Краткое описание сказки о царе салтане. Справедливость торжествует, но виновные прощены

«Три девицы под окном пряли поздно вечерком» – и разговаривали, мечтая, что бы они сделали, если бы были царицами. Одна сказала, что приготовила бы тогда пир на весь мир; другая – что наткала бы на весь мир полотна, а третья – что родила бы богатыря для батюшки-царя. [См. полный текст этой сказки Пушкина .]

Разговор этот случайно слышал проезжавший мимо царь Салтан. Войдя в избу, он сказал, что берёт третью девицу себе в жёны, а двух других принял во дворец поварихой и ткачихой.

Пушкин. Сказка о царе Салтане. Мультфильм

После свадьбы царь поехал на войну. Его молодая жена вскоре вслед за отъездом мужа родила мальчика богатырского сложения. Но ткачиха с поварихой из зависти, что царскими жёнами стали не они, сговорились со сватьей бабой Бабарихой и тайком послали к государю гонца. Он доставил царю лживое письмо о том, что супруга его родила не сына и не дочь, а «неведому зверюшку».

Опечаленный царь приказал ждать его возвращения. Но три заговорщицы напоили гонца, прискакавшего обратно, и подсунули ему другое письмо: Салтан-де приказывает «и царицу и приплод тайно бросить в бездну вод».

Бояре посадили царицу и младенца в бочку, засмолили её и бросили в Окиян. Бочку долго носило по волнам, но по мольбе сидевших внутри волна выплеснула её на пустынный остров. Сын, росший не по дням, а по часам, вышиб дно бочки и вышел с матерью оттуда.

Из сломленного дубового сука он сделал лук для охоты, а из шнурка нательного креста – тетиву к нему. Царевич пошёл бродить с луком по острову и вскоре увидел, как на плывущую по морю белую лебедь нападает коршун. Царевич пустил стрелу, убил коршуна и спас лебедь от смерти.

Та стала благодарить его человеческим языком, сказав, что сама она – девушка-волшебница, а убитый коршун был злым колдуном. Лебедь обещала приплыть по первому зову царевича и выполнить любое его желание, а пока посоветовала ему и его матери поспать.

Они легли почивать, а когда проснулись, увидели на пустом прежде острове великолепный город с множеством жителей. Народ этого города встретил царевича как своего государя, и он сел там править под именем князя Гвидона.

Вскоре к городу приплыл купеческий корабль. Его купцы рассказали Гвидону, что держат путь в царство Салтана. Гвидон велел, чтобы они передали Салтану поклон от него, но скрыл от них, что сам он – Салтанов сын.

Когда корабль отплыл, Гвидон на берегу с грустью глядел ему вслед. Вдруг на море появилась белая лебедь. Гвидон признался ей, что очень хотел бы повидать отца. Плеснув на князя водой, лебедь превратила его в комара. Гвидон полетел за кораблём и спустился на него.

По прибытии в царство Салтана купцы пошли к нему во дворец, и комар полетел за ними. Купцы рассказали Салтану, что видели чудо: на пустынном ещё недавно острове теперь стоит прекрасный город. Его правитель, князь Гвидон, шлёт поклон Салтану.

Салтан удивился и захотел отправиться в гости к Гвидону. Но стоявшие у трона ткачиха, повариха и сватья баба Бабариха зачуяли неладное и стали отговаривать царя. Повариха сказала, что городов у моря много, и в них нет ничего чудесного. Но от людей она слышала о настоящем чуде: где-то в лесу под елью живёт белка, которая грызёт орешки с золотыми скорлупками и изумрудными ядрами. Комар-Гвидон, услышав эти слова, слетел к поварихе и ужалил её в правый глаз. Та завопила – да так и осталась кривой навеки. Комар же перелетел через море обратно в свой удел.

Возвращаясь из царства Салтана, купеческий корабль снова проплывал мимо острова Гвидона. Купцы поведали князю рассказ о чудесной белке, который услышали в Салтановом дворце. Князь вышел на берег моря и увидел белую лебедь. По его просьбе она сотворила такую белку в Гвидоновом дворце. Белка эта сама складывала золотые скорлупки в ровные кучки, припевая: «Во саду ли, в огороде».

