В какой семье рос иван захарович суриков. Краткая биография сурикова василия ивановича самое главное

Иван Захарович Суриков - одаренный поэт-самоучка, выдающийся представитель самобытной плеяды поэтов-самородков (таких как Тарусин, Дерунов, Раззоренов), вышедших из народных масс и развивавшихся на русской земле в пореформенную эпоху, а точнее говоря, в ее первое десятилетие.

Тяжелые жизненные условия поспособствовали преждевременной смерти поэта. Он не успел в полной мере проявить свой талант.

Биография Сурикова берет свое начало с 1841 года. В небольшой деревне Новоселово, Юхтинская волость, Углицкий уезд, Ярославской губернии 25 марта родился будущий поэт. Его отцом был оброчный крестьянин - он проживал в Москве, куда еще в молодости подался на заработки, и где пребывал на побегушках. Он был назначен приказчиком «по овощной части», а спустя некоторое время открыл собственную лавочку. Отец Сурикова редко навещал жену с детьми.


Иван СуриковБудущий поэт рос тихим, слабым и болезненным мальчиком. До 9 лет Иван жил в маленькой деревушке, которая оставила на всю жизнь в нем неизгладимый отпечаток своим мирным и простым укладом, красотами, - в будущем, в стихотворениях поэта часто будут встречаться деревенские мотивы.

1849 год - Иван с матерью переезжает в Москву к отцу. Шумная городская жизнь, характеризующаяся отсутствием простора, отравленным и удушливым воздухом, произвела негативное впечатление на Ивана. Он еще больше «закрылся» в себе, стал тихим и запуганным.

В 10 лет его отдали для обучения грамоте двум пожилым дамам давнего купеческого рода, который разорился. Одна из сестер Финогеновых выучила Сурикова чтению, письму, церковной и гражданской азбуке, а другая, более религиозная женщина, поведала о бытии святых, подвижников. Сказания оказали на ребенка настолько сильное влияние, что мальчик иногда грезил о спасении души и предавался мечтам об иночестве.

Иван, как и любая даровитая личность, едва обучившись грамоте, с жадностью принялся читать разнообразные книги - сказки, романы, путешествия. Он прочитал басни Дмитриева, романы Мерзлякова и даже песни Цыганкова. При знакомстве со стихотворениями будущий поэт (по собственному признанию) ощутил необъяснимую тягу к поэзии. Суриков привык изучать грамоту «на старинный лад» (нараспев). Он не читал стихи, а распевал. На долгие годы осталась данная привычка у Ивана Захаровича, пригодившаяся стихотворцу на начальном этапе пути: Суриков долгое время проверял размер стихов с помощью пения. Только после знакомства с теорией стихосложения поэт оставил подобный «натуральный» метод проверки правильного написания стихотворений.

В одном доме с Иваном Захаровичем проживал мелкий чиновник Ксенофонт Добротворский - «отставной семинарист». С виду хмурый пессимист и неудачник, но по натуре добрейшей души человек, он обладал недурным собранием книжонок. Он то и пристрастил еще более Сурикова к чтению.

Когда мальчик подрос, отец поспешил засадить его за овощной прилавок, чтобы он был полезен в торговле. Суриков старший хотел искоренить склонность сына к чтению и предотвратить дальнейшие знакомства с интеллигентными лицами у Добротворского.



Гнет строгого отца тяжелым образом сказывался на Сурикове, но он не спешил бросать свое любимое дело и украдкой читал урывками все, что попадалось под руку. Вскоре его смутное влечение к поэзии выразилось в виде стихотворения, сочиненного под сильным впечатлением от пожара, произошедшего в их жилище. Добротворский прочитав первое творение Сурикова, сказал: «Дерзай юноша!». Окрыленный похвалой из уст непогрешимого, по мнению начинающего поэта человека, Иван написал следом ряд пьес.

