Осенью диктант 6. Диктанты по русскому языку на тему зима (6 класс)

Контрольные диктанты для 6 класса

1четверть

Кедр растет высоко в горах, ветры его набок клонят, стараются к земле наклонить. А он –высок, могуч, вцепился корнями в землю и тянется все выше и выше к солнцу.

На концах веток кедровые шишки висят. Орешки еще не поспели, но вокруг много зверьков и птиц живет. Кедр всех кормит.

Белка свалит шишку на землю, вынет орешки, два-три съест, но один уронит. Этот орешек утащит к себе в норку мышь. Она по деревьям взбираться не умеет, а вкусных орешков ей хочется.

Поздней осенью еще больше зверьков и птиц на кедре. Они собирают и прячут кедровые орешки под камни, зарывают про запас в землю.

(По Г.Снегиреву,103 слова)

Грамматическое задание.

1в.-На концах веток кедровые шишки висят.

2в.-Кедр растет высоко в горах.

2.Выписать из разобранных предложений словосочетания и сделать их разбор.

3.Разобрать слова по составу.

1в.-Собирают,орешки,поздней

2в.-Уронит,норку,кедровые

4.Определить,сколько звуков и букв в словах

1в.-Еще,умеет

2в.-Его,осенью

Серые разбойники

Я подтащил свое суденышко, сразу забрал из лодки снасти,часть рыбы и подошел к дому. Открылась и закрылась за мной дверь. Но я не вошел в дом, а остался в коридоре,заглянул в дверную щель.

Вороны появились мгновенно. Метнулись серые крылья, птицы молча кружили над лодкой. Наконец весь разбойничий отряд расселся вокруг моего суденышка.

Первой начала грабеж только одна ворона. Она прыгнула на борт, повертела головой направо, налево и быстро схватила со дна рыбу. Тут и другие вороны ухватили по большой плотве.

Проходит минута,и птицы исчезают. Теперь можно появляться и мне…

Такие набеги вороны совершают каждый день, когда я возвращался с рыбалки. (По А.Снегову,105 слов)

Грамматические задания.

1.Подобрать антонимы к словам

1в.-Открылась, появились

2в.-Подтащил, возвращался

2.Составить схему предложения

1в.- Такие набеги вороны совершали каждый день, когда я возвращался домой.

2в.-Метнулись серые крылья, птицы молча кружили над лодкой.

3.Морфемный разбор слов

1в.- Подтащил, закрылась, прыгнула

2в.- Открылась, кружили, повертела

4. Найти в тексте однокоренные слова

2 четверть

Азбука тайги

Третьи сутки мы шли по тайге. До станции было еще далеко.

Я выбрал для ночлега сухое, высокое местечко, но мой спутник, который всю жизнь прожил в лесной деревушке, отказался от удобной стоянки и увел меня на болото.

Наступила полночь. Вдруг смерчем пронесся тяжелый ветер, начался бурелом. Вокруг раздался грохот, вой, треск,но нас все это обошло стороной. К утру появилось солнце, и мы побрели кипятить чай туда,где я хотел расположиться. Это место было завалено грудой стволов.

Как таежник догадался об опасности?

За чаем старичок сознался, что с вечера заметил следы медведя, который ушел из тайги на болото. Он доверился предчувствию животного. «Медведь все знает, слушайся в тайге медведя»,- закончил он свой рассказ.

Грамматическое задание.

1.Морфемный разбор слов

1в-спутник,старичок,опасности

2в.-таежник,предчувствие,местечко

2.Разобрать по членам предложения и указать части речи.

1в.-Вдруг смерчем пронесся тяжелый ветер, начался бурелом.

2в.-Вокруг раздался грохот, вой, треск, но нас все это обошло стороной.

3.Выписать 3 слова словосочетания с окончанием -Е или -И у существительных. Объяснить написание.

4. Выписать 2 слова с правописанием О или Е в окончаниях существительных. Объяснить написание.

3четверть

На реке Великой

Солнечным июльским утром наша туристская группа прибыла на станцию Насва.

Через три минуты около пятидесяти рюкзаков с вещами и продуктами и восемнадцать тюков с байдарками большой кучей лежат на перроне.

Но до реки еще километров тридцать пять. В ближайшей деревне мы договариваемся о машине, и к середине дня наш палаточный лагерь уже разбит в одиннадцати километрах за деревней Луково на поляне возле берега Великой.

Великая – главная река Псковской области. Ее протяженность –более четырехсот километров. На своем пути она принимает сорок семь протоков. Она то мирно журчит вдоль поросших ивой берегов, то превращается в горную речку, которая пробивает себе путь сквозь нагромождение камней. Здесь начинается наш водный поход на байдарках.

Грамматическое задание

1.Синтаксический разбор предложения

1в.-В ближайшей деревне мы договариваемся о машине.

2в.-Великая-главная река Псковской области.

2.Морфемный разбор слов

1в.-Туристская,прибыла

3.Выписать словосочетания с числительными и определить падеж имен числительных.

1в.-из 3 абзаца

2в.-из 4 абзаца

Дуб и ветер

Красивый и необыкновенный дуб рос на высокой горе. Ни у кого не было сил покорить его.

Однажды налетел на него ветер, дунул с одной стороны, с другой, старался пригнуть к земле. А дуб стоит и смеется каждым своим листиком. Кто-то подсказал ветру,что погубить дуб может молния. Побежал ветер звать на помощь молнию.

Раскололось небо,грянул гром, блеснула саблями молния. Загорелась вершина дуба, но пошел дождь и залил огонь. А дуб продолжал расти, даже крепче стал.

Спросил тогда ветер у величественного дуба: « Почему я не могу погубить тебя?»

Дуб ответил, что не ствол его держит, как думают некоторые. Сила его в том, что он в землю родную врос, корнями за нее держится. «Потому никто мне не страшен»,-добавил дуб.

Грамматическое задание.

1.Разбор по составу слов

1в.-побежал,листиком

2в.-налетел, вершина

3.Разобрать по членам предложение, указать части речи и составить схему данного предложения

1в.- Спросил тогда ветер у величественного дуба»Почему я не могу погубить тебя?»

4.Морфологический разбор слов

1в.-Каждым(листиком)

2в.-Некоторые

4 четверть

Битва во ржи

Высокая густая рожь-это для многих животных густой лес.

Солнце давно уже село, догорает короткая летняя зорька, какие-то тени реют над полем. Это совы вылетели за добычей. В лунную ночь будут они присматриваться, ловить мышей и полевок. Надо много ловкости,чтобы словить их в высокой ржи.

Но во ржи живет множество других вредителей. Это насекомые и их прескверные гусеницы. Если бы их никто не трогал, то от хлебного поля ничего бы не осталось. Однако есть у поля ценные друзья, которые стараются сберечь урожай. Это землеройки, ежи, летучие мыши, птицы, жабы, лягушки. Мы их часто не видим и знать не хотим, тогда как они самоотверженно спасают наши хлеба от истребления.

