Царь саргон. Аккадская империя

Какими далёкими кажутся кровь, боль и холод на экране, когда ты сидишь в тёплом кинозале и поглощаешь солёный попкорн под жужжание проектора… Но только не на «Выжившем». С этим фильмом так не получится - или ты ощутил страдание героев каждой клеточкой своего тела, или ты не смотрел «Выжившего». Третьего не дано. За гиперреализм этой киноленты стоит поблагодарить режиссёра фильма Алехандро Иньярриту, убеждённого, что в уютной киностудии шедевры такого уровня не снимаются. И вот съёмочная группа выходит на работу в -25, актёры бродят по колено в стылой воде, ДиКаприо ест сырую печень бизона. Всё это - ради того, чтобы мы поверили им, поверили фильму. А в чём же суть фильма «Выживший» и зачем были нужны все эти страдания? Давайте разбираться.

«Настоящий» Хью Гласс: история, которая вдохновила Иньярриту

Какой бы ужасной ни казалась история, которая легла в основу сюжета «Выжившего», увы, она произошла в действительности. Во всяком случае, Хью Гласс на самом деле существовал. Это был охотник, добывавший пушнину в Северной Америке в начале 19 века. Люди, на которых работал Гласс, описывали его как своенравного и волевого человека, которым тяжело управлять. Хью Гласс стал легендой после того, как на него напала медведица. В 1823 году Гласс присоединился к экспедиции за пушниной в Северную Дакоту. Исследуя берег Миссури, он наткнулся на медведицу с двумя медвежатами. Животное напало на охотника, содрало с него скальп, пронзило когтями горло и сломало ногу. На вопли Гласса сбежались его товарищи, и после нескольких выстрелов разъярённый зверь был убит.

Слева - исторический Хью Гласс, справа - Леонардо ДиКаприо в «Выжившем»

Хью Гласс был на волоске от смерти. Руководители экспедиции приказали двум её членам остаться с Глассом, чтобы они смогли похоронить товарища по-христиански. Однако через пару дней, осознавая, что с каждым часом экспедиция уходит всё дальше от них, старший - Джон Фицджеральд - убедил младшего, Джима Бриджера, оставить умирающего Гласса и поспешить за товарищами. Они опустили его тело в могилу и отправились восвояси. Когда тяжело раненый Хью Гласс пришёл в себя, он был совершенно один в глухом лесу. Напрягая все свои силы, он дополз до ближайшего ручья, где ему удалось набрать воды, а следующие шесть недель он провёл в нелёгком пути к ближайшему лагерю охотников.

Превратившись в легенду, эта история обросла множеством фантастических деталей, которые на своё усмотрение добавляли все, кому приходилось когда-либо пересказывать её. Она пришлась по душе многим, возможно, потому, что в ней отразился тот непоколебимый дух смелых первооткрывателей, бороздивших просторы Америки в те годы. Однако финал оказался неожиданным: найдя Фицджеральда и Бриджера, Хью Гласс… простил обоих. Иными словами, поступил по-христиански с теми, кто отказал ему в праве быть погребённым по христианским обычаям. Это немало расстроило сценаристов фильма «Выживший», которым пришлось придумывать дополнительную мотивацию для своего героя - он мстил своим обидчикам не за себя, а за того, кто был ему дороже собственной жизни - за своего сына.

Суть конфликта в фильме «Выживший» и образы персонажей

Команда капитана Генри, в которой состоят Хью Гласс, его сын-полукровка Хок, Джон Фицджеральд и юный Бриджер - захватчики, промышляющие на территориях индейцев. Эти люди по определению не могут быть «хорошими парнями». Но почему же на протяжении всего фильма мы сопереживаем Глассу и ненавидим Фицджеральда? Только ли выносливостью, физической силой и ловкостью Гласса мы восхищаемся, или есть что-то ещё? Сейчас мне придётся прибегнуть к некоторому упрощению, но оно поможет нам расставить акценты в событиях фильма и понять, почему одни герои вызывают симпатию, а другие - отвращение.

Отношение героев к природе

Если выстроить всех героев в ряд на некой воображаемой шкале от «плюса» к «минусу», где положение определяется по нескольким критериям, то самым важным, определяющим фактором я бы назвала близость героя к природе. И ближе всех к ней оказываются, конечно, индейцы. Испокон веков они живут на этих землях, разумно используя природные богатства, вкладывая свою мудрость в охоту, ловлю рыбы, разведение лошадей. Но представители западной цивилизации внесли беспорядок в эту размеренную жизнь, принеся с собой огнестрельное оружие, насилие, грабежи. Теперь индейцы уже не могут жить так, как прежде, они всегда находятся под угрозой уничтожения, им стало тяжело охотиться - и мы видим, как представители племени эрикари грабят отряд капитана Генри, чтобы захватить мясо и пушнину, которая понадобится им для обмена на лошадей у отряда французов.

