Государственный бюджет. Госрезерв накануне Великой Отечественной войны

Государственный резерв является особым федеральным (общероссийским) запасом материальных ценностей, предназначенным для использования в целях и порядке, предусмотренных Федеральным законом от 29.12.1994 года №79-ФЗ «О государственном материальном резерве».

Государственный резерв состоит из:

- мобилизационного резерва, который включает– запасы материалов для мобилизационных нужд государства, предназначенные для обеспечения развертывания производства военной продукции, ремонта военной техники и имущества в особый период, развертывания в военное время работ по восстановлению железнодорожных и автомобильных дорог, морских и речных портов, аэродромов, сооружений связи, газопроводов и нефтепродуктопроводов, систем энергоснабжения и водоснабжения, для организации бесперебойной работы промышленности, транспорта и связи, оказания медицинской помощи;

- материального резерва, включающего запасы стратегических материалов и товаров, запасы материальных ценностей для обеспечения неотложных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, оказания поддержки отраслям экономики государства и организациям, оказания гуманитарной помощи и регулирующего воздействия на рынок.

Таким образом, государственный резерв предназначен для:

Обеспечения мобилизационных нужд Российской Федерации;

Обеспечения неотложных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

Оказания государственной поддержки различным отраслям народного хозяйства, организациям, субъектам Российской Федерации в целях стабилизации экономики при временных нарушениях снабжения важнейшими видами сырьевых и топливно-энергетических ресурсов, продовольствия;

Оказания гуманитарной помощи;

Оказания регулирующего воздействия на рынок.

История создания. Резервы существовали еще в древнем мире. Хорошо известна библейская история о мудром Иосифе – создателе и распорядителе стратегических запасов продовольствия в Древнем Египте. Умело используя созданный им стратегический запас продовольствия, ему удалось стать хозяином Египта. От его воли зависела жизнь не только египтян, но и соседних народов, которые своевременно не позаботились о создании своих запасов продовольствия.

Археологические находки свидетельствуют, что у славян общественные запасы продовольствия существовали задолго до современного летоисчисления.

В античной Руси большие запасы продовольствия хранились в монастырях, замках, усадьбах, на территории которых обязательно находились хозяйственные постройки и помещения: погреба, подземелья, ямы, амбары и другие приспособления, в которых хранили продовольствие.

С середины XV века при правлении Ивана Калиты (1462-1505 годы) начался сложный процесс объединения княжеств вокруг набиравшей силу Московской Руси.

Пользуясь покровительством хана Золотой Орды, Иван 1 получил право собирать с русских земель дань. Необременительная дань позволяла накапливать ресурсы, необходимые для укрепления Московской Руси, завоевания и присоединения к ней новых земель.

Иван Калита учредил во всех городах магазины где хранились запасы хлеба из расчета на 3-х летнюю потребность населения городов. Каждый год 1/3 запасов продавали и вместо них заготавливали свежий хлеб. Количество и качество продовольственных запасов подвергали ревизии – проверке.

Петр I преобразовал систему хранения запасов, создав сеть магазинов. В указанных магазинах сверх плановой нормы хлеба предписывалось иметь запасы хлеба из расчета двухлетней потребности городского гарнизона. При Петре I создаются государственные сырьевые и промышленные резервы (запасы для железоделательных и медеплавильных заводов). В 1700 г. создан «Провиантский приказ» - орган управления государственными продовольственными запасами, который завершил построение в России системы государственных резервов.

С конца XVIII века в России зарождаются капиталистические отношения. Государственные запасы заготавливаются подрядным (рыночным) способом, по договорам с поставщиками-подрядчиками и как разновидность ее возникает комиссионерская закупка.

После войны с Турцией (1877-1878 годы) сделаны попытки накопить запасы провианта и фуража на период мобилизации в случае войны. Война с Японией показала, что русская армия плохо была обеспечена не только продовольствием, но и вооружением, боеприпасами, снаряжением. Эта война продемонстрировала острую необходимость создания государственных запасов материальных средств и управления ими.

С началом войны 1914 года стали накапливаться значительные продовольственные запасы. В централизованном порядке правительство в 1914-1915 годах заготовило 305 млн. пудов хлеба, в 1915-1916 годах- 502 млн. пудов, а в 1916-1917 годах - 540 млн. пудов. Такое массовое изъятие из оборота продовольствия закономерно вело к резкому дефициту и подорожанию продуктов питания, что явилось еще одной немаловажной причиной роста недовольства населения царскими властями. Этим недовольством вполне умело воспользовались революционные партии.

Первые годы после революций проходили в условиях голода, массовой нищеты и разрухи. Несмотря на это в 1926 году было положено начало образованию постоянного государственного продовольственного фонда. Управление и контроль за фондом осуществляли Народный Комиссариат внешней и внутренней торговли, Совет Труда и Обороны. В 1927 году создается мобилизационный фонд пшеницы в размере 1, 6 млн. тонн. К 1931 году были созданы запасы хлеба в объеме 2 млн. тонн.

В связи с расширением номенклатуры закладываемых в резерв товаров и материалов, возросшими объемами накопления, постановлением Совнаркома СССР от 17 октября 1931 года был образован Комитет резервов при Совете Труда и Обороны. Первым руководителем Комитета резервов был назначен В.В. Куйбышев. В регионах были организованы отделы и инспекции резервов при уполномоченных НКВД.

