Исследовательская работа «Лавр Дмитриевич Проскуряков и «Амурское чудо. Лавр Дмитриевич Проскуряков: биография

, Воронежская губерния , Российская империя

Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Лавр Дми́триевич Проскуряко́в (18 августа , с. Борисовка , Воронежская губерния - 14 сентября , Москва) - крупнейший российский специалист своего времени по мостостроению .

Биография

Л. Д. Проскуряков родился в многодетной (18 человек) крестьянской семье. С рекомендацией местного управления образования, выданной отличнику учёбы, поступил на общих основаниях в , который окончил в 1884 году. К этому времени относятся его первые публикации.

С 1887 года - преподаватель кафедры мостов в том же институте.

В 1888 году по проекту Проскурякова впервые в России был построен железнодорожный металлический мост консольной системы - через реку Сулу на Харьковско-Николаевской железной дороге .

В 1895 году им был выполнен проект моста через Енисей . По величине пролётов этот мост был вторым в Европе после Кулембургского моста в Голландии (Vieux pont ferroviaire de Culembourg, разобран в 1982 г.) и самым большим в России. В 1900 году за проект моста он был награждён Большой золотой медалью на Парижской всемирной выставке .

По типу Енисейского Проскуряков спроектировал мосты через Оку (Каширский железнодорожный мост) и Волхов (на Петербурго-Вологодской железной дороге) и через Волгу у Казани . Для Транссибе Проскуряков проектировал мост через Зею и Черемшанку на ветке Тюмень -Омск .

В том же году Проскуряков был в Лондон на сессии Международного железнодорожного конгресса; посетил лаборатории Цюриха , Парижа , Мюнхена , Вены , Берлина , познакомился с лучшими механическими лабораториями Запада.

В 1896 году выполнил проект моста через Которосль возле Ярославля .

С 1896 года - профессор Московского инженерного училища (ныне Московский государственный университет путей сообщения).

В конце июня 1902 года был собран и опробован единственный в России большой арочный мост через Днепр , выполненный по проекту Проскурякова.

В 1904 году - железнодорожный мост через р. Сейм у Конотопа .

В 1905-1907 годах в Москве, на трассе Малого кольца Московской железной дороги , по проекту Проскурякова и архитектора А. Н. Померанцева были построены два железнодорожных моста через реку Москву - Андреевский (Сергиевский) и Краснолужский (Николаевский). Эти мосты были реконструированы в 1956 году (архитектор Б. М. Надежин), а в 2000-2001 годах перенесены на плавучих опорах на новые места и сделаны пешеходными (архитекторы Ю. П. Платонов, Д. А. Метаньев и др.).

Выдающимся достижением русского мостостроения можно считать мост Проскурякова через Амур у Хабаровска длиной 2590 м , открытый для движения 5 октября 1916 года. В честь наследника-цесаревича мост был назван Алексеевским.

В 1924 году по проекту Л. Д. Проскурякова был построен Нижний (Восточный) Сабуровский мост .

Проскуряковым впервые была предложена так называемая статически определимая треугольная решётка, а затем разработаны параболические и полигональные статически определимые мостовые фермы со шпренгельной решёткой. Проскуряков предложил также консольные и арочные фермы для железнодорожных мостов. Методы преподавания строительной механики , введённые Проскуряковым, используются в современной высшей школе.

Публикации

В 1902 году вышел его курс «Строительная механика», выдержавший шесть изданий, а седьмое, посмертное, стало на долгое время учебником для всех технических вузов страны.

Напишите отзыв о статье "Проскуряков, Лавр Дмитриевич"

Примечания

Литература

  • Проскуряков Лавр Дмитриевич - статья из Большой советской энциклопедии .
  • Ординарный профессор Императорского Московского инженерного училища Л. Д. Проскуряков: Биогр., сост. согласно постановления Совета Уч-ща к 25-лет. юбилею его науч.-пед. деятельности (16 марта 1912 г.). - М.: типо-лит. т-ва В. Чичерин в Москве, 1912. - 23 с.

Ссылки

  • Гойзман Ш. Р. . Курскъ дореволюционный. Проверено 22 ноября 2015.
  • в «Большой биографической энциклопедии»

Отрывок, характеризующий Проскуряков, Лавр Дмитриевич

Несмотря на их большую занятость, первые шесть Рыцарей Храма, приехавших с Магдалиной, так и остались самыми любимыми и самыми верными её учениками. То ли потому, что они знали Радомира, то ли по той простой причине, что столько лет они все прожили вместе и как бы срослись в дружную могучую силу, но именно эти Храмовики были самыми близкими сердцу Магдалины. Она делилась с ними тем Знанием, которое не доверяла никому другому.
Они были настоящими Воинами Радомира...
И они стали когда-то первыми Совершенными Мага Долины...
Совершенные были прекрасными воинами и сильнейшими магами, Изидора, что делало их намного сильнее всех остальных живущих (кроме некоторых Волхвов, конечно же). Мария доверяла им жизни своих детей, доверяла себя. И вот однажды, чувствуя неладное, во избежание какой-либо беды, она решила доверить им тайну Ключа Богов... Что, как оказалось позднее, было жестокой и непоправимой ошибкой, уничтожившей через столетие Великую Империю Знания и Света... Чистую и чудесную Империю Катар.
Страшное предательство (с помощью церкви) одного из близких друзей, уже после жестокой гибели Магдалины, постепенно преобразило Катар, превратив сильных и гордых воинов в беззащитных и беспомощных... Сделав Империю Солнца и Света легко ранимой и доступной. Ну, а церковь, как это обычно происходило в то время, тихо, спокойно продолжала свою чёрную работу, подсылая в Окситанию десятки «новых» катар, «доверительно» нашёптывавших остальным, как прекрасна будет их жизнь без убийств, как чисты без пролития крови будут их светлые души. И катары слушали красиво звучавшие слова, начисто забывая, чему учила их когда-то Золотая Мария...
Ведь для спокойного, любвеобильного народа, какими были окситанцы, намного приятнее было учение без кровопролития. Поэтому, по прошествии какого-то времени, им уже и казалось, что именно этому учила Магдалина. Что так будет намного правильнее. Только вот почему-то никому из них хотя бы на минуту не приходило в голову задуматься: ПОЧЕМУ этому начали открыто учить именно лишь после жестокой смерти Золотой Марии?..
Так с годами превратилось учение Радомира и Магдалины в беспомощное Великое Знание, сохранить и защитить которое, уже было некому... И «новые» Катары сдавались, отдавая себя, своих детей, своих жён, на милость огня и церкви... И горели Дети Магдалины тысячами, не сопротивляясь, не проклиная своих палачей. Горели, мечтая о высоком и звёздном мире, где они встретят свою Марию...
– Как же такое произошло, Север?!.. Расскажи мне, если я имею на это право...
Печально покачав головой, Север продолжил.
– О, это произошло до невероятности глупо и обидно, Изидора, так глупо, что иногда не хочется этому верить...
Помнишь, я говорил тебе, что однажды Магдалина посвятила самых близких Рыцарей Храма в тайну Ключа Богов? – Я кивнула. – Но тогда ещё, к сожалению, никто из Рыцарей Храма не знал, что один из них с самого начала являлся ставленником «тёмных»... правда сам об этом даже не подозревая.
– Но как же такое возможно, Север?!. – искренне возмутилась я. – Разве может не чувствовать человек, делая плохое?
– Ты ведь не можешь воевать с тем, чего ты не видишь или не понимаешь, не так ли, Изидора? – Не обращая внимания на моё возмущение, спокойно продолжил Север. – Вот так и он – он не видел и не чувствовал того, что внедрили когда-то в его мозг «тёмные», выбрав именно его своей беспомощной «жертвой». И вот, когда нужное для «тёмных» время пришло, «заказ» чётко сработал, несмотря на чувства или убеждения захваченного человека.
– Но ведь они были такими сильными, Рыцари Храма! Как же кто-то смог внедрить в них что-либо?!..
– Видишь ли, Изидора, сильным и умным быть не всегда достаточно. Иногда «тёмные» находят что-то такое, чего у намеченной жертвы просто не существует. И она, эта жертва, честно живёт до поры до времени, пока не срабатывает внедрённая в неё гадость, и пока человек не становится послушной куклой в руках «Думающих Тёмных». И даже тогда, когда внедрение срабатывает, бедная «жертва» не имеет о случившемся ни малейшего понимания... Это ужасный конец, Изидора. И я даже врагам такого не пожелал бы...
– Значит, что же – этот рыцарь не знал, какое страшное зло он сотворил с остальными?
Север отрицательно покачал головой.
– Нет, мой друг, он не знал до самой последней своей минуты. Он так и умер, веря, что прожил хорошую и добрую жизнь. И никогда не сумел понять, за что его друзья отвернулись от него, и за что он был изгнан ими из Окситании. Как бы они ни старались ему это объяснить... Желаешь ли услышать, как произошло это предательство, мой друг?
Я лишь кивнула. И Север терпеливо продолжил свою потрясающую историю...
– Когда церковь через того же рыцаря узнала, что Магдалина так же является ещё и Хранителем Умного Кристалла, у «святых отцов» возникло непреодолимое желание получить в свои руки эту удивительную силу. Ну и, естественно, желание уничтожить Золотую Марию умножилось в тысячи раз.
По великолепно рассчитанному «святыми отцами» плану, в день, кода должна была погибнуть Магдалина, предавшему её рыцарю в руки было вручено от посланника церкви письмо, якобы написанное самой Магдалиной. В этом злосчастном «послании» Магдалина «заклинала» первых Рыцарей Храма (своих самых близких друзей) никогда не пользоваться более оружием (даже при защите!), так же как и никаким другим, известным им способом, который мог бы отнять чью-то чужую жизнь. Иначе, – говорилось в письме, – при непослушании, Рыцари Храма потеряют Ключ Богов... так как окажутся его недостойными.

