Когда празднуют день железнодорожника. День железнодорожника — все о празднике

Свой памятный день есть у сотрудников железнодорожных войск России, установленный указом президента для Вооруженных сил РФ от 2006 года. Впервые учрежденная в 1996 году, дата 6 августа не случайна - имеет свою давнюю историю.

Именно в этот день 1851 года утверждено особое положение императором Николаем I, касающееся образования специальных воинских подразделений. Их задача заключалась в охране, безопасной эксплуатации железной дороги, соединяющей два основных города того времени – Москву и Санкт-Петербург, построенной также во время его правления. Было сформировано несколько рот численностью около 4-х тысяч человек из военно-рабочих, кондукторов, работников телеграфа.

Уникальность этого решения в том, что такие войска именно в России созданы первыми в мире. Боевое крещение они прошли уже в Крымскую войну (1853-56 гг). После её окончания, довольно неутешительного для Российской империи, выявлена необходимость пересмотра политики в области строительства железных дорог, её развития, особенно к югу от Москвы, о чём издал указ наследник Николая, Александр II.


Впоследствии, с 1870 года, железнодорожные силы стали входить в инженерные войска. Проявили себя в ходе освободительной русско-турецкой компании 1877-1878 гг., обеспечивая снабжение армии, построив для этих целей отдельный участок пути. С установлением советского периода, после разрушительной гражданской войны, действия отдельных корпусов были направлены не только на военные миссии, но и на подъём страны, её развитие, как топографическая разведка БАМа, другие глобальные проекты того времени.

Военные совместно со штатскими железнодорожниками проявили мужество, организованность в Великую Отечественную. О значимости их действий говорят цифры: восстановлено главных путей 80 тыс. км; станционных путей 29 тыс. км; построено много новых железных дорог, линий связи, более 7 тыс. станций и разъездов, ряд других сооружений. В тяжелый послевоенный период строительство полотна, вокзалов, мостов шло ударными темпами.

В современное время в обязанности, кроме обороноспособности, входит ликвидация некоторых негативных последствий от наводнений, аварий, катастроф, иных чрезвычайных ситуаций, а так же контртеррористических операций. С 2004 года специальное формирование находится в подчинении тыловых Вооруженных сил. Сегодня численность этого рода войск составляет около 25 тыс. человек, в том числе 10 бригад регулярной готовности. Они усиливают потенциал военной сферы России, и 6 августа это обязательно подчеркивает высшее руководство, поздравляя сотрудников.

Техническому оснащению придаётся не меньшее значение: в ближайшем будущем запланировано полное переоснащение. Постоянно вводятся в работу усовершенствованные образцы высокопроизводительной техники, причём, отечественного изготовления. Например, сваебойные агрегаты на автомобильном шасси КамАЗ, выполняющие операции в температурном режиме, актуальном для России от + 40 до – 40 градусов.

Сохранить развитие воинских традиций, отметить заслуги специалистов в обеспечении безопасности и обороны государства на протяжении более 165 лет, призваны разнообразные культурные мероприятия. Чтобы познакомить с этим праздником подрастающее поколение, проводятся викторины, презентации.

На территории железнодорожных воинских частей проходят свои торжественные церемонии: вынос флага, награждение памятными знаками, открытие Аллеи героев, обязательное чествование ветеранов. Организуются масштабные учения, конкурсы профессионального мастерства - соревнования за звание лучшего специалиста и расчета. День железнодорожных войск важен для специалистов-военнослужащих, лиц гражданского персонала, как оценка их деятельности, а именно - верное служение национальным интересам России.


День Железнодорожных войск Российской Федерации отмечается каждый год 6 августа. Впервые установлен указом Президента РФ № 1040 от 19 июля 1996 года. В настоящее время устанавливается указом № 549 от 18 июля 2006 г., указ № 1040 потерял силу.

Он приурочен ко дню образования специальных воинских формирований для охраны и эксплуатации С.-Петербурго - Московской железной дороги.

6 августа 1851 года, вышло «высочайшее утверждение» императором Николаем I «Положения о составе управления С.-Петербурго - Московской железной дороги».

Согласно «Положения» было сформировано 14 отдельных военно-рабочих, две кондукторские и «телеграфическая» роты общей численностью 4340 человек, что и положило начало формирования первых военно-железнодорожных подразделений. Им было предписано поддержание в исправном состоянии железнодорожного пути, обеспечение бесперебойной работы станций охраны мостов и железнодорожных переездов.