С образованием Комитета резервов в его ведение были переданы все мобилизационные запасы, находящиеся в разных учреждениях и предприятиях, а также мобилизационный и государственный хлебный фонды. На Комитет резервов, отделы и инспекции при уполномоченных НКВД на местах были возложены задачи пополнения запасов, их учета и контроля.

В 1937году Совет труда и Обороны был упразднен, комитет резервов преобразован в Управление государственных резервов при СНК СССР, отделы и инспекции резервов из системы НКВД перешли в непосредственное ведение управления госрезервов.

С 1939 года начинают закладываться изделия и материалы для производства вооружения, а также медицинское и санитарно-хозяйственное имущество. Были разработаны табели оснащения медицинским имуществом специальных формирований. Расходное медицинское имущество (лекарственные средства, перевязочные материалы) для эвакуационных госпиталей было рассчитано на трехмесячную потребность, а сложное и дорогостоящее оборудование, используемое в медицинских учреждениях в мирное время, приписывалось на мобилизационный период к специальным формированиям.

В первые годы Великой Отечественной войны огромные потери сырья, материалов, продуктов питания восполнялись в основном за счет государственных резервов. Государственный резерв обеспечивал бесперебойное снабжение фронта и промышленность всем необходимым. Несмотря на тяжелейшее продовольственное положение в стране, к концу войны удалось не только восстановить израсходованные запасы, а и приумножить их. Объемы государственных резервов по хлебу, мясным консервам возросли в 1,8 раза. За счет госрезервов оказывалась гуманитарная помощь жителям Вены и других освобожденных городов Европы.

Для послевоенного периода работы системы госрезервов характерны неоднократные структурные преобразования органов управления и баз хранения. За период с 1946 по 1960 годы центральные органы четыре раза меняли свое наименование, дважды система делилась на параллельные структуры и дважды соединялась.

На состояние системы госрезервов в 1980 годы существенное влияние оказали застой в экономике страны, спад сельскохозяйственного производства, начало глубоких социально – экономических преобразований.

С декабря 1990 года в системе госрезервов организована новая структура – Управление материальных ресурсов для чрезвычайных ситуаций. Запасы материальных ресурсов для чрезвычайных ситуаций используются при ликвидации чрезвычайных ситуаций общегосударственного масштаба.

В 1991-1992 гг. – в связи с распадом СССР произошло разделение единой системы госрезервов СССР и образование системы государственных резервов РФ.

Важным моментом в современной истории госрезервов стало введение в конце 1994 года федерального Закона «О государственном материальном резерве».

В 2004 году Госкомрезерв переименован в Федеральное агентство по государственным резервам (Росрезерв) и оно стало подведомственным Министерству экономического развития и торговли России.

В последние годы резерв использовался во многих операциях по ликвидации последствий ЧС в РФ, а также обеспечил оперативное оказание гуманитарной помощи многим иностранным государствам.

На вопрос журналистов, на сколько хватит стране ее стратегических запасов, А.А. Григорьев – глава Росрезерва, ответил: «на 90 суток со дня полного прекращения снабжения». Насколько эти данные точны, судить трудно – ведь любые сведения об объемах государственного резерва являются строгой государственной тайной.

Государственный резерв является особым федеральным (общероссийским) запасом материальных ценностей, предназначенным для использования в целях и порядке, предусмотренных Федеральным законом от 29.12.1994 года №79-ФЗ «О государственном материальном резерве».

Государственный резерв состоит из:

- мобилизационного резерва, который включает – запасы материалов для мобилизационных нужд государства, предназначенные для обеспечения развертывания производства военной продукции, ремонта военной техники и имущества в особый период, развертывания в военное время работ по восстановлению железнодорожных и автомобильных дорог, морских и речных портов, аэродромов, сооружений связи, газопроводов и нефтепродуктопроводов, систем энергоснабжения и водоснабжения, для организации бесперебойной работы промышленности, транспорта и связи, оказания медицинской помощи;

- материального резерва, включающего запасы стратегических материалов и товаров, запасы материальных ценностей для обеспечения неотложных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, оказания поддержки отраслям экономики государства и организациям, оказания гуманитарной помощи и регулирующего воздействия на рынок.

Таким образом, государственный резерв предназначен для :

Обеспечения мобилизационных нужд Российской Федерации;

Обеспечения неотложных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

Оказания государственной поддержки различным отраслям народного хозяйства, организациям, субъектам Российской Федерации в целях стабилизации экономики при временных нарушениях снабжения важнейшими видами сырьевых и топливно-энергетических ресурсов, продовольствия;

Оказания гуманитарной помощи;

Оказания регулирующего воздействия на рынок.

ФОРМИРОВАНИЕ, ХРАНЕНИЕ И ОБСЛУЖИВАНИЕ ЗАПАСОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕЗЕРВА

Формирование, хранение и обслуживание запасов материальных ценностей государственного резерва, методическое обеспечение и координация работ по формированию мобилизационного резерва обеспечивается Росрезервом, который осуществляет управление государственным материальным резервом своими территориальными органами (окружными управлениями Росрезерва) и подведомственными организациями, которые образуют единую систему государственного материального резерва.

Формирование государственного резерва начинается с определения потребности в нем.

Государственный резерв - один из ключевых факторов национальной безопасности России. При разработке норм накопления, учитываются: концепция национальной безопасности, военная доктрина государства, вероятность возникновения в обозримый период и возможные масштабы природных бедствий и техногенных катастроф, текущие экономические и финансовые возможности государства, параметры прогнозов социально-экономического развития и демографической ситуации в стране, структура и перспективы развития промышленного и сельскохозяйственного производства и потребления, уровень и темпы научно-технического прогресса, а также возможности самой системы государственного резерва. Цель такого подхода - определить и создать оптимальные запасы необходимых материальных ценностей, которые будут по силам федеральному бюджету.


