Жизненные установки человека. «Матрица: перезагрузка» или Четыре жизненные установки человека (о платах и расплатах)

Вторую группу факторов, формирующих индивидуальность человека, составляют факторы, проистекающие из окружения человека. В общем виде влияние этих факторов можно рассматривать как влияние окружения на формирование индивидуальности. Во-первых, сильное влияние на индивидуальность человека оказывает культура, в которой он формируется. Человек получает от общества нормы поведения, усваивает под влиянием культуры определенные ценности и верования. Во-вторых, индивидуальность человека сильно определяется семьей, в которой он воспитывался. В семье дети усваивают определенные поведенческие стереотипы, вырабатываются их жизненные установки, отношение к труду, людям, своим обязанностям и т.п. В-третьих, на индивидуальность человека оказывает сильное влияние принадлежность к определенным группам и организациям. У человека вырабатываются определенная идентификация, задающая для него некий тип индивида, с которым он себя олицетворяет, а также устойчивые формы поведения и, в частности, реакции на воздействие со стороны окружения. В-четвертых, формирование индивидуальности происходит под влиянием жизненного опыта, отдельных обстоятельств, случайных событий и т.п. Иногда именно эта группа факторов может приводить к существенному изменению индивидуальности человека.  


Второй тип включает в себя информацию, полученную с помощью изучения личности задержанного подозреваемого или обвиняемого, используемую с целью исчерпывающей криминалистической его оценки. В этих целях обычно собираются сведения не только о жизненной установке, ценностных ориентациях, дефектах правосознания, особенностях антиобщественных взглядов, но и о том, какая информация о личности субъекта преступления, его связях, особенностях поведения до, во время и после совершения преступления может помочь следователю или оперативному работнику найти необходимый оперативно-следственный контакт, с целью получения объективных показаний по делу,  

ПРАВИЛО ВТОРОЕ. Выберите стратегию поведения. Это очень важно при решении принципиальных вопросов. Принципиальные решения не должны искажать стратегию поведения и противоречить жизненным установкам. В противном случае стоит подумать о пересмотре своих взглядов.  

Жизненные установки и принципы партнера. Представление о них позволяет легче найти подход к партнеру.  

Процессы, влияющие на формирование у людей жизненных ценностей, побуждений, стиля жизнедеятельности, называются социализацией или процессом впитывания культуры. С того момента, когда младенец уже осмысленно смотрит и улыбается, у него начинают формироваться ценности. Социализация длится всю жизнь, а выработанные в ее ходе ценности - воля, честность, цельность, бережливость - влияют на потребление. Эти жизненные установки, в свою очередь, также являются источниками определенных предпочтений - любимые цвета, упаковка товара , представления об удобстве, привычное время посещения магазинов, характерный стиль общения с продавцами и многое другое.  

Вторую группу факторов, формирующих индивидуальность человека, составляют факторы, проистекающие из окружения человека. В общем виде влияние этих факторов можно рассматривать как влияние окружения на формирование индивидуальности. Во-первых, сильное влияние на индивидуальность человека оказывает культура, в которой он формируется. Человек получает от общества нормы поведения, усваивает под влиянием культуры определенные ценности и верования. Во-вторых, индивидуальность человека сильно определяется с е м ь е и, в которой он воспитывался. В семье дети усваивают определенные поведенческие стереотипы, вырабатываются их жизненные установки, отношение к труду, людям, своим обязанностям и т.п.  

Руководители должны учитывать особенности восприятия своих подчиненных. Грамотное управление переходными процессами предполагает необходимость учета многочисленных реальностей, воспринимаемых каждым человеком и определяемых личными жизненными установками.  

Первой реакцией на негативно воспринимаемое изменение является шок. На этой стадии реакция может колебаться от временного замешательства до полной дезориентации. В последнем случае перемены настолько чужды жизненным установкам человека, что он часто оказывается неспособным понять происходящее.  

На этой стадии человек не способен соединить новую информацию с жизненными установками. Вся информации, имеющая  

Люди типа В не тратят свой потенциал восприимчивости на перемены, которые требуют ресурсов, которыми человек не обладает. Они знают границы своих возможностей и возможностей организации и не станут тратить время и средства на продвижение инициатив, которые не могут получить достаточной поддержки. При этом они стремятся максимально использовать имеющиеся ресурсы и постоянно пересматривают свои жизненные установки и убеждения, если они мешают продвижению вперед.  

Не может отойти от старых схем и методов работы, менять свои жизненные установки  

Пробует все новое и при необходимости корректирует свои жизненные установки  

Мимика не роскошь, а средство воздействия на клиента. Лицо, вернее выражение лица с его неповторимыми мимолетными движениями, постоянно меняющимися эмоциональными состояниями, является важнейшей составляющей невербального общения . Как неестественное, не соответствующее ситуации, так и "застывшее" выражение лица продавца всегда вызывает у клиента недоверие и тревогу. Несмотря на то, что лицо является зоной повышенного контроля, его выражение передает не только наши сиюминутные переживания, но и глобальные жизненные установки. Мы предлагаем типологию лиц "постсоветских" продавцов, не претендующую на научный подход , а базирующуюся исключительно на наших ощущениях в роли наблюдателя. Типы продавцов не зависят от товара и клиентов, с которыми они работают.  

Смягченный" вариант данной установки проявляется в упорном достижении собственных целей без учета интересов другого человека. Примером может стать поведение молодого человека, делающего собственную карьеру методом "хождения по головам". Или поведение торгового агента , "не придающего особого значения" потребностям клиента . Конечно, большинство продавцов с такой жизненной установкой стараются "прятать" истинное отношение к покупателям, понимая, что демонстрация неуважительного отношения не способствует успешной торговле. В то же время истинное отношение к другим людям обязательно просачивается через невербальные каналы общения. Покупателю вполне достаточно секундного презрительного взгляда, чтобы "прочувствовать" настоящее отношение к себе. Обычно продавцы с таким типом установки не могут создать постоянного круга клиентов. Рано или поздно клиенты предпочитают "уйти" от общения с человеком, который считает их неблагополучными.  

Мы не склонны идеализировать современную молодежь. Отметим, что зачастую их жизненные установки и ценностные ориентации эклектичны, неустойчивы. Сочетание откровенно прозападных и сугубо российских взглядов на свою жизнь и будущее России характеризует экономическую культуру молодого поколения во всей ее противоречивости. Прагматизм, интерес к деньгам, сопровождающие расширение рыночных отношений в экономике и обществе, не могли не повлиять на систему ценностей молодых. К сожалению, современная экономическая действительность не способствует формированию у подростков стойкого иммунитета к нелегальным и криминальным способам достижения материального успеха, не в чести оказались честность и принципиальность, напротив, высокую оценку получили связи с нужными людьми, не подверглись осуждению хитрость и жесткость в деловых отношениях.  

