Линия мажино сейчас. Линия Мажино и её мифы

Начавшаяся 70 лет назад Вторая мировая война стала еще одним доказательством того, что генералы готовятся к войнам прошлого. Память о позиционных мясорубках прошлой войны заставила правительства разных стран заняться возведением масштабных, колоссальных по оснащенности оборонительных линий. Несмотря на трату огромных финансовых средств, ни одна из этих «новых китайских стен» по тем или иным причинам не выполнила возложенной на нее роли. Наиболее известными для широкой аудитории являются три возводимые перед войной оборонительные линии: линия Мажино, линия Маннергейма и линия Сталина. Начнем наше знакомство с ними с самой совершенной, но от этого не ставшей более полезной, французской лини укреплений Мажино.

План французской обороны


Французские генералы полагали, что немцы будут действовать так же, как в кампании 1914 года. Попробуют провести прорыв с северо-востока через территорию Бельгии. План французской обороны предусматривал отражение немецкого наступления на реке Диль, с ведением пассивной обороны на укреплениях линии Мажино. Строительство данной линии началось в 1928 году и к 1936году основные строительные работы были завершены. Ответственным за возведение «непреодолимой линии» обороны был военный министр Франции Андрэ Мажино, именем которого и была названа система фортификационных сооружений.

В восточной части Франции были расположены 10 самых богатых провинций, в которых в 30-40-х годах прошлого века производилось около 60% стали и стальных изделий, добывалось 76,5% цинка и 94% меди. При любом развитии войны армия должна была сделать все возможное, чтобы не допустить немцев в эти важные экономические районы. В первую очередь с северного и северо-восточного направлений.


В военной науке различают 2 основных типа обороны – жесткая (позиционная) и маневренная. При позиционной обороне войска упорно защищают выбранный рубеж и пытаются не попустить противника за линию фронта. В то же время маневренная оборона основана на том, что позиции не удерживаются жестко и могут быть сданы, когда же противник истощит свои резервы и наступательные возможности, утраченное положение обороняющиеся пытаются вернуть контрударами. Маневренная оборона вполне допускает временную потерю отдельных территорий.

Данный тип обороны особенно любят военные, и в большинстве случаев не переносят государственные деятели и политики. Военные любят его за то, что этот метод не делает обороняющиеся войска пассивными, не дает наступающему противнику навязывать свою волю, позволяет в подходящий момент перехватить инициативу и перейти к наступлению. В то время как позиционная оборона ставит обороняющихся в заведомо проигрышное положение, ведь противник рано или поздно нащупает брешь в обороне, что будет чревато окружением всей обороняющейся группировки.

Политиков же маневренная оборона заставляет нервничать, им бывает очень трудно объяснить населению страны потерю той или иной территории, оставления ее под властью оккупантов и связанные с этим человеческие и материальные потери. Население страны часто рассматривает это как неудачный ход войны. Моральное состояние, как и доверие к политикам падает, что может быть чревато поражением.

Огневая точка секторного обстрела, скрытая от фланкирующего огня


Задачей французской армии в войне было не допустить немцев в богатейшие промышленные районы Франции, что поставило бы страну в тяжелейшее положение и лишило армию возможности пополнения ресурсами. Париж видел выход из ситуации в выстраивании вдоль германской границы непробиваемой обороны, что требовало постройки мощных фортификационных сооружений, способных выдерживать обстрел крупнокалиберной артиллерии и длительное время сдерживать атаки больших масс пехоты.

Французы прекрасно понимали, что вермахт постарается ворваться во Францию через Бельгию, как и в Первую мировую войну, а линия Мажино просто не позволит им нанести удар в другом месте. В Париже считали, что, удерживая большую часть северной и северно-восточной границы, они не пропустят немцев в промышленные районы страны, навязав немцам полевые сражения на севере Франции с переносом боев в Бельгию. При этом французские генералы полагали, что в любой момент смогут нанести по противнику контрудар из-за линии Мажино в направлении на север, отрезая всю германскую армию и перехватывая все ее линии снабжения.

Линия Мажино

На строительство линии Мажино французы потратили очень внушительную по тем временам сумму - около 3 млрд. франков или 1 млрд. долларов. Общая численность войск, располагавшихся на линии, доходила до 300 000 человек. В подземных многоуровневых фортах размещались помещения для личного состава, мощные вентиляционные установки, электростанции, проложенные узкоколейные дороги, комнаты отдыха, госпитали, телефонные станции, которые были недосягаемы для бомб и снарядов. В верхних наземных этажах были расположены орудийные и пулеметные казематы, снабженные лифтами для подачи боеприпасов.

