Выживший реальный человек. Настоящий хью гласс

Этот суровый мужчина на картинке - яркий представитель редкой теперь профессии - траппер, охотник на пушного зверя, специалист по капканам. Происхождение его точно установить не смогли, поговаривают, однако, что в юные годы причастен он был к деятельности Жана Лафита, пирата и контрабандиста. Что известно точно, так это то, что Хью (так его звали) в 1822 году клюнул на объявление Уильяма Генри Эшли в газетах Сент–Луиса - «…требуются 100 предприимчивых молодых людей… дойти до истоков Миссури… занятость - два, три, или четыре года» - объявление получило краткое название - «Сотня Эшли».

Буквально с первых дней экспедиции Хьюго зарекомендовал себя как умелый и трудолюбивый охотник. В августе 1823 года на территории сегодняшней Южной Дакоты Хью столкнулся с двумя медвежатами гризли и их мамой. Воспользоваться ружьем он не успел - медведица напала мгновенно. Пришлось сражаться ножом, подоспели товарищи и с медведицей было покончено. Однако, Хью тоже пострадал нешуточно. У.Г.Эшли был убежден - человек не выживет после таких ран и попросил двоих добровольцев остаться с раненым товарищем и похоронить его. Вызвались Фицджеральд и Бриджер (личность, кстати,весьма выдающаяся).

Позже они расскажут историю о нападении индейцев, дескать - вынуждены были забрать ружье и снаряжение умирающего и внезапно бежать. Яму ему уже выкопали, прикрыли Хьюго медвежьей шкурой и сверкнули пятками. Но сначала–то они просто сказали, что Хью помер, индейцев придумали потом.

Тем временем Хьюго пришел в себя и был, очевидно, несколько удивлен отсутствием товарищей, оружия и снаряжения. Сломанная нога, глубокие (до ребер) раны на спине и нагноение. 300 км до цивилизации и нож в активе. Я думаю - он сначала выругался от души. Потом накинул на свежие раны шкуру свежеубитого медведя - чтобы личинки из необработанной шкуры избавили заодно его от гангрены и пополз. Путь до реки Шайен занял 6 недель. Рацион - ягоды и коренья. Плюс разок удалось отогнать двух волков от убитого молодого зубра. На Шайене он собрал плот. Ну вы поняли, он добрался до Форта Кайова на Миссури.

Выздоравливал долго. Взял ружье и решил мстить. Но Бриджер только что женился и Хью заочно простил его. А Фицджеральд скрылся в рядах Армии США - убийство солдата в те времена означало верный смертный приговор. В 1833 году Хьюго был убит индейцами.

Интересное время было. Покорение Дикого Запада. Ковбои и индейцы. Герои. Мерзавцы. Исследователи. Искатели приключений. История вдохновила Роджера Желязны на написание единственной не фантастической повести. И есть, конечно, фильм.

Елизавета Бута

Выживший Хью Гласс. Настоящая история

Кто битым жизнью был, тот большего добьется,

Пуд соли съевший, выше ценит мед,

Кто слезы лил, тот искренней смеется,

Кто умирал, тот знает, что живет.

1859 год. Долина Напа

В последние дни лета долина Напа была буквально пронизана солнцем. Каждый квадратный сантиметр бескрайних владений Джорджа Юнта грелся в предзакатных лучах. Воздух был наполнен живыми и отчего-то меланхоличными звуками. Казалось, с наступлением вечера все здесь погружается в легкую дрему, планомерно перетекающую в глубокий сон. Где-то вдалеке грохотала недавно построенная мельница, слышались недовольные крики нанятых рабочих, виднелись бескрайние плантации вызревающего винограда. Недавно Юнт закончил строительство собственной винодельни. В этом году он планировал сделать свою первую партию вина.

Долину благополучно обошла Золотая лихорадка, да и трапперам [Траппер (англ. trap - «ловушка») - охотник на пушных зверей в Северной Америке.], охотникам на пушного зверя, здесь делать было нечего. Если точнее, еще лет десять назад тут вообще нельзя было встретить бледнолицего человека. Да и с краснокожими тоже столкновение казалось маловероятным. Пустынная, но благодатная земля долины Напа принадлежала Мексике. Когда Джордж Юнт решил, что на его век хватит приключений, он вспомнил о своих давних связях и обратился за помощью к старому другу. Тот помог ему получить шестнадцать с половиной акров никому не нужной земли. Так Джордж Юнт стал первым официальным поселенцем долины Напа. Конечно, здесь уже жили люди, но их было так немного, что Юнт по праву мог считать себя покорителем бескрайних просторов. Неправдоподобно быстро постаревшие друзья-трапперы, охотники за приключениями, чей золотой век закончился много лет назад, неодобрительно отнеслись к решению Юнта стать фермером. Впрочем, у каждого свой путь, и не им судить Юнта. В конце концов, даже легендарный Джон Колтер вернулся в Сент-Луис, женился и стал самым обычным фермером. Правда, его хватило всего на несколько лет. Невзрачная и тяжелая жизнь быстро убила легендарного траппера. Буквально через три года после отхода от дел Колтер заболел желтухой и умер где-то неподалеку от Нью-Хейвена.