Поговорка гласит Лучше быть чем-то для кого-то, чем ничем для всех. Эта мысль очень справедлива применительно к брэндингу. Традиционный брэнд не хочет никому отказывать, обычно это брэнд товара, выпускаемого на массовый рынок , и предназначен для при-влечения массовой аудитории. Проблема в том, что такой брэнд мельчает эмоционально. При встрече с новой аудиторией рецепт успеха в том, чтобы представлять нечто особенное, иметь философию и отличаться не только свойствами, но и жизненными установками. Такой брэнд приобретет поклонников и даже фанатов, которые самой своей преданностью будут поддерживать брэнд и со всем энтузиазмом знакомить с ним других. Кроме того, воплощать нечто непохожее, с точки зрения установок и ценностей, часто проще, чем из последних сил поддерживать влияние отличительных особенностей товаров и услуг.  

На первый взгляд, наиболее обоснованным представляется подход, описывающий образование как способ достижения определенной позиции. Это связано с тем, что вплоть до конца прошлого века образовательные учреждения давали не профессию, а специфические жизненные установки, готовили людей для занятия определенных позиций в системе производства и потребления. И сегодня образовательные кредиты или квалификационные сертификаты все больше влияют на современное общество в том плане, что практически делают легальным неравенство в заработной плате и контролируют вход на рынок труда.  

Вам в жизни надо встретить всего шесть человек, которые имеют такие же жизненные установки, как у вас. Они хотят зарабатывать деньги. И не обязательно находить этих людей прямо сейчас. Это может быть раз в месяц, а может быть и раз в год. И вы, и они будете разговаривать с людьми, и эта цепочка бесконечна, и когда-нибудь у вас будет 500 человек. И тогда вы будете зарабатывать эти деньги, 5 тысяч долларов.  

Культура, жизненная установка и самооценка кандидата  

ЖИЗНЕННАЯ ПОЗИЦИЯ - мировоззренческие установки, идеалы и соц. ценности, в которых находят концентрированное выражение основополагающий принцип соц. поведения человека, а также его готовность к действию для достижения личных и общих целей.  

В предыдущих главах предметом рассмотрения были преимущественно количественные данные. Это неудивительно, ведь они являются основным средством обмена управленческой информацией . Однако не следует забывать, что главную роль в осуществлении процесса управления играют люди. Их реакция на числовые показатели , систему управления, создающую их, установки организации - все жизненно важно и не должно упускаться из виду при создании и в работе систем управленческого учета . Как, в частности, специфика культуры организации и соответствующего стиля управления (см. пример 16.1) может отразиться на функционировании системы учета по центрам ответственности  

Жизненный цикл вводимого оборудования - шесть лет, прибыль на инвестиции - 20%. В этом случае возврат инвестиций в размере 100 тыс. долл. при ставке 20% и среднегодовом притоке денежных средств в 25 тыс. долл. выглядит следующим образом (табл. 21.1).  

Обычно ожидается, что находящийся на верхней ступени властной пирамиды руководитель (своего рода отец семейства) - это не только менеджер, но и лидер, отличающийся знаниями, опытом, жизненной мудростью и т. п. Кроме того, подразумевается, что он знает все маленькие хитрости, сильные и слабые стороны членов коллектива, имеет представление о том, чем они занимаются, и т. д. Это обеспечивает ему дополнительное уважение и высокую неформальную степень власти. Система в целом базируется на патерналистских установках инициатива и усилия подчиненных должны соответствовать пожеланиям и приказам руководителя (отца). Последний, в свою очередь, черпает ответы на вопросы и принимает решения на основе неформальных намеков и подсказок детей и родственников. Причем процесс обратной связи зачастую не осознается сторонами. Мудрость окончательного решения отца по большей части приписывается членами семьи исключительно его жизненному опыту, проницательности, знанию людей и т. п., а отнюдь не подсказкам через обратную связь.  

Я рекомендую людям заниматься сетевым маркетингом , чтобы приобрести опыт продаж. Некоторые организации сетевого маркетинга имеют великолепные программы по обучению общению и продажам. Я видел, как стеснительные интроверты становились людьми, которые могли общаться легко, эффективно и больше не бояться, что им откажут или что их засмеют. Такая "толстокожая" установка жизненно важна для любого человека в квадранте Б, особенно если ваши собственные навыки общения еще не отшлифованы.  

Рассмотрим это на примере ввода одного из элементов (оборудование) автоматизированной линии по производству конфет. Стоимость данной установки 100 тыс. долл. Она одновременно является начальной суммой вложения. Жизненный цикл вводимого оборудо-  

Цикл жизни предприятия (фирмы) - это определенный период времени, в течение которого оно обладает жизнеспособностью на рынке. Типичная модель жизненного цикла предприятия пред-, ставлена четырьмя стадиями (выход на рынок, рост, зрелость, упадок), каждая из которых характеризуется определенным соотношением объема продаж и прибыли. Первая стадия характеризует t собственно процесс создания ц становления предприятия, за которым стоят определенные начальные вложения капитала . Целевая установка на этой стадии - выход на рынок, обеспечение стартового уровня продаж. На второй стадии цикла жизни предприятие проводит активную рыночную экспансию, наращивает темпы роста продаж. Целевой установкой является расширение производственных мощностей , захват рынков. На третьей стадии в центре стоит максимизация валовой выручки, рост прибылей . Целевая установка - борьба за удержание своей доли рынка , рост производственных мощностей отходит на второй план по сравнению с сокращением издержек. На четвертой стадии происходит  

Классической установкой матрицы B G является дальнейшее развитие "звезд", поскольку в будущем они становятся "дойными коровами". Однако жизненный цикл некоторых товаров слишком непродолжителен. В таких случаях правильная стратегия заключается в том, чтобы получить как можно большие доходы и поток наличности от товара уже в категории "звезды" (это касается, например, сверхмодных товаров).  

В традиционных обществах1 или обществах доиндустриального типа, экономическая деятельность неразрывно связана с религиозной, семейной и политической деятельностью. И хотя такие элементы рыночного хозяйства, как частная собственность , мотив максимизации дохода, рыночная координация, встречались и в них, но в данных хозяйственных структурах преобладали отношения не конкуренции, а сотрудничества, определяемые социальными и культурными ценностями . Именно в традиционных обществах наиболее четко выражена связь между хозяйственной деятельностью и лежащей в их основе системой этических ценностей, которые выступают как хозяйственная культура2. Каковы ценности хозяйственной культуры обществ данного типа и вытекающие из нее особенности экономического развития При анализе этого вопроса следует подчеркнуть, что вопрос о хозяйственной культуре - это вопрос о нематериальных составляющих человеческой деятельности, вопрос о том, какие жизненные установки регулируют экономическую деятельность индивида. Вряд ли вызовет возражение утверждение, что участие человека в материальном производстве в значительной мере обусловлено его представлениями о смысле жизни , собственности, материальном богатстве, успехе, труде.  

