Словам тесно а мыслям просторно значение. «Чтобы словам было тесно, мыслям - просторно

Курепина Маргарита

МБОУ «Гимназия №3, 10 класс

Тема эссе:«Правилу следуй упорно: чтобы словам было тесно, мыслям - просторно» (Н. А. Некрасов)

Номинация "Лучшее эссе о лаконичности языка"

К моему удивлению, недавняя ссора с лучшей подругой натолкнула меня на размышления о словах Н. А. Некрасова. В ссоре люди говорят все, что приходит им на ум, не задумываясь о том, что сказанные слова могут обидеть собеседника. Кажется, что на одно слово, невозможно обидеться, но сказанное в сердцах, оно может стать причиной потери родного человека навсегда. В этом случае краткость не панацея.

А что на счет обычной жизни? Обычных разговоров? Здесь умные люди руководствуются «правилом Некрасова», чем больше они думают, тем меньше говорят. Зачем нужна пустая болтовня, когда можно сказать все кратко и по делу?

Со времен Древней Греции везде и всюду ценится лаконичность. Спартанцы славились своим непревзойденным умением в бою и, в то же время, слабостью в речах, «…но - как сказал однажды Сократ - …вдруг, в любом месте речи, метнет он, словно могучий стрелок, какое-нибудь точное изречение, краткое и сжатое, и собеседник кажется перед ним малым ребенком».

Очень трудно донести до собеседника свои мысли в одной фразе, но и по сей день, мы зачастую используем в своей речи, ставшие афоризмами слова, сказанные или написанные когда-то давно великими людьми. «Быть или не быть - вот в чем вопрос» - написал еще в шестнадцатом веке великий английский поэт Уильям Шекспир. Эта краткая фраза, сказанная в контексте размышлений о жизни, стала крылатой, и сейчас ее можно услышать даже в обсуждении обыденных вещей.

На мой взгляд, лаконичные высказывания, дают развиваться воображению, каждый человек может понять их по-своему. Когда Гете в трагедии «Фауст» описывал Маргариту, он лишь упомянул:

«О небо, вот так красота!

Я в жизни не видал подобной.

Как неиспорченно-чиста

И как насмешливо-беззлобна!

Багрянец губ, румянец щек, -

Я их вовеки не забуду!..»

По сути автор не дает нам описания девушки, воображение читателя само рисует его в голове. И у каждого, кто читает «Фауста» Маргарита своя. Вот и существует в нашем общем воображении бесконечное множество этих Маргарит.

И так же с народными жанрами. Вот к примеру японская лирическая поэзия - хайку:

Весеннее море -
Колышутся, холмятся волны
Целыми днями.

Ёса Бусон

Всего лишь три строчки, а закрывая глаза, предстает перед тобой дивный морской пейзаж, и ты слышишь шум волн, и тебе сразу так хорошо на душе становится, так спокойно, умиротворенно - это твои мысли уносятся вдаль. Всего лишь три строчки, а сколько картин нарисовало твое воображение!

Или например пословицы, поговорки. В них же заключена вся народная мудрость! Всем и каждому с детства твердят: «Без труда не вытянешь и рыбку из пруда», «Не плюй в колодец - пригодится воды напиться!», «Слово не воробей, вылетит - не поймаешь!». Эта мудрость бессмертна. Она передавалась из поколения в поколение, и, я думаю, так будет продолжаться до скончания веков.

Размышляя о краткости и лаконичности, нельзя не упомянуть Эрнеста Хемингуэя, который однажды поспорил, что сможет написать самый короткий рассказ, способный растрогать любого. И написал. «Продаются детские ботиночки. Неношеные». Сейчас это превратилось в некое движение - люди пытаются уместить в 6 словах (как было в оригинале Хемингуэя) законченную историю, и, на мой взгляд, у них здорово получается, и я надеюсь, что это движение наберет больше последователей.