Вскоре у острова Гвидона появился новый корабль, плывший в страну Салтана. Гвидон принял купцов с него у себя, показал им чудесную белку и снова передал через них поклон Салтану, не говоря, что он – его сын. Когда корабль отчалил, лебедь обратила Гвидона в муху, и он, как в прошлый раз, поплыл с купцами к отцу.

Корабельщики рассказали Салтану, что в городе Гвидона есть белка, грызущая золотые орехи. Получив вновь поклон от Гвидона, Салтан ещё пуще загорелся желанием побывать на его острове. Но теперь царя стала отговаривать ткачиха, крича, что белка – совсем не чудо; в свете есть иное диво: близ одного из берегов море начинает шуметь и пениться, и из волн на берег выходят тридцать три удалых богатыря во главе с дядькой Черномором. Муха-Гвидон, рассердившись на коварную ткачиху, слетел ей на нос и ужалил в левый глаз, так что она тоже окривела.

Когда Гвидон вернулся на свой остров, белая лебедь сказала ему, что тридцать три морских богатыря – её родные братья. По её просьбе они и дядька Черномор стали выходить из моря на берег близ Гвидонова города и ходить вокруг дозором на охране крепостных стен. Этому чуду подивились купцы с ещё одного проплывавшего мимо корабля. Гвидон в третий раз поплыл на нём к Салтану, превратившись в шмеля.

Корабельщики рассказали Салтану, что Гвидон, чей город охраняют теперь тридцать три морских богатыря, вновь шлёт ему поклон. Салтан опять изъявил желание отправиться к Гвидону, но Бабариха стала говорить, что и богатыри не чудо. Настоящее чудо – живущая за морем царевна, которая «днем свет божий затмевает, ночью землю освещает, месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит». Шмель, услышав эти хитрые слова, слетел к Бабарихе и ужалил её в нос. На нём тут же вскочил здоровенный волдырь.

Пушкин. Сказка о царе Салтане. Аудиокнига. Читает И. Смоктуновский

Вернувшись домой, Гвидон снова повстречался с лебедью. Оказалось, что она и есть та самая царевна. Лебедь предстала перед князем в своё настоящем, человеческом облике прекрасной девушки со звездой на лбу и месяцем под косой. Гвидон, благословясь у матери, женился на ней.

Через некоторое время мимо острова проплывал новый кораблик. Купцы с него дивились красоте жены Гвидона. Они поплыли к Салтану и рассказали ему об этом новом чуде, передав и новый поклон от князя. На сей раз не утерпев, Салтан не стал слушать отговоров ткачихи, поварихи и Бабариха, приказал снарядить флот и отправился к Гвидону.

Его встретили на острове колокольным звоном и пальбой в воздух из пушек. Сойдя с корабля, Салтан сразу узнал свою бывшую супругу и понял, что Гвидон его сын. Приплывшие с ним вместе ткачиха, повариха и Бабариха от страха разбежались по углам, но Салтан на радостях не стал карать их строго. Гвидон устроил в честь отца весёлый пир.

А.С. Пушкин не раз обращался к жанру сказок, примером чему служат его такие произведения, как «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Золотой петушок». В 1831 году поэт написал одно из своих самых известных сочинений в данном жанре - «Сказку о царе Салтане и сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

Первый этап составления плана: выделение смысловых частей сказки

Для того чтобы составить план произведения, нужно внимательно прочитать сказку, выделить ее смысловые части - вступление, завязку, развитие действия, кульминацию и развязку, а также сделать характеристику главных и второстепенных персонажей. В пункте, посвященном вступлению, следует кратко обозначать первые события: знакомство с сестрами и женитьбу Салтана на младшей из них.

Далее необходимо указать на завязку: отъезд царя и предательство сестер. В плане важно показать развитие действий: это суд бояр и выброс царицы с сыном в море. Продолжением должен послужить пункт о приключениях князя Гвидона на таинственном острове: встреча с лебедью, его волшебные путешествия и чудеса заколдованной царевны.

При составлении плана следует обратить внимание на кульминацию сказки: это превращение лебеди в прекрасную царевну. Здесь же нужно указать и приезд Салтана на остров и его встречу с женой. Наконец, в развязке нужно написать об общем примирении и пире.

Второй этап написания плана: составление названий для его частей

Пункты плана должны отображать основные сюжетные линии сказки. Титулы необходимо сделать не очень длинными, однако емкими, так, чтобы они передавали основное содержание выделенных смысловых частей. Уместно ввести в названия имена главных и второстепенных героев, а также отметить ключевые моменты сказки. Возможно перечисление в одном ряду нескольких событий, которые связаны между собой или происходили одно за другим.