Курс маркетинга достаточно сложен. Во-первых, потому, что само понятие маркетинга является многоаспектным. Мы выделяем четыре аспекта, которые достаточно сильно разняться между собой. Прежде всего мы понимаем маркетинг как новое мировоззрение, как идеологию предпринимательства или как философию бизнеса (marketing is a way of thinking). Дело в том, что образ мышления у людей, работающих в условиях рыночной экономики , существенно отличается от образа мышления работников планово-директивной экономики. У них разные ценностные ориентиры, разные жизненные установки, различная мотивация тех или иных действий, разные принципы. Положение осложняется тем, что большинство сегодняшних руководителей и специалистов народного хозяйства воспитывались в рамках мировоззрения советского периода, которое они вынуждены изменить, что сделать очень трудно. Видимо, библейская притча об исходе израильтян из Египта содержит в себе многовековую мудрость. Вспомните, Моисей вывел народ израилев из Египта. Но повел его не сразу на землю обетованную, а 40 лет водил по пустыне, ожидал, когда вымрут люди с рабским образом мышления и родятся и подрастут люди вольные духом, т.е. с другим мировоззрением. В нашей стране также пройдет достаточно много времени, в течение которого будет меняться образ мышления людей. Представляется, что изучение маркетинга, его основных положений будет способствовать ускорению этого длительного процесса.  

Приобретение истинной уверенности в себе требует кропотливой внутренней работы. Глубокие корни нашей уверенности -неуверенности накрепко связаны с установками, формирующимися в раннем детстве. Эрик Берн - основоположник транзактного анализа - описал четыре жизненные установки, которые формируются в раннем детстве, а потом ока-зывают глобальное влияние на всю жизнь человека. (Более подробно о жиз-ненных установках можно прочитать в книге "Рожденные выигрывать", Джеймс У., Джонгвард Д. - М., 1993). Условно эти установки схематично можно представить в виде четырех плоскостей.  

Люди по-разному относятся к этим новым условиям и видам деятельности , в том числе к бизнесу и коммерции, видят и ценят в них разное. Жизненные установки молодых людей, сформировавшиеся за 17 лет их роста и взросления, определяют разное отношение к тому положительному, что может дать занятие бизнесом. Рассмотрим это сквозь ту же социально-психологическую призму - через отношение подростков к богатству (табл. 2.17).  

Любая организация функционирует по меньшей мере в одной культурной среде . Поэтому социокультурные факторы , в числе которых преобладают установки, жизненные ценности и традиции, влияют на организацию. Например, американская публика придерживается определенных ожиданий (экспектаций) и представлений о ценности того, что конституирует этичную практику ведения бизнеса. Дача взятки для получения выгодного контракта или политических выгод, фаворитизм вместо поддержки компетентности, распространение порочащих конкурента слухов считаются действиями неэтичными и аморальными, даже когда их невозможно считать, по сути, противозаконными. В некоторых других странах, однако, подобная практика считается нормальной и принята на вооружение предприятиями, поскольку социокультурная среда там иная.  

Негативный эффект поведения, запрограммированного обязательствами, мог бы представлять собой сложную проблему при условии их искусственной пересадки в уже сформировавшееся общественное сознание. Но обязательства (например, он, амаэ), о которых со знанием дела повествуют авторы, угнездились в самых сокровенных уголках бессознательного японцев, и воспринимают они их с абсолютной серьезностью. Для них обязательства эти незаметны, но жизненно необходимы, и они поступают в соответствии с ними автоматически, мгновенно настраиваясь и реагируя на сигналы той или иной ситуации. Правда, некоторые обязательства критикуются молодежью, но критика эта не выходит за пределы столь свойственного японской молодежи в послевоенные годы фрондерства, которое исчезает тем раньше, чем быстрее молодые люди сознают, что они независимо от собственной воли все-таки придерживаются если не буквы обязательств, то, во всяком случае, их духа. Благодаря же своей органической встроенности в поведенческие установки обязательства трансформируются в физически осязаемый потенциал, с помощью которого коллектив работников стимулируется на выход к. намеченным фирмой рубежам.  

Вслед за этим Чоэйт стал осваивать одно за другим все двенадцать жизненных сокровищ . Начал он с того, что задал себе установку на положительный психологический настрой.  

Выше было показано, что полный жизненный цикл подсистемы характеризуется развитой целостной структурой связей . В деятельности бурильщика преобладающими являются связи с элементами индикации, органами и пультом управления, рабочим местом и помощниками (речевая связь). У первого и третьего помощников имеются связи прямого замыкания с механизированным инструментом, доступными узлами оборудования при установке и обслуживании, со средой, ее предметами при соприкосновении с коллегами по работе (речевая связь) второй помощник реализует аналогичные связи в местах для установки и обслуживания оборудования при соприкосновении со средой и ее предметами. Совокупность действий (элементов) человеческого и машинного звеньев, как видно, характеризуется множеством различных переходных состояний (простых ЧМС) и значительным числом внутренних взаимозависимых связей разной природы (человека с машиной, человека с человеком, машины со средой и др.). Относительно высокий динамизм перехода ЧМС из одного состояния в другое, разное время и степень адаптации человека-оператора к новым условиям являются характерными причинами высокой травмоопасное современных буровых установок. Известно, что наибольшее число несчастных случаев происходит в момент перехода системы из одного состояния в другое.  

В настоящее время все больше внт мания уделяется развитию и внедрению в промышленности средств компьютерной поддержки жизненного цикла изделий (ALS). Современные летательные аппараты и их силовые установки в своем развитии достигли этапа, когда эффективная организация их жизненного цикла в целом (в рамках концепции ALS), и, прежде, всего на стадии разработки, требует использования системного подхода , динамического формирования многоуровневой многоаспектной имитационной модели для условной структурной и параметрической оптимизации на всех этапах проектирования и доводки. Примером может служить ситуация, сложившаяся в мировом авиадвигателестроепии в связи с проблемой создания авиационных ГТД новых поколений. Создание авиационных газотурбинных двигателей новых поколений невозможно без применения новой методологии и средств проектирования.  

Психологическая совместимость – это способность людей (двоих или группы) находится в длительных взаимоотношениях, при которых не наблюдаются сложные конфликты характеров, требующие вмешательства со стороны для урегулирования конфликтов или обеспечения эффективного взаимодействия. Психологическую совместимость можно выделять не только как индивидуальное качество личности, но также как характеристику процесса взаимодействия.

Факторы психологической совместимости не имеют объективных критериев измерения, не определено, связан ли уровень совместимости с характерологическими типажами. Также это понятие нельзя отнести уверенно к определенной психологической сфере, т.к. наличие или отсутствие совместимости характерно для обозначения отношений в коллективе (социальная психология), в интимном взаимодействии (семейная психология), а также как самостоятельное определение одной из черт личности (психология личности).

Психологическая совместимость людей базируется на сочетании черт и проявлений и , способствующих возможности от длительного общения и нахождения на одной территории испытывать минимум напряжения и максимум позитивных эмоций. Но эти врожденные качества не единственное, что определяет уровень совместимости, следует учитывать такие факторы психологической совместимости, как общность поставленных целей и жизненных ценностей, социальный статус и личностный предубеждения, привычки или последствия пережитого травматичного опыта. Влияет способ распоряжения собственным временем, душевными и материальными ресурсами, стремление к постижению нового, скорость и ответственность в принятии решений, биоритмы и уровень общительности.