Грамматическое задание.

1.Разобрать по членам предложения и указать части речи

1в.-Солнце давно уже село.

2в.-Это совы вылетели за добычей.

2.Разобрать слова по составу

1в.- догорает, высокая, присматриваться

2в.- вылетели, ловкости, стараются

3.Морфологический разбор слова

1в.-спасают

2в.-догорает

4.Выписать 3-4 слова с орфограммами и объяснить их

Рождество в Англии

Все страны празднуют Рождество, которое связано со встречей Нового года. Но рождественские традиции у каждого народа особенные.

В Англии Рождество отмечают двадцать пятого декабря. В это время деревенские жители зажигают множество свечей, которые символизируют древнюю традицию сжигания полена. Старый обряд означал победу добра над злом.

В день праздника англичане обязательно идут в церковь, а уже после этого садятся за праздничный стол. Самым главным блюдом на столе является рождественский хлеб, который украшают зеленью и часть отдают бедным. На десерт хозяйкам принято подавать пудинг, который раньше назывался сливовой кашей.

Подарки детям приносит добрый Санта Клаус, которого еще называют Отцом Рождества. Дети пишут ему письма с пожеланиями и бросают в огонь в камине. Перед сном принято оставлять мясной пирог или печенье с молоком для Санты и морковь для его оленя, которого зовут Рудольф. За это дедушка преподнесет щедрые подарки.

Елочка заменила старый обряд украшать дом зеленью. А обычай вешать на нее игрушки восходит еще к немецким традициям. Раньше елку украшали цветами, фруктами и свечами, а позже появились стеклянные игрушки. В сочельник толпы народу собираются у главной елки на Трафальгарской площади, чтобы смотреть концерты, петь гимны, играть и веселиться с родными и друзьями.

(189 слов)

Задание

1. Выполните фонетический разбор слова «зеленью».

2. Выполните синтаксический разбор предложения: «Раньше елку украшали цветами, фруктами и свечами, а позже появились стеклянные игрушки».

3. Выполните лексический разбор слова «сочельник».

Грустно и в то же время радостно становится с приходом зимы. С наступлением холодов птиц почти не слышно. Разве что воробьи, голуби да вороны ищут, где бы поживиться хлебными крошками.

Точно под белоснежным одеялом спит земля и ждет весеннего тепла. В ясный погожий день снег сверкает и переливается на ярком солнышке, которое почти не греет. Деревья, покрытые инеем, молчаливо стоят и поблескивают, как в волшебной сказке. Пышные елки раскинули зеленые ветви. Особенно хорошо в такие деньки находиться в лесу. Тихо вокруг. Только иногда застучит пестрый дятел, или закричит сойка.

Но человек рад зимним забавам и играм на свежем воздухе. Дети смеются, играют в снежки, катаются на санках и ледяных горках.

Даже в метели и морозы особенно хорошо становится на душе при приближении новогодних праздников. Все готовятся к празднованию, покупают подарки, украшают дом и елку игрушками. На улицах деревья и витрины магазинов увешаны разноцветными фонариками и огнями. Счастье наполняет теплом изнутри при виде этой красоты и ощущения грядущего праздника.

А после зимних каникул уже, кажется, и весна не за горами. Сойдет снег, прилетят с юга птицы, и появятся первые весенние цветы, а мы будем снова с нетерпением ждать холодных, но веселых зимних дней.

(192 слова)

Задание

1. Озаглавьте текст.

2. Найдите предложение, осложненное причастным оборотом. Составьте его схему.

3. Выполните орфографический разбор слова «грустно».

4. Выполните пунктуационный разбор предложения: «Дети смеются, играют в снежки, катаются на санках и ледяных горках».

Зима в Древней Руси

В старые времена народы иначе воспринимали явления природы. То же самое касается и времен года.

Согласно народным преданиям, зима приезжала на лошади, слезала с нее и из одного рукава сыпала снег, а из другого - иней. Она представлялась нашим предкам в виде королевы. На голове у нее красовалась ледяная корона, а на талии - пояс из блестящих снежинок. Зима пела красивым, сладким, тягучим голосом.

Сопровождали ее вечные друзья - Мороз да Вьюга. Мороз считался кузнецом. Именно он расписывал узорами окна, превращал землю в камень, а водную гладь в реках и озерах оборачивал в лед.

Менялся уклад жизни русского народа. Все начинали готовиться к зиме: шили шубы, делали валенки, вязали рукавицы, на санях из леса возили дрова. А после тяжелого дня и работы люди собирались у теплой печки, рассказывали друг другу сказки и истории, шутили, пели песни, занимались рукоделием. Дети катались на санках с крутых горок и лепили снеговиков. В новогодние праздники жители Руси украшали любые деревья фруктами, конфетами и орехами, а елки появились позже и стояли в домах только один день. Друзья и родственники дарили друг другу подарки, пели песенки, водили хороводы и танцевали. Повсюду был слышен звонкий смех и голоса.

А затем наступала Масленица. Люди провожали зиму, радовались наступлению теплых деньков и пребывали в ожидании новых хлопот.

(205 слов)

Задание

1. Выполните морфемный разбор слова «представлялась».

2. Выполните синтаксический разбор предложения: «Друзья и родственники дарили друг другу подарки, пели песенки, водили хороводы и танцевали».

3. Выполните морфологический разбор слова «теплых».

Для 6класса предлагаем контрольные диктанты с грамматическими заданиями, составленные на весь учебный год для тех учителей, кто работает по учебникам С.И. Львовой, Р.Н. Бунеева и Е.В. Бунеевой и других авторов.

Тексты универсальные. Они подойдут ко всем изучаемым тематическим блокам. К ним можно составить другие грамматические задания.

Контрольный диктант по итогам I четверти

Сокровища пирамид

На западе Ливийской пустыни в Египте есть удивительные горы. Они словно вырастают из песков и поражают своими размерами и строгостью очертаний. 4 Эти горы из камня — гробницы царей Египта. Трудно представить, что их сложили люди своими руками.

Самая большая гробница — пирамида Хеопса. Её строили больше двадцати лет.

Раскопки говорят о неслыханной ценности сокровищ, которые таились в царских могилах. Они хранились в особом помещении. Египтяне верили, что они сопровождают царя в его загробной жизни.

В пирамиде возводились ложные галереи, переходы, чтобы грабители не могли найти сокровищ. Человек мог бродить по галерее часами, но так и не достигал зала с саркофагом владыки. 4 Ещё в древности почти все пирамиды разграбили.

(Из книги А. Нейхардт, И. Шишовой «Семь чудес света».)

Грамматическое задание

1. Произведите : Человек мог бродить по галерее часами, но так и не достигал зала с саркофагом владыки. 4 (1 вариант);

Они словно вырастают из песков и поражают своими размерами и строгостью очертаний. 4 (2 вариант).

2. Выполните морфемный разбор слов: царских, разграбили, переходы (1 вариант); загробной, хранились, ценности (2 вариант).