Лавр Дми́триевич Проскуряко́в (18 августа 1858, с. Борисовка, Воронежская губерния - 14 сентября 1926, Москва) - крупнейший российский специалист своего времени по мостостроению.

Л. Д. Проскуряков родился в многодетной (18 человек) крестьянской семье. С рекомендацией местного управления образования, выданной отличнику учебы, поступил на общих основаниях в Петербургский институт путей сообщения, который окончил в 1884 году. К этому времени относятся его первые публикации.

С 1887 года - преподаватель кафедры мостов в том же институте.

В 1888 году по проекту Проскурякова впервые в России был построен железнодорожный металлический мост консольной системы - через реку Сулу на Харьковско-Николаевской железной дороге.

В 1895 году им был выполнен проект моста через Енисей. По величине пролётов этот мост был вторым в Европе после Квиленбургского моста в Голландии и самым большим в России. В 1900 году за проект моста он был награждён Большой золотой медалью на Парижской всемирной выставке.

По типу Енисейского Проскуряков спроектировал мосты через Оку (Каширский железнодорожный мост) и Волхов (на Петербурго-Вологодской железной дороге) и через Волгу у Казани. Для Транссибе Проскуряков проектировал мост через Зею и Черемшанку на ветке Тюмень-Омск.

В том же году Проскуряков был в Лондон на сессии Международного железнодорожного конгресса; посетил лаборатории Цюриха, Парижа, Мюнхена, Вены, Берлина, познакомился с лучшими механическими лабораториями Запада.

В 1896 году выполнил проект моста через Которосль возле Ярославля.

С 1896 года - профессор Московского инженерного училища (ныне Московский государственный университет путей сообщения).

В конце июня 1902 года был собран и опробован единственный в России большой арочный мост через Днепр, выполненный по проекту Проскурякова.

В 1904 году - железнодорожный мост через р. Сейм у Конотопа.

В 1905-1907 годах в Москве, на трассе Малого кольца Московской железной дороги, по проекту Проскурякова и архитектора А. Н. Померанцева, были построены два железнодорожных моста через реку Москву - Андреевский (Сергиевский) и Краснолужский (Николаевский). Эти мосты были реконструированы в 1956 году (архитектор Б. М. Надежин), а в 2000-2001 годах перенесены на плавучих опорах на новые места и сделаны пешеходными (архитекторы Ю. П. Платонов, Д. А. Метаньев и др.).

Выдающимся достижением русского мостостроения можно считать мост Проскурякова через Амур у Хабаровска длиной 2590 м, открытый для движения 5 октября 1916 года. В честь наследника-цесаревича мост был назван Алексеевским.

В 1924 году по проекту Л. Д. Проскурякова был построен Нижний (Восточный) Сабуровский мост.

Проскуряковым впервые была предложена так называемая статически определимая треугольная решётка, а затем разработаны параболические и полигональные статически определимые мостовые фермы со шпренгельной решёткой. Проскуряков предложил также консольные и арочные фермы для железнодорожных мостов. Методы преподавания строительной механики, введённые Проскуряковым, используются в современной высшей школе.

Лавр Дми́триевич Проскуряко́в (18 августа , с. Борисовка , Воронежская губерния - 14 сентября , Москва) - крупнейший российский специалист своего времени по мостостроению .

Биография

Л. Д. Проскуряков родился в многодетной (18 человек) крестьянской семье. С рекомендацией местного управления образования, выданной отличнику учёбы, поступил на общих основаниях в , который окончил в 1884 году. К этому времени относятся его первые публикации.

С 1887 года - преподаватель кафедры мостов в том же институте.

В 1888 году по проекту Проскурякова впервые в России был построен железнодорожный металлический мост консольной системы - через реку Сулу на Харьковско-Николаевской железной дороге .

В 1895 году им был выполнен проект моста через Енисей . По величине пролётов этот мост был вторым в Европе после Кулембургского моста в Голландии (Vieux pont ferroviaire de Culembourg, разобран в 1982 г.) и самым большим в России. В 1900 году за проект моста он был награждён Большой золотой медалью на Парижской всемирной выставке .

По типу Енисейского Проскуряков спроектировал мосты через Оку (Каширский железнодорожный мост) и Волхов (на Петербурго-Вологодской железной дороге) и через Волгу у Казани . Для Транссибе Проскуряков проектировал мост через Зею и Черемшанку на ветке Тюмень -Омск .

В том же году Проскуряков был в Лондон на сессии Международного железнодорожного конгресса; посетил лаборатории Цюриха , Парижа , Мюнхена , Вены , Берлина , познакомился с лучшими механическими лабораториями Запада.

В 1896 году выполнил проект моста через Которосль возле Ярославля .

С 1896 года - профессор Московского инженерного училища (ныне Московский государственный университет путей сообщения).

В конце июня 1902 года был собран и опробован единственный в России большой арочный мост через Днепр , выполненный по проекту Проскурякова.

В 1904 году - железнодорожный мост через р. Сейм у Конотопа .

В 1905-1907 годах в Москве, на трассе Малого кольца Московской железной дороги , по проекту Проскурякова и архитектора А. Н. Померанцева были построены два железнодорожных моста через реку Москву - Андреевский (Сергиевский) и Краснолужский (Николаевский). Эти мосты были реконструированы в 1956 году (архитектор Б. М. Надежин), а в 2000-2001 годах перенесены на плавучих опорах на новые места и сделаны пешеходными (архитекторы Ю. П. Платонов, Д. А. Метаньев и др.).

