Переход от собирательства. Переход к оседлости и зарождение земледелия

На протяжении многих лет было принято воспринимать переход первобытного человека от охоты и собирательства к земледелию просто как очевидный исторический факт. Впоследствии были сформулированы теории, так или иначе объясняющие механизмы этого явления, которое называют «неолитической революцией».

Это выражение ввел небезызвестный историк-марксист Вир Гордон Чайлд , чьими наработками совсем недавно воспользовались американские исследователи, доказавшие .

Современная же наука обладает впечатляющим арсеналом наработок и технологий, позволяющих хотя бы частично перевести исследования из разряда сугубо теоретических в практическое русло, пусть и посредством моделирования. К новейшим разработкам прибег и американско-корейский тандем ученых, показавший, как

переход к сельскому хозяйству был сопряжен с изменением уже зародившегося института собственности.

Известный еще в СССР марксист и исследователь Самуэль Боулс и его коллега Чжон-Кё Чхве из американского использовали имевшиеся в их распоряжении климатические, археологические и геологические данные

для воссоздания той обстановки, что сопутствовала неолитической революции, которая произошла на стыке двух геологических эпох — заканчивавшегося на тот момент плейстоцена и продолжающегося до сих пор голоцена — то есть примерно 12 тысяч лет тому назад.

Не так давно , как на стыке двух этих эпох тихоокеанские аборигены уничтожали уникальные виды птиц. Сейчас же целью исследователей было выяснить, как имевшиеся условия способствовали тому, что переход к оседлому земледельческому хозяйству и появление новой системы собственности стали возможными.

Выяснилось, что первоначально, в конце плейстоцена, переход к сельскому хозяйству был явлением массовым. Этому способствовали не только определенные эволюционные подвижки, произошедшие с человеком, но и сложившиеся климатические условия. Позднее, однако,

природа сыграла злую шутку: климат вновь изменился, и оказалось, что человеку гораздо эффективнее вновь вернуться к охоте и собирательству, нежели прилагать огромные усилия для того, чтобы в новых условиях выживали высаженные им растения. Так, например, были вынуждены сделать жители австралийского побережья, Калифорнийского полуострова и современной Западно-Капской провинции ЮАР. Аграрная революция в этих местах произошла гораздо позднее, а именно с прибытием европейских колонизаторов,

хотя условия для ведения сельского хозяйства там уже успели стать более чем благоприятными.

На других же землях человек обосновался гораздо более основательно: например, в Индии, Скандинавии и Леванте. Изначально переход к земледелию представлялся не совсем выгодным: в силу низкого развития технологий люди были не в состоянии собирать необходимый для выживания урожай. Тем не менее,

фермеры и охотники с собирателями продолжали сосуществовать в своеобразном симбиозе до тех пор, пока земледелие и скотоводство не стали полностью обеспечивать потребности людей.

Однако оседлый образ жизни сам по себе способствовал улучшению демографических условий, в частности, теперь шанс выжить и вырасти был у гораздо большего количества детей.

Тем временем развивались и иные механизмы, которые были связаны с сельским хозяйством лишь косвенно. Речь идет о системе собственности:

если бытовавшие до начала неолитической революции механизмы основывались на экономике дара, то теперь их место стала занимать частная собственность. Получается, что определенные блага и ресурсы — земля, урожай и скот — были попросту приватизированы новыми «владельцами».

Таким образом, переход к сельскому хозяйству произошел как раз благодаря тому, что множество людей иначе подошло к проблеме владения чем-либо и решилось использовать новые, но на тот момент не очень проверенные технологии.

Стоит отметить, что произошло все это далеко не сразу: пресловутый переход занял от 2 до 4,5 тысяч лет. За такой солидный промежуток времени собиратели и охотники окончательно утратили лидирующие позиции — появившиеся механизмы семейного хозяйства поспособствовали развитию и утверждению института частной собственности.

Однако необходимо уточнить, что переход к сельскому хозяйству шел не только долго, но порой и кровопролитно. Так, например, это происходило на Ближнем Востоке.

Вот как объяснил этот процесс «Газете.Ru» профессор Самуэль Боулс: «Люди перешли к сельскому хозяйству и оседлому образу жизни не потому, что того требовали обстоятельства».

Это произошло благодаря банальной человеческой жадности: люди увидели, что теперь, выращивая растения и приручая животных, они вполне могут не зависеть ни от кого, кроме своих близких, объясняет профессор.

По прошествии времени человек уже владел достаточным количеством семян, не понаслышке знал, как, что и в каком количестве необходимо выращивать. Неолитическая революция свершилась, а вместе с ней появился институт частной собственности и новый уклад жизни.

Охота и собирательство как способ ведения хозяйственной деятельности исторически предшествовало сельскому хозяйству. В эпоху неолита система собственности определялась свободным доступом к ресурсам, в связи с тем, что издержки защиты и спецификации прав собственности были «запретительно» высоки. Система свободного доступа к природным благам сокращала ресурсную базу, поскольку ресурсы сверхэксплуатировались и не восстанавливались. Это препятствует перспективному экономическому развитию и росту. С переходом к оседлому земледелию и одомашниванию животных связано формирование системы коммунальной, общей собственности на материальные блага, двух типов правил использования ресурсов, которые предполагают: 1) ограничение использования ресурсов членами племени (табу, запреты), и 2) исключение доступа к ресурсам представителей других племен (принцип «свой-чужой»). С развитием технических средств (соха, серп, коса, плуг, мельница) преимущества сельского хозяйства растут и приводят к переливу труда из сферы охоты и собирательства в сельское хозяйство, в развитие ремесел, и создают материальную базу для роста населения и развития сообщества. Институциональный анализ Норта в применение к экономической истории, приведен ниже в виде отдельных извлечений из большого научного труда.

