Отрывок из рассказа ребята и утята. ІІІ
Весна, весна красная…
Ответы к стр. 77
Михаил Пришвин
Ребята и утята
1
Маленькая дикая уточка чирок-свистунок решилась наконец-то перевести своих утят из леса, в обход деревни, в озеро на свободу. Весной это озеро далеко разливалось и прочное место для гнезда можно было найти только версты за три, на кочке, в болотистом лесу. А когда вода спáла, пришлось все три версты путешествовать к озеру.
В местах, открытых для глаз человека, лисицы и ястреба, мать шла позади, чтобы не выпускать утят ни на минуту из виду. И около кузницы, при переходе через дорогу, она, конечно, пустила их вперёд.
2
Вот тут их увидели ребята и зашвыряли шапками. Всё время, пока они ловили утят, мать бегала за ними с раскрытым клювом или перелётывала в разные стороны на несколько шагов в величайшем волнении. Ребята только было собрались закидать шапками мать и поймать её, как поймали утят, но тут я подошёл.
–Что вы будете делать с утятами? – строго спросил я ребят.
Они струсили и ответили:
– Пустим.
– Вот то-то, “пустим”! – сказал я очень сердито. – Зачем вам надо было их ловить? Где теперь мать?
– А вон сидит! – хором ответили ребята.
И указали мне на близкий холмик парового поля, где уточка действительно сидела с раскрытым от волнения ртом.
– Живо, – приказал я ребятам, – идите и отдайте ей всех утят!
3
Они как будто даже и обрадовались моему приказанию, прямо и побежали с утятами на холм. Мать отлетела немного и, когда ребята ушли, бросилась спасать своих сыновей и дочерей. По-своему она им что-то быстро сказала и побежала к овсяному полю. За ней побежали утята – пять штук.
И так по овсяному полю, в обход деревни, семья продолжала своё путешествие к озеру.
Радостно снял я шапку и, помахав ею, крикнул:
– Счастливый путь, утята!
Ребята надо мной засмеялись.
– Что вы смеётесь, глупыши? – сказал я ребятам. – Думаете, так-то легко попасть утятам в озеро? Снимайте живо все шапки, кричите “до свиданья”!
И те же самые шапки, запылённые на дороге при ловле утят, поднялись в воздух; все разом закричали ребята:
– До свиданья, утята!
+ осудил + побранил похвалил
Маленькая дикая уточка чирок-свистунок решилась наконец-то перевести своих утят из леса, в обход деревни, в озеро на свободу .
3. Что закричали дети утятам на прощание? Запиши.
– До свиданья, утята!
4 ∗ . Составь план рассказа. Запиши или нарисуй. Подготовь пересказ по плану.
1.
Переход утки и утят к озеру, на свободу.
2.
Неожиданное нападение ребят.
3.
До свидания, утята!
2 класс
Цели урока:
организовать деятельность учащихся по ознакомлению с творчеством М.М.Пришвина; эмоционально-эстетического восприятия произведения; выражать при чтении свое отношение к прочитанному, создать условия для формирования УУД
личностных: мотивация учения, нравственно-этическое оценивание (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающие личностный моральный выбор), воспитание любви к природе, бережного отношения к ней;
познавательных: формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, моделирование, анализ с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для сравнения сериации, классификации объектов, установление причинно-следственных связей, выдвижение гипотез и их обоснование,
коммуникативных: оценка действий партнера, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка .
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Сергиевская средняя общеобразовательная школа №1
«Образовательный центр»
муниципального района Сергиевский Самарской области
Методическая разработка открытого
урока литературного чтения, проведенного 23.04.2013 года
во 2 «В» классе по теме
М. Пришвин «Ребята и утята »
Учитель: Скидан Оксана Владимировна
2013 год
Тема: М. Пришвин «Ребята и утята »
Дата проведения: 23.04.2013г.
Класс: 2-в.
Количество учащихся на уроке: 18 человек.
