Артикуляционные упражнения с использованием карандаша. Упражнения и рекомендации по артикуляционной гимнастике для детей

1. Трубочка (то же, что у малышей «слоник». Отличие – держать более продолжительное время, без дырочки, крепко-крепко сжимая губки).

2. Отфыркивание – для расслабления губ.

3. Трубочка в сторону и на место (несколько раз).

4. Трубочка в другую сторону и на место (несколько раз).

5. Трубочка вверх и на место (несколько раз).

6. Трубочка вниз и на место (несколько раз).

7 . Почесать нижними зубами верхнюю губу, и наоборот.

8. Чередование трубочки, вытянутой вперед, и улыбки с приплюснутыми друг к другу губами. Быстро. Несколько раз подряд. Можно менять темп – то медленно, то с ускорением.

9. Верхняя губка огибает верхние зубы и тянется в глубь рта. А мы пытаемся ее оттуда вытащить, а она сопротивляется (происходит растягивание некоторое время – губа должна устать).

10. То же, с нижней губкой. Тянем, а она сопротивляется.

11. То же упражнение, но вместе одновременно верхняя и нижняя губа. Только в быстром темпе.

12. Область «усов» над верхней губкой попробовать сложить в складочки – как плиссированную юбку. Двумя руками. Подержать складочки. Губе очень больно. Отпустить. Повторить упражнение три раза.

13. Верхнюю губу поднять «за ниточку» как будто. Как в марионеточных куклах. Опустить. Повторить 10 раз.

14. То же, но опускать нижнюю губу.

15. Чередование: верхнюю поднять, нижнюю опустить, верхнюю опустить, нижнюю поднять.

После этих упражнений возникает ощущение усталых губ, они становятся горячими – кровь прилила к ним. Это тот эффект, который нужен.

Упражнения для языка

(к упражнениям, которые перечислены в разделе для детей 4–6 лет, добавляю еще эти):

1. Язычком описывать круги по деснам с внешней стороны 10 кругов в одну сторону, 10 кругов в другую. (В этом упражнении расслабляется корень языка.)

2. Складывать язык во всех возможных направлениях.

3. Попробовать языком дотянуться до носа, до подбородка.

Дикция

Теперь артикуляционный аппарат размят. Можно переходить к дикции. (Говорить лучше после упражнений на дыхание и стон.)

Дети плохо говорят! Не умеют формулировать мысль. Вокруг часто слышим речь нечеткую, невнятную, с пропуском звуков, цедящую сквозь зажатые челюсти, с обилием жаргона, с бедной интонацией. Той напевной, богатой оттенками русской речи, с хорошими протяжными гласными мало где встретишь.

Дикция – правильное, четкое произнесение звуков речи, слов.

Во всех группах используется пробка из-под вина. Она в качестве мешающего фактора заставляет язык с усилием работать. Так что после пробки говорить легче, и сама речь получается четче.

Не проглатывайте окончания!

Ребенок или взрослый, когда говорит в бытовой речи или со сцены, и мы слышим только начало слова, фразы. Не хватает энергии дыхания, эмоциональной зараженности на то, чтобы окончить, и даже выделить последний звук (звуки). Мы этого не замечаем в жизни, привыкаем так говорить. Если это терпимо в бытовой речи, то совершенно неприятно в сценической. Если сравнивать речь, звучащую со сцены, с приготовлением пищи и угощением нас, зрителей-гостей, блюдами, то кажется, что хозяин подал сырое блюдо, недожарил.

Рекомендации: Надо обращать внимание на произнесение концов слов – особенно согласных на конце – Б, П, В, Ф, К, Г, Д, Т. Усиленное их произнесение способствует и правильной работе дыхания. Дело в том, что при четком проговаривании этих согласных в конце слова, выбрасываются из легких лишние остатки воздуха, и автоматически ребра раскрываются для всасывания новой порции воздуха.

Темп речи снижает ее культуру!

Конечно же, если иметь в виду речь неподготовленную, бытовую. (Не скороговорки в тренинге, которые и предназначены для выработки четкости речи в быстром темпе.) А то, как говорят все в обычной жизни. Когда возникает «каша» во рту. Вот почему я постоянно прошу воспитанников на занятиях говорить медленно, четко, внятно. Чтоб артикуляционный аппарат успевал дорабатывать, договаривать. Кроме того, в образовавшихся паузах успевают возникнуть в сознании говорящего видения, необходимые для полноценного общения с партнером. Успевают возникнуть «лучи» взаимодействия с ним, в паузах возникает момент «Понял, не понял? Тогда объясню по-другому!». При быстрой речи не возникнет ничего. Я говорю о начальном этапе обучения. Дети, которые занимаются уже несколько лет, научены и могут ускорять темп без вреда для понимания, взаимодействия и оценок происходящего.

