Творческая работа. Творческая домашняя работа по математике как средство совершенствования самостоятельной деятельности учащихся

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Камышловский педагогический колледж»

ОП. 01. Педагогика

Творческая работа по теме:

«Игра, как одна из форм организации

образовательного процесса в ДОУ»

Исполнитель: Славгородская Виктория, Группа 21ДО 44.02.01

Заочное отделение

Руководитель: Южакова О.Е., преподаватель

педагогических

дисциплин.


Камышлов, 2016

1. ПОНЯТИЕ - ИГРА 3

2. ВИДЫ ИГР И ИХ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ 3

3. ИГРА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ 8

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 9

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 10

ПРИЛОЖЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Дошкольное детство чрезвычайный период жизни ребёнка. В это период он впервые говорит «я сам» и становится деятелем. Одним из основных видов деятельности дошкольника является игра. Она занимает особое место в жизни ребёнка. Обсуждение проблем игры не сходит со страниц педагогической и психологической литературы. Известны теории игры З. Фрейда, К. Грооса, К. Шиллера и Г. Спенсера, К. Бюлера, А. Сикорского, П. Лесгафта, К. Ушинского, Д. Эльконина, А. Усовой, в которых неоднозначно рассматривается происхождение, роль, функции и место игры в психическом развитии детей. А. А. Люблинская ещё в середине20 века обобщила основные достижения в области исследования игры ребёнка. И итог прошедшего столетия однозначен – без игры нет развития детей. Игра есть одна из форм практики ребёнка, одна из форм его деятельности. Игра, как и любая практическая деятельность, является формой познавательной деятельности, то есть средством и способом познания, при условии руководства ею со стороны взрослого. Научившись играть, ребёнок всё больше времени отдаёт играм, которые становятся самой любимой и желаемой для него формой деятельности, постоянно приносящей играющим большую радость. Игра есть форма активного отражения и практического анализа ребёнком воспринимаемой жизненной ситуации, деятельности и взаимоотношений людей в конкретных видах труда и в быту, поэтому игра имеет ярко выраженный конкретно-исторический характер.

Актуальной является проблема игры и в современной дошкольной педагогике и объясняется это тем, что игра очень созвучна природе ребенка. Игра для него не просто интересное времяпрепровождение, а способ моделирования взрослого мира, его взаимоотношений, приобретение опыта общения и новых знаний.

Цель : изучить тему «Игра, как одна из форм организации

образовательного процесса в ДОУ»

Задачи :

    Раскрыть понятие - игра

    Рассмотреть виды игр и их влияние на развитие детей

    Игра в образовательном процессе

1. ПОНЯТИЕ - ИГРА

Игра - это воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе воспитанников с целью отдыха, развлечения, обучения. Характерные признаки: не несут в себе выраженной общественно полезной направленности, но полезны для развития и воспитания их участников; имеет место опосредованное педагогическое воздействие, скрытое игровыми целями.

2. ВИДЫ ИГР И ИХ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ

1) Творческие (игры по инициативе детей);

дети самостоятельно определяют цель, содержание и правила игры, изображая чаще всего, окружающую жизнь, деятельность человека и отношения между людьми.

Составляют наиболее насыщенную типовую группу игр для дошкольников. Творческая игра учит детей обдумывать, как осуществить тот или иной замысел. В творческой игре развиваются ценные для будущего школьника качества: активность, самостоятельность, самоорганизация.

Имеют важнейшее значение для всестороннего развития ребенка. Через игровые действия дети стремятся удовлетворить активный интерес к окружающей жизни, перевоплощаются во взрослых героев художественных произведений. Создавая, таким образом, игровую жизнь, дети верят в её правду, искренне радуются, огорчаются, переживают.

1.1. Сюжетно – ролевые (с элементами труда, с элементами художественно-творческой деятельностью).

Под влиянием обогащения содержания игр меняется характер взаимоотношений между детьми. Их игры становятся совместными, основанными на общем интересе к ним; повышается уровень детских взаимоотношений. Интерес к творческим ролевым играм развивается у детей с 3-4 лет. Структура ролевой игры, согласно Д. Б. Эльконину, включает в себя следующие компоненты:

1. Роли, которые берут на себя дети в процессе игры.

2. Игровые действия, посредством которых дети реализуют взятые на себя роли и отношения между ними.

3. Игровое употребление предметов, условное замещение реальных предметов, имеющихся в распоряжении ребёнка.

4. Реальные отношения между играющими детьми, выражающиеся в разнообразных репликах, посредством которого регулируется весь ход игры.

Для играющих детей становятся характерными согласованность действий, предварительный выбор темы, более спокойное распределение ролей и игрового материала, взаимопомощь в процессе игры.

Кроме того, повышения уровня ролевых взаимоотношений способствует улучшению реальных взаимоотношений при условии, если роль выполняется на хорошем уровне.

Однако существует и обратная связь - ролевые отношения становятся выше под влиянием успешных, добрых взаимоотношений в группе. Ребёнок значительно лучше выполняет свою роль в игре, если чувствует, что дети ему доверяют, хорошо к нему относятся. Отсюда вытекает вывод о значении выбора партнёров, положительной оценки воспитателем достоинств каждого ребёнка

1.2. Театральная деятельность режиссёрские игры и игры - драматизации.

