Как реагировать на агрессию коллеги. Почему на агрессию, отвечать агрессией плохо? В каком виде может проявляться чужая агрессия

Инструкция

Выдержите небольшую паузу после агрессивного нападения. Просто присутствуйте рядом с агрессором и держите ситуацию . Бывает достаточно нескольких мгновений, чтобы адекватно оценить случившееся и обдумать достойный ответ, а также свое дальнейшее поведение.

Не отвечайте агрессией на агрессию, на оскорблением. И дело даже не в том, что негоже опускаться до уровня агрессора, просто вы рискуете не выйти из этой словесной перебранки , т.к., скорее всего, у вашего несдержанного оппонента опыт нападающего намного богаче вашего.

Попробуйте соглашаться с агрессором во всем, в чем он вас обвиняет. Более того, все его выпады принимайте как добрые . Кивайте, поддакивайте. Обычно это обескураживает хама, и он сбавляет обороты. Используйте вежливый тон. Нападающий скоро заметит, что вы не уподобляетесь ему, не кричите в ответ и не брызжите слюной, его пыл быстро пройдет.

Приглядитесь – а не энергетический ли перед вами? Этим только дай довести человека до белого каления, ответных криков, слез и рыданий. Они, собственно, этого и ждут. Это для них – победа. Ведь при раздражении, плаче и воплях ваши энергетические каналы , и тогда агрессор спокойно выкачивает по ним из вас живительную энергию. Вы, в конце концов, изнемогаете от слез и несправедливости, направленной на вас, а вампир в это время уже безмятежен и наслаждается жизнью. Вывод: не позволяйте доводить себя до истерик и .

Не спрашивайте у агрессора в негодовании: «По какому праву ты кричишь на меня? Да как ты смеешь?!» Не ждите, что он услышит ваши воззвания, нет, он весь в своих эмоциях. Достать его оттуда обращениями невозможно. Поставьте вопрос по-другому: «Чем ты расстроен? Что-то не так? Давай-ка разберемся вместе». Сфокусируйте свое внимание не на поведении нападающего, а на его состоянии фрустрации, т.е. на причине его раздражения.

Не бойтесь агрессора. Как правило, он только с виду страшен. Вспомните поведение собак. Та, которая громко и злобно лает, никогда не укусит. А если и укусит, то только в том случае, если чувствует или видит ваш страх и беззащитность. Люди, по сути, те же животные, особенно в состоянии агрессии . Прогоняйте с вашего лица выражение покорности и боязни, не тряситесь, не дрожите, продемонстрируйте спокойствие и даже . Нападающий быстро сникнет. Ну, или направит свою агрессию в другое русло (бросит тарелку, порвет газету, пнет дверь – разрядится) и вскоре утихнет.

Уйдите с места конфликта. Покиньте агрессора. Не картинно, не театрально, не хлопая дверью, а просто, по- , т.е. молча и не строя из себя оскорбленную добродетель. Обычно агрессоры отходчивы. Ваши дальнейшие действия зависят от вашего решения – сделать ли вид, что ничего не произошло (тогда ждите повторения подобных эксцессов), или предложить сесть рядком да поговорить ладком, т.е. спокойно обсудить проблему.

ФОТО Getty Images

Пассивная агрессия – это способ скрытого выражения негативных эмоций. Многие люди избегают открытого противостояния с другими. Причины могут быть разными: некоторые боятся, что не смогут сдержать гнев; кто-то опасается, что не сможет отстоять свою позицию; а кто-то просто не любит скандалов и считает, что проявления гнева «не к лицу» взрослому человеку.

Иногда пассивная агрессия становится способом проявить свое несогласие с чужими решениями, когда прямая конфронтация опасна. Например, работник, которому понизили зарплату, может намеренно затягивать работу или даже подворовывать (если он не готов уволиться). Так или иначе, стратегия пассивной агрессии может стать проблемой. Особенно если ее придерживается близкий вам человек.