Форты представляли из себя вкопанные глубоко в землю бетонные «коробки», толщина стен которых доходила до 3-4 метров. Наверху обычно располагались лишь бронебашни-турели. Перед первой линией обороны по-возможности были вырыты противотанковые рвы и выставлены заграждения из противотанковых ежей. За первой линией обороны находилась целая сеть из опорных точек – бетонных площадок, предназначенных для размещения пехоты, артиллерии, прожекторов. Склады боеприпасов и снаряжения располагались на глубине до 50 метров. В глубине обороны располагались позиции дальнобойной артиллерии на железнодорожном ходу. Еще дальше располагалась старая модернизированная оборонительная линия, включавшая форты Бельфор, Верден, Эпиналь и ряд других. Глубина линии Мажино на некоторых участках доходила до 90-100 км., французские генералы считали ее неприступной.

Укрепления линии Мажино, наши дни


Поэтажное устройство фортов выглядело примерно следующим образом. На поверхности были расположены лишь бетонированные пулеметные гнезда и артиллерийские блокгаузы, противотанковые ямы и заграждения. Ниже под землю уходил ряд этажей форта, связь между которыми осуществлялась по лестницам и лифтам, максимальная глубина укреплений могла достигать 100 метров. На первых двух этажах форта располагались помещения для гарнизона. Здесь же был установлен ряд дизелей, приводивших в движение вентиляционные установки, осуществляющие подачу воздуха во все помещения форта, а также динамо-машины, обеспечивавшие выработку электричества. Подобные двигатели были расположены и на других этажах, выполняя роль страхующих, на случай выхода из строя какого-либо из них.

На третьем этаже форта размещались боеприпасы для текущего боепитания и запасы воды и продуктов. На четвертом этаже находилась телефонная станция и помещения канцелярии форта.

На пятом этаже располагались запасы медикаментов и помещения госпиталя, ниже на шестом уровне проходил тоннель электрифицированной подземной узкоколейки, посредством которой осуществлялась быстрая переброска боеприпасов и войск на нужное направление. Главный путь этого подземного метро был двухколейным, вспомогательные подъездные пути – одноколейными.

Узкоколейка, соединяющая ДОТы и Укрепрайоны линии Мажино


На уровне седьмого этажа находился штаб форта, еще ниже были расположены резервные склады боеприпасов и резервные дизели. На достаточно большую глубину форт защищался сплошными бетонными стенами, которые устраняли возможность проникновения в форт или его подрыв с использованием подкопа.

Линия Мажино была чудом фортификационной мысли своего времени – 5600 долговременных оборонительных укреплений, 70 бункеров, 500 артиллерийских и пехотных блоков, около 500 казематов, блиндажи и наблюдательные пункты. Протяженность линии около 400 км. Средняя плотность была на уровне 7,7 сооружений на 1 км. фронта (на некоторых участках это число доходило до 14), нигде между ДОТами не было промежутков, превышающих по длине 8 км. Часть дотов была оборудована артиллерийскими и пулеметными бронеколпаками, которые могли подниматься для ведения огня и опускаться потом под землю, избегая ответного огня противника. Часть укрепрайонов была оборудована специальными плотинами, которые обеспечивали затопление обширных территорий и подземных сооружений в случае их захвата неприятелем. При постройке линии были задействованы многие передовые для того времени военно-инженерные решения.

Крушение надежд

Многие историки считают, что линия Мажино не оправдала себя полностью, что является правдой лишь отчасти. Свое основное значение линия выполнила – сильно ограничила масштаб атак на те районы, которые были ей защищены. Трагедия заключалась в другом, многочисленные просчеты французского командования и руководства страны свели на нет все те преимущества, которые предоставляла им эта мощнейшая в мире оборонительная линия.

Главная и самая трагическая ошибка французского генералитета заключалась в том, что они не смогли предугадать новой тактики, которую навязал им вермахт. Немцы сделали своим козырем стремительные удары крупных механизированных соединений, основной ударной силой которых были танки. Полевая оборона французской армии и английского экспедиционного корпуса просто не выдерживала натиска механизированных соединений. Вопреки планам французского командования им не удалось навязать немцам позиционные бои ни на территории Бельгии, ни на территории севера Франции, пропустив немецкие части в тыл линии Мажино.

