Что помогает общению. Что помогает человеку общаться и передавать опыт? Что помогает и что мешает общению…

Почему с одними людьми нам легко общаться, а с другими - трудно? Отчего с кем-то мы ладим, а с кем-то все время ссоримся? Понятно, гораздо проще наладить взаимоотношения с человеком, с которым существуют так называемые точки соприкосновения. Прежде чем устранять разногласия, необходимо выяснить их причины, и только после этого налаживать отношения с собеседником.

В искусстве общения очень важно уметь выслушать и понять того, с кем вы говорите. Объяснив людям свои намерения и соображения, из которых вы при этом исходите, вы сумеете предотвратить множество недоразумений, ссор и конфликтов. Честность в разговоре с собеседником часто оказывается единственным выходом из конфликтной ситуации. Но правда должна высказываться не для того, чтобы унизить собеседника, а, наоборот, с целью возвысить его же в собственных глазах и прояснить вашу позицию.

Что мешает и что способствует общению? Причины непонимания между людьми могут быть разные: политические, религиозные взгляды, мировоззрение, психологические особенности. Однако основная причина кроется в неумении услышать собеседника. Важнейшая часть процесса общения - умение слушать. Если человек внимательно слушает своего собеседника, значит он воспитан, вникает в проблему говорящего и как бы помогает ему правильно формулировать свои мысли. Процесс общения сложен, на него влияют различные факторы: настроение, стечение обстоятельств, характер человека, его коммуникабельность или, наоборот, застенчивость. В зависимости от вида общения, формального или неформального, необходимо правильно выбирать манеру поведения, тон, жесты, слова и выражения.

Неформальное общение - это общение дома, с родителями и друзьями; формальное - на работе, во время учебы, с малознакомыми людьми. В общении мы нередко допускаем то, что мешает взаимопониманию. Это использование обидных слов и выражений, оскорбительных прозвищ, ненужных сокращений. Способствуют налаживанию межличностных отношений знаки внимания, способные успокаивать и оказывать длительное воздействие. "Здравствуйте", "спасибо", "пожалуйста", "извините"... - эти простые слова имеют власть над нашим настроением. Очень важно, чтобы они всегда присутствовали в общении людей на работе, в общественных местах, употреблялись в семье.

Так что же такое культура общения? Если человек грамотно излагает свои мысли, умеет себя вести, с уважением относится к собеседнику, мы говорим о том, что этот человек владеет культурой общения.

Существуют правила, выполнение которых помогает наладить хорошие отношения с людьми:

  • Общение на равных, без грубости и подобострастия.
  • Уважение личного мнения собеседника.
  • Отсутствие желания выяснять, кто прав, а кто виноват.
  • Общение на уровне просьб, а не приказов.
  • Поиск компромиссных решений.
  • Умение ценить решение другого.
  • Умение принимать опыт других.

Если человек не знает, как вступить в разговор, то следует выбрать любую интересную тему для беседы и время, когда человек, к которому обращаются, не занят какой-нибудь работой. Всегда следует помнить, что другой человек - не такой, как вы, и нужно уметь взглянуть на вещи его глазами, особенно в конфликтных ситуациях.
Уважительное отношение к человеку невозможно без уважения его точки зрения, даже если она не сходится с вашей. Воспитать в себе уважительное отношение к людям можно только в том случае, если научишься видеть в каждом человеке индивидуальность, то есть те черты характера, которые присущи только ему.
Каждый из нас достоин уважения. Уважая другого, вы уважаете себя, поэтому, если у вас с кем-то не сложились отношения, в вашей власти приложить усилия для того, чтобы привести их в порядок. Психологи дают хороший совет, который заключается в следующем: не забывайте об интересах вашего собеседника. Ваш живой и искренний интерес к тому, чем он интересуется, вызовет у него оживление и энтузиазм.
Существует несколько важных правил ведения открытого и честного разговора с "неудобным собеседником", которые надо знать и взрослым, и подросткам:
Используйте "язык-Я". Начиная фразу со слов: "С моей точки зрения..." или "То, как я это вижу...", вы смягчите разговор и покажете собеседнику, что высказываете лишь свою точку зрения, не претендуя на истину в последней инстанции. Тем самым вы признаете его право иметь собственное мнение. Наверняка вас выслушают гораздо спокойнее и внимательнее.
Старайтесь говорить о конкретном случае или поведении, не переходя на обобщения. Например, никоим образом не помогут обобщения вроде: "Не было случая, чтобы ты вовремя приходил домой (сделал уроки)". Такое начало разговора даст подростку возможность уйти от обсуждаемой проблемы. Он начнет вспоминать и доказывать, что когда-то он что-то делал вовремя.
Постарайтесь показать собеседнику, что его поведение в первую очередь мешает ему же самому. Для того чтобы создать условия, при которых взрослый или подросток захотел бы изменить свое поведение, необходимо попытаться объяснить, как много они теряют в жизни из-за своего собственного поведения.
Предложите собеседнику изменить манеру поведения. Объясните ему, что конкретно он может сделать в данной ситуации для того, чтобы исправить ее. Вполне возможно, что, поскольку вы не хотите его обидеть, вам будет довольно трудно высказать ему правду. Однако помните: промолчав, вы можете нанести ему вред.