В госрезерве хранятся свыше 13 тысяч наименований материальных средств - продовольствие, топливо, стратегическое сырье, материалы, промышленные товары и оборудование на общую сумму свыше 4 миллиардов долларов. Следует подчеркнуть - хранением боеприпасов и военной техники Росрезерв не занимается.

После определения Правительством РФ мобилизационного задания дальнейшую работу проводит специальный орган федеральной власти, уполномоченный на формирование, хранение и обслуживание госрезерва – Федеральное агентство по государственному резерву (Росрезерв).

Росрезерв: – формирует предложения к проекту федерального бюджета на соответствующий год по структуре расходов системы государственного резерва. В 2006г. на эти цели было выделено 44 миллиарда рублей, в 2007году запланировано на 80% больше;

– осуществляет отбор поставщиков материальных ценностей в государственный резерв для заключения с ними государственных контрактов. К поставщикам предъявляются высокие требования по качеству продукции, условиям поставок.

В Росрезерве практикуется предконтрактный контроль. В частности, изучаются условия и технология производства не только подрядчика, но и субподрядчиков, их надежность как деловых партнеров. Используются также тонкие физические, химические, биологические способы исследований. К примеру, изучая образец сливочного масла специалисты Росрезерва способны сказать в каком году, в какое время года, на какой широте и долготе росла та трава, которую съела корова, какой породы было животное, чем оно болело, вводились ли в его рацион антибиотики, другие медикаменты или биологические добавки и из чего они были произведены.

Поставщики, занимающие доминирующее положение на товарном рынке, а также предприятия, в объеме производства которых государственный оборонный заказ превышает 70 процентов, не вправе отказаться от заключения государственных контрактов на поставку материальных ценностей в государственный резерв. Поставщики несут серьезную материальную ответственность установленную специальным законом за нарушение условий и сроков поставок. При невозможности обеспечить поставки отечественными товаропроизводителями, заключаются контракты на поставку товаров с зарубежными поставщиками.

Запасы материальных ценностей государственного резерва размещаются в организациях, специально предназначенных для хранения государственного резерва. К ним относятся склады, базы, специальные предприятия и комбинаты.

Базы хранения - комбинаты - создавались в основном в период “холодной войны”, задумывались как неуязвимые системы, способные выдержать ядерные удары, землетрясения и наводнения. Для их размещения использовались горные или соляные выработки. В этих многокилометровых выработках на глубине более 100 метров при температуре 9-10градусов и влажности 70% хранятся продовольственные запасы государства, способные обеспечить трехмесячную потребность всего населения.

Изучаются вопросы хранения продовольствия в северных широтах. В 1973 году на острове Таймыр на глубине в 120см был обнаружен склад продовольствия, заложенный в 1900году экспедицией Эдуарда Толя. После проведенного исследования, качество продуктов соответствовало требованиям ГОСТа. В 2004 году Росрезервом с научной и практической целью на Таймыр организовывалась специальная научная экспедиция.

В специальных наземных, подземных хранилищах и в соляных пластах на большой глубине хранятся стратегические запасы нефтепродуктов.

Часть запасов материальных ценностей государственного резерва может храниться в промышленных, транспортных, сельскохозяйственных и иных организациях независимо от форм собственности и организационно-правовых форм. Таких сторонних организаций осуществляющих ответственное хранение государственных резервов в стране насчитывается около 10 тысяч.

Сроки и условия хранения материальных ценностей в государственном резерве устанавливает Росрезерв с учетом требований государственных стандартов и технических условий.

Бюджет - это совокупность расходов и доходов отдельного субъекта устанавливаемая на определенный период времени. Государственный бюджет - это важнейший финансовый документ страны в котором указываются источники и размеры поступлений в государственную казну, а также потребности, погашаемые за счет государства.

Основные положения

Государственный бюджет влияет на многие экономические факторы страны и принимается на законодательном уровне. Существует даже специальный бюджетный процесс, который включает в себя составление, рассмотрение, утверждение и исполнение бюджета, контроль за исполнением и проведение внешних проверок. Осуществляется бюджетный процесс уполномоченными государственными органами.

Основные функции государственного бюджета:

  • Контролирует и ограничивает действия правительства;
  • Осуществляет регулирование денежных потоков внутри государства и укрепляет финансовые связи между центром и регионами;
  • Определяет экономическую политику государства;
  • Предоставляет информацию о намерениях правительства всем участникам экономической деятельности.

Государственный бюджет служит финансовой базой государства и является необходимой составляющей для нормального функционирования государственной системы. С помощью бюджетных средств, правительство осуществляет выплаты по взятым на себя обязательствам, осуществляет финансирование различных государственных программ, создает государственные резервы.

Экономическое значение бюджета состоит в том, что он во многом определяет конечный потребительский спрос. Это связано с тем, что от величины бюджета во многом зависят доходы населения, за бюджетные средства выполняются различные государственные заказы и закупаются большие объемы продукции. Величина финансовых потоков, которые проходят через государственный бюджет оказывает влияние на такие важные экономические показатели как:

  • Объем производства;
  • Государственные инвестиции;
  • Уровень безработицы;
  • Величина денежной массы;
  • Валютный курс;
  • Учетная ставка Национального банка;
  • Размер внутреннего и внешнего государственного долга;
  • Инфляция.

