Сады медичи во флоренции. Палаццо медичи во флоренции

Привет, наши дорогие читатели. Флоренция просто наполнена красотой. С этим вряд ли вы поспорите. Кроме того, каждый уголок этого чудесного места дышит историей. Как и наш сегодняшний предмет обсуждения. Палаццо Медичи-Риккарди во Флоренции. Это родовой замок небезызвестных Медичи и первое здание, построенное в стиле Ренессанса, на территории Флоренции. В последующем оно стало эталоном для всех подобных архитектурных шедевров Италии.

Италия. Регион Тоскана. Город Флоренция. Дворец Медичи-Риккарди (Palazzo Medici Riccardi)

История

Дворец (Palazzo Medici Riccardi) был спроектирован для семьи Медичи архитектором Микелоццо. Хотя первоначальный проект был создан Брунеллески. Козимо Медичи он показался слишком пышным, старый банкир считал, что весь этот лишний пафос будет вызывать зависть, поэтому отказался от него.

Облик дворца Микецолло, напротив, был предельно прост. А потому был принят безоговорочно. Так с 1444 года началось строительство особняка.

Несколько веков Медичи жили здесь. Пока, после правления Пьетро по прозвищу «Неудачник» и времен упадка, семье ни пришлось продать здание семейству Риккарди в 1659 году.

Сразу после продажи началась реконструкция. Строение было расширено, часть интерьера обновлена. И если внешне это был по-прежнему представитель ренессанса, то внутри он уже больше походил на образец барокко.

А к 1660 году была открыта Риккардианская библиотека, которая сейчас делит это здание с префектурой.

В 1814 году Риккарди продали палаццо Великому герцогу Тосканскому. С тех самых пор дворец стал носить двойное имя.

Архитектурные особенности

Что получилось в итоге всех изменений? А вот что:

  • Внутренний двор строения представляет собой четырехугольник, и прячет в себе центральный дворик с аркадами.

Этот внутренний двор также часто называют «Двориком Микелоццо» или «Двором с колоннами».

Всего в здании несколько уровней.

  • Первый уровень – это крытая арочная галерея с колоннами. Колонны богато украшены мифологическими сценами и гербами Медичи.
  • Второй уровень представлен окнами. Они в точности повторяют облик окон с внешней стороны фасада.
  • Третий уровень – это галерея из арок, украшенная колоннами.

Помещения нижнего этажа хранят экспонаты, собранные Медичи и Риккарди.

Здесь можно увидеть:

  • античные бюсты
  • римские саркофаги
  • фрагменты различных рельефов
  • здесь же хранится скульптура «Орфей, усмиряющий Цербера» руки Баччо Бандинелли

Не менее чем все эти экспонаты, прекрасен садик, разбитый во дворе.

Это настоящее царство симметрии. Все здесь имеет правильную геометрическую форму.

По центру этого сада раньше стояла статуя Юдифь, сейчас же она расположена на территории Палаццо Веккьо.

Внешняя отделка и залы дворца

Как мы уже сказали, здесь правит простота. Но в то же время эта простота символизирует мощь и стабильность власти Медичи.

  • Первый этаж в свое время был отдан под кухню, конюшню и помещения для прислуги.
  • Второй этаж здания заслуживает отдельного внимания. Ведь его окна создавались по задумке гения Микеланджело. Второй этаж от первого отделяет зубчатый фриз с гербом Медичи.

Нет точной трактовки значения герба. Но есть такое предположение. Считается, что на гербе изображены следы на щите Медичи, оставленные ударом огромного великана.

Второй этаж считался парадным. Здесь жили представители знатного рода. Поэтому и комнаты под стать им, огромные. Стены на этом этаже покрыты мрамором, потолок – позолотой, мебель инкрустирована деревянной мозаикой.

На втором располагались хозяйские покои и помещения для деловых встреч. Внутреннее убранство некоторых залов отлично сохранилось.