Упражнения: артикуляционные, дикционные.

Еще обратите внимание на произнесение двойных согласных, стоящих либо в середине слова, либо в конце одного и в начале следующего за ним слова. Например, читая скороговорку: Ткет ткач ткани на платки Тане , в словах тке т т кач встречается двойной твердый звук «Т». В бытовой речи мы не следим за этим нюансом, но для полноценной правильной речи хорошая дикция требует проговаривания именно двух звуков: тт . Или в другой скороговорке: «От топота копыт пыль по полю летит» . Так же требуется хорошо произнести двойной «Т» – о т т опота . Лучше брать эти два слова и отрабатывать отдельно от всей скороговорки, в разных темпах.

Мой ребенок не говорит «Р-р-р»!!!

Смотря какой вид дефекта представлен в данном случае. Как правило, имеет место вялый язык. Поэтому следует делать упражнения на восстановление тонуса языка, уложить его в правильное положение и делать КАЖДЫЙ ДЕНЬ по НЕСКОЛЬКУ РАЗ упражнение «Моторчик». Добиться трепетания кончика языка.

Выработать хорошую воздушную струю, накачать мышцы языка, расслаблять язык.

Упражнения на дыхание, артикуляционные упражнения

Отдельного внимания требует звук «Р». Необходимо привить детям любовь к раскатистому долгому звуку. Чтобы отвлечь детей от усиленного произнесения – излишнего напряжения в области языка (ротовой полости), мы подключаем руку. В момент выдоха, в процессе произнесения звука, мы рукой делаем вращательные движения, как будто рука является штопором, и мы ею сверлим широкую стену. Снимается напряжение с артикулирования, становится легче и веселее делать упражнение. Кроме того, в разделе «Пальчиковая гимнастика» говорится о взаимосвязи речи и движений рук. Здесь этот принцип с успехом применяется.


Похожая информация.


При плохой постановке звуков нужна артикуляционная гимнастика для детей, цели которой - это:

  • выработать определённое положение языка, губ, щёк, которое необходимо для произношения конкретного звука или их группы;
  • натренировать мышцы органов речи, которые не имеют нужного тонуса;
  • для того, чтобы язык, губы, щёки могли быстро менять своё положение и удерживать его.

Занятия артикуляционной гимнастикой можно проводить как дома, так и на занятиях с логопедом.

При самостоятельном выполнении родителям сначала нужна помощь логопеда, который определит проблемы ребёнка, а затем подскажет, как правильно организовать занятия. Эта мера необходима, поскольку существуют разные типы нарушения звукопроизношения, которые возникают как при гипертонусе, так и при вялости мышц.

Родители должны помнить, что продуктивность гимнастики зависит от того, насколько занятия интересны ребёнку. Исключено принуждение, угрозы и навязчивость. Чтобы артикуляционная гимнастика для малышей была интересной, необходимо показывать картинки, выполнять всё в форме игры.

Помните о следующих правилах:

  1. В первый раз выполнять упражнения перед зеркалом: это необходимо для зрительного контроля положения губ, движений язычка. Поскольку ребёнок ещё не осознаёт, как именно он должен лежать, в каком состоянии должны быть щёки и губ, ему важно видеть такое положение.
  2. Цикл занятий начинают с простых упражнений и постепенно переходят к более сложным. Есть приблизительные сроки, сколько приблизительно занимает времени одно новое упражнение, но ориентировать нужно на индивидуальный темп ребёнка: кто-то понимает, как делать быстрее, а кому-то необходимо больше времени.
  3. Занятие строится по такой схеме: ребёнок должен повторить старое упражнение самостоятельно, потом можно дальше работать по плану.
  4. Упражнения необходимо повторять циклами дважды в день, посвящая им по 5-10 минут.
  5. Каждому возрасту соответствуют свои требования: для детей 3-4 лет приоритет на освоение основных мышц языка, губ, 5-летние дети должны выполнять упражнения плавно и чётко, а 6-7 летние ребята - держать стабильный темп, легко заниматься статическими упражнениями.

