Суда типа либерти когда списали. Суда типа «Либерти

"Либерти" — корабль радиоэлектронной разведки ВМС США. Заложен 23 февраля 1945 года в Портленде, штат Орегон как грузовое судно "Simmons Victory", одно из многочисленной серии так называемых «Судов Победы» (Victory ships), строившихся во время Второй мировой войны для трансатлантических конвоев. "Simmons Victory" было передано Морской комиссии 4 мая 1945 года и зафрахтовано Pacific Far East Line, для которой осуществляло коммерческие грузоперевозки. В 1958 году судно было возращено Управлению торгового флота Министерства торговли США для передачи в резерв ВМС США. В феврале 1963 года "Simmons Victory" было приобретено ВМС США и переоборудовано в многоцелевое вспомогательное судно. 8 июня 1963 года переименовано в "Либерти" и получило бортовой номер AG-168. 1 апреля 1964 года было переклассифицировано в корабль технической разведки с бортовым номером AGTR-5. В феврале 1965 года "Либерти" совершил переход с Западного побережья в Норфолк, штат Виргиния, где на него было установлено дополнительное оборудование, позволяющее выполнять задачи по сбору и обработке данных радиоэлектронной разведки в интересах Агентства национальной безопасности США. В июне 1965 года "Либерти" отправился в своё первое плавание к берегам Западной Африки; затем на протяжении двух лет участвовал в других операциях ВМС США в Атлантике. В 1967 году был направлен в Средиземное море, где во время Шестидневной войны осуществлял радиоэлектронную разведку в восточном Средиземноморье. День 8 июня 1967 года у побережья Синайского полуострова выдался солнечным и ясным. Шел четвертый день арабо-израильской "шестидневной войны". Но на палубе "Либерти", медленно рассекавшего лазурную гладь Средиземного моря в 12 морских милях от берега, царила почти курортная идиллия. Свободные от вахты члены команды, натершись кремом для загара, нежились под ласковым южным солнцем. Даже не верилось, что совсем неподалеку в песках Синая и в районе Суэцкого канала идут ожесточенные танковые и воздушные сражения.

Американцы чувствовали себя в полной безопасности. Их корабль находился в международных водах, а на мачте развивался большой звездно-полосатый флаг, который не могли не заметить самолеты-разведчики ВВС Израиля, с утра 13 раз облетевшие "Либерти" на малой высоте. Моряки махали летчикам руками: ведь США и Израиль были союзниками. Операторы постов радиоперехвата ясно слышали доклады пилотов своему командованию: обнаруженное судно - американское. Только командира корабля коммандера (капитана 2 ранга) Уильяма Макгонагла терзали смутные предчувствия. Получив 5 июня приказ приблизиться к району военных действий, он просил командующего 6-м флотом США вице-адмирала Томаса Мартина придать ему эсминец в качестве эскорта. Но получил отказ. Адмирал заверил его, что в "случае чего" на помощь немедленно будут подняты палубные самолеты с авианосцев. Около 2 часов дня вахтенный радиометрист доложил о появлении на экране радара трех быстроходных надводных объектов, следовавших пересекающимся курсом. Через пять минут один из круживших над "Либерти" израильских самолетов внезапно спикировал на судно. Выпущенные "Миражем" неуправляемые авиационные ракеты - НАРы врезались в палубу и надстройки американского судна. Вслед за этим последовал еще один ракетный залп со второго "Миража". Корпус корабля содрогнулся от множества взрывов, большая часть мирно загоравших на палубе моряков были моментально убиты или покалечены. Развернувшись "Миражи" открыли по "Либерти" огонь из 30-мм пушек, а подошедшие за ними штурмовики "Супер-Мистер" сбросили напалмовые бомбы. Судно запылало сразу в нескольких местах. Уцелевшие члены экипажа под огнем израильских самолетов начали отчаянную борьбу с пожаром и пытались оказать помощь многочисленным раненым. Несмотря на то, что большинство антенн было уничтожено в ходе 20-минутного воздушного налета, радистам удалось поставить аварийную антенну и передать в эфир сигнал "SOS". Сигнал был услышан, но обещанные адмиралом Мартином авианосные самолеты так и не появились ни во время атаки, ни после нее. Тем временем ситуация для "Либерти" приняла еще более худший оборот. Едва самолеты скрылись из вида, как на сцене появились три израильских торпедных катера - те самые надводные цели, обнаруженные ранее радаром. Подойдя к американскому судну на дистанцию 200 метров, катера выпустили по нему свои торпеды. К счастью для американцев, израильские катерники оказались менее меткими, чем их коллеги из ВВС: из пяти торпед четыре прошли мимо. Зато пятая угодила прямо в середину корпуса, где находились основные посты радиоэлектронной разведки и связи. На мгновенье взрыв буквально выбросил "Либерти" из воды и моментально убил 25 человек. В правом борту образовалась 12-метровая пробоина и корабль тут же получил крен в 10°.

