Правление саргона. Образование Аккадского государства

Образование централизованного государства:

1) Основатель Аккадского царства – Саргон (2316-2261) – Шаррум-кен, «царь истинен»)

2) взял власть в результате дворцового переворота, подчинил Киш, Упи-Акшак, принял титулы «лугаль Киша», «лугаль Старны», «лугаль Аккада».

3) война с Лугальзаггеси, победа над 50 правителями, после 34 битв с Уром, Уммой и Лагашем расширил государство до Персидского залива

4) походы на северо-запад: покорение Мари, Эблы до «кедрового леса» и «Серебряных гор», т.е. до горных хребтов Амана и Тавра

5) в конце правления Саргон завоевал Субарту (СМ)

6) набеги в Элам (восток долины Тигра и Евфрата)

Экономическое развитие, товарно-денежные отношения и торговля:

1) создание общей ирригационной сети в южной Месопотамии и средней Месопотамии

2) строительство дорог, гаваней

3) введение общегосударственной системы мер и весов

Социально-политическое развитие:

1) утверждение власти царя-деспота в борьбе с родовой аристократией, опиравшейся на советы старейшин

2) формирование служилой аристократии – опоры царской власти

3) царская бюрократия заменяет в ряде городов местных «энси»

4) переход храмовое хозяйство переходит в руки правителя

5) дополнительные льготы жречеству

6) имущественное расслоение в общине, появление зажиточных и разорившихся общинников

7) брожение среди «старейшин», мятеж в общинном войске, отложились Субарту и Вавилон

Середина III тысячелетия до н.э. была отмечена энергичным заселением Двуречья скотоводческими семитскими племенами, и до того в немалом количестве проникавшими в Шумер. Их поселения на севере стали активно заимствовать достижения шумерской цивилизации, сближаясь с ней по уровню развития (впрочем, аналогичный процесс шел, видимо, и в соседнем с Шумером Эламе, расположенном к востоку от него). Представителем и выразителем активной наступательной политики семитских племен стал в конце XXIV в. Саргон (Саргон Древний, или Аккадский). По преданию, он был незаконнорожденным младенцем, выловленным в корзине в реке и воспитанным чужими людьми (частый легендарно-мифологический сюжет, известный в истории многих народов). Поступив на службу к правителю Киша, Саргон быстро выдвинулся, а после гибели Киша выкроил себе собственное государство и стал успешно воевать с соседями. Затем Саргон провозгласил себя лугалем выстроенного им на севере Шумера нового города Аккада.

Вступив в длительную войну с Лугальзагеси, Саргон успешно довел ее до конца, объединил под своей властью Шумер и Аккад и стал правителем большого государства, состоявшего из многих десятков региональных подразделений бывших городов-государств, В успехах Саргона большую роль сыграла созданная им армия: едва ли не впервые в истории в руках именно этого завоевателя оказалась крупная боевая сила профессиональных воинов (5400 человек), каждый из которых за свою службу получал надел и жил за счет дохода от него. Неудивительно, что после создания единого государства Саргон сумел подчинить себе соседний Элам и совершил ряд успешных походов на север и северо-запад.


Возникновение крупного централизованного государства привело к концентрации в руках его правителя всей полноты власти. Храмы с их жрецами, хозяйством и обслуживающим персоналом, равно как и возникавшие параллельно с ними и во многом на основе той же модели царские хозяйства, за счет которых выделялись наделы воинам и иным служащим, были основой экономического могущества центра. Рента-налог с общинников, дань с покоренных соседей и повинности населения были основой нормального функционирования структуры в целом. При этом усиление роли государственного хозяйства и приток дани извне объективно способствовали росту престижного потребления верхов, следствием чего стал заметный процесс приватизации. Вначале он выявлялся на уровне верхов и реализовывался в форме индивидуального накопления имущества - как в результате войн, так и в ходе обменных операций тамкаров. Важную роль играл при этом приток пленных иноплеменников, превращаемых в рабов, чей труд использовался практически почти бесплатно.

Основателем Аккадского царства стал Саргон (Шаррумкен), имя которого переводится как «царь истинен». Предполагают, что он был человеком не царского и даже не аристократического происхождения. Он не называет имени своего отца, а легенды, окружавшие его имя, и более поздние документы называют Саргона то садовником, то приемным сыном водоноса, то слугой правителя Киша. Властью Саргон овладел, вероятно, в результате дворцового переворота, воспользовавшись разгромом кишского правителя в войне с Лугальзагеси.

Подчинив Киш, Упи-Акшак и другие северные города, новый царь принял все высшие титулы: «лугаль Киша», «лугаль Страны», а также «лугаль Аккада» - новой столицы, которую он построил между Тигром Евфратом и которая дала имя всему государству.

Следующим этапом завоевательной политики Саргона была война с Лугальзагеси него союзниками, завершившаяся его победой над 50 правителями. Однако и после этого некоторые крупные шумерские города (Ур, Умма, Лагаш) продолжали противостоять аккадскому завоевателю, и лишь лосле 34 битв Саргон смог омыть свое победоносное оружие в водах Персидского залива.

С покорением Шумера аккадцы предприняли ряд успешных походов в северозападном направлении: Мари, Эбла и другие территории были покорены вплоть до «Кедрового леса» и «Серебряных гор», т. е. до горных хребтов Амана и Тавра. А в конце правления Саргона под власть Аккада попала и страна Субарту (Северная Месопотамия). Совершались набеги за восточные пределы долины Тигра и Евфрата - в Элам.

Итогом 55-летнего правления Саргона (2316-2261 гг. до н. э.) было объединение под властью одного правителя всей Месопотамии и создание крупнейшей по тем временам в Передней Азии державы с центром в Аккаде. Образование единого централизованного государства имело серьезные последствия для экономики, и прежде всего для главной отрасли хозяйства - земледелия. Создание крупной ирригационной сети в масштабах всей Южной и Средней Месопотамии, строительство дорог и гаваней, введение общегосударственной системы мер и весов привели к развитию в государстве товарно-денежных отношений, морской, речной и сухопутной торговли (с островами и побережьями Персидского залива, Индией, кочевниками западных степей и горцами Элама).

