Лес не рубят а щепки летят. Лес рубят — щепки летят

Каждая пословица и поговорка содержит в себе глубокий смысл. Не всегда они говорят о чём-то прямо. Их суть, как правило, раскрывается в иносказательной форме. В данной статье речь пойдет о пословице «Лес рубят - щепки летят». Значение этого высказывания не в том, что при рубке леса, как побочное явление, образуются щепки.

Смысл данной фразы намного более глубокий и мудрый. О нём мы и поговорим в нашей статье.

Значение схожей пословицы в книге Даля

Сложно точно сказать, когда появилось выражение «Лес рубят - щепки летят». Значение этого высказывания в первоначальном источнике было несколько другим. В печатном виде данная пословица впервые была замечена в книге Даля. Причем выглядела она немного иначе. В ней говорилось о том, что в лесу рубят деревья, а к нам долетают щепки. В связи с этим, и смысл её был иным. Он заключался в том, что людская молва и слухи разносят информацию о событиях, происходящих в самых отдаленных местах. Значение пословицы «Лес рубят - щепки летят» абсолютно в другом. Казалось бы, вроде речь идёт об одном и том же, просто выражение несколько перефразировано, а насколько сильно меняется общая суть высказывания.

Значение пословицы «Лес рубят - щепки летят»

О чём же говорится в пословице, обсуждаемой в нашей статье, и какой серьезный смысл заложен в этом мудром изречении? Значение пословицы «Лес рубят - щепки летят» не в людских слухах и молве. В этой пословице речь идёт, конечно же, и не о лесозаготовках. То, что при рубке леса летят щепки – этот факт не вызывает ни у кого сомнения. В данном изречении разговор ведется про человеческие судьбы и про неизбежные утраты.
Когда говорят «Лес рубят - щепки летят»? Значение пословицы кратко изложить мы попробуем. Суть в том, что в любых масштабных делах не обходится без ущерба и потерь. К сожалению, зачастую имеются и невинные человеческие жертвы. Обычно для достижения каких-либо великих целей средства не выбираются. На алтарь победы ложатся тысячи безвинных людей, а также затрачиваются колоссальные средства и ресурсы. Для примера: как невозможно срубить лес без щепок, так ни один государственный переворот, революция или война не обходится без человеческих жертв и материальных вложений.

Существует такое мнение, что смысл пословицы «Лес рубят - щепки летят» очень нравился И. В. Сталину.
Якобы он частенько использовал данное выражение в тех случаях, когда речь шла о решении важных государственных задач, например о построении социализма в стране. По его мнению, морально-этические соображения были неуместны в этом великом деле. Можно было и пожертвовать чем-то или кем-то во имя достижения столь архиважной цели. Однако достоверных источников, которые бы свидетельствовали о том, что И. В. Сталин произносил конкретно данную пословицу, нет.

А вот Ленин действительно имел в виду это выражение, когда публично высказывался на тему буржуазного общества. Фраза про рубку старого леса и каждой новой щепки явно свидетельствует о том, что Владимир Ильич был знаком с данной пословицей, вкладывал в свою речь смысл, который заключен в этом мудром высказывании. В те времена действительно шла великая «рубка леса». Те «щепки», которые летели при этом, и все события тех переломных дней вошли в историю народа, которую невозможно стереть и забыть.

Схожие по смыслу пословицы и поговорки

Значение пословицы «Лес рубят - щепки летят» очень точно характеризует многие процессы, происходящие в нашей жизни. Не только в русском языке есть такое выражение. В других странах также есть изречения, которые свидетельствуют о том факте, что в некоторых делах невозможно обойтись без потерь. Например, в английском языке есть пословица, которая звучит так: «Нельзя приготовить яичницу, не разбив яйца».
Как видно из данного выражения, его смысл перекликается с нашей пословицей. В ней также идет речь о неизбежных лишениях в определенных делах. В немецком языке тоже существует аналог русской пословицы. В ней говорится о том, что где режут дерево, там летит стружка.

Народная мудрость, передающаяся из поколения в поколение, не перестаёт удивлять, как чётко и точно в ней подмечены все явления, происходящие в жизни. Одним предложением можно охарактеризовать процессы, затрагивающие целые народы. Пословица, о которой шла речь в данной статье, никогда не устареет и не потеряет своей актуальности.