Но судну опять повезло. Морякам на нижних палубах удалось задраить водонепроницаемые переборки отсеков и поступление забортной воды в корпус прекратилось. Тем не менее, коммандер Макгонагл приказал своей команде приготовиться к эвакуации. Но как только американские моряки спустили на воду три спасательных плотика, израильские катера тут же потопили два из них пулеметным огнем, а третий втащили к себе на борт. По свидетельству членов экипажа, катера подходили к "Либерти" на дистанцию до 15 метров и явно не могли не заметить на корме судна написанное большими белыми буквами его название - USS LIBERTY, a также характерный для ВМС США крупный бортовой номер на носу - GTR 5. Однако после этого еще 40 минут торпедные катера кружили вокруг искалеченного судна, методично обстреливая из крупнокалиберных пулеметов членов экипажа, тушивших пожар и оказывавших помощь своим раненым товарищам. Хотя на "Либерти" имелись четыре пулеметные установки для самообороны, воспользоваться ими ошеломленным внезапным нападением американским морякам толком не удалось. В один из моментов кто-то лишь дал короткую очередь в воздух, вызвавшую еще более ожесточенный огонь израильтян. Неожиданно катера прекратили обстрел и умчались в северном направлении. Атака на "Либерти" продолжалась 1 час 25 минут. Из 290 членов экипажа 34 моряка были убиты и 171 ранен. Чудом державшееся на воде судно сумело дать ход и стало удаляться в сторону моря, ожидая высланные с кораблей 6-го флота за ранеными санитарные вертолеты. Между тем, через час после окончания атаки к "Либерти" вновь приблизились израильские торпедные катера, на сей раз просемафорившие: "Нуждаетесь ли вы в помощи?". В ответ с "Либерти" просигналили: "Убирайтесь к черту!" Вскоре над судном завис израильский вертолет, набитый вооруженными десантниками, с которого сбросили записку с предложением помощи. Однако американцы, всерьез опасаясь, что союзники намерены добить их судно и уничтожить оставшихся в живых, решительно отказались от их услуг. Вертолет неохотно улетел. Всю ночь оставшиеся в строю моряки не смыкали глаз, ожидая новых израильских атак. Но ночь прошла спокойно. Утром 9 июня к "Либерти" наконец подошел эсминец ВМС США "Дэвис". Однако первое, что услышали от его командира члены команды разведывательного корабля, было приказание забыть все, что с ними случилось. Приказ молчать под страхом военного трибунала получили и раненые моряки "Либерти", переправленные на корабли 6-го флота. Так началась операция сокрытия правды об инциденте. "Либерти" была отбуксирована на Мальту и после спешного ремонта отправлена в США, где ее пустили на слом. Израиль принес официальные извинения США. По версии израильской стороны, американское судно якобы было ошибочно принято за египетский корабль, имевший аналогичный силуэт. Администрация тогдашнего президента Линдона Джонсона безоговорочно приняла все объяснения Израиля и постаралась как можно быстрее закрыть этот вопрос. Ведь в случае вспышки гнева американской общественности, стало бы невозможно оказание Израилю широкомасштабной военной помощи. Результаты ведомственных расследований, проведенных комиссиями ВМС США, были засекречены. Командир корабля У.Макгонагл в 1968 году был чуть ли не тайком награжден высшей американской наградой "Медалью почета" Конгресса США. Спустя несколько лет Израиль также выплатил США в общей сложности более 13 млн. долларов в качестве компенсаций за нанесенный материальный ущерб и для выплат раненым и семьям погибших моряков с "Либерти". Однако, несмотря на все усилия, властям США и Израиля не удалось предать инцидент полному забвению. В 1982 году была создана "Ассоциацию ветеранов "Либерти", провозгласившая своей целью установление всей правды о трагедии 1967 года. Требования Ассоциации к конгрессу США о проведении полного и независимого расследования поддержали весьма видные политики и военные, в частности бывший госсекретарь Дин Раек и бывшие начальники штаба ВМС США адмиралы Арли Берк и Томас Мурер, а также ряд конгрессменов. Но до сих пор официальные власти США не хотят и слышать о возобновлении следствия по этому делу. Более того, ветеранов "Либерти" постоянно обвиняют в антисемитизме и подвергают травле в контролируемых произраильским лобби США СМИ. И это несмотря на то, что среди убитых и раненых израильским ракетами и пулями моряков было немало американцев еврейского происхождения. За минувшие 35 лет в США и других странах вышло несколько книг и документальных фильмов о "Либерти", в которых излагаются разные, зачастую противоречивые версии инцидента, приводятся воспоминания очевидцев и свидетелей, как с американской, так и с израильской стороны. В Интернете существуют даже несколько сайтов, посвященных этой теме. Судя по размещенным там материалам, большинство ветеранов "Либерти" и независимых исследователей убеждены, что израильский удар по судну был преднамеренным, а официальная версия не выдерживает никакой критики.

В частности, давно уже опровергнуты утверждения израильской стороны о том, что в момент атаки "Либерти" якобы не несла американского флага и двигалась с "характерной для боевых кораблей" скоростью более 30 узлов (на самом деле 5 узлов). Абсурдно выглядит также и утверждения Израиля, что его летчики и моряки перепутали "Либерти" - довольно крупное судно водоизмещением более 10 тысяч тонн с характерным силуэтом из-за больших параболических антенн, со старым египетским транспортом "Аль-Кусейр" водоизмещением 2600 тонн, предназначенным для перевозки лошадей. Разве могла лучшая в мире израильская разведка сделать столь идиотскую ошибку? В настоящее время существуют несколько альтернативных версий причин израильской атаки на "Либерти". Наиболее распространенная -это так называемая "голанская версия". Согласно ей, генеральный штаб ВС Израиля не хотел, чтобы США преждевременно узнали о планировавшейся на 9 июня операции израильской армии по захвату у Сирии Голанских высот. Мощная аппаратура радиоразведки на борту "Либерти" позволяла прослушивать и расшифровывать все переговоры по израильским военным сетям и оперативно передавать полученные данные в Вашингтон. Малоизвестный до сих пор факт: "Либерти", формально входившая в состав ВМС США, фактически управлялась Агентством национальной безопасности (АНБ) США - сверхсекретным ведомством, отвечающим за глобальный электронный шпионаж. Таким образом, отдав приказ потопить "Либерти", израильский генштаб возможно стремился сохранить в тайне свои военные планы, ибо опасался утечек информации в Вашингтоне к советской или арабской разведке. В последнее время появились и другие версии. В частности, некоторые исследователи утверждают, что американское разведывательное судно могло перехватить переговоры израильских военных о расстреле ими свыше 1 тыс. пленных египетских солдат в Эль-Атшш на Синае. Начальником генштаба Израиля в то время был генерал Ицхак Рабин, впоследствии премьер-министр и лауреат Нобелевской премии, убитый еврейским националистом в 1995 году. Вот он якобы и отдал приказ "убрать" нежелательного свидетеля израильских военных преступлений. Однако помимо причин нападения израильских военных на "Либерти", в этом деле есть и еще один вопрос. Почему же правительство США не пришло на помощь своим морякам, зная, что их более часа безнаказанно расстреливают и убивают военные силы другого государства? Бывший офицер судна Джеймс Иннес, кстати, автор известной книги "Нападение на "Либерти", в опубликованной недавно в газете "Нейви тайме" статье назвал это "актом предательства на море". Некоторые ветераны "Либерти", которых после инцидента ранеными доставили в госпиталь авианосца Америка, рассказывают о своем конфиденциальном разговоре с контр-адмиралом Лоуренсом Рейсом, командовавшим в то время авианосными силами 6-го флота. Адмирал тогда признался, что, получив сигнал SOS с "Либерти", он доложил об этом командующему флотом и в Вашингтон. После этого он поднял в воздух ударную группу из 12 самолетов с авианосца "Саратога", ближе всего находившегося от места инцидента. Однако адмирал тут же был вызван на связь самим министром обороны Робертом Макнамарой, приказавшим немедленно вернуть самолеты. Спустя 90 минут, получив доклад о торпедной атаке на "Либерти", Гейс повторно поднял в воздух самолеты. Но последовал еще один звонок от Макнамары с приказом дать отбой спасательной операции. Когда же адмирал потребовал подтверждения приказа, он услышал в трубке голос самого президента Линдона Джонсона: "Мне плевать, если даже этот корабль утонет и все там погибнут! Я не поставлю наших союзников в неудобное положение". Был ли такой разговор на самом деле или нет, остается только гадать. В Вашингтоне и Иерусалиме сейчас мало кто желает вспоминать о трагедии "Либерти", обстоятельства которой продолжают упорно замалчиваться официальными инстанциями.

О жестокости, беспощадности и характере боевых действий в ходе так называемой "Шестидневной войны" лучше всего говорит факт израильской атаки на американский корабль радиоэлектронной разведки Либерти (USS Liberty). На первый взгляд, уничтожение Израилем судна Военно-морских сил ближайшего союзника выглядит недоразумением, но это только на первый взгляд.

Отрывок из главы 5, "Шестидневная война - это акт терроризма?" книжки "Торжество Израиля и смерть Палестины".

Корабль Либерти был атакован 8 июня 1967 года самолётами израильских ВВС и торпедными катерами, причём, находился он в международных водах Средиземного моря в 24 километрах к северу от Синайского полуострова , а наблюдение за ним велось восемь часов.