3. Выполните морфологический разбор слова: строили (1вариант), возводились (2 вариант).

Лотос

Лотос — символ чистоты и благородства. Он произрастает в иле и мутной воде, но не загрязняется ими. 4 С лотосом можно сравнить людей, которые себя не запятнали, не покорились злу и тяжёлой судьбе.

Зацветает лотос в июле, в августе в тихих прудах. Толпы удивлённых, восхищающихся людей с утра до вечера не покидают берега водоёмов. Изящными очертаниями белых или нежно-розовых лепестков, характерным шелестом листьев лотос производит неизгладимое впечатление.

«Лотос — друг солнца», — писали в священных книгах Индии. К сожалению, чудесный цветок чарует зрителей только три дня. 4 Но уже на четвёртый день прекрасные цветки вянут. И только листья его, как зонтики, продолжают стоять на воде. (102 слова.)

Грамматическое задание

1. Произведите синтаксический разбор предложения:

Он произрастает в иле и мутной воде, но не загрязняется ими. 4 (1 вариант);

К сожалению, чудесный цветок чарует зрителей только три дня. 4 (2 вариант).

2. Выполните морфемный разбор слов: чудесный, произрастает, зонтики (1 вариант); священных, загрязняется, чистоты (2 вариант).

3. Выполните морфологический разбор слова: зацветает (1вариант), производит (2 вариант).

Контрольный диктант с грамматическим заданием по итогам II четверти

Синички и снежинки

Сидел я за столом в горнице. Взглянул в окно и вижу, что на проводе сидит синичка. Сидит и вертит головку по сторонам. При этом её маленький клювик медленно открывается и закрывается. 4 Что это она делает?

Я подошёл ближе к окну. Сверху плавно летели белые снежинки. Я пригляделся и увидел, что синичка ловит ртом снежинки.

Вот лентяйка! Ей не хотелось лететь на речку. Она принимала снежинки за мошкару и утоляла ими жажду. 4 Не зря ведь люди говорят: "Полетели белые мухи".

Лето кончилось. Пришло время уезжать из деревни. Эта синичка была последней из всей деревенской живности, с которой я познакомился в это лето. (По В. Белову.)

(102 слова.)

Грамматическое задание

1. Произведите синтаксический разбор предложения: При этом её маленький клювик медленно открывается и закрывается. 4 (1 вариант); Она принимала снежинки за мошкару и утоляла ими жажду. 4 (2 вариант).

2. Выполните морфемный разбор слов: пригляделся, головку, маленький (1 вариант); познакомился, клювик, деревенской (2 вариант).

3. Выполните морфологический разбор слова: деревенской (1вариант), маленький (2 вариант).

Памятник

Над зданием центральной телефонной станции засветилось голубовато-серое небо. Наступил туманный день поздней парижской осени. На круглой, чистенькой площади велосипедист ради отдыха от езды по скользким мостовым слез с велосипеда и пошёл пешком.

В круглой крышечке велосипедного звонка блеснуло серебряной звездой солнце над Парижем. Велосипедист прошёл мимо памятника Людовику Четырнадцатому. Лошадь подняла передние ноги, поджала задние и всей своей тяжестью оперлась на могучий хвост. Это делало монумент похожим на памятник Петру в Петербурге. Но конная статуя французского короля стояла на обыкновенном, традиционном прямоугольном цоколе. А его царственный брат - русский император - вместе со своим конем стоял на финляндской скале естественной формы. (По В. Катаеву.)

Грамматическое задание

1 вариант

2 вариант сложнее

Найдите в тексте

Морфологический разбор слова

серебряной

чистенькой

Морфемный разбор слов

велосипедного, телефонной

прямоугольном, традиционном

Синтаксический разбор предложения

Но конная статуя французского короля стояла на обыкновенном, традиционном прямоугольном цоколе.

Лошадь подняла передние ноги, поджала задние и всей своей тяжестью оперлась на могучий хвост.

Зимой в тайге

Полна тайн сумрачно-хмурая тишина зимнего леса. Мягко-сереб-ристый свет луны проникает сквозь черно-изумрудную крону хвойных деревьев и тихо освещает бело-синие сугробы тайги.

Под сугробом в своей берлоге дремлет в ночной тиши темно-бурый медведь. Его не беспокоят холодный луч луны и разнообразные шорохи леса. Ещё в сентябре медведь объелся желудей, ягод брусники, а сейчас спит сладко-нежным сном.

Вот зазвенел сушняк, захрустел снег. Это через сугробы по лунной дорожке пробираются дымчато-серые лоси. В поисках пищи шагают они по глубокому снегу в юго-восточном направлении. Трудно искать пищу зимой!

Скоро весна, но золотисто-красное солнышко придёт в тайгу только в апреле. (94 слова.)

Грамматическое задание

1 вариант

2 вариант сложнее

Найдите в тексте

Выпишите 2 качественных прилагательных

Выпишите 2 относительных прилагательных

Морфологический разбор слова

глубокому

Словообразовательный анализ слов

черно-изумрудную, зимнего

Холодный, юго-восточном

Синтаксический разбор предложения

Ещё в сентябре медведь объелся желудей, ягод брусники, а сейчас спит сладко-нежным сном.

Мягко-сереб-ристый свет луны проникает сквозь черно-изумрудную крону хвойных деревьев и тихо освещает бело-синие сугробы тайги.

Контрольный диктант по итогам III четверти

Конец зимы

У нас стоял апрель, но за окном лежали сугробы. Вчера по дороге пробежала позёмка и скоро стала настоящей метелью.

К утру всё изменилось. Языки метели не били уже по стёклам домов. Ветер поменял направление, свернул с севера на юг. 4 С юга пришло тепло, и снег стал мягким и липким.

Когда солнце поднялось над деревней, оно уже не застало ночной бури. Вокруг лежал чистый снег. Он слегка подтаял, осел и казался даже тёплым. И тут на раскидистых ветвях нашей седой ветлы увидел я первых грачей.

Грачи были очень чёрными среди белого снега и казались большими и тяжёлыми. 4 Так к нам прилетели вестники весны. (103 слова.)

Грамматическое задание

1. Выполните морфологический разбор слова: всё (1 вариант); к нам (2 вариант).

2. Выполните морфемный разбор слов: раскидистых, прилетели, вестники (1 вариант); тяжёлыми, поднялось, направление (2 вариант).

Ветер поменял направление, свернул с севера на юг. 4 (1 вариант); Грачи были очень чёрными среди белого снега и казались большими и тяжёлыми. 4 (2 вариант).

Стихийные бедствия

Человечество всегда преследовали стихийные бедствия. Сегодня мы напомним об отдельных стихийных бедствиях.

