Иная растительность животные. Природные объекты, природные ресурсы, природные комплексы

  1. Финансирование образования (2)

    Курсовая работа >> Финансовые науки

    Минобразования России. В последние годы бюджетное и внебюджетное финансирование учебных заведений НПО и СПО в совокупности покрывает... стать: – разработка нормативов бюджетного финансирования высших учебных заведений ; – создание системы государственного...

  2. Финансирование учреждений образования

    Дипломная работа >> Финансы

    Источники поступления средств в учебное заведение делятся на бюджетные и внебюджетные . Это вовсе не... внебюджетного финансирования будут расти, в связи с введением нового порядка подушевого финансирования . Рис. 2.2.3 - Бюджетное и внебюджетное финансирование ...

  3. Финансирование и совершенствование системы образования Российской Федерации

    Дипломная работа >> Финансовые науки

    Ресурсов. Меры, нацеленные на увеличение бюджетного и внебюджетного финансирования образования, должны сочетаться с мерами, ... проекты, предполагающие комплексную программу модернизации учебных заведений . Цель модернизации образования состоит в...

  4. Финансирование образования (1)

    Курсовая работа >> Финансовые науки

    Предполагается уравнять в правах на получение бюджетного финансирования учебные заведения любой формы собственности. Считается, что... в этой области; - обеспечить правила взаимодополнения бюджетных и внебюджетных ресурсов при решении единых инвестиционных...

  5. Финансирование учреждений культуры состояние и проблемы

    Курсовая работа >> Финансы

    Первых, это определение соотношения между бюджетным и внебюджетным финансированием . Иначе говоря, что может обеспечиваться... – 2011 годы, в учебники и учебные программы средних и высших учебных заведений ; 8 Постиндустриальная цивилизация осознала высочайший...

Внебюджетное финансирование является важным источником финансирования с момента создания образовательных учреждений.

Внебюджетное финансирование может осуществляться из следующих источников:

Спонсорские средства, пожертвования;

Собственные средства, находящиеся в самостоятельном рас- поряжении учреждения (организации).

Характеристики внебюджетных доходов.

1. Внебюджетные доходы в подавляющем большинстве случаев являются платой за оказанные образовательным учреждением услуги, реализованные товары и (или) выполненные работы (за исключение пожертвований).

2. Внебюджетные средства являются неналоговыми доходами бюджета и могут расходоваться только в порядке, предусмотренном для бюджетных средств, т. е. по смете, в которой не предусматривается получение прибыли.

3. Полученные доходы должны в первую очередь возмещать понесенные образовательным учреждением затраты на осуществление деятельности, в результате которой эти доходы были получены. Невозмещенные затраты означают убыток.

4. Выручка от реализации образовательным учреждением товаров, работ или услуг является объектом обложения налогом на добавленную стоимость (наличие льгот не исключает уплаты налога).

5. Прибыль, полученная образовательными учреждениями по итогам осуществления внебюджетной деятельности, может использоваться ими самостоятельно только после уплаты налога.

На цели собственно финансирования могут быть использованы те средства организации, которые остаются у нее после погашения издержек, понесенных для получения этих средств, т. е. прибыль, да еще и после урегулирования отношений с налоговой системой. Следовательно, для осуществления самофинансирования образовательное учреждение (по определению некоммерческая органи- зация!) должно быть нацелено на получение прибыли, решать задачи коммерческой организации.

Закон ” Об образовании“ существенно расширил права образовательных учреждений в части осуществления самостоятельной приносящей доходы деятельности, предоставив право образовательным учреждениям осуществлять практически все виды предпринимательской деятельности и оказывать платные образовательные услуги, в том числе осуществлять платное обучение. Тем самым были созданы условия для формирования и быстрого развития дополнительных источников финансовых поступлений в сферу образования, вследствие чего объем внебюджетных поступлений в систему образования постоянно увеличивался. Внебюджетные средства зачислялись на расчетные счета образовательных учреждений и расходовались ими по своему усмотрению на уставные цели.