Джордж Юнт так долго был занят строительством фермы, что даже не заметил, как прошло несколько лет его жизни. Не самых, надо признать, отвратительных. Он по праву считался здесь самым уважаемым человеком в городе, вернее, в небольшом поселении, ну, да это не столь важно. Вечера он полюбил проводить на небольшой террасе своего дома. К нему частенько заходили старые друзья, местные жители, главы администраций из соседних поселений и молодые искатели приключений. Последние являлись сюда в основном в поисках ночлега. Ранчо Юнта было открыто для всех, кто в этом нуждался. Единственным условием Джорджа Юнта были эти вечерние посиделки на террасе его дома в долине Напа. Здесь вместе с гостем они по старой трапперской привычке раскуривали трубку, и Юнт заводил свои бесконечные истории. Рассказчиком он был отменным, поэтому гости с удовольствием слушали истории полувековой давности. Процентов на пятьдесят они были полнейшим вымыслом, но ровно на столько же они были и правдивы. Сейчас, созерцая на удивление спокойные, залитые бесконечно радостным солнцем просторы, все истории о легендарных трапперах и великих экспедициях казались даже чересчур реалистичными. Даже если бы всего этого не было на самом деле, все эти легенды просто необходимо было бы придумать для таких вот солнечных и тихих вечеров последних дней лета.

В том далеком 1859-м году на ранчо Юнта решил погостить знаменитый писатель и не менее знаменитый искатель приключений по имени Генри Дана. Это был худой мрачный мужчина чуть за сорок с очень тяжелым взглядом. Он носил длинные волосы, всегда был одет в строгий костюм, довершением которого был котелок, скрывающий залысины. В нем уже с трудом можно было разглядеть того совершенно безумного парня, который бросил учебу в престижном университете ради службы матросом на торговом судне. И все-таки он не был приспособлен к тихой и размеренной жизни. Генри Дана вот уже много лет как был достаточно успешным политиком в штате Массачусетс. В Калифорнию он приехал в связи с какими-то делами. Прознав о том, что здесь неподалеку живет легендарный Джордж Юнт, славный своими рассказами о трапперах, Дана решил какое-то время погостить на ранчо Юнта. Все эти истории легко бы могли составить не одну книгу.

Вы когда-нибудь слышали о человеке, голыми руками убившем медведя? - поинтересовался тем вечером Генри Дана. Они сидели на террасе, жена Джорджа принесла им молодого, даже чересчур молодого вина, и разговор плавно перешел ко временам давно минувшим.

Даже знаю пару таких смельчаков, - хмыкнул Джордж, - по берегам Миссури полно гризли. Практически каждый траппер с ними сталкивался, правда, чаще всего поединок заканчивался, так и не начавшись. Если медведь все-таки нападал, результат предсказать было несложно, но иногда попадались и везунчики. Джедедайя Смит, один из сотни Эшли, убил медведя, Хью Гласс…

Я читал про человека, который убил медведя одним ножом. Его сочли мертвым и оставили, а он прополз триста километров и все-таки выжил. - Генри Дана даже чуть наклонился вперед от сжигавшего его любопытства. Ту историю он прочитал в одном из журналов. Ее опубликовал журналист, собиратель историй, еще 1820-х. Причем автора статьи совершенно не интересовал человек, победивший медведицу гризли. Журналист тогда даже имени его не упомянул, ограничился только описанием самой схватки. Генри Дана ту историю запомнил на всю жизнь, но даже и не надеялся узнать подробности жизни того человека.

Его звали Хью Гласс, - медленно кивнул Джордж Юнт. - Удивительной честности человек. Знаешь, как о нем говорили трапперы? Рожденный бежать. Его история началась задолго до схватки с медведем.


1823 год

Умирать сложно только в первый раз. Потом это превращается в игру. Судьба любит, когда находится человек, бросающий ей вызов. Она всегда принимает бой. Ей нравится с интересом наблюдать за тем, как человек пытается ее обмануть. Такое еще никому не удавалось, но иногда, очень редко, судьба пасует перед сумасшедшими, отчаянно пытающимися обогнать ее на повороте.

На поляну возле берега величественной Гранд-Ривер вышло непонятного вида существо. Вне всякого сомнения, хищник. Опасный. Весь обмотанный шкурами убитых им животных. Эти хищники появились здесь недавно. Они были очень похожи на индейцев племени арикара [Арикара, Ри - группа близкородственных индейских племен, говорящих на языке арикаракэддоанской семьи.], к которым уже привыкли здешние леса. И все же эти хищники отличались от индейцев. Они были намного опаснее и безжалостнее. Их оружие способно было уничтожить любого зверя всего за мгновение.

Хью Гласс с ужасом всматривался в блестящие, черные глаза медведицы. Гризли с не меньшим ужасом наблюдала за существом. Так продолжалось одно, очень долгое мгновение. Затем поляну отравил чудовищный крик Хью Гласса. Этот голос буквально уничтожал слух несчастного животного. Все инстинкты умоляли ее бежать отсюда. Тут в поле зрения медведицы попал маленький, годовалый медвежонок. Второй неосторожно ковылял в сторону непонятного существа, обмотанного шкурами здешних животных. Инстинкты медведицы моментально изменили свое решение. Она должна защитить своих детей, поэтому бежать нельзя. Животное с не меньшим остервенением зарычало.

