Архипов николай арсентьевич. Архипов, николай арсентьевич

Р одился 23 октября 1958 г. в деревне Пученково ныне Брейтовского района Ярославской области в семье крестьянина. Русский. Член КПСС с 1942 г. По окончании семи классов и школы ФЗУ работал на Волжском машиностроительном заводе в городе Рыбинск. Окончил аэроклуб. В Красной Армии с 1939 г. В 1940 г. окончил Сталинградскую военную авиационную школу летчиков. На фронтах Великой Отечественной войны с июня 1941 г. Командиру эскадрильи 32-го истребительного авиационного полка (256-я истребительная авиационная дивизия, 5-й истребительный авиационный корпус, 2-я воздушная армия, Воронежский фронт) капитану Архипову Н. А. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 сентября 1943 г. присвоено звание Героя Советского Союза. После войны в 1948 г. окончил Высшие летно-технические курсы, а в 1953 г. - курсы усовершенствования офицерского состава при Военно-воздушной академии. С 1955 г. служил в Войсках ПВО страны. С 1973 г. полковник Н. А. Архипов - в запасе. Живет в Ростове-на-Дону, работает начальником штаба гражданской обороны. Награжден орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны 1-й степени, двумя орденами Красной Звезды, медалями.

В воздушных сражениях на Белгородском участке Воронежского фронта командир эскадрильи Николай Архипов участвовал с 10 июля 1943 года. За 15 дней жарких схваток с немецко-фашистскими оккупантами его подчиненные произвели 110 боевых вылетов, в ходе которых они завязали с гитлеровскими асами 46 воздушных боев. 19 боевых машин недосчиталось тогда командование люфтваффе от метких ударов истребителей эскадрильи Архипова, потерявшей при этом четыре своих самолета. Сам капитан за такой короткий срок боевой деятельности совершил 21 вылет па прикрытие наших наземных войск. Девять раз он вступал с фашистскими стервятниками в смертельные схватки, сбив лично пять самолетов врага.

16 июля 1943 года, в разгар битвы на Огненной дуге, Николай Архипов вместе с боевыми товарищами патрулировал в районе Праворось, Малое Яблоково, Новоселовка. Внезапно из-за облаков вынырнули двадцать фашистских бомбардировщиков под прикрытием шести истребителей. Не ожидая в этом квадрате встречи с нашими летчиками, они начали снижаться в сторону советских позиций. Звено Николая решило вступить в неравный бой и не допустить прицельного бомбардирования наших наземных войск, действующих в этом районе. Командир, умело управляя своим «ястребком», повел его в лобовую атаку. Не выдержали нервы у фашистских летчиков, их строй рассыпался. Закрутилась воздушная карусель, загремели пушечные выстрелы, от перекрестного огня пулеметов трудно было увернуться...

Для Архипова это был 275-й боевой вылет и 134-й бой с начала его участия в Великой Отечественной войне; в этих боях он сбил лично 11 и в группе - 8 самолетов.

Опытный летчик-истребитель мгновенно оценил боевую ситуацию, его стремительная атака была неожиданной для врага. Почти невидимый в лучах солнца плотный жгут огненных трасс из пушки и пулеметов вырвался из носа его «ястребка» и впился в кабину и левое крыло «юнкерса»... Спустя несколько минут Николай - на виду у «мессеров» и «фоккеров» - сбивает еще один бомбардировщик!

Тридцать минут длился этот бой звена Архипова. В результате умелых и грамотных действий советские летчики сбили, не потеряв ни одного своего самолета, пять вражеских бомбардировщиков и два истребителя. Остальные, побросав бомбы куда попало, скрылись в облаках.

29 июля 1943 года командир полка, представляя капитана Н. А. Архипова к званию Героя Советского Союза, указывал в наградном листе, что он «как командир отлично дисциплинирован как на земле, так и в воздухе; требователен к себе и подчиненным». Эти высокие воинские качества 25-летнего Николая Архипова полностью раскрылись в дни Курской битвы летом 1943 года.