Выдающимся достижением русского мостостроения можно считать мост Проскурякова через Амур у Хабаровска длиной 2590 м , открытый для движения 5 октября 1916 года. В честь наследника-цесаревича мост был назван Алексеевским.

В 1924 году по проекту Л. Д. Проскурякова был построен Нижний (Восточный) Сабуровский мост .

Проскуряковым впервые была предложена так называемая статически определимая треугольная решётка, а затем разработаны параболические и полигональные статически определимые мостовые фермы со шпренгельной решёткой. Проскуряков предложил также консольные и арочные фермы для железнодорожных мостов. Методы преподавания строительной механики , введённые Проскуряковым, используются в современной высшей школе.

Публикации

В 1902 году вышел его курс «Строительная механика», выдержавший шесть изданий, а седьмое, посмертное, стало на долгое время учебником для всех технических вузов страны.

Напишите отзыв о статье "Проскуряков, Лавр Дмитриевич"

Примечания

Литература

  • Проскуряков Лавр Дмитриевич - статья из Большой советской энциклопедии .
  • Ординарный профессор Императорского Московского инженерного училища Л. Д. Проскуряков: Биогр., сост. согласно постановления Совета Уч-ща к 25-лет. юбилею его науч.-пед. деятельности (16 марта 1912 г.). - М.: типо-лит. т-ва В. Чичерин в Москве, 1912. - 23 с.

Ссылки

  • Гойзман Ш. Р. . Курскъ дореволюционный. Проверено 22 ноября 2015.
  • в «Большой биографической энциклопедии»

Отрывок, характеризующий Проскуряков, Лавр Дмитриевич

– Неправда, неправда, – закричал Пьер. – Я не виноват, что я жив и хочу жить; и вы тоже.
Вдруг Наташа опустила голову на руки и заплакала.
– Что ты, Наташа? – сказала княжна Марья.
– Ничего, ничего. – Она улыбнулась сквозь слезы Пьеру. – Прощайте, пора спать.
Пьер встал и простился.

Княжна Марья и Наташа, как и всегда, сошлись в спальне. Они поговорили о том, что рассказывал Пьер. Княжна Марья не говорила своего мнения о Пьере. Наташа тоже не говорила о нем.
– Ну, прощай, Мари, – сказала Наташа. – Знаешь, я часто боюсь, что мы не говорим о нем (князе Андрее), как будто мы боимся унизить наше чувство, и забываем.
Княжна Марья тяжело вздохнула и этим вздохом признала справедливость слов Наташи; но словами она не согласилась с ней.
– Разве можно забыть? – сказала она.
– Мне так хорошо было нынче рассказать все; и тяжело, и больно, и хорошо. Очень хорошо, – сказала Наташа, – я уверена, что он точно любил его. От этого я рассказала ему… ничего, что я рассказала ему? – вдруг покраснев, спросила она.
– Пьеру? О нет! Какой он прекрасный, – сказала княжна Марья.
– Знаешь, Мари, – вдруг сказала Наташа с шаловливой улыбкой, которой давно не видала княжна Марья на ее лице. – Он сделался какой то чистый, гладкий, свежий; точно из бани, ты понимаешь? – морально из бани. Правда?
– Да, – сказала княжна Марья, – он много выиграл.
– И сюртучок коротенький, и стриженые волосы; точно, ну точно из бани… папа, бывало…
– Я понимаю, что он (князь Андрей) никого так не любил, как его, – сказала княжна Марья.
– Да, и он особенный от него. Говорят, что дружны мужчины, когда совсем особенные. Должно быть, это правда. Правда, он совсем на него не похож ничем?
– Да, и чудесный.
– Ну, прощай, – отвечала Наташа. И та же шаловливая улыбка, как бы забывшись, долго оставалась на ее лице.

Пьер долго не мог заснуть в этот день; он взад и вперед ходил по комнате, то нахмурившись, вдумываясь во что то трудное, вдруг пожимая плечами и вздрагивая, то счастливо улыбаясь.
Он думал о князе Андрее, о Наташе, об их любви, и то ревновал ее к прошедшему, то упрекал, то прощал себя за это. Было уже шесть часов утра, а он все ходил по комнате.
«Ну что ж делать. Уж если нельзя без этого! Что ж делать! Значит, так надо», – сказал он себе и, поспешно раздевшись, лег в постель, счастливый и взволнованный, но без сомнений и нерешительностей.
«Надо, как ни странно, как ни невозможно это счастье, – надо сделать все для того, чтобы быть с ней мужем и женой», – сказал он себе.
Пьер еще за несколько дней перед этим назначил в пятницу день своего отъезда в Петербург. Когда он проснулся, в четверг, Савельич пришел к нему за приказаниями об укладке вещей в дорогу.
«Как в Петербург? Что такое Петербург? Кто в Петербурге? – невольно, хотя и про себя, спросил он. – Да, что то такое давно, давно, еще прежде, чем это случилось, я зачем то собирался ехать в Петербург, – вспомнил он. – Отчего же? я и поеду, может быть. Какой он добрый, внимательный, как все помнит! – подумал он, глядя на старое лицо Савельича. – И какая улыбка приятная!» – подумал он.
– Что ж, все не хочешь на волю, Савельич? – спросил Пьер.
– Зачем мне, ваше сиятельство, воля? При покойном графе, царство небесное, жили и при вас обиды не видим.
– Ну, а дети?
– И дети проживут, ваше сиятельство: за такими господами жить можно.
– Ну, а наследники мои? – сказал Пьер. – Вдруг я женюсь… Ведь может случиться, – прибавил он с невольной улыбкой.
– И осмеливаюсь доложить: хорошее дело, ваше сиятельство.
«Как он думает это легко, – подумал Пьер. – Он не знает, как это страшно, как опасно. Слишком рано или слишком поздно… Страшно!»
– Как же изволите приказать? Завтра изволите ехать? – спросил Савельич.
– Нет; я немножко отложу. Я тогда скажу. Ты меня извини за хлопоты, – сказал Пьер и, глядя на улыбку Савельича, подумал: «Как странно, однако, что он не знает, что теперь нет никакого Петербурга и что прежде всего надо, чтоб решилось то. Впрочем, он, верно, знает, но только притворяется. Поговорить с ним? Как он думает? – подумал Пьер. – Нет, после когда нибудь».
За завтраком Пьер сообщил княжне, что он был вчера у княжны Марьи и застал там, – можете себе представить кого? – Натали Ростову.
Княжна сделала вид, что она в этом известии не видит ничего более необыкновенного, как в том, что Пьер видел Анну Семеновну.
– Вы ее знаете? – спросил Пьер.
– Я видела княжну, – отвечала она. – Я слышала, что ее сватали за молодого Ростова. Это было бы очень хорошо для Ростовых; говорят, они совсем разорились.
– Нет, Ростову вы знаете?
– Слышала тогда только про эту историю. Очень жалко.
«Нет, она не понимает или притворяется, – подумал Пьер. – Лучше тоже не говорить ей».
Княжна также приготавливала провизию на дорогу Пьеру.
«Как они добры все, – думал Пьер, – что они теперь, когда уж наверное им это не может быть более интересно, занимаются всем этим. И все для меня; вот что удивительно».
В этот же день к Пьеру приехал полицеймейстер с предложением прислать доверенного в Грановитую палату для приема вещей, раздаваемых нынче владельцам.
«Вот и этот тоже, – думал Пьер, глядя в лицо полицеймейстера, – какой славный, красивый офицер и как добр! Теперь занимается такими пустяками. А еще говорят, что он не честен и пользуется. Какой вздор! А впрочем, отчего же ему и не пользоваться? Он так и воспитан. И все так делают. А такое приятное, доброе лицо, и улыбается, глядя на меня».
Пьер поехал обедать к княжне Марье.
Проезжая по улицам между пожарищами домов, он удивлялся красоте этих развалин. Печные трубы домов, отвалившиеся стены, живописно напоминая Рейн и Колизей, тянулись, скрывая друг друга, по обгорелым кварталам. Встречавшиеся извозчики и ездоки, плотники, рубившие срубы, торговки и лавочники, все с веселыми, сияющими лицами, взглядывали на Пьера и говорили как будто: «А, вот он! Посмотрим, что выйдет из этого».