Масса моментов, из которых состоит жизнь человека, может привести либо к моментальной вражде и полному непониманию, либо к ощущению, что с человеком знакомы всю жизнь и можете прожить всю оставшуюся. Чем большее количество факторов совпадет, тем о большем уровне совместимости можно говорить, но значение тут имеет вес важности каждого совпадения (смириться с тем, что кто-то предпочитает зеленый чай черному проще, чем с разницей вероисповеданий, особенно при яром навязывании).

Социально-психологическая совместимость

О социально-психологической совместимости принято говорить в рамках взаимодействия с людьми в профколлективе и обществе. Психологическая совместимость людей в социуме строится на общности целей (так как социальные объединения имеют общую цель), отношении к выполняемой деятельности (как проявления социальных отношений), моральных и ценностных установках (как отражающих факторов внутреннего устройства социальной группы), а также личностных характеристик каждого отдельного . Учитывая характеристики каждого человека, можно способствовать улучшению психологической совместимости в коллективе, а как следствие будет повышаться личностный комфорт, микроклимат, результаты продуктивности. Микроклимат, складывающийся в социальном круге, характеризует общее состояние и качество взаимосвязи всех участников, включает эмоционально-волевой, интеллектуально-познавательный и поведенческий компоненты, а также имеющий градацию по уровням осознанности происходящих процессов.

Социально-психологическую несовместимость может порождать разница социального круга, как основного влияющего на личностное развитие компонента. Так, людям, воспитывавшимся в семьях различного уровня ценностей и приоритетов, будет довольно сложно найти общий язык. При чем на наличие совместимости будет оказывать влияние не столько уровень материального обеспечения, сколько общность моральных концепций. В меньшей степени важна возрастная разница и степень научного образования, чем уровень общей культуры и зрелости личности. Человек, знающий классиков по цитатам, путешествующий каждый год по новым местам и человек, читавший лишь в школе, когда заставляли, не выезжающий за пределы своего города вряд ли смогут понять жизненные установки друг друга и безболезненно совместить свои жизни, даже если у них будет одинаковы возраст и уровень дохода. Этот пример и подобные справедливы и для группового взаимодействия.

Социальная совместимость является лакмусовой бумажкой причастности человека к тому или иному обществу. Однако грани поставленные изначальной средой можно раздвинуть, поскольку интериоризированные ценности и механизмы взаимодействия не являются биологически закрепленными. Хорошим примером являются люди, много путешествующие по миру, причем не экскурсионными турами, живя в гостинице среди своих соплеменников, а те кто отправляется пожить жизнью тех людей и того места, где не был. Постепенно жесткость установок обмякает, критичность уходит, а внутренний мир наполняется богатым опытом, который дарит возможность выбор, основываясь на каких концепциях, стоит сделать ближайший выбор.

Психологическая совместимость и срабатываемость в группе

Способность членов малой группы к качественному взаимодействию, передаче информации, возможность найти оптимальное сочетание для применения навыков каждого характеризует психологическая совместимость в коллективе. Вид деятельности группы не важен для формирования достойной сплоченности, но каждый из видов деятельности имеет свою специфику, благодаря которой черты, способствующие установлению наиболее благоприятного климата, будут различными.

Совместимость для коллектива не означает равность или похожесть людей и их умений, скорее здесь работает принцип дополняемости качеств и умений. Творческому художнику в издательстве не справиться без технического верстальщика, а успеть они могут с выполнением сроков благодаря пунктуальному менеджеру. Эти люди имеют различную направленность в деятельности, способностях, характере, но именно совместно налаженное их взаимодействие дает наиболее лучший результат.

Рассматривать группу как совокупность отдельных личностей не имеет никакого смысла, необходим подход, при котором производится оценка ее деятельности как одного живого организма, с различными системами органов. Именно психологическая совместимость в коллективе дает возможность повышению эффективности и выполнению таких поставленных задач, которые без совместного взаимодействия не имели бы шанса на осуществление. Таким образом, степень психологической совместимости является прямым показателем срабатываемости группы.

Срабатываемость коллектива определяется несколькими моментами – результатами деятельности, удовлетворенностью этим результатом самих участников работы, а также затраченными усилиями и эмоциональным вкладом группы. Влиять на возникновение хорошей срабатываемости может правильный подбор людей для командной работы, осуществляющийся на анализе их характеро-психологических особенностей ( , темперамент, сила НС), социальных параметров (пол, возраст, образование, ценностные установки), а также профессиональных качеств. Например, ремонтная бригада, должна включать специалистов, обладающих различной специализацией (чтобы справиться с любой задачей), быть подобрана по одинаковому уровню развития (для обеспечения легкости в общении и дружественной обстановки), сочетаться по темпераментным характеристикам (чтобы кто-то мог нести ответственность, а кто-то мог быстро реагировать), при этом ошибочно было бы допустить участие в такой работе одной женщины среди остальных мужчин (риск конкурирования, а соответственно и срыв процесса работы повышается).

Психологическая совместимость и эффективность работы могут включать показатели, как психофизиологической, так и психосоциальной подходящести, в зависимости от выполняемой деятельности. При некоторых процессах актуален вопрос наличия хорошей слаженности по обоим этим направлениям, чаще всего это работа в системах закрытого типа (космодромы, заводы, лаборатории).

Виды психологической совместимости

Психологическая совместимость имеет свои разновидности в зависимости от категорий, главенствующих в обеспечении комфортного совместного нахождения при определенном виде взаимодействия.

Базисный уровень (врожденные показатели, присущие человеческому существу) совместимости – психофизиологическая. Данная категория основывается на сходстве в механизме возникновения и проживания эмоций (тип, сила и возбудимость нервной системы), уровне интеллектуального развития (способности к развитию, познанию нового). К элементам психофизиологической совместимости относится механизм волевого проявления, способности к достижению и контролю эмоциональных проявлений. Так, люди с примерно одинаковым уровнем на психофизиологическом уровне сойдутся быстрее, точно также как и люди со схожими проявлениями эмоционально-волевой сферы. При серьезных различиях начнут возникать сложности и непонимания, когда один человек уже отреагировал и побежал действовать, а другой все еще анализирует ситуацию.

Способность к синхронизированию и схожесть внутренних ритмов и темпов влияют на слаженность работы, например на конвейерном предприятии, где от возможности синхронизировать свою деятельность с другими участниками процесса является приоритетной задачей. Но также очень важны при построении личных отношений, поскольку биоритмы и цикличность активности у каждого различна, если она совпала изначально, значит, люди совместимы по темповой характеристике, но если не совпала, на помощь приходит способность к синхронизации. Невозможность достигнуть синхроничности действий и жизни приводит к конфликтам (не совпадают фазы сна и бодрствования, когда одному хочется отдыха, другой тянет к активному времяпровождению и пр.).

Крайне важна психофизиологическая совместимость в супружеской жизни, поскольку она будет влиять не только на процессы отдыха (биоритмы), его качество (активный и пассивный виды), но и на бытовое устройство (потребность в определенном количестве пищи и света), а также половую сферу, одну из главных в стабилизации семейных отношений. При этом психофизиологическая совместимость может быть практически нулевой у сотрудников интеллектуального и творческого направления. В исследовательском институте не имеет значения скорость выполнения вами мелкомоторных задач, а также способность осуществлять это совместно, тут на первый план выступает способность к аналитическому мышлению и умению общаться с большим количеством людей.