Хью Гласс прекрасно знал, что при встрече с медведем в лесу важно испугать животное. Это единственный шанс на спасение. Вот только на сей раз этот прием не сработал. Крик, вне всякого сомнения, испугал гризли, вот только бежать она не собиралась. Два годовалых медвежонка лишили ее такой возможности. Одно из самых опасных и непредсказуемых животных в мире приняло его вызов. Он увидел это в блестящих черных глазах гризли. Всего пара секунд на то, чтобы перезарядить ружье. Он был прекрасным охотником, поэтому проблемы это не составило. Как только медведица сделала первый, осторожный шаг навстречу Хью, тот выстрелил. Раздался глухой, едва различимый на фоне какофонии крика звук. Осечка.

На поляну выбежало двое мужчин. Они прибежали на душераздирающие крики, доносившиеся с поляны. Один был чуть постарше. На его лице давно застыла безразличная брезгливость к происходящему. Второй - еще совсем мальчишка с взлохмаченными волосами.

Эти двое не вызывали у медведицы опасений. Они не кричали. Медведица едва заметно согнулась и в один прыжок настигла Гласса. Траппер успел достать последнюю свою надежду на бой. Умирать не страшно, если знаешь, что последние мгновения твоей жизни пройдут в бою. Гласс успел воткнуть в грудь животного свой охотничий нож. Медведица взревела от боли. Откуда-то со стороны раздались хлопки. Он даже не успел понять, что это выстрелы. Все его сознание поглотила гигантская пасть медведя с обнаженными яростью клыками.

Пуля, попавшая в цель, не оставила медведице шансов на жизнь. В ее арсенале оставалось лишь несколько мгновений агонии. В тщетной ярости она собрала, покидающие ее силы, и ударила самого опасного из хищников на поляне. Ее когти провели по всей правой стороне тела Гласса. За когтями оставались глубокие борозды, из которых текла кровь. Умирая, медведица все-таки смогла обезвредить хотя бы одного из трапперов на поляне. Это оставляло шансы на жизнь ее детям.

Какими далёкими кажутся кровь, боль и холод на экране, когда ты сидишь в тёплом кинозале и поглощаешь солёный попкорн под жужжание проектора… Но только не на «Выжившем». С этим фильмом так не получится - или ты ощутил страдание героев каждой клеточкой своего тела, или ты не смотрел «Выжившего». Третьего не дано. За гиперреализм этой киноленты стоит поблагодарить режиссёра фильма Алехандро Иньярриту, убеждённого, что в уютной киностудии шедевры такого уровня не снимаются. И вот съёмочная группа выходит на работу в -25, актёры бродят по колено в стылой воде, ДиКаприо ест сырую печень бизона. Всё это - ради того, чтобы мы поверили им, поверили фильму. А в чём же суть фильма «Выживший» и зачем были нужны все эти страдания? Давайте разбираться.

«Настоящий» Хью Гласс: история, которая вдохновила Иньярриту

Какой бы ужасной ни казалась история, которая легла в основу сюжета «Выжившего», увы, она произошла в действительности. Во всяком случае, Хью Гласс на самом деле существовал. Это был охотник, добывавший пушнину в Северной Америке в начале 19 века. Люди, на которых работал Гласс, описывали его как своенравного и волевого человека, которым тяжело управлять. Хью Гласс стал легендой после того, как на него напала медведица. В 1823 году Гласс присоединился к экспедиции за пушниной в Северную Дакоту. Исследуя берег Миссури, он наткнулся на медведицу с двумя медвежатами. Животное напало на охотника, содрало с него скальп, пронзило когтями горло и сломало ногу. На вопли Гласса сбежались его товарищи, и после нескольких выстрелов разъярённый зверь был убит.

Слева - исторический Хью Гласс, справа - Леонардо ДиКаприо в «Выжившем»

Хью Гласс был на волоске от смерти. Руководители экспедиции приказали двум её членам остаться с Глассом, чтобы они смогли похоронить товарища по-христиански. Однако через пару дней, осознавая, что с каждым часом экспедиция уходит всё дальше от них, старший - Джон Фицджеральд - убедил младшего, Джима Бриджера, оставить умирающего Гласса и поспешить за товарищами. Они опустили его тело в могилу и отправились восвояси. Когда тяжело раненый Хью Гласс пришёл в себя, он был совершенно один в глухом лесу. Напрягая все свои силы, он дополз до ближайшего ручья, где ему удалось набрать воды, а следующие шесть недель он провёл в нелёгком пути к ближайшему лагерю охотников.

Превратившись в легенду, эта история обросла множеством фантастических деталей, которые на своё усмотрение добавляли все, кому приходилось когда-либо пересказывать её. Она пришлась по душе многим, возможно, потому, что в ней отразился тот непоколебимый дух смелых первооткрывателей, бороздивших просторы Америки в те годы. Однако финал оказался неожиданным: найдя Фицджеральда и Бриджера, Хью Гласс… простил обоих. Иными словами, поступил по-христиански с теми, кто отказал ему в праве быть погребённым по христианским обычаям. Это немало расстроило сценаристов фильма «Выживший», которым пришлось придумывать дополнительную мотивацию для своего героя - он мстил своим обидчикам не за себя, а за того, кто был ему дороже собственной жизни - за своего сына.

Суть конфликта в фильме «Выживший» и образы персонажей

Команда капитана Генри, в которой состоят Хью Гласс, его сын-полукровка Хок, Джон Фицджеральд и юный Бриджер - захватчики, промышляющие на территориях индейцев. Эти люди по определению не могут быть «хорошими парнями». Но почему же на протяжении всего фильма мы сопереживаем Глассу и ненавидим Фицджеральда? Только ли выносливостью, физической силой и ловкостью Гласса мы восхищаемся, или есть что-то ещё? Сейчас мне придётся прибегнуть к некоторому упрощению, но оно поможет нам расставить акценты в событиях фильма и понять, почему одни герои вызывают симпатию, а другие - отвращение.