В сохраненных произведениях талантливого автора уже тогда прослеживался талант, светились неподдельные чувства, излучалась теплота, несмотря на, казалось бы, незрелость творений. Юный возраст давал о себе знать - сочинительства Сурикова обладали некоторыми недостатками - неточность образов, отсутствие пластичности и простоты, подражание, в редких случаях манерность. Чрезвычайно сложно было работать над недостатками и усовершенствовать стиль, живя в условиях постоянного гнета отца. Малообразованный юнец врожденным поэтическим инстинктом чувствовал недочеты своих творений, но, к сожалению, не имел ясных представлений в данном вопросе.

1857 - Сурикову исполнилось 16 лет. Из сочиненных им произведений образовалась довольно-таки объемистая тетрадка. По совету друзей Иван отнес свои сочинения с рекомендательным письмом профессора Рулье К.Ф. к одному русскому поэту. И тот принял теплое участие в судьбе будущего поэта, указав на имеющиеся недостатки, и дав советы как избежать ошибок в будущем. Но другой поэт нелицеприятно отозвался о творениях Сурикова. Это был резкий, безжалостный отзыв, который не мог не отразиться на несформировавшемся молодом таланте. Однако такая реакция на его произведения не сломила юного поэта, он не забросил занятий, а наоборот стал относиться намного строже и серьезнее к своему творчеству. Суриков начал трудиться над обрабатыванием формы стиха, над звучностью, краткостью и плавностью стихотворений.


Упорный труд со временем привел поэта к художеству образов и простоте. Данный жизненный период Ивана совпал с расцветом торговли у отца, открывшего дополнительную лавку значительно крупнее первой. Суриков хоть и просиживал много времени за прилавком, но все же находил свободные часы для занятия любимым делом. Вскоре его отец, возбужденный успехом, и мечтавший незамедлительно разбогатеть, начал играть на скачках; дела при этом приняли нехороший оборот. Чтобы забыться, Суриков старший стал пить, и это его разорило окончательно и бесповоротно. Сначала закрыли большую лавку, затем малую. Отец уехал обратно в деревушку, а Суриков вынужден был стать подручным у своего дяди, капризного и придирчивого старика, имевшего также овощную лавку. У брата отца жизнь протекала гораздо хуже, чем прежде - Сурикову приходилось ежедневно заметать лавку, обслуживать покупателей, осуществлять развозку товаров на тачке.

В сложные времена Иван забросил любимое чтение и был вынужден прекратить совершенствовать собственное дарование. Жизнь у дяди становилась все невыносимее, поэтому Суриков принял решение продать небольшие пожитки и, собрав небольшую сумму, снять маленькое помещение за 10 рублей на Тверской. Вместе с матерью они скупали и продавали лом, медь, железо и тряпье. Торговля шла довольно бойко в особенности при продаже древесного угля, а затем и каменного.

1860 год - знаменательная дата. Иван Захарович Суриков женился на сиротке Ермаковой. Супруги прожили счастливо до конца своих дней.

Самостоятельность Ивана позволила ему вернуться к своему любимому занятию. В этот период он знакомится с поэтом Плещеевым, который признал в опытах молодого поэта зачатки истинного таланта, отнесся к Сурикову сочувственно и предложил ему дальнейшее сотрудничество и посоветовал далее самообразовываться.

Плещеев передал самые удачные произведения Ф.Б. Миллеру - редактору «Развлечения». Первое стихотворение опубликовали в 1863 в этом журнале. Воодушевленный успехом, Иван Захарович намного строже стал относиться к собственным творениям. При участии Плещеева он усердно работал над преображением стиха и формы.