Второй вид – социально-психологическая совместимость, наличие и формирование которой напрямую обусловлено развитием социального общества. Сюда входят характеристики, формирующиеся под влиянием ближайшего окружения, кумиров и господствующих идеологий, при этом не имеют никакого отношения к врожденным характеристикам личности. Сюда относятся социальные установки относительно установленных порядков и моральных норм, заложенное на подсознательный уровень отношение к вещам или явлениям.

Социально-психологическая совместимость построена на учете ценностей, стремлений и интересов людей, при этом главенствующую роль имеет внутренняя деятельности, а не ее проявление. Оба человека могут стремиться заработать много денег, но один для покупки второго особняка, а второй для пожертвования в детский дом, где вырос, и эти люди вряд ли найдут много общих точек соприкосновения.

Социально-психологическая совместимость актуальна при тех видах деятельности, где присутствует общение и взаимодействие на личностном уровне. Она мало влияет на выполнением механической работы или при курьерской доставке, но колоссально влияет на микроклимат при обсуждении общих проектов или в семейной жизни.

Психологическая совместимость супругов

Полагать, что наличие сильных чувств, привязанности, любви и интимного желания приведут к счастливому браку, является прекрасной и распространенной ошибкой. Пока кажется, что этот человек самый лучший, а скачущий гормональный фон позволяет вашей психике и изобретательности творить поистине невероятные вещи, то кажется, что со всем можно смириться, притереться и договориться, только спустя годы оказывается, что не то что договориться, а вообще говорить с этим человеком не о чем, и идете вы в разные стороны. Такое происходит из-за отсутствия совместимости, и в чем-то холодный расчет (не тот который материальный, а анализ ваших психологических особенностей) может быть более продуктивным и принести больше счастья, чем слепая страсть (свахи в древние времени что-то действительно знали).

Психологическая совместимость супругов во многом определяется тем, насколько были похожи их условия воспитания. Это закладывающийся уровень культуры, развития и стремления к расширению кругозора, особенности общения с людьми, построения связей, взаимодействия с деньгами. Истории, где принцесса сбегает с сельским парнем на то и сказочные, что в реальной жизни, он начнет на рассвете воскресного утра гнать ее на огород, когда она понятия не имеет что там делать, а она ему читать на память отрывки из произведений Сартра, где он не поймет ни слова.

Схожесть социального положения, образования и родительских семей способны обеспечить минимальный уровень совпадения. Если будут одинаковые представления о распределении обязанностей в семье, полоролевых ожиданиях друг от друга, то совместимость в своих гендерных проявлениях будет налажена, хуже, когда оба супруга считают, что второй должен бегать вокруг.

Психофизиологическая совместимость играет значительную роль в семейной жизни, проявляясь особенностями темперамента, сочетание которых напрямую влияет на количество и глубину ссор, способ свободного времяпровождения и реакцию на жизненные события. Сюда же относится половая совместимость, причем не только по наличию притяжения, но по частоте потребности, времени, которое каждый хочет посвящать интимному общению, степени открытости и экспериментаторства.

Самый высший уровень супружеской совместимости – духовная, включающая ценностные ориентиры, моральные аспекты, поставленные цели, интересы. Браки могут существовать при наличии только пары компонентов совместимости, но тогда за удовлетворением понимания других изголодавшихся потребностей человек будет уходить в другое место. И если обсудить особенности химической реакции в ядре клетки глубоководного моллюска можно с друзьями-биологами, то разный взгляд на проблематику ценностей может разрушить брак, когда выяснится принципиально разное отношение супругов, например, к убийству.

Психологическая совместимость супругов не имеет незначительных моментов, поскольку каждый может оказаться болезненным или сверхзначимым для другого, при этом количество факторов, учитывающихся при этих отношениях наиболее высок. С друзьями можно встречаться каждый день, а можно болтать раз в год по телефону, рабочие отношения ограничены определенным временем и кругом задач, из которого выстраиваются точки соприкосновения, а брак это та система, где люди находятся рядом в практически любых ситуациях и постоянное время. Одного общего интереса к байкам тут не хватит.

Что есть наша повседневная жизнь? Высокий ритм, спешка, страстное стремление сделать то, успеть это. Масса проблем, которые и отложить, кажется, нельзя.

Ах, если бы еще не мешали! Но межличностные контакты (дома, на службе, в транспорте или магазине), к сожалению, не всегда способствуют нашим личным интересам, интересам дела. И мы бросаемся преодолевать препятствия. В добрый путь! Только всегда ли сохранив здравый рассудок? Горячая голова, как известно, не лучший советчик. Кроме того, чрезмерные эмоциональные напряжения неблагоприятны для здоровья.

А если вооружиться некоторыми психологическими установками, которые помогают снизить нервно-психические нагрузки и успешнее преодолевать возни-кающие в жизни трудности?

Одна из важнейших установок, пожалуй, - максимальная концентрация внимания на выполняемом деле. Постарайтесь отключиться от прошлых воспоминаний и будущих забот, сосредоточившись на том, что происходит сейчас. Убедите себя - это самое главное. Самообман? Возможно, но самообман... во благо эффективности текущей деятельности. Перестаньте анализировать прошлые успехи и неудачи, мечтать и планировать. Мысли об этом отвлекают. Наши психические силы не беспредельны, их важно умело распределять. Всему свое время: время - мечтать и время - делать дело. Кажется, для дела порой уже нет сил. Особенно если тебя постигла неудача. Без воли - искусства и техники управления вниманием - в таком случае не обойтись.

А как относиться к настоящему, когда оно корнями уходит в прошлое? Особенно неудачное. Если кратко, «как к прошлому». Почему? Жизненные невзгоды очень часто порождают внутриличностный конфликт. Важно умело на них реагировать. Помните чеховского Ивана Дмитриевича Червякова? Он чихнул в театре во время спектакля. И что же? Переживания по поводу случившегося подкосили силы сконфузившегося от происшествия столь серьезного Ивана Дмитриевича. До смерти его замучили. А он, в свою очередь, замучил (хоть и не до смерти) своими извинениями генерала. Поучительная история.

К сожалению, часто внутриличностные конфликты - это своего рода «реакция на прошлое». Произошло что-то, с чем человек не хочет, не может согласиться. Но и изменить невозможно. Реакция же его столь сильная, что не дает покоя. Прокручивая бесконечно в памяти детали драматического эпизода, он все более и более мучит себя, а подчас и окружающих. Здесь, пожалуй, уместно напомнить правило, которое рекомендует Д. Карнеги: «Не пилите опилки!»

Вы удивлены: какой смысл пилить опилки? Они уже распилены. То же самое можно сказать о прошлом: «Оно прошло...» Проанализировать причины неудачи и сделать соответствующие выводы себе на будущее, безусловно, нужно. Анализ... выводы... Не более... Не занимайтесь мазохизмом, многократно пережевывая прошедшее.

