Началась русско японская. Сильные и слабые стороны противников

Содержание статьи:

Правильное дыхание при беге - это залог успешной тренировки и поддержания своей физической формы. Без него просто невозможно преодолевать большие дистанции без остановок и с пользой для здоровья. На этот фактор опытные марафонцы обращают внимание прежде всего, поскольку именно кислород дает энергию для продолжения соревнования или тренировки. На него же огромное влияние оказывает выносливость организма, в том числе дыхательной и сердечно-сосудистой системы.

Техника дыхания во время бега на улице

В первую очередь дыхание должно быть естественным, не стоит его задерживать или делать глубокие вдохи и выдохи. Это уменьшает количество кислорода в крови и отнимает драгоценные силы. Важно, чтобы оно было ровным, одинаковым, не сбивалось.

В беге нужно задействовать в большей степени нос, даже если очень трудно и хочется открыть рот, это следует делать только по минимуму или при наличии таких рекомендаций. В этой ситуации требуется перейти на медленный шаг и только потом вобрать в себя немного свежего воздуха. Особенно полезно так делать в лесистой местности, где проблем с этим не имеется.

Вот несколько важных моментов, которые следует учесть:

  • Правильное дыхание при беге должно быть глубоким, не поверхностным, исходить от диафрагмы или даже нижней части живота. Для этого его рекомендуется чуть-чуть напрягать, но не очень сильно нагружая легкие.
  • Зимой вдыхать воздух нужно исключительно носом, так как очень высока вероятность переохлаждения и развития инфекционных отоларингологических заболеваний. При беге на улице в дыхательных путях оседают различные микроорганизмы, которые и ухудшают самочувствие спортсмена.
  • Согласно правильной технике дыхания при беге, перед тренировкой всегда необходимо делать легкую разминку, в том числе разрабатывая легкие. Для этого рекомендуется сначала как бы опускать диафрагму и таким образом пробовать вбирать воздух, а затем выпячивать живот и опускать плечи. В ребрах в это время должно чувствоваться легкое напряжение, если же оно болезненное, то упражнения нужно делать менее интенсивно.
  • Для того чтобы при беге следить за работой дыхательной системы, можно время от времени класть руку на грудь. Нормальным состоянием считается то, при котором она как бы «выпячивается», но без ощущения распирания внутри. Оптимальный вариант - делать вдох, когда на землю опускается левая нога, а выдох - при касании ее правой. Этот метод актуален только для медленных забегов, например, трусцой. Если же речь идет о спринте, в котором важно время финиша, то здесь допускаются легкие задержки в активности легких, но они не должны приводить к гипоксии.

Максимальное время, на которое можно задерживать дыхание во время бега без ущерба для самочувствия - это 8-10 секунд.

Дыхание при разминке перед бегом на улице


Дыхательные упражнения, выполняющиеся перед тренировкой, помогают сделать объем легких куда большим и увеличить общую выносливость. Это позволяет уменьшить утомляемость во время занятий и тем самым продлить их.

Заниматься нужно каждый раз перед пробежкой, иначе она будет малоэффективной. На подготовку следует выделять около 5 минут, ее можно совмещать с разминкой, но она должна идти перед ней.

Вот порядок выполнения гимнастики:

  1. Через нос наберите как можно больше воздуха, до появления желания вытолкнуть его обратно, и считайте до 8 со скоростью движения секундной стрелки.
  2. Плавно выпустите набранный воздух через рот, прикрыв нос пальцами.
  3. Повторите такие действия 10 раз, каждый раз пытаясь все больше наполнять легкие кислородом.
  4. Станьте ровно, подайтесь вперед, положите ладони на колени и слегка наклоните голову параллельно полу.
  5. Втягивая живот максимально в себя, так, чтобы оказались видны ребра, наполните легкие воздухом через рот и, посчитав до 10, выдохните его через нос. Выполните это медитативное упражнение не менее 10 раз.

Важно! После дыхательной гимнастики не стоит сразу же резко начинать бежать, необходимо немного пройтись в течение 1-2 минут.

Как правильно дышать во время бега на улице?

Есть техники дыхания для бега разных видов - трусцой, спринт, интервальный, обычный, на длинные дистанции свыше 20 км. Необходимо использовать их с учетом этого момента, для каждого случая отдельно. В первое время наверняка будет сложно контролировать вдохи и выдохи, поскольку начинающие спортсмены сосредоточены больше на своих физических ощущениях. На то, чтобы научиться управлять этим процессом, могут уйти недели.

Дыхание во время бега трусцой


В самом начале необходимо сделать несколько глубоких вдохов и выдохов, расслабить мышцы живота и груди, стараясь следить, чтобы они при движении не зажимались. При таком виде пробежки наиболее оптимальным выбором будет вдыхание воздуха через нос, а выдыхание - через рот, а также чередование двух этих способов. Исключение в этом случае составляют лишь те ситуации, когда это происходит в холодное время года, поскольку можно легко простудиться.

Набирать воздух нужно в момент переноса веса на одну сторону, а выпускать при «крене» на другую.

Чем дольше будет пробежка, тем сильнее будет не хватать кислорода. В среднем у неопытного бегуна его дефицит начинает проявляться спустя 5 минут после начала тренировки. При таком положении может иметь место удушье, слабость, тошнота, учащенный пульс, сильное сердцебиение, повышенная жажда, желание поскорее закончить занятие и присесть на ближайшую поверхность. В подобных ситуациях рекомендуется остановиться, но не резко, сбавлять темп нужно медленно, постепенно переходя на шаг и только затем прекращая движение.