Обычный мальчишка из небогатой многодетной семьи священника. У Лавра было 17 (!) братьев и сестёр. Родился он в слободе Борисовка, что на территории нынешнего Валуйского района. Его по праву считают своим земляком и куряне, ведь в далёком 1858 году эти земли относились к Новооскольскому уезду Курской губернии. С детства он обладал пытливым умом, особенно близки ему были математика, естествознание, физика. Ничего удивительного не было в том, что валуйскую среднюю школу Проскуряков окончил с отличием, получив рекомендацию в высшее учебное заведение.

«Лавр выбрал Петербургский институт путей сообщения, хотя железной дороги он ещё и в глаза не видел – она пройдёт через Валуйки и неподалёку от его села только через 20 лет, – рассказывает Александр Юрьев. – Юноша из российской глубинки блестяще прошёл вступительные испытания и стал студентом одного из самых престижных высших учебных заведений Российской империи».

Много лет изучению жизни и творческого наследия инженера Проскурякова посвятил белгородский писатель и журналист Анатолий Нечаев. В архивах и музеях он нашёл сведения о том, что предки Лавра Дмитриевича, Прокофий и Никита Проскуряковы, были одними из первых ямских охотников на юге Московского государства (ямскими охотниками называли крестьян, имеющих лошадей и повозки для отбывания ямской повинности, – прообраз современной курьерской и почтово-транспортной служб). Его прапрапрадед Мирон участвовал в Азовских походах Петра Первого и вместе с другими валуйчанами спас русского царя от гибели во время отступления от Азова.

28 мостов Транссиба

В институте путей сообщения Лавр Проскуряков увлёкся строительной механикой и проектированием мостов. Особенно повлияли на выбор его инженерной специализации лекции профессора Николая Белелюбского, который не только преподавал в институте, но и cпроектировал немало мостовых конструкций. Многие технологии Белелюбского (например, конструкция свободных поперечных балок) в России были применены раньше, чем в других странах.

Лавр Проскуряков блестяще защитил диссертацию и вскоре стал известным учёным и специалистом в области строительной механики. Но больше всего он интересовался конструкциями мостов. Как повысить их надёжность и долговечность, противостоять деформации конструкций и разрушению?

«В проектировании мостов Лавр Дмитриевич, можно сказать, опередил время. Он отказался от традиционных для конца XIX века многорешётчатых мостовых ферм (стержневых систем в строительной механике), очень сложных по конструкции и расчётам», – рассказывает Александр Юрьев.

Вместо многорешётчатых мостовых конструкций Проскуряков спроектировал ферму с одной мощной, но простой треугольной решёткой, что обеспечивало точное распределение во всех фрагментах конструкции подвижной нагрузки на мост. Внимательно изучив технологии проектирования мостов своего наставника профессора Белелюбского, Лавр Проскуряков нашёл в них слабые места, влияющие на долговечность мостовых конструкций. И придумал, как эти конструкции можно усовершенствовать.

Первый железнодорожный мост, построенный по системе Лавра Проскурякова, выдержал все испытания. Его возвели в 1887 году в украинском городе Ромны Сумской области через реку Сулу. А спустя три с лишним года министр путей сообщения России граф Сергей Витте поручил Лавру Проскурякову спроектировать конструкции для самой грандиозной стройки конца XIX века – Транссибирской железнодорожной магистрали протяжённостью 7 тыс. км. Она должна была связать Челябинск и Владивосток через Омск, Иркутск, Хабаровск. Целых 28 мостов Транссиба через Обь, Енисей, Амур, Иртыш, Томь. Широкие, строптивые, с сокрушительным ледоходом, большим подъёмом воды при паводках.

Амурское чудо

Один из спроектированных Проскуряковым и его коллегой, инженером Григорием Передерием, мостов Транссиба – хабаровский – до сих пор называют амурским чудом. Его длина превысила 2,5 км, и в 1916 году, когда строилась эта магистраль, мост через Амур был чуть ли не самым длинным в мире. В честь наследника – цесаревича Алексея этот мост назвали Алексеевским.

«Торжественная закладка сооружения состоялась 30 июля 1913 года – в год 300-летия дома Романовых. По проекту на строительство было отведено всего 26 месяцев, над возведением моста трудились 3 тыс. человек. Квалифицированных рабочих постоянно не хватало, и бывали случаи, когда умелых строителей арестовывали, чтобы затем выслать на сооружение моста. Ввод его в действие стал крупнейшим событием в жизни края. Стратегическое значение моста не раз влияло и на его судьбу: например, во время Гражданской войны он был взорван партизанами, в результате чего движение поездов через мост было остановлено на 5 долгих лет. Работы по восстановлению начались в ноябре 1922 года, после чего мост исправно служил десятки лет», – писала в октябре 2013 года газета «Гудок».

В 1980-х годах после проверки технического состояния мост реконструировали и укрепили, расширив количество железнодорожных путей и транспортных полос для автомобилей. Во время реконструкции, пишет «Гудок», у руководства Дальневосточной железной дороги возникла идея создать музей истории моста через Амур, и вскоре была собрана уникальная экспозиция.

Идеальный мост

С каждым новым мостом разрабатывались и новые технологии проектирования. Проскуряков мечтал создать идеальный мост. И создал!

«Это был построенный в 1898 году по расчётам Проскурякова километровый мост через Енисей. В проекте пролётного строения (144,5 м) енисейского моста, как свидетельствовали учёные, Проскуряков применил совершенно новую конструкцию – оригинальную шпренгельную ферму. Не буду утомлять читателей техническими подробностями, скажу только, что конструкция позволяла идеально определить внутренние усилия от подвижной нагрузки. Все эти показатели были необычными для того времени, и Проскурякову пришлось с немалой энергией отстаивать своё новшество. И он его отстоял, – рассказывает Александр Юрьев. – Учёный продолжал совершенствовать и ферму моста. Он доказал, что ферма ещё более эффективна в арочном исполнении, и соорудил несколько арочных мостов на Москве-реке, подтвердивших все расчёты Проскурякова. Лавр Дмитриевич провёл серию испытаний материалов и определил самые надёжные из них для изготовления ферм. Он в течение 40 лет проектировал мосты различных пролётов длиной от 20 до 145 м. Проскуряковскими фермами, лёгкими и рациональными по восприятию нагрузки, были перекрыты сотни пролётов на российских и зарубежных железных дорогах».

Увы, знаменитый красноярский мост через Енисей, простоявший более 100 лет, несколько лет назад был демонтирован, несмотря на то что его признали памятником истории и культуры. Красноярская пресса писала о том, что в городе проводился специальный конкурс на лучший проект по сохранению конструкции, но приемлемый вариант так и не был найден. Чтобы мост не рухнул из-за усталости металла, уникальную конструкцию демонтировали. А ведь за него инженер Проскуряков получил Большую золотую медаль парижской выставки научно-технических достижений!

Победа за вами!

Парижская выставка проходила в 1900 году на Марсовом поле. 35 стран разместили здесь свои павильоны.