Укрепления линии Мажино, наши дни

Использованы источники:
www.popmech.ru/article/5840-liniya-mazhino/
www.rusproject.org/pages/history/history_10/secret_maginot.php
www.azbukivedi-istoria.ru/publ/politika/podzemnye_forty_linii_mazhino/2-1-0-105
материалы свободной интернет-энциклопедии «Википедия»

Мировые державы имеют свои интересы. Так вот война была в те годы категорически не в интересах СССР и он всеми силами пытался ее избежать. Но слишком серьёзно было желание переделить мир у нескольких сильных держав и планы избежать войны были обречены на неудачу.

Теперь о том, почему Германия не напала на СССР весной 1940 года, как ожидали Англия, Франция и Америка. Ведь именно для этого и строилась линия Мажино.

Всё очень просто - Гитлеру было понятно, что должно было произойти осенью-зимой 1940 года, напади он тогда на Советский Союз: 90% всех сил Германии ведут яростные бои на Востоке, особенно упорные бои развернулись за Москву – всё очень похоже на 1941 год, вот-вот советская столица падёт. На Дальнем Востоке начинает наступление Квантунская Армия – захвачена Монголия, советская оборона в Забайкалье прорвана, вскоре японцы занимают Приморье и быстро продвигаются в Сибири.

В это время английская армия в несколько этапов переправлется в союзнические французские порты, при необходимости вскоре к ним присоединяется американская группировка. Сил, способных помешать высадке у Германии нет в принципе. Под угрозой сокрушительных авиударов оказывается вся территория Германии.
Территория Франции надежно укрыта линией Мажино. Франции и Англии даже нет необходимости объявлять войну – она уже формально идет с 1939 года.

Германия получает ультиматум примерно такого содержания: «Полностью прекратить боевые действия, расформировать большую часть своих дивизий, передать флот и вооружение расформированных частей англо-французским войскам.» Если немцы отказывается, то после сокрушительных воздушных ударов промышленные районы Западной Германии стремительно заняты союзными войсками, имеющими подавляющее превосходство. В любом случае, судьба Германии была бы решена.

Все цели выполнены - «русский вопрос», который несколько столетий вызывал на Западе приступы ярости – решён окончательно. Русские показывают полнейшую неспособность защитить свою несправедливо доставшуюся им огромную территорию. Этим должны заниматься «цивилизованные страны», поэтому часть Дальнего Востока переходит к Японии, часть – к США. Прибалтика и Крым становятся протекторатом Англии, там теперь будет базироваться английский флот и так далее.

Какова была бы судьба Германии? В любом случае – не особо завидной, в истории предостаточно случаев, как западные элиты «благодарят» тех, кто оказался их инструментом – «мавр сделал своё дело» и всё в этом духе. В самом лучшем случае ей досталась бы роль «младшего партнера».

Вполне очевидно, что Гитлер не захотел играть роль такого мавра и в решающий момент Третий Рейх начал свою игру. Заключением договора о ненападении с СССР на три года Германия обезопасила себя от удара в тыл в тот момент, когда её войска нанесут сокрушительный удар Франции. Элиты «союзников» перехитрили сами себя, фатально недооценив отставного ефрейтора, которого сочли марионеткой. Недооценили они и Сталина. В результате через 40 дней с Францией было покончено, ничем не помогла её лучшая в мире оборонительная линия.

С начала 1930-х годов никто не сомневался, что немцам придётся взламывать французские полосы обороны.

Андре Мажино, чьё имя осталось в истории, вовсе не был профи по строительству крепостей. Он дослужился в армии всего лишь до сержанта. Тем не менее, месье Мажино оказался ушлым политиком, способным грамотно выбивать из парламентариев звонкие монетки.

Если социалисты утратили волю сразу после заклинания «рабочие места», то остальным маэстро разложил пасьянс с гениальной идеей. Казематы с пушками и пулемётами устаревают медленнее самолётов и танков.

Лучше сейчас, в начале 1930-х, потратить деньги на укрепления. А когда танго с немцами перестанет быть томным, денежный ручеёк можно легко перенаправить лётчикам и танкистам.

Строительство укреплений линии Мажино

Факта строительства никто не скрывал. В ответ в Третьем рейхе ни шатко ни валко началась работа над чудо-пушками. Их единственным предназначением стало разбить линию обороны имени ушлого француза.