Беседуя с подростком или взрослым человеком, не рассчитывайте, что вас сразу поймут или согласятся с вами. Если в разговоре собеседник обидится на вас, не бойтесь еще раз терпеливо объяснить ему свою точку зрения. Внимательно приглядывайтесь к его реакции на ваши слова. Постарайтесь добиться взаимопонимания, используйте возврат к сказанному, переспрашивайте и поддакивайте, не забывайте о проясняющих вопросах и о подведении итогов услышанного... Конечно, кому-то такое налаживание отношений может показаться делом слишком долгим, однако все это отнимет гораздо меньше времени, сил и эмоций, чем общение типа действие-противодействие, поскольку такой разговор вообще не дает никакого результата.

Чаще всего честность - лучшая политика в отношениях с людьми. Удивительно, как часто мы начинает общение с хитроумных стратегий и тактик, забывая попробовать сначала просто высказаться начистоту. Честный диалог - самое эффективное, простое и надежное средство для превращения конфликта в сотрудничество.

В этой главе уже говорилось о том, что при воспитании детей целесообразно поощрять их доминантную и вспомогательную функции. Все мы знаем, воспитание оказало глубокое воздействие на нашу сегодняшнюю приспособленность к жизни. Но случалось ли вам задумываться над вашими жизненными обстоятельствами с точки зрения развития типа? Дети, следуя своим природным склонностям (при условии поощрения со стороны взрослых), развивают все свои функции и со временем становятся полностью дееспособными людьми. Те же дети, кому мешали проявлять их врожденные таланты, могут вырасти неуверенными в себе, не разбираться в своих склонностях и в своем восприятии мира; а подобная неясность может повлиять на все стороны их дальнейшей жизни, в том числе и на профессиональную ориентацию.

Чаще всего родители и педагоги ценят в детях те качества, которыми обладают сами. И напротив, их могут ввести в заблуждение и даже вызвать их неодобрение поступки, которые им непонятны в силу особенностей их собственной натуры. В такой реакции нет злого умысла, да и умысла вообще. Дело только в том, что нам проще и приятнее общаться с теми, кто похож на нас, потому что мы легче их понимаем.

Мы знаем женщину, которая в детстве отдавала много времени играм с воображаемыми друзьями. Она жила в провинции, на ферме, и (насколько мы себе уяснили) повседневные заботы фермерского хозяйства ее не увлекали. Она придумывала себе товарищей по играм, которые в ее воображении разговаривали с ней, контактировали, а порой даже вели себя не так, как ей хотелось бы. В такой ситуации некоторые родители (в особенности доминантные сенсорики) могли бы испугаться: у ребенка, мол, появились галлюцинации. К счастью, родители Ребекки только радовались тому, что их дочь сама находит для себя увлекательные безвредные занятия. Сейчас Ребекка - писательница, ее романы пользуются успехом, и она считает, что во многом обязана своими достижениями детству, наполненному воображением.

Конечно, не все истории имеют счастливый конец. Знаем мы и еще одну молодую женщину по имени Эрика. Она - ярко выраженный доминантный логик: хладнокровна, независима и ничего не делает напоказ. Как выяснилось, родители Эрики - доминантные этики. Им было трудно мириться с ее отстраненным отношением к миру, и они задавались вопросом, не виноваты ли в этом они сами. Хотя они всячески отрицали свою собственную потребность в душевном тепле, все же они невольно давали девочке понять, что желали бы видеть ее иной. Несмотря на то, что родители не старались активно менять характер Эрики, она рано начала сомневаться в себе. Ей повезло: определение типа личности сняло камень с ее души.

Если у вас есть ребенок, вам наверняка кто-нибудь когда-либо говорил, что вы ломаете своего ребенка. Признаемся честно: оба мы - этики, и при этом родители! Но мы вовсе не утверждаем, что вы что-то делаете неправильно; просто человеку легко забыть, что его дети могут быть не такими, как он, равно как и сам он может значительно отличаться от своих родителей.