Утверждение единовластия царя-деспота проходило в борьбе с родовой аристократией, опиравшейся на советы старейшин. С другой стороны, формировалась социальная опора царской власти - служилая знать, чиновничество, частично жречество. Храмовое хозяйство во времена Саргонидов переходит в руки правителя, жречеству даются дополнительные льготы и материальные блага, особое внимание уделяется традиционным культам в Уре и Ниппуре. В свою очередь, жрецы прославляют царя, создают благоприятную легендарную традицию, объясняющую его возвышение покровительством богини Иштар. Опорой царя становится и новая служилая знать, составляющая царскую бюрократию. Ее представители (чиновники, писцы) ставятся во главе некоторых городов Месопотамии, заменяя прежних наследственных «энси». Община переживает процесс имущественного расслоения. Наряду с зажиточными общинниками, занявшими видные посты в местном самоуправлении, появляются неимущие и безземельные, уделом которых становится работа по найму. Если в начале завоеваний Саргон опирался на ополчение общинников, что увеличивало их политическую роль, обогащало за счет добычи, то в дальнейшем он создает постоянное войско, давая воинам за службу земельные наделы из фонда царской земли. В ходе войн, за счет пленных возросло количество рабов в царском, храмовом и частновладельческих хозяйствах.

Итогом политического развития Аккада в XXIV-XXIII вв. до н. э. явилось возникновение деспотии, представленной могущественной властью царя («шаррум»),

Аккадская держава при приемниках Саргона. Эволюция царской власти в период правления Нарам-Суэна.

Однако созданная Саргоном держава и сама деспотическая власть столкнулись с рядом затруднений. Уже в конце его царствования началось брожение среди «старейшин» (родовой аристократии), вспыхнул мятеж в войске (видимо, в ополчении общинников), отпали некоторые области (Субарту) и города (Вавилон и др.).

Преемник Саргона - Римуш предпринял решительные меры, направленные на уничтожение сепаратизма родовой аристократии Шумера. Были организованы три похода против мятежных правителей городов, сопровождавшиеся жестокими битвами и расправами. Особенно важным был третий поход против сильной коалиции городов - Уммы, Адаба, Лагаша. Их «энси» были убиты или пленены, перебито только в Умме и Дере около 13 000 человек.

При таком размахе карательных операций и шаткости внутриполитического положения организовать военные походы в чужеземные страны было затруднительно, к тому же некоторые из них (например, Эбла) резко усилились, и Римуш ограничился лишь двумя походами на Элам.

Во внутренней политике Римуш, как и Саргон, пытался заручиться поддержкой жречества, принося обильные дары храмам Ниппура, Лагаша, Ура. Но противоборствующая сторона оказалась сильнее, и вследствие заговора царь погиб от руки приближенных, убивших его каменными печатями. Брату Римуша - Маништушу также пришлось подавить ряд восстаний. Наряду с этим он совершил два похода в Элам. Один из походов был предпринят по морю к восточному побережью Персидского залива.

В целях укрепления царской власти Маништушу вводит налоги с храмового хозяйства, расширяет царский земельный фонд, скупая общинные земли, что закладывает основы системы царских хозяйств. В то же время он ищет у жрецов поддержки, увеличивая размер наделов и количество рабов у храмового персонала, принося храмам богатые дары, освобождая некоторых из них от налоговой повинности.

После насильственной смерти и этого царя в Аккаде воцаряется знаменитый Нарам-Суэн (2236-2200 гг. до н. э.). Подавив очередную вспышку недовольства внутри государства, Нарам-Суэн принимает меры, которые укрепляют его деспотическую власть. Вместо прежних наследственных «энси» из числа аристократии он сажает в ряде городов своих сыновей, представителей царской бюрократии, и низводит «энси» до положения чиновников. Опора на жречество становится ведущей линией его внутренней политики. Он и его сыновья-наместники возводят храмы, члены царской семьи входят в состав храмового персонала, жрецам даются многочисленные льготы. В ответ жречество соглашается признать Нарам-Суэна «богом Аккада», детерминатив божества ставится перед именем царя.

Внешняя политика Нарам-Суэна отличается большой активностью. Он предпринимает успешные походы на северо-запад, где наносит решающий удар царству Эбла, на север - в Субарту и верховья Тигра, на восток – в Элам и страны побережья Персидского залива, в горы Загрос - против племени луллубеев. Его победы зафиксированы в многочисленных надписях, найденных в верховьях Тигра и в Сузах. На сузской «Стеле Нарам-Суэна», являющейся выдающимся произведением искусства, запечатлен триумф царя в войне с луллубеями. Титул «царь четырех стран света» торжественно увенчал внешнеполитические успехи аккадского царя.

Однако последние годы правления Нарам-Суэна были омрачены конфликтами с частью жречества, недовольной введением царского культа, а также голодом, охватившим страну, разрушением ирригационной сети, которые, вероятно, были следствием вторжения в Месопотамию горных племен кутиев (гутиев).

Некогда могущественное Аккадское царство с трудом отбивалось от степных кочевников с запада, набегов эламитов с востока и все более глубокого проникновения кутиев в Месопотамию.

1) три похода против мятежных правителей (против Уммы, Адаба, Лагаша)

2) два похода на Элам

3) попытка заручиться поддержкой жречества, смерть от рук заговорщиков

Маништушу

1) два похода на Элам

2) подавление ряда восстаний

3) ввод налогов с храмового хозяйства

4) расширение царского земельного фонда

5) поиск поддержки у жречества

Нарам-Суэн (2236-2200)

1) Внутренняя политика:

Подавление вспышки недовольства

Наместники в городах – сыновья Нарам-Суэна

Низведение «энси» до уровня чиновников

Ведущая линия политики – опора на жречество

Признание Нарам-Суэна «богом Аккада»

2) Внешняя политика:

Успешные походы на С-З (Эбла)

На С (Субарту, верховья Тигра)

На В (Элам, страны Персидского залива)

В горы Загрос (луллубеи)

Сузская «Стела Нарам-Суэна», титул «царя четырех стран света»

3) конец правления – упадок ирригации, конфликты с жречеством, голод

Нашествие кутиев.