В результате нападения убито 34 моряка или более 10% экипажа, ранения различной степени тяжести получили 171 человек, в общей сложности, потери команды составили 70%. Либерти получил тяжёлые повреждения - было уничтожено оборудование, а в корпусе судна появилась дыра размером примерно 12 на 12 метров, но всё таки судно удержалось на плаву и в сопровождении кораблей Шестого флота США покинуло место инцидента своим ходом. Израильтяне не потопили корабль с оставшимися в живых только потому, что удалось восстановить повреждённую антенну и послать сигнал SOS Шестому флоту.

Не могу не обратить внимание на один любопытный момент. Русская версия популярной интернет-энциклопедии Википедия однозначно трактует эту атаку как "ошибочную", при этом, даётся ссылка на статью размещённую на сайте израильского русскоязычного телеканала "9 канал". То есть, редактора энциклопедии считают возможным в сложной теме пользоваться источником заинтересованной стороны. Справедливости ради отмечу, что англоязычная версия Википедии отображает альтернативную версию, ссылаясь в том числе на выживших американских моряков.

И такого много, когда речь заходит о большой политике и неоднозначных, спорных событий истории, на "русскую" Википедию полагаться не стоит. Благодаря таким вот умалчиваниям, неискушённый потребитель информации попросту вводится в заблуждение.

"Когда атака, казалось бы, завершилась, экипаж USS Liberty спустил на воду три спасательных плота, чтобы спасти тяжело раненных. Однако израильские торпедные катера вернулись и буквально изрешетили плоты пулеметами. Параллельно с этим рядом с кораблем зависли два десантных вертолета израильской армии, заполненных вооруженными спецназовцами, державшими ранцы со взрывчаткой. Через несколько минут десантники улетели, не предприняв никаких попыток вступить в переговоры. Израильтяне явно знали, что перед ними американский корабль, и собирались потопить его вполне намеренно, попытавшись позже оправдаться тем, что приняли USS Liberty за египетское судно. И тому есть подтверждение", - Вашингтон блог*.

Основные доказательства преднамеренного нападения:

1. Над Либерти реял американский флаг больших размеров - полтора на два с половиной метра. После того как израильтяне изрешетили флаг, команда водрузила новый, еще больших размеров - два на четыре метра.

2. Корабль можно было опознать по уникальному номеру и цвету.

3. Из недавно рассекреченных переговоров между израильскими пилотами атаковавшими Либерти и командованием, следует, что как минимум один лётчик истребителя, по меньшей мере, трижды идентифицировал корабль как американский и уточнял у руководства, следует ли наносить удар, при этом, он получил утвердительный приказ.

- Израильский пилот командному пункту ЦАХАЛ: Это американский корабль. Вы всё ещё хотите атаковать?

- Командный пункт ЦАХАЛ израильскому пилоту: Да, выполняйте приказ.

- Израильский пилот командному пункту ЦАХАЛ: Но сэр, это американский корабль - я вижу флаг!

- Командный пункт ЦАХАЛ израильскому пилоту: Неважно, бей"**.

4. Торпедные катера ВМФ Израиля последовательно уничтожили все спасательные плоты, что является военным преступлением .

5. О том, что нападение было преднамеренным говорил тогдашний президент США Линдон Джонсон.

Повреждение от торпеды

Повреждение корпуса

Среди версий которые могли бы объяснить атаку, присутствует то, что потопив американский корабль Израиль намеревался втянуть в войну США. Либерти атаковали катера и самолёты без опознавательных знаков, израильтяне убивали всех кто пытался спастись, а вина за это должна была пасть на Египет. Исследователи отмечают, что Линдон Джонсон приказал сбросить ядерные бомбы на Каир , но бомбардировщики были отозваны в последний момент, когда президент понял, что за нападением стоял не Египет, а Израиль***.

В контексте ядерного оружия и Шестидневной войны, интересен израильский секретный план, о котором стало известно совсем недавно - благодаря тому, что США рассекретили закрытую информацию. Так, 5 июня 2017 года агентство "Россия сегодня" сообщило, что согласно публикации Международного центра имени Вудро Вильсона, Израиль располагал секретным планом по использованию ядерной бомбы против Египта в случае поражения в войне.

Отдельные публицисты полагают, что по вопросу перекладывания вины за нападение на Либерти, возможно, Израиль и США сотрудничали на уровне специальных служб или по другим тайным каналам.

Другой жизнеспособной версией можно назвать предотвращение утечки компрометирующей и секретной информации, о которой не должен знать никто, даже главный союзник и покровитель. Уничтожая разведывательный американский корабль, израильтяне намеревались скрыть факты военных преступлений (массовые расстрелы военнопленных) и планы по вторжению в Сирию. Примечательно также, что одной из задач Либерти было отслеживание применения ядерного и химического оружия.

Если принять довольно обоснованную версию о спланированном и намеренном нападении, то ЦАХАЛ и Израиль тех времён предстаёт в новом цвете немыслимого цинизма и античеловечности. Как на самом деле израильские солдаты относились к "врагами" в Шестидневной войне остаётся только догадываться или ждать очередного рассекречивания неуничтоженных ещё документов.

За массовое убийство американцев и ранения, а также за уничтожение корабля Израиль выплатил денежную компенсацию общей суммой в $ 13 млн, что в пересчёте на доллары 2017 г. составляет $ 65 млн (47,2 - семьям убитых и раненым, 17,8 - за корабль).

* Зачем Израиль атаковал Америку (https://www.pravda.ru/world/asia/middleeast/23-02-2015/1249650-izrael-0)

** Haaretz - "‘But Sir, It‘s an American Ship.‘ ‘Never Mind, Hit Her!‘ When Israel Attacked USS Liberty" (http://www.haaretz.com/us-news/1.800584)

*** Israel Murdered U.S. Sailors and Tried to Sink Their Ship… A Failed False Flag Attack Against the United States (http://www.washingtonsblog.com/2015/02/attack-uss-liberty-failed-false-f...)

«Либерти» (англ. Liberty Ship) - типовой проект транспортного судна Второй мировой войны, по которому в 1941 - 1945 18 верфей США построили серию из 2751 судна.

Суда типа «Хог Айлендер» (1918): Прямой предшественник «Либерти» - типовые транспортные суда, cтроившиеся поточным методом в конце Первой мировой войны на верфи Хог Айленд в Филадельфии.

Построенная в 1918 верфь с 50-ю стапелями и 7-ю сухими доками была первой, рассчитанной на серийное поточное производство гражданских транспортов (аналогичный проект строительства сторожевых кораблей реализовал в те же 1917 - 1918 Генри Форд).
Первый «Хог Айлендер» был спущен на воду 5 августа 1918, последний 29 января 1921; всего было построено 122 судна - 110 сухогрузов и 12 войсковых транспортов. «Хог Айлендеры» не понесли потерь в Первую мировую войну; во Вторую мировую погибли 58 судов этого типа. Офицеры SS Booker

Суда типа «Оушн» (1941)

В 1940 правительство Великобритании заказало в США по ленд-лизу 60 транспортов для восполнения потерь от подводной войны. За основу проекта был взят тип транспортного судна, восходящий к постройкам 1879 года, и впоследствии развитый в транспортах британской компании Silver Line 1930-х годов. Котлы на угле, посты управления и каюты экипажа были сосредоточены в середине корпуса.
Заказ предусматривал увеличение осадки по сравнению с судами мирного времени, что увеличило водоизмещение на 800 т. Первое судно в серии, Ocean Vanguard, cпустили на воду 16 августа 1941; несколько ранее, в марте 1941, «британская» серия была увеличена до 200, а в апреле до 306 судов, однако 117 из них планировалось построить уже по новому проекту (будущему «Либерти»).