К маю 1940 года ни 600-мм мортира «Карл», ни 800-мм «Дора» до стадии боеспособных образцов ещё не дошли. В строю была всего одна новинка - 355-мм гаубица М1 от «Рейнметалл-Борзиг». В запасе у вермахта имелись, конечно, в товарных количествах «окаменелости» чешского производства калибром 305 и 420 мм. Но энтузиазма их реальные возможности не внушали даже при кайзере.

Главная проблема — попасть

При стрельбе навесом, когда ствол орудия задран наверх, вести огонь очень непросто. Ветер, ошибки в определении дистанции, мельчайшие отклонения в весе и температуре порохового заряда становились неизбежным злом для артиллеристов. Они уводили снаряд в сторону от цели, которую приходилось накрывать массой выстрелов. На поражение компактного дота уходили порой сотни тяжёлых снарядов.

То же самое с самолётами. Бомбардировщики Ю-87 почти отвесно пикировали на оборонительные сооружения и бросали бомбы. Но чаще всего никуда не попадали. Одним словом, немецкие штурмовые группы ничего хорошего не ждало.

Позвонить в колокольчик

С надутыми индюками в высоких чинах дела обстояли хорошо по обе стороны границы. Плотность постройки «линии Мажино» была неравномерной. Менее опасный участок в Арденнах строили позже и послабее. А на Маасе солдат в окопе командиры превратили в стройбат для доделки укреплений.


Немцы, напротив, месяцами учились наступать. В итоге в мае 40-го бомберы Ю-87 в доты Седана не попали, но здорово подорвали дух строителей с винтовками воем сирен и разрывами бомб по полтонны весом.

Штурмовые группы взяли французов тёпленькими. Однако повезло не всем атаковавшим. Требовалось расширить прорыв и сокрушить полноценные узлы обороны на флангах.

Решение нашли не наверху, в штабах, а на поле боя

Чтобы наблюдать за врагами, в сооружениях линии Мажино ставили специальные бронеколпаки. За характерную форму французы называли их «колоколами» (cloche).

Отливали «колокольчики» из броневой стали, с толщиной стенок около 300 мм.

Броня на зависть любому танку Второй мировой.

Некоторые колпаки вооружались пулемётами и вполне могли счистить штурмовую группу со «спины» дота.

Индюки в верхах не дали немецкой пехоте в руки эффективных тяжёлых орудий. Но штурмующие части получали зенитки калибра 88 мм («ахт-комма-ахт», как их называли немцы.). Броню в 300 мм они формально не пробивали. Но солдаты подумали: «А если выстрелить много раз в одну точку? Цель неподвижная, снарядов завались, затвор полуавтомат - знай закидывай…».


Эффект оказался поразительным. С дистанции в километр зенитки всаживали в колпаки снаряд за снарядом - и таки проламывали броню. Дот становился слепым. Его уже можно было уверенно «тыкать в ухо шомполом» силами штурмовой группы.

Ещё бодрее пошло дело у немецких зенитчиков в расстреле укреплений на берегу Рейна, в южном секторе линии Мажино. Методом «капля долбит камень не силой, но частотой падения», «ахт-комма-ахт» пробивали не только бронеколпаки, но и пару метров бетона, оставляя только хитросплетения арматуры. Неудивительно, что зенитки тащили через Рейн сразу за пехотой: выносить следующую линию бетонных коробок.

Всегда ли у немцев получалось? Разумеется, нет

В Эльзасе 246-я пехотная дивизия поставила зенитки в трёх километрах от передовой. Бронеколпаки штурмовики увидели не все. И оживший «колокольчик» с пулемётами превратил атаку 20 июня 1940 года в кровавую неудачу. Наступающие потеряли десятки солдат убитыми и сотни ранеными.

В другом случае гарнизон французского дота красной ракетой вызвал подмогу артогнём из тыла.

Вопли о помощи свои проигнорировали, зато отозвались враги. По капризу судьбы немцы тоже договорились вызывать огонь красной ракетой.

Расчёты германских гаубиц с энтузиазмом накидали на укрепления снарядов, поубивав и покалечив свои штурмовые группы.

Убийцей линии Мажино стали не опоздавшие суперпушки, не пикировщики и даже не танки. Им стали 88-мм зенитки, поставленные на прямую наводку. Их эффективность оказалась выше всех ожиданий.


Немецкие и японские офицеры осматривают захваченные укрепления

Это заставляет задуматься: а могла ли Красная армия устроить взбучку финнам на линии Маннергейма русскими 85-мм зенитками? Во-первых, в 1939 году выпустили всего 20 таких пушек. Во-вторых, орудия - это полдела. А дело будет, если к ним приложить выучку штурмовых действий пехоты. Здесь без опыта никуда.