Все эти экономические показатели взаимосвязаны и негативная динамика одного, незамедлительно повлечет за собой ухудшение значений других показателей. Например, бюджет сокращается за счет уменьшения финансирования какой-либо государственной структуры. В этом случае проблема невыплаты заработной платы решается за счет сокращения части сотрудников данной государственной структуры, что неизбежно приводит к росту безработицы и повышению суммы выплат социальных пособий для безработных граждан.

Другой пример. Правительство решило уменьшить внутренний долг не за счет бюджетных средств, а за счет выпуска дополнительной денежной массы. В этом случае неизбежен рост инфляции, так как денежные средства не подкреплены государственным золотовалютным резервом.

Для эффективной работы с государственным бюджетом выделяют следующие показатели:

  • Доходы;
  • Официальные трансферты;
  • Расходы;
  • Дефицит и профицит.

Доходы государственного бюджета

Государственные доходы выражают экономические отношения, возникающие между государством с одной стороны и предприятиями, организациями и частными лицами с другой стороны. Выражаются эти отношения в осуществлении денежных платежей предприятиями, организациями и частными лицами, которые направляются для формирования государственного бюджета. Доходы государственного бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозвратном и безвозмездном порядке в государственную казну, согласно действующего законодательства.

Доходы разделяются на текущие и капитальные. Капитальные доходы - это официальные трансферты, доходы от продажи и сдачи в аренду земли, доходы от реализации государственных запасов. Официальные трансферты - это нерегулярные, необязательные и часто единоразовые платежи, поступающие в государственный бюджет из различных источников. Как правило, эти поступления носят характер пожертвований. Например, трансфертом считается сумма, добровольно выделенная частным лицом в государственный бюджет для строительства больницы или школы.

Текущие доходы делятся на налоговые и неналоговые. Налоговые доходы формируются из предусмотренных законодательством налогов и сборов. Налоговые доходы составляют основную часть доходов государственного бюджета. На их долю приходится около 85% всех поступлений, на долю неналоговых и капитальных доходов приходится 8% и 7% соответственно. Разновидности налоговых доходов:

  • Налог на прибыль;
  • Подоходный налог;
  • Налог на совокупный доход;
  • Лицензионные и регистрационные сборы;
  • Отчисления в государственные социальные фонды;
  • Налоги на имущество;
  • Платежи, отчисляемые за пользование природными ресурсами;
  • Налоги взимаемые с внешнеэкономической деятельности;
  • Прочие налоги и сборы.

Налоги являются важным инструментом фискальной политики государства. Размер налогов определяется законодательными органами страны, а за их неуплату предусмотрена уголовная ответственность. Совокупность налогов образует налоговую систему государства.

Налоги делятся на прямые и косвенные. Прямые налоги взимаются от непосредственной деятельности определенного субъекта. К их числу относят: налог на прибыль, подоходный налог, налог на совокупный доход.

Косвенные налоги составляют около 70% всех поступлений в государственный бюджет. Они оказывают существенное влияния на ценообразование и структуру потребления. К ним относятся: налог на добавочную стоимость (НДС), акцизы, таможенные сборы и пошлины.

К неналоговым доходам государственного бюджета относят:

  • Административные платежи и сборы;
  • Доходы от имущества находящегося в государственной собственности;
  • Платежи по штрафам;
  • Прочие неналоговые поступления.

К источникам доходов государственного бюджета можно отнести государственные займы и средства, полученные за реализацию государственных ценных бумаг.

Расходы государственного бюджета

Расходы - это все невозвратные платежи, вне зависимости от того являются ли они возмездными или безвозмездными. Расходы государственного бюджета это экономические отношения возникающие в связи с распределением государственных средств и их использования по отраслевому, целевому и территориальному назначению. С помощью расходов бюджета, государство обеспечивает необходимую финансовую поддержку всех государственных программ проводимых правительством.

Расходы, как и доходы, делятся на текущие и капитальные. Капитальные расходы - это расходы, выделяемые правительством на различные инвестиционные программы. Кроме этого, в данную категорию входят расходы, направленные на кредитование юридических лиц из государственного бюджета. Текущие расходы - это расходы, обеспечивающие функционирование органов государственной власти, а также различные дотации и субсидии, предоставляемые государством для отдельных отраслей экономики.

Расходы государственного бюджета предназначены для следующих целей:

  • Социальные. В эту категорию входят расходы на выплату социальных пособий и пенсий, а также расходы на содержание предприятий и учреждений, находящихся в государственной собственности. Этот вид расходов занимает наибольшую долю в бюджете страны.
  • Военные. Эти расходы направлены на повышение обороноспособности государства, финансирование и содержание армии.
  • Экономические. Расходы из этой категории направляются на финансирование государственных инвестиционных и экономических программ, накоплений государственных резервов и выплату государственного долга.
  • Внешнеэкономические. Расходы направленные на обеспечение и реализацию международных договоренностей и выплату взносов в международные организации.
  • Содержание государственного аппарата. Расходы связанные с финансированием органов судебной и законодательной власти.

Дефицит и профицит государственного бюджета

При принятии государственного бюджета в обязательном порядке учитываются размер доходов и расходов. Оптимальным считается бюджет, в котором величина доходов равна величине расходов, так называемый сбалансированный бюджет. Но на практике, такого идеального показателя достичь, как правило, не удается и возникает дефицит или профицит бюджета.

Профицит бюджета - это превышение доходов государства, над его расходами. Данное явление, в современной экономике, встречается не очень часто. В основном странам приходится сталкиваться с дефицитом бюджетных средств.

