Урфу нижнетагильский филиал. История упи

Профессия дефектолога заключается в работе с детьми, которым нужна адаптация в обществе, воспитание и обучение для избавления от физических или психологических отклонений. Специалист должен не только уметь составить правильную программу работы с детьми, но и обладать навыками общения с малышами, умением заинтересовать их таким обучением, развить в ребенке желание справиться со своими проблемами.

История профессии дефектолог

Зарождение профессии произошло в начале XX века. В это время многие ученые начали заниматься изучением причин отклонения у детей, классификацией и определением наиболее действенных методов для индивидуального развития. Создавались специальные центры, в которых производились исследования, и в которых подготавливали будущих специалистов. Например, в СССР таким учреждением был специальный НИИ дефектологии в Москве.

Особенности профессии дефектолог

Условно дефектологов можно разделить на две отдельные категории: те, кто занимается углубленным изучением науки и непосредственно педагоги, работающие с детьми. В первом случае понадобятся важные познания в данной сфере медицины, разработка собственных методологий работы с детьми. Соответственно человек, занимающийся исследованиями, должен получить профессорскую степень.

Для работы с детьми отбираются специалисты, которые не только сильны в дефектологии, но и ознакомлены с особенностями и принципами детской психологии. Важно найти правильный подход к малышам, чтобы обучение и воспитание проходило в положительном ключе. А дети видели в дефектологе не врача, а учителя. Только такая система проведения занятий позволит ребенку избавиться от комплексов и заняться самосовершенствованием.

Плюсы и минусы профессии дефектолог

Главным плюсом профессии дефектолог можно считать возможность помощи детям , которые по каким-либо причинам не могут стать полноценными членами общества. И задача педагога будет заключаться в развитии личности, приобретении нужных навыков и умений для дальнейшего социального признания. Наибольшее преимущество работы - это ее важность. Помощь семьям, в которых есть ребенок с физическими и или психологическими и отклонениями, просто неоценима. А главная награда – это моральное удовлетворение от проделанных трудов и положительного результата. С материальной стороны - это достойная зарплата специалиста и возможность в дальнейшем развиваться и создавать собственные работы для помощи молодым и неопытным дефектологам.

Минусом профессии дефектолога , а точнее ограничением, является набор специалистов. Профессионалом в области дефектологии может стать не каждый. И прежде чем заняться обучением в данной медицинской сфере, нужно определить действительно ли студент умеет общаться с детьми, корректно ли будет его поведение по отношению к учащимся, умеет ли он перестраиваться под уникальные ситуации и вносить полезные корректировки в программу. Получение диплома опирается на подкованность в данной специальности, но личные качества педагога не менее важны. Поэтому получить работу и добиться положительных результатов сможет ограниченный круг людей.

Востребованность профессии дефектолог

Востребованность дефектологов в нынешний момент является очень высокой. Многие дети в связи с теми или иными причинам не могут на должном уровне общаться со сверстниками или они не обладают теми навыками, которые станут решающими в дальнейшем обучении, становлении личности. Также довольно много малышей с физическими отклонениями, которые не могут учиться с остальными детьми.

Дефектологи нужны и в детских садах, и в школах, и в центрах дошкольного развития, в учреждениях особого типа, санаториях и детских домах. Но перед принятием на работу специалисту придется пройти собеседование, которое и покажет профессиональные навыки работника.

Профессия дефектолог - зарплата

Заработная плата в среднем составляет 800 долларов в месяц. Но следует учитывать и особую разницу между дефектологами-учителями и дефектологами-исследователями. В частности научные труды оцениваются ниже, чем работа с детьми.

Помимо получения базовых знаний и наработки опыта дефектологи должны помнить о постоянном изучении данной сферы для повышения умений и знаний. Иначе говоря, посещение семинаров, общение с исследователями в данной области и чтение современной литературы по дефектологии станет самым надежным решением для признания среди старших коллег и предоставления действительно важной и полезной помощи детям.

Возможно Вас заинтересуют.

ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

отрасль высш. пед. образования, система подготовки пед. кадров для уч.-воспитат. работы с аномальными детьми. Осуществляется гл. обр. в пед. ин-тах (иногда в ун-тах). Даёт квалификацию олигофренопедагога, сурдопедагога, тифлопедагога, логопеда, профилированную по группам соответствующих специальных (коррекционных) образовательных учреждений и возрасту учащихся.