Франция пала летом 40-го года. И причиной этому стал не прорыв линии обороны имени ушлого сержанта, а стратегические просчёты правительства Республики. Французы не смогли использовать все преимущества столь мощной системы укреплений. Самой совершенной в истории.

11 февраля 1940 года в ходе Финской войны начался штурм «линии Маннергейма». Ей удалось недолго продержаться под натиском советских войск. Аналогичная судьба постигла и другие мощные оборонительные сооружения, построенные в других странах.

Линия Маннергейма

В 1917 году «развод» России и Финляндии был не вполне мирным. Недавняя провинция Российской империи принимала самое активное участие в Гражданской войне. А «раздел имущества» завершился потерей части российской территории, из-за чего Петроград, впоследствии переименованный в Ленинград, оказался в опасной близости от границы. Руководству Финляндии, и прежде всего генералу Карлу Маннергейму, было прекрасно понятно, что Россия в обозримом будущем постарается вернуть утраченную территорию.

В 20-е годы на карельском перешейке от Финского залива до Ладожского озера финны начали строить сеть мощных оборонительных сооружений — «линию Маннергейма». Строительство с одним продолжительным перерывом из-за проблем с финансированием растянулось почти на два десятилетия.

Строго говоря, это была не линия, а две полосы — главная и тыловая, с глубиной каждой из них до 7 километров. Первая полоса состояла из 18 оборонительных узлов, тыловая — из 10. На каждом узле базировалось от одного до двух стрелковых батальонов. Узлы не были соединены между собой непрерывной линией окопов и траншей.

До 1935 года оборонительные узлы включали в себя в основном земляные и бревенчатые сооружения с амбразурами для пулеметной стрельбы. Было некоторое количество и бетонных дотов с толщиной стен до 2 метров и несколькими амбразурами (до трех) для ведения пулеметного огня во фронтальном направлении. Но при этом качество бетона оставляло желать лучшего, и он не был армирован.

В 1937 году, когда начало войны с Советским Союзом стало очевидным, Маннергейм добился от правительства выделения громадного финансирования на строительство семи новейших ДОТов. Они получили название «миллионников», поскольку стоимость каждого из них превышала миллион финских марок. Для них использовался прекрасный армированный бетон. ДОТы имели по два каземата с 4−6 амбразурами в каждом из них. При этом вооружались не только пулеметами, но и пушками — 76-мм и 37-мм. Здесь огонь велся уже не только во фронтальном, но и во фланговых направлениях. Доты были двухэтажными, на подземном уровне размещались казармы.

Огневые узлы дополнялись защитными рвами, минными полями, а также проволочными заграждениями длиной в 300 км. В качестве противотанковых заграждений архитекторы линии использовали повсеместно разбросанные на перешейке валуны.

Упование финнов на надежность оборонительной линии оказались беспочвенными. За счет мощной артиллерийской подготовки сооружениям был нанесен значительный ущерб. 11 февраля началось движение советских войск вглубь Финляндии. 13 февраля главная полоса обороны была прорвана. Со всей линий Маннергейма разобрались быстрее, чем за неделю.

Линия Мажино

Эта линия была вершиной фортификации первой половины ХХ века. Но, как показала практика, стратегия Первой мировой войны, рассчитанная на позиционную оборону, была обречена во время Второй мировой.

Линия названа по имени военного министра Франции Андре Мажино, который был инициатором ее строительства. Это чудо военной фортификации обошлось французам в 3 млрд. франков. Ее строительство шло с 1929 по 1934 год, но постоянное усовершенствование продолжалось вплоть до 1940 года.

Линия, отделявшая Францию от Германии, включая и границу с Бельгией, имея протяженность в 400 км и глубину на различных участках от 90 до 100 км. В её состав входили 5600 долговременных оборонительных укреплений, 70 бункеров, 500 артиллерийских и пехотных блоков, около 500 казематов, блиндажи и наблюдательные пункты, а также минные поля, проволочные заграждения, противотанковые ежи и рвы. На Линии находилось 300 тыс. бойцов французской армии. Плотность сооружений составляла 7,7 шт. на 1 километр.

Основной единицей был форт. Он представлял собой многоуровневое капитальное сооружение с надземной частью в виде орудийных и пулеметных казематов, снабженных лифтами для подачи боеприпасов.