Отношение героев к природе

Если выстроить всех героев в ряд на некой воображаемой шкале от «плюса» к «минусу», где положение определяется по нескольким критериям, то самым важным, определяющим фактором я бы назвала близость героя к природе. И ближе всех к ней оказываются, конечно, индейцы. Испокон веков они живут на этих землях, разумно используя природные богатства, вкладывая свою мудрость в охоту, ловлю рыбы, разведение лошадей. Но представители западной цивилизации внесли беспорядок в эту размеренную жизнь, принеся с собой огнестрельное оружие, насилие, грабежи. Теперь индейцы уже не могут жить так, как прежде, они всегда находятся под угрозой уничтожения, им стало тяжело охотиться - и мы видим, как представители племени эрикари грабят отряд капитана Генри, чтобы захватить мясо и пушнину, которая понадобится им для обмена на лошадей у отряда французов.

Хью Гласс словно сливается с природой в этом кадре. Он умеет маскироваться и подкрадываться не хуже индейцев

Казалось бы, индейские племена обречены, ведь лукам не устоять против ружей. Но у индейцев есть то, чего нет у европейцев - они знают и понимают природу, они могут слиться с ней и подкрасться к лагерю бесшумно, они нападают, словно дикие звери. А следующий на нашей шкале близости к природе - это Хью Гласс. Он прожил несколько лет с индейским племенем пауни, научился их языку, он впитывал их мудрость вместе с притчами, которые рассказывала ему его жена, мать юного Хока. Он один понимает индейцев - вспомните, как ловко он обезвреживает одного из нападающих ри, скрывшегося в ветвях высокого дерева - там, где никто другой из отряда капитана Генри его бы не заметил. Ему удаётся выжить после столкновения с вооружёнными ри, преследующими его на лошадях. Само существование его сына является красноречивым свидетельством того, что Гласс чувствует себя ближе к индейцам, нежели к людям вроде Джона Фицджеральда или француза Туссена.

А как относится Гласс к суровой природе, в которой ему приходится выживать? Он умелый и ловкий охотник, по части маскировки в чаще он не уступает выросшим в этих лесах индейцам, он безошибочно прокладывает пути среди снега… А ещё он относится к животным и местным людям с благодарностью, хотя это чувство полностью лишено какой-либо сентиментальности. Когда погибает лошадь Гласса, в считанные минуты он оценивает своё положение и понимает, что единственный способ не замёрзнуть насмерть этой ночью - забраться в ещё тёплую тушу животного. Но, уходя утром, охотник прикасается к шкуре животного и замирает на мгновение - так он прощается с существом, чья гибель позволила ему выжить, так он отдаёт ему дань благодарности. Сравните это с рассказом Фицджеральда о том, как его отец встретил бога в виде белки, «зажарил его и съел». Такое хищническое отношение к природе неприемлемо для Гласса.

ДиКаприо и Иньярриту на съёмках фильма «Выживший»

Бескорыстие и алчность

Какие ещё характеристики помогают нам отличить истинных героев этой истории от жалких и ничтожных людей? Ещё одна черта, которой обладают «достойные» персонажи - это бескорыстие. Капитан Генри назначает награду в 100 долларов тому, кто останется с Глассом в его последние часы. Хок и Джим Бриджер в один голос отказываются от вознаграждения, так как спасти жизнь одного из самых важных членов отряда для них - дело чести. Совсем иначе ведёт себя Джон Фицджеральд, вначале прибирая к рукам тройную награду, а затем и вовсе разорив сейф, в котором хранятся доходы от всей экспедиции. Алчны и французы - они проворачивают бесчестные сделки с индейцами, несмотря на укоры вождя племени. Совсем другое, разумное отношение к материальным ценностям у капитана Генри - он понимает, когда нужно пожертвовать малым (оставить пушнину в лесу), чтобы сохранить нечто большее - жизни членов экспедиции.

Род и семья как высшая ценность для Гласса и индейской общины

Наконец, важно и то, какие цели ставят перед собой герои, к чему они идут. Для героев фильма «Выживший» в центре мироздания стоит род, семья. У Хью Гласса не было никого ближе его жены и сына. Когда его жену убили, Гласс застрелил обидчика, не посчитавшись с тем фактом, что тот был офицером. Гласс был при смерти, когда потерял последнее, что у него осталось - своего сына Хока. Он не мог покинуть этот свет, не отомстив Фицджеральду, и все жизненные силы он собрал не для того, чтобы вернуть себя к жизни, а для того, чтобы наказать виновного. Вспомните, что писал на камне, на стене пещеры Гласс - «Фицджеральд убил моего сына». Важнее этого страшного факта ничего не осталось в его жизни. Второй персонаж, для которого судьба его семьи важнее всего на свете - это индейский вождь, чьё племя без устали скитается по лесам в поисках дочери вождя Поваки. Для него каждый европеец - враг, потому что любой из них мог увести его дочь, причинить ей вред. И этим оправдана вся жестокость, с которой племя ри преследует отряд капитана Генри.