Рассмотрим ситуацию. Муж приходит домой уставшим и тут же усаживается перед телевизором. Жена напоминает ему о том, что сегодня его очередь укладывать ребенка спать. Муж пытается спорить, но в конце концов соглашается, хотя и испытывает глухое раздражение из-за того, что ему не дали отдохнуть. Он идет в спальню, но вместо того, чтобы пожелать дочке (пусть это будет она) спокойной ночи, затевает с ней игру.

Жена заходит в спальню и застает в недоумении: «Я же просила тебя уложить ее спать». Муж улыбается и отвечает: «Ну мы же немного поиграли. Не будь занудой». Дочка вторит ему: «Мама, ну не сердись». Жена раздосадована: с одной стороны, теперь ей будет труднее успокоить девочку. С другой стороны, в этой ситуации в глазах девочки она выглядит строгой мамашей, а отец – любимым папочкой.

Поведение мужа – типичный образец пассивной агрессии. У него нет сил спорить, и в глубине души он понимает, что ему просто нечего сказать, – однако он делает все так, чтобы расстроить жену.

Как реагировать на пассивную агрессию?

1. Осознать ситуацию

Если жена знакома с основными приемами пассивно-агрессивного поведения, она может определить, что ее муж саботирует установленные между ними договоренности. Вместо того чтобы сердиться и заводиться самой, лучше попробовать разобраться в том, что произошло, и постараться ответить на вопрос: почему муж поступает так?

Жена: «Я хочу с тобой поговорить. Я попросила тебя уложить дочку спать. Ты согласился. Мы говорили о том, как важно, чтобы она ложилась спать в одно и то же время. Но теперь ты поступаешь так, как будто тебе не важны наши договоренности. Это меня расстраивает».

Муж: «Да ладно, мы просто немного веселились. Что тут такого?»

Жена: «Я просто подумала: может, ты тоже чем-то недоволен. Может, ты расстроен из-за того, что я попросила тебя уложить дочку, а ты хотел расслабиться и посмотреть телевизор? Важно разобраться, чтобы завтра я не просила тебя об этом снова».

3. Не переходить к конфронтации

Каким бы мирным тоном жена это ни говорила, почти наверняка муж будет отстаивать свою версию. Если она нажмет сильнее, он уйдет в глухую защиту и таким образом укрепится в своем образе «крутого папочки» – на контрасте с «занудной матерью». Если жена будет реагировать в той же пассивно-агрессивной манере, отношения могут ухудшиться. Лучшим выходом будет просто оставить супруга обдумывать эту мысль.

Муж: «Я не знаю, о чем ты говоришь. Я положил ее спать, как ты просила. В конце концов, я не видел ее целый день. Расслабься».

4. Проявить настойчивость

Если подобные ситуации возникают вновь, отношения могут дать трещину. Что бы вы сделали на месте жены? Прежде всего, помните: упреки и обвинения лишь подпитывают стремление к пассивному сопротивлению. Более действенный путь – проявлять настойчивость и проводить параллели. Так вы постепенно донесете до мужа, что подобный стиль поведения расстраивает вас, но вы готовы обсудить проблему.

Жена: «Сегодняшняя ситуация напомнила мне о той, которые произошла на прошлой неделе, когда я попросила тебя уложить дочь спать. Тогда я спросила тебя, может быть, ты был сердит на меня? Я подумала, вдруг сейчас ты тоже чем-то недоволен? Не хочешь это обсудить?»

5. Идти навстречу

Пассивно-агрессивное поведение связано с избеганием неприятных чувств и ситуаций. Если ваш партнер ведет себя подобным образом, покажите ему, что ваши отношения – это безопасная зона и ему незачем прибегать к уловкам. Помогите ему осознать, что вас больше расстраивает его способ ухода от конфликта, чем сам конфликт. Борьба с пассивно-агрессивным поведением должна строиться на диалоге. Тогда она может укрепить отношения.

Сигне Уинстон (Signe Winston), социальный психолог, автор блога «Пассивно-агрессивные дневники»

Основные эффекты и принципы реакции на агрессию

Сначала несколько эффектов, которые следует учитывать.

