Последняя река мунго парка. Мунго Парк: биография

«С огромной радостью я увидел перед собой заветную цель моей экспедиции, величественный Нигер, к которому так давно стремился. Равный по ширине Темзе у Вестминстера, он сверкал в солнечных лучах и медленно нес свои воды к востоку. Я подбежал к берегу и, напившись из реки, простер руки к небу, возблагодарив Всевышнего за то, что мои усилия увенчались полным успехом» (М. Парк. «Путешествие во внутренние области Африки в 1795-1797 гг.»).

Живя по соседству с Африкой, европейцы очень долго обходили ее стороной. Конечно, португальские, голландские, британские корабли часто следовали мимо мыса Доброй Надежды по дороге в Индию и на Молуккские острова и даже заглядывали в африканские порты. Здесь европейцы пополняли запасы воды и провизии, но более всего интересовало их другое - чернокожие невольники, которых они с большой выгодой продавали за океаном, в Америке. Европейцам охотно помогали местные царьки: за небольшую плату они с огромным энтузиазмом наносили урон соседним племенам, захватывали столько людей, сколько могли, и гуртом сдавали их работорговцам. Первыми поставили этот бизнес на широкую ногу португальцы, за ними последовали голландцы, британцы и французы. Во второй половине XVIII столетия в Новый Свет поставлялось до 100 тыс. рабов в год. К началу XIX в. в американских колониях работало около 5 млн африканских невольников.

Но в глубь таинственного материка европейцы почти не наведывались. И вообще до XVIII в., кроме арабов и, возможно, индийцев, никто не рисковал углубляться в пустыни, саванны или джунгли Африки. Парадокс: древние греки и римляне знали о внутренней Африке больше, чем просвещенные британцы и французы XVIII в. Шотландец Джеймс Брюс стал одним из пионеров европейских исследований Черного континента. Британский консул в Алжире, он много путешествовал по берегам Средиземного моря, побывал в Баальбеке и Пальмире, а в 1768 г. приехал в Каир. Затем он поднялся вверх по Нилу до Сиены (ныне Ассуан), перешел с караваном в Коффер, а оттуда в Джидду. Ему удалось проникнуть в Абиссинию, где он провел три года, посетил истоки Голубого Нила (восточного) и через Нубию добрался до Александрии. В 1773 г. он вернулся в Шотландию, где написал «Путешествия в Абиссинию» и был осмеян читающей публикой, не поверившей и половине из того, о чем он рассказал. И напрасно.

Систематическое изучение Африки началось лишь в конце XVIII в. В 1778 г. в Англии появилась Ассоциация для содействия исследованию внутренних частей Африки. Инициаторами ее создания стали несколько представителей высшего света Лондона, а руководителем - Джозеф Бэнкс, участник первой кругосветки Джеймса Кука, знаменитый натуралист и очень богатый человек. Главная цель Африканской ассоциации заключалась в исследовании неизведанных внутренних районов материка для освоения их природных ресурсов и развития британской торговли - ведь в Англии произошла промышленная революция. Не исключался и захват наиболее перспективных территорий. Наряду с этим ассоциация выступала за отмену рабства и работорговли.

Самыми удобными путями в глубь Африки считались реки. Но как себя ведут крупнейшие водные артерии континента - Нил, Нигер и Конго, европейцы понятия не имели. Главной загадкой являлся Нигер. Если о Ниле и Конго британцы могли составить некоторое представление по их низовьям, то Нигер был известен только в его среднем течении. Где находятся его истоки и куда он впадает, оставалось тайной. Кроме того, географические карты со времен Птолемея упрямо показывали, что Нигер течет на запад. Определить действительное направление его течения и, если повезет, найти его истоки и устье ассоциация считала одной из первоочередных задач. Сначала британцы пытались достигнуть Нигера с севера, со стороны Средиземного моря, караванными путями через Сахару. Не получилось. Тогда выбрали другой вариант: выйти на Нигер с запада, со стороны Верхней Гвинеи. Решить эту задачу Бэнкс предложил молодому шотландскому врачу и ботанику Мунго Парку.

Вообще, шотландцы во второй половине XVIII в. начали играть главную роль в британских географических исследованиях, в основном сухопутных. Англичане же, доминировавшие до 1730-х гг. - преимущественно мореплаватели и большей частью пираты, - как будто потеряли интерес к путешествиям и открытиям. Конечно, и среди шотландцев встречались пираты - один капитан Кидд чего стоит, однако все-таки их было гораздо меньше, чем среди соседей по острову. Разумеется, и англичане продолжали плавать, но все же новые открытия теперь совершали, как правило, шотландцы. Может быть, англичане просто решили передать северным соседям всю черновую работу. Или шотландцы, только недавно объединившиеся с англичанами в одно государство, стремились доказать, что они сильнее, предприимчивее, одним словом - лучше. Ко всему прочему, шотландцы обходились дешевле. Например, экспедиция Парка стоила ассоциации… 200 фунтов.

В июне 1795 г. Мунго достиг устья реки Гамбии, поднялся по ней до британского торгового пункта Пизании и в декабре выступил на восток с двумя проводниками-африканцами. Он перебрался через несколько левых притоков Сенегала и через сам Сенегал в его верховьях, стараясь обходить стороной местности, где господствовали мусульмане, но все же попал к ним в руки, и его продержали в плену около четырех месяцев, после чего ему удалось бежать. В июле 1796 г. Парк достиг огромной реки у города Сегу. Африканцы называли ее Джолиба, но шотландец испытывал полную уверенность, что это и есть Нигер. Река медленно катила свои воды на восток.