  • Галерея Зеркал (Галерея Джордано, Giordano Galleria)

Свод этого помещения украшают фрески, созданные в XVII столетии по заказу семьи Риккарди. На них изображены аллегорические фигуры. По центру расположена фреска «Триумф Медичи на облаках Олимпа». На ней – Юпитер, вокруг персонажи с лицами членов семьи Медичи, Козимо III Медичи, его сыновей, брата герцога.

Здесь символично изображены и звезды, открытые Галилеем и названные в честь Медичи.

  • В другом зале дворца вы увидите «Мадонну с Младенцем». Эту фреску создал Филиппо Липпи.

Это небольшая семейная часовня, состоящая из двух комнат. И здесь у вас точно появится ощущение, что вы оказались на страницах сказки.

Стены капеллы – это единый цикл фресок под названием «Шествие волхвов в Вифлеем». А теперь подумайте, кого вам напомнят эти волхвы? Правильно. Членов достопочтенной семьи Медичи.

И вся эта процессия, как бы медленно передвигающаяся по стенам капеллы, заставляет вас полностью потерять ощущение реальности.

По центру здесь находится алтарь. Над ним помещена роспись «Рождество», копия работы Филиппо Липпи.

Время работы

  • Каждый день кроме среды.
  • С 9:00 до 19:00

Сколько стоит

Стандартный билет стоит 7 евро.

Где остановиться во Флоренции

Сейчас много вариантов жилья в Флоренции появилось на сервисе AirBnb . Как пользоваться этим сервисом у нас написано . Если вы не найдете свободный номер в отеле, то ищите жилье через этот сайт бронирования.

Мы жили в отеле MsnSuites Palazzo dei Ciompi Florence . У нас были апартаментах с кухней.

Предлагаем неплохие варианты отелей во Флоренции

Как добраться

На автобусе №№ 1, 11, 17.

Палаццо Медичи-Риккарди на карте

Подписывайтесь на нас, друзья, делитесь нужной информацией. Спасибо за внимание. До свидания.

Название :

Местонахождение : Флоренция (Италия)

Создание : 1444 г.

Стиль : Ренессанс

Архитектор(ы) : Микелоццо ди Бартоломео

Заказчик / Основатель : Козимо Медичи, Медичи

Архитектура палаццо

Источник:
И.А. Бартенев “Зодчие итальянского Ренессанса”
1936 г.; Изд-во: ОГИЗ

Палаццо Рикарди построено Микелоццо в 1460 году по заказу Козимо Медичи.

Для возвеличивания своей власти, поднятия собственного престижа и авторитета, Козимо Медичи тратил большие средства на возведение вилл, дворцов, церквей и капелл. Целый ряд таких сооружений построил для него Микелоццо.

Проект палаццо Рикарди был выполнен первоначально Филиппо Брунеллески , но Козимо, испугавшись грандиозных размеров сооружения и связанных с этим крупных затрат, отклонил его и передал заказ Микелоццо.

Осуществленный Микелоццо проект носит целый ряд черт, сближающих его с проектом Брунеллески, и является как бы следующим этапом в процессе развития стиля флорентийского дворцового строительства.

Палаццо Питти Брунеллески , явившийся отправной точкой этой эволюции, бесспорно послужил стилевым прообразом палаццо Рикарди. В то же самое время последний знаменует собой значительный качественный прогресс, дальнейшее архитектурное совершенствование нового стиля, являясь первым вполне завершенным дворцом раннего Ренессанса.

План палаццо Рикарди представляет собой почти правильный квадрат (40 х 38 м) с заключенным в центре квадратным же двором. Распределение отдельных помещений четко и логично; взаимосвязь их последовательна и пространственно интересна. Дворец трехэтажный, возвышается над землей на 24 метра. Высота этажей подчеркивает величественность здания.

Фасадное исполнение являет собой дальнейшее развитие того «рустичного» стиля, который впервые проявился в палаццо Питти и стал характерной особенностью флорентийской архитектуры раннего Ренессанса. В отличие от Питги, где рельеф камня одинаков на всем фасаде, фасад Рикарди фактурно расчленен по числу этажей: от тяжелого грубого рваного камня первого этажа к гладкой, легкой поверхности материала верхних - основной архитектурный мотив палаццо Рикарди. Этот прием соответствует требованиям конструкции и подчеркивает ее характер.

