Постоянная зависть. Зависть

Ученые давно пытаются определить, что такое зависть. В словарях можно встретить следующее определение: «Зависть — это недовольство, возникающее по причине того, что кто-то (по нашему мнению недостойный) имеет те или иные блага». Люди предпочитают нейтрально относиться к зависти.

Христианская мысль в отношении этого гнетущего чувства звучит так: «Зависть — это печаль души о благополучии ближнего».

В действительности зависть присуща многим: это особое человеческое свойство, которое время от времени тревожит каждого, нарушая гармоничное и спокойное существование. Если вы замечаете, что начали кому-то завидовать, необходимо, в первую очередь, это осознать, буквально посмотреть в глаза проблеме.

Природа и проявление зависти

В научной литературе зависть отождествляется с болью. В результате опытов было доказано, что у человека в головном мозге есть отделы, которые отвечают за зависть и злобу. Когда человек завидует, эти отделы активируются, завидующий начинает испытывать боль и страдания. Изменив отношение к предмету зависти, человек может избавиться от мучений.

Зависть — это чувство, которое появилось на свет еще в древности, подтверждением этому являются библейские заповеди: «Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего». В Священном Писании даны примеры того, как зависть становится причиной лютой ненависти. Достаточно вспомнить историю о том, как Каин убивает Авеля.

Зависть проявляется по-разному. Если мы испытываем это снедающее изнутри чувство, значит, мы направляем на кого-то свою злобу и агрессию. Если человек завидует, он явно недолюбливает объект своей зависти. В действительности, каждый из нас может стать объектом зависти, даже не подозревая об этом. Испытывать это негативное чувство может каждый: друг, товарищ, коллега по работе, случайный знакомый, сосед, кто угодно! Человек, которому завидуют, чувствует ненависть, направленную на него. Многие философы утверждают: мы всегда будем объектом зависти, хотим мы того или нет. Перед тем как разобраться с методами борьбы против этого чувства, необходимо ответить на следующие вопросы:

  1. Как проявляется зависть в моей жизни?
  2. Что становится причиной моей зависти?

Дайте ответы и запишите свои рассуждения.

Психологи объяснили, почему возникает зависть. В первую очередь, человек начинает проводить параллель между собой и кем-то другим, кого он знает. Порой случается так, что знакомый (друг, товарищ, родственник) превосходит завидующего в чем-либо, например, в той области, к которой они оба имеют отношение. Превосходство потенциального соперника, каковым мы его обозначили, вызывает чувство досады, огорчения и даже унижения. Человек начинаем думать, что в чем-то проиграл, хотя на самом деле это не так. Чувство униженного самолюбия начинает его преследовать. В итоге он начинает считать объект зависти своим обидчиком. Неприязнь к объекту зависти бывает сдержанной, скрытой или выражается в открытую. Если зависть находится на запущенных стадиях, у человека возникает желание жестоко расправиться со своим «противником».

Вернуться к оглавлению

Можно ли преодолеть это разрушающее чувство?

Если вас часто беспокоят недуги, связанные с поджелудочной железой и желудком, стоит обратиться к врачу, но вместе с этим, задуматься, возможно, вы подсознательно кому-то завидуете, но не признаетесь себе в этом. Это дурное чувство может привести к тому, что завидующий просто опустит руки и перестанет трудиться ради своей цели. В результате можно оказаться зависимым от проблемы, чего допускать нельзя! Если ваша селезенка, поджелудочная и желудок здоровы, вы обретаете сострадание, находчивость и устойчивость, вы становитесь непоколебимы. Чтобы оградить себя от проблем и неудач, нужно сделать так, чтобы люди, которые в действительности вам завидуют, не находились рядом с вами. Постарайтесь избегать общения с потенциальными врагами, с теми, кто излучает вражду.

Как было сказано ранее, зависть рождается в сравнении. Однако для чего мы сравниваем себя с другими, если мы можем этого не делать? Нужно научиться ценить себя и свою жизнь такой, какая она есть. Один философ сказал такую фразу: «Лучше иметь свою дырявую лодку, нежели стремиться в быстроходный лайнер, который на самом деле предназначен не для нас». Чтобы избежать злобы и ненависти, научитесь восхищаться теми, кто является успешным в той или иной области, постарайтесь сделать так, чтобы неприязнь превратилась в восхищение. Если научиться восхищаться людьми, можно получить дополнительный стимул к совершенствованию, а в душе не будет ни злобы, ни гнева. Для того, чтобы избавиться от зависти, нужно научиться благодарить людей за прекрасный пример, который они нам подают. Когда человек перестанет сравнивать себя с другими, он становится самим собой.

Вернуться к оглавлению

Как не стать объектом зависти?

Чтобы не стать жертвой завистников, нужно как можно чаще хранить молчание. Только недалекие люди способны хвастаться своим счастьем. Помните, что завидовать будут всегда, так устроен мир и от этого никуда не денешься. Постарайтесь сдерживать свою радость — не хвастаться всем подряд. Обязательно проявите благоразумие, научитесь хранить молчание, ведь молчание — это золото. Чтобы избежать зависти, нужно вести себя осторожно и быть готовым к тому, что кто-то уже испытывает это чувство по отношению к вам. Завидовать можно чему угодно: вашему материальному положению, семье, здоровью, карьере. Многие психологи рекомендуют воздерживаться от рассказов о собственном счастье. Еще одно правило, которое поможет избежать зависти — будьте краткими, постарайтесь не говорить ничего лишнего, не распространять ложную информацию, так вы сможете сохранить много энергии. Более того, нужно четко понимать свое место в жизни, отдавать себе отчет в том, для чего вы здесь, в этом мире.

Зависть – очень неоднозначное чувство, оно может разрушать, а может стать основой для созидания. Все зависит от того, кто и как завидует. С одной стороны зависть может глодать человека изнутри и не давать ему сконцентрироваться на позитиве, разрушать его изнутри и разрушать его жизнь. Зависть может привести к одиночеству и хронической усталости от всего.

С другой стороны зависть может стать толчком для работы, для улучшения своей жизни, для создания чего-то нового. В такой ситуации зависть становится силой создающей, приносящей пользу. Так как же относиться к зависти и что она являет собой?

Какие эмоции вызывает зависть?