Хью Гласс словно сливается с природой в этом кадре. Он умеет маскироваться и подкрадываться не хуже индейцев

Казалось бы, индейские племена обречены, ведь лукам не устоять против ружей. Но у индейцев есть то, чего нет у европейцев - они знают и понимают природу, они могут слиться с ней и подкрасться к лагерю бесшумно, они нападают, словно дикие звери. А следующий на нашей шкале близости к природе - это Хью Гласс. Он прожил несколько лет с индейским племенем пауни, научился их языку, он впитывал их мудрость вместе с притчами, которые рассказывала ему его жена, мать юного Хока. Он один понимает индейцев - вспомните, как ловко он обезвреживает одного из нападающих ри, скрывшегося в ветвях высокого дерева - там, где никто другой из отряда капитана Генри его бы не заметил. Ему удаётся выжить после столкновения с вооружёнными ри, преследующими его на лошадях. Само существование его сына является красноречивым свидетельством того, что Гласс чувствует себя ближе к индейцам, нежели к людям вроде Джона Фицджеральда или француза Туссена.

А как относится Гласс к суровой природе, в которой ему приходится выживать? Он умелый и ловкий охотник, по части маскировки в чаще он не уступает выросшим в этих лесах индейцам, он безошибочно прокладывает пути среди снега… А ещё он относится к животным и местным людям с благодарностью, хотя это чувство полностью лишено какой-либо сентиментальности. Когда погибает лошадь Гласса, в считанные минуты он оценивает своё положение и понимает, что единственный способ не замёрзнуть насмерть этой ночью - забраться в ещё тёплую тушу животного. Но, уходя утром, охотник прикасается к шкуре животного и замирает на мгновение - так он прощается с существом, чья гибель позволила ему выжить, так он отдаёт ему дань благодарности. Сравните это с рассказом Фицджеральда о том, как его отец встретил бога в виде белки, «зажарил его и съел». Такое хищническое отношение к природе неприемлемо для Гласса.

ДиКаприо и Иньярриту на съёмках фильма «Выживший»

Бескорыстие и алчность

Какие ещё характеристики помогают нам отличить истинных героев этой истории от жалких и ничтожных людей? Ещё одна черта, которой обладают «достойные» персонажи - это бескорыстие. Капитан Генри назначает награду в 100 долларов тому, кто останется с Глассом в его последние часы. Хок и Джим Бриджер в один голос отказываются от вознаграждения, так как спасти жизнь одного из самых важных членов отряда для них - дело чести. Совсем иначе ведёт себя Джон Фицджеральд, вначале прибирая к рукам тройную награду, а затем и вовсе разорив сейф, в котором хранятся доходы от всей экспедиции. Алчны и французы - они проворачивают бесчестные сделки с индейцами, несмотря на укоры вождя племени. Совсем другое, разумное отношение к материальным ценностям у капитана Генри - он понимает, когда нужно пожертвовать малым (оставить пушнину в лесу), чтобы сохранить нечто большее - жизни членов экспедиции.

Род и семья как высшая ценность для Гласса и индейской общины

Наконец, важно и то, какие цели ставят перед собой герои, к чему они идут. Для героев фильма «Выживший» в центре мироздания стоит род, семья. У Хью Гласса не было никого ближе его жены и сына. Когда его жену убили, Гласс застрелил обидчика, не посчитавшись с тем фактом, что тот был офицером. Гласс был при смерти, когда потерял последнее, что у него осталось - своего сына Хока. Он не мог покинуть этот свет, не отомстив Фицджеральду, и все жизненные силы он собрал не для того, чтобы вернуть себя к жизни, а для того, чтобы наказать виновного. Вспомните, что писал на камне, на стене пещеры Гласс - «Фицджеральд убил моего сына». Важнее этого страшного факта ничего не осталось в его жизни. Второй персонаж, для которого судьба его семьи важнее всего на свете - это индейский вождь, чьё племя без устали скитается по лесам в поисках дочери вождя Поваки. Для него каждый европеец - враг, потому что любой из них мог увести его дочь, причинить ей вред. И этим оправдана вся жестокость, с которой племя ри преследует отряд капитана Генри.

В своих снах и воспоминаниях Гласс постоянно возвращается к жене

О родных думает и сам капитан - отправившись на поиски Фицджеральда, он рассказывает Глассу, что забывает лицо жены. Но капитан Генри думает не только о жене, он силится сохранить жизни людей в своём отряде, помогает им справляться с ранениями - ведь он доктор. Отнюдь не эгоистичны и устремления юного Бриджера, преданного Хью Глассу. А вот Джон Фицджеральд ни о ком, кроме себя, не заботится - жажда наживы в нём сильнее здравого смысла, он готов подвергать риску себя и других, лишь бы заработать побольше, готов на предательство.

Многоязычие в фильме «Выживший» и проблема непонимания

Иньярриту не в первый раз обращается к теме непонимания между людьми - на эту тему он снял фильм «Вавилон», герои которого говорят на пяти разных языках. Вот и в «Выжившем» эта тема снова всплывает, хотя и не столь явно. Члены экспедиции капитана Генри говорят по-английски, французы объясняются на своём языке - но языков друг друга они не знают и не признают. «Ты по-нашенски можешь?», - язвительно спрашивают у прибившегося к лагерю охотников француза, который говорит по-английски с чудовищным акцентом. Кое-как члены французского отряда ведут переговоры с индейцами, прикрывая незнанием языка мошенничество и обман.