Фасад завершается карнизом античных пропорций, оттеняющим общую суровость и лаконичность решения стенных плоскостей своей пластической проработкой.

Соприкасающаяся с карнизом спокойная, гладкая поверхность стены третьего этажа подчеркивает его богатство и массивность. Карниз палаццо Рикарди послужил прототипом для многих позднейших сооружений эпохи Возрождения.

Отдельные этажи разграничиваются на фасаде небольшими поясками - карнизами, на которые непосредственно опираются окна, выполненные в виде арок. Каждая из них объединяет в свою очередь две меньшие, разделенные между собой небольшой колонкой, - мотив, часто встречающийся в архитектуре этого времени. Фасадное выполнение первого этажа сходно с аналогичным этажом палаццо Питти и является как бы вариантом того же самого мотива.

Необходимо отметить неправильную разбивку осей оконных и дверных проемов первого этажа по отношению к вышележащим.

Представляет интерес внутренний двор палаццо. Первый этаж дан в виде галерей, обрамленных аркадой с легкими коринфскими колонками; аркада поддерживает стену второго этажа, прорезанную парными арочными окнами.

Лоджии третьего этажа завершают композицию. Применение мрамора, сграффито, медальонов работы Донателло, повторяющих мотивы античных камей, - все это дополняет архитектурный облик палаццо.

    Источники:

  • Иконников А.В., Степанов Г.П. Основы архитектурной композиции Искусство, М. 1971
  • Всеобщая история архитектуры, том 5 Архитектура Западной Европы XV-XVI веков Эпоха Возрождения 1967г., Москва

Палаццо Медичи-Риккарди - расположенный в центре Флоренции (на улице Кавура) по соседству с базиликой Сан-Лоренцо и собором Санта-Мария дель Фьоре, дворец могущественной семьи Медичи.

Созданный гением архитектора Микелоццо, любимцем Козимо Медичи, дворец стал первым светским зданием в городе, выполненным в стиле раннего Ренессанса.

Дворец, по задумке Козимо Медичи Старшего, должен был подчеркивать новое положение Козимо Старшего в системе власти, которое заметно укрепилось после того, как он вернулся из изгнания в 1434 году. Поставленная цель была достигнута несколько необычным методом - впервые отделка жилого дома была выполнена с использованием плитняка с рустом, что, до этого, было характерной деталью только для общественных зданий. Козимо старший не желал, чтобы палаццо вызывал зависть других патрициев излишней роскошью. Козимо Медичи Старший в это время являлся самым могущественным из 80 банкиров Флоренции. Во дворце планировалось разместить не только жилые помещения. Здесь должна была быть организована штаб-квартира банка Медичи.
Микелоццо трудился над палаццо на протяжении 20 лет. 17 апреля 1459 года дворец посетил будущий герцог Милана, пятнадцатилетний Галеаццо Мария Сфорца. В 1659 году дворец стал собственностью семьи Риккарди. В это же время и появились семь дополнительных окон.

Фасад палаццо разделен на три яруса этажами, выполненными разной кладкой. Нижний этаж, отделанный грубым рустом, плавно сменяют более гладкие плиты второго и отлично подогнанный плиты верхнего этажа. Впервые, со времён античности, по верху сооружения пущен карниз, консоли которого выступают далеко вперед.

В 1517 году открытая лоджия, на юго-восточной стороне здания, была закрыта кирпичом, а в замурованных арках были сделаны окна с тимпанами, созданными, как полагают, великим Микеланджело.

Первый этаж выложен из неполированного и необработанного камня, и своим видом напоминает кладку крепостной стены. По плану он должен был символизировать надежность и стабильность. Здесь находились кухня, конюшни и жильё для прислуги. Визуально второй этаж, выполненный из тщательно отполированного камня, отделяют от первого зубчатый фриз и карниз, украшенный гербом семейства Медичи. На втором этаже, называемом «piano nobile», располагались апартаменты хозяев и комнаты для гостей. В отштукатуренных залах находились кладовые и спальни.