«Парижские газеты писали, что экспонаты выставки являют собой настоящий парад искусств, науки и техники. Конечно же, всех прежде всего завораживала Эйфелева башня – символ прогресса века, самое высокое в мире сооружение, построенное Александром Эйфелем в 1889 году. К слову, основным инженерным профилем этого выдающегося француза было мостостроение, – отмечает Александр Юрьев. – Кроме парижской ажурной башни-гиганта восхищение участников и посетителей выставки вызвали двигатель внутреннего сгорания немецкого инженера Рудольфа Дизеля , первые радиоприёмники, сконструированные Александром Поповым и Гульельмо Маркони. Поражали воображение только что изобретённая турбина, усовершенствованная модель автомобиля «Пежо», лампа накаливания с вольфрамовыми и молибденовыми нитями работавшего во Франции русского инженера Александра Ладыгина , модель первой электростанции общественного назначения Томаса Эдисона … Все эти учёные и конструкторы, а ещё и великий химик Дмитрий Менделеев , лично участвовали в выставке. Зашли они и в российский павильон. Несколько часов разглядывали воспроизведённое в чертежах, картах, схемах строительство Транссибирской магистрали. Поражали не только масштабы проекта, но сам смысл задуманного: ведь не только Россия, но и вся Европа теперь будет связана стальными магистралями с Азией – Японией, Китаем, Кореей! При виде моста через Енисей Александра Эйфеля охватило волнение: «Боже мой, да это же чудо! – воскликнул он. И обратился к Менделееву: – Где этот гениальный конструктор? Позовите его сюда!» Когда смущённый Проскуряков подошёл к группе величайших учёных уходящего века, Эйфель сказал ему: «Этим проектом вы сразили меня. Победа за вами!» Дизель, Маркони и все остальные рукоплескали Лавру Проскурякову».

Открытка, выпущенная издателем Горожанкиным в начале 1900-х годов. Фото с сайта http://oldmos.ru/old/photo

Уникальное педагогическое наследие

Пионер русской науки о мостах опередил время не только в инженерной мысли, но и в преподавательской деятельности. Правда, уточняет Александр Юрьев, тому способствовали не зависящие от учёного обстоятельства.

«Во время работы в Московском инженерном училище путей сообщения Проскуряков столкнулся с неожиданным: на прохождение курса строительной механики (сопротивления материалов и статики) программой предусматривался всего один год. Ничтожно мало для трудных и объёмных предметов! Надо было найти такие приёмы подачи материала, которые в рамках столь короткого времени могли бы помочь студентам разобраться в этих сложных науках. И тогда Лавр Дмитриевич искусно синтезировал в ходе своих лекций три основных дидактических принципа: наглядность, доступность и природосообразность. То есть толковал сложные аналитические выводы с использованием графических материалов, а лекции сопровождал упражнениями по индивидуальным заданиям, которые соединяли теорию с практикой».

Надо ли говорить, что студенты никогда не пропускали лекции Проскурякова. А его двухтомный учебник по строительной механике был признан лучшим учебным пособием в этой отрасли науки и положен в основу её преподавания не только в транспортных, но и во всех строительных вузах. Учебник состоял из двух частей – «Сопротивление материалов» и «Статика сооружений» – и вошёл в золотой фонд науки, выдержав семь изданий.

Елена Мельникова

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Рождественская средняя общеобразовательная школа»

Валуйского района Белгородской области

Областной конкурс

«Память храня»

Номинация «Знатоки родного края»

Тема конкурса «Мои знаменитые земляки»

Исследовательская работа

«Лавр Дмитриевич Проскуряков и «Амурское чудо»

Выполнила:

ученица 8 класса

Жидкова Виктория

Руководитель :

Борисова Светлана Викторовна

учитель русского языка и литературы

МОУ «Рождественска СОШ»

Валуйского района

Белгородской области

С.Рождествено, 2017 год

Введение

Актуальность данного исследования продиктована тем, что сейчас в России поставлена цель - воспитывать патриотизм в подрастающем поколении, патриотизм к своей стране и к малой родине, патриотизм, опирающийся на примеры заслуг выдающихся наших соотечественников.

История Белгородской области неразрывно связана с именами многих деятелей науки, техники, культуры, искусства и других сфер жизни общества, известными не только в нашей стране, но и за рубежом. Но есть в ней и белые пятна – незаслуженно забытые имена людей, вписавших немало ярких страниц в летопись родного края.

Так можно сказать об известном русском инженере и ученом в области строительной механики и мостового дела Лавре Дмитриевиче Проскурякове, уроженце слободы Борисовка Валуйского уезда.

Лавра Дмитриевича по праву называют одним из создателей отечественной науки о мостах. Он является автором смелых проектов грандиозных мостов через реки Енисей, Амур, Ока, Зея, Западный Буг, «золотым» лауреатом Всемирной выставки в Париже.

Творческое наследие Л.Д. Проскурякова огромно: это созданная им школа отечественных мостостроителей, которую прославили такие имена, как: академики Е.О. Патон и Г.П. Передерий, профессор П.А. Зелихов; это и труды по строительной механике, грандиозные мостовые сооружения, многие из которых и сейчас служат верой и правдой.

Своей деятельностью он внес значительный вклад в развитие российской науки и достоин благодарной памяти потомков. Поэтому мы выбрали в качестве объекта исследования архитектурное наследие, оставленное Проскуряковым для своих потомков.

Предмет исследования: жизненный путь Проскурякова Л.Д.

Цель исследования: Показать значимость деятельности Проскурякова Л.Д. как для нашего края, так и для всей страны.

Задачи исследования:

    Изучить и проанализировать исторические материалы, касающиеся жизни и деятельности Проскурякова Л.Д;

    Найти документы, которые свидетельствуют о значительной роли Проскурякова Л.Д. в отечественном мостостроении.

    Показать в своей работе то, что люди нашей страны гордятся своими знаменитыми соотечественниками.

Мотивация выбора темы: Я хочу знать намного больше о людях, живущих когда-либо на моей родине, более глубоко окунуться в историю моего края и рассказать своим друзьям и близким о таких талантливых людях как Л.Д. Проскуряков.

Практическая значимость: Это исследование о малоизвестном сейчас человеке, поэтому этот материал пополнит летопись родного края.

Гипотеза: Я предполагаю, что архитектурная и строительная инженерная мысль Проскурякова Л.Д. изменила отечественное мостостроение и поэтому его можно считать выдающимся земляком-белгородцем.

1 глава. Биография моего земляка, Л.Д.Проскурякова

Что может сравниться со строительством моста? Прокладывая сушу над водой, мы соединяем миры.

Из фильма "Призрак и Тьма".

Из всего, что воздвигает и строит человек, повинуясь жизненному инстинкту, на мой взгляд, нет ничего лучше и ценнее мостов.

Иво Андрич

Кто же не знает знаменитую реку Амур. Находится она на Дальнем Востоке в Восточной Азии. Протекает по территории России и границе России и Китая. Длина - 2824 км. Впадает в Японское море. Амур в переводе с китайского «чёрная река». Согласно легенде, в давние времена чёрный дракон, обитавший в реке и олицетворявший добро, победил злого, белого, дракона, который топил лодки на реке, мешал людям рыбачить и вообще нападал на любое живое существо. Победитель остался жить на дне реки. С тех пор эта река и называется рекой Чёрного Дракона. В 1906 году был объявлен конкурс на лучший проект Амурского моста, в нём приняли участие ведущие инженеры-мостостроители, рассматривались варианты строительства тоннеля под Амуром. Окончательно самым подходящим был признан проект Лавра Дмитриевича Проскурякова.