П одбирая пример, подробно раскрывающий толкование того или иного пословичного выражения, можно остановиться на абстрактном варианте. Но порой пословица настолько прочно связана с вполне опредёленным явлением, периодом или персоной, что становится своего рода своеобразным символом, рождающим у большого количества людей одинаковые ассоциации. В таких случаях, примеры к интерпретации народной мудрости просятся вполне конкретные.

«Лес рубят -щепки летят». Как и большинство пословиц, данный народный афоризм родился из бытового наблюдения. При рубке деревьев (леса) всегда откалываются тонкие древесные пластины, которые из-за интенсивных ударов топора разлетаются в разные стороны. Пословица построена на противоположности «большой -малый», которая служит ступенькой к истолкованию и расшифровки представленной аллегории. «Лес рубят -щепки летят» означает, что при работе над большим и важным делом почти всегда бывают потери, ошибки, просчёты. Несмотря на то, что таких жертв и издержек может быть чрезвычайно много, они все равно не являются достаточным поводом для прекращения основной грандиозной и значительной работы.

Выражение «Лес рубят…» в основном используют в качестве оправдания «побочных эффектов», не влияющих на суть дела, но иногда его употребляют в иных смыслах. Примечательно, что в словаре «Пословиц русского народа» Владимира Даля изречение встречается сразу в нескольких разделах -«Далекое -Близкое», «Молва -Слава» и «Грамота». При этом пословица может немного видоизменяться, но за основу толкования всех вариантов народного афоризма всегда берётся противопоставление «большой-маленький». Например, «В Питере лес рубят, а к нам щепки летят», «В лесу дрова рубят, а в мир щепки летят». В этих случаях говорится о простом народе, которому приходится расплачиваться за решения, принятые руководством того или иного значения.

Довольно часто подобные «решения» своих руководителей воспринимаются людьми как очередная причуда, так как они совершенно не отражают истинные чаяния коллектива, жителей глубинки и т.п. Эти же, а также другие версии рассматриваемого народного афоризма употребляют, когда говорят о каких-либо новостях, дошедших из центра до периферии. Следовательно, при такой интерпретации речения, «щепки » сравниваются не с ошибками и просчётами, а с письмами, слухом, вестями.

Русская пословица, рождённая обыденностью, в определённый период стала знаковой для своего народа, так как характеризовала уже не просто чье-то великое дело, а стиль государственного управления. Зачастую, известное изречение включают в перечень фраз и поговорок любимых Иосифом Сталиным. Точно неизвестно насколько часто прибегал и прибегал ли вообще руководитель огромной страны к данной пословице, но то, что именно при сталинском режиме у неё появился кровавый подтекст, это бесспорно. Так, она стала своего рода оправданием колоссальных человеческих потерь в мирное время. Как уже отмечалось выше, документальных подтверждений использования Сталиным пословицы пока нет, тем не менее в истории зафиксирован факт ссылки на аналог народного изречения одним из сподвижников «вождя». В 1932 году в статье журнала TIME была приведена цитата Лазаря Кагановича по поводу возросшего числа погибших от коммунистического режима: «Зачем стенать по яйцам, когда мы пытаемся сделать омлет».

На первый взгляд, переносный смысл обеих пословиц почти идентичен -продвигаясь к цели, приходится чем-то поступаться. Но если русская мудрость «Лес рубят…» хоть и подразумевает потери, но они совершаются непреднамеренно, тогда как в выражении «Не разбив яиц, омлет не приготовишь» прослеживаться сознательная готовность пожертвовать чем-либо ради желанного результата.

Неважно, какой вариант выбирать для оправданий, намного значимей, будучи причастным к большому делу, чувствовать ответственность не только за его продвижение и результат, но сопутствующие ему неизбежные потери. Как говорится в мудром русском реченье - «Оправдывают не слова, а дела».

В наши дни пословица почти освободилась от зловещего подтекста, привнесённого тридцатыми годами прошлого столетия. Хотя и сегодня эту народную мудрость чаще вспоминают при вынужденном или добровольном соприкосновении с властями, руководством, но уже в контексте критики, например, какого-либо масштабного проекта, реализация и продвижение которого влечёт за собой ущемление и нарушение прав простых граждан. Таким образом, оправдательный характер афоризма уступает место осуждающему. Возможно, со временем, когда каждое общество и государство безоговорочно признает человека своей наивысшей ценностью, выражение перестанет ассоциироваться только с людскими жертвами.