Цели урока:
организовать деятельность учащихся по ознакомлению с творчеством М.М.Пришвина; эмоционально-эстетического восприятия произведения; выражать при чтении свое отношение к прочитанному, создать условия для формирования УУД
личностных: мотивация учения, нравственно-этическое оценивание (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающие личностный моральный выбор), воспитание любви к природе, бережного отношения к ней;
познавательных: формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, моделирование, анализ с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для сравнения сериации, классификации объектов, установление причинно-следственных связей, выдвижение гипотез и их обоснование,
коммуникативных: оценка действий партнера, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка .
Тип урока: изучение нового материала.
Методы: беседа, самостоятельная работа, объяснение нового материала, методы контроля и самоконтроля.
Реализуемые педагогические технологии: здоровьесбережение, дифференцированный подход.
Оборудование: презентация к уроку, карточки обратной связи, ноутбуки
Ход урока
І. Организационный момент.
Ручки? (На месте!)
Ножки? (На месте!)
Локти? (У края!)
Спина? (Прямая!)
II. Проверка домашнего задания. СЛ. 1
Стихотворение У. с. 129 наизусть (3-4 человека).
Подобрать материал (пословицы, поговорки, загадки, скороговорки, считалки) о воробье из устного народного творчества.
III. Изучение нового материала.
О ком вы читали сейчас?
К какой группе животных они относятся?
Какая это птица: оседлая или перелётная?
Сегодня вы познакомитесь с одной перелётной птицей. А написал о ней М.М. Пришвин.
О писателе. СЛ. 2-3
М. Пришвин родился 4 февраля 1873 г. в Орловской губернии близ города Ельца. Жилось его семье трудно, так как мать осталась одна с пятью детьми. В Германии закончил университет и стал агрономом. Он собирался заняться наукой, но стал писателем. В 30 лет он стал писать о природе. Пришвин был влюблён в свою Родину, в её красоту, в леса, поля, реки и озёра, в её птиц и зверей. Все произведения писателя проникнуты большой любовью к природе. Это «Кладовая солнца», «Лесная капель», «Охота за бабочкой» и др.
Ребус СЛ. 4
Отгадайте ребус.
Сумка минус С, М=Т получается УТКА
Как можно ласково назвать утку?
Мы прочитаем рассказ о маленькой уточке чирке – свистунке.
Но перед чтением мы бы хотели рассказать об этой уточке. (Рассказ подготовленного ученика).
Чирок – свистунок. (Рассказ подготовленного ребёнка) СЛ.5
Чирок – свистунок самая маленькая уточка. Она весит меньше 600 граммов. Это очень ловкая уточка. Она хорошо плавает и летает. Поднимается и садится почти также как вертолёт – вертикально.
Знакомство с рассказом. Словарная работа.
- Знакомство с текстом. СЛ.6
– А сейчас приготовьте карандаш. Послушайте этот рассказ, следя по учебнику, а простым карандашом отмечайте непонятные слова. (Читает рассказчик).
– Ребята, поднимите руку, кому понравился рассказ.
О ком этот рассказ?
Какой это рассказ: развлекательный, познавательный или поучительный? Почему вы так считаете? Чему он учит?
2.Словарная работа. СЛ. 7-12
Как вы понимаете значение этого слова?
ХОЛМ - небольшой бугорок.
ВЕРСТА – старая русская мера длины равная 1,06 км.
КУЗНИЦА – место, где работает кузнец – кует металл.
ПАРОВОЕ ПОЛЕ – поле, на котором не стали сажать растения, отдыхающее поле.
ВОДА СПАЛА – меньше стало воды
МЕСТА ОТКРЫТЫЕ ДЛЯ ГЛАЗ ЧЕЛОВЕКА – видно кругом далеко.
Какие ещё вы отметили слова? Назовите их. Что обозначает это слово?
В ОБХОД ДЕРЕВНИ - обходя стороной, не заходя в деревню.
ЗАШВЫРЯЛИ – закидали
Физкультминутка СЛ. 13
Вышли уточки на луг,
Вышли уточки на луг
Кря-кря-кря! (Шагаем.)
Пролетел зеленый жук
Ж-ж-ж! (Машем руками-крыльями.)
Утки шеи выгибают. (Круговые вращения шеей.)
Клювом перья расправляют . (Повороты туловища влево-вправо.)