Порядок организации платных образовательных услуᴦ.

1. Правом предоставлять платные образовательные услуги обладают только юридические или физические лица, зарегистрировавшиеся в установленном порядке.

2. Деятельность по оказанию платных образовательных услуг лицензируется в порядке, установленном соответствующими нормативными документами федерального уровня. Только наличие лицензии дает право на получение налоговых льгот на образовательные услуги.

3. В уставе образовательного учреждения крайне важно указать перечень дополнительных образовательных услуᴦ. В случае, в случае если указанный в уставе перечень оказывается недостаточным и руководство образовательного учреждения решает ввести еще образовательную услугу, то вначале крайне важно внести в устав дополнения, которые регистрируются в установленном порядке. В случае если образовательное учреждение желает по окончании обучения выдавать государственные сертификаты установленного образца, то ему крайне важно пройти процедуру аттестации и получить свидетельство. По каждому виду образовательных услуг учреждение должно иметь согласованные с соответствующим органом образовательные программы.

4. Дополнительные образовательные услуги не могут оказываться взамен и в рамках основной образовательной деятельности, финансируемой из средств бюджета.

5. Доход от платных дополнительных образовательных услуг за вычетом доли учредителя реинвестируется в образовательное учреждение, в т.ч. на развитие его учебно-материальной базы и увеличение расходов на заработную плату сотрудников. В противном случае прибыль приравнивается к прибыли от предпринимательской деятельности и облагается соответствующими налогами.

Четыре основных этапа процесса получения и распределения доходов вуза от внебюджетной деятельности.

1) Планирование - разработка сметы доходов и расходов внебюджетных средств - обязательный элемент организации внебюджетного финансирования. Смета разрабатывается и утверждается до начала осуществления внебюджетной деятельности. Утвержденная смета представляется в казначейство, в котором находится лицевой счет учебного заведения по учету операций с внебюджетными средствами. При расхождении фактических доходов и расходов с запланированными в смету в обязательном порядке вносятся соответствующие изменения. Если этого не сделать, то расходование внебюджетных средств может быть приостановлено казначейством до внесения изменений в смету.

2) Процесс осуществления внебюджетной деятельности. Без это- го процесса внебюджетные доходы не могут быть получены. В данном случае речь не идет о пожертвованиях, хотя и для их получения какая-то деятельность необходима.

3) Распределение доходов от внебюджетной деятельности - важная составная часть описываемого процесса, поскольку связана с движением средств внутри образовательного учреждения, распределением их между подразделениями, возмещением расходов, понесенных в ходе осуществления внебюджетной деятельности, распределением накладных расходов, определением сумм налогов, оформлением документов для применения налоговых льгот и др.

4) Осуществление расчетов с налоговой системой можно было бы и не выделять в качестве отдельного ” подпроцесса“. В данном случае ставилась задача показать, что без выполнения этой операции финансовый результат внебюджетной деятель- ности не может быть получен. Если даже налоги платить не нужно (такое тоже возможно), то и этот вариант должен быть соответствующим образом документально оформлен, урегу- лированы отношения с налоговой системой.

Еще раз отметим, что схема иллюстрирует осуществление вне- бюджетной деятельности с точки зрения получения финансового результата. Но с другой стороны, осуществление этой деятельности как раз и направлено на получение дохода. К тому же схема показывает наличие и второго финансового результата - налогов, в получении которых должно быть заинтересовано государство. Разумеется, каждый этап может быть представлен в виде последовательности еще более мелких этапов вплоть до отдельных операций, в этом и состоит содержание примененного в данном случае подхода - анализа и моделирования процесса осуществления внебюджетной деятельности, называемого ”анализ бизнес-процессов“.