После принятия сидячего положения и нормализации работы дыхательной системы можно сделать пару глотков воды. Раньше пить ее крайне нежелательно, так как можно нарушить ритм дыхания. Если решите продолжить тренировку, приступайте к ней медленно. При этом помните, что выдох должен быть немного длиннее вдоха.

Обратите внимание! Во время одного вдоха в спокойном состоянии в организм должно поступать около 400 мл кислорода, а при пробежке - в два раза больше во избежание гипоксии. Чтобы чувствовать себя комфортно и не нарушить дыхание, примерно такой же объем должен и выходить из легких посредством выдоха.

Правила дыхания при спринте на улице


Это легкоатлетический вид спорта, подразумевающий быстрый бег на короткие дистанции - 30, 60, 100, 200, 300 и 400 м. При таких забегах нужно внимательно прислушиваться к своему организму. Перед стартом нельзя резко вдыхать или выдыхать, иначе в самый нужный момент может возникнуть дефицит кислорода, что способно привести к уменьшению скорости и проигрышу.

Важно учитывать, что во время спринтерского забега потребность в кислороде возрастает практически в 2 раза по сравнению с обыкновенной пробежкой. Это единственный из ее видов, где допустимо дышать как носом, так и ртом из-за небольшого промежутка времени, уходящего на преодоление столь небольших дистанций.

Рекомендации насчет вдыхания воздуха через рот для спринтеров связаны с тем, что именно таким образом можно за один раз получить больше всего кислорода. Если задействовать нос, то в легкие его будет поступать гораздо меньше. Как вариант, для преодоления сверхкоротких участков длиной 30-60 м, можно совсем задерживать дыхание. Но делать это следует очень медленно, набирая воздух ртом и распределяя его по щекам.

После финиша необходимо плавно выдохнуть, постепенно уменьшая объем щек, если практиковалась задержка дыхания. В случае стандартного подхода нельзя делать резких движений, воздух следует выпускать через нос, а дышать - по возможности через рот.

Как дышать при интервальном беге на улице?


Такой бег подразумевает, что частота пульса не будет превышать 80% от нормы (60 ударов в минуту). Здесь имеется в виду, что несколько минут нужно двигаться со скоростью 10-20 км в час, а потом - столько же, но в два раза медленнее.

Тут для правильного дыхания во время бега важно чередовать ускорения, в момент которых следует дышать неглубоко, и замедления, делая более интенсивные вдохи и выдохи. В идеале их длина должна меняться: сначала идет быстрое поглощение кислорода, потом следует неспешное его высвобождение.

При наборе скорости необходимо работать диафрагмой, а при сбросе - расслаблять мышцы. Желательно не использовать рот, а акцентировать внимание на носе. Но если возникнет ощущение, что вы сейчас задохнетесь, можно раскрыть губы и дышать, не размыкая зубы.

Дыхание при пробежке на улице


Здесь нет каких-то строгих правил, главное - не задерживать дыхание и не пытаться компенсировать недостаток кислорода активными вдохами через рот. Если возникнет ощущение, что при беге дыхания не хватает, то лучше остановиться и пройтись неспешным шагом в течение 1-2 минут.

Тем, кто все-таки решается на перерыв, очень важно в это время не прогибаться в спине и не наклоняться, особенно головой к коленям, пытаясь отдышаться. В этом случае, наоборот, потребуется гораздо больше времени на восстановление. Те же правила распространяются и на прекращение тренировки.

Как правильно дышать на марафоне?


Под словом «марафон» понимается бег на длинные дистанции, в среднем свыше 10 км. Для преодоления таких расстояний требуется много энергии, которая трансформируется из жира. Последний же, в свою очередь, расщепляется под воздействием кислорода. Из этого следует, что чем больше его поступает в легкие бегуна, тем выше шансы на успешный финиш.

Чтобы завершить марафон успешно, да и вообще дойти до конца, во время бега нужна высокая концентрация внимания. Нельзя отвлекаться на разговоры с коллегами, так как в этом случае отбираются силы и дышать становится тяжелее. Оптимальный способ нормализовать этот процесс - делать это в такт движениям рук и ног. Выдохи должны быть короткими, быстрыми, через рот, но не глубокими, а вдохи - медленными, воздух следует набирать носом.

Обратите внимание! Во время марафона необходимо стараться дышать животом, если делать это поверхностно, то спустя несколько минут может возникнуть дефицит кислорода.

Дыхательная гимнастика после бега на улице


В конце забега или пробежки рекомендуется выполнить ряд упражнений, которые позволяют нормализовать работу дыхательной системы и вернуть пульс в нормальное состояние. Чтобы почувствовать себя лучше, достаточно уделить этому этапу около 5 минут. Он обязательно должен завершать каждую тренировку, чтобы приучить к этому свои легкие и укрепить их.