3.2. Ведение хозяйства – основа формирования прав собственности

Одним из основных хозяйственных институтов, влияющих на экономическое развитие, является система прав собственности. Сбалансированная система прав собственности создает условия для развития хозяйства, а плохо определенная - препятствует экономической эффективности, и может затормозить развитие на сотни лет.

Д. Норт. Структура и изменения в экономической истории, извлечения из Гл.8, 9

В «охото-собирающаем» обществе специализация ограничивается простым разделением ролей: охотой обычно занимались мужчины, а собирательством - женщины. Напротив, улаженное сельское хозяйство видело более сложные задачи. Среди ранних фермеров, некоторые индивидуумы, специализировались на обеспечении защиты; другие служили как священники, чтобы содействовать "рационализации" человека с его природой.

Проблемы, которые стоят перед сельскохозяйственным сообществом, в частности в решении, что производить, как производить, и для кого производить, были поэтому намного сложнее, чем те что перед племенами охотников/собирателей. Должны были быть разрешены следующие основные задачи - организация общей защиты; создание запасов на случай голода; принятие решений о том что, когда, и как производить; управление и координирование все более и более специализированных задач, для улаженного существования; и принятие решений по распределению все более и более различного числа товаров среди общества.


В пределах сельскохозяйственного сообщества, появились новые рабочие специализации. Во II в. до н.э., была хорошо развита специализация ремесел. Гончары, рабочие по металлу, ткачи, каменщики, плотники, судостроители, ювелиры. Такая специализация и разделение труда указывает на огромное изменение, произошедшее по сравнению с относительно недифференцированным обществом, которое порождает охота и собирательство. Общество, в котором существует специализация и разделение труда, требует установления механизма для распределения выпускаемого продукта среди населения, и требует гораздо больше координации и необходимости принятия решений в обществе.

Большую часть древней эры, организованные рынки не существовали. Географические ограничения влияли на результаты развития экономик. Развитие и рост городов распространялись вдоль Средиземноморья.

Наиболее фундаментальным достижением древнего мира стало появление института государства.

Первоначально, исключительные общественные права были установлены первыми сельскохозяйственными общинами; в некоторых местах они уступили исключительным государственным правам собственности, в других частным правам собственности. В государствах, где были установлены индивидуальные частные права собственности, они распространялись на товары, землю, и труд в форме рабства. Благодаря существенному прогрессу в развитии технологии, за восемь тысяч лет произошел переход от Бронзового века к Железному.

Формируются разнообразные типы государственных устройств, начиная от деспотического и заканчивая демократическим. При этом, несмотря на различия, во всех государствах использовалась работа правительства. Рост государств сопровождался военной и политической нестабильностью. Тенденция к росту, привела к объединению всего Западного мира в Римскую Империю. Между началом упорядоченного сельского хозяйства и пиком Римской Империи был промежуток приблизительно в восемь тысяч лет.

От века к веку менялись темпы изменений, рушились отдельные цивилизации. Были периоды очевидных затяжных стагнаций. Последний из них - долгий провал между распадом Римской империи на Западе и возрождением Западной Европы примерно пять столетий спустя.

Проблема, однако, состоит не в том, что правители не осознают плачевного состояния экономики. Главное препятствие, не позволяющее кардинально изменить экономику, - в самой природе политических рынков и, еще глубже, в мировоззрении их участников.

Вопрос перехода древних племен людей от собирательства и охоты к земледелию тревожит умы ученых уже давно. Просто непонятно, зачем в местах, где изобильно произрастали плоды для прокормления и где людям было достаточно этой пищи, они вдруг начали вести оседлую жизнь и каторжный труд на полях.

Свою пищу, они стали добывать буквально в поте лица! Зачем? Почему когда собирательство и охота вдоволь обеспечивала людей пищей, они перешли к земледелию? Ведь нужно поле вспахать, посеять семена, растить это не один месяц, потом собирать урожай, молотить зерно, хранить его….

И это еще не все! А кулинарная обработка зерна?! Сколько нужно еще дополнительно приложить усилий, чтобы приготовить пищу. Огромные трудозатраты! А засуха? А неурожаи? Все это было достаточно рискованно…Охота и собирательство давало человеку дополнительный драйв и удовольствие, тогда как монотонный труд на поле с отдаленным результатом не мог ему давать те дополнительные положительные эмоции, которые из поколения в поколение закрепилось в его архетипе.Привязанный к одному месту человек лишился не только удовольствия. Часто его каторжный труд не был вознагражден тучным урожаем и приходилось голодать, потому, что ресурсы от дополнительного собирательства и охоты в одном месте интенсивно уменьшались.