Дополнительными источниками внебюджетных средств для образовательных учреждений могут выступать образовательные субсидии:

могут выделяться из средств государственного (федерального, например) бюджета отдельной статьей расходов бюджетной классификации и предназначаться в первую очередь для студентов, обучающихся по приоритетным для государства специальностям и направлениям подготовки, или для студентов, нуждающихся в государственной поддержке при получении высшего образования. Размер субсидии одному студенту - доля государства в расходах на его обучение - должен устанавливаться законодательно исходя из стоимости обучения студента с учетом изменяющейся конъюнктуры рынка труда, инфляционных процессов и других факторов, влияющих на стоимость обучения, а также возможностей бюджета по осуществлению таких расходов.

Поскольку образовательные субсидии представляют собой взаимоотношения гражданина и государства, то они могут предоставляться на договорной основе. Сторонами договора будут выступать:

Сам студент (абитуриент) как получатель субсидии;

Орган государственной власти, уполномоченный распоря- жаться средствами бюджета на цели выдачи образовательных субсидий.

В содержании договора могут быть отражены обязательства получателя субсидии по ее возврату или, как предполагалось, по списанию с него задолженности по субсидии, например, в случаях, когда студент: завершает обучение на ” отлично“; работает по окончании учебного заведения в соответствии с договором в важнейших отраслях государственного сектора экономики в течение указанного в договоре числа лет; направлен для продолжения учебы в аспирантуру и др. Эти условия должны регламентироваться отдельными норма- тивными актами или оговариваться в соответствующем положении согласно задачам и приоритетам государственной политики в области образования.

По схеме прямого субсидирования государственные субсидии предоставляются непосредственно физическому лицу - студенту (абитуриенту). Физическое лицо оформляет договор на обучение с государственным образовательным учреждением по определенному направлению подготовки или специальности и оплачивает это обучение за счет средств субсидии. По окончании вуза студент-выпускник направляется на работу в организацию, предусмотренную условиями договора.

По схеме опосредованного субсидирования средства получает государственное учреждение высшего профессионального образования при условии заключения субсидиарных договоров с физическими лицами. Предоставление государственных возвратных субсидий физическим лицам производится вузом. Физическое лицо заключает субсидиарный договор с вузом. Гарантом по договору выступает уполномоченный государственный орган. Заключение договоров производится на основании полномочий, делегированных вузу министерством (ведомством) Российской Федерации. Государственное образовательное учреждение так же, как и в первой схеме, обеспечивает ведение персонифицированного аналитического учета по получателю субсидии с предоставлением информации заинтересованным субъектам.

В схеме кредитного субсидирования получение субсидии производится через кредитное учреждение (уполномоченный банк) с открытием блокированного целевого счета (по аналогии с жилищными сертификатами). Государственный орган выбирает уполномоченный банк, через который возможно предоставление государственных образовательных кредитов с минимально установленными процентами (в качестве платы за пользование кредитом) с последующим их погашением государственными возвратными субсидиями. Со студентом заключается кредитный договор с участием в качестве поручителя юридического лица (в том числе организа- ции-работодателя) или физического лица. Схема кредитного субсидирования строится по типу среднесрочных и долгосрочных образовательных кредитов. По данной схеме возможно осуществить погашение образовательного кредита как за счет государственных возвратных субсидий, так и за счет средств работодателя или физического лица по условиям договора на обучение.

Схема смешанного субсидирования включает в себя элементы опосредованной и кредитной схем субсидирования. Работодатель, как потребитель конечных услуг, полностью или частично производит погашение образовательного кредита принимаемого работника, тем самым возвращая государственную субсидию. Работник возмещает сумму образовательного кредита частично или полностью (в натуральной или денежной форме) работодателю.

и образовательные кредиты:

В Государственной Думе (правда, с отрицательным результатом) законопроект ” Об образовательных кредитах“ был рассмотрен. Законопроект содержит описание отношений образовательного кредитования, процедуру его получения, требования к оформляемым документам, словом, все, что необходимо для получения кредита. В законопроект заложена возможность получения не только образовательного (т. е. на опла- ту собственно обучения), но и сопутствующего кредита, средств на оплату жизнедеятельности студента в период обучения.


