Гордость и гордыня привести примеры из жизни. Два разных понятия: гордыня и гордость

Что такое гордость, и как избавиться от этого чувства, если оно мешает в жизни:

Гордость - это состояние удовлетворения собой за предпринятые усилия и достигнутые успехи. Это определенная эмоция, которую мы можем испытывать в разных жизненных ситуациях.

Но если человек постоянно пребывает в этом состоянии, то это уже настораживает, так как развивается такое качество как гордыня. А гордыня - это уже нарушенное восприятие себя и окружающей действительности. Если человеку трудно просить прощения, если он обидчив и мнителен, если смотрит на окружающих с превосходством, если считает себя самым умным, если долго помнит зло и язвительно осуждает других, - все это признаки гордыни.

Есть ли понятие «нормы» человеческой гордости?

В психологии нет понятия нормы гордости, потому что гордость как эмоция не считается позитивной и конструктивной. Старайтесь избавляться от нее. Более уместна такая эмоция как чувство собственного достоинства. Ведь если мы считаем себя выше и лучше других, то это развивает эгоизм и эгоцентризм. Зацикливание на своих достоинствах и принципах не ведет к совершенствованию личности, тем более такие люди обычно далеко не лучше других.

Разница в чувстве собственного достоинства и гордыни состоит в том, что гордыню всегда сопровождает чувство превосходства или надменности, хвастовства и неприятия чужого мнения, тщеславие. Такому человеку тяжело порадоваться за других, он не принимает критику.

Гордость и гордыня - довольно сложная тема, так как люди вкладывают в эти понятия разные смыслы. Могу сказать, что и гордость, и гордыню не приемлют все религии мира. Духовно развитый человек никогда не поставит себя выше и умнее других.

Настоящие духовные мастера - гуру, которые обладают сверхспособностями, никогда не скажут вам прямо или косвенно, открыто или намеками, какие они особенные, как много «чудес»» они могут сделать, что они могут исцелить вас. Настоящий духовный учитель настолько смиренный и скромный, что, когда вы его встретите или он войдет в вашу жизнь, вы можете какое-то время этого не заметить. Подумайте, почему? Почему Папа Римский моет ноги своим ученикам? И почему умнейший философ сказал: «Я знаю, что я ничего не знаю?»

Как вы считаете, необходимо избавляться от такого чувства как гордость?

Возможно, мой совет вам покажется неприемлемым, но я советую избавиться и от гордости, и тем более от гордыни. Эти эмоции мешают признавать свои ошибки и ограничивают вас в развитии личности. Часто гордость и гординя разрушают семьи в борьбе за лидерство, в нежелании признать свою ошибку или недостатки. Также эти эмоции мешают в продвижении по карьерной лестнице.

Вчера я общалась с одним руководителем отдела. Она жаловалась на то, что у нее есть две сотрудницы, которые в штыки воспринимают ее критику и замечания по работе. Хотя руководитель обучает этих работников, делится своим опытом. Но девушки никак не хотят признавать свои ошибки, и дело движется к увольнению, потому что страдают показатели по всему отделу.

Вы скажете, а как же без гордости? Скромность нынче не в моде. Обратите внимание на представителей королевских династий, как они ведут себя? С чувством спокойного достоинства, но без дерганой гордости. Без превосходства и тщеславия они вызывают большое уважение.

Для тех, кто хочет избавиться от гордыни, даю несколько советов:

1. Полюбите себя

Гордыня является защитной реакцией человека и возникает в результате неуверенности в себе. Человек опасается допустить ошибку, показаться смешным или нелепым, поэтому одевается в броню собственного величия, чтобы больше не беспокоиться о том, какое впечатление он производит на других. Признайте за собой право на совершение ошибок и освободитесь от этого груза, а взамен получите уникальную возможность дальнейшего саморазвития.

2. Уважайте других людей

Какими бы чудесными талантами вы ни обладали, всегда есть люди, достойные похвалы. Невозможно быть асом во всем, поэтому позиционируйте себя как одного из лучших, а не самого лучшего.

3. Научитесь слушать

Гордость не терпит соперничества ни в чем, она глуха к другим людям, их чувствам и переживаниям. Когда научитесь сопереживать и понимать собеседника, вы нанесете гордыне серьезный удар.

4. Освободитесь от ненужных принципов, навязанных извне

У каждого человека есть немало стереотипов, которые заставляют его укладывать собственную жизнь в узкие, созданные кем-то другим, рамки. Подумайте о том, чего хотите именно вы. Перестаньте бояться быть другим. Индивидуальность - не порок, а преимущество.

Многие хотя бы раз в жизни задумывались над тем, чем на самом деле является гордость и нужна ли она вообще. А может без нее лучше? Может чувство гордости губит человека или же наоборот отличает от животного? Давайте разберемся с этой проблемой.

Чем же на самом деле является гордость?

Сложность определения этого понятия состоит в том, что это оно обозначает собой конкретную эмоцию. Как известно все люди индивидуальны и нельзя обобщать чувства, которые они способны испытывать. Что для одного будет чувством гордости, для другого будет иной эмоцией. Однако на этом поприще психологи проделали титаническую работу: они провели множество исследований (анкетирование, тестирование, опрос, эксперимент) и выявили некоторые закономерности между тем, что чувствуют отдельные люди или их группы и тем, как они это называют.

Таким образом был сделан вывод, что гордостью можно считать ощущение своего превосходства, высшего положения или статуса. Было выявлено, что человек, который преуспел в учебе, работе, увлечении чувствует особое удовлетворение, которое не похоже на удовлетворение от, например, употребления вкусной пищи. Ведь оно возникает от того, что человек становится на новую ступень саморазвития и самопознания. В одно мгновение он понимает, что в данный момент он стал более значимым, нежели был вчера.