ЛИТЕРАТУРА:

Герои огненных лет. 3-е изд. Ярославль, 1985. С. 19-50.

Родился 23 Октября 1918 года в деревне Пученково, ныне Брейтовского района Ярославской области, в семье крестьянина. По окончании 7 классов и школы ФЗУ работал на Волжском машиностроительном заводе в городе Рыбинске. С 1939 года в рядах Красной Армии, спустя год окончил Сталинградскую военную авиационную школу лётчиков.

С Июля 1941 года Лейтенант Н. А. Архипов в действующей армии. По Ноябрь 1943 года сражался в 32-м ИАП, где летал на И-16, Як-1, Як-7 и Як-9. По Ноябрь 1944 года служил в Управлении 336-й ИАД. По Май 1945 года сражался уже в составе 265-го ИАП.

К середине Июня 1943 года командир эскадрильи 32-го истребительного авиационного полка (256-я истребительная авиационная дивизия, 2-я Воздушная армия, Воронежский фронт) Капитан Н. А. Архипов совершил 275 боевых вылетов, участвуя в 134 воздушных боях, сбил 11 самолётов противника лично и 8 - в составе группы.

28 Сентября 1943 года за мужество и отвагу, проявленные в схватках с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

Всего произвёл 382 боевых вылета из них: 31 - на разведку; 41 - на штурмовку аэродромов и войск противника, 26 - на сопровождение бомбардировщиков, 60 - на прикрытие штурмовиков, 224 - на прикрытие своих войск от ударов с воздуха. Проведя 148 воздушных боёв, сбил 19 самолётов лично и 8 в группе.

После войны продолжил службу в ВВС. В 1948 году окончил Высшие лётно - тактические курсы, а в 1953 году и курсы усовершенствования офицерского состава при Военно - Воздушной академии. С 1955 года служил в Войсках ПВО Страны. С 1973 года Полковник Н. А. Архипов - в запасе.

Жил в городе Ростов - на - Дону, работал начальником штаба Гражданской Обороны, вёл большую работу по воспитанию подрастающего поколения. Умер 31 Июля 2003 года.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени (дважды), Отечественной войны 1-й степени (дважды), Красной Звезды (дважды); медалями.

* * *

Николай Архипов родился 23 Октября 1918 года в деревне Путилково Брейтовского района Ярославской области. В 1929 году семья переехала в Рыбинск. Здесь Николай учился, а с 1933 по 1939 год работал токарем на авиамоторостроительном заводе (цех № 19).

В 1933 году в город прилетел первый самолёт У-2 и встревожил души всех мальчишек. Появление авиации в начале 1930-х годов было захватывающим фактом, воздушная техника была интереснее уже освоенной наземной армейской и гражданской техники. В новообразовавшийся Аэрофлот принимали на обучение только совершеннолетних или, в крайнем случае, призывников, 21 - 22-летних парней. Николаю тогда не было ещё и 15 лет, но он твёрдо решил пойти именно в авиацию. При помощи знакомого врача, который знал их многодетную семью (16 детей!) и прибавил Николаю лишних 3 года, ему разрешили учиться летать. Без отрыва от производства, он стал заниматься в аэроклубе Осоавиахима.

В 1939 году Архипов был призван в ряды Красной Армии. С 15 Января 1939 по Октябрь 1940 года учился в Сталинградской военной школе лётчиков. В звании Младшего лейтенанта был направлен в Забайкальский военный округ.

Война застала его Лейтенантом, лётчиком - истребителем самолёта И-16. 10 Июля 1941 года он прибыл на Западный фронт. Рано утром на аэродроме Смоленск получил боевое крещение, когда немецкие самолёты сбросили на стоянку полка 286 бомб разного калибра. Из всего состава полка ему одному посчастливилось сразу же подняться вдогонку за налётчиками, так как остальные самолёты получили различные повреждения и лишь к концу дня стали постепенно восстанавливаться. Бомбардировщиков догнать не удалось, но пара Ме-109 проявив к нему интерес завязала бой. В лобовой атаке Архипову удалось с короткой дистанции сбить ведущего. "Мессер" врезался в землю в 15 км юго - западнее станции Рудня, его ведомый, используя преимущество в скорости, покинул поле боя.