Начиная с русско-турецкой войны 1877-1878 годов, солдаты-железнодорожники вносили свой вклад в победы российского оружия. В годы Великой Отечественной войны железнодорожные войска вместе со штатскими железнодорожниками восстановили и построили более 120 тысяч км железных дорог, свыше 3 тысяч мостов.

Особенно возрастала роль железнодорожных войск в военное время. В годы Великой Отечественной войны железные дороги были одной из главных мишеней немецкой авиации и постоянно подвергались налетам. Но благодаря мужеству и искусству военных железнодорожников, в невероятно тяжелых условиях стальные магистрали быстро восстанавливались и работали практически бесперебойно. Протяженность железных дорог, восстановленных железнодорожными войсками в военное время, составила около 120 тысяч километров, а количество восстановленных после бомбежек мостов достигло трех тысяч.

В последнее время работы железнодорожным войскам РФ "подбрасывал" Северный Кавказ, где на участках дорог и в поездах неоднократно совершались террористические акты. И опять неизменно в короткие сроки воины-железнодорожники восстанавливали движение поездов. Они разминировали около 16 тысяч километров стальных магистралей, восстановили около 20 искусственных сооружений и более 70 стрелочных переводов, сопроводили около 1500 воинских и других эшелонов, перевезли свыше 150 тысяч человек личного состава ОГВ.

На сегодня российские железнодорожные войска имеют в боевом составе четыре корпуса с общей численностью около 55 тысяч военнослужащих.

Составной и неотъемлемой частью армии России, которая обеспечивает защиту государства, выступают железнодорожные войска. Специальные подразделения предназначены для того, чтобы осуществлять строительство, охрану или восстановительно-ремонтные работы железнодорожных полотен, станций и сооружений.

Основная задача деятельности войск – бесперебойное функционирования железной дороги, моментальное реагирование, ликвидацию последствий аварийных ситуаций и катастроф. Самоотверженная работа войск и контроль над исправностью дорожных магистралей обеспечивают россиянам безопасные путешествия по всей территории государства.

История

Президент России утвердил своим указом празднование Дня железнодорожных войск в 1996 году. Праздник приурочен ко дню формирования воинских отрядов, которые охраняли курсирование поездов и состояние дорог по маршруту Санкт-Петербург – Москва.

Хронология событий:

  1. 6 августа 1851 г. – постановление императора Николая I о контроле путей сообщения. Было создано 14 военных подразделений, телеграфические отряды и роты кондукторов.
  2. 1877-1878 гг. – добросовестная служба, храбрость и патриотизм военнослужащих во время русско-османских боевых операций.
  3. 1904-1905 гг. – во время военного противостояния между Российской империей и Японией решающая роль была отведена железнодорожным силам.
  4. Январь 1918 г. – войска были распущены.
  5. Октябрь 1918 г. – гражданская война: острая необходимость и реабилитация железнодорожных подразделений.
  6. 1918-1920 гг. – в процессе вооруженных действий военными было отремонтировано свыше 25000 км путей и 3200 мостов отремонтировано и сдано в эксплуатацию.
  7. 1941-1945 гг. – тысячи героев-железнодорожников ценой своей жизни разминировали и защищали дороги в период противостояния фашизму.
  8. 1946-1951 гг. – послевоенное строительство и капитальное восстановление железнодорожных путей.
  9. 1974-1989 гг. – создание Байкало-Амурской магистрали.

Современные войска – это профессиональные подразделения, которые успешно решают различные задачи оборонительного характера, используя новейшие технологии.

Традиции

На протяжении столетий военные железнодорожники самоотверженно и доблестно служат России. В благодарность правительство отмечает в праздничный день отличившихся военнослужащих повышением в звании, наградами, орденами, почетными знаками и ценными подарками. Традиционно, каждый год проводятся масштабные празднования и концертные туры. Население, чествуя отважных героев современности, с благодарностью отмечает работу военных железнодорожников.

День железнодорожника в России - один из первых профессиональных праздников, берущих начало еще в Российской империи. Железные дороги России по своей величине являются вторыми в транспортной железнодорожной системе всего мира, уступая лишь Соединенным Штатам Америки. В общей доле всех грузоперевозок Российская Федерация занимает более 20%, в доле пассажирских перевозок - 10%. Российские железные дороги имеют огромное мировое значение, так как географическое расположение России позволяет связывать посредством железнодорожных сетей между собой Европу и Восточную Азию.

