Елена Стефановна или как ее еще называли Елена Волошанка — дочь молдавского господаря Штефана чел Маре и киевской княжны Евдокии Олельковны.

ЕЛЕНА СТЕФАНОВНА - великая княгиня московская, супруга великого князя московского Ивана Ивановича Молодого , мать Дмитрия Ивановича Внука.

Дочь молдавского гос-по-да-ря Сте-фа-на III Ве-ли-ко-го от его пер-во-го бра-ка. Пе-ре-го-во-ры о бра-ке на-ча-лись по ини-циа-ти-ве молдавской сто-ро-ны в конце 1470-х годов и бы-ли во-зоб-нов-ле-ны в 1481-1482 годах русской сто-ро-ной. Их по-ли-тическая по-до-п-лё-ка за-клю-ча-лась в ан-ти-ли-тов-ской и ан-ти-поль-ской на-прав-лен-но-сти внеш-ней по-ли-ти-ки Русского государства и Молдавского княжества. В Мо-ск-ву Елена Стефановна при-бы-ла в декабре 1482 года в со-про-во-ж-де-нии русских по-слов боя-ри-на А.М. Пле-ще-ева и его бра-та П.М. Пле-щее-ва, вхо-див-ших в близ-кое ок-ру-же-ние великого князя мо-с-ков-ско-го Ива-на III Ва-силь-е-ви-ча, а так-же трёх бо-яр (с семь-я-ми) и слуг из Мол-да-вии. По-сле смер-ти му-жа (март 1490 года) жи-ла с сы-ном при Ива-не III в ве-ли-ко-кня-же-ском двор-це. В ди-пло-ма-тической пе-ре-пис-ке с Великим княжеством Ли-тов-ским (ВКЛ) имя Елены Стефановны впер-вые упо-мя-ну-то в 1495 году (на 3 го-да поз-же, чем имя её сы-на) в опи-са-нии це-ре-мо-нии про-во-дов в ВКЛ великой княж-ны Еле-ны Ива-нов-ны. По-зи-ции Елены Стефановны и её сы-на в московской при-двор-ной и по-ли-тической жиз-ни уси-ли-лись осе-нью, а осо-бен-но в конце 1497 года, по-сле опа-лы великой княгини З.(С.Ф.) Па-лео-лог и её стар-ше-го сы-на, князя Ва-си-лия (бу-ду-ще-го великого князя мо-с-ков-ско-го Ва-си-лия III Ива-но-ви-ча), и ещё боль-ше зи-мой - ле-том 1498 года, по-сле ко-ро-на-ции Дмит-рия Вну-ка как со-пра-ви-те-ля и на-след-ни-ка Ива-на III. Это от-ра-зи-лось в ди-пло-ма-тическом эти-ке-те (от име-ни великой кня-ги-ни Елены Стефановны не толь-ко «пра-ви-лись по-кло-ны», но и вру-ча-лись по-дар-ки великому князю ли-тов-ско-му и его же-не; ана-ло-гич-ной бы-ла про-це-ду-ра при приё-мах ли-товских по-слов в Мо-ск-ве). На пе-ле-не с изо-бра-же-ни-ем кре-ст-но-го хо-да в Верб-ное вос-кре-се-нье 1498 года и мо-леб-на митрополита Си-мо-на пе-ред Смо-лен-ской ико-ной Бо-жи-ей Ма-те-ри «Оди-гит-рия» изо-бра-же-ние Елены Стефановны по-ме-ще-но на бо-лее по-чёт-ном мес-те, чем изо-бра-же-ние суп-ру-ги Ива-на III. Со-став и ха-рак-тер «пар-тии» Дмит-рия Ива-но-ви-ча Вну-ка и Елены Стефановны (яв-ля-лась ли она «пра-вя-щим круж-ком» или нет) и це-ли (внут-ри- и внеш-не-по-ли-ти-че-ские) ос-та-ют-ся спор-ны-ми про-бле-ма-ми в отечественной ис-то-рической нау-ке. Не-со-мнен-но ост-рое со-пер-ни-че-ст-во Елены Стефановны и её сы-на с великой княгиней З.(С.Ф.) Па-лео-лог и князем Ва-си-ли-ем Ива-но-ви-чем. Опа-ла кня-зей Пат-ри-кее-вых и казнь князя С.И. Ря-по-лов-ско-го (январь - февраль 1499 года) ос-ла-би-ли ве-ду-щее по-ло-же-ние Елены Стефановны и её сы-на, их зна-че-ние при дво-ре умень-ши-лось ещё боль-ше по-сле сня-тия опа-лы с З.(С.Ф.) Па-лео-лог и Ва-си-лия Ива-но-ви-ча (21.03.1499). Вско-ре имя Елены Стефановны ис-че-за-ет из ди-пло-ма-тических тек-стов. 11 апреля 1502 года Иван III за-клю-чил в тюрь-му Елену Стефановну (вме-сте с сы-ном), она бы-ла ли-ше-на ве-ли-ко-кня-же-ско-го ти-ту-ла, а её имя бы-ло за-пре-ще-но «по-ми-нать в ок-те-ни-ях и ли-ти-ах».