План "Сказки о царе Салтане"

1. Вступление: свадьба царя и зависть сестер.

2. Завязка произведения: отъезд Салтана и обман Ткачихи, Поварихи, сватьи бабы Бабарихи.

3. Развитие действия: приключения князя Гвидона на острове и чудеса царевны Лебеди.

4. Кульминация сказки: превращение Лебеди в царевну и прибытие Салтана в королевство Гвидона.

5. Развязка произведения: встреча царя с женой и торжественный пир.

Произведение начинается со знакомства главного героя с тремя сестрами, каждая из которых по-своему мечтает его осчастливить в случае брака. Царь останавливает свой выбор на младшей, женится на ней, и вскоре у пары рождается сын. Завистливые сестры вместе с бабой Бабарихой предательством добиваются изгнания царицы с сыном из королевства.

Однако обоим удается найти пристанище на острове, где Гвидону помогает царевна Лебедь, спасенная им от злого волшебника. По просьбе князя она совершает различные чудеса и под конец открывает ему главную тайну: она заколдованная царевна, которая готова стать его женой. Параллельно царь Салтан, который был наслышан об острове Гвидона, приезжает туда, несмотря на все ухищрения сестер, и вновь соединяется со своей женой.

Образы сестер

Для написания сочинения на данную тему сначала необходимо составить план «Сказки о царе Салтане». План должен начаться с характеристики трех сестер, описание которых является своеобразным вступлением произведения. Автор в коротких, но очень выразительных репликах сразу обозначает различия между ними, что и должно объяснить читателю выбор Салтана младшей. Последняя заинтересована в продолжении царского рода, что в глазах правителя было намного важнее, чем практичность и умение вести хозяйство.

Сказка в стихах дает весьма яркое представление о характерах сестер: старшие, ткачиха и повариха, завистливы, горды, высокомерны и хитры, в то время как младшая честна, открыта и простодушна. Тем не менее в тяжелую минуту испытаний она проявила твердость характера и мужество, которых, казалось, никак нельзя было ожидать от этой хрупкой молодой женщины, брошенной с маленьким сыном на произвол судьбы.

Описание царя

Характеристика главного героя также должна быть включена в план «Сказки о царе Салтане». План предусматривает анализ его личности, поскольку именно это позволит понять причину того, что он так легко поддался обману, долго не решался поехать на остров князя Гвидона и в конце концов все-таки простил коварных сестер и их сообщницу.

Дело в том, что царь, несмотря на кажущуюся строгость, добр и доверчив по натуре. Именно эти черты в его характере и подчеркнул Пушкин. «Сказка о царе Салтане» не зря названа именем этого правителя. Образ главного героя, пожалуй, самый симпатичный: добродушный, легковерный царь умиляет читателей.

Образ князя Гвидона

Описание царевича Гвидона также необходимо включить в план «Сказки о царе Салтане». План показывает его рост, воспитание и взросление на таинственном острове, а также борьбу за возвращение отца и свое счастье. Князь Гвидон умен, решителен, смел и активен. Он не растерялся в трудную минуту и, забыв о собственных стесненных обстоятельствах, спас царевну Лебедь. Царевич искренно любит свою мать и заботится, прежде всего, о ней. Кроме того, молодой человек постоянно думает о том, чтобы встретиться с отцом, для чего и пускается в опасные приключения.

Князь Гвидон чрезвычайно любопытен: он интересуется всем чудесным и таинственным. Заслышав о какой-нибудь диковинной вещи, он сразу хочет это увидеть и получить в собственное владение. Юноша очень предприимчив: недаром он готов пуститься в далекое путешествие для того, чтобы увидеть отца или получить желаемое. В образе царевича Пушкин в очередной раз воплотил излюбленный тип витязя-рыцаря, которого можно видеть в поэме «Руслан и Людмила», «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях».

Чудеса царевны-лебеди

Сочинение на тему «Пушкин. “Сказка о царе Салтане”» большое внимание уделяет описанию невесты князя Гвидона, с которой связана романтическая линия в произведении поэта. Царевна лебедь появляется при весьма драматичных обстоятельствах: как раз во время появления на острове князя Гвидона с матерью ее чуть не убил злой коршун, и только благодаря защите молодого царевича она остается в живых.