Зачем это было им нужно? Не думаю, что они были настолько глупы, чтобы придумать себе такую жизнь ради «развития цивилизации», о которой они и не думали даже!Известная фраза "человек по своей природе ленив" на самом деле имеет глубинную основу. Человек, как любая другая живая система стремится к желаемому результату, пытаясь израсходовать как можно меньше энергии. Поэтому ради обеспечения себя едой ему просто нет смысла бросать охоту и собирательство и переходить к изнуряющему труду земледельца.Интересна и география зарождения земледелия. Все очаги находятся в горно-тропической и субтропической местностях, схожих по климатическим условиям – Средиземноморья. Гималаев, Индии, Китая, Африки и Южной Америки. И дефицита кормовой базы здесь просто НЕ БЫЛО!Откуда люди взяли семена?! По исследованиям нашего ученого- генетика Николая Вавилова, есть «дикая» пшеница, пшеница твердых и мягких сортов. Но оказывается «дикая» пшеница не является прародительницей известных нам сортов пшеницы. Причем каждый вид пшеницы, имеет свой ареал происхождения. (или распространения?). Вавилов, как генетик своими исследованиями практически доказал, что все виды пшеницы настолько далеки друг от друга своими хромосомами, что не поддаются никакой селекции.Из чего следует, что твердые и мягкие сорта пшеницы появились на Земле не в результате перерождении(селекции) «дикой» пшеницы, а каким-то чудесным образом сразу попали в руки земледельцам.Такие же загадки и с ячменем. При необычном появлении в раннем земледельчестве ячменя, полностью отсутствует на Земле «дикий» ячмень. Древние предания однозначно отвечают на эти вопросы. Наши предки были абсолютно уверены, что все это произошло по инициативе и под контролем Богов!Так в этих преданиях точно указано что:Кукурузу (о загадке происхождения кукурузы подробнее можно ) притащил Бог Кецалькоатль в Мексику, пшеницу в Египет –Бог Осирис, шумеров обучили Энки и Энлиль, китайцев- « Небесные Гении», тибетцев – «Владыки мудрости».И нигде! Нигде, в преданиях, люди не пишут, что это они сами этому, эмпирическим путем, дотумкались.Из всего следует, что человеку и не к чему был этот переход к земледелию, а нужен был кому-то более могущественному, которого люди назвали Богами. Они их видели и, главное, вынуждены были подчиняться их воли.А зачем это нужно было Богам? Есть версия, чтобы стимулировать прогресс. Ведь оседлый образ жизни требует жилья, орудий производства, стимулирует развитие общественных отношений и т.д. Но есть и другой вариант. В шумерских текстах говорится, что Боги создали человека, чтобы возложить на него свои труды!

Обратим внимание, что все очаги, где бурно начало развиваться земледелие, явились центрами религиозных культур. Никто не может достоверно объяснить, откуда появилась эта связь и чем все-таки она обусловлена.

А если? Если древний человек действительно видел спустившихся с небес на «огненных колесницах» Богов? То есть не абстрактные силы – ветер, солнце, звезды… А существ, которые не только давали новые знания и навыки, но и побуждали людей делать все по их замыслу?

Можно предположить, что более развитая инопланетная цивилизации имела гуманные цели – вокруг земледелия развить целую индустрию и продвинуть человечество в его развитии. И мы действительно это видим на примере Мексики и Египта.

Те же источники доносят, что с возникновением «земледелия», те же «боги» установили порядок взаимоотношений и правил жизни, законы совместного оседлого существования. Все это подтверждают раскопки археологов, подтверждающие возникновение развитых цивилизаций Египта и Индии, без всяких предварительных ступеней развития.

Но вот предания Месопатамии отправляют нас в прямо противоположную сторону. В мифологии этого региона прямо указывается, что Бог создал людей для служения богам и для работы. (источник – З.Ситчин, «Двенадцатая планета»). Еще в добиблейские времена почитаемое божество именовалось «Господином» и «Хозяином».

Ну да ладно… А как вам история о едином языке? Про Вавилонскую башню, наверное, все слышали?

Ученые –лингвисты обратили внимание, что в языках многих народов мира существуют общие черты и в лексике, и в морфологии, и в грамматике. Можно предположить, что нынешние народы, разделенные сейчас громадными расстояниями, были когда-то единым целым. Правда, нужно отдать должное, вариантов множество. Недавно прочитала, что все народы вышли из мифической Гипербореи и двигались с севера на юг… к Индии. Удивительно то, что в Мурманской области многие названия рек, гор... ну очень похожи на индийские.

Чем больше копали археологи и лингвисты, тем больше они находили сходство у еще большего числа народов, от Тихого океана до экватора Африки. И к чему пришли? А к тому, что вырисовывается одна версия, что все индоевропейцы со множеством других народов оказались потомками какой-то единой группы, говорящей на одном языке. А процесс расселения этих народов представляет собой дерево, с единым стволом. Вот это - ДА!

Но! Что удивительно! Основное количество схожих терминов, слов и понятий относится к земледелию и…религии. Оппа!

Если учесть, что Н.Вавилов в своих труда доказал, что земледелие было основано в разных районах практически одновременно и автономно, то….как –то не сходится…

И везде в этих районах в древних писаниях земледелие определяется как «дар богов».

Получается, что кто-то учил людей одновременно в разных местностях земледелию и религии, называя одинаково все эти понятия и предметы. А значит, не было и единого праязыка и единых предков? Значит, и не было исхода от одной какой-то народности по всей земле нашей? Просто население, которое жило в этих местностях, получило к своему языку новые слова, новые понятия, которые им «подарили» вместе с земледелием? Почему именно эти слова с тысячелетиями не претерпевали изменения у всех этих народов, не смотря на различные изменения их жизни, освоения новых территорий и смешения народов? Ну, кто бы осмелился заменить эти "подаренные" слова своими – они ведь были даны свыше!