Кутии представляли собой племенной союз во главе с избиравшимися вождями. Они обложили данью М., угоняли в плен население. Кутии предпочитали находиться на территории своей страны, а управлять М. с помощью наместников. Одним из таких наместников был Гудеа , возможно осуществлявший власть над всем Шумером ок. 20 лет во второй пол. 22в. Политическое поражение Аккада ослабило деспотическую Власть царя. При Гудеа Лагаш имел широкие торговые связи с сев. М. Сирией, Индией и др. странами. Около ста лет кути удерживали полит. Господство над страной. Зрело сопротивление завоевателям, которое возглавил Утухенгаль.

В 2109г. Кути были разбиты Утухенгалем. Однако он вскоре умер и к власти пришел основатель 3й династии Ура – Ур-Намму . Династия правила объединенным шумерским гос-вом с конца 22 до конца 21 вв.

July 12th, 2016

Цивилизация древнего Шумера располагалась в богатых землях между реками Тигр и Евфрат. Но в 2330 г. до н.э. этот регион столкнулся с массовыми разрушениями. «Виновником» был Лугальзагеси, правитель Уммы. Перед тем, как он унаследовав трон, Лугальзагеси был жрецом богини Нисаба и (как полагают историки) фанатиком, одержимым жаждой завоеваний и разрушения. Вскоре после того, как он унаследовал трон Уммы, Лугальзагеси также стал царем Урука, вероятно, путем династического брака. Затем он завоевал соседний город-государство Лагаш, после чего разграбил и сжег в нем дворец и храмы.

Но Лугальзагеси не остановился на завоевании Лагаша, также покорив Ур, Забалу и Ниипур и пр сути став правителем всего Шумера. Его войска совершали налеты от Персидского залива до Средиземного моря:. Завоевания Лугальзагеси вскоре привели его к конфликту с Саргоном Древним, царем Аккада.

Для последующих времен личность основателя царства Аккада Саргон Древний была окутана сказочной дымкой преданий; нам и сейчас нелегко отделить легенду от истории, хотя от Саргона дошли и подлинные надписи, к сожалению, довольно скупые по содержанию. Настоящее имя Саргона неизвестно, а имя Шаррумкен, что означает по-восточносемитски «царь истинен», он, по всей вероятности, принял уже по восшествии на престол.

Давайте узнаем о нем подробнее...



Саргон был выходцем из народных низов, считали, что он был приёмным сыном водоноса и состоял садовником и чашеносцем у кишского царя Ур-Забабы.

Поздняя аккадская поэма, известная под названием «Легенда о Саргоне», сообщает, что родиной его был Азупирану («Шафрановый городок», или «Городок крокусов») на Евфрате. Точное местонахождение его неизвестно, но предполагается, что он располагался где-то в среднем течении этой реки (в совр. Сирии). Во всяком случае, Саргон, судя по его имени, был восточным семитом, а возвысился он в Кише, на севере Шумера.

Овладев, правдами и неправдами, царским троном в Кише, Саргон сумел захватить сначала Верхнюю Месопотамию – «до Верхнего (Средиземного) моря», а затем «обратил свои взоры» на юг – на Нижнюю Месопотамию. Но здесь его честолюбивым устремлениям попытался помешать весьма могущественный противник – Лугальзагеси, царь Уммы и завоеватель большинства городов Шумера.

«Противостояние Лугальзагеси и Саргона, – пишет В.В. Емельянов, – первая серьезная развилка в истории Южного Двуречья. Здесь мы сталкиваемся с ситуацией выбора пути, и путь этот пролегает в противоположные стороны. Документы, дошедшие от времени Лугальзагеси, позволяют сделать вывод о традиционности его „политической программы». Завоевав Южное Двуречье, уммийский царь перебрался в военный центр шумеров Урук, добился, чтобы его избрали лугалем в Ниппуре, и поставил свою власть на службу общинной олигархии. Если бы на его пути не возник Саргон, можно было бы ожидать традиционного шумерского стремления к выделению своего города из числа других, иерархии „центр“-„провинция“, „старший город“– „младший город “, перераспределения благ в пользу общинных авторитетов и высшего храмового жречества… То есть, даже захватив всю территорию Двуречья, Лугальзагеси не смог бы ничего сделать для объединения страны и для обеспечения согласованного единства в работе местных ирригационных систем. В результате возникли бы недовольные, по новому кругу пошли бы междоусобные войны городских правителей и требования вернуть страну в условия изначальной справедливости».


После поражения, которое нанёс Кишу Лугальзагеси, Саргон основал своё собственное царство.

Совершенно иной путь был уготован Месопотамии при Саргоне… Политико-идеологические нововведения Саргона сводились к следующему:

Замена номовой олигархии чиновниками, назначаемыми царем, создание условий для воспроизводства царской бюрократии.
- Создание массовой армии, набираемой из свободных земледельцев-общинников.
- Благоприятствование развитию торговли и ростовщичества, покровительство людям этих профессий.
- Сращивание жреческой и царской власти путем выдвижения своих родственников и приближенных на высшие жреческие должности в шумерских храмах, а также через пользование храмовой землей.
- Введение единой системы мер и весов (в серебре и зерне ячменя) и попытки введения единого календаря.
- В области искусства появляется невиданный доселе жанр – скульптурный портрет правителя, что свидетельствует о тенденции к прославлению личности царя в эпоху Саргонидов.

Победа Аккада для Месопотамии означала централизм, укрепление политического и экономического единства страны, рациональное использование ирригационных систем, подчинение храмовых хозяйств царскому хозяйству, уничтожение традиционной олигархии, связанной с местными общинами и храмами, и выдвижение на первый план новой знати из предводителей царского войска и царской бюрократии.