На наречии индейцев способен говорить только Хью Гласс. На этом языке он разговаривает со своим сыном, когда они одни. При посторонних же Гласс запрещает сыну открывать рот - он знает, что белые не будут слушать индейца-полукровку, для них он словно немой. На этом языке звучит притча, которую рассказывает Глассу жена. В звуках этого языка словно слышится мудрость природы, шёпот ветра и травы. Это в очередной раз подчёркивает связь Гласса с природой. В то же время он стремится уйти от праздных разговоров, говоря капитану Генри: «Я люблю тишину».

Хью Глассу и индейцу не нужно много слов, чтобы понимать друг друга

Лёжа на носилках в полуобморочном состоянии, Гласс не может произнести ни слова. Он вынужден молчать, когда на его глазах Фицджеральд убивает его сына Хока. В этот момент он сам словно индеец среди белых, которые не знают его языка. Но, встретив на дороге индейца, Гласс легко договаривается с ним. Он спасает себе жизнь, смиренно падая на колени перед хозяином этих мест. Жестами просит немного мяса. Их общение немногословно, но каждое слово имеет больше значения, чем праздная болтовня белых. Попав в лагерь французов, Гласс снова с помощью всего пары слов успевает договориться с пленной девушкой. Общение с индейцами даётся ему явно лучше, чем с белыми людьми.

Так в чём же смысл фильма «Выживший»?

Выше я расставила героев по местам на условной шкале от «положительных» к «отрицательным». Эти термины сами по себе не нравятся мне, а в отношении к этому фильму и вовсе кажутся неподходящими. Конечно, главный источник зла в этом фильме - предатель и убийца Джон Фицджеральд. Но кого из героев можно назвать безусловно положительным? Простодушного Джима Бриджера, который не сумел различить обман в словах Фицджеральда и стал предателем против собственной воли? Капитана Генри, снарядившего отряд в захватнический поход в земли индейцев? Или индейцев, веками воюющих друг с другом на этой земле? А может быть, Хью Гласса, сделавшего целью своей жизни кровавую месть?

На эти вопросы ответа я не даю. Скажу лишь, что этот фильм - и о моральном выборе, и об огромной разнице между ценностями разных людей, и о разных представлениях о справедливости, и о разных языках, на которых мы говорим… Многие из нас - особенно те, кто судит других слишком строго, подобно Джону Фицджеральду, зависть которого вызывают благородное происхождение капитана Генри и навыки Хью Гласса, - никогда не оказывались в критической ситуации и не осознают, насколько тяжело действовать и принимать решения в тех условиях, в которых живут герои фильма. Кого-то «Выживший» научит идти вперёд к своей цели, не давая себе шанса на проигрыш. Кого-то - быть внимательнее к другим и учиться слушать, не деля людей на «белых» и «краснорожих». А для кого-то смысл фильма «Выживший» окажется в чём-то совершенно ином. Но главное в том, что этот фильм заставил вас думать и искать ответы, а значит, съёмочная группа не напрасно трудилась в двадцатиградусные морозы, а веган ДиКаприо не зря вгрызался в печень бизона.

Объединение Двуречья(Месопотамии) под властью Аккада. Саргон Древний. XXIV-XXII вв. до н. э.

Основателем Аккадского царства стал Саргон (Шаррумкен), имя которого переводится как «царь истинен». Предполагают, что он был человеком не царского и даже не аристократического происхождения. Он не называет имени своего отца, а легенды, окружавшие его имя, и более поздние документы называют Саргона то садовником, то приемным сыном водоноса, то слугой правителя Киша. Властью Саргон овладел, вероятно, в результате дворцового переворота, воспользовавшись разгромом кишского правителя в войне с Лугальзагеси.

Подчинив Киш, Упи-Акшак и другие северные города, новый царь принял все высшие титулы: «лугаль Киша», «лугаль Страны», а также «лугаль Аккада» - новой столицы, которую он построил между Тигром Евфратом и которая дала имя всему государству.

Следующим этапом завоевательной политики Саргона была война с Лугальзагеси него союзниками, завершившаяся его победой над 50 правителями. Однако и после этого некоторые крупные шумерские города (Ур, Умма, Лагаш) продолжали противостоять аккадскому завоевателю, и лишь лосле 34 битв Саргон смог омыть свое победоносное оружие в водах Персидского залива.

С покорением Шумера аккадцы предприняли ряд успешных походов в северозападном направлении: Мари, Эбла и другие территории были покорены вплоть до горных хребтов Амана и Тавра. А в конце правления Саргона под власть Аккада попала и страна Субарту (Северная Месопотамия) . Совершались набеги за восточные пределы долины Тигра и Евфрата - в Элам.

Итогом 55-летнего правления Саргона (2316-2261 гг. до н. э.) было объединение под властью одного правителя всей Месопотамии и создание крупнейшей по тем временам в Передней Азии державы с центром в Аккаде. Образование единого централизованного государства имело серьезные последствия для экономики, и прежде всего для главной отрасли хозяйства - земледелия. Создание крупной ирригационной сети в масштабах всей Южной и Средней Месопотамии, строительство дорог и гаваней, введение общегосударственной системы мер и весов привели к развитию в государстве товарно-денежных отношений, морской, речной и сухопутной торговли (с островами и побережьями Персидского залива, Индией, кочевниками западных степей и горцами Элама).