После посадки Архипову не разрешили выйти из самолёта, так как командир полка А. П. Жуков поставил задачу на сопровождение целой дивизии бомбардировщиков СБ - 3 полка по 3 девятки в каждом.

Спешно заправился горючим и боеприпасами, быстро поднялся, подошёл к самолёту ведущего, махнул ему рукой вперёд и поняв, что ждать больше никого, легли на боевой курс. Огромные колонны танков Гудерианы двигались из района Кричева в направлении Смоленска. Исключительно прицельным и точным бомбометанием удалось остановить движение обеих колонн, и, несомненно, противник понёс большие потери. На счастья Николая Арсентьевича истребителей противника в районе цели не было и лишь 4 Ме-109 стали подходить на обратном курсе бомбардировщиков. Однако, увидев плотные боевые порядки, на атаку немцы не решилась.

Беспокоясь за безопасность СБ, Архипову пришлось сопроводить их до аэропорта Сеща. После, заправив свой самолёт горючим, возвратился в Смоленск, и теперь уже, в составе группы восстановленных 5 самолётов, снова отправился в бой. Так началась его трудная фронтовая биография.

Всего несколько дней и обстановка заставила оставить Смоленск, сначала аэропорт Дугино, за тем Красное Забново, что 20 км южнее Вязьмы. Прикрывая от удара с воздуха главную группировку войск в районе Ярцего, он переправился через Днепр. В 20-х числах Июля в последнем перед ночью вылете в составе 3 самолётов они встретили подходящих к лини фронта 40 - 50 бомбардировщиков под прикрытием 12 Ме-109. После боя ему удалось добраться до аэродрома, хотя посадку пришлось произвести с остановленным винтом, так как горючие было полностью израсходовано.

"Говорить об успехах боёв, когда враг топтал нашу землю - в полку не было принято", - вот утверждение самого Николая Арсентьевича. Прилёт фактически без хвостового оперения с разбитыми плоскостями не делал чести пилоту, хотя и было это не по его вине. Точные результаты боя в большинстве своём десятки раз определить не предоставлялось возможным, да они и не интересовали самих участников, так как каждый знал, что он сделал всё возможное и не возможное в бою, лишь бы как можно больше сделать для защиты Отечества. Через час после посадки собрались коммунисты и приняли единогласно Николая Арсентьевича в члены КПСС.

После переформирования и получения новой машинной части в начале Августа 1941 года полк снова принял участие в боях на Западном фронте. Как наиболее опытный пилот, он был ведущим в выполнении многих ответственных заданий.

Немцы готовили наступление на Москву. 32-й ИАП базировался в 9 км от линии фронта в просеке соснового леса. Севернее Ярцева (Большая Михайловка) на направлении Духовщины шли бои. Из штаба фронта на У-2 прибыл Генерал. Архипову ставят задачу на разведку Духовщины, расположение передовых эшелонов штаба группы армий "Центр". Чтобы добыть ценные данные расположения врага ему пришлось снижаться до самой земли, засекая расположение зенитных установок противника. Разведка была проведена успешно. Однако не смотря на искусный маневр, самолёт Архипова получил многочисленные пробоины: разбито хвостовое оперение, пробиты плоскости, выбита левая стойка шасси. Самолёт пришлось сажать в узкой просеке леса на одно колесо. Не смотря на все трудности разведданные были доставлены командованию.

Вскоре противник снова перешёл в наступление. Пришлось оставить аэродром и перебазироваться на новую площадку - в 30 км северо - восточнее Дорогубужа. Погода в первые 2 дня была неблагоприятная для действий авиации. Но не смотря на низкую облачность лётчики выполняли боевые задания. В один из первых дней наступления немцев, не встретив противника под облаками, Архипов вошёл в облака и после их пробивания встретился с группой многоцелевых двухмоторных самолётов Ме-110, следовавших на восток. Ведомый оторвался от самолёта Архипова и ему пришлось вести бой в одиночку.