Стихотворение Ивана Захаровича Сурикова - ТОНКАЯ РЯБИНА...
"Что шумишь, качаясь,
Тонкая рябина,
Низко наклоняясь
Головою к тыну?"
- "С ветром речь веду я
О своей невзгоде,
Что одна расту я
В этом огороде.
Грустно, сиротинка,
Я стою, качаюсь,
Что к земле былинка,
К тыну нагибаюсь.
Там, за тыном, в поле,
Над рекой глубокой,
На просторе, в воле,
Дуб растет высокий.
Как бы я желала
К дубу перебраться;
Я б тогда не стала
Гнуться да качаться.
Близко бы ветвями
Я к нему прижалась
И с его листами
День и ночь шепталась.
Нет, нельзя рябинке
К дубу перебраться!
Знать, мне, сиротинке,
Век одной качаться".
1864

Со временем сложная жизнь Ивана Захаровича Сурикова стала налаживаться. Но поэта ожидал удар судьбы - смерть матери. Вскоре отец приехал из деревни и поселился у сына, ведя нетрезвую жизнь. Суриков старший женился на раскольнице, оказавшейся сварливой женщиной с тяжелым характером. Ивану пришлось уйти от отца вместе с женой. С этого момента началась тяжелая жизнь, полная лишений, страданий и скитаний в сопровождении с постоянными поисками работы. Поэт испробовал множество профессий - переписчик, ученик в типографии. Он возвращался в качестве подручного к своему дяде. Проработав несколько дней в типографии, Иван заболел и слег.

В связи с неимоверной нуждой семья Суриковых вынуждена была распродать и заложить все. Жизненные обстоятельства настолько были тяжелыми, что Суриков, оправившись немного от болезни, подумывал даже о самоубийстве. Мачеха Ивана, обобравши его отца, ушла, и тогда поэт вновь поселился у отца, и принялся за торговлю и сочинительство.

Произведения одаренного автора стали появляться в журналах: «Воскресный досуг», «Развлечения», «Иллюстрированная Газета». За пройденный жизненный этап талант Сурикова покрепчал, принял определенное направление. Известность даровитого поэта значительно возросла, но печатали автора не всегда охотно. По этому поводу Суриков писал И.Г. Воронину в 1872:

«Если бы я поведал тебе все мои литературные неудачи, ты бы, наверное, сказал: как тебя угораздило не пасть до сих пор духом и вынести все тяжбы и горести?.. Да вот как-то устоял же... Только робкий человек остается сидеть дома».

В 1870 одно из стихотворений Ивана Захаровича напечатали в «Деле». С этих самых пор Сурикова, поощряемого издателем Благосветловым, стали часто печатать.

1871 знаменуется выходом в свет первого собрания стихотворений Сурикова.

Иван Захарович Суриков, являясь поэтом-самоучкой, искренне и сочувственно относился к самородкам, вышедшим из народа и гибнущим под тяжестью невыносимых житейских условий. Для поднятия их духа и веры в себя поэт, посредством публикации, призывал поэтов-страдальцев сгруппироваться и выпустить свой сборник. Множество авторов ответили на призыв Сурикова. И главный поэт-самоучка организовал кружок членами, которого стали Дерунов, Кондратьев, Тарусин, Григорьев, Раззоренов, Козырев, Радиенов и другие.

В 1872 полный энергии, оживления и обмена мыслей - кружок издал свой первый альманах под названием «Рассвет». Это были лучшие годы Сурикова. Он написал за этот период целый ряд былин, поэм и сказаний: «Богатырская жена», «Садко» (1872), «Василько», «Казнь Стеньки Разина», «Канут Великий», «Удалой» и «Правеж». Бесценное наследие для будущих поколений было пополнено стихотворениями для детей, характеризующимися простыми образами, теплом и свежестью. Его творения печатались в «Семье и Школе», «Детском Чтении», «Сборниках А.Н. Якоби, «Воспитании и Обучении».



Небольшие картины природы прекрасно поддаются Ивану Захаровичу, описанные в стихах: «На берегу», «В воздухе смолкает», «На дороге», «На одре», «Весной», «На чужбине». Также стихотворения «От деревьев тени», «Ночью», «Помнишь: были годы», «Сон и пробужденье» и «У могилы матери».

«...Грустны песни мои, как осенние дни: звуки их - шум дождя, за окном ветра вой. То рыданья души, то стоны в груди больной».