Но бывает, поражение духа настолько сильно, что нет сил бороться. В такие минуты подумайте: «Бывает и хуже». Представьте что-то худшее, чем своя неудача.

Чтобы не поддаться унынию от безвыходности некоторых ситуаций, обрести самообладание, обратимся к советам А. П. Чехова.

«Жизнь пренеприятная штука, но сделать ее прекрасной очень нетрудно...»
Для этого нужно:
  • «а) уметь довольствоваться настоящим и
  • б) радоваться сознанию, что «могло бы быть и хуже».
Когда в твой палец попадает заноза, радуйся: «Хорошо, что не в глаз!»
Радуйся, что ты не хромой, не слепой, не глухой, не немой, не холерный...
Если ты живешь в не столь отдаленных местах, то разве нельзя быть счастливым от мысли, что тебя не угораздило попасть в столь отдаленные?
Если у тебя болит один зуб, то ликуй, что болят не все зубы.
Если жена тебе изменила, то радуйся, что изменила тебе, а не отечеству».

Человеку присуща поразительная способность обращать минусы в плюсы. Как часто бывает справедлива поговорка: «Не было бы счастья, да несчастье помогло»! Безусловно, не из всего можно сделать конфетку. Но в любом случае нужно помнить золотое правило психотерапии: «Если не можешь изменить обстоятельства, измени отношение к ним». Если знаешь, что можно сделать в трудной ситуации или надеешься найти из нее выход, действуй! А если нет? Зачем биться «головой об стенку»? Посмотри на нее с другой стороны!

Старайтесь не оставаться наедине со своими неприятностями. Хорошо, если есть кому «поплакаться в жилетку». Это может быть муж или жена, отец или мать, учитель или врач и даже сосед по купе, случайный попутчик, человек рассудительный, уравновешенный. К такому магнитом тянет.

Снять хроническое конфликтное напряжение помогают спорт с его соревновательностью, путешествия. Такой же эффект дают действия типа «созидание с разрушением» (рубка дров, мытье посуды, вязание). Может принести пользу и просмотр приключенческих фильмов, спортивных состязаний.

«Печаль, не выплаканная в слезах, заставляет плакать внутренние органы». Поневоле приходят на ум эти слова известного советского психиатра К. М. Быкова: все чаще и чаще медицина указывает на психогенный характер многих заболеваний. Спасти от негативного влияния грусти по прошлому может будущее. Правда, если к нему относиться оптимистически.

Давайте попробуем определить, кто вы - оптимист или пессимист.

1. Как вы будете реагировать, если совершенно неожиданно вам придется пережить финансовый крах:

  • а) не станете слишком беспокоиться, поскольку уверены, что удача вновь улыбнется вам:
  • б) почувствуете себя в полной неуверенности:
  • в) начнете экономить и приспосабливаться к изменившейся ситуации:
  • г) окажетесь во власти сильной депрессии.

2. Если вас преследуют неудачи:

  • а) переживаете, но вовсе этому не удивлены:
  • б) бросаетесь действовать. стараясь скорее исправить положение:
  • в) обеспокоены тем, что подумают окружающие;
  • г) не расстраиваетесь слишком сильно, поскольку нет худа без добра.

3. С какими настроениями вы участвуете в спортивных состязаниях:

  • а) считаете, что у вас есть все шансы на победу;
  • б) делаете все чтобы выиграть, и боретесь до победного конца;
  • в) особенно не стремитесь к победе;
  • г) считаете, что у вас нет никаких шансов на выигрыш, но все равно вступаете в борьбу.

4. Если кто-то поссорился с вами или разошелся во мнениях:

  • а) избегаете этого человека:
  • б) считаете, что были не правы;
  • в) уверены, что могли бы не доводить до такой ситуации:
  • г) при ближайшей же встрече с этим человеком попытаетесь уладить конфликт.

5. Вы один из четырех претендентов на занятие вакансии. Какие чувства вы испытываете перед тем, как вас должны пригласить для собеседования:

  • а) нервничаете, поскольку три других кандидата кажутся вам слишком уверенными в себе;
  • б) уверены в себе, поскольку трое других в общем-то вас не интересуют:
  • в) счастливы, что вас внесли в список претендентов, и рады тому, что в вашей анкете что-то, видимо, привлекло к себе внимание;
  • г) полны решимости обменяться мнениями во время собеседования, чтобы выяснить, насколько предлагаемая работа устраивает вас.
6. Как вы относитесь к тому, что кто-то пользуется вашей щедростью:
  • а) вам приятно приносить людям радость;
  • б) слегка раздражаетесь, так как некоторые склонны поживиться за чужой счет:
  • в) вам это безразлично, поскольку вы твердо верите в перераспределение благ во всем мире;
  • г) не возражаете, но надеетесь, что когда-нибудь вам воздается сторицей.

7. Что. по-вашему, важнее:

  • а) делать деньги:
  • б) жить счастливо:
  • в) добиваться успеха во всем, чем бы вы ни занимались:
  • г) раскрыть таланты, которыми вы обладаете.

8. Завидуете ли вы тем, кому, как может показаться, в жизни повезло больше, чем вам - богатым и знаменитым, молодым, целеустремленно добивающимся успеха:

  • а) никогда;
  • б) иногда;
  • в) завидуете, но задаетесь вопросом о проблемах, с которыми они, возможно, сталкиваются;
  • г) завидуете и готовы поменяться местами хоть завтра.

9. Если исходить из того, что вы практически здоровы и живете в нормальных условиях, действительно ли вы верите, что:

  • а) личный успех зависит от удачи:
  • б) успех скорее определяется вашими связями, а не знаниями:
  • в) способность к достижению успеха заложена в каждом человеке:
  • г) скорого успеха не бывает.

10. Если бы вам предоставили возможность выбора, где и когда вы предпочли бы жить:

  • а) в прошлом;
  • б) в настоящем;
  • в) в будущем:
  • г) на другой планете.

Каждому из четырех (а, б, в. г) вариантов ответа припишите определенное количество баллов согласно специальному ключу, приводимому ниже:

а б в г
1 4 1 3 2
2 1 4 2 3
3 4 3 1 2
4 2 1 3 4
5 1 2 3 4
6 3 1 4 2
7 1 4 2 3
8 4 2 3 1
9 1 2 4 3
10 1 3 4 2

Подсчитайте общее их количество.

Если вы набрали более 35 баллов то вы - неизменный оптимист: моментально подавляете в себе любые признаки депрессии. Какие бы удары ни готовила вам судьба, вы стремительно отражаете их.

, Набрали от 25 до 35? Вы скорее оптимист, чем пессимист. Ваши сомнения рассеиваются довольно быстро по мере того, как вы взвешиваете все «за» и «против» в любой ситуации, которая выглядит угрожающей.

Если сумма набранных баллов от 15 до 25, вы скорее пессимист, чем оптимист. Вам неплохо бы вспомнить, что наполовину налитый водой стакан пессимист видит полупустым, а оптимист - наполовину полным.