В своих снах и воспоминаниях Гласс постоянно возвращается к жене

О родных думает и сам капитан - отправившись на поиски Фицджеральда, он рассказывает Глассу, что забывает лицо жены. Но капитан Генри думает не только о жене, он силится сохранить жизни людей в своём отряде, помогает им справляться с ранениями - ведь он доктор. Отнюдь не эгоистичны и устремления юного Бриджера, преданного Хью Глассу. А вот Джон Фицджеральд ни о ком, кроме себя, не заботится - жажда наживы в нём сильнее здравого смысла, он готов подвергать риску себя и других, лишь бы заработать побольше, готов на предательство.

Многоязычие в фильме «Выживший» и проблема непонимания

Иньярриту не в первый раз обращается к теме непонимания между людьми - на эту тему он снял фильм «Вавилон», герои которого говорят на пяти разных языках. Вот и в «Выжившем» эта тема снова всплывает, хотя и не столь явно. Члены экспедиции капитана Генри говорят по-английски, французы объясняются на своём языке - но языков друг друга они не знают и не признают. «Ты по-нашенски можешь?», - язвительно спрашивают у прибившегося к лагерю охотников француза, который говорит по-английски с чудовищным акцентом. Кое-как члены французского отряда ведут переговоры с индейцами, прикрывая незнанием языка мошенничество и обман.

На наречии индейцев способен говорить только Хью Гласс. На этом языке он разговаривает со своим сыном, когда они одни. При посторонних же Гласс запрещает сыну открывать рот - он знает, что белые не будут слушать индейца-полукровку, для них он словно немой. На этом языке звучит притча, которую рассказывает Глассу жена. В звуках этого языка словно слышится мудрость природы, шёпот ветра и травы. Это в очередной раз подчёркивает связь Гласса с природой. В то же время он стремится уйти от праздных разговоров, говоря капитану Генри: «Я люблю тишину».

Хью Глассу и индейцу не нужно много слов, чтобы понимать друг друга

Лёжа на носилках в полуобморочном состоянии, Гласс не может произнести ни слова. Он вынужден молчать, когда на его глазах Фицджеральд убивает его сына Хока. В этот момент он сам словно индеец среди белых, которые не знают его языка. Но, встретив на дороге индейца, Гласс легко договаривается с ним. Он спасает себе жизнь, смиренно падая на колени перед хозяином этих мест. Жестами просит немного мяса. Их общение немногословно, но каждое слово имеет больше значения, чем праздная болтовня белых. Попав в лагерь французов, Гласс снова с помощью всего пары слов успевает договориться с пленной девушкой. Общение с индейцами даётся ему явно лучше, чем с белыми людьми.

Так в чём же смысл фильма «Выживший»?

Выше я расставила героев по местам на условной шкале от «положительных» к «отрицательным». Эти термины сами по себе не нравятся мне, а в отношении к этому фильму и вовсе кажутся неподходящими. Конечно, главный источник зла в этом фильме - предатель и убийца Джон Фицджеральд. Но кого из героев можно назвать безусловно положительным? Простодушного Джима Бриджера, который не сумел различить обман в словах Фицджеральда и стал предателем против собственной воли? Капитана Генри, снарядившего отряд в захватнический поход в земли индейцев? Или индейцев, веками воюющих друг с другом на этой земле? А может быть, Хью Гласса, сделавшего целью своей жизни кровавую месть?

На эти вопросы ответа я не даю. Скажу лишь, что этот фильм - и о моральном выборе, и об огромной разнице между ценностями разных людей, и о разных представлениях о справедливости, и о разных языках, на которых мы говорим… Многие из нас - особенно те, кто судит других слишком строго, подобно Джону Фицджеральду, зависть которого вызывают благородное происхождение капитана Генри и навыки Хью Гласса, - никогда не оказывались в критической ситуации и не осознают, насколько тяжело действовать и принимать решения в тех условиях, в которых живут герои фильма. Кого-то «Выживший» научит идти вперёд к своей цели, не давая себе шанса на проигрыш. Кого-то - быть внимательнее к другим и учиться слушать, не деля людей на «белых» и «краснорожих». А для кого-то смысл фильма «Выживший» окажется в чём-то совершенно ином. Но главное в том, что этот фильм заставил вас думать и искать ответы, а значит, съёмочная группа не напрасно трудилась в двадцатиградусные морозы, а веган ДиКаприо не зря вгрызался в печень бизона.

Можно до хрипоты спорить о художественной ценности фильма «Выживший» , но факт остаётся фактом: именно он обречён войти в учебники по киноведению за то, что принёс одному из ярчайших актёров поколения долгожданный Оскар. Определённый вес картине придаёт ещё и то, что «Выживший» основан на реальных событиях: из-за этого показанный на экране подвиг Хью Гласса, в одиночку одолевшего гризли и бросившего вызов суровой стихии, обретает истинный оттенок героизма.

Но что легло в основу сценария фильма? В честь отмечаемой сегодня второй годовщины со дня выхода фильма на экраны, я решил углубиться в изучение вопроса и выяснить соотношение правды и художественного вымысла. Скажу сразу: реальная история от фильма отличается весьма существенно, но это не делает её менее удивительной - поверьте, за кадром фильма осталось немало впечатляющих фактов.

Начну с литературной основы.


