Что такое развитие речи ребенка. Что такое речь, развитие речи в онтогенезе

Развитие речи у ребенка проходит несколько этапов. Чаще всего выделяют четыре периода развития речи у ребенка:

    Первый период является периодом подготовления словесной речи. Этот период длится до конца первого года жизни ребенка.

    Второй период - это период первоначального овладения языком и формирования расчлененной звуковой речи. В нормальных условиях он протекает достаточно быстро и, как правило, заканчивается к концу третьего года жизни.

    Третий период - это период развития языка ребенка в процессе речевой практики и обобщения языковых фактов. Этот период охватывает дошкольный возраст ребенка, т. е. начинается в возрасте трех лет и длится до шести или семи лет.

    Последний, четвертый период связан с овладением ребенком письменной речью и систематическим обучением языку в школе.

Рассмотрим более подробно основные особенности и закономерности развития речи ребенка на данных этапах.

Первый период - период подготовления словесной речи - начинается с первых дней жизни ребенка. Как известно, голосовые реакции наблюдаются уже у новорожденных. Это хныканье, а несколько позднее (три-четыре недели) - редкие отрывистые звуки зачатков лепета. Следует отметить, что эти первые звуки лишены функции речи. Они возникают, вероятно, из-за органических ощущений или двигательных реакций на внешний раздражитель. С другой стороны, уже в возрасте двух-трех недель дети начинают прислушиваться к звукам, а в возрасте двух-трех месяцев - связывать звуки голоса с присутствием взрослого. Услышав голос, трехмесячный ребенок начинает глазами искать взрослого. Это явление может рассматриваться как первые зачатки речевого общения.

После трех-четырех месяцев звуки, произносимые ребенком, становятся более многочисленными и разнообразными. Это связано с тем, что ребенок начинает бессознательно подражать речи взрослого, прежде всего ее интонационной и ритмической стороне. В лепете ребенка появляются певучие гласные, которые, входя в сочетание с согласными звуками, образуют повторяющиеся слоги, например «да-да-да» или «ня-ня-ня».

Со второй половины первого года жизни у ребенка появляются элементы настоящего речевого общения. Они выражаются первоначально в том, что у ребенка появляются специфические реакции на сопровождаемые словами жесты взрослого. Например, на зовущий жест руками взрослого, сопровождаемый словами «иди-иди», ребенок начинает тянуть руки. Дети этого возраста реагируют и на отдельные слова. Например, на вопрос «Где мама?» ребенок начинает поворачиваться в сторону матери или искать ее глазами. Начиная с семи-восьми месяцев у ребенка увеличивается количество слов, которые он связывает с определенными действиями или впечатлениями.

Первое понимание слов ребенком возникает, как правило, в действенных и эмоциональных для ребенка ситуациях. Обычно это ситуация взаимного действия ребенка и взрослого с какими-нибудь предметами. Однако первые слова, усваиваемые ребенком, воспринимаются им весьма своеобразно. Они неотделимы от эмоционального переживания и действия. Поэтому для самого ребенка эти первые слова еще не являются настоящим языком.

Возникновение первых осмысленных слов, произносимых ребенком, также происходит в действенных и эмоциональных ситуациях. Их зачатки проявляются в виде жеста, сопровождаемого определенными звуками. С восьми-девяти месяцев у ребенка начинается период развития активной речи. Именно в этот период у ребенка отмечаются постоянные попытки подражать звукам, произносимым взрослыми. При этом ребенок подражает звучанию только тех слов, которые у него вызывают определенную реакцию, т. е. приобрели для него некоторый смысл.

Одновременно с началом попыток активной речи у ребенка быстро увеличивается количество понимаемых слов. Так, до 11 месяцев прирост слов в месяц составляет от 5 до 12 слов, а в 12-й- 13-й месяцы этот прирост увеличивается до 20–45 новых слов. Это объясняется тем, что вместе с появлением у ребенка первых произносимых им слов развитие речи происходит в процессе собственно речевого общения. Теперь речь ребенка начинает побуждаться обращенными к нему словами.

В связи с начинающимся развитием собственно речевого общения, которое выделяется в самостоятельную форму общения, происходит переход к следующему этапу овладения ребенком речью - периоду первоначального овладения языком. Этот период начинается в конце первого или в начале второго года жизни. Вероятно, в основе этого периода лежит быстрое развитие и усложнение отношений ребенка с окружающим миром, что и создает у него настоятельную потребность о чем-то сказать, т. е. потребность в речевом общении становится одной из жизненных потребностей ребенка.

Первые слова ребенка отличаются своеобразием. Ребенок уже в состоянии указать или обозначить какой-либо предмет, но эти слова неотделимы от действия с данными предметами и отношения к ним. Ребенок не пользуется словом для обозначения абстрактных понятий. Звуковые подобия слов и отдельные членораздельные слова в данный период всегда связаны с деятельностью ребенка, манипуляцией предметами, с процессом общения. При этом одним и тем же словом ребенок может называть совершенно разные предметы. Например, слово «кики» у ребенка может означать и кошку, и меховую шубу.

Следующей особенностью данного периода является и то, что высказывания ребенка ограничиваются всего лишь одним словом, как правило существительным, выполняющим функцию целого предложения. Например, обращение к матери может означать и просьбу о помощи, и сообщение о том, что ребенку необходимо что-то сделать. Поэтому смысл произносимых ребенком слов зависит от конкретной ситуации и от сопровождающих эти слова жестов или действий ребенка. Значимость конкретной ситуации сохраняется и тогда, когда ребенок начинает произносить два-три слова, грамматически еще не сопоставимые друг с другом, поскольку речь на данном этапе развития грамматически не дифференцирована. Эти особенности речи ребенка внутренне связаны с тем, что его мышление, в единстве с которым формируется речь, еще имеет характер наглядных, действенных интеллектуальных операций. Обобщенные представления, возникающие в процессе интеллектуальной деятельности ребенка, уже оформляются и закрепляются в его сознании с помощью слов языка, которые сами включаются в мышление на данном этапе только в наглядном, практическом процессе.

Не является достаточно развитой на данном этапе и фонетическая сторона речи. Дети часто выпускают в словах отдельные звуки и даже целые слоги, например «Эня» вместо «Женя». Нередко в словах ребенок переставляет звуки или замещает одни звуки другими, например «фофо» вместо «хорошо».

Следует отметить, что рассматриваемый период развития речи у ребенка может быть условно разделен на несколько стадий. Описанные выше особенности относятся к первой стадии - стадии «слова-предложения ». Вторая стадия начинается со второго полугодия второго года жизни ребенка. Эта стадия может быть охарактеризована как стадия двух-трехсловных предложений , или как стадия морфологической расчлененности речи . С переходом к данной стадии начинается быстрый рост активного словаря ребенка, который к двум годам достигает 250–300 слов, имеющих устойчивое и четкое значение.

На данной стадии возникает умение самостоятельно употреблять ряд морфологических элементов в свойственном им в языке значении. Например, ребенок начинает более грамотно использовать число в именах существительных, категории уменьшительности и категории повелительности, падежи существительных, времена и лица глаголов. К этому возрасту ребенок овладевает почти всей системой звуков языка. Исключение составляют плавные р и л , свистящие с и з и шипящие ж и ш .

Увеличение темпов овладения языком на данной стадий может быть объяснено тем, что в своей речи ребенок пробует выразить не только то, что с ним происходит в данную минуту, но и то, что с ним было раньше, т. е. что не связано с наглядностью и действенностью конкретной ситуации. Можно предположить, что развитие мышления обусловило необходимость более точного выражения сформированных понятий, что толкает ребенка к овладению точными значениями слов языка, его морфологией и синтаксисом, к совершенствованию фонетики речи.

Освобождение речи ребенка от опоры на воспринимаемую ситуацию, на жест или на действие символизирует начало нового периода речевого развития - периода развития языка ребенка в процессе речевой практики . Этот период начинается примерно с двух с половиной лет и завершается к шести годам. Главной особенностью данного периода является то, что речь ребенка в эту пору развивается в процессе речевого общения, отвлеченно от конкретной ситуации, что определяет необходимость развития и совершенствования более сложных языковых форм. Более того, речь для ребенка начинает иметь особое значение. Так, взрослые, читая ребенку небольшие рассказы и сказки, предоставляют ему новую информацию. В результате речь отражает не только то, что уже известно ребенку из собственного опыта, но и открывает то, что ему еще не известно, вводит его в широкий круг новых для него фактов и событий. Он сам начинает рассказывать, иногда фантазируя и очень часто отвлекаясь от наличной ситуации. С полным основанием можно полагать, что на данном этапе речевое общение становится одним из основных источников развития мышления. Если на рассмотренных выше этапах отмечалась доминирующая роль мышления для развития речи, то на данном этапе речь начинает выступать в качестве одного из основных источников развития мышления, которое, развиваясь, формирует предпосылки для совершенствования речевых возможностей ребенка. Он должен не только усвоить множество слов и словосочетаний, но и научиться грамматически правильному построению речи.

Однако на данном этапе ребенок не задумывается о морфологии или синтаксисе языка. Его успехи в овладении языком связаны с практическими обобщениями языковых фактов. Эти практические обобщения не являются сознательными грамматическими понятиями, поскольку они представляют собой «построение по образцу», т. е. основаны на воспроизведении ребенком уже известных ему слов. Основным источником новых слов для него являются взрослые. В своей речи ребенок начинает активно использовать слова, услышанные от взрослых, даже не понимая их смысла. Например, достаточно часто отмечаются случаи, когда ребенок использует в своей речи бранные и даже нецензурные слова, случайно им услышанные. Чаще всего своеобразие лексики ребенка определяется словами, которые являются наиболее употребительными среди его ближайшего окружения, т.е. его семьи.

Вместе с тем речь ребенка не является простым подражанием. Ребенок проявляет творчество в формировании новых слов. Например, желая сказать «совсем маленький жираф», ребенок, точно так же как взрослые строят неологизмы, говорит по аналогии «жирафленочек».

Следует отметить, что для данного этапа развития речи ребенка, так же как и для предыдущего этапа, характерно наличие нескольких стадий. Вторая стадия начинается в возрасте четырех-пяти лет. Эта стадия характеризуется тем, что развитие речи теперь тесно связано с формированием у детей рассуждающего логического мышления. Ребенок переходит от простых предложений, в большинстве случаев еще не связанных друг с другом, к сложноподчиненным предложениям. В формируемых ребенком фразах начинают дифференцироваться главные, придаточные и вводные предложения. Оформляются причинные («потому что»), целевые («чтобы»), следственные («если») и прочие связи.

К концу шестого года жизни дети обычно полностью осваивают фонетику языка. Их активный словарь составляет две-три тысячи слов. Но с семантической стороны их речь остается относительно бедной: значения слов недостаточно точны, иногда слишком сужены или слишком широки. Другая существенная особенность данного периода состоит в том, что дети с трудом могут сделать речь предметом своего анализа. Например, дети, хорошо владеющие звуковым составом языка, до начала обучения чтению с огромным трудом справляются с задачей произвольного разложения слова на звуковые компоненты. Более того, исследования А. Р. Лурии показали, что ребенок испытывает значительные трудности даже при определении смыслового значения близких по звучанию слов и словосочетаний («сын учителя» - «учитель сына»).

Обе эти особенности преодолеваются лишь в ходе следующего этапа развития речи - этапа развития речи в связи с изучением языка . Этот этап речевого развития начинается в конце дошкольного возраста, по его наиболее существенные черты отчетливо проявляются при изучении родного языка в школе. Под влиянием обучения происходят огромные сдвиги. Если прежде, на ранних ступенях развития речи, ребенок овладевал языком практически, в процессе непосредственного речевого общения, то при обучении в школе язык становится для ребенка предметом специального изучения. В процессе обучения ребенок должен овладеть более сложными видами речи: письменной речью, монологической речью, приемами художественной литературной речи.

Первоначально речь ребенка, приходящего в школу, во многом сохраняет особенности предшествующего периода развития. Существует большое расхождение между количеством слов, которые ребенок понимает (пассивный словарь), и количеством слов, которыми он пользуется (активный словарь). Кроме этого сохраняется и недостаточная точность значений слов. В последующем наблюдается существенное развитие речи ребенка.

Обучение в школе языку в наибольшей степени сказывается на развитии осознанности и управляемости речи ребенка. Это выражается в том, что ребенок, во-первых, приобретает способность самостоятельно анализировать и обобщать звуки речи, без чего невозможно овладение грамотой. Во-вторых, ребенок переходит от практических обобщений грамматических форм языка к сознательным обобщениям и грамматическим понятиям.

Развитие осознания ребенком языка, происходящее в процессе обучения грамматике, является важным условием формирования более сложных видов речи. Так, в связи с необходимостью дать связное описание, последовательный пересказ, устное сочинение и др. у ребенка формируется развернутая монологическая речь, которая требует более сложных и более осознанных грамматических форм, чем формы, которые ребенок использовал прежде в диалогической речи.

Особое место на данном этапе развития речи занимает письменная речь, которая первоначально отстает от устной, но затем становится доминирующей. Это происходит потому, что письменная речь обладает рядом преимуществ. Фиксируя на бумаге речевой процесс, письменная речь позволяет вносить в него изменения, возвращаться к ранее высказанному и т.д. Это придает ей исключительное значение для формирования правильной, высокоразвитой речи.

Таким образом, под влиянием школьного обучения речь ребенка получает дальнейшее развитие. Следует отметить, что помимо четырех указанных этапов можно было бы назвать еще один - пятый этап развития речи, который связан с совершенствованием речи после завершения школьного периода. Однако этот этап является уже строго индивидуальным и характерен не для всех людей. У большей части развитие речи завершается с завершением школьных занятий и последующее увеличение словарного запаса и других возможностей речи происходит крайне незначительно.

Основные понятия и ключевые слова : язык, лексический состав, фонетический состав, контекст, речь, эмоционально-выразительная сторона речи, комплексная кинетическая речь, голосовой аппарат, речевые центры, сенсорная афазия, центр Вернике, моторная афазия, центр Брока, виды речи, формы речи, функции речи, развитие речи.

ПОНЯТИЕ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ.

В отечественной методике одной из главных целей речевого развития считалось развитие дара слова, т.е. умения выразить точное, богатое содержание в устной и письменной речи (К.Д.Ушинский). Долгое время при характеристике цели речевого развития особенно подчеркивалось такое требование к речи ребенка, как ее правильность. Ставилась задача «научить детей чисто и правильно говорить на родном языке, т.е. свободно пользоваться правильным русским языком в общении друг с другом и взрослыми в различной деятельности, свойственной дошкольному возрасту». Правильная речь рассматривалась как: а) правильное произношение звуков и слов; б) правильное по смыслу употребление слов; в) умение правильно изменять слова согласно грамматике русского языка. На протяжении многих лет некоторые авторы придерживались той точки зрения, что все свойства, характеризующие взрослого человека, заложены уже в самом зародыше, процесс же развития сводится к постепенному развертыванию и вызреванию врожденных задатков. Согласно этой теории, которая носит название–теория преформизма (предобразование) следует, что весь процесс развития определяется наследственностью.

В современной методике цель речевого развития детей дошкольного возраста формирование не только правильной, но и хорошей устной речи, безусловно, с учетом их возрастных возможностей.

Вопросам методологии создания диагностических методик занимались: П.Г. Блонский, Л.С. Выготский и т. д.. Р.И. Россолило нашел метод количественного исследования психических процессов в нормальном и патологическом состоянии. М.Ю. Сыркин, экспериментально доказал связь между особенностями речевого развития и результатом тестирования.

Такие, сложные психические функции, как память, активное внимание и т. д., формируются в процессе развития. В их основе лежат не только природные задатки, но и формы и способы деятельности ребенка, виды его общения с окружающими. Для правильного понимания процесса психического развития ребенка важно определить роль и значение каждого из этого факторов. Развитие-это сложный психический процесс, каким являются произвольное внимание, активное запоминание, мыслительная деятельность, а также развитие характера, поведения.

Для ребенка среда выступает не только как условие, но и как источник его развития, как говорил Л.С. Выготский: "Как бы ведет за собой его развитие". Возникновение нового и является главным основным признаком развития ребенка.

Деятельность дошкольника, его отношения с окружающими носят непосредственный эмоциональный характер. Это объясняется тем, что у ребенка даже старшего дошкольного возраста внутренняя речь еще не достигла достаточного уровня. Ребенок 4-6 лет нередко сопровождает свою деятельность речью. При этом он прибегает к проговариванию в тех случаях, когда испытывает какие-либо затруднения. Речь в этом случае является как бы регулятором его деятельности. Постепенно эта внешняя речь свертывается, сокращается и как бы уходит внутрь, обеспечивая возможность обдумывать про себя создавшуюся ситуацию, оценить тот или иной поступок, свои желания, прежде чем ответить или действовать, что должно обуславливать возникновением более сложных форм опосредованного поведения и развития эмоционально-волевой сферы и личности ребенка.

Таким образом, развитие этих сторон формирует у ребенка способность критически отнестись к своей деятельности, своему поведению, к деятельности и поведению окружающих.

Речь-это форма существования сознания (мыслей, чувств, переживаний) для другого служащая средством общения с ним, и форма обобщенного отражения действительности, или форма существования мышления.

В общей теории речи, два положения должны быть особо выделены ввиду их большого