Похожая информация.


Учреждения и организации бюджетной сферы и сметно-бюджетного финансирования могут иметь источники доходов, существующие вне бюджета. Эти источники называются внебюджетными и строго регулируются законодательством Финансы: Учебник / Под. ред. проф. М.В. Романовского, проф. О.В. Врублевской, проф. Б.М. Сабанти. -М.: Юрайт- М, 2001.С.98..

Внебюджетные средства можно классифицировать по группам, главным критерием такой классификации следует признать характер источника доходов внебюджетных средств - заработанные доходы и незаработанные доходы.

К заработанным доходам бюджетной организации относятся специальные средства, полученные не от основной его деятельности, но связанные с ней. Эти доходы формируются путем использования принадлежащего бюджетным учреждениям имущества, зданий; сооружений, транспорта и т. д.

Характерной особенностью правового режима специальных средств является целевой порядок их расходования, то есть полученные средства должны использоваться только на нужды самого источника доходов (на ремонт транспортных средств, улучшение питания и т. д.). В условиях дефицита федерального бюджета внебюджетные средства могут использоваться и на другие объекты, находящиеся на сметно-бюджетном финансировании (пополнение основных фондов и т. д.).

По каждому виду специальных средств бюджетное учреждение составляет отдельные сметы. Порядок составления, утверждения и исполнения сметы специальных средств в целом соответствует сметному процессу бюджетного финансирования. Эти сметы также действуют с 1 января по 31 декабря. Для всех смет, как бюджетных, так и специальных, существует один порядок: все не израсходованные к концу финансового года средства бюджетной организации остаются в ее распоряжении на следующий год.

Незаработанные доходы - это средства бюджетного учреждения, не связанные с результатами его труда и не подлежащие возвращению. К ним можно отнести доходы от ценных бумаг (акций, облигаций, векселей и др.) в виде дивидендов и процентов; добровольные пожертвования от национальных и иностранных юридических и физических лиц, то есть спонсоров; взносы в виде благотворительных отчислений от государственных, общественных и других организаций.

К внебюджетным средствам относятся депозиты. Они представляют собой сумму денежных средств, временно поступающие в распоряжение бюджетных организаций и при наступлении определенных условий подлежащие возврату или зачислению по принадлежности. К этим средствам относятся: своевременно неполученная заработная плата, стипендии студентам и т. д.

Депозитные суммы находятся на счетах бюджетных учреждений до определенного срока:

1) для передачи физическим лицам - три года;

2) для передачи юридически лицам - один год;

3) для передачи бюджетным учреждениям - до 31 декабря того года, в котором эти суммы были внесены.

Суммы, внесенные на депозит по нерешенным судебным делам, хранятся до 31 декабря того года, в котором суд выносил решение по существу.

По истечении указанных сроков невостребованные суммы перечисляются в доходы соответствующего бюджета.

Самым многочисленным подразделением сметно-бюджетного финансирования являются социально-культурные мероприятия, которые охватывают образование, подготовку кадров, культуру и искусство; средства массовой информации; здравоохранение; физическую культуру; мероприятия в области молодежной политики и социальное обеспечение.

Источниками финансирования социально-культурных мероприятий, помимо бюджетных, выступающих в качестве основных, могут являться дополнительные средства, в том числе валютные, в виде платы за дополнительные услуги, а также добровольных пожертвований и целевых взносов юридических и физических лиц, включая иностранных.

Особое место в системе социально-культурных мероприятий занимают средства массовой информации, прежде всего государственное радиовещание и телевидение. Значительная часть средств массовой информации действует на платной коммерческой основе и соответственно имеет собственные финансовые средства, часть расходов которых не покрывается собственными доходами, финансируется из бюджета.