Человек начинает себя уважать за собственные достижения. Он выражает чувство гордости примерно так же, как это делают представители животного мира. Например, человек, испытывающий гордость излучает спокойствие, уравновешенность и в то же время внутренний оптимизм и радость. Животные поступают так же. Лев (вожак стаи) всем своим поведением излучает те же поведенческие особенности. Как и у льва-вожака, у гордого человека меняются внешние повадки: осанка прямая, спина ровная, голова поднята, глаза смотрят в упор и смело. Психологи отмечают, что у человека, который горд собой или событиями своей жизни всегда хорошее настроение, хорошая стрессоустойчивость и много жизненных сил. Врачи также отмечают, что гордость благосклонно влияет на здоровье. А именно гордость повышает уровень серотонина в крови.

Стоит отметить, что гордость может быть реакцией не только на поступки или достижения, но и на внутренние догматы. Некоторые люди умеют договорится сами с собой и испытывать это чувство без явных на то причин. Например, «Я живу и я горжусь этим». Психологи отмечают, что такая позиция также правильная и полезная, если не переходить границ.

Грань между гордостью и завистью

Как говорилось выше, гордость — это чувство собственного превосходства, преимущества над остальными. Таким образом, испытывая гордость человек на подсознательном уровне желает, чтобы ему завидовали.

Чувство зависти и гордости соотносятся как похожие и в то же время различные понятия. Их схожесть проявляется в том, что они возникают при сравнении себя с другими. Различий значительно больше. Во-первых, если гордость чаще всего положительное чувство, то зависть наоборот. Во-вторых, чувство гордости возникает при сравнении себя с худшими, зависть — с лучшими. В-третьих, гордость всегда положительно сказывается на здоровье человека, зависть — наоборот. Иногда она может стать причиной многих психологических или даже физических недугов.

Зависть можно рассматривать как изнанку гордости. Так как любая зависть возникает на месте, где потенциально могла возникнуть гордость. Например, если вы завидуете коллеге, который ступает семимильными шагами по карьерной лестнице, это чувство может быть заменено гордость за него. При желании вы можете себя убедить в том, что ваш коллега действительно молодец и гордиться его достижениями. Светлая или темная сторона — это уже ваш личный выбор.

Нужна ли гордость людям?

По результатам многих исследования были сформулированы три точки зрения по этому вопросу: врачей, психологов и просто человека, не владеющего знаниями в области психологии.
Врачи единогласно утверждают, что гордость необходима всем и каждого. Как говорилось ранее, чувство гордости положительно влияет на здоровье. Таким образом врачам абсолютно все-равно чем будет гордиться человек, лишь бы был здоров.
Вторая позиция — мнение дипломированных психологов, мнение которых научно обоснованно. Они заявляют, что не всякая гордость полезна для человеческой психики. Психологи утверждают, что имеет право на существование лишь «здоровая» и обоснованная гордость.

Разберемся с этими двумя понятиями. Обоснованная гордость имеет место быть, когда человек гордится реальными вещами. Например, своими достижениями или успехом друзей. При таком раскладе человек не обманывает себя и его внутренний мир находится в гармонии. Психологи часто диагностируют, что человек может гордиться тем, что еще не сделано. Как ни странно, такое чаще всего встречается у женщин на диете. Они начинают планировать на сколько похудеют и начинаю гордится успехами, которых еще нет. Если им удалось достичь результата, то все хорошо. Если нет, она сразу же разочаровываются в себе, в окружающих, во всем мире. Начинаются серьезные психологические проблемы из-за необоснованной гордости и того, что гордится нечем.

Следующее понятие — «здоровая» гордость. Это понятие означает, что что чувство гордости соизмеримо с тем, отчего оно возникло. Говоря простыми словами, за маленькое дело гордиться нужно немного и наоборот. Почему именно так? — спросите вы. у психологов и на это найдется что ответить. Дело в том, что человеческие чувства сложны. На каждое событие человек должен конкретным образом реагировать. Если на незначительное достижение человек будет отвечать «большой» гордостью, то он не сможет адекватно реагировать на большие успехи. Человек сразу же почувствует конфликт эмоций. Таким образом умом человек понимает, что должен испытывать большую радость, восторг и гордость, но сердцем не испытывает этого. Это тоже приводит к психологическим проблемам.

Обыкновенный человек, конечно, же скажет, что гордость нужна. Однако будьте благоразумны. Соблюдайте правила психологов относительно обоснованности и разумности гордости. Тогда вы сможете адекватно оценивать свои возможности, здраво реагировать на свои успехи и поражения и не отчаиваться, когда что-то пошло не так.

Гордость – это страшная душевная болезнь, которая очень трудно излечивается. Нет более мерзкого греха пред Богом, как гордость. Святые Отцы называют ее «семенем сатаны».

Гордость – это крайняя самоуверенность с отвержением всего, что не мое; источник гнева, жестокости, раздражения и злобы; отказ от Божией помощи. Но именно гордый имеет особую нужду в Боге, потому что люди спасти его не могут, когда болезнь достигает последней стадии.

Изобретатель греха, падший ангел тьмы, сам согрешил сопротивлением Богу, то есть гордостью, и весь род человеческий вводит в эту пагубную страсть.

Всякий грешник, который угождает страсти своей, ведет войну против Бога, как некогда сатана воздвиг бунт и войну на небе против Бога ради того, чтобы выйти из повиновения Ему и жить по своей воле.

Когда гордый, тщеславный, самолюбивый, славолюбивый, властолюбивый, жестокий, гневливый, завистливый, высокомерный, надменный, непослушный и другие удовлетворяют своей страсти и ради своего «Я» унижают других, то этим они как бы меч поднимают на Бога и как бы говорят Христу: «Не хотим мы следовать Твоему примеру, не хотим быть кроткими и незлобивыми! Не нравится нам Твой закон! Пускай они нам покоряются и служат, а не мы им!» Избави, Господи, от такого помрачения! О, как страшно, Д.! Не думай, что в этих словах преувеличение. С гордыми обычно так и бывает. Если вовремя они не остановятся, не покаются, то становятся богопротивниками.