Менее 15... Неужели, действительно, жизнь представляется вам только в черном цвете? Не отчаивайтесь, постарайтесь находить в ней и приятные стороны, не поддавайтесь унынию, поверьте в свои силы и способности. Они есть, надо только их выявить и развить.

Все мы чуть ли не с детства знаем, что наша жизнь полосатая. Как правило, оптимисты больше обращают внимание на светлые ее полосы, а пессимисты - на темные. Помните у Шекспира: «Веселое сердце идет и поет, печальное - скоро устанет...». Вдумайтесь в истинную мудрость этих строк.

Не позволяйте себе расстраиваться по мелочам. Гоните прочь переживания по поводу тех неприятностей, которые могут произойти. А ведь могут и не произойти! Не ищите себе повод для тревоги. И не мечтайте о невозможном: завышенные потребности - источник многих разочарований.

Для того чтобы не страдать от нервно-психического напряжения, важно сформировать у себя определенную психологическую установку на критику. Не озлобляйтесь, даже если критикующий позволяет бестактные, грубые выпады в ваш адрес. Спокойной реакцией на критику можно добиться большего, чем запальчивой самозащитой.

Важно учитывать и мотивы критики. Критика со стороны людей, желающих продемонстрировать собственную эрудицию, жизненный опыт, подчеркнуть свою значимость в глазах окружающих, часто бывает несправедливой. А если и справедливой, то односторонней, половинчатой. Из-за несправедливой критики никогда не нужно расстраиваться. Она, как скрытый комплимент, означает, что вы вызвали у критикующего ревность или зависть.

Поучителен в этом отношении анекдот о художнике, который на каждом своем полотне в уголке рисовал маленькую беленькую собачку. На вопрос, зачем он это делает, следовал ответ: «Художественный совет должен найти в картине какие-то недостатки для того, чтобы утвердить свою значимость в глазах окружающих и в своих собственных. Если я не нарисую белую собачку, они найдут что-нибудь другое. А другим жертвовать жаль, потому что придется «отрывать от сердца». Когда вам станет очень обидной несправедливость в оценке вашей работы, вспомните, что вы просто забыли «нарисовать белую собачку».

А как же реагировать на справедливую критику? К сожалению, при восприятии чужих оценок мы скорее эмоциональны, чем логичны. Склонны с удовольствием принимать похвалу, не всегда задумываясь над ее справедливостью. Слыша же критику, часто непроизвольно, подчиняясь какому-то внутреннему неосознанному чувству, начинаем защищаться. Даже не всегда успеваем как следует понять суть претензий. Сопротивляется одно из самых уязвимых мест человеческой психики - самолюбие. Попробуйте быть строгим к себе. И когда вас начнут в очередной раз критиковать, скажите себе потихоньку: «Если бы они знали все о моих промахах, то критиковали бы еще суровее». Самокритика возвысится над критикой и даст пищу самоуважению.

Но бывают еще и скрытые конфликты, когда у людей возникает недовольство друг другом, но в реальное взаимодействие оно не выливается, лишь в клевету и слухи.

Коварство слухов в том, что против них исключительно трудно бороться. Во-первых, всех не обойдешь и перед всеми не оправдаешься. А во-вторых, многие считают: «Нет дыма без огня». И потому подумают: «Он горячится, возбужден, страстно отвергает слух - значит, слух этот действительно верен».

Старайтесь не обращать внимания на досужие вымыслы, не пытайтесь оправдываться. Завистники, клеветники всегда найдутся. И если вы будете стараться им отомстить, на это могут уйти ваши силы, здоровье, годы.

Жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на подобные мелочи. Думается, что психологические установки, о которых мы с вами говорили, помогут вам легче переносить тяготы повседневной действительности, раскрепостят душу, а значит - вместе с вами войдут в каждый дом улыбка и радость общения.

В. Н. КАРАНДАШЕВ. кандидат психологических наук Ленинград

«Счастье не может быть ложным, ибо оно состояние души»

Андре Моруа

Жизненные установки человека - это базовые представления о мире и окружающих людях, которые влияют на ощущение полноценного счастья. Казалось бы, мир един, тем не менее, у каждого человека есть свой мир , наполненный переживаниями и собственными ценностями. И они могут как сделать нас счастливыми, так и разрушить наше счастье. Войти же в гармонию с миром, имея неправильные жизненные установки, невозможно.

Проведем небольшой тест.

Ниже описаны 4 позиции жизненных установок. Попробуйте определить, к какой группе относитесь вы.

Итак, какая из жизненных позиций вам ближе всего?

1. Вам кажется, что в целом вас окружают благополучные люди . Вам легко идти на контакт, принимать недостатки других. Вас не раздражают оплошности и ошибки других людей. Вы не имеете желания вступать в какой-либо конфликт. Вы чувствуете себя вполне самодостаточным, внутренне свободным и счастливым. Кроме того, вы не думаете о том, что вы лучше или хуже других. Вы разделяете лозунг: «Жизнь стоит того, чтобы жить».

2. Окружение воспринимается в негативном ключе. Жизнь полна разочарований . Ощущение полной беспомощности и рока. Нет сил и желания что-то менять, кажется, что лучше уже никогда не будет. Вокруг заметны серьезные несовершенства окружающего мира, которые вызывают страдания. Также огорчает своя персона. В связи с этим есть желание забыться, предавшись каким-то чрезмерным или губительным наслаждениям (еда, секс, алкоголь, наркотики). Вам ближе лозунг: «Жизнь не стоит того, чтобы жить».

3. Вам кажется, что все вокруг счастливы, довольны жизнью, но вот что-то с вами не так . Ну не везет вам. Сколько ни пытаетесь - бьетесь, как рыба об лед. Вы чувствуете неуверенность в своих силах, склонны впадать в зависимость от других людей, которые обладают властью, признанием и в целом благополучны. Вас порой может терзать зависть к чужим успехам и чувство собственной несостоятельности. Вам кажется правильным лозунг: «Жизнь других стоит того, чтобы им жить, а вот моя жизнь того не особо стоит».

4. Вы уверены, что стоите очень дорого. Вам очень повезло в жизни. Большинство людей не так успешны, как вы . Кроме того, все их недостатки у вас под прицелом, и это рождает глубокое понимание того, как несовершенен мир. У вас есть небольшое ощущение надменности и превосходства над другими людьми, потому что, если честно, пороков у вас нет. А если и есть, то у кого их нет? Это не повод винить себя за ошибки. Однако другие люди могли бы и последить за своими ошибками, которые забыть не так-то просто. Чтобы указать на чужие промахи, вы любите доказать свою правоту во что бы то ни стало, показав, что вы как бы выше других. Вы любите самоутвердиться за чужой счет. Вам нравится лозунг: «Моя жизнь гораздо ценнее, чем жизнь остальных» .

Жизненные установки соответствуют 4 основным позициям:

Я благополучен - ты благополучен

Я неблагополучен - ты неблагополучен

Я неблагополучен - ты благополучен

Я благополучен - ты неблагополучен

«Я благополучен - ты благополучен» - самая здоровая жизненная установка, которая дает возможность пребывать в гармоничном состоянии с самим собой и окружающим миром. Это и есть основа для нашего счастья. Правильное отношение родителей, которое подразумевает воспитание свободной, гармоничной и целостной личности без потакания слабостям, а также их собственный положительный пример способствует развитию этой установки.