В современном мире, мире ненужного шума важно уметь говорить четко, кратко и по существу, как завещал Антон Павлович Чехов - «Краткость сестра таланта».


Уже в незапамятные времена среди жителей древней Греции превыше всего ценились в разговоре краткость и ясность. Само слово лаконизм (краткость, сжатость речи) произошло от названия области древней Греции- Лаконики, жители которой, спартанцы, отличались суровыми нравами, а также краткостью и точностью речи. Нам известно предание о том, как одна спартанка, провожая сына в бой, сказала ему: « Со щитом или на щите». Это значило: возвращайся с победой или вовсе не возвращайся живым (победитель всегда приходил со щитом, так как потерять его считалось высшим позором, а тело погибшего в бою воина приносили на щите).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Чтобы словам было тесно…

Кружок « Русское слово» .

Ф. М. Айзятова, учитель русского языка и литературы Старокакерлинской СОШ Дрожжановского района.

Уже в незапамятные времена среди жителей древней Греции превыше всего ценились в разговоре краткость и ясность. Само слово лаконизм (краткость, сжатость речи) произошло от названия области древней Греции- Лаконики, жители которой, спартанцы, отличались суровыми нравами, а также краткостью и точностью речи. Нам известно предание о том, как одна спартанка, провожая сына в бой, сказала ему: « Со щитом или на щите». Это значило: возвращайся с победой или вовсе не возвращайся живым (победитель всегда приходил со щитом, так как потерять его считалось высшим позором, а тело погибшего в бою воина приносили на щите).

Предельным лаконизмом поражают нас древнеримские (латинские) пословицы и афоризмы, например: ex ungue leonem (экс унгвэ леонэм- по когтям узнают льва, т.е. по одному какому либо признаку можно узнать человека.); per aspera ad astra (пэр аспэра ад астра – через тернии к звездам, т.е. преодолевая все невзгоды, к заветной цели); sapienti sat (сапиэнти сат- для умного достаточно, т.е. умный поймет и с полуслова); alea jacta est (алеа якта эст- жребий брошен, т.е. принято бесповоротное решение).

Мы знакомы с удивительным лаконизмом, выразительностью и меткостью народных пословиц, поговорок. Кстати, многие из них остро высмеивают многословие, болтливость: Звону много, да толку мало; Язык без костей; Язык мой враг мой; Лучше ногою запнуться, чем языком.

Чрезвычайно высоко ценили краткость речи все выдающиеся русские писатели. Замечательный стилист А. П. Чехов говорил: « Краткость- сестра таланта». Придавая огромное значение стилистической работе над каждым словом, А.П.Чехов писал: фразу «надо делать- в этом искусство. Надо выбрасывать все лишнее… Надо заботиться об ее музыкальности».

Овладение искусством изъясняться кратко и выразительно чтобы, как писал Н.А.Некрасов, «словам было тесно, мыслям просторно», - задача нелегкая, но при желании вполне осуществимая. Прежде всего надо научиться избегать элементарных ошибок многословия. Например: в предложении На горизонте появились ледяные айсберги слово ледяные совершенно лишнее: ведь айсберги и есть плавучие ледяные горы.

Игра «Одним словом».

Многословие нередко объясняется неумением быстро подобрать краткое определение какого- либо понятия. Например, ученик пишет: Я очень скучал, потому что никого не было и я был один. А ведь есть очень точное и выразительное слово одиночество: Я очень скучал в одиночестве. В свою очередь, вместо очень скучал можно сказать томился (для книжной, письменной речи) или не находил себе места (для разговорной).

Неясность высказывания часто объясняется неумением быстро подобрать нужное слово, точно характеризующее предмет. Предлагаемая игра поможет в развитии навыка подбора точных и ясных слов.

Ведущий читает помещенные ниже определения и, обращаясь по очереди к участникам игры, предлагает выразить каждое из них одним словом, точно соответствующим данному понятию. В случае задержки ведущий обращается к следующему. Выигрывает тот, кто дал наибольшее количество правильных ответов.