Зашумел в пруду камыш (Наклоны туловища)
Ш-ш-ш
И опять настала тишь. (Сели)
Работа над рассказом. СЛ. 14
1 часть
Прочитайте внимательно 1 часть рассказа про себя. (Затем вслух по цепочке.)
– Почему уточка устроила свое гнездо далеко от озера?
– Докажите строчками из произведения
. (Весной это озеро далеко разливалось…)
– Почему уточка решила перевести своих утят из болотного леса?
(Вода спала.)
– Сколько надо было идти до озера?
(3 версты.)
– Сколько это километров?
(Чуть больше 3 километров.)
– Это много или мало для человека?
– А для маленькой уточки?
(Много.)
– Прочитайте, как шла мать-уточка с утятами.
(В местах, открытых для глаз человека…)
– Почему уточка-мать шла позади утят?
(Чтобы не выпускать утят ни на минуту из виду.)
– Какие враги были у уток? (Люди.)
2 часть
– Как стали вести себя мальчишки, увидев утят?
(Закидали шапками.)
–
Как вела себя уточка, когда ловили её утят?
(Взволнованно.)
(Все время, пока они ловили…)
– Как в рассказе чаще всего называют уточку? (Мать.)
–
А какая она мама?
(Заботливая.)
– Вам её жалко?
– Для мамы нет никого дороже и ближе своих детей. Нет ничего сильнее материнской любви. Очень часто мама ценой собственной жизни, собственного благополучия спасает детей от гибели. Это в равной степени можно отнести как к людям, так и к животным. Вы еще маленькие и вам трудно представить себе ту щемящую боль и тот ужас, которые испытала уточка-мать. Но вы можете представить, как поведет себя ваша мама, когда вам грозит опасность или вас кто-то обижает.
– Утята пойманы, что собираются делать ребята?
– Докажите строчками из произведения.
(Ребята только было собрались закидать мать…)
– Кто помешал мальчишкам?
(Автор.)
– Смогли ли они объяснить свой поступок?
(Нет.)
– Какое приказание дал им взрослый?
– Докажите строчками из произведения.
(-Живо, - приказал я ребятам, - идите и отдайте ей всех утят.)
3часть «Чтение по абзацам»
– Что можно сказать о ребятах? Какие они?
– Как их назвал рассказчик?
(Глупыши.)
– Как можно назвать их по-другому?
(Маленькие, глупые, жестокие.)
– Можно ли сказать, что ребята были жестокими?
– Как шла уточка-мать в начале рассказа?
(Медленно.)
– А почему сейчас она побежала впереди? (Хотела быстрее увести детей от врагов.)
– Как Пришвин попрощался с утятами?
(Счастливый путь, утята!)
– Что он сделал при этом?
(Снял шляпу.)
– Докажите строчками из произведения.
(Радостно снял я шляпу и помахав…)
– Как мальчишки на это прореагировали?
(Засмеялись.)
– Что приказал им сделать автор?
(Тоже снять шапки и кричать до свидания!)
– Рассмотрите иллюстрацию на стр.131 и найдите строчки, которые к ней подходят.
(И те самые шапки, запыленные на…)
Составление плана в тетради.
Откройте Т. С. 77 № 4. Подумайте как можно озаглавить 1 часть (2, 3).
1) Куда отправилась уточка с утятами?
2) Что случилось с ними во время путешествия?
3)Какова главная мысль 3 части? СЛ.15
IV. Закрепление.
Работа по нетбукам (Секретные материалы 45 стр.) и тетради. СЛ.16
Прочитайте высказывание М.М. Пришвина, вставляя пропущенные слова. СЛ.17
V. Итог. Д.з.
Как называется рассказ, с которым мы познакомились сегодня?
Кто написал этот рассказ?
Чему учит это произведение? (Не совершать бездумных поступков. Любить природу, беречь её, чутко и бережно относиться к братьям нашим меньшим, знать их жизнь, воспитать в себе готовность защищать животных и оказывать им помощь).
Как вы понимаете слова: БУДЬ ПРИРОДЕ ДРУГОМ! СЛ.18
Д.з. У. с. 130-132 пересказ 1 части. СЛ.19
VI. Рефлексия.
Оцените свою работу (используются сигналы) СЛ.20
На сенсорных крестах висят звоночки зеленого, желтого и красного цветов.