В дорев. России подготовка кадров для дефектологич. учреждений осуществлялась на краткосрочных курсах при Петерб. уч-ще для глухонемых (руководитель А. Ф. Остроградский), Петерб. психоневрологич. ин-те (руководитель Л. Г. Оршанский), Моск. дет. саде для глухонемых (руководители Н. А. Рау и Ф. А. Рау) и др.

В первые годы сов. власти были организованы курсы дефектологов в Петрограде (1918, руководитель А. С. Грибоедов) и Москве (1919, руководитель В. П. Кащенко). В Петрограде в 1918 открыты ф-т дефектологии при Ин-те дошк. воспитания и Ин-т социального воспитания нормального и дефективного ребёнка (впоследствии объединён с ЛГПИ, где в 1924 создано дефектологич. отделение, в 1934 - ф-т).

На 1-м Всерос. съезде по борьбе с дет. дефективностью, беспризорностью и преступностью (1920) принято решение о расширении подготовки педагогов-де-фектологов, в соответствии с к-рым в Москве открыты 2 вуза: при Нарком-здраве - Гос. ин-т дефективного ребёнка (1920), при Наркомпросе - Пед. ин-т дет. дефективности (1921). В 1924 они объединены в один ин-т, к-рый в 1925 вошёл во 2-й МГУ как дефектологич. отделение пед. ф-та, к-рое с 1934 стало ф-том МГПИ. В 1938 ф-т переименован в ф-т спец. школ; на его базе основан Моск. гос. пед. дефектологич. ин-т (МГПДИ, организатор И. И. Данюшев-ский), в 1942 ин-т вновь стал ф-том МГПИ. С 1920 началась подготовка дефектологов на Украине: открыто меди-ко-пед. отделение при ф-те социального воспитания Киевского ин-та нар. образования. Видную в организации Д. о. в СССР сыграли Д. И. Азбукин, А. Н. Граборов, Ф. А. Рау, В. П. Кащенко, Л. В. Занков, Б. И. Коваленко, А. И. Дьячков, А. Р. Лурия.

В системе и содержании высш. Д. о. в РСФСР до 1929 сохранялась обще-дефектологич. направленность. Возрастающие требования к уровню подготовки учителей вызвали необходимость специализации по отд. отраслям дефектологии. В 1939 введён (впервые - в МГПДИ) двойной профиль обучения: выпускники помимо дефектологич. специальности получали право преподавать один из уч. предметов в массовой школе. В послевоен. годы было пересмотрено содержание спец. подготовки дефектологов. В . 50-х гг. в уч. планы ин-тов включены новые дисциплины дефектологич. цикла, увеличен срок пед. практики в спец. уч.-воспитат. учреждениях; углублялась психолого-пед. направленность обучения. В 70-е гг. расширена и специализирована подготовка педагогов-дефектологов для дошк. учреждений.

С учётом потребностей спец. учреждений в пед. кадрах Д. о. осуществляется по 4 специальностям (по осн. отраслям дефектологии). Доп. специализация проводится по уч. предметам (родной язык и лит-ра, труд), направлениям пед. работы с аномальными детьми (нач. , дошк. ) и по психологии. Срок обучения на дефектологич. ф-тах и отделениях 5-6 лет; разработана (1985) квалификац. характеристика учителя по специальности « ».

Д. о. Рос. Федерации включает циклы медико-пед. (основы генетики; общая патология человека; анатомия, физиология и патология органов слуха и речи, зрения; психопатология дет. возраста; основы невропатологии; клиника умственной отсталости и др.) и психолого-пед. (в соответствии со специализацией наряду с общей педагогикой и психологией предусмотрены курсы спец. психологии - умственно отсталого ребёнка, детей с недостатками слуха, зрения, речи, а также спец. педагогики) дисциплин.