Помещения, расположенные вокруг внутреннего дворика палаццо, который имеет квадратную форму, относительно небольшие. Во внутреннем дворике, который тоже соответствует основной "прямоугольной" идеи, среди лимонных деревьев установлены скульптуры. Дворец ввел моду на внутренние дворики, которые, с того момента, стали обязательной деталью любого аристократического дворца.

Капелла волхвов — самое известное помещение дворца, прославившееся своими великолепными росписями, выполненными мастером Беноццо Гоццоли в 1461 году.

В настоящее время во дворце размещается Риккардианская библиотека.

Адрес, часы работы, как добраться

  • Palazzo Medici Riccardi
  • Адрес : Палаццо Медичи, Via Camillo Cavour, 3, 50129 Firenze, Италия
  • 123 4567
  • Координаты : 43.775296 , 11.255987
  • http://сайт/crop_t/200/150/images/places/1900_1.jpg

Оценить!

В историю Италии вошли многие семьи, жившие в разное время во Флоренции. К ним относятся и Медичи, ведущие свое начало от потомственных лекарей, давших имя роду. К середине XIV века род поднялся и стал одним из самых влиятельных в городе.

Козимо Медичи был негласным правителем Флоренции и не стремился выделяться из общей массы горожан, он долго не решался построить себе дворец. Наконец, заказал проект Филиппе Брунеллески.

Но, осмотрев макет будущего здания, Медичи решил, что оно слишком роскошно, и отказался от идеи строительства. Позже он вернулся к этой мысли и пригласил архитектора Микелоццо, который предложил более скромный и строгий вариант дворца.

История

Точная дата начала и окончания работ по строительству дворца осталась неизвестной, так как не сохранились расходные книги Медичи. Из нескольких дат, которые называют исследователи, наиболее вероятной считается 1430 год, скорее всего, именно тогда начали возводить дворец. Это было первое гражданское здание во Флоренции, построенное в эпоху Возрождения.

После окончания работ в доме поселилась семья Козимо Медичи, и дворец стал центром культуры Флоренции: его хозяин собирал предметы искусства и покровительствовал молодым художникам и архитекторам.

В 1659 году здание было продано маркизу Риккарди. Он перестроил и значительно расширил его. А спустя 200 лет оно перешло в собственность государства, было отреставрировано и отдано под музей.

Внешний вид здания

Микелоццо не был сторонником пышных форм в архитектуре. Он спроектировал здание в форме куба, который бы вытягивался вокруг площади внутреннего двора. Этот проект не был осуществлен до конца, но здание сохранило основательный и строгий облик, его фундамент представляет собой правильный квадрат.

Фасад прост и одновременно элегантен. Каждый этаж здания отделен от остальных большим карнизом. Окна сводчатые, с округлыми арками. Первый этаж выстроен из грубого необработанного тесаного камня, его вид напоминает крепостную стену и символизирует стабильность и достаток.

Второй этаж ровный и достаточно гладкий, его украшает герб рода Медичей: на нем можно увидеть шесть шаров, которые изображают пилюли, напоминая о том, что предки Медичи были лекарями.

Третий этаж был выложен из идеально подогнанных плит. Первоначально здесь находилась лоджия, но её замуровали в 1517 году и в кирпичах, закрывающих её арки, пробили узкие окна с тимпанами, по легенде, это была идея Микеланджело.

Внутренний дворик

Он имеет форму прямоугольника, именно вокруг дворика размещаются все помещения здания. Его окружает легкая аркада, опирающаяся на коринфские колонны. Окна, которые выходят сюда, парные. Стены украшены медальонами, выполненными скульптором Бертольдо ди Джованни, и барельефами. Ученые доказали, что один из барельефов сделан Микеланджело.

Из дворика дверь ведет в сад, где все деревья подстрижены в виде животных, именно так стригли в эпоху Возрождения.