Прежде чем анализировать последствия зависти, необходимо разобраться, какие эмоции она вызывает и как виляет на нашу жизнь в данный момент. То, что зависть – это плохо, нам внушают с детства, поэтому часто мы просто стесняемся признаться даже себе, что завидуем. Обычно мы стараемся найти миллионы причин, почему недолюбливаем кого-то, только бы не признать, что движет нас исключительно зависть. Кроме того, признать, что ты кому-то завидуешь часто равносильно тому, чтобы признать, что кто-то лучше тебя. Необходимо иметь огромную смелость, чтобы заявить о своей зависти, признать ее существование.

Необходимо понимать, что зависть в любом случае вызывает только негативные эмоции. Даже, если они приводят к положительным результатам и новым свершениям, делается это из злости. Ощущения похожие на ненависть и злость являются постоянными спутниками зависти. Это не может не отразиться негативно на характере и на самочувствии, поэтому и стоит избегать этого ощущения.

Практически всегда зависть связана с негативными эмоциями, такими как злость и ненависть, и приводит к жадности, мелочности и негативному жизненному настрою.

В большинстве случаев люди, снедаемые завистью, становятся жадными, мелочными, злыми, но редко замечают это за собой и признают свою проблему. Зависть мешает ощущать удовлетворенность своей жизнью, чего бы вы ни добились, это не принесет радости и удовлетворения, что приводит к постоянному недовольству и грозит вылиться в серьезную .

Черная и белая зависть

Очень часто можно услышать, что вред приносит только так называемая черная зависть, а белая - это полезно. Но на самом деле большинство психологов сходятся на том, что никакой белой зависти просто не существует. Чаще всего в качестве белой зависти мы воспринимаем обычное восхищение чьими-то успехами, радость за кого-то. Если же к искренней радости присоединяется еще и досада от сравнения с собой, неприятные ощущения – это уже зависть.

Часто зависть считают полезной, так как она приводит к конкуренции, а значит и к росту, профессиональному или личностному. Но здоровая конкуренция и зависть – немного разные вещи. Человек, которым движет зависть, не может получить удовлетворение от своего успеха, он будет зациклен на проблемах и неудачах. Это часто приводит к тому, что человек работает на износ в состоянии постоянного , получает результаты, но не ценит и не замечает их, продолжая сражение с врагом, который даже не подозревает о своем участии в битве.

Хорошей зависти не бывает, даже так называемая «белая» зависть способна разрушить жизнь человека, превратив ее в гонку за ненужными достижениями.

Чем же такая «белая» зависть отличается от «черной»? Тем, что черная зависть заставляет человека делать что-то во вред тому, кому он завидует. При белой зависти человек приносит вред исключительно себе, заставляя себя сражаться за идеалы и ценности, которые все равно не принесут никакого удовлетворения.

Как распознать зависть

Зависть – весьма коварное чувство, так как она отлично маскируется под другие похожие чувства и не дает возможности проанализировать свои ощущения в полной мере. Если вы не можете проанализировать свои ощущения и найти причину негатива, вполне возможно что, причиной его является именно зависть.

Часто узнать зависть бывает непросто, но есть признаки, которые позволят сделать это безошибочно.

Чтобы определить, так ли это, рассмотрим основные признаки зависти:

  • нет желания говорить об успехах других людей и о людях, у которых все хорошо в жизни;
  • нет желания иметь отношение к успехам других;
  • успехи других людей вызывают как минимум раздражение;
  • преследует , недоверие и желание критиковать хорошие качества окружающих, подозревать их в скрытых мотивах, хитрости, подлости и т.д.;
  • успехи других людей раздражают и вызывают желание критиковать их, приуменьшать их таланты и заслуги;
  • нет желания радоваться чужим успехам, отпраздновать их;
  • присутствует убежденность, что большинство людей не заслужили своего успеха, добились его нечестным путем;
  • обсуждение чужих неудач и страданий вызывает живой интерес и даже приносит некоторое удовольствие и облегчение;
  • ощущение радости и облегчения при неудачах других людей;
  • в разговоре появляется желание подчеркнуть неудачи, недостатки и проблемы других людей;
  • твердая убежденность в том, что все свои проблемы и неудачи люди вполне заслужили и страдают справедливо.

Если у себя или кого-то из близких вы заметили некоторые из этих симптомов, необходимо начинать бороться с завистью, ведь чаще всего ни к чем хорошему она не приводит. Конечно, искоренить зависть непросто, но вполне возможно.

Как можно бороться с завистью

Что такое зависть? Начинается она, когда сравнивая себя с другими людьми, вы замечаете, что сравнение далеко не в вашу пользу. Постепенно осознание того, что кто-то лучше, успешнее и т.д. приносит все больше страданий, разрушает внутренний мир и всю жизнь. Есть ли способы справиться с этой проблемой самостоятельно или необходимо обращаться к профессиональному психологу?

Если вы уже осознали проблему и готовы с ней бороться, то есть вероятность, что все удастся решить своими силами. Зависть – это не порок, это знак, что у человека что-то не так с самооценкой и восприятием окружающей действительности, поэтому первый этап борьбы с завистью – самоанализ и контроль своих мыслей. В первую очередь необходимо понять, почему это чувство вообще появилось.

Чтобы побороть завить, необходимо выяснить причину ее появления, проанализировать свои мыли и ощущения.

Если вам хочется обладать чем-то, что есть у другого человека, то такая форма зависти вовсе не страшна, нужно просто задуматься, каким путем это «что-то» можно заполучить. Возможно, нужно просто больше работать, в том числе и над собой, и тогда повод для зависти пропадет. Например, у подруги красивая фигура – необходимо поработать над собой, наверно, ей также нелегко поддерживать идеальную форму, но она-то не ленится, поэтому и вызывает зависть.

Второй шаг в борьбе с завистью – понять, что внешнее благополучие не всегда является поводом для зависти, у многих успешных людей проблем побольше, чем у вас. Красивая и стройная знакомая может страдать из-за причин вам неизвестных, а ее и активность может скрывать совсем другие мысли. Поэтому никогда не стоит завидовать человеку, основываясь только на внешних впечатлениях.

Шаг третий – найти себе любимое дело. Сконцентрированность на чем-то интересном и важном помогает избежать праздных мыслей и зависти. Кроме того, в любимом деле вы сможете добиться новых высот и стать объектом чьей-то зависти.

Критичное отношение не только к себе, но и к окружающим, часто помогает эффективно бороться с завистью.