Изменения в проекте

В ходе подготовки к производству «Оушнов» комиссия по военно-транспортным судам (United States Maritime Commission) изменила проект и технологическую схему производства: трудоёмкая клёпка была заменена сборкой сварных секций, котлы переведены на мазут.
Заказы на сборку судов были первоначалально распределены среди шести верфей, контролируемых Генри Кайзером.
Новый проект, вначале известный как «EC2» (Emergency Cargo, type 2) или «проект по закону о гражданских судах на военной службе» (Merchant Marine Act design), стал называться «Либерти» (Свобода) после того, как президент Рузвельт объявил 27 сентября 1941 года - день спуска на воду первых 14 судов - «днём флота свободы» (Liberty Fleet Day).
Первый «Либерти», SS Patrick Henry, был назван в память американского революционера Патрика Генри (1736 - 1799), вошедшего в историю с фразой «Дайте свободу или дайте смерть!» (Give me Liberty, or give me Death!).

В последующем, суда «Либерти» именовались в честь людей всех профессий (в том числе 18 судов в память чернокожих), при этом любой пожертвовавший на оборону 2 миллиона долларов мог назвать судно своим именем.

Развитие технологии

Постройка первых 14 судов заняла около 230 дней. В течение 1941 - 1942 путём последовательных усовершенствований срок постройки (от закладки до спуска на воду) был уменьшен до 42 суток.
В ноябре 1942 верфи Кайзера поставили рекорд - заложенный 8 ноября SS Robert Peary был спущен на воду 12 ноября (спустя 4 дня, 15 часов и 29 минут после закладки), и пошёл в первый рейс 22 ноября; судно пережило войну и прослужило до 1963 года.
Однако это был скорее пропагандистский трюк, который не мог быть воспроизведен серийно. Всего на постройке «Либерти» было занято 18 верфей (не считая многочисленных субподрядчиков), и в 1943 выпуск составил в среднем 3 судна в день.

Производственные дефекты

«Либерти» первых серий страдали от трещин в наборе корпуса и палубы. 19 судов буквально развалились в море. Первоначально дефекты приписывались либо сварной конструкции в целом, либо - низкому качеству сварки в условиях круглосуточного поточного производства. Привлечённая к расследованию металловед из Великобритании Констенс Типпер доказала, что трещины в сварном наборе развивались из-за неудачного выбора сорта стали, который в арктических условиях становился хрупким.
Сварная конструкций облегчала распространение усталостных трещин, но не порождала их. В течение 1942 года эти недостатки были устранены. Опыт «Либерти» был учтён в производстве последующих военных серий - транспортов «Виктори» (534 cудна) и танкеров Т2 (490 судов).

Служба

Вместимость «Либерти» могла достигать:

2840 джипов

525 бронеавтомобилей М8 или 525 санитарных фургонов

440 лёгких или 260 средних танков

651000 76-мм или 300000 105-мм снарядов

На практике, как правило, груз комплектовался сборным.

Сохранившиеся «Либерти»

«Либерти» строились как «суда на пять лет»: считалось, что их ограничения по скорости и ремонтопригодности сделают суда неконкурентоспособны в послевоенном мире. На деле, «Либерти» активно служили в конвоях корейской войны и в гражданской службе до начала 1960-х годов: в 1950-е годы пароходства только зарабатывали с помощью «Либерти» деньги на обновление флотов.
Массовый слом «Либерти» пришёлся на 1960-е годы; первенец серии, «Патрик Генри», был сломан в 1958.
По состоянию на 2005 год, на ходу находятся два «Либерти» - суда-музеи SS John W. Brown в Балтиморе и SS Jeremiah O’Brien Сан-Франциско; оба годны к плаванию и периодически выходят в море.
Третий сохранившийся «Либерти» - плавучий рыбозавод Star of Kodiak (Кадьяк на Аляске). Корпус одного из судов Либерти использован в качестве базы для MH-A1 Sturgis. на сегодняшний день Sturgis (превратившись из судна в баржу) находится на последней стоянке на реке Джеймс (США).


September 27th, 2015

USS Liberty (AGTR-5)- корабль радиоэлектронной разведки ВМС США. Мы уже с вами обсуждали и и даже . Вот вам еще одна история...

«Либерти» - корабль радиоэлектронной разведки ВМС США. Заложен 23 февраля 1945 года в Портленде, штат Орегон как грузовое судно Simmons Victory, одно из многочисленной серии так называемых «Судов Победы» (Victory ships), строившихся во время Второй мировой войны для трансатлантических конвоев. Simmons Victory было передано Морской комиссии 4 мая 1945 года и зафрахтовано Pacific Far East Line, для которой осуществляло коммерческие грузоперевозки. В 1958 году судно было возращено Управлению торгового флота Министерства торговли США для передачи в резерв ВМС США.

В феврале 1963 года Simmons Victory было приобретено ВМС США и переоборудовано в многоцелевое вспомогательное судно. 8 июня 1963 года переименовано в «Либерти» и получило бортовой номер AG-168. 1 апреля 1964 года было переклассифицировано в корабль технической разведки с бортовым номером AGTR-5.

В феврале 1965 года «Либерти» совершил переход с Западного побережья в Норфолк, штат Виргиния, где на него было установлено дополнительное оборудование, позволяющее выполнять задачи по сбору и обработке данных радиоэлектронной разведки в интересах Агентства национальной безопасности США.

В июне 1965 года «Либерти» отправился в своё первое плавание к берегам Западной Африки; затем на протяжении двух лет участвовал в других операциях ВМС США в Атлантике.

В 1967 году был направлен в Средиземное море, где во время Шестидневной войны осуществлял радиоэлектронную разведку в восточном Средиземноморье.

День 8 июня 1967 года у побережья Синайского полуострова выдался солнечным и ясным. Шел четвертый день арабо-израильской «шестидневной войны». Но на палубе американского разведывательного корабля «Либерти», медленно рассекавшего лазурную гладь Средиземного моря в 12 морских милях от берега, царила почти курортная идиллия. Свободные от вахты члены команды, натершись кремом для загара, нежились под ласковым южным солнцем. Даже не верилось, что совсем неподалеку в песках Синая и в районе Суэцкого канала идут ожесточенные танковые и воздушные сражения.

Американцы чувствовали себя в полной безопасности. Их корабль находился в международных водах, а на мачте развивался большой звездно-полосатый флаг, который не могли не заметить самолеты-разведчики ВВС Израиля, с утра 13 раз облетевшие «Либерти» на малой высоте. Моряки махали летчикам руками: ведь США и Израиль были союзниками. Операторы постов радиоперехвата ясно слышали доклады пилотов своему командованию: обнаруженное судно – американское.

Только командира корабля коммандера (капитана 2 ранга) Уильяма Макгонагла терзали смутные предчувствия. Получив 5 июня приказ приблизиться к району военных действий, он просил командующего 6-м флотом США вице-адмирала Томаса Мартина придать ему эсминец в качестве эскорта. Но получил отказ. Адмирал заверил его, что в «случае чего» на помощь немедленно будут подняты палубные самолеты с авианосцев.