Мы же видим человека как «венцом» творения природы. А если это не так? А если мы дети, которых ведут сквозь века, развивая и упорядочивая нашу жизнь?

А сами мы смогли бы додуматься до таких серьезных изменений и глобальных преобразований? Или жили бы до сих пор как аборигены центральной Африки и Австралии, пока к ним не пришли первопроходцы-исследователи новых земель?

Вопросы земледелия ставят перед нами очень интересные загадки. И одна из них…Если земледелие « подарили» нам Боги, то кто они и откуда? И зачем это делали?

И так. Мы уже знаем, что земледелие на Земле появилось вдруг и практически сразу на определенных широтах, в основном недалеко от горных массивов или непосредственно в горных местностях. В одинаковых климатических условиях!

"Географическая локализация первичных очагов земледелия очень своеобразна. Все семь очагов приурочены преимущественно к горным тропическим и субтропическим областям. Новосветские очаги приурочены к тропическим Андам, старосветские - к Гималаям, Гиндукушу, горной Африке, горным районам средиземноморских стран и к горному Китаю, занимая в основном предгорные области. В сущности, только узкая полоса суши земного шара сыграла основную роль в истории мирового земледелия" (Н.Вавилов, Проблема происхождения земледелия в свете современных исследований").

Интересным фактом оказалось и то, что прародителей пшеницы, ячменя и кукурузы на Земле не оказалось. Прямо ниоткуда появились эти культуры. Тогда же и зародились некоторые религии. Мы так же выяснили, что во всех практически языках есть сходство. И самое большое сходство слов в области выращивания зерновых и в религии.

Вот мы и подходим к тому вопросу, который напрашивается: « А кто они такие, наши благодетели, которые подарили людям эти знания и технологии? И зачем?»

Ну, естественно хочется задать вопросы. Если инопланетный десант хотел дать людям новые технологии, то почему только в одних широтах? Почему не попробовать в разных климатических условиях? И разные культуры? Почему не передать эти знания в более северных широтах, где реально не хватало дикорастущих плодов для пропитания?

Однако, они свой «эксперемент» проводили только в этих климатических условиях. Такое впечатление, что это происходило не по причине того, что они хотели, а по причине того, что вынуждены были.

Напрашивается вывод, что некая инопланетная группа, похожих на нас существ, высадилась на определенных территориях и была вынуждена, находится длительное время на нашей планете, а значит и адаптироваться под наши земные условия. Что это было? Возможно это был специальный десант. А может они, из- за глобального конфликта на своей планете, искали новое убежище? Почему десант? Потому, что во всех древних мифах описано ограниченное число Богов, спустившихся с неба.

Давайте примем за данность. Они высадились, и им придется здесь по не известным нам причинам жить долго.

Практически во всех преданиях – египетских, шумерских, индейских, африканских есть сведения о бессмертии Богов или их ооочень продолжительном правлении до 9000 лет (Птах – в Египте). Конечно, для простых смертных это уже вечность. Но, что интересно. Описывая сроки правления этих богов летописцы констатировали, что с каждым новым правителем срок жизни его сокращался, причем существенно. Уже седьмой правитель из династии Богов Египта -Гор- правил всего 300 лет. А последующие еще меньше.

Отсюда вывод, что продолжительность жизни этих пришлых Богов на земле стала сильно сокращаться. Скорее всего, что им не подходили наши земные условия жизни. А значит на их планете они были другими?

Но они дышали нашим воздухом, ведь они обходились на Земле без скафандров, ходили по Земле. Значит и состав воздуха и гравитация были похожими на их планете.

Ну а теперь представим, откуда они могли быть…

Мы все знаем, что кровь у нас красная. Почему? Из –за гемоглобина, который содержит железо. О высокой потребности железа в нашем организме говорит тот факт, что никакая биохимия не выводит из организма железо, получается, что избытка железа у людей не бывает. Практически всем организмам на Земле для полноценного его функционирования требуется железо. И его на Земле в достатке! Всем хватает.

А если бы на планете не было бы железа? Ну или было бы в малом количестве. А было бы много меди? Как повели бы себя организмы? Правильно! Приспособились бы к меди… И именно медь стала бы тем необходимым элементом для биохимического процесса в крови всего животного мира и человека.

А какого цвета тогда была бы кровь? Вы не поверите!

Это вам что-то напоминает? Ах да! «Голубая кровь» - это же относится к царским династиям и аристократии.

Бог Птах (Египет)

Бог Кришна (Индия)

Бог Кецалькоатль (Мексика)

Есть еще вопросы? Ах да, почему у них голубой оттенок кожи? Да потому, что кровь была действительно голубая. Не могли же древние люди в разных концах света придумать и рисовать богов!!! такими, как им вздумается. И как говорится, "не из тучи гром", везде с голубым оттенком кожи. Они рисовали то, что видели!
Вот мы и пришли к мысли, что у богов видимо было много меди в крови. Значит на планете, где они жили, было больше меди, чем железа. Это подтверждается еще и тем, что в мифологии описано как боги обучают людей искусству металлургии. И какие же металлы люди начинают осваивать в тех местах, где появились боги? Не железо, которого полно на Земле, а цветные металлы и в первую очередь МЕДЬ! Похоже, что Боги хорошо знали этот металл, а железо для них было предметом роскоши.