Есть и еще один способ борьбы с завистью – это релаксация, медитация и психологическая саморегуляция. Нельзя концентрироваться на негативных мыслях, даже если они заставляют вас двигаться вперед и чего-то добиваться. Успехи, полученные таким путем, не приносят удовлетворения. Поэтому при появлении негативных эмоций необходимо расслабиться и постараться привести свои чувства в порядок.

Что делать, если вы стали объектом зависти (Видео)

Как поступать, если вы ощущаете зависть, мы уже рассмотрели, но что же делать, если завидуют вам? Если вы заметили, что вам завидуют, это, конечно, может стать поводом для гордости, но помните, что это еще и негатив в вашу сторону. Поэтому лучше постараться избежать того, чтобы вам завидовали.

Если вы замечаете, что можете больше окружающих, вы успешнее и больше достигли, ни в коем случае не стоит этим хвастать, выставлять напоказ свои достоинства и достижения. К своему успеху необходимо относиться просто, как к чему-то естественному, тогда это будет вызывать меньше негатива со стороны окружающих. Необходимо свои успехи воспринимать как очередную ступень на пути к успеху, а не победу над окружающими неудачниками.

Чтобы защитить себя от зависти очень важно адекватно оценивать свои успехи и не слишком преувеличивать их ценность, особенно в глазах других.

Даже если вы ощущаете себя сильной личностью и замечаете, что окружающие сильно вам в чем-то уступают, помните - них тоже есть сильные стороны. А их зависть ничего хорошего вам не принесет.

ЗАВИСТЬ

[евр. ; греч. φθόνος; лат. invidia, livor (в переносном смысле)], желание, чтобы кто-либо не располагал тем, чего сам завистливый не имеет в такой же или в большей степени; огорчение по поводу успеха и благополучия др. людей.

Источником З. может явиться себялюбие и его порождения - , тщеславие, корыстолюбие и сребролюбие, плотоугодие. Плоды З.- соперничество, зложелательство, вражда, ненависть, ссоры, ложь, клевета и мн. другое (Шиманский. С. 304). Свт. Тихон Задонский полагал, что источником и началом З. является гордость: «...гордый бо, понеже хощет выше прочих вознестися, не может терпеть, кто бы ему равен, а паче высший в благополучии был, потому и негодует о возвышении его... Страсть убо сия есть тех, которые мнят о себе, что они нечто в мире суть, и тако о себе высоко мечтая, прочиих ничтоже быти судят» (Тихон Задонский, свт. Т. 2. С. 174).

Из З. денница, «быв до того великим и славным и утвержденным в некоем начальстве ангельской славы... захотел стать богом, восстав против божественной славы» (Macar. Aeg. I 2. 4). Т. о. в начале греха стояла З. Первым «заразился и погиб виновник всех ядов и начальник», ибо он сам себя погубил, прежде чем излил свой смертоносный яд на человека (Ioan. Cassian. Collat. 18. 17). Из З. сатана ввел в грех прародителей человечества. «...Завистью диавола вошла в мир смерть...» (Прем 2. 24).

З.- худший вид человеконенавистничества. Она жестока: завистливый жаждет похитить чужое счастье, чужую честь, славу, он радуется тогда, когда другой печалится. Свящ. Писание ставит З. наравне с убийством: «Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца» (1Ин 3. 15; см. также: Рим 1. 29; Гал 5. 20). Именно из З. Каин убил брата Авеля (см.: Быт 4. 3 слл.). Каин «видел честь от Бога и воспламенился ревностью, истребил отличенного честью, чтобы оскорбить Почтившего. Не имея сил к богоборству, впал в братоубийство»,- говорит свт. (Basil. Magn. Hom. 11. 3 // PG. 31. Col. 376). «Опечалился Каин и испаде лице его. А для чего? понеже видел, что брат его Авель от Господа всех за приношение даров похвален, а он ради своея лености отринут. ...Тако зависть печалится о добре ближняго, и братнее благополучие за свое вменяет неблагополучие!»- уточняет свт. Тихон Задонский (Т. 2. С. 174). Свт. Иоанн Златоуст называет З. «корнем убийства» (Ioan. Chrysost. In Gen. 54. 2): как Каин по З. убил брата, так и Исав замыслил убийство брата Иакова, получившего благословение от отца (Быт 27. 30-41); З. заставила Лавана преследовать Иакова (Быт 29. 15-29) (Ioan. Chrysost. In Gen. 57. 2). Саул вознегодовал на Давида, что ликующие жены ему отдали больше похвалы («Давиду дали десятки тысяч, а мне тысячи» - 1 Цар 18. 8 слл.). Бытописатель повествует о сыновьях Израиля. Более всех любил отец Иосифа, «потому что он был сын старости его», и сделал ему разноцветные одежды. Братья, увидев, что отец больше любит Иосифа, позавидовали ему и возненавидели, и еще больше возненавидели, когда Иосиф по простоте душевной рассказал им о своих снах, пророчивших ему возвышение (Cypr. Carth. De zelo et livore // PL. 4. Col. 641),- так что продали братья его в рабство (Быт 37). Однако Промысел Божий нередко вмешивается в человеческие взаимоотношения и исправляет катастрофические последствия З.

Последняя из 10 заповедей ВЗ предупреждает от З.: «Не желай жены ближнего твоего и не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабы его, ни вола его, ни осла его, ни всего, что есть у ближнего твоего» (Втор 5. 21).


Иосиф и братья. Миниатюра из Венского Генезиса. VI в. (Vindob. Theol. gr. 31. Fol. 30)З. вызывают у фарисеев благодеяния, к-рые оказывает Иисус Христос ближним (ср.: Ин 7. 31-32; Мф 12. 13-15, 22-24). Народ дивился совершаемым Им чудесам, рассуждая, не это ли Христос? Казалось бы, что особенного сказал народ, замечает свт. Иоанн Златоуст, но фарисеи этого не перенесли, они всегда мучаются от оказанных ближним благодеяний, и более всего их огорчает спасение людей (Ioan. Chrysost. In Matth. 40. 3). «Кто больший Иудеям благодетель был, как Христос, Спаситель мира?- вопрошает свт. Тихон Задонский.- Мертвецов их воскресил, слепцев просветил, прокаженных очистил, и прочая чудесная благодеяния учинил. Но зависть на тое не смотрит... Она не рассуждает, ни почитает высокаго добра, но поучается убить благодетеля (см.: Ин 11. 47-53.- Л. Л.)» (Тихон Задонский, свт. Т. 2. С. 176). И когда им не удалось это сделать, они хотели помрачить славу Христа (Ioan. Chrysost. In Matth. 40. 2, 3). З. ослепляет людей. Книжники и фарисеи знали из пророчеств о приходе Христа, о том, что Он должен родиться в Вифлееме, о том, что ожидаемый Мессия сотворит знамения и чудеса. Но вот Иисус Христос сотворил неслыханные знамения и чудеса, «и народ, удивляясь, говорил: никогда не бывало такого явления в Израиле» (Мф 9. 33), и даже один из начальников иудейских сказал Ему: «Равви! мы знаем, что Ты - учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог» (Ин 3. 2), и сами фарисеи признали, что Он много чудес творит (Ин 11. 47), но З. и злоба ослепили их, для себя хотели они сохранить божественное избрание (Тихон Задонский, свт. Т. 4. С. 265).