Однако на пути к этим радикальным преобразованиям стоял Лугальзагеси – владыка Южной Месопотамии и покровитель традиционных порядков, олицетворяемых старой аристократией и старым жречеством. Недаром он сумел собрать для решающего столкновения с Саргоном Аккадским огромную армию, объединившую отряды ополченцев и дружины профессиональных воинов из 50 городов-государств во главе с их энси (правителями).

Исход этой борьбы, наградой за победу в которой явилось бы господство над всем Двуречьем, решила военная организация и тактика войск обоих соперников. Армия шумерских «номов» состояла из трех родов войск: легкой пехоты, вооруженной дротиками, палицами и булавами; тяжеловооруженной пехоты в шлемах, с большими щитами и длинными копьями; колесниц, запряженных четверкой ослов. Эти солдаты выходили на битву сомкнутым строем, двигались только вперед и не могли по ходу сражения перестраиваться и маневрировать. Совсем другое дело – вооруженные силы Саргона. Основу его армии составляла многочисленная легкая пехота, действовавшая рассыпным строем и делившаяся на лучников, копейщиков и воинов, вооруженных секирами.

В боях против неповоротливой тяжеловооруженной шумерской пехоты Лугальзагеси войска Саргона постоянно одерживали верх. Были захвачены Урук, Ур, Лагаш и, наконец, Умма. Ее незадачливый правитель попал в плен к северянам, был посажен в цепях в клетку и отправлен в Ниппур на потеху публики. «Власть шумерского царя должна заканчиваться там же, где и началась, – в священном Ниппуре. Поэтому Лугальзагеси в медных оковах был проведен через ниппурские „ворота Энлиля», после чего лишился власти и был отдан под суд самого Энлиля, точнее – его жрецов, скорее всего, приговоривших уммийского гегемона к смерти».

Войска шумерских городов.

Показательно, что, выбирая столицу для своего быстро растущего царства, Саргон решил не жить ни в одном из старых северных центров вроде Киша, Акшака или Мари, а нашел захудалый город без традиций, почти безвестный, где-то в пределах «нома» Сиппар. Город назывался Аккад. По нему и весь север Месопотамии стал называться Аккадом, а восточносемитский язык – аккадским. К сожалению, руины этого города до сих пор не найдены.

Саргон был весьма амбициозным правителем. Завоевав Шумер, он сделал важный символический жест: он омыл свой меч в «Нижнем Море», то есть в Персидском заливе. Клинописные тексты сообщают, что Саргон правил 55 лет (2316–2261 гг. до н. э.) и провел 34 крупных и удачных для него сражения. За эти годы он совершил множество победоносных походов на запад – в район.

Сирии и Малой Азии и на восток – в область Элама (Юго-Западный Иран). После победы над Лугальзагеси власть аккадского монарха простиралась от восточного побережья Средиземного моря и до Персидского залива, от Иранских гор и до Аравийской пустыни. Это было самое большое из существовавших до тех пор в Месопотамии государств. Недаром многие современные исследователи называют державу Саргона Аккадского империей.


При Саргоне наблюдался расцвет торговли. Он ввёл единообразные меры площади, веса и т. п. по всей стране, заботился о поддержании сухопутных и водных путей.

Бывший садовник, став «владыкой полумира», мог бы удовлетворить свое честолюбие, приняв обычный для шумерской практики престижный титул «Лугаль (царь) Киша». Но Саргону этого явно было мало. Поверженный аккадским воинством Лугальзагеси ввел ранее в употребление новый титул – «Царь страны». Правда, на деле это были лишь претензии самоуверенного властителя сравнительно небольшого государства на юге Двуречья, претензии, так и не воплотившиеся в жизнь. Однако политические замыслы Лугальзагеси скоро стали реальной программой действий Саргона, впервые объединившего в одних руках власть над всей Месопотамией. И данный факт немедленно нашел отражение в царской титулатуре. Повелитель Шумера и Аккада присвоил себе пышное наименование «Повелитель четырех сторон света», которое применялось прежде только по отношению к богам.

И все же самое крупное нововведение этого монарха – установленное им фактическое превосходство семитов (аккадцев) над шумерами. Аккадские губернаторы были посланы во все главные шумерские «номы», а аккадский язык стал официальным для делопроизводства. Но традиционные религиозные порядки и учреждения Шумера неизменно уважались: так, дочь Саргона стала жрицей Нанны – бога луны в Уре, а сам монарх называл себя «помазанным жрецом бога Ану» и «великим энси Энлиля».

Укрепив свою власть в Месопотамии и значительно увеличив размеры своей армии, Саргон осуществил несколько больших военных кампаний в двух направлениях: за Тигр, в сторону Ирана и также вдоль Евфрата, на Сирию. Правда, на востоке он встретил ожесточенное сопротивление объединенных сил четырех правителей Юго-Западного Ирана, возглавляемых царем Авана. В конце концов, враги были наголову разбиты, ряд городов был опустошен победителями. После этого многие правители и цари Элама и соседних областей изъявили желание признать себя вассалами Аккада.

Затем начался поход на северо-запад – в Сирию и Ливан. Саргону покорились, хотя и не без борьбы, Мари, Ибла и Ярмути, а также страны «Кедровый Лес» и «Серебряная Гора». Первые три города определенно находились в Северной Сирии, «Кедровый Лес» – в Ливане, а «Серебряная Гора» – в горах Тавра (Турция). Уже из одних этих названий можно предположить, что Саргон обеспечил себя запасами древесины и серебра, каковые спокойно сплавлялись теперь на плотах и лодках вниз по Евфрату – в Аккад и Шумер. Успешные рейды провели аккадские войска в Курдистан и на побережье Персидского залива, вплоть до Омана.

Славное царствование Саргона Аккадского длилось не менее 55 лет, до 2261 г. до н. э. И, как сообщает нам довольно поздняя вавилонская хроника, «в его старости все земли взбунтовались против него, и осадили его в Аккаде». Но старый лев все еще имел острые зубы и когти: «он вышел из ворот города и разбил их; он смел их с лица земли и уничтожил их огромную армию».