Через всякий грех, даже малый, в душе ослабевает благодать Божия, а через смертный грех люди теряют ее совершенно и делаются достойными вечного наказания.

Гордые выходят из-под власти закона Божия, поэтому сами себя лишают защиты и покровительства Божия. Они терпят поражение на всех путях своих. Живя в теле, они уже мертвы душой и еще при жизни испытывают геенские муки: одиночество, мрачное уныние, тоску, злобу, ненависть, бесплодие, мрак и отчаяние.

Симптомы и развитие болезни

Грех гордости по своему развитию имеет несколько стадий и начинается он с тщеславия.

Симптомы тщеславия: жажда похвал; нетерпение обличений, вразумлений и упреков; мнительность, подозрительность, злопамятство, осуждение других, трудности просить прощения, искание легких путей; постоянная игра, как на сцене, в присутствии посторонних, с целью показать себя с благочестивой стороны, тщательно скрывая свои страсти и пороки.

Человек перестает видеть свои грехи, не замечает своих недостатков, начинает умалять (уменьшать) свою вину или вовсе отрицать ее, а иногда даже слагает ее на других. Знания же свои, опыт, способности и добродетели начинает преувеличивать и переоценивать. По мере развития болезни в своем мнении о себе он возрастает до великого, достойного славы. Поэтому болезнь эта так и называется: манией величия.

В таком состоянии человек не только осуждает других, но начинает даже презирать и гнушаться ими, и даже делает им зло. Избави нас, Господи, от этого!

А когда больному кажется, что его никто не понимает, никто не любит, но все преследуют его и хотят сделать ему зло, тогда болезнь эта именуется манией преследования.

Мания величия и мания преследования – самые распространенные формы душевной болезни. Эти болезни связаны с повышенным самоощущением, самоценом, когда преувеличенное чувство собственного достоинства вызывает презрение и враждебное отношение к людям.

Гордец всегда недоволен окружающими людьми и условиями своей жизни, поэтому он и доходит иногда до отчаяния, богохульства, прелести (всецелое подчинения человека внушениям злой силы), а иногда и самоубийства.

В начальной стадии гордость трудно бывает распознать. Только опытный духовник или психолог могут безошибочно определить зарождение этой страсти.

Человек ведет себя как будто нормально, но опытный глаз усматривает в нем начало болезни. Человек доволен собой. У него хорошее настроение: он напевает, улыбается, даже часто смеется и порой без причины громко хохочет; оригинальничает, острит; делает разные приемы, чтобы обратить на себя внимание присутствующих; любит много говорить, и в его разговоре слышится бесконечное «Я», но от одного неодобрительного слова настроение его быстро меняется, и он делается вялым, а от похвалы снова расцветает как «майская роза» и начинает порхать как мотылек. Но, в общем, в этой стадии настроение у него остается светлым.

У человека появляется искренняя уверенность в своем превосходстве над другими. Эта уверенность быстро переходит в страсть командования, и он начинает распоряжаться чужим вниманием, чужим временем и чужими силами по своему усмотрению. Он становится нагл и нахален: за все берется, даже если портит дело, во все вмешивается, даже в чужие семьи.

В этой стадии настроение гордого человека портится, потому что он часто встречает отпор окружающих. Постепенно он становится все более и более раздражительным, упрямым, сварливым, несносным для всех. Естественно, его начинают избегать, но он убежден в своей правоте и считает, что его просто никто не хочет понять, поэтому порывает со всеми. Злоба и ненависть, презрение и надменность поселяются и утверждаются в его сердце. Душа становится темной и холодной, ум помрачается, и человек выходит из всякого повиновения. Его цель – вести свою линию, посрамить, поразить других и доказать свою «правоту». Вот такие-то гордецы и создают расколы и ереси.

В следующей стадии развития болезни человек разрывает и с Богом… Все, что он имеет, в том числе способности и некоторые добродетели, все это он приписывает себе. Он уверен, что жизнь свою может устроить без посторонней помощи и может сам приобрести все нужное для жизни. Он чувствует себя богатырем даже при слабом здоровье. Превозносится своею «мудростью», своими познаниями и гордится всем, что имеет. Молитва же его становится неискренняя, холодная, без сокрушения сердечного, а потом он и вовсе перестает молиться. Состояние души его становится невыразимо мрачное и беспросветное, но вместе с тем он искренне убежден в правоте своего пути и с поспешностью продолжает идти к своей погибели.

Как распознать в себе гордость?

На вопрос: «Как распознать в себе гордость?» – Иаков, архиепископ Нижегородский, пишет следующее:

«Чтобы понять, ощутить ее, замечай, как ты будешь себя чувствовать, когда окружающие тебя сделают что-либо не по-твоему, вопреки твоей воле. Если в тебе рождается прежде всего не мысль кротко исправить ошибку, другими допущенную, а неудовольствие и гневливость, то знай, что ты горд и горд глубоко. Если и малейшие неуспехи в твоих делах тебя опечаливают и наводят скуку и тягость, так что и мысль о Промысле Божием, участвующем в делах наших, тебя не веселит, то знай, что ты горд и горд глубоко. Если ты горяч к собственным нуждам и холоден к нуждам других, то знай, что ты горд и горд глубоко. Если при виде неблагополучия других, хотя бы то врагов твоих, тебе весело, а при виде неожиданного счастья ближних твоих грустно, то знай, что ты горд и горд глубоко. Если для тебя оскорбительны и скромные замечания о твоих недостатках, а похвалы о небывалых в тебе достоинствах для тебя приятны, восхитительны, то знай, что ты горд и горд глубоко».

Что еще можно добавить к этим признакам для распознания в себе гордости? Разве только то, что если на человека нападает страх, то это тоже признак гордости.

Святой Иоанн Лествичник пишет об этом так: «Гордая душа есть раба страха; уповая на себя, она боится слабого звука тварей и самих теней. Страшливые часто лишаются ума, и по справедливости. Ибо праведно Господь оставляет гордых, чтобы и прочих научить не возноситься».

