Гибкое сознание: новый взгляд на психологию развития взрослых и детей. Summary (конспект) книги К

Это был самый сокрушительный момент его жизни. Но во время второго тайма подумал: «Если ты сделал ошибку, тебе придется ее исправить. И я понял, что у меня есть выбор. Я мог упиваться горем, а мог сделать что-то, чтобы преодолеть его». Маршалл собрался и во второй половине матча провел одну из лучших своих игр, внеся существенный вклад в победу своей команды.

Вместо того чтобы позволить этому случаю навсегда покрыть его позором, Маршалл взял над ним верх. Он использовал неудачу, чтобы стать лучше и как игрок, и, по его мнению, как человек. Однако для людей с установкой на данность подобная «потеря лица» может превратиться в неизгладимую, не дающую им покоя травму.

Сухарь

Жил-был конь, настолько маленький и корявенький, что его подумывали усыпить. Жила-была еще целая команда людей - жокей, хозяин и тренер, - также искалеченных жизнью, каждый по-своему. Но благодаря чрезвычайной решимости всем судьбам назло они стали победителями.

История времен Великой депрессии о лошади по кличке Сухарь и ее слепнущем жокее, которые вопреки всем своим бедам стали чемпионами США, легла в основу книги и фильма, знакомого российскому зрителю под названием «Фаворит». Для истерзанной нации эта лошадь и ее жокей превратились в символ того, что с помощью силы духа и стойкости можно преодолеть все.

Не менее трогательна история и самого автора романа «Сухарь: легенда Америки» Лоры Хилленбранд. В свои студенческие годы она пережила жестокий приступ хронически рецидивирующей астении, от которой так никогда полностью и не излечилась, из-за чего нередко оказывалась не в состоянии работать. Но история о «лошади, которая смогла», тронула ее и вдохновила на написание прекрасной прочувствованной истории о триумфе . Книга стала памятником и триумфу Сухаря, и ее собственному.

Если посмотреть сквозь призму установки на рост, и та и другая история - свидетельство того, сколь велика преобразующая мощь усилий. Мощь, способная изменить ваши способности и вас самих как личность.

Большое усилие - большой риск

Если некто знает, что ему чего-то недостает, то может пыхтеть, сколько ему заблагорассудится, без ущерба для своей репутации. Однако если предмет вашей гордости - полное отсутствие недостатков, если вы слывете гением, талантом или самородком, вам есть что терять. Усилия могут принизить вас.

Дебют Нади Салерно-Зонненберг состоялся, когда юной скрипачке было всего десять лет. Тогда она выступила с Филадельфийским оркестром. Тем не менее Надя приехала учиться в Джульярдской школе музыки у великого скрипичного педагога Дороти Делэй, имея целый «комплект» . Ее техника владения смычком и постановка пальцев были крайне неуклюжими, скрипку она держала неправильно, но отказывалась что-либо менять.

Через несколько лет Надя заметила, что другие ученики догоняют и даже обгоняют ее.

А в восемнадцать она пережила настоящий кризис веры в себя. «Я привыкла к успеху, к тому, что в газетах меня называют чудо-ребенком, и вдруг почувствовала себя неудачницей». Этот вундеркинд боялся попыток. «Все, что я испытывала, сводилось к страху провала… Если ты пойдешь на прослушивание и не будешь стараться, если ты реально не готовился, не потрудился как следует и не выиграл, тогда у тебя есть оправдание… Нет ничего сложнее, чем признать: я вложил в это дело всего себя, а результат оказался недостаточно хорош».

Для людей с установкой на данность нет мысли более пугающей, чем та, что можно попытаться и провалиться, не имея никакого оправдания. Эта мысль преследовала Надю и буквально парализовывала ее. В какой-то момент девушка даже начала ходить на занятия без скрипки! А затем однажды, после того как столько лет проявляла терпение и понимание, Делэй заявила своей ученице: «Послушай, если ты на следующей неделе не принесешь свою скрипку, я выгоню тебя из моего класса».

Надя пришла в ужас от мысли, что может потерять учителя. И решила, что честный провал - все же лучше, чем то, к чему она придет, продолжая в том же духе. Она снова начала заниматься с Делэй и готовиться к предстоящему конкурсу, впервые выложилась целиком и, кстати, победила.

Вот что она сейчас говорит: «Теперь я точно знаю, что любимому делу нужно отдавать все силы, работать с полной отдачей. И если это музыка, готовься преодолевать себя всю оставшуюся жизнь».

Каждый ли может добиться успеха?

Все ли люди с правильной установкой способны на великие свершения? Можно ли отправиться в худшую среднюю школу своего региона и научить тамошних школьников высшей математике? Если да, тогда будет совершенно ясно, что с правильной установкой и правильным преподаванием люди способны на большее, чем принято ожидать.

Гарфилдская средняя школа была одним из худших учебных заведений Лос-Анджелеса. Сказать, что ее ученики в ней не интересовались учебой, а учителя не питали иллюзий, что могут что-либо изменить, - это значит ничего не сказать. Но Хайме Эскаланте, прославившийся после выхода в свет фильма «Выстоять и сделать», недолго думая взял да и научил ее подопечных - детей из беднейшего латиноамериканского квартала города - математике на уровне вуза.

Со свойственной ему установкой на рост он задался вопросом: «Как я смогу это сделать?», а не «Смогу ли я это сделать?», а также «Как они лучше всего будут усваивать материал?», а не «Смогут ли они вообще усвоить такой материал?»

Эскаланте не просто преподавал школьникам высшую математику, а смог, вместе со своим коллегой Бенджамином Хименесом, вывести своих учеников на первые места в общенациональном тесте по математике.

В 1987 году Гарфилдская средняя оказалась на четвертом месте в стране по количеству учеников, сдавших тест по программе углубленного изучения математики. Впереди нее оказались только три другие муниципальные школы, причем среди них были средняя школа им. Стайвесанта и средняя школа естественных наук Бронкса - элитные нью-йоркские школы с математическим уклоном.

Более того: большинство учеников школы в Гарфилде получили настолько высокие оценки за этот тест, что завоевали право на поступление в колледж. Всего несколько сотен американских школьников мексиканского происхождения в том году сдали тест на таком высоком уровне. Это означает, что мы, недооценивая способность учеников к развитию, теряем огромный интеллектуальный потенциал.

Enron и установка на таланты

В 2001 году мир бизнеса потрясла новость: Enron - пример для подражания всех корпораций, компания будущего - банкрот. Что случилось? Как такая многообещающая компания могла потерпеть крах? Почему все пошло прахом? Из-за некомпетентности? Или из-за коррупции? Нет. Все произошло из-за установки.