Государство Саргона не было прочным. Уже в конце его царствования начались брожения среди родовой аристократии. Энси Казаллу Каштамбила поднял мятеж против власти Саргона. Саргон подавил этот мятеж, захватил Казаллу и разрушил его. Затем, по преданию, «старейшины (то есть знать) всей страны возмутились против него и в Аккаде осадили его», причём Саргон на старости лет должен был бежать и прятаться в канаве, хотя потом и одолел мятежников.



Саргон правил 55 лет! Это был абсолютный рекорд.

Враждебные племена из Субарту (то есть Сев. Месопотамии и Ассирии) предпринимали нападения на Аккаде. В ходе успешного похода Саргон покорил Субарту, а захваченную добычу отправил в Аккаде. В самом конце правления Саргона в Южной Месопотамии разразился голод, вызвавший новое восстание всей страны. Составители хроники приписывают этот голод гневу бога Мардука за разрушение Саргоном Вавилона. Саргон умер, так и не успев подавить это восстание.

События, которые омрачили последние годы жизни Саргона Древнего, во всей своей полноте проявили себя после его смерти: началось всеобщее восстание недовольных новыми порядками как в Шумере, так и в Эламе. Сын и наследник Саргона, Римуш, жестоко расправился с бунтовщиками и восстановил в пределах Аккадской империи относительный порядок. Но опасность подстерегла его на девятом году правления (2261–2252 гг. до н. э.) внутри собственного дома. «Его слуги, – сообщает один вавилонский источник, – убили его своими глиняными табличками». Вот уж истинный парадокс: глиняная обожженная табличка с клинописью – источник знаний – может, оказывается, превращаться иногда и в смертоносное оружие.

источники

Завершилась установлением гегемонии царя Лугальзагеси над большинством городов-государств Южного Шумера, но и этому правителю не суждено было объединить страну под своей властью. Саргон Древний правил в Месопотамии с 2334 по 2279 год до н. э. (по другой хронологии – в 2316-2261 годах до н. э.). В истории его рождения была впервые зафиксирована традиция семитских народов вести происхождение своих незнатных вождей от таинственных или сверхъестественных отцов. Согласно легенде, мать Саргона, бывшая жрицей богини Иннаны, не могла сохранить ребёнка, поэтому положила его в корзину и пустила по реке Евфрат. Младенца обнаружил и усыновил придворный правителя города Киш. Так начиналась биография человека, который смог завоевать всю Месопотамию и создать первую многонациональную империю в истории.

Ранние годы Саргона

Науке неизвестно личное имя нашего героя. Саргон (по-аккадски – Шаррукен) – это тронное имя, выбранное им самим. В переводе оно означает «царь истинен» – это даёт понять о том, что Саргон испытывал проблемы с признанием легитимности своей власти (учитывая подробности его биографии, это неудивительно). Так как Саргон – семитское, а не шумерское имя, принято считать, что он был семитом. Однако возможно, что имя было выбрано из-за того, что, хотя город Киш являлся древним центром шумерской цивилизации, населял его семитский народ аккадцев. Ничего определённого о рождении и ранних годах Саргона историкам неизвестно.

«Я – Шаррукен, царь могучий, царь Аккада,
Мать моя – жрица, отца я не ведал,
Брат моего отца в горах обитает,
Град мой – Азупирану, что лежит на берегах Евфрата.
Понесла меня мать моя, жрица, родила меня в тайне.
Положила в тростниковый ящик, вход закрыла смолою,
Бросила в реку, что меня не затопила.
Подняла река, понесла меня к Акки, водоносу.
Акки, водонос, багром меня поднял,
Акки, водонос, воспитал меня, как сына.
Акки, водонос, меня садовником сделал.
Когда садовником был я, – Иштар меня полюбила,
И [пятьдесят] четыре года на царстве был я».

Текст, претендующий на биографический, утверждает, что некий придворный правителя города Киш по имени Акки усыновил мальчика и воспитал его как собственного сына. Когда шумерский документ сообщает нам о той или иной придворной должности, следует понимать, что речь идет о традиционном названии, а не фактических функциях. «Водонос» или «садовник» вполне мог руководить штатом чиновников, собирать налоги или управлять царским хозяйством. Так или иначе, Саргон сумел сделать блестящую карьеру от должности садовника до чашеносца, который фактически был вторым после правителя человеком в городе-государстве.

В то время Шумер и Аккад состояли из множества независимых городов-государств , каждое из которых стремилось к доминированию в регионе или просто враждовало с соседями. Политически, экономически и культурно шумеры и аккадцы совершенно не разделяли друг друга. Шумер и Аккад были частью единого мира, и над этим миром нависла тень великого завоевателя – царя города Умма по имени Лугальзагеси. Один за другим города южной Месопотамии попадали под его власть.

Восшествие Саргона на престол

Царь Киша по имени Ур-Забаба опасался как завоевателя с юга, так и своих собственных придворных. Нам неизвестно, насколько справедливы были его опасения – так или иначе, царь направил Саргона к Лугальзагеси с предложением о заключении мирного договора. Один из источников сообщает, что истинной целью царя было избавиться от Саргона, но вместо того, чтобы умертвить посланца, Лугальзагеси сохранил ему жизнь. Более того, он дал Саргону достаточно воинов, чтобы заставить Ур-Забабу бежать из Киша. Утвердившись на престоле Киша, Саргон признал Лугальзагеси своим сюзереном и союзником.

Лугальзагеси был традиционным военным лидером, суть его политики заключалась в военном доминировании над по-прежнему независимыми шумерскими городами. Стоило его власти ослабнуть, и Шумер вновь распался бы на десятки враждующих между собой политических центров. Лугальзагеси перенёс свою столицу из Уммы в Урук и заставил жрецов Ниппура (общешумерского религиозного центра) признать свою священную власть над страной. Чтобы стать по-настоящему единым правителем всей Месопотамии, ему оставалось завоевать города Аккада.

