...» В стихотворении Я. П. Полонского образы двух туч и скалы напоминают детей и мать. Тучи днём блуждали вдали от матери, а к вечеру склонились на грудь скалы, но обеим места не хватило, и они повздорили. Из их ссоры родилась молния, грянул гром. Схватка туч, однако, больно отозвалась в сердце матери-скалы, потому что ей были одинаково дороги обе тучи. Она жалобно застонала, и тучи-дети вняли этому стону. Они не хотели обижать скалу-мать и, обескураженные, удивлённые своим поступком и пожалевшие скалу, мирно улеглись у её ног, смиренно признавая свою неправоту. Так наблюдение над предгрозовым пейзажем рождает лирический сюжет, в котором легко узнаются человеческие отношения родителей и детей.

    Но горам две хмурых тучи
    Знойным вечером блуждали
    И на грудь скалы горючей
    К ночи медленно сползали.
    Но сошлись - не уступили
    Той скалы друг другу даром
    И пустыню огласили
    Яркой молнии ударом.
    Грянул гром - по дебрям влажным
    Эхо резко засмеялось,
    А скала таким протяжным
    Стоном жалобно сказалась,
    Так вздохнула, что не смели
    Повторить удара тучи
    И у ног скалы горючей
    Улеглись и обомлели...

«Посмотри - какая мгла...» В этом стихотворении тоже рождается лирический сюжет о «бледном месяце», который одиноко «в небе ходит», не зная приюта и освещая всё вокруг таинственным «фосфорическим лучом». В этом образе легко угадать поэта, бесприютного и печального в своём одиночестве, но проникающего всюду своим поэтическим воображением.

    Посмотри - какая мгла
    В глубине долин легла!
    Под её прозрачной дымкой
    В сонном сумраке ракит
    Тускло озеро блестит.

    Бледный месяц невидимкой
    В тесном сонме сизых туч,
    Без приюта в небе ходит
    И, сквозя, на все наводит
    Фосфорический свой луч.

Алексей Константинович Толстой 1817-1875

«Где гнутся над омутом лозы...» Современник Полонского поэт А. К. Толстой с помощью образов природы создаёт целые баллады. Весёлые стрекозы в стихотворении зовут мальчика ввысь, обещая научить его летать. Они обещают спеть ему много песен, показать отлогий берег и песчаное дно. Они рассказывают мальчику о том, как красиво вокруг, предлагают ему посмотреть на омут сверху, взлетев вместе с ними. Однако это может погубить ребёнка.

    Где гнутся над омутом лозы,
    Где летнее солнце печёт,
    Летают и пляшут стрекозы,
    Весёлый ведут хоровод:

    «Дитя, подойди к нам поближе,
    Тебя мы научим летать,
    Дитя, подойди, подойди же,
    Пока не проснулася мать!

    Под нами трепещут былинки,
    Нам так хорошо и тепло,
    У нас бирюзовые спинки,
    А крылышки точно стекло!

    Мы песенок знаем так много,
    Мы так тебя любим давно!
    Смотри, какой берег отлогий,
    Какое песчаное дно!..»

Вопросы и задания

  1. Вы прочитали стихотворения о родной природе поэтов XIX века и размышления литературоведа о них. О каком из этих стихотворений вам хотелось бы высказать своё суждение? Какое из них хочется выучить наизусть, потому что оно передаёт ваше восприятие того или другого явления природы и связанного с ним настроения?
  2. В стихотворении Е. А. Баратынского «Весна, весна! как воздух чист...» поэт подробно рассказывает о приметах наступающей весны («воздух чист», «ясен небосклон», «шумят ручьи», «жавронок поёт»). Поэт приветствует весну, которая будит и его собственные силы, веселит душу. Поэт возрождается вместе с природой.

    Какой литературный приём помогает сделать картину живой, а все видимые предметы очеловеченными, одухотворёнными?

  3. В стихотворении Баратынского «Чудный град порой сольётся...» говорится о видении и создании града из летучих облаков. Как вы это понимаете? Отчего исчезает видение города из облаков? Почему могут исчезнуть мечтания поэта?
  4. Найдите олицетворения и объясните их роль в стихотворении Полонского «По горам две хмурых тучи...». Какие образы возникают при чтении стихотворения?
  5. Стихотворение А. К. Толстого «Где гнутся над омутом лозы...» - может быть, красивая пейзажная картинка, может быть, страшная сказка... О чём она? Кому и как рассказывают стрекозы о красоте летней природы? Можно ли им верить?
  6. Подготовьте поэтический вечер и выставку репродукций русских художников-пейзажистов «Родная природа». На вечере вы расскажете о поэтах и прочитаете их стихотворения. Подберите аудиозаписи музыкальных произведений, которые будут сопровождать выступления чтецов.