Какого числа отмечается

В каком же месяце отмечается День железнодорожника? Его празднуют каждый год в первое воскресенье августа. В 2014 году празднование выпадает на 3 августа. Этот день не является официальным выходным днем, но к его празднованию приурочены разные мероприятия: проводятся различные фестивали и соревнования спортивного характера, а также чествование ветеранов. Еще одной традицией, помимо концертов и фестивалей, является вручение наград, как на высшем правительственном уровне, так и на местах в регионах. Ведь работа железнодорожника подразумевает в себе беспрерывное ежедневное перемещение сотни тысяч людей и перевозку грузов.

Кто празднует

На сегодняшний день в железнодорожной системе работают порядка миллиона человек и все они в этот день принимают поздравления с Днем железнодорожника. В российской железно-транспортной сети всегда работали профессионалы высокой квалификации, что является необходимым условием для эффективной и слаженной работы, а также дальнейшего развития всех отраслей железных дорог.

Немного о профессии

Профессия железнодорожника всех уровней очень важна для развития регионов Российской Федерации. Труд железнодорожника, обеспечивающий транспортную сеть по всей России, значительно влияет на развитие экономики, укрепляет производственный потенциал государства, содействует реализации намеченных инфраструктурных проектов, а также социальных программ. Сегодня перед железнодорожниками стоят важнейшие задачи по разработке и внедрению новых управленческих схем, модернизация, как железных дорог, так и поездов, повышение безопасности перевозок, общее повышение качества предоставляемых услуг железнодорожными службами. Осуществление всех этих планов можно реализовать, опираясь на многолетний опыт предшественников.

История возникновения

История празднования Дня железнодорожника уходит в 1896 год, когда приказом Министерства транспортных дорог началось строительство первой железной дороги. Приурочено строительство было еще ко дню рождения царствующего в то время Николая I. По старому стилю этот праздник отмечался 25 июня. После революции 1917 года почти 20 лет этот день не отмечался и был забыт. Возрождение празднования прошло по инициативе самих работников железных дорог. Произошло это в 1935 году, когда работники перевыполнили план, в связи с чем правительством было принято решение о возвращении празднования.

День железнодорожника – одно из первых профессиональных торжеств, которое начали отмечать на рубеже веков XIX-XX в царской империи. С момента появления железнодорожных магистралей, тысячи служащих принимают слова благодарности в свой адрес в этот день. В жизни любого государства пути сообщения играют первостепенную роль - транспортные артерии связывают между собой все населенные пункты страны. Российские железнодорожные системы ежегодно перевозят миллионы пассажиров со всего земного шара.

По своему географическому расположению российские магистрали являются центральной ветвью евразийских железнодорожных сетей, которые связывают Европейские страны и Азию. Ежеквартально поезда осуществляют свыше 25% товарооборота всех транспортных перевозок планеты.

История

Строительство железных сетей в Российской империи стартовало во время царствования Николай I: были соединены транспортными путями Петербург и Москва. Можно было совершить на первых паровозах путешествие в Царское село. Знаковые для железнодорожников даты:

  1. Ко дню рождения царственной особы, Николая I, 06.07.1896 году было объявлено о празднование дня железнодорожника. В праздничный день служащие отдыхали, а зал Павловского вокзала радушно принимал железнодорожников для торжественных мероприятий.
  2. Середина лета 1935 года. После Революции 1917 года о празднике не вспоминали долгих 20 лет. В 1935 году, после перевыполнения плана, инициативная группа передовиков возродила торжества.
  3. Указом Совета Министров было решено отмечать день служащих железнодорожных путей сообщения в конце июля, однако, позже празднование было перенесено на выходные дни.

Традиции

Ещё со времен царской империи в праздничную дату чествовали работников железных дорог. Во время праздничных мероприятий выделяются заслуги и успехи в железнодорожной сфере. Событие всегда праздновалось с размахом: организовывались концерты, обед и благодарственные молебны с обязательным присутствием высшего руководства.

К этому дню приурочено вручение государственных знаков отличия. Накануне даты принято открывать станции, запускать новые поезда. Среди железнодорожников проводятся спортивные состязания. Выделяются грамотами и ценными подарками ветераны отрасли.

Железнодорожный праздник считается международным, его отмечают на территории всех бывших союзных республик.

Сегодня железные дороги работают эффективно, слаженно и стабильно, внося посильный вклад в развитие инфраструктуры государства.