Вот несколько эффективных упражнений:

  • Станьте прямо, соедините стопы, голени и икры ног вместе, плечи расправьте и опустите. Затем поднимите руки и голову вверх, сделав глубокий вдох, а на счет «три» резко опустите их вниз. Повторите это действие 5 раз.
  • Сцепите пальцы рук, подложите их под подбородок, вдохните воздух ртом, максимально наполните ими щеки и ничего не делайте 60 секунд, даже не дышите. В первое время продержаться столько времени может быть сложно, но спустя несколько недель или месяцев все обязательно получится. После истечения этой минуты сделайте глубокий выдох через рот.
  • На счет «раз» начинайте медленно вдыхать через нос, максимально набирая воздух на «шесть». Затем подождите 10 секунд и повторите все то же самое, только на этот раз уже выпуская воздух из легких, как будто вы спускаете воздушный шарик.

Важно! Научиться дышать правильно во время бега на улице могут помочь пранаямы, которые практикуют в йоге. Согласно им, есть три типа дыхания - нижнее, среднее и верхнее. Такие способы можно использовать после тренировки, завершая ее в асане «Шавасана». В этой позе следует пребывать не более 10 минут, полностью «отключив» свои мысли и расслабившись морально и физически.


Как дышать во время бега - смотрите на видео:


Мы подробно рассказали, как не сбивать дыхание при беге, что делать, если это все-таки произошло, и как вообще правильно делать вдохи и выдохи. Зная все это, можно значительно повысить эффективность тренировок и достичь хороших результатов в этом виде спорта.

Героическая оборона Порт-Артура потерпела крах из-за недальновидных решений генералов. Это поражение русских войск предопределило исход русско-японской войны.

Начало войны

С нападения японских миноносцев на внешнем рейде Порт-Артура на русскую эскадру 26 января 1904 года начались масштабные боевые действия русско-японской войны. Японцами были торпедированы и на время выведены из строя лучшие русские броненосцы «Цесаревич» и «Ретвизан», а также крейсер «Паллада». Меры по охране кораблей на внешнем рейде оказались явно недостаточными. Стоит признать, что фатальных повреждений ни один из русских кораблей не получил, а после артиллерийского боя утром 27 января японский флот был вынужден отступить. Фатальную роль сыграл моральный фактор - японскому флоту удалось захватить инициативу. Наша эскадра стала нести в последующие дни нелепые и неоправданные потери из-за слабого взаимодействия и управления. Так, спустя уже два дня после начала войны, на собственных минах погибли заградитель «Енисей» и крейсер «Боярин».

Минная война

В ходе борьбы за Порт-Артур обе стороны активно использовали минные заграждения: русские для защиты подхода к крепости, а японцы для усиления блокадных мер. Причем потери от мин в кораблях и личном составе для обеих сторон оказались гораздо большими, нежели чем во всех артиллерийских морских боях у Порт-Артура вместе взятых. В результате подрыва на японских минах затонули броненосец «Петропавловск» (на корабле погибли вице-адмирал Степан Макаров, его штаб и большая часть команды), канонерка «Гремящий» и четыре миноносца. Русские корабли за время боев выставили на подходах к крепости 1442 мины, жертвами которых стали 12 японских кораблей, в том числе броненосцы «Хацусе» и «Ясима». Таким образом, самые тяжелы потери в войне 1904-1905 годов японский флот понес именно от русских мин у Порт-Артура.

На кого работает время

События у Порт-Артура в немалой степени определяли общий ход военных действий Русско-японской войны. У русского командования возникла необходимость провести ряд наступательных действий с целью деблокировать крепость. Это заставляло переходить в наступление. Результатами таких вынужденных и плохо подготовленных наступлений становились неудачи под Вафангоу и на Шахэ.

Для японцев, планировавших овладеть Порт-Артуром сходу, длительная осада также оказалась сложной задачей. Она сковывала треть всех японских войск на континенте. Попытки же решить проблему одним мощным штурмом (как в канун боев на Шахэ) вели к колоссальным потерям с минимальным военным результатом. Сдача же крепости 5 января 1905 года позволила японскому командованию своевременно перебросить 3-ю армию из под Порт-Артура в Маньчжурию незадолго до крупнейшего сражения войны под Мукденом.

Продовольствие

В период борьбы за Порт-Артур как русская, так и японская армии испытывали нехватку продовольствия. Ситуацию в крепости усугублял запрет генерала Стесселя местному китайскому населению заниматься рыбной ловлей, которая могла быть серьезным подспорьем в борьбе с нехваткой продовольствия. И если запасов муки, сухарей и сахара на момент сдачи крепости оставалось еще на месяц-полтора, то мяса и овощей практически не было. Среди гарнизона начала свирепствовать цинга.

Японские войска испытывали не меньшие трудности. Изначально система питания японцев не была адаптирована к боевым действиям на континенте в условиях более сурового, чем на японских островах климата и морозной зимы 1904-1905 годов. Огромная убыль в японской армии под Порт-Артуром (до 112 тысяч человек, по оценкам отечественных историков) была обусловлена не только боевыми, но и огромными санитарными потерями.

Гибель генерала Кондратенко

Тяжелой потерей для защитников Порт-Артура, ускорившей падение крепости, стала гибель начальника сухопутной обороны генерал-лейтенанта Романа Кондратенко. С именем этого человека, ставшего душой обороны Порт-Артура, связан целый ряд мероприятий по усилению обороны крепости. Под руководством Кондратенко оборона Порт-Артура была выстроена фактически заново.