В благодарность за спасение она делает Гвидона правителем острова и выполняет его желания, не только показывая ему чудеса, но и отдав в его владение волшебную белочку и морских витязей. Для составления этого пункта плана необходимо выделить следующие ключевые моменты: полеты Гвидона в царство Салтана, где он узнает о чудесах, и выполнение его желаний о том, чтобы они появились на его острове.

Образ юной красавицы довольно трогателен и вместе с тем таинственен: каждый раз с ее появлением на острове происходит нечто чудесное. Для составления плана сказки следует выделить кульминацию произведения: превращение лебеди в прекрасную царевну.

Когда речь зашла о возможности брака царевича с ней, она проявила некоторое замешательство, но, в конце концов, побежденная заверениями в верности Гвидона открылась ему. Этот момент завершает главную любовную линию, которую так трогательно изображает «Сказка о царе Салтане». Лебедь становится женой князя Гвидона, что предшествует счастливой встрече его матери с мужем. Приезд Салтана на остров сына - следующий важный пункт плана, поскольку показывает кульминацию сказки и вместе с тем служит преддверием счастливой развязки: прощения и пира.

Второстепенные персонажи

Сказка в стихах интересна и героями второго плана, которые появляются в ряде сцен эпизодов, однако запоминаются своими яркими характеристиками и образами. Здесь в первую очередь следует упомянуть сватью бабу Бабариху, сообщницу злых сестер, без конца плетущую интриги. Несмотря на то что она не прописана Пушкиным так выразительно, как ткачиха с поварихой, тем не менее баба Бабариха органично вписалась в сюжет.

К другим второстепенным персонажам можно отнести знаменитых купцов, которые объезжали весь свет: они послужили своеобразным связующим звеном между Салтаном и князем Гвидоном. Именно от них царь узнает о таинственном острове в океане, рассказы о чудесах которого в конце концов побуждают его предпринять давно задуманное путешествие, окончившееся счастливой встречей с женой и сыном.

Кроме того, нельзя забывать о волшебной белочке, морских витязях, охраняющих владения Гвидона, их предводителе, дядьке Черноморе. Эти герои не двигают сюжет, однако создают весьма колоритный, сказочный фон повествования. Характеристика «Сказки о царе Салтане» завершается описанием природы, дворцов, костюмов, которые создают у читателя праздничное настроение.

Сказочные мотивы в произведении

Для того чтобы разделить на части «Сказку о царе Салтане», необходимо выделить в ней культурно-исторические пласты. Пушкин прекрасно знал древнерусский фольклор, народные песни, предания, сказания, элементы которых довольно часто вводил в свои сочинения. В рассматриваемом произведении он широко использовал образы русских народных сказок: витязей, заколдованной царевны, волшебной белочки, морского правителя и т.д. Он оживил явления природы: например, морская волна по просьбе царицы-матери выбрасывает на берег бочку, в которой она томилась с сыном.

Большую роль в сказке играют превращения: так, князь Гвидон становился то комаром, то шмелем для того, чтобы перелететь океан и увидеть отца. Царевна-лебедь оборачивается красивой девушкой, а хищный коршун оказывается злым волшебником. В сказке происходят и всякие другие чудеса: так, царевич Гвидон вырос за одну ночь, а на пустынном острове, где он очутился с матерью, неожиданно возникает чудесное королевство. Все эти элементы создают сказочную атмосферу повествования, которая делает произведение столь увлекательным.

Исторический фон сказки

Для лучшего понимания содержания произведения нужно показать наличие в нем реалий конкретной эпохи, что и должен отражать план «Сказки о царе Салтане». План демонстрирует черты времени Средневековой Руси, которая и послужила фоном для сказочного сюжета.

В первую очередь это касается общественно-политического устройства. В сказке показано государство царя Салтана, описание которого очень напоминает быт и правление московских царей XV-XVI веков. То же самое можно сказать и о социальной стратификации общества: среди героев читатель видит представителей различных сословий Средневековой Руси: бояр, советников царя, которые составляли его ближайшую Думу, дворцовых служителей, в образах которых легко угадываются стряпчие, стольники, чашники, которые обслуживали московских царей в рассматриваемую эпоху.

