Н а некрасов несжатая полоса анализ. «Несжатая полоса» Н

Н.А. Некрасов был дворянского происхождения и видел, как жестоко обращались с крепостными. Поэтому одной из главных тем его творчества было крепостничество. Поэт надеялся на то, что отмена крепостного права улучшит положение людей, но она отняла у них самое главное - землю. В анализе стихотворения Некрасова "Несжатая полоса" по плану эта тема будет рассмотрена подробнее.

Тема крепостничества

В анализе стихотворения Некрасова "Несжатая полоса" показан образ бесправного крестьянина. Для поэта это была важная тема: его отец был жестоким помещиком, и Некрасов не раз видел грубое и злое отцовское обращение с крестьянами. Поэт показал отношение всего дворянства к ним - их не считали какой-то значимой частью общества.

Самое ценное, что было у крепостных крестьян, - это земля. Это показано и в стихотворении: на самом деле было немыслимо, чтобы мужик оставил урожай хлеба неубранным, в который было вложено столько сил и труда. Но крестьянин не смог его собрать, потому что заболел. И никому не было до этого дела - все равнодушно смотрели на его трудности.

Этим равнодушием Некрасов подчеркнул пренебрежительное отношение к простому народу. Болезни, голод, высокая смертность были обыденным делом, поэтому в конце произведения показан крестьянин, который, видя неубранный хлеб, продолжал делать свою работу. В анализе стихотворения Некрасова "Несжатая полоса" следует подчеркнуть, что крепостничество - ключевая тема его творения.

Особенности композиции

Следующий пункт в анализе стихотворения Некрасова "Несжатая полоса" - это построение произведения. Его можно поделить на три части. В первой описывается природа в лучших традициях пейзажной лирики. Описание поздней осени настраивает читателя на умиротворенный, но в то же время печальный лад.

Во второй части колосья показаны как живое существо, которое жалуется, что о нем позабыли и оставили одного. Они задаются вопросом, что, может, они недостойны того, чтобы их убрал пахарь? Но потом колосья сами отвечают, что не хуже других, в них вложено столько же любви и заботы, как и в других.

В анализе стихотворения Некрасова "Несжатая полоса" следует отметить, почему именно через поле поэт решил рассказать о проблеме крепостных. Потому что крестьяне - это земледельцы, для них самое ценное - это земля, которая дает им пропитание. И только серьезные обстоятельства могли заставить пахаря не выйти на поле. Но кроме него некому было позаботиться о сборе урожая.

Именно об этом и говорит ветер колосьям, когда дает им ответ на их вопрос. Он пытается объяснить им, что это не вина пахаря, что он оставил их несжатыми. И о самом крестьянине не позаботится никто, потому что у всех было столько забот, что просто не оставалось времени на помощь другим. И крепостные оказались брошенными и бесправными, и это угнетало поэта и находило отражение в его стихах.

Жанр произведения

В анализе стихотворения Некрасова "Несжатая полоса" следующий пункт - это определение литературной направленности и жанра. Оно относится к гражданской элегии. В произведении поднимаются важные вопросы о бесправности крестьян и заболеваниях крепостных, которые были актуальными во времена поэта.

Поэтому здесь в роли лирического героя выступает заболевший пахарь. И читателя не сможет обмануть сказочный образ ветра, который должен принести с собой прохладу, но принес он не успокоение, а печальный ответ. В анализе стихотворения Некрасова "Несжатая полоса" следует отметить, что отличительной особенностью этого произведения является реалистичный взгляд поэта, а одушевление колосьев и ветра - это лишь сказочное оформление.

Образ природы

Пейзаж поздней осени вызывает в читателе чувства спокойствия и грусти. Природа готовится к зиме, птицы улетают в теплые края, а земля благодарит тех, кто за ней ухаживал и заботился, щедрыми дарами. Так и в этом случае, пахарь за свои земледельческие труды был вознагражден. Красивые, золотистые колосья терпеливо ждали, когда их соберет крестьянин.

Для землепашца не было красивее пейзажа, чем бесконечные золотые поля. Ведь для него это не только прекрасно, но и результат его труда и обеспеченность семьи. Поэтому выбранный поэтом пейзаж лучше всего подчеркивает образ земледельца.