Значительная доля финансирования социально-культурных мероприятий обеспечивается за счет внебюджетных фондов. Государственные внебюджетные фонды - это форма аккумуляции и перераспределения денежных средств, используемых для удовлетворения социальных потребностей и дополнительного финансирования территориальных нужд. Внебюджетные фонды создаются на федеральном и территориальном уровнях и имеют целевое назначение.

К ним относятся:

Пенсионный фонд РФ;

Фонд социального страхования РФ;

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Все государственные внебюджетные фонды в совокупности аккумулируют (накапливают) денежные средства. Их можно назвать вторым бюджетом страны.

Государство лимитирует (ограничивает) расходы на содержание всех органов государственного управления РФ. Президент и Правительство РФ осуществляют правовое регулирование в этой сфере на уровне федерального управления. В республиках в составе Российской Федерации, в других регионах, в системе местного самоуправления лимитирование расходов на управление определяется соответствующим законодательством.

Внебюджетные денежные ресурсы используются строго по назначению - для финансирования целевых программ, как центральным правительством, так и региональными и муниципальными властями Финансы: Учебник / A.M. Бабич, Л.Н. Павлова. - М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2000. С.102..

Согласно закону «Об охране окружающей среды» (ст. 4), все охраняемые законом объекты земной природы можно подразделить на три категории: интегрированные, дифференцированные, особо охраняемые. К интегрированным объектам относятся естественные экологические системы, природные ландшафты и природные комплексы не подвергшиеся антропогенному воздействию. К дифференцированным объектам относятся отдельные природные объекты -- земли, недра, почвы, воды, леса, иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд, атмосферный воздух, озоновый слой, околоземное космическое пространство. Особой охране подлежат объекты, включенные в Список всемирного культурного наследия и Список всемирного природного наследия, государственные природные заповедники, в том числе биосферные, государственные природные заказники, памятники природы, национальные, природные и дендрологические парки, ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты, иные природные комплексы, исконная среда обитания, места традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, континентальный шельф и исключительная экономическая зона Российской Федерации, а также редкие или находящиеся под угрозой исчезновения почвы, леса и иная растительность, животные и другие организмы и места их обитания

Охрана окружающей среды в ее интегрированном виде не отрицает, а предполагает дифференцированный подход к природопользованию и охране природной среды через ее отдельные компоненты.

Под окружающей средой понимают совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов. При этом, природный объект определяется как естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства. Природно-антропогенный объект, это природный объект, измененный в результате хозяйственной и иной деятельности, и (или) объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение. Антропогенный объект - объект, созданный человеком для обеспечения его социальных потребностей и не обладающий свойствами природных объектов;

Природные и антропогенные объекты образуют ту среду, в которой живет человек. И если антропогенные объекты являются продуктом человеческого труда, определяемые как социальные ценности, то природные объекты -- есть продукты эволюционного развития природы. Они не создаются человеком, а, следовательно, не имеют стоимости в смысле затрат общественно необходимого труда. В процессе длительного взаимодействия человека и природы появилась третья категория - природно-антропогенные объекты - которая предстает перед нами как результат взаимодействия общества и природы. Таковы сельскохозяйственные растения, животные, выращенные совместными усилиями человека и природы, лесопосадки, сделанные и выращенные человеком с помощью природы. Сейчас появляются люди, рождающиеся вне половых контактов женщины с мужчиной.

Встает вопрос: к какой из названных форм производства материальных ценностей, к какому виду объекта -- социальному или природному -- мы должны отнести подобные продукты «совместного труда» человека и природы? На наш взгляд, главное и определяющее значение должна иметь цель производства: экологическая или экономическая. Так, появление человека путем искусственного оплодотворения ничем не отличает его по социальному положению от обычных людей, родившихся нормальным путем. Лес, посаженный человеком и выросший таким образом в средозащитный фактор влияния на окружающую среду, является экологическим объектом охраны.