Первый из них – эффект раскрутки агрессии . Если мы не отвечаем на агрессивный выпад оппонента, то мы провоцируем усиление агрессии. Партнеру, как и всему окружению, важно дать понять, какие действия они не должны предпринимать в отношении нас. В этом плане, если мы позволяем одному человеку использовать в отношении себя агрессию, мы даем повод окружающим сделать то же самое. Если вдруг однажды мы даем кому-то из окружающих отпор, то у всех возникает желание проверить – это случайная реакция или закономерность? А почему раньше он не реагировал, а сейчас среагировал? Мы снова провоцируем раскрутку агрессии. В этом плане нужно обязательно отвечать на ту агрессию, которую мы получаем.

Например, известный биологический пример. Если молодой волк, который претендует на роль лидера в стае, кусает старшего вожака, и тот жестко не «откусывается», то что делает вся стая? Вожака растерзают.

Второй принцип, который вытекает из первого, эффект добивания по оправданию . В момент агрессии, направленной на вас, – запрет на любые оправдательные интонации. Знаете, очень часто корректные люди хотят немножко смягчить ситуацию, и начинаются варианты: «Ну подождите! », «Зачем же вы так?», «Давайте мы с вами будем общаться культурно», «Давайте искать зоны компромисса» . Вот такое поведение воспринимается агрессором как слабость! Помните, что в ситуации сложных переговоров любая попытка занять конструктивную позицию воспринимается как слабость. Человек сначала проверяет нас на крепость. Не важно, как он это делает – сознательно или не осознанно.

Вместо оправдания можно использовать контролируемую паузу. Это еще один принцип реакции на агрессию. Только с этим видом реакции необходимо разобраться подробнее. Длительная неуправляемая пауза в ответ на агрессию часто создает у нападающего человека ощущение замешательства оппонента. А если пауза сопровождается еще и бегающими глазами, суетливыми движениями рук, нечленораздельными звуками, агрессор будет продолжать атаку. Он воспримет такие сигналы как подтверждение успешности собственных действий.

Однако это не значит, что пауза невозможна. Помните, у Сомерсета Моэма в «Театре»? «Не бери паузу! Но если взял, тяни как можно дольше. Чем больше артист, тем дольше у него пауза!» Если вы не нашлись, что сказать, сделайте паузу контролируемой. Смотрите на собеседника, не опуская глаз, используйте мимику, сделайте все, чтобы из вашего молчания оппонент сделал нужные вам выводы. Не случайно говорят, что самообладание – это когда вместо того, чтобы повысить голос, приподнимаешь бровь. В завершении паузы, выбрав приемлемый вариант действий, переведите ситуацию в конструктивное русло.

Теперь по основным принципам. Первый принцип – принцип краткости . Он говорит о необходимости равного диалога. Помните, как часто человек начинает отвечать издалека? Начинает очень длительно обосновывать свою мысль или контрход? В таких ситуациях держите в сознании известную метафору: «Поручик, вы за кого?» – «Я – за!» – «Ваше политическое кредо?» – «Всегда!» Если мы подбираем прием работы с контрагрессией, если мы знаем, что мы хотим сказать, ответ должен занимать примерно столько же времени, сколько сказанная вам фраза. Удержите ситуацию во времени переговоров как «ход на ход».

Кто такой зануда? Это человек, который на вопрос «Как дела?» в самом деле останавливается и начинает вам подробно о них рассказывать!

Второй принцип – снижения энергии . Встречный ход должен понижать накал эмоций, уменьшать желание партнера продолжить агрессию. Агрессия не может быть выключена нажатием тайной кнопки, этой эмоцией надо управлять. Негативные эмоции обладают свойством липкости, у них очень большая инерция, поэтому одним приемом ее не снять, но обозначить конструктивную динамику можно и нужно.