Когда боекомплект уже подходил к концу, на самолёте Архипова был пробит один из цилиндров мотора и повреждён другой, нарушено управление элеронами. Пришлось уходить в облака, а небольшое фронтовое счастье пилота способствовало удачной посадке на израненном самолёте на родном аэродроме.

Немецкие войска всё ближе подкатывались к Москве. Отступать дальше было не куда. Чтобы хоть чем - нибудь помочь наземным войскам Архипов решает не возвращаться на аэродром с патронами и снарядами. Технический состав усовершенствует И-16 балками для подвески реактивных снарядов. И вот, если во время прикрытия наземных войск он не встречал воздушного противника, перед возвращением на аэродром производил штурмовку войск противника на участке Дорохово - Звенигород. И так - каждый боевой вылет, в море зенитного и пехотного огня. Это было хорошим дополнением к основной боевой задаче. Вскоре все лётчике полка после выполнения основного боевого задания на несколько минут снижались за линией фронта для израсходования оставшихся боеприпасов по колоннам врага.

С 6 Декабря 1941 года полк обеспечивал прикрытие конной армии Генерала А. Белова на направлении Калуги.

Весной 1942 года, получив новые самолёты Як-1, после переформирования лётчики полка были направлены в Ейск, откуда наносили штурмовые удары по немецким войскам на участке Жданов - Таганрог и по судам в Азовском море.

В начале Мая 1942 года с аэродрома Керчь лётчики действовали по войскам противника прорвавшим оборону на Крымском полуострове. Это были тяжёлые дни. Не было дня, чтобы он не поднимался в воздух: отражал воздушные налёты врага, сопровождал штурмовиков и бомбардировщиков, вёл воздушные бои. За это время Николай многое пережил и многое испытал.

Архипову удалось в этот период сбить 2 самолёта противника, а 19 Мая во время прикрытия переправы войск через Керченский пролив был сбит и сам. Ему пришлось покинуть самолёт, но фонарь кабины заклинило. В голове стремительно пронеслись варианты, которые можно было использовать для спасения. Боялся Николай не столько за себя, сколько за оставшихся в тылу мать, младших сестрёнок и братишек, которые были у него на попечении. И тут, как говорится, Бог помог. Самолёт разбился, но благодаря отстёгнутому для прыжка привязному ремню пилот чудом остался жив. Поверить в это до сих пор трудно...

Получив ранение и контузию, он на некоторое время вышел из строя. Лечился в Саратовском госпитале. Его полк понёс в этих боях огромные потери - в строю остался только один самолёт штурмана полка А. С. Романенко.

В Июле 1942 на аэродроме Вольск полк вновь был переформирован, укомплектован молодыми лётчиками и направлен снова на Западный фронт. Архипова товарищи забрали из Саратовского госпиталя и транспортным самолётом привезли в полк. Снова начались бои, потери молодых лётчиков...

Ноги ещё подчинялись плохо, ходил он с костылями, но обстановка требовала боевых полётов, хотя бы для ввода в бой молодых пилотов. И так привязывая ноги к педалям самолёта, на всякий случай оставляя костыль в самолёте, он снова поднимался в воздух. Фронт лечил быстрее, чем госпиталь. Вскоре Архипов был назначен командиром эскадрильи.

В начале Августа 1942 года наши войска перешли в наступление на Ржевско - Сычёвском направлении. Авиация противника мешала боевым действиям, а его оборона была хорошо укреплена. В те дни наше командование организовало сводную группу истребителей из нескольких авиаполков и совместно со штурмовиками было решено нанести штурмовой удар по аэродрому немцев. Во время подхода к аэродрому противник поднял в воздух большое количество истребителей и в завязавшемся воздушном бою Архипову удалось сбить Ме-109. Но и его самолёт получил сильные повреждения. Вести бой стало уже нельзя. В сопровождении 4 "Мессеров", теряя высоту, он уходил на восток. Машина получила ещё несколько пробоины, он ему удавалось удержать её в воздухе и в конце концов приземлиться на нейтральной полосе. К счастью, сам он ранений не получил, благополучно дополз до своих и на следующий день прибыл в свою часть. А вскоре полк вновь был отправлен в тыл на переформирование...