Капитан «Либерти» в своей каюте после атаки.

Около 2 часов дня вахтенный радиометрист доложил о появлении на экране радара трех быстроходных надводных объектов, следовавших пересекающимся курсом. Через пять минут один из круживших над «Либерти» израильских самолетов внезапно спикировал на судно.

Выпущенные «Миражем» неуправляемые авиационные ракеты – НАРы врезались в палубу и надстройки американского судна. Вслед за этим последовал еще один ракетный залп со второго «Миража». Корпус корабля содрогнулся от множества взрывов, большая часть мирно загоравших на палубе моряков были моментально убиты или покалечены.

Развернувшись «Миражи» открыли по «Либерти» огонь из 30-мм пушек, а подошедшие за ними штурмовики «Супер-Мистер» сбросили напалмовые бомбы. Судно запылало сразу в нескольких местах. Уцелевшие члены экипажа под огнем израильских самолетов начали отчаянную борьбу с пожаром и пытались оказать помощь многочисленным раненым.

Несмотря на то, что большинство антенн было уничтожено в ходе 20-минутного воздушного налета, радистам удалось поставить аварийную антенну и передать в эфир сигнал «SOS». Сигнал был услышан, но обещанные адмиралом Мартином самолеты так и не появились ни во время атаки, ни после нее. Позже станет известно, что поднятые на помощь «Либерти» самолеты были отозваны назад с полпути по приказу из Вашингтона.

Тем временем ситуация для «Либерти» приняла еще более худший оборот. Едва самолеты скрылись из вида, как на сцене появились три израильских торпедных катера – те самые надводные цели, обнаруженные ранее радаром. Подойдя к американскому судну на дистанцию 200 метров, катера выпустили по нему свои торпеды. К счастью для американцев, израильские катерники оказались менее меткими, чем их коллеги из ВВС: из пяти торпед четыре прошли мимо.

Израильские торпедные катера.

Зато пятая угодила прямо в середину корпуса, где находились основные посты радиоэлектронной разведки и связи. На мгновенье взрыв буквально выбросил «Либерти» из воды и моментально убил 25 человек. В правом борту образовалась 12-метровая пробоина и корабль тут же получил крен в 10 градусов.

Но судну опять повезло. Морякам на нижних палубах удалось задраить водонепроницаемые переборки отсеков и поступление забортной воды в корпус прекратилось. Тем не менее, коммандер Макгонагл приказал своей команде приготовиться к эвакуации. Но как только американские моряки спустили на воду три спасательных плотика, израильские катера тут же потопили два из них пулеметным огнем, а третий втащили к себе на борт.

«Либерти» уворачивается от торпеды.

По свидетельству членов экипажа, катера подходили к «Либерти» на дистанцию до 15 метров (!) и явно не могли не заметить на корме судна написанное большими белыми буквами его название – USS LIBERTY, a также характерный для ВМС США крупный бортовой номер на носу – GTR 5. Однако после этого еще 40 минут торпедные катера кружили вокруг искалеченного судна, методично обстреливая из крупнокалиберных пулеметов членов экипажа, тушивших пожар и оказывавших помощь своим раненым товарищам.
Хотя на «Либерти» имелись четыре пулеметные установки для самообороны, воспользоваться ими ошеломленным внезапным нападением американским морякам толком не удалось. В один из моментов кто-то лишь дал короткую очередь в воздух, вызвавшую еще более ожесточенный огонь израильтян. Неожиданно катера прекратили обстрел и умчались в северном направлении.

Атака на «Либерти» продолжалась 1 час 25 минут. Из 290 членов экипажа 34 моряка были убиты и 171 ранен. Чудом державшееся на воде судно сумело дать ход и стало удаляться в сторону моря, ожидая высланные с кораблей 6-го флота за ранеными санитарные вертолеты. Между тем, через час после окончания атаки к «Либерти» вновь приблизились израильские торпедные катера, на сей раз просемафорившие: «Нуждаетесь ли вы в помощи?». В ответ с «Либерти» просигналили: «Убирайтесь к черту!».

Пробоина от торпеды в корпусе «Либерти»

Вскоре над судном завис израильский вертолет, набитый вооруженными десантниками, с которого сбросили записку с предложением помощи. Однако американцы, всерьез опасаясь, что союзнички намерены добить их судно и уничтожить оставшихся в живых, решительно отказались от их услуг. Вертолет неохотно улетел. Всю ночь оставшиеся в строю моряки не смыкали глаз, ожидая новых израильских атак. Но ночь прошла спокойно.

Утром 9 июня к «Либерти» наконец подошел эсминец ВМС США «Дэвис». Однако первое, что услышали от его командира члены команды разведывательного корабля, было приказание забыть все, что с ними случилось. Приказ молчать под страхом военного трибунала получили и раненые моряки «Либерти», переправленные на корабли 6-го флота.

Так началась операция сокрытия правды об инциденте. «Либерти» была отбуксирована на Мальту и после спешного ремонта отправлена в США, где ее пустили на слом.

Высадка спасателей на повреждённый «Либерти»

Израиль принес официальные извинения США. По версии израильской стороны, американское судно якобы было ошибочно принято за египетский корабль, имевший аналогичный силуэт. Администрация тогдашнего президента Линдона Джонсона безоговорочно приняла все объяснения Израиля и постаралась как можно быстрее закрыть этот вопрос. Ведь в случае вспышки гнева американской общественности, стало бы невозможно оказание Израилю широкомасштабной военной помощи.

Результаты ведомственных расследований, проведенных комиссиями ВМС США, были засекречены. Командир корабля У.Макгонагл в 1968 г. был чуть ли не тайком награжден высшей американской наградой «Медалью почета» Конгресса США. Спустя несколько лет Израиль также выплатил США в общей сложности более 13 млн. долларов в качестве компенсаций за нанесенный материальный ущерб и для выплат раненым и семьям погибших моряков с «Либерти».

Однако, несмотря на все усилия, властям США и Израиля не удалось предать инцидент полному забвению. В 1982 г. была создана «Ассоциацию ветеранов «Либерти», провозгласившая своей целью установление всей правды о трагедии 1967 года. Требования Ассоциации к конгрессу США о проведении полного и независимого расследования поддержали весьма видные политики и военные, в частности бывший госсекретарь Дин Раек и бывшие начальники штаба ВМС США адмиралы Арли Берк и Томас Мурер, а также ряд конгрессменов.

Но до сих пор официальные власти США не хотят и слышать о возобновлении следствия по этому делу. Более того, ветеранов «Либерти» постоянно обвиняют в антисемитизме и подвергают травле в контролируемых произраильским лобби США СМИ. И это несмотря на то, что среди убитых и раненых израильским ракетами и пулями моряков было немало американцев еврейского происхождения.

Флагман 6-го флота ВМС США «USS Little Rock» возле «Либерти».

За минувшие 35 лет в США и других странах вышло несколько книг и документальных фильмов о «Либерти», в которых излагаются разные, зачастую противоречивые версии инцидента, приводятся воспоминания очевидцев и свидетелей, как с американской, так и с израильской стороны. В Интернете существуют даже несколько сайтов, посвященных этой теме. Судя по размещенным там материалам, большинство ветеранов «Либерти» и независимых исследователей убеждены, что израильский удар по судну был преднамеренным, а официальная версия не выдерживает никакой критики.