И еще он же пишет: «Образ крайней гордости состоит в том, что человек ради славы лицемерно показывает добродетели, каких в нем нет».

Дьявольские искушения

Человеческая природа склонна как к хорошему, так и к худому. Она удобоприемлема и для добра, и для зла; и для Божией благодати, и для злой силы.

Господь не насилует свободу человека, не приневоливает ее к добру, а только кротко возвещает душе о Себе и призывает ее на путь спасения. Душа же по своему произволению и по своей наклонности делает выбор: или – или… Жить с Богом по Его святой воле или жить по своей воле, не задумываясь о последствиях.

О тех людях, которые живут только по своей воле и удовлетворяют своим страстям, говорить много не приходится, потому что своя воля – адское семя, она низводит душу во ад. А вот о тех людях, которые стараются познать волю Божию и следовать ей, о них можно и нужно говорить много, чтобы помочь им в этом благом деле.

Не думай, друг мой, что гордость – это такая страсть, такая душевная болезнь, которая приводит к физиологическим и патологическим изменениям в организме человека и потому присуща только некоторым. Этим недугом заражено, можно сказать, все человечество, за исключением немногих истинно смиренных. Но болезнь эта бывает в разных стадиях, к тому же часто скрывается под покровом напускного, лицемерного смирения, поэтому проявляется она не в полной мере и часто недооценивается.

Враг рода человеческого всегда побуждает нас к разным грехам и преступлениям. Он хитёр, коварен и жесток. Хорошо знает он склонности каждого из нас и искусно нападает на слабую сторону особенно того, в ком нет твердой воли. Нет ничего удивительного в том, что диавол с легкостью повергает человека в гордость. Ведь душа наша создана по образу и по подобию Божию чистой, светлой, благоухающей добродетелями. И по природе своей душа стремится ко всему хорошему, благородному, возвышенному. Ей хочется всегда быть в ряду первых. Хочется как можно скорее достичь совершенства, блаженства!

Ну, скажи, друг мой, разве не похвальны эти порывы души? Разумеется, похвальны!

Но… Бедная неопытная душа не успеет опомниться, как с первых же шагов попадает в коварные сети лукавого. И чем более она будет стремиться к первенству, к совершенству (по ее понятиям мирским), чем более будет преуспевать… увы! – даже в добродетели, тем более и более будет запутываться в сетях вражиих по своей неопытности, без духовного руководителя, без духовного отца.

Дело в том, что злая сила обманывает человека, внушая ему извращенное понятие о блаженстве. Она предлагает ему «блаженство» временное, земное, помогает ему преуспевать в достижении такого блаженства и коварно скрывает от человека, что спасение его и настоящее, истинное блаженство, вечное – обратно пропорционально «блаженству» земному, быстро преходящему. Если бы все это знали и со всей серьезностью хорошо уяснили бы себе это, то злая сила оказалась бы бессильной в своем коварстве и не смогла бы внушить людям горделивый помысл даже за их бесчисленные добрые дела. Каждый искренно сказал бы сам себе:

– Чем могу хвалиться? Разве только немощами да пороками. А что хорошее имею, так это все от Бога! – и своим смирением отогнал бы злую силу.

Но беда в том, что человек охотнее и с большим вниманием прислушивается к голосу врага своего, нежели к голосу своего Спасителя.

Тесный, тернистый и тяжелый путь смиренного христианина, он требует жертвы… требует самоотречения во имя любви к Богу и к ближнему, и на этом пути его встречают постоянные искушения от диавола. Нужна большая сила воли, чтобы не поддаться соблазну, не устрашиться искушений, борьбы со злою силой.

Широкий, гладкий и легкий путь человека (я не называю его христианином), который живет по воле дьявола, идет на зов своих страстей и исполняет их прихоти. Внешне этот путь усеян розами, но… надолго ли?

Вот перед нами характерный пример – гордец. Злой дух был невидимым спутником его и помогал ему брать от жизни все, что смертный человек может взять, чем может насытиться и пресытиться, гоняясь за призрачным счастьем. Молодость, здоровье, красота, богатство, честь и слава, головокружительные успехи, дарование, таланты – все предоставил ему лукавый невидимый спутник, лишь бы укоренить в нем самую пагубную страсть – гордость. Беспечный человек с легкостью катился по наклонной широкой дороге, наслаждался мишурой счастья и незаметно для себя оказался на краю пропасти… Он стал невыносим для окружающих, и его стали избегать. Перестали проявлять интерес к его личности, перестали восхищаться его способностями, талантом, и он возненавидел всех. Тьма кромешная охватывает все его существо, ум помрачается, и он доходит до сумасшествия. Цель жизни потеряна, остается единственная отрада – прекращение мук, забвение всего… Дьявол радуется! Еще одна жертва – несчастный самоубийца, который становится вечным его достоянием.

Вот к какому печальному концу приводит гордость. Для примера я взял крайнюю степень, но в любой степени развития этой страшной болезни может ли быть по-настоящему истинно счастливым человек, которого не любит ни Бог, ни люди?

Ответ напрашивается сам собой.

А смиренный человек приходит к блаженному концу: к вечной радости, к вечному блаженству. Да, откровенно говоря, так ли уж тяжел и труден путь простого смертного христианина, не связанного обетами общественного служения народу? Только самое начало пути бывает болезненным для смиренного, а потом от упражнений добродетель входит в привычку, и смиренный человек уже перестает ощущать тяжесть от искушений дьявольских, наоборот, он более ощущает радости от каждой победы над собой. А когда он окончательно утвердится в этой добродетели, тогда злая сила уже не смеет приблизиться к нему, потому что смирение опаляет бесов и изгоняет их.

Тогда дьявол старается искушать его во сне, через людей, но и в этом он мало преуспевает, потому что истинно смиренный человек приятен каждому, и все его любят. Козни дьявола распознаются людьми, и благочестивые христиане не идут на грех, не восстают на праведника.