Количество подземных уровней достигало семи. Это были настоящие подземные города, соединенные между собой узкоколейками. В них размещались казармы, склады, госпитали, электростанции, системы вентиляции, телефонные узлы. Эти сооружения были неуязвимы даже в случае налетов бомбардировочной авиации.

Над поверхностью земли возвышались лишь ДОТы с пулеметами и пушками, толщина их стен достигала 4 метров. На некоторых имелись защитные колпаки, которые опускались во время авианалетов. Также была устроена сеть плотин и каналов, которые можно было использовать для затопления части сооружений в случае захвата их противником.

За первой линией обороны находилась сеть бетонных площадок, предназначенных для размещения пехоты, артиллерии, бронетехники и прожекторов.

И все это инженерное великолепие оказалось практически бесполезным. Немцы вошли во Францию со стороны Бельгии, где линия Мажино была укреплена значительно хуже. После капитуляции какие-то форты пытались сопротивляться гитлеровским войскам, но продолжалось это недолго.

Линия Молотова

Линия Молотова, которая строилась на самой западной границе СССР в 1940—1941 годах, была самой совершенной для советской фортификационной практики. Ее возведение началось сразу же после продвижения Советского Союза на Запад после подписания пакта Молотова-Риббентропа на новых территориях в Прибалтике, Западной Украине и Бессарабии.

Линия проходила от Балтийского моря до Карпат и состояла из 13 укрепленных районов: Тельшяйского, Шауляйского, Каунасского, Алитусского, Гродненского, Осовецкого, Замбровского, Брестского, Ковельского, Владимир-Волынского, Струмиловского, Рава-Русского и Перемышльского.

Каждый из них контролировал около 100 километров границы.

Было запланировано строительство 5807 железобетонных ДОТов четырех различных типов. Самые мощные — М1 — имели толщину стен в 150 см и перекрытий в 110 см. Они выдерживали попадание с расстояния в 6 км 203-мм гаубичного или 152-мм пушечного снаряда. Легкие пулеметные ДОТы М4 имели толщину стен, не способную выдерживать артиллерийские удары. Но большая часть сооружений была промежуточных типов М2 и М3.

Пулеметные ДОТы имели от 3 до 6 амбразур. Часть из них позволяла вести не только фронтальный, но и фланговый огонь. В подавляющем большинстве использовались пулеметы «Максим». Для их охлаждения применялась система водоводов, соединенных с баком. Поскольку грохот от «Максимов» в замкнутом пространстве был запредельным, то невозможно было использовать голосовую систему управления огнем. Для этой цели была разработана световая система.

Более основательными были артиллерийские ДОТы, имевшие два этажа. Вверху размещались 76-мм орудия. Внизу был слад боеприпасов, а также вентиляционная и силовая дизельная установки.

Существовал и третий по целеполаганию тип ДОТов — противотанковые. В них наводка осуществлялась как визуально, через прицел 45-мм орудия, так и при помощи перископа.

Относительно готовности линии к началу войны существуют два мнения. Источники, оправдывающие ее легкий прорыв фашистскими войсками, заявляют о готовности лишь 880 ДОТов. Другие эксперты, ссылаясь на Г. К.Жукова, говорят о готовности 2300 сооружений. В большинстве из них не было установлено лишь вспомогательное оборудование — силовые установки, средства связи и противохимической защиты.

Но, как бы то ни было, мировой опыт середины ХХ века прекрасно показал, что какими бы совершенными ни были традиционные для начала века линии обороны, к началу Второй мировой войны они стали анахронизмом. И не представляли большой проблемы для наступающей армии. Самый «неприступный» ДОТ Линии Молотова — «Орел» — после героического сопротивления советских бойцов был уничтожен в первых числах июля, когда линия фронта укатилась далеко на восток.

Снимок в открытие статьи: война с белофиннами. У взорванных дотов/Фото: В. Темин и Н. Петров/ ТАСС

Линия Мажино (фр. la Ligne Maginot) - система французских укреплений, на границе с Германией от Бельфора до Лонгюйона. Была построена в 1929-1934 годах (затем совершенствовалась вплоть до 1940 года). Длина около 400 км. Названа по имени военного министра Андре Мажино. В её состав входили 5600 долговременных оборонительных укреплений, 70 бункеров, 500 артиллерийских и пехотных блоков, 500 казематов, а также блиндажи и наблюдательные пункты.

