Елена Прекрасная из русского фольклора была дочерью Штефана чел Маре? Елена Стефановна или как ее еще называли Елена Волошанка — дочь молдавского господаря Штефана чел Маре и киевской княжны Евдокии Олельковны.

Елена Стефановна («Волошанка», предположительно родилась в 1464-1466 годах, умерла в 18 января 1505) - дочь молдавского господаря Стефана III Великого и киевской княжны Евдокии Олельковны , жена старшего сына Ивана III Ивана Молодого , в этом качестве - княгиня тверская .

Биография

О ранних годах Елены Стефановны практически ничего не известно. В 1480 году её отец Стефан Великий направил посла в Москву для заключения союза с Русским государством против угрожавших Молдавскому княжеству турок. Для скрепления этого союза Елена должна была выйти замуж за старшего сына Ивана III Васильевича - Ивана Ивановича Молодого . В 1481 году в Молдавию были отправлены русские послы, которые в 1482 году вернулись в Москву с Еленой Стефановной.

Её свадьба с Иваном Молодым состоялась в январе 1483 года . В браке Елена Стефановна родила сына Дмитрия . В 1490 году её муж заболел «ломотой в ногах» и скоропостижно скончался.

В 1484 г. Иван III хотел одарить Елену «саженьем» (жемчужным приданым), принадлежавшим его покойной первой жене Марии Борисовне , то оказалось, что его 2-я жена София «римлянка» многое «порастеряла». Разгневанный великий князь не постеснялся отнять подаренное Софией у её племянницы Елены, бывшей замужем за князем Верейским Василием, что послужило к бегству последнего в Литву и к ликвидации его удела

В качестве матери нового наследника Елена Стефановна принимала активное участие в придворных интригах, была обращена в учение жидовствующих Истомой и стала видным деятелем кружка еретиков во главе с Фёдором Курицыным , представлявшего круги, оппозиционные феодальной знати. Елена соперничала с Софьей Палеолог , добивавшейся объявления наследником своего сына Василия . Борьба при дворе закончилась поражением кружка Курицына. Сторонники Елены были казнены, Иван III аннулировал решение о назначении Дмитрия наследником и 11 апреля 1502 года приказал заключить невестку и бывшего наследника в тюрьму. Елена Стефановна умерла в заключении «нужною смертию» (т. е. была убита) в 1505 году .

Конфликт между Иваном III и Стефаном III по поводу заключения Елены существенно не отразился на русско-молдавских отношениях, хотя и вызвал некоторые трения. Оба правителя ставили политические интересы на первое место, поэтому семейная ссора дальнейших политических последствий не имела.

Наследие

При дворе Елены Стефановны, по предложению С. М. Каштанова, в 1495 году возник летописный свод, отразивший характерные черты политики протверской группировки.

В окружении Елены возник и памятник древнерусского художественного шитья - пелена (т.н. Пелена Елены Волошанки), на которой изображён торжественный выход Ивана III Великого с семейством во время коронации Дмитрия. В ней, наряду с церковными мотивами, прослеживаются и светские, сочетающие приёмы русского и молдавского искусства .

См. также

  • Рахманиновы - дворянский род, претендовавший на происхождение от легендарного брата Елены

Источники

Напишите отзыв о статье "Елена Стефановна"