Чтобы было веселее, организовывается артикуляционная гимнастика под музыку. Для детей двух лет это отличный способ связать приятный стимул с полезными действиями для произношения звуков согласно возрастной норме.












































Артикуляционная гимнастика для детей 3-4 лет в стихах

Если распечатать специальные тематические картинки, то артикуляционная гимнастика проходит очень интересно и малышу становится понятным смысл движений. В этом возрасте упражнения гимнастики лучше читать в стихах.

Детям 3-4 лет хорошо помогает сказка про язычок, которая является неотъемлемой частью артикуляционной гимнастики. Это целый цикл историй о весёлом язычке, который попадает в разные приключения.

Все упражнения делятся на 2 большие группы - статические и динамические. Задача первых - научить удерживать положение, как на изображении. А вторая группа нужна для того, чтобы освоить переходы от одних движений и положений речевого аппарата к другим. Вот перечень разноплановых упражнений на статику:

  • «Блинчик»: малыш должен уложить свой язык на нижнюю губу, сохранив его при этом расслабленным и широким. Упражнение считается освоенным, когда время удержания такого положения достигает 7-10 секунд.
  • «Грибок» – упражнение, при котором кончиком языка нужно быстро коснуться нёба и при этом держать рот широко открытым.
  • «Трубочка» или «Хоботок»: верхнюю и нижнюю губу складываем в трубочку и тянем их в верх, как слоник.

Упражнения для освоения разных динамических движений:

  • «Часики»: рот широко открыт, а язык занят такой же работой, как и маятник часов - двигается из стороны в сторону от одного уголка рта к другому.
  • «Качели»: положение челюсти тоже, что и в «часиках», только теперь язык раскачивается, как качели - вверх и вниз, от верхней губы к нижней.
    Такая артикуляционная гимнастика в стихах поможет сделать занятие весёлым и лёгким. В сети много четверостиший, которыми можно сопровождать занятия.

Артикуляционная гимнастика для детей 5-6 лет

Для этого возраста есть много эффективных упражнений, которые подходят при нарушения различного происхождения. Так, артикуляционная гимнастика при происходит при задействовании дополнительных средств. Например, упражнение «вкусное варенье» предполагает намазывание губ настоящим вареньем или мёдом, чтобы ребёнок старался их слизать.

  • «Ковшик»: широко открывается рот и улыбнуться, высунуть расслабленный язук и его кончик слегка приподнять вверх. Упражнение направлено на постановку шипящих звуков.
  • «Иголка»: рот также широко открывается, а язык вытягивается изо рта узкой полосочкой.
  • «Чистим зубы»: опять сильно раскрытый рот, только теперь язык двигается по зубам, словно он - это зубная щётка.

Время упражнения - до 10 секунд.

Артикуляционная гимнастика для детей старше 7 лет

Детям такого возраста понравятся занятия с использованием разнообразных продуктов и предметов:

  • втягивать спагетти или мармеладку в форме трубочки ртом, сложив губы в дудочку;
  • положить съедобную соломку на верхнюю губу и изобразить человека с усами, подняв её к носу;
  • вытягивается язык и туда кладётся съедобная соломинка, а ребёнок должен как можно дольше удержать её, не уронив с языка - как эквилибрист палку;
  • язык выгибается чашечкой и туда кладётся конфета;
  • облизать чупа-чупс с разных сторон.

Также для артикуляционной гимнастики в этом возрасте используют картинки. Хоть это уже ребята, которые могут выполнять упражнения осознанно, но элементы игры действуют дополнительным мотиватором.

Комплексы упражнений

Артикуляция малышей во время артикуляционной гимнастики значительно улучшается, если делать привязку по упражнениям не только к возрасту, а ещё и к тем частям речевого аппарата, которые нуждаются в нагрузке или расслаблении. Предлагаем их список, который сгруппирован по тому, работу каких мышц они активизируют.

Комплекс для развития мышц губ

  1. Попеременное чередование широкой улыбки с вытягиванием губ в хоботок.
  2. Раскрыть рот и втягивать губы внутрь так, будто они хотят обхватить и спрятать под собой зубы.
  3. Завести верхнюю губу под нижние зубы, что похоже на оскал.
  4. Завести нижнюю губу под зубы верхней челюсти.
  5. Пофыркать губами так, как это делают лошадки.