Французские генералы полагали, что немцы будут действовать так же, как в кампании 1914 года. Попробуют провести прорыв с северо-востока через территорию Бельгии. План французской обороны предусматривал отражение немецкого наступления на реке Диль, с ведением пассивной обороны на укреплениях линии Мажино. Строительство данной линии началось в 1928 году и к 1936 году основные строительные работы были завершены. Ответственным за возведение «непреодолимой линии» обороны был военный министр Франции Андрэ Мажино, именем которого и была названа система фортификационных сооружений.

В восточной части Франции были расположены 10 самых богатых провинций, в которых в 30-40-х годах прошлого века производилось около 60% стали и стальных изделий, добывалось 76,5% цинка и 94% меди. При любом развитии войны армия должна была сделать все возможное, чтобы не допустить немцев в эти важные экономические районы. В первую очередь с северного и северо-восточного направлений.

В военной науке различают 2 основных типа обороны – жесткая (позиционная) и маневренная . При позиционной обороне войска упорно защищают выбранный рубеж и пытаются не попустить противника за линию фронта. В то же время маневренная оборона основана на том, что позиции не удерживаются жестко и могут быть сданы, когда же противник истощит свои резервы и наступательные возможности, утраченное положение обороняющиеся пытаются вернуть контрударами. Маневренная оборона вполне допускает временную потерю отдельных территорий.

Маневренный тип обороны особенно любят военные, и в большинстве случаев не переносят государственные деятели и политики . Военные любят его за то, что этот метод не делает обороняющиеся войска пассивными, не дает наступающему противнику навязывать свою волю, позволяет в подходящий момент перехватить инициативу и перейти к наступлению. В то время как позиционная оборона ставит обороняющихся в заведомо проигрышное положение, ведь противник рано или поздно нащупает брешь в обороне, что будет чревато окружением всей обороняющейся группировки.

Политиков же маневренная оборона заставляет нервничать, им бывает очень трудно объяснить населению страны потерю той или иной территории, оставления ее под властью оккупантов и связанные с этим человеческие и материальные потери. Население страны часто рассматривает это как неудачный ход войны. Моральное состояние, как и доверие к политикам падает, что может быть чревато поражением.

Задачей французской армии в войне было не допустить немцев в богатейшие промышленные районы Франции, что поставило бы страну в тяжелейшее положение и лишило армию возможности пополнения ресурсами. Париж видел выход из ситуации в выстраивании вдоль германской границы непробиваемой обороны, что требовало постройки мощных фортификационных сооружений, способных выдерживать обстрел крупнокалиберной артиллерии и длительное время сдерживать атаки больших масс пехоты.

Французы прекрасно понимали, что вермахт постарается ворваться во Францию через Бельгию, как и в Первую мировую войну, а линия Мажино просто не позволит им нанести удар в другом месте . В Париже считали, что, удерживая большую часть северной и северно-восточной границы, они не пропустят немцев в промышленные районы страны, навязав немцам полевые сражения на севере Франции с переносом боев в Бельгию. При этом французские генералы полагали, что в любой момент смогут нанести по противнику контрудар из-за линии Мажино в направлении на север, отрезая всю германскую армию и перехватывая все ее линии снабжения.

На строительство линии Мажино французы потратили очень внушительную по тем временам сумму - около 3 млрд. франков или 1 млрд. долларов. Общая численность войск, располагавшихся на линии, доходила до 300 000 человек . В подземных многоуровневых фортах размещались помещения для личного состава, мощные вентиляционные установки, электростанции, проложенные узкоколейные дороги, комнаты отдыха, госпитали, телефонные станции, которые были недосягаемы для бомб и снарядов. В верхних наземных этажах были расположены орудийные и пулеметные казематы, снабженные лифтами для подачи боеприпасов.

Форты представляли из себя вкопанные глубоко в землю бетонные «коробки», толщина стен которых доходила до 3-4 метров . Наверху обычно располагались лишь бронебашни-турели. Перед первой линией обороны по возможности были вырыты противотанковые рвы и выставлены заграждения из противотанковых ежей. За первой линией обороны находилась целая сеть из опорных точек – бетонных площадок, предназначенных для размещения пехоты, артиллерии, прожекторов.

Склады боеприпасов и снаряжения располагались на глубине до 50 метров . В глубине обороны располагались позиции дальнобойной артиллерии на железнодорожном ходу. Еще дальше располагалась старая модернизированная оборонительная линия, включавшая форты Бельфор, Верден, Эпиналь и ряд других.Глубина линии Мажино на некоторых участках доходила до 90-100 км , французские генералы считали ее неприступной.