Мунго заболел малярией и был совершенно истощен. Ему удалось пройти 100 км вниз по течению Нигера, но тут начался сезон дождей, а долина реки от Маркалы до Тимбукту - так называемая внутренняя дельта Нигера - и в сухое время года заболочена… В общем, Мунго не чувствовал в себе сил продолжать путь. Возвращался он тем же маршрутом, разве что от Сегу пошел не той дорогой, где его пленили мавры, а добрался до Бамако и уже оттуда повернул на запад. Сильнейший приступ малярии свалил Мунго в какой-то деревне на полпути к устью Гамбии. Только весной 1797 г. он смог продолжить путешествие, а в Британию прибыл в самом конце того же года - транзитом через Карибы, на борту работоргового судна.

Его уже считали погибшим, а он появился живой, почти здоровый, да еще с известием об открытии Нигера! Парк развеял все сомнения относительно направления течения этой реки, опроверг гипотезы о соединении Нигера с Гамбией и Сенегалом. Вот только исток и место впадения реки по-прежнему оставались неизвестными. Тем не менее книга Парка «Путешествие во внутренние области Африки в 1795-1797 гг.», изданная в 1799 г., произвела на публику большое впечатление.

Мунго женился, занимался научной работой, отверг предложение ехать в Новый Южный Уэльс, однако, когда к нему обратились с приглашением снова отправиться в Западную Африку, согласился. Воспоминания обо всех тяготах первого путешествия его не остановили. Упрямые люди эти шотландцы. К тому же Парк увлекся идеей, что Нигер и Конго - одна и та же река. Вот это было бы открытие!

В конце января 1805 г. большая экспедиция, в состав которой входило более 40 человек, в том числе шурин Парка Александр Андерсон, офицеры, солдаты и моряки, отправилась из Портсмута к устью Гамбии. Оказалось, количество людей - еще не гарантия успеха. Не вовремя экспедиция вышла в путь. Лишь в середине августа отряд достиг Нигера у Бамако - вернее, остатки отряда. Застигнутые в пути сезоном дождей, люди начали болеть, и до Бамако добрались лишь 11 человек. До Сегу путешествовали на лодках, а там Парк с помощью единственного здорового солдата смастерил из двух лодок одну большую и назвал ее «Джолиба» в честь реки, которая, как предчувствовал Мунго, принесет ему или славу, или - скорее всего - смерть. Тем временем умер Андерсон, от всего отряда остались лишь пять европейцев и четыре африканца.

Они отправились в свое последнее плавание 19 ноября. А перед этим Парк отослал назад, к устью Гамбии, проводника-африканца с дневником первой части путешествия и письмами: одно из них предназначалось британскому представителю в Пизании, а второе - жене. Если супруге он написал о своей уверенности в скорой встрече, то в письме колониальному администратору звучит нечто иное - обреченность и готовность к смерти. После этого Парк со своим отрядом пропал.

Судьба Мунго и его спутников стала известна только через несколько лет благодаря африканцу Амади - единственному выжившему участнику экспедиции. Отряд прошел от Дженне до Тимбукту, а потом достиг места, где Нигер резко поворачивает на юго-восток. Несколько раз на путешественников нападали местные жители, однако европейцам с их огнестрельным оружием эти налеты были не страшны. Правда, Амади утверждал, что иногда британцы открывали по африканцам ничем не спровоцированный огонь. Время от времени попадавшиеся на пути пороги также не представляли опасности, поскольку конструкция лодки, придуманная Парком, оказалась очень удачной. Но всякому везению приходит конец. Когда экспедиции оставалось пройти несколько сотен километров до устья реки, лодка застряла на порогах Буса. Этого как будто ждали местные жители, начавшие обстреливать европейцев из луков. Нападавшие имели такое численное превосходство, что отстреливаться не было смысла, и тогда Парк и его спутники бросились в воду. Никто не выплыл. Вместе с людьми погибли и все материалы экспедиции.


Мунго Парк - сын фермера, седьмой ребенок в семье, в которой было тринадцать детей, Мунго Парк стал учеником врача, а затем изучал медицину в Эдинбурге. Его интерес к ботанике, а также хлопоты брата, работавшего в Лондоне садовником, способствовали его знакомству с сэром Джозефом Бэнксом, который помог молодому человеку, оставшемуся без средств, устроиться на парусник, следовавший в Ост-Индию. В качестве судового врача Парк отправился в Индонезию, в свободное время занимался научными изысканиями и по возвращении на родину сделал доклад в британском Линнеевском обществе, которое и порекомендовало его "Африканской ассоциации". По ее заданию в мае 1795 года Парк отбыл в Гамбию. Вероятно, он нуждался в работе и согласился рисковать жизнью за небольшое вознаграждение: его экспедиция стоила ассоциации всего 200 фунтов стерлингов.

В июне 1795 года Парк прибыл в Гамбию, где познакомился с народами мандинго, занимавшимися возделыванием риса и одновременно посредничеством в торговле рабой, золотым песком, слоновой костью и воском. "Они сильны, прекрасно сложены и трудолюбивы, а женщины добродушны, резвы и пылки". В бассейне Гамбии он встречал женщин, носивших крупные и тяжелые медные украшения на руках и ногах, что было знаком богатства их мужей. Такие медные браслеты изготавливались местными кузнецами. У мандинго был и другой способ украшать себя: "Если молодые люди собирались жениться, они приглашали кузнеца, и тот острым инструментом (напильников у них не было) придавал зубам остроконечную форму". Женщины мандинго носили одежду, расшитую в виде звезд раковинами моллюсков. Парк также обстоятельно описал хижины, обмазанные глиной, домашнюю обстановку, которую составляют койки, несколько матрасов и приспособления для сидения, кухонную утварь.

Поднявшись вверх по течению реки до английского торгового поселения Пизания, Парк вынужден был остаться здесь до декабря, так как пошли дожди, а он заболел тропической лихорадкой.

В начале декабря он выступил на восток. Парк старался проходить через местности, куда не проник еще ислам; все же несколько раз он попадал в руки мусульман.