В пись-ме 1504 года к ду-хов-ни-ку Ива-на III Ио-сиф Во-лоц-кий пи-сал, что великий князь при-зна-вал-ся ему в том, что ере-тик И. Мак-си-мов «сно-ху мою в жи-дов-ст-во свёл», то есть при-влёк к уча-стию в ере-си «жи-дов-ст-вую-щих» (од-на-ко, ко-гда это про-изош-ло и на-сколь-ко Елена Стефановна бы-ла во-вле-че-на в их дея-тель-ность, ос-та-ёт-ся не-яс-ным). Ряд ис-сле-до-ва-те-лей свя-зы-ва-ют с при-ез-дом Елены Стефановны по-яв-ле-ние «Ска-за-ния вкрат-це о мол-дав-ских го-су-да-рех» (или его час-тей), вклю-чён-но-го позд-нее в Вос-кре-сен-скую ле-то-пись. По со-об-ще-ни-ям од-ной ле-то-пи-си 1520-х годов, Елена Стефановна умер-ла «в нят-ст-ве» (за-клю-че-нии), со-глас-но дру-гой - «пре-ста-ви-ся… нуж-ною» (то есть на-силь-ст-вен-ной) «смер-тию в за-то-че-нии».

Княгиня московская, супруга (с 12.1.1483) великого князя московского Ивана Ивановича Молодого, мать Дмитрия Ивановича Внука. Дочь молдавского господаря Стефана III Великого от его первого брака. Переговоры о браке начались по инициативе молдавской стороны в конце 1470-х годов и были возобновлены в 1481-82 годах русской стороной. Их политическая подоплёка заключалась в антилитовской и антипольской направленности внешней политики Русского государства и Молдавского княжества. В Москву Елена Стефановна прибыла в декабре 1482 года в сопровождении русских послов боярина А. М. Плещеева и его брата П. М. Плещеева, входивших в близкое окружение великого князя московского Ивана III Васильевича, а также трёх бояр (с семьями) и слуг из Молдавии. После смерти мужа (март 1490) жила с сыном при Иване III в великокняжеском дворце. В дипломатической переписке с Великим княжеством Литовским (ВКЛ) имя Елены Стефановны впервые упомянуто в 1495 году (на 3 года позже, чем имя её сына) в описании церемонии проводов в ВКЛ великой княжны Елены Ивановны. Позиции Елены Стефановны и её сына в московской придворной и политической жизни усилились осенью, а особенно в конце 1497, после опалы великого князя 3. (С. Ф.) Палеолог и её старшего сына, князя Василия (будущего великого князя московского Василия III Ивановича), и ещё больше зимой - летом 1498, после коронации Дмитрия Внука как соправителя и наследника Ивана III. Это отразилось в дипломатическом этикете (от имени великой княгини Елены Стефановны не только «правились поклоны», но и вручались подарки великому князю литовскому и его жене; аналогичной была процедура при приёмах литовских послов в Москве). На пелене с изображением крестного хода в Вербное воскресенье 1498 года и молебна митрополита Симона перед Смоленской иконой Божией Матери «Одигитрия» изображение Елены Стефановны помещено на более почётном месте, чем изображение супруги Ивана III. Состав и характер «партии» Дмитрия Ивановича Внука и Елены Стефановны (являлась ли она «правящим кружком» или нет) и цели (внутри и внешнеполитические) остаются спорными проблемами в отечественной исторической науке. Несомненно, острое соперничество Елены Стефановны и её сына с великим князем 3. (С. Ф.) Палеолог и князем Василием Ивановичем. Опала князей Патрикеевых и казнь князя С. И. Ряполовского (январь - февраль 1499) ослабили ведущее положение Елены Стефановны и её сына, их значение при дворе уменьшилось ещё больше после снятия опалы с 3. (С. Ф.) Палеолог и Василия Ивановича (21.3.1499). Вскоре имя Елены Стефановны исчезает из дипломатических текстов. 11.4.1502 Иван III заключил в тюрьму Елену Стефановну (вместе с сыном), она была лишена великокняжеского титула, а её имя было запрещено «поминать в октениях и литиах».