Интерьер дворца

На первом этаже находились служебные помещения, конюшни, кухни и жилые комнаты для слуг. Окна этого этажа забраны крепкими решетками. Никаких особых деталей и украшений в интерьерах нет. Все предельно скромно и просто.

Самые красивые помещения находятся на втором этаже. Именно здесь расположена дворцовая капелла и парадные залы, один из них, называемый Галереей, был расписан Лука Джордано. Тут находятся и апартаменты для знатных гостей. В одном из таких помещений жил французский король Карл V во время своего пребывания во Флоренции.

Огромные металлические ноги современного скульптора Гюнтера Стиллинга стоят по всему второму этажу, пугая слишком впечатлительных посетителей. К этому можно относиться по-разному, но теперь это уже тоже часть дворца.

Личные покои членов семьи размещались на верхнем этаже. Но убранство этих комнат тоже не отличалось пышностью.

На стенах одного из жилых помещений сохранилась картина художника XIV века Филиппо Липпи «Мадонна с младенцем».

Дворец фактически разделен на три части: музей, библиотека и префектура.

Внутри постоянно устраиваются выставки, проводятся экскурсии по помещениям второго этажа. Для осмотра доступна и капелла, но там разрешают находиться одновременно лишь десяти посетителям. На то, чтобы сделать фото и осмотреться дается не более 7 минут. Туристы могут посетить и помещения Риккардианской библиотеки в составе экскурсии.

Риккардианская библиотека

Один из маркизов, Риккардо Риккарди, долго собирал семейную библиотеку. Впоследствии она была открыта для всех желающих.

В собрании много ценных книг и библейских манускриптов – минускулов. Здесь находится «Естественная история», написанная в X веке Плинием, «История Флоренции» Никколо Макиавелли, рукопись «Божественной комедии» Данте. Сейчас книжное собрание принадлежит академии. Работает читальный зал.

Капелла Волхвов

Дворцовая капелла находится внутри здания. Она спроектирована архитектором Микелоццо. Стены часовни украшает известная алтарная фреска Беноццо Гоццоли «Шествие волхвов». В облике волхвов легко узнать владельцев дворца. На фреске изображены и государственные деятели, участники Флорентийского собора 1439 года.

Фигуры в «Шествии» представлены на фоне пейзажа: зеленые холмы, замки, возвышающиеся вдали, деревья, птицы, порхающие вокруг них. Здесь же художник изобразил себя и своего учителя Беато Анджилико.

Потолок часовни украшен мелкими живописными деталями на голубом фоне. Здесь много позолоты, коричневых, красных и белых красок. На цоколе изображены символы дома Медичи. Пол отделан мозаикой из редких пород дерева.

Местоположение, время работы и стоимость

Адрес: Via Camillo Cavour, 3. 50129 Firenze, Италия.

Во дворец можно попасть во все дни, кроме среды, с 9.00 до 19.00 .

Входной билет стоит 7€ , льготный 4€ , люди с ограниченными возможностями бесплатно.

Как добраться

На Via Camillo Cavour останавливаются автобусы № 1, 6, 11, 17, трамвай №1.

Вконтакте

ПАЛАЦЦО МЕДИЧИ ВО ФЛОРЕНЦИИ

Палаццо Медичи-Риккарди

К середине XIV века на поверхность городской жизни Флоренции поднялись многие семьи, отличавшиеся неистощимой энергией и деловой хваткой. Среди них особенно заметно выделился род Медичи, представители которого в прошлом были лекарями (именно это значение имеет их фамилия). К середине XV века банкирский дом Медичи стал одним из самых богатых и влиятельных во Флоренции.

Козимо Медичи Старший, хотя формально и занимал положение рядового гражданина, на самом деле был фактическим правителем Флоренции, так как в правительстве находились верные и преданные ему люди. Не желая особо выделяться, Козимо Медичи, которого называли «Отцом отечества», долгое время не решался построить для своей семьи дворец, проект которого уже давно был составлен архитектором Ф. Брунеллески. Осмотрительный глава рода Медичи не отваживался претворить в жизнь замысел зодчего, ибо тот задумал слишком роскошное здание.