Вторая позиция «Я неблагополучен - ты неблагополучен» характерна для отъявленных пессимистов. Она может сформироваться в условиях острой нужды и/или при слабом здоровье. Также эта позиция характерна для людей с серьезными психологическими травмами, скорее всего, родом из детства.

Позиция «Я неблагополучен - ты благополучен» также возникает в отягощенных жизненных обстоятельствах, когда человек боится проявиться, раскрыть свое Я. Здесь может сыграть роль неправильное воспитание родителей, которые всячески подавляли инициативу ребенка.

И последняя жизненная установка «Я благополучен - ты неблагополучен» свидетельствует о скрытой мании величия. Скорее всего, формирование чувства надменности произошло еще в детстве. В этом случае родители наоборот не подавляли ребенка, а всячески превозносили его. Также она может возникнуть от другой крайности - явного унижения, очень жестокого обращения с ребенком.

Таким образом, формирование жизненных установок нередко берет начало в детские годы. В течение жизни могут происходить их трансформации, однако то, что мы усвоили на глубинном, подсознательном уровне, влияет всю жизнь.

В небольшом аудио-отрывке Марина Таргакова иллюстрирует проявление описанных ролей в отношениях. Послушайте, пожалуйста →

В силах ли мы изменить свои жизненные установки?

И первый шаг на пути к переменам - это осознание.

В следующий раз мы поговорим о практических приемах по улучшению своих отношений с самим собой и окружающим миром. Подпишитесь на обновления блога : впереди нас ждут способы трансформации жизненных установок.

Если вы знаете кого-то, кому может быть полезна эта статья, пришлите ему ссылку на эту страницу или (социальные кнопки - чуть ниже).

Людмила Пономаренко

Есть в нашей жизни, некий тормоз, на наше же благополучие, успех и счастье. Перед тем, как предпринять любое действие, мы сначала принимаем решение, что бы его завершить. Например: все предметы сделанные людьми, которые нас окружают, сначала родились в мыслях и уже потом, приобрели естественное воплощение.

По другому, не бывает и вы, это знаете. Потому, что наши мысли, определяют наши действия и только через них, мы получаем результат наших действий.

За образец, для пояснения, я возьму пример, новой должности , а вы применяйте под свои жизненные вопросы, по моему примеру. Итак, причины тормоза нашего благополучия, успеха и счастья , могут быть разные: Например: отказ от новой должности, боясь её не потянуть или отказ от роли руководителя, боясь нести ответственность и т.д.

Виды отказов от новой жизни

Все наши отказы происходят:

  • либо осознано
  • либо не осознано

Осознано , когда есть тревога в данной ситуации и выбор остается за отказом, что бы не рисковать. Например: Хотел бы, но страшно, лучше оставлю всё как есть.

Неосознанно , это как случайность. Например: хотел, но не успел на встречу, проспал, сломалась машина и т.д. И вы смиряетесь (просто не повезло ) или расстраиваетесь.

Но это не случайность! Влияние на такой разворот события происходит, из-за ваших негативных установок.

Виды негативных установок

  • оскорбление в адрес должности руководителя, которую предлагают вам или его суммы зарплаты – это самая вредная установка! Кому нравится, когда его оскорбляют? Никому! Вот и ваша вакансия, уходит от вас вместе с повышенной зарплатой!
  • противоставление себя к новому образу жизни, тут вы сами ставите себя по другую сторону баррикады со своим благополучием, таким образом теряя свой успех и счастье, конкретно своё благополучие!

Как с этим бороться? Вам нужны новые установки!

НОВЫЕ УСТАНОВКИ В ЖИЗНИ НА БЛАГОПОЛУЧИЕ УСПЕХ СЧАСТЬЕ

  1. Вы должны признать, что это так, что у вас есть негативные установки на свое благополучие, успех или счастье.
  2. Определитесь для себя, а хотите ли вы их заменить или может всё-таки вас устраивает ваша жизнь и большего вам не надо?
  3. Убедите сами себя, что вам необходимо заменить, эти отрицательные установки на положительные, для перемен жизни в лучшую сторону там, где находится ваше благополучие, успех или счастье.
  4. Теперь поковыряйтесь в себе и найдите все свои отрицательные установки и на каждую найдите пять положительных фактов из жизни. Например: как бы вы жили, имея новую должность и больше зарплату. Что хорошего, вы могли бы, с этого иметь или хорошего сделать, хоть для себя, хоть для кого- то другого. Уверен, что из своего жизненного опыта , у вас были моменты когда благодаря какого-нибудь руководителя или начальника, чей то (а может и ваш ) момент жизни, изменился в лучшую сторону или принёс момент радости и счастья. Например: оплатили учёбу или лечение, выдали путёвку или грамоту с премией.

Вот вам и новая установка, что в хороших руках с умной головой и порядочным сердцем, руководитель может приносить, радость, возможности и т.д. Формулируйте новые мысли. При этом, избегайте частицу «НЕ». Например ребёнку не надо говорить «НЕ БЕГАЙ», лучше сказать «ПОСИДИ СПОКОЙНО». От такой формулировки, будет больше пользы. Так же избегайте в установках отрицательных слов. Например: раньше было – «СТЫДНО БЫТЬ НАЧАЛЬНИКОМ», а сейчас – «СТЫДНО БЫТЬ РАБОЧИМ». Слово «СТЫДНО» — это отрицательное слово и не годится для положительных установок.

Не забывайте, что вы должны быть реалистами, не надо давать установку сразу на президента, вы понятия не имеете, каково иметь такую власть управления, поэтому думайте о том, что с чем вы, более менее, реально пересекаетесь. Потому, что ваше подсознание, не даст вам поверить в себя сразу, на такую фантастическую установку.

Как закрепить в жизнь новые установки

  1. В комментариях, можете написать свои новые положительные установки для вашего благополучия, счастья в жизньили успеха (на ваше усмотрение ). В свободное время пишите их на листке бумаге, для планирования своих целей .
  2. В течении дня, постоянно напоминайте себе, о них. От 30-50 раз в день, с самого утра и до ночи.
  3. повторять их надо длительное время, для хорошего закрепления. В качестве тренажёра, можете надеть на запястье руки резинку и каждый раз шлёпать себя ей, за то, что вы плохо подумали или вспомнили свою старую отрицательную установку, а не новую положительную. Ваша боль, будет помогать вам, правильно направлять свои мысли по новым установкам.
  4. Дома повесьте или положите любую денежную купюру, предмет или картину , связанный с новым образом жизни, что бы постоянно с ней контактировать и она вам будет напоминать, о ваших новых положительных установках.

Таким образом, ваши поступки будут определять, ваши действия и в результате ваша жизнь, благодаря новым положительным установкам, начнёт меняться с появлением в ней всё больше и больше благополучия, счастья и успеха.