По мнению Малкольма Гладуэлла, обозревателя еженедельного журнала New Yorker, американские корпорации помешались на талантах. И действительно, все гуру из McKinsey в один голос твердили: сегодня корпорациям для успеха требуется установка на таланты. Точно так же как в спорте, настаивали они, самородки бывают и в бизнесе. Точно так же как спортивные клубы выписывают огромные чеки, чтобы заполучить особо талантливого игрока, так и корпорации не должны скупиться при найме гениев.

Как пишет Гладуэлл, «эта “установка на таланты” стала новой религией американского менеджмента». Она легла в основу корпоративной культуры компании Enron и… посеяла семена ее погибели.

Компания Enron усиленно привлекала большие таланты, главным образом людей с «мудреными» степенями и званиями, что само по себе не так уж и плохо. Она платила им большие деньги, в чем тоже нет ничего страшного. Но, полностью доверившись их таланту, Enron допустила роковую ошибку: она создала культуру, боготворящую талант, тем самым побуждая своих сотрудников стремиться выглядеть и действовать необычайно талантливо. По сути, она навязала им установку на данность.

В своей статье Гладуэлл приходит к выводу, что люди, попавшие в условия, при которых их ценят за врожденный талант, начинают переживать угрозу своему имиджу как смертельную опасность. «Они никогда не пойдут на то, чтобы принять меры к исправлению. Они ни за что не согласятся выйти и признать свои ошибки перед инвесторами и обществом. Они скорее солгут». Очевидно, что компания, не способная исправлять свои просчеты, не может процветать.

Если Enron погубила установка на данность, означает ли это, что у компаний, которые живут и здравствуют, имеется установка на рост?

В своей книге «От хорошего к великому» Джим Коллинз говорит, что ключевым для успеха фактором является тип лидера, стоящего во главе организации. Как показало исследование, у всех руководителей, приведших свои компании к величию, имелись определенные общие черты.

Во всех случаях у руля оказывался не харизматичный босс, объявивший себя великим талантом, а человек скромный, постоянно задающий себе и другим различные вопросы и способный принять любой ответ. Это были люди, способные смотреть правде в глаза, признавать провал, даже собственный, и при этом сохранять веру в то, что в конце концов они смогут добиться успеха.

Взаимоотношения: установка и любовь (или ненависть)

Семья Контос подготовилась к свадьбе на славу. Николь Контос в сногсшибательном свадебном платье приехала в церковь на «роллс-ройсе». Архиепископ уже ждал внутри, чтобы провести церемонию бракосочетания в присутствии пары сотен друзей и родственников, слетевшихся со всего мира. Все шло просто идеально. До того самого момента, пока шафер не подошел к невесте и не сообщил ей новость: жених не приедет. Вы можете себе представить, какой это был шок, какая боль?!

Семья, подумав о двух сотнях гостей, решила, что торжественный обед все же должен состояться. А затем спросили Николь: что она будет делать? Проявив невероятное мужество, она надела маленькое черное платье и тоже отправилась на прием, где станцевала соло под музыку I Will Survive. Это был не тот танец, о котором она мечтала, но именно он сделал ее героиней страны - на следующей день о ее полном драйва поступке говорила вся пресса.

Николь погоревала, но не погрузилась в депрессию на долгие годы.

Поступок Николь схож с поступком футболиста, побежавшего в неправильном направлении. Произошло событие, которое могло унизить и заклеймить их навсегда, но эти люди сделали так, что оно их возвысило. И что еще примечательно. Николь много раз повторяла, какой болезненной для нее была полученная травма (еще бы, оказаться брошенной на собственной свадьбе!), но она ни разу не употребила слово «унижение».

Если бы она восприняла случившееся как приговор, подтверждение ее негодности и неполноценности - и почувствовала бы себя униженной, - то сбежала бы и спряталась ото всех. Вместо этого ее чистая, искренняя печаль дала ей силы подпитать себя любовью друзей и родственников и начать процесс излечения. Кстати, а что произошло далее с Николь? Пару лет назад в том же самом свадебном платье и в той же самой церкви она вышла замуж за потрясающего парня. Было ли ей страшно? Она говорит: «Нет. Я знала, что он придет».

Люди с установкой на данность воспринимают тот факт, что их отвергли, как оценку их качеств, как клеймо, которое они теперь будут носить вечно. Будто им вынесли официальный вердикт и написали у них на лбу: «К любви не годен!» Дня не проходит, чтобы они не испытывали обиды и не думали о мести.

У людей с установкой на рост иное восприятие. Им важно понять произошедшее, простить и двигаться далее. Хотя они тоже переживают случившееся глубоко и тяжело, они хотят извлечь из этого урок.

Застенчивость

Что могут рассказать нам о застенчивости установки? Чтобы ответить на этот вопрос, Дженнифер Биэр провела исследование с участием нескольких сотен людей. Она измеряла их установку, оценивала степень застенчивости, а затем попарно знакомила. Весь процесс снимался на камеру, и позже опытные эксперты изучали отснятый материал и оценивали взаимодействие участников эксперимента.

Установка на рост помогает справиться с застенчивостью.

Биэр выяснила, что люди с установкой на данность более склонны к проявлению застенчивости. Это вполне логично. Установка на данность заставляет переживать по поводу того, как вас оценят. Но застенчивых людей было довольно много и среди тех, кто разделял установку на рост. И когда Биэр начала изучать результаты внимательнее, она обнаружила еще более интересные факты.

Застенчивость негативно сказывалась на социальном взаимодействии людей с установкой на данность, но не имела такого эффекта в социальных связях людей с установкой на рост. Оценки экспертов подтвердили: хотя обладатели обеих установок первые пять минут знакомства сильно нервничали, впоследствии люди с установкой на рост демонстрировали более развитые социальные умения, производили лучшее впечатление на собеседников и налаживали с ними более приятное общение.

На это имелись свои причины. Застенчивые люди с установкой на рост смотрели на социальные ситуации как на вызов. Даже смущаясь, они приветствовали возможность познакомиться с новым человеком. А застенчивые люди с установкой на данность, наоборот, стремились избежать встречи с кем-то, кто может обладать более развитыми навыками общения.

Вот как психотерапевт, профессор психиатрии Скотт Вецлер рисует портрет своего клиента Джорджа - человека с установкой на данность. Джордж был невероятно застенчивым, особенно с женщинами. Он так страстно желал производить впечатление человека невозмутимого, остроумного и уверенного в себе и так беспокоился, что может показаться неумелым и нелепым, что просто терял дар речи и вел себя с людьми крайне холодно и сдержанно.

Когда его симпатичная коллега Джин начала с ним флиртовать, он был так взволнован, что начал ее избегать. Однажды в кафе неподалеку от офиса Джин подошла к Джорджу и игриво предложила, чтобы он попросил ее присоединиться к нему. Он не смог придумать достаточно остроумного ответа, чтобы произвести на нее впечатление, и просто сказал: «Мне все равно, можешь сесть, где хочешь».

Джордж, что же ты творишь?! А ведь он просто пытался защитить себя от риска быть отвергнутым и старался не проявить лишней заинтересованности. В определенном смысле ему действительно удалось произвести впечатление - показаться человеком, не заинтересованным в общении.