Дефицит бюджета - превышение расходов государства над его доходами. В современном мире, явление бюджетного дефицита распространено повсеместно и вряд ли найдется государство, которое не сталкивалось с этой проблемой. Допустимым уровнем превышения расходов над доходами принято считать 5% от валового национального продукта.

Большой дефицит бюджета может привести к экономическому краху и даже банкротству государства. Поэтому правительства, всячески стараются предотвратить бюджетный дефицит. На сегодняшний день существуют три основных способа решения этой проблемы:

Сокращение бюджетных расходов один из самых эффективных и наименее популярный способ погашения бюджетного дефицита. В первую очередь это связано с тем, что урезание финансирование в основном скажется на малообеспеченных слоях населения, единственным доходом которых являются социальные выплаты или зарплаты выплачиваемые из госбюджета. Правительство, сделавшее ставку на этот способ решения проблемы, навряд ли будет пользоваться поддержкой населения.

Эмиссия дополнительных денежных средств. Этот способ наиболее легкий и безболезненный, но он приводит к обесцениванию национальной валюты. Поэтому использовать его можно не часто, чтобы не превысить допустимые нормы инфляции.

Одалживание денег - это самый распространенный способ «залатать дырявый бюджет». Этот способ популярен, тем, что деньгами можно воспользоваться сейчас, а отдавать их надо будет потом. Таким образом, переложив проблему возврата долга на следующие поколения.

Государственный долг может быть внешним и внутренним. Внешний долг - это займы у иностранных кредиторов, а внутренний - у граждан или организаций собственного государства. Очень часто внутренний заем осуществляется посредством реализации государственных ценных бумаг.

Федеральный бюджет России

Федеральный бюджет - главный финансовый документ Российской Федерации в котором отображены основные расходы и доходы государства. Федеральный бюджет является финансовым планом страны на 1 год и утверждается Федеральным Собранием РФ в виде Федерального закона. На долю федерального бюджета приходится значительная часть распределительного процесса финансовых средств между различными отраслями промышленности и народного хозяйства, между производственным и непроизводственным секторами экономики, а также регионами страны.

Принимается федеральный бюджет Государственной Думой РФ в трех чтениях. В первом чтении принимаются основные положения будущего бюджета, во втором депутаты принимают бюджет по разделам, в третьем - по подразделам. После принятия федерального бюджета Государственной Думой, он утверждается президентом Российской Федерации. Согласно законодательству, правительство РФ должно внести на рассмотрение Госдумы проект бюджета на следующий год, не позднее 1 октября текущего года.

Как и во многих странах, в России поступления в федеральный бюджет из регионов распределены неравномерно. Так, например, в 2013 году Ханты-Мансийский Автономный Округ перечислил в общей сложности 27% бюджетных средств. А это на целых 5% больше, чем 72 региона России.

Федеральный бюджет рассчитывается исходя из валютного курса рубля и мировых цен на нефть. Бюджет России в 2015 году был рассчитан исходя из цены в 96 $ за баррель нефти и по курсу 37.7 рублей за доллар США. Сумма доходов определена на уровне - 15.082 трлн. рублей, расходов - 15.531 трлн. рублей. Дефицит бюджета составил приблизительно 450 млрд. рублей.

Основными «потребителями» бюджетных средств РФ в 2015 году являются: Министерство финансов Российской Федерации - 29.49%, Министерство обороны Российской Федерации - 10.89%, Министерство Внутренних дел - 7.55%. На здравоохранение выделено 1.31% бюджета, а на образование и науку - 2.72%.

Наибольший доход ожидается от таможенных пошлин на нефть и газ - 26.11%, налога на добавочную стоимость - 34.15%, налога на добычу полезных ископаемых - 17.26% и различного рода акцизов - 4.46%.

Государственные бюджеты стран мира

Каждая страна имеет специфику собственной финансовой системы. Поэтому для сравнения экономического потенциала выбираются наиболее важные экономические показатели, расчет которых проводится аналитиками различных международных организаций.

Для сравнительной характеристики бюджетов используются суммы государственных расходов и доходов отраженные в долларах США. При этом дефицит/профицит бюджета отображается в процентном отношении к ВВП страны. В нижеприведенной таблице указаны страны с наибольшим уровнем государственных доходов в 2013 году.

страна Доходы бюджета, млрд $ расходы бюджета, млрд $ дефицит/профицит бюджета, млрд $ ВВП, млрд $ отношение дефицита бюджета к ВВП, %
1 США 2 849 3 517 - 668 16 768 3.98
2 Китай 2 118 2 292 - 174 16 173 1.07
3 Япония 1 739 2 149 - 410 4 685 8.75
4 Германия 1 626 1 624 + 2 3 610 -
5 Франция 1 410 1 522 - 112 2 535 4.41
6 Великобритания 1 023 1 112 - 89 2 450 3.6
7 Италия 984 1 052 - 68 2 106 3.23
8 Канада 687.8 740.8 - 53 1 530 3.46
9 Испания 505.1 597.3 - 92.2 1 523 6.05
10 Австралия 494.3 514.4 - 20.1 1 051 1.91
11 Россия 439 450 - 11 3 492 0.31

Как видно из таблицы, только Германия смогла закончить 2013 год с профицитом бюджета. Наибольший дефицит бюджета в денежном эквиваленте у Соединенных Штатов Америки - 668 млрд. долларов, а в отношении к ВВП, самая худшая ситуация у Японии - дефицит составил 8.75% от ВВП. Среди европейских стран, набольший % дефицита у Испании - 6.05, а в среднем ведущие страны Евросоюза имеют дефицит равный 4.32% от ВВП, что в принципе допустимо. У России и Китая одни из лучших показателей 0.31% и 1.07%.