В частности, давно уже опровергнуты утверждения израильской стороны о том, что в момент атаки «Либерти» якобы не несла американского флага и двигалась с «характерной для боевых кораблей» скоростью более 30 узлов (на самом деле 5 узлов). Абсурдно выглядит также и утверждения Израиля, что его летчики и моряки перепутали «Либерти» – довольно крупное судно водоизмещением более 10 тысяч тонн с характерным силуэтом из-за больших параболических антенн, со старым египетским транспортом «Аль-Кусейр» водоизмещением 2600 тонн, предназначенным для перевозки лошадей (!!!). Разве могла лучшая в мире израильская разведка сделать столь идиотскую ошибку?

В настоящее время существуют несколько альтернативных версий причин израильской атаки на «Либерти». Наиболее распространенная -это так называемая «голанская версия». Согласно ей, генеральный штаб ВС Израиля не хотел, чтобы США преждевременно узнали о планировавшейся на 9 июня операции израильской армии по захвату у Сирии Голанских высот. Мощная аппаратура радиоразведки на борту «Либерти» позволяла прослушивать и расшифровывать все переговоры по израильским военным сетям и оперативно передавать полученные данные в Вашингтон.

Малоизвестный до сих пор факт: «Либерти», формально входившая в состав ВМС США, фактически управлялась Агентством национальной безопасности (АНБ) США – сверхсекретным ведомством, отвечающим за глобальный электронный шпионаж. Таким образом, отдав приказ потопить «Либерти», израильский генштаб возможно стремился сохранить в тайне свои военные планы, ибо опасался утечек информации в Вашингтоне к советской или арабской разведке.

В последнее время появились и другие версии. В частности, некоторые исследователи утверждают, что американское разведывательное судно могло перехватить переговоры израильских военных о расстреле ими свыше 1 тыс. пленных египетских солдат и в гогюяе Эль-Атшш на Синае. Начальником генштаба Израиля в то время был генерал Ицхак Рабин, впоследствии премьер-министр и лауреат Нобелевской премии, убитый еврейским националистом в 1995 г. Вот он якобы и отдал приказ «убрать» нежелательного свидетеля израильских военных преступлений.

Однако помимо причин нападения израильских военных на «Либерти», в этом деле есть и еще один вопрос. Почему же правительство США не пришло на помощь своим морякам, зная, что их более часа безнаказанно расстреливают и убивают военные силы другого государства? Бывший офицер судна Джеймс Иннес, кстати, автор известной книги «Нападение на «Либерти», в опубликованной недавно в газете «Нейви тайме» статье назвал это «актом предательства на море».

Некоторые ветераны «Либерти», которых после инцидента ранеными доставили в госпиталь авианосца «Америка», рассказывают о своем конфиденциальном разговоре с контр-адмиралом Лоуренсом Рейсом, командовавшим в то время авианосными силами 6-го флота. Адмирал тогда признался, что, получив сигнал SOS с «Либерти», он доложил об этом командующему флотом и в Вашингтон.

После этого он поднял в воздух ударную группу из 12 самолетов с авианосца «Саратога», ближе всего находившегося от места инцидента. Однако адмирал тут же был вызван на связь самим министром обороны Робертом Макнамарой, приказавшим немедленно вернуть самолеты. Спустя 90 минут, получив доклад о торпедной атаке на «Либерти», Гейс повторно поднял в воздух самолеты. Но последовал еще один звонок от Макнамары с приказом дать отбой спасательной операции. Когда же адмирал потребовал подтверждения приказа, он услышал в трубке голос самого президента Линдона Джонсона: «Мне плевать, если даже этот корабль утонет и все там погибнут! Я не поставлю наших союзников в неудобное положение».

Был ли такой разговор на самом деле или нет, остается только гадать. В Вашингтоне и Иерусалиме сейчас мало кто желает вспоминать о трагедии «Либерти», обстоятельства которой продолжают упорно замалчиваться официальными инстанциями.

Какие доказательства того, что Израиль сознательно атаковал американский военный корабль?

На “Либерти” был поднят огромный, размером 1,5х2,5 м амерканский флаг. Погодные условия были идельными для наблюдения - ясно, солнечно, при этом небольшой ветерок постоянно развевал флаг. После того, как огнём авиации флаг был сбит, американские моряки подняли новый флаг размерами 2х4 м, который оставался на мачте до конца нападения.

“Либерти”, как разведывательный корабль имел уникальный силуэт за счёт больших антенн (в виде тарелок, мачт и надстроек), количество которых было больше, чем у какого-либо другого корабля в мире.

“Либерти” был раскрашен, как американский военный корабль, и на его фронтальной части был нарисован его идентификационный номер, определяющий его принадлежность к ВМФ США.

«Либерти» в порту - 1966 г. Хорошо виден номер и американский флаг.

Израильские лётчики сначала вывели из строя коммуникационное оборудование и, используя средства РЭБ, заглушили сигнал бедствия, передаваемый «Либерти» для 6-го флота на специальной частоте. Корабли други стран и флотов используют для передачи сигналов бедствия другие частоты, на которые израильтяне не глушили.

Участвовавшие в нападении израильские катера и самолёты не имели идентификационных знаков.

В недавно рассекреченных радиопереговорах израильских лётчиков с землей, еврейский пилот по крайней мере трижды называет корабль «американский» и переспрашивает центр управления, уверены ли они в том, что его надо атаковать. С земли отвечают, да, атакуйте корабль.

Израильские торпедные катера методично уничтожили все спасательные плоты с «Либерти» один за одним - это является военным преступлением.

Раненые моряки с «Либерти»

«Либерти» не был потоплен только потому, что одному из американских моряков удалось скрепить изолентой поврежденную антенну (при этом он был несколько раз ранен), что позволило передадть сигнал СОС Шестому флоту США.

Израиль позже объявил, что принял «Либерти» за египетское судно «Эль Кусейр», постройки 1920х годов, вчетверо меньших размеров, невооружённое и имевшего совершенно отличный от «Либерти» силуэт.

Зачем было соверешно нападение?

По одной из версий, Израиль хотел втянуть США в войну против Египта, и это почти получилось. Президент США Линдон Джонсон отдал приказ о ядерной бомбардировке Каира, который вскоре отменил, когда поступающие данные убедили его, что «Либерти» был атакован Израилем, а не Египтом.

Двойные стандарты давно стали фирменным знаком американской политической жизни. К тому же, как в свое время заметил по поводу дела «Либерти» бывший начальник штаба ВМС США адмирал Томас Мурер: «Не вызывает сомнения, что израильское лобби в этой стране чрезвычайно могущественно».

источники

http://ship.bsu.by/ship/103215

http://russdenver.www6.50megs.com/po_halatnosti.html

http://nedoblog.ru/ataka-na-libery/

Вот еще несколько военно-морских происшествий: вот например . Вот еще взрывы на кораблях: вот он знаменитый а вот и . Вот кстати и вот такая еще была интересная история про Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Транспорты типа «Либерти»
англ. Liberty Ship
Проект
Страна
Последующий тип «Виктори»
Запланировано 2751
Построено 2710
Сохранено 2
Основные характеристики
Водоизмещение 14 450 тонн
Длина 135 метров
Ширина 17,3 метров
Осадка 8,5 метров
Двигатели Одна паровая машина , 2 котла
Мощность 2360 л. с.
Движитель 1 четырёхлопастной гребной винт диаметр ок. 2,9 метра
Скорость хода 11 узлов (20,4 км/ч) или 11,5 узлов
Экипаж 41 человек (колебался в пределах 38-62)
Вооружение
Артиллерия 102-мм орудие для защиты от всплывших подводных лодок
Зенитная артиллерия зенитные орудия и пулемёты (состав менялся)

«Либерти» - тип транспортных пароходов середины XX века. Суда этого типа строились в очень большом количестве (построено более 2500) в США во время Второй мировой войны для обеспечения массовых военных перевозок.