В древних писаниях есть описание медных рудников. На в Египте и Синайском полуострове его добывали в 5-4 тысячелетии до нашей эры. Тогда как железо начали добывать только во 2 тысячелетии до нашей эры.
Медь во многих восточных странах считается священным металлом. И действительно, медь обладает многими лечебными свойствами. В месторождениях меди всегда сопутствует серебро, который, как и медь, имеет высокие антибактериальные свойства. Употребление пищи из медной и серебряной посуды не только обезвреживало пищу, но и …. Вот тут вспомним средневековых красавиц, которые добивались бледности лица, почти голубого оттенка,… Что они делали? Пили серебряную воду.

В совокупности с голубой кровью, от употребления растворенного серебра и меди, кожа пришельцев явно имела голубой цвет.

Ну, уж если попал этот «десант» на Землю, где дефицит меди, то нужно как-то адаптироваться. Железо химически более активно, чем медь и попадая в организм, оно начинает вытеснять медь, поэтому им приходилось постоянно пополнять запасы меди и избегать пищу, богатую железом.
Как известно богаты железом бобовые, мясо, овощи, ягоды. Но, им эта пища явно была вредна.
Так же знаем, что именно злаки, крупы, хлеб - богаты медью! Более того. В зерновых не только мало железа, - они содержат вещества фосфатин и фитин, которые образуют с железом труднорастворимые соли и снижают его усвояемость организмом.

Поэтому, для того чтобы содержание меди в крови постоянно пополнялось, приходилось соблюдать определенную диету, содержащую большое количество меди. Ах, вот оно что! Вот, оказывается, зачем нужно было обращать человека к земледелию… Похоже, что в личных интересах этого десанта и для реального выживания их в этих условиях.

В этих же регионах эти посланцы небес ввели жертвоприношения в виде растительных продуктов и их производных. Этот обряд до сих пор сохранился в Индии и странах дальнего востока. А вегетарианство, уходящее своими корнями в древние времена, наверняка имеет в своей основе желание «уподобится богам», «достичь просветления».

А почему они все-таки тяготели к местностям, где имелись какие-то возвышенности и горы?
Видимо потому, что там давление намного ниже, чем в равнинных местностях. Значит, их организм был адаптирован именно к такой местности. Возможно на их планете планетное тяготение было намного меньше.
Кроме того, для разжижения крови им постоянно требовались слабоалкогольные напитки, которые делались из специальных пшеничных лепешек, типа нашего русского хмельного кваса (рецепт описан в шумерских клинописях, как дар богини Нанкаси). Этим напитком они не только разжижали кровь, но и освобождались от излишнего углекислого газа в крови. Технология его приготовления тоже получена от богов и эти напитки так же стояли в списке жертвоприношений. Легендарная сома, мед, пиво, хмельной квас, напитки из маиса (целых 9 сортов спиртных напитков из маиса боги дали американским индейцам, внеся их в список жертвоприношений!) - все шло в употребление. О вине и его необходимости для этих "земных богов" лучше читать в исследованиях А.Склярова.

И так, принеся землянам новые технологии, новые культуры они внедрили и новые общественные отношения, которые устанавливали служение им, новым богам!

Употребляя принесенные им в качестве пожертвования - слабоалкогольные напитки, фрукты и изделия из зерна, они пели, веселились, то есть вели праздный образ жизни, так сказать свое удовольствие. Живые боги музицировали, танцевали. Это все очень хорошо описано в Бхагават Гите. Сам бог Кришна спустился с небес и находился в постоянно состоянии праздника. Ну я думаю, что вы все видели кришнаитов, подражая ему они постоянно танцуют и поют.

Они брали себе в жены земных женщин, от которых имели потомство - полукровок. А так как условия жизни на Земле явно отличались от их планеты и кровь землян, похоже была сильнее "голубой", постепенно из поколения в поколение кровь становилась красной и голубой оттенок кожи бесследно исчез.
Но память о голубой крови и цвете кожи хранится еще во всех религиях Индии, Египта и Мексики. Последователи этих учений-правил, которые оставили им их боги, во многом воспринимают внешний аспект всех этих действий. Подражая своим голубым богам, они уходят жить в горные пещеры, мажут свое тело краской. чтобы оно было голубого цвета, едят только вегетарианскую пищу, пьют легкие алкогольные напитки, поют и танцуют.
В итоге своего десанта, голубые пришельцы дали землянам новых богов. Их поколение было просвещенным и передавало сакраментальные знания и власть своим потомкам - жрецам и правителям, всем, кто имеет отношение к "голубой крови". И летопись потомства велась всегда очень строго.

Страны, где были внедрены их правила - Египет, Мексика, Индия,Месопатамия... Похоже этот десант не только подарил этим народам новые технологии и знания, но и внедрил веру служения себе, внушив им что они и есть боги, создав для себя и своих потомков исключительно благоприятные условия для жизни и дальнейшей власти.
Я нисколько не хочу здесь затронуть чувства верующих этих стран. Они все имеют право на выбор во что им верить. Я только пытаюсь разобраться откуда на разных территориях, на разных континентах, но с одними и теми же климатическими условиями появились одинаковые технологии, однокоренные слова, похожие общественные отношения и религии, поклоняющиеся голубокровным.