Они помогают детям больше понимать идею произведения, чувствовать его художественную ценность, положительно влияют на развитие выразительности речи и движений. Интерес развивается с раненого возраста, роль ребенка в данной игре должна постепенно усложнятся с его возрастом, создаются по готовому сюжету из литературного произведения или театрального представления. План игры и последовательность действий определяется предварительно. Такая игра более сложна для детей, чем наследование того, что они видят в жизни, потому что нужно хорошо понимать и чувствовать образы героев, их поведение, помнить текст произведения (последовательность, развертывания действий, реплик персонажей) Чтобы дети могли передать соответствующий образ у них надо развивать воображение, учить ставить себя на место героев произведения, проникаться их чувствами, переживаниями.

В процессе работы у детей развивается воображение, формируются речь, интонация, мимика, двигательные навыки (жесты, походка, поза, движения). Дети учатся сочетать в роли движение и слово, развивают чувство партнёрства и творческие способности.

1.3. Конструкторские игры направляют внимание ребёнка на разные виды строительства, содействуют приобретению конструкторских навыков организации, привлечению их к трудовой деятельности Интерес развивается с раненого возраста, роль ребенка в данной игре должна постепенно усложнятся с его возрастом. В процессе конструкторских игр ребёнок активно и постоянно создаёт что-то новое. И видит результаты своего труда. У детей должно быть достаточно строительного материала, различных конструкций и размеров.

В конструкторских играх ярко проявляется интерес детей к свойствам предмета, и желанием научиться с ним работать. Материалом для этих игр могут быть конструкторы разные видов и размеров, природный материал (песок, глина, шишки и др., из которого дети создают различные вещи, по собственному замыслу или по заданию воспитателя. Очень важно, чтобы педагог помог воспитанникам совершить переход от бесцельного нагромождения материала к созданию продуманных построек.

2. Дидактические (игры по инициативе взрослых с готовыми правилами);

способствуют, главным образом развитию умственных способностей детей, поскольку содержат умственное задание, в решении которого и есть смысл игры. Они также способствуют развитию органов чувств, внимания, логического мышления. Обязательным условием дидактической игры являются правила, без которых деятельность приобретает стихийный характер.

Дидактическая игра используется при обучении детей разного возраста, на различных занятиях и вне их (физическое воспитание, умственное воспитание, нравственное воспитание, эстетическое воспитание, трудовое воспитание, развитие коммуникативности).

При организации дидактических игр детей следует учитывать, что уже с 3 – 4 лет ребенок становится активнее, действия его сложнее и многообразнее, у него возрастает стремление самоутвердиться; но при этом внимание малыша ещё неустойчиво, он быстро отвлекается. Решение же задачи в дидактических играх требует от него большей, чем в других играх, устойчивости внимания, усиленной мыслительной деятельности. Отсюда для маленького ребёнка возникают известные трудности. Преодолеть их можно через занимательность в обучении, т. е. использование дидактических игр. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребёнка. В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В них решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новых знаний о предметной среде, задания в играх усложняются в определении предмета по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению и др., что очень важно для развития отвлеченного, логического мышления).

3. Подвижные игры важны для физического воспитания дошкольников, так как способствуют их гармоничному развитию, удовлетворяют потребность малышей в движений, способствуют обогащению их двигательного опыта. Игровые упражнения характеризуются конкретностью двигательных задач, в соответствии с возрастными особенностями и физической подготовкой детей

1. В основу сюжетных подвижных игр положен опыт ребёнка, его представления о движениях характерных для того или иного образа, об окружающем мире (действиях людей, животных, птиц, который он отображает).

2. Для несюжетных игр характерна конкретность игровых заданий, соответствующих возрастным особенностям и физической подготовки детей.

Игровые упражнения характеризуются конкретностью двигательных задач, в соответствии с возрастными особенностями и физической подготовкой детей. Если в сюжетных подвижных играх основное внимание игроков направлено на создание образов, достижение определенной цели, точное выполнение правил, что часто приводит к игнорированию чёткости в выполнении движений, то во время выполнения игровых упражнений дошкольники должны безукоризненно выполнять основные движения.

4. Народные (созданные народом).

Благодаря им формируются такие качества как сдержанность, внимательность, настойчивость, организованность; развивается сила, ловкость, быстрота, выдержка и гибкость. Поставленная цель достигается через разнообразные движения: ходьбу, прыжки, бег, метание и т. Д. В младших группах игры со словами направлены в основном на развитие речи, воспитание правильного звукопроизношения, закрепление и активизацию словаря, развитие правильной ориентировки в пространстве.

Для детей младшего дошкольного возраста, опыт которых очень мал, рекомендуются украинские подвижные игры сюжетного характера с элементарными правилами и простой структурой. Во второй младшей группе детям доступны подвижные хороводные игры: «Курочка», «Кисонька», «Где же наши ручки?» это игры, пришедшие к нам из очень давних времён и построенные с учетом этнических особенностей. Они – неотъемлемая часть жизни ребенка в современном обществе, дающая возможность усвоить общечеловеческие ценности. Развивающий потенциал этих игр обеспечивается не только наличием соответствующих игрушек, но и особой творческой аурой, которую должен создать взрослый.

Повышают интерес малыша к занятиям, и, прежде всего, дидактической игрушке, которая привлекает внимание яркостью, интересным содержанием. Большое значение имеет сочетание в игре умственной задачи с активными действиями и движениями самого ребёнка.

3. ИГРА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

С введением нового Закона РФ «Об образовании», Федеральных Государственных Образовательных Стандартов, с определением новых целей образования, предусматривающих достижение не только предметных, но и личностных результатов, ценность игры ещё больше возрастает. Использование игры в образовательных целях в процессе реализации программ психолого-педагогического сопровождения позволяет развивать коммуникативные навыки, лидерские качества, формировать компетенции и учить ребенка учиться в эмоционально комфортных для него условиях и сообразно задачам возраста.