Лавр Дмитриевич Проскуряков – на то время состоявшийся архитектор мостостроитель (см. прил. 1), родился 30 августа 1858 в селе Борисовка, что в нескольких верстах от Валуек в семье крестьянина, потомка ямщиков и казаков. В семье было 18 человек. Чтобы материально поддержать родных он рано начал трудиться. Это на всю жизнь выработало у него исключительное трудолюбие и упорство в достижении поставленной цели. В местной сельской школе и позднее в Валуйках Проскуряков учился на «отлично», был пытлив, а из учебных предметов больше интересовался естествознанием, математикой, физикой… По окончании средней школы местным управлением образования ему, как отличнику учебы, была дана рекомендация для поступления в высшее учебное заведение. Проскуряков выбрал Петербургский институт путей сообщения. Это соответствовало его увлечениям, хотя железной дороги он еще и в глаза не видел - она пройдет через Валуйки и неподалеку от его села только через 20 лет.

Экзамены в институт Лавр Дмитриевич сдавал наравне со всеми: крестьянский юноша из самой глубинки прошел абитуриентские перипетии без сучка, без задоринки. И вот он - студент одного из самых престижных высших учебных заведений Российской империи!

После успешного окончания института Проскурякову в 1884 дают место в Министерстве путей сообщения, в службе, ведающей железными дорогами. И в качестве государственного служащего он исполнителен, инициативен, на хорошем счету у высшего начальства. Однако бюрократическая сторона работы (формуляры, циркуляры, инспекторские вояжи) его не удовлетворяют - он выкраивает время и параллельно занимается научной и конструкторской деятельностью. А вскоре вновь возвращается в родной институт, на преподавательскую и исследовательскую работу.

Защитив при совете института докторскую диссертацию, Проскуряков за короткое время становится известным ученым и специалистом в области строительной механики. В это время его больше всего привлекает проблема мостов - больших и малых, которые стали важнейшими объектами на бурно развивающейся сети железных дорог в России. Как противостоять их деформации, разрушению и выходу из строя? Из какого материала они должны сооружаться? Что нового требуется, чтобы их конструкции были надежными и долговечными? Все эти вопросы находили решение в проектах Проскурякова. Он первый в Европе отказался от существовавших, сложных по конструкции и расчетам, многорешётчатых мостовых ферм. Имя Л.Д. Проскурякова становится хорошо известным, и когда в Лондоне состоялась сессия Международного конгресса, в том числе делегатов от России на ней присутствовал молодой ученый. Затем он побывал в Соединенных Штатах Америки, ознакомился с рядом крупных мостовых сооружений и механических лабораторий.

В 1887 году был построен железнодорожный мост через р. Сулу в украинском городе Ромны, который выдержал все испытания. Данным проектом Проскуряков положил начало новому направлению в мостостроении. И тут перед ним открывается захватывающая перспектива. В 1891 начинается строительство Транссибирской железнодорожной магистрали «Челябинск - Омск - Иркутск - Хабаровск - Владивосток», протяжённостью почти семь тысяч километров. Сам Министр путей сообщения Сергей Юльевич Витте поручает Проскурякову ответственный участок этого грандиозного проекта - сооружение мостов на Транссибе. А их в проекте было ни много, ни мало – а целых 28. Как расширились теперь горизонты Проскурякова!

И он, приняв предложение, становится ведущим проектировщиком и конструктором мостов через строптивые сибирские реки и одновременно проводит на этой практической базе научные работы по строительной механике и продолжает преподавать в Петербургском институте путей сообщения, где в 1896 его избрали профессором.

Учёный продолжает совершенствовать и ферму моста. Он находит, что ферма еще более эффективна в своём арочном исполнении и сооружает несколько арочных мостов на Москва-реке (см. прил. 2), которые оправдывают его расчеты и ожидания. Наконец, Проскуряков проводит серию испытаний материалов для изготовления ферм и определяет самые надежные из них. Лавр Дмитриевич в течение сорока лет проектировал мосты различных пролетов от 20 до 145 метров. «Проскуряковскими фермами», лёгкими и рациональными по восприятию нагрузки, были перекрыты сотни мостовых пролетов на российских и зарубежных железных дорогах - через реки Нарва, Волхов, Ока, Амур и др.

В 1896 году в Москве было открыто второе высшее учебное заведение МПС - Императорское инженерное училище (теперь Московский государственный университет путей сообщения). По приглашению первого его директора профессора Ф.Е. Максименко Лавр Дмитриевич занял в училище должность помощника директора по учебной части, стал первым профессором и заведующим кафедрой строительной механики и мостов, а позднее руководителем Механической лаборатории. Эта лаборатория сейчас носит имя Л.Д. Проскурякова. В училище Л.Д. Проскуряков разработал собственную методику преподавания строительной механики. На изучение этого предмета отводится только лишь один учебный год, и только талант Проскурякова как педагога, отличного методиста дал возможность студентам глубоко изучить курс строительной механики в сжатые сроки учебной программы. Методика Проскурякова была положена в основу преподавания строительной механики во всех технических вузах страны и не утратила своего значения в наше время.

1900 год. Париж. Марсово Поле. Здесь открывается Всемирная выставка научно-технических достижений уходящего 19 века. А достижения были впечатляющими. 35 стран, и среди них Российская империя, разместили здесь свои павильоны. Парижские газеты писали, что экспонаты выставки являют собой настоящий парад искусств, науки и техники. …Конечно же, всех прежде всего завораживала Эйфелева башня - символ прогресса века, самое высокое в мире сооружение, построенное Александром Эйфелем в 1889 году. К слову сказать, основным инженерным профилем этого выдающегося француза было именно мостостроение…

Вслед за парижской ажурной башней-гигантом восхищение участников и посетителей выставки вызывают двигатель внутреннего сгорания немецкого инженера Дизеля, демонстрационные радиоприемники Попова и Маркони. Поражают воображение только что изобретенная турбина, усовершенствованная модель автомобиля «Пежо», лампа накаливания с вольфрамовыми и молибденовыми нитями Лодыгина, модель первой электростанции общественного назначения Эдисона…

…Александр Эйфель, Рудольф Дизель, Гульемо Маркони, а с ними участвовавший в выставке Дмитрий Иванович Менделеев - целая свита из 10 респектабельных конструкторов, ученых пришли в российский павильон. Их внимание приковали к себе образцы стали с заводов Донбасса, ижевское оружие и… русские матрёшки. Но больше всего - почти полдня - ученые разглядывали заявленное на выставке и воспроизведенное в чертежах, картах, схемах строительство Сибирской магистрали. Поражали не только масштабы свершающегося, но сам смысл задуманного: ведь не только Россия, но и вся Европа теперь будет связана стальными магистралями с Азией - Японией, Китаем, Кореей. Достижения русских ученых и инженеров просматривались в фотографиях отдельных участков Транссиба, в коллекции карт, в снимке и модели парового парома на озере Байкал, в моделях мостов через множество сибирских рек.

При виде моста через Енисей Александра Эйфеля охватило волнение.

Боже мой, да это же чудо! - воскликнул Эйфель, доселе не имевший равных себе в мостостроении.

Где этот гениальный конструктор… позовите его сюда, - обратился Эйфель к Менделееву, своему давнему товарищу и почти ровеснику.

Менделеев попросил устроителей русского павильона разыскать автора проекта, коим был… Лавр Проскуряков. Когда Проскуряков, смущенный, подошел к группе ученых-светил, Эйфель сказал в его адрес: «Этим проектом Вы сразили меня… победа за Вами…». Дизель, Маркони и все остальные учёные рукоплескали. Лавр Проскуряков за проект моста через Енисей безоговорочно получил на Парижской выставке высшую награду - Большую золотую медаль (см. прил. 3). А это означало, что такого же признания заслужили и десятки других, уже сооруженных по его задумке, сибирских мостов. Это была победа русской науки, техники и таланта.

В 1912 году была учреждена Золотая медаль и премия им. Проскурякова за лучшие работы по строительной механике. Сослуживцы и близко знавшие Лавра Дмитриевича люди отзывались о нем как о исключительно трудолюбивом и скромном человеке, обладающем острым аналитическим умом, огромной силой воли в решении сложных проблем.