А какая неземная радость преисполняет душу смиренного человека! Сколько духовных утешений! Какая реальная близость и общение с Господом! Думаю, и ты согласишься, друг мой, ради такого реального неземного счастья всем поклониться, всех утешить, всем послужить, быть последним рабом у всех без разбора.

Искушения нам бывают на пользу. Они испытывают, очищают и просвещают душу и показывают, насколько сильна наша вера, поэтому не надо отчаиваться, когда приходят искушения, а надо мужественно бороться с ними и, самое главное, не допускать помысла: «Я лучше других». Наоборот, надо до кровавого пота нудить себя к мысли: «Я хуже всех» – и стараться находить в себе то, что подтверждало бы эти мысли. Только никогда не забывай, мой друг, что, сколько бы ни встретилось на пути твоем неприятностей и искушений, их надо всегда принимать за знак испытания, а не за знак отвержения. На этом претыкаются многие христиане, оттого и впадают в отчаяние, почитая себя отверженными.
Искушение есть путь, ведущий к познанию Бога. Всякие бедствия, скорби и искушения сокрушают нашу душу. Но в утешение скорбящим Христос говорит: «С ним Я в скорби; избавлю его и прославлю его… и явлю ему спасение Мое» (Пс.90:15–16).

В искушениях мы лучше и яснее познаем, что не кто-либо другой, а именно Господь (и Его Пречистая Матерь) печали наши утоляет, болезни врачует, в бедности помогает и обогащает, от смерти избавляет; познаем также, что Он – единственный источник нашей жизни, нашего спасения, нашего счастья, поэтому мы должны радоваться всяким скорбям, всяким искушениям, а не унывать и не отчаиваться.

Когда душу твою будет обуревать уныние или отчаяние, читай такие молитвы:

Всуе ты трудишься во мне, падший архистратиг. Я раб Господа Иисуса Христа. Ты, превознесенная гордыня, унижаешь себя, так усиленно борясь со мною слабым.

Что тебе, отчужденный от Бога, беглец с неба и раб лукавый? Ты не смеешь сделать нам ничего. Христос, Сын Божий, власть имеет над нами и над всем. Ему согрешили мы. Ему и оправдаемся. А ты, пагубный, удались от нас. Укрепляемые честным Его Крестом, мы попираем твою змеиную главу. Аминь.

Примеры искушений из жизни чад

Иногда приходится удивляться хитрости и тонкости вражиих искушений.

Помнишь ли, друг мой, как ты вызвал однажды на соревнование по послушанию своего друга А.? Ух, с каким восторгом ты тогда приехал! Ведь ты же опередил его!.. Но я сразу почувствовал, что это не к добру ведет. Наводящий вопрос подтвердил мои опасения: ты радовался тогда не как сеятель добрых дел, а как победитель своего соперника.

Помнишь, как ты обиделся на меня, когда я совсем отстранил тебя от послушания? Гром и молния! Давно это было… Теперь ты совсем другой, а тогда этот метод духовного воспитания для тебя был крайне необходим.

Очень важно не упустить момента зарождения гордости. Вот я тогда подумал: если сейчас не схватить гордишку за голову, то потом уж не удастся – руку отгрызет! Теперь-то ты благодарен, разумеется, а тогда у-ух, как воевал…

Ни на одну страсть так болезненно не реагируют чада, как на гордость и тщеславие. Обличение в этом грехе принимают за личное оскорбление и обижаются, поэтому приходится умудряться и опытом жизни проводить свою линию, то есть без объяснения причин приводить к смирению. Приходится отстранять от человека то, что питает страсть гордости. Со временем человек понимает, что к чему и отчего.

Один из моих духовных чад К. Н. рассказал о себе печальную повесть, как злая сила повергла его в гордость и как Ангел Хранитель первоначально помогал ему распознавать козни вражии.

На работе он занимал ответственную должность и по долгу службы общался с большими учеными. Однажды профессор говорит:

– Вот если бы наука открыла, какие процессы происходят в том-то и том-то, то можно было бы сделать то-то и то-то… Была бы колоссальная экономия электроэнергии!

К. Н. отвечает ему:

– Происходит там вот что… – и бессознательно, как во сне, говорит, говорит ему, а сам с ужасом думает:
«Так я, оказывается, одержимый! Кто во мне говорит? И что говорит? Теперь все узнают, что я душевнобольной… Как отнесется к этому начальство? Уволят!» Стыдно ему стало за себя и страшно, хочет остановится и не может. Даже такое сказал:

– Все это вы можете проверить такими опытами… Сами убедитесь!

А через месяц, когда слова его подтвердились, тогда прославили и вознесли его так, что пять лет он жил в постоянном страхе за себя.

С самыми сложными вопросами обращались к К. Н. Он имел такую ясность ума, что вначале сам удивлялся и страшился, а потом привык и через пять лет незаметно для себя согласился с горделивым помыслом, приписал себе славу, и с этого времени началось его падение.

Он стал возноситься над другими, удивлялся «тупости» ученых мужей и администраторов, а иногда проскальзывало и чувство презрения, отвращения, брезгливости. В человеке он перестал видеть образ Божий, появилось обостренное чувство несправедливости, стал остро подмечать недостатки окружающих и возмущаться их «недостойным» поведением. На фоне «порочных» людей ясно видел свое превосходство и «исправность» жизни и, как фарисей, постоянно возносился над ними.

В его представлении люди разделялись на две категории: хорошие и плохие. «Плохих» людей он избегал и отворачивался от них. С хорошими же он был ласков, вежлив, обходителен, внимателен и, как родной отец или брат, заботился о них. Он их любил, они его любили, и среди них, как говорится, была тишь и гладь, и Божия благодать. Настроение у него было всегда приподнятое, ему было весело и хорошо.