Запись легенды о рождении Саргона
ancient-origins.net

Военная реформа и первые походы

Саргон также не сидел, сложа руки – своё правление он начал с первой в истории осознанной военной реформы. Военная мощь шумерских владык строилась на сочетании тяжёлой пехоты с боевыми повозками, Саргон же решил противопоставить неповоротливой пехотной фаланге многочисленных лучников и воинов с секирами. Уклоняясь от прямого столкновения с шумерскими щитоносцами, лучники расстраивали их ряды градом стрел, а затем в бой вступали секироносцы, которые добивали врага. Не менее полезны были лучники и при осаде городов – своими стрелами они очищали от защитников участки стен, и туда забирались воины с секирами.

На третьем году правления Саргон направил свою новую армию на завоевание северных земель, которые были ещё неподвластны Лугальзагеси. Один за другим были завоёваны города от Киша до Мари. Как говорится в одной из надписей, «он распростёрся ниц в молитве перед [богом] Даганом» , и в ответ «Даган отдал ему Верхние Земли: Мари, Ярмути, Эбла, до Кедрового Леса и Серебряной Горы» . Мари был семитским городом в Восточной Сирии, Кедровый Лес обозначал Ливан, а Серебряная Гора – хребет Тавр в Южной Турции, откуда Месопотамия получала бо́льшую часть своего серебра.


Бронзовая маска аккадского царя (Саргона или Нарам-Суэна).
theiraqmuseum.com

Новая столица и война с Лугальзагеси

Окончив победоносный поход, Саргон вновь совершил то, чего ранее в Шумере никто не делал. Вместо того чтобы выбрать один из завоёванных городов в качестве своей столицы, он решил построить новый город. Новая столица получила название Аккаде или Агаде, поэтому земли в среднем течении Тигра и Евфрата стали называться Аккадом, а жители этих земель – аккадцами. Местоположение древней столицы Саргона до сих пор остаётся неизвестным.

На шестой год правления Саргон начал войну против Лугальзагеси. Первым пал Ур, затем Умма и Лагаш, стены этих городов были срыты. По словам самого аккадского царя, в этом походе он выиграл 34 битвы. Надпись из города Ниппура так описывает судьбу проигравшего Лугальзагеси:

«Саргон, царь Агаде, Царь Земли к западу от Урука, разрушил его стены; сражался с людьми Урука и завоевал их, сражался с Лугальзагеси, царём Урука, взял его в плен и привел его с колодой на шее [в Ниппур]» .


Победная стела аккадского царя (фрагмент).
history.com

Новая армия завоёвывает мир

Победа над Лугальзагеси и союзом шумерских правителей не гарантировала Саргону поддержки местных элит, а социальное неравенство в шумерских городах вело к недовольству низших классов. Самые богатые смогли взять столько земли, сколько могли, а бедные чувствовали себя беспомощными и бесправными. Обращаясь к простым людям, Саргон давал им понять, что он один из них, а верная служба новому правителю позволит вырваться из бедности и возвыситься. Таким шансом, данным любому, стала военная служба. Ранее армии шумерских городов состояли из небольших личных дружин правителей и ополчений, созывавшихся только на время войны. Саргон же создал войско из 5400 добровольцев со всего Шумера – в любое время эта армия могла быть созвана и направлена в нужное место. При этом солдаты были преданы лично своему полководцу, а не городу, как раньше.

На одиннадцатом году правления Саргона его армия начала завоевание всего известного Шумеру цивилизованного мира. Походы и битвы сменяли друг друга, и в итоге под властью Саргона оказались шестьдесят пять стран и городов – земли протяжённостью в 1500 км от Персидского залива до Средиземного моря. После этого были установлены торговые связи с Кипром, Бахрейном и далёкой Индией:

«… заставил суда из Мелуххи, суда из Магана [и] суда из Дильмуна причалить в порту Аккаде» .


Карта Аккадской империи.
bible-history.com

До Саргона многие полководцы не раз завоёвывали бо́льшую часть Шумера и устанавливали контроль над соседними землями, но их власть была преходящей, так как не имела под собой иной основы кроме силы оружия. В отличие от предшественников, Саргон оказался ещё и талантливым администратором. Чтобы обеспечить себе прямой контроль над каждой из завоёванных земель, он назначал туда военных наместников, которые опирались на постоянные гарнизоны и аккадских чиновников. Наместники не заменили местные правящие династии, но гарантировали их лояльность.

Преданность солдат обеспечивалась наделением их землёй в том месте, где они служили, а также предоставлением льгот. Интересно, что Саргон нередко набирал на службу вчерашних врагов и совершенно не интересовался прошлым своих новых слуг. Чтобы подчеркнуть особый статус своих чиновников, он именовал их «сыновьями Аккаде» – тем самым подчёркивалась связь человека с имперской администрацией. В царстве Саргона консервативные шумеры быстро оказались в окружении иноземцев (житель соседнего шумерского города также был для обывателя чужаком).

Кроме административного аппарата и армии, империя нуждалась в новой идеологии – здесь на помощь Саргону пришла его дочь Энхедуанна, известная нам как первый в истории человечества поэт, которого мы знаем по имени. Назначив свою дочь верховной жрицей бога Луны в городе Уре, Саргон не только взял под контроль храмовые земли и богатства, но и получил возможность формировать общественное мнение. Энхедуанна стала автором новой религиозной концепции. Ранее мир людей считался лишь бледной тенью мира богов, а предназначением рода человеческого была служба небожителям. Саргон и члены его семьи установили с богиней войны и плотской любви Инанной (Иштар) особые дружеские отношения.


Энхедуанна – дочь Саргона Аккадского. Художник – Балаж Балог.
archaeologyillustrated.com

Новое политическое и культурное единство под властью империи позволило впервые осуществить масштабные проекты по орошению новых земель – продуктивность сельского хозяйства резко выросла. Устранение политических границ и безопасность перемещения по огромным территориям привели к расцвету торговли. Саргон впервые стандартизировал меры и веса, ввёл единую систему налогообложения. По всей стране возрождались старые и строились новые города, была создана единая сеть дорог. Аккадская империя создала и первую почтовую систему – глиняные клинописные таблички помещались в наружные глиняные конверты с именем и адресом получателя и печатью отправителя.