Кто?

  1. Тот, кто предан своему народу, родине (патриот).
  2. Деятельный член, какого- нибудь коллектива, общества (активист).
  3. Тот, кто отрицает существование бога (атеист, безбожник).
  4. Человек, начинающий какое – либо важное дело (зачинатель, инициатор).
  5. Тот, кто несет знамя (знаменосец).
  6. Человек, борющейся за что- либо (борец).
  7. Тот, кто беседует с кем- нибудь (собеседник).
  8. Тот, кто работает с кем- нибудь (сотрудник).
  9. Лицо, управляющее оркестром, хором (дирижер).
  10. Тот, кто едет верхом (всадник).
  11. Человек, идущий по одному пути с кем нибудь (попутчик, спутник).
  12. Последователь каких- либо взглядов, приверженец какого- нибудь учения, движения (сторонник).
  13. Человек, имеющий одинаковый образ мыслей с кем- нибудь (единомышленник).
  14. Старый, опытный воин; заслуженный работник какого- нибудь поприща (ветеран).
  15. Мальчик или девочка в переходном возрасте от детства к юношеству (подросток).

Какой?

  1. Сделанный прочно, из хорошего материала (добротный).
  2. Хорошо устроенный, снабженный всем необходимым для удобной жизни, работы (благоустроенный).
  3. Переданный совершенно точно, слово в слово (дословный, буквальный).
  4. Живущий в достатке, изобилии (зажиточный).
  5. Начинающий стареть, немолодой (пожилой).
  6. С более темной кожей, чем обычно (смуглый).
  7. Такой в каком приятно и удобно жить (уютный).
  8. Со многими поворотами и изгибами (извилистый).
  9. Приятный для слуха, благозвучный (мелодичный).
  10. Сделанный собственноручно, домашними средствами (самодельный).
  11. Такой, что нельзя забыть (незабываемый).
  12. Очень нужный, такой что нельзя заменить (незаменимый, необходимый).
  13. не встречавшийся прежде, необыкновенный, исключительный (невиданный).
  14. Такой, которого нельзя миновать, избежать (неминуемый).
  15. Доводящий до усталости (утомительный).

Что делать?

  1. Говорить тихо, неразборчиво (бормотать).
  2. Пронзительно, резко кричать (визжать).
  3. Перевертываться через голову (кувыркаться).
  4. Делать что- либо или двигаться торопливо, беспорядочно (суетиться).
  5. Идти, делая частые, мелкие шаги (семенить).
  6. Находиться в состоянии полусна (дремать).
  7. Тащить, тянуть что- либо, не отрывая от земли (волочить).
  8. Сердито бормотать, выражая не удовольствие (ворчать, брюзжать).
  9. Жить некоторое время у кого – нибудь в гостях (гостить).
  10. Испытывать отвращение к чему- либо неприятному, нечистому (брезгать).
  11. Говорить что- либо грубое, вызывающее (грубить).
  12. Резко, с шумом закрыть дверь (захлопнуть).
  13. Резким движением широко раскрыть (распахнуть).
  14. Стремительно подняться, взлететь (взмыть).
  15. Держаться в воздухе на неподвижно распростертых крыльях (парить).

Словам должно быть тесно, а мыслям просторно
Первоисточник - стихотворение «Форма. Подражание Шиллеру» (1879) N. А. Некрасова (1821-1877):
Правилу следуй упорно:
Чтобы словам было тесно,
Мыслям - просторно.

Обычно приводится как основное правило ораторского искусства - в немногих словах сказать очень многое.
Используется: также в шутливой форме как совет быть кратким, лапидарным.