С другой стороны, сельскохозяйственные посевы, выращенные человеком для создания продовольственного и сырьевого фонда потребления, сельскохозяйственные животные, выведенные для пополнения стада и получения соответствующего экономического фактора, служат целям потребления. Такая продукция не относится к продуктам природы. Она является товароматериальной, социальной ценностью и, согласно существующей классификации, относится либо к группе производства, либо потребления.

Природный объект обладает тремя признаками: естественного происхождения; взаимосвязи с экологическими системами природы; выполнения функций жизнеобеспечения человека.

Естественное, происхождение объектов окружающей природной среды исходит из законов развития Вселенной, результатом действия которых явилось образование планеты Земля, создание биосферы и ее составных частей -- атмосферы, гидросферы, литосферы, появление растительного и животного мира, человека. Результатом данного процесса стала одна из важнейших особенностей природных объектов, отличающих их от товаро-материальных ценностей,-- отсутствие у первых стоимости как общественно необходимых затрат человеческого труда для производства вещи, их неповторимости, невоспроизводимости, необратимости изменений, производимых в природной среде.

Конечно, подобное свойство не безупречно. Оно не исключает возможность применения труда для восстановления или воспроизводства природного вещества некоторых объектов естественного мира (леса, животные). Но такая деятельность не создает, а возвращает то, что когда-то было создано природой и потреблялось человеком.

Но все же естественное происхождение, хотя и предполагает, еще не предрешает принадлежности элементов материального мира к природным объектам. Земля, заполняющая цветочные горшочки, вода, вытекающая из водопроводного крана, нефть, идущая по нефтепроводу потребителю, звери в клетках и вольерах зоопарка и другие природные компоненты природной среды также возникли естественным путем. Но относить их следует не к природным объектам, а к материальным ценностям.

В определении природного объекта решающее значение имеет второй признак -- экологическая взаимосвязь с окружающей природной средой, позволяющая им функционировать в составе естественных экосистем, обеспечивающих качество окружающей среды. Признак экологической взаимосвязи помогает разграничить объекты охраны окружающей среды от тех компонентов природы, которые, оставаясь в ранге естественного происхождения, по воле человека вышли из механизма взаимосвязи с природной средой и перешли из мира естественного в мир социальный, где действуют уже другие законы развития материи. Что это за компоненты? Грунт, взятый из почвы и помещенный на отдельное хранение; полезные ископаемые, добытые из недр и направленные на переработку или потребление в качестве природного сырья; вода, помещенная в резервуар, используемая для питья, полива, производственных целей и т.д.; деревья, вырубленные в лесу и перешедшие в категорию древесины; звери, птицы, отстрелянные или отловленные и помещенные в зоопарк; рыбы, отловленные в водоемах и переданные в аквариум; воздух, циркулирующий в закрытых помещениях; оранжереи, зимние сады и иные элементы, несущие на себе печать естественного происхождения, будучи «вырванными» человеком из экологической системы природы, перестали влиять на ход естественного процесса и по этой причине вышли из круга объектов природоохранительной защиты.

Одни из них перешли в категорию товаро-материальных ценностей, включились в систему социально-экономических связей, получили соответствующую цену. Другие (при отсутствии какой-либо ценности) стали просто элементами человеческого окружения, полезными либо вредными, желательными или нежелательными для человека и его окружения (голуби в городах, бродячие животные и т.п.).

Особое место занимают природно-антропогенные объекты, которые образуются в процессе взаимодействия человека и природы. Как уже отмечалось, признак экологической взаимосвязи позволяет относить или не относить эти объекты к природной среде. Цель воспроизводства природной среды свидетельствует о наличии такой связи. Цель потребления -- об ее отсутствии.

Сложнее там, где обе эти цели переплетаются одна с другой. Например, изменение русла рек, строительство каналов, гидроузлов, водохранилищ, иных ирригационных сооружений, произведенное с учетом законов естественного мира. Эти вновь созданные объекты нельзя отнести исключительно к природным объектам, но вместе с тем они не являются чисто хозяйственными сооружениями.