В письме 1504 года к духовнику Ивана III Иосиф Волоцкий писал, что великий князь признавался ему в том, что еретик И. Максимов «сноху мою в жидовство свёл», т. е. привлёк к участию в ереси «жидовствующих» (однако, когда это произошло и насколько Елена Стефановна была вовлечена в их деятельность, остаётся не ясным). Ряд исследователей связывают с приездом Елены Стефановны появление «Сказания вкратце о молдавских государех» (или его частей), включённого позднее в Воскресенскую летопись. По сообщениям одной летописи 1520-х годов, Елена Стефановна умерла «в нятстве» (заключении), согласно другой - «преставися... нужною» (т. е. насильственной) «смертию в заточении».

Лит.: Казакова Н. А., Лурье Я. С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV - начала XVI в. М.; Л., 1955; Хорошкевич А. Л. Русское государство в системе международных отношений конца XV - начала XVI в. М., 1980; Зимин А. А. Россия на рубеже XV- XVI столетий. М., 1982; Лурье Я. С. Две истории Руси XV в. СПб., 1994.

Елена Волошанка была женой старшего сына Ивана III Ивана Молодого, в этом качестве — княгиня тверская.

Венчание Елены Волошанки и Ивана Ивановича Молодого

Родилась Елена Волошанка примерно в 1464 или 1466 году в Сучаве.

В 1479 году Штефан чел Маре начал переговоры о заключении брака между своей дочерью и наследником Московского престола Иваном Ивановичем.
Для скрепления этого союза Елена должна была выйти замуж за старшего сына Ивана III Васильевича — Ивана Ивановича Молодого. Великий князь Московский Иван III отправил в Сучаву послов просить руки княжны Елены для Ивана Молодого.

В Молдову прибыл посланник князя, Андрей Плещеев, с многочисленной свитой московских бояр и с полномочием совершить обручение по доверенности. После торжеств и пиров Елена через Польшу отправилась в Москву. Штефан чел Маре поручил сопроводить ее трех бояр: Лашку, Сынжера и Герасима с боярынями.

Княжна Елена прибыла в Москву в Филипповский (Рождественский) пост. Молодая княжна была доставлена в монастырь, где она познакомилась со своим женихом.
Венчание было совершено 12 января 1483 года. Вскоре, 10 октября того же года, Елена родила сына Дмитрия.

Счастье ее казалось обеспеченным. Она была любимицей государя Ивана, своего свекра, который после рождения внука Дмитрия, увидев продолжение династии, был очень благосклонным к Елене. В Москве Елену называли «Волошанка».

Придворные интриги серьезно затронули не только положение княжны Елены, но и ее судьбу. Великий князь Иван к старости женился на Софии Палеолог (византийского императорского рода, дочь последнего деспота Пелопоннеса).

В этом браке родился сын Василий. София Палеолог начала плести интриги с целью устранения от наследования престола Ивана Молодого, супруга Елены.
7 марта 1490 года Иван Молодой умер, возможно, в результате отравления врачом, прибывшим из Венеции для ухода за ним. С этого времени София Палеолог начала активные действия, чтобы обеспечить наследование престола своему сыну Василию.

Таким образом, развязался кризис московской династии 1497 -1502 гг.

София готовит заговор, замыслив не только убийство сына своей соперницы, но и, предположительно, совершить государственный переворот, свергнуть с престола великого князя Ивана III по причине его старости и неспособности управлять государством.

Заговор был раскрыт, и всем его участникам было определено в наказание заключение в монастыри.

