Краткое содержание рассказа хлеб для собаки тендряков. Самое голодное существо
Подстили научного стиля
Научный стиль реализуется в нескольких подстилях, а вот об их количестве в науке ещё ведутся споры. Однако существование трёх подстилей общепризнанно: это собственно научный (академический), учебно-научный и научно-популярный подстили .
Различия между ними особенно отчётливо проявляется в следующих моментах:
· в специфике адресата;
· в объёме общих фоновых знаний у субъекта речи и адресата;
· в использовании в тексте терминологии.
Так, общение в рамках академического подстиля предполагает, что у субъекта речи и адресата имеется значительный объём общих научных знаний, поэтому терминология в научной статье, в выступлении на научной конференции и т. д., как правило, используется без дефиниций. В текстах научно-учебного подстиля термины вводятся постепенно, с дефинициями, с учётом значительной разницы в объёме научных знаний у обучающего и обучаемого. По такому принципу, например, осуществляется изложение материала в учебнике. И, наконец, в научно-популярных произведениях терминология используется скупо, а значение используемых терминов объясняется в максимально доступной форме, поскольку в роли адресата может выступать практически каждый человек, обладающий любым, даже минимальным, объёмом фоновых знаний о предмете речи.
Система подстилей научного стиля и их основных жанров представлена в таблице 8.3.
Таблица 8.3
Подстили научного стиля | Адресат | Основные жанры | |
Первичные | Вторичные | ||
Собственно научный (академический) | Учёные, преподаватели, аспиранты | Монография Диссертация Научная статья Научный доклад Научное сообщение | Научный комментарий текста Автореферат диссертации Отзыв на диссертацию Отзыв на дипломную работу Научное обозрение |
Научная дискуссия Дипломная работа | Научная рецензия Тезисы | ||
Научно- учебный | Учащиеся, студенты | Учебник Учебное пособие Учебная лекция Методические указания Методические рекомендации | Реферат Конспект Конспект лекции Отчёт по лабораторной работе Отчёт по учебной практике |
Производственно-технический | Промышленные и сельскохозяйственные работники. Ремесленники; лица, занятые домашним трудом | Учебник Учебное пособие Инструкция Памятка | |
Научно- справочный | Энциклопедия Словарь Грамматика | Аннотация Патентное описание Статья в каталоге Справочник | |
Научно- популярный | Лица любого возраста и образовательного уровня | Повесть Статья Очерк Заметка |
Наиболее ярко стилеобразующие черты выражены в собственно научном подстиле (об этом свидетельствует и его название); наименее – в научно-популярном. Дело в том, что читателя научно-популярного текста нужно привлечь, заинтересовать не только предметом речи, но и авторской манерой изложения научной информации. Именно поэтому научно-популярные произведения должны быть написаны в доступной, занимательной форме, в них широко используются разнообразные выразительные и разговорные языковые средства. Хотя это и противоречит самой сути научного стиля, однако придаёт тексту черты публицистичности и даже художественности. Признанным мастером в этой области является писатель-натуралист В. Песков, очерки которого о природных явлениях, особенно о животных (например, цикл очерков «Окно в природу»), с неизменным успехом публикуются уже около 50 лет. Его научно-популярные тексты даже изучаются в школах и вузах как образцы этого жанра.
На каком основании, на Ваш взгляд, можно выделить производственно-технический подстиль научного стиля?
Читаете ли Вы научно-популярную литературу? По какой отрасли знания? С какой целью?
8.5. Стилеобразующие черты «строгих» стилей и языковые средства
Что такое научный стиль речи? Что вообще такое стиль речи? Стили речи - это виды речи для общения. Стили речи бывают двух видов: разговорный, книжный. Книжный делится на художественный, публицистический, научный, официально-деловой.
- Всем этим стилям свойственно соблюдение норм литературного языка.
В то же время одни и те же языковые средства придают разным стилям различные стилевые черты - точность, логичность, эмоциональность, объективность, официальность, образность и т.д.
Чем характеризуется научный стиль
Научный стиль характеризуется отвлечённостью, обобщенностью и логичностью изложения. Характерными для научной речи выступают смысловая точность, отсутствие образности, скрытая эмоциональность, объективность изложения, некоторая его сухость.