Слава Богу, Россия к ним не имеет отношения. Наши предки вышли из других территорий и имели другие представления о Боге и другое отношение к силам природы.
Из всего этого у меня появляется вывод, что Иисус пришел на Землю для того, чтобы принести нам истинное знание . Открыть глаза землянам на существование истинного Бога, создателя всего сущего, который невидим для нас и живет в душе каждого. Он призывал не поклонятся идолам, и не превращать храмы в места торговли. Лучше взять и прочитать "Новый Завет", чтобы понять его заветы, его учение!
Сказка ложь... да в ней намек...

Загадок много на Земле, которые столетиями разгадывают ученые. А часть этих тайн тщательно охраняется теми, кому выгодно наше незнание.

Переход от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству был вызван необходимостью древних людей обеспечить себя и свой род стабильными источниками пищи.

Переход от присваивающего хозяйства к производству

Первое хозяйственное производство развивалось благодаря двум факторам: труду и усовершенствованию орудий труда. Люди понимали, что производящее хозяйство более надежное, чем присваивающее.

Жизнь человека стала зависеть не от непредсказуемых погодных условий, а от собственного умения и труда. Развитие производственного хозяйства стало решающим фактором в росте духовной и культурной сознательности людей, а также спровоцировало кардинальные перемены в социальной жизни первобытного общества.

Вторая ступень развития общества: огородничество

Огородничество стало первым видом производственного хозяйства в первобытно обществе. Оно возникло на основе собирательства. Древние люди собирали семена диких овощей и сажали их на земле, которая примыкала к их жилищам. Это дало возможность людям самостоятельно выращивать те продукты, которые раньше приходилось собирать на отдаленных территориях.

Благодаря началу ведения огородничества люди стали понимать важность собственного труда и его продуктивность. Именно огородничество стало посылом к выделению более развитых форм производительного хозяйства - скотоводству и земледелию.

Третья ступень: скотоводство и земледелие

Первой скотоводство возникло на основе занятий охотой. Первобытные люди часто приносили с охоты маленьких зверей, родителей которых они убивали. Звери росли возле жилища человека, постепенно привыкая к нему, и не убегали обратно в лес. Со временем, маленькие звери вырастали, и их начали употреблять в пищу.

Это стало поводом для того, чтобы приносить с охоты как можно больше маленьких зверей и искусственно вскармливать их, чтобы те росли быстрее. Взрослые особи приносили потомство, что избавило человека от необходимости искать звериных малышей в лесу. Таким образом, и появилось скотоводство, которое со временем начало вытеснять охоту.

Основой становления земледелия стало огородничество. Люди уже хорошо знали технологию ухода за растениями, которые росли на их земельных участках. Среди овощей, которые люди находили во время собирательства, встречались непонятные им зерновые растения. Со временем перетертые зерна этих растений начались употребляться в пищу.

С развитием огородничества, на земельных участках первобытных людей появилась первая пшеница, которую также как и овощи, сеяли в землю. Лепешки, которые изготавливали из пшеницы, были очень сытными.

Возникла необходимость выращивания большого количества этих зерновых растений. Для того чтобы максимально облегчить труд, первобытные люди начали совершенствовать орудия труда - появились первые мотыги.

Скотоводство и земледелие, которые вошли в жизнь первобытных людей стали причиной возникновения первого в истории человечества классового неравенства. Земледельцы предпочитали не отдавать продукты производства другим членам общины, а обменивать их на орудия труда, которые повышали урожайность, а значит и благосостояние отдельных земледельцев. На основе такого производства стали возникать соседние общины, которые положили конец родовому союзу и первобытному коммунизму.

До недавних пор ученые считали, что переход от собирательства и охоты, а стало быть, от бродячего образа жизни к оседлости произошел впервые на Евразийском континенте одновременно с началом земледелия 10 тыс. лет назад. Но последние археологические данные потребовали пересмотра устоявшихся воззрений. Два исторических события - переход к оседлости и начало земледелия - различаются по времени и месту.

В ряде мест оседлый образ жизни мог поддерживаться собирательством и охотой, в других регионах - морским или речным рыболовством, в третьих - огородничеством, в четвертых - только земледелием. Таким образом, нет жесткой зависимости оседлости от способа производства. Однако антропологи установили связь социальной дифференциации населения и способа производства. Наибольшей она является в обществах, основанных на земледелии.

Немецкий археолог X. Цигерт, основываясь на результатах раскопок в 2007 г. в Северной и Восточной Африке, заявил, что древнейшие предки человека перешли от охоты и собирательства к оседлой жизни на 400 тыс. лет раньше, чем считалось. На стоянках Будринн на берегу исчезнувшего озера Феззан на юге Ливии и Мелка-Контур у реки Эвош в Эфиопии ученый обнаружил останки каменных жилищ и инструменты (тысячи ножей, скребков, каменных топоров), созданные Homo erectus для ловли рыбы и разделки мяса. На древних стоянках наши предки жили группами от 40 до 50 человек, они использовали водные ресурсы, обеспечивавшие им постоянный урожай.

Как обнаружили Ян Макдагл и Тим Вайт в 2005 г., ранние современные люди жили около неглубоких пресных озер, которые были обильно населены рыбами и крокодилами. Кроме того, они любили употреблять в пищу гиппопотамов. Homo sapiens idaltu 160 тыс. лет назад использовал изготовленные им инструменты труда для охоты и добычи пищи.

По наскальным рисункам на стоянке Торо Муэрто на юге Перу в 2003 г. французский археолог Жан Гюффруа смог проследить постепенный переход людей от кочевого образа жизни (охота и собирательство) к оседлому (земледелие и животноводство). Радиоуглеродный анализ угля из кострищ позволил заключить, что они создавались древними охотниками и собирателями в период между 7000 и 3000 г. до н.э. Переход к оседлости в горных регионах Перу связан с началом развития скотоводства, а не земледелия.