Отрывок, характеризующий Елена Стефановна

Графиня переглянулась с Анной Михайловной. Анна Михайловна поняла, что ее просят занять этого молодого человека, и, подсев к нему, начала говорить об отце; но так же, как и графине, он отвечал ей только односложными словами. Гости были все заняты между собой. Les Razoumovsky… ca a ete charmant… Vous etes bien bonne… La comtesse Apraksine… [Разумовские… Это было восхитительно… Вы очень добры… Графиня Апраксина…] слышалось со всех сторон. Графиня встала и пошла в залу.
– Марья Дмитриевна? – послышался ее голос из залы.
– Она самая, – послышался в ответ грубый женский голос, и вслед за тем вошла в комнату Марья Дмитриевна.
Все барышни и даже дамы, исключая самых старых, встали. Марья Дмитриевна остановилась в дверях и, с высоты своего тучного тела, высоко держа свою с седыми буклями пятидесятилетнюю голову, оглядела гостей и, как бы засучиваясь, оправила неторопливо широкие рукава своего платья. Марья Дмитриевна всегда говорила по русски.
– Имениннице дорогой с детками, – сказала она своим громким, густым, подавляющим все другие звуки голосом. – Ты что, старый греховодник, – обратилась она к графу, целовавшему ее руку, – чай, скучаешь в Москве? Собак гонять негде? Да что, батюшка, делать, вот как эти пташки подрастут… – Она указывала на девиц. – Хочешь – не хочешь, надо женихов искать.
– Ну, что, казак мой? (Марья Дмитриевна казаком называла Наташу) – говорила она, лаская рукой Наташу, подходившую к ее руке без страха и весело. – Знаю, что зелье девка, а люблю.
Она достала из огромного ридикюля яхонтовые сережки грушками и, отдав их именинно сиявшей и разрумянившейся Наташе, тотчас же отвернулась от нее и обратилась к Пьеру.
– Э, э! любезный! поди ка сюда, – сказала она притворно тихим и тонким голосом. – Поди ка, любезный…
И она грозно засучила рукава еще выше.
Пьер подошел, наивно глядя на нее через очки.
– Подойди, подойди, любезный! Я и отцу то твоему правду одна говорила, когда он в случае был, а тебе то и Бог велит.
Она помолчала. Все молчали, ожидая того, что будет, и чувствуя, что было только предисловие.
– Хорош, нечего сказать! хорош мальчик!… Отец на одре лежит, а он забавляется, квартального на медведя верхом сажает. Стыдно, батюшка, стыдно! Лучше бы на войну шел.
Она отвернулась и подала руку графу, который едва удерживался от смеха.
– Ну, что ж, к столу, я чай, пора? – сказала Марья Дмитриевна.
Впереди пошел граф с Марьей Дмитриевной; потом графиня, которую повел гусарский полковник, нужный человек, с которым Николай должен был догонять полк. Анна Михайловна – с Шиншиным. Берг подал руку Вере. Улыбающаяся Жюли Карагина пошла с Николаем к столу. За ними шли еще другие пары, протянувшиеся по всей зале, и сзади всех по одиночке дети, гувернеры и гувернантки. Официанты зашевелились, стулья загремели, на хорах заиграла музыка, и гости разместились. Звуки домашней музыки графа заменились звуками ножей и вилок, говора гостей, тихих шагов официантов.
На одном конце стола во главе сидела графиня. Справа Марья Дмитриевна, слева Анна Михайловна и другие гостьи. На другом конце сидел граф, слева гусарский полковник, справа Шиншин и другие гости мужского пола. С одной стороны длинного стола молодежь постарше: Вера рядом с Бергом, Пьер рядом с Борисом; с другой стороны – дети, гувернеры и гувернантки. Граф из за хрусталя, бутылок и ваз с фруктами поглядывал на жену и ее высокий чепец с голубыми лентами и усердно подливал вина своим соседям, не забывая и себя. Графиня так же, из за ананасов, не забывая обязанности хозяйки, кидала значительные взгляды на мужа, которого лысина и лицо, казалось ей, своею краснотой резче отличались от седых волос. На дамском конце шло равномерное лепетанье; на мужском всё громче и громче слышались голоса, особенно гусарского полковника, который так много ел и пил, всё более и более краснея, что граф уже ставил его в пример другим гостям. Берг с нежной улыбкой говорил с Верой о том, что любовь есть чувство не земное, а небесное. Борис называл новому своему приятелю Пьеру бывших за столом гостей и переглядывался с Наташей, сидевшей против него. Пьер мало говорил, оглядывал новые лица и много ел. Начиная от двух супов, из которых он выбрал a la tortue, [черепаховый,] и кулебяки и до рябчиков он не пропускал ни одного блюда и ни одного вина, которое дворецкий в завернутой салфеткою бутылке таинственно высовывал из за плеча соседа, приговаривая или «дрей мадера», или «венгерское», или «рейнвейн». Он подставлял первую попавшуюся из четырех хрустальных, с вензелем графа, рюмок, стоявших перед каждым прибором, и пил с удовольствием, всё с более и более приятным видом поглядывая на гостей. Наташа, сидевшая против него, глядела на Бориса, как глядят девочки тринадцати лет на мальчика, с которым они в первый раз только что поцеловались и в которого они влюблены. Этот самый взгляд ее иногда обращался на Пьера, и ему под взглядом этой смешной, оживленной девочки хотелось смеяться самому, не зная чему.