Предшественники

Суда типа «Хог Айлендер» (1918)

Прямой предшественник «Либерти» - типовые транспортные суда, строившиеся поточным методом в конце Первой мировой войны на верфи Хог Айленд в Филадельфии . Построенная в 1918 верфь с 50-ю стапелями и 7-ю сухими доками была первой, рассчитанной на серийное поточное производство гражданских транспортов (аналогичный проект строительства сторожевых кораблей реализовал в те же 1917-1918 годы Генри Форд). Первый «Хог Айлендер» был спущен на воду 5 августа 1918, последний 29 января 1921; всего было построено 122 судна - 110 сухогрузов и 12 войсковых транспортов. «Хог Айлендеры» не понесли потерь в Первую мировую войну; во Вторую мировую погибли 58 судов этого типа .

Суда типа «Оушн» (1941)

Развитие технологии

Постройка первых 14 судов заняла около 230 дней. В течение 1941-1942 путём последовательных усовершенствований срок постройки (от закладки до спуска на воду) был уменьшен до 42 суток. В ноябре 1942 верфи Кайзера поставили рекорд - заложенный 8 ноября SS Robert Peary был спущен на воду 12 ноября (спустя 4 дня, 15 часов и 29 минут после закладки), и пошёл в первый рейс 22 ноября; судно пережило войну и прослужило до 1963 года. Однако это был скорее пропагандистский трюк, который не мог быть воспроизведен серийно. Всего на постройке «Либерти» было занято 18 верфей (не считая многочисленных субподрядчиков), и в 1943 выпуск составил в среднем 3 судна в день.

Производственные дефекты

«Либерти» первых серий страдали от трещин в наборе корпуса и палубы. 19 судов буквально развалились в море. Первоначально дефекты приписывались либо сварной конструкции в целом, либо - низкому качеству сварки в условиях круглосуточного поточного производства. Привлечённая к расследованию металловед из Великобритании Констенс Типпер доказала, что трещины в сварном наборе развивались из-за неудачного выбора сорта стали, который в арктических условиях становился хрупким. Сварная конструкция облегчала распространение усталостных трещин, но не порождала их. В течение 1942 года эти недостатки были устранены. Опыт «Либерти» был учтён в производстве последующих военных серий - транспортов «Виктори » (534 судна) и танкеров Т2 (490 судов).

Служба

Вместимость «Либерти» могла достигать:

На практике, как правило, груз комплектовался сборным.

Сохранившиеся «Либерти»

«Либерти» строились как «суда на пять лет»: считалось, что их ограничения по скорости и ремонтопригодности сделают суда неконкурентоспособными в послевоенном мире. На деле, «Либерти» активно служили в конвоях корейской войны и в гражданской службе до начала 1960-х годов: в 1950-е годы судоходный компании только зарабатывали с помощью «Либерти» деньги на обновление флотов. Массовое списание «Либерти» пришлось на 1960-е годы, - первенец серии, «Патрик Генри», был сломан в 1958 году .

По состоянию на 2005 год, на ходу находятся два «Либерти» - суда-музеи SS John W. Brown в Балтиморе и SS Jeremiah O’Brien Сан-Франциско . Оба годны к плаванию и периодически выходят в море. Третий сохранившийся «Либерти» - плавучий рыбозавод (англ.) русск. Star of Kodiak (Кадьяк на Аляске).

Корпус одного из судов Либерти использован в качестве базы для плавучей АЭС MH-1A (англ.) русск. «Sturgis». На сегодняшний день «Sturgis» (превратившись из судна в баржу) находится на последней стоянке на реке Джеймс (США).

В 2008 году последнее судно типа «Либерти» SS Arthur M. Huddell было передано греческому правительству. Судно было переоборудовано в музейное судно , получив новое имя SS Hellas Liberty и стоит сегодня под греческим флагом в гавани Пирей , Греция .

См. также

Напишите отзыв о статье "Транспорты типа «Либерти»"

Примечания

Ссылки

  • Михаил Войтенко. . www.odin.tc (30 сентября 2007).
  • Guðmundur Helgason. (англ.) . www.uboat.net. Проверено 31 декабря 2014.

Отрывок, характеризующий Транспорты типа «Либерти»

Пьер улыбнулся своей доброю улыбкой, как будто боясь за своего собеседника, как бы он не сказал чего нибудь такого, в чем стал бы раскаиваться. Но Борис говорил отчетливо, ясно и сухо, прямо глядя в глаза Пьеру.
– Москве больше делать нечего, как сплетничать, – продолжал он. – Все заняты тем, кому оставит граф свое состояние, хотя, может быть, он переживет всех нас, чего я от души желаю…
– Да, это всё очень тяжело, – подхватил Пьер, – очень тяжело. – Пьер всё боялся, что этот офицер нечаянно вдастся в неловкий для самого себя разговор.
– А вам должно казаться, – говорил Борис, слегка краснея, но не изменяя голоса и позы, – вам должно казаться, что все заняты только тем, чтобы получить что нибудь от богача.
«Так и есть», подумал Пьер.
– А я именно хочу сказать вам, чтоб избежать недоразумений, что вы очень ошибетесь, ежели причтете меня и мою мать к числу этих людей. Мы очень бедны, но я, по крайней мере, за себя говорю: именно потому, что отец ваш богат, я не считаю себя его родственником, и ни я, ни мать никогда ничего не будем просить и не примем от него.
Пьер долго не мог понять, но когда понял, вскочил с дивана, ухватил Бориса за руку снизу с свойственною ему быстротой и неловкостью и, раскрасневшись гораздо более, чем Борис, начал говорить с смешанным чувством стыда и досады.
– Вот это странно! Я разве… да и кто ж мог думать… Я очень знаю…
Но Борис опять перебил его:
– Я рад, что высказал всё. Может быть, вам неприятно, вы меня извините, – сказал он, успокоивая Пьера, вместо того чтоб быть успокоиваемым им, – но я надеюсь, что не оскорбил вас. Я имею правило говорить всё прямо… Как же мне передать? Вы приедете обедать к Ростовым?
И Борис, видимо свалив с себя тяжелую обязанность, сам выйдя из неловкого положения и поставив в него другого, сделался опять совершенно приятен.
– Нет, послушайте, – сказал Пьер, успокоиваясь. – Вы удивительный человек. То, что вы сейчас сказали, очень хорошо, очень хорошо. Разумеется, вы меня не знаете. Мы так давно не видались…детьми еще… Вы можете предполагать во мне… Я вас понимаю, очень понимаю. Я бы этого не сделал, у меня недостало бы духу, но это прекрасно. Я очень рад, что познакомился с вами. Странно, – прибавил он, помолчав и улыбаясь, – что вы во мне предполагали! – Он засмеялся. – Ну, да что ж? Мы познакомимся с вами лучше. Пожалуйста. – Он пожал руку Борису. – Вы знаете ли, я ни разу не был у графа. Он меня не звал… Мне его жалко, как человека… Но что же делать?
– И вы думаете, что Наполеон успеет переправить армию? – спросил Борис, улыбаясь.
Пьер понял, что Борис хотел переменить разговор, и, соглашаясь с ним, начал излагать выгоды и невыгоды булонского предприятия.
Лакей пришел вызвать Бориса к княгине. Княгиня уезжала. Пьер обещался приехать обедать затем, чтобы ближе сойтись с Борисом, крепко жал его руку, ласково глядя ему в глаза через очки… По уходе его Пьер долго еще ходил по комнате, уже не пронзая невидимого врага шпагой, а улыбаясь при воспоминании об этом милом, умном и твердом молодом человеке.
Как это бывает в первой молодости и особенно в одиноком положении, он почувствовал беспричинную нежность к этому молодому человеку и обещал себе непременно подружиться с ним.
Князь Василий провожал княгиню. Княгиня держала платок у глаз, и лицо ее было в слезах.
– Это ужасно! ужасно! – говорила она, – но чего бы мне ни стоило, я исполню свой долг. Я приеду ночевать. Его нельзя так оставить. Каждая минута дорога. Я не понимаю, чего мешкают княжны. Может, Бог поможет мне найти средство его приготовить!… Adieu, mon prince, que le bon Dieu vous soutienne… [Прощайте, князь, да поддержит вас Бог.]
– Adieu, ma bonne, [Прощайте, моя милая,] – отвечал князь Василий, повертываясь от нее.
– Ах, он в ужасном положении, – сказала мать сыну, когда они опять садились в карету. – Он почти никого не узнает.
– Я не понимаю, маменька, какие его отношения к Пьеру? – спросил сын.
– Всё скажет завещание, мой друг; от него и наша судьба зависит…
– Но почему вы думаете, что он оставит что нибудь нам?
– Ах, мой друг! Он так богат, а мы так бедны!
– Ну, это еще недостаточная причина, маменька.
– Ах, Боже мой! Боже мой! Как он плох! – восклицала мать.