В тысяча четыреста пятьдесят пятом году в Неаполе при землетрясении погибло шестьдесят тысяч человек. Через сто лет в Китае число жертв достигло вось-мисот тридцати тысяч. В тысяча семьсот пятьдесят пятом году подзем-ная буря разрушила Лиссабон и унесла семьдесят тысяч. 4

В ты-сяча девятьсот двадцатом году страшные толчки сотрясли Токио и унесли сто тысяч человеческих жизней. 4 В тысяча девятьсот сорок восьмом году город Ашхабад за семь секунд превратился в руины. По-гибло восемьдесят тысяч человек. В Армении в тысяча девятьсот восемьдесят восьмом году подземная буря поглотила сто девятнадцать тысяч человек.

Огромный урон нанесли людям стихийные бедствия. (100 слов.)

Грамматическое задание

1. Выполните морфологический разбор числительного: в тысяча четыреста пятьдесят пятом (году) (1 вариант); восемьдесят тысяч (человек)(2 вариант).

2. Выпишите из текста 3 разных числительных (простое, сложное и составное): из 2 абзаца (1 вариант); из 3 абзаца (2 вариант).

3. Сделайте синтаксический разбор предложения, нарисуйте схему:

В тысяча семьсот пятьдесят пятом году подзем-ная буря разрушила Лиссабон и унесла семьдесят тысяч. (1 вариант);

В ты-сяча девятьсот двадцатом году страшные толчки сотрясли Токио и унесли сто тысяч человеческих жизней. (2 вариант).

Подвиг Сталинграда

Последние выстрелы великого Сталинградского сражения отгремели 2 февраля 1943 года. Это сражение продолжалось 200 дней и ночей. На отдельных этапах его боях участвовало одновременно более двух миллионов человек. 4

Позднее было точно подсчитано количество огня и металла, который фашисты обрушили на город. На каждом квадратном метре Мамаева кургана, например, находили 1200 осколков. Немецко-фашистские захватчики сожгли и взорвали в городе 41 685 домов (85, 5 процентов жилого фонда)...

В битве за Сталинград враг потерял до полутора миллионов человек убитыми и ранеными... 4

Победа Красной Армии в Сталинградской битве положила начало коренному перелому в ходе Великой Отечественной войны и Второй мировой войны в целом. (100 слов.)

Грамматическое задание

1. Выполните морфологический разбор: второго (февраля) (1 вариант); до полутора миллионов (человек)(2 вариант).

2. Выпишите из текста 3 разных числительных (целое, дробное, и порядковое): из 1 и 3 абзаца (1 вариант); из 2 и 4 абзаца (2 вариант).

3. Сделайте синтаксический разбор предложения, нарисуйте схему:

В битве за Сталинград враг потерял до полутора миллионов человек убитыми и ранеными... (1 вариант);

На отдельных этапах его боях участвовало одновременно более двух миллионов человек. (2 вариант).

Весна

Ещё хмурится свинцовое небо, но в просветах облаков на некоторое время пробивается мечом луч солнца. Весна набирает скорость.

По утрам лёгкий холодок держится в низинах, а на южной стороне пригорка уже загорелись жёлтые огоньки какого-то растения. Это мать-и-мачеха. Ни с чем не спутаешь листики и жёлтые корзинки её цветка. 4

Вот что-то блеснуло в розовом веере лучей. Это мягко сливается с блеском вод и остатками снега заоблачное сияние солнца.

Из кустов доносится чьё-то пение, словно звенит серебряный колокольчик. Овсянки! Зимой они вялые, неприметные, а сейчас заговорили полным голосом. 4 Пройдет какая-нибудь неделя, и грачиный гомон и песни жаворонков объявят о победе весны. Вернутся и другие птицы. Много трудностей придется преодолеть им на пути к родным местам, но никакие препятствия не остановят их. (100 слов.)

Грамматическое задание

1. Выполните морфологический разбор причастия: некоторое (1 вариант); никакие(2 вариант).

2. Выпишите из текста 3 местоимения разных разрядов: из 1-2 абзаца (1 вариант); из 3-4 абзаца (2 вариант).

3. Сделайте синтаксический разбор предложения, нарисуйте схему:

Зимой они вялые, неприметные, а сейчас заговорили полным голосом. (1 вариант); Ни с чем не спутаешь листики и жёлтые корзинки её цветка. (2 вариант).

Тигрёнок

Мы играли в саду за домом, когда вернулись охотники. С террасы закричали: «Бегите скорей, посмотрите, кого привезли!».

По двору, описывая круг перед крыльцом, проезжали одна за другой нагруженные 3 телеги. На них были звериные шкуры, рога диких козлов и кабаньи туши. Отец шагал у последней телеги, а на ней сидел, сгорбившись и озираясь по сторонам, тигрёнок. Да-да, самый настоящий тигрёнок, покрытый пылью. Когда лошадь остановилась перед крыльцом, он испугался, попятился и оглянулся на отца.

Пока отец отпрягал уставших 3 лошадей, разбирал вещи и умывался после дальней дороги, мы взяли тигрёнка на руки, понесли его в гостиную, положили на самое почётное место и стали вокруг.

Мы старались заметить в нём что-нибудь особенное и внимательно к нему приглядывались.

Тигрёнка накормили из чашки теплым кипячёным молоком. Он, налакавшись, растянулся опять на диване и прищурился на свет большой лампы. (110 слов.)

Грамматическое задание

1. Выполните морфологический разбор причастия: нагруженные 3 (1 вариант); уставших 3 (2 вариант).

2. Морфемный разбор слов: сгорбившись, закричали, покрытый (1 вариант); описывая, разбирал, уставших (2 вариант).

3. Сделайте синтаксический разбор предложения, нарисуйте схему:

По двору, описывая круг перед крыльцом, проезжали одна за другой нагруженные телеги. (1 вариант);

Он, налакавшись, растянулся опять на диване и прищурился на свет большой лампы. (2 вариант).

Сердитые чайники

Поляна была похожа на круглый стол, покрытый травотканой золотой скатертью. Чёрные чайники, пыхтевшие и булькавшие от нетерпения, были расставлены 3 посредине. Тут затевалось грандиозное чаепитие!

Как хорошо, что в это раннее утро я не нежился в тёплой постели. В награду я увидел такое, что с тех пор всегда встаю на рассвете.

Чайники булькали и клокотали. Из чёрных носиков с шипением вырывался пар. Их так изнутри распирало, что они даже подскакивали! И дребезжали...

До чего же и в самом деле косачи на току похожи на шипящие чайники! На шипящие, булькающие, закопчённые до блеска охотничьи чайники. Шейки-носики задраны вверх, и косицы хвоста изогнуты ручкой. Вспыхивают раскалённые угли красных бровей. И из носика вырывается пар! И так друг на друга накидываются, что только брызги летят!

Вы, любящие 3 поспать, когда станете утром разливать чай, присмотритесь к своим чёрным чайникам. Они напомнят вам турнир косачей, который вы так беспечно проспали. (109 слов.)

Грамматическое задание

1. Выполните морфологический разбор причастия: любящие (1 вариант); расставлены (2 вариант).