Утверждение единовластия царя-деспота проходило в борьбе с родовой аристократией, опиравшейся на советы старейшин. С другой стороны, формировалась социальная опора царской власти - служилая знать, чиновничество, частично жречество. Храмовое хозяйство во времена Саргонидов переходит в руки правителя, жречеству даются дополнительные льготы и материальные блага, особое внимание уделяется традиционным культам в Уре и Ниппуре. В свою очередь, жрецы прославляют царя, создают благоприятную легендарную традицию, объясняющую его возвышение покровительством богини Иштар. Опорой царя становится и новая служилая знать, составляющая царскую бюрократию. Ее представители (чиновники, писцы) ставятся во главе некоторых городов Месопотамии, заменяя прежних наследственных «энси». Община переживает процесс имущественного расслоения. Наряда с зажиточными общинниками, занявшими видные посты в местном самоуправлении, появляются неимущие и безземельные, уделом которых становится работа по найму. Если в начале завоеваний Саргон опирался на ополчение общинников, что увеличивало их политическую роль, обогащало за счет добычи, то в дальнейшем он создает постоянное войско, давая воинам за службу земельные наделы из фонда царской земли. В ходе войн за счет пленных возросло количество рабов в царском, храмовом и частновладельческих хозяйствах.

Итогом политического развития Аккада в XXIV-XXIII вв. до н. э. явилось возникновение деспотии, представленной могущественной властью царя («шаррум»), Однако созданная Саргоном держава и сама деспотическая власть столкнулись с рядом затруднений. Уже в конце его царствования началось брожение среди «старейшин» (родовой аристократии), вспыхнул мятеж в войске (видимо, в ополчении общинников), отпали некоторые области (Субарту) и города (Вавилон и др.).

После смерти Саргона к власти пришли его приемники, одним из них знаменитый На-рам-Суэн (2236-2200 гг. до н. э.). Подавив очередную вспышку недовольства внутри государства, Нарам-Суэн принимает меры, которые укрепляют его деспотическую власть. Опора на жречество становится ведущей линией его внутренней политики. Он и его сыновья-наместники возводят храмы, члены царской семьи входят в состав храмового персонала, жрецам даются многочисленные льготы. В ответ жречество соглашается признать Нарам-Суэна «богом Аккада», детерминатив божества ставится перед именем царя.

Внешняя политика Нарам-Суэна отличается большой активностью. Он предпринимает успешные походы на северо-запад, где наносит решающий удар царству Эбла, на север - в Субарту и верховья Тигра, на восток - в Элам и страны побережья Персидского залива, в горы Загрос - против племени луллубеев. Его победы зафиксированы в многочисленных надписях, найденных в верховьях Тигра и в Сузах. На сузской «Стеле Нарам-Суэна», являющейся выдающимся произведением искусства, запечатлен триумф царя в войне. Титул «царь четырех стран света» торжественно увенчал внешнеполитические успехи аккадского царя.

Однако последние годы правления Нарам-Суэна были омрачены конфликтами с частью жречества, недовольной введением царского культа, а также голодом, охватившим страну, разрушением ирригационной сети, которые, вероятно, были следствием вторжения в Месопотамию горных племен кутиев (гутиев).

Некогда могущественное Аккадское царство с трудом отбивалось от степных кочевников с запада, набегов эламитов с востока и все более глубокого проникновения кутиев в Месопотамию.

Под ударами кутиев пришло в упадок Аккадское царство, утратившее свою власть над шумерскими городами, которые стремились к восстановлению независимости. Обострились социально-политические противоречия. Завоевателями были разрушены многие храмы и города Месопотамии, угонялось в плен и облагалось тяжелой данью население.

Завоеватели-кутии представляли собой племенной союз во главе с избиравшимися на определенный срок вождями; они находились на более низкой стадии общественного развития, нежели покоренная ими Месопотамия. Кутии предпочитали находиться в пределах своей страны и области Аррапха, а управляли Месопотамией с помощью наместников и военачальников из среды шумеров и аккадцев.

Итогом политического развития Аккада в XXIV-XXIII вв. до н. э. явилось возникновение деспотии, представленной могущественной властью царя («шаррум»). Однако созданная Саргоном держава и сама деспотическая власть столкнулись с рядом затруднений.

Около ста лет кутии удерживали политическое господство над страной. Имущественное расслоение в их собственной среде повлияло на слияние знати завоевателей со знатью покоренного Шумера и Аккада, что упрочило их господство и сделало его еще тяжелее для народных масс. Зрело сопротивление завоевателям, которое возглавил при поддержке Ура Урук, где к власти пришел простой рыбак Утухенгаль.

В 2109 г. до н. э. кутии были разбиты Утухенгалем. Однако он вскоре умер, и гегемония над освобожденной Месопотамией перешла к царю Ура - Ур-Намму. Он стал основателем знаменитой III династии Ура, правившей объединенным Шумеро-Аккадским царством (конец XXII - начало XX в. до н. э.)