Сосредоточение крупных сил на направлении главных ударов противника не раз позволяло Кондратенко отражать натиск превосходящих сил японцев. Большое внимание Кондратенко уделял внедрению технических новшеств (минометов, колючей проволоки с пропущенным через нее электрическим током). Являясь бесстрашным защитником Порт-Артура, в то же время, Кондратенко выступал за скорейшее окончание войны с Японией, указывая на необходимость подписания мира до того, как японцы сумеют овладеть Порт-Артуром. После гибели Кондратенко 2 декабря 1904 года генералы Стессель и Фок стали активно проводить политику, направленную на сдачу крепости японцам.

Высокая

Высокая (высота 203) являлась одним из ключевых пунктов обороны Порт-Артура. С Высокой просматривалась крепость и внутренний рейд, где находилась большая часть кораблей 1-ой Тихоокеанской эскадры. Японские войска предпринимали неоднократные попытки овладеть этой высотой. Наиболее ожесточенные бои на Высокой развернулись в середине ноября 1904 года, когда японцы бросили в бой две дивизии и сосредоточили огонь тяжелых 280 мм осадных гаубиц, от снарядов которых не спасала никакая защита. 23 ноября японцы окончательно овладели Высокой, получив возможность корректировать огонь осадной артиллерии по русским кораблям в Порт-Артуре, что и предопределило гибель большей части эскадры.

Русско-японская война, Порт-Артур, 1904 год…

На фото выше крейсер “Новик”.

На фото ниже внутренний рейд Порт-Артура после нападения японских кораблей на русскую эскадру 22 января 1904 года.

«ПОРТ-АРТУР - китайский город Люйшунь, вошедший в историю Японии и России как Порт-Артур, возник в 80-х годах ХIХ века на юге полуострова Ляодун. Китайское правительство решило построить на берегу Желтого моря бухты военно-морскую базу. Начатые фортификационные работы были сорваны Японо-китайской войной 1894–1895 гг. Потерпевший в ней поражение Китай уступил весь полуостров Японии, но почти сразу же получил его обратно в результате совместного протеста России, Германии и Франции.

Через два года (1898) Россия получила права на аренду Порт-Артура и Ляодунского полуострова сроком на 25 лет. В 1901 по проекту военного инженера К. Величко началось строительство Порт-Артурской крепости. На рейде встала 1-я Тихоокеанская эскадра адмирала Старка (7 броненосцев, 9 крейсеров, 24 миноносца, 4 канонерские лодки и другие суда). Главной задачей гарнизона и флота была защита русских владений в Китае от нападения японских войск.

9 февраля 1904 года японский флот внезапно атаковал Тихоокеанскую эскадру, стоявшую на рейде без боевого охранения. Японские миноносцы повредили три русских корабля и заперли флот до прихода своих главных сил в гавани Порт-Артура. 13 апреля погиб флагманский броненосец “Петропавловск”, а с ним и командующий русским флотом С.О. Макаров. Русская эскадра до 10 августа несколько раз пыталась выйти в море, но все время сталкивалась с японским флотом и возвращалась обратно. 19 августа начался штурм крепости. Потеряв за пять дней 20 тысяч солдат (русская армия - около 6 тысяч), японцы смогли вклиниться на отдельных участках в линию обороны, не добившись серьезного успеха в целом. 2-й и 3-й штурмы, предпринятые соответственно 19–22 сентября и 3–31 октября, позволили войскам генерала Ноги захватить три русских укрепления. Но и это не дало осаждающим стратегического преимущества.

Лишь после 4-го штурма, проведенного 5 декабря, японцы, потеряв 8 тысяч человек, захватили господствовавшую над городом гору Высокую и начали обстрел запертой на рейде эскадры. 15 декабря погиб организатор и вдохновитель обороны Порт-Артура генерал Кондратенко со всем своим штабом.

Героическая оборона Порт-Артура продолжалась 329 дней. В борьбе за город японцы потеряли более 110 тысяч человек и 15 боевых кораблей. Заключенный после войны Портсмутский мирный договор аннулировал права России на город и передал их Японии. Срок аренды истек в 1923, но японское правительство отказалось вернуть город Китаю. До конца второй мировой войны Порт-Артур служил Японии военно-морской базой и плацдармом для проникновения в Маньчжурию.

В августе 1945 город был захвачен советскими десантниками, и после капитуляции Японии получил статус базы совместного использования СССР и Китаем. Срок договора предусматривал такое использование в течение 30 лет. За первое десятилетие Советский Союз восстановил все разрушенные войной сооружения и построил ряд новых. А в мае 1955 безвозмездно передал все это Китаю в качестве акта дружбы». Взято отсюда .

Чрезвычайно любопытная история о том, как путем взяток китайским чиновникам царская Россия получила военно-морскую базу на территории Китая. Правительственная коррупция и политическая беспринципность во всем своем блеске .

Русско-японская война, Порт-Артур, 1904 год,

Ниже знаменитый крейсер 1-го ранга «Варяг».

Статья В.Д. Доценко, «Крейсер “Варяг” – неизвестные страницы истории». Приведен документ, подписанный командиром крейсера 1 ранга “Варяг” капитаном 1 ранга Рудневым .

Ниже канонерская лодка «Кореец», Порт-Артур, 1904 год. Та самая, которая приняла неравный бой наравне с «Варягом» в битве при Чемульпо.