Комплекс для развития мышц языка

  1. Кончиком языка облизывать губы, проводя им то за часовой стрелкой, то против.
  2. Высунуть изо рта широкий язык и немного «пожевать» его, произнося «мя-мя…», «бя-бя…».
  3. Высовывать изо рта язык как можно дальше, одновременно чередуя его то «лопатой», то «жалом».
  4. Чередовать поднятия и опускания кончика языка то к верхнему нёбу, то к нижней челюсти.
  5. Делать из языка «чашечку» сначала во рту, а потом стараться высунуть её наружу.
  6. Упражнение «гармошка»: кончик языка упереть в верхнее нёбо около передних зубов и в таком положении открывать-закрывать рот.

Комплекс для развития мышц щек

  1. Надувать и сдувать щёки.
  2. Попеременно надувать то левую, то правую щеку.
  3. Выдувать мыльные пузыри, дуть в трубочку.
  4. Хлопать себе по надутым хомячьим щекам.
  5. Втягивать щёки настолько сильно, насколько это можно так, чтобы от этого губы складывались, как у рыбки.

  • Чем чаще выполняются упражнения, тем быстрее происходит коррекция работы частей артикуляционного аппарата.
  • Если занятия у логопеда дополнять упражнениями дома, то получение результата ускоряется.
  • Когда в самом начале коррекционной работы малыш противится гимнастике, начинайте делать упражнения в его присутствии перед зеркалом. Это выглядит достаточно весело - настолько, что ребёнок сам захочет присоединиться к вам.
  • Помните, что малыши чутки к похвале. Пускай после занятий ребёнок показывает то, что у него начало получаться, другим членам семьи, а те должны активно демонстрировать свой восторг и радость его успехам.

Логопедам

Успех занятий зависит от трёх факторов:

  • правильной диагностики нарушений произношения звуков;
  • строгой последовательности нарастания сложности упражнений;
  • воевременной коррекции положений языка и губ с помощью массажа или инструментов, если у ребёнка не получается скопировать их правильное размещения.

Занятия, которые проходят с яркой эмоциональной окраской, имеют хороший отклик работоспособности у малышей. Помните, что для них это, прежде всего, игра, а придание её коррекционного смысла - ваша задача.

Четко произносить слова и правильно издавать звуки человеку помогает артикуляционный аппарат. В зависимости от развитости его мышц и органов, могут проявляться некоторые . Именно поэтому важно заниматься совершенствованием речевого аппарата малышей. Одним из методов выработки уверенной дикции служит артикуляционная гимнастика, особенно в возрасте 6-7 лет.

Условно артикуляционную гимнастику можно разделить на два вида:

  • статическая;
  • динамическая.

Первая производится путем удержания тех или иных мышц в напряжении в течение 10-15 секунд. Динамическая, наоборот, требует ускоренного повторения движений по 8-10 раз. Подобные нагрузки развивают хорошую координацию и переключаемость.

Внимание! Виды заданий обязательно нужно чередовать!

Комплексы упражнений для артикуляционных мышц детей 6-7 лет

Артикуляционная гимнастика детям 6-7 лет включает в себя комплексы упражнений, нацеленных на укрепление мышц речевого аппарата. Так, их разделяют на три основных группы развития.

Программа для укрепления мышц губ

Настоящий сборник включает в себя следующие действия:

  1. Чередование полностью разомкнутых в улыбке губ со сжатием, как при поцелуе.
  2. Приоткрыв рот, пытаться обхватить зубы губами.
  3. Изображать оскал, задвигая верхнюю губу под нижний ряд зубов.
  4. Проделать то же самое с нижней губой.
  5. Пофыркать, как лошадки.

Комплекс для укрепления мышц языка

Язык является главным органом при воспроизведении речи. Для его развития рекомендуется:

  • Производить вращательные движения кончиком языка по губам.
  • Расслабить и высунуть язык, произнося «бя-бя; мя-мя».
  • Максимально высунуть язык; то делать его широким, то изо всех сил напрягать.
  • Поочередно дотрагиваться кончиком языка к небу и к нижней челюсти.
  • Упражнение «Чашечка».

Упражнения на развитие мышц щек по праву считаются самыми веселыми и непременно принесут море хороших эмоций и послужат добрую службу развитию артикуляционного аппарата. Для этого следует:

  1. Надувать щеки, затем избавляясь от воздуха в них.
  2. Поочередно надувать то одну щеку, то другую.
  3. Играть на духовых.
  4. Ударять по надутым щекам.
  5. Втягивать щеки, как у рыбок.