С началом потепления в конце ледникового периода, около 9-10 тыс. лет назад, кочевавшие по Дальнему Востоку охотники на диких оленей стали специализироваться на морском и речном рыболовстве. Экономика, основанная на добыче морских млекопитающих, рыбы и моллюсков, оказалась более стабильной, она привела к постепенному росту населения и переходу к оседлому образу жизни. Обнаруженные археологами постоянные поселения в районе Амура доказывают оседлый образ жизни.

Хакасы перешли к оседлой жизни только в первой половине XX в., а цыгане до сих пор ведут кочевой образ жизни. Хотя первые постоянные жилища у казахов относятся к XV в., основная масса казахов продолжала кочевать вплоть до середины XIX в. На оседлое поселение переходили обедневшие люди, у которых байская верхушка захватила пастбища и скот.

Обобщив многочисленные данные, ученые пришли к выводу, что переход к оседлости происходил в разное время в разных частях планеты различными путями. В одном случае охотники и собиратели становились оседлыми благодаря рыболовству, в другом - скотоводству, в третьем - земледелию. Например, на территории Турции, Сирии, Ирака и Ирана первые люди охотились, а затем 11 тыс. лет назад осели и начали возделывать землю. Это подтверждают раскопки самого древнего храма на Земле в Гёбекли-тепе, проведенные в 2008 г. немецкими археологами.

Переход к земледелию происходил медленно и в разных частях мира по различным сценариям. Общим считается качественное изменение социального устройства. Резко возросла численность и плотность населения, вместе с тем сократилась миграция. Ускорился процесс общественного разделение труда и возросла социальная дифференциация.

Земледелие повлияло на потребительский режим: человек стал делать запасы впрок, строить амбары, планировать посев и уборку урожая, откладывая семена на будущий год. Человек впервые приспосабливался к земледельческому циклу. Успехи скотоводства также развивали самодисциплину. Люди учились разводить скот и забивать его в нужное время. Новые стандарты поведения не являлись врожденными, им нужно было научиться.

Антропологи и историки не пришли к единому мнению относительно причин и времени зарождения земледелия. В одном случае главную причину видят в экономике: переход от примитивного и малоэффективного огородничества к земледелию повысил производительность труда и привел к появлению прибавочного продукта.

О возникновении земледелия говорят археологические находки, прежде всего монументальные сооружения. На строительстве платформы одного из храмов Урука в Месопотамии 1,5 тыс. человек должны были трудиться пять лет. А это значит, что на строительство ушло 1,7 млн человеко-дней. Для того чтобы оторвать от земледелия такое количество людей, общество, а это происходило в начале 4 тыс. до н.э., должно иметь огромные запасы прибавочного продукта.

В другом случае главным считают глобальное изменение климата (окончание оледенения, формирование географических ареалов, Ближний Восток, с удобными для обработки почвами), в третьем - сводят все к религии, поскольку еще О. Конт выдвинул идею о том, что земледелие - не столько средство от голода, сколько религиозный культ. Возможно, что первоначально манипуляции с зерном представляли собой не столько аграрные, сколько ритуальные действия, посвященные магическим силам или божеству. Согласно теории Э. Гана, разведение животных проистекало из культового содержания животных, и от земледельцев знакомство с домашними животными проникло к охотникам.

Нельзя обходить вниманием и демографические причины - рост численности и плотности первобытного населения. Приблизительно к 3-5 тыс. до н.э. достигнута плотность населения Земли, при которой невозможно дальнейшее развитие присваивающего хозяйства (3-10 км 2 на одного человека). Зона обитания охотников и собирателей не превышала 40 тыс. км 2 , т.е. составляла 30% территории планеты. Рост населения ускорил переход от охоты и собирательства к земледелию, т.е. переход от присваивающего хозяйства к производящему.

Нет единства мнений и в трактовках эволюционного пути земледелия. Одни исследователи считают, что скотоводство возникло среди охотничьих племен, а земледелие среди племен, занимавшихся главным образом сбором съедобных растений. Другие уверены, что скотоводство возникло лишь после того, как оформившееся земледелие создало запасы корма для животных. Относительно времени археологи склонны полагать, что предпосылки для перехода к земледелию и к скотоводству начали складываться в период мезолита среди племен, занимавшихся одновременно охотой, рыболовством и собирательством.

Земледелие возникало в разных регионах - одновременно или последовательно - и в разных видах. Две основные разновидности - горное и степное земледелие. Первое антропологи называют вертикальной, а второе - горизонтальной экономикой. Земледелие также подразделяется на орошаемое (поливное, ирригационное) и неорошаемое. Начальные этапы связаны как с неорошаемым, так и с орошаемым земледелием сначала на естественных разливах горных ручьев («болотное», лиманное земледелие), а затем на искусственно орошаемых участках крупных речных долин с помощью плотин и каналов. В зонах предгорий и гор вывод воды осуществлялся с помощью струенаправляющих дамб (горно-ручейковый и горно-долинный типы орошения). На равнинах ирригационное земледелие базируется на регулировании паводковых разливов и крупных оросительных систем 1 .

Ирригационное земледелие и сегодня широко распространено во многих регионах мира: Северная Африка, Сахара, юг Европы (Испания), Передняя и Южная Азия, Южная Америка (Перу), Средняя Азия.