Схема канонерской лодки «Кореец», чертежи модели и волнующая история .

«Неравный бой длился 50 минут. За это время «Варяг» выпустил по противнику 1105 снарядов, «Кореец» - 52 снаряда (орудия корабля были слабее и «Кореец» вступил в бой в конце сражения). «Варяг» получил 5 подводных пробоин и лишился трех 6″−орудий; потери экипажа - 1 офицер и 30 матросов убиты, 6 офицеров и 85 матросов ранены и контужены, ещё около 100 человек получили лёгкие ранения. На «Корейце» потерь не было.

После сражения 24 раненых русских моряка находились на лечении в Чемульпо, двое из них - умерло. Еще 11 наших раненых моряков были приняты на лечение иностранными кораблями. Затем экипажи русских судов были приняты на иностранные корабли и, дав обязательство не принимать участия в последующих боевых действиях, через нейтральные порты вернулись в Россию. В количестве 30 офицеров и 600 матросов они прибыли - в Одессу».

Ниже на фото командир крейсера «Варяг» капитан 1-го ранга В.Ф. Руднев и командующий одесским военным округом генерал А.В. Каульбарс с группой моряков-героев.

16 апреля 1904 года они прибыли по железной дороге в Петербург и, выстроившись колоннами,- промаршировали от Николаевского вокзала до площади Зимнего дворца. Здесь моряков-героев приветствовал Император Николай II. Все они были приглашены на торжественный обед во дворец, где по этому случаю были приготовлены специальные обеденные приборы, которые после торжества были отданы морякам. Всем матросам «Варяга» в подарок от Императора были вручены именные часы.

Ниже парад моряков крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец» на дворцовой площади в Санкт-Петербурге.

Группа офицеров крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец», отличившихся в бою при Чемульпо. Сидят слева направо: священник М. Руднев, лейтенант П.Т. Степанов, капитан 2-го ранга Г.П. Беляев, капитан 1-го ранга В.Ф. Руднев, капитан 2-го ранга А.И. Засухин, лейтенант Е.А. Беренс, лейтенант С.В. Зарубаев.

Ниже гибель флагманского эскадренного броненосца «Петропавловск». На нем погибли командующий русским флотом С.О. Макаров и великий русский художник-баталист В.В. Верещагин.

«Петропавловск» был хорошо сбалансированным кораблём с неплохим сочетанием вооружения, защиты, скорости и мореходности. На момент спуска он был одним из наиболее мощных в своём классе в мире, однако затянувшаяся достройка привела к тому, что броненосец реально вступил в строй одновременно с более современными кораблями. «Петропавловск» был создан в то время, когда прогресс в области военного кораблестроения шёл очень быстро, в результате чего его конструкция отражала новейшие достижения в технике, но в то же время имела немало уже устаревших элементов.

Гибель «Петропавловска» была глупой и трагичной, как и многие события в этой войне.
Не ожидая выхода всех кораблей и не отдав приказа протралить рейд, С. О. Макаров повёл броненосцы «Петропавловск», «Полтава» и четыре крейсера к месту гибели «Страшного», успешно миновав минное поле. «Петропавловск» открыл огонь по японским крейсерам; японцы отступили на восток, где вскоре показались главные силы их флота. Русский отряд повернул к Порт-Артуру. Здесь к нему присоединились броненосцы «Победа» и «Пересвет», после чего С. О. Макаров вновь пошёл на сближение с противником. На этот раз курс вёл прямо на мины.

«На мачте «Петропавловска» взвился сигнал: «миноносцам войти в гавань», и он на малом ходу начал поворот вправо. В 9.43 в носовой части корабля с правого борта раздался взрыв, пришедшийся на район носовой башни главного калибра. Боезапас сдетонировал. Силой взрыва были сброшены за борт носовая 305-мм орудийная башня, дымовые трубы и кожухи. Обрушившаяся фок-мачта разворотила командирский и ходовой мостики. Через минуту броненосец погрузился в воду носовой частью. Затем последовал взрыв котлов, после которого «Петропавловск», разломившись на две части, ушёл под воду».

Ниже художник-баталист Верещагин. Он погиб на «Петропавловске». В наши дни так погибают военные корреспонденты.

Всю жизнь он был неутомимым путешественником. Стремясь (по его собственным словам) “учиться на живой летописи истории мира”, ездил по России, на Кавказ, в Крым, на Дунай, в Западную Европу, дважды побывал в Туркестане (1867-1868, 1869-1870), участвуя в колониальных походах русских войск, два раза - в Индии (1874-1876, 1882). В 1877-1878 участвовал в русско-турецкой войне на Балканах, в 1884 посетил Сирию и Палестину, в 1888-1889 × 1902 США, в 1901 Филиппины, в 1902 Кубу, в 1903 Японию. Впечатления от поездок воплощались в больших циклах этюдов и картин.

Потрясающий сайт, посвященный Верещагину и его картинам .

Ниже бронированный крейсер 1-го ранга «Аврора». Википедия . Во время «Гулльского инцидента» на нем был смертельно ранен судовой священник отец Анастасий. Крейсер участвовал в Цусимском сражении. Кстати, это та самая «Аврора», сыгравшая позже определенную роль в Октябрьской революции.