"Словам должно быть тесно, а мыслям просторно" в книгах

«Должно быть, тесно под землей…»

Из книги автора

«Должно быть, тесно под землей…» Должно быть, тесно под землей, Когда лежишь, зарыт, Но жить не легче над тобой Зияет и кружит Простор, огромный до того, Что лучше не глядеть в него. И не глядишь, но разве здесь Без неба, взаперти Всю боль, и стыд, и холод весь Легко

1. На переноске не должно быть скруток, трансформатор должен быть включен правильно и шкаф должен быть заперт

Из книги 70 и еще 5 лет в строю автора Ашкенази Александр Евсеевич

1. На переноске не должно быть скруток, трансформатор должен быть включен правильно и шкаф должен быть заперт В Рязани в 1961 году слесаря убило током. Он был не просто слесарь, а мастер, известный человек, член то ли райкома, то ли горсовета. И меня послали обследовать этот

Это не должно быть модным. Это должно быть полезным

Из книги Ctrl Alt Delete. Перезагрузите свой бизнес и карьеру, пока еще не поздно автора Джоэл Митч

Это не должно быть модным. Это должно быть полезным Nike, LEGO, Procter & Gamble… Понятно, что бюджет вашей компании вряд ли сравнится с их бюджетами и они могут позволить себе пробовать новинки, о которых другим остается только мечтать. Но вам не нужны неограниченные средства,

LXIII. Замысел не обязан быть совершенным, исполнение должно быть безупречным

Из книги Как стать генеральным директором. Правила восхождения к вершинам власти в любой организации автора Фокс Джеффри Дж.

LXIII. Замысел не обязан быть совершенным, исполнение должно быть безупречным Если вы будете ждать идеально подходящего времени для запуска проекта или доведения новой продукции до совершенства, или условий, которые полностью бы вас устраивали, вы никогда не тронетесь с

3. Если конечное должно быть сосудом подлинного, оно должно сделаться фрагментарным

Из книги Философия. Книга третья. Метафизика автора Ясперс Карл Теодор

3. Если конечное должно быть сосудом подлинного, оно должно сделаться фрагментарным - Поскольку экзистенция в безусловности желает превзойти меру конечного, конечность существования в последнем итоге разрушается в восхождении экзистенции. Отсюда - крах, как

Жертвенному животному должно быть не менее года (обычно режут двухлеток), оно должно быть здорово и не иметь физических недостатков. Баран или коза может считаться жертвой только от одного человека, семь человек могут вместе принести в жертву корову, быка или верблюда (верблюд берется, как правило,

Из книги Полная история ислама и арабских завоеваний автора Попов Александр

Жертвенному животному должно быть не менее года (обычно режут двухлеток), оно должно быть здорово и не иметь физических недостатков. Баран или коза может считаться жертвой только от одного человека, семь человек могут вместе принести в жертву корову, быка или верблюда

Словам должно быть тесно, а мыслям просторно

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Словам должно быть тесно, а мыслям просторно Первоисточник - стихотворение «Форма. Подражание Шиллеру» (1879) Н. А. Некрасова (1821-1877): Правилу следуй упорно: Чтобы словам было тесно, Мыслям - просторно. Обычно приводится как основное правило ораторского искусства - в

«Как оно все должно было быть, чтобы не быть так, как оно не должно было быть»

Из книги Шесть шляп мышления автора Боно Эдвард де

«Как оно все должно было быть, чтобы не быть так, как оно не должно было быть» «Опечатки» мышления.А я докажу, что все в жизни и не должно идти так, как надо.Способ доказательства «от противного». От очень противного.Достукались! Так и должно было случиться…Как и мышление в

«ВСЁ ДОЛЖНО БЫТЬ НАСТОЯЩИМ...» «ВСЁ ДОЛЖНО БЫТЬ НАСТОЯЩИМ...» Председатель Исламского комитета России отвечает на вопросы «ЗАВТРА» Гейдар Джемаль 29.08.2012