В 1875 увидело свет 2 издание «Сборника стихотворений» Сурикова, которое довольно быстро разошлось. О поэте заговорили критики, не всегда сочувственно, но вполне серьезно. Они признали в Сурикове несомненный талант. «Общество любителей русской словесности» в Москве выбрало Ивана Захаровича в свои члены.

С 1879 у Ивана Захаровича начала развиваться чахотка.

В 1877 вышло третье издание произведений у Солдатенкова. За вырученные средства весной 1878 по совету врачей Иван Захарович отправился лечиться в кумысолечебное учреждение в Самарских степях.

1879 - поэт проживает в Крыму с целью излечения. Но как, оказалось, было слишком поздно - болезнь начала прогрессировать, и дни талантливого автора были сочтены.

24 апреля 1880 года Иван Захарович Суриков умер. На этом заканчивается биография талантливейшего стихотворца. Похоронен поэт в Москве на Пятницком кладбище.

В 1910 году, в Москве и других регионах, литературными обществами отмечалась дата 30-летия со дня смерти Сурикова. На могиле поэта был воздвигнут памятник.

Стихи Сурикова пережили 4 издания. Последняя публикация была самой лучшей (1885), в нее помещен расширенный биографический очерк жизни Ивана Захаровича, написанный

Иван Захарович Суриков (1841-1880) - русский поэт-самоучка, яркий представитель «крестьянской» поэзии, родился в деревне Новоселово Ярославской губернии. До достижения девятилетнего возраста мальчик рос практически без отца, и только в 1849 году Иван с матерью переезжают в Москву к главе семейства.

Иван рос тихим и болезненным мальчиком, спокойствие деревенского уклада жизни, чистый воздух и красота окрестных пейзажей шли на пользу душевному и телесному здоровью мальчика. Переезд в Москву неблагоприятно подействовал на состояние ребенка, он стал больше болеть и еще более замкнулся в себе. По приезду в столицу, родители отдали Ивана учиться грамоте к сестрам Финогеновым. Помимо обычного чтения и письма они давали мальчику уроки Закона Божьего и церковнославянского языка. Благодаря полученным навыкам, Иван быстро пристрастился к чтению, он запоем читал всю литературу, предлагаемую ему учителями и соседями. Когда мальчик впервые взял в руки сборник стихов (это были басни Дмитриева), он ощутил интерес и влечение к поэзии. К сожалению, отец не разделял увлечений будущего поэта и сделал его торговцем в своей овощной лавке.

Несмотря на отсутствие поддержки, непреодолимая любовь к чтению и стихосложению дала свои плоды - Иван написал свое первое стихотворение, и к 1857 году в его тетради появилось целое собрание любительских, но при этом очень талантливых стихотворных опусов. Не все поэты, ознакомившиеся с творчеством Сурикова, давали ему хвалебные рецензии, но критика отнюдь не угнетала юношу, он с упоением продолжал совершенствоваться в своем поэтическом мастерстве.

Вскоре в семью Суриковых пришла беда - глава семейства разорился и запил. Иван вынужден был устроиться на тяжелую работу к своему дяде. Времени на творчество не оставалось совсем. Не выдержав тягот наемного труда, Иван с матерью продают оставшееся имущество, снимают крохотную квартиру и начинают заниматься покупкой и продажей лома и угля.

Поправив свое материальное положение, Суриков возвращается к своим любимым занятиям - чтению и поэтическому творчеству. Знакомство с известным поэтом Плещеевым дало толчок к дальнейшему саморазвитию молодого человека. В 1863 году одно из стихотворений Сурикова было опубликовано в известном журнале Миллера «Развлечения».

Годы лишений

После скоропостижной смерти матери к Сурикову возвращается сильно пьющий отец со сварливой мачехой, и Иван, не выдержав жуткой обстановки в собственном доме, становится скитальцем, постоянно прозябающим в поисках хоть какой-нибудь работы. Вскоре пьесы Сурикова начали печатать в журналах «Иллюстрированная газета», «Семья и школа», «Развлечения», «Воскресный досуг» - известность поэта начала расти наряду с его поэтическим мастерством. В 1871 году выходит его первый поэтический сборник, включающий 54 произведения. Через несколько лет поэт становится членом Общества любителей российской словесности.