Издания книг, лёгших в основу фильма

Сценарий написан, преимущественно, по мотивам художественной книги 2002-го года (автора Майкла Панке ), которая, в свою очередь, впитала в себя три другие романа, написанных значительно ранее и сегодня успешно позабытых. Никто из этих авторов не знал Гласса : описанные детали событий, воспоминания, диалоги - всё лишь плод фантазий писателей. Основываясь лишь на подобного рода «документах», что можно наверняка сказать о Глассе?

Он жил, он одолел медведя, он умер.

Не существует никаких исторический подтверждений (и, к счастью для выдумщиков-писателей - опровержений), что у Хью были отношения с коренной аборигенкой, которая якобы родила ему сына-полукровку. Про полёты на лошадях с обрыва и последующий ночлег в её утробе - тоже ни слова. Даже факт поедания сырой печени свежеубитого буйвола не подтверждён. Что же известно доподлинно?


Леонардо Ди Каприо в образе Хью Гласса. "Выживший", 2015г.

Гласс жил в Пенсильвании с женой и двумя детьми, ходил на судёнышках, пока не был пленён пиратами, которые поставили условие - присоединиться к ним и прислуживать или отправиться за борт кормить рыб. В общем, весь следующий год Хью вместе с пиратами грабил и, возможно, убивал, пока вместе с другим бедолагой-пленником не бежал с корабля и вплавь не добрался до городка Гальвестон .

Согласитесь, уже этот эпизод его биографии можно развить в увлекательнейшую историю: оказавшись перед лицом смерти, законопослушный гражданин становится преступником.

Проделав путь в 1.000 миль на Запад, Гласс и его подельник наткнулись на индейцев: тех самых Пауни , с одной из которых киношный Гласс якобы родил сына.


"Завтрак на рассвете" кисти Альфреда Дж. Миллера

Пауни , в отличие от других племён, действительно были миролюбивы, но, увы, реальная встреча окончилась для Хью куда менее приятно, чем показано в фильме. Вместо невесты он получил уникальный опыт созерцания сгорающего заживо компаньона: Пауни посчитали приход чужаков дурной вестью и решили принести беглецов в жертву. Гласс был на очереди на расправу, но откупился весьма удачным образом. С собой у него был кусок сульфида ртути, т.н. «киноварь», которая, подобно пудре, легко наносится на кожу, придавая ей яркий алый цвет. Вождю подарок очень понравился, и всё племя стало использовать её для нанесения боевого раскраса на свои лица.

Прошло 2 года. До января 1823-го года Гласс жил с индейцами, пока не приехал с вождём в Сент-Луис на какие-то переговоры с местным чиновником по вопросам индейцев. Вождь вернулся обратно в племя, а Гласс так и остался, соблазнённый объявлением о наборе сотни добровольцев на заготовку бобровой шкуры. Работёнка обещала обогатить Хью аж на $200 за год промысла. Т.к. нужного числа добровольцев не нашлось, отряд укомплектовали завсегдатаями местного трактира.


Черепа бизонов, истреблённых трапперами, 1870г.

Предприятие возглавил генерал Уильям Эшли , а не молоденький капитан Эндрю Генри (в фильме его сыграл Донал Глисон ). Эшли загрузил команду и отправился на промысел по реке Миссури ранним мартом. Если не считать, что в первые же дни один из членов экипажа упал за борт и утонул, а ещё трое погибли от взрыва пороха - всё шло по плану. По крайней мере, до тех пор, пока Эшли и Ко не повстречали индейцев племени Арикара , у которых янки попросили 50 лошадей в обмен на пару бочонков пороха. Получив предварительное согласие, трапперы разбили лагерь и заночевали. А утром были атакованы бесстыжими краснокожими.

Именно с этого эпизода и начинается фильм.

Гласс был ранен в ногу (в фильме - нет), а отряд не досчитался 15 человек. Что, на фоне его общей численности, не так уж и много: режиссёр А.Г. Иньярриту же показал настоящую бойню.

Спустившись по реке Гранд , остатки отряда искали место для кладовой шкур. А нашли гризли и двух медвежат, которые напали на Гласса . Бедолага выстрелил и пытался забраться на дерево, но медведица подцепила его когтями, оторвав кусок мяса от его пятой точки. Гласс рухнул и обнаружил на своей шее лапы хищника. Криков его никто не слышал: из разорванного горла доносились лишь сипы.


Рисунок для газеты, 20-е годы XIXст.

К счастью, на шум возни обратили внимание Фитцджеральд и Бриджер (совпадают с именами героев Харди и Поултера ). Именно они, а не Гласс, убили зверя. Справедливости ради отмечу, что смертельное ранение мог нанести и Гласс , который не только первым выстрелил в косматого, но и вонзил в него свой нож.

Забинтовав раны Гласса , отряд уложил его на носилки из веток, и потащил с собой. После 5 дней пути, Генри , видя, как сильно замедлилось его продвижение, предложил двум добровольцам остаться и ухаживать за умирающим: генерал был уверен, что Хью не выживет. Вызвались Бриджер и Фитцджеральд , за что им было обещано, по разным данным от $80 до $400 (огромная сумма! вспомните, сколько платили трапперам за год). Отряд двинул дальше, в сторону форта, а Гласс и его сиделки остались позади.

После 5 дней ожидания, Фитцджеральд убедил Бриджера оставить Гласса умирать в одиночестве: уж больно велик был шанс быть найденными индейцами. В отличие от фильма, попыток убийства Гласса Фитцджеральд не предпринимал. Равно как и не убивал его сына-полукровки… Его там просто не было и, вероятно, не было вообще в природе.