Жизнь талантливейшего человека оборвалась в ночь с 13 на 14 сентября 1926 года, похоронили его на Новодевичьем кладбище.

2 глава. Мост длиною в жизнь

«Амурское чудо»

«Амурским чудом» называют крупнейший на Транссибе и один из самых больших в нашей стране мост через Амур(см. прил. 4). Его длина – 2,6 км, полная высота – 60 метров, пролёты моста – по 127 метров. На строительство потребовалось 17 800 тонн металла. Российской казне мост обошёлся в 13,5 млн рублей и был построен за три с небольшим года.
Металлические фермы для моста изготавливались в Варшаве, в разобранном виде доставлялись в Одессу, оттуда морским путём во Владивосток, где их перегружали на железнодорожные платформы и везли в Хабаровск.

Многое восхищает в организации работ по созданию «Амурского чуда»: острота инженерной мысли и творческий подход к архитектурному оформлению, глубина и историчность мышления, отношение к качеству работ.

Первые изыскания по определению места для мостового перехода через Амур были проведены еще в конце XIX века в ходе строительства Уссурийской железной дороги (Владивосток-Хабаровск). Но для того, чтобы ускорить и удешевить прокладку Транссиба, железнодорожную линию из Забайкалья на Владивосток провели через Маньчжурию по Китайско-Восточной дороге.

Поскольку Хабаровск оказался в стороне от главного пути, то отпала и необходимость строить Амурский мост. Однако горькие последствия Русско-японской войны 1904-1905 годов показали, что главная магистраль страны должна проходить полностью по российской территории.

Проектировщикам моста предстояло разрешить сложнейшую инженерную задачу. Амур – река во многом необычная и своенравная, у нее особая гидрология: быстрое течение, глубина – до 14 метров в районе мостового перехода, два паводка – весенний и летний, сокрушительной силы ледоход. Думается, не случайно авторство в создании Амурского моста разделили два выдающихся русских инженера – Лавр Дмитриевич Проскуряков, проектировавший основную русловую часть моста, и Григорий Петрович Передерий – автор левобережной подъездной эстакады через амурскую протоку с характерным названием Бешеная

Созданный ими проект был во многом новаторским. Он предусматривал необычное сочетание железобетона и стали: Амур перекрывался цепью металлических ферм, а над его протокой должна была подняться железобетонная арочная эстакада. Мост поражал и небывалой длиной – 2600 метров. Это был крупнейший мостовой переход из всех построенных к тому времени на железных дорогах Евразии.

Торжественная закладка Амурского моста состоялась 30 июля (12 августа по новому стилю) 1913 года. На стройке было задействовано около 5 тысяч человек: вольнонаемных, контрактных, арестантов.

Привлекались специалисты – минеры, кессонщики, каменщики, клепальщики. Все они размещались в специальном мостовом городке, расположенном на обоих берегах Амура и на острове вблизи строящегося моста. Здесь же находились складские и компрессорные помещения, производилась сборка кессонов и пролетов с последующей надвижкой последних на опоры. Работы велись круглосуточно, по сменам продолжительностью 10 часов.

На сооружении Амурского моста использовалась кессоны из дерева, деревобетона, железобетона и сложных металлических конструкций. Кессон – воздухонепроницаемая камера, закрытая с боков и сверху и открытая внизу, имеющая в плане форму и размеры возводимой на ней опоры, в которую предотвращается поступление воды путем нагнетания сжатого воздуха, образуя тем самым рабочее пространство .

Опускали кессоны зимой со льда, летом – со специально отсыпанных искусственных островов с деревянным шпунтовым ограждением. Для заполнения камеры кессонов использовалась бутовая и бетонная кладка.

Металлические фермы весом свыше 1000 тонн каждая изготовлялись в Варшаве на машиностроительном и чугунолитейном заводе «К. Рудзкий и Ко».

Невероятные темпы строительства «амурского чуда» обеспечивались за счет отлаженного механизма финансирования и организации труда. Таких темпов не могли добиться и в советское время – не помогала даже самая современная техника. Строительство «чуда» было завершено в рекордно короткий срок: за 3 года и 3 месяца.

Сдать мост в эксплуатацию еще раньше помешала Первая мировая война. Многие опытные рабочие ушли на фронт, их место заняли случайные люди и каторжане. Осенью 1914 года немецкий крейсер «Эмден» потопил в Индийском океане пароход «Кортейк», который вез две последние фермы для Амурского моста. Новые фермы пришлось заказывать в нейтральной Канаде, и это отодвинуло на год сроки сдачи моста.

В тот день сомкнулись все звенья Великого сибирского пути, связавшего центр России с дальневосточными окраинами. Окончание строительства совпало с днем рождения наследника престола, мост назвали Алексеевским в честь сына последнего российского императора Николая II. Но экономического эффекта от него ни вся страна, ни Дальний Восток почувствовать не успели. Помешали революция и Гражданская война. В октябре 2010 года на Дальневосточной железной дороге-филиале ОАО «РЖД» открылся музей истории Амурского моста. Первым и главным экспонатом музея стала 127-метровая металлическая ферма образца 1916 года конструкции профессора Л.Д. Проскурякова, демонтированная в ходе реконструкции старого Амурского моста. Царская ферма установлена на стилизованных опорах неподалеку от реконструированного мостового перехода как своеобразный памятник таланту и труду россиян минувшего ХХ века.

Железнодорожный мост через р. Енисей

30 августа 1896 года состоялась закладка моста через Енисей. Молебен при закладке моста был совершен Епископом Енисейским и Красноярским Акакием(см. прил. 5). В фундаменте нижней части берегового устоя был уложен камень с крестом, на этот камень был положен манускрипт, на котором обозначено время закладки, фамилии строителей и почетных гостей.

Перед мостостроителями стояла непростая задача: покорение крупнейшей реки России - Енисея, отличавшегося большой шириной и глубиной, значительным подъемом воды в паводки и ледоходом с толщиной льда 1,5 метров. Проект моста через Енисей стал выдающимся творением Лавра Дмитриевича Проскурякова. Он первым в России на практике, не считаясь с «традициями», дерзнул ввести новую систему и применить новый способ расчета ферм.

Фермы, предложенные Л. Проскуряковым, отличались большей, чем принято было до тех пор, высотой и длиной панелей. Конструкция становилась более четкой для расчета и простой в изготовлении. Для постройки моста расходовалось значительно меньше металла.

Проезжая часть моста шириной в осях 5,85 метров была приспособлена для движения экипажей в часы, свободные от поездов. Исполнение этого условия утяжелило конструкцию и, тем не мене, пролетные строения были на 20% легче, чем на других мостах Сибирской железной дороги. Общий вес сооружения составил 5440 тонн. Мост был спроектирован со значительным запасом прочности и рассчитан на увеличение нагрузки до 40%.

Между тем, скептиков и критиков смелого проектного решения хватало как в инженерных кругах, так и в среде неспециалистов. Особенно ненадежной считали конструкцию пролетных строений, которые были «гвоздем сооружения». Высказывались мнения, что они из-за своих грандиозных размеров, не устоят против сильных ветров, динамических нагрузок от движения поездов и т.д.

Все это причиняло много огорчений составителю проекта, но мост простоял больше 100 лет и выдержал нагрузки не только от поездов 19 века, но и составов 20-го, превышающих по весу своих собратьев в 20 раз. Осуществил проект выдающийся инженер-механик Евгений Карлович Кнорре.

Мост через Енисей это талантливое воплощение талантливого проекта. Сплав проектных идей, не потерявших свое значение и актуальность доныне, с поразительно четко выверенной и воплощенной технологией и организацией строительства, приравнивает этот мост к величайшим достижениям строительной техники своего времени, и позволяет отнести его к выдающимся памятникам инженерной мысли в России.