Русская поэзия немыслима без одной из главных ее тем - темы природы. Литература 19-го века оставила нам живописные, лиричные, трогательные, проникновенные зарисовки прелестных уголков природы, исполненных очарования и душевности. Прикоснемся к ним сердцем и мы, путешествуя по временам года и страницам любимых томиков стихов.

Ах, ты, зимушка-зима!

Один из создателей знаменитого Козьмы Пруткова - Алексей Жемчужников - в коротенькой строчке выразил общее восхищение сказочной красотой русской зимы: «Так первый снег мне этот мил…». Поэзия родной природы, ее великолепие и блеск рисует нам и Пушкин в 5-ой главе «Евгения Онегина». Помните сцену «Утро Татьяны», когда она, проснувшись, глядит в окно и с радостью видит побелевший двор, крыши, морозные и меховые шубки деревьев, «блистательные ковры» на полях?

Вместе со своей героиней радуется поэт и веселым душевному подъему, творческому вдохновению. Русскому сердцу дорого это время года, заставляющее бурлить кровь, пробуждающее жизненные силы. Созвучна пушкинским строкам и поэзия родной природы, представленная в творчестве Некрасова, Полонского, Майкова, Фета, Бунина и многих других мастеров художественного слова. Они оставили нам свои удивительные стихи, от которых так и веет морозной свежестью, бодростью, явственно ощущается жизнерадостное, жизнеутверждающее начало. Более того, поэзия родной природы - это поэзия одухотворенной красоты и силы, величия и глубокого философского содержания. Такою предстает зима в известном нам фрагменте поэмы Некрасова «Мороз-Красный нос» - «Не ветер бушует над бором…». Пушистые вершины сосен, сияние льда на реках, россыпи цветных огоньков-снежинок в блеске холодного зимнего солнца - вот она, ослепительная краса, которую воспевает поэзия родной природы.

Зеленый шум

Радостны русскому человеку забавы зимы-матушки. Но вместе с нею открывается и новая страница нашей жизни. И родная природа в русской поэзии весенней поры предстает перед нами в своем ином, первозданном очаровании. Ф. И. Тютчев изображает весну в виде юной прелестницы, озорной насмешницы, которая не боится злобной ведьмы-зимы и покоряет всех своим совершенством. А вместе с ее приходом начинают трезвонить в поднебесье жаворонки, идет-гудет по земле «зеленый шум», цветут сады, цветет земля, цветет и душа людская. Об этом пишет Н. А. Некрасов в своем одноименном стихотворении. Прощаются обиды, забываются невзгоды, душа жаждет обновления, радости, любви. Недаром в нашем сознании весна ассоциируется с молодостью, дерзкими планами, яркими надеждами. Потому один из самых часто используемых авторами художественных приемов - олицетворение, подчеркивающее единение живой природы и человека.

Ах, лето красное!

Ликованием радости, благодарностью щедрости земли проникнута поэзия родной природы в стихах русских поэтов 19 века, посвященная лету. Здесь и тютчевский восторг перед неукротимыми грозами, и лермонтовское пышное цветение полей, когда «волнуется желтеющая нива», а малиновые сливы наполняют воздух сладким пьянящим ароматом. Поэзия лета одухотворенная, наполненная жизнью, движением, красками, звуками, запахами.

У А. И. Бунина это время года ассоциируется с детством, пропитанным солнцем, счастьем бытия, беззаботностью, когда лес кажется бесконечным дворцом, песок, словно горячий шелк, ласкает ноги, а кора сосен согревает теплом, как ласковая, натруженная, мозолистая отцовская ладонь. Поэты подчеркивают, что именно у природы должны мы, ее дети, учиться доброте и гармонии.

Очей очарование…

И, наконец, осень. Это любимое время года у большинства наших лириков, что совсем неудивительно! Пушкин, например, признавался, что «рад лишь ей одной». Осеннее разноцветие, хрупкая, яркая красота, последний всплеск жизненных сил природы перед долгим зимним сном - все это Тютчев очень тонко и точно назвал кроткой улыбкой увяданья. И летящие паутинки, и ясная улыбка солнечного луча сквозь тяжелые тучи, и светлость прозрачных вечеров, и грустно-сиротеющая земля - все прекрасно, трогательно, бесконечно дорого нам.

Для русских поэтов характерно народное представление об осени - времени сбора урожая, подведения итогов, неторопливое любование окружающим миром, понимание бренности всего земного, мудрое, смиренное принятие законов природы.




Фёдор Иванович Тютчев Детские годы Федора Ивановича Тютчева прошли в Овстуге – наследственном имении отца в Орловской губернии. Этот край – колыбель многих русских поэтов и писателей: Тургенева, Фета, Лескова. И в первых стихах Тютчева, и в произведениях, написанных в зрелом возрасте, звучит нежная любовь к русской природе, возникшая ещё в детстве.