Парк направился из Пизании вверх по течению Гамбии и повернул к верховьям Сенегала, на берегу которого расположился стоянкой 28 декабря. Оттуда он пошел дальше к северо-востоку. Парк быстро продвигался вперед, поскольку кроме двух сопровождавших, спутников у него не было, а вожди племен понемногу облегчали его багаж, взимая подорожную пошлину. Когда шотландец попал в район, где жили берберские племена, он сразу почувствовал их враждебное к себе отношение, особенно после того, как у него закончились подарки, которыми можно было откупиться. К счастью, никто из местных владык и проводников не позарился на шляпу Парка, под которой он хранил дневник.

В конце концов Парка схватили какие-то бедуины и доставили ко двору "мавританского царя", где над ним глумились и издевались как только могли.

Три месяца путешественник провел в плену. За время плена он обучился арабскому языку, а затем бежал - но не к побережью, а в глубь страны, где предположительно протекал Нигер. 21 июля 1796 года Парк, продвигаясь на восток, достиг у горы Сегу большой реки, которую африканцы называли Джолиба. Парк же не сомневался, что это - Нигер.

На берегах реки, удаленных друг от друга более чем на километр, возвышались серо-коричневые глинобитные дома, в которых проживало около тридцати тысяч человек, а над ними - купола мечетей города Сегу; на реке качались многочисленные лодки. Но Парка не пустили в город, ибо правитель Сегу боялся мести берберов. И вновь его приютили сострадательные негритянки. Парк подарил хозяйкам две пуговицы от жилета. Конь, сумка с компасом и оставшиеся две пуговицы - вот самое ценное, что у него еще было. Он отправился вниз по течению Нигера и хотел добраться до Тимбукту или до Дженне. Как раз в это время Парк заболел тропической малярией, он был очень истощен, одежда его превратилась в лохмотья, "товары" израсходованы или раскрадены. Он решил ограничиться расспросными сведениями о дальнейшем течении реки, услышал, что от Сегу до Тимбукту около двух недель пути, но ничего не узнал о том, куда течет дальше река и где она кончается. Через несколько дней, пройдя берегом Джолибы около 50 километров (до поселка Сансандинг), он повернул назад, сославшись в отчете на наступление дождливого сезона и на возможную опасность со стороны "беспощадных фанатиков" - мусульман.

23 августа Парк прибыл в Бамако, где его в очередной раз ограбили. Но доброжелательные мусульмане раздобыли ему кое-какую одежду. Прежде чем в июне 1797 года он добрался до Пизании, ему еще не раз пришлось принимать помощь местных жителей. Из-за болезни он семь месяцев провел в деревне между Сегу и устьем Гамбии. Африканец Каарта Таура самоотверженно выхаживал больного малярией, пока тот не смог продолжить свой путь к побережью. Только в апреле 1797 года он смог продолжить путь к морю. На Гамбии он встретил американское работорговое судно. "Так как судовой врач умер, я занял его место на корабле, и все рабы оказывали мне большое доверие, поскольку я мог говорить на их языке, а многие видели меня и раньше". Тем не менее больше двадцати из них не пережили плавания на остров Антигуа.

Когда в декабре 1797 года Парк возвратился на родину, сэр Джозеф Бэнкс и другие члены "Африканской ассоциации" узнали немного: с точки зрения решения проблемы Нигера результаты его экспедиции свелись только к окончательному установлению того, что Нигер течет в восточном направлении и что между ним и Сенегалом существует возвышенный водораздел. Куда именно несет свои воды Нигер, Парк разузнать не смог. Более радостно была воспринята весть о густонаселенных местностях, о прилежно ведущихся сельскохозяйственных работах и о железоплавильном промысле. "Путешествия во внутренние области Африки в 1795-1797 гг." - так была озаглавлена книга Мунго Парка, вышедшая в свет в Лондоне в 1799 году, - принесли молодому врачу мировую известность.

В октябре 1801 года Парку удалось открыть врачебную практику в Пиблсе. Но это были далеко не те заработки, на которые он мог бы рассчитывать в Эдинбурге. В этот момент его вызвал лорд Хобарт, государственный секретарь колониального ведомства. На сей раз Мунго Парку предстояло исследовать Нигер, располагая большими материальными возможностями. Вторая экспедиция шотландца, как и большинство последующих экспедиций "Африканской ассоциации", финансировалась уже непосредственно правительством Великобритании, признавшим важность подобных исследований для экономических интересов страны.

Мунго Парк отправился в новое путешествие с твердой решимостью проследить Нигер до его устья.

В апреле 1805 года он высадился в устье реки Гамбии, а в мае с семью спутниками-англичанами под охраной отряда в 35 солдат начал медленное движение сухим путем на восток. В областях, на которые распространялось влияние мандинго, они довольно быстро продвигались вперед, но очень скоро выявились недостатки столь многолюдной экспедиции. В одиночку исследователь переждал бы сезон дождей. Теперь же его терзали постоянные заботы о провизии, носильщиках и вьючных животных; на привалах снаряжение привлекало грабителей, с наступлением дождливого сезона появились тучи москитов, а с ними и лихорадка. Солдаты стали болеть, и когда в середине августа экспедиция достигла Джолибы (Нигера) у города Бамако, она насчитывала вместо сорока человек одиннадцать. Уже на этом участке пути Парк резко обострил отношения с мирными жителями, надеясь на силу своего отряда.

В ноябре 1805 года Мунго Парк сообщил жене о смерти ее брата, который сопровождал Парка. Это было его последнее письмо.

Перед тем как пуститься в плавание вниз по Джолибе (Нигеру), Парк отослал с оказией в Гамбию дневник первого этапа своего путешествия (он был опубликован в 1815 году). В числе прочих сведений он сообщил о наведенных им справках относительно дальнейшего течения реки; из них явствовало, что она поворачивает на юг, и путешественник склонен был усматривать в этом подтверждение версии о соединении Нигера с Нилом.