1505
Елена Стефановна «Волошанка» - дочь молдавского господаря Стефана III Великого и киевской княжны Евдокии Олельковны, жена старшего сына Ивана III Ивана Молодого, тверская княгиня.


1498 г. Москва. Великокняжеская мастерская Елены Стефановны Волошанки. Шитье прядеными золото-серебряными нитями, цветными шелками и по светло-песочной тафте; атласный шов, сложный двойный шов "в прикреп" // Костюм в России 15-начало 20 века из собрания ГИМа. - М., 2000.

В 1480 году Стефан III направил в Москву своего посла, ища союза с могущественным Русским государством против наступавших турок. Этот союз должен был скрепить брак Елены Стефановны со старшим сыном Ивана III Васильевича - Иваном Ивановичем Молодым, имевшим титул тверского князя.


Иван Иванович Молодой (15 февраля 1458 - 7 марта 1490) - сын Ивана III Васильевича и его первой жены Марии Борисовны, дочери великого князя тверского Бориса Александровича и сестры правящего в Твери Михаила Борисовича. Как племянник Михаила Тверского, у которого не было сыновей, он мог претендовать на наследование Тверского княжества.

Родился 15 февраля 1458 года. В 1468 году сопровождал Ивана III в походах на Казанское ханство. С 1471 года - соправитель отца (Г.В. Вернадский указзывает 1470 г.). Монеты того времени чеканились с именами обоих московских правителей. В 1472 и 1477 гг. во время похода отца на Великий Новгород управлял («ведал») Москвой. Вместе с дядей Андреем Васильевичем Меньшим был одним из руководителей русского войска во время «Стояния на реке Угре» в 1480 году. В 1483 году Иван Молодой женился на дочери молдавского господаря Стефана III Великого Елене, прозванной на Руси «Волошанкой», что способствовало укреплению военно-политического союза с Молдавским княжеством.

Иван Иванович вместе с отцом ходил в поход на Тверь и после её присоединения к Москве в 1485, когда из Твери был изгнан его дядя по матери Михаил Борисович, искавший союза с поляками, стал князем тверским. В честь княжения Ивана Молодого в Твери была выпущена монета, изображавшая его рубящим хвост змею, олицетворявшему предательство Михаила Борисовича.

В 1490 князь заболел «ломотой в ногах». Из Венеции был вызван лекарь Леби Жидовин, но и он не смог определить причины болезни, от которой Иван Молодой скончался 7 марта 1490 года. Врач был казнён по приказу Ивана III за неудачное лечение.

Иван Иванович оставил единственного ребёнка - Дмитрия Внука, который был венчан на царство дедом в 1498 году, но в 1502 впал в опалу и умер в заключении в 1509 году, уже в правление своего дяди Василия III.

В 1481 году "в Волохи" были отправлены специальные послы вместе с прибывшими в Москву посланниками Стефана. В 1482 году послы вернулись в Москву с Еленой Стефановной. В январе 1483 года сыграли свадьбу. В 1490 году овдовела, родив в браке с Иваном сына Дмитрия.