Из книги Газета Завтра 978 (35 2012) автора Завтра Газета

НАС ДОЛЖНО БЫТЬ БОЛЬШЕ! НАС ДОЛЖНО БЫТЬ БОЛЬШЕ! Сергей Чурочкин 05.12.2012

Из книги Газета Завтра 992 (49 2012) автора Завтра Газета

Оглашение 70 Об экономе Арсении и о том, что наказывать должно с состраданием, а наказываемым должно быть терпеливыми

Из книги Том V. Книга 1. Нравственно-аскетические творения автора Студит Феодор

Оглашение 70 Об экономе Арсении и о том, что наказывать должно с состраданием, а наказываемым должно быть терпеливыми Братия мои, и отцы, и чада. Я считаю – да и не я один, а, как полагаю, и Сам Бог, – во всяком случае, заслуживающим внимания каждое оправдание предо мною и

Словам тесно, а мыслям просторно

Из книги Жизнь происходит из Жизни автора Бхактиведанта А.Ч. Свами Прабхупада

Словам тесно, а мыслям просторно Шрила Прабхупада: Индивидуальная душа никогда не исчезает. Она не умирает и не рождается. Она просто меняет тела, как человек меняет одежду. Это совершенное знание.Д-р Сингх: Но почему ученые не признают этого?Шрила Прабхупада: Они

Св. мученик Конон градарь (Уроки из его жизни: а) всем нам должно трудиться; б) должно быть простосердечным и в) как подражать мученикам?)

Из книги Полный годичный круг кратких поучений. Том I (январь – март) автора Дьяченко Протоиерей Григорий

Св. мученик Конон градарь (Уроки из его жизни: а) всем нам должно трудиться; б) должно быть простосердечным и в) как подражать мученикам?) I. Ныне Св. Церковь совершает память св. мученика Конона градаря (огородника). – Св. Конон был родом из Назарета галилейского, жил и

Просторно или тесно?

Из книги Мне некогда, или Осторожные советы молодой женщине автора Фрумкина Ревекка Марковна

Просторно или тесно? Казалось бы, странный вопрос. Конечно, приятнее жить просторно.Однако понятие «простора» зависит не только от размеров жилья (комнаты или квартиры): оно еще и определяется вашими личными представлениями о «плотности» пространства. А личные

Шаблон четвертый «Так должно (не должно) быть!»

Из книги Возможно всё! Дерзни в это поверить… Действуй, чтобы это доказать! автора Эйкен Джон Вон

Шаблон четвертый «Так должно (не должно) быть!» Слишком часто такие люди строят свою жизнь на основе неких правил (происхождение которых порой просто непонятно) – и не готовы хоть на шаг отступить от аксиом. «У по-настоящему талантливых хозяек блюда получаются с первого

Типовой совдеповский двор на окраине такого же типового города. Четыре многоэтажки, составленные в виде прямоугольника. Детская площадка, гаражи, фундамент беседки, песочница, лавочки у подъездов – всё повторяло форму двора, как будто ребёнок, неосознанно копирующий повадки родителей. Иногда казалось, что и люди имели такие же прямолинейные очертания. Нехитрый быт и незамысловатая жизнь делали их похожими друг на друга.

Детская площадка была огорожена сеткой – в сетке обязательный лаз. На площадке постоянно возились с резиновым мячом дети. За ними бегала собака, имя которой можно было угадать с трёх раз – Шарик, Бельчик (как вариант – Черныш) или Пират. Из достопримечательностей – хлебный магазин, будка сапожника и лесополоса за одной из пятиэтажек. Там – тот же аскетичный бедлам. Тутовник и алыча, которая съедалась местной шпаной, не успев созреть, заброшенный колодец, несколько поваленных деревьев. У одного из них расчистили место, наскоро соорудили стол и сделали турник.

По утрам иногда там мелькали физкультурники в динамовских майках и в трико с вытянутыми коленками, а по вечерам пили и гуляли. Чуть позже у этого места появилось название – Скирда, вполне точно отображавшее суть всего там происходившего.