Студенты овладевают спец. методиками обучения родному языку, математике, естествознанию, географии, истории, ручному труду, изобразит, иск-ву. Особое место отводится филол. подготовке, поскольку родной язык имеет важное значение в общеобразоват. и коррекционно-развивающей работе с аномальными детьми, а также методике воспитат. работы в спец. уч.-воспитат. учреждениях. В зависимости от профиля изучаются психолого-пед. диагностика умственной отсталости, методика работы с глубоко умственно отсталыми детьми; мимико-жесто-вая и дактилология, методика пред-метно-практич. обучения; техника формирования речи у глухих; ; тифлография и ; система устранения и предупреждения нарушений устной и письменной речи и др. Изучаются и смежные со специальностью отрасли . Студенты проходят практику в спец. учреждениях соответствующего профиля, к-рая спланирована как непрерывная с 1-го по 5-й курс с последоват. усложнением задач и содержания (с 1982 введена медико-пед. практика). С 1961 проводятся межвузовские студенч. науч. конференции по дефектологии.

В нач. 90-х гг. в Рос. Федерации Д. о. осуществлялось в Российском (в ЛГПИ с 1924; здесь и далее год начала подготовки) и Московском (во 2-м МГУ с 1925) ун-тах и в пед. ин-тах: МГЗПИ (1951), Екатеринбургском (1962), Иркутском (1963), Мордовском (1983), Курском (1986), Хабаровском (1987), Самарском (1988), Саратовском (1989) и др. Дефектологич. специализации имелись в пед. ин-тах Украины (Киевском, 1939; Славянском, 1966; Одесском, 1988), Латвии (Лиепайском, 1969), Узбекистана (Ташкентском, 1967), Казахстана (Казахском в Алма-Ате, 1976; Карагандинском, 1984), Киргизии (Киргизском в Бишкеке, 1981), Армении (Ереванском, 1983), Молдовы (Кишинёвском, 1970). Подготовка дефектологов ведётся (с 1968) также в Тартуском ун-те в Эстонии. На дефектологич. ф-тах и отделениях обучалось ежегодно св. 14 тыс. студентов, в т. ч. на дневных отделениях - св. 6 тыс., на заочных и вечерних-св. 8 тыс.; на 1-й курс приём составлял св. 2,8 тыс. чел.; выпуск - св. 2,5 тыс. чел., в т. ч. с дневных отделений - св. 1 тыс. чел.

В Рос. пед. ун-те (Санкт-Петербург), МГЗПИ, Киевском, Минском, Кишинёвском, Екатеринбургском, Ташкентском и нек-рых др. пед. ин-тах ведётся подготовка дефектологов в сокращённые сроки (3-4 года); в 1966 при МГПИ (ныне МиТГУ им. Ленина) созданы с этой целью одногодичные заочные курсы (принимаются лица с высш. пед. образованием, имеющие стаж работы в спец. уч.-воспитат. учреждениях). Повышение квалификации дефектологов осуществляется через систему ИУУ.

К нач. 90-х гг. результативность работы мн. дефектологич. ф-тов не отвечала реальным запросам практики спец. уч.-воспитат. учреждений, обеспеченность к-рых специалистами-дефектологами (включая педагогов, прошедших курсовую подготовку) не превышала 14%. Не получили развития специализации студентов для работы с детьми, страдающими задержкой психич. развития, последствиями полиомиелита и дет. церебрального паралича, комбинированными и множественными дефектами развития. Большинство дефектологич. ф-тов не располагало удовлетворит, базой для проф.-трудового обучения студентов. Недостаточно разработанными оставались методики вузовского преподавания отд. дисциплин Д. о., связанных, в частности, с ранней диагностикой аномалий развития, с дошк. воспитанием и обучением аномальных детей.

Дефектологич. ф-ты и кафедры работают в контакте с НИИ коррекционной педагогики РАО. Проводятся конференции преподавателей дефектологич. ф-тов пед. вузов и ун-тов, совещания-семинары зав. кафедрами. На нек-рых дефектологич. ф-тах имеется .

Лит.: Развитие спец. обучения и воспитания аномальных детей, под ред. Т. А. Власовой и А. Т. Орлова, Ми973; Вопросы подготовки дефектологич. кадров, Шяуляй, 1975; Сов. дефектология за 60 лет. «Дефектология», 1977, № 5; 3 а м с к и и X. С., История олигофренопедагогики. M.; Формирование личности учителя в системе уч.-воспитат. процесса в пед. ин-те. Метод. рекомендации. Сб, МГПИ им. В. И. Ленина, Ми980, с. 182-204; Совершенствование системы подготовки учителей-дефектологов. Межвузовский сб. науч. трудов, Ми983; Пути совершенствования подготовки будущих учителей-дефектологов. Межвузовский сб. науч. трудов, Ми984; Проблемы совершенствования подготовки дефектологов в свете Основных направлений реформы школы, Шяуляй, 1985. И. А. Грошенков.