Будучи сам самоучкой, Иван решает поддержать своих собратьев на поприще поэзии - поэтов-любителей, выходцев их простого народа. Общими усилиями они создали литературно-музыкальный кружок и издали альманах «Рассвет». Несколько гениальных стихотворений были положены на музыку («Степь, да степь кругом», «Дубинушка»), а к одному из них обратился сам Чайковский (« Я ли в поле да не травушка была»).

1875 год ознаменовался для Сурикова выходом 2-го сборника его сочинений. Это был апофеоз поэтической карьеры талантливого литератора. Тяжелый труд и полная тягостных лишений жизнь подорвали и без того хрупкое здоровье Ивана Захаровича. Несмотря на лечение, организованное на деньги, которые были выручены от издания 3-го сборника стихотворений, 24 апреля 1884 года Иван Суриков умирает от чахотки.

Суриков родился 25 марта (6 апреля) 1841(18410406) в деревне Новосёлово Угличского уезда Ярославской губернии в семье оброчного крепостного графа Шереметева Захара Андреевича Сурикова (ум. 1881). Некоторое время жил в деревне, затем весной 1849 года вместе с матерью переехал в Москву, где его отец работал приказчиком в мелочной лавке. Мальчик помогал отцу в работе, параллельно обучился грамоте, много читал - поначалу в основном жития святых (по которым его учили). Очень рано начал писать стихи, но его первые поэтические опыты не дошли до нас - автор уничтожил их.

В начале 1860-х годов поэт А. Н. Плещеев помог молодому Сурикову опубликовать стихи в журнале «Развлечение», затем последовали публикации в таких изданиях, как «Воскресный досуг», «Иллюстрированная газета», «Дело», «Отечественные записки», «Семья и школа», «Воспитание и обучение».

В 1860 году Суриков женился на бедной девушке-сироте М. Н. Ермаковой.

В середине 1860-х годов Суриков порывает с работой в лавке отца, который к тому времени вступил во второй брак. Молодой поэт начинает работать переписчиком бумаг и типографскским наборщиком, но не добивается успеха и оказывается вынужденным вернуться к отцу, чтобы снова заняться торговлей.

В 1871 году у Сурикова выходит первый собственный поэтический сборник. Спустя несколько лет его избирают членом Общества любителей российской словесности. В эти же годы Суриков организует литературно-музыкальный кружок, цель которого - помогать писателям и поэтам из народа, прежде всего крестьянам.

Поэт умер в Москве от чахотки 24 апреля (6 мая) 1880, в бедности. Похоронен на Пятницком кладбище.

Сочинения

  • «Доля бедняка»
  • «Казнь Стеньки Разина»
  • «Горе», 1872
  • «Покойник», 1875
  • «Утро»
  • «Нужда», 1864
  • «Осень… Дождик ведром…», 1866
  • «Безработный», 1871
  • «В остроге», 1875
  • «У могилы матери», 1865
  • «Умирающая швейка», 1875
  • «Тихо тощая лошадка», 1864

Издания

  • Стихотворения И. З. Сурикова. М., 1877
  • Стихотворения. М., 1881;
  • Стихотворения. М., 1884;
  • Песни. Былины. Лирика. Письма. М., 1927;
  • Собр. стихотв. Л., 1951;
  • И. 3. Суриков и поэты-суриковцы. М.; Л., 1966.

Библиография

  • Яцимирский А. И. Первый кружок писателей «из народа» // Исторический вестник. 1910, кн. 4;
  • Брусянин В. Поэты-крестьяне: Суриков и Дрожжин. Пг., 1915;
  • Друг народа. 1916. № 1;
  • Прямков А. Встречи моего современника. Писатели из народа. Ярославль, 1958;
  • Ерзинкян Е. В. Художественное мастерство И. З. Сурикова, «Труды Кутаисского педагогического института», 1957,т. 17;
  • Лосев П. Песни поэта. И. З. Суриков, Ярославль, 1966;
  • Щуров И. Поэт из народа, «В мире книг», 1966, № 4.
  • Третьякова Т. А. К биографии И. З. Сурикова // Отечественные архивы. 2001. № 5. С. 98.