Со временем Вецлер помог Джорджу преодолеть страх быть оцениваемым. Джордж понял, что Джин не собиралась его осуждать или унижать - она просто хотела узнать его поближе. Теперь он был сфокусирован не на том, какое впечатление он произведет, а на развитии отношений. Он уже был в состоянии поддержать с Джин контакт. Несмотря на смущение, он подошел к ней, извинился за проявленную грубость и предложил пообедать вместе.

P.S.: Подписывайтесь на нашу рассылку . Раз в две недели будем присылать 10 самых интересных и полезных материалов из блога МИФ.

Вызвала смешанную реакцию. Кто-то написал: «Спасибо, актуально». А кто-то заявил, что статья была бесполезная. Мол, ну, да, у моего ребенка установка на данность. А дальше то что с этим делать? Непонятно.

На самом деле, выявить и обозначить проблему – это первый и необходимый шаг . Если вы видите, что ребенок отказывается от сложных заданий, скрывает свои ошибки и промахи, совершенно не воспринимает даже конструктивную критику, ему важнее казаться крутым и умным, чем научиться чему-то– это повод пересмотреть свое поведение и начать серьезную работу. С тем, чтобы установка на данность превратилась в установку на рост. Чтобы заложить основы будущего успеха ребенка.

Итак, что делать, если у вашего ребенка сформировалась установка на данность . Сразу скажу, что волшебного рецепта у меня нет. Нельзя один раз сказать ребенку правильные слова, погладить его по спинке и успокоиться. Для того, чтобы изменить установку, требуется изменить поведение, привычки – свои и ребенка, нужно по-другому выстраивать общение с ним и выработать новые способы реакции на те или иные ситуации.

Я долго и мучительно пыталась заставить себя составить перечень советов. Было сложно. Потому что все проблемы, описанные в предыдущей статье, мы переживаем в нашей семье. У нашего Макса установка на данность. Мы работаем с ней (вернее, против нее:)) уже около года. Прогресс есть и очень серьезный.

К примеру, наш ребенок теперь может достойно переживать неудачу и неуспех. Если раньше, проиграв в какой-то игре или соревновании, он дулся, обижался, кричал, что «теперь никогда и ни за что больше», то сейчас он говорит «давай попробуем еще раз. Что я делал не так? Что мне сделать, чтобы я стал играть лучше?». Да, срывы бывают. Если неудача болезненна (проигрыш младшему по возрасту ребенку, к примеру), то Макс может заплакать. Взахлеб, как маленький. Но через какое-то время подойдет и попросит его потренировать и поучить. Для нас это большой успех.

Остались какие-то вещи, которые требуют внимания и усилий. Постоянное желание Макса быть лучше других. Он жаждет доказательств того, что у него получается выше, красивее, больше, круче… Иногда эти доказательства для него важнее собственного прогресса и роста в том или ином деле. Так что мы не складываем лапки, а продолжаем целенаправленно трудиться над формированием установки на рост. Думаю, что получится.

Ниже советы, которые сработали у нас и, думаю, помогут многим.

1. Хвалите не за способности и интеллект, а за приложенные усилия. Я не первый раз пишу о важности правильной похвалы. Нельзя говорить ребенку «Ах, какой ты у меня умный! Как быстро ты все делаешь! Как здорово у тебя получается!». Нельзя, даже если очень хочется. Почему? – очень просто. Ребенку, конечно, страшно приятно наблюдать ваши восторги, но помимо них он слышит во что: «Если в следующий раз ты сделаешь задание медленнее или ошибешься, значит, не такой уж ты умный и замечательный».

Критерием успеха для него становится быстрота и правильность выполнения того или иного упражнения. А какие упражнения можно быстро и без ошибок выполнить? – Правильно, самые легкие. Похвала за ум и способности формирует у ребенка привычку выбирать самые простые дела и задания. Ведь у них он сможет блеснуть. Неуспех или неудача становятся для него доказательством собственной никчемности, бесталанности и неумности.

Совсем другая картина возникнет, если вы будете хвалить ребенка за усилия, за труд, который он вложил, за упорство в преодолении трудностей, за найденные и исправленные ошибки. Звучит странно. Как, хвалить за исправленные ошибки, а не за их отсутствие? – да, именно так. Быстро и без ошибки? – Скорее всего, задание было слишком легким. Так и скажите ребенку. «Знаешь, дружок, мне кажется, это задание для тебя очень легкое и ты не сможешь ничему научиться, выполняя его. Давай попробуем найти для тебя более интересную задачу».

2. В случае неуспеха дайте ребенку адекватную обратную связь. Многие родители бояться расстроить ребенка, честно рассказав ему о его ошибках. Особенно, если ребенок находится в грусти и печали после какой-то неудачи. Ребенок проиграл в игре или соревновании. Что ему сказать? – Я думаю, ты был самым лучшим. Для меня ты всегда лучший. – Не так уж это и важно, подумаешь, проигрыш. – В следующий раз у тебя обязательно получится!

Обратите внимание, все эти реплики родители, хорошие родители, произносят из лучших побуждений. И все они оказывают ребенку медвежью услугу. В первом случае ребенок понимает, что мама или папа врут. Он же знает, что не был лучшим. Во втором родители обесценивают то, что важно для ребенка. И он учится: то, что у меня не получается, не имеет особого значения. Не получится – я на это плюну, и все. Третий случай самый коварный, казалось бы, все правильно. Подбадриваем и мотивируем ребенка. Но давайте вдумаемся. С чего вдруг у него что-то получится в следующий раз? Потому что он такой способный? Потому что вы в него верите?

На самом деле, как бы жестоко это не выглядело, ребенку стоит рассказать правду. О том, что пока еще он не настолько хорош, чтобы побеждать в соревновании. О том, что ему стоит научиться этому и тому, исправить то и это. Что стоит приложить много усилий. Что если он хочет побеждать, то на тренировки стоит тратить больше времени и учиться на ошибках.

В общем, не утешайте, не успокаивайте. Лучше расскажите, что пошло не так и как это исправить. Вот более подробно об обратной связи в случае неуспеха.

3. Критикуйте, но не оценивайте. Опять же, многие мамы и папы бояться критиковать ребенка. Мол, критика только усугубит ситуацию. Они правы. Критиковать ребенка не стоит. А вот его поведение можно и нужно.

Рассмотрим частую ситуацию: у ребенка что-то не получается, скажем, понять какое-то математическое правило и применить его к решению задачи. Можно сказать: «Да, способностей у тебя к математике ноль. Эх ты, деревянная голова». Это плохо. Это плохо даже в мягком варианте: «Ты у меня гуманитарий».