Если вы столкнулись с этой проблемой, вам было бы полезно задуматься о том, как воспитывали вас. Это не означает, что вам непременно нужно определить типы ваших родителей и педагогов. Просто вспомните детство. Какие природные способности проявились у вас в раннем возрасте? Как воспринимали окружающие ваши действия? Считаете ли вы, что они вам помогали развивать вашу доминантную функцию, или же они ожидали от вас несвойственного вам поведения? Очень многие в зрелом возрасте поразительно похожи на самих себя в детстве, но кому-то приходится пережить нелегкое время, когда их истинная индивидуальность встречает неприятие окружающих или недостаток понимания с их стороны. Дети особенно трепетно относятся к ожиданиям близких и зачастую подавляют присущие им от природы преференции, чтобы найти одобрение с их стороны и быть принятыми.

Жизненные обстоятельства могут быть либо благоприятными, либо неблагоприятными для правильного развития типа. Помимо родителей и наставников, на нас влияют родственники, товарищи, культура, к которой мы принадлежим. Вдумайтесь: более 50% американцев составляют экстраверты-сенсорики. Интровертов-интуитов в США всего лишь около 4%. Сама культура пропитывает нас уверенностью в том, что первый тип (ориентированность на действие, коммуникабельность, деловитость) предпочтительнее второго (вдумчивость, углубленность в себя, сложность мышления, творческие процессы).

Человек не может жить отдельно от общества, ему необходимо постоянное общение с другими людьми, обмен информацией, только тогда он будет саморазвиваться и иметь должный уровень социального воспитания.

При общении люди стремятся достигнуть взаимопонимания, но как известно это достаточно сложный процесс, так как у всех разные характеры, видение мира и собственное мнение. Нам естественно проще общаться с теми, с которыми мы имеем схожие интересы.

Для того, чтобы наладить отношения с разными людьми, необходимо научиться внимательно слушать и понимать собеседника. Избежание конфликтов достигается честностью и вежливостью в разговоре. Непонимание может быть вызвано разными причинами: психологическими, религиозными и так далее. Но главная причина - неумение воспринимать собеседника, слушать и слышать его, быть поглощенным в его проблему. Но бывают такие жизненные ситуации, что как бы внимателен ты не был к говорящему, ты отвлекаешься и теряешь нить событий, что ведет к непониманию и в итоге к ссоре. Это может быть обусловлено несколькими факторами – например, настроение, особенности характера человека, окружающая обстановка.

Несомненно следует учитывать и форму общения – формальное либо неформальное. В зависимости от этого необходимо тщательно относится к выбору тона разговора, жестикуляции и манере поведения.

Так или иначе культура общения – это уважительное отношение к собеседнику, грамотное изложение своих мыслей, честность и умение вести себя. Человек, обладающий культурой общения – достойный собеседник.

Искусство слушать

Чтобы научиться говорить, необходимо научиться слушать. Приведенные ниже приемы помогут вам овладеть этим навыком.

Обрати внимание на то, как ты слушаешь

Не кажется ли тебе, что ты слишком быстро делаешь выводы о людях? Может, часто перебиваешь, не даешь высказаться? Осознание своих привычек поможет тебе не допускать подобных ошибок.

Не уходи от ответственности

Она двусторонняя, так как в разговоре участвуют двое. Необходимо показать, что ты понимаешь, слышишь и слушаешь собеседника. Этого можно добиться, задавая уточняющие вопросы и поддерживая беседу.

Будь внимательным

Поддерживай с собеседником визуальный контакт, одновременно следя, чтобы твой взгляд не казался навязчивым и враждебным. Жестами показывай, что тебе интересен разговор. Помни, что беседовать интересно и «живым» оппонентом.

Сосредоточься на том, что говорит собеседник

Это требует усилий, так как внимание держится не более одной минуты. Постарайся ликвидировать все помехи (компьютер, телевизор, радио).

Будь восприимчив не только к словам, но и чувствам собеседника

Помни, что люди иногда могут «кодировать» чувства в соответствии с принятыми в обществе нормами.

Старайся быть наблюдательным

Следи за невербальными сигналам собеседника, ведь эмоции часто красноречивее слов. Наблюдай за выражением лица собеседника – на нем можно прочесть многое.

Будь доброжелателен к собеседнику

Любые отрицательные эмоции с твоей стороны вызовут негатив и у говорящего, он может «закрыться» и свести беседу на нет.