Притаившийся враг хитро вел его все дальше и дальше, предвкушая победу. Гордость развивалась в нем с головокружительной быстротой. Он почувствовал в себе способность наставлять других, вести ко спасению. И вот тут-то случилось с ним нечто такое, отчего он впал в страшное, мрачное, безысходное отчаяние.

Внезапно дьявол обрушился на него с двух сторон: открыл ему глубину его гордости и разжег его плотскою страстью. Другие пять лет враг томил его хульными и блудными помыслами.

– Как знать, – закончил свой рассказ К. Н., – чем бы все это кончилось, если бы на своем пути я не встретил духовного отца. Думаю, не избежать бы мне адских мучений. Но Милосердный Господь, не хотя смерти грешника, сжалился надо мной, указав мне духовный путь, как якорь спасения. Помогите же мне избавиться от гордости! О, как я боюсь этой страсти! Ведь можно возгордиться, подумав: «Я смиренный».

Видишь, друг мой, какой Господь Любвеобильный! Он попустил ему впасть в тяжкие грехи, но это послужило ему средством к приобретению смирения. Говорят: «Не познавый горькое – не оценит сладкое». И еще так говорят: «Не было бы счастья – несчастье помогло». К нему очень подходят эти поговорки. Теперь-то уж, конечно, он будет осторожнее в оценке себя.

Искренно тебе скажу, друг мой, радостно бывает на душе, когда видишь, что Господь ведет таким путем, то есть когда грешник приходит к покаянию через скорби. Пережитые искушения, как крепкая стена, ограждают христианина от новых вражьих искушений, особенно самоцена. А это главное.

Некоторые, наверное, думают: У-у, какой батюшка жестокий! Вот, например, приехали однажды чада-молодожены. Муж жалуется в присутствии жены, говорит:

– Отец, никак ей не угодить! Гордая, капризная, сварливая, все ей не так, все нехорошо. Заставляет все делать по-своему, со мной не считается, ни в чем не соглашается, наводит на грех… Что делать?
– Жену люби как душу, – говорю ему, – но тряси ее как грушу, когда она отводит от благочестия. Делай вот так и так… Обиделась на меня она и, наверное, подумала:

«Ну и батюшка!.. Какой!» А вот и приходится быть таким, чтобы потом была всем радость и земная и небесная.
Для назидания расскажу тебе еще случай из жизни чад, как враг разжег двух девиц ненавистью друг к другу и как они победили врага тем, что стали целовать свой крестик.

Вначале эти девицы, Е. и М., были большими друзьями и жили, как говорится, душа в душу. Но хитрый и лукавый враг позавидовал такой дружбе и стал в душе их производить смуту. Одна говорит другой:

– Ты гордая!
А другая в ответ говорит:
– А ты вовсе превознесенная гордыня!

Ну и, разумеется, вражда. Все пошло колесом. Краски поблекли, все стало представляться в ином свете. Слова друг друга стали пониматься в превратном смысле. Каждая из них думала: –«Вот как можно ошибиться в человеке! Считала, что лучше ее нет никого на свете».

Стали усиленно избегать друг друга, насколько это было возможно при совместном послушании. И вот пишут, одна и другая: «Батюшка, что делать? Погибаем! Разъедините нас».

Спрашиваю у М.:
– Ты крестик целуешь за Е.?
– Нет.
– А почему? Разве ты не знаешь, что надо целовать крестик свой за того, кто нам в тягость?
– Простите, батюшка, забываю.
– Вот, – говорю, – злая сила и воспользовалась вашим нерадением, и крутит вами. Целуй крестик за Е. по пять раз утром и вечером, молись и искренно желай ей спасения. Е. тоже так будет делать. Тогда врага победите, и у вас опять будет мир и любовь.

Стали они приневоливать себя крестик целовать и молиться друг за друга, а потом М. рассказывает: Вижу, как Е. плачет, и мне делается ее так жалко! Думаю: «Ведь это я ее мучаю. Я хуже зверя», – и сама заливаюсь слезами. Смотрю только на нее и плачу, а сказать не смею – стыжусь. Думаю, что не поверит, скажет: «Лицемерка!» Молчу. Проходит неделя, другая… Молчим, иногда плачем, особенно в храме, и украдкой посматриваем друг на друга. Однажды я уловила ее взгляд. В нем было столько сострадания, такая любовь, что я не удержалась и бросилась ей на шею с рыданием:

– Сестричка, милая, прости меня ради Христа! Я люблю тебя искренно, глубоко… Что было со мной, я и сама не знаю. Верь мне, я говорю искренно!

Она душит меня в своих объятиях, целует-целует без конца и потом с сияющим взглядом говорит: – Верю, верю, сестричка! Я потому и плакала, что видела, как ты мучаешься из-за меня… Какие же мы, взрослые, глупые – хуже детей!

После этого случая они стали любить друг друга еще сильней. Приятно смотреть на них. Всегда спокойные, энергичные, заботливые. И труд у них стал спориться.

Вот видишь, Д., что делает животворящий Крест Господень! Гордость, как говорится, только на свет народилась, а они тут же ее приглушили. Понудили себя, помучились, зато теперь обеим хорошо. А если бы разошлись, то грех в них так бы и продолжал скрытно жить и развиваться и время от времени мучил бы их. Они остались бы с плохим мнением друг о друге и новый грех приложили бы к своим прежним грехам. А теперь они на факте убедились, что если человек не борется со злой силой, то он сам становится злым. Избави, Господи!

Вот как полезны искушения, как полезна борьба с ними! Через искушения человек себя познает, а когда крестик целует – тогда козни врага видит, поэтому от каждого искушения становится все опытнее и опытнее. Только не надо забывать крестик целовать и молиться за тех, кто нам в тягость, и тогда все будет хорошо, враг ничего не сможет сделать.