Осведомленная о внешнеполитических делах, она имела личные контакты с польским королем Казимиром IV, пыталась установить связи с Сербией, участвовала в борьбе за автокефалию русской церкви. В 1488 направила послом в Венгрию своего соотечественника Штибора.

В 1490 овдовела. После раскрытия одного из придворных заговоров, укрепила позиции при дворе. Пыталась вести самостоятельную политику. В 1497 к ней в Тверь приезжала княгиня рязанская Анна Васильевна, пытаясь договориться о делах княжества. В это время при дворе Елены Стефановны был создан летописный свод. В нем содержались материалы о русско-валашском союзе.

После раскрытия заговора В.Гусева, хотевшего возвести на престол сына Ивана III - Василия, и наложения опалы на последнего великого князя 4 февраля 1498 года объявил сына Елены Стефановны, а своего внука Дмитрия наследником престола и своим соправителем.


Венчание Димитрия-внука шапкой Мономаха

В Успенском соборе Московского Кремля состоялась пышная церемония коронации с возложением на Дмитрия шапки Мономаха и драгоценных барм.


Шапка Мономаха

Однако из-за рухнувших надежд на прочный союз со Стефаном III, сложно маневрировавшим в своей политике между интересами Турции, Литвы, Польши, Германии, Крыма и России, доверие Ивана III к Елене Стефановне, близко стоявшей к тому же к еретикам во главе с Ф. Курицыным, было подорвано.
К этому времени в Москве собрались приверженцы ереси жидовствующих, нашедшие поддержку у княгини Елены (видный дипломат дьяк Ф.В.Курицын, его брат дьяк И.В.Курицын, иконописец И.Черный).

Кроме того, политика противников Елены Стефановны и Дмитрия при дворе во главе с Софьей Фоминичной привела к тому, что Иван III аннулировал свое решение о Дмитрии в качестве своего наследника и 11 апреля 1502 года приказал заточить невестку и внука в тюрьму.

По предложению С.М. Каштанова, при дворе Елены Стефановны в 1495 году возник летописный свод, отразивший характерные черты политики протверской группировки. В отличие от предыдущего свода (1493), в нем тверские бояре (союзники Елены Стефановны и ее сына) не называются "коромольниками"; там отсутствуют некоторые сведения, рисующие враждебные отношения между Россией и Литвой, и появляются материалы о русско-валашском союзе.
В окружении Елены Стефановны возник и замечательный памятник древнерусского художественного шитья - пелена, на которой изображен торжественный выход Ивана Великого и всего его семейства во время коронации Дмитрия в 1498 году. В ней, наряду с церковными мотивами, обнаруживаются и светские, сочетающие приемы русского и молдавского искусства.

***

***

История государства Российского

Елена Стефановна или как ее еще называли Елена Волошанка - дочь молдавского господаря и киевской княжны Евдокии Олельковны.

Елена Волошанка была женой старшего сына Ивана III Ивана Молодого, в этом качестве - княгиня тверская.