Конец правления Саргона

Несмотря на все усилия центральной власти, направленные на сохранение единства, местные жрецы и родовая знать продолжали мечтать о возвращении старых времён, когда они управляли судьбами Шумера и его жителей. На пятьдесят пятом году властвования Саргона правитель шумерского города Казаллу по имени Каштамбила уничтожил аккадский гарнизон и поднял мятеж. Войска Саргона подавили мятеж, уничтожив город, но эта победа лишь стала сигналом к всеобщему восстанию городов Южной Месопотамии. Дела были настолько плохи, что престарелому Саргону пришлось бежать из дворца и прятаться в канаве.

Властителю удалось разгромить мятежников, но на этом проблемы не закончились – в северной Месопотамии (на землях будущей Ассирии) сложился племенной союз Субарту. Северяне осмеливались совершать набеги на имперские земли, и Саргон был вынужден вновь отправиться на войну. Поход был успешным, воины Саргона захватили богатую добычу.

Результатом сражений на юге Месопотамии стал упадок оросительной системы. Разразился голод, за которым последовало новое восстание. Саргон умер на пятьдесят шестом году своего правления, так и не успев вернуть мир в созданное им государство.

Литература:

  1. Robert McAdams. An Interdisciplinary Overview of a Mesopotamian City and its Hinterland, 2008. ISSN 1540-8779
  2. Samuel Noah Kramer. The Sumerians: Their History, Culture, and Character. University of Chicago Press, 1971. ISBN-10: 0226452387 ISBN-13: 978-0226452388
  3. Leonard Woolley. The Sumerians, 1965. ISBN-10: 1566196663 ISBN-13: 978-1566196666.
  4. Beek, M. A., Atlas of Mesopotamia. Thomas Nelson and Sons Ltd. Publishers, 1962
  5. Bertman, S., Handbook to Life in Ancient Mesopotamia. Oxford University Press, 2005
  6. Bauer, S. W, The History of the Ancient World. W. W. Norton & Company, 2007
  7. Durant, W, Our Oriental Heritage (Simon & Schuster, 1954
  8. King, L. W, A History of Sumer and Akkad. William Clowes & Sons, 1923
  9. Leick, G, Mesopotamia. Penguin. Non-Classics, 2003
  10. Leick, G, The A to Z of Mesopotamia. Scarecrow Press, 2010
  11. Pritchard, J. B, The Ancient Near East, Volume I – An Anthology of Texts and Pictures. Princeton University Press, 1958

Саргон (Шаррумкен) - царь Аккада и Шумера, правивший приблизительно в 2316-2261 годах до н. э., основатель династии Аккада.

В современной историографии он обычно называется Саргоном Древним или Саргоном Аккадским . Правление Саргона, первого царя Аккада, произвело на шумеро-аккадцев столь яркое впечатление, что его личность долгое время считалась легендарной. Тем не менее сомнений в реальности этого персонажа нет - до нас дошли и подлинные надписи Саргона.

Происхождение Саргона

Поздняя аккадская поэма, известная науке под названием «Легенда о Саргоне» сообщает, что его родиной был Азупирану («Шафрановый городок» или «Городок крокусов») на Евфрате. Местоположение его неизвестно, но полагают, что он находился на среднем течении этой реки, то есть в пределах нынешней Сирии. Во всяком случае Саргон, судя по имени, был восточным семитом.

По легенде, Саргон был выходцем из народных низов, считали, что он был приёмным сыном водоноса и состоял садовником и чашеносцем у кишского царя Ур-Забабы. Низкое происхождение Саргона стало впоследствии общим местом клинописных исторических сочинений. Ввиду такой настойчивости традиции, с большой долей уверенности можно утверждать, что Саргон действительно вышел из народа (собственно, из сотрудников царского храмового хозяйства), либо в его деятельности или сопутствующей ей исторической обстановке было нечто, позволившее сложиться такому мнению о нём. По легенде, известной в новоассирийский и нововавилонский период, мать Саргона была жрицей, которая тайно родила ребенка и пустила его в тростниковой корзине по Евфрату. Корзина была выловлена водоносом, и Саргон был им воспитан и стал садовником, а позже царём (благодаря благосклонности богини Иштар):

- «Сказание о Саргоне (аккадский вариант)»

Подобный сюжет о спасении ребенка довольно распространён (в частности, библейское предание о Моисее).

Шумерское сказание о Саргоне, сохранившееся в двух фрагментах, удачно дополняющих друг друга, говорит, что его отцом был Лаипум, однако сам Саргон никогда не называл имени своего отца:

- «Сказание о Саргоне (шумерский вариант)»

Шумерский текст легенды о Саргоне в сказочной форме повествует о противостоянии Саргона с царём Киша Ур-Забабой и с царём Урука Лугальзагеси.

Объединение Двуречья(Месопотамии) под властью Аккада. Саргон Древний. XXIV-XXII вв. до н. э.

Основателем Аккадского царства стал Саргон (Шаррумкен), имя которого переводится как «царь истинен». Предполагают, что он был человеком не царского и даже не аристократического происхождения. Он не называет имени своего отца, а легенды, окружавшие его имя, и более поздние документы называют Саргона то садовником, то приемным сыном водоноса, то слугой правителя Киша. Властью Саргон овладел, вероятно, в результате дворцового переворота, воспользовавшись разгромом кишского правителя в войне с Лугальзагеси.

Подчинив Киш, Упи-Акшак и другие северные города, новый царь принял все высшие титулы: «лугаль Киша», «лугаль Страны», а также «лугаль Аккада» - новой столицы, которую он построил между Тигром Евфратом и которая дала имя всему государству.

Следующим этапом завоевательной политики Саргона была война с Лугальзагеси него союзниками, завершившаяся его победой над 50 правителями. Однако и после этого некоторые крупные шумерские города (Ур, Умма, Лагаш) продолжали противостоять аккадскому завоевателю, и лишь лосле 34 битв Саргон смог омыть свое победоносное оружие в водах Персидского залива.