Кратко и актуально о государственном бюджете читайте на Answr

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Александр ГРИГОРЬЕВ

В СООТВЕТСТВИИ с нашим законодательством «государст-венный материальный резерв является особым федеральным (общероссийским) запасом материальных ценностей». Запасы делятся на две основные части.

Первая - государственный резерв - резерв гражданского назначения. Это стратегические материалы и товары для стабильной работы экономики страны, материалы и товары для обеспечения неотложных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и оказания помощи пострадавшему населению, в том числе гражданам иностранных государств. Свежий пример: совсем недавно мы оказали гуманитарную помощь сербскому меньшинству Косово на сумму около полутора миллионов долларов. Хранимые в госрезерве запасы муки, сливочного и растительного масла, мяса, зерна, сахара, а также нефтепродукты, металлы, мощная строительная техника, передвижные электростанции, медицинская аппаратура, многие другие материальные ценности размещены в полутора сот-нях комбинатов (баз хранения). Госрезервом управляют с помощью Единой автоматизированной системы.

Вторая - мобилизационный резерв для обеспечения оборонных нужд страны. Хранится моб-резерв в организациях - исполнителях мобилизационных заданий, а не на наших базах.

Функции Росрезерва охватывают все стадии технологического цикла, который проходят товары на наших комбинатах. От закладки в хранилище, конт-роля и поддержания необходимого качества в процессе длительного хранения до отпуска потребителю. По-иному обстоят дела в отношении мобрезерва. Из-за того что число организаций, где он хранится, составляет в настоящее время несколько тысяч, контроль сохранности мобзапасов проводится лишь периодически. Но этот контроль весьма жесткий и осуществляется по инициативе Росрезерва совместно со Счетной палатой, Генпрокуратурой, ФСБ и МВД России, другими органами власти. К сожалению, до сих пор имеют место случаи самовольного расходования запасов и даже хищений. По этим фактам ежегодно возбуждаются административные и уголовные дела. Но важно отметить, что в результате совместной работы количество и объемы самовольных расходований и хищений с 2001 года сократились в разы.

Граждане имеют право знать

В СОВЕТСКИЕ времена информация о госрезервах была темой закрытой. Почему сейчас об этом стали информировать общество?

Граждане России как налогоплательщики имеют право знать, на что идут заработанные ими деньги. Таковы требования президента - уважать свой народ. Кроме того, информированность населения о наличии и возможностях госрезерва не оставляет места стихийным или инспирированным массовым страхам в напряженные моменты. То есть способствует социально-политической и экономической стабильности в обществе.

Открытость имеет свои границы. Вспомним, с началом Великой Отечественной войны объекты госрезерва были первоочередными целями немецкой авиации. Местоположение наших комбинатов не подлежит оглашению. Остаются тайной нормы, фактические объемы и номенклатура наших резервов. Давайте помнить: государственный резерв - материальный ресурс национальной безопасности.

Известно, что цены на продукты питания растут по всему миру. Более того, есть прогнозы, что мировое сообщество в обозримом будущем столкнется с настоящим продовольственным дефицитом. Грозит ли это России?

Нет. Вот простой пример: в переломные 90-е годы система государственного резерва стала настоящим экономическим щитом страны и позволила не допустить социального взрыва и распада России. Так, дотационные регионы покрывали за счет госрезерва свыше 50% своих потребностей в продовольствии. Общий объем израсходованных в этот период запасов сравним с годами Великой Отечественной войны. А тогда фронту и тылу было выдано около 20 млн. т хлеба, миллионы тонн других продуктов и материальных ценностей. Сегодня усилиями руководства страны состояние госрезерва таково, что он способен обеспечить каждого жителя страны всем необходимым в течение трех месяцев.

С посредниками дела не имеем

- ЗНАКОМЫ ли вы с госрезервами других стран? Поддерживаете отношения с коллегами?

Госрезервы есть практически во всех государствах. Но их структура, номенклатура и объемы заметно различаются. Сотрудничество с коллегами есть, в первую очередь научно-техническое и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, оказании гуманитарной помощи. Активно действует созданный по инициативе Росрезерва отраслевой орган СНГ - Консультативный совет руководителей органов госрезервов.

Из последних примеров - в 2007 г. Росрезерв провел Международную научно-практическую конференцию, в которой участвовали делегации из 26 стран СНГ, Европейского союза и США. Достигнута договоренность сделать подобные встречи регулярными.

В конце 2007 г. проведены переговоры с руковод-ст-вом госрезерва КНР. Договорились о сот-рудничестве. Интенсивно работаем и с коллегами из Монголии. С сентября в нашем Торжокском политехническом колледже начнется обучение будущих специалистов госрезерва этой страны.

- Материальные ценности хранятся и в других отраслях. Чем же отличается государственный резерв?

Он имеет свою специфику. Главное - длительность хранения и при этом обеспечение качества материальных ценностей с тем, чтобы они в любой момент могли быть использованы по назначению либо реализованы на рынке. Сроки хранения запасов в других отраслях во много раз меньше. При выпуске продукции наши товары должны быть абсолютно годными для использования и в конце сроков хранения (подчеркиваю: «хранения», не «годности»!) - конкурентоспособными на рынке. Это обстоятельст-во определяет особые требования к качеству закладываемых на хранение товаров. Росрезерв осуществляет предконтрактный контроль их качества, начиная с тщательного обследования производственной базы поставщика. С посредниками Росрезерв дела не имеет, а работает только напрямую с производителями.