2. Морфемный разбор слов: нежился, раскалённые, раннее (1 вариант); подскакивали, пыхтевшие, травотканой (2 вариант).

Поляна была похожа на круглый стол, покрытый травотканой золотой скатертью. (1 вариант);

Чёрные чайники, пыхтевшие и булькавшие от нетерпения, были расставлены посредине. (2 вариант).

Контрольный диктант по итогам учебного года

Замысел художника

Однажды утром я встал чуть раньше. Смотрю — у завешенного окна они сидят вдвоем за столом — внешне суровый рыбак и старающийся ему во всем подражать мальчишка. Молчат, погружены в свои мысли. Настолько сердечными, теплыми, ни в чем внешне не проявляющимися были их отношения, что это не могло не запасть в душу.

Мягкий, не видимый простым глазом свет окутывал их фигуры. На лицах теплый, любящий взгляд. В чем-то еле уловимом я почувствовал, что это не отец и сын.

Дмитрий Федорович — человек очень добрый, но выглядел суровым, сдержанным. Вовка — полная ему противоположность. У этого мальчика необычайно одухотворенное, светящееся изнутри в рассветном полумраке лицо. И прежде всего мне захотелось передать ту излучающуюся изнутри теплоту, которая раскрылась в них для меня в это раннее утро. (По В. Гаврилову.)

Грамматическое задание

1. Выполните морфологический разбор причастия: сдержанный (1 вариант); завешенного (2 вариант).

2. Морфемный разбор слов: старающийся, сердечными, раскрылась (1 вариант); светящееся, рассветном, захотелось(2 вариант).

3. Сделайте полный синтаксический разбор предложения:

Мягкий, не видимый простым глазом свет окутывал их фигуры. (1 вариант);

У этого мальчика необычайно одухотворенное, светящееся изнутри в рассветном полумраке лицо. (2 вариант).