Иерархия зоны; игра в карты – просто так и на деньги; портвейн; земля, усеянная «бескозырками» и осколками от бутылок; девочки; гитара. На смену шестиструнной «развратнице» в середине 80-х пришёл магнитофон – неуклюжий кассетник с многозначительным названием «Романтик». Да, это был романтизм эпохи позднего застоя. Высоцкий, Розенбаум, чуть позже – «Кино», «Наутилус», иногда – «Ласковый май». Под эту музыку теряли невинность и после уже не церемонились со своим телом. Про таких говорили: попал или попала в дурную компанию. Дай бог памяти – Виноградова, Укрáинская, Боговенко … Медсёстры – так их, кажется, называли за глаза. Сколько же новобранцев любви прошло через их заботливые... (так и хочется сказать – руки). Кто из нас теперь вспомнит своих боевых подруг? Да и где они сейчас? Давным-давно повыскакивали замуж и стали для своих благоверных преданными и заботливыми жёнами или сгинули где-то в неразберихе девяностых. А мы?.. Иногда кажется, что и нас нет, что и мы растворились, ушли сквозь пальцы того времени, когда ещё живой Цой допевал свою последнюю песню.

Чтобы словам было тесно

К микрофонной стойке подходит поэт с одухотворённым взглядом, из колонок звучит фоновая музыка, на сцене – лёгкий полумрак. В головах слушателей полумрак не такой лёгкий, но это уже неважно. Высокохудожественно откинутая прядь волос, и начинается священнодейство… Нуждаются ли стихи во всём этом? Почему бы и нет – скажет кто-то – кашу маслом не испортишь. Только поэзия совсем не каша, да и музыка – не масло. И вот начинаются споры: вспоминают бардов, рязановскую «Иронию судьбы» и, в конце концов, разговор упирается в Высоцкого и Окуджаву. Всё это так. Но справедливости ради нужно отметить, что свои стихи они в основном писали как песни, изначально оставляя в тексте место для музыки, которая связывала слова, как раствор связывает кирпичи в кладке. Но нуждаются ли во всём этом стихи как таковые?

Отвечая на этот вопрос однозначным «нет», вспоминается некрасовский посыл – «Чтобы словам было тесно,/ Мыслям – просторно». Именно таковы настоящие стихи.

«Ни одного пустого места, что называется – яблоку негде упасть».

И словам тесно, и мыслям – просторно. Нет в них места для игры, музыки и прочего, потому что они сами по себе уже есть игра, музыка, жизнь, смерть, да что угодно, и добавить туда нечего. Игрой и режиссурой, даже самой гениальной, их можно только деформировать, а значит – испортить. Монотонность голоса, которым поэты читают свои творения, только подтверждает это. Такой манерой они как бы удаляют все препятствия на пути стихотворения от автора к слушателю: один лишь голый текст, и ничего более. Многим авторам, конечно, льстило и льстит, что на их тексты пишут музыку, а чтецы с завыванием декламируют их со сцены. Но существует масса и обратных примеров. Бродский недолюбливал, когда из его стихов делали песни. Чухонцев с недоброжелательностью относился к мхатовской школе чтения стихов, начиная от Качалова и заканчивая Смоктуновским. Интересен в этом смысле опыт Смехова. В одном из телевизионных поэтических проектов он имитировал манеру чтения и голос автора, объясняя это тем, что хочет быть как можно ближе к оригиналу. И в какой-то мере это ему удалось.