Описание упражнений для различных групп звуков

Разные звуки требуют, соответственно, различного комплекса занятий. Основными проблемными группами у детей являются произношение букв Р, Л, шипящих. Отмечается несколько наиболее эффективных мероприятий для их развития:

  • Для отлично подойдет программа «Щетка». Для этого нужно немного улыбнуться, слегка разомкнув губы, и провести языком в стороны по внутренней части зубов.
    Также производят разминку языка, проводя им по небу взад-вперед. Существует отличная программа «Варенье». Для этого необходимо, слегка приоткрыв рот, коснуться языком верхней губы и провести им из стороны в сторону, вверх-вниз.
  • Для следует высунуть язык, позволив ему лежать на нижней губе, слегка его прикусив, произносить «пя, пя, пя». Или можно исполнять обычно запрещенный звук цокота, позже повторив то же самое, но без звука. Рекомендуется также, разомкнув губы в улыбке и дотронувшись языком до верхних зубов, дуть во весь опор. Еще одним хорошим методом служит «Гудящий пароход». Необходимо языком упереться в нижний ряд зубов, выгнув его, и с приоткрытым ртом протяжно издавать звук «ы».
  • Еще одной . Для ее проработки рекомендуется положить в ладошки кусочек ватки и произнося звук С, попытаться ее сдуть. Также можно проговаривать букву, одновременно «качая насос». Советуется часто сворачивать губки трубочкой и задерживать так на некоторое время. Или пытаться, стиснув зубы, улыбнуться. Или же заключить язык в форме чашечки, немного выдвинув его вперед.

Дыхательная гимнастика

Правильно поставленное дыхание – залог успешного становления речи. Педагоги советуют начинать дыхательное укрепление с раннего возраста. Оно улучшает кровообращение, укрепляет речевую мускулатуру и прекрасно помогает предотвратить заболевания дыхательных путей. Дыхательная гимнастика включает в себя следующие занятия:

  1. «Задуй свечу». Взять в правую руку подобие свечи, левую положить на живот. Вдохнуть воздух полной грудью, надув живот, потом долго выдыхать, пытаясь задуть свечи, как на день рождения.
  2. «Летят гуси». Нужно ходить и имитировать полет гуся. Вздымая руки вверх – вдох, опуская – выдох и при этом тянуть «гуууу».
  3. «Шарик». Сделать около 5 вдохов под счет от 1 до 5, и также выдыхать.
  4. «Трубач». Необходимо подражать трубачу. Сначала набирать полную грудь воздуха, затем, издавая звуки трубы, «ту-ту-ту», выдыхать.

Важно! Перед началом артикуляционной гимнастики для детей 6-7 лет нужно проводить дыхательные упражнения. В этом возрасте малыши импульсивны и, стремясь рассказать все и сразу, глотают воздух, а вместе с ним и звуки. От этого зачастую можно наблюдать своеобразные дефекты речи.


Проведение занятий с детьми 2-3 лет в детском саду и дома

Отличительная особенность проведения заключается в необходимости занятий в виде игры. Множественные педагогические пособия предоставляют свои варианты: сказка о Язычке, например, – она помогает малышам развивать речевой аппарат. Однако основные принципы прослеживаются в каждой:

  • Язык ребенка в данной игре должен полностью повторять «приключения Язычка».
  • Персонажи обязательно выполняют действия, которые можно воссоздать в жизни.
  • и наименования артикуляционных заданий могут различаться.
  • Перед показом заданий взрослому необходимо самому потренироваться перед зеркалом.

Применение вспомогательных средств в процессе выполнения упражнений

Зачастую главной задачей педагога является создание подходящей атмосферы урока, которая вызовет у ребенка интерес и сохранит функции обучения. В таких случаях используют нетрадиционные методы проведения гимнастики. Известны такие дополнения, как:

  1. Бионергопластика. Настоящий метод включает в себя необходимость использования пластики рук, точнее кистей. Суть заключается в полном соответствии воспроизводимого упражнения и движения конечностей, которые будто указывают путь движения звука. Однако добавляются эти инновации чуть позже, когда основные принципы артикуляционной гимнастики у ребенка в 7-8 лет уже освоены.
  2. Заучивание необычных стишков. Порой настоящие произведения лишены особого смысла. Но их задача в другом. Путем заучивания небольших четверостиший, развивается определенный комплекс мышц. Однако разрабатывать такие уроки должен специалист, иначе они просто не дадут результата.
  3. Пение. Существуют специальные детские песенки для артикуляционной гимнастики, которые помогают также разрабатывать дыхательный аппарат. Подобными средствами успешно пользуются в частных воспитательных учреждениях.
  4. Домашняя гимнастика. При занятиях дома используются подручные средства. Можно намазать ребенку губы вареньем, и он должен будет их облизывать кончиком языка по кругу. Также задания с надутыми щеками будет веселее проводить с полными щеками воды. Ребенок, стоя в ванной комнате, должен ударять кулачками по щекам, давая воде выливаться фонтаном. Также можно чистить зубной щеткой зубы, переходить на язык и щеки.