Художественные средства выразительности

В анализе стихотворения Н.А. Некрасова "Несжатая полоса" следующее - это определение использованных тропов и образов. Глаголы и эпитеты связаны с поздней осенью, а синтаксический параллелизм состояния природы и состояния человека (грустной задумчивости) позволяет одухотворить пейзаж, и читатель может услышать разговор колосьев.

Использованные метафоры и олицетворение сил природы позволяют сделать стихотворение выразительнее. Описание внутреннего мира пахаря показывает связь крестьянина с землей. Это стихотворение Некрасова показывает не только красоту хлебного поля, но и поднимает вопросы, касающиеся крепостничества. Поэт хотел, чтобы общество задумалось, как непросто крестьянам, и что о них тоже нужно заботиться. И все это на фоне красивого пейзажа.

Николай Алексеевич Некрасов

Поздняя осень. Грачи улетели,
Лес обнажился, поля опустели,

Только не сжата полоска одна…
Грустную думу наводит она.

Кажется, шепчут колосья друг другу:
«Скучно нам слушать осенную вьюгу,

Скучно склоняться до самой земли,
Тучные зерна купая в пыли!

Нас, что ни ночь, разоряют станицы1
Всякой пролетной прожорливой птицы,

Заяц нас топчет, и буря нас бьет…
Где же наш пахарь? чего еще ждет?

Или мы хуже других уродились?
Или недружно цвели-колосились?

Нет! мы не хуже других — и давно
В нас налилось и созрело зерно.

Не для того же пахал он и сеял
Чтобы нас ветер осенний развеял?..»

Ветер несет им печальный ответ:
— Вашему пахарю моченьки нет.

Знал, для чего и пахал он и сеял,
Да не по силам работу затеял.

Плохо бедняге — не ест и не пьет,
Червь ему сердце больное сосет,

Руки, что вывели борозды эти,
Высохли в щепку, повисли, как плети.

Как на соху, налегая рукою,
Пахарь задумчиво шел полосою.

Николай Некрасов вырос в дворянской семье, однако его детство прошло в родовом имении Ярославской губернии, где будущий поэт рос вместе с крестьянскими детьми. Жестокость отца, который не только бил крепостных, но и поднимал руку на домочадцев, на всю жизнь оставила глубокий след в душе поэта, который в собственном доме был таким же бесправным, как и крепостные крестьяне. Поэтому Некрасов не только сочувствовал представителям низших сословий общества, но и в своем творчестве постоянно обращался к их проблемам, пытаясь показать жизнь крестьян без прикрас.

Некрасов очень рано покинул родительский дом, однако ни на мгновение не забывал о том, что ему довелось увидеть и пережить в детские годы. Спустя четверть века, в 1854 году, поэт написал стихотворение «Несжатая полоса», в котором вновь затронул тему крепостничества. Автор этого произведения, которому суждено будет впоследствии стать хрестоматийным, искренне считал, что если крестьяне получат свободу, то смогут построить свою жизнь так, чтобы не испытывать голода и нужды. Однако поэт глубоко ошибался, так как отмена крепостного права на бумаге загнала простых людей еще в большую кабалу, так как лишила их самого ценного в жизни - земли.

«Несжатая полоска» — это стихотворение, которое раскрывает, насколько важным в то время для обычного крестьянина являлось землепашество . Это был единственный источник его благосостояния, и именно от урожая зависело, будет ли зимой крестьянская семья с хлебом, или же ей придется голодать. Но далеко не всегда хороший урожай являлся залогом благополучия, и это очень ярко сумел передать в своем произведении поэт.

«Поздняя осень, грачи улетели» — эти строки, известные каждому школьнику, создают умиротворенную и почти идиллическую картину . Однако на фоне безмятежного осеннего пейзажа, когда природа уже готовится к зимней спячке, автор видит несжатую полосу пшеницы и отмечает, что «грустную думу наводит она». Действительно, трудно представить себе, что крестьянин, вложивший столько труда, чтобы получить урожай, от которого напрямую зависит его жизнь, мог бы так пренебрежительно отнестись к хлебу. Тем более что зерно уродилось на славу, и теперь вынуждено стать добычей ветра, птиц и диких животных. Используя прием одушевления неживых предметов, автор от лица неубранной пшеницы задает вопрос: «Где же наш пахарь? Чего еще ждет?».

