Биология как наука. Методы научного познания

Биология как наука. Методы научного познания.

I вариант

1. Вывод о родстве растений и животных можно сделать на основании

1) хромосомной теории 3) теории гена

2) закона сцепленного наследования 4) клеточной теории

3. Для выявления изменений, происходящих в живой клетке в процессе митоза, используется метод

2. Наиболее правильно следующее из утверждений:

1) только живые системы построены из сложных молекул

2) все живые системы обладают высокой степенью организации

3) живые системы отличаются от неживых составом химических элементов

4) в неживой природе не встречается высокая сложность организации системы

3.Отделить от других определенные органоиды клетки на основе различий в их плотности можно методом:

2) хроматографией 4) центрифугирования

4.Уровень жизни, на котором начинают проявляться межвидовые отношения, называется:

1) биогеоценотическим 3) организменным

5. В XX веке наиболее современное определение жизни дал:

1) Ф. Энгельс 3) Н. Вавилов

2) М. Волькенштейн 4) И. Мичурин

6. Методы получения новых сортов культурных растений разрабатывает наука

1) ботаника 3) селекция

7. Микология - это наука о

2) систематика 4) палеонтология

13.Какой из методов исследования был основным в самый ранний период развития биологии?

1) экспериментальный 3) сравнительно-исторический

2) микроскопирование 4) наблюдение и описание

14. Диссимиляция-

1) водный обмен 3) энергетический обмен

2) солевой обмен 4) пластический обмен

15. Живые организмы являются системами

1) закрытыми 3) открытыми

2) прикрытыми 4) управляемыми

16. Дезоксирибонуклеиновая кислота - это уровень организации живой природы:

1) клеточный 3) организменный

2) молекулярный 4) популяционный

17. Уровнем организации жизни в приведённом перечне является:

1) биохимический 3) клеточный

2) функциональный 4) прокариотический

18. Ученый, открывший яйцеклетку млекопитающих и установивший, что все многоклеточные организмы начинают своё развитие из одной клетки - зиготы:

1) Р. Гук 3) К. Бэр

2) А. Левенгук 4) Т. Шванн

19. Способность живых организмов поддерживать постоянство концентрации веществ, расположенных в цитоплазме клеток и межклеточной жидкости, - проявление свойства:

1) обмен веществ 3) гомеостаз

2) раздражимость 4) изменчивость

1) гомеостаз 3) изменчивость

2 вариант

1. Для выявления изменений, происходящих в живой клетке в процессе митоза, используется метод

1) центрифугирования 3) меченых атомов

2) пересадки генов 4) микроскопии

2. Уровень, на котором начинает проявляться способность живых систем к обмену веществ, - это:

1) биосферный 3) организменный

2) популяционно-видовой 4) клеточный

3.Какое из приведенных утверждений наиболее правильно:

1) все организмы обладают одинаково сложным уровнем организации

2) все организмы обладают высоким уровнем обмена веществ

3) все организмы одинаково реагируют на окружающую среду

4) все организмы обладают одинаковым механизмом передачи наследственной информации

4.Общим для всех уровней организации жизни свойством является:

1) сложность строения системы

2) проявление закономерностей, действующих на каждом уровне

3) однородность элементов, составляющих систему

4) сходство качеств, которыми обладают разные системы

5. Основными химическими соединениями, определяющими биологические характеристики жизни, считаются:

1) вода и минеральные соли 3) соединения серы, фосфора

2) жиры и углеводы 4) нуклеиновые кислоты и белки

6. Первым с помощью светового микроскопа обнаружил клетки

1) М. Шлейден 3) Р. Гук

2) Ч. Дарвин 4) А. Левенгук

7. Процесс трансляции изучают на уровне

1) организменном 3) популяционно-видовом

2) молекулярном 4) биосферном

8. Необратимое направленное закономерное изменение объектов живой природы называют

1) наследственность 3) размножение

2) раздражимость 4) развитие

9. Для всех живых организмов характерна способность к

1) движению 3) питанию белками, жирами, углеводами

2) обмену веществ 4) неограниченному росту

10. Наука, изучающая два фундаментальных свойства живых организмов – наследственность и изменчивость, –

1) цитология 3) генетика

2) селекция 4) эмбриология

11. Какой уровень организации живого служит основным объектом изучения цитологии?