С весны 1943 года он сражался Калининском фронте, затем на Воронежском.

За 2 года фронтовой службы Николай Архипов совершил 275 боевых вылетов, провёл 134 воздушных боя, лично сбил 11 вражеских самолётов и 8 - в группе с товарищами. Командование наградило Старшего лейтенанта орденами Красного Знамени и Красной Звезды, медалью "За боевые заслуги".

Высокое боевое мастерство пилот показал и в сражениях на Курской дуге. Только за 2 недели напряжённых боёв (с 10 по 25 Июля 1943 года) эскадрилья Николая Архипова уничтожила на Белгородском участке фронта 19 самолётов. При этом, сам он выполнил 21 боевой вылет, провёл 9 воздушных боёв и сбил 5 самолетов.

Особенно запомнился ему бой 16 Июля 1943 года. В тот день, прикрывая наземные части в районе сёл Праворот - Малое Яблонево - Новосёловка, наши лётчики встретились с вражеской армадой - на штурмовку летели 20 Hs-123, 4 Ме-109, 2 FW-190. Четверо против 26 ! Сложнее обстановку трудно представить... Николай Архипов принял дерзкое решение - атаковать врага. Атака была стремительной и точной. "Хеншель" вспыхнул и упал на землю. Один есть! Личная отвага командира эскадрильи воодушевила ведомых. Отжимая врагов на запад, советские лётчики уничтожали их в атаках. За 30 минут мужество и мастерство бесстрашных бойцов свели на нет вражеский перевес. В рядах противника началось смятение. Ни один из них не прорвался к цели. На земле пламя долизывало груды бесформенного металла - всё, что осталось от 7 немецких самолётов: 5 Hs-123 и 2 Ме-109. Из них, 2 "Хеншеля-123" уничтожил сам командир. Вместе с Архиповым отважно сражались лётчики: Пётр Грищенко, Михаил Могилевский и другие.


Немецкий лёгкий штурмовик (пикирующий бомбардировщик) Henschel Hs-123.

Самолёт Henschel Hs-123 к лету 1943 года был уже раритетом (машина была построена ещё в 1935 году). Устаревшие бипланы воевали на Центральном и Южном направлении в составе групп I/Sch.G.1 и l/Sch.G.2, созданных соответственно в Апреле и в Ноябре 1942 года.

Обычно Hs.123 нёс на внешних подвесках 4 бомбы по 50 кг, или 2 контейнера с осколочными боеприпасами, либо 2 пушки MG-FF калибра 20 мм. "Хеншели-123" могли вылетать на штурмовку даже тогда, когда самолёты других типов стояли на раскисших от ливней полевых аэродромах. При этом, чтобы избежать заклинивания колёс грязью и пучками травы, набивавшимися под обтекатели, капоты шасси снимали.

К началу 1943 года на Восточном фронте действовали всего 4 группы немецких штурмовиков в рядах 2-х эскадр. Потрёпанные в боях самолёты были обречены нести большие потери. К середине 1944 года Hs.123, воевавшие в группе II/SG2, были выбиты полностью.

Николай открыл фонарь. Волна свежего воздуха ворвалась в кабину. Он жадно вздохнул полной грудью. До чего же хороша жизнь. За неё стоит сражаться!

"Смелый воздушный боец. Храбр и бесстрашен. Лётчик с отличными лётными качествами, способен в любую минуту оказать помощь и поддержку товарищу... Отлично организовал и сколотил личный состав эскадрильи на выполнение боевых задач..." - эти строчки, взятые из боевой аттестации Николая Архипова, как нельзя лучше характеризуют его как человека, товарища, командира. И таким он был всю войну, таким его знают друзья.