Из книги Занимательная психология автора Шапарь Виктор Борисович

Основные принципы общения с людьми 1. Обвиняя человека в чем-либо, вы только вызываете в нем внутренний протест. Поэтому вместо того, чтобы обвинять людей, попытайтесь понять их.2. Дайте человеку возможность удовлетворить свое тщеславие. Пусть благодаря вам он почувствует

Из книги Книга стервозной мудрости автора Рыбицкая Наталья Борисовна

Основные принципы мудрой женщины Трудно сказать, что именно движет женщиной, находящейся во власти сильных эмоций – разум ли, чувства ли… Но ясно одно – чтобы не утратить авторитет мудрой и рассудительной дамы, даже в самой критической ситуации стоит придерживаться

Из книги Теории личности автора Хьелл Ларри

Основные принципы гуманистической психологии Термин гуманистическая психология был придуман группой персонологов, которые в начале 1960–х годов под руководством Маслоу объединились с целью создания жизнеспособной теоретической альтернативы двум наиболее важным

Из книги Нервность: ее духовные причины и проявления автора Авдеев Дмитрий Александрович

Основные принципы православной психотерапии 1. Исповедание Православной веры и привнесение ее спасительной Истины и духовной чистоты в лечебный процесс. Психотерапевты, соприкасаясь с душой своего подопечного, должны иметь чувство благоговения, ибо каждый человек –

Из книги Этикет: Краткая энциклопедия автора Коллектив авторов

Из книги Быстрое изучение иностранного языка от английского до японского автора Байтукалов Тимур Алиевич

Основные принципы Ваша цель В последние годы появилось море различного материала для изучения иностранных языков. И любой человек (особенно решивший изучить свой первый иностранный язык) часто не уверен, с чего начать этот путь: купить учебник, аудио-, видеокурс или

Из книги Прорыв! 11 лучших тренингов по личностному росту автора Парабеллум Андрей Алексеевич

Основные принципы (продолжение)

Из книги 40 исследований, которые потрясли психологию автора Хок Роджер Р.

Основные принципы. Сферы жизни Условно нашу жизнь можно разделить на восемь сфер, каждая из которых гармонично встраивается в общую

Из книги Стой, кто ведет? [Биология поведения человека и других зверей] автора Жуков. Дмитрий Анатольевич

Из книги ШИЗОИДНЫЕ ЯВЛЕНИЯ, ОБЪЕКТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И САМОСТЬ автора Гантрип Гарри

Из книги Очерки по психологии бессознательного [сборник] автора Юнг Карл Густав

IX. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ЭГО-ИДЕНТИЧНОСТИ Эго - ядро подлинности в человеке Ясно, что психоаналитическое исследование неумолимо толкает нас к абсолютным истокам, к самому началу человеческой личности. Фактически наш интерес должен простираться даже до внутриутробного

Из книги Путь наименьшего сопротивления автора Фритц Роберт

5. Основные принципы лечения Прежде чем приступить к разрешению вопроса о том, как справиться на практике с ассимиляцией коллективного психического, необходимо выяснить, в чем заключается неправильность этих двух вышеописанных путей. Мы видели, что ни один из них не

Из книги Альтернатива терапии. Творческий курс лекций по процессуальной работе автора Минделл Эми

Часть первая Основные принципы

Из книги Как располагать к себе людей автора Карнеги Дейл

Основные принципы В конце занятия дона Карлетта резюмировала несколько основных положений этого обсуждения:Общая картина. Осознание «большого заигрывания» помогает нам иметь ясное представление о наших реакциях и видеть, как эта информация подходит к большей картине

Из книги Лечение творчеством автора Некрасова Юлия Борисовна

Основные принципы преодоления беспокойства 1. Живите в «формате» сегодняшнего дня.2. Если вы столкнулись с проблемой, спросите себя: «Что может произойти в самом худшем случае?» – и приготовьтесь смириться с неблагоприятным сценарием.3. Подумайте, как можно было бы

Из книги автора

Основные принципы работы 1. Системообразующий принцип – коммуникативный. Как известно, наша речь есть прежде всего акт коммуникации, общения с партнерами. Основное в речевой коммуникации – коммуникативное состояние, которое возникает из потребности определенным