Тема: «ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В НАЧАЛЕ ГОДА» Диктант № 1 Пролив Магеллана Магеллан из Испании на пяти кораблях отправился на поиски пролива между Южным полюсом и Америкой. Корабли продвигались к югу вдоль берегов Америки. Чем дальше мореплаватели пробирались на юг, тем суровее становилась природа. Густые тропические леса сменились унылой степью. Теперь в подзорные трубы можно было разглядеть только неуклюжих пингвинов да тюленей, которые сливались с серыми утесами. Свирепые волны, шквальные ветры расщепляют, как спички, мачты кораблей, изматывают моряков. Лютый мороз окончательно преграждает им путь. Лица путешественников задубели, пальцы еле сгибались, а одежда изорвалась в клочья. Дальше двигаться было нельзя. Магеллан выбрал бухту для долгой зимовки. Когда чуть потеплело, адмирал дал команду сниматься с якорей. И вскоре суда вошли в пролив, который соединял два океана. Новый водный путь потом назовут именем Магеллана. (По Е. Хвилевицкой) ЗАДАНИЯ: 1. Найдите сложное предложение; докажите, что оно сложное. 2. Выпишите два словосочетания: «прилаг. + сущ.» и «глаг. + сущ.»; разберите их. 3. Обозначьте морфемы в словах: пробирались, моряков, водный. 4. Найдите два слова с орфограммой-буквой в корне слова и в окончании слова. Тема: «ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В НАЧАЛЕ ГОДА» Диктант № 1 (вариант 2) Кедр Кедр растет высоко в горах. Он высок, могуч, вцепился корнями в землю и тянется все выше и выше к солнцу. На концах веток кедровые шишки висят. Орешки еще не поспели, но вокруг много зверьков и птиц живет. Кедр всех кормит. Белка свалит шишку на землю, вынет орешки, два-три съест, но один уронит. Этот орешек утащит к себе в норку мышь. Она по деревьям взбираться не умеет, а вкусных орешков ей хочется. Поздней осенью еще больше зверьков и птиц живет около кедра. Они собирают и прячут кедровые орешки под камни, зарывают про запас в землю. Растет кедр высоко в горах, и ветер старательно клонит его ветви к земле. (По Г. Снегиреву, 109 слов) ЗАДАНИЯ: 1. Выпишите словосочетание «Гл. + сущ.», укажите падеж существительного 2. Разберите по составу: СОБИРАЮТ, ОРЕШКИ, ПОЗДНЕЙ 3. Найдите два слова, в которых букв больше, чем звуков Тема «СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ОРФОГРАФИЯ» Диктант № 2 Вечером Вечерняя заря догорала. Начал расстилаться туман. Я решил вернуться домой. Быстрыми шагами прошел я заросли кустов. У моих ног тянулась равнина, а дальше стеной возвышался мрачный лес. Я осмотрел окрестность и спустился с холма. Высокая трава на дне долины белела ровной скатертью. Летучие мыши носились над моей головой. Куда я зашел? Как найти дорогу? Я вышел на опушку и пошел полем. Трудно было пробираться по узкой тропинке. Кругом росла высокая рожь. Ночная птица низко промчалась и коснулась меня крылом. В тишине глухо раздавались мои шаги. Но вот на вечернем небе стали зажигаться звезды. Заблестел серп молодого месяца. Вот теперь я узнал дорогу и предполагал, что через час буду дома. (По И.С. Тургеневу, 109 слов) ЗАДАНИЯ: 1. Выпишите по два слова на безударную гласную корня: проверяемую, непроверяемую, чередующуюся 2. Разобрать по составу слово: «РАССТИЛАТЬСЯ» 3. Сделать синтаксический разбор предложения: Ночная птица низко промчалась и коснулась меня крылом Тема «СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ОРФОГРАФИЯ» Диктант № 3 Обманная весна Все кругом привыкло к зиме. Но вдруг солнце в декабре зажглось ярко, небо сделалось синим и большим, загорелись, засверкали на ветвях снежинки. Вороны подумали, что пришла весна. Ведь им весна нужна особенно, потому что другие птицы с холодами на юг улетают, а вороны зимуют дома. Но не поверили бы премудрые вороны обманной декабрьской погоде, если б однажды утром не услышали, что на поле вблизи деревни заработали трактора. Ползают трактора по полю, оставляют за собой коричневые полосы. Так хочется воронам прикоснуться к теплой земле, выхватить из рассыпчатого земляного кома свеженького червячка… А механизаторам смешно. Они и не думали мерзлую землю пахать. К тракторам прицеплены не плуги, а специальные тележки с минеральным удобрением. Весной вместе с растаявшим снегом удобрение уйдет в землю. Выпьет поле этой волшебной воды, и дружно заколосятся хлеба. (По С.Иванову) ЗАДАНИЯ: 1. Выпишите слово с чередующейся гласной в корне. Объясните выбор буквы. Допишите два-три слова с другой гласной в корне. 2. Найдите слово с приставкой ПРИ-; приведите еще два-три слова с тем же значением приставки. 3. Произведите морфемный и словообразовательный разбор слова «сделалось». 4. Произведите синтаксический разбор третьего предложения Тема «СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ОРФОГРАФИЯ» Диктант № 3 (вариант 2) В лес за чудесами Вы любите осеннюю природу? Я всегда радуюсь приближению осени. Меня не пугают дождь и грязь. В нашей семье умеют преодолевать препятствия. «Советую тебе, Сережа, присмотреться к осеннему лесу»,- говорил отец. Он приобрел фотоаппарат, и я стал забираться в лесную глушь, рассматривать растения, фотографировать все интересное. Как чудесно в лесу ранним утром! Светит солнце, и деревья горят желтыми, оранжевыми, багровыми огнями осени. Вот на ветку березки садится дятел, он тихонько касается ствола клювом. Я фотографирую дятла, а он продолжает преспокойно сидеть. Устанешь, присядешь на пригорке, отдохнешь и опять в путь. А вечером надо разложить все, что принес из похода. Лес подарил мне много счастливых находок. (108 слов) ЗАДАНИЯ: 1. Начертите схему 2-ого предложения из 3-его абзаца 2. Разобрать по составу слово: ПРИГОРОК 3. Выписать два слова с приставками ПРИ- - ПРЕ- и объяснить их написание Тема «ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ» Диктант №4 Азбука тайги Третьи сутки мы шли по тайге. До станции было еще далеко. Я выбрал для ночлега сухое, высокое местечко, но мой спутник, который всю жизнь прожил в лесной деревушке, отказался от удобной стоянки и увел меня на болото. Наступила полночь. Вдруг смерчем пронесся тяжелый ветер, начался бурелом. Вокруг раздался грохот, вой, треск, но нас все обошло стороной. К утру появилось солнце, и мы побрели кипятить чай туда, где я хотел расположиться. Это место было завалено грудой стволов. Как таежник догадался об опасности? За чаем старичок сознался, что с вечера заметил следы медведя, который ушел из тайги на болото. Он доверился предчувствию животного. «Медведь все знает, слушайся в тайге медведя», - закончил старик свой рассказ. (По Иванову-Смоленскому, 115 слов) ЗАДАНИЯ: 1. Выпишите два словосочетания «гл. + сущ.» с окончание –И или –Е 2. Разберите по составу: СПУТНИК, ПОЛНОЧЬ, ПОЯВИЛОСЬ 3. Морфологический разбор существительного «в деревушке» Тема «ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ» Диктант №5 Зной сменился прохладой, становилось зябко. Вдоль гавани мимо испанской деревушки по прогретой солнцем дороге устало брел незнакомец. По небрежности в одежде, по покрытой пылью обуви, тяжелой походке было видно, что человек идет издалека и перенес в пути большие невзгоды. Путник приблизился к кораблям, стоявшим у берега. Там кипела работа. Грузчики спешили перенести с каравелл мешки с пряностями: черным перцем, ванилью, корицей, кофе. Запах пряностей напомнил мужчине о цели его путешествия. Это был Христофор Колумб. Он пришел в Испанию просить у короля денег на поход в Индию. Он не хотел пробираться годами вдоль побережья Африки. Он утверждал, что Земля – это шар. Если плыть на запад через океан, то через один-два месяца можно достичь сказочной Индии, да еще присоединить к испанским владениям новые земли. (По О. Ковалевской) Слова для справок: гавань, каравелла, пряности, один-два, Христофор Колумб ЗАДАНИЯ: 1. Укажите род, число, падеж и склонение существительных в первом абзаце. 2. Объясните графически слитное или раздельное написание НЕ с существительными. 3. Подчеркните орфограммы в словах: приблизился, перцем, поход. 