Коронование князя Дмитрия, сына Елены Волошанки и Ивана Ивановича Молодого

4 февраля 1498 года в Успенском соборе с большой пышностью состоялось коронование 15-летнего князя Дмитрия с участием митрополитов и архиереев, бояр и членов царствующей семьи. Иван III Великий благословил своего внука Дмитрия, князя Владимирского, Московского и Новгородского.

Радость Елены была столь велика, что в ее мастерской золотыми и серебряными нитями было соткано полотно «Церковная церемония», которое должно было увековечить торжественный акт 1498 года. Спустя два месяца оно было готово и установлено в Успенском соборе. Это первая светская картина в России.
Заключение в тюрьму Елены Волошанки и князя Дмитрия

Но через четыре года Софии удалось одержать победу, убедив Ивана III, что невестка хочет его убить, чтобы поскорее увидеть своего сына великим князем Московским.
Иван III аннулировал решение о назначении Дмитрия наследником и 11 апреля 1502 г. приказал заключить невестку и бывшего наследника в тюрьму и объявил своего сына Василия наследником престола.

Конфликт между Иваном III и Штефаном чел Маре по поводу заключения Елены существенно не отразился на русско-молдавских отношениях, хотя и вызвал некоторые трения. Оба правителя ставили политические интересы на первое место, поэтому семейная ссора дальнейших политических последствий не имела.

Штефан чел Маре зная о том, что происходит с его дочерью, просит у литовского князя свободного проезда для своих послов в Москву и получает дружеский ответ:

«… если на этот раз захочет отправить послов к своему свату, великому князю Ивану Васильевичу, чтобы убедиться в добром здравии своей дочери, великой княгини, и своего внука, мы дадим его послам свободный проход через нашу страну в Москву и оттуда обратно на родину».

Но в июле 1504 году Штефан чел Маре умирает, и вместе с ним гаснет и последняя надежда его дочери на спасение.

Смерть Елены Волошанки и князя Дмитрия

Княжна Елена скончалась в тюрьме 18 января 1505 года и была похоронена в Вознесенском монастыре.
Сын Елены, Дмитрий, умер в тюрьме 14 февраля в 1509 году и похоронен в Архангельском соборе Московского Кремля.
Русский народ сохранил память о Елене Волошанке, увековечив её в образе Елены Премудрой в народных сказках.

Наследие Елены Волошанки

При дворе Елены Стефановны, по предложению С. М. Каштанова, в 1495 году возник летописный свод, отразивший характерные черты политики протверской группировки.
В окружении Елены Волошанки возник и памятник древнерусского художественного шитья — пелена, на которой изображён торжественный выход Ивана III Великого с семейством во время коронации Дмитрия.

В ней, наряду с церковными мотивами, прослеживаются и светские, сочетающие приёмы русского и молдавского искусства.

До меня только недавно стали доходить вещи, которые историки наверняка знали давным- давно

Фрязино - фряжское -иностранное- итальянское(иногда- французское, но чаще- римское, венецианское)

Włochy- Влохи - по-польски Италия, но не современная Италия, а скорее, Римская Империя, Венеция и проч. романские окрестности.

Włoski - Ожэх Влосски- итальянский орех(у нас называется "грецкий орех "- потому что и Греция относится к завоеваниям Римской Империи.
А также Великая Влахия в Греции .

Не следует путать с Великой Валахией — исторической областью на территории современной Румынии!

Византийская империя и Балканские государства около 1265 года.

Великая Влахия (влашск. Влахья Маре; рум. Vlahia Mare; греч. Μεγάλη Βλαχία известная также как Влашская Фессалия) — самое значительное из всех арумынских образований, предстваляющее собой территориально-племенной союз. Анна Комнина — византийская принцесса и одна из первых женщин-историков писала о труднодоступности, внутренней замкнутости и фактической независимости влахов, в особенности Фессалии и Пинда, где возникли влашские союзы. По сообщениям византийских хронистов, именно там влахи и основали своё первое независимое государство, располагавшееся в южной и центральной частях Пиндских гор, а также на части современной Македонии. Латинская империя, созданная в 1204 году, ослабила Византию. Влахи получили ещё большую независимость в ведении внутренних дел, но продолжали бороться с интервентами. Позднее, в 1230-х годах Великая Влахия была формально аннексирована Эпирским деспотатом, а в 1360-х годах подчинена усилившейся Сербии. Однако, уже в 1390-х годах Фессалия переходит под власть турок, хотя их власть здесь была не столь ощутимой на всём протяжении существования Османской империи.