В качестве языковых средств используются термины и терминологические сочетания;
C точки зрения морфологии здесь преобладают глаголы настоящего времени (углерод составляет самую важную часть растения; с точки зрения морфемики слово представляет собой... ).
Часты в научном стиле абстрактные существительные, которые здесь способны иметь форму множественного числа (теплоты, дины, частоты, величины ).
Абстрактность и типичность научной речи проявляются в повышенной применимости слов среднего рода (движение, явление, количество, значение и др ).
Краткие прилагательные в научной речи обозначают не временный, а неизменяемый признак (фауна пустыни, бедна, жидкость насыщена ).
Учащиеся используют научный стиль там, где он должен проявляться, а именно: в жанрах научных статей, научных аннотаций, рецензий, рефератов, отзывов, тезисов, конспектов, диссертаций, лекций, монографий и т.п.
Подстили научного стиля
Научный стиль отличается от других тем,что он делится еще на четыре подстиля:
1) Научный. Адресатом этого стиля выступает учёный. Целью стиля является раскрытие и описание новых фактов, открытий. Применим для диссертаций, монографий и т. д.
2) Научно-учебный. Работы в этом стиле адресованы будущим специалистам и учащимся для того, чтобы описать факты, которые необходимы для понимания материала. Главным критерием является описание индукции, строгая классификация, активное использование специальных терминов. Применим для учебников, учебных пособий, лекций и т. д.
3) Научно-популярный. Аудитория при данном стиле не имеет специальных знаний в данной области. Ю. А. Сорокин показывает, что научно-популярный текст пишется «научно, популярно", т.е. при сохранении характерной для научного текста строгости и чёткости изложения, его характерной чертой выступает упрощенный характер изложения.
Целью этого стиля становится знакомство с явлениями и фактами, которые описываются. Признак данного стиля: относительная лёгкость чтения. Стиль применим для научно-популярных журналов и книг, сообщений «научного характера» в СМИ.
Научный стиль и его подстили. Общая характеристика.
К научному стилю речи относится такой вид литературы, как статьи в научных журналах и сборниках, монографии, диссертации, энциклопедии, словари, справочники, учебная литература. Научные доклады и лекции, выступления на научных конференциях и совещаниях также являются образцами научного стиля речи. Основными чертами данного стиля являются: логичность изложения, точность словоупотребления.
В научном стиле выделяют ряд подстилей: собственно научный, научно-учебный, научно-деловой и научно-популярный.
Для научного стиля характерно: отвлеченно-обобщенный характер речи, однозначность и терминологичность слова.
Научный стиль принадлежит к числу книжных стилей литературного языка, которым присущ ряд общих условий функционирования и языковых особенностей: предварительное обдумывание высказывания, монологический его характер, строгий отбор языковых средств, тяготение к нормированной речи.
Сфера научного общения требует точного, логичного, однозначного выражения мысли, которая должна быть аргументирована. Назначение науки – вскрывать закономерности. Отсюда обобщенный характер.
Черты:
-отвлеченно-обобщенный
-подчеркнутая логичность изложения
-смысловая точность
-объективность изложения
Подстили:
-собственно-научный
-научно-технический
-научно-учебный
-научно-популярный
22. Языковые особенности научного стиля. Лексика и фразеология.!!!
Лексико-фразеологический состав научного стиля. Лексико-фразеологический состав научного стиля с точки зрения семантики можно разделить на три группы. К первой относятся слова и выражения, свойственные общенациональному русскому литературному языку и используемые в книжной речи с тем же значением, которое закрепилось в языке. Они составляют основу лексики и фразеологии книжного стиля, но не создают его своеобразия. Например: исполнять, рассматривать, основы, опыт, результаты и др.
Ко второй группе относятся слова и выражения общенационального русского литературного языка, которые в научном стиле изменили свою семантику и стали терминами. Поэтому не само их наличие в тексте, а специфика значения может служить указанием на принадлежность текста к научному стилю, например употребление слов мышление, предлог, кора в выражениях: «Мышление реализуется в речи»; «Предлог- служебная часть речи»; « Земная кора подвержена колебаниям».
К третьей группе принадлежат специальные слова и сочетания, которые нигде, кроме как в научной речи, не употребляется. Сюда относится узкоспециальная и общенаучная терминология , например: известкование, гранулирование, сфера, атмосфера, симптом, импульс и др.