100 великих полководцев древности Шишов Алексей Васильевич

Саргон I Древний (Аккадский)

Саргон I Древний (Аккадский)

Завоеватель Шумера, Элама, Кедрового Леса и Серебряных Гор

Саргон I Древний

Страна шумеров, как свидетельствует история, возникла практически одновременно с египетской цивилизацией. Это был народ неопределенного этнического происхождения, о котором по сей день спорят исследователи. Шумеры мигрировали на юг через Малую Азию (или, возможно, через Кавказские горы) и осели в благодатной по природе южной части Месопотамии.

Шумер, как таковой, не был единым царством: его составляли независимые города-государства – Киш, Умма, Ларса, Ур, Лагаш, Вавилон, Борсиппа и другие, которые постоянно враждовали между собой. Наиболее сильные из них, такие как Лагаш и Умма, стремились к гегемонии среди соседей. Достичь же ее было возможно только вооруженной рукой.

Особенностью внутреннего устройства Шумера являлось то, что власть жрецов была намного сильнее власти военных вождей. Но и среди жречества не было единства, которое могло бы превратить шумерские города-государства в единое целое, с централизованной светской и религиозной властью. Но такая ситуация даже в Древнем мире не могла продолжаться исторически долго.

Раздробленность Шумера логически привела к тому, что ее объединителем стал завоеватель, первый известный (благодаря первым письменным источникам) нам полководец-венценосец, вне всякого сомнения – великий, из времен в три тысячелетия до нашей эры. Это был царь Саргон I Древний (или Саргон Аккадский). Его именем и открывается портретная галерея военных вождей Древнего мира, которые «хирургическим способом», то есть завоеваниями, перекраивали известную нам политическую карту той давно ушедшей в прошлое эпохи.

Саргон не был шумером по происхождению и о нем, как о личности, известно крайне мало. Был человеком незнатного происхождения. Став правителем, называл себя Шаррум-кеном, что означало «царь истинен». По одному из преданий, богиня Иштар полюбила Саргона и сделала его царем Аккада. Во всяком случае, тот в самом начале завоевательных походов объявил себя ставленником этой богини на земле.

Аккадцы были северными соседями Шумера, проживая в междуречье Тигра и Евфрата. Этот некогда воинственный кочевой народ осел на благодатной месопотамской земле, переняв многое в землепользовании у шумеров.

Первоначально два древних народа жили в мире. Однако междоусобица шумерских лугалей (военных вождей городов-государств) привела к тому, что аккадский военачальник Саргон вознамерился создать собственную державу. Чтобы укрепить свою личную власть в Аккаде, он завоевывает сильнейший город в этой области – Киш и после этого именует себя «царем Киша» и «царем Аккада».

Укрепившись на севере Шумера, Саргон проявляет недюжинные способности. Через несколько лет он имел под своим командованием сильную армию численностью в 5400 воинов, которые всецело зависели от правителя Аккада. Они содержались за счет государственной (царской) казны. По словам самого царя Саргона Древнего, его войско ежедневно «обедало у него за столом».

Особенностью действий аккадских воинов в бою было то, что главным оружием для них стали дальнобойные луки со стрелами, имевшими медные наконечники. Это позволяло поражать врагов за несколько сот шагов. Шумерские же воины в лучшем случае могли бросить на десятка два шагов метательное копье.

Либо Саргон имел доступ к зарослям тисса (или лещины) в предгорьях Малой Азии или современного Ирана (боевые луки изготовлялись из древесины тисса), либо в его время был уже изобретен составной, или клееный, луг из рога, дерева и жил. Хороший лук был грозным оружием, который прицельно бил на 200 метров и более; из него можно было делать 5–6 выстрелов в минуту при запасе стрел в колчане от 30 до 50; на близком расстоянии стрела пробивала толстую доску.

«Стреляющее» войско Саргона Древнего нанесло поражение всем дружинам шумерских городов-государств, которые попытались остановить его завоевательные походы на полях битв. По всей видимости, шумерские воины терпели разгром еще до того, как успевали схватиться с врагом врукопашную.

За непродолжительное время аккадцы завоевали весь юг Шумера. Они захватили и опустошили такие большие города-государства, как Урук, Ур, Лагаш и Умму. Воины непобедимого Саргона «омыли свое оружие в море» – то есть в водах Персидского залива.

Самой громкой победой полководца Саргона стал разгром войска лугаля города Умма Заггиси (Лугальзаггиси), который отказался породниться с ним путем династического брака. Самоуверенный лугаль был взят в плен и в медных оковах проведен в торжественной процессии победителей-аккадцев через «ворота бога Энлиля» в городе Ниппуре. Затем его не без известного победного торжества казнили.

Позже армия аккадцев совершила ряд новых завоевательных походов – в Малую Азию (в «Серебряные Горы») и Элам. Эламские войска были побеждены воинственным Шаррун-кеном, захватившим силой много городов. По всей видимости, эти походы носили грабительский характер и осуществлялись ради получения военной добычи – ценностей, имущества и пленников, которые становились рабами.