Losski wo rech -Лосски воржэх- в нижне-лужицком языке

Елена Волошанка


О ранних годах Елены Стефановны практически ничего не известно.

Еле́на Стефа́новна («Волоша́нка», предположительно родилась в 1464—1466 годах, умерла 18 января 1505) — дочь молдавского господаря Стефана III Великого и киевской княжны Евдокии Олельковны .
Жена старшего сына великого князя Московского Ивана III Ивана Молодого, в этом качестве — княгиня Тверская.

Предок Стефана- Костас(Чарльз) Мушетин - (ставший родоначальником династии Мушетинов 1373) французско-арабскоговорящий рыцарь-храмовник(тамплиер), избежавший казни, благодаря тому, что объявил себя и своих потомков принадлежащими Православной церкви.

В 1480 году её отец Стефан III Великий направил посла в Москву для заключения союза с Русским государством против угрожавших Молдавскому княжеству турок-османов.
Для скрепления этого союза Елена должна была выйти замуж за старшего сына Ивана III Васильевича — Ивана Ивановича Молодого, который приходился ей троюродным братом (оба были правнуками Василия I Дмитриевича). В 1481 году в Молдавию были отправлены русские послы, которые в 1482 году вернулись в Москву с Еленой Стефановной.

Её свадьба с Иваном Молодым состоялась в январе 1483 года. В браке Елена Стефановна родила сына Дмитрия. В 1490 году её муж заболел «ломотой в ногах» и скоропостижно скончался.

В 1483 году Иван III по случаю рождения внука Дмитрия хотел одарить Елену «саженьем» (жемчужным приданым), принадлежавшим его покойной первой жене Марии Борисовне. Оказалось, что его вторая жена Софья Палеолог подарила «сажение» своей племяннице Марии Андреевне Палеолог. Разгневанный великий князь не постеснялся отнять подаренное Софией у её племянницы, бывшей замужем за князем Верейским Василием Михайловичем, что стало причиной бегства Верейского князя в Литву.

В 1497 году Иван III раскрыл заговор Владимира Гусева, намеревавшегося возвести на русский престол сына великого князя Василия Ивановича. 4 февраля следующего года наследником был объявлен сын Елены Стефановны Дмитрий Иванович.

В качестве матери нового наследника Елена Стефановна принимала активное участие в придворных интригах, была обращена Истомой в учение жидовствующих и стала видным деятелем кружка еретиков во главе с Фёдором Курицыным. Елена соперничала с великой княгиней Софьей Палеолог, добивавшейся объявления наследником своего сына Василия. Борьба при дворе закончилась поражением кружка Курицына. Сторонники Елены были казнены. Иван III аннулировал решение о назначении Дмитрия наследником и 11 апреля 1502 года приказал заключить невестку и бывшего наследника в тюрьму. Елена Стефановна умерла в заключении «нужной смертью» (то есть была убита) в январе 1505 года.

Конфликт между Иваном III и Стефаном III по поводу заключения Елены существенно не отразился на русско-молдавских отношениях, хотя и вызвал некоторые трения. Оба правителя ставили политические интересы на первое место, поэтому семейная ссора дальнейших политических последствий не имела.

Наследие[править | править вики-текст]

«Пелена Елены Волошанки». Мастерская Елены Стефановны Волошанки (?)

При дворе Елены Стефановны, по предложению С. М. Каштанова, в 1495 году возник летописный свод, отразивший характерные черты политики протверской группировки.

В окружении Елены возник и памятник древнерусского художественного шитья — пелена (т. н. Пелена Елены Волошанки), на которой изображён торжественный выход Ивана III Великого с семейством во время коронации Дмитрия. В ней, наряду с церковными мотивами, прослеживаются и светские, сочетающие приёмы русского и молдавского искусства.

В праздник, посвященный женщинам, принято говорить о любви. Большой, чистой красивой и беспримерно сказочной. Именно сказочные персонажи, полюбив раз и навсегда, потом больше никогда не расстаются, живут долго и счастливо. Как известно, народ сочиняет сказки не на пустом месте, и у многих персонажей есть исторические прототипы. А события, которые происходят в сказке, подчас имеют под собой реальную основу.