Наталия, приветствую!
Этот вопрос и как любой другой из области управления эмоциональным интеллектом... можно решать по разному... задавать ряд вопросов... но я предлагаю сделать одну оч простую методику... мне она тож очень хорошо помогает в различных ситуациях. Она состоит из шести пунктов и заполняется необходимое количество раз, пока не возникнет новый сценарий поведения в данной сложной ситуации.
Надо заполнить следующее: пункт №1. Какая ситуация. (например, Я болезненно реагирую на агрессивные выпады в мой адрес) ситуация описывается просто, понятно и конкретно, чтобы избежать двусмысленности. Пункт №2. Какие чувства я испытываю в этой ситуации. (например, злость, раздражение, обида, сомнения) Пишите не менее 3-х чувств. Пункт №3. Какое желание возникает у меня в этой ситуации. (например, Я хочу доказать человеку, что он неправ). Пункт №4. Какое убеждение возникает у меня в этой ситуации. (например, Я не заслуживаю такого отношения в свой адрес) Убеждение - это некий аргумент, которым мы руководствуемся для решения, как действовать по отношению к себе и окружающим. Пункт №5. Какой стимул/внутренний призыв меня толкает к действию. (например, "Докажи ему, что он не прав!" или "НЕ ДАЙ СЕБЯ УНИЗИТЬ!") Стимул это некий призыв к действию, можно сказать, что это сообщаемый самому себе лозунг, он содержит в себе побудительный глагол. Пункт №6. Какой результат я получаю в итоге этой ситуации. (например, я получила конфликт и чувствую себя уставшей и опустошенной). результат тоже описывается понятно и конкретно.
Вот весь этот алгоритм. Сначала опишите ситуацию, чувства, желание, убеждение, стимул, результат такими, какие они есть на данный момент, т.е. в настоящем времени. Следующим шагом будет заполнение этого же алгоритма, но уже в позитивном ключе. Т.Е. ситуацию оставляете такой же, но на пункте чувства уже пишете те чувства, которые хотели бы испытывать в данной ситуации. дальше заполняете схему задавая себе вопросы: А если в этой ситуации я буду испытывать такие чувства, то какое желание у меня возникнет. Если у меня будут такие чувства, желание, то какое убеждение будет. Если такие чувства, желание, убеждение, то какой будет стимул. Если...., то какой результат.
Заполните эту схемку несколько раз, уже ориентируясь на логику последовательности, пока не изменится сама формулировка ситуации (например, меня пытаются провоцировать)
На заполнение этой методики уходит не более 15 минут... а результативность оч высокая... если что не будет получатся или будут доп. вопросы, то готов на них ответить!


Любому из нас приходится иногда сталкиваться с человеческой грубостью и выслушивать в свой адрес обидные слова и выражения. У кого-то напряженная обстановка царит дома, а кому-то сильно не повезло с работой, где преобладает скандальная атмосфера, готовая в любой момент взорваться потоком брани и оскорблений. Так как отвечать на грубость и хамство?

Зачем нужно отвечать на грубость, а не молчать?

Психологи установили, что каждая агрессивная выходка со стороны порождает в нормальном человеке аутоагрессию, со временем выливающуюся в депрессивное настроение, снижение работоспособности, заниженную самооценку и т.п. Такая реакция организма не несет с собой ничего хорошего, а, следовательно, нужно учиться эффективной защите от проявлений чужеродной агрессии и правильной реакции на нее.

Причины грубого поведения


Одной из наиболее частых причин грубых нападок на человека является его недостаточно развитая . Такие люди гораздо чаще становятся жертвами хамства, чем сильные и уверенные в себе индивидуумы. Хамы и грубияны отличаются довольно хорошо развитым чутьем и никогда не станут связываться с тем, кто сможет дать им достойный ответ.

Если же перед ними человек из другой категории, то почему бы не позабавить себя и не сказать ему что-нибудь грубое. Чаще всего в число обиженных попадают следующие типы людей:

  • высококультурные и воспитанные в старых традициях;
  • обладающие заниженной самооценкой;
  • старающиеся избегать конфликтных ситуаций;
  • с высоким чувством вины;
  • опасающиеся задеть и обидеть других людей.

В данной ситуации реакция на грубость может быть разной, но предварительно следует поработать над собственной , чтобы не быть постоянной жертвой плохо воспитанных граждан. Обретение внутренней силы навсегда избавит от сторонней агрессии, ведь сильный человек не может быть объектом для нападок.