0 Начиная разбираться в различных поговорках и выражениях, приходит понимание, что в них сокрыт глубинный смысл, который незаметен на первый взгляд. Обычно самая суть скрывается в иносказательной форме. К сожалению, современная молодёжь весьма далека от того, чтобы начать искать второе дно в подобных высказываниях. Поэтому, мы создали данный ресурс, чтобы помочь молодым людям, понять значение самых различных перлов, доставшихся нам от предков. Добавьте этот сайт сайт к себе в закладки, чтобы всегда держать руку на пульсе истории. Сегодня мы коснёмся одной из самых распространённых пословиц в нашей стране, это Лес рубят, щепки летят , что значит вы можете узнать немного ниже.
Впрочем, перед тем, как вы продолжите, взгляните на ещё парочку наших статей по тематике крылатых фраз и фразеологизмов . Например, что означает, Ведь если звёзды зажигают, значит это кому-нибудь нужно ; как понять Что имеем не храним, а потерявши плачем ; смысл выражения Се ля ви ; что означает Сжигать мосты и т. п.
Итак, продолжим, Лес рубят, щепки летят, значение?

Лес рубят, щепки летят - означает, что в любом деле не обходится без ошибок, проблем и неприятностей.


Лес рубят щепки летят - это высказывание намекает, что следует мириться с какими-то жертвами, ошибочными действиями, побочными эффектами, которые неизбежны при выполнении любого сложного и ответственного дела.

Значение выражения Лес рубят щепки летят

Первое значение. Смысл в том, что здесь, как в физике, любое действие порождает результаты, в недалёком будущем, то есть если имеется какая-либо причина, то будет и следствие. Правда, глядя на поговорку Лес рубят, щепки летят, нельзя сказать, чтобы она всегда была положительная.
Возможно вы не понимаете вообще о чём здесь идёт речь, какая рубка деревьев, какие щепки, спросит меня придирчивый читатель. Дело в том, что когда заготавливается древесина, неважно, рубят ли её топором, или режут бензопилами либо циркулярками, всегда появляются древесные отходы в виде щепок, стружки, опилок и т. п. Причём порой, щепки отлетают с большой скоростью, и обладают высокой кинетической энергией, что может привести человека к травме.
Отсюда можно сделать вывод, что когда люди говорят "Лес рубят - щепки летят ", то имеют в виду, что несмотря на опасность получения травмы, необходимо делать важное и нужное дело.

Второе значение. Отлетающие от ствола дерева щепки и стружка является небольшой, но неприятной издержкой производства. Возможно у вас возникла мысль, что "Лес рубят, щепки летят " по смыслу идентичен народной поговорке "И не было бы счастья, да несчастье помогло ", что в корне не верно. Обсуждаемая в этой статье пословица подразумевает, что на пути к нужному вам результату, придётся претерпеть массу всяких незначительных и в то же время неприятных проблем. В то время, как второй фразеологизм , как бы подчёркивает, что неожиданно возникшая неприятность, может привести к благоприятному исходу. К сожалению, наши граждане, не особо разбираются в смысле этих выражений, зачастую путая их между собой.

Третье значение. В этом случае под щепками, подразумеваются люди, которые оказались в не то время, и в не том месте. Здесь под лесом обычно подразумевают народ, а под щепками невинных людей, которые ни за что не про что попали под молот правительства, решающего свои проблемы. В 1937 году было важно выкорчевать под корень всех троцкистских недобитков и других врагов народа, что и было оперативно выполнено. Однако под "замес " попали совершенно невиновные люди, и вот они то и являются щепками. Как вы понимаете, это были жертвы во благо процветания, а точнее выживания нашей страны. Когда вокруг нас выстраиваются военные базы, и миллионы людей в ЕС ставятся под ружьё, ждущие отмашки, чтобы начать убивать и резать мирных людей в СССР, то никто не станет смотреть на судьбу одного человека. Это совершенно не важно, если на кону стоит выживание целого народа, а точнее всех наций, которые зависят от русских, и кормятся за их счёт.
Да, и ещё, не путайте "Лес рубят щепки летят " с поговоркой "Чем дальше в лес, тем больше дров ". Смысл второй пословицы в том, что каждое дело в процессе выполнения претерпевает множество трансформаций, из-за чего появляются те самые различные неожиданности, и чем больше вы работаете над решением данной проблемы, тем больше возникают задержек и проволочек.