Родина высоко оценила его боевые заслуги. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 Сентября 1943 года командиру эскадрильи 32-го истребительного авиационного полка капитану Николаю Арсентьевичу Архипову было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".

Наши войска вышли к Днепру. Базируясь на аэродроме Семиполки наши лётчики действовали по прикрытию своих войск, которые готовились к форсированию Днепра.

6 Ноября 1943 года Архипов первым произвёл посадку на аэропорт Святошино в Киеве. А 8 Ноября обеспечивал прикрытие с воздуха митинга трудящихся Киева.

Затем он был направлен в новую часть и с весны 1944 года в составе 6-й Воздушной армии 1-го Белорусского фронта действовал на направлении от Ковеля до выхода на Вислу.

В Сентябре 1944 года полк перебазировались на Ленинградский фронт, где Архипову запомнился один воздушный бой. Вылетев в составе эскадрильи, они получили сообщение от станции наведения, что со стороны Риги в сторону наших войск, наступающих на Варгинском направлении, идут 3 группы противника по 20 самолётов в каждой. Взяв курс в указанном направлении, наши лётчики сблизились с противником, который уже готовился к нанесению удара. В бой вступили с ходу, в результате налёт врага был сорван. В этом бою было уничтожено до 10 самолётов противника. Лейтенант Юрий Орлов, увидев, как в хвост самолёта Архипова заходят для атаки 2 FW-190, сбил ведущего и спас командира. При этом сам получил ранение и чудом довёл свой повреждённый самолёт до аэродрома.

Участвовал Николай Архипов и в операции по уничтожению Курляндской группировки немецких войск в Прибалтике. Войну закончил Майором, в составе 265-го истребительного авиаполка. Всего совершил 389 боевых вылетов, провёл 148 воздушных боёв, сбил 19 самолётов лично и 8 в группе. [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 15 личных и 8 групповых побед. ]

О Победе Архипов узнал ещё за 3 дня, когда был вызван к командующему 15-й Воздушной армии по вопросу ведения фронтов авиации в направлении Любавы. А 9-го Мая 1945 года, примерно в 3 часа, в Литве, 30 - 40 километров западнее Шауляй, лётчиков разбудил артиллерийский залп, известивший подписание договора о капитуляции фашистской Германии. Сразу после этого ликование охватило военнослужащих на аэродроме Жемоле 336-й дивизии и двух полков - 163-го и 265-го. Было решено послать Николая и ещё одного человека за французским трофейным шампанским для девчат из роты связи, самых красивых девушек полка. Отпраздновали торжество Победы на славу...

Участник парада Победа в Москве, был старшим группы от 336-й истребительной Краснознамённой Ковельской авиадивизии в составе 16 человек. Участник парада в Москве и приёма в Кремле в честь 20-летия Победы в 1965 году.

После окончания войны Николай Арсентьевич продолжал служить в авиации. В 1973 году лётчик ушёл в запас. Полковник в отставке Н. А. Архипов жил в Ростове - на - Дону, работал начальником Гражданской Обороны треста дорожного строительства и благоустройства. Он был членом совета, ветеранов войны Октябрьского райвоенкомата города.

* * *

Список всех известных побед Майора Н. А. Архипова:
(Из книги М. Ю. Быкова "Победы сталинских соколов". Изд. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год.)


п / п
Д а т а Сбитые
самолёты
Место воздушного боя
(одержанной победы)
Свои
самолёты
1 23.07.1941 г. 1 Ме-109 в паре (1 / 2) Ярцево И-16, Як-1,

Як-7, Як-9.