Народные приметы: Птица рада весне, а младенец - матери. Птица рада весне, а младенец - матери. Март – с водой, апрель – с травой, а май – с цветами. Март – с водой, апрель – с травой, а май – с цветами. Март сухой да мокрый май – будет каша и каравай. Март сухой да мокрый май – будет каша и каравай. Много снега – много хлеба, много воды – много травы. Много снега – много хлеба, много воды – много травы. Кукушка стала куковать – мороза больше не видать. Кукушка стала куковать – мороза больше не видать. Дружная весна – жди большой воды. Дружная весна – жди большой воды. Коли перелетная птица течет стаями – к дружной весне. Коли перелетная птица течет стаями – к дружной весне. Птицы вьют гнезда на солнечной стороне – лето будет Птицы вьют гнезда на солнечной стороне – лето будет холодное, на теневой – теплое. холодное, на теневой – теплое. Длинные сосульки – к долгой весне. Длинные сосульки – к долгой весне. Снег скоро тает, и вода бежит дружно – к мокрому лету. Снег скоро тает, и вода бежит дружно – к мокрому лету.


Весна – это… Оказывается, об одном явлении можно рассказать по-разному: художник передаёт свежесть и великолепие весны красками, поэт пользуется выразительными средствами языка, композитор передаёт весеннее настроение человека, его восхищение красотой природы звуками. И эти картинки, как мозаика, складываются в большую и яркую картину жизни природы, где можно увидеть не просто весну, а Оказывается, об одном явлении можно рассказать по-разному: художник передаёт свежесть и великолепие весны красками, поэт пользуется выразительными средствами языка, композитор передаёт весеннее настроение человека, его восхищение красотой природы звуками. И эти картинки, как мозаика, складываются в большую и яркую картину жизни природы, где можно увидеть не просто весну, а Весну света, Весну света, Весну воды, Весну воды, Весну первой зелени, Весну первой зелени, Весну человека! Весну человека!




Иван Саввич Никитин В стихотворении В стихотворении И. С. Никитина «Утро» чувствуется спокойное любование красотой тихого утра, а затем приветствуется солнце. И. С. Никитина «Утро» чувствуется спокойное любование красотой тихого утра, а затем приветствуется солнце.


«Утро» Звёзды меркнут и гаснут. В огне облака. Белый пар по лугам расстилается. Белый пар по лугам расстилается. По зеркальной воде, по кудрям лозняка От зари алый свет разливается. От зари алый свет разливается. Дремлет чуткий камыш. Тишь - безлюдье вокруг… вокруг…


Как весел грохот летних бурь, Когда, взметая прах летучий, Гроза, нахлынувшая тучей, Смутит небесную лазурь И опрометчиво-безумно Вдруг на дубраву набежит, И вся дубрава задрожит Широколиственно и шумно!.. Как под незримою пятой, Лесные гнутся исполины; Тревожно ропщут их вершины, Как совещаясь меж собой,- И сквозь внезапную тревогу Немолчно слышен птичий свист, И кой где первый желтый лист, Крутясь, слетает на дорогу... Ф. И. Тютчев




Афанасий Афанасьевич Фет "Поэт - тот, кто в предмете видит то, чего без его помощи другой не увидит" А. А. Фет


Осень приходит незаметно, вкрадчиво. Ей еще не нравится холодное имя, и вначале она зовется ""бабьим летом"", но кусты уже пожелтели, на березках появились желтые прядки. И вот уже лес становится ярким и пестрым, приходит золотая осень. Ф.И. Тютчев не скрывает своего восхищения ""дивной порой"" ""первоначальной осени"".







Читать лирическое произведение – душевный труд. Стихи требуют от читателя сопереживания и погружения в мир поэта. Главное в поэзии – чувства и мысли человека. И когда поэт хочет высказывать свои думы и сокровенные чувства, он ищет для них тончайшие созвучия в вечно меняющейся картине окружающего мира.


Русские поэты 19 века о родной природе. n Презентацию подготовила n Размашкина Н. В. , учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ № 14» n ст. Новотроицкой Изобильненского района Ставропольского края.

Ф. И. Тютчев (1803 -1873) n n n Ранние поэтические опыты Тютчева были замечены Пушкиным, а издателем первого сборника стал Тургенев. Природа тютчевского гения глубоко трагична. Как ни традиционны темы его поэзии, будь то картина природы, любовь или философские медитации, в художественном мире его лирики всегда борются враждебные начала мироздания и человеческой души: Хаос и Космос, день и ночь, нежное любовное чувство и испепеляющая страсть. Читателю эта особенность тютчевского миросозерцания особенно близка и понятна.