Венчание Елены Волошанки и Ивана Ивановича Молодого

Родилась Елена Волошанка примерно в 1464 или 1466 году в Сучаве.
В 1479 году Штефан чел Маре начал переговоры о заключении брака между своей дочерью и наследником Московского престола Иваном Ивановичем.
Для скрепления этого союза Елена должна была выйти замуж за старшего сына Ивана III Васильевича - Ивана Ивановича Молодого. Великий князь Московский Иван III отправил в Сучаву послов просить руки княжны Елены для Ивана Молодого.
В Молдову прибыл посланник князя, Андрей Плещеев, с многочисленной свитой московских бояр и с полномочием совершить обручение по доверенности. После торжеств и пиров Елена через Польшу отправилась в Москву. Штефан чел Маре поручил сопроводить ее трех бояр: Лашку, Сынжера и Герасима с боярынями.
Княжна Елена прибыла в Москву в Филипповский (Рождественский) пост. Молодая княжна была доставлена в монастырь, где она познакомилась со своим женихом.
Венчание было совершено 12 января 1483 года. Вскоре, 10 октября того же года, Елена родила сына Счастье ее казалось обеспеченным. Она была любимицей государя Ивана, своего свекра, который после рождения внука Дмитрия, увидев продолжение династии, был очень благосклонным к Елене. В Москве Елену называли «Волошанка».
Придворные интриги серьезно затронули не только положение княжны Елены, но и ее судьбу. Великий князь Иван к старости женился на Софии Палеолог (византийского императорского рода, дочь последнего деспота Пелопоннеса).
В этом браке родился сын Василий. София Палеолог начала плести интриги с целью устранения от наследования престола Ивана Молодого, супруга Елены.
7 марта 1490 года Иван Молодой умер, возможно, в результате отравления врачом, прибывшим из Венеции для ухода за ним. С этого времени София Палеолог начала активные действия, чтобы обеспечить наследование престола своему сыну Василию.
Таким образом, развязался кризис московской династии 1497 -1502 гг.
София готовит заговор, замыслив не только убийство сына своей соперницы, но и, предположительно, совершить государственный переворот, свергнуть с престола великого князя Ивана III по причине его старости и неспособности управлять государством.
Заговор был раскрыт, и всем его участникам было определено в наказание заключение в монастыри.

Коронование князя Дмитрия, сына Елены Волошанки и Ивана Ивановича Молодого

4 февраля 1498 года в Успенском соборе с большой пышностью состоялось коронование 15-летнего князя Дмитрия с участием митрополитов и архиереев, бояр и членов царствующей семьи. Иван III Великий благословил своего внука Дмитрия, князя Владимирского, Московского и Новгородского.
Радость Елены была столь велика, что в ее мастерской золотыми и серебряными нитями было соткано полотно «Церковная церемония», которое должно было увековечить торжественный акт 1498 года. Спустя два месяца оно было готово и установлено в Успенском соборе. Это первая светская картина в России.

Заключение в тюрьму Елены Волошанки и князя Дмитрия

Но через четыре года Софии удалось одержать победу, убедив Ивана III, что невестка хочет его убить, чтобы поскорее увидеть своего сына великим князем Московским.
Иван III аннулировал решение о назначении Дмитрия наследником и 11 апреля 1502 г. приказал заключить невестку и бывшего наследника в тюрьму и объявил своего сына Василия наследником престола.
Конфликт между Иваном III и Штефаном чел Маре по поводу заключения Елены существенно не отразился на русско-молдавских отношениях, хотя и вызвал некоторые трения. Оба правителя ставили политические интересы на первое место, поэтому семейная ссора дальнейших политических последствий не имела.
Штефан чел Маре зная о том, что происходит с его дочерью, просит у литовского князя свободного проезда для своих послов в Москву и получает дружеский ответ:

«… если на этот раз захочет отправить послов к своему свату, великому князю Ивану Васильевичу, чтобы убедиться в добром здравии своей дочери, великой княгини, и своего внука, мы дадим его послам свободный проход через нашу страну в Москву и оттуда обратно на родину».

Но в июле 1504 году Штефан чел Маре умирает, и вместе с ним гаснет и последняя надежда его дочери на спасение.

Смерть Елены Волошанки и князя Дмитрия

Княжна Елена скончалась в тюрьме 18 января 1505 года и была похоронена в Вознесенском монастыре.
Сын Елены, Дмитрий, умер в тюрьме 14 февраля в 1509 году и похоронен в Архангельском соборе Московского Кремля.
Русский народ сохранил память о Елене Волошанке, увековечив её в образе Елены Премудрой в народных сказках.

Наследие Елены Волошанки

При дворе Елены Стефановны, по предложению С. М. Каштанова, в 1495 году возник летописный свод, отразивший характерные черты политики протверской группировки.
В окружении Елены Волошанки возник и памятник древнерусского художественного шитья - пелена, на которой изображён торжественный выход Ивана III Великого с семейством во время коронации Дмитрия.
В ней, наряду с церковными мотивами, прослеживаются и светские, сочетающие приёмы русского и молдавского искусства.