Дети выбирают звоночек в соответствии с оценкой своей деятельности.
Красный – работал активно, все получалось.
Желтый – работал хорошо, иногда обращался за помощью.
Синий – было трудно, не все получилось.
Маленькая дикая уточка чирок-свистунок решилась наконец-то перевести своих утят из леса, в обход деревни, в озеро на свободу. Весной это озеро далеко разливалось, и прочное место для гнезда можно было найти только версты за три, на кочке, в болотистом лесу. А когда вода спала, пришлось все три версты путешествовать к озеру.
В местах, открытых для глаза человека, лисицы и ястреба, мать шла позади, чтобы не выпускать утят ни на минуту из виду. И около кузницы, при переходе через дорогу, она, конечно, пустила их вперёд. Вот тут их увидели ребята и зашвыряли шапками. Всё время, пока они ловили утят, мать бегала за ними с раскрытым клювом или перелётывала в разные стороны на несколько шагов в величайшем волнении. Ребята только было собрались закидать шапками мать и поймать её, как утят, но тут я подошёл.
— Что вы будете делать с утятами? — строго спросил я ребят.
Они струсили и ответили:
— Пустим.
— Вот то-то «пустим»! — сказал я очень сердито. — Зачем вам надо было их ловить? Где теперь мать?
— А вон сидит! — хором ответили ребята.
И указали мне на близкий холмик парового поля, где уточка действительно сидела с раскрытым от волнения ртом.
— Живо, — приказал я ребятам, — идите и возвратите ей всех утят!
Они как будто даже и обрадовались моему приказанию, прямо и побежали с утятами на холм. Мать отлетела немного и, когда ребята ушли, бросилась спасать своих сыновей и дочерей. По-своему она им что-то быстро сказала и побежала к овсяному полю. За ней побежали утята — пять штук. И так по овсяному полю, в обход деревни, семья продолжала своё путешествие к озеру.
Радостно снял я шапку и, помахав ею, крикнул:
— Счастливый путь, утята!
Ребята надо мной засмеялись.
— Что вы смеётесь, глупыши? — сказал я ребятам. — Думаете, так-то легко попасть утятам в озеро? Снимайте живо все шапки, кричите «до свиданья»!
И те же самые шапки, запылённые на дороге при ловле утят, поднялись в воздух, все разом закричали ребята:
— До свиданья, утята!
М. Пришвин всегда с любовью и с уважением относился к природе. Рассказы этого писателя пронизаны бережным отношением ко всему живому на планете. Рассказ «Ребята и утята» не является исключением.
Маленькая дикая уточка вывела утят. Гнездо находилось в безопасном месте, но вдали от воды. Когда утята подросли, мама-утка повела их к водоему. Им необходимо было перейти через дорогу. В это время там гуляли ребята. Они заметили выводок и захотели подержать утят в руках. Совершенно не подумав о последствиях, дети словили всех малышей. Уточка очень волновалась и переживала за своих деток. Она отлетела на некоторое расстояние от ребят и наблюдала за всем происходящим с огромным волнением.
Автор все увидел и очень строго спросил у детей, зачем они это сделали. Ребята ответили, что хотели просто подержать, а потом отпустить малышей. Тогда писатель объяснил им, что это очень трудно в дикой природе выжить таким маленьким утятам. Им приходится преодолеть много препятствий, чтобы добраться до озера. Дети отпустили утят и помахали им вслед шапками, желая птицам счастливого пути.
Пришвин сопоставил в рассказе детей и утят, чтобы ещё раз обратить внимание людей, что все мы живем в одном мире. Совсем рядом с нами живут утки, гуси, зайцы и лисы. Необходимо жить так, чтобы не вредить другим. Автор своим рассказом учит детей не делать необдуманных вещей по отношению к братьям нашим младшим. Каждое животное способно на чувства, а не только человек. Уточка очень сильно переживала за своих деток, и это было видно. Она сидела с открытым от большого волнения клювиком. Ребята, схватив утят, не подумали, что малыши могут погибнуть. Писатель строго с ними разговаривал и объяснил их ошибку, чтобы дети все поняли и больше так не поступали. Ведь очень часто мальчишки ради забавы бросают в животных камнями. Они не думают, что могут поранить им лапку или крыло. Раненное животное не сможет убежать от хищника или у птиц не будет сил долететь на зимовку в теплые края. Таким образом, из-за озорства ребенка животное погибнет.