Вместе с тем имеются некоторые заимствования из истории Древней Руси: например, морские витязи - это явная отсылка к древнерусским сказаниям. Купцы, которые путешествовали из одного конца света в другой, - собирательный образ российских гостей, которые с самых ранних времен вели торговлю со странами в разных частях света. Вышеперечисленные реалии из прошлого Руси придают сказке дополнительный колорит: привязка сюжета к исторической почве делают характеры героев и окружающую их бытовую обстановку более достоверными.

Сравнение произведения с другими сказками Пушкина

В своем творчестве поэт очень часто обращался к темам древнерусских народных сказаний. Для того чтобы разделить на части сказку о царе Салтане, необходимо прежде всего сравнить данное сочинение с остальными сказками автора.

По сложности развития сюжета «Сказку о царе Салтане» можно сопоставить разве что со «Сказкой о мертвой царевне и семи богатырях». В остальном же она, пожалуй, отличается от других сказок Пушкина детально проработанной композицией, колоритными персонажами и динамичностью действия. Все это, разумеется, нисколько не умаляет литературного значения других сказок Пушкина, однако именно рассматриваемое произведение является наиболее популярным среди остальных авторских сочинений этого жанра.

Для составления плана "Сказки о царе Салтане" неообходимо разбить произведение на смысловые части. В соответствии с сюжетом повествования следует выделить основные композиционные элементы: вступление (сватовство царя к младшей сестре, их свадьба, рождение сына), завязку (обман сестер, приключения Гвидона и царицы в море и на острове, чудеса царевны лебеди), кульминацию (превращение лебеди в девицу, приезд Салтана на остров Гвидона), развязку (встречу царя с женой и общее празднество). В подпунктах можно обозначить дополнительные детали сюжета и характеристику персонажей.

Значение «Сказки о царе Салтане» в русской культуре

Произведение Пушкина оказало большое влияние на искусство нашей страны в конце XIX-начале XX веков. В 1900 году известный композитор Н. Римский-Корсаков написал замечательную одноименную оперу, которая прочно вошла в репертуар ведущих театров и по сей день пользуется популярностью не только среди взрослых, но и детей.

Сюжет сказки вдохновил художника И.Я. Билибина на создание прекрасных иллюстраций к этому произведению в 1905 году. М. Врубель в 1900 году создал эскизы декораций к постановке оперы; наиболее известной стала картина «Царевна-лебедь». В 1966 году известный советских режиссер снял фильм по этому произведению Пушкина, а в 1984 году на экраны вышел мультфильм. Итак, «Сказка о царе Салтане» оказала значительное влияние на русскую культуру, не говоря уже о ее литературных достоинствах, благодаря которым она остается любимым чтением для детей.

Сыграла его няня, Арина Родионовна. Именно она познакомила его с русскими народными сказками. Впоследствии интерес поэта к народному творчеству только усилился. Так родились на свет прекрасные стихотворные сказки: «О рыбаке и рыбке», «Золотой петушок», «О мертвой царевне и о семи богатырях».

«Сказка о царе Салтане» стала итогом творческого состязания Пушкина с Жуковским. Впервые опубликована она была в 1832 году в сборнике «Стихотворения А. Пушкина».

Для того чтобы легче было изложить краткое содержание произведения, необходимо его сначала внимательно прочесть, а после составить подробный план, в котором будут выделены основные смысловые части. Нелишним будет упомянуть и главных героев .

План сказки

  1. Вступление. Беседа трех сестриц. Женитьба царя. Зависть сестер.
  2. Завязка. Отъезд Салтана. Рождение царевича. Старшие сестры подменили указ царя. Царицу с сыном выбросили в море.
  3. Развитие действия. Гвидон с матерью на острове. Приключения князя Гвидона. Чудеса, воплощенные царевной-лебедь.
  4. Кульминация . Лебедь превращается в прекрасную царевну. Царь Салтан отправляется к князю Гвидону.
  5. Развязка. Счастливое воссоединение и примирение царского семейства.

Главная мысль произведения

Основной посыл сказки в том , что зависть губительна, она может толкнуть человека на подлые поступки, но никогда не приводит ни к чему хорошему. А также сказка учит тому, что не надо бояться трудностей, они закаляют и делают человека сильнее, а друзья всегда придут на помощь.