А вот объяснить ему, в чем, собственно, проблема, почему не получается – надо обязательно. «Милый, ты пытаешься найти ответ, так и не поняв принцип решения задачи. Ты ведь не осознал по-настоящему, каким образом можно построить схему, которая поможет тебе найти решение. Ты торопишься, чтобы поскорее отделаться от домашнего задания. Так дело не пойдет».

Ребенок пытается отбить теннисный мяч. Не выходит. Можно сказать: «Неумеха». А можно показать, почему не получается – не так держит ракетку, слишком поздно ее поднимает,… Чувствуете разницу? Оценочная критика вредит ребенку, внушает ему неуверенность в своих силах. А конструктивная – напротив, помогает ему понять, как добиться успеха.

4. Повышайте стандарты и требования, но не забывайте показать ребенку, как им соответствовать. Это логичное продолжение предыдущего правила. Недостаточно указать на ошибки и недочеты. Важно показать, как их можно исправить.

Самые мудрые учителя и тренеры задают для своих учеников очень высокую планку. Но при этом, не оставляют их в неведении. Они демонстрируют по шагам, поэтапно, как достичь успеха. Они инструктируют и направляют ребенка. Они снабжают его набором инструментов, с помощью которых он может прийти к цели. Делайте то же самое.

5. Покажите пример своим поведение. Один из самых важных пунктов. Бывает, что родители отлично запоминают все правила и очень правильно хвалят, критикуют и направляют ребенка. Но в один прекрасный момент он слышит мамино восклицание по отношению к соседскому мальчику: «Какой же он умница, настоящий талант» или «У, это полная бездарность». И ребенок начинает думать, если мама так оценивает мальчика, то что же она думает о нем. Понимаете, нельзя в отношении собственного ребенка применять одни принципы и правила, а в отношении остальных людей (в том числе и к себе) – другие. Ребенок воспринимает картину мира целиком. И непременно выявит противоречия и несоответствия.

Расскажу историю из жизни. У нашего Макса есть противная особенность. Если что-то пошло не так, то он первым делом ищет, на кого бы свалить вину. Признать свои ошибки для него очень сложно. Серегу эта особенность страшно нервирует и он всеми силами с нею борется.

И вот как-то я слушала очередные мужнины нравоучения и вдруг меня осенило. Так ведь сам Серега никогда в жизни свои ошибки публично не признает. Да, он может чувствовать свою вину, он может жутко переживать – я то знаю. Но если зайдет речь о случившемся, то никогда и ни за что он не скажет прямым текстом, что был не прав – по крайней мере, перед Максом и бабушкой. То ли он считает это ниже своего достоинства, то ли еще что. Но факт остается фактом, Серега всегда оказывается на высоте, а виноваты другие люди или обстоятельства.

Я к этой особенности супруга привыкла и на нее внимания не обращаю. Я знаю, что это показуха. Но Макс то об этом не знает. Он наблюдает, как «папа всегда прав». А папа для него авторитет необыкновенный, выше только звезды.

И получается, что Серега ему говорит одно, а поступает совсем по-другому. Неудивительно, что Макс, который очень хочет быть как папа, продолжает искать виноватых. Поговорила на эту тему с супругом. – Слушай, — говорит. – Ты, наверное, права. Вот блин.

Действительно блин:) Теперь мы взяли за правило время от времени обсуждать свои промахи. При Максе.

А еще мы частенько рассказываем сыну истории выдающихся людей и их успехов. Не в смысле, вот какие они гении, а про их жизненные перипетии, их труды и усилия. Про то, что даже самую большую неудачу можно превратить в выдающийся успех. Про то, что талант без труда ничего не стоит.

А какие секреты по формированию установки на рост есть у вас? Поделитесь!

Недавно я прочитал замечательную книгу профессора психологии Стэндфордского университета Кэрол Дуэк. В оригинале книга называется “Mindset: The new psychology of success” (“Мышление (установки): Новая психология успеха”). На русский название перевели как «Гибкое сознание». Сразу скажу, что эта книга мне очень понравилась. Эта статья содержит обзор книги и некоторые мои пояснения и дополнения к основному содержанию этой работы.

В конце поста я написал несколько своих мыслей, которые развивают и поясняют идеи автора. Поэтому, я надеюсь, что этот пост будет интересен не только тем, кто собирается прочитать книгу, но и тем, кто ее прочитал.

Основные вопросы книги

В своей книге Кэрол Дуэк отвечает на следующие вопросы:

  • Все ли люди рождаются с раз и навсегда определяемыми природой качествами (интеллект, сила, творческие способности, свойства характера) или эти качества можно изменить при жизни?
  • Некоторые люди считают, что талантливым личностям не нужно прилагать никаких усилий для того, чтобы заниматься той деятельностью, которая лежит в сфере их таланта. Этим людям все, якобы, дается легко и без усилий. А если им приходится прилагать усилия, значит, они недостаточно талантливы. Действительно ли это так?
  • Многие люди считают, что человек, лишенный таланта, обречен быть неудачником. И, как бы он ни старался, какие бы усилия ни прилагал, он навсегда останется в тени талантливых везунчиков и никогда не станет таким же успешным как они. Верно ли это мнение?
  • Какие люди на самом деле добиваются большего успеха в карьере, в семейных отношениях, в спорте, в личном развитии: те, кто поддерживают веру в неизменность собственных врожденных качеств (будь то «гении от природы» или люди, убежденные в собственной природной бездарности) или те личности, которые верят, что личные качества можно развивать, какими бы способностями ни наделила этих людей природа?
  • Как влияет на человеческую психологию вера в неизменные человеческие качества? Чем отличается человек с установкой на развитие своих качеств от людей с установкой на то, что качества даны им природой в неизменном виде? Как разные установки могут влиять на успех, личную жизнь, самомнение, реакцию на критику, отношение к другим людям?
  • Как развить в себе, в своих детях, коллегах, учениках те личностные установки, которые отвечают развитию личности и ее врожденных талантов?

Установка на данность и установка на рост

Отвечая на эти вопросы, автор вводит два центральных понятия: установка на данность и установка на рост. Люди с установкой на данность думают про себя: «я такой какой я есть, я не могу меняться, все мои качества предопределены». Люди с установкой на рост считают: «любые качества можно развить. Человек — это не то, чем он является, а то, чем он стал!»

Зачастую имеет место быть смешанная установка. Некоторые люди, например, уверены, что интеллект развить можно, а творческие способности нельзя. Или наоборот.

В своей статье я писал о том, что самым опасным человеческим заблуждением является вера в то, что личность дается нам от рождения, и мы не можем на нее никак повлиять. Я писал, что люди с таким убеждением не используют возможность саморазвития, так как в такую возможность просто не верят.

В результате, они так и остаются на уровне своего «природного развития», тогда как люди с установкой на рост развиваются и становятся более счастливыми и успешными, ведь они знают, что личностные качества можно развить, а характер можно изменить.

В самой основе саморазвития, духовного самосовершенствования лежит вера в развитие собственного потенциала, другим языком, установка на рост. Без установки на рост саморазвитие просто невозможно.