4. Произведите синтаксический разбор первого предложения. Тема «ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ» Диктант №5 (вариант 2) Русская зима Хороши снежные зимы в России! Непогоду сменяют ясные дни. Блестят на солнце глубокие сугробы, скрылись подо льдом большие реки и маленькие речонки. Припорошила зима землю снежной шубкой. Отдыхает земля, набирает силу. Наполняется жизнью зимний лес. Вот простучал по сухому дереву дятел. По всему лесу отбивает дробь лесной барабанщик. С шумом пролетит рябчик, поднимется из снежной пыли глухарь. Стайка веселых клестов расселась на ветках ели. Стоишь и любуешься, как ловко вонзают они свои клювики в шишки, выбирают из них семена. С сучка на сучок перепрыгивает шустрая белка. Вот прилетела большая сова и подала голос. Ей отозвались другие совы. Пискнула тихонько лесная мышь, пробежала по снегу и скрылась под пнем в сугробе. (По И. Соколову-Микитову, 112 слов) ЗАДАНИЯ: 1. Синтаксический разбор 1-ого предложения – 2-ого абзаца 2. Морфологический разбор существительного «ЖИЗНЬЮ» 3. Разобрать слово по составу: «ПРИПОРОШИЛА» 4. Записать 4 существительных с приставкой ПРЕ- Тема «ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ» Диктант № 6 В гостях Катя показывает мне квартиру. В одной большой комнате живет она с мамой. В кабинете у Николая Антоновича на письменном столе стоит прибор. Чернильница представляет собой бородатую голову в шишаке, пепельница – древнерусскую рукавицу. Под шишаком находятся чернила, и Николаю Антоновичу приходится макать перо прямо в череп богатыря. Это показалось мне странным. В гостиной между окнами помещается книжный шкаф. Я никогда еще не видел столько книг сразу. Над шкафом висит поясной портрет моряка с широким лбом, сжатыми челюстями и светло-серыми живыми глазами. Потом Катя показала мне морской компас – очень интересную штуку. Это был медный обруч на деревянной подставке, в котором качалась чашечка, а в чашечке под стеклянным колпачком – стрелка. Стрелка качается и одним концом с якорем показывает на север. ЗАДАНИЯ: 1. Выпишите два прилагательных, у которых в суффиксе пишется одна или две буквы Н. Выделите суффикс, объясните условия выбора. 2. Найдите сложное прилагательное в первом абзаце; объясните условия дефисного или слитного написания. 3. Укажите разряд прилагательных: на письменном столе, с широким лбом. 4. Обозначьте орфограммы в словах: помещается, моряка, под стеклянным (колпачком) 5. Произведите синтаксический анализ предложения В гостиной между окнами… Тема «ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ» Диктант № 6 (2 вариант) Подготовка к Новому году В гостиную втащили большую мерзлую елку. Дерево подняли, и оно оказалось таким высоким, что нежно-зеленая верхушка согнулась под потолком. От ели веяло холодом, но понемногу ветви ее оттаяли, распушились, и по всему дому запахло хвоей. Дети принесли деревянные коробки с украшениями, достали фонарики с цветными слюдяными окошечками, большую звезду. Но оказалось, что игрушек мало. Пришлось клеить фунтики, золотить орешки, привязывать к пряникам серебряные веревочки. За этой работой просидели весь день. Затем поставили к елке стулья и стали ее убирать. Елку украсили, окутали искусственной золотой паутиной, повесили стеклянные бусы и вставили свечки и цветные защипочки. Когда все было готово, матушка сказала: «А теперь, дети, уходите и до вечера в гостиную не заглядывайте». (По А. Толстому, 115 слов) ЗАДАНИЯ: 1. Выпишите 4 словосочетания «прилаг. + сущ.», укажите падеж, число и род прилагательного. 2. Определите способ образования слов: ГОСТИНАЯ, ДЕРЕВЯННЫЕ, ПРОСИДЕЛИ 3. Выпишите из текста два качественных и два относительных прилагательных. 4. Начертите схему второго предложения. Тема «ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ» Диктант № 7 На реке Великой Солнечным июльским утром тысяча девятьсот девяноста девятого года наша туристическая группа прибыла на станцию Насва. Через три минуты около пятидесяти рюкзаков с вещами и продуктами и шестнадцать тюков с байдарками большой кучей лежат на перроне. Но до реки еще километров тридцать пять. В ближайшей деревне мы договариваемся о машине, и к середине дня наш палаточный лагерь уже разбит в одиннадцати километрах за деревней Луково на поляне возле берега Великой. Великая – главная река Псковской области. Ее протяженность – более четырехсот километров. На своем пути она принимает сорок семь притоков. Она то мирно журчит вдоль поросших ивой берегов, то превращается в горную речку, которая пробивает себе путь сквозь нагромождение камней. Здесь начинается наш водный поход на байдарках. (По В. Гиневу, 115 слов) ЗАДАНИЯ: 1. Подчеркните главные члены во втором предложении последнего абзаца. 2. Разберите слова по составу: ТУРИСТСКАЯ, ТРИДЦАТЬ, ПРИБЫЛА 3. Морфологический разбор любого числительного Тема «МЕСТОИМЕНИЕ» Диктант № 8 Лесное лекарство Как-то отец взял меня на охоту. Мы ехали по лесу на дрожках. Было раннее утро, на деревьях и на траве сверкала обильная роса. Как хорош и пахуч сосновый бор! У большого дерева около высокой кучи отец остановил лошадь. Почти на вершине кучи лежал небольшой кусок какого-то светло-желтого вещества, очень похожего на обыкновенное сливочное масло. Мы сошли с этих дрожек и стали рассматривать загадочное вещество. Я прикоснулся к нему – оно было мягкое и теплое. Мы положили кусок «масла» в кружку, обвязали бумагой и спрятали под деревом. Вечером отец достал кружку, а в ней ничего не было – «масло» улетучилось. От него резко пахло муравьиным спиртом. Дома этим «лесным лекарством» растирала моя бабушка поясницу и уверяла, что ничто раньше ей так не помогало. (По Соколову-Микитову, 122 слова) ЗАДАНИЯ: 1. Выпишите два словосочетания, куда входит местоимение. Произведите их морфологический разбор. 2. Обозначьте морфемы в словах: ПРИКОСНУЛСЯ, НИЧТО. 3. Обозначьте разряд местоимений в 4 абзаце. 4. Синтаксический разбор 1-ого предложения Тема «ГЛАГОЛ» Диктант № 9 Битва во ржи Высокая густая рожь – это для многих животных густой лес. Солнце давно уже село, догорает короткая летняя зорька, какие-то тени реют над полем. Это совы вылетели за добычей. В лунную ночь будут они присматриваться, ловить мышей и полевок. Надо много ловкости, чтобы поймать их в высокой ржи. Но во ржи живет множество других вредителей. Это насекомые и их прескверные гусеницы. Если бы их никто не трогал, то от хлебного поля ничего бы не осталось. Однако есть у поля ценные друзья, которые стараются сберечь урожай. Это землеройки, ежи, летучие мыши, птицы, жабы, лягушки. Мы их часто не видим и знать не хотим, тогда как они самоотверженно спасают наши хлеба от истребления. (По М. Богданову, 112 слов) ЗАДАНИЯ: 1. Разберите по составу слова: ДОГОРАЕТ, БЕРЕЧЬ, ВЫСОКАЯ. 2. Подчеркните орфограммы в словах: ПРЕСКВЕРНАЯ, РОЖЬ, СОЛНЦЕ 3. Произведите синтаксический разбор 2-ого предложения. Тема «ГЛАГОЛ» Диктант № 10 Муравьи Трудно пройти в лесу мимо муравьиной кучи. В яркий солнечный день тысячи муравьев копошатся, что-то делают, куда-то торопятся. Вот один муравей забегает то спереди, то сзади, с большим усилием втаскивает на муравейник еловую хвою. Муравьи тащат хвою на сооружение своего муравейника, который строят много лет. Муравьи хорошо знают свой дом. Догорает день. Муравьишка спешит, приостанавливается, кружится, разыскивает дорогу к дому. Ему помогает запах. Если бы муравьи не различали запахи, они не отличали бы своих муравьев от чужих. Чужих в свой дом они не пускают. Ударьте слегка прутом по муравейнику, присмотритесь. В прут вцепились сразу десятки муравьев. Они защищают свое жилище. Не разоряйте муравейников! Муравьи – безобидные, полезные жители леса, они истребляют вредных насекомых. (По И. Никитинскому, 113 слов) ЗАДАНИЯ: 1. Выпишите из текста 3 глагола, употребленные в разных наклонениях, укажите их. 2. Разберите по составу слова: ВТАСКИВАЮТ, ПРИСМОТРИТЕСЬ, БЕЗОБИДНЫЕ. 3. Сделайте морфологический разбор одного глагола. 4. Сделайте синтаксический разбор второго предложения. «ИТОГОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА» Диктант № 11 Лес Вот и лес. Тень и тишина. Статные осины тихонько лепечут над вами. Висячие ветви берез едва шевелятся. Могучий дуб стоит подле красивой липы. Вы едете по узкой дорожке. Большие желтые мухи неподвижно висят в золотистом воздухе и вдруг слетаются. Мошки вьются столбом, светлеют в тени, темнеют на солнце. Вы въезжаете в лес. Неизъяснимая тишина западает в душу, а вокруг так дремотно и тихо. Вот набежал ветер, и зашумели верхушки деревьев. Сквозь прошлогоднюю листву местами растет высокая трава. В придорожной траве стоят грибы под своими масляными шляпами. А как хорош лес поздней осенью! Нет яркого солнца, движения, шума. Сквозь сучья деревьев мирно белеет небо. На липах висят последние зеленые листики. Высокие сухие былинки тихонько шевелятся. Длинные нити блестят на побледневшей траве. Спокойно дышит грудь. (По И.С. Тургеневу, 125 слов) ЗАДАНИЯ: 1. Найдите в тексте слова с орфограммой «Буквы Н и НН в прилагательных». Допишите своих 3 слова. 2. Выпишите 2словосочетания: «прилаг. + сущ.», «гл. + сущ.» 3. Обозначьте орфограммы в словах: ВИСЯТ, БЛЕСТЯТ, ПО ДОРОЖКЕ. 4. Морфологический разбор одного существительного и одного глагола. 5. Запишите 3-4 слова, в которых вы часто делали ошибки.