Российская педагогическая энциклопедия. - М: «Большая Российская Энциклопедия» . Под ред. В. Г. Панова . 1993 .

Смотреть что такое "ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ" в других словарях:

    Система подготовки специалистов общего (дошкольного, нач, базового и среднего) образования. К работникам этой категории относятся также преподаватели общеобразоват.дисциплин проф. у ч заведений, пед.персонал учреждений дополнительного образования …

    Поволжская государственная социально-гуманитарная академия - (ПГСГА) М … Википедия

    - (далее КГПИ) является государственным образовательным учреждениям высшего профессионального образования. Полномочия учредителя КГПИ осуществляет Федеральное агентство по образованию Министерства образования и науки Российской Федерации. Коми… … Википедия

    Предназначены для детей и подростков с различными аномалиями в психофизическом развитии (см. в ст. Аномальные дети). В дорев. России С. у. в. у. создавались, как правило, на благотворит, началах и только для детей с резко выраженными дефектами… … Российская педагогическая энциклопедия

    Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова - Международное название Chuvash State University … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Славянский на Кубани государственный педагогический институт. Филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования Кубанский… … Википедия

    ДЕФЕКТИВНОСТЬ - (от лат. defectus недостаточность), термин, применяемый в невропатологии и психиатрии гл. обр. по отношению к детям, т. к. большинство видов Д. относится к прирожденным, конституциональным формам или к формам, приобретенным в самом раннем детствеБольшая медицинская энциклопедия

    Логопедическая помощь - I Логопедическая помощь (греч. logos слово, речь + paideia воспитание, обучение) вид медико педагогической помощи, оказываемой лицам, страдающим расстройствами речи функционального или органического происхождения (дислалии, логоневрозы, афазии,… … Медицинская энциклопедия

    Граборов - Граборов, Алексей Николаевич Граборов, Алексей Николаевич (1885 1949) – русский олигофренопедагог. Граборов, Алексей Николаевич Дата рождения: 1885 год(1885) Место рождения: Почеп, Черниговская губерния, Российская империя Дата смерти … Википедия

    Граборов, Алексей Николаевич - Дата рождения: 1885 год(1885) Место рождения: Почеп, Мглинский уезд, Черниговская губерния, Российская империя Дата смерти: 1949 год … Википедия

Книги

  • Учим буквы! Логопедические занятия в период обучения грамоте. Учебно-методическое пособие. Часть 1 , Розова Юлия Евгеньевна, Коробченко Татьяна Васильевна. Программно-методические материалы соответствуют требованиям ФГОС НОО для детей с ОВЗ к учебно-методическому обеспечению программы коррекционной работы как раздела адаптированной основной…

Поступающим предлагается широкий перечень направлений подготовки. Одна из специальностей, которую можно увидеть в некоторых университетах, академиях и институтах, - это «Специальное (дефектологическое) образование». Люди, отучившиеся на этом направлении, считаются уникальными и востребованными специалистами в современном мире. В каких вузах предлагается это Кем работают выпускники, освоившие образовательную программу и получившие дипломы?

Дефектологическое образование: сущность направления

Дети и взрослые с ограниченными возможностями нуждаются в квалифицированной помощи специалистов. Ее оказывают подготовленные педагоги-дефектологи. Такую профессию получают люди после завершения обучения в вузах по направлению «Дефектологическое образование».

Во время учебы каждый студент изучает немало дисциплин. В их число входит и «Педагогика», и «Психология», и «Медико-биологические основы дефектологии», и «Клиника интеллектуальных нарушений», и т. д. В результате освоения программы человек может заниматься коррекционно-педагогической и консультативно-диагностической деятельностью:

  • корректировать нарушения развития;
  • разрабатывать индивидуальные образовательно-коррекционные программы;
  • изучать особенности психофизического развития и потребности лиц с ограниченными возможностями;
  • давать рекомендации лицам с ограниченными возможностями, членам их семей.