Одна из расшифрованных наскальных надписей свидетельствует, что царь-полководец Саргон Аккадский совершил смелые походы на запад, где находилась страна Амуру. Победным результатом их стало следующее:

«Эндиль дал ему Верхнюю Страну Маер (или Мари), Ярмути и Ибду вплоть до Гедровых Лесов и Серебряных Гор».

Страна Маер (Мари) находилась к западу от реки Евфрат, Ярмути была расположена в северной части Палестины. «Кедровым Лесом» в древности называли горы Ливана, а «Серебряными Горами» – горы Тавра. Это позволяет утверждать, что царь Саргон I совершал вторжения на земли Сирии и Палестины. В других надписях говорится, что он на какое-то время утвердился (или пытался это сделать) на берегах сирийского Средиземноморья.

Одна из наскальных надписей гласит, что царь Саргон «прошел море запада, был три года на западе, покорил и объединил страны, поставив на западе свои статуи, перевел по морю и по суше своих пленных».

Саргон Древний, завоевав Шумер, не избрал своей столицей ни один из его многочисленных городов и не принял ни один из почетных шумерских титулов. Он именовал себя царем Шумера и Аккада, построив для себя на берегу среднего Евфрата собственную столицу, назвав ее Аккадом. Вскоре этот новый город Месопотамии стал процветающим. К его речной пристани приставали корабли из Мелахи (Индия), привозившие такие диковинные товары, как обезьян и слонов.

Завоеватель Шумера распустил ненадежные городские дружины воинов-землевладельцев. Свое постоянное войско он поставил вокруг столицы, чтобы его можно было быстро собрать. В случае больших походов собиралось ополчение из лично свободных граждан страны шумеров.

В завоеванной стране Саргон Аккадский, основавший династию Саргонидов, взял под личный контроль огромное хозяйство шумерских храмов. Оно состояло из принадлежащих им возделанных полей и земледельцев. Чтобы храмовые жрецы не строили против него опасные козни, царь регулярно наделял их щедрыми дарами, в том числе и частью военной добычи.

Население Шумера, как храмовые жрецы, так и простой люд, не приняло нового правителя-завоевателя. По преданию, жители городов часто поднимали против него мятежи. Известен случай, когда в старости царю Саргону во время одного такого «возмущения» пришлось бежать из дворца и прятаться в канаве, хотя потом он и подавил мятеж.

Управляя Шумером, Саргон Древний неустанно заботился о своем войске. По тому времени соперников среди соседей у него не было, и потому торговые колонии семитов в Малой Азии, нуждавшиеся в вооруженной защите, часто обращались к нему за военной помощью. Естественно, за хорошую плату. В этих просьбах малоазиатскому купечеству практичный царь Шумера и Аккада не отказывал, хорошо зная все выгоды от такого сотрудничества.

После смерти Шаррум-кена созданная его завоеваниями держава Древнего мира – Аккадское государство – стало распадаться. Сыновья Саргона I – Рамуш и Маништушу, правившие друг за другом после отца, встретились с упорным сопротивлением большей части населения Южного Шумера, Элама и других областей.

Подавляя восстания, царь Рамуш вырезал целые города, казнил многие тысячи пленников-шумеров, а его воины совершали безнаказанные грабежи. Попутно добывались рабы, в которых нуждалось хозяйство державы, основанной Саргоном Древним.

Из книги Мины вчера, сегодня, завтра автора Веремеев Юрий Георгиевич

Древний период Предыстория мин восходит к временам Бронзового Века, когда человек научился использовать в своей деятельности металлы. Для выплавки бронзы, которая в простейшем виде является сплавом олова и меди, люди добывали соответствующие руды. Первоначально их

Из книги 100 великих полководцев древности автора Шишов Алексей Васильевич

Саргон II Мастер военной разведки, разграбивший Урарту, Иерусалим и Финикию Саргон II с жертвенным козленкомПосле смерти Тиглатпаласара III на царский престол Ассирии взошел его сын-наследник Салманасар V. Свое правление он начал с лишения больших льгот храмовых жрецов,

Из книги Грааль и свастика. Религия нацизма автора Первушин Антон Иванович

Древний мир Что можно узнать о Древнем мире из книг Елены Блаватской?По ее мнению, история человечества началась триста миллионов лет назад, когда на несокрушимой священной земле астральная матрица, сотканная из чистейшей энергии, начала превращаться в грубую двуполую

Примерно в 2316 году до н.э. в городе Кише, доминирующем в то время в Месопотамии, была свергнута власть в результате переворота. Согласно древним записям, успешное восстание возглавил садовник и подносчик кубков правителя Ур-Забабу.

Неизвестно, как его звали в то время, однако надеясь скрыть свое неблагородное происхождение, узурпатор назвал себя Шаррум-кен (Истинный царь), что позднее было интерпретировано как Саргон Аккадский. Захватив власть в Кише, он провел множество завоеваний, покорив окрестные номы. Только за первые три года правления он отправился войной на Эблу (современная Сирия), получив доступ к Средиземному морю.