Суриков (Иван Захарович) - даровитый поэт-самоучка (1841 - 1880). Родился в деревне Новосёлово, Углицкого уезда, Ярославской губернии; сын оброчного крестьянина, служившего приказчиком в Москве, а затем открывшего собственную овощную лавку. Сын его был отдан на десятом году для обучения грамоте к двум пожилым девушкам из разоренного купеческого рода - Финогеновым. Они ввели своего ученика в область житий святых "подвижников", так что он порой мечтал об иночестве, о спасении души в лесных дебрях или в тихой матери-пустыне. Он выучил также несколько романсов Мерзлякова, песен Цыганкова, басен Дмитриева.

Привыкнув учиться грамоте на распев, мальчик распевал и эти стихи и смутно почувствовал влечение к поэзии. Манера читать стихи на распев осталась у него на всю жизнь, и когда он сам начал творить, то долго проверял размер стихов пением, пока не усвоил окончательно теорию стихосложения.

К чтению еще более приохотил Сурикова живший в одном доме с ним мелкий чиновник, бывший семинарист, Добротворский, имевший много книг. Как только отец заметил, что сын может быть полезен ему в торговле, он поспешил поставить его за прилавок и вместе с тем вооружился против излишней, по его мнению, склонности сына к книжной мудрости. Несмотря на строгости отца, Суриков не только продолжал усиленно читать всевозможные книги, но, под сильным впечатлением пожара, случившегося в их доме, написал свое первое стихотворение, одобренное Добротворским. За этим опытом последовал целый ряд пьес, которые Суриков писал преимущественно в форме песен.

Под строгим надзором отца Сурикову жилось плохо, особенно, когда дела отца пошатнулись, и он стал выпивать. В 1860 г. Сурикову сосватали невесту по сердцу, с которой он обвенчался и жил счастливо до конца жизни. Вместе с тем ему удалось познакомиться с А.Н. Плещеевым, который, признав в опытах Сурикова следы таланта, поощрил его к дальнейшему творчеству и передал несколько его стихотворений Ф.Б. Миллеру, редактору "Развлечения". Первая пьеса Сурикова появилась в печати в 1863 г. Успех окрылил поэта, строже, с тех пор, относившегося к своим произведениям и, при теплом участии Плещеева, все более совершенствовавшегося в форме. Между тем дела отца приняли окончательно дурной оборот, к тому же он вступил во второй брак с раскольницей; Сурикову пришлось уйти от отца, служить в лавочке дяди, быть наборщиком, торговать углем и железом. Это довольно скоро подорвало его здоровье и силы и ярко отразилось на его творчестве. Все пережитое им он сумел выразить в простых, прочувствованных стихах, то оплакивая невеселую крестьянскую долю, то скорбя о погибших в жизненной борьбе силах, об узниках, об униженных и оскорбленных, то мучаясь людским бессильем вообще и своим в частности.

Настоящий, непосредственный лирик, Суриков проявляет много искренности и задушевности там, где дело касается той среды, из которой он вышел, впечатлений детства и юности, любви к матери, которую он обожал. Вне этого Суриков впадает в риторику, перестает быть самим собой, подражает Кольцову, Некрасову, Никитину, Михайлову-Шеллеру.

У Сурикова есть прекрасные картины природы ("В воздухе смолкает", "На одре", "На чужбине", "От деревьев тени", "Сон и пробуждение", "Помнишь: были годы", "У могилы матери", и др.). Характер своей поэзии Суриков определяет в следующем восьмистишии: "Мне доставались нелегко моей души больные звуки, страдал я сердцем глубоко, когда слагалась песня муки. Я в песне жил не головой, а жил скорбящей душой, - и оттого мой стон больной звучит тяжелою тоской". В другом стихотворении он говорит, что его песни грустны, "как осенние дни. Звуки их - шум дождя, за окном ветра вой: то рыданья души, стоны груди больной".