Княгиня московская, супруга (с 12.1.1483) великого князя московского Ивана Ивановича Молодого, мать Дмитрия Ивановича Внука. Дочь молдавского господаря Стефана III Великого от его первого брака. Переговоры о браке начались по инициативе молдавской стороны в конце 1470-х годов и были возобновлены в 1481-82 годах русской стороной. Их политическая подоплёка заключалась в антилитовской и антипольской направленности внешней политики Русского государства и Молдавского княжества. В Москву Елена Стефановна прибыла в декабре 1482 года в сопровождении русских послов боярина А. М. Плещеева и его брата П. М. Плещеева, входивших в близкое окружение великого князя московского Ивана III Васильевича, а также трёх бояр (с семьями) и слуг из Молдавии. После смерти мужа (март 1490) жила с сыном при Иване III в великокняжеском дворце. В дипломатической переписке с Великим княжеством Литовским (ВКЛ) имя Елены Стефановны впервые упомянуто в 1495 году (на 3 года позже, чем имя её сына) в описании церемонии проводов в ВКЛ великой княжны Елены Ивановны. Позиции Елены Стефановны и её сына в московской придворной и политической жизни усилились осенью, а особенно в конце 1497, после опалы великого князя 3. (С. Ф.) Палеолог и её старшего сына, князя Василия (будущего великого князя московского Василия III Ивановича), и ещё больше зимой - летом 1498, после коронации Дмитрия Внука как соправителя и наследника Ивана III. Это отразилось в дипломатическом этикете (от имени великой княгини Елены Стефановны не только «правились поклоны», но и вручались подарки великому князю литовскому и его жене; аналогичной была процедура при приёмах литовских послов в Москве). На пелене с изображением крестного хода в Вербное воскресенье 1498 года и молебна митрополита Симона перед Смоленской иконой Божией Матери «Одигитрия» изображение Елены Стефановны помещено на более почётном месте, чем изображение супруги Ивана III. Состав и характер «партии» Дмитрия Ивановича Внука и Елены Стефановны (являлась ли она «правящим кружком» или нет) и цели (внутри и внешнеполитические) остаются спорными проблемами в отечественной исторической науке. Несомненно, острое соперничество Елены Стефановны и её сына с великим князем 3. (С. Ф.) Палеолог и князем Василием Ивановичем. Опала князей Патрикеевых и казнь князя С. И. Ряполовского (январь - февраль 1499) ослабили ведущее положение Елены Стефановны и её сына, их значение при дворе уменьшилось ещё больше после снятия опалы с 3. (С. Ф.) Палеолог и Василия Ивановича (21.3.1499). Вскоре имя Елены Стефановны исчезает из дипломатических текстов. 11.4.1502 Иван III заключил в тюрьму Елену Стефановну (вместе с сыном), она была лишена великокняжеского титула, а её имя было запрещено «поминать в октениях и литиах».

В письме 1504 года к духовнику Ивана III Иосиф Волоцкий писал, что великий князь признавался ему в том, что еретик И. Максимов «сноху мою в жидовство свёл», т. е. привлёк к участию в ереси «жидовствующих» (однако, когда это произошло и насколько Елена Стефановна была вовлечена в их деятельность, остаётся не ясным). Ряд исследователей связывают с приездом Елены Стефановны появление «Сказания вкратце о молдавских государех» (или его частей), включённого позднее в Воскресенскую летопись. По сообщениям одной летописи 1520-х годов, Елена Стефановна умерла «в нятстве» (заключении), согласно другой - «преставися... нужною» (т. е. насильственной) «смертию в заточении».

Лит.: Казакова Н. А., Лурье Я. С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV - начала XVI в. М.; Л., 1955; Хорошкевич А. Л. Русское государство в системе международных отношений конца XV - начала XVI в. М., 1980; Зимин А. А. Россия на рубеже XV- XVI столетий. М., 1982; Лурье Я. С. Две истории Руси XV в. СПб., 1994.