Спустя год Саргон решил перенести столицу в город Аккаде́, который и дал название всему государству и правящей династии. Таким образом, он хотел отстраниться от ставших традиционными элит и жречества города Киш. Укрепив свое влияние в северных землях, Саргон начал войну с Лугальзегеси, захватив немалые земли.

После этого он получил признание в священном для религии жителей Месопотамии городе - Ниппуре. Спустя год вспыхнуло восстание под предводительством некоего Ура. В древних источниках указывается, что Саргон провел с ним 34 битвы, и в итоге победил.
В 2305 г. до н.э. Саргон Аккадский вновь вторгся в Сирию, одновременно направив походы в верховья Тигра против государства Элам.

В результате всех этих завоеваний появилось государство, обладающее наибольшими территориями в мире. Царю принадлежал большое количество земель, однако остальными распоряжаться он не мог. Саргон активно поддерживал культ богов, почитаемых в Аккаде, Кише, Энлиле и Ниппуре, однако деспотический характер его правления не вызывал восторга у жречества. Последние годы жизни Саргона были омрачены восстанием, которое было вызвано голодом. Его подавлением занимался его сын, Римуш.


Участие в войнах: Война с Лугальзагеси. Подчинение юга страны. Поход на северо-запад Малой Азии. Поход в Элам
Участие в сражениях:

(Sargon of Akkad) Царь Аккаде, царь Аккада и Шумера

Поздняя аккадская поэма, известная науке под названием «Легенда о Саргоне» сообщает, что родиной Саргона был Азупирану («Шафрановый городок» или «Городок крокусов») на Евфрате.

По легенде, Саргон был выходцем из народных низов, считали, что он был приёмным сыном водоноса и состоял садовником и чашеносцем у кишского царя Ур-Забабы. Низкое происхождение Саргона стало впоследствии общим местом клинописных исторических сочинений.

Ввиду такой настойчивости традиции, мы едва вправе сомневаться в том, что Саргон действительно вышел из народа (собственно из членов персонала царского храмового хозяйства), либо в его деятельности или сопутствующей ей исторической обстановке было нечто, позволившее сложиться такому мнению о нём.

После поражения, которое нанёс Кишу Лугальзагеси , Саргон основал своё собственное царство. Начало царствования Саргона относится ко 2-му году правления Уруинимгины — лугаля (3-ий год его общего времени правления как энси и как лугаля) и к 20-му году правления Лугальзагеси (ок. 2316 г. до н. э.).

Выбирая столицу для своего государства, Саргон Древний решил не жить ни в одном из традиционных северных центров вроде Киша, Акшака или Мари, а выбрал город без традиций, почти безызвестный, возможно, находящийся в номе Сиппар. Город носил название Аккаде. По нему и область Ки-Ури стала с тех пор называться Аккадом, а восточносемитский язык — аккадским.

Вначале Саргон распространил свою власть на Верхнюю Месопотамию. На 3-ем году правления (ок. 2313 г. до н. э.) Саргон предпринял поход на запад, то есть в Сирию. Эн Эблы (город-государство населенный западными семитами и осуществляющий в здешних местах гегемонию), вероятно, признал власть Саргона и открыл ему дорогу к Средиземному морю.

На 5-ом году (ок. 2311 г. до н. э.) Саргон начал военные действия против Лугальзагеси и быстро разгромил его армию и армии подвластных ему энси. Лугальзагеси был, видимо, казнён, а стены Урука были срыты.

Такой успех Саргона объясняется тем, что он, по-видимому, опирался на более или менее добровольное ополчение. Традиционной тактике стычек между небольшими тяжеловооруженными отрядами, которые сражались в сомкнутом строю, Саргон противопоставил тактику больших масс легковооруженных, подвижных воинов, действовавших цепями или врассыпную.

Шумерские лугали, из-за отсутствия в Шумере достаточно гибких и упругих сортов дерева для луков, совершенно отказались от стрелкового оружия; Саргон, напротив, придавал большое значение лучникам, которые были способны издалека осыпать неповоротливые отряды щитоносцев и копьеносцев тучей стрел и расстраивать их, не доходя до рукопашной.

Очевидно, либо Саргон имел доступ к зарослям тиса (или лещины) в предгорьях Малой Азии или Ирана, либо в его время изобретён составной, или клееный лук из рога, дерева и жил.

Кроме народного ополчения, у Саргона была постоянная армия примерно в 6000 воинов, кормившаяся за счёт царя.

В 6-ой год правления Саргона (ок. 2310 г. до н. э.) против него выступила коалиция южных энси во главе с «человеком из Ура». Разбив войско Ура, Саргон двинулся против Уммы и Лагаша. Захватив Умму, Саргон занял временную столицу Лагаша город Э-Нинмар и подчинил всю территорию Лагаша, дойдя до Персидского залива (Нижнего моря).

Энси Уммы Мес-э был взят в плен, судьбы правителей Лагаша и Ура неизвестны. Стены всех трёх городов были срыты. Подводя итоги, Саргон говорит, что если считать этот поход, то он сражался в 34 битвах.