З., как яд диавола, «убивает самую жизнь религии и веры», ибо она направлена против Бога, дающего человеку блага (Ioan. Cassian. Collat. 18. 17). «...Если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину. Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская, ибо где зависть и сварливость, там неустройство и всё худое»,- поучает апостол (Иак 3. 14-16).

Свт. Василий Великий, предостерегая от З., говорит, что нет более пагубной страсти: она меньше вредит тому, кто оказывается объектом З., чем самому завистнику: З. разъедает его изнутри, и самое мучительное для завистника, что он не может никому открыть причину своего мучения, он ходит унылый, злой, жалуется (Basil. Magn. Hom. 11. 1 // PG.31. Col. 373). И что может быть пагубнее - «это порча жизни, поругание природы, вражда против того, что дано нам от Бога, противление Богу» (Ibid. 3 // PG. 31. Col. 376). «Даже до того неисцельна эта погибель (т. е. зависть), что от ласки ожесточается, от услуг напыщается, подарками раздражается» (Ioan. Cassian. Collat. 18. 17). Настолько вредна страсть З., что простирается даже на родство (Ioan. Chrysost. In Gen. 61. 1). Как мучается бедная душа, невозможно изобразить, сожалеет о завистнике свт. Тихон Задонский, даже тело бледнеет и иссыхает от З. (Тихон Задонский, свт. Творения. Т. 4. С. 141). Один есть предел З. и вместе с ней ненависти, когда завистливый увидит, что тот, кто вызывал З., делается несчастным, жалким, тогда завистливый становится его другом: с веселящимся он не веселился, а с плачущим плачет (ср.: «Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими» - Рим 12. 15). Но если завистливый оплакивает несчастье человека, то не из человеколюбия и хвалит его прежнее состояние, чтобы лишь тягостнее сделать его бедствие (Basil. Magn. Hom. 11. 2). Из З. рождается лицемерие: скрывая в глубине души ненависть, завистник прикрывает свои чувства, прикрашивает их любовью (Ibid. 6). Свт. Василий Великий, упомянув Притч 23. 6, говорит о премудрости того, кто запрещал вкушать пищу «с мужем завистливым», т. е. вообще вступать в к.-л. общение с завистником, заводить с ним дружеские беседы, ибо, сближаясь с З., предостерегает святитель, можно и предаться ей (Basil. Magn. Hom. 11. 4 // PG. 31. Col. 380).


Книжники и фарисеи искушают Иисуса Христа. Миниатюра из Четвероевангелия царя Иоанна Александра Болгарского. 1356 г. (Brit. lib. Add. MS. 39627. Fol. 233)З. разрушает любовь между людьми, она насаждает в душе завистника ненависть, злобу. Свт. Григорий Богослов, обращаясь к завистникам, увещевает их от того, «что из всего худого есть худшее» - «зверь, исполненный яда, опасная и ужасная кладовая зависти, позорный столб, сокращенно представляющий всякое ужасное зло» (Greg. Nazianz. Carm. de se ipso // PG. 37. Col. 1338).

«Духовные беседы» передают рассказ-притчу о том, как трое путников обнаружили на дороге драгоценную находку. Находка была велика, так что при разделе каждому досталась бы значительная часть. И тут явилась З. вместе с коварством и жадностью. Полюбовавшись находкой, путники сели отдохнуть и подкрепиться, но каждый думал лишь о том, как бы одному завладеть ею. Когда один из них пошел в город за провизией, двое других сговорились убить его, и тот тоже замыслил избавиться от спутников, отравив припасы ядом. Когда он вернулся, то был немедленно убит своими спутниками, но и эти двое умерли, поев принесенную им пищу. Драгоценная находка осталась на дороге ждать других - безумцев или достойных людей (Марк (Лозинский), игум. Отечник проповедника. Серг. П., 1997. С. 146-147). З. может поражать и подвижников. «Лавсаик» повествует о благочестивом муже, Павле Фермейском, к-рый, узнав, что в одном селении живет девственница, совершающая в течение 30 лет большее правило, чем он, был охвачен З. и находился в глубокой скорби, пока авва Макарий, к к-рому он пришел для духовного назидания, не вразумил его (Там же. С. 147).


Смертные грехи - зависть и ненависть. Фрагмент композиции «Страшный Суд». Роспись ц. Спаса на Сенях, Ярославль. 1675 г.Прп. Никита Стифат в соч. «Жизнь и подвижничество Симеона Нового Богослова» (критич. изд.: Νικήτα τοῦ Στηθάτου Βίος κα πολιτεία τοῦ ἐν ἁγίοις πατρὸς ἡμῶν Συμεὼν τοῦ Νέου Θεολόγου / Εἰσαγωγή, κείμενο, μετάφραση, σχόλια archim. Symeon Koutsas. Αθήνα, 1994; рус. изд.: Симеон Новый Богослов, прп., Никита Стифат, прп. Аскетические произведения. Клин, 2001. С. 150-185) описал, как в течение 7 лет синкелл Стефан Алексинский из З. клеветал на прп. Симеона. Прп. Симеон обладал духовным знанием, его почитали не только духовно мудрым, но и святым. Стефан, способный и широко образованный, пользовавшийся влиянием на патриарха и на императора, был о себе высокого мнения, а прочих презирал. Для него, разжигавшего в себе З., непереносимой была распространившаяся по К-полю молва о том, что знаниями и мудрыми речами прп. Симеон превосходит его. При встрече в патриарших покоях Стефан, приняв личину друга, задал преподобному вопрос о Св. Троице. Потрясенный прп. Симеон сказал, что с надеждой на помощь Св. Духа он составит письменный ответ и пришлет Стефану. Получив ответ и соприкоснувшись с глубочайшими мыслями преподобного, выраженными простыми словами, уязвленный Стефан потерял дар речи. Он стал докучать патриарху и синоду клеветами на прп. Симеона. Не найдя ничего порочащего в жизни преподобного, он обвинил его в излишне торжественном и широком почитании духовного отца, Симеона Благоговейного, в написании им его иконы, на к-рой тот изображен вместе с древними святыми. Украв из кельи преподобного икону, Стефан представил ее суду патриарха и синода. И хотя преподобный защитил икону словами Свящ. Писания («Память праведника пребудет благословенна...» - Притч 10. 7 и др.), З. Стефана не угасла, но разгорелась еще сильнее, он убедил патриарха и синод послать людей, чтобы уничтожить все иконы, написанные прп. Симеоном. Преподобный был изгнан, его увезли и оставили одного, без вещей и еды в пустынном месте. Преподобный понял, что сбылось то, чего желала З., без горечи он воздал благодарность Богу. Но и на этом не остановилась З. Однако прп. Симеон отвечал завистникам добрыми делами: он собрал вокруг себя учеников, создал мон-рь.