27 марта 1899 года «особо командированная комиссия провела испытание моста». В воскресенье 28 марта в Красноярске состоялся благодарственный молебен по случаю окончания работ и открытию по мосту скоростного движения (см. прил. 6).

Главный строитель написало строительстве моста книгу, но она вышла небольшим тиражом и сразу стала библиографической редкостью. Автор там сказал: «…строил мост так, дабы Бог и потомки никогда не сказали худого слова обо мне».

Мост прослужил почти 100 лет россиянам, но в январе 1999 года движение по мосту прекратилось. Его функции взяли на себя два других собрата, возведенные рядом. Из-за отсутствия денег на реконструкцию моста, он стал представлять реальную угрозу для судоходства на Енисее, и в 2007 был отправлен на металлолом.

Другие проекты Проскурякова Л.Д.

Енисейский и Амурский мосты относятся к самым грандиозным проектам Л.Д. Проскурякова, но это далеко не единственные его проекты.

Первые проекты двух мостов через Западный Буг с пролетами 49 и 76,7 м и ездой понизу Проскуряков составил в 1885 году – через год после окончания института.

В 1887 году по его проекту был построен железнодорожный мост через реку Сулу в украинском городе Ромны, а в 1896 – мост через реку Которосль у Ярославля.

В 1905-1907 гг. в Москве, на трассе МК МЖД, по проекту Л.Д. Проскурякова и архитектора А.Н. Померанцева построены два железнодорожных моста через реку Москву – Андреевский (Сергиевский) и Краснолужский (Николаевский).

В 1904 году построен железнодорожный мост через р. Сейм у Конотопа.

По типу Енисейского Проскуряков спроектировал мосты через Оку и Волхв, и через Волгу у Казани. В 1911 году, на Транссибе – мост через Зею и Черемшанку на ветке Тюмень-Омск.

Заключение

Перечисляя лавры мостостроителя Лавра Проскурякова, хочется отметить, что в г. Белгороде есть улица Проскурякова, на здании Воронежской Духовной семинарии (проспект Революции, 29) размещена мемориальная доска памяти Проскурякова, а также 14 октября 2011 года в Воронежском филиале Московского государственного университета путей сообщения был торжественно открыт бюст нашему земляку, Лавру Дмитриевичу Проскурякову (см. прил. 7). На открытии присутствовали: начальник Юго-Восточной железной дороги А. Володько, ректор МИИТ Б. Левин, директор Воронежского филиала МИИТ Б. Соловьев, автор бюста скульптор Алексей Викулов, профессорско-преподавательский состав и студенты вуза… Это говорит нам, что память предков мы храним и чтим, мы помним заслуги и уважаем наследие этого выдающегося и, одновременно, скромного, человека.

Мы выяснили в ходе исследования:

1. Изучив биографию Л.Д. Проскурякова, мы узнали, что, несмотря на свою нелегкую жизнь, он первым из русских ученых своим трудом и талантом добился небывалых высот в области строительной механики и мостового дела.

2. Лавр Дмитриевич сконструировал множество грандиозных проектов известных не только в России, но и за границей.

3. Л.Д.Проскурякова заслуженно можно причислить к выдающимся землякам, поскольку уроженцу Валуйского района рукоплескали самые знаменитые инженеры мира.

Главным проектом Лавра Дмитриевича стал «мост длиною в жизнь», ведь он всю свою жизнь посвятил науке и мостостроению и мы обязаны гордиться, что живем на одной земле с таким великим человеком.

Список литературы

1. Пионер русской науки о мостах (к 155-летию со дня рождения Проскурякова Л.Д.) : библиографический сборник / сост. : Е.В. Бутенко, Т.И. Жерлицина. – Валуйки: МУК «МЦБ Валуйского района», 2013. – 44 с.

2. Осыков Б.И. Проскуряков Лавр (Лаврентий) Дмитриевич / Б.И. Осыков, Ф.П. Тройно // Белгородская энциклопедия. – Белгород, 2000. – 312 с.

3.Проскуряков Лавр (Лаврентий) Дмитриевич // Ими гордится земля белгородская. Вып. 2. Деятели науки и техники: рек. Указ. Лит. – Белгород, 1987. – С. 42-43.

4. Календарь знаменитых и памятных дат Белгородской области на 2008 год / Белгор. гос. универс. науч. б-ка, Отд. краевед. лит. ; состав. : Г.Н Захарова, Е.Н. Зубов, И.В. Медведева. – Белгород, 2007. – 114 с. – С. 54-55. : ил.

5. Белгородская энциклопедия. Страницы истории Отечества, Русской православной церкви, культуры, ратных и трудовых подвигов белгородцев / гл. ред. : В.В. Овчинников. – Белгород, 1998. – 360 с. – С. 252.

6. Наши замечательные земляки / ред.-сост. : Н.А. Кузнецов, Б.И. Осыков. – Белгород, 1974. – 96 с. – С. 56-58.

7. Проскуряков Лавр Дмитриевич [Электронный ресурс]. Электрон. текст и граф. дан. – Режим доступа: http :// bridgelife . ru . – Загл. с экрана.

8. Проскуряков Лавр Дмитриевич [Электронный ресурс]. Электрон. текст и граф. дан. – Режим доступа: http :// ru . wikipedia . org . – Загл. с экрана.

9. Инженеры России. Проскуряков лавр Дмитриевич [Электронный ресурс]. - Электрон. текст и граф. дан. – Режим доступа: http :// rus - eng . org / eng / Proskuryakov . – Загл. с экрана.

10. Марунин В.Н. Проскуряков Лавр (Лаврентий) Дмитриевич [Электронный ресурс]. - Электрон. текст и граф. дан. – Режим доступа: http :// russika . ru . – Загл. с экрана.

11. Красота инженерных конструкций [Электронный ресурс]. - Электрон. текст и граф. дан. – Режим доступа: http :// www . c - a - s . ru / krasota - inzhenernh - konstruktsiy . html . – Загл. с экрана.

12. Гойзман Ш. Проскуряков Лавр Дмитриевич [Электронный ресурс]. - Электрон. текст и граф. дан. – Режим доступа: http :// old - kursk . ru / people / – Загл. с экрана.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5


Приложение 6

Приложение 7

Приложение 8

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА БЕЛГОРОДА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

О ПРИСВОЕНИИ НАЗВАНИЙ НОВЫМ УЛИЦАМ,

ПЕРЕУЛКАМ И ПРОЕЗДАМ В МИКРОРАЙОНЕ

ЖИЛОЙ ЗАСТРОЙКИ "СПУТНИК"

На основании протокола N 1 от 13 июня 2007 года заседания комиссии по увековечению памяти о выдающихся событиях и деятелях отечественной истории, наименованию улиц, площадей и микрорайонов города Белгорода постановляю:

1. Принять предложения комиссии по увековечению памяти о выдающихся событиях и деятелях отечественной истории, наименованию улиц, площадей и микрорайонов города Белгорода:

1.1. Увековечить в названиях новых улиц в микрорайоне жилой застройки "Спутник" имена выдающихся деятелей:

Архитектора Алексея Квасова, проектировавшего город Белгород после пожара 1766 года,

Инженера Лавра Дмитриевича Проскурякова, ученого-мостостроителя, уроженца с. Борисовка Валуйского района,

Заслуженного строителя, почетного гражданина города Белгорода Александра Першина.

1.2. Присвоить новым улицам, переулкам и проездам в микрорайоне жилой застройки "Спутник" названия согласно прилагаемой схеме улиц и в следующих полной и краткой формах записи в адресах:

бульвар Строителей

улица Квасова

улица Клыкова

улица Проскурякова org / eng / Proskuryakov . – Загл. с экрана.