Для успешной подготовки к написанию диктантов по русскому языку,
рекомендую ознакомиться с реальными вариантами текстов заданий по русскому языку.
На моем сайте размещены наиболее реалистичные варианты заданий к урокам русского языка.
Представленные примеры диктантов, позволят Вам хорошо подготовиться к их написинию,
а это очень серьезный шаг к получению отличных знаний по русскому языку.

Диктанты по русскому языку 6 класс

Словарные диктанты:
Вариант 1.
Прибивать, приближаться, прибайкальский, прибежище, прибавлять, прибрежный, прививать, привалиться, привести, привертеть, привязать, привокзальный, притормозить, привлекательный, привязчивый, привыкнуть, пригибаться, придвинуться, приземлиться, придорожный, придираться, приехавший, призадуматься, прижечь, прикладывать, прикатить, приклеить, прикаспийский, прилеплять, приложить, принарядиться, приодеться, приписать, приоткрыть, приподнять, припрыгивать, присоединиться, приютить, пришпилить, притвориться, притихнуть, приумолкнуть, пристроить, притопнуть.

Вариант 2.
Премилый, презлющий, пренеприятный, преспокойно, прекратить, прервать, преграда, препятствие, пресечь, преобразовать, препоручить, преопасный, прескучный, преподаватель, прельстить, преемник, превосходство, знаки препинания, превратить, превозносить.

Вариант 3.
Прибывать в город - пребывать в горах, призреть сироту - презирать врага, придавать значение - предавать идеалы, преклонить голову перед знаменем - приклонить голову к груди матери, претворить мечту в жизнь - притворить дверь, преемник поэта - радиоприемник; привилегии, привольный, приключение, причудливый, примерный, примитивный, приличный, прихоть, принципиальный, приказывать, присущий, присутствовать; президент, преследовать, представлять.

Вариант 4.
Пристать к берегу, пресытился конфетами, приозерный край, преградить путь, прервать разговор, пристраститься к чтению, приоткрыть завесу тайны, шорох в прибрежных кустах, привязать к дереву, привлекать внимание, беспрерывный шепот волн, не бояться преград, преспокойный человек, город преобразился, преинтересная книга, презрительный взгляд, прескверный день, преодолевать трудности, привстать на цыпочках, преображенный край, превратился в лед, прекратить пререкания со старшими, преогромный желудь, презабавный рисунок, преследовать зверя.

Вариант 5.
Неприступные вершины, привыкнуть к требованиям, прилежный ученик, непримиримый человек, пристрастное отношение, приветливый сосед, причудливый узор, пренебрежительное отношение, присутствовать на лекции, судить беспристрастно.

Вариант 6.
Придать значение - предаваться воспоминаниям; прибыть на заставу - пребывание на отдыхе; предел мечтаний - придел к дому; приступить к работе - преступать закон; претворить в жизнь - притворить дверь; преклоняться перед кем-то - дерево приклонилось к земле; презирать опасность - призреть сироту.

Диктанты 6 класс:
Вариант 1.
На небе разгорается заря. Я пробираюсь узкой дорожкой через густую рожь. Тяжелые колосья касаются лица и будто собираются удержать меня. Из придорожных зарослей выпорхнула перепелка и скрылась во ржи.
Поднимается солнце, и его лучи освещают далекие поля, прибрежные кусты возле речки. Она ярко блестит на солнце.
Вот и лес. Я предполагал собрать здесь много ягод и отыскать грибы. Мои предположения оправдались. Ягоды буквально устилали лесные поляны. Стоило присесть - видишь, как прячутся в траве головки спелой земляники, подберезовики. 1
Долго бродил по лесу. С трудом дотащил я до дома полную корзину пресладких ягод. За день мое лицо и руки загорели. После такой прогулки хорошо выкупаться и прилечь отдохнуть на свежем сене. (109 слов).

Вариант 2.
Поздней осенью выпадает первый снег. Он преображает все вокруг. Пушистые снежинки осторожно касаются земли, и она одевается в ослепительный наряд. Побелели дорожки и крыши домов. Загораются, блестят разноцветные искорки инея. Свинцовая вода темнеет среди беловатых прибрежных зарослей.
Как прекрасна белоствольная березовая роща! Веточки покрыты хлопьями, но от любого прикосновения снежинки осыпаются. В ельнике снег так засыпал деревца, что ты их не узнаешь. Елочка становится похожей на причудливую снежную бабу. Всюду виднеются следы лесных зверюшек. По шелухе шишек можно отыскать белку.
В предзимние дни дома не сидится. Люди всех возрастов выходят на пешеходные маршруты. Каждый хочет почувствовать свежесть первого морозца, сыграть в снежки.
«Здравствуй, зима!» - радостно говорят люди. (107 слов).

Вариант 3.
С вечера разыгралась метель. Прошумела она, и волшебно преобразился лес.
Слепят глаза блестящие на солнце сугробы. Заколдовала зима молчаливого богатыря в хвойной кольчуге. Грузные ветки елей под тяжестью снега почти касаются земли. Синичка сядет, а ветка не дрогнет.
Под березками приютились крохотные елочки. В причудливый наряд одела метель молодую поросль. От холодных лучей солнца загорается на них снежное покрывало. Как хороши они теперь!
Вьюга посеребрила пышные прически преогромных сосен. На их макушках примостились пышные снежные шапки. Под соснами змеится след лукавой лисицы.
Вечером в чащобе хмурятся хвойные потемки. Таинственный сумрак окутывает даль. Во мраке безлунных ночей только и видишь одни березы в темном лесу. Трудно отыскать здесь тропинку или даже дорогу. (111 слов).

Вариант 4.
Над зданием центральной телефонной станции засветилось голубовато-серое небо, обещая немного туманный,
но солнечный день поздней парижской осени.
На круглой провинциально чистенькой площади велосипедист, чтобы несколько отдохнуть от езды по скользким мостовым, слез с велосипеда и пошел пешком.
В круглой крышечке велосипедного звонка блеснуло серебряной звездой выглянувшее над Парижем солнце – слабое, грустное. Велосипедист прошел мимо памятника Людовику Четырнадцатому. Лошадь подняла передние ноги, поджала задние и всей своей тяжестью оперлась на могучий хвост. Это делало монумент похожим на памятник Петру в Петербурге. Но конная статуя французского короля стояла на обыкновенном, традиционном прямоугольном цоколе, в то время как его царственный брат – русский император – вместе со своим конем был утвержден на неотесанной финляндской скале естественной формы. (112 слов). (По В.Катаеву).

Грамматическое задание:
1. Выпишите из текста по 2 качественных и относительных прилагательных и существительное, которое склоняется, как прилагательное.
2. Выполните словообразовательный разбор слов:
прямоугольный, засветиться, слезть, серебряный.
3. Выполните морфологический разбор слов:
ноги, своей, оперлась, это, делало, Петру.


Copyright © All rights reserved