В заключение

Правильно поставленная дикция у ребенка свидетельствует о его грамотном всестороннем развитии. Поэтому нельзя надеяться на «авось». Нужно обязательно проводить специальные комплексы упражнений.

Правильное и четкое произнесение звуков зависит от работы речевого аппарата. Эта работа называется артикуляцией. Если речевой аппарат функционирует активно, если отсутствуют дефекты, то артикуляция речи считается правильной, а дикция будет четкой.

Дикция и артикуляция – это связанные понятия. Упражнения на усовершенствование речи предполагают активизацию работы речевого аппарата, улучшение артикуляции. Для этого существует специальная гимнастика, подготавливающая органы речи к правильной работе. Гимнастика состоит из упражнений, регулярное выполнение которых способствует развитию дикции и улучшению произнесения звуков.

Выполнять упражнения нужно перед зеркалом. Так вы сможете контролировать процесс, избегать неправильного движения органов речи. Причем контролировать следует движения всего тела, поэтому нужно брать зеркало в полный рост. Одна из основных ошибок артикуляции – это перенесение движения, предназначенного для органов речи, на другие части тела – руки, бедра, ноги. При выполнении упражнений для артикуляции нужно расслабиться, но тело двигаться не должно. Лишняя жестикуляция – это признак напряжения, поэтому при ее возникновении нужно остановиться, расслабиться и начать упражнение заново. Естественно, что в привычных условиях тело участвует в речевом акте, но во время артикуляционной гимнастики работать должен только речевой аппарат.

Упражнения для развития артикуляции

1) Сядьте перед зеркалом и выпрямите спину. Все внимание должно быть направлено на лицо. Сначала поднимите брови и держите их поднятыми, пока мышцы не устанут. Потом зажмурьтесь, тут же откройте глаза и расслабьтесь. Улыбнитесь как можно шире и сразу вытяните губы трубочкой.

2) Широко откройте рот. Затем двигайте челюстью в разные стороны, но осторожно. В каждом положении необходимо зафиксировать ее на несколько секунд. После движений в стороны делайте круговые движения.

3) Снова необходимо широко открыть рот. Не только опустите челюсть, но и растяните губы. С открытым ртом попытайтесь свести губы вместе. Естественно, что у вас не получится, но упражнение на развитие артикуляции речи заключается в тренировке и растягивании губ.

4) Теперь тренируем язык. Его кончик нужно немного закрутить. Представим, что нам нужно покрасить нёбо малярным валиком, его роль выполняет закрученный кончик языка. Доставать нужно до всех возможных участков нёба.

5) Для этого упражнения на развитие артикуляции нужно представить, что вы очень устали и собираетесь пойти ко сну. При этом широко и сладко зеваете. Но зевать нужно не бесшумно, а громко, при этом издавать необходимо определенные звуки:

6) Здесь нужно вспомнить, как мы полощем горло, например во время простуды. Делать нужно то же самое, только без лечебных отваров. Запрокиньте голову и издавайте звуки как при полоскании – «ррррр».

7) Снова нужно открыть рот, сильно опустив нижнюю челюсть. Не напрягайтесь, пусть она остается свободной. Попытайтесь закрывать рот кулаком, подставив его снизу. Но при этом челюсть должна давить на кулак, препятствовать его силе. Сначала давите незначительно, постепенно увеличивайте нагрузку. Положение рта при этом не должно изменяться.

8) Наберите в рот воздуха, чтобы щеки сильно надулись, а потом выпустите его, чтобы получился характерный звук – «пфу». Повторите это упражнение на развитие артикуляции. Потом разувайте щеки, не открывая рот и не выпуская воздух.

9) Перекатывайте воздух из одной щеки к другой под губами. Постепенно увеличивайте размер этого шарика воздуха.

10) Теперь нужно изобразить рыбку. Для этого щеки втягиваются, а нижняя челюсть откидывается. Открывайте и закрывайте рот, представляя, что рыбка ест корм или хватает пузырьки воздуха.