1) клеточный 3) биогеоценотический

2) популяционно-видовой 4) биосферный

12. Наука, изучающая строение, химический состав, функции,

индивидуальное развитие и эволюцию клеток живого

1) генетика 3) цитология

2) анатомия 4) физиология

13. Самый низший уровень организации живой материи:

1) молекулярный 3) электронный

2) атомный 4) органный

14. Онтогенез-

1) эволюция 3) историческое развитие

2) индивидуальное развитие 4) пластический обмен веществ

15. Движения лепестков тюльпана при распускании цветка -

1) настии 3) фототаксис

2) гелиотропизм 4) геотропизм

16. Наука цитология изучает:

1) строение клеток одноклеточных и многоклеточных организмов

2) строение органов и систем органов многоклеточных организмов

3) фенотипы организмов разных царств

4) морфологию растений и особенности их развития

17. Увеличение числа особей в популяции, преемственность между поколениями обеспечивается:

1) эволюцией 3) размножением

2) развитием 4) митозом

18. Метод, позволяющий установить последовательность этапов химического превращения какого-либо вещества

1) метод меченых атомов 3) центрифугирования

2) цитохимический 4) световая микроскопия

19. Ученый обобщивший имеющиеся знания о строении животных и растений,

сформулировавший первую клеточную теорию:

1) Р. Гук 3) К. Бэр

2) А. Левенгук 4) Т. Шванн

20. Р. Гук открыл ячеистые структуры, которые впоследствии назвал клетками, изучая объект:

1) кора дуба 3) сердцевина липы

2) пробка бузины 4) корень лука

3 вариант

1.Общая биология изучает:

1) строение и функции организма животных и растений

2) взаимосвязи живой и неживой природы

3) закономерности развития и функционирования живых систем

4) проблемы исторического развития жизни на Земле

2.Теория описывает следующий уровень организации жизни:

1) биосферный 3) цитологический

3. Открытость живых систем связана с:

1) их строением и функциями

2) обменом веществами, энергией и информацией с внешней средой

3) процессами исторического развития

4) их способностью к самовоспроизведению

4.Первым надорганизменным уровнем жизни считается:

2) биогеоценотический 4) организменный

5. Явления круговорота веществ и энергии, происходящие при участии живых организмов, изучают на уровне

1) биосферном 3) популяционно-видовом

2) биогеоценотическом 4) организменном

6. Наука, изучающая функции целостного организма, отдельных клеток, органов и систем органов, называется:

1) анатомия 3) физиология

2) цитология 4) генетика

7.Термин "клетка" в науку ввел

1) Т. Шванн 3) Р. Гук

2) М. Шлейден 4) А. Левенгук

8. Все живые организмы объединяет

1) клеточное строение 3) наличие ядра в клетке

2) способность к фотосинтезу 4) способность к движению

9. Какой уровень организации живой природы представляет собой совокупность всех экосистем земного шара в их взаимосвязи?

1) биосферный 3) популяционно-видовой

2) экосистемный 4) биогеоценотический

10. Какой метод позволяет избирательно выделять и изучать органоиды клетки?

1) окрашивание 3) культуры тканей

2) центрифугирование 4) химический анализ

11. Какая наука изучает ископаемые остатки организмов?

1) биогеография 3) сравнительная анатомия

2) эмбриология 4) палеонтология

12.Наука, изучающая механизмы закономерности наследственности и

изменчивости организмов

1) генетика 3) цитология

2) анатомия 4) физиология

13. Совокупность сходных по строению клеток и межклеточного вещества представляет собой:

1) клеточный уровень 3) органный уровень

2) молекулярный уровень 4) тканевый уровень

14. Реакция простейших организмов на свет -

1) фототаксис 3) геотропизм

2) хемотаксис 4) рефлекс

15. Реакция амёбы на поваренную соль в капле воды -

1) гелиотропизм 3) геотропизм

2) фототаксис 4) хемотаксис

16. Для выявления общих анатомических признаков, характерных для царств живой природы, используют метод:

1) микроскопирования 3) сравнения

2) прогнозирования 4) моделирования

17. Способность организмов формировать конкретные ответные реакции на внешние и внутренние факторы:

1) гомеостаз 3) изменчивость

2) раздражимость 4) рефлекс

18. Ученый, впервые описавший ядро растительной клетки, сделавший вывод о том, что ядро является обязательной составной частью любой клетки

1) А. Левенгук 3) Р. Вирхов

2) К. Бэр 4) Р. Броун

19. Сужение зрачков глаз у человека при ярком освещении - это проявление свойства:

1) гомеостаз 3) изменчивость

2) раздражимость 4) наследственность

20. Отличия потомства, полученного при половом размножении,

от родительских особей по ряду признаков является проявлением свойства:

1) гомеостаз 3) изменчивость

2) раздражимость 4) наследственность

Ответы

вариант

Итоговый тест по биологии

10 класс

Вариант 1

А1. Генеалогический метод используют для

1) получения генных и геномных мутаций

2) изучения влияния воспитания на онтогенез человека

3) исследования наследственности и изменчивости человека

4) изучения этапов эволюции органического мира

А2. Вывод о родстве растений и животных можно сделать на основании

1) хромосомной теории 2) закона сцепленного наследования

3) теории гена 4) клеточной теории

А3. Какой органоид обеспечивает транспорт веществ в клетке ?

1) хлоропласт

2) митохондрия

3) рибосома

4) эндоплазматическая сеть

А4. Что характерно для соматических клеток позвоночных животных?

1) имеют диплоидный набор хромосом 2) при слиянии образуют зиготу

3) участвуют в половом размножении 4) имеют одинаковую форму

А5. К неклеточным формам жизни относятся

1) бактериофаги 2) цианобактерии 3) простейшие 4) лишайники

А6. Промежуточный характер наследования признака проявляется при

1) сцеплении генов 2) неполном доминировании

3) независимом расщеплении 4) множественном действии генов

А7.Каково соотношение фенотипов в F1 при скрещивании двух желтозёрных

растений гороха (Аа)?

1) 1: 1; 2) 3: 1 3) 1: 1: 1: 1 4) 9: 3: 3: 1

А8.Причиной какого вида изменчивости является случайное сочетание

хромосом при оплодотворении?

1) определённой 2) фенотипической 3) мутационной 4) комбинативной

А9. В каких органоидах клетки сосредоточено большое разнообразие ферментов,

участвующих в расщеплении биополимеров до мономеров?

1) в лизосомах 2) в рибосомах 3) в митохондриях 4) в хлоропластах

А10. В молекуле ДНК количество нуклеотидов с тимином составляет 20% от

общего числа. Какой процент нуклеотидов с цитозином в этой молекуле ?

1) 30% 2) 40% 3) 60% 4) 80%

А11. Благодаря оплодотворению и мейозу

1) поддерживается постоянное число хромосом в поколениях

2) снижается вероятность проявления мутаций в потомстве

3) изменяется число хромосом из поколения в поколение

4) сохраняется фенотип особей в популяциях вида

А12. Частота нарушения сцепления между генами зависит от

1) структуры хромосомы 2) расстояния между ними

3) числа групп сцепления 4) доминантности или рецессивности генов

Часть В Выберите три правильных ответа из шести .

В1. Соотнесите особенности спермато- и овогенеза, проставив около каждой цифры соответствующую букву.

Особенности Процесс

а) протекает в семенниках 1). Сперматогенез

б) протекает в яичниках 2) Овогенез

в) начинается у эмбриона

г) в результате образуется 4 гаметы

д) начинается в подростковом возрасте

е) завершается образованием 1 гаметы

В2. Какие процессы происходят в профазе первого деления мейоза?

1) образование двух ядер

2) расхождение гомологичных хромосом

3) образование метафазной пластинки

4) сближение гомологичных хромосом

5) обмен участками гомологичных хромосом

Часть С .

С1.У отца четвертая группа крови и отрицательный резус, у матери – первая

группа.Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, возможные группы крови. Какой закон наследственности проявится в этом случае?

Часть А

1. 3

2. 4

3. 4

4. 1

5. 1

6. 2

7. 2

8. 4

9. 1

10. 1

11. 1

12. 2

Часть В

456

Часть С

3. Схема решения задачи:

1) генотипы родителей: матери – 00 , отца – AА

(гаметы ОA,);