Однажды вечером три сестрицы сидели под окном, занимались рукоделием и делились мечтами. Все они мечтали об одном - выйти замуж за царя. Но каждая вкладывала в это свой смысл. Одна из старших сестер хотела устроить пир на весь мир, вторая - наткать полотна, и лишь младшая возжелала родить царю наследника-богатыря.

Как раз в это время царь прогуливался неподалеку. Случайно он подслушал девичий разговор и сразу же влюбился в речи младшей сестры. Он тут же вошел в светлицу и объявил о своем желании немедленно жениться на той, кто родит ему сына, а ее сестрам предложил отправиться с ними во дворец. Так одна стала поварихой, а другая - ткачихой.

Время тогда было неспокойное, поэтому царь был вынужден покинуть жену и отправиться на войну. В отсутствии Салтана царица родила ребеночка, здорового красивого мальчика. Но злые сестры под предводительством Бабарихи решили отомстить и перехватили царского гонца с докладом о рождении наследника.

В итоге царь получил уведомление о том, что царица родила ему не богатыря, а неведомую зверушку. Царь Салтан, конечно, сначала рассвирепел, но после остыл и решил отложить принятие столь важного решения до своего возвращения. Завистливые ткачиха и повариха вновь перехватили гонца с ответным посланием, напоили его и подменили распоряжение. И вот, царицу с новорожденным сыном засмолили в бочке и выбросили в океан.

Царица плачет-убивается, а сынок растет не по дням, а по часам. Когда бочку прибило волной к берегу, из нее вышла царица с уже взрослым юношей. Гвидон осмотрелся на острове и смастерил на скорую руку лук, чтобы добыть ужин. Тут-то он и увидел отчаянную схватку лебедя с коршуном. Недолго думая, он стреляет в коршуна и убивает его. В благодарность за спасение лебедь построила для Гвидона целый город и сделала его в нем князем. Славно зажили князь с матерью, но тоска по отцу никак его не отпускала.

Однажды мимо острова проплывали купцы, следующей остановкой которых должно было стать царство Салтана. Лебедь превратила Гвидона в комара , так он смог пробраться на их корабль и вместе с ними отправился к своему отцу. Купцы рассказали царю о красивом городе и передали приглашение от князя Гвидона. Но злые тетки отговорили царя ехать, рассказав ему о другом чуде - о белке с золотыми орешками. За это комар-Гвидон укусил одну из теток в глаз.

В следующий раз он поплыл с купцами, превратившись в муху. И снова теткам удалось отговорить Салтана от путешествия на остров, они рассказали ему о тридцати трех богатырях. На этот раз князь-муха ужалил другую тетку в глаз.

В третий раз князь Гвидон полетел к отцу в образе шмеля. Купцы продолжали расхваливать царю Салтану новый город с чудесами, и вновь передали приглашение от князя Гвидона. Тетки на этот раз не осмеливались перечить, но тут вмешалась Бабариха и сообщила о том, что в мире есть царевна, от которой глаз нельзя отвести. Ее шмель поразил жалом прямо в нос.

Каждый раз возвращаясь от отца, князь делился с царевной-лебедь своими переживаниями. И каждый раз она его одаривала новыми чудесами. Вот и теперь он пришел к ней с вопросом о прекрасной царевне со звездой во лбу и с месяцем под косой. После того как он уверил ее в своих серьезных намерениях жениться, лебедь превратилась в ту самую царевну, которая днем свет божий затмевает, а ночью землю освещает.

До царя Салтана дошел слух о том, что князь Гвидон женился на прекрасной царевне. Тут он не вытерпел и, не слушая никого, поехал познакомиться с князем, о котором столько чудесного слышал. Увидев царицу-мать, он сразу же узнал в ней свою жену, а в князе Гвидоне - сына. Счастье от долгожданной встречи было безгранично. На радостях царь простил повариху, ткачиху и сватью бабу Бабариху.

Читательский дневник

Подслушав разговор трех сестер , царь взял в жену младшую сестрицу, а сам отправился на войну. Царица родила сына, но сестры из зависти оклеветали ее перед царем, подменили его указ, и царицу с сыном в бочке скинули в океан. Бочку прибило к острову. Гвидон спас царевну-лебедь от коршуна. Лебедь в благодарность построила для него город, сделала его князем и выполняла все его желания. В итоге она превратилась в прекрасную царевну, и они поженились. Царь Салтан приехал на остров, узнал свою жену и сына. На радостях они простили завистниц и устроили пир.