11) Эти упражнения для развития артикуляции тренируют губы. Нужно сильно натягивать их на зубы, будто вы хотите спрятать внутреннюю поверхность. Еще нужно чесать губы о зубы.

12) Тянитесь верхней губой к носу. Потом нижнюю губу тяните вниз, пытаясь достать до подбородка.

13) Теперь изображаем лошадь. Закройте рот, не напрягайте мышцы. Пропустите воздух со звуком «фрррр». Так обычно делают лошади, постарайтесь воспроизвести этот звук.

14) «Почистите» языком полость рта – нёбо, зубы под нижней и под верхней губой, под языком.

15) Немного откройте рот и касайтесь языком поочередно уголков губ.

16) Нужно цокать языком, прислоняя его к нёбу.

17) Глубоко вдохните и на выдохе тяните звук «а». Затем зажмите язык и на выдохе произнесите звук «л». Чередуйте звуки.

18) Эти артикулярные упражнения выполняются с прямой спиной. Расслабьтесь, глядя в зеркало «нарисуйте» губами дерево или яблоко. Повторите «рисунок» бровями и глазами. Используйте все части лица, которые двигаются. При этом голова не должна поворачиваться.

19) У следующего упражнения богатая история. Им для развития голоса пользовалась сама Екатерина II. По словам современников, она всегда была царственной и величественной, ее лицо выражало спокойствие. Причем Екатерина сама изобрела гимнастику, от которой не только улучшалась артикуляция речи, но и стимулировались лицевые мышцы. Об этом писал историк Пыляев. Императрица перед зеркалом руками убирала все показатели гнева или других эмоций на лице, а к публике выходила уже эмоционально спокойной и приветливой. Вы тоже можете узнать о секрете этого способа.

Нужно встать перед зеркалом и полностью расслабиться, не напрягать лицевые мышцы. Затем всеми пальцами нужно водить от скул к носу, будто вы собираете все части лица в середине. Прикройте глаза, но контролируйте процесс. После этого начните расправлять лицо, проводя пальцами от носа к скулам. Это стимулирует не только развитие артикуляции речи, но и возвращает коже упругость и гладкость, выступая в качестве массажа.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Большинство детей имеют проблемы с правильным произношением звуков. Чаще всего такие затруднения проходят со временем сами, но малышу можно помочь преодолеть речевые дефекты. Для этого существуют различные логопедические приемы: массаж, гимнастика.

Детям с тяжелыми нарушениями в речи, такими, как заикание, дизартрия и ее формы, алалия и т. п., рекомендуется комплекс мер и постоянное наблюдение специалиста. Если же у ребенка незначительные речевые расстройства, например, простая дислалия (нарушения, при которых дефектно произносится один звук или группа одно­родных по произношению звуков), то можно попробовать обойтись логопедической или артикуляционной гимнастикой.

Что такое артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика – это комплекс упражнений, направленный на развитие и укрепление органов речевого аппарата. Часто органы, которые участвуют в создании звуков, нуждаются в дополнительных упражнениях для нормализации их работы. Чтобы сформировать правильные и полноценные положения артикуляционных органов, а также укрепить и развить их мышцы, используется артикуляционная гимнастика.

Она содержит комплекс упражнений, которые направлены на развитие точных и правильных движений органов артикуляции. Логопедическая гимнастика очень эффективна при функциональных нарушениях речи и при легких органических нарушениях. Таковыми считаются отступления от нормы, при которых не отмечается никаких серьезных отклонений в строении речевых органов или в нервной системе.

Эти отклонения от языковой нормы в речи говорящего имеют следующие характерные признаки:

  • Закрепляются со временем;
  • Неестественны для возраста говорящего;
  • Нуждаются в логопедической коррекции;
  • У детей могут негативно воздействовать на развитие, задерживая и искажая его.

Такие симптомы позволяют отличить речевые расстройства от временных нарушений, которые бывают у людей в разном возрасте.

Упражнения для самых маленьких

Поскольку игра считается ключевым способом познания, обучения и вообще является главной деятельностью малышей, то артикуляционная гимнастика для детей 2-3 лет и 3-4 лет должна быть подана в виде сказки, театрализованного представления. Прежде всего, очень важна совместная деятельность со взрослым. Есть прекрасные пособия, разработанные в помощь родителям. Например, книги Валентины Николаевны Косыгиной, кандидата педагогических наук. В этих брошюрах легкие и веселые занятия тщательно расписаны и проиллюстрированы. Вот некоторые из них:

  • «Чистим зубы». Улыбаемся, рот открыт. Язычком потрогать каждый зуб со внутренней стороны.