Именно поэтому в одной из первых своих статей я писал, что изменить себя может каждый. В ней я вспоминал, как открытие того, что я могу сделать из себя того человека, которым всегда хотел стать, изменило мою жизнь!

Все мои идеи, можно сказать, произрастают из установки на рост, стремлению к развитию и личностным метаморфозам. Вне этой установки эти идеи не имели бы никакого смысла.

«Зачем развивать себя, зачем , чтобы стать лучше и счастливее, если личность изменить невозможно?» — Могут подумать многие люди.

Такие рассуждения я считаю очень опасными, так как они лишают людей самых лучших возможностей. Но, прочитав книгу Кэрол Дуэк, я понял, что установка на данность — это намного опаснее, чем я думал до этого!

Оказывается, установка на данность не только мешает вашему успеху и самосовершенствованию, но и делает вас менее уверенными в себе, более тщеславными, формирует неспособность адекватно оценивать себя и воспринимать чужую критику. Установка на данность портит ваши отношения, вашу карьеру и ваше счастье.

Люди с установкой на данность, как правило:

  • Плохо контролируют эмоции
  • Боятся неудач
  • Саботируют долгосрочные цели из-за того, что пытаются удовлетворить сиюминутные желания
  • Не могут адекватно оценивать свои достоинства и недостатки
  • Терпят неудачи в бизнесе
  • Завидуют
  • Не умеют адекватно воспринимать критику в свой адрес
  • Не развиваются
  • Подвержены депрессии и хроническому недовольству
  • Зависят от успеха
  • Много оправдываются
  • Винят других людей в своих неудачах. Не могут взять ответственность на себя
  • Боятся перемен
  • Не могут разобраться с проблемами в любовных отношениях. Отношения часто не складываются
  • Не умеют прощать
  • Страдают застенчивостью
  • Находят радость в унижении других людей
  • Транслируют свою установку своим детям, подчиненным, ученикам

Эти качества могут быть вызваны установкой на данность. Правда, это не значит, что любой человек с этой установкой будет обладать такими качествами. Также это не значит, что только установка на данность рождает эти недостатки. Не подумайте, что люди с установкой на рост полностью свободны от этих недостатков. Но между ними и установкой на данность существует большая связь.

Если вы прочитаете книгу, вы поймете, что человеческая вера в неизменность личности, во врожденный талант может породить массу неприятных последствий.

Установка на данность – это прогнивший фундамент человеческой личности, который делает ваше «Я» неустойчивым и шатким, слабым и зависимым. А установка на рост – это крепкая опора вашего здания, которая делает его прочным и позволяет расти ввысь!

Проклятье гениев

Кто-то, прочитав этот список, подумает, что эти беды – только лишь удел людей, бездарных от природы, тогда как гениям, великим дарованиям эти проблемы не грозят, даже если они не верят в то, что личность можно изменить.

Автор книги приводит множество убедительных примеров того, как успех и вера в собственную гениальность губили великих спортсменов, политиков и бизнесменов, даже если эти люди действительно обладали выдающимися способностями!

Высокое самомнение, неприятие критики, страх перед неудачами, нежелание развиваться и прилагать усилия связаны с установкой на данность. И именно эти качества тянули действительно талантливых и способных людей в пропасть неудач. Осознание своей природной гениальности кружило им голову и заставило их забыть о том, что в жизни, чтобы чего-то добиться, недостаточно просто быть гением или талантом, а нужно много работать. Дутая самонадеянность, чувство собственной уникальности, чувство превосходства стали проклятием многих даровитых людей!

В противовес этому, Кэрол Дуэк рассказывает о людях, которые никогда не показывали большого таланта в детстве, но стали выдающимися людьми. И это не просто какие-то посредственности, которым потом и кровью удалось достичь какого-то подобия успеха, которое доступно только истинным гениям и талантам. Это действительно известные художники (Полок), спортсмены (Мухамед Али, Майкл Джордан – самый известный баскетболист в мире!) и бизнесмены.

Кто бы мог подумать, что Майкл Джордан не был золотым ребенком, который уже из детской кроватки закидывал «трехочковый» в корзину. Он не показывал выдающихся достижений в детстве. И, как он сам признается, вся его блестящая карьера – результат упорной работы над собой и длинной череды неудач.

Текст изобилует примерами из жизни разных известных людей. Минусом является то, что книга, скорее всего, первоначально писалась для американских читателей. Поэтому в этих примерах часто фигурируют национальные герои лиги американского футбола или бейсбола, американские бизнесмены, то есть люди, о которых европейский или российский читатель никогда не слышал.

Но из-за этого, как я считаю, эти примеры не становятся менее показательными.

Автор доказывает, что интеллект, характер и даже творческие способности поддаются развитию! И многим людям, которых считают «гениями» на самом деле пришлось хорошо потрудиться, чтобы стать теми, кем они стали.

Почему же установка на данность может таким роковым образом отразиться на жизни и характере человека? Почему она ломает карьеры и рушит судьбы? Я написал вопросы и факты, но не предоставил ответов и объяснений.

Все объяснения вы найдете в этой книге, и я очень рекомендую ее вам прочитать.

Если бы была моя воля, я бы в принудительном порядке выдал бы ее школьным и институтским учителям, тренерам и родителям, чтобы эти люди перестали внушать подрастающему поколению губительную веру в неизменность личностных качеств.

Я верю в исключительную социальную роль этой книги, она может быть очень полезной, как для отдельной личности, так и для общества в целом.

Достоинства книги

Читается книга легко и быстро, несмотря на то, что она достаточно объемная. Язык, структура построения текста, использование примеров – все выполнено на очень высоком уровне. Когда читал, старался учиться блестящей логике развития мысли автора, чтобы улучшить свои навыки написания статей.

Также, должен отметить, отличный перевод, который передал великолепный язык этой книги.

Моя жена, например, посчитала книгу затянутой и ей показалось, что примеров в ней чересчур много и все они раз за разом только повторяют основные идеи Кэрол Дуэк.

Во-вторых, я не вижу ничего плохого в том, чтобы лишний раз проиллюстрировать идеи, которые лежат в основе книги, идеи, которые бесспорно являются важными и значимыми. Все-таки это не учебник по математике и книга повествует не об абстрактных истинах, о которых достаточно услышать один раз, чтобы их запомнить.

Книга говорит о вещах, которые лежат в основе фундамента личности. И чтобы человеку перейти от губительной установки на данность к благотворной установке на рост недостаточно один раз сказать ему, что установка на рост – это круто и полезно.