Как говорится в «Книге Антонио Булли», Ф. Брунеллески «изготовил модель дома, или дворца, Козимо де Медичи, который должен был находиться на площади Сан Лоренцо так, чтобы ворота были против двери (среднего портала) Сан Лоренцо. Здание это было бы таким, каких, пожалуй, теперь мало на земле, если бы следовали проекту Филиппо. Но так как Козимо показалось, что постройка обойдется дорого, то он отложил этот проект в сторону, хотя и пожалел об этом впоследствии. Ибо Филиппо, который воплотил в этом творении весь свой гений, в гневе уничтожил его, говоря при этом, что он давно мечтал хоть раз в жизни создать редкое произведение искусства и думал, что встретил человека, который и хотел этого, и способен был это выполнить.

Утверждают, что никогда не видели Филиппо таким веселым, как во время работы над этой моделью. Козимо очень сожалел, что отказался от нее, и говорил, что ему никогда не приходилось беседовать с человеком столь возвышенного ума, и горько сетовал на самого себя».

Собираясь строить фамильный дворец, достойный положения его владельцев, К. Медичи отдал предпочтение проекту М. Микелоцци, ибо, как уже говорилось выше, проект Ф. Брунеллески показался ему слишком роскошным для гражданина свободной Флоренции, пусть даже и самого могущественного. Конституция Флорентийской республики устанавливала предельные размеры новых построек, на этом основании власти и отвергли проект Ф. Брунеллески, отдав предпочтение плану М. Микелоцци, представленному одновременно.

В проект самого раннего из дворцов Ренессанса оба зодчих внесли общие архитектурные элементы. Прежде всего это сознательный и более организованный порядок применения элементов, которые использовались и ранее, в частности, расположение порталов и окон, их соотношение друг с другом, а также расположение главного карниза, античного по духу, который был введен исключительно ради эстетического порядка вместо прежних воинственных зубцов и навесных бойниц. Кроме того, величественность и грандиозность сооружения были в достаточной мере присущи и проекту М. Микелоцци, чтобы снискать городу честь и славу, а его владельцу предоставить всякие удобства.

Для своего времени и по своему сословному положению М. Микелоцци довольно много успел в своем образовании. Он славился искусством сочинять письма и составлять документы, эта его способность более всего обнаруживается в деловой переписке с членами семьи Медичи. Может быть, сначала именно этим он зарекомендовал себя в столь знатном доме.

Жизнь М. Микелоцци, преуспевшего и в деловых отношениях, протекала в исключительно благоприятных условиях. Весьма выгодной для него оказалась и верность дому Медичи, в особенности его главе – Козимо Медичи. М. Микелоцци можно считать придворным архитектором Медичи, исполнявшим все заказы. Его скромная готовность принимать любые заказы, даже самые незначительные поручения, сделала его незаменимым. Он стоял к Козимо Медичи, любившему искусство и покровительствовавшему ему, ближе, чем кто-либо из других мастеров того времени.

Огромные средства позволили К. Медичи возвести палаццо, которое стало наиболее выдающейся гражданской постройкой раннего Ренессанса. Точные данные о начале и продолжительности его возведения до нас не дошли: расходные книги дома Медичи сохранились не полностью, поэтому по данному вопросу среди исследователей существует множество предположений. До 1428 года, когда К. Медичи возглавил семейство, он вряд ли мог приступить к возведению новой фамильной резиденции. Подготовительные переговоры тоже должны были занять некоторое время, так что наиболее вероятным годом начала строительства считается 1430й, хотя факт этот окончательно не подтвержден. Очень многое говорит и в пользу 1440 года, в частности, сообщение о том, что сам К. Медичи якобы высказал сожаление, что не начал строить свой дворец десятью годами раньше.