Когда Анна Михайловна уехала с сыном к графу Кириллу Владимировичу Безухому, графиня Ростова долго сидела одна, прикладывая платок к глазам. Наконец, она позвонила.
– Что вы, милая, – сказала она сердито девушке, которая заставила себя ждать несколько минут. – Не хотите служить, что ли? Так я вам найду место.
Графиня была расстроена горем и унизительною бедностью своей подруги и поэтому была не в духе, что выражалось у нее всегда наименованием горничной «милая» и «вы».
– Виновата с, – сказала горничная.
– Попросите ко мне графа.
Граф, переваливаясь, подошел к жене с несколько виноватым видом, как и всегда.
– Ну, графинюшка! Какое saute au madere [сотэ на мадере] из рябчиков будет, ma chere! Я попробовал; не даром я за Тараску тысячу рублей дал. Стоит!
Он сел подле жены, облокотив молодецки руки на колена и взъерошивая седые волосы.
– Что прикажете, графинюшка?
– Вот что, мой друг, – что это у тебя запачкано здесь? – сказала она, указывая на жилет. – Это сотэ, верно, – прибавила она улыбаясь. – Вот что, граф: мне денег нужно.
Лицо ее стало печально.
– Ах, графинюшка!…
И граф засуетился, доставая бумажник.
– Мне много надо, граф, мне пятьсот рублей надо.
И она, достав батистовый платок, терла им жилет мужа.
– Сейчас, сейчас. Эй, кто там? – крикнул он таким голосом, каким кричат только люди, уверенные, что те, кого они кличут, стремглав бросятся на их зов. – Послать ко мне Митеньку!
Митенька, тот дворянский сын, воспитанный у графа, который теперь заведывал всеми его делами, тихими шагами вошел в комнату.
– Вот что, мой милый, – сказал граф вошедшему почтительному молодому человеку. – Принеси ты мне… – он задумался. – Да, 700 рублей, да. Да смотри, таких рваных и грязных, как тот раз, не приноси, а хороших, для графини.
– Да, Митенька, пожалуйста, чтоб чистенькие, – сказала графиня, грустно вздыхая.
– Ваше сиятельство, когда прикажете доставить? – сказал Митенька. – Изволите знать, что… Впрочем, не извольте беспокоиться, – прибавил он, заметив, как граф уже начал тяжело и часто дышать, что всегда было признаком начинавшегося гнева. – Я было и запамятовал… Сию минуту прикажете доставить?
– Да, да, то то, принеси. Вот графине отдай.
– Экое золото у меня этот Митенька, – прибавил граф улыбаясь, когда молодой человек вышел. – Нет того, чтобы нельзя. Я же этого терпеть не могу. Всё можно.
– Ах, деньги, граф, деньги, сколько от них горя на свете! – сказала графиня. – А эти деньги мне очень нужны.
– Вы, графинюшка, мотовка известная, – проговорил граф и, поцеловав у жены руку, ушел опять в кабинет.
Когда Анна Михайловна вернулась опять от Безухого, у графини лежали уже деньги, всё новенькими бумажками, под платком на столике, и Анна Михайловна заметила, что графиня чем то растревожена.
– Ну, что, мой друг? – спросила графиня.
– Ах, в каком он ужасном положении! Его узнать нельзя, он так плох, так плох; я минутку побыла и двух слов не сказала…
– Annette, ради Бога, не откажи мне, – сказала вдруг графиня, краснея, что так странно было при ее немолодом, худом и важном лице, доставая из под платка деньги.
Анна Михайловна мгновенно поняла, в чем дело, и уж нагнулась, чтобы в должную минуту ловко обнять графиню.
– Вот Борису от меня, на шитье мундира…
Анна Михайловна уж обнимала ее и плакала. Графиня плакала тоже. Плакали они о том, что они дружны; и о том, что они добры; и о том, что они, подруги молодости, заняты таким низким предметом – деньгами; и о том, что молодость их прошла… Но слезы обеих были приятны…

Графиня Ростова с дочерьми и уже с большим числом гостей сидела в гостиной. Граф провел гостей мужчин в кабинет, предлагая им свою охотницкую коллекцию турецких трубок. Изредка он выходил и спрашивал: не приехала ли? Ждали Марью Дмитриевну Ахросимову, прозванную в обществе le terrible dragon, [страшный дракон,] даму знаменитую не богатством, не почестями, но прямотой ума и откровенною простотой обращения. Марью Дмитриевну знала царская фамилия, знала вся Москва и весь Петербург, и оба города, удивляясь ей, втихомолку посмеивались над ее грубостью, рассказывали про нее анекдоты; тем не менее все без исключения уважали и боялись ее.
В кабинете, полном дыма, шел разговор о войне, которая была объявлена манифестом, о наборе. Манифеста еще никто не читал, но все знали о его появлении. Граф сидел на отоманке между двумя курившими и разговаривавшими соседями. Граф сам не курил и не говорил, а наклоняя голову, то на один бок, то на другой, с видимым удовольствием смотрел на куривших и слушал разговор двух соседей своих, которых он стравил между собой.