2 25.07.1941 г. 1 Ju-87 Ярцево
3 06.10.1941 г. 1 Hs-126 в звене (1 / 3) Двоевка
4 02.12.1941 г. 1 Ме-109 в звене (1 / 3) р-н Кубинки
5 09.08.1942 г. 1 Ме-109 в звене (1 / 3) Воскресенское - Боры
6 09.08.1942 г. 2 Ме-110 в звене (2 / 3) Воскресенское - Боры
7 12.07.1943 г. 1 Ме-109 Богородицкое
8 14.07.1943 г. 2 Ме-109 совх. "Комсомолец"
9 16.07.1943 г. 2 Hs-123 Лески
10 14.09.1944 г. 1 FW-190 выс. 96 (оз. Вырс - Явр)
11 24.09.1944 г. 1 FW-190 Рутенэ
12 1 FW-190 зап. Рутенэ
13 05.03.1945 г. 1 FW-190 Айшиниэки

Всего сбитых самолётов - 15 + 8 [ 10 + 6 ]; боевых вылетов - 362; воздушных боёв - 102.

July 16th, 2014 , 02:59 pm

Составляла тут портфолио для киностудии и решила запостить в блоге эту инфу оттуда - для журналистов)

НИКОЛАЙ АРХИПОВ (DJ Arhipoff) - композитор, музыкальный продюсер, аранжировщик, ремиксёр, гитарист, а также известный в отечественной панк-рок – тусовке автор и продюсер альбома "Бомба Rex"- лучшего альбома/2000г/ культовой группы "Азъ". Как супер-гитарист и бас-гитарист Николай Архипов не только работал со многими известными музыкантами, такими как Камаль Балан, Доктор Александров, Ришад Шафи, гр. «Арабика» « Гунеш», Анатолий Герасимов и др., но и обучил игре на инструменте более 1000 человек, которые работают сейчас практически во всех известных молодых московских рок-группах. Он создал несколько молодых рок - команд - "Реактор" http://www.realmusic.ru/reaktor_arhipov/ , "Стингер" /альбом из произведений Николая Архипова выпущен компанией "Мегалайнер" в 2004 году/ и «Брызги » (с хитом – Интернет, звучавшем на Радио Максимум). Ремикс Николая Архипова (dj arhipoff) на саундтрек к фильму « 9 рота» побил все рекорды по скачиваниям в Интернете – более миллиона скачиваний из 20 стран мира- и звучал практически на всех радиостанциях страны. Автор инструментальных пьес и проч.
В поп - музыке Николай Архипов попробовал себя впервые как композитор и музыкальный продюсер 12 лет назад, записав обойму своих песен с молодой певицей Женей Тополь. « Девочка-лето» , главный хит с её первого альбома, вошедший во все хит-парады, включая «Золотой граммофон», также создан Николаем Архиповым.

Творческий союз Николая Архипова и Любови Воропаевой существует уже 10 лет. Вместе они успешно и плодотворно сотрудничают как в поп -, так и в рок - музыке. Среди их совместных работ песни «Я один, ты одна», "Небо всё ближе" (исп. Леуш Любич), «Дикая любовь», «Я забываю наши ночи», «Ты только не молчи», «Банька русская» (исп. Андрей Вертузаев), проект Ивана Панченко (песни «Медали», «Белый слонёнок», «Розы», «Большие девочки не плачут» и др., занимавшие верхние строчки хит-парадов многих радиостанций), песни «Она искала любовь» (исп. Злата Божен), «А я русская» (Татьяна Чубарова) , "Судьба" (Артур Руденко), "Просто летать" и "Не для тебя" (Рома Власов (Риччи), "Крылатая душа"(Александр Кварта, Украина) ,«Одинокие сердца» (Александр Каминский), произведения для рок-групп «Реактор», «Стингер» и «Брызги» , ротировавшиеся на многих радиостанциях и вошедшие во все панк-роковые сборники, «У любви – глаза твои» - Иван Лови, (музпродюсер - Николай Архипов), альбом из 10 песен "Нежная моя " Сергея Дымова: «Я ревную», «Нежная моя», «Осенний ангел», "Красная гитара" и др. , альбомы песен Александра Бурого и Алексея Пинчука (аранжировщик и музпродюсер – Николай Архипов) , проект «Герр Антон» с хитами «Одинокий мужчина», «Пухленькие девушки», «Лысый бэби», "Наташа В.", "Алка нау", "С Новым годом!" и др (музыка, аранжировки, музпродюсирование, запись), Кирилл Андреев («Иванушки Интернэшнэнэл») с хитом «Кофе с ромом» и проч.. и проч.