Они прошли на "шхуне" по Джолибе (Нигеру) почти 2,5 тысячи километров на северо-восток до Тимбукту, а затем на восток и юго-восток до порогов Буса в нижнем течении реки. В пути - часто, видимо, без всяких оснований - Парк приказывал открывать стрельбу по африканцам, и они называли его "бешеным белым". Позднейшие путешественники по Нигеру сообщали, что приречные жители через десятки лет с ужасом вспоминали о Парке. Столкновения все учащались. Последняя стычка произошла перед порогами Буса из-за спора с местным вождем, требовавшим ружье "за право прохода" через пороги. После их отказа вождь приказал лучникам обстрелять "шхуну". Спасаясь от стрел, Парк и его спутник-офицер бросились в воду и утонули...

Колоритная фигура первопроходца, его короткая, но яркая жизнь и трагическая гибель неоднократно привлекали популяризаторов истории географических исследований. О Парке написано больше, чем о многих других путешественниках по Африке, в том числе и тех, реальный вклад которых в изучение этого континента был более весом.

Жуковский В. А. Полное собрание сочинений и писем: В двадцати томах. Т. 10. Проза 1807—1811 гг. Кн. 1. М.: Языки славянской культуры, 2014.

МУНГО-ПАРК

Путешествие Мунго-Парка писано простым и приятным слогом — автор не хочет прельщать, он любит одну истину, представляет ее без всякого украшения, думая более о вещи, которую описывает, нежели о наружном ее убранстве; он хочет занимать читателя не собою, но тем предметом, которым занимается сам, который для него самого кажется привлекательным. Читая это любопытное путешествие, нигде не замечаешь автора — он в стороне: характер его есть простодушие, скромность, а более всего постоянство и терпение. И Вальян путешествовал по внутренней Африке; надобно признаться, что все его описания пленительны — но какая разница между им и тихим, простосердечным Мунго-Парком! И тот, и другой подвержены были разнообразным опасностям, но Вальян, окруженный своими неграми, путешествует как предводитель маленького войска: он царь своей небольшой колонии; он имеет подле себя верного друга; мирные народы, которых он посещает, дают ему от доброго сердца молоко и мясо; везде находит он гостеприимство и помощь — но Мунго-Парк? Он один, обремененный нуждою, безоружный, в необъятной пустыне, среди народов жестоких и суеверных: всякую минуту угрожает ему погибель ужасная; и несмотря на то он спокоен в душе своей; никогда не слышите вы его роптания; он предан Провидению во глубине сердца; описывая судьбу свою, он говорит о себе как будто о человеке постороннем, нимало не занимаясь красивым изображением своего чувства; имея беспрестанно перед глазами важную свою цель, он забывает самого себя и только тогда печалится, когда неожиданное препятствие отдаляет его несколько от сей цели. Посмотрите на него в ту минуту, когда он в первый раз приходит на берег Нигера: какое торжество, какое восхищение! «Мы шли болотом, — говорит он, — вдруг один из проводников моих воскликнул: Гео Аффили! Смотрите, вода, вода! Я оглянулся: величественный Нигер, широкий, как Темза перед Вестминстером, Нигер, предмет моего странствия, представился глазам моим, озаренный блистанием утреннего солнца и медленно текущий к востоку: я бросился к берегу, с восторгом напился воды, и пламенная моя благодарность к Великому правителю вселенной, который невидимо сохранил меня среди опасностей и наконец привел невредима к желанной цели, излилась из души моей в теплых молитвах» 1 . Мунго-Парк есть добрый, простодушный, прямой человек, которого чувства живы, но стремятся из сердца без всякого риторского украшения. С какою радостию замечает он каждую человеколюбивую черту в самых жестоких маврах! И как легко забывает он собственное несчастие при виде страданий подобного ему творения! Маленький негр, пастух, ранен смертельно копьем разбойника; его приносят в ту деревню, в которой Мунго-Парк, усталый от трудного путешествия, отдыхал на воловьей коже у ворот своей хижины. Мать раненого с ужасными воплями бежит навстречу к своему сыну, ломает руки, бьет себя в грудь, вычисляет все добрые качества своего милого младенца: никогда, никогда не говорил он неправды, повторяет она, обливаясь слезами. Мунго-Парк старается ее утешить, осматривает раны мальчика; находит, что они опасны, что надобно отнять ему скорее ногу; это предложение отвергнуто, и Мунго-Парк в слезах, с сокрушенным сердцем уходит в свою хижину. Мальчик умирает того же вечера. Он пробыл девять дней в Вонде, страдая жестокою, даже опасною лихорадкою — несмотря на то, проводил он целые дни во ржи, не желая, чтобы хозяин, которому боялся он быть в тягость, заметил его мучение, и в то же