Ниже крейсер (броненосец) «Громобой». Википедия . 14 августа 1904 г. во время боя в Корейском проливе крейсер получил серьёзные повреждения; потери в личном составе - 91 убитый и 185 раненых.

15 мая 1904 года он бестолково напоролся на камни в Амурском заливе и получил серьёзные повреждения. С большим трудом корабль удалось спасти и привести во Владивосток на ремонт. Всю Русско-японскую войну «Богатырь» простоял в ремонте. Это спасло корабль и экипаж от гибели, но лишило их военной славы русского флота при обороне Порт-Артура. Впрочем, слава досталась «Богатырю» позже. Во время Первой Мировой войны 26 августа 1914 года крейсера «Паллада» и «Богатырь» захватили кодовую книгу с германского лёгкого крейсера «Магдебург», севшего на мель вблизи острова Оденсхольм в Финском заливе. Российские власти передали книгу британскому Адмиралтейству, что сыграло решающую роль в раскрытии военно-морского кода Германии. Раскрытие кода оказало впоследствии значительное влияние, как на боевые действия на море, так и на ход войны в целом.

Крейсер «Рюрик» погиб в бою с японскими кораблями героически сопротивляясь более современным и многочисленным крейсерам противника. К моменту окончания пятичасового боя в живых на Рюрике из старших офицеров остался только один лейтенант Иванов 13-й (по принятой тогда в российском флоте нумерации однофамильцев), действовало всего одно орудие. Адмирал Камимура ждал капитуляции «Рюрика», но русской командой было принято решение затопить крейсер. Поскольку подрывные заряды оказались поврежденными, были открыты кингстоны. Камимура пришёл в бешенство от того что русские не сдают корабль и приказал открыть огонь по уже уходящему под воду крейсеру. «Рюрик» затонул у острова Ульсан. Из 796 матросов крейсера погибли 193, ранено 229 человек. Из 22 офицеров 9 убито, 9 ранено.

Ниже подбитые крейсеры «Победа» и «Паллада». Википедия .

Крейсер «Паллада» 8 февраля 1904 был торпедирован японским миноносцем на внешнем рейде Порт-Артура. Потом он вновь введён в строй после ремонта в апреле 1904. Участвовал в бою в Жёлтом море, после которого в основной частью эскадры вернулся в Порт-Артур. 8 декабря 1904 был потоплен японской осадной артиллерией во внутренней гавани Порт-Артура.

В сентябре 1905 поднят японцами и после ремонта и переоборудования введён в состав Императорского японского флота под названием «Цугару». В 1920 переоборудован в минный заградитель.

27 мая 1924 крейсер «Паллада» потоплен японской морской авиацией при показательной бомбардировке в честь годовщины Цусимского сражения.

Ниже спуск на воду броненосца «Победа» на стапеле Балтийского судостроительного завода.

На фото ниже – во время обстрела японских кораблей, русский крейсер «Паллада» и броненосец «Победа». Внутри рейда «Паллада».

Ниже эскадренный броненосец «Севастополь». Википедия .

Ниже эскадренный броненосец «Полтава». Википедия .

К концу ноября японцы захватили господствовавшие над Порт-Артуром высоты и стали прицельно обстреливать стоявшие в гавани русские корабли. Первой погибла «Полтава»: 22 ноября в 13.30 в неё попал 280-мм снаряд, пробивший левый борт, броневую палубу и взорвавшийся в погребе 47-мм снарядов. Возник сильный пожар, раскаливший переборки, а система затопления не действовала, будучи выведенной из строя прошлыми бомбардировками. Попытка потушить огонь шлангами, заливая воду через элеватор подачи снарядов и вентиляционные трубы, оказалась безуспешной: вода быстро вытекала через осколочные пробоины в коридор гребного вала. От высокой температуры около 14 часов произошёл взрыв полузарядов главного калибра (около 2 т пороха), в результате чего были разрушены многие водонепроницаемые переборки и пожарные магистрали, погиб один нижний чин и ещё 10 было ранено (всего на корабле находилось порядка 50 человек). Подошедший на помощь пароход «Силач» вкупе с поступавшей водой смог потушить пожар, но к 14.45 «Полтава» села на грунт, погрузившись почти до верхней палубы. Остатки экипажа приняли участие в последних боях за Порт-Артур.

8 июля 1905 года (по новому стилю) японцы подняли «Полтаву», а 21 июля зачислили её в свой флот под названием «Танго» (запись хираганой: たんご, катаканой: タンゴ, иероглифами: 丹後; так называется один из районов древней японской столицы Киото). В 1915 г. «Полтава»-«Танго» была выкуплена у Японии российским царским правительством, переименована в «Чесму», экипаж укомплектовали моряками Черноморского флота, а сам корабль зачислили в число гвардейских линейных кораблей Черноморского флота.

Ниже броненосец «Цесаревич». Ему удалось выжить во время обороны Порт-Артура. Драматическая история описана ниже по ссылкам.

Ниже минный заградитель «Амур».

20 декабря 1904 года «Амур» был взорван экипажем. Однако, он не погиб. Корабль достался японцам, т.к. он оказался лежащим в доке в полузатопленном состоянии. Судьба «Амура» оказалась долгой и насыщенной событиями. Он участвовал в Октябрьской революции, в подавлении Кронштадтского восстания и даже участвовал в событиях начала Великой Отечественной войны в 1941-м г. История “Амура” ниже по ссылкам.