Однако вездесущий ветер приносит отяжелевшим колосьям неутешительный ответ, рассказывая печальную историю крестьянина, который не в состоянии убрать урожай из-за болезни. «Знал, для чего и пахал он, и сеял», — отмечает поэт, но при этом подчеркивает, что вряд ли рачительному хозяину, который знает цену своему труду, удастся пожать его плоды. А это означает, что крестьянина ждет неминуемая голодная смерть, и никто не придет ему на помощь, потому что у большинства семей - точно такие же проблемы, среди которых голод и болезни занимают одно из первых мест.

Передав слово пшенице и ветру, Некрасов попытался абстрагироваться от увиденной картины и оценить ее максимально беспристрастно . Ведь единственным объяснением тому, что кто-то из крестьян не убрал урожай, является тяжелая болезнь. Однако самое печальное в этой ситуации то, что подобное никого не удивляет и не вызывает сочувствия - люди, по мнению поэта, настолько привыкли к смерти, что попросту ее не замечают. И эта покорность судьбе вызывает чувство досады у Некрасова, убежден, что по праву своего рождения человек является свободным, поэтому должен строить свою жизнь так, чтобы она не зависела от обстоятельств.

4 610 0

Николай Некрасов вырос в дворянской семье, однако его детство прошло в родовом имении Ярославской губернии, где будущий поэт рос вместе с крестьянскими детьми. Жестокость отца, который не только бил крепостных, но и поднимал руку на домочадцев, на всю жизнь оставила глубокий след в душе поэта, который в собственном доме был таким же бесправным, как и крепостные крестьяне. Поэтому Некрасов не только сочувствовал представителям низших сословий общества, но и в своем творчестве постоянно обращался к их проблемам, пытаясь показать жизнь крестьян без прикрас.

Некрасов очень рано покинул родительский дом, однако ни на мгновение не забывал о том, что ему довелось увидеть и пережить в детские годы. Спустя четверть века, в 1854 году, поэт написал стихотворение , в котором вновь затронул тему крепостничества. Автор этого произведения, которому суждено будет впоследствии стать хрестоматийным, искренне считал, что если крестьяне получат свободу, то смогут построить свою жизнь так, чтобы не испытывать голода и нужды. Однако поэт глубоко ошибался, так как отмена крепостного права на бумаге загнала простых людей еще в большую кабалу, так как лишила их самого ценного в жизни – земли.

«Несжатая полоса» - это стихотворение, которое раскрывает, насколько важным в то время для обычного крестьянина являлось землепашество. Это был единственный источник его благосостояния, и именно от урожая зависело, будет ли зимой крестьянская семья с хлебом, или же ей придется голодать. Но далеко не всегда хороший урожай являлся залогом благополучия, и сумел это очень ярко передать в своем произведении.

«Поздняя осень, грачи улетели» - эти строки, известные каждому школьнику, создают умиротворенную и почти идиллическую картину. Однако на фоне безмятежного осеннего пейзажа, когда природа уже готовится к зимней спячке, автор видит несжатую полосу пшеницы и отмечает, что «грустную думу наводит она». Действительно, трудно представить себе, что крестьянин, вложивший столько труда, чтобы получить урожай, от которого напрямую зависит его жизнь, мог бы так пренебрежительно отнестись к хлебу. Тем более, что зерно уродилось на славу, и теперь вынуждено стать добычей ветра, птиц и диких животных. Используя прием одушевления неживых предметов, автор от лица неубранной пшеницы задает вопрос: «Где же наш пахарь? Чего еще ждет?».

Однако вездесущий ветер приносит отяжелевшим колосьям неутешительный ответ, рассказывая печальную историю крестьянина, который не в состоянии убрать урожай из-за болезни. «Знал, для чего и пахал он, и сеял», - отмечает поэт, но при этом подчеркивает, что вряд ли рачительному хозяину, который знает цену своему труду, удастся пожать его плоды. А это означает, что крестьянина ждет неминуемая голодная смерть, и никто не придет ему на помощь, потому что у большинства семей – точно такие же проблемы, среди которых голод и болезни занимают одно из первых мест.