Многие воздерживаются, говорит свт. Тихон Задонский, от мяса и рыбы, но не хотят воздержаться от З., так какая же в том польза, если тело не употребляет того, что не запрещено, а душа съедается тем, что под смертной казнью запрещено, ибо «всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца» (1Ин 3. 15). А ныне, отмечает свт. Иоанн Златоуст, З. не считают пороком, поэтому и не заботятся, чтобы избавиться от нее; нужно научиться относиться к З. как к тяжкому греху, каяться в нем, учит святитель,- если так поступать, то вскоре можно избавиться от этого порока (Ioan. Chrysost. In Matth. 40. 3). Только добродетель, противоположная З.,- любовь к ближнему, сердечная, искренняя, к-рая «не завидует... не превозносится, не гордится» (1Кор 13. 4),- может предупреждать возникновение этого страшного порока. Любовь к ближнему проявляется в уважении его достоинства, его прав, в почтительности, бескорыстии, добросердечности, сострадательности и т. п. Свт. Иоанн Златоуст называет любовь наставницей, создательницей всякой добродетели (Ioan. Chrysost. In Rom. 3 // PG. 60. Col. 618). И хотя проникает в сердце пагубная страсть - З., но любовь, царящая в сердце, заставляет его противиться и побуждает его благодарить Бога, что ближний в благополучии находится,- «тако бо всякое зло внутреннее исцеляется... Нудить бо себе должны мы ко всякому добру, и не что злое сердце хощет, но чего вера и совесть христианская требует, делать» (Тихон Задонский, свт. Т. 2. С. 176).

З. одолевала человека во все времена и в различных обществах.

Мифы о З.

В древнеегип. мифе злой и коварный Сет убивает своего брата Осириса, правившего в Египте. Осирис научил людей сеять злаки, сажать виноградники, выпекать хлеб, обучил их врачебному искусству и проч. Завистливый Сет, желая занять место брата на троне, придумал, как погубить того: с соумышленниками он принес ящик (саркофаг) на пир по случаю удачного военного похода Осириса и сказал, что ящик будет подарен тому, кому придется впору. Когда в свою очередь Осирис лег на дно ящика, сподвижники Сета захлопнули крышку, залили свинцом и бросили в воды Нила. Согласно древнегреч. мифу о зависти богов (ср.: «...зависть чужда сонму богов» - Plat. Phaedr. 247a), боги ревностно относятся к людскому успеху, благополучию, богатству, человеческому счастью, и если человек преуспевает и у него все складывается удачно, то боги могут наказать его из З. Др. древнегреч. миф, о Дедале и Икаре, рассказывает, что Дедал, величайший художник и скульптор, мастер и изобретатель, посвятил в тайны своего мастерства племянника Талоса, к-рый превзошел искусством учителя. Из З. Дедал убил ученика, столкнув со скалы, но злодеяние открылось, и ареопаг приговорил Дедала к смерти. Спасаясь, он бежал на Крит к царю Миносу, где прожил много лет. Он построил знаменитый Лабиринт, в к-ром невозможно было найти выход. Дочери Миноса Ариадне Дедал дал клубок ниток, к-рый помог Тесею выбраться из Лабиринта. За это Минос заточил Дедала и его сына Икара в Лабиринт. Чтобы бежать, Дедал сделал крылья, скрепив перья воском. Икар, несмотря на предупреждение отца, взлетел слишком высоко, палящие лучи солнца растопили воск, Икар упал в море и погиб в волнах. Овидий в «Метаморфозах» рассказывает, как Дедал, владеющий мн. ремеслами, убил своего талантливого ученика: видя, что юноша очень способен и со временем превзойдет учителя, он столкнул его со скалы (Ovid. Met. VIII 236-259).

В античности олицетворениями З. выступали змея, жаба, медуза, собака, отвратительная старуха - эти символы-образы отражали разные стороны З., напр., способность змеи менять кожу позволяла видеть в ней различные виды З.

Философы о З.

Считал, что З. полагает начало раздору среди людей: если бы один не вредил другому, каждый мог бы жить, как ему угодно, и законы не были бы этому помехой (Фрагменты Демокрита. Фрагм. 450); «завистливый человек причиняет огорчение самому себе, словно своему врагу» (Фрагм. 404). Платон, характеризуя тиранический вид правления и тирана, называл последнего «подлинно рабом величайшей угодливости и рабства, вынужденным льстить самым дурным людям», тиран не может удовлетворить свои вожделения, ему многого недостает - «власть неизбежно делает его завистливым» (Plat. Resp.). Платоновский Сократ спрашивает собеседника, порождается ли удовольствие по поводу злосчастья друзей З., и получает утвердительный ответ - в таком случае З. есть и страдание души и удовольствие, заключает он (Idem. Phileb.). В платоновской школе З. определялась как огорчение по поводу благ, к-рые имеются у друзей, и даже тех, к-рые были у них в прошлом (Idem. Def. 416). отмечал, что «люди завидуют тем, кто к ним близок по времени, по месту, по возрасту и по славе, откуда и говорится: «родня умеет и завидовать»» (Arist. Rhet. 1388a6-8; ср.: «...завистливы близкие родичи и те, кто вместе рос или вместе начинал службу, если вчерашняя родня или ровня их опередит» - Бэкон. Т. 2. С. 368). З., по Аристотелю, как и др. страстям, сопутствуют удовольствие и страдание (Arist. EN 1105b23; Idem. MM 1186a13); по сравнению со злобной З. (φθόνος) негодование (νέμεσις) - это «обладание серединой» (EN 1108b1; ср.: MM 1192b18).