Но ведь месть за дитя - это же такой беспроигрышный голливудский приёмчик, да?

Всего через два дня Фитцджеральд и Бриджер добрались до форта. Ну а что же Гласс ?



Заметка в газете The Milwaukee Journal. 1922-ой год.

Гласс очнулся, обнаружил себя покинутым и лишённым всяческой амуниции: всё забрали друзья-товарищи. Завернувшись в шкуру убитого медведя, оставленную вместе с ним, Хью просто лежал у реки. Спустя почти неделю (а не сразу, как Лео ), Хью ползком отправился на поиски мести. Ползком-ползком. У него были сломаны рёбра, нога и имелись глубокие раны на спине. Чтобы предотвратить гангрену, Хью раздобыл опарышей и позволил им есть свою гниющую плоть.

Встав на ноги, Гласс продолжил свой путь.

Увы, живописного полёта верхом на лошади с обрыва он не совершал. Как и не встречал забавного индейца, любителя снежинок, который бы эту лошадь ему подарил. Буйвола тоже не было. Был всего лишь телёнок, которого убили волки. Причём, Гласс не отгонял их до тех пор, пока они не насытятся. Осталась ли после их трапезы печень, которой лакомился Лео - вопрос открытый.

Остался за кадром ещё один весьма занятный эпизод, связанный с пропитанием выживальца. Доподлинно известно, что Гласс ел собак. В то время это считалось весьма распространённым явлением, но сегодня показать в кино (пускай и художественном!) - немыслимый перебор.


По стопам Х.Гласса

Спустя недели, когда за подранной спиной было 350 миль пути, Гласс наткнулся на францкзский гарнизон, с которыми пробыл ещё 6 (!) недель. Подлатавшись, он двинул в сторону форта Тилтон , где, как думал Хью , прячутся его обидчики. В дороге его настигли индейцы Ри , от кровожадных намерений которых его спасли дружественные туземцы. Не солоно хлебавши в Тилтоне , Гласс не бросает затею с местью и отправляется в форт Генри , где находит Бриджера , которого прощает, посчитав, что парнишку просто запугал Фитцджеральд. Разумеется, последнего в форте не было.

В фильме Гласс всё же настигает негодяя и отдаёт на растерзание Ри .

Реальность же такова. Прибыв в форт Аткинсон в 1824-ом году, Хью узнаёт, что находившийся тут Фитцджеральд поступил на службу в Армию США, а значит поквитаться с ним не выйдет: в те годы за лишение военнослужащего жизни без разговоров вели на эшафот. Своего кровного обидчика (который, напомню, не покушался ни на его жизнь, ни на жизнь его вымышленного сына) Гласс так и не нашёл и о его судьбе ничего неизвестно.


Памятная доска в честь Х.Гласса. Заповедник Шейдхилл, Сан-Диего, США

Что же Гласс ?

Фильм заканчивается крупным планом лица полубезумного Лео , многозначительно ломающего четвёртую стену. Разумеется, совсем не на этом заканчивается история этого человека. Некоторое время он пытался заниматься торговлей, но безуспешно. Вернувшись к ремеслу траппера, Хью и здесь вскоре потерпел неудачу. Спрос на шкуры упал и его занятие не приносило дохода. Спустя 10 лет он подрабатывал поставками мяса (которое добывал охотой) для форта Касс . Во время одной из вылазок его с двумя подельниками окружили Ри , обобрали до нитки и сняли скальп.

По иронии судьбы, в тот день он вышел охотиться на медведя.

Ему было 50.


Портрет Хью Гласса

ЧТО ПОСМОТРЕТЬ?
"Человек диких прерий " (1971) -- первый фильм о Хью Глассе

Хочу рассказать об американском первопроходце, траппере Хью Глассе

Родился он около 1783 года в Филадельфии (штат Пенсильвания), в семье ирландских иммигрантов. С юношеских лет, влекомый жаждой странствий, он стал моряком. Однажды его судно было захвачено знаменитым французским пиратом Жаном Лафитом, который в то время грабил корабли в Мексиканском заливе. Глассу пришлось остаться в экипаже пиратского судна. Через 2 года ему удалось сбежать, причем он вплавь доплыл до берега (2 мили) и через дикие территории отправился в путь. Индейцы пауни взяли его в плен, однако впоследствии приняли в свое племя. Хью Гласс даже женился на индианке. Через несколько лет Гласс отправился в Сент-Луис вместе с делегацией индейцев. Там он и остался, решив не возвращаться в племя.

В 1822 году Гласс присоединился к отряду генерала Уильяма Эшли, который основал в Сент-Луисе Меховую кампанию Скалистых гор. Генерал набрал отряд из 100 молодых людей для путешествия вверх по реке Миссури и исследования её истоков, ну и для заготовки пушнины само-собой. Газеты Сент-Луиса писали так: «…требуются 100 предприимчивых молодых людей… дойти до истоков Миссури… занятость - два, три, или четыре года». В отряд вступило много знаменитых по тем временам трапперов и торговцев пушниной, среди них были Джим Бриджер, майор Эндрю Генри, Джедедайя Смит, Уильям Саблетт, Томас Фицпатрик. Отряд впоследствии получил название "Сотня Эшли"

Отряд выступил в поход в начале 1823 года. Во время похода они столкнулись с индейцами, в результате чего несколько участников похода было убито, а Гласс был ранен в ногу. Генерал Эшли вызвал подкрепление, вследствии чего индейцы были разбиты. От основного отряда отделились 14 человек (среди них был и Хью Гласс) во главе с майором Генри, которые решили следовать своему собственному маршруту. Планировалось подняться вверх по реке Гранд-Ривер и затем свернуть на север к устью Йеллоустона, где располагался форт Генри.