Как говорит сама

«Нелегко проститься с чем-то, что на протяжении многих лет ты считал своим «я», что служило для тебя источником самоуважения. Особенно непросто заменить его установкой, которая призывает тебя раскрыть объятия для встречи с тем, что ты всегда воспринимал как угрозу: с трудностями, борьбой, критикой и поражениями»

Другими словами, от установки на данность не всегда просто избавиться. Я не говорю, что установку на рост нужно внушить при помощи монотонных повторений. Автор просто подходит к описанию роли наших установок с разных сторон жизни: со стороны отношений, со стороны карьеры, со стороны воспитания детей, со стороны занятий спортом, со стороны дружбы. И в каждом из этих описаний приводит свои примеры.

Это помогает читателю провести параллели примеров книги со своей жизнью и глубже осознать деструктивную роль установки на данность и с этим пониманием двинуться в сторону изменения своих установок. Последняя глава книги называется «как изменить установку». Но, на мой взгляд, само чтение книги уже является изменением установки!

Я перестал верить во врожденные качества и в неизменность характера еще до того, как прочитал эту книгу. Но, несмотря на это, мне было все равно очень интересно ее прочесть, я узнал очень много нового. Тем более, она будет интересна и полезна для людей, которые считают, что себя изменить нельзя и пожинают все горькие плоды этого убеждения.

Чтобы не ограничиваться только обзором книги я, как обещал в начале, хотел бы дополнить и развить некоторые мысли автора и рассказать немного о примерах из собственной жизни.

Дополнения к книге

Депрессия

В одной из глав автор пишет о связи установки на данность и . Когда проводились исследования о поведении студентов, страдающих депрессией, то обнаружили, что студенты с установкой на данность страдают более тяжелыми формами депрессии, чем учащиеся с установкой на рост. Почему?

Студенты из первого множества (установка на данность) опускали руки, когда депрессия настигала их. Они переставали ходить на лекции и учиться и вместо этого оставались дома, где они предавались мыслям о своей никчемности. А ученики из второго множества (установка на рост) ходили на пары, упорно трудились, несмотря на депрессию, так что времени на нытье и жалость к себе у них было меньше (да-да, пример этих людей специально для вас, мои дорогие читатели, которые говорят, что во время депрессии что-то делать ну никак «нельзя»). Естественно, такие действия облегчали симптоматику депрессии.

Я бы хотел провести еще некоторую связь между установкой на данность и депрессией. Многие люди, страдающие депрессией, часто объясняют возникновения заболевания свойствами собственной личности («я всегда был слишком эмоциональным, много волновался и часто зацикливался на себе»). В этом нет ничего страшного, я сам верю в то, что депрессия – это не просто проклятье, которое может поразить каждого, но результирующий эффект свойств вашей личности.

Но опасность состоит в том, что многие из этих людей убеждены в том, что они не могут ничего сделать с собой и излечиться от депрессии. «Я такой человек, я от природы беспокойный и застенчивый, у меня склонность к страданию, я меланхолик. Такой вот я, и поэтому депрессия будет сопровождать меня всегда».

Это в человеке говорит установка на данность. Люди, которые верят в то, что характер можно изменить, пытаются это сделать и часто добиваются хороших результатов и избавляются от депрессии (как это произошло у меня). Но люди, которые не верят в возможность меняться, не делают ничего, разводят руками и только знают, что ныть о том, какие они несчастные.

Роль установок в культуре

Мы с придыханием и восхищением говорим: «он гений», «вот это талант», «человек от Бога», когда слушаем какое-то музыкальное произведение, наблюдаем за чьей-то игрой в рамках спортивных соревнований, читаем литературу.

И когда мы так говорим, мы даже не хотим думать о том, сколько усилий вложил этот человек в свое дело, сколько неудач он потерпел, прежде чем стать таким, каким он стал сейчас.

И так происходит потому, что мы хотим видеть в тех, кого мы обожаем, особенных людей, небожителей, а не обычных мужчин или женщин, которые заслужили свою славу только пОтом и кровью. «Они не такие как мы, поэтому мы ими восхищаемся».

Я абсолютно согласен с тем, что в мире людей все так и происходит. Только хотелось бы немного распространить эту идею на другие фругменты нашей культуры.

Установка на данность очень глубоко укоренилась в общественных взглядах. Я убежден, что вера в гороскопы, знаки зодиака является симптомом установки на данность. Недалеко от этой веры ушла более адаптированная под научную терминологию вера в темпераменты, психотипы.

Когда мы говорим: «Я Скорпион», «Я меланхолик», мы тем самым провозглашаем наличие каких-то неизменных качеств, данных нам от рождения или по воле природы или по воле звезд.
Поэтому я считаю гороскопы и всякие психологические тесты, призванные выявить ваш тип личности вредными распространителями установки на данность.

О гениальности

Автор вскользь касается одной важной идеи, на которой я хочу остановиться. В книге проскакивает мысль о том, что гениев формируют не только феноменальные врожденные способности, но и их одержимость какой-то идеей!

Люди считают, что, если они лишены природных способностей, например, к математике, к игре в шахматы, то им можно даже не пытаться в этой сфере чего-то добиться.

Хотя, дело не только в способностях.

Бобби Фишер – один из самых знаменитых шахматистов в мире, бывший чемпион мира. Это был очень эксцентричный, болезненный человек, поэтому он, должно быть, являлся классическим гением для многих людей, человеком, в голове которого, по их мнению, был установлен шахматный компьютер с рождения.

Но вы знаете, чем занимался Бобби Фишер, когда обычные люди ходили в школу и сидели на уроках? Играл в шахматы, тренировался! А что он делал, когда эти люди выросли и обнимали девушек на задних рядах кинотеатров? Играл в шахматы, девушки его не интересовали!

Он был этим одержим, он сделал свой выбор, шахматы, а не учеба, шахматы, а не девушки! Он тренировался и работал над своей игрой целыми днями, и это позволило стать ему чемпионом мира! Что бы стало с Бобби Фишером, если бы он думал «я гений, мне не нужно тренироваться, чтобы выигрывать». Я думаю, он бы тогда не прошел дальше каких-то мелких городских соревнований.

Гениальность, как мы видим, обуславливается не только большой удачей получить в подарок от природы какой-то особенный мозг. Гений формирует упорная работа и одержимость. Способность пожертвовать многими возможностями и желаниями ради одной цели. И даже многим гениям приходится упорно трудиться, чтобы кем-то стать…

Поэтому не бросайте свои идеи и мечты только потому, что вы считаете, что природа не наделила вас выдающимися способностями. Именно упорная работа позволяет людям достигать своей мечты, а вовсе не врожденные качества. А качества развиваются в ходе этой работы.

Если вы будете развивать все свои способности, не станете сдаваться на достигнутом, то в будущем вы сможете развить в себе такие умения, о способностях к которым вы даже и не догадывались! И тогда, быть может, люди с установкой на данность скажут про вас: «какой талант», «должно быть этот человек одарен от природы»! И они даже не будут догадываться о том, что никакого врожденного дара не было, а были труд и развитие!

Развитие установки

Последняя глава книги называется «Развивайте свою установку». Глава дает хорошие советы, как можно развить установку на рост в своих детях, учениках и друзьях.