Игра выступает как самая важная деятельность, через которую педагоги решают все образовательные задачи, в том числе и обучение. Пересмотрены подходы к организации обучения и воспитания детей. Отказ от учебной модели в детском саду, т. е. от занятий, заставил нас перейти к новым формам работы с детьми, которые позволят воспитателям детского сада обучать дошкольников так, чтобы они об этом даже не догадывались. Если ранее считалось, что основные образовательные усилия педагога сосредоточены на проведение занятий, то теперь образовательный потенциал признан за всеми видами совместной деятельности педагогов и детей.

Дети постоянно находятся в игре, для них это образ жизни, поэтому современный воспитатель органично «встраивает» любую деятельность в детскую игру, что делает образовательный эффект более значительным. Игра стала содержанием и формой организации жизни детей. Игровые моменты, ситуации и приёмы включаются во все виды детской деятельности и общения воспитателя с ребёнком. Воспитатели детского сада наполняют повседневную жизнь детей интересными делами, играми, проблемами, идеями, включают каждого ребёнка в содержательную деятельность, способствуют реализации детских интересов и жизненной активности.

Таким образом, рассмотрев игру, как одну из форм организации образовательного процесса в ДОУ, мы пришли к выводу , что игра может пронизать всю жизнь детей в детском саду, сделав её по-настоящему интересной и увлекательной. Очень правильно в ФГОС дошкольного образования введена сама идея того, что в дошкольных образовательных учреждениях учебный процесс – это детская игра, и она является основным видом деятельности ребёнка-дошкольника.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Многолетний педагогический опыт показал, что в дошкольном возрасте детей всему можно научить через игру. Уговоры и наказания оказались бесперспективными и не должны иметь место для воспитания. Необходимо заинтересовать, завлечь ребенка, научить самостоятельно добывать знания и чувствовать себя свободным в мире сверстников и взрослых, возможность высказать и применить своё собственное мнение.

Игра является той формой организации жизнедеятельности дошкольника, в условиях которой педагог может, применяя различные методы, формировать личность ребенка. Игра является формой обучения детей. Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся.

Поэтому чем разнообразнее и эффективнее воспитатель использует игры, тем богаче самостоятельная игра детей. Наблюдение за игрой и анализ ее содержания позволяет воспитателю наметить направления, по которым ему необходимо совершенствовать свою воспитательную работу.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный закон об образовании в РФ (№273-Ф3);

2. Проект Федерального государственного образовательного стандарта.

3. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 304 с.

4. Слепцова И. Ф. Основы личностно-ориентированного взаимодействия воспитателя с детьми дошкольного возраста: теория и практика // Дошкольное воспитание. – 2011 - № 3 – с. 74-80.

5. Тверитина Е. Н. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях. – М.: Просвещение, 2012. – 112 с.

6. Играют взрослые и дети: из опыта работы дошкольных образовательных учреждений России / сост. Т. Н. Доронова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2010. – 208 с.

7. Максаков А. И. Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словом. Пособие для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 2011. – 144 с.

8. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 2010. – 160 с.

9. Юзбекова Е. А. Ступеньки творчества (Место игры в интеллектуальном развитии дошкольника). – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2011. – 128 с.

10. Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет. / Елена Янушко. - Москва: Теревинф, 2012. - 232 с.

11. Миняева С.А. Подвижные игры дома и на улице. От 2 до 14 лет /Светлана Миняева.-2-е изд.-М.: Айрис-пресс, 2013.-208с.

12. Подвижные игры народов Урала для детей дошкольного возраста / Сост. Крыжановская Л.А.. - Екатеринбург: ГБОУ ДПО СО «ИРО». – 2011г. – 36 с.

Творческие работы бывают двух видов: обязательные (они предлагаются в качестве задания на оценку) и по желанию. В максимальной степени отражают творческий потенциал вторые, но путь к ним лежит через первые. Многие ребята не чувствуют в себе таланта или решимости выполнять творческие задания — обязательная работа может их подтолкнуть к этому.

Виды творческих заданий

Рисование

Самый распространенный вид детского творчества. В зависимости от учебного предмета и возраста ученика можно предложить нарисовать иллюстрацию к литературному произведению, к собственному сочинению, сделать карточки с иностранными словами и картинками для младших школьников, изобразить в ассоциативном рисунке процесс фотосинтеза или реакцию нейтрализации.

Можно сделать эту работу групповой.

Аппликация, лепка, различные виды ручного творчества: квиллинг, бумагопластика, оригами и прочее

Суть работы та же, только эти виды творчества обычно требуют более качественного владения техникой и хорошего пространственного мышления.

Создание книги

Это настоящий творческий проект (индивидуальный или групповой). Можно выполнять в разной технике. Это может быть рукописная книга с собственноручными иллюстрациями; можно оформить книгу аппликацией; можно сделать книгу на компьютере и распечатать на принтере.

Научные проекты по предметам или интегрированные

Могут быть исследовательские или практико-ориентированные, но в любом случае речь идет о научном творчестве. Обычно используется групповая форма работы, но возможны и индивидуальные проекты.

Примеры исследовательских проектов:

  • «Самая грязная поверхность в кабинете биологии».
  • «Особенности поведения кошки, отданной на передержку в чужую семью».
  • «Самые популярные имена в нашей школе».
  • «Употребление ошибочных форм рода существительных учениками 5-6 классов».
  • «Применение методов, основанных на инерции, в технике и строительстве».