По имеющимся археологическим данным, первыми очагами земледелия и скотоводства являлись (в разное время) Передняя Азия, Северо-Восточная Африка, Юго-Восточная Азия, Центральная Америка (Мезоамерика) и андийский регион Южной Америки. Наиболее древний из них - Передняя Азия 2 , ее лесостепные и предгорные области. В горах распространены главным образом террасные формы ирригационного земледелия.

Здесь развитию земледелия мешали зимние морозы. Лишь после выведения сортов маиса с коротким циклом развития в Мексике распространилось поливное террасное земледелие, положившее начало цивилизации ацтеков. Именно в Месоамерике сформировалась самобытная система - кувшинное орошение. Водоносные слои,

Ляпин А.Л. Геометрия оросительных систем. К истории ирригации в дельте Мургаба // Исседон: альманах по древней истории и культуре. Т. III. Екатеринбург: Уральский гос. ун-т, 2005.

Передняя Азия - географический регион, включающий в себя, с географической точки зрения, Кавказ, Копетдаг, Малоазиатское, Армянское и Иранское нагорья, Междуречье, Аравийский полуостров и Левант, а с политической точки зрения три региона - Ближний Восток (без Африканской части), Средний Восток и Закавказье (Южный Кавказ). При этом Аравийский полуостров и Междуречье объединяются в Юго-Западную Азию.

расположенные близко к поверхности, позволяли древним земледельцам выкапывать колодцы прямо на своих кукурузных полях. При помощи кувшинов они поднимали воду на поверхность и поливали растения.

Земледельческие поселения появляются в горных и предгорных районах Ближнего Востока (в области, известной под названием «Плодородный полумесяц») около 11 тыс. лет назад: в Иордании (Иерихон), в северном Ираке (Джармо), в юго-западном Иране (Али-Кош), в южной Турции (Чатал-Гуюк). Люди стали вести оседлый образ жизни, строя глинобитные дома, одомашнивая овец, коз и свиней.

Миграция земледельческих племен в 6 тыс. до н.э. в засушливые районы Месопотамии (междуречье Тигра и Евфрата) привела к возникновению орошаемого земледелия, сыгравшего особую роль в эволюции человеческого общества. Наиболее развитые системы ирригационного земледелия обнаружены археологами в долинах крупных рек: Тигр и Евфрат, Нил, несколько позднее Инд, еще позднее Хуанхэ, Амударья, Мургаб и др.

Дальнейшее продвижение их на юг привело к формированию одной из древнейших цивилизаций - шумерской. Развивалось ли земледелие в Египте самостоятельно или оно возникло под воздействием расселения на юг сиро-палестинских земледельческих племен, археологи затрудняются сказать. Однако известно, что в 5 тыс. до н.э. в дельте Нила существовала сложившаяся земледельческая культура. Интенсивное ведение сельского хозяйства поддерживало рост населения и увеличение городов; 4,8 тыс. лет назад население Урука, самого крупного из древних городов Месопотамии, достигало 50 тыс. человек. С расширением ирригации и увеличением численности населения в обществе начались конфликты из-за воды, и люди стали искать защиты в укрепленных городах

Малоазиатский земледельческо-скотоводческий очаг повлиял на распространение земледелия в Греции, где открыты поселения в 5 тыс. до н.э. с развитыми формами ведения такого хозяйства. Из Греции земледелие проникает в 5 тыс. до н.э. на Балканы. С 5 по 3 тыс. до н.э. земледелие распространяется по Центральной Европе и доходит до южной Скандинавии и Британских островов. За 4 тыс. лет земледелие распространилось по всей западной части Старого Света.

Независимо от Ближнего Востока и одновременно с ним формировалась земледельческо-скотоводческая культура в Китае (в бассейне Хуанхэ).

Начало земледелия в Туркмении датируют 6-5 тыс. до н.э., остальную территорию Средней Азии в это время занимали неолитические охотники и собиратели. На территории Казахстана признаки земледелия появляются в 4 тыс. до н.э. В Закавказье древнейшие земледельческие поселения (Шому-Тепе, Шула-вери) относятся к 5-4 тыс. до н.э. К северу от Кавказского хребта в 3 тыс. до н.э. обитали скотоводческие племена; в Северном Причерноморье они появились в 7-6 тыс. до н.э., в Молдавии - в 6 тыс. до н.э. Земледельческие поселения, относящиеся к так называемой Трипольской культуре, открыты на Правобережье Украины и датируются 4-3 тыс. до н.э. Данные археологических раскопок показывают, что земледелие на Алтае получило свое развитие еще в глубокой древности. В курганах находят зернотерки, мотыги, ручные мельницы.

Поначалу технология первобытного земледелия была крайне примитивной. Десять тысяч лет назад она заключалась в следующем: на определенном участке, предназначенном для земледелия, выжигался лес, затем проводились элементарная обработка почвы и посев семян растений. Такое поле могло давать урожай всего два-три года, после чего почва истощалась и надо было переходить на новый участок.

Тем не менее земледелие при использовании даже самых простых орудий труда (палки-копалки, каменной мотыги, каменного топора) давало по сравнению с охотой, собирательством и рыболовством гораздо больший экономический эффект. К тому же оно редко где выступало единственной формой хозяйства; на ранних этапах своего становления оно комбинировалось с охотой и рыболовством.