Возьмем известную, любимую и всеми почитаемую пару. Иван Царевич и Елена Прекрасная (Премудрая). Кто же служит прототипами героев "Сказки об Иване-царевиче, Жар-птице и о сером волке"?

Царевич - значит царев сын. На Руси было не так много царей и князей Иванов, у которого был бы сын тоже Иван. У Ивана III, Великого князя Московского (1462-1505), был сын Иван. Его прозвали Молодым, чтобы отличать от отца, князя Ивана III. С 1471 года он упоминается как великий князь - соправитель отца.

Супруга Ивана-царевича (он же Иван Молодой) в сказке - Елена Прекрасная. И в реальной жизни тоже. Женой Ивана Ивановича была Елена, дочь господаря и воеводы Молдовы Стефана III Великого и киевской княжны Евдокии Олельковны. И в молдавских, и в русских источниках того времени мы можем встретить исторический вариант имени княжны - Олена или Оляна. Оляна - южнорусский вариант имени Елена (напомню, что мать Елены и жена Стефана Великого - из Киева). Итак, Елена Прекрасная русских народных сказок - это молдавская княгиня, дочь Стефана Великого. По русским источникам - Елена Волошанка, княгиня Оляна - по молдавским.

Сопоставим основные эпизоды из жизни Ивана-царевича и известные биографические детали Ивана Ивановича Молодого.

Иван-царевич Иван Молодой У Ивана есть два брата-злодея - Василий и Дмитрий. У Ивана есть братья (по мачехе) Василий (III) и Дмитрий (Жилка). В царской казне начинают таинственно пропадать некие золотые раритеты. Братья Ивана закрывают на это глаза и Иван - единственный, кто смог поймать таинственного казнокрада за руку. Софья Палеолог тайно расхищала царскую сокровищницу. Видимо, не без инициативы Ивана возникла ситуация с "подвесками королевы", и расхитительница была уличена. Царь боится отпускать Ивана из царства - "...неприятель под наши области подступит, а управлять войсками будет некому". Иван Молодой командовал русскими войсками при стоянии на Угре, проявив себя как смелый и решительный полководец. Во время стояния царь Иван III дрогнул и попытался отозвать войска домой, но Иван Молодой не послушал венценосного отца, и дело окончилось триумфом. Женился Иван на королевне Елене Прекрасной (Премудрой), которую привез домой из-за тридевяти земель, из тридесятого государства. Женился Иван на Елене - дочери молдавского господаря Стефана III Великого и киевской княжны Евдокии Олельковны. Елена переехала из Молдавии в Москву. Ивана коварно убили собственные братья. Иван был отравлен своей мачехой, византийской принцессой Софьей, чтобы расчистить дорогу к престолу ее сыновьям. Царь осерчал на Ивановых братьев и посадил их в темницу. Вскоре после смерти Ивана, при попытке отравить и его сына Дмитрия, Софья была разоблачена и посажена вместе с сыном Василием в тюрьму.

Правда, некоторые детали отличаются от реальности, но это все же народная сказка, а не исторические хроники. Очередность появления на свет братьев в сказке была такой - сначала Дмитрий, потом Василий, последний - Иван. В реальности она была прямо противоположной - сначала появился Иван (1458), потом Василий (1479), потом Дмитрий (1481). "В промежутке" был еще и брат Юрий (1480).

Жена Ивана Оляна, она же Елена Волошанка (Молдаванка), родившаяся и воспитанная в европейской стране, отличалась умом и прогрессивными взглядами. В правление ее отца в Молдавии развивались культура и искусство рукописной книги.

Любопытно, что в сказке про Ивана-царевича Елена упрекает коварных братьев такими словами: "Вы б тогда были добрые РЫЦАРИ, если б выехали с ним в чисто поле, да живого победили, а то убили сонного и тем какую похвалу себе получите?" Сама эта реплика говорит о том, что Елена, безусловно, происходила из европейской страны с рыцарским кодексом чести. Молдавия вполне относилась к таким странам.