Главные герои «Сказки о царе Салтане»

Написана Пушкиным А.С. по мотивам русских народных сказок, рассказанных ему в раннем детстве няней Ариной Родионовной.

Краткое содержание сказки о царе Салтане следующее.

Одним, поздним вечером в маленькой избушке, сидели за рукоделием, три родные сестры. Сестры разговаривая меж собой, мечтают стать царицами. Первая из них мечтает устроить пир на весь мир. Вторая сестра — наткать полотна на весь людской мир Третья сестра — родить сына-богатыря для батюшки-царя. В этот момент в избу входит сам царь Салтан. До этого он подслушивал разговор сестер под окном. Больше всего Салтану понравилась мечта третей сестры, которая хотела родить богатыря. Именно третьей сестре Салтан предлагает стать царицей и родить ему сына. Двум другим сестрам Салтан предлагает перебраться жить к нему во дворец в качестве поварихи и ткачихи.

Старшие сестры обиделись на Салтана, позавидовали младшей сестре. Сестры написали царю письмо, который был на войне, что царица родила ему «неведому зверюшку». Саму царицу и родившегося младенца закрывают в бочке и сбрасывают в море, ссылаясь на несуществующее письмо царя.

Со временем бочку выносит на необитаемый остров. Из бочки появляется царица и уже повзрослевший сын-царевич Гвидон. Для того что-бы прокормить мать, Гвидон собирается на охоту. Он делает себе лук и стрелы. Идет к морю подстрелить птиц. Перед ним открывается картина: черный коршун напал на белую лебедь. Царевич убивает коршуна. Лебедь в благодарность за спасение жизни обещает Гвидону свою помощь. На пустом острове появляется чудо-град, правителем города становится Гвидон.

Мимо острова проплывают морские купцы и любуются красотой нового города. По прибытии на остров Буян купцы рассказывают царю Салтану о чудесном граде и приглашают его от имени князя Гвидона в гости. Сам царевич, превратившись с помощью лебедя в комара, приплывает с купцами к отцу и слушает этот разговор.

Но злые сестры повариха и ткачиха рассказывают Салтану о новом чуде света: танцующей и поющей белке, которая живет под елью в хрустальном домике. Белка грызет орешки с изумрудами и золотыми скорлупками. Царь Салтан услышав о новом чуде, отказывается от поездки к князю Гвидону. Комар за это кусает тетку в глаз. Князь Гвидон рассказывает белому лебедю о волшебной белке. Под елью у князя Гвидона появляется поющая белка в хрустальном домике.

В следующий раз купцы рассказывают царю Салтану о поющей белке и передают новое приглашение от князя Гвидона. Сам царевич, превратившись с помощью лебедя в муху, приплывает с купцами к отцу и слушает этот разговор. Злые сестры рассказывают еще об одном чуде: о тридцати трех богатырях, выходящих из моря, во главе с дядькой Черномором. Царь Салтан услышав о новом чуде, отказывается от поездки к князю Гвидону. Муха за это опять кусает тетку в глаз. Князь Гвидон рассказывает белому лебедю о тридцати трех богатырях. И на острове появляются тридцать три богатыря во главе с дядькой Черномором.

И вновь купцы, рассказывают царю Салтану о чудесах, о тридцати трех богатырях и передают новое приглашение от князя Гвидона. Сам царевич, превратившись с помощью лебедя в шмеля, приплывает с купцами к отцу и слушает этот разговор. Злые сестры рассказывают еще об одном чуде: о царевне, затмевающей «днем свет божий» с месяцем под косой и горящей звездой во лбу. Царь Салтан услышав о новом чуде, отказывается от поездки к князю Гвидону. Шмель за это кусает тетку в нос. Князь Гвидон рассказывает белому лебедю о прекрасной царевне. Лебедь вновь исполняет желание князя Гвидона, ведь царевна со звездой во лбу — это она и есть!

В итоге царь Салтан отправляется в путь к острову князя Гвидона. По прибытии он узнает в царице свою жену, а в князе своего сына. От большой радости он прощает злых сестер. Устраивается веселый пир на весь мир, все заживают счастливо и богато!

Таково краткое содержание «, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», написанной великим русским поэтом Пушкиным А.С., которая очень любима многими поколениями русских детей.