Передав слово пшенице и ветру, Некрасов попытался абстрагироваться от увиденной картины и оценить ее максимально беспристрастно. Ведь единственным объяснением тому, что кто-то из крестьян не убрал урожай, является тяжелая болезнь. Однако самое печальное в этой ситуации то, что подобное никого не удивляет и не вызывает сочувствия – люди, по мнению поэта, настолько привыкли к смерти, что попросту ее не замечают. И эта покорность судьбе вызывает чувство досады у Некрасова, который убежден, что по праву своего рождения человек является свободным, поэтому должен строить свою жизнь так, чтобы она не зависела от обстоятельств.

Исключительной выразительностью отличается шедевр Некрасова «Несжатая полоса» (1854), знакомый вам с детства. Давайте проведем его анализ.

Стихотворение «Несжатая полоса» Некрасова получило разные истолкования. Его воспринимали как аллегорию с намёком на Николая I, приведшего в годы Крымской войны страну к военной катастрофе («не по силам работу затеял»). На стихотворение смотрели как на политический памфлет, в котором под видом пахаря показан народ России, изнемогающий под николаевским гнётом. В произведении этом прочитывали «грустную драму разбитой жизни» человека, рвущегося на вольный простор жизни (В. В. Крестовский). В «Несжатой полосе» старались увидеть рассказ о личной судьбе самого поэта, тяжело болевшего в 1853 году. На этом автобиографизме настаивали К. И. Чуковский и Н. Л. Степанов. Думается, однако, что это неоправданные толкования, либо слишком расширительные, либо непомерно суживающие смысл произведения. На самом деле в нем, прежде всего, содержится непосредственное изображение неубранной полосы на пашне и горестной судьбы крестьянина.

Анализируемое стихотворение «Несжатая полоса» Некрасова начинается с предельно сжатых, коротких предложений, которые призваны запечатлеть печальную картину, наводящую печальную думу:

Поздняя осень. Грачи улетели.

Лес обнажился, поля опустели.

Только не сжата полоска одна...

Грустную думу наводит она.

Одно за другим следуют рифмованные двустишия, дистихи, одинокие, как эти колосья на несжатой полоске. Зачин стихотворения, вероятно, был навеян началом народной песни «Полоса ль моя, да полосонька. Полоса ль моя, да непаханая». Далее в грустную думу Некрасова вводится драматизированный текст: развёрнутый монолог-шепот колосьев и ответ ветра, столь же печальный, как и ропот полоски. Эта драматизированная часть стихотворения, заставляя вспомнить роковой ропот лермонтовских трёх пальм, передаёт драматизм самой действительности. Тоскливую песню олицетворенных поэтом колосьев, чьи падающие зёрна похожи на горькие слёзы, усиливают некрасовские анафоры: «скучно... скучно» (припомним начало стихотворения «В дороге»), «или... или», а также скорбные вопросы и восклицания, перечисления и недоговоренности. Голос ветра, отвечающий колосьям, сливается с голосом поэта, отчего здесь появляются «сострадательные», ласково-участливые выражения:

Вашему пахарю моченьки нет.

Плохо бедняге — не ест и не пьёт,

Червь ему сердце больное сосёт.

Пахарь-крестьянин поражен болезнью, сломлен непосильным трудом. И потому ответ ветра назван «печальным», а песня пахаря — «заунывной». Это характерные для лирики Некрасова определения. Эмоциональные краски этих голосов (ветра и пахаря) сливаются в единую песню о сеятеле, столь значительную и устойчивую в поэзии Некрасова. Возвышенные начала в обрисовке крестьянина («очи») соседствуют с приземленными («червь») и непоэтическими словами в ряде сравнений: руки «высохли в щепку», «повисли, как плети». Живое превращается в мёртвое, безжизненное («очи потухли и голос пропал»). Настоящее время («ветер несёт», «не ест и не пьёт») естественно и закономерно переходит во время прошедшее: «пропал», «певал», «задумчиво шёл». Слова с ласкательными суффиксами передают сострадание автора к умирающему пахарю («полоска», «моченьки»). Грустное чувство его и «печаль полей» передаёт и размер — «раскачивающийся» дактиль, отдаленно напоминающий волнения колосьев.