В этой связи отметим, что Елена после смерти Ивана Молодого оказалась во вражеском окружении, но пока государь был на стороне внука, все шло нормально, однако под конец жизни он переходит на сторону Софьи Палеолог. Почему? Здесь и начинается самая интересная часть нашего повествования; та, что ведет нас к ответу, какие идеи питали сознание Елены и, следовательно, с какими идеями она пришла в Московию. Ведь ее идеи - это идеи ее отца, Штефана Великого, а понять его можно, лишь поняв воззрения молдавской княжны.

А идеи там были нерядовые. Мы должны их знать, ибо в фильме «София» наша великая соотечественница показана в искаженном виде, в виде умной, но коварной интриганки, женщины, готовой на все ради свершения своих эгоистических целей, женщины, которой противостоит добрая и мудрая Софья Палеолог, представительница цивилизованного и культурного мира. Если просто сказать, что все не так, это ничего не сказать. Все, что сказано в этом фильме о Елене Волошанке - не просто искажение фактов, но чистейшая ложь, отражающая бездумное поклонение авторов этого фильма перед Западом в ущерб интересам своей страны и братских православных народов.

Так что же мы знаем о Елене Волошанке в действительности? Конечно, сегодня, спустя долгие века, трудно во всей полноте представить ее славный облик. Однако мы попытаемся это сделать в этой и последующих статьях. Это будет целый цикл исследований жизни и деятельности нашей княгини, цикл, на который мы решились, ибо не согласны с трактовкой жизни нашей соотечественницы в сериале «София».

Напомним, что «Софи́я» — российский исторический телесериал режиссёра Алексея Андрианова, созданный кинокомпанией «Москино» при финансовой поддержке Министерства культуры Российской Федерации и Министерства обороны Российской Федерации. Сериал безумно дорогой. Однако что касается нашей темы, то это тенденциозный и однобокий сериал, где греческая принцесса есть воплощенное добро, а наша великая княгиня Елена — воплощение зла. Но так ли это было в действительности? Русские ученые пишут, насколько изумительным человеком была Елена Волошанка. Многие авторы считают, что знаменитая по русским народным сказкам Елена Прекрасная и есть легендарная Елена Волошанка. Народное сознание Московии за долгие века мифологизировало образ Елены. Она в сознании народа стала сказочной героиней, чудесной защитницей добра и справедливости. Человек превратился в легенду, и способствовали тому десятки народных сказок, где в разных образах был зашифрован лик страждущей и гонимой, справедливой правительницы . Русский народ - это страдалец на теле Европы, и более всего он страдал от своих деспотичных правителей. Этот народ оценил Елену и сохранил о ней память в легендах и мифах, ибо русский человек всегда сострадал гонимому и поверженному. Конечно, я понимаю Александру Хашдеу, что лил слезы у могилы Елены в Москве, но он должен был бы уточнить, что власть погубила эту принцессу, а не народ. И та Московия, что «пьет кровь Молдовы», - это в первую очередь власть жестоких, поломавших свое сознание в эпоху монгольской орды Рюриковичей, дополненная интригами византийской принцессы, но не простой русский человек, который веками складывал сказки в память об этой царевне, восхищаясь ее умом, знаниями и удивительной красотой, ставшей воистину сказочной в сознании простого человека. Завершая вступительную часть цикла статей, посвященных анализу фильма «София» и мифологии, связанной с княгиней Еленой, приведем слова одного из крупнейших писателей и мыслителей Молдовы из стихотворения «Могила Волошанки в Москве».*

Ввек не забыть Кремля. Он рассказал мне быль

О жизни и судьбе Стефановой Елены…

Опальный гроб её я оросил слезою,

И рассказал моей души мечтою,

Как Русь для счастия Молдавии льёт кровь.