время собственная горесть не воспрепятствовала ему принять живейшего участия в судьбе одной матери, которая ужасною крайностию принуждена была продать своего сына за несколько мерок хлеба. «Боже милостивый! — восклицает он. — Что должна вынести мать, прежде нежели решится она продать своего младенца! Это печальное зрелище долго терзало мою душу; я долго не мог забыть той горькой, безмолвной, отчаянной задумчивости, с какою эта несчастная смотрела на свое дитя в минуту разлуки». Он тронут до слез гостеприимством одной добросердечной негритянки, которая дает ему пристанище в своей хижине, расстилает перед ним циновку, приносит ему сухой рыбы; между тем несколько молодых женщин поют песню, сочиненную ими на несчастие бедного, бездомного старика. В знак благодарности Мунго-Парк отдает своей благодетельнице две стальные пуговицы — последние оставшиеся у него на камзоле. Нельзя не чувствовать душевного уважения к Мунго-Парку, когда он обнаруживает свою веру к Создателю; когда он в самых ужасных положениях жизни является непоколебимым в надежде на милость Всевидящего Промысла. Можно ли не быть растроганным во глубине души, можно ли не воскликнуть: почтенный, добрый, великодушный Мунго-Парк, когда читаешь то место, где он описывает себя, ограбленного разбойниками, оставленного ими нагим, безоружным в глухом лесу, в стране ему неизвестной? «Они ушли, — говорит он, — я долго сидел на одном месте, горестный, неподвижный, осматривался с ужасом — отвсюду глазам моим представлялась грозная, неизмеримая пустыня; вдали ожидали меня одни опасности, одни препятствия непобедимые. Одинокий, безоружный, отвсюду окруженный дикими зверями и зверскими людьми, в 55 милях от самой ближней колонии европейцев, я должен был скитаться в непроходимой степи, во время самых сильных периодических дождей африканских, не зная дороги, не имея ни хлеба, ни денег. Все сии обстоятельства представились вместе моему рассудку; мужество мое начинало колебаться: я мыслил, что все для меня кончилось, что более ничего не оставалось мне, как броситься на землю и ждать смерти — но вера восстановила упадающую мою душу. Никакая человеческая проницательность, подумал я, и никакая осторожность не отвратили бы от тебя твоего жребия. Ты странник в земле чужой, но разве не видят тебя сохраняющие очи Провидения, которое всегда именовало себя другом беспокровного странника? В эту минуту заметил я маленький мох, которого необыкновенная красота какою-то сверхъестественною, непонятною для меня силою, несмотря на горестное мое положение, очаровала мои взоры. Упоминаю об этом обстоятельстве для того, чтобы показать, как иногда самая маловажная вещь может быть источником утешения и бодрости. Это растение принадлежало к самым мелким, но я не мог без удивления рассматривать его листков, кореньев, семенной оболочки. Поверю ли, подумал я, чтоб Существо, которое в пустынной и неведомой части мира образовало с таким совершенством маленькое, почти незаметное для простого глаза растение, смотрело с невниманием на бытие и мучение твари, называющей себя Его подобием? Ах нет! Я ободрился, встал, пошел вперед, презирая и голод и усталость; я верил, что спасение было близко — и вера меня не обманула». Мунго-Парк в опасных обстоятельствах не имеет такой оборотливости, не может так пользоваться своим красноречием, как Вальян: душа его пренебрегает обыкновенные земные оружия; она преисполнена доверенности к небу, она покорна и безропотна в своих страданиях; несчастия всегда устремляют ее к Вечному Промыслу. Сравнивая Мунго-Парка с Вальяном, находим в последнем и ум, и характер француза, представляющегося с самой любезной стороны своей. Мунго-Парк есть истинный англичанин, благородный как многие из соотечественников его, и скромный, как весьма немногие. Вальян пленительным рассказом обворожает читателя: за него не боишься; знаешь, что с ним ничто никогда не случается; что он показывает свою опасность только для того, чтобы после сильнее поразить прекрасным описанием места, растения, птицы. Напротив, Мунго-Парковы несчастия возбуждают в вас постоянное и самое нежное чувство сострадания; твердость его возвышает вашу душу; никогда не можете об нем подумать, не пожелав прижать его к своему сердцу. И тот, и другой любезны, но Вальян иногда смешит своею суетностию, а Мунго-Парк всегда одинаково достоин вашего уважения: вы с трепетом следуете за ним по африканским степям; вы удивляетесь, видя его в борьбе с опасностями, всегда спокойного, всегда неизменяемого в своем характере {Мы слышали, что Мунго-Парково путешествие переведено на русский язык и печатается: эта книга достойна внимания наших читателей! Ж. 2 }.