На 11-ом году правления (ок. 2305 г. до н. э.) Саргон предпринял второй поход на северо-запад. Двигаясь по Евфрату Саргон покорил Туттуль (ныне Хит), крупный город Мари, страну Яримуту (местонахождение не ясно), страну Эблу и дошёл до Кедрового леса (то есть гор Аманус) и Серебряных гор (то есть гор Малоазийского Тавра).

Поздняя традиция, в частности, эпическая песня «Царь битвы» , рассказывает, что к Саргону обратились семитские купцы из города Канеша в Малой Азии с жалобой на притеснения чинимые правителем Пуршаханды (Пурусханда) Нур-Даганом. В ответ на это, Саргон «переправился через Море захода солнца» покорил и объединил «Страну захода солнца».

Что из этого является подлинным историческим фактом и где следует искать «Страну захода солнца» неясно. Однако археологические данные не подтверждают столь давнего проникновения аккадских торговцев вглубь Малоазиийского полуострова.

Более достоверна хеттская традиция, считавшая, что Саргон переправился лишь через Евфрат, немного ниже выхода этой реки из нагорной области.

После того, как Саргон расширил и укрепил своё царство на западе, севере и юге он предпринял поход в Элам, где в это время существовало несколько небольших номов, среди которых наиболее значительными были собственно Элам во главе с царём Луххишшаном и энси Санамсимурру и Варахсе с правителем Сидгау.

Поход закончился успешно, Саргон взял города Уруа, Аван и Сузы, в плен были взяты правитель и судья Варахсе Сидгау, царь Луххишшан, энси Элама Санамсимурру, энси города Хухнура (вероятно совр. Маламир) Зина, энси области Гунилахи, наряду с другими значительными лицами. В числе добычи упоминается строительный лес. Однако Элам не был, видимо, превращен просто в область Аккадской державы, очевидно, что все пленные правители признали власть Саргона и были им оставлены на местах.

Предполагают, что после похода в северные области Элама, Саргон завоевал страны Кутиум и Луллубум.

К сожалению надписи, в период правления Саргона, не содержат прямых сведений о его походе в названные страны. Об этом говорят косвенные данные. Также Саргон вёл войну и со страной Симуррум (город-государство на реке Нижний Заб), на что указывает дотированная формула «год, когда Саргон на Симуррум пошёл».

При Саргоне Древнем храмовые хозяйства были слиты с царскими. Государство Саргона было первой попыткой создания централизованной деспотии, в которой неродовитая царская бюрократия вытеснила старую родовую аристократию, а органы самоуправления городов-государств (совет, народное собрание) были превращены в низовую администрацию. Саргон вновь отстроил город Киш, и помимо нетрадиционного титула «царь Аккаде» и титула южных гегемонов «царь Страны», он принял и титул северных гегемонов «царь множеств» , так теперь стали переводить по аккадски шумерский титул «лугаль Киша».

При Саргоне наблюдался расцвет торговли. Он ввёл единообразные меры площади, веса и т. п. по всей стране и заботился о поддержании сухопутных и водных путей.

По преданию корабли из Мелахи (Индии) поднимались при нём по реке до пристани города Аккаде, и среди диковинных товаров здесь можно было видеть слонов и обезьян. Однако этот расцвет торговли продолжался недолго.

Саргон хорошо понимал необходимость религиозного обоснования своей власти, поэтому естественно, что он опирался не только на культ Абы, бога города Аккаде (может быть своего родового бога) и культ Забабы, бога Киша, но и на общешумерский культ Энлиля в Ниппуре.

В его храме он соорудил несколько статуй и вероятно богато одарил храм, стремясь привлечь на свою сторону жречество.

Свою дочь, носившую шумерское имя Эн-хеду-Ана (букв. «Жрица обилия небес»), он отдал в жрицы — эн (по-аккадски энту) богу Луны Нанне в Ур; с тех пор стало традицией чтобы старшая дочь царя была энту Нанны.

Позднейшие утверждения нравоучительных вавилонских жреческих хроник, будто Саргон относился к богам с пренебрежением, несомненно, тенденциозны, как и утверждение, будто Саргон разрушил Вавилон, чтобы из его кирпичей строить пригород своей столицы; город Вавилон тогда не имел ровно никакого значения.

Государство Саргона Древнего не было прочным. Уже в конце его царствования начались брожения среди родовой аристократии. Энси Казаллу Каштамбила поднял мятеж против власти Саргона. Саргон подавил этот мятеж, захватил Казаллу и разрушил его.

Затем, по преданию, «старейшины (то есть знать) всей страны возмутились против него и в Аккаде осадили его», причём Саргон на старости лет должен был бежать и прятаться в канаве, хотя потом и одолел мятежников.

Враждебные племена из Сев. Месопотамии и Ассирии предпринимали нападения на Аккаде. В ходе успешного похода Саргон покорил Субарту, а захваченную добычу отправил в Аккаде.

В самом конце правления Саргона Древнего в Южной Месопотамии разразился голод, вызвавший новое восстание всей страны. Составители хроники приписывают этот голод гневу бога Мардука за разрушение Саргоном Вавилона. Саргон скончался, так и не успев покорить это восстание.