Слушай самого себя

Если поведение и речь собеседника затрагивают твои чувства – не стесняйся выражать их.

Уметь вовремя сосредоточиться на каком-либо занятии – очень ценное качество, обладая которым вы сможете достичь хороших результатов в той или иной сфере.

Вы наверняка замечали, что часто чрезвычайно сложно сосредоточиться на работе или учебе, как бы вы этого ни хотели. Поэтому навык концентрации внимания на определенном задании – нужный и полезный.

Мы приведем несколько советов, которые расскажут, как сосредотачиваться на работе в максимально быстрые сроки.

Понимание вашей цели . Для того чтобы ваше внимание не рассеивалось на всевозможную бесполезную информацию, постоянно поступающую в мозг, вам необходимо в бесперебойном режиме держать цель у себя в голове (читайте - Как правильно ставить цели ). Чувство цели будет мотивировать вас прилагать максимум усилий для ее достижения. Вам необходимо прокручивать мысли о том, что произойдет, когда ваша цель будет достигнута. В таком случае, все действия будут максимально эффективными, и ничто не сможет вас отвлечь от процесса движения к желаемому результату.

Реалистичность цели. Невозможность сосредоточиться часто обусловлена расплывчатой задачей. Когда ваша цель неконкретная и труднодостижимая, есть большая вероятность, что вас ожидает провал по причине того, что вы не сможете сконцентрировать внимание на процессе движения к результату. Когда же у вас есть вполне реальная цель, вы сможете всегда определить, на каком этапе вы находитесь. А это будет мотивировать вас прилагать все усилия для приближения к победному концу.

Установка обязательств. Независимо от того, укладываетесь ли вы в определенные временные рамки или нет, вы должны давать себе внутреннее распоряжения об обязательном выполнении поставленной задачи. Если вы бросаете работу на полпути, то вряд ли сможете достичь хорошего результата в выбранной сфере.

Быстрое начало. Для того чтобы ваш рабочий день был эффективным, вам нужно с самого утра задать ему деловой темп. Сделать это несложно, достаточно приступить к выполнению задачи, как только вы оказались на рабочем месте. Пусть вас не отвлекают ненужные мелочи. Помните, хорошее начало повлечет за собой очень продуктивный день.

Умение делать перерывы. Исследователи возможностей человеческого организма пришли к выводу, что продуктивность труда имеет циклический характер. Для того чтобы влиться в рабочий процесс среднестатистический человек тратит около 10-15 минут. Последующие полчаса являются наиболее эффективными. По прошествии 45 минут с того момента, как вы приступили к выполнению задания, наступает стадия постепенного истощения. Поэтому, для того, чтобы максимально сосредоточиться на учебе или работе необходимо делать десятиминутные паузы между стадиями трудового процесса. Это позволить вам поддерживать свою работоспособность на самом высоком уровне. Не нужно «зашиваться» на каком-либо деле, но в то же время не следует расслабляться. Постарайтесь привыкнуть к режиму, когда вы работаете час и отдыхаете 10 минут.

Музыкальное сопровождение. Здесь у психологов нет однозначного мнения. Некоторым музыка помогает сосредоточиться, других же наоборот раздражает или отвлекает. Все это сугубо индивидуально, однако можно выделить определенные закономерности. Например, церковная музыка способна вселить в вас уверенность и помогает расслабиться. Классические произведения пробуждают творческие способности у личности, открывают новые области познания и помогают сконцентрироваться. Современные жанры абсолютно по-разному оказывают воздействие на продуктивность труда. Так, к примеру, джаз и соул могут, как стимулировать работоспособность, так и настраивать слушателя на романтическое настроение. Что касается рока и металла, то эти направления могут вызвать подавленность у одних людей, а других вдохновить. К тому же, если вам мешают внешние шумы, то музыка станет для вас спасением.

Тренировка остроты чувств . Стабильные упражнения на совершенствование остроты чувств могут оказаться тем навыком, что помогает сосредоточиться . Вы можете тренировать обоняние, зрение, осязание, слух и вкус различными интересными способами. Постоянное посещение парфюмерных магазинов может отшлифовать ваш навык узнавать тот или иной запах. Сами не заметите, как через короткий промежуток легко сумеете отличить Босс 6 от Шанель Алюр. Кроме того, попробуйте угадывать, что вам подали на завтрак, используя только ваш нос. Для концентрации и усиления силы зрения отличным способом будет наблюдение за движением секундной стрелки. Если идете по улице, старайтесь замечать самые незначительные детали в окружающей обстановке: номера автомобилей, одежду прохожих, названия магазинов (пройдите тест на внимательность и наблюдательность ). Для того чтобы обострить ваше осязание, попробуйте сравнивать различные материалы по фактуре, температуре, плотности и т.д. Развивайте слух следующим образом: прогуливаясь по городу, вслушивайтесь в едва заметные звуки, которые заглушает городской шум. Это может быть лай собаки или еле слышная мелодия. Кроме того, хорошим упражнением будет мысленно выделять один инструмент из оркестра, и стараться слушать только его партию. Тренировать вкус тоже довольно легко. Купите много сортов яблок и откусывайте по чуть-чуть, при этом осознавая, чем один сорт отличается от другого. Найдите дома пакетики со специями и стимулируйте вкусовые рецепторы, угадывая ту или иную приправу.