Цицерон полагал, что завистником является «тот, кому благополучие соседа нимало не мешает, но тем не менее причиняет душевную боль». Он сопоставлял З. с соперничеством и ущемленностью: похвальное соперничество - это соревнование, дурное - ревность, при последнем «человек хочет того, чего у него нет, а у другого есть»; ущемленность (ζηλοτυπία) вызывает горе по поводу того, что и у другого есть то, что есть у тебя (Cicero. Tusc. disp. IV 7-8).

«...В зависти всегда таится сравнение,- утверждал Ф. ,- а где невозможно сравнение, нет и зависти...» (Бэкон. Т. 2. С. 368). Он отмечал, что З. может принимать деструктивную форму поведения: «Кто не надеется сравняться с ближним в достоинствах, старается сквитаться с ним, нанося ущерб его благополучию» (Там же. С. 367). По Бэкону, З. не знает покоя, ничто, кроме смерти, не может примирить ее с добродетелью (Там же. Т. 1. С. 380), «зависть из всех страстей самая упорная и неугомонная», «зависть всегда творит свое дело во мраке и втайне» (Там же. Т. 2. С. 370). Разрушительная составляющая в поведении завистника наиболее явно обозначена у Р. Декарта: «Нет ни одного порока, который так вредил бы благополучию людей, как зависть, ибо те, кто им заражен, не только огорчаются сами, но и, как только могут, омрачают радость других» (Декарт. Т. 1. С. 561). З. Декарт называл «порок, представляющий собой природную извращенность», эта извращенность заставляет нек-рых досадовать при виде благополучия других. Он считал З. видом печали, к-рая возникает, если завистник полагает, что кто-то не заслуживает блага, причем это переживание может относиться как к наличному благу, так и к ожидаемому, «поскольку мнение, что оно наступит, представляет его как уже существующее» (Там же. С. 509). Декарт говорил о том, что З. не должна касаться благ, полученных человеком от рождения, ибо он получил их от Бога. Вместе с тем он оправдывал З. «справедливую»: «...если судьба наделяет кого-нибудь благами, которых он действительно недостоин, и если зависть пробуждается в нас только потому, что, питая естественную любовь к справедливости, мы досадуем на то, что она не была соблюдена при распределении этих благ, то эту зависть можно извинить, особенно если благо, которому завидуют у других, такого рода, что в их руках оно может обернуться злом, например если этим благом является какая-нибудь должность или служба, при исполнении которой они могут дурно поступать. Даже если для себя желают того же блага и обладанию этим благом поставлены препятствия, потому что оно находится у других, менее достойных, зависть все же извинительна...» (Там же. С. 560). Аристотель, а вслед за ним и другие, полагал Декарт, считая З. только пороком, назвали ту З., к-рая не порочна, словом «негодование» (Там же. С. 565).

И. Кант в соч. «Метафизика нравов в двух частях», рассматривая З. как один из 3 противоположных человеколюбию пороков человеконенавистничества, писал, что З. (livor) представляет собой неудовольствие по поводу благополучия других. Когда З. сопровождается поступком с намерением лишить блага другого - это черная З., в остальных случаях - просто недоброжелательство (invidentia). Более того, Кант здесь же называет З. «лишь косвенно злонравным образом мысли», который возникает, когда человек досадует, видя, как чужое благополучие заслоняет его собственное. Происходит это потому, что человек не умеет оценивать благо по его внутреннему достоинству, для него эта оценка становится явной лишь при сравнении с благом другого (Кант. 1965. С. 400). В трактате «Религия в пределах только разума» Кант писал, что такие страсти, как З., пробуждаются в человеке не под влиянием его природы, но «обращаются против его природного довольства самим собой, когда он находится среди людей», и для этого вовсе не обязательно, чтобы все окружающие человека люди погрязли во зле, довольно того, что они существуют, что окружают его, что они - люди, чтобы губить моральные задатки друг друга (Он же. 1980. С. 162). В природе человека, по Канту, заложены лишь побудительные мотивы З., и только «их внешнее проявление превращает ее в отвратительный порок угрюмой страсти, терзающий человека и стремящийся к разрушению счастья других, хотя бы только мысленно; [порок этот], стало быть, противен долгу человека перед самим собой и перед другими» (Он же. 1965. С. 400).

Ф. Ницше считал проявлением З. отсутствие друзей (Ницше. С. 613). Завистнику не следует и детей иметь, полагал Ницше, ибо он стал бы завидовать им, т. к. сам уже не может быть ребенком (Там же. С. 464).

Свящ. Павел Флоренский, рассматривая понятие «ревность» в соч. «Столп и утверждение истины», говорит о З. только в паре с ненавистью («ненависть с завистью»): «Подозрительность, ненависть с завистью и т. д.- все это дурныя, недолжныя, эгоистическия проявления ревности...» (Флоренский П., свящ. С. 469). «Ревность» нередко употребляют в качестве синонима «З.». Нек-рые авторы даже считают, что ревность является более широким понятием, нежели З., и можно употреблять один термин - «ревность». Однако ревность и З. отражают разные сферы межличностных отношений. З. возникает из желания приобрести то, что другой имеет, а ревность - из страха потерять уже приобретенное. Свящ. П. Флоренский не оставляет возможности для такого смешения, приводя не только отрицательный, но и положительный смысл понятия «ревность» как ревностное отношение к чему-либо, рвение. Хотя, говоря о З. в связи с ревностью, он, несомненно, считал «ревность» более широким понятием.

Н. А. Бердяев полагал, что З. как к дарованиям другого, так и к богатству другого непобедима социальными перестройками: она - порождение греха и предполагает борьбу с грехом (Бердяев. С. 188). Школа З. Фрейда открыла, писал он, что очень трудно вернуть к реальности человека, одержимого З., поскольку З. и вообще разнообразные проявления ressentiment (З., ревность, обида и проч. вместе) разрушают реальности и создают фантасмагорические миры. Мазохизм и садизм свойственны людям, одержимым З., как и вообще всеми формами ressentiment (Там же. С. 161).