Николай Некрасов вырос в дворянской семье, однако его детство прошло в родовом имении Ярославской губернии, где будущий поэт рос вместе с крестьянскими детьми. Жестокость отца, который не только бил крепостных, но и поднимал руку на домочадцев, на всю жизнь оставила глубокий след в душе поэта, который в собственном доме был таким же бесправным, как и крепостные крестьяне. Поэтому Некрасов не только сочувствовал представителям низших сословий общества, но и в своем творчестве постоянно обращался к их проблемам, пытаясь показать жизнь крестьян без прикрас.

Некрасов очень рано покинул родительский дом, однако ни на мгновение не забывал о том, что ему довелось увидеть и пережить в детские годы. Спустя четверть века, в 1854 году, поэт написал стихотворение “Несжатая полоса”, в котором вновь затронул тему крепостничества. Автор этого произведения, которому суждено будет впоследствии стать хрестоматийным, искренне считал, что если крестьяне получат свободу, то смогут построить свою жизнь так, чтобы не испытывать голода и нужды. Однако поэт глубоко ошибался, так как отмена крепостного

права на бумаге загнала простых людей еще в большую кабалу, так как лишила их самого ценного в жизни – земли.

“Несжатая полоска” – это стихотворение, которое раскрывает, насколько важным в то время для обычного крестьянина являлось землепашество. Это был единственный источник его благосостояния, и именно от урожая зависело, будет ли зимой крестьянская семья с хлебом, или же ей придется голодать. Но далеко не всегда хороший урожай являлся залогом благополучия, и это очень ярко сумел передать в своем произведении поэт.

“Поздняя осень, грачи улетели” – эти строки, известные каждому школьнику, создают умиротворенную и почти идиллическую картину. Однако на фоне безмятежного осеннего пейзажа, когда природа уже готовится к зимней спячке, автор видит несжатую полосу пшеницы и отмечает, что “грустную думу наводит она”. Действительно, трудно представить себе, что крестьянин, вложивший столько труда, чтобы получить урожай, от которого напрямую зависит его жизнь, мог бы так пренебрежительно отнестись к хлебу. Тем более, что зерно уродилось на славу, и теперь вынуждено стать добычей ветра, птиц и диких животных. Используя прием одушевления неживых предметов, автор от лица неубранной пшеницы задает вопрос: “Где же наш пахарь? Чего еще ждет?”.

Однако вездесущий ветер приносит отяжелевшим колосьям неутешительный ответ, рассказывая печальную историю крестьянина, который не в состоянии убрать урожай из-за болезни. “Знал, для чего и пахал он, и сеял”, – отмечает поэт, но при этом подчеркивает, что вряд ли рачительному хозяину, который знает цену своему труду, удастся пожать его плоды. А это означает, что крестьянина ждет неминуемая голодная смерть, и никто не придет ему на помощь, потому что у большинства семей – точно такие же проблемы, среди которых голод и болезни занимают одно из первых мест.

Передав слово пшенице и ветру, Некрасов попытался абстрагироваться от увиденной картины и оценить ее максимально беспристрастно. Ведь единственным объяснением тому, что кто-то из крестьян не убрал урожай, является тяжелая болезнь. Однако самое печальное в этой ситуации то, что подобное никого не удивляет и не вызывает сочувствия – люди, по мнению поэта, настолько привыкли к смерти, что попросту ее не замечают. И эта покорность судьбе вызывает чувство досады у Некрасова, убежден, что по праву своего рождения человек является свободным, поэтому должен строить свою жизнь так, чтобы она не зависела от обстоятельств.


Другие работы по этой теме:

  1. “Несжатая полоса” (1855). В стихотворении поэт создает образ измученного, изможденного постоянной работой тружени­ка, который, имея клочок собственной земли, не в состоянии со­брать скудный, но необходимый...
  2. “Урожай”. Лирическое произведение относится к ранней лирике Твардовского. В стихотворении выразилась любовь к родному краю, к землякам, к простому крестьянскому труду: Под овсяный говор нивы...
  3. Николай Некрасов вошел в историю русской поэзии как поэт с четко выраженной гражданской позицией, выступающий за равенство и свободу людей вне зависимости их социального статуса....