(С немецкого)

ПРИМЕЧАНИЯ

Автограф неизвестен. Впервые: ВЕ. 1808. Ч. 39. No 12. Июнь. С. 203—210 — в рубрике «Литература и смесь», с указанием в конце: (С немецкого). Примечание подписано: Ж. В прижизненных изданиях отсутствует. Печатается по тексту первой публикации. Датируется: начало 1808 г. (не ранее июня). Источник перевода не известен. Мунго Парк (1771—1806) — шотландский исследователь Африки, по образованию хирург. См.: Горнунг М. Б., Липец Ю. Г., Олейников И. Н. История открытия и исследования Африки. М., 1973. По поручению Британского Африканского общества совершил два путешествия во Внутреннюю Африку (1795—1797 и 1805—1808) и исследовал на большом протяжении реки Гамбию и Нигер. Возле южной границы Сахары путешественник попал в плен и только через несколько месяцев сумел бежать. После возвращения на родину Парк написал книгу «Путешествия во внутренние области Африки в 1795—1797 гг.»; она была опубликована в Лондоне в 1799 г. и принесла автору мировую известность. В 1797—1805 гг. Мунго Парк жил в Англии и занимался врачебной практикой; в 1805 г. он отправился в новую экспедицию в Западную Африку с целью изучения долины реки Нигер от истока до устья. В этой экспедиции в отличие от первой принимало участие 40 человек, и она была хорошо вооружена. В марте 1805 г. отряд выступил с побережья Атлантического океана вглубь континента. С самого начала экспедицию преследовали неудачи: многие спутники Мунго Парка заболели или погибли в вооруженных столкновениях с местными племенами. В ноябре 1805 г. Мунго Парк в сопровождении семи человек отплыл на лодке для исследования неизученного участка реки Нигер, отправив с проводником к побережью дневник первого этапа своего путешествия (который был опубликован в 1815 г.) и письма. Экспедиция пропала где-то на Нигере, и лишь в 1808 г. стало известно, что их атаковали аборигены, и Парк утонул в реке. Франсуа Левайан (1753—1824) — французский натуралист и путешественник. В 1771 г. по поручению голландской Ост-Индской компании отправился в Южную Африку. Вернувшись, издал «Voyage de M. Le Vaillant dans l’Intérieur de l’Afrique par Le Cap de Bonne Espérance, dans les années 1783, 84 & 85» (1790, в двух томах) и «Second voyage dans l’intérieur de l’Afrique, par le Cap de Bonne-Esperance, dans les années 1783, 84 et 85» (1795—1796, в трех томах). Обе книги были переведены на несколько языков. Также издал «Histoire naturelle des oiseaux d’Afrique» (1796—1808, 6 т.), «Histoire naturelle des oiseaux de paradis» (1801—1806), «Histoire naturelle des cotingas et des todiers» (1804), «Histoire naturelle des calaos» (1804) и ряд других трудов. Позднее Левайан опубликовал пять томов сочинений о своих приключениях по Южной Африке и Намибии в 1780—1785 гг. См. в русском переводе: Левайан Франсуа. Путешествие г. Вальяна во внутренность Африки, через Мыс Доброй Надежды, в 1780, 81, 82, 83, 84 и 85 гг. Части I—II. Перевод с французского. Москва, в типографии И. Зеленникова, 1793. В 1824 г. в Санкт-Петербурге вышло продолжение: «Второе путешествие Вальяна во внутренность Африки через мыс Доброй Надежды». Части I—III. Очерковый перевод Жуковского «Мунго Парк» вписывается в практику путешествий, писем, известий, публикуемых в ВЕ в разные годы, в частности путешествий в разные области африканского континента. Очерк ВЕ представляет собой рецензию на знаменитое первое путешествие Мунго Парка (см. перевод отрывка в ВЕ, свидетельствующий об интересе к Мунго Парку. Текст воспроизведен по изданию: Характер и образ жизни Людамарских Мавров. (Отрывок из Мунго-Паркова путешествия во внутренность Африки.) С французского Г. Покровский // ВЕ. Ч. 39. No 12. Июнь. С. 265—282) и одновременно его рецепцию с привлечением сравнительного материала — африканского путешествия Левайана (Вальана в переводе Жуковского). На сходном материале прослеживаются различия на разных уровнях — автора и авторского повествования, поведенческих ситуаций английского и французского путешественников и исследователей, их нравственно-эстетических ориентации, повседневности и метафизики. Сравнительные характеристики более относятся к началу и финалу очерка. Основная часть его представляет собой серию exemples, иллюстрирующих и комментирующих эпизоды путешествия Мунго Парка в чувствительно-сентиментальном ключе: кульминационный момент выхода к Нигеру; бескорыстие, добросердечие и сострадание по отношению к африканскому мальчику; болезнь и благодарность к спасительной помощи местных жителей; одиночество и вера в Творца и Провидение. Образ Мунго Парка строится как концепция жизни-странствия человека, облеченного великой целью познания и открытия мира под защитой благого провидения. В очерке важными оказываются не только и не столько описываемые события, но оценка авторской оптики, то есть выработка повествовательных стратегий, важных для переводческой и писательской практики Жуковского. Во-первых, это «смерть автора», сосредоточенность на изображении, а не впечатлении от него, отсутствие внешних риторических приемов и эффектов. Во-вторых, акцентирование нравственного смысла переживаний Мунго Парка. Можно говорить о тенденции усиления нравственной составляющей характера героя очерка и о существовании зазора между реальным Мунго Парком и его идеализированным двойником; то же самое относится к идеализации дикарей-помощников и абсолютизации горестей и бедствий. Жуковского-переводчика привлекает гуманное отношение Мунго Парка к аборигенам (сочувствие к матери, вынужденной продать ребенка, желание оградить от опасности хозяина). В этом видится общая для Жуковского тема внесословных и наднациональных ценностей. Обобщающей становится концепция человека, хранимого Провидением, которая связана с эстетической метафоризацией (маленький мох как часть сотворения Творцом мира). В сравнительной характеристике Мунго Парка и Левайана звучат два мотива: завершенной и безопасной картине мира и месту в нем человека (Левайан) противопоставлена полная опасностей и одновременно покоряющая нравственной неизменностью жизненная модель Мунго Парка, что приближает этот тип путешественника и путешествия к предромантическим стратегиям русской литературы. Личность путешественника Мунго Парка интересовала Жюля Верна (Всеобщая история великих путешествий и путешественников. Астратмедиа, 2007). «Путешествие Мунго Парка» читал И. А. Гончаров (см. его «Автобиографию»). 1 …из души моей в теплых молитвах — Это поэтизированное описание корректируется восприятием тех же реалий коренных жителей. Ср.: «Когда Мунго-Парк восхищался открытием одной реки, бывшей главным предметом его путешествия, и когда он объяснил сей предмет своему путеводителю, ему предложен был такой же вопрос: разве нет реки в твоем отечестве, то ты приехал видеть ее из такой дали?» // Любопытное и неизвестное путешествие во внутренность Африки. ВЕ. 1813. Ч. 67. No 1—2. С. 89. 2 В 1806—1808 гг. в свет вышел русский перевод сочинения Мунго Парка: Парк М. Путешествие во внутренность Африки, предпринятое по приказанию и под управлением Английской Африканской Компании в 1795, 1796 и 1797 годах хирургом Мунго-Парком. Перевод с французского. Ч. 1—2. СПб., 1806—1808.