схиигумен Савва (Остапенко)

Не зависимо от того, достигли ли Вы успеха или только в самом начале пути, Вам просто необходимо знать, что делать, как вести себя, когда Вы достигните своей цели. Казалось бы, достижение поставленной цели, успех в жизни – большая радость, однако, это ещё и огромное испытание, испытание гордостью. И от того, как Вы выдержите этот экзамен, зависит, как сложится Ваша жизнь в будущем, сможете ли Вы и впредь добиваться успеха и завоёвывать новые вершины. Ведь провал может стать, как минимум остановкой на достигнутом рубеже, но может привести и к полному отказу от своей мечты.

Испытание гордостью тем тяжелее проходить, чем ниже была в самом начале пути. Для тех, кто сделал себя практически из «никого», кто начал с абсолютного нуля и достиг определённых высот, успех может настолько вскружить голову, что на этой высоте будет от головокружения просто невозможно удержаться. Эта гордость от успеха будет настолько заметной во всех его поступках и решения, в повороте головы, в стиле общения с другими людьми и даже в походке, что не заметить этого станет практически невозможно.

А Вселенная – очень чувствительная среда, поэтому, как только Вы начнёте превозносить себя над другими людьми, Вселенная, придерживаясь основного закона равновесия, станет низвергать Вас вниз, чтобы не нарушать этот закон. Наверное, никто не сомневается, на чьей стороне окажется победа,

Надменность и гордость могут привести к тому, что Вы сформируете в своём сознании чересчур завышенное о себе мнение; Вы утратите свою способность и желание продолжать учиться; Вы приобретёте манеру пренебрежительного общения с людьми; Вы утратите способность к сосредоточенности.

Вы не имеете никаких прав на гордость собой, поскольку гордость и успех несовместимы. Для достижения успеха Вы сделали всего лишь 5%, всё остальное сделала Вселенная.

Быть гордым для Вас невыгодно по нескольким причинам:

1. Несмотря на то, что Вы были выбраны Вселенной для реализации определённых задач, Ваше неверное поведение может заставить её пересмотреть свой выбор.

2. Своим пренебрежительным поведением Вы нарушается хорошие отношения с людьми, которые поддерживали Вас и помогали Вам, то есть, Вы осознано ослабляете свои тылы.

3. Вы заставляете вселенский закон равновесия работать против Вас

Давайте внимательно рассмотрим каждый из пунктов.

Если посмотреть на Вас с точки зрения всей Вселенной, то Вы являетесь лишь песчинкой в огромной пустыне. Как это ни грустно, но Вы причастны к своему успеху всего лишь тем, что захотели его достичь и не поленились выполнить требующиеся от Вас несколько шагов в его направлении. Основная же работа была выполнена за Вас Вселенной. Именно она изыскала возможность для Вас воплотить в жизнь Вашу мечту. Именно Вселенная сделала так, чтобы Вы смогли увидеть эту возможность. Именно Вселенная направляла и оберегала Вас на Вашем пути к успеху. Именно благодаря усилиям Вселенной события складывались таким образом, чтобы путь для Вас был простым и необременительным.

Постарайтесь быть достаточно скромным и сдержанным, не превозносите себя выше других людей, не хвалитесь. Помните, что каждый человек имеет свои способности, а души людей такие разные и стремления у всех свои личные. Суть Вашего успеха должна заключаться в том, чтобы помочь другим людям реализовать их мечты. Когда Вы себя хвалите, тем самым Вы понижаете самооценку другого человека, а это никому не приятно. Поскольку никто не любит, чтобы его достоинство умаляли, вряд ли после такого поведения у Вас останется много друзей и знакомых.

Если человек высоко оценивает собственные достижения или даже переоценивает их, он вряд ли захочет читать чужие книги, чтобы чему-нибудь в них научиться. Для него это может показаться ниже его достоинства учиться чему-либо у кого-либо, так как он себя считает достаточно умным, если не самым умным, и достаточно образованным, если не самым образованным. Именно эта ложная уверенность в собственных знаниях заставляет людей прекратить учиться, что навсегда закрывает им путь к успеху. Никогда не переставайте учиться, так как этим самым Вы лишаете себя возможности идти дальше, к новым вершинам.

Гордость и высокое самомнение лишают человека сосредоточенности, и Вы уже не будете в силах ставить перед собой новые цели, а их отсутствие – это ничто иное, как начало пути в обратном направлении, то есть прочь от успеха. Для того, чтобы достичь и удержать успех, необходимо ежедневно работать над самосовершенствованием, каждый день узнавать что-то новое и делать хотя бы маленький шажок в направлении успеха.

Смирение – единственное действенное оружие против надменности и гордости. Только смирение, являясь осознанным орудием разума, способно удержать эго от чрезмерного роста, который не позволит Вам не только двигаться дальше, но и даже удержаться на той высоте, которую Вы смогли достичь. Очень важно уметь контролировать своё эго и свою гордость. Когда Вы чувствуете, что они вырываются из-под Вашего контроля, усилием воли и, используя орудие разума – смирение, верните их в надлежащее состояние. Если Вы не сможете с ними справиться самостоятельно, Вселенная сделает это за Вас, но вряд ли Вам это понравится.

Будьте благодарны, не зависимо от того, кого Вы считаете своим основным помощником. Это может быть благодарность Вселенной, Вашему ангелу-хранителю, Господу Богу, судьбе. Поскольку именно благодарность является ничем иным, как наивысшим смирением, благодарите от всей души, искренне.

Может быть, эти знания ещё не являются для Вас необходимыми, поскольку Вы находитесь лишь в самом начале своего пути к успеху, когда-нибудь Вы его достигните и тогда именно эта статья поможет Вам выдержать самое сложное испытание, позволит остаться на вершине, не потеряв способность двигаться вперёд.

В наше время многие понятия утратили свое истинное понимание. Так, иногда нам кажется, что гордость - это хорошее качество, при этом в понимании некоторых людей гордость приравнивается к чувству собственного достоинства, а смирение же, напротив, - отрицательная черта, от которой веет чем-то безвольно-флегматичным.