Прочтя эту статью, вы наконец выяснили, что значит Лес рубят щепки летят , и теперь сможете продемонстрировать свой интеллект, процитировав этот фразеологизм в кругу своих друзей или знакомых.

Поздняя осень.

Над Петербургом, развиваясь, как клубы дыма, и заслоняя последние клочки неба, медленно тянутся тяжелые свинцовые тучи-великаны. В воздухе сыро и пасмурно. Порою начинает моросить дождь, иногда перепадают мокрые хлопья снегу. Недавно выкрашенные заново дома покрылись пятнами от сырости и выглядят уныло. На улицах лежит непроходимая грязь и стоят широкие лужи воды. Резкий ветер дует с моря, ни на минуту не умолкая. Он зловеще и пронзительно воет в трубах домов, в снастях кораблей, в обнаженных деревьях садов и кладбищ. Нева, мутная и почерневшая, угрюмо шумит и бешено бьется в берега, как будто силясь изломать в куски свои гранитные оковы и затопить возникший из болота город. Вода поднялась очень высоко, и река кажется еще шире, еще страшнее. В отдалении тяжело и глухо проносятся в воздухе одинокие звуки пушечных выстрелов - это напоминание для подвальных жителей, что против них поднимается страшный враг - наводнение, готовое затопить их последние жалкие пожитки. На улицах почти пусто, все, кто мог, забились по своим, может быть, и неудобным, но теплым углам.

Но на Неве идет усиленная работа.

Плотовщики, содержатели ванн и десятки перевозчиков спешат привязать плоты и купальни; солдаты и рабочие таскают доски, укрепляют канаты, приготовляясь развести мосты; запоздалые барочники разгружают последние остатки дров и сена; местами еще виднеются чухонские лайбы и иностранные суда, спешащие отплыть к Кронштадту; на пароходах снуют кочегары и матросы, идет чистка и осмотр машин; на бердовских тонях рыбаки складывают мережи, таскают сачки, бадьи, выбрасывают гнилую мелкую рыбу. В воздухе раздаются удары топоров, всплескиванья воды под веслами и канатами, слышатся крики: «Отдай канат!», «Отчалива-ай!», «Куда тебя несет, ле-еший, под машину!» Эти слова, вылетающие сквозь приложенные ко рту в виде рупора руки, звучат как-то глухо и дико. Руки рабочего народа походят по цвету на кровь; они начинают коченеть, а с грубых лиц между тем катится обильный пот, смешанный с грязью и копотью, оставляющий на щеках и на лбах тружеников какие-то серые, черные и коричневые полосы, зигзаги и пятна.

Чем ближе к устью реки, тем больше народу виднеется на ней, тем менее сдержанности, тем более торопливости в движениях и в речах рабочих. Закоптелые фабричные и оборванные кочегары с черными лицами, мужики в неуклюжих овчинных тулупах, голландцы в своих плотно прилегающих к телу штанах и куртках, все это, иззябшее, промокшее до костей, снует, торопится, шумит, переругивается здесь между собою на различных наречиях, на различных языках, и между тем вся эта возня, весь этот гам, вся эта брань переводятся немногими, всем и каждому понятными словами: «Мы хотим есть и зимою!»

По-видимому, эта масса тесно сплотилась в одной спешной дружной работе, но именно в эту минуту она более всего разъединена между собою и ни в ком из ее членов нет места ни общему любопытству, заставляющему двух мужиков мирно беседовать, доедет или не доедет колесо чичиковской брички до Казани, ни общему состраданию, собирающему целую толпу народа поохать над утопающим ближним. И любопытство, и сострадание, и все другие чувства поглотились теперь одною мыслью о хлебе - о хлебе для себя и только для себя. В такие минуты легче всего незаметно погибнуть в глазах сотни людей.