Мунго Парк

Мунго Парк (1771-1806) - шотландский исследователь Африки, по образованию хирург.
По поручению Британского Африканского общества совершил два путешествия во Внутреннюю Африку (1795-1797 и 1805-1808) и исследовал на большом протяжении реки Гамбию и Нигер.
Спонсором первой его экспедиции выступал Джозеф Бэнкс (участник первого путешествия Джеймса Кука). Маршрут проходил сначала вверх по течению реки Гамбия, затем вдоль её притока Нерико, далее - вдоль южной границы Сахары в нынешних Восточном Сенегале и Западном Мали, где путешественник попал в плен, однако через несколько месяцев сумел бежать. Достигнув реки Нигер, он установил, что Нигер течет на восток и не имеет отношения к Сенегалу и Гамбии (раньше европейцы считали, что Нигер разделяется на эти две реки).
После возвращения на родину Парк написал книгу «Путешествия во внутренние области Африки в 1795-1797 гг.»; она была опубликована в Лондоне в 1799 г. и принесла автору мировую известность.
В 1797-1805 гг. Мунго Парк жил в Англии и занимался врачебной практикой; в 1805 г. он отправился в новую экспедицию в Западную Африку с целью изучения долины реки Нигер от истока до устья. Эта экспедиция радикально отличалась от первой: в ней принимало участие 40 человек и она была хорошо вооружена. В марте 1805 г. отряд выступил с побережья Атлантического океана вглубь континента. Но путешествие с самого начала проходило неблагополучно, и многие спутники Парка заболели или погибли в вооруженных стычках. В ноябре 1805 г. Мунго Парк в сопровождении семи человек отплыл на лодке из Бамако (ныне Мали) вниз по р. Нигер для исследования неизученного участка. Перед отплытием он отправил вместе с проводником к побережью дневник первого этапа своего путешествия (который был опубликован в 1815 г.) и письма. В числе прочих сведений Парк сообщил о наведенных им справках относительно дальнейшего течения реки; из них явствовало, что она поворачивает на юг, и путешественник склонен был усматривать в этом подтверждение версии о соединении Нигера с Нилом.
Экспедиция пропала где-то на Нигере, и лишь в 1808 г. стало известно, что возле города Буса (ныне Нигерия) их атаковали аборигены, и Парк утонул в реке.

Демидовское заводское училище (Выйское училище, Нижнетагильское горнозаводское училище) ; официальное название - Верхотурского уезда Нижнетагильского господ Демидовых завода заводское училище .
Было основано заводовладельцем Акинфием Никитичем Демидовым в середине XVIIIв. (по образцу казенных горнозаводских школ), а затем преобразовано заводовладельцем Николаем Никитичем Демидовым в 1806 г.; подчинено ведомству Министерства народного просвещения в 1839 г., а с января 1840 г. - с оставлением наименования заводского. Содержалось за счет заводовладельцев. Готовило специалистов заводского дела, в основном служителей среднего звена, которые могли бы участвовать в производстве и в управлении сложным хозяйством.
Библиотека училища – одна из самых старейших на Урале. С самого начала ее комплектование осуществлялось за счет заводовладельцев. Книги регулярно посылались, в частности, из Московской домовой конторы Демидовых, из итальянского имения Демидовых Сан-Донато и пр.
С открытием заводской библиотеки в 1854 г. библиотека Выйского училища влилась в ее состав.
Значительная часть книг из библиотеки Выйского училища хранится в Отделе редких книг библиотеки Уральского государственного университета.


Мунго Парк - сын фермера, седьмой ребенок в семье, в которой было тринадцать детей, Мунго Парк стал учеником врача, а затем изучал медицину в Эдинбурге. Его интерес к ботанике, а также хлопоты брата, работавшего в Лондоне садовником, способствовали его знакомству с сэром Джозефом Бэнксом, который помог молодому человеку, оставшемуся без средств, устроиться на парусник, следовавший в Ост-Индию. В качестве судового врача Парк отправился в Индонезию, в свободное время занимался научными изысканиями и по возвращении на родину сделал доклад в британском Линнеевском обществе, которое и порекомендовало его "Африканской ассоциации". По ее заданию в мае 1795 года Парк отбыл в Гамбию. Вероятно, он нуждался в работе и согласился рисковать жизнью за небольшое вознаграждение: его экспедиция стоила ассоциации всего 200 фунтов стерлингов.

В июне 1795 года Парк прибыл в Гамбию, где познакомился с народами мандинго, занимавшимися возделыванием риса и одновременно посредничеством в торговле рабой, золотым песком, слоновой костью и воском. "Они сильны, прекрасно сложены и трудолюбивы, а женщины добродушны, резвы и пылки". В бассейне Гамбии он встречал женщин, носивших крупные и тяжелые медные украшения на руках и ногах, что было знаком богатства их мужей. Такие медные браслеты изготавливались местными кузнецами. У мандинго был и другой способ украшать себя: "Если молодые люди собирались жениться, они приглашали кузнеца, и тот острым инструментом (напильников у них не было) придавал зубам остроконечную форму". Женщины мандинго носили одежду, расшитую в виде звезд раковинами моллюсков. Парк также обстоятельно описал хижины, обмазанные глиной, домашнюю обстановку, которую составляют койки, несколько матрасов и приспособления для сидения, кухонную утварь.

Поднявшись вверх по течению реки до английского торгового поселения Пизания, Парк вынужден был остаться здесь до декабря, так как пошли дожди, а он заболел тропической лихорадкой.

В начале декабря он выступил на восток. Парк старался проходить через местности, куда не проник еще ислам; все же несколько раз он попадал в руки мусульман.

Парк направился из Пизании вверх по течению Гамбии и повернул к верховьям Сенегала, на берегу которого расположился стоянкой 28 декабря. Оттуда он пошел дальше к северо-востоку. Парк быстро продвигался вперед, поскольку кроме двух сопровождавших, спутников у него не было, а вожди племен понемногу облегчали его багаж, взимая подорожную пошлину. Когда шотландец попал в район, где жили берберские племена, он сразу почувствовал их враждебное к себе отношение, особенно после того, как у него закончились подарки, которыми можно было откупиться. К счастью, никто из местных владык и проводников не позарился на шляпу Парка, под которой он хранил дневник.

В конце концов Парка схватили какие-то бедуины и доставили ко двору "мавританского царя", где над ним глумились и издевались как только могли.

Три месяца путешественник провел в плену. За время плена он обучился арабскому языку, а затем бежал - но не к побережью, а в глубь страны, где предположительно протекал Нигер. 21 июля 1796 года Парк, продвигаясь на восток, достиг у горы Сегу большой реки, которую африканцы называли Джолиба. Парк же не сомневался, что это - Нигер.