А. К. Толстой(1817 -1875) n Многообразна жанровая природа поэзии А. К. Толстого. В ней пейзажная и любовная лирика соседствует с острой социальной сатирой, драматическая поэма «Дон Жуан» - с трагедиями «Царь Борис» , «Смерть Иоанна Грозного» , фантастические баллады – с историческими былинами и песнями. Толстой был неизменным почитателем музы истории: былинное прошлое русской земли представлялось поэту тем «золотым веком» , когда могучие и свободные богатыри по зову сердца совершали героические подвиги, обороняя родину от нашествия врагов.

Творчество А. К. Толстого. n Его произведения необыкновенно музыкальны, образы возвышенны и ярки. Чайковский, Римский. Корсаков, Мусоргский писали к стихотворениям А. К. Толстого музыку, особой популярностью и известностью пользуется романс «Средь шумного бала, случайно…»

Я. П. Полонский (1919 -1898) § Отличительная особенность поэзии Полонского – внутренняя музыкальность. Народными песнями стали «Мой костёр в тумане светит» , «Вызов» , «Затворница» , широкую популярность приобрела шуточная поэмасказка «Кузнечик-музыкант» , высоко оценённая И. С. Тургеневым. «Чистым золотом поэзии» назвал многие стихотворения Полонского критик Страхов.

«На пути из-за Кавказа. » Я. П. Полонский § …Выси гор, в облака погружённые, § Расступитесь! – Приволье станиц – § Расстилаются степи зелёные – § Я простору не вижу границ. § И душа на простор вырывается § Из-под власти кавказских громад – § Колокольчик звенитзаливается… § Кони юношу к северу мчат…

А. А. Фет(1820 -1892) Проникновенный лирик и блистательный мастер стихотворной формы, знаток античной культуры, переводчик поэзии древнего Рима. Его поэтические шедевры П. И. Чайковский ставил «наравне с самым высшим, что только есть высокого в искусстве» .

«Я пришёл к тебе с приветом…» Я пришёл к тебе с приветом Рассказать, что солнце встало, Что оно горячим светом По листам затрепетало; Рассказать, что лес проснулся, Весь проснулся, веткой каждой, Каждой птицей встрепенулся И весенней полон жаждой; Рассказать, что с той же страстью, Как вчера, пришёл я снова, Что душа всё так же счастью И тебе служить готова; Рассказать, что отовсюду На меня весельем веет, Что не знаю сам, что буду Петь, - но только песня зреет.

Широк диапазон творческих исканий А. Н. Майкова: создатель лирических драм, поэт, переводчик «Слова о полку Игореве» . n Поэт глубоко проникся очарованием родной природы. Её тихой красоте он посвятил немало проникновенных строк. n n Весна! выставляется первая рама – И в комнату шум ворвался, И благовест ближнего храма, И говор народа, и стук колеса. n n Мне в душу повеяло жизнью и волей: Вон – даль голубая видна… И хочется в поле, в широкое поле, Где, шествуя, сыплет цветами весна!

И. С. Никитин(1824 -1861) n Поэт обогатил сокровищницу лирической поэзии живописными картинами русского пейзажа. И. А. Бунин отмечал «неуловимую художественную точность и свободу, которой руководствуется только художник, знающий природу всем существом своим» .

p p p p Под большим шатром Голубых небес – Вижу – даль степей зеленеется. И на гранях их, Выше тёмных туч, Цепи гор стоят великанами По степям в моря Реки катятся, И лежат пути Во все стороны… Это ты, моя Русь державная, Моя родина православная!

А. Н. Плещеев(1825 -1893) l Имя этого поэта нередко ставится рядом с именем Некрасова. Их объединяет пафос открыто исповедуемой гражданственности. Призыв к борьбе, самопожертвованию во имя будущего счастья – ведущий мотив стихотворений Плещеева.

В. С. Соловьёв(1853 -1900) l Создатель оригинальной системы философского идеализма, страстный публицист, Соловьёв не считал серьёзными свои поэтические опыты. Но небольшое число созданных им стихотворений оказалось тем эстетическим и философским ядром, вокруг которого возникала и достигала расцвета русская поэзия «серебряного века» .

Лирика В. Соловьёва. l l l l *** Земля-владычица! К тебе чело склонил я, И сквозь покров благоуханный твой Родного сердца пламень ощутил я, Услышал трепет жизни мировой. В полуденных лучах такою негой жгучей Сходила благодать сияющих небес, И блеску тихому несли привет певучий И вольная река, и многошумный лес. И в явном таинстве вновь вижу сочетанье Земной души со светом неземным, И от огня любви житейское страданье Уносится, как мимолётный дым.