Ниже броненосец «Пересвет».

После захвата Порт-Артура на «Пересвете» побывал английский журналист Н. Сеппинг-Райт. Он вспоминал: «Палуба представляла картину разгрома и разрушения… Носовая башня была полуразрушена, орудия и станки - разбиты вдребезги… Снаряд сбил верхнюю часть башни, и на палубе лежала её крыша. Остальная часть башни вся расшаталась и представляла сходство с лопнувшим гранатовым яблоком. Мостик был уничтожен, а попавший в боевую рубку снаряд привёл её в полную негодность. Всё закоптело и искорёжилось от действия пожара. Огонь докончил разрушение всего уцелевшего от действия японских снарядов. Сильно пострадали дымовые трубы: одна из них имела вид безобразной груды изогнутого железа. Задний мостик находился в таком же состоянии разрушения, как и передний, хотя бушевавший на броненосце пожар сгладил много следов повреждений, нанесённых японскими снарядами».

Ниже флагманский крейсер «Россия». Википедия .

Затонувший японский брандер и русский пострадавший при минной атаке брандеров в ночь на 14 марта.

Русско-японская война, Порт-Артур, 1904 год, затонувшие броненосцы.

Погружаясь в архивные фотографии, документы и исторические свидетельства очевидцев, мы приходим к субъективной картине прошлого. Массовый героизм простых воинов в таком аду, когда смерть уже перестает быть личной трагедией. Массовая расхлябанность и безответственность управляющей верхушки, при которой военные корабли оказываются не боеспособны. Реальные случаи поступков военной верхушки, за которые в мирное время надо судить, а в условиях войны принято расстреливать на месте. Горько и трагично. Понимаешь, что нынешние проблемы России имеют глубочайшие корни…

Электронное СМИ «Интересный мир». Выпуск №86 от 16.07.2012

Крепость Порт-Артур располагалась на крайней южной оконечности Ляодунского полуострова. Этот район был арендован Россией у Китая в 1898 году, после чего здесь началось сооружение крайне необходимого русским незамерзающего военного порта на Тихом океане. (Владивосток зимой замерзал.)

Продвижение японцев к Порт-Артуру в первые месяцы войны

В первый же день русско-японской войны японцы без предупреждения атаковали порт-артурскую эскадру, причинив ей сильный урон. 21-22 апреля 1904 на севере Ляодуна высадилась 2-я японская армия генерала Оку, которая двинулась к Порт-Артуру для нападения на него с суши. 13 мая Оку, потеряв около 5 тысяч солдат, взял в центре полуострова стратегически важные Цзиньчжоуские высоты. Русский главнокомандующий Куропаткин пытался предотвратить осаду Порт-Артура стычками при Вафангоу и Дашичао, но успеха не достиг. Перед лицом неминуемого окружения крепости порт-артурская эскадра пробовала прорваться от неё к Владивостоку. Однако японская эскадра адмирала Того преградила ей путь и после боя в Жёлтом море 28 июля принудила вернуться обратно.

После взятия Цзиньчжоу сухопутная армия японцев накапливала силы и долго не тревожила русских, занявших позиции на Зеленых горах (в 20 км от Порт-Артура). Задержка японского наступления была связана отчасти с тем, что русский Владивостокский отряд крейсеров потопил крупный японский транспорт, который вёз к предназначенной для осады армии 11-дюймовые орудия. Наконец, получив подкрепления, 3-я японская армия Ноги 13 июля 1904 предприняла мощный штурм Зеленых гор. Русские войска были отброшены с позиций и 17 июля отступили в район крепости. С этого дня началась оборона Порт-Артура.

Русско-японская война. Порт-Артур. Видеофильм

Начало осады Порт-Артура и первый его штурм

Порт-Артур представлял собой не только военно-морской порт, но и мощную сухопутную крепость. Она располагала 3 рубежами обороны, даже и с бетонными сооружениями. Город опоясывала линия фортов, а также сеть редутов, оборонительных рвов, батарей. Эта система сооружений опиралась на выгодный для обороны гористый рельеф местности. Но далеко не все укрепления были достроены. Гарнизон крепости к началу обороны насчитывал примерно 50 тысяч. Возглавлял оборону Порт-Артура начальник Квантунского укрепленного района генерал Стессель.

6 августа начался первый штурм крепости. Он велся в основном, ночью, но впервые примененные для отражения ночного штурма прожектора и ракеты помогали русским защитникам уничтожать атакующих. После пяти дней яростных атак японцы в ночь на 11 августа прорвались вглубь русской обороны, но были отброшены решительной контратакой. Во время первого штурма состоялся последний выход в море кораблей русской Тихоокеанской эскадры. Из порта в сопровождении двух миноносцев вышел броненосец «Севастополь», возглавляемый капитаном 1-го ранга Николаем Эссеном. Он поддержал осажденных огнем со стороны залива. Однако, на обратном пути русские корабли наскочили на мины, и оба миноносца затонули от взрывов. Первый штурм окончился для японцев неудачей. Они потеряли в нём около 15 тысяч солдат. Потери русских составили 6 тысяч.