На берегах реки, удаленных друг от друга более чем на километр, возвышались серо-коричневые глинобитные дома, в которых проживало около тридцати тысяч человек, а над ними - купола мечетей города Сегу; на реке качались многочисленные лодки. Но Парка не пустили в город, ибо правитель Сегу боялся мести берберов. И вновь его приютили сострадательные негритянки. Парк подарил хозяйкам две пуговицы от жилета. Конь, сумка с компасом и оставшиеся две пуговицы - вот самое ценное, что у него еще было. Он отправился вниз по течению Нигера и хотел добраться до Тимбукту или до Дженне. Как раз в это время Парк заболел тропической малярией, он был очень истощен, одежда его превратилась в лохмотья, "товары" израсходованы или раскрадены. Он решил ограничиться расспросными сведениями о дальнейшем течении реки, услышал, что от Сегу до Тимбукту около двух недель пути, но ничего не узнал о том, куда течет дальше река и где она кончается. Через несколько дней, пройдя берегом Джолибы около 50 километров (до поселка Сансандинг), он повернул назад, сославшись в отчете на наступление дождливого сезона и на возможную опасность со стороны "беспощадных фанатиков" - мусульман.

23 августа Парк прибыл в Бамако, где его в очередной раз ограбили. Но доброжелательные мусульмане раздобыли ему кое-какую одежду. Прежде чем в июне 1797 года он добрался до Пизании, ему еще не раз пришлось принимать помощь местных жителей. Из-за болезни он семь месяцев провел в деревне между Сегу и устьем Гамбии. Африканец Каарта Таура самоотверженно выхаживал больного малярией, пока тот не смог продолжить свой путь к побережью. Только в апреле 1797 года он смог продолжить путь к морю. На Гамбии он встретил американское работорговое судно. "Так как судовой врач умер, я занял его место на корабле, и все рабы оказывали мне большое доверие, поскольку я мог говорить на их языке, а многие видели меня и раньше". Тем не менее больше двадцати из них не пережили плавания на остров Антигуа.

Когда в декабре 1797 года Парк возвратился на родину, сэр Джозеф Бэнкс и другие члены "Африканской ассоциации" узнали немного: с точки зрения решения проблемы Нигера результаты его экспедиции свелись только к окончательному установлению того, что Нигер течет в восточном направлении и что между ним и Сенегалом существует возвышенный водораздел. Куда именно несет свои воды Нигер, Парк разузнать не смог. Более радостно была воспринята весть о густонаселенных местностях, о прилежно ведущихся сельскохозяйственных работах и о железоплавильном промысле. "Путешествия во внутренние области Африки в 1795-1797 гг." - так была озаглавлена книга Мунго Парка, вышедшая в свет в Лондоне в 1799 году, - принесли молодому врачу мировую известность.

В октябре 1801 года Парку удалось открыть врачебную практику в Пиблсе. Но это были далеко не те заработки, на которые он мог бы рассчитывать в Эдинбурге. В этот момент его вызвал лорд Хобарт, государственный секретарь колониального ведомства. На сей раз Мунго Парку предстояло исследовать Нигер, располагая большими материальными возможностями. Вторая экспедиция шотландца, как и большинство последующих экспедиций "Африканской ассоциации", финансировалась уже непосредственно правительством Великобритании, признавшим важность подобных исследований для экономических интересов страны.

Мунго Парк отправился в новое путешествие с твердой решимостью проследить Нигер до его устья.

В апреле 1805 года он высадился в устье реки Гамбии, а в мае с семью спутниками-англичанами под охраной отряда в 35 солдат начал медленное движение сухим путем на восток. В областях, на которые распространялось влияние мандинго, они довольно быстро продвигались вперед, но очень скоро выявились недостатки столь многолюдной экспедиции. В одиночку исследователь переждал бы сезон дождей. Теперь же его терзали постоянные заботы о провизии, носильщиках и вьючных животных; на привалах снаряжение привлекало грабителей, с наступлением дождливого сезона появились тучи москитов, а с ними и лихорадка. Солдаты стали болеть, и когда в середине августа экспедиция достигла Джолибы (Нигера) у города Бамако, она насчитывала вместо сорока человек одиннадцать. Уже на этом участке пути Парк резко обострил отношения с мирными жителями, надеясь на силу своего отряда.

В ноябре 1805 года Мунго Парк сообщил жене о смерти ее брата, который сопровождал Парка. Это было его последнее письмо.

Перед тем как пуститься в плавание вниз по Джолибе (Нигеру), Парк отослал с оказией в Гамбию дневник первого этапа своего путешествия (он был опубликован в 1815 году). В числе прочих сведений он сообщил о наведенных им справках относительно дальнейшего течения реки; из них явствовало, что она поворачивает на юг, и путешественник склонен был усматривать в этом подтверждение версии о соединении Нигера с Нилом.

Они прошли на "шхуне" по Джолибе (Нигеру) почти 2,5 тысячи километров на северо-восток до Тимбукту, а затем на восток и юго-восток до порогов Буса в нижнем течении реки. В пути - часто, видимо, без всяких оснований - Парк приказывал открывать стрельбу по африканцам, и они называли его "бешеным белым". Позднейшие путешественники по Нигеру сообщали, что приречные жители через десятки лет с ужасом вспоминали о Парке. Столкновения все учащались. Последняя стычка произошла перед порогами Буса из-за спора с местным вождем, требовавшим ружье "за право прохода" через пороги. После их отказа вождь приказал лучникам обстрелять "шхуну". Спасаясь от стрел, Парк и его спутник-офицер бросились в воду и утонули...

Колоритная фигура первопроходца, его короткая, но яркая жизнь и трагическая гибель неоднократно привлекали популяризаторов истории географических исследований. О Парке написано больше, чем о многих других путешественниках по Африке, в том числе и тех, реальный вклад которых в изучение этого континента был более весом.