Л. П. Карсавин рассматривал З. в ракурсе философии всеединства: в Боге человек видит все другие «я»; в Нем принадлежащее одному принадлежит всем, а принадлежащее всем принадлежит каждому; в Боге благо другого - мое благо, и тем, что это благо другого, оно еще более услаждает меня как залог «единящей любви»; отъединяясь от Всеединства, я по-прежнему жажду блага других и влекусь к ним, но уже не сознаю благо другого моим благом, ибо хочу, чтобы оно было только моим благом; я не вижу ни Бога, ни других, а «завидую им, не вижу - а ненавижу»; это значит, что не хочу видеть в них нечто отличное от меня и «вскипаю желанием уничтожить их отличность от меня. ...Завидую я - и чувствую малость мою и бессилие достичь желаемого и тем оправдать мою гордыню, вечно ущербляемую красою других... Завидуя и ненавидя, горю я в неутолимом огне сознания своего бессилия, поедаем червем ненасытным» (Карсавин. С. 57-60).

Психологи


Раскаяние Андрея, поджигателя кельи прп. Кирилла Белозерского. Фрагмент иконы «Прп. Кирилл Белозерский в житии». Нач. XVII в. (ГЭ) рассматривают З. и как возникающую вследствие личностных свойств человека (внутренние факторы): эгоизма и себялюбия, тщеславия и чрезмерного честолюбия, и как появляющуюся под воздействием внешних факторов, напр. близость в социальном положении завидующего завидуемому. Завистник, как правило, сравнивает свое положение с положением близко стоящих на социальной лестнице людей. З. возникает только по поводу того, к чему у человека имеется пристальный интерес, что он высоко ценит и в чем у него есть потребность.

С психологической т. зр. З. может быть понята и как эмоция (ситуативная З.), и как чувство (устойчивая зависть), и как страсть (всеохватывающая З.) (Согомонов. С. 109). З. делят на «черную» (злобную), когда у завидующего имеется стремление лишить блага другого, и «белую» (незлобную), когда человек, завидуя, не испытывает к преуспевающему враждебных чувств. В этом случае «белая зависть» может даже явиться стимулом для соревновательного роста завидующего, она с моральной т. зр. оправданна. Корень злобной З. в неспособности человека достичь того, чего достиг предмет его З. Иногда же она возникает оттого, что завистник считает человека, вызывающего З., причиной своих неудач. Выделяют также и депрессивную З., возникающую в результате униженного положения, порождающего чувство несправедливости.

Известный психоаналитик Мелани Кляйн в предисловии к кн. «Зависть и благодарность» пишет: «Я пришла к выводу, что зависть - это наиболее мощный фактор, подрывающий чувства любви и благодарности у самого их корня, поскольку она влияет на наиболее ранние из всех отношений, отношения с матерью».

З. произрастает и на почве реальной социальной несправедливости. Ребенок из малообеспеченной семьи, видя, насколько велика разница между его ограниченными возможностями и перспективами, открывающимися перед др. детьми, не может не позавидовать.

Социальную З.

философы и представители социальной психологии очерчивают более широко. И. А. в ст. «Зависть как источник бедствий» (1952) писал, что главный источник мировых событий в XX в. - человеческая З. Различие между богатыми и бедными было и будет всегда. Но производственная беспомощность бедной массы населения является источником обостренной З.; «не просто бедность (с нею люди всегда справлялись), а полная хозяйственная беспомощность, безработица, абсолютная зависимость неимущего от имущего». Это приводит к массовой З.: «почему ты, а не я? твое, а не мое?». «Отсюда,- как утверждал Ильин,- и возникло учение о противоположности и непримиримости социальных классов, желание перераспределения имущества, доктрина революционной мести и классового ограбления. Эта доктрина с самого начала отрицала духовный, религиозный и нравственный фактор истории, а признавала только хозяйственно-имущественный, «материальный» фактор» (Ильин. С. 16). Именно на таком фоне идея справедливости была подменена «уравнением». Возникшая доктрина была направлена и против Бога, и против природы, и против справедливости. Ильин приводит отрывок из «Бесов» Ф. М. Достоевского: «Мы уморим желание; мы пустим пьянство, сплетни, донос, мы пустим неслыханный разврат; мы всякого гения потушим в младенчестве. Все к одному знаменателю, полное равенство». Развернувшиеся в XX в. события привели к величайшему религ. кризису. «Люди не «утратили Бога»... а ополчились на самую идею Бога; они стремятся скомпрометировать и разложить религиозный акт души; они готовы искоренить на земле всех верующих» (Там же. С. 19).

Кто печется об абсолютном равенстве, т. е. о том, чтобы его доля была точно такой, как доля другого, писал Э. Фромм в кн. «Иметь или быть?», на самом деле за этой приверженностью полному равенству скрывают истинную мотивацию своего поведения - З. Те, кто требуют, чтобы никто не имел больше, чем другие, защищают себя от З., к-рую они стали бы испытывать, если бы кто-нибудь имел чуть больше, чем они (Фромм. С. 91).

Ист.: Фрагменты Демокрита и свидетельства о его учении / Пер. с древнегреч.: А. О. Маковельский // Материалисты Др. Греции. М., 1955. С. 53-178; Тихон Задонский, свт. Творения: В 5 т. М., 1898-1899; Кант И. Соч.: В 6 т. М., 1965. Т. 4. Ч. 2; он же. Религия в пределах только разума // Трактаты и письма. М., 1980. С. 78-278; Бэкон Ф. Соч.: В 2 т. М., 1971-1972; Карсавин Л. П. Saligia, или Весьма краткое и душеполезное размышление о Боге, мире, человеке, зле и семи смертных грехах. P., 1978р; Аристотель. Соч.: В 4 т. М., 1984. Т. 4; Декарт Р. Соч.: В 2 т. М., 1989. Т. 1; Флоренский П., свящ. Столп и утверждение истины: Опыт правосл. феодицеи в двенадцати письмах. П., 19893. С. 464-482; Ницше Ф. Соч.: В 2 т. М., 1990. Т. 1; Фромм Э. Иметь или быть? М., 19902; Ильин И. А. Зависть как источник бедствий // Он же. О грядущей России. Джорд., 1991. С. 16-20; Бердяев Н. А. О назначении человека. М., 1993; Платон. Собр. соч.: В 4 т. М., 1994. Т. 4.

Поступки , деяния . В состоянии З. человек воспринимает чью-то удачу или успехи на любом поприще как обидную несправедливость по отношению к себе, как угрозу своему статусу , благополучию, как снижение или даже обесценивание своего «». Подобно другим психическим состояниям З. может быть осознаваемой и неосознаваемой. Неосознаваемая (или вытесняемая) З., маскируясь под «плохое », недовольство жизнью, раздражительность, депрессию и другие симптомы, лежит в основе многих неврозов , личных и семейных драм, «немотивированных» поступков и действий людей. В любом обществе З. социально осуждаема, поэтому осознаваемая З. сопровождается для человека чрезвычайно неприятными и мучительными переживаниями , вызывая стремление избавиться от них. Чаще всего в реальной социальной жизни преодоление З. идет по двум сценариям:

1) позитивному (конструктивному), при котором человек нравственный способен справиться со своими негативными чувствами , более того - признание чужих успехов может послужить соревновательным стимулом для его собственных творческих достижений (так называемая «белая зависть»);

2) негативному (деструктивному), при котором человек слабый духом, стремясь любым способом избавиться от мучительного состояния , прибегает к попытке уничтожить источник своей З. Предпринимаемые в таком случае действия ведут либо к аутоагрессии («самоедству», агрессии , направленной на себя, поскольку моральные запреты не позволяют человеку выплеснуть раздраженность ситуацией на других), либо к вовне направленной агрессии, когда проявляется стремление уничтожить источник мучительных переживаний.

Уничтожение может быть символическим (ритуальным), психологическим (через унижение или принижение соперника), физическим («устранение с дороги», разорение и т. п. действия) и фатально-биологическим (устранение через убийство). Любое из этих деяний ведет к разрушению и деградации личности , поскольку у такого индивида нет духовной самозащиты из-за несформированного нравственного чувства и отношений гуманности .


Краткий психологический словарь. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 .

Зависть

Проявление мотивации достижения, при коей чьи-то реальные или воображаемые преимущества в приобретении социальных благ - материальных ценностей, успеха, статуса, личных качеств и прочего - воспринимаются субъектом как угроза ценности Я и сопровождаются аффективными переживаниями (см. ) и действиями. Согласно К. Марксу, социально-исторические истоки зависти обнаруживаются в общественно-экономических системах, основанных на принципе потребления, отчего в обществе происходит отчуждение личности человека как таковой. Психологическая основа зависти - несформированное у индивида нравственное чувство гуманности (отношения к другому, как к себе самому) и отсутствие сорадования его успехам. Феноменология зависти представлена спектром хорошо известных проявлений. Это так называемая «белая зависть» - мотивация достижения личности, когда признание чужого успеха оказывается стимулом творческой активности и стремления к соревнованию. Крайняя форма выражения зависти - «черная зависть» - негативная эмоция, побуждающая совершать злонамеренные действия по устранению чужого успеха, благополучия, радости. Возникающие при этом у субъекта мотивы блокировки чужого успеха или его дискредитация, а порой и прямая агрессия в адрес объекта зависти («синдром Сальери») оказывают деструктивное влияние на самого завидующего, приводят к развитию невротической симптоматики. В онтогенезе зависть как ситуативная реакция появляется достаточно поздно в результате морального эгоцентризма ребенка, конкурентного характера игр, депривации потребности в признании. Устранению зависти в детстве способствуют повышение уровня идентификации со значимыми другими, наличие позитивно окрашенных переживаний детей в ходе деятельности совместной и общения.

Задание вербальное, задание, требующее участия словесных операций или знаний, ранее приобретенных человеком. Содержит упражнения на оперирование со словами и предлагают, например: определение понятий; сравнение объема и содержания различных понятий умозаключения; логическое оперирование с понятиями, и пр.


Словарь практического психолога. - М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

ЗАВИСТЬ

(англ. envy ) - чувство досады, вызванное благополучием, успехом другого; в крайнем выражении З. доходит до ненависти (злобы) по отношению к удаче др. и жажды его падения. Б . Спиноза определял З. след. образом: «З. есть ненависть, поскольку она действует на человека т. о., что он чувствует при виде чужого счастья, и наоборот - находит удовольствие в чужом несчастье». (Б. М.)


Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Синонимы :

Смотреть что такое "зависть" в других словарях:

    ЗАВИСТЬ - самая искренняя форма лести. Джон Коллинз Зависть сестра соревнования, следственно из хорошего роду. Александр Пушкин Человек готов на многое, чтобы пробудить любовь, но решится на все, чтобы вызвать зависть. Марк Твен Наша зависть всегда… … Сводная энциклопедия афоризмов

    ЗАВИСТЬ - порок, который состоит в том, что человек испытывает чувство досады, вызванное желанием обладать имуществом, способностями, успехом предмета своего порока, его счастьем. Чтобы скрыть свои чувства от себя и других, завистник облекает зависть в… … Философская энциклопедия

    ЗАВИСТЬ - жен. свойство того, кто завидует; досада по чужом добре или благе; завида, завидки; нежеланье добра другому, а одному лишь себе. Зависть прежде нас родилась. Лихоманка да зависть Иродовы сестры. Где счастье, там и зависть. Завистью ничего не… … Толковый словарь Даля

    ЗАВИСТЬ - ЗАВИСТЬ, и, жен. Чувство досады, вызванное благополучием, успехом другого. С завистью смотреть на что н. Из зависти сделать что н. Черная з. (глубокая и злобная). На зависть (разг.) так хорошо (такой хороший), что можно позавидовать. Здоровье у … Толковый словарь Ожегова

    ЗАВИСТЬ - ЗАВИСТЬ, зависти, мн. нет, жен. Чувство досады, вызванное превосходством, благополучием другого, желанием иметь то, что есть у другого. Я с завистью смотрел на уезжающих в Крым. Она от зависти кусала себе губы. Меня мучила зависть. Мучиться… … Толковый словарь Ушакова

    зависть - завидность, ревность Словарь русских синонимов. зависть сущ., кол во синонимов: 6 жаба (30) завида … Словарь синонимов

    зависть - беззлобная (Куприн); злая (Муйжель); злобная (Муйжель); жгучая (Полонский); коварная (Полежаев); мрачная (Башкин); немая (Фофанов); острая (Нилус); постыдная (Полежаев); тихая (Куприн); черная (Башкин, Голен. Кутузов, Полежаев) Эпитеты… … Словарь эпитетов