Елена была весьма образованной, и в Москве вокруг нее образовался кружок свободно мыслящих людей. В него входил, в том числе, вольнодумец Федор Курицын. В своей книге "Написание о грамоте" он пропагандировал - подумать только! - свободу воли ("самовластие души"), достигаемую путем образования и грамотности. Елена и после смерти мужа Ивана какое-то время смогла удерживать царя от репрессий против инакомыслящих, в то время как новая царская жена Софья требовала жестокой расправы над "еретиками".

Иван Молодой был сыном Ивана III от его первой жены Марии Борисовны, дочери великого князя Тверского Бориса Александровича. Следовательно, был законным наследником на Московский и Тверской престол. В это время Тверской престол занимал Михаил Борисович, брат его матери. Будучи бездетным и понимая свое шаткое положение, он интриговал против Великого князя Московского Ивана III. В 1483 году состоялся брак между Оляной (Еленой Волошанкой) и Иваном Молодым. И вскоре у молодых родился сын и наследник Дмитрий. Тем самым упрочилось положение правящей Московской династии. В 1485 году Михаил Борисович бежал из Твери, и Иван III послал туда своего сына. До конца жизни Иван Молодой был не только соправителем отца, но и Великим князем Тверским. Так брак молдавской княжны и русского наследника позволил присоединить к Московскому государству Тверь. Что способствовало созданию единого централизованного Русского государства в XV веке. В то же время вторая жена Ивана III Софья Палеолог попала в немилость. Из царской казны стали исчезать драгоценности. Как писали про Софью летописи, "много истеряла казны великого князя; брату давала, кое племяннице давала - и много...". Великокняжеская казна была предметом особых забот не одного поколения московских государей, которые старались приумножать фамильные сокровища.

Бесценные драгоценности тверской княжны Марии (первой жены Ивана III и матери Ивана Молодого) Софья, никого не спрося, отдала своей племяннице- итальянке. В 1483 году во время крещения первого царского внука Дмитрия, сына Ивана Молодого и Елены Волошанки, разразился грандиозный скандал. Новорожденный Дмитрий был продолжателем династий и московских, и тверских князей, и молдавских господарей.

В 1490 году Иван Молодой умер. Как считают многие, он был отравлен. Говорят, что отравили его люди Софьи Палеолог. Но доказательств тому нет. Следствия в те далекие и темные времена никто не вел, а врача, который лечил князя Иван Молодого, казнили.

Политическая и династическая борьба продолжились при Московском дворе. Оляна (Елена Волошанка) пережила свой триумф, когда в 1497 году дед и Великий князь Московский Иван III в Успенском соборе Московского кремля венчал на царствование своего внука. Пышная праздничная церемония происходила при большом стечении духовенства, бояр, князей дворян, зарубежных гостей и послов, а также и простого московского люда. Это было первое в истории Российского государства венчание монарха на царствование. И самым первым среди множества монархов в истории России был Дмитрий Внук (таким было прозвище наследника престола). Маленький мальчик, внук двух великих современников, наследник славы и мощи двух своих славных дедов, которые вошли в историю под именами Стефан III Великий, господарь и воевода Молдовы, и Великий князь Владимирский и князь Всей Руси Иван III Великий. Все последующие церемонии венчания русских царей и императоров будут копировать и повторять венчание на царствование Дмитрия Внука. 400 лет без одного года (с 1497 по 1896 годы), от Дмитрия Внука до Николая II, будет повторяться эта прекрасная и торжественная церемония.

Но вернемся к сказке. Судьбы реальных и сказочных персонажей отличаются. Но народ, этот мудрый и тонкий наблюдатель, из всего множества правителей выбрал одну пару и наделил ее идеальными чертами. Верно, Иван Молодой (он же Иван Царевич) и Оляна, Елена Волошанка (она же Елена Прекрасная и Премудрая), это заслужили. Народная память сохранила людей и правителей такими, какими они были в жизни. Такими они и предстали перед нами в сказке. Идеальный правитель, заступник и защитник родной земли - Иван-царевич, князь. Прекрасная и умная супруга - Елена, молдавская княжна.

Ну и, конечно, не обойтись без любви. Она - самая и главная героиня и сказки, и реальных событий. Не будь любви, не было бы и всей этой истории.

Если вам понравился этот материал, то предлагаем вам подборку самых лучших материалов нашего сайта по мнению наших читателей. Подборку - ТОП о теории возникновения цивилизаций, истории человечества и о вселенной вы можете найти там, где вам максимально удобно