На сайте «Хранители сказок» представлен

Сказка о царе Салтане: краткое содержание

Данное произведение написано по мотивам русских народных сказок, рассказанных в детстве Пушкину .
Краткое содержание сказки о царе Салтане таково: однажды, поздним вечером в бедной избушке, сидя за домашней работой, три родные сестры рассуждают вслух о своих несбыточных мечтах, будь каждая из них царицей. Первая из них мечтает устроить пир для всего народа, вторая - наткать полотна на весь людской мир, а третья - родить сына-богатыря для царя. В тот же миг открывается дверь избушки, и входит сам царь Салтан, все это время подслушивавший разговор сестер. Речь последней так запала ему в душу, что он незамедлительно предлагает ей стать царицей и родить ему сына-наследника к концу сентября. Старшим же сестрам царь предлагает следовать за ними во дворец, предлагая одной из них стать поварихой, другой ткачихой.
Далее бы всем мирно жить-поживать, да нужды не знать, но зависть старших сестер, посчитавших себя обделенными, заставляет их совершить ужасное. Они извещают царя, воевавшего на войне во время рождения сына-наследника, что царица родила «неведому зверюшку». Саму царицу и младенца скидывают в море в закупоренной бочке, ссылаясь на несуществующий приказ царя.
Недолго качаясь на морских волнах, с помощью слез и молитв царицы, бочку выносит на неведомый остров. И из бочки выходят уже повзрослевший сын-царевич и его матушка. В поисках еды, царевич изготавливает лук и идет охотиться к морю на дичь. Неожиданно он видит, как на море коршун напал на белую лебедь. Царевич спасает лебедя от неминуемой гибели, которая за спасение жизни обещает ему свое волшебное покровительство и помощь. На пустом острове вырастает чудо-град, его правителем становится царевич, нарекая себя князем Гвидоном.
Остров посещают заморские путешественники, видят прекрасный город с дворцами и церквями. По прибытии на остров Буян в изумлении они рассказывают о новом граде царю Салтану и передают ему приглашение от князя Гвидона, который превратившись с помощью лебедя в комара приплывает с путешественниками на корабле к отцу. Однако злые сестры рассказывают о новом чуде света: поющей белке под елью в хрустальном домике, грызущей золотые орешки с изумрудами. Царь Салтан дивится новому чуду, передумывает ехать, комар от злости и бессилия кусает тетку в левый глаз и улетает домой.
В грусти и печали князь Гвидон рассказывает лебедю о новом чуде-белке, та успокаивает его и отправляет домой, где по пришествии видит он под елью ту самую поющую белку в хрустальном домике.
В следующий раз заморские путешественники рассказывают царю Салтану о поющей белке и передают новый поклон от князя Гвидона, однако в этот раз коварные сестры рассказывают о новом чуде света: о тридцати трех богатырях во главе с дядькой Черномором, выходящих из моря. И опять рассерженный князь Гвидон, которого лебедь превратила на этот раз в муху, кусает тетку в правый глаз и улетает к себе на остров.
Дома, на острове, к князю из моря выходят тридцать три богатыря с дядькой Черномором во главе, которые оказываются братьями лебеди. И опять заморские корабельщики, увидев новое чудо, рассказывают царю Салтану о богатырях и передают новый поклон от князя Гвидона. Царь хочет ехать, но вновь хитрые сестры останавливают его рассказом о новом чуде: о царевне, затмевающей «днем свет божий» с месяцем под косой и горящей звездой во лбу. Князь Гвидон на этот раз в обличии шмеля жалит тетку в нос и улетает на остров, где опечаленный опять жалуется на одинокую судьбу лебедю, что пора ему обзавестись своей семьей, а жениться хотел бы на той самой прекрасной царевне. Лебедь исполняет и это желание князя, ведь царевна со звездой во лбу - она и есть!
В конце концов власть и здравомыслие царя Салтана одерживают победу над злыми помыслами сестер, и, снарядив флот, пускается царь в путь к острову князя Гвидона. По прибытии он со слезами узнает в царице свою жену, в князе своего сына. От великой радости прощает он злых сообщниц-сестер. Устраивается веселый пир, все заживают счастливо и богато!
Таково краткое содержание "Сказки о царе Сатане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди", написанной замечательным поэтом Пушкиным, которая очень любима многими поколениями русских детей.