Третий признак природного объекта -- выполнение функции жизнеобеспечения -- носит социализированный характер. Он проявляется в способности природного объекта выполнять указанные функции, работать на качество окружающей среды. Таким образом, те явления природы и стихийные силы, исходящие от охраняемого природного объекта, которые противостоят интересам человека и требованиям качества среды его обитания, не могут входить в охраняемую законом окружающую природную среду. Это: эрозия почв, заболачивание земель, опустынивание земель, пылевые бури, селевые потоки, наводнения, землетрясения, извержение вулканов и прочие экологически опасные для человека процессы, идущие от охраняемого им природного объекта. Более того, эти явления становятся объектами борьбы человека с нежелательными и экологически вредными для его существования естественными процессами.

Подводя итог сказанному, можно было бы определить природный объект как составную часть окружающей среды, охраняемую действующим законодательством, обладающую признаками: естественного происхождения; экологической взаимосвязи с окружающей природной средой; способности выполнять экологические, экономические, культурные и оздоровительные функции и обеспечивать качество среды обитания человека.

Признаки природного объекта находят свое проявление в трех выполняемых им функциях -- экологической, экономической, культурно-оздоровительной. Экологическая функция -- единственная, главная и определяющая, выполнение которой позволяет природному объекту находиться в естественной взаимосвязи с окружающей средой. Потеря такой связи влечет за собой переход объекта в категорию социальных предметов. Сохранение за природным объектом экологической функции предопределяет существование экономической функции, а затем и культурно-оздоровительной, которые способны выполнять практически все природные объекты в рамках своих возможностей.

Рассмотрим подробнее некоторые отдельные объекты природы с позиции природопользования и охраны окружающей среды.

Земля. Понятие «земля» употребляется в различных значениях: планеты, поверхности, почвы, грунта, местности, территории, объекта собственности, пользования, аренды, составной части окружающей природной среды.

В юридическом значении земля -- это поверхность, охватывающая плодородный слой почвы. Экологическая функция земли -- взаимосвязь неорганической и органической материи, поглощение углекислоты, переработка органической материи в неорганическую; экономическая функция земли -- средство производства в сельском и лесном хозяйстве, пространственный операционный базис строительства зданий и сооружений; культурно-оздоровительные функции земли -- размещение культурных и оздоровительных учреждений, использование лечебных свойств для лечения.

Недра. По Закону РФ 1995 г. о недрах, недрами называется часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя и дна водоемов, простирающаяся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения -- добавим: а также часть поверхности земли, если она содержит запасы полезных ископаемых.

По данным 1990 г., в России добывается около 17 % нефти, 25 % природного газа, 15 % каменного угля, 14 % железной руды от всего объема этих ископаемых, добываемых в мире. Государственный фонд недр, являющийся государственной собственностью.

Воды. По закону (Водный Кодекс, 1995 г), воды определяются как ограниченный природный ресурс, содержащийся в подземных и поверхностных источниках -- реках, озерах, морях, океанах, ледниках, снежном покрове, и входящий в состав водного фонда. Экологическая функция вод многообразна. Воды создают гидрологический режим жизни на Земле. Они являются средой обитания растительного и животного мира, служат средством и условием промышленного и сельскохозяйственного производства, необходимым условием отдыха и лечения населения. В этом их экономическая и культурно-оздоровительная функции. Проблемы использования и охраны вод исходят от сложившейся структуры водопользования.

Леса. В понятие леса, по закону, включаются три признака:

биологический -- совокупность древесной, кустарниковой и травянистой растительности,

юридический -- произрастающие на землях лесного фонда, выделенных в установленном законом порядке,

экологический -- оказывающий влияние на состояние окружающей природной среды.

Наличие подобных признаков позволяет отличать лес как фактор окружающей среды от парка, сада, дендропарка и иных биологических совокупностей.