На мой взгляд, хорошим способом развить в людях установку на рост — это рассказывать им о роли труда, усилий, анализа ошибок в успехе любого начинания на чьем-то примере или на своем собственном.

В своем я рассказал о том, как после прочтения книги я применил прием из нее на своих соседях, которые мешали мне спать. Здесь я продолжу эту традицию и расскажу, как я попытался научить своего коллегу по работе установке на рост.

Мой коллега находится сейчас в поиске работы, но дела с этим у него идут не очень. Как мне кажется, это происходит потому, что он ленится и считает, что работа должна сама находить человека.

Несколько дней назад он стал говорить о том, что «работа никак не ищется». Я спросил: «неужели работу так трудно найти?» Мой коллега, квалифицированный молодой специалист, ищет работу в Москве и поэтому его слова вызвали недоумение у меня. Мне казалось, что проблем в поиске работы быть не должно для него.

На мой вопрос он ответил: «Может тебе найти и легко. Ты ловкий и умеешь болтать языком. А я не могу найти, потому что я не такой человек».

Вот она установка на данность в действии! Его слова можно перевести как: «есть проблема, но она в принципе нерешаема, потому что я такой человек! От меня ничего не зависит». Установка на данность лишает людей чувства ответственности и способности как-то повлиять на ситуацию. «Я такой человек, что я могу сделать?»

(Примечание 23.01.2014:Именно поэтому, на мой взгляд, установка на данность так притягательна и от нее бывает так сложно избавиться. Мне кажется, что часто многие люди верят в невозможность измениться не потому, что им это мнение навязали, а потому, что они хотят в это верить. Признание того, что все качества можно изменить, оборачивается ответственностью за все, что с человеком происходит. Раз ты можешь все изменить, значит ты за все отвечаешь, значит только ты виноват в том, что твоя жизнь сложилась так, а не иначе. У тебя была возможность изменить себя и свою жизнь, но ты ей не воспользовался. А установка на данность помогает снять эту ответственность с себя. «Я такой человек, я таким родился, мне просто не повезло, я ни в чем не виноват. Я ленивый, глупый, бездарный, что я могу с собой поделать? Поэтому я бы хотел добавить автору, что развивая установку на рост нужно также развивать чувство личной ответственности в человеке. Эти две вещи идут рука об руку»)

Сначала я объяснил коллеге, что его проблема связана не с тем, что он такой человек, а с тем, что он, возможно, что-то неправильно делает. Естественно, я не стал рассказывать про установку на данность и установку на рост, хотя накануне закончил чтение книги об установках. Вместо того, чтобы прибегать к теории, я рассказал коллеге, что, прежде чем устроится на настоящую работу, я год(!!!) , параллельно с этим работая на другой работе.

Я посетил собеседований 50 и сначала не получал ничего кроме отказов. Отказ за отказом. Но я постепенно набирался опыта, и мои выступления на интервью при приеме на работу становились все лучше и лучше. При этом я не ждал, пока работа найдет меня сама. В день я отправлял по несколько десятков резюме в разные фирмы. Я не просто разместил резюме и ждал, когда на него ответят.

Я советовался со знакомыми HR-ами по вопросам, . Я его постоянно переделывал и дорабатывал. Я менял свою тактику поведения на собеседовании и наблюдал за реакцией на мои ответы.

И мое умение говорить на собеседовании — не следствие моего таланта, а следствие опыта и труда! Если бы не опыт, если бы не мои усилия, я бы так и работал на какой-нибудь унылой работенке.

Я попытался доказать, что мои навыки не появились просто так, что у меня тоже сначала многое не получалось в поиске работы, и если мой коллега будет продолжать также пассивно ждать, когда работа к нему придет сама, то он ничего стоящего не найдет.

Если честно, мне не показалось, что мои слова возымели эффект, но если в данном случае не сработало, не значит, что это не работает вообще.

Все-таки, если вы хотите устранить установку на данность в своих детях или учениках, чаще рассказывайте им с каким трудом вам удалось развить то, что они считают вашим талантом.

Вера в людей

Установка на рост, на мой взгляд, наделяет человека верой в людей. Если человек сам верит в то, что все его успехи и достижения явились результатом вложенных усилий, а не того, что он родился каким-то особенным, то он знает, что и другие люди способны на многие успехи и изменения, если они постараются.

Человек с установкой на рост не говорит: «ты безнадежен», «ты туп», «из тебя ничего не выйдет». Он судит по людям по тому, чего они достигли благодаря своему труду, а не по тому, кем они являются от рождения. Для него люди не делятся на бездарей и гениев, посредственностей и дарований. Он видит в каждом человеке потенциал и способности этот потенциал развить.

Такой верой в людей наделил меня опыт собственных преобразований. Раз я смог измениться до неузнаваемости, исправить то, что всегда считал врожденным недостатком, почему другие люди не смогут?

Только когда я поверил в себя, я смог поверить в других людей.

Раньше я оценивал людей по тому, насколько они особенные. Я думал, что одни люди особенные, а другие – посредственности, и изменить этот предустановленный порядок никак нельзя. Теперь я считаю, что каждый человек – это средоточие возможностей, и его развитие зависит не от слепого природного или божественного произвола, который раздает людям их способности и недостатки, а от самого человека!

Из установки на рост произрастает свобода и определенность, тогда как установка на данность лежит в узах подчинения, зависимости и случайности!

Установка (внутренние убеждения) определяет тип мыслей и поступков, направление жизненного пути: к чему надо стремиться, в чём смысл усилий, что такое успех и неудача.

Существуют два типа установок:

На данность - успех обеспечивается неизменностью ума и других качеств. Сложные задачи пугают, критика воспринимается очень болезненно, неудача расценивается как полный провал. Главное - самоутверждение.

На рост, на развитие - желаемые качества можно развить. Успех - результат целенаправленных усилий и упорной практики. Ориентация на обучение и самосовершенствование - человек стремится решать трудные задачи, внимателен к критике и расценивает неудачи как залог будущих успехов.

Установка: взгляд изнутри

Выбирая установку, вы выбираете либо самоутверждение, либо саморазвитие.

При установке на данность можно ничему не учиться, так как есть способности, талант, а успех легко достижим (усилия - это для неспособных). Если возникают проблемы - виноваты другие или обстоятельства.

Такие люди мечтают о «вершине», но часто не любят своё дело. Главное - результат, демонстрация таланта. Поэтому они берегут своё самолюбие, дорожат оценкой окружающих и боятся неудач, которые расценивают как пожизненное клеймо.

При установке на рост, для достижения успеха в любимом деле нужно учиться всю жизнь. Успех достигается с помощью силы духа и стойкости, неудача - не приговор, а шанс получить новые знания и опыт. Усилия - ключ к успеху. Люди такого типа ценят и любят своё дело, поиск, процесс, независимо от результата.