Однако в Священных Писаниях говорится, что именно гордость является источником всех недостатков человека. Мы раздражаемся и гневаемся, потому что кто-то не хочет считаться с нашим мнением. Мы чувствуем жадность, потому что считаем, что достойны более комфортных условий жизни. Мы завидуем, потому что наше ложное эго страдает, когда у соседа по даче яблоки краснее наших. Так много отрицательных качеств выходит наружу, если мы не в ладах со своей гордостью! Но как проверить гордый вы человек или нет? И ответ довольно прост.

По-настоящему развитый человек - это тот, кто видит ошибки другого человека, но прощает ему их. Если же он не может их простить, значит, это неразвитый человек. Это просто гордость.

Веды говорят, что нет ни одного человека, у кого не было бы гордости. Это качество настолько тонко проявляется, что мы даже не подозреваем, как часто гордимся собой, насколько сильно мы пропитаны гордостью. Самому человеку обнаружить в себе гордость невозможно, если он не работает над собой и не занимается духовной практикой.

Дело в том, что гордость проявляется несознательно, а такие вещи отследить чрезвычайно трудно. В лучшем случае мы можем понять проявление своей гордости уже после того, как она наломала дров. На самом деле гордость не существует сама по себе, более того она искусно маскируется под разные чувства и поведение, которые мы совершаем чуть ли не ежедневно. Вы убедитесь в этом, если ознакомитесь с 54 признаками гордости, согласно древнеиндийскому эпосу «Махабхарате».

Непреложность того факта, что ты всегда прав. Уверенность в собственной постоянной правоте (непогрешимость).

Вряд ли кто-то будет с такой же яростью отстаивать чужую точку зрения, как свою. Чаще всего (если не всегда) нам кажется, что правы именно мы. Мы считаем, что нам лучше знать, как поступить в той или иной ситуации. Мы убеждены, что вправе раздавать людям советы, когда нас об этом не просят. Отсюда нередко у людей проявляется заносчивость, снобизм, чувство собственного превосходства и куча других неприятных качеств, которые только осложняют жизнь человеку и всем тем, кто его окружает. В особенности его детям, ведь у них нет права выбора.

Чувство собственной важности

Это качество особенно заметно, когда при нас отмечают чьи-то заслуги, а наши труды в упор не замечают. Наша собственная значимость, другими словами, ложное эго, в этот момент страдает от нехватки внимания и требует справедливости. Это хорошо видно на примере людей, которые занимаются одним и тем же делом. Так, если в присутствии одного скрипача похвалить другого, то он будет испытывать жуткие мучения. Попробуйте похвалить одного хирурга в присутствии другого - реакция будет та же самая. В глубине души нам очень хочется ощущать свое превосходство и тем самым подчеркивать свою значимость в глазах других.

Мысль о том, что ты лучше других, хвастовство

Гордость отличается от других качеств тем, что человек превозносит себя и всё, что с ним связано: семью, работу, машину, район, в котором он живет, и даже магазины, в которых он одевается. Если он преуспевает на работе, то он полагает, что вправе считать себя лучше других. Хвастаясь перед друзьями и родственниками, он забывает, что всё, что имеет, пришло к нему по милости Бога. Но его самонадеянность заключается в том, что он думает, что сам может всего достичь. Замечали ли вы, что после таких мыслей нередко в жизни начинается полоса препятствий и неудач?

Таким образом, Господь опускает с небес на землю зазвездившегося человека. Он показывает ему реальное положение дел: «Что ж, если ты умеешь делать всё сам, давай попробуй, а я посмотрю со стороны».

Контроль за ситуацией, но без несения ответственности за ситуацию

Знакомое качество? Когда вы прикладываете немало усилий, чтобы выполнить какую-то важную работу, но приходят «знатоки» и следят за вами, как и что вы делаете, при этом подкидывают весьма «дельные» замечания. Как правило, от таких помощников нет реальной пользы, есть только явное желание продемонстрировать свою осведомленность в тех или иных вопросах. Думаем, что многие сталкивались с такой ситуацией, что на работе, что дома. Часто такое бывает, когда бабушки хотят помочь молодой маме. Они не несут ответственности за то, что советуют, но происходящую ситуацию контролируют тотально. Поэтому такой стремление диктовать что-либо без желания отвечать за свои действия также является одним из признаков гордости.

Покровительственное отношение к другим, отношение свысока

Этот пункт отчасти перекликается с чувством собственной значимости и постоянной правоты. Однако отношение свысока еще дает человеку «право» критиковать действия других.

Если ты осудил какого-то человека, значит, в твоей жизни произойдет то же самое. Ты в ту же лужу сядешь. Глубокие мысли с негативом перенимают судьбу человека. Когда мы осуждаем человека, Бог смотрит на нас в это время и думает: «Ага, ты осуждаешь, значит, ты выше. Хорошо, получи тот же экзамен и сдай его. Если ты выше, попробуй сдать и справиться с тем же самым, и мы посмотрим, выше ты или нет». Поэтому человек, который осуждает кого-то, реально попадает в ту же калошу.

Ощущение своей никчемности

Не всегда гордость идет в раздувание своих достоинств, иногда бывает так, что человек живет мыслью о том, какой он не достойный, как мало он всего достиг и т. д. Это означает гордость со знаком минус. Такой человек говорит всем вокруг, что он ничего не умеет, не имеет талантов, у него слишком большой вес, нет мужа - можно придумать всё, что угодно. Такая позиция означает нежелание брать ответственность за свою жизнь. Ведь кто-то должен позаботиться о нем, пожалеть его, похвалить.

Однажды к вайшнавскому святому Шриле Прабхупаде подошел человек и сказал: «Я самый падший». На что Шрила Прабхупада строго сказал: «Ты никакой не самый. Даже не самый падший». Это значит, что порой мы скрываемся под маской ложного смирения и просто хотим привлечь к себе внимание, чтобы все вокруг отметили нашу персону и восхитились ею.