Поэтажное устройство фортов выглядело примерно следующим образом. На поверхности были расположены лишь бетонированные пулеметные гнезда и артиллерийские блокгаузы, противотанковые ямы и заграждения. Ниже под землю уходил ряд этажей форта, связь между которыми осуществлялась по лестницам и лифтам, максимальная глубина укреплений могла достигать 100 метров . Толщина железобетонной крыши любого форта доходила до 3,5 м, что позволяло выдерживать обстрел снарядами калибра до 420 мм.

На первых двух этажах форта располагались помещения для гарнизона. Здесь же был установлен ряд дизелей, приводивших в движение вентиляционные установки, осуществляющие подачу воздуха во все помещения форта, а также динамо-машины, обеспечивавшие выработку электричества. Подобные двигатели были расположены и на других этажах, выполняя роль страхующих, на случай выхода из строя какого-либо из них.

На третьем этаже форта размещались боеприпасы для текущего боепитания и запасы воды и продуктов. На четвертом этаже находилась телефонная станция и помещения канцелярии форта.

На пятом этаже располагались запасы медикаментов и помещения госпиталя, ниже на шестом уровне проходил тоннель электрифицированной подземной узкоколейки, посредством которой осуществлялась быстрая переброска боеприпасов и войск на нужное направление. Главный путь этого подземного метро был двухколейным, вспомогательные подъездные пути – одноколейными.

На уровне седьмого этажа находился штаб форта , еще ниже были расположены резервные склады боеприпасов и резервные дизели. На достаточно большую глубину форт защищался сплошными бетонными стенами, которые устраняли возможность проникновения в форт или его подрыв с использованием подкопа.

Линия Мажино была чудом фортификационной мысли своего времени :
– 5600 долговременных оборонительных укреплений,
- 70 бункеров,
- 500 артиллерийских и пехотных блоков,
- около 500 казематов,
- многочисленные блиндажи и наблюдательные пункты.

Протяженность линии около 400 км. Средняя плотность была на уровне 7,7 сооружений на 1 км фронта (на некоторых участках это число доходило до 14). Нигде между ДОТами не было промежутков, превышающих по длине 8 км. Часть дотов была оборудована артиллерийскими и пулеметными бронеколпаками, которые могли подниматься для ведения огня и опускаться потом под землю, избегая ответного огня противника.

#gallery-1 {
margin: auto;
}
#gallery-1 .gallery-item {
float: left;
margin-top: 10px;
text-align: center;
width: 33%;
}
#gallery-1 img {
border: 2px solid #cfcfcf;
}
#gallery-1 .gallery-caption {
margin-left: 0;
}



Основу укрепленных секторов составляли большие форты, между которыми располагались малые форты и отдельные ДОТы, а также танковые башни. Все боевые сооружения УС объединялись единым командованием, и их расположение на местности обеспечивало взаимную видимость и связь. Система огня была организована так, что соседние сооружения всегда могли поддержать огнем атакованный форт или ДОТ или закрыть огнем брешь, если укрепление захвачено или разрушено противником.

Часть укрепрайонов была оборудована специальными плотинами, которые обеспечивали затопление обширных территорий и подземных сооружений в случае их захвата неприятелем. При постройке линии были задействованы многие передовые для того времени военно-инженерные решения.

Многие историки считают, что линия Мажино не оправдала себя полностью, что является правдой лишь отчасти. Свое основное значение линия выполнила – сильно ограничила масштаб атак на те районы, которые были ей защищены. Трагедия заключалась в другом - многочисленные просчеты французского командования и руководства страны свели на нет все те преимущества, которые предоставляла им эта мощнейшая в мире оборонительная линия.

Главная и самая трагическая ошибка французского генералитета заключалась в том, что они не смогли предугадать новой тактики, которую навязал им вермахт . Немцы сделали своим козырем стремительные удары крупных механизированных соединений, основной ударной силой которых были танки.

Полевая оборона французской армии и английского экспедиционного корпуса просто не выдерживала натиска механизированных соединений. Вопреки планам французского командования им не удалось навязать немцам позиционные бои ни на территории Бельгии, ни на территории севера Франции, пропустив немецкие части в тыл линии Мажино.

/По материалам popmech.ru , rusproject.org и azbukivedi-istoria.ru /

#gallery-2 {
margin: auto;
}
#gallery-2 .gallery-item {
float: left;
margin-top: 10px;
text-align: center;
width: 33%;
}
#gallery-2 img {
border: 2px solid #cfcfcf;
}
#gallery-2 .gallery-caption {
margin-left: 0;
}