В плане палаццо Медичи представляет собой почти правильный квадрат (40?38 метров) с квадратным двором в центре. Дворец трехэтажный, а высота этажей еще больше подчеркивает величественность всего здания. Стены дворца и его нижний ярус, который облицован рустом (грубым, необработанным камнем), непробиваемы, как крепостные стены. И вместе с тем новый дворец существенно отличался от семейной твердыни прежних веков. У него продуманные пропорции, красивые окна и обрамления дверей, третий этаж завершается широким нарядным античным карнизом, который оттенял общую суровость стен своей пластической проработкой.

Этажи на фасаде отделяются друг от друга небольшими поясками-карнизами, на которые опираются выполненные в виде арок окна. Сначала дворец имел по фасаду десять окон, но в XVII веке его удлинили еще на семь окон. Каждая арка в свою очередь объединяет две меньшие, разделенные между собой небольшой колонкой. С внешней стороны дворца, на углу второго этажа, помещен фамильный герб Медичи – шесть шаров на гладком фоне, которые представляют собой пилюли и напоминают о врачевании – первоначальной профессии предков Медичи.

Все помещения палаццо располагались вокруг просторного внутреннего двора, окруженного изысканной аркадой с легкими коринфскими колоннами. Посреди двора находилась дверь, ведущая в сад, который часто называли вторым двором.

Второй двор (или сад) шел по длине заднего фасада палаццо и простирался к северу. Он был украшен многочисленными древними памятниками. Он По обеим сторонам ворот стояли статуи Марсия, реставрированные Донателло и Вероккио. С трех сторон двор окружала ограда в высоту нижнего этажа. Ограда была увенчана зубчатым карнизом, на котором К. Медичи поместил бронзовую голову Донателло. Современники отмечали, что сад «невелик, но так величественен, что все входящие останавливались в изумлении».

В первом этаже дворца размещались подсобные помещения, окна которых снаружи были забраны крепкими металлическими решетками. Жилые комнаты располагались на третьем этаже, а на втором – богато убранные парадные залы и дворцовая капелла, стены которой от самого пола до потолка были расписаны фресками Б. Гоццоли.

Но от прекрасного убранства многих помещений палаццо Медичи сейчас мало что осталось. Лишь одна капелла в своих основных чертах сохранила прежний вид. В силу своего культового назначения она не подвергалась существенным изменениям и лишь стала несколько меньше после постройки новой главной лестницы.

Пол капеллы был необычайно тщательно и изящно выложен мозаикой из квадратных плиток драгоценных пород дерева. Узор в задней части пола более богат, вероятно, потому, что во время богослужений передняя часть пола покрывалась ковром.

При украшении потолков капеллы главная задача заключалась в том, чтобы, учитывая ограниченность пространства, избежать слишком тяжелых и массивных форм и в то же время как можно богаче украсить капеллу, как семейное святилище. Отсюда и членение потолка на возможно большее число отдельных частей, в изобилии усеянных мелкими декоративными деталями.

Главное место на потолке капеллы отведено живописи, лишь некоторые его части были сделаны резными для большей рельефности. Роскошь красок до сих пор создает чарующие глаз эффекты, так как, кроме синего фона и богатой позолоты, применялись коричневые, красные и белые тона. В сочетании с великолепными картинами Б. Гоццоли, покрывающими стены, это производило поистине волшебное впечатление.

Чрезвычайно тонко и изящно расцвечен потолок хора, где красные, синие и белые перья Медичи, слегка тронутые золотом, образуют венец вокруг монограммы Иисуса Христа. Белый цвет, если рассматривать его вблизи, обладает серебристым оттенком. Он образует фон, на который нанесены синий, красный и золотой цвета, приобретающие от этого фона тоже некоторый блеск.

Очень изящна и роспись цоколя, выполненная фресками. В восхитительное обрамление были введены красные и желтые эмблемы дома Медичи.

В капелле находилась алтарная икона «Шествие волхвов», написанная Б. Гоццоли. В библейский сюжет художник ввел множество флорентийцев, начиная с представителей рода Медичи и кончая простолюдинами, а на первом плане изображен даже негр. Это многоликое шествие развертывается на фоне пленительного пейзажа: на далеких зеленых холмах высятся белокаменные замки со множеством башен, вьются живописно ведущие к ним дороги, тонкие стволы деревьев изящно поддерживают свои пышные кроны, порхают птицы По сероватым гладким изломам гор движутся процессии, а всадник с копьем и в сопровождении собак стремится настичь проворно убегающую лань.