Лес -- это система экологических комплексов, выполняющая многообразные экологические (средозащитные, климаторегулирующие, водоохранные и почвозащитные и т.п.), экономические (древесная продукция, продукты охоты, плоды и ягоды, лекарственные растения, техническое сырье и т.п.) и культурно-оздоровительные (средство рекреации, лечения, восстановления здоровья, эстетического образования) функции.

Животный мир. В законе РФ О животном мире 1995 г. животный мир определяется как единый объект, объединяющий все живые организмы -- от низших форм до высших, находящиеся в состоянии естественной свободы.

Закон выдвигает пять основных экологических требований охраны животных: сохранение видового многообразия, охрана среды обитания и условий размножения, сохранение целостности животных сообществ, рациональное использование и регулирование численности в целях предотвращения ущерба народному хозяйству.

Атмосферный воздух. Занимает своеобразное положение как объект охраны окружающей среды. По существу в нем воплощается вся естественная среда, окружающая человека. Атмосферный воздух в значительной степени и есть та окружающая естественная среда, которую мы охраняем.

1. Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации,

порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности

являются:

земли, недра, почвы;

поверхностные и подземные воды;

леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический

атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое

пространство.

2. В первоочередном порядке охране подлежат естественные экологические системы, природные ландшафты и природные комплексы, не подвергшиеся антропогенному воздействию.

3. Особой охране подлежат объекты, включенные в Список всемирного культурного

наследия и Список всемирного природного наследия, государственные природные

заповедники, в том числе биосферные, государственные природные заказники,

памятники природы, национальные, природные и дендрологические парки, ботанические

сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты, иные природные комплексы,

исконная среда обитания, места традиционного проживания и хозяйственной деятельности

коренных малочисленных народов Российской Федерации, объекты, имеющие особое

природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное,

оздоровительное и иное ценное значение, континентальный шельф и исключительная

экономическая зона Российской Федерации, а также редкие или находящиеся под

угрозой исчезновения почвы, леса и иная растительность, животные и другие

организмы и места их обитания.

О лечебно-оздоровительных местностях и курортах см. также:

Принятый 19 декабря 1991 г. Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды» знаменует новый этап в развитии российского экологического законодательства как законодательства нового поколения.

Характер нарушения природной окружающей среды при возведении подземной части зданий и сооружений разнообразен, причем на этот характер существенное влияние оказывает вид выполняемых … Федеральный закон Об охране окружающей среды.

В Законе РФ «Об охране окружающей среды» содержатся наиболее общие принципы оценки и возмещения вреда, причиненного окружающей природной среде в результате экологического правонарушения.

Юридическая ответственность является следствием совершенного экологического правонарушения. Понятие его содержится в Законе РФ «Об охране окружающей природной среды».

Так, Закон РСФСР от 19 декабря 1991 г. был назван «Об охране окружающей природной среды». Во многих отечественных работах правильно указывается на некорректность понятия «окружающая среда».

В общем виде направления экономического стимулирования охраны окружающей среды определены в ст. 24 Закона «Об охране окружающей природной среды». Они включают: установление налоговых и иных льгот, предоставляемых государственным и другим...

Согласно ст. 89 Закона об охране окружающей природной среды, при определении величины вреда здоровью граждан должны учитываться необходимые затраты на восстановление здоровья, упущенные профессиональные возможности, затраты, связанные с...

При этом под лимитами понимаются нормативы предельно допустимых выбросов и сбросов вредных веществ, предусмотренные ст. 27 Закона «Об охране окружающей природной среды» и временно согласованные нормативы (ст.45).

В то же время Закон «Об охране окружающей природной среды» предусматривает возмещение вреда, причиненного здоровью граждан неблагоприятным воздействием окружающей среды (ст. 89).

Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды» выделяет два вида экологического страхования – добровольное и обязательное государственное страхование предприятий, а также граждан, объектов их собственности и доходов на случай экологического и...