Через несколько дней отряд Генри подошёл к развилке Гранд-Ривер. Гласс отправился набрать ягод, однако в зарослях столкнулся с медведицей гризли. Медведица была с двумя медвежатами и яростно атаковала охотника. Гласс не успел выстрелить и ему пришлось обороняться одним ножом. Прибежавшие на его крик товарищи убили медведицу, но Гласс получил очень серьезные ранения и был без сознания. У Хью Гласса была сломана нога, медведица оставила на его теле глубокие раны от когтей - на спине виднелись рёбра. Спутники посчитали, что человек с такими ранами неминуемо умрет. Поэтому его решено было оставить.
Предводитель отряда майор Генри оставил с Глассом двух человек, дав им указание похоронить его, после того, как он отдаст Богу душу, а сам с основным отрядом продолжил путь. Джон Фицджеральд и Джим Бриджер остались с бессознательным Хью Глассом. Они выкопали могилу и стали ждать его смерти. Через пять дней Фицджеральд, опасаясь, что их могут обнаружить арикара, убедил молодого Бриджера оставить Гласса и отправиться вслед за майором Генри. Они забрали оружие и вещи Гласса, считая, что те ему все равно уже не понадобяться. Вернувшись к отряду они сообщили, что Хью Гласс умер.

Однако он выжил.
Придя в сознание, он обнаружил, что остался совсем один, без припасов, воды и оружия. Рядом валялась только свежесодранная с гризли шкура, которой Фицжеральд и Бриджер прикрыли его. Он накрыл спину это шкурой, позволив личинкам из необработанной шкуры очистить свои загноившиеся раны.

Ближайший населенный пункт, к которому двагался отряд - форт Кайова, находился в 200 милях (примерно 320 км).
Хью Гласс проделал этот путь почти за 2 месяца.

На карте это выглядело примерно вот так:

Большую часть расстояния ползком. Тут ему очень пригодились навыки выживания, приобретенные за время жизни в индейском племени. Питался он в основном ягодами и кореньями. Однажды ему удалось отогнать двух волков от туши мертвого бизона и поесть мяса.

Хью Гласс долго выздоравливал. Оправившись, он решил отомстить оставившим его Джону Фицджеральду и Джиму Бриджеру. Однако, узнав, что Бриджер недавно женился, Гласс простил молодожена. Фицжеральд же пошел в солдаты, поэтому и тут о мести пришлось забыть, так как убийство солдата армии Соединенных Штатов в то время означало смертный приговор.

Пережив еще немало приключений, Хью Гласс был убит вместе с двумя другими охотниками зимой 1833 на реке Йеллоустон в результате нападения индейцев.

В честь Хью Гласса возле города Леммон установлен памятный знак.

Надпись на нем гласит:

"Хью Гласс, член группы Меховой кампании Эшли, под руководством майора Генри, участвовал в походе по Великой Реке в августе 1823 года, отделившись во время охоты был атакован медведем гризли возле излучины Великой Реки. Он был страшно искалечен и не мог передвигаться. Два человека Фитцжеральд и Бриджер были оставлены вместе с ним, но они, посчитав что он мертв, забрали его ружье и сбережения и оставили его. Он, однако, не умер, а пополз вперед. Хью сумел продержался на сезонных фруктах и мясе, которое добыл, когда смог отогнать несколько сытых волков от загнананного ими бизона, и невероятным образом по тяжелейшему маршруту вышел поблизости от форта Кайова, ниже Биг Бенда, что находился в 190 милях птичьего полета от излучины Великой Реки. Все вышенаписанное является достоверной историей. Он был убит индейцами Арикара на льдах реки Йеллоустоун возле русла Биг Хорн зимой 1832-33 гг. Джон Г. Нелхарт в эпичной поэме "Песня о Хью Глассе" обессмертил его имя. Одинокий, невооруженный, страшно израненный, он продвигался ночью, по высоким холмам, чтобы избежать встречи с индейцами, а днем искал воду и убежище. Руководствуясь только своими инстинктами, успешно достиг Биг Бенда и форта Кайова. Какими бы ни были детали, это был прекрасный образец выносливости и отваги."

Вообще написать о Глассе меня сподвиг отличный фильм "Человек диких прерий", снятый в 1971 году Ричардом С. Сарафьяном.

Хью Гласса сыграл знаменитый актер Ричард Харрис. Одна из последних его работ - роль императора Аврелия в фильме "Гладиатор".
Фильм поразил меня в первую очередь съемками дикой природы. Величественные заснеженные леса и отроги гор. Мощнейшая по силе воздействия картина. Великая сила духа людей, покорявших запад. Отличные актеры. Кроме Харриса в фильме также играет Джон Хьюстон, получивший Оскара как режиссер за фильм "Сокровища Сьерра-Мадре". Особенно сильно смотрится сцена прощения Глассом своих компаньонов.

Еще момент.
В многопользовательской ролевой онлайн-игре World of Warcraft, разработанной компанией Blizzard Entertainment, есть персонаж-торговец Хью Гласс:) Вот такая пасхалка