Вот почему никто не интересовался жалкою барочною лодчонкой, плохо сколоченною, плохо высмоленною, то там, то тут пропускавшей воду; она пробиралась со взморья, тяжело ныряя по сердитым волнам и ежеминутно готовясь скрыться под ними. В ней на гнилых досках, заменявших скамьи, сидели два человека. Одному было лет пятьдесят, другому едва ли минуло девять. На первом был надет совершенно вытертый бутылочного цвета сюртук с заплатанными локтями, с ободранными обшлагами, с двумя костяными пуговицами на правой стороне и одною медною пуговицею на левой. Костяшки разместились очень далеко одна от другой - одна у талии, другая у ворота, - и потому, хотя сюртук был застегнут, между пуговицами было большое отверстие, в которое, как в разинутую пасть, забирался ветер, обдувая холодом все тело владельца этого наряда. Около шеи старика был обмотан грязный клетчатый бумажный платок, на ногах были разорванные порыжевшие сапоги с полуотвалившимися заплатами; в голенища сапог были засунуты бахромы рваных панталон. Замасленная фуражка сдвинулась на затылок старика; из-под нее выбивались клочья седых волос и угрюмо смотрело давно небритое, обросшее серою щетиной лицо с воспаленными глазами, синевато-багровым носом и синевато-багровыми щеками. Может быть, это были следы долголетнего пьянства; может быть, это были следы долголетних пребываний на морозе. Трудно было определить по физиономии, был ли этот человек добр или зол, умен или глуп, хитер или простодушен. Жизнь стерла с этого лица следы каких бы то ни было человеческих чувств; на нем осталось и как бы замерло только одно выражение суровой одичалости, не переходившее ни в злую улыбку, ни в пламенный гнев. Подобное выражение встречается у жалких забитых трусов, близких к кретинизму, и у холодных злодеев, дошедших до зверства. Во всяком случае, оно является плодом страшно тяжелого прошлого; так выглядят старые арестанты из «благородных» после долголетнего пребывания в тюрьме. Нельзя сказать, чтобы спутник старика составлял с ним резкий контраст, потому что его трудно было рассмотреть. Он был одет не лучше старика, но теплее. Чья-то заботливая рука надела на него ситцевую женскую кофту на вате и повязала ему уши какой-то толстой тряпицей неопределенного цвета и неизвестной материи. Опоясанный веревкою, обвязанный тряпицею, в нахлобученной на уши теплой шапке, ребенок с первого взгляда более походил на узел грязной ветоши, чем на человека, и мог быть принят скорее за девочку, чем за мальчика, если бы попристальнее вглядеться в его маленькое, посиневшее от холода лицо, выглядывавшее не то оторопелыми, не то унылыми синими глазами на все окружающее. Между стариком и мальчиком лежала целая груда мокрых досок, дров и щепок. Лодка очень низко сидела в воде, и волны уже не раз обдавали своими брызгами и сюртук старика, и кофту мальчика. Спутники давно уже не говорили ни слова и ехали в гробовом молчании среди шума волн и криков народа, работавшего на обоих берегах.

Чего зазевался? Не видишь? - сиплым и глухим голосом пробормотал наконец старик, мотнув головою по направлению к воде.

Мальчик засуетился, поднял со дна лодки нечто вроде обломка багра, привязанного к веревке, и, наметив во что-то, бросил багор в воду. Через мгновенье он уже тащил за веревку полено, в которое вонзился острый конец железа. Лодка закачалась сильнее.

Совсем до краев вода! - испуганно пробормотал мальчуган, расставив ноги и, по-видимому, стараясь удержать этим движением раскачавшуюся лодку.

Не потонешь! - сквозь зубы ответил старик. - Зимою сами станете выть: «Хоодно, мамка, дьовец подьожи в печку!» Знаем мы вас! Теперь потонуть трусишь, а потом замерзнуть побоишься.

Старик говорил ровно, монотонно, не повышая, не понижая голоса. Мальчик молчал. Они опять ехали среди полнейшего безмолвия. Ветер продолжал дуть. Начал накрапывать дождь. Путники проехали еще несколько сажень в бесплодных поисках за скудною добычей. Наконец старик совершенно выбился из сил и на минуту перестал грести. Лодку начало поворачивать поперек реки и быстро понесло назад по течению.

Ах, дуй те горой! И передохнуть нельзя, - угрюмо промолвил старик и снова принялся за весла. - И что это за шельма, твоя мать! - пробормотал он, обращаясь к мальчику. - Нет того чтобы на сюртук пуговицы пересадить; словно в зев какой ветер дует, а медяшка на левом боку без пути болтается. Катька небось нашла кофту тебя одеть, а для отца пальца о палец не ударит. Окаянные, право, окаянные! Нет, баста! В последний раз на вас работаю. Поколевайте как знаете!