Профили специального (дефектологического) образования

Поступая на направление «Дефектологическое образование», абитуриенты, как правило, делают выбор между профилями. Их количество зависит от вуза. К примеру, поступающим на бакалавриат могут предлагаться следующие профили:

  • «Специальная психология»;
  • «Логопедия»;
  • «Педагогическое и психологическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья»;
  • «Олигофренопедагогика».

Для получения более глубоких знаний во многих вузах по направлению «Дефектологическое (специальное) образование» создана магистратура. Программы подготовки встречаются следующие:

  • «Инклюзивное образование»;
  • «Педагогическое и психологическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья»;
  • «Логопедия (образование лиц, имеющих нарушение речи)»;
  • «Инновационные технологии в дефектологическом образовании».

Актуальность специальности в современном мире

Университеты, академии и институты, имеющие специальность «Дефектологическое образование», приглашают студентов на обучение. Члены приемных комиссий, преподаватели говорят об ее актуальности, ведь в настоящее время является довольно острой проблема образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Около 9-11 % лиц из числа детской популяции нуждаются в помощи педагогов-дефектологов. Помощь также необходима некоторым взрослым.

Люди, отучившиеся на направлении «Дефектологическое специальное образование», занимаются развитием, воспитанием и обучением детей с различными проблемами развития, относящимися как к психологической сфере, так и к физической. Направления работы специалистов нацелены на лиц с приобретенными и врожденными нарушениями зрения, слуха, патологиями снижением интеллекта, психоневротическими реакциями.

Наличие необходимых личностных качеств

Направление подготовки «Дефектологическое образование» интересное, но оно подходит далеко не всем людям. При выборе этой специальности следует учитывать, что дефектолог должен обладать определенными личностными качествами. Этот специалист должен быть:

  • инициативным;
  • энергичным;
  • доброжелательным;
  • тактичным;
  • уверенным в успешных результатах своей деятельности, применяемой коррекционной программы.

Будущий специалист должен быть оптимистично настроен. Оптимизм у уже работающих людей проявляется в социально активном отношении к субъекту, имеющему ограниченные возможности, к обществу, в которое будут включаться воспитанники, к самому себе.

Получение образования в РНУ

Практически в каждом городе есть вуз, в котором имеется направление «Дефектологическое образование». В Москве их функционирует несколько. Одно из учебных заведений - Российский новый университет (РНУ). Это автономная некоммерческая образовательная организация, существующая с 1991 года.

«Дефектологическое образование» в университете предлагает и педагогики. При поступлении каждому абитуриенту предоставляется возможность выбрать наиболее удобную для себя форму обучения. На дневном отделении занятия проводятся 5 дней в неделю. Пары начинаются в вузе в 9 часов. На заочной форме в студенты самостоятельно осваивают образовательную программу. Занятия в вузе проводятся 2 раза в год во время сессий, продолжительность которых составляет около 20 дней.

Обучение в МПСУ

Из числа вузов, осуществляющих подготовку педагогов-дефектологов, можно еще привести в пример Московский психолого-социальный университет (МПСУ). Эта образовательная организация тоже является автономным некоммерческим учреждением. Свою деятельность вуз ведет с 1995 года.

Московский психолого-социальный университет, называвшийся ранее институтом, реализует огромное количество современных образовательных программ. Среди них имеется «Дефектологическое образование» на бакалавриате. Предлагается очная, очно-заочная и заочная форма обучения. Магистерские программы для этого направления в вузе не предусмотрены.

Будущее выпускников

Людям, отучившимся по направлению «Дефектологическое (специальное) образование» в вузах и получившим дипломы, можно работать в различных организациях:

Выпускников в будущем ждет нелегкая работа. Им при работе с конкретным человеком нужно будет оказать помощь не только ему, но и его близким. Приведем пример. Итак, педагог-дефектолог занимается с ребенком в соответствии с разработанной коррекционной программой. В квалифицированной помощи нуждается и он, и его родители, близкие родственники, ведь семья играет важную роль в процессе коррекционно-педагогического воздействия. Сущность оказания помощи родителям заключается в консультировании по вопросам развития, обучения, социализации и интеграции ребенка в общество. Таким образом, работа будет трудной, но при этом интересной, поэтому специальность «Дефектологическое (специальное) образование» заслуживает внимания.