Несколько интересных сочинений
- Анализ рассказа Бунина Окаянные дни
Все хотят, чтобы их жизнь протекла без потрясений. Иван Бунин тоже этого хотел. Но ему не повезло. Вначале первая мировая война и поражения русской армии, а затем, уж и вовсе революция с её неизбежными ужасами
- Образ Тоцкого в романе Идиот Достоевского сочинение
Афанасий Иванович – один из главных героев легендарного произведения Достоевского « Идиот». Тоцкий являлся помещиком, был человеком со связями. Мужчина являлся благодетелем Настасьи Филипповны.
- Сочинение Сравнительная характеристика Чацкого и Фамусова
А.С. Грибоедов написал бессмертное произведение «Горе от ума», которым напророчил модель поведения общества после военного периода. В это время произошло деление людей на две группы и у каждой были свои взгляды на дальнейшую жизнь
- Анализ произведения Наука ненависти Шолохова
Выход в свет рассказа «Наука ненависти» совпадает с годовщиной начала Великой Отечественной войны 22 июня 1942 года. Рассказ совершенно отличается по стилю написания от других произведений Шолохова.
- Чему учит рассказ Кавказский пленник 5 класс сочинение
Чему научил этот рассказ именно меня. Рассказ Кавказский пленник основан на реальном случае, произошедшем с полковником Ф.Ф.Торнау. Офицер во время войны попал в плен, о чём написал журнал Русский вестник.
Это удивительная летняя история, которая случилась с ребятами в лесу.
Ребята и утята Автор: М. М. Пришвин
Маленькая дикая уточка чирок-свистунок решилась наконец-то перевести своих утят из леса, в обход деревни, в озеро на свободу. Весной это озеро далеко разливалось, и прочное место для гнезда можно было найти только версты за три, на кочке, в болотистом лесу. А когда вода спала, пришлось все три версты путешествовать к озеру.
В местах, открытых для глаз человека, лисицы и ястреба, мать шла позади, чтобы не выпускать утят ни на минуту из виду. И около кузницы, при переходе через дорогу, она, конечно, пустила их вперёд. Вот тут их увидели ребята и зашвыряли шапками. Всё время, пока они ловили утят, мать бегала за ними с раскрытым клювом и перелётывала в разные стороны на несколько шагов в величайшем волнении. Ребята только было собрались закидать шапками мать и поймать её, как утят, но тут я подошёл.
— Что вы будете делать с утятами? — строго спросил я ребят.
Они струсили и ответили:
— Пустим.
— Вот то-то «пустим»! — сказал я сердито. — Зачем вам надо было их ловить? Где теперь мать?
— А вон сидит! — хором ответили ребята.
И указали мне на близкий холмик парового поля, где уточка действительно сидела с раскрытым от волнения ртом.
— Живо, — приказал я ребятам, — идите и возвратите ей всех утят!
Они как будто даже обрадовались моему приказанию и побежали с утятами на холм. Мать отлетела немного и, когда ребята ушли, бросилась спасать своих сыновей и дочерей. По-своему она им что-то быстро сказала и побежала к овсяному полю. За ней побежали утята — пять штук. И так по овсяному полю, в обход деревни, семья продолжала свое путешествие к озеру.
Радостно снял я шляпу и, помахав ею, крикнул:
— Счастливый путь, утята!
Ребята надо мной засмеялись.
— Что вы смеётесь, глупыши? — сказал я ребятам. — Думаете, так легко попасть утятам в озеро? Вот погодите, дождётесь экзамена в вуз. Снимайте все шапки, кричите «до свидания!».
И те же самые шапки, запылённые на дороге при ловле утят, поднялись в воздух; все разом закричали ребята:
— До свидания, утята!