Кадровый ресурс

- ВСЕ это требует специалистов особой квалификации.

Специальностей в системе госрезерва много, но ни по одной из них высшими учебными заведениями кадры целевым образом для нас не готовятся. Специалистов среднего звена для себя мы готовим самостоятельно - в уникальном Торжокском политехническом колледже. В отношении работников с высшим образованием на данном этапе выходом является их переподготовка по программам, учитывающим специфику госрезерва. Это тем более важно, что, как отметил избранный Президент России Д. Медведев, сегодня необходимо непрерывное обновление теоретических и практических знаний специалистов в связи с повышением требований к уровню квалификации и владению современными методами решения профессиональных задач. Научно-методическое обеспечение этой работы поручено нашему Научно-исследовательскому институту проблем хранения. Решением Совета глав правительств СНГ он стал базовой организацией Содружества по научно-техническому развитию систем госрезервов.

Госрезерв предназначен для использования в кризисных и чрезвычайных обстоятельствах. Это существенно повышает требования к кадрам. Но значительная часть наиболее профессионально подготовленных специалистов и управленцев в условиях рынка занята не в государст-венном секторе, а в частном. Известен опыт США. Там создан так называемый Национальный резерв руководящих кадров. Руководителю федерального органа исполнительной власти для выполнения чрезвычайных программ президентом США делегировано право осуществлять мобилизацию гражданского персонала из резерва руководящих кадров. Мы предлагаем предусмотреть в законодательной базе мобилизационной подготовки экономики России возможность и механизм доукомплектования соответствующих органов управления и организаций специалистами, занятыми в мирное время в других отраслях и секторах экономики.

Руководством страны выбран инновационный путь развития. Как это решение отражается на Росрезерве - структуре в целом консервативной?

А мы и не ждали этого решения. Слишком в трудном положении оказался госрезерв России к началу ХХI века. Износ основных фондов достиг по некоторым позициям 70%. Выход был один - внедрение инновационных технологий в отрасли.

Возьмем для примера резервуарный парк для хранения миллионов тонн нефтепродуктов. В 2003 г. правительство одобрило наши предложения по его модернизации в ограниченные сроки и с минимальными бюджетными затратами. Одной из уникальных инновационных технологий является создание и эксплуатация хранилищ для высококачественных моторных топлив на глубине до полутора километров. В Росрезерве разработана и внедрена технология, которая обеспечивает достижение поставленной цели. По сравнению с традиционными технологиями капитальные затраты на строительство резервуаров сокращаются в 2 раза, сроки строительства - в 2-3 раза, эксплуатационные расходы - вдвое. Увеличиваются в 3-4 раза сроки хранения нефтепродуктов без потери их качества. На три порядка, то есть в тысячи раз (!), снижается риск возникновения аварийных ситуаций, и практически полностью исключаются потери хранимых нефтепродуктов.

- А как решаете проблему закрепления кадров?

Работать у нас интересно - наши организации оснащаются самой современной техникой и научной аппаратурой, работникам обеспечиваются хорошие бытовые условия. Есть постоянно действующий оздоровительный лагерь в Подмосковье. В нем отдыхают дети сотрудников со всей России. Возобновлено строительство своего жилья. Так, в Нижнем Новгороде недавно заселен жилой дом на 90 квартир. Люди ценят принадлежность к системе и потому, что в нашем Торжокском колледже учатся молодые сотрудники и дети сотрудников Росрезерва. Особенно из глубинки, где они вряд ли имели возможность получить достойное и востребованное образование.

Доходы наших сотрудников в ближайшее время вряд ли достигнут уровня бизнес-сообщества. Но чувство причастности к важнейшему государственному делу, осознание его важности играют для многих не меньшую роль, чем уровень денежного вознаграждения. Поэтому значительные усилия направляются на заботу о сотрудниках и ветеранах. На создание действительно достойных условий труда и просто жизни наших работников и членов их семей.

Понравилась публикация? Поддержите издание!

*Получай яркий, цветной оригинал газеты в формате PDF на свой электронный адрес

История возникновения понятия материальных запасов страны уходит своими корнями в древние времена. Можно выделить несколько самых значимых вех в истории развития госрезерва страны.

1. Первое упоминание о материальных запасах государства относится к 15 веку, когда Россией правил Иван III. Это время характеризуется задумками о стратегических «заначках» для страны, создаются первые запасы. Также в эпоху Ивана III разрабатываются принципы закладки продукции. Обсуждается, что должно входить в эти запасы, объемы продукции. Остро стоит вопрос обеспечения качества хранимых запасов.
Приказом московского князя Ивана III появились учреждения, занимавшиеся непосредственно заготовкой и хранением самого необходимого в то время запаса — хлеба. Для обеспечения наиболее продолжительного и качественного хранения продукта строятся хранилища для зерна. Этими запасами планируется пользоваться в годы неурожая.

2. Следующий этап развития госрезерва начинается на рубеже 16 – 17 века. Разрозненные княжества прекращают междоусобные войны и объединяются в единое Российское государство. В то неспокойное для страны время была необходимость постоянного поддержания войска в боевой готовности. Требовалось постоянного развития и увеличения запасов продуктов и вооружения. Тогда впервые начинает формироваться целая система, в обязанности которой входила регулировка запасов и их эффективного расходования. Этот аппарат территориально сосредоточился в столице. Выдачу материалов из хранилищ по всей стране осуществлялось только по приказу из Москвы.