  • «Замесили тесто». Улыбнуться, язычок положить между губами и пошлепать ими со звуком «пя-пя-пя». Поприкусывать его кончик. Выполнять по очереди то одно, то другое упражнение.

  • «Чашка». Широко открыть рот. С улыбкой высунуть распластанный язык и приподнять его кончик, чтобы в его центре получилось углубление.

  • «Индюшонок». Рот расслаблен. Языком быстро и с усилием бить изнутри по верхней губе со звуком «бл-бл-бл».

  • «Орешек за щечкой». Рот закрыт. Кончик языка с усилием надавливает изнутри то на одну, то на другую щеку.

  • «Кошечка». Улыбнуться. Открыть рот. Кончиком языка изнутри надавить на нижние зубы и выгнуть язык, как спину кошки.

  • «Гармошка». Приоткрыть рот с улыбкой и присосать распластанный язык к нёбу. Не отрывая его, соединять и разъединять губы.

Все упражнения имеют понятные для малышей ассоциативные названия и благодаря этому превращаются в забавную игру.

Занятия для детей от 4 лет

Чем взрослее становится ребенок, тем больше должны родители обращать внимание на несовершенства в его речи. Для дошкольника очень важно комфортное общение со сверстниками, и дефекты речи могут спровоцировать разного рода трудности, неуверенность в себе или даже психологические проблемы. Препятствие для логопедических упражнений еще составляет то, что дети в этом возрасте быстро теряют интерес к повторяющимся занятиям.

Чтобы разрешить эту задачу, специалисты Ястребова А. В. и Лазаренко О. И. предложили использовать биоэнергопластику в занятиях артикуляционной гимнастикой для детей 4-5 лет и 5-6 лет. То есть, вместе с упражнениями для речевого аппарата ребенок выполняет плавные раскрепощенные движения телом и руками. Такие занятия требуют максимальной концентрации внимания для того, чтобы движения рук и артикуляционных органов стали наиболее точными и синхронными. Есть прекрасные пособия для таких занятий, как, например, книга Бушляковой Р. Г. «Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой». Чтобы стала понятна суть упражнений, приведем несколько примеров:

В книге предложены варианты коротких стихотворных строк, чтобы не считать. Так можно больше увлечь ребенка и держать активный темп занятия. Этот вид артикуляционной гимнастики будет актуален для детей от 4 до 7 лет.

Гимнастика речевого аппарата (развитие мышц губ, языка и т.д.)

Для правильного произношения того или иного звука органы звуковоспроизведения должны работать точно и слаженно. Для укрепления мышц нужно ежедневно делать несложную тренировку:

  • Сомкнуть зубы, улыбнуться с напряжением и вытянуть губы трубочкой;
  • Сомкнуть зубы, делать движения губами в стороны и круговые;
  • Пожевать губы;
  • Закусить губы и улыбнуться, оставив их натянутыми на зубах;
  • Пофыркать;
  • Делать вращательные круговые движения между губами и зубами языком, задержать под щеками по очереди;
  • Похлопать губами по языку;
  • Напрячь кончик языка и вытянуть его вперед;
  • Высунуть язык и потянуться им максимально вверх и вниз;
  • Пожевывать язык.


Чтобы упражнения принесли максимальную пользу:

  • Для занятий нужно выбирать время, особенно это касается малышей, когда ребенок в хорошем расположении духа, настроен на контакт со взрослым;
  • Желательно максимально ограничить отвлекающие факторы;
  • Для занятий лучше использовать картинки артикуляционной гимнастики для детей;
  • Если ребенок выполняет упражнение неточно или неправильно, взрослый должен мягко, без нажима исправить ошибку.

Артикуляционные упражнения для детей – видео

Удобнее всего изучить комплекс артикуляционной гимнастики для детей 4-5 лет с помощью видео.
В этом ролике логопед демонстрирует основной комплекс упражнений, необходимых для развития органов речевого аппарата.

До семи лет у ребенка активно выстраивается звукопроизношение. Но если органы артикуляции расположены неправильно, то в речи ребенка будут искаженные или неточные звуки. Не стоит отчаиваться, но и пускать ситуацию на самотек тоже не нужно. Легкие и веселые упражнения из коррекционной гимнастики помогут малышу укрепить мышцы органов речи и справиться с непослушными звуками.