С покорением Шумера аккадцы предприняли ряд успешных походов в северозападном направлении: Мари, Эбла и другие территории были покорены вплоть до горных хребтов Амана и Тавра. А в конце правления Саргона под власть Аккада попала и страна Субарту (Северная Месопотамия) . Совершались набеги за восточные пределы долины Тигра и Евфрата - в Элам.

Итогом 55-летнего правления Саргона (2316-2261 гг. до н. э.) было объединение под властью одного правителя всей Месопотамии и создание крупнейшей по тем временам в Передней Азии державы с центром в Аккаде. Образование единого централизованного государства имело серьезные последствия для экономики, и прежде всего для главной отрасли хозяйства - земледелия. Создание крупной ирригационной сети в масштабах всей Южной и Средней Месопотамии, строительство дорог и гаваней, введение общегосударственной системы мер и весов привели к развитию в государстве товарно-денежных отношений, морской, речной и сухопутной торговли (с островами и побережьями Персидского залива, Индией, кочевниками западных степей и горцами Элама).

Утверждение единовластия царя-деспота проходило в борьбе с родовой аристократией, опиравшейся на советы старейшин. С другой стороны, формировалась социальная опора царской власти - служилая знать, чиновничество, частично жречество. Храмовое хозяйство во времена Саргонидов переходит в руки правителя, жречеству даются дополнительные льготы и материальные блага, особое внимание уделяется традиционным культам в Уре и Ниппуре. В свою очередь, жрецы прославляют царя, создают благоприятную легендарную традицию, объясняющую его возвышение покровительством богини Иштар. Опорой царя становится и новая служилая знать, составляющая царскую бюрократию. Ее представители (чиновники, писцы) ставятся во главе некоторых городов Месопотамии, заменяя прежних наследственных «энси». Община переживает процесс имущественного расслоения. Наряда с зажиточными общинниками, занявшими видные посты в местном самоуправлении, появляются неимущие и безземельные, уделом которых становится работа по найму. Если в начале завоеваний Саргон опирался на ополчение общинников, что увеличивало их политическую роль, обогащало за счет добычи, то в дальнейшем он создает постоянное войско, давая воинам за службу земельные наделы из фонда царской земли. В ходе войн за счет пленных возросло количество рабов в царском, храмовом и частновладельческих хозяйствах.

Итогом политического развития Аккада в XXIV-XXIII вв. до н. э. явилось возникновение деспотии, представленной могущественной властью царя («шаррум»), Однако созданная Саргоном держава и сама деспотическая власть столкнулись с рядом затруднений. Уже в конце его царствования началось брожение среди «старейшин» (родовой аристократии), вспыхнул мятеж в войске (видимо, в ополчении общинников), отпали некоторые области (Субарту) и города (Вавилон и др.).

После смерти Саргона к власти пришли его приемники, одним из них знаменитый На-рам-Суэн (2236-2200 гг. до н. э.). Подавив очередную вспышку недовольства внутри государства, Нарам-Суэн принимает меры, которые укрепляют его деспотическую власть. Опора на жречество становится ведущей линией его внутренней политики. Он и его сыновья-наместники возводят храмы, члены царской семьи входят в состав храмового персонала, жрецам даются многочисленные льготы. В ответ жречество соглашается признать Нарам-Суэна «богом Аккада», детерминатив божества ставится перед именем царя.

Внешняя политика Нарам-Суэна отличается большой активностью. Он предпринимает успешные походы на северо-запад, где наносит решающий удар царству Эбла, на север - в Субарту и верховья Тигра, на восток - в Элам и страны побережья Персидского залива, в горы Загрос - против племени луллубеев. Его победы зафиксированы в многочисленных надписях, найденных в верховьях Тигра и в Сузах. На сузской «Стеле Нарам-Суэна», являющейся выдающимся произведением искусства, запечатлен триумф царя в войне. Титул «царь четырех стран света» торжественно увенчал внешнеполитические успехи аккадского царя.

Однако последние годы правления Нарам-Суэна были омрачены конфликтами с частью жречества, недовольной введением царского культа, а также голодом, охватившим страну, разрушением ирригационной сети, которые, вероятно, были следствием вторжения в Месопотамию горных племен кутиев (гутиев).

Некогда могущественное Аккадское царство с трудом отбивалось от степных кочевников с запада, набегов эламитов с востока и все более глубокого проникновения кутиев в Месопотамию.

Под ударами кутиев пришло в упадок Аккадское царство, утратившее свою власть над шумерскими городами, которые стремились к восстановлению независимости. Обострились социально-политические противоречия. Завоевателями были разрушены многие храмы и города Месопотамии, угонялось в плен и облагалось тяжелой данью население.

Завоеватели-кутии представляли собой племенной союз во главе с избиравшимися на определенный срок вождями; они находились на более низкой стадии общественного развития, нежели покоренная ими Месопотамия. Кутии предпочитали находиться в пределах своей страны и области Аррапха, а управляли Месопотамией с помощью наместников и военачальников из среды шумеров и аккадцев.

Итогом политического развития Аккада в XXIV-XXIII вв. до н. э. явилось возникновение деспотии, представленной могущественной властью царя («шаррум»). Однако созданная Саргоном держава и сама деспотическая власть столкнулись с рядом затруднений.

Около ста лет кутии удерживали политическое господство над страной. Имущественное расслоение в их собственной среде повлияло на слияние знати завоевателей со знатью покоренного Шумера и Аккада, что упрочило их господство и сделало его еще тяжелее для народных масс. Зрело сопротивление завоевателям, которое возглавил при поддержке Ура Урук, где к власти пришел простой рыбак Утухенгаль.

В 2109 г. до н. э. кутии были разбиты Утухенгалем. Однако он вскоре умер, и гегемония над освобожденной Месопотамией перешла к царю Ура - Ур-Намму. Он стал основателем знаменитой III династии Ура, правившей объединенным Шумеро-Аккадским царством (конец XXII - начало XX в. до н. э.)