Но время не стоит на месте, не стоит на месте и поэт, пытающийся идти с ним в ногу. Стихи, музыка, фото, видео, интернет – всё окончательно смешалось. Эклектика как самоцель. Слушатель (он же читатель) окончательно дезориентирован. Все эти художественные средства очень далеко уводят его от первоисточника и бросают на полпути под культурным забором не солоно хлебавши. Театр закрылся, а чувство голода только усилилось…

Как-то Эккерман похвастался Гёте, что один из его друзей собирается переделать для сцены байроновскую драму «Два Фоскари», на что тот ответил: «…Если в чтении какая-нибудь вещь производит на нас большое впечатление, мы воображаем, что со сцены она произведет не меньшее и что достигнуть этого можно без особого труда. Но мы роковым образом ошибаемся. Произведение, которое автор создавал не для подмостков, на них не уместится, и, сколько ты над ним ни бейся, в нем все равно останется что-то чуждое, что-то противящееся сцене…».

Слово «роковым» Гёте выделил особо.


В современном русском обществе немало людей, взволнованных перспективами развития культуры и словесности. В нашем литературном клубе «Чайка» - все. Вместе стремимся сохранять лексическую чистоту языка. Одно из направлений работы клуба - изучение новых изданий, словарей, особенно с обилием цитат из литературных произведений.

Поблагодарю, прежде всего, моего знакомого, Юрия Сычева, и его супругу, держащих книжный магазин на чудовском рынке: за известия о новых изданиях, за советы в предпочтении приобретений и за доставку книг.
Вот у меня в руках - «Самый полный словарь крылатых слов и выражений. Происхождение, толкование, применение». Его автор - М.С Галынский (М., «Рипол классик», 2009). «Состоит из более чем полутора тысяч фраз, выражений и слов, прочно вошедших не только в русский, но и в другие европейские языки... Все они доносят до нас сквозь огромные напластования веков дух, обычаи, колорит разных исторических эпох, помогая нам понять образ, мышление и традиции культур, порой уже и не существующих...»; «... в конце издания справочный раздел поможет быстро найти информацию об исторической персоне». Это - о содержании - словами автора издания. Страниц - несколько сот; я интуитивно решила посмотреть, есть ли строки Г. Р. Державина, Н. А. Некрасова, Г.И. Успенского. Есть! Да еще, какие мудрые, непреходящие... Написанные сотни лет назад, они звучат так современно, и (нехороший эпитет напрашивается) «злободневно». Да еще как подумаешь, что ведь это в наших окрестностях «созревало» ... Почему же не уходит в пустое «бичевание»?! Ответ прост, как правда: настоящее ощущение ответственности гражданина и патриота, борьба за судьбы Родины, за нравственное обустройство общества.
Дадим же слово великим сподвижникам!
- «Бывали хуже времена, но не было подлей!» Из поэмы Н.А. Некрасова «Современники».
«Вот приедет барин – барин нас рассудит». Так говорят те, кто уповает лишь на мнение вышестоящих, не пытаясь решить проблему самостоятельно. Из стихотворения Н. А. Некрасова «Забытая деревня».
«Дело прочно, когда под ним струится кровь». Из стихотворения Н.A. Некрасова «Поэт и гражданин».
«И дым Отечества нам сладок и приятен». Слова Чацкого из комедии А.С. Грибоедова « Горе от
ума»: «Когда ж постранствуешь, воротишься домой, и дым Отечества нам сладок и приятен». А.С. Грибоедов перефразировал строку стихотворения Г.Р. Державина «Арфа»: «Мила нам добра весть о нашей стороне: Отечества и дым нам сладок и приятен».
- «Правилу следуй упорно:Чтобы словам было тесно, мыслям просторно». Из стихотворения Н.А. Некрасова «Форма. Подражание Шиллеру».
- «Эх! Эх! Придет ли времечко,
Когда (приди,желанное!..)...
Когда мужик не Блюхера
И не милорда глупого –
Белинского и Гоголя
С базара понесет!»
Эти строки из поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» в 19 веке вошли в русскую публицистику как одна из самых распространенных цитат. А сейчас вновь, как это ни печально, они стали весьма актуальны в России. Нынешний книжный рынок, почти как 135 лет назад, заполнен невысокого качества «лубочной» литературой.
Словарь содержит также справочный раздел: библиографические сведения об упоминаемых персоналиях.