С начала семидесятых годов стихотворения Сурикова стали появляться в "Деле" и "Вестнике Европы". В 1871 г. вышел первый небольшой сборник его стихотворений. Московское общество любителей российской словесности избрало его в свои члены. Но дни поэта были сочтены; он медленно таял, ему не помогло пребывание на востоке России в кумысо-лечебном заведении, и он скончался от чахотки. Стихотворения Сурикова выдержали 4 издания. Лучшее из них последнее, где помещен и подробный биографический очерк поэта, написанный другом его, Н.А. Соловьевым-Несмеловым (Москва, 1885). П. Быков.

Ива́н Заха́рович Су́риков (25 марта [6 апреля ] ) - 24 апреля [6 мая ] ) - русский поэт-самоучка, представитель «крестьянского» направления в русской литературе. Автор хрестоматийного стихотворения . Другое его стихотворение, в народной переработке стало популярнейшей песней « ». На его стихи П.И.Чайковский написал романс «Я ли в поле да ни травушка была ».

Биография

В 1860 году Суриков женился на бедной девушке-сироте М. Н. Ермаковой.

В середине 1860-х годов Суриков порывает с работой в лавке отца, который к тому времени вступил во второй брак. Молодой поэт начинает работать переписчиком бумаг и типографским наборщиком, но не добивается успеха и оказывается вынужденным вернуться к отцу, чтобы снова заняться торговлей.

В 1871 году у Сурикова выходит первый собственный поэтический сборник. Спустя несколько лет его избирают членом Общества любителей российской словесности. В эти же годы Суриков организует литературно-музыкальный кружок , цель которого - помогать писателям и поэтам из народа, прежде всего крестьянам.

Известные произведения

  • «Доля бедняка», 1875
  • «Казнь Стеньки Разина»
  • «Утро»
  • «Нужда», 1864
  • «Осень… Дождик ведром…», 1866
  • «Безработный», 1871
  • «Горе», 1872
  • «В остроге», 1874
  • «Покойник», 1875
  • «У могилы матери», 1865
  • «Умирающая швейка», 1875
  • «Тихо тощая лошадка», 1864

Издания

  • Стихотворения И. З. Сурикова. М., 1877
  • Стихотворения. М., 1881;
  • Стихотворения. М., 1884;
  • Стихотворения. П., 1919;
  • Песни. Былины. Лирика. Письма. М., 1927;
  • Собр. стихотв. Л., 1951;
  • И. 3. Суриков и поэты-суриковцы. М.; Л., 1966.

Библиография

  • Яцимирский А. И. Первый кружок писателей «из народа» // Исторический вестник. 1910, кн. 4;
  • Брусянин В. В. Поэты-крестьяне: Суриков и Дрожжин. Пг., 1915;
  • Друг народа. 1916. № 1;
  • Прямков А. Встречи моего современника. Писатели из народа. Ярославль, 1958;
  • Ерзинкян Е. В. Художественное мастерство И. З. Сурикова, «Труды Кутаисского педагогического института», 1957,т. 17;
  • Лосев П. Песни поэта. И. З. Суриков, Ярославль, 1966;
  • Щуров И. Поэт из народа, «В мире книг», 1966, № 4.
  • Третьякова Т. А. К биографии И. З. Сурикова // Отечественные архивы. 2001. № 5. С. 98.