Николай Архипов родился 23 Октября 1918 года в деревне Пученково, ныне Брейтовского района Ярославской области, в семье крестьянина. По окончании 7 классов и школы ФЗУ работал на Волжском машиностроительном заводе в городе Рыбинске.

В 1933 году в город прилетел первый самолет У-2 и встревожил души всех мальчишек. Появление авиации в начале 30-х было захватывающим фактом, воздушная техника была интереснее уже освоенной наземной армейской и гражданской техники. В новообразовавшийся Аэрофлот принимали на обучение только совершеннолетних или, в крайнем случае, призывников, 21 - 22-летних парней. Николаю тогда не было еще и 15 лет, но он твердо решил пойти именно в авиацию. При помощи знакомого врача, который знал их многодетную семью (16 детей) и прибавил Николаю лишних 3 года, ему разрешили учиться летать. В 1939 году Архипов был призван в ряды Советской Армии и спустя год окончил Сталинградскую военную авиационную школу летчиков.

Война застала его Лейтенантом, летчиком - истребителем самолета И-16. Как наиболее опытный пилот, он был ведущим в выполнении ответственных заданий в напряженных участках по прикрытию войск Западного фронта. Защищал Москву, участвовал в оборонительных операциях в Крыму, бился на Курской Дуге. За это время Николай многое пережил и многое испытал. Несколько раз был сбит в воздушных боях, ранен, контужен.

Однажды над Керченским проливом ему пришлось покинуть самолет, но фонарь кабины заклинило. В голове стремительно пронеслись варианты, которые можно было использовать для спасения. Боялся Николай не столько за себя, сколько за оставшихся в тылу мать, младших сестренок и братишек, которые были у него на попечении. И тут, как говорится, Бог помог. Самолет разбился, но благодаря отстегнутому для прыжка привязному ремню пилот чудом остался жив. Поверить в это до сих пор трудно...

К середине Июня 1943 года командир эскадрильи 32-го ИАП (256-я ИАД, 2-я ВА, Воронежский фронт) Капитан Архипов совершил 275 боевых вылетов, участвуя в 134 воздушных боях, сбил 11 самолетов противника лично и 8 - в составе группы. 28 Сентября 1943 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

Затем Николай Арсентьевич участвовал в операции по уничтожению Курляндской группировки немецких войск в Прибалтике Маршалом Баграмяном. Войну окончил в составе 265-го ИАП, в звании Майора. Совершив к тому времени 382 боевых вылета и участвуя в 148 воздушных боях, он уничтожил 20 самолетов противника лично и 8 - в группе.

О Победе Архипов узнал еще за 3 дня, когда был вызван к командующему 15-й Воздушной Армии по вопросу ведения фронтов авиации в направлении Любавы. А 9-го Мая 1945 года, примерно в три часа, в Литве, 30 - 40 километров западнее Шауляй, летчиков разбудил артиллерийский залп, известивший подписание договора о капитуляции фашистской Германии. Сразу после этого ликование охватило военнослужащих на аэродроме Жемоле 336-й дивизии и двух полков - 163-го и 265-го. Было решено послать Николая и еще одного человека за французским трофейным шампанским для девчат из роты связи, самых красивых девушек полка. Отпраздновали торжество Победы на славу...

После войны продолжил службу в ВВС. В 1948 году окончил Высшие летно - тактические курсы, а в 1953-м - КУОС при Военно - Воздушной Академии. С 1955 года служил в Войсках ПВО Страны. С 1973 года Полковник Архипов - в запасе.

В настоящее время живет в гор. Ростов - на - Дону, работает начальником штаба Гражданской Обороны, ведет большую работу по воспитанию школьников - юноармейцев. Награжден Орденами Ленина, Красного Знамени (трижды), Отечественной войны 1-й Степени (дважды), Красной Звезды (дважды), многими медалями.