При Лоренцо Медичи дворец стал центром гуманитарной культуры не только Флоренции, но и всей Италии – местом столь высокого процветания искусств, что его молодой владелец заслужил прозвище «Лоренцо Великолепный». Он прекрасно знал древнеримскую литературу и философию, а также и древнегреческий, хотя в средневековой Италии этот язык был почти совсем забыт. Как дед и прадед, Лоренцо Медичи собирал произведения искусства, и палаццо Медичи вскоре превратилось в хранилище уникальных художественных произведений.

В 1659 году Медичи продали свой дворец маркизу Риккарди, поэтому он стал называться «Палаццо Медичи-Риккарди». В 1829 году дворец перешел в собственность государства, и после реставрации в нем разместился музей.

Из книги Образы Италии (без илл.) [очень плохое качество] автора Муратов Павел Павлович

ПУТЬК ФЛОРЕНЦИИ ЦЕРКОВЬ НА АРЕНЕ В старинном и хмуром городе Падуе есть два величайших памятника светлой поры итальянского искусства. Это - фрески Мантеньи в церкви Эремитани и фрески Джотто в небольшой церковке, расположенной на месте арены древнего амфитеатра.

Из книги Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих автора Вазари Джорджо

СВЕТЛЕЙШЕМУ И ПРЕВОСХОДИТЕЛЬНЕИШЕМУ СИНЬОРУ СИНЬОРУ КОЗИМО ДЕ МЕДИЧИ ГЕРЦОГУ ФЛОРЕНЦИИ Синьор мой досточтимейший!Поскольку Ваше превосходительство, следуя в сем по стопам славнейших предков своих, а также побуждаемое и движимое природным своим великодушием, не устает

Из книги История живописи. Том 1 автора Бенуа Александр Николаевич

ЖИЗНЕОПИСАНИЕ ЖИВОПИСЦА ДОН ЛОРЕНЦО МОНАХА МОНАСТЫРЯ ДЕЛЬИ АНДЖЕЛИ ВО ФЛОРЕНЦИИ Человек добрый и набожный испытывает, как мне думается, удовлетворение великое, если с почетом для себя владеет либо словесностью, либо музыкой, либо живописью, либо другими свободными

Из книги 100 великих дворцов мира автора Ионина Надежда

IV -- Фрески Флоренции Братья Чьоне Часть фрески в капелле Торнабуони в церкви Санта мария Новелла во Флорнеции.Особенно интенсивная художественная деятельность обнаружилась в Тоскане благодаря проповедям доминиканских монахов. В отличие от францисканцев, последние

Из книги История искусства всех времён и народов. Том 3 [Искусство XVI–XIX столетий] автора Вёрман Карл

ПАЛАЦЦО ЛУКИ ПИТТИ ВО ФЛОРЕНЦИИ Тот, кто хоть один раз увидит этот дворец, сразу почувствует, что перед ним – единственное в своем роде здание. Чудесно высится оно на холме, чудесно перекинуты его огромные мощные арки над такими гигантскими окнами, что они подобны

Из книги Шедевры европейских художников автора Морозова Ольга Владиславовна

Из книги 100 шедевров русских художников автора Евстратова Елена Николаевна

Портрет папы Льва X с кардиналами Джулио Медичи и Луиджи Росси 1517. Галерея Уффици, ФлоренцияЗдесь Рафаэль добился такой иллюзии реальности, что, по словам Федерико Цуккари, начальник папской канцелярии Бальдассаре Турини однажды с величайшим почтением поднес буллу на

Из книги автора

Вода и камни под Палаццуоло близ Флоренции Собирая материал для картины «Явление Христа народу», Александр Иванов не смог побывать в Палестине, где происходили библейские события. Пейзажные мотивы, напоминающие палестинские, он искал в окрестностях Рима.«Ветка» –