Что мешает сосредоточиться

Посторонние звуки. Часто случается, что невозможность сосредоточиться вызвана окружающим шумом. Это может быть раздражающая музыка или телевизор. Еще мешают сконцентрировать внимание звуки, доносящиеся с улицы. Для того чтобы снизить влияние этого фактора до нуля, вам лучше перейти в другую более тихую комнату или просто закрыть окно. Кроме того, помешать сосредоточиться могут люди, которые находятся с вами в помещении. Вам следует попросить их сохранять тишину и аргументировать это тем, что заняты важным делом, которое требует от вас максимум усилий и внимания. Помните, что умения сосредотачиваться в шумном месте – талант, которым обладают далеко не все.

Посторонние мысли. Внутренний диалог во время выполнения какого-либо задания – очень вредная вещь, поскольку очень сильно отвлекает от самого процесса. Тревожные переживания по любому поводу не дают возможности сконцентрироваться на работе, ведь они рассеивают мысли в разные стороны. Для того чтобы избавиться от навязчивых внутренних разговоров необходимо прокрутить в голове поставленную цель. Тогда вы сможете настроиться на результат и выполнить задачу максимально эффективно и быстро. Держите перед глазами цель, и это будет мотивировать вас не отвлекаться на посторонние проблемы.

Информационные раздражители. Перед началом или во время работы постоянно существует соблазн отвлечься и оттянуть момент возвращения в рутину. Вы заглядываете на странички в социальных сетях, переписываетесь со знакомыми, читаете не относящиеся к работе статьи и тратите свое время непонятно на что. Планирование станет спасательным кругом для вас. Расставьте приоритеты согласно вашим целям. Если установили для себя определенный объем работы, распишите этапы ее выполнения. Установите для себя временные лимиты на посещение развлекательных и новостных порталов. Делайте это утром перед началом работы или во время перерыва. Не стоит лишний раз отвлекаться от процесса достижения результата, поскольку каждый раз вы будете тратить около 10-15 минут на то, чтобы влиться в деловой темп. Помните, что взяться за все дела сразу значит не выполнить ни одного. Умейте выставлять приоритеты, что станет базисом для сосредоточенной работы.

Настроение. Зачастую, чтобы оправдать свою лень, люди начинают придумывать мифы о «нерабочем настрое» и плохом самочувствии. В большинстве случаев это отговорки, созданные лишь для того, чтобы отлынивать от рабочего процесса. Постарайтесь отбрасывать подобные мысли, думайте постоянно о результате и о том, в какие сроки вам нужно его достичь. Это поможет вам сохранять позитив и активность на рабочем месте и избавиться от прокрастинации . Если уж вы действительно заболели, то лучше приступать к работе после того, как вы полностью поправитесь.

Освещение. Рабочее место, которое плохо освещается, может стать серьезным барьером для эффективного выполнения поставленных задач. Чем более тусклый свет, тем быстрее устают ваши глаза. А усталость приводит к тому, что ваше внимание рассеивается на плохое самочувствие. Подберите для себя лампу, которая будет светить со стороны, противоположной руке которой вы пишите, чтобы не падала тень. Свет должен быть ни тусклым, ни слепящим. Подберите идеальный для вас вариант, и качественное выполнение дел будет вам обеспечено.

Рабочее место. Организация рабочего места дело серьезное! Мягкое кресло или диван абсолютно не способствую концентрации вашего внимания. Для работы лучше подойдет стул, который обеспечит хорошую осанку и удобную посадку. Помните, что ваше место – не для релаксации и психической саморегуляции . Уделите достаточно времени, чтобы обеспечить себе максимально удобные условия для работы.

Теперь вы знаете, как научиться сосредотачиваться и осуществлять поставленные цели быстро и эффективно. Будьте собраны, и успех не заставит себя долго ждать.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .