Былины богатыри защитники земли русской. Внеклассное мероприятие "Богатыри - защитники Земли Русской" (начальные классы)

О былинном богатыре Илье Муромце слышали все. Но немногие знают, что он почил в Киево-Печерской лавре, где в пещерах покоятся его нетленные мощи в числе четверти всех святых, прославленных в Русской православной церкви за тысячу лет.

Само название «былина» означает песню о том, что было, то есть имело место в жизни. Слово же «богатырь» появилось в русских летописях в XII веке. Оно пришло на смену синониму «хоробр», то есть «удалец».

В то время русским воинам приходилось постоянно сражаться за свободу отечества с ордами кочевников на восточных рубежах Киевской Руси. Народ называл их богатырями.

Главные их черты - верность долгу, бескорыстная любовь к Родине, готовность всегда встать на защиту обижаемых и обездоленных, умение постоять за свое достоинство и честь.

Именно такими чертами наделяют былины Илью Муромца:

«Я простой крестьянский сын, - говорит он. - Я спасал вас не из корысти, и мне не надо ни серебра, ни золота. Я спасал русских людей, красных девушек, малых деточек, старых матерей. Не пойду я к вам воеводой в богатстве жить. Мое богатство - сила богатырская, мое дело - Руси служить, от врагов ее оборонять».

Его многочисленные ратные подвиги описываются в былинах в сказочной форме. Но под прозвищами врагов богатыря («Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Илья Муромец и Идолище Поганое») подразумевались вполне конкретные кочевые народы: печенеги, половцы, с которыми воевала Киевская Русь. В старину эти былины были своеобразными «военными хрониками», не требовавшими расшифровки, о ком в них идет речь.

А вот биография Ильи Муромца в былинах излагается очень скупо. Подробности о жизни богатыря удалось установить историкам в результате длительных кропотливых изысканий.

Предположительно Илья родился 5 сентября 1143 года в семье крестьянина Ивана сына Тимофеева, жившего в селе Карачарово под Муромом во Владимирской области (отсюда и название «Муромец»). От рождения он был немощен - «не владел ногами» - и до тридцати лет не мог ходить.

Однажды, когда его родители трудились в поле, в дом зашли «калики перехожие». В то время каликами называли паломников к святым местам. Считалось, что они не только не уступают богатырям, но и превосходят их силою духа, а их «пропагандистский» подвиг приравнивался к ратному.

Калики просят Илью встать и принести им воды. На это он ответил: «Не имею я да ведь ни рук, ни ног, сижу тридцать лет на седалище». Они повторно просят его встать и принести им воды.

Годы болезни воспитали в нем великое терпение и удивительный по силе характер. «Немощный» Илья искренне желает выполнить волю старцев. Можно представить его изумление, когда, опустив ноги с лавки на пол, он пытается встать на них и вдруг чувствует, что они держат его! Неведомая сила, ниспосланная свыше, вселяется в беспомощного калеку…

После этого Илья идет к водоносу и приносит воду. Старцы же велят ему самому выпить ее. Илья беспрекословно послушался, выпил и полностью выздоровел. Больше того: вторично испив воды, он ощущает в себе непомерную силу, и тогда ему велят выпить третий раз, чтобы уменьшить ее.

Затем старцы говорят Илье, что в благодарность за ниспосланное исцеление он должен идти на службу к князю Владимиру, чтобы защищать Русь от ворогов. «Будешь ты, Илия, великий богатырь, и смерть тебе на бою не писана», - предсказывают они.

Научное обоснование

А теперь посмотрим на чудесное исцеление Ильи Муромца с точки зрения современной науки. В 1926 году, когда Киево-Печерскую лавру закрыли большевики и на ее месте организовали музей, нетленные мощи святых вскрывали и изучали, чтобы объяснить феномен сохранности их тел в пещерах. Проводилась медицинская экспертиза и останков преподобного Ильи Муромца, которые датировали XII веком.
Анатомы выявили в поясничном отделе его тела явно выраженные отростки на позвонках, вызывавшие ущемления нервов спинного мозга. А врачи поставили диагноз: перенесенный в молодости полиартрит, сковывавший движения, от которого он позднее излечился. Так что современная медицина подтвердила свидетельства былин о том, что «сиднем сидел Илия и не имел в ногах хождения».

Очевидно, «калики перехожие», исцелившие «немощного» Илью, были не просто странниками, а экстрасенсами-врачевателями, которые вылечили его с помощью энергетически заряженной воды. В старинных рецептах, помимо различных травяных настоев, есть и указания на то, как готовить и применять «целительную воду».

Исследования также показали, что Илья Муромец был на голову выше человека среднего роста того времени - 177 сантиметров, но в XII веке такой воин считался великаном. К тому же он имел очень мощное телосложение и, очевидно, обладал огромной физической силой.


«Богатырский скок». Виктор Васнецов. 1914.На княжеской службе

Но вернемся к былине. Калики говорят Илье, что по дороге в Киев есть неподъемный камень с надписью, у которого он должен обязательно остановиться.

Попрощавшись с родными, Илья отправляется «к стольному граду ко Киеву» и приходит «к тому камени неподвижному», на котором было написано, чтобы он сдвинул камень с места. Там он найдет коня богатырского, оружие и доспехи. Илья отодвинул камень и нашел там все, что было написано. А после этого поскакал в Киев.

Там он попадает на княжеский пир у великого князя Владимира Мономаха (1113-1125 гг.), который собирает вокруг себя самых мужественных и славных людей Руси. Это не обычное застолье, а прежде всего, духовное общение, братская встреча.

Собравшиеся за столом богатыри - не любители повеселиться, а защитники веры Православной и Русской земли от врагов. Недаром на Руси такой пир называли братчиной, поскольку он знаменует духовное единение его участников.

Судя по былинам и летописям, за братским столом у князя Владимира сиживали богатыри из разных городов, охранявшие границы Руси: Илья Муромец - крестьянский сын, Алеша Попович - сын священника из Ростова, Добрыня Никитич - княжеского рода, Ставр - боярин, Иван - купеческий сын.

Илья Муромец - единственный из русских витязей - крестьянин по происхождению. Но именно ему дарована самая большая сила - и духовная, и телесная. Поэтому выходцу из далеких Муромских земель воздают честь не по сословию, а по делам и подвигам. Он быстро научился мастерски владеть булавой, палицей, мечом и копьем. В сочетании с огромной физической силой это делало его непобедимым бойцом.

Будучи на службе у князя Владимира, Илья Муромец участвовал в бесчисленном множестве «боестолкновений», постоянно происходивших на границах Киевской Руси. Ни в одном из них он не потерпел поражения, но никогда не возносил себя и с миром отпускал поверженных врагов. Даже перед битвой с половцем Калином он долго уговаривает того уйти добровольно, не проливая зря крови. И только встретив упрямство и злобу противника, русский богатырь вступил в смертельный бой.

Но русские воины-профессионалы, во главе которых встал Илья Муромец, не только успешно охраняли границы Руси от многочисленных врагов. Их усилиями борьба была перенесена на территорию врагов. В летописях повествуют о том, что доблестные дружины загнали войска хана Отрока Шарукановича «за железные ворота» на Кавказе, «пили золотыми шеломами Дон, приемши землю их всю».

Русские богатыри доходили до Азовского моря, завоевывали половецкие становья на Северном Донце, заставляли врагов откочевывать за Дон и за Волгу, в степи Северного Кавказа и Южного Урала.

Нет сомнения, что во всех этих славных походах неизменно принимал участие Илья Муромец, причем он всегда был впереди в ходе кровопролитных схваток, неизменно одерживая верх над вражескими витязями.

Илья Муромец. Реконструкция облика на основании мощей. Скульптор С.А.Никитининок Печерского монастыря

В 1988 г. Межведомственная комиссия Минздрава Украины провела экспертизу его нетленных мощей. Для получения точных данных применялась самая современная методика и сверхточная аппаратура.

В результате исследований удалось установить, что Илья Муромец скончался в возрасте не моложе 40-45 лет. В то время это был возраст, до которого доживали немногие мирные люди, а профессиональные воины практически никогда.

Но Муромский богатырь дожил. Если же учесть, что он занялся ратным делом после 30 лет, а пробыл в Печерском монастыре после монашеского пострига не слишком долго, то получается, что его «военная выслуга» была больше 10 лет. Для ХII века это было просто немыслимо.

Тем более что, как установила медицинская экспертиза нетленных мощей, Илья Муромец получил тяжелое ранение в области сердца, которое сказывалось впоследствии в течение всей жизни. Были у него и другие ранения, например левой кисти, полученные в боях.

Израненный и чувствовавший, что его физические силы на исходе, Илья Муромец принял постриг и стал монахом. Но прежде у богатыря была семья, и после него остались сыновья, от которых пошел род киевских дворян Чеботковых. А получили они эту фамилию от прозвища своего отца.

Дело в том, что в кратком житии преподобного Илии указано его прозвище - «Чеботок», то есть сапожок. Появилось же оно у Муромца после одного памятного случая. Вскоре после его пострига в монастырь ворвалась шайка разбойников (вероятно, половцев). В этот момент в своей пещерной келье Илия обувался и успел надеть лишь один сапог.

Но, застигнутый врасплох, монах не растерялся: выпрямившись во весь свой немалый рост, он принялся с такой силой и яростью колотить нападавших вторым сапогом, что обратил их в бегство.

В Печерском монастыре Илья Муромец ушел в затвор, почти не спал, проводя чуть ли не круглые сутки в молитвах. Так завершилось его ратное служение Отечеству в битвах земных и началось молитвенное служение Церкви и Святой Руси.

Отошел Илья Муромец в Царство Небесное 1 января 1188 года. К лику святых он был причислен в 1643 году, а его нетленные мощи покоятся в Антониевых пещерах Киево-Печерской лавры.

В пещерах можно подойти к его гробнице, которая заметно больше других, однако рост усопшего не кажется огромным. Персты правой руки Ильи Муромца сложены так, как крестятся православные: три перста вместе, а два прижаты к ладони.

Его левая рука хранит след раны, нанесенной копьем. Она как бы свидетельствует о воинском служении, а правая - о духовном подвиге православного монаха.

Каждый новый год православные начинают под знаком народного героя - преподобного воина Илии Муромца. Память его Русская церковь отмечает 1 января.

В русских былинах каждый богатырь имеет свое живое лицо, со своими достоинствами и недостатками. И все это пронесено нашими предками через столетия. Здесь каждый характер дышит правдой. Добр и прямодушен, но скор на расправу и не щадит врага Добрыня Никитич. Дерзок, смел и ловок, но чаще побеждает хитростью Алеша Попович. И среди этого живого многообразия самых сильных и славных людей Древней Руси возвышается образ кроткого богатыря Илии Муромца


Преподобный Илия родился в селе Карачарове под древним русским городом Муромом. Название этого села сохранилось и поныне. Любовно сохранено народной памятью и имя отца Илии, крестьянина Ивана Тимофеевича. Другие богатыри в основном витязи знатного рода, Добрыня Никитич - даже родственник князя Владимира. Илия Муромец - единственный крестьянин по происхождению среди русских богатырей. И именно ему дана самая большая сила - и духовная, и телесная.


От рождения Илия был немощен, даже ходить не мог до тридцати лет. И видно, в эти тридцать лет воспитались в нем великое терпение и смирение, великая кротость, если Божиим Промыслом ему было определено стать в то тревожное время во главе всей богатырской рати. Их молодой силе и мощи, всегда волнующейся, готовой вспыхнуть ссорой, нужен был именно такой, всеми уважаемый за свою силу духовную, всех объединяющий и примиряющий предводитель.


Из былин видно, что Илия Муромец - особый избранник Божий, сила дается ему чудом, через святых старцев, «калик перехожих», то есть странствующих монахов. Они приходят к нему в дом, где он привычно безмолвствует один, и со властию говорят: «Поди и принеси нам напиться». Пытаясь по послушанию исполнить приказ старцев, он получает помощь свыше и встает.


Здесь очень важен момент испытания веры Илии - «по вере вашей да будет вам». Господь ничего не творит с человеком насильственно. Требуется свободное устремление воли человека, его решимость, чтобы все остальное получить даром, по благодати. Будущий великий богатырь оказался достоин своей избранности. Поистине великую веру надо было иметь, чтобы после тридцати лет неподвижности по требованию «калик перехожих» попытаться встать.


Получив силу чудом, уже в зрелом возрасте, Илия не мог ею возгордиться, он пронес ее через всю свою жизнь как драгоценный дар, принадлежащий не ему, а всему народу русскому, которому он бессменно и бескорыстно, в скорбях и лишениях, до глубокой старости служил, став на многие годы образом его духовной и телесной силы.


По всему видно, что Илия получил хорошее христианское воспитание. Собираясь на богатырские подвиги, он творит земной поклон перед отцом и матерью, просит у них великого благословения. Отец и мать понимают высокое назначение своего сына, понимают, что не просто так дана ему от Бога великая сила. Люди уже старые, они тем не менее беспрекословно отпускают Илию, дают ему великое благословение и завет не проливать крови христианской.






Простившись с родителями, Илия отправляется в стольный Киев-град к великому князю Владимиру. Сколь тревожным было то время можно судить уже по тому, что прямой дорогой в Киев ехать никто не решался там пошаливали разбойники, могли и ограбить, и жизни лишить. Илия не испугался, поехал дорогой прямоезжей. Очистить ее от разбойников это был его первый подвиг.



Илия называет его «ласковым князем». В этих словах искренняя любовь без подобострастия. Мономах, подобно своему великому предку святому Владимиру, собирает вокруг себя на благо Отечества всех самых мужественных и славных людей Руси. И они сами едут к нему, зная, что здесь найдется достойное применение их силам.


К этому мудрому и благородному князю на помощь Божиим Промыслом был послан русский богатырь, крестьянский сын Илия Муромец. Усилиями самых мужественных и храбрых людей того времени - русских богатырей, атаманом которых был Илия Муромец, брань с половцами была перенесена в глубь степей.


Летописи сообщают о том, как дружины Владимира Мономаха загнали силы хана Отрока Шарукановича (сына былинного Шарк-великана) за «железные врата» на Кавказе, «пили золотым шеломом Дон, приемши землю их всю». Русские богатыри доходили до Азовского моря, завоевывали половецкие города на Северном Донце, заставляли половцев откочевывать за Дон и за Волгу, в степи Северного Кавказа и Южного Урала.


Эта внешняя война не мешала русскому народу под защитой своих богатырей в мире и благоденствии строить монастыри и храмы, крепости и посады, пахать землю и растить детей, слагать величественные былины, отразившие спокойную мощь и достоинство уверенного в своей силе народа.


И столетия спустя народ вспоминал то время, как одно из самых праздничных и светлых в истории Руси, с любовной памятью хранил многие века имена и деяния своих защитников-богатырей. Сохраненные народной памятью подвиги богатырей помогли выжить народу в тяжелые годы монголо-татарского ига, возродить Русь Великую.


Единое стояние избранных людей всего народа против общего врага дало почувствовать себя разным славянским и угро-финским племенам единым народом, объединенным истиной Православной веры. Этому-то благородному делу призван был служить и с честью служил преподобный Илия Муромец. И поэтому он останется навсегда в памяти народа русского.


По былинам Илия не знает поражений. И, служа благу Отечества на поле брани до глубокой старости, в душе всегда остается монахом- подвижником. Его нигде не называют удалым - спокойная, величавая мощь Илии выше удали и суеты. Вокруг бушуют страсти, а он сохраняет внутренний мир, кротость, любовь к ближнему. Поистине могучая духовная сила его удивляет нас гораздо сильнее телесных подвигов.


Илия Муромец стал монахом, уже увенчанный славой любимого народом героя и победителя супостатов. Сам он славы никогда не искал: ни на бранном поле, ни тем более в монастыре. Его монашеские подвиги скрыты от нас, но, несомненно, были и они велики, более велики даже и трудны, чем подвиги ратные, доказательством тому нетленные мощи Илии, которые и доселе покоятся в Ближних пещерах Киево-Печерской Лавры.



Высок и светел образ преподобного Илии, он близок сердцу каждого русского человека. Вот уже более восьмисот лет рассказы о его благородных подвигах, христианском милосердии и добродушии воспитывают в поколениях русских людей мужество и благородство, любовь к своему Отечеству и народу.


Слово «богатырь» вызывает у современного человека стойкую ассоциацию с могучими воинами, облаченными в кольчуги, которые с мечом в руке берегут Киевскую Русь от супостата. И мало кто знает, какими они были на самом деле.

Первыми богатырями были монгольские полководцы!

Все мы ещё со школьной скамьи знаем о древнерусских былинных богатырях - Илье Муромце, Добрыне Никитиче и Алеше Поповиче. С недавних пор их образы активно и успешно эксплуатируются в мультипликации. Это не нравится многим взрослым, которым претит трансформация богатырей из героев эпоса в героев поп-культуры. Однако правда в том, что былинные богатыри так же далеки от своих исторических прообразов, как и герои мультипликации. Ибо и те и другие - суть выдумка…

Былинные времена

Впервые слово «богатырь» попадает в древнерусские летописи уже во времена заката Киевской Руси, в грозный час Батыева нашествия. Запись относится к событиям 1240 года. «Пришёл Батый к Киеву с силой тяжкой многим множеством силы своей, и окружил город. И обступила сила татарская, и был город в осаде великой… Воевода его первый - Себедяй богатур и Бурундай богатур, который взял Болгарскую землю и Суздальскую» , - рассказывает нам Ипатьевская летопись.

Итак, первыми «богатырями» древнерусской летописи являются татарские полководцы Субэдэй и Бурундай, которые выступают совсем не как защитники Русской земли. Если мы заглянем в Большую советскую энциклопедию, то узнаем, что слово «богатырь» происходит от древнетюркского «багатур» - «храбрый воин». Оно встречается в летописях начиная как раз с 13-го века.

Логично предположить, что все известные нам «богатырские» былины созданы не ранее всё того же 13-го века, а то и позже. Также не стоит искать в так называемых «былинах киевского цикла» реальные события.

Единственный персонаж, который связывает былины с исторической Киевской Русью, - это великий князь Владимир Красное Солнышко. Но и он похож на своего исторического прототипа Владимира I Святославича не больше, чем его мультипликационный тёзка. А уж «научные» сопоставления половецкого хана Тугоркана с былинным Тугарином Змеем, что летает по небу и дышит огнём, не лезут ни в какие ворота.

Интересно и то, что большая часть известных ныне былин записана в бывших новгородских землях. Остальные - в разных частях нынешней России. Но ни в Белоруссии, ни в Украине (которые также входили в Киевскую Русь) не зафиксировано ни одной былины - хотя есть предания того периода.

Вывод очевиден: известные нам «древнерусские» былины являются «новоделом» 13-15 веков. Причём «новоделом» новгородским, имеющим самое отдалённое отношение к истории собственно Киевской Руси. А вот какие песни слушали жители Киева в более ранние времена - нам, увы, неизвестно.

Дошедшие до нас былины - это, прежде всего, литературно-эпические произведения, возникшие как реакция на татаро-монгольское иго и призванные поднять народный дух в эту нелёгкую годину. В то же время былинная лексика уже содержала неологизмы типа тюркского «богатырь». А в более поздних былинах Илья Муромец даже назван «старым казаком», что даёт нам верхний предел их возникновения - 16-й век.

«…и удавил муж печенежина»

Всё вышесказанное вовсе не означает, что во времена Киевской Руси не было отважных воинов. Были, конечно! Правда, называли их не «богатыри», а «храбры», «хоробры» или «храборы» (родственное прилагательное «храбрый»). Из летописей мы знаем множество примеров личной воинской доблести князей - таких, как Святослав Игоревич, Андрей Боголюбский, Изяслав Мстиславич, Мстислав Храбрый, Мстислав Удатный, Даниил Галицкий. А также их дружинников: Евпатия Коловрата, противостоявшего с малой дружиной Батыю; дворского Андрея, пленившего венгерского воеводу Фильния; тысяцкого Дмитрия, защищавшего Киев от всей Батыевой орды.

В 992 году печенеги учинили набег на Русь. Князь Владимир вышел им навстречу и остановил на реке Трубеж у брода. Обе стороны не решались начать бой. Тогда печенежский князь подъехал к реке, вызвал князя Владимира и сказал ему: «Выпусти ты своего мужа, а я своего - пусть борются. Если твой муж бросит моего на землю, то не будем воевать три года; если же наш муж бросит твоего оземь, то будем разорять вас три года».

Владимир послал глашатаев по своему лагерю со словами: «Нет ли такого мужа, который бы схватился с печенегом?» . И тогда пришёл к князю один старик и сказал ему: «Князь! Есть у меня один сын меньшой дома; я вышел с четырьмя, а он дома остался. С самого детства никто его не бросил ещё оземь. Однажды я бранил его, а он мял кожу, так он рассердился на меня и разодрал кожу руками» . Обрадованный князь призвал чудо-молодца к себе, но тот сначала попросил его проверить. На него натравили разъярённого вола, но молодец увернулся и отхватил рукой у вола кусок мяса. Впечатлённый князь сказал, что тот может биться с печенегом.

На следующее утро состоялся поединок: «И выступил муж Владимира, и увидел его печенег и посмеялся, ибо был он среднего роста. И размерили место между обоими войсками, и пустили их друг против друга. И схватились крепко, и удавил муж печенежина руками до смерти. И бросил его оземь. И воскликнули русские, и побежали печенеги, и гналась за ними Русь, избивая их, и прогнала» .

По словам «Повести временных лет», князь Владимир сделал своего поединщика и его отца «великими мужами». А в честь победы заложил город Переяславль. Тут автор «Повести…» для красного словца немного приврал - ведь город Переяславль был известен ещё в начале 10-го века. Автор «Повести…» также не называет русского «храбора» по имени. Но народные предания величают его Никитой Кожемякой или Яном Усмошвецом.

Покорение касогов

Второй случай произошёл в 1022 году с братом Ярослава Мудрого, Мстиславом Владимировичем Храбрым, князем Тмутараканским. Когда он пошёл в поход на касогов (кавказское племя, предки нынешних черкесов и адыгов), то в личном поединке одолел касожского вождя Редедю, а потом зарезал его.

К слову, ныне этот эпизод часто трактуют неправильно, а тот факт, что Мстислав зарезал Редедю ножом, считают постыдным. Однако Мстислав, по представлениям своего времени, поступил в высшей степени благородно, сохранив кавказскому джигиту главное - честь. Ибо ещё перед поединком Редедя поставил условие: «…если одолеешь ты, возьмёшь богатства мои, и жену мою, и детей моих, и землю мою. Если же я одолею, то возьму твое всё».

Мстислав в поединке победил (предварительно обратившись за помощью к Богородице): «…и ударил им о землю. И вынул нож и ударил его ножом в гортань и так зарезан был Редедя. И пошёл в землю его и взял все богатства его, и жену его, и детей его, и обложил касогов данью» . То есть Мстислав зарезал Редедю, чтобы тот не был свидетелем того, как русич по условиям поединка будет брать «богатства его, и жену его, и детей его». Возвратившись в Тмутаракань, князь воздвиг церковь Богородицы.

К слову, уже в следующем году Мстислав пошёл на брата Ярослава с войском, в котором были и касоги. То есть, по их представлениям, Мстислав победил Редедю в честном бою и сам стал касожским князем по праву.

Подводя итоги всему сказанному, следует ещё раз подчеркнуть, что «храборы» никогда не переводились на Руси. Однако изучать этот вопрос только по былинам или другим сугубо литературным произведениям было бы опрометчиво.

- Присоединяйтесь!

Ваше имя:

Комментарий:

Мацнева И.Н. МБОУ «Озерская СОШ»

Тема: Богатыри – защитники земли Русской.

ворческая площадка «Я - гражданин России» )

Цели:

    Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях - защитниках земли русской.

    Приобщать детей к истокам русской народной культуры.

    Закреплять знания о названиях доспехов и предметов вооружения русского богатыря, расширять и обогащать словарный запас учащихся.

    Воспитывать интерес к истории России, гордость за своих предков.

Отрывок из мультфильма «Алеша Попович и Тугарин Змей»

Учитель --- В давние-давние времена ещё в Древней Руси стояли на страже нашей Родины на заставе (границе) очень сильные люди, богатыри. Без устали разъезжали они на могучих конях, зорко всматриваясь вдаль: не видать ли вражеских костров, не слыхать ли топота чужих коней.

- Ребята, расскажите, какую вы работу провели, чтобы узнать, кто такие богатыри?

На столах детей лежат словари, они с ними работают.

1 группа:

- По словарю Ожегова «богатырь» - это человек очень большой силы, стойкости и отваги.

А по словарю Даля « богатырь» - это человек рослый, дородный, дюжий и видный, необычайный силач.

Этимологический словарь - « богатырь»- это храбрый, доблестный воин.

Энциклопедический словарь - « богатыри» -это сильные люди, герои народных сказаний, песен, былин.

Вторая группа ищет информацию в телефонах и планшетах.

Ответы @ mail . ru - слово «богатырь» - древнерусское слово, обозначает силач, храбрец.

Яндекс словари - слово «богатырь» - это воин, который отличается необычной силой, мужеством, удалью и умом.

Из википедии: « богатырь» - герой русских былин, совершающий воинские подвиги.

3 группа: делала опрос среди учащихся начальной школы.

Слайд 1 Картина Васнецова « Три богатыря»

    Знаменитая картина «Богатыри» была создана в подмосковном селе Абрамцево. Это полотно сегодня часто называют «Три богатыря». Васнецов описание картины дал в короткой, но емкой реплике: «Богатыри Добрыня, Илья и Алеша Попович на богатырском выезде - примечают в поле, нет ли где врага, не обижают ли кого».

    Работа над великим холстом заняла у художника почти семнадцать лет, а началась она с эскиза, сделанного карандашом, в далеком Париже. Едва художник сделал финальный штрих, как Павел Михайлович Третьяков купил полотно для своей коллекции. Так обрела свое место в Третьяковке эта картина Васнецова. Три богатыря и по сей день смотрят на нас со стены знаменитой галереи.

Учитель --- Дни и месяцы, годы и десятилетия оберегали родную землю Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович - все они в степи да в чистом поле несли службу воинскую. Изредка собирались к князю Владимиру во двор отдохнуть - гусляров послушать, друг с другом потолковать.

Учитель --- Что вы можете рассказать о славных русских богатырях?

1 ученик - « Как одно на небе красно – солнышко,

А один на Руси Илья – Муромец».

Сидел сиднем тридцать лет, а вылечили его люди прохожие - дали испить водицы. Больше всего люди любили да и теперь уважают этого богатыря Илью Муромца. Его даже причислили к лику российских Святых, и у него остался в истории день рождения - 1 января. В день, когда мы празднуем Новый год, вспомните также, что это и день рождения Ильи Ивановича, великого защитника земли русской.

В 1988 году Межвеждомственная комиссия провела исследование мощей Преподобного Ильи Муромца в Киево-Печерской лавре.

Для получения объективных данных применялась самая современная методика и сверхточная японская аппаратура. Результаты ошеломили ученых.

Это был могучий мужчина, косая сажень в плечах, скончавшийся в возрасте 45-55 лет, ростом 177 см. В 12 веке, когда жил Илья, такой человек считался высоким (средний рост мужчины того времени – 165 см).

На костях Ильи обнаружили следы битв – множественные переломы ключиц, сломанные ребра, следы от удара копья, сабли, меча.

Это подтверждало сведения о том, что Илья был могучим воином, участником жестоких сражений.

Кроме того, исследователи считают, что, в полном согласии с произведениями устного народного творчества, Илья на самом деле долгое время не мог ходить, так как перенес тяжелое заболевание – туберкулез костей или полиомиелит, что стало причиной паралича ног.

2 ученик - Добрыня Никитич носил прозвище "Тихий». Он был хорошим дипломатом, умел к каждому человеку подойти по- особенному. Недаром князь Владимир назначил его послом. С 12 годов Добрыня Никитич на гуслях играл, сам песни складывал и в шахматы играл.

Добрыня – из русского языка – от добрый. Он творит добро – и это одна из характерных черт могучего былинного богатыря. Добрыня бьётся со Змеем Горынычем и освобождает племянницу князя Владимира Забаву Путятичну

3 ученик - сын ростовского попа Леонтия. Рождение Алеши Поповича сопровождается громом; Алёша-младенец просит пеленать его не пеленами, но кольчугою; затем он немедленно просит у матери благословенья погулять по белу свету: выясняется, что он уже может сидеть на коне и владеть им, действовать копьём и саблей и т. п. Ему свойственны , натиск, сметливость, находчивость, .

Физкультминутка

Дружно встали – раз, два, три-

Мы теперь богатыри.

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво.

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек.

Наклонились влево, вправо

Получается на славу!

Учитель--- Как вы отличите богатыря от других людей? КОНВЕРТЫ

(работа в группах) - собери те картинки, которые относятся к богатырям, приклейте на картон, вывесите на доску

Слайд 2 - гусляры

Учитель - Подвиги русских богатырей описаны в былинах.

4 ученик - Жили когда-то на Руси Великой люди - песенники-сказители. Они сочиняли и пели-рассказывали былины – разные истории про князя Киевского Владимира Красно Солнышко, про битвы с лютыми ворогами, про царства- государства чужеземные, заморские, про чудеса невиданные. И сложено было этих былин и ходило их по Руси – несчётное число Самым известным певцом- сказителем, чьё имя дошло до нашего времени, конечно, был Баян.

Учитель - Во многих городах России сооружены памятники богатырям….

Слайд 3 - ПАМЯТНИК СВЯТОГОРУ В Г. ЯЛТЕ

Слайд 4 - ПАМЯТНИКИ ИЛЬЕ МУРОМЦУ В Г. МУРОМЕ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

Слайд 5 - ПАМЯТНИКИ ИЛЬЕ МУРОМЦУ ВО ВЛАДИВОСТОКЕ И Г. ЖЕЛЕЗНОГОРСК КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ.

Слайд 6 - ПАМЯТНИК ДОБРЫНЕ НИКИТИЧУ В П. ШИЛОВО РЯЗАНСКОЙ ОБЛ.

Слайд 7 - ПАМЯТНИКИ ТРЕМ БОГАТЫРЯМ В Г.КОЗЕЛЬСКЕ КАЛУЖСКОЙ ОБЛ. И В Г. САМАРЕ.

Слайд 8 - ПАМЯТНИК АЛЕШЕ ПОПОВИЧУ В УДМУРТИИ

Прошли века. Богатырей тех нет,

Но дух свободы в душах наших вечен.

И богатырский мужественный свет –

Неколебим, свободен, бесконечен.

В тайге, в горах, во льдах, среди морей,

На всех постах у мира и свободы,

Не счесть – о Русь!- твоих богатырей,

И рать их не рушимей год от года

Учитель - Россия издавна славилась своими богатырями. И не только былинными - Ильей Муромцем, Добрыней Никитичем, но и настоящими - князьями, полководцами, солдатами, спортсменами. В ряду самых знаменитых борцов-классиков стоят имена

    Слайд 9 - грузчика Ивана Максимовича Поддубного –

«чемпиона чемпионов», 45 лет жизни он провел на борцовском ковре и лишь один раз потерпел поражение.

    Слайд 10 - Александр Знаменский, исполнял рекордные силовые номера, поднимал оркестр, держал на себе карусель, носил пианино с играющим человеком.

    Слайд 11,12 - Валентин Иванович ДикУль (род. 1947) - выдающийся атлет нашего времени. Он выполнял на арене цирка два неповторимых силовых номера: удерживал на своем теле металлическую «пирамиду» весом в одну тонну, а на спине - автомобиль «Волга» (при этом нагрузка составляла 1570 килограммов). Уникальность этих номеров еще и в том, что выполнял их атлет после травмы позвоночника. Почти семь лет он не мог двигаться. С помощью тренажеров собственной конструкции сумел восстановить прежнюю форму. Сейчас В. И. Дикуль возглавляет Центр реабилитации больных со спинномозговой травмой и последствиями церебрального паралича.

Учитель - Всё может родная земля!

Слайд 13 - Может накормить тебя тёплым и вкусным хлебом,

Слайд 14 - напоить родниковой водой,

Слайд 15 - удивить своей красотой.

Слайд 16 - И только защитить сама себя она не может…

Поэтому защита Отечества и родной земли – долг тех, кто ест её хлеб, пьёт её воду, любуется её красотой!

Рефлексия Ребята, у вас на столах лежат иллюстрации с изображением богатырей. Обсудите всей группой, если занятие вам понравилось – поместите на доску цветную иллюстрацию, если нет – черно – белую.

Викторина для 4 класса на тему

«Русские Богатыри»

1. Какое значение имеет слово «богатырь»?

а) человек очень умный

б) человек очень ловкий

в) человек очень сильный

г) человек очень богатый

2. Как называются русские народные песни о подвигах богатырей?

а) рассказ

б) летопись

в) былина

г) повесть

3. Что являлось оружием богатыря?

а) ружье

б) меч

в) копье

г) пищаль

4. Назовите имя громадного богатыря, которого «даже земля не держит».

а) Святогор

б) Илья Муромец

в) Микула Селянинович

г) Алеша Попович

5. От кого спасает землю русскую Илья Муромец?

а) от Святогора

б) от Соловья-разбойника

в) от Сухана

г) от Тугарина

6. У кого был бой с Тугариным?

а) у Ильи Муромца

б) у Вольги Святославовича

в) у Алеши Поповича

г) у Добрыни Никитича

7. С кем боролся Добрыня Никитич?

а) с Алешей Поповичем

б) со Змеем Горынычем

в) с Кощеем Бессмертным

г) с Соловьем-разбойником

8. Кто из героев новгородских былин играл на гуслях и бывал у морского царя?

а) Василий Буслаев

б) Садко

в) Святогор

г) Микула Селянинович

9. Кто из богатырей был пахарем?

а) Илья Муромец

б) Святогор

в) Микула Селянинович

г) Садко

10. Кто является автором картины «Богатыри»?

а) Виктор Михайлович Васнецов

б) Михаил Александрович Врубель

в) Василий Иванович Суриков

г) Архип Иванович Куинджи

Приложение 1.

(тексты исследовательской работы)

РАБОТА СО СЛОВАРЯМИ

(1 группа)

1. Значение слова Богатырь по словарю Ефремовой: Богатырь - 1. русских былин и сказок.

2.Значение слова Богатырь по словарю Ожегову: Богатырь стойкости, отваги

3. Значение слова Богатырь в Энциклопедическом словаре:
Богатырь - крупнейший в мире
около г. в Казахстане.

4. Значение слова Богатырь по словарю Ушакова

Богатырь - русских былин, преимущественно совершающий военные подвиги.

5. Значение слова Богатырь по словарю Даля: Богатырь - м. и видный; силач; и и

РЕЗУЛЬТАТЫ ОПРОСА

(2 группа)

На вопрос « Кто такой богатырь?» получили следующие ответы:

Богатыри и защитники земли Русской
(беседа-игра для 3-х классов ко Дню независимости России)
Цель занятия - на примере былин и книг о богатырях воспитать чувство гордости о героическом прошлом нашей страны, познакомить с новыми изданиями по теме.

О защитниках и хранителях русской земли и русского государства издавна слагали былины богатырские – песни-рассказы о народных героях-богатырях. Песни эти были сложены много веков назад, еще в ту пору, когда столицей нашей родины был Киев, а некоторые из них в еще более далекое от нас время (больше тысячи лет назад). В старину былины пели под звон гуслей, пели торжественно, при большом стечении народу.

Свое название былина получила от близкого по смыслу слова «быль». Это означает, что былина рассказывает о том, что некогда происходило на самом деле, хотя и не все в былинах правда. В былине, как и в народной сказке, много выдумки. Богатыри – люди необыкновенной силы, они скачут на могучих конях через реки и леса, поднимают на плечи тяжести, которые не под силу ни одному человеку.

Многие русские былины рассказывают о героических подвигах народных богатырей. Все в их деяниях величаво, крупно, удивительно. Богатыря отличает огромная физическая сила: он и ест, и пьет как существо необыкновенное – выпивает единым духом чару в полтора ведра. Богатыри бьются с недругами – рубятся «по двенадцати дней, не пиваючи, не едаючи», орудуют в бою тяжелой палицей налево и направо , так что враги валятся, как подкошенная трава.

Гиперболично, т.е. с преувеличением, изображаются враги Руси – Тугарин Змеевич, Идолище Поганое, Соловей Разбойник и другие. Так народ выказывал свое отношение к чужеземным захватчикам.
Справка:

Исследователи выделяют Киевский и Новгородский циклы былин. В Киевском изображается стольный град Киев – центр Русского государства во главе с князем Владимиром (? – 1015), которого народ прозвал Красное Солнышко. Ни один правитель Древней Руси не воспет в былинах и сказаниях так, как этот князь. Вокруг Владимира собираются богатыри из самых разных областей – Мурома, Ростова, Рязани, чтобы защитить Русь от врагов. Считается, что сочинялись былины именно в Киеве, а оттуда уже расходились по всей Руси. (со временем некоторые древние былины изменялись, их дополняли новыми рассказами, вот почему князь Владимир фигурирует в былинах, где описываются события совсем других эпох.)

Новгородский былинный цикл тесно связан с жизнью и историей этого города. Новгород – богатый, с высокой культурой город, он живет самостоятельной жизнью, хотел иметь и имел все свое – и даже былины. Самые знаменитые былины новгородского цикла – «Садко», «Василий Буслаев», «Ставр Годинович».
Но есть былины, которые нельзя отнести ни к тому, ни к другому циклу. Они древнее Киева и Новгорода и созданы еще до образования Руси. Это, например, былины об охотнике Волхе, о богатыре Святогоре.
Былины, где изображены воины- богатыри, сражающиеся с врагами за Русь святую, называют героическими.
На рубежах Русской земли богатырской заставой стоят три главных богатыря: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович.
-А кто знает, откуда они родом?

(Илья Муромец - из села Карачарово близь Мурома.

Добрыня Никитич - из Рязани.

Алеша Попович - из Ростова Великого.)

С какими «темными силами» они сражались?

(Илья Муромец - с Соловьем Разбойником, Идолищем Поганым, Калином – царем татарским.

Добрыня Никитич - со Змеем Горынычем о трех головах и двенадцати хвостах , великаншей Поляницей, освободил полон русский.

Алеша Попович – с Тугариным Змеевичем, с ратью бусурманской.)


- А в дружине какого князя эти богатыри служили? Кто из русских князей больше всего воспет в былинах?

Князь Владимир Красное Солнышко.


- А кто из этих богатырей самый прославленный?

(Илья Муромец.)

Давайте посмотрим фрагмент мультфильма «Илья Муромец».
А сейчас мы проведем викторину «Былинные богатыри» и проверим, внимательно ли вы читали и что запомнили об этих героях.

(журнал «Читайка», № 8 2008, с.18 –19):


Какие ошибки допустил дедушка Читайло-Забывайло в своем рассказе о богатырях?

(зачитываем фрагменты и уточняем ошибки).


Победителя можно наградить игрой « Сказания о богатырях русских» из журнала «Читайка» № 8, 2008 г.
Ребята, этих богатырей знают все. А слышали вы о таком герое, как Никита Кожемяка?

Ответы детей или рассказ о нем. (Альманах Клепа в Древней Руси. № 40, 1997. С. 22-27)


Дорогие мои читатели! Мы поговорили о былинных героях, а кто назовет русских князей – защитников русской земли? Кто защищал родную землю и прославился в веках так, что мы помним их имена, хотя прошли сотни лет?

Александр Невский – новгородский князь был одним из самых славных защитников Древней Руси. Народ любил его за величественную красоту, мудрость, силу и мужество.
-А кто знает, почему он получил такое прозвище – Невский?

(дети рассказывают – битва со шведами на Неве)


-Какую еще победу одержал князь Александр Невский?

(ответы детей – «Ледовое побоище» тевтонских рыцарей на Чудском озере)


Важную службу сослужил он русской земле своими победами. Невская победа и Ледовое побоище на долгое время отвадили и шведов, и немцев от попыток завладеть северными русскими землями. Западные враги русской земли убедились, что русские, даже порабощенные татарами, могут еще постоять за себя.

Александр Невский был не только выдающимся полководцем, но и умным политиком, тонким дипломатом, главной заботой которого было любой ценой сохранить мир на Руси, тем более, что многие ее земли были разорены Батыем.


-А кто из вас знает откуда родом Александр Невский?
(С именем Александра Невского связана история города Переславля. Именно в этом городе в 1220 году близ Спасо-Преображенского собора родился легендарный полководец. Здесь прошло его детство. В 16 лет он становится новгородским князем. Известно, что после победы над шведами в 1240 году он снова приехал в Переславль, восстановил крепостные стены, башни, городские строения; построил хоромы на высокой горе, где жил до 1241 года. А гора и поныне называется Александровой.

Считается, что бывал Александр и в Ярославле – приезжал на похороны своего родственника – ярославского князя Василия Всеволодовича в 1249 г. С именем Александра Невского связано также ярославское восстание 1262г., когда горожане убили и выбросили за городскую стену ордынского баскака Зосиму, который вымогал огромные поборы и довел ярославцев до отчаяния.)


Большим умом нужно было обладать, чтобы понять, что не с ордой нужно биться ослабленной Руси, а копить силы, чтобы потом сообща избавить Русь от татаро-монгольского ига. И Александр едет к татарскому хану, долго живет в чужой стране и ведет долгие разговоры с ханом. Так он спасал жизнь многим русским людям. Он привез на Русь мир и покой, потому что хан разрешил ему править Русью самому, пока казна ханская не будет знать ущерба.

Из Орды князь Александр возвращался больным. В ночь на 14 ноября 1263 г. он скончался в возрасте 43 лет. Невыразима была скорбь всех русских людей, когда они узнали о кончине Александра. Закатилось солнце земли русской. В летописи записано: «Был же крик и плач, и стон такой, какого еще никогда не бывало – так что земля содрогнулась».

Светлое и славное имя Александра всегда вспоминали потомки в трудные времена нашествий вражеских. С именем его на устах русские воины шли в бой. Когда царь Петр начал Северную войну, он издал указ, чтобы все воины знали о подвигах Александра – победителя шведов. Другим указом Петр ввел орден Александра Невского. И, отвоевав у шведов давние русские земли, повелел царь Петр перенести в Петербург гробницу с прахом Александра Невского.

Во время Великой Отечественной войны, в 1942 году, для награждения особо отличившихся генералов и офицеров также был учрежден орден Александра Невского. Духовенство и вся Россия причислила его к лику святых и установила день его памяти - 23 ноября.

Время не сохранило для нас сколько-нибудь точного портрета этого человека, но добрая память о человеке заставляет потомков представлять его прекрасным. Слава Александра Невского столь велика, что иконописцы и живописцы, ничего не зная о настоящем его облике, из века в век творили образ могучего воина с совершенными чертами лица. (Например, «Александр Невский» Павла Корина из триптиха «Русь уходящая»).
Вот какую великую славу оставил по себе князь Александр Невский. Шведов с тевтонцами разгромил, татар от зверств на земле русской удерживал.

Прошло чуть больше 100 лет, и побил ордынцев на Куликовом поле потомок Александра Невского, московский князь Дмитрий. Сбылись мечты Александра Невского: Русь одержала победу над самым лютым своим врагом.


А кто расскажет как происходила эта битва? И почему князя Дмитрия прозвали Донским после этого сражения?
(собрал князь войско со всех русских земель и поехал к настоятелю Троицкого монастыря Сергию Радонежскому – просить совета и благословения. Сергий благословил войско. И повел князь свое войско на врага. А с ним – два монаха из Троицкого монастыря, два брата – Ослябя и Пересвет.

У речки Непрядвы, что впадает в Дон, в поле сошлись две рати. Сначала - поединок БОГАТЫРЕЙ. Кто победит, на стороне того и удача. Но равными оказались силы у татарского богатыря и русского монаха Пересвета. Ударили друг друга – и оба рухнули замертво.

И началась жестокая сеча! Ордынцы бились за добычу, а русские – за родную землю. Великой победой русского оружия закончилась битва на Куликовом поле.
- А кому известны имена Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского?

(они собрали русских людей против польско-литовских завоевателей и освободили Москву от врага в период «смутного времени»).
А известно ли вам, что по пути из Нижнего Новгорода , откуда шло ополчение Минина и Пожарского, оно остановилось в Ярославле, чтобы укрепить свои силы? И несколько месяцев здесь была временная столица русского государства. Здесь находилось правительство, монетный двор – чеканилась монета, отсюда рассылались указы и грамоты по всей Руси.
Русские бойцы всегда героически сражались и защищали свою землю. Вот послушайте какую былину написала ваша ровесница Анна Чекашева о Иване-богатыре, защитнике всей Земли в годы Великой Отечественной войны, в которой принимал участие ее прадед, защищая родной город Волгоград.

Девочка говорит: низко склоняю голову перед всеми, кто защищал нашу Родину. Свою былину я посвящаю им, защитникам Земли Русской:


Было это в годы страшные,

В годы лютые, военные…

Как пошел на нашу Землю Русскую

Немец злой – злой гитлерище


И нагнал он силы черным-черно

Ай, черным-черно, как черна ворона.

И как стал тот вражище-злодеище

Русь родную, нашу матушку,

Сапогом топтать да вытаптывать.

Долго плакала Земля Русская…

Не один день и не один год.
А злой немец – злой гитлерище –

Всех сынов и дочерей ее в полон брал,

В лагерях гноил да расстреливал.

И страдали люди русские,

И земля горела пламенем,

И не мог собраться силушкой

Наш солдат Иван – народа сын…

Был он добрым, честным, смелым был,

Свой народ любил, любил Землю Русскую.
Разозлил его ворог злой, лютый злодеище.

С боем правым, с битвою великоей,

Собрав силушку народную,

Стал Иван бить ворога заклятого,

Немца злого – лютого злодеища,

Гнать его от Волги нашей матушки.


Долго гнал его с земли Сталинградской…

Спотыкался немец, бежал и погибал поганище.

И освободил Иванушка землю Волжскую,

А потом и Русскую всю от ворога.

И по сей день народ наш Победу празднует,

Славит битву Сталинградскую,

Землю Русскую, православную!
Будьте и вы достойны памяти наших героев, богатырей. Любите Русскую землю.
Сегодня очень хорошо отвечали на все вопросы …..

Им вручаем маленькие призы – ИЗОБРАЖЕНИЯ ДОСПЕХОВ И ВООРУЖЕНИЯ ДРЕВНЕРУССКИХ ВОИНОВ; игру «Сказания о богатырях русских».

Литература.
1.Добрыня Никитич. Алеша Попович. Пересказала Е.Григорьева. М.: Белый Город. 1997.

2.Илья Муромец. Пересказал Н.Надеждин. М.: Белый город.2003

3.Истомин С. Минин и Пожарский. М. 2006.

4.Лубченков Ю. Русские полководцы. М.: Белый город.2002.

5.Лупоядова Л.Ю., Лупоядов В.Н. В гостях у истории. М.:Русич.2000.

6.Орлова Н. Герои русских былин. М.: Белый город.2004.

7.Русские полководцы. Под ред. Б.А. Алмазова. СПб.: «Золотой век». «Диамант». 1999.

8.Тихомиров О. Былинные богатыри// Читайка. 2008. № 8. С. 18-19.

9.Тихомиров О. Александр Невский. М.: Издательский дом «Сельская новь». 1997.

10.Толстой Л. Былины. М.: Детская литература. 1984.

11.Яхнин Л. Мифы и герои Древней Руси. М.: «Стрекоза пресс» 2005.
Приложения.
1.Тихомиров О. Былинные богатыри.// Читайка. 2008.№ 8. С.18-19.

2.Чекашева А. Былина о земле русской. //О русская земля. 2008. № 3. С. 24.

3.Приз – «Сказания о богатырях русских». Правила игры и игра.//Читайка. 2008. №8. С. 30 – 31.

4.Приз – «Изображения вооружения и доспехов древнерусских воинов».

5. Происхождение слова «богатырь». http://wikipedia.ru.
Составитель: заведующая отделом филиала № 10

Фесенко Марина Леонидовна

У Титова ручья

(историко-поэтический час).


Цель:
Дать учащимся представление о государственном празднике ;

Познакомить со страницами нашей истории;

Подвести детей к пониманию смысла праздника;

Воспитывать бережное отношение к окружающим людям;

Представить историю Ярославского грая в период польской интервенции;

Подготовительная работа:

Оборудование:

Книжная выставка «Не предать забвению»

Цитата: «Пока мы едины, мы непобедимы!»

Разделы:

«День Народного единства»

«Поле русской славы»

«Ярославский край и польская интервенция»

Исторические справки о лицах-участниках событий Смутного времени.

(Готовят участники совместно с библиотекарем)
Раздаточный материал:

«Славься» из оперы М. Глинки «Иван Сусанин» - текст;

Государственный гимн Российской Федерации - текст;

Словарь терминов;

Кроссворд «Герб и флаг»
Запись фонограммы музыкальных фрагментов к мероприятию.
Оформление зала.

Ведущий I : Указом Президента в 2005 году был принят новый закон «О днях воинской славы и памятных датах России». Один из этих дней - «День Народного единства»
Звучит фонограмма увертюры к опере М.И. Глинки «Жизнь за царя» «Слався…»
Ведущий I : Ребята, прозвучал хор ликующего «Слався!..», раздался буйный перезвон колоколов из оперы «Жизнь за царя» великого русского композитора Михаила Ивановича Глинки. В его опере выражена трагедия крестьянина-свободолюбца и одновременно трагедия силы русского народа. Народа – освободителя.

Не случайно, цитатой к выставке «Не предать забвению» выбрана русская пословица «Пока мы едины, мы непобедимы».

Сегодня мы проведём с вами экскурс в историю нашей Родины. События, о которых пойдёт речь, произошли несколько столетий назад, но единство народа, его мощь и сила в борьбе за правое дело, актуальны всегда.
Ведущий II : Итак, давайте мысленно перенесёмся в начало 17 века. После смерти Ивана Грозного московский трон зашатался. Три сына у царя было. Старший умер. Средний, хилый да слабый, недолго процарствовал. Что сталось с младшим, Дмитрием, - не изве­стно. То ли от болезни умер, то ли из-за несчастного случая. А в наро­де слух ходил: конечно, убили цар­ское дитя! И убийца - тот, кто стал царем вместо Дмитрия: Году­нов Борис Федорович! Борис Годунов для страны много хорошего сделал, еще больше заду­мал. Но народ так и не простил ему смерти царевича Дмитрия. А тут еще - неурожай, голод. Кто вино­ват? Конечно, царь-убийца: это Бог его наказывает! И началось в Русском государст­ве страшное время, которое назва­ли Смутой.
Ведущий I : Началось оно с того, что в Лит­ве вдруг объявился беглый мо­нах и назвал себя царевичем Дмитрием, чу­десным образом спасшимся! В истории отмечен как Лжедмитрий I.
Историческая справка № 1 (Лжедмитрий I)
Ведущий II : Польский король Сигизмунд III решил «Что самая пора скинуть Бориса, а царём в Москве поставить своего человека». Поляки понимали, как выгодно для них поддержать Лжедмитрия I. Но не грех, чтобы рядом с ним был «свой» человек», таким человеком стала Марина Мнишек.
Историческая справка № 2 (Марина Мнишек)
Ведущий I : А кто же такой Лжедмитрий II?
Историческая справка № 3 (Лжедмитрий II)
Ведущий I : С Лжедмитрием было покончено, но разоренное Российское государство находилось на краю гибели. 19 июля 1610 года царя Василия Шуйского свергли с престола бояре-изменники и насильно постригли в монахи. В страну вторглись польско-литовские интервенты. Началось тяжелейшее на Руси время междуцарствия, народных восстаний, запылала земля под ногами захватчиков. Рязанец Прокопий Ляпунов собрал первое ополчение и двинулся на Москву.

Испугались поляки и бояре-предатели, составили грамоту с приказом распустить ополчение. И пошли к патриарху Гермогену: «Ты в русской церкви – самый главный. Тебя народ послушает. Подпиши грамоту!» Отказался патриарх и призвал русский народ выступить против захватчиков. Ополчение Ляпунова было невелико и не могло взять Москву. Но призыв патриарха облетел все русские города. Услышали его и в Нижнем Новгороде. Тамошний купец Козьма Минин выступил на сходе с пламенной речью. Минин говорил своим согражданам:

Народная песня: «Оставляйте вы свои домы…»
Ведущий I : Нижегородские посадские люди поручили Минину руководить новым ополчением. В истории это считается вторым ополчением. Нужен был ещё и опытный военночальник. Таким оказался князь Дмитрий Пожарский.
Историческая справка № 4 (Козьма Минин)

Историческая справка № 5 (Дмитрий Пожарский)
Ведущий II : Ополчение двинулось на Москву длинным путём: Нижний Новгород – Ярославль – Москва. В пути ополчение росло, люди стекались отовсюду.
Обратимся к истории нашего города в этот период.

Ведущий II : Ярославль был одним из наиболее богатых торговых российских городов, поэтому он так привлекал захватчиков. Второй самозванец даже грамоту прислал: «Брать с ярославцев всякие товары на царя».

Поляки разгромили Ростов. Известие об этом устрашило ярославского воеводу Барятинского, и он решил сдать город без боя. Захватчики грабили и разоряли городское и сельское население, облагали его тяжёлыми поборами. Попытка сопротивления ярославцев привела к жестокой расправе над ними.

В феврале-апреле 1609 года произошли восстания в Вологде, Галиче, Костроме, Суздале, Ярославле, Романове, Мологе, Рыбной Слободе. В апреле вологодское ополчение под руководством воеводы Никиты Вышеславцева подошло к Ярославлю.
Звучит фонограмма «Благовест» (Колокольный звон)

Историческая справка № 6 (Никита Вышеславцев)
Ведущий I : К исторической справке добавим некоторые факты. (Отрывок из книги

Генкина Л.Б. со стр. 110-111)

Ведущий II : Озлобленный неудачами неприятель подступил к Рубленому городу и Спасской

обители и крепко держа ли эти пункты в осаде, громя стены. Но засевшее в

монастыре войско храбро отражало все приступы, и усилия Северной Руси

отступил от нашего города. Воеводы Никита Вышеславцев и Сила Гагарин,

духовенство и все ярославцы решили в память избавления от врагов

воздвиг нуть храм, посвятив его Казанской Божией Матери и поставить в нём