3. Третий этап получил свое развитие при царствовании Петра Первого. Эта веха была самая стремительная в развитие госрезерва страны. В начале 18 века Петр Первый издает «Провиантский Приказ». В его основе лежит создание государственного центрального органа, который управляет продовольственными запасами страны. Петр внес огромный вклад в развитие госрезерва страны. За время своего правления Петр не только развил и приумножил систему госзапасов, но и добавил в перечень необходимых запасов на случай войны или голода материалы стремительно развивающейся промышленности.
Заслуги правления Петра I заключались в разработке новой концепции подхода к решению задачи нехватки продовольствия – «Предупреждать кризис, нежели вести борьбу с его последствиями». 1723 год стал знаменательным для Петра Первого созданием своим указом – Камер — коллегию. В обязанности этой коллегии входил анализ, прогнозирование продовольственной ситуацией в стране, принятие всех необходимых мер для предотвращения кризисной ситуации.

4. Павел Первый, следующий правитель, который также очень большое внимание уделял развитию госрезерву страны. К его времени относится приказ, создающий склады продовольствия («магазины») в деревнях простого люда. Эти запасы очень помогали справиться с голодом в неурожайные годы.
В 1802 году создается так называемая «Первая экспедиция». В ее прямые обязанности входило распределение запасов хлеба между населением годы неурожая. Иногда, за отсутствием места для строительства складов, главе губернии разрешалось неприкосновенный запас хранить в виде денежного капитала. Такой способ был также эффективен в борьбе с голодом в голодные годы. Но даже такие меры не помогли спасти крестьян от голодного 1833 году, когда вместо хлеба ели желуди и кору дерева, а в небольшое количество муки, которое осталось, добавляли для веса глину.

5. Следующий этап в развитии госрезерва можно отнести к середине 19 века, началу военной реформы. Поражение российских войск в Крымской войне требовали кардинальной модернизации всего военного дела страны. Указом Николая I создано Военное Министерство, занимавшееся также и обеспечением продовольствием.
Стоит отметить 1870 год. В этот год открыли технологию производства жестяной банки, в которую закладывают произведенные мясные консервы. До сих пор эта самая распространенная емкость продуктов запасов. И уже к концу 19 века первая банка консерв была отправлена на склад госрезерва.
В это время появилась ещё одна стратегическая задача, как поддерживать войска в период военных действий на границах. Решается данный вопрос в накоплении довольно большого объема еды и оружия на приграничных территориях. Задумка правда осуществилась только на западе страны. Ввиду большого расстояния и суровости климата самая сложная задача с этим на Дальнем Востоке.

6. Неудачи военных в принципиальном сражении с японскими войсками в начале 20 века также требовали новых преобразований в формировании складских запасов для поддержания боеспособности армии на границе (продовольствие и оружие). Но реформа не была доведена до совершенства. К 1914 году объемы еды стали катастрофически уменьшаться. Недоедание стали испытывать не только служащие армии, но и гражданское население России. Меры, предпринятые командующие войсками не имели должного успеха. Единственное спасение для страны правители в то время видели только во введении принудительной продразверстки. Но и ее так не удалось осуществить. К революционному 1917 году Россия подошла с брешами в продовольственном обеспечении страны.

7. В подорванной революцией экономике СССР, с самого начала образования нового государства, начинаются попытки восстановить государственные запасы страны. Основной упор делается в накоплении запаса хлеба. Создается неприкосновенный запас злаковых культур.
Утверждается новый расширенный перечень материалов для стратегического хранения. В нее входит уже 79 наименований.
Эти запасы очень пригодились в голодные тридцатые годы.
С 1938 года решается вопрос о необходимости специально готовить кадры для госрезерва страны. Создаются учебные заведения. Так, в городе Торжок открывается политехникум. А проблемы хранения продукции решаются в открытом в тот же год НИИ проблем хранения.
К началу сороковых годов госрезерв СССР расширился и укрепился. Работников, занятых в данной сфере, переваливает за тысячу человек. Головной офис имеет в своем наличии шестнадцать управлений, которые содержат в своем подчинении несколько баз и складов.
Дальнейшее увеличение объемов запасов резерва страны помешало нападение фашисткой Германии.

8. Тяжелые годы Великой Отечественной Войны.
С первых дней войны госрезервов страны работает в круглосуточном режиме. Госрезерв пытается обеспечить армию страны всем необходимым. Предприятия переквалифицируются на выпуск продукции для обороны страны, «закрома Родины» перемещаются в удаленные восточные районы страны. Начинается срочное постройка новых баз для перебрасываемой продукции.
В итоге объем запасов госрезерва в военные годы не только не уменьшился, но и увеличился в два раза, благодаря жесткой экономии ресурсов и, конечно, самоотверженному мужеству всех без исключения людей, своими силами ковавшие победу.

9. Послевоенные годы.
После войны, несмотря на итоговое увеличение запасов страны, задача также стояла в еще большем увеличении запасов. Наравне с этим госрезерв восстанавливал разрушенные и создавал новые базы хранения. Главная задача была поставлена в первые годы – отмена карточной системы получения продуктов. Система государственных запасов справилась с этой задачей блестяще.
В мирное время госрезерв также продолжал наращивать свои запасы. К наименованию добавлялись новые материалы (химия, топливо).