Каждая установка имеет свои плюсы. При установке на данность, знаешь правду о себе и преуспеешь в том, к чему есть талант. При установке на рост только от вас зависит, развивать ли определённые способности и с какими несовершенствами надо смириться.

Установка - важная часть личности. Если её изменить, можно начать действовать по-новому.

Стремитесь к обретению новых знаний, преодолевайте препятствия, извлекая уроки из поражений, вновь продолжайте усилия, учитывая конструктивную критику и наслаждаясь любимым делом.

Истина о способностях и достижениях

Нельзя недооценивать способность человека к развитию. Многие успешные люди в детстве ничем не выделялись, но смогли достичь больших высот в определённой области благодаря ненасытной любознательности и поддержке окружающих.

Установка на рост способствует развитию талантов и приносит реальные плоды. Для её укрепления нужно хвалить не за способности, а за приложенные усилия. Тогда человек будет работать усерднее и думать о новых знаниях, а не о том, как его оценят. Он научится добиваться цели даже во враждебной среде, отбросив влияние негативных ярлыков и стереотипов.

Похвала за способности вгоняет в установку на данность, вызывая неприязнь к усилиям и критике. Ограничивающие влияния стереотипов лишают уверенности, спокойствия и позитивного настроя, тем самым уменьшая масштаб достижений.

Развивайте свою установку. Создайте среду, которая приучает и детей, и взрослых к установке на развитие. Тогда, столкнувшись с трудностями, они отстоят своё право на развитие и успех.

Спорт: установка чемпионов

В спорте велика вера в талант. Считается, что прирождённым талантам усилия не нужны, это - для других, менее одарённых.

Но установка важнее таланта. К победе ведёт подготовка, психологическая устойчивость и решимость, которые обеспечиваются правильной установкой. Она помогает выработать характер: трудиться в поте лица, сохранять концентрацию в трудные моменты и побеждать. Провал расценивается как источник мотивации.

Величие в спорте - это качество человека, который отважился на попытку и вложил в неё все силы. Майкл Джордан тренировался с упорством, о котором ходили легенды. Супергерои спорта - обычные люди, которые сами сделали себя необычными. Это результат ежедневного труда, психологической устойчивости, анализа побед и поражений, но другие видят в их достижениях только дарование. Характер, дух и мозги чемпиона - всё, что нужно, чтобы стать великим спортсменом.

Развивайте установку на рост, чтобы выработать характер и добиться успеха.

Бизнес: установка и лидерство

Очень важна установка для лидера, стоящего во главе компании. Лидер с установкой на данность озабочен только своим имиджем и выгодой, не думает о поощрении и образовании подчинённых, боится критиков и конкурентов. Для него важны самоутверждение и видимость благополучия, а не реальность с её изъянами и провалами.

Великие руководители корпораций не ставили своей целью самоутвердиться, просто с энтузиазмом занимались любимым делом, получая от работы огромное наслаждение - и всё это привело их на бизнес-Олимп.

Для процветания компании лидер должен обладать установкой на рост. Работа даёт ему новый опыт, знания и радость. Он умеет признавать ошибки и перестраиваться, поощряет профессиональный рост сотрудников и конструктивную критику, верит в свою команду и долгосрочный успех.

Взаимоотношения: установка и чувства

Люди по-разному справляются со своими чувствами. При установке на данность в браке или дружбе всё должно получаться само собой, без усилий, ведь есть идеальный человек - надо только его найти. Главное в отношениях - самоутверждение, можно легко втянуться в конкуренцию с партнёром - кто умнее, кто талантливее.

Следуя установке на рост, для создания крепкого союза нужно прилагать усилия, уметь признавать недостатки друг друга, понимать проблемы и решать их вместе. Обе стороны учатся сосуществовать, развиваются как личности, их связь становится глубже. Смысл брака и дружбы - способствовать развитию партнёра и с его помощью развиваться самому.

С помощью установки на развитие можно преодолеть застенчивость и агрессивность, так как эти черты характера присущи людям с установкой на данность. Они зациклены на том, как их оценивают, тогда как нужно стремиться к развитию отношений, сотрудничеству и самосовершенствованию.

Родители, учителя и тренеры: как формируются установки

Не судите, а учите. Научить можно всему. Лучшее, что можно сделать для ребёнка, - научить его любить испытания, с интересом анализировать ошибки, радоваться успехам и никогда не переставать учиться.

Установка на рост формируется, если родители поощряют развитие и обучение детей, установка на данность - если они заботятся об имидже, а не о развитии ребёнка. Нахваливая способности ребёнка, можно подорвать мотивацию, снизить результаты и уверенность в себе. Нужно выражать восхищение и уважение к усилиям и сделанному выбору.

У педагогов должна быть установка на рост и в отношении себя, и в отношении детей. Требовательность и забота - таким должен быть их подход. Их цель - научить детей самостоятельно мыслить, любить учиться и упорно трудиться, чтобы соответствовать высоким стандартам.

Тренеры через установку ведут к победе. Они прививают воспитанникам ценности и качества, которые помогут им стать не только хорошими спортсменами, но и хорошими людьми.

Родители, преподаватели, тренеры в ответе за жизнь людей. Установка на рост играет ключевую роль: помогает им использовать свою миссию, а воспитанникам - реализовывать свой потенциал.

Как изменить установку

Люди меняются, перемены возможны - на этом основана установка на рост. Простое знание о существовании установки на рост может привести к большим переменам в представлении людей о себе и жизни, открыть иные перспективы, помочь отважиться идти за своей мечтой.

К каким коренным переменам может привести изменение установки? Раскрепостить интеллектуальный потенциал и вдохновить на труд и свершения; использовать время более разумно; учиться каждый день.

Придерживаясь установки на данность, вы повышаете самооценку и учитесь завоёвывать любовь и уважение. Но, открывшись для роста, вы становитесь самим собой в большей степени.

Сначала, ещё в рамках установки на данность, измените оценочные суждения, затем составьте план перехода к установке на рост - когда, где и как - и строго его придерживайтесь.

Чтобы изменить установку ребёнка, демонстрируйте установку на рост на собственном примере. Учёба должна обрести новый смысл - не высокие оценки, а новые знания, получаемые с удовольствием и интересом.

Изменение установки влечёт за собой коренные перемены. Переходя к установке на рост, вы переходите от позиции «Оценивай и будь оцениваемым» к платформе «Учись и помогай учиться другим». Рост требует много времени, усилий и взаимопомощи.

Люди, которым удалось измениться, знают, как преобразилась и улучшилась их жизнь - стала богаче и насыщеннее, а сам человек стал более живым, открытым и смелым.

Вам решать, нужны ли такие перемены? В любом случае никогда не забывайте о существовании установки на рост. И тогда, столкнувшись с очередными преградами, вы, возможно, обратитесь к ней. Она будет вас ждать, указывая путь в будущее.