Примеры практико-ориентированных проектов:

  • «Памятка Успевайки: правила тайм-менеджмента для ребят».
  • «Словарь молодежного сленга нашего села».
  • «Проект автомата для посыпания льда реагентом».
  • «Разработка интерактивного теста для компьютерной диагностики знаний по теме «Водород».
  • «Разработка смеси для кормления птиц зимой с учетом видов, встречающихся в районе нашей школы».

Сочинение-характеристика

Эта типичная для уроков литературы форма может с успехом применяться и на других предметах. Ведь речь идет о форме последовательного изложения сведений о чем-либо:

  • Что это (или кто)?
  • Каковы его отличительные признаки («Квадратом называется только такой прямоугольник…»).
  • Что о нем можно сообщить: свойства, отношения, теоремы, реакции, формулы, выигранные битвы, открытые законы, дружба или вражда с другими героями…

Сочинение-сравнение

И снова перед нами форма, которую можно использовать на любом школьном предмете: необязательно сравнивать Онегина и Печорина, можно сравнить ромб и квадрат, Меркурий и Венеру, Францию и Испанию, Русско-японскую и Первую мировую войны.

Сочинение проблемного характера

Чрезвычайно полезная форма словесного и научного творчества. Примеры тем сочинения:

  • Устарело ли понятие чести?
  • Можно ли было избежать революции в 1917 году?
  • Атомная энергетика: за и против.
  • Возможно ли изменение экономической ситуации в Сибири?
  • Что случилось бы, если бы внезапно исчезли все цветковые растения на Земле?

Эссе в формате ЕГЭ

Это, конечно, работа по русскому языку и притом очень специфическая. Старшеклассники могут выполнять ее в полном объеме, а младшим ребятам можно ее упростить. В начальной школе предложить текст с уже сформулированной проблемой и предложить высказать свое обоснованное мнение по ней. В средней школе ребята должны уже учиться определять авторскую позицию, а также подбирать аргументы.

Буриме и другие стихотворные произведения

Буриме — это сочинение стихотворения по заданным рифмам; можно придумывать также вторые строки к первым и т.д.

Составление кроссвордов, шарад, ребусов, анаграмм

«Перевертыши»

Игра, при которой все слова названия меняются на противоположные или просто другие. Например, «Зеленый башмачок» — «Красная шапочка», «правило буравчика» — «исключение пробки» и т.п. Можно предложить детям и отгадывать, и придумывать такие перевертыши.

Составление задачника или сборника упражнений

По любому предмету можно предложить составить тест, опросник, задачник и тому подобный сборник для одноклассников или младших ребят. Можно усложнить задание, предложив придумать смешные задачи в стиле «Задачника» Г. Остера или такие, в которых все слова начинаются на одну и ту же букву.

«Угадай, кто это»

Творческая игра, которую можно проводить постоянно или от случая к случаю и в разных вариантах.

Суть ее сводится к тому, что ученик загадывает человека (литературного героя, ученого, исторического деятеля) или явление (отрасль промышленности, химический элемент, страну), а другие отгадывают. Варианты:

  • ученик пишет все, что может, про своего «героя», начиная с малоизвестных фактов и заканчивая общеизвестными;
  • одноклассники задают вопросы про загаданного человека или предмет, но только такие, на которые можно ответить «да» или «нет»;
  • соревнуются две команды, а слово для загадывания определяется по жребию (путем вытягивания одной из заготовленных учителем карточек);
  • иногда ученикам предлагается постоянно вести тетрадь-угадайку и писать в нее по одной загадке про любого персонажа или понятие из каждого параграфа.

«Шесть шляп»

РАФТ

Этот прием заимствован у американских педагогов. Название произошло от первых букв слов:

  • R — role (роль).
  • A — audience (аудитория).
  • F — format (форма).
  • T — topic (тема).

Суть приёма заключается в том, что школьник создает высказывание от имени выбранного персонажа. Причём исполнитель роли должен учитывать и все обстоятельства, в которых оказывается персонаж. Роль и обстоятельства предлагаются учителем, можно по жребию.

  • Роль: Репортер.
  • Аудитория: Читатели журнала «Женская доля».
  • Формат: Проблемная статья.
  • Тема: Самоубийство Катерины Кабановой.

Мы представили лишь немногие из возможных творческих заданий, которые можно использовать на уроках, охватить же их все невозможно, ведь новые появляются буквально каждый день. А какие творческие задания используете вы? Поделитесь в комментариях к статье.

Что такое творческая работа? Своими руками созданное произведение, поделка, написанный стих, сочиненная мелодия... Много чего можно отнести к этому понятию.

Ребёнок творит каждый миг своей жизни

На самом деле любая деятельность может назваться творческой, если человек выполняет её, подключив фантазию. Детское творчество заключается подчас в самых простых действиях, которые взрослым кажутся обыденными или даже вредными.

Вот малыш рвёт бумагу и хаотично разбрасывает обрывки по полу. Со стороны может показаться, что он просто хулиганит. Однако ребёнок, возможно, занят важным делом: он творит снежинки, которые засыпают землю.

Испорченные обои - это попытка изобразить что-то монументальное, крупное, что не умещается на листе. Изрезанные шторы, возможно, также являются воплощением творческого замысла - ребёнок хотел вырезать кружева на скучных однообразных портьерах.

Жизнь - это сказка, которую нужно видеть

Подключать фантазию, занимаясь чем-либо, нужно учить малышей с детства. Даже такую нудную работу, как перематывание клубков, легко превратить в творческую, если предложить «мотальщику» представить клубочки живыми существами, которые бегают по миске, разговаривают, ссорятся, мирятся - короче, живут своей «клубочной» жизнью. И тогда скучное занятие уже и не скучное вовсе, а творческая работа.

Своими руками перемотанные нитки под мамиными или бабушкиными пальцами превратятся в удивительную вещицу, в создании которой примет участие малыш.

Виды творческих работ

Именно поэтому отнести к конкретно обозначенным категориям достаточно сложно. Но если рассматривать непосредственно детское творчество, то следует выделить несколько достаточно обширных разделов. Это те варианты деятельности, в которых ребёнок может раскрыть свой потенциал. Например, можно выделить такие виды творчества, как:

  • изобразительное;
  • словесное;
  • музыкальное;
  • театрально-игровое.

Сюда же входят занятия конструированием, лепка, изготовление аппликаций. Л. С. Выготский предлагает включать их в изобразительное творчество. А вот исследовательская творческая работа - это уже научная деятельность. Она более всего подходит под категорию словесного творчества.

Музыкальными дети уже рождаются

А вот кроха добралась до кастрюль и самозабвенно стучит половником по ним. Откуда у ребенка столько вредности? Он специально выводит из себя взрослых, вызывая головную боль шумом? Нет, конечно.

Мудрый взрослый понимает, что малышом выполняется важная творческая работа - своими руками он учится извлекать различные звуки, сравнивает их, складывает в определённый рисунок. Пусть пока делает он это неумело, но смотрите, как он старается!

А если в следующий раз вместо кастрюли предложить ему бубен, кастаньеты или треугольники? Можно вместе с ребёнком устроить самый настоящий маленький оркестр и сыграть удивительную мелодию.

Рисование - прикосновение к творчеству

А ещё дети очень любят рисовать. Этим видом деятельности они также начинают заниматься с раннего детства. И если во время еды малыш целенаправленно пачкает стол вареньем, разводит пальчиком лужицу сока, мажет кашей голову и одежду, возможно, он уже пробует себя в роли художника.

Совсем крошечным карапузам можно давать в этом возрасте которые легко смываются с мебели и рук и без особого труда отстирываются с одежды и обивки. А обои в детской комнате лучше всего заменить дешёвыми, которые не жалко будет поменять через год.

Детишкам, которые уже ловко удерживают в кулачке карандаш, нужно предложить бумагу и показать, как здорово эта «волшебная палочка» умеет творить на белом поле удивительные вещи.

И пусть сначала ребёнок просто черкает на листе карандашами или ставит кисточкой бесформенные пятна. Главное в этой деятельности - не результат, а цель, которую он ставит перед собой.

Занятия изобразительным творчеством в детском саду

На занятиях дети уже не просто рисуют. Ими выполняется творческая работа на тему, заданную педагогом. Это может быть пейзаж либо натюрморт, сюжетная картина с изображением людей, животных, сказочных персонажей или предметов обихода.

Интересны детские творческие работы, в которых педагог ставит не чётко обозначенную задачу - нарисовать конкретный предмет, а предлагает самостоятельно придумать концепцию картины на ту или иную, достаточно широкую, тему. Таковыми могут быть темы «Мы не хотим войны!», «Зачем нужно соблюдать правила дорожного движения?», «Береги природу, ведь она - наш дом!» и другие.

Слова «лепить» и «творить» часто бывают синонимами

К изобразительному творчеству, как говорилось выше, относят и лепку. Малыши при помощи пластилина, глины, полимерных масс, солёного теста, холодного фарфора пытаются вылепить то, что видят, любят, о чём им рассказывали или читали взрослые, что подсказывает фантазия. Такие творческие работы детей могут многое рассказать об их внутреннем мире. Потому-то так важно давать возможность малышам лепить не только на заданную тему, но и по собственному замыслу.

Коллективное творчество детей

Все замечали, что малыши иногда что-то творят совместно. Вот в песочнице они строят городок или прокладывают автотрассу, из снега сооружают крепости. Этот вид деятельности не только позволяет раскрыть творческий потенциал, но и учит работать в команде, что так пригодится им в будущей взрослой жизни.

Следует воспользоваться этим и в воспитательных целях на занятиях. Например, замечательная может получиться аппликация «Птичий городок», если ребята самостоятельно наклеят на ватман вырезанных из бумаги пернатых, их гнёзда, цветы, листья на ветках дерева или в траве под ним! Это прекрасная коллективная творческая работа. Своими руками сделанное и вывешенное станет гордостью малышей, их родителей и педагогов.

Выставки детских поделок

В детских учреждениях часто проводится конкурс творческих работ по определённой тематике. Она может быть самой различной. Например, «Конкурс поделок из природного материала», «Творим из овощей сказочных персонажей», «Волшебный картон», «Что можно сделать из пластиковых бутылок?» и другие.

Дети и подростки целенаправленно учатся конструировать из подручных материалов предметы, композиции, которые можно использовать в быту или в качестве украшения жилища. Очень важно поставить перед детьми задачу, показать примеры уже выполненных кем-то работ, пояснить, что ценнее тот вариант, который сделан по собственному замыслу, а не скопирован.

Интересно то, что творческие работы учащихся зачастую бывают столь неожиданными в решениях, индивидуальными и настолько мастерски исполненными, что взрослые порой не верят в авторство школьника.

Мир дети познают через игру

Все дети любят ролевые игры. Участвуя в них, они разыгрывают целые импровизированные спектакли. Но умный педагог не станет пускать этот вид на самотёк.

Во всех детских коллективах разрабатывается специальный творческий план работы в этой области. Здесь обязательно указываются цели, которых педагог стремится достичь через игру, необходимые навыки и умения участников, которые они закрепляют или познают в ходе действия, методические приёмы.

Например, в план внесена творческая игра «Магазин». Воспитатель ставит такие цели:

  • Ознакомление с трудом взрослых людей, которые работают в магазине.
  • Развитие навыков культурного общения в торговых точках.
  • Закрепление названий продуктов, классификация их по качественным признакам.

Подготовительные используемые для организации дидактической ролевой игры, могут быть следующими:

  • Целевая экскурсия в магазин.
  • Беседа с детьми о том, что покупают в торговых точках.
  • Лепка из пластилина овощей и фруктов.
  • Рисование на тему «Мы ходили в магазин».
  • Игра с мячом «Съедобное-несъедобное».
  • Дидактическое настольное лото «Из чего сделаны продукты».

Ролевые игры используют не только в детских садах и начальных классах. Очень эффективны они при изучении иностранных языков. Также игра в учителей на уроке очень нравится даже старшеклассникам - это учит подростков раскрепощаться, развивает навык выступления перед аудиторией, оценочную способность и рецензирование чужих ответов.

А всеми любимая игра «Море волнуется», когда ведущий задаёт показать различные фигуры, открывает у игроков самый настоящий актёрский талант.

Творческое дело - концерт

Часто в коллективах нужно собственными силами провести концерт. Хорошо, если все члены маленького общества знакомы между собой и знают, кто и на что способен. Но если коллектив ещё совсем молод, если ему от силы пару дней, как это бывает в летних лагерях отдыха в начале смены? Тогда организовать такое творческое дело поможет игра «Ромашка».

Нужно просто вырезать из картона много лепестков и разложить их на столе либо закрепить кнопками на стене. На обратной стороне каждого надо написать задание: прочитать стихи, спеть, станцевать, изобразить животное, рассказать смешную историю и так далее. Дети по очереди выбирают для себя лепесток и готовят своё выступление. Некоторые группируются друг с другом. Возможность заменить одно задание другим не следует запрещать, это всё-таки творческое дело, а не экзамен.

Словесное творчество

Отдельным пунктом стоит этот вид. Даже взрослые не все умеют интересно рассказывать об увиденном, тем более что-то придумывать. Но развивать этот талант требуется у всех с раннего детства.

Дети пробуют сочинять сказки, стихи, небылицы - это чудесно! Мудрые взрослые сразу же записывают все их творения. И пусть из малыша не вырастет впоследствии Бажов или Драгунский, Пушкин или Рождественский, первый литературный опыт останется приятным воспоминанием.

А вот навык изложения, формулировок, составления описаний потребуется и ребёнку в школе, и взрослому человеку в дальнейшем. Поэтому стоит обращать особое внимание на пересказы и изложения, составление рассказов по картинкам.

Исследовательская работа

Процесс познания мира происходит постоянно, с рождения и до глубокой старости. В каждом возрасте он имеет свой объём и свою скорость усвоения нового. Однако он практически никогда не останавливается.

Вот младенец мнёт и рвёт газету, засовывает в рот пальчики, игрушки. Это серьёзная исследовательская творческая работа. Малыш получает массу ощущений, знаний. Но он ещё слишком мал, чтобы делать выводы, понятные окружающим.

Позднее, уже тогда, когда ребёнок станет владеть речью, следует направлять его в нужное русло. С раннего детства дети должны учиться систематизировать полученные знания. Оформленная в письменном либо печатном виде, такая исследовательская работа может называться научным трудом.

Первые опыты малыш может проводить с луковицами, ставя стаканчики с растениями на подоконник. Ежедневные результаты наблюдений нужно фиксировать под присмотром взрослого с помощью записей либо рисунков. Готовый вариант отчёта - это уже настоящая исследовательская работа.

Можно организовать творческое исследование в области культуры и искусства. Например, интересной темой станет сравнение рисунков и орнаментов на посуде. Здесь начинающий "учёный" овладевает сравнительным анализом, учится находить сложное в простом, а простое - в сложном.

Более взрослые дети и тему для исследований выбирают более трудную. Это могут быть анализы художественных и музыкальных произведений, опыты с химическими элементами, сбор и систематизирование методов ухода за растениями и другие интересные варианты.

Коротко о главном

В каждом человеке есть творческий потенциал. И задача воспитателей, родителей, учителей - с помощью коллективных дел помочь ему раскрыться, дать толчок для развития талантов подрастающей личности.

1.Кто является автором «Слова...»?
1) Владимир Мономах
2) летописец Нестор
3) Даниил Заточник
4) автор неизвестен
2. Когда было создано «Слово о полку
Игореве»?
1) в XI веке
2) в XII веке
3) в XIII веке
4) в XV веке
3. С какого языка переведено «Слово о
полку Игореве»?
1) со старославянского
2) с древнерусского
3) с церковнославянского
4) с латинского

4. Когда была обнаружена рукопись со
«Словом...»?
1) в конце XIII века
2) в конце XII века
3) в начале XIX века
4) в конце XVIII века
5. А.И. Мусин­Пушкин впервые
опубликовал «Слово...»:
1) в 1812 году
2) в 1800 году
3) в 1805 году
4) в 1806 году
6. Одна из впервые снятых копий
«Слова...» предназначалась:
1) Петру I
2) Александру II
3) Екатерине II

4) Елизавете Петровне
7. Оригинал «Слова...»:
1) был затерян во время Великой
Отечественной войны 1941­1945 гг.
2) сгорел во время пожара в Москве в
1812 году
3) Екатерина II подарила его прусскому
королю
4) был украден из архивов в XIX веке
8. О каком событии идёт речь в
произведении?
1) о создании единого Московского
государства в конце XIII века
2) о походе Мономаха на половцев в 1115
году
3) о татаро­монгольском иге в XIII веке
4) о походе князя Игоря против половцев
в 1185 году

9. Чем закончился поход князя Игоря?
1) Русское войско одержало победу над
половцами.
2) Игорь был смертельно ранен.
3) Князь Игорь со своим войском
потерпел поражение и был пленён.
4) Ни одна из сторон не победила.
10. Сколько было сражений?
1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
11. Каков результат первого сражения
с половцами?
1) половцы сразу сдались

2) войско князя Игоря потерпело
поражение
3) войско половцев потерпело поражение
4) половцы отогнали русское войско
далеко назад
12. Что произошло с Игорем во время
второго сражения?
1) был убит
2) был ранен и взят в плен
3) был ранен, но смог убежать вместе с
братом Всеволодом
4) был тяжело ранен
13. О ком идёт речь?
«...полная печали, плачет, как кукушка
на юру».
1) Ярославна
2) Ольга
3) дочь хана Кончака

4) Елена
14. О ком идёт речь?
«...мужество избрал себе опорой,
ратным духом сердце поострил...»
(перевод Н. Заболоцкого).
1) Всеволод
2) Олег
3) Ярослав
4) Игорь
15. Какое средство выразительности
использовано автором в приведенной
ниже фразе?
«Стоном стонет мать­земля сырая»
(перевод Н. Заболоцкого).
1) оксюморон
2) олицетворение
3) градация
4) анафора

16. Две битвы князя Игоря с половцами
представлены автором по принципу:
1) антитезы
2) сравнения
3) гиперболы
4) литоты
17. Какова роль «Золотого слова
Святослава» в «Слове…»?
1) является вставным эпизодом в
произведении
2) является политическим центром
«Слова...»
3) при помощи «Золотого слова
Святослава» читатель узнает о
родословной Игоря
4) автор «Золотым словом Святослава»
иллюстрирует героизм и храбрость князя

Игоря, отправившегося в одиночку на
защиту Родины
18. Какое значение имеет образ
Ярославны в произведении? Укажите
неверный ответ.
1) В Ярославне заложены традиции,
которые найдут отражение в русской
литературе: необыкновенная
самоотверженность русской женщины, ее
полное подчинение интересам мужа ­
воина, защитника родины, безграничная
вера в правоту его дела.
2) Через страдания Ярославны автор
выражает отношение всей русской земли
к происходящим событиям.
3) Ярославна ­ носительница лирического,
женственного начала. С ней связаны мир,
семейные узы и любовь.
4) Обращением Ярославны к силам
природы автор «Слова...» акцентирует

В настоящее время в обществе происходят существенные преобразования. Эти преобразования касаются как экономической, так и духовной сферы жизнедеятельности человека. Касаются они и сферы образования. Меняются нравы, идеалы, взгляды подрастающего поколения. Меняется и их отношение к окружающему миру, к людям, к школьному образованию. В связи с этим возникает необходимость целенаправленного изучения отношения современных школьников к обучению в школе. Мы рассмотрели лишь один аспект этой проблемы – отношение школьников к домашним заданиям по математике.

Целью является изучение изменений отношения школьников к домашним заданиям по математике в процессе использования творческих домашних работ.

Самостоятельная работа является одним из важных методов повышения успеваемости и улучшения качества знаний учащихся. Предпосылки развития самостоятельности не гарантируют успешное формирование у подрастающего человека этого качества. Доказано, что без знаний и умений нет самостоятельности в обучении. Самостоятельность непосредственно связана и с волевыми процессами. Чтобы принять самостоятельное решение, нужно не только знание, опыт, мотивация, но и волевые усилия, напряжение.

Самостоятельные работы являются также необходимым условием развития мышления учащихся, воспитания самостоятельности и познавательной активности учащихся, привития навыков учебного труда.

Одним из видов самостоятельной работы является домашняя работа. Домашняя работа – это самостоятельная учебная работа без непосредственного руководства и помощи учителя. Формирование самостоятельности в учебно-познавательной деятельности – одна из ведущих функций домашней работы. Задание домой должно быть одновременно и привлекательным для учеников, и дидактически строго целесообразным. Если домашнее задание педагогически продумано, оно не только предусматривает дидактическую, обучающую цель, но непременно развивает и воспитывает. Наконец, домашняя учебная работа должна быть средством сближения обучения и самообразования. Действительно, овладение общими учебными умениями и навыками, развитие интереса к самостоятельной учебной работе, формирование опыта творческой деятельности – все это является условиями формирования потребности в самообразовании. На уроке учитель, направляя действия школьников, стремится повышать степень самостоятельности учеников. Эта степень выше, в том случае, когда учитель только ставит задание, а ученики затем длительное время работают сами (пример – классное сочинение). Задания такого рода требуют достаточно высокой интеллектуальной самостоятельности. Однако если подобные ситуации единичны и не составляют системы, то для реальной жизни этого оказывается недостаточно. Одаренный ученик терпит поражение в жизни, так как ему не хватает силы воли, самодисциплины, чувства долга и ответственности или других черт характера, необходимых для самостоятельной деятельности не менее чем интеллектуальные предпосылки. На уроке развитие этих качеств может быть лишь намечено, но не реализовано полно, так как для этого необходимы постоянные осознанные действия ученика. А у него не редко нет выбора, когда, в какой последовательности, за какое время и какими средствами выполнять задания. Все это за него решено учителем и планом урока – должно быть решено, чтобы образовательные потенции урока не снижались.

Здесь кроется причина того, почему даже самый лучший урок не позволяет отказаться от домашнего задания. Это требует от школьника умения правильно распределять свое время и планировать. Возникает ситуация нравственного испытания. Приходится преодолевать внутренние конфликты. Процесс преодоления закаляет волю. Закаляют и трудности в ситуации, когда никак не удается что-то выполнить, несмотря на все усилия, когда натыкаешься на “мертвую точку”, заставляющую опускать руки. Эти трудности естественны и необходимы для укрепления характера, точно так же как и чувство удовлетворения и гордость, когда “невыполнимое” задание все-таки преодолено.

Домашнее задание необходимо грамотно использовать в своей работе, и его положительные стороны не замедлят проявить себя. Во-первых, данное, в начале или середине урока домашнее задание поможет направить внимание учеников в нужное преподавателю русло, подготовит восприятие нового материала. Во-вторых, правильно подготовленное и организованное задание сможет превратить сам факт домашнего труда из скучной и нудной необходимости в увлекательную, главное, очень полезную и по-своему не заменимую с точки зрения самообразования ученика работу. В-третьих, сделать последующий урок, на котором оно будет выслушано и проверено, значительно содержательнее, эффективнее, интереснее. В-четвертых, даст возможность гармонично связать несколько уроков в единую систему. В-пятых, сделать приобретение знаний учениками личностным процессом, то есть превратить знания в инструмент познания. В-шестых, может помочь в сплочении классного коллектива. В-седьмых, оказать неоценимую помощь в формировании характера, личности ученика.

Важные познавательные и воспитательные функции имеют творческие, занимательные задачи и игры с математическим содержанием. Существуют разные формы развития творческих способностей на уроках математики: конкурсы, викторины, игры, соревнования, которые позволяют ученикам проявить свою смекалку, выдумку, находчивость. Проанализировав методическую литературу, передовой опыт мы выделили следующие виды домашних заданий:

  • задания на основе материалов газет, радио, телевидения;
  • ребусы, кроссворды, чайнворды, криптограммы;
  • текстовые задания (в игровой форме “Как стать миллионером”);
  • творческие сочинения, математические сказки, рассказы, стихи;
  • конкурсы, соревнования;
  • найди и выдели ошибку;
  • разработка задач различных типов по изученному материалу и т.д.

Изучение опыта обучения математике даёт основание сделать вывод о далеко ещё не использованных возможностях повышения эффективности учебного процесса. Эти возможности связаны главным образом с совершенствованием методики обучения, формированием и поддержанием у школьников интереса к изучению математики.

При использовании творческих заданий педагог обязательно должен придерживаться следующих правил:

  • творческие домашние задания должны быть регулярными;
  • задания должны быть и индивидуальными, и коллективными, состав групп желательно менять от задания к заданию с целью сплочения коллектива и выработки умения распределять обязанности внутри группы;
  • творческие задания должны использоваться на уроках либо при проведении внеклассных мероприятий (при этом обязательно упоминается автор работы);
  • задания должны оцениваться, а исполнители поощряться оценкой, или заметкой в стенгазете, или награждением на линейке и т.д.

Известно, что успех выполнения домашней работы зависит от качества урока, от тщательности подготовки учителя к заданию домашней работы и от качества проверки их выполнения. Таким образом, рассматривая основные способы задавания и проверки домашнего задания, можно провести следующую их типологизацию:

Задавание Проверка
По времени – в начале урока;
– во время урока;
– в конце урока
По качеству проверки – беглый осмотр;
– подробная проверк
По форме – устное;
– письменное;
– творческая работа;
– карточки;
– перфокарты
По времени – в начале урока;
– во второй половине урока;
– внеурочная
По подготовительной работе – с разбором (задания на изучение нового);
– без разбора (задания на повторение)
По осуществляющему проверку – взаимопроверка;
– самопроверка;
– проверка учителем
По степени индивидуализации дифференцированное задание (для отдельных учащихся);
– задание типичное для всех учащихся
По типу – выборочная проверка;
– проверка всех работ учащихся;
– уплотнённая проверка
По виду – путём устного фронтального опроса;
– систематическое решение на доске;
– индивидуальная

На её основе были выделены пути совершенствования методики домашних заданий по математике. Рассмотрены нестандартные по форме и содержанию домашние работы, которые не только дают возможность закрепления материала, но и являются незаменимым средством стимулирования творческой деятельности, осуществления индивидуального подхода в обучении.

Чтобы показать важность рассмотренных творческих работ – следовало изучить отношение учащихся начальной школы к домашним заданиям по математике до и после проведения экспериментальной работы по совершенствованию методики домашних заданий. Для проведения массового опроса использовалась анкета с закрытыми вопросами

По завершению проведённой работы можно сделать вывод, что включение в домашнюю работу творческих заданий стимулирует самостоятельную деятельность учащихся.

Выводы, сделанные после анализа результатов анкетирования, коротко можно представить в виде следующих тезисов:

  • содержание домашнего задания по математике должно продумываться с учётом возможности выполнения и большего интереса к работе со стороны школьников;
  • учитель должен обдумывать не только содержание домашней работы, но и варианты её задавания и проверки;
  • пути совершенствования методики домашних заданий по математике могут быть использованы как средство стимулирования самостоятельной деятельности учащихся.

Итак, проблемы с домашним заданием, безусловно, существуют, но это, как утверждают многие успешно работающие учителя, – разрешимые проблемы, и решать их для себя должен каждый педагог, потому что высоких результатов в обучении школьников можно достичь лишь при условии, если качество домашних заданий отвечает требованиям сегодняшнего дня.