Второй штурм Порт-Артура

Не сумев взять Порт-Артур с ходу, Ноги приступил к планомерной осаде. Лишь спустя месяц, 6 сентября 1904, получив подкрепления и проведя серьезные инженерно-саперные работы, японские войска пошли на второй штурм крепости. За три дня боев им удалось овладеть двумя редутами (Водопроводным и Кумирненским) на Восточном «фронте», а также захватить на Северном «фронте» гору Длинную. Но попытки японцев захватить ключевой объект обороны – господствующую над городом гору Высокая разбились о стойкость защитников Порт-Артура. При отражении атак русские использовали новые средства борьбы, в том числе минометы, изобретенные мичманом С. Н. Власьевым. Во время второго штурма (6-9 сентября) японцы потеряли 7,5 тыс. чел. (из них 5 тыс. чел. при штурме Высокой). Потери русских составили 1,5 тыс. чел. Большую помощь в обороне оказывали корабли Тихоокеанской эскадры, которые с внутреннего рейда поддерживали оборонявшихся огнем. Часть корабельной артиллерии (284 орудия) была передана непосредственно на позиции.

Третий штурм Порт-Артура

С 18 сентября японцы начали обстрел крепости 11-дюймовыми орудиями. Их снаряды разрушали укрепления, не рассчитанные на такой калибр. Но порт-артурцы, сражаясь на развалинах, отбили и третий штурм (17-18 октября), во время которого полегло 12 тысяч японцев.

Положение блокированной крепости становилось все тяжелее. Заканчивалось продовольствие, число убитых, раненых и больных постоянно росло. Появились цинга и тиф, начав свирепствовать жесточе японского оружия. К началу ноября в госпиталях скопилось 7 тысяч раненых и больных (цингой, дизентерией, тифом). Основная борьба в ноябре развернулась за гору Высокую на Северном фронте, а также за 2-й и 3-й форты на Восточном фронте.

Четвёртый штурм. Взятие японцами горы Высокой

На эти ключевые объекты обороны Порт-Артура Ноги направил основные атаки во время четвертого штурма (13-22 ноября 1904). В нем участвовало 50 тысяч японских солдат. Главному удару подверглась гора Высокая, которую защищало 2,2 тысячи чел. во главе с героем боёв за Цзиньчжоу – полковником Николаем Третьяковым. Десять дней японские штурмовые части, не считаясь с потерями, лезли волна за волной на приступ Высокой. За это время им дважды удавалось овладеть усеянной трупами высотой, но оба раза русские контратаками возвращали ее обратно. Наконец, 22 ноября, после очередной атаки, японские солдаты захватили гору. Её гарнизон почти весь погиб. Последняя ночная контратака русских на Высокую была отражена. За время 10-дневных боев японцы потеряли 11 тысяч солдат.

Установив на Высокой дальнобойную артиллерию (11-дюймовые пушки били на расстояние 10 км), японцы начали обстрел города и порта. С этого момента участь Порт-Артура и флота была решена. Под японским огнем погибли остатки стоящей на рейде 1-й Тихоокеанской эскадры. Для защиты от огня на внешний рейд решился выйти лишь броненосец «Севастополь» во главе с мужественным Эссеном. 26 ноября он встал в бухте Белый Волк, где шесть ночей геройски отражал атаки японских миноносцев. уничтожив два из них. После получения серьезных повреждений броненосец был затоплен своим экипажем. В декабре развернулась отчаянная схватка за 2-й и 3-й форты на Восточном фронте. 2 декабря погиб начальник сухопутной обороны, генерал Роман Кондратенко. К 15 декабря линия фортов на Восточном фронте пала.

Сдача Порт-Артура Стесселем

К вечеру 19 декабря, после ожесточенных боев, защитники крепости отступили на третью, последнюю линию обороны. Стессель посчитал дальнейшее сопротивление бессмысленным и 20 декабря подписал капитуляцию. Такое решение имело серьезные основания. Продолжение обороны 10-12 тысячами солдат после потери ключевых позиций становилось бессмысленным. Порт-Артур был уже потерян как место базирования флота. Оттянуть значительные силы японцев от армии Куропаткина крепость тоже больше не могла. Для ее блокады теперь хватило бы и одной дивизии. Защитников крепости вскоре ждала голодная смерть (продуктов оставалось на 4-6 недель). Однако по прибытии в Россию Стессель был отдан под суд и приговорен к смертной казни, замененной десятью годами тюрьмы. Столь суровый приговор скорее всего стал данью общественному мнению, возбужденному военными неудачами.

Влияние обороны Порт-Артура на общий ход войны

После сдачи крепости в плен попало около 25 тысяч человек (из них свыше 10 тысяч больных и раненых). Сражаясь в условиях полной блокады, порт-артурский гарнизон оттянул на себя около 200 тысяч японских солдат. Их потери за время 239-дневной осады составили 110 тысяч. Кроме того, за время морской блокады японцы потеряли 15 судов различных классов, в том числе два подорвавшихся на минах эскадренных броненосца. Для участников обороны был выпущен специальный наградной крест «Порт-Артур».

Взятием Порт-Артура и уничтожением 1-й Тихоокеанской эскадры Япония решила основные цели, которые она ставила в войне войны. Для России падение Порт-Артура означало потерю выхода в незамерзающее Желтое море, ухудшение стратегической ситуации в Маньчжурии. Его последствием стало и дальнейшее усиление начинавшихся в России революционных событий .

Участником обороны Порт-Артура был выдающийся русский флотоводец и деятель Белого движения