Напишите отзыв о статье "Суриков, Иван Захарович"

Ссылки

Примечания

Отрывок, характеризующий Суриков, Иван Захарович

Багратион в карете подъезжает к дому, занимаемому Барклаем. Барклай надевает шарф, выходит навстречу v рапортует старшему чином Багратиону. Багратион, в борьбе великодушия, несмотря на старшинство чина, подчиняется Барклаю; но, подчинившись, еще меньше соглашается с ним. Багратион лично, по приказанию государя, доносит ему. Он пишет Аракчееву: «Воля государя моего, я никак вместе с министром (Барклаем) не могу. Ради бога, пошлите меня куда нибудь хотя полком командовать, а здесь быть не могу; и вся главная квартира немцами наполнена, так что русскому жить невозможно, и толку никакого нет. Я думал, истинно служу государю и отечеству, а на поверку выходит, что я служу Барклаю. Признаюсь, не хочу». Рой Браницких, Винцингероде и тому подобных еще больше отравляет сношения главнокомандующих, и выходит еще меньше единства. Сбираются атаковать французов перед Смоленском. Посылается генерал для осмотра позиции. Генерал этот, ненавидя Барклая, едет к приятелю, корпусному командиру, и, просидев у него день, возвращается к Барклаю и осуждает по всем пунктам будущее поле сражения, которого он не видал.
Пока происходят споры и интриги о будущем поле сражения, пока мы отыскиваем французов, ошибившись в их месте нахождения, французы натыкаются на дивизию Неверовского и подходят к самым стенам Смоленска.
Надо принять неожиданное сражение в Смоленске, чтобы спасти свои сообщения. Сражение дается. Убиваются тысячи с той и с другой стороны.
Смоленск оставляется вопреки воле государя и всего народа. Но Смоленск сожжен самими жителями, обманутыми своим губернатором, и разоренные жители, показывая пример другим русским, едут в Москву, думая только о своих потерях и разжигая ненависть к врагу. Наполеон идет дальше, мы отступаем, и достигается то самое, что должно было победить Наполеона.

На другой день после отъезда сына князь Николай Андреич позвал к себе княжну Марью.
– Ну что, довольна теперь? – сказал он ей, – поссорила с сыном! Довольна? Тебе только и нужно было! Довольна?.. Мне это больно, больно. Я стар и слаб, и тебе этого хотелось. Ну радуйся, радуйся… – И после этого княжна Марья в продолжение недели не видала своего отца. Он был болен и не выходил из кабинета.
К удивлению своему, княжна Марья заметила, что за это время болезни старый князь так же не допускал к себе и m lle Bourienne. Один Тихон ходил за ним.
Через неделю князь вышел и начал опять прежнюю жизнь, с особенной деятельностью занимаясь постройками и садами и прекратив все прежние отношения с m lle Bourienne. Вид его и холодный тон с княжной Марьей как будто говорил ей: «Вот видишь, ты выдумала на меня налгала князю Андрею про отношения мои с этой француженкой и поссорила меня с ним; а ты видишь, что мне не нужны ни ты, ни француженка».
Одну половину дня княжна Марья проводила у Николушки, следя за его уроками, сама давала ему уроки русского языка и музыки, и разговаривая с Десалем; другую часть дня она проводила в своей половине с книгами, старухой няней и с божьими людьми, которые иногда с заднего крыльца приходили к ней.
О войне княжна Марья думала так, как думают о войне женщины. Она боялась за брата, который был там, ужасалась, не понимая ее, перед людской жестокостью, заставлявшей их убивать друг друга; но не понимала значения этой войны, казавшейся ей такою же, как и все прежние войны. Она не понимала значения этой войны, несмотря на то, что Десаль, ее постоянный собеседник, страстно интересовавшийся ходом войны, старался ей растолковать свои соображения, и несмотря на то, что приходившие к ней божьи люди все по своему с ужасом говорили о народных слухах про нашествие антихриста, и несмотря на то, что Жюли, теперь княгиня Друбецкая, опять вступившая с ней в переписку, писала ей из Москвы патриотические письма.
«Я вам пишу по русски, мой добрый друг, – писала Жюли, – потому что я имею ненависть ко всем французам, равно и к языку их, который я не могу слышать говорить… Мы в Москве все восторжены через энтузиазм к нашему обожаемому императору.
Бедный муж мой переносит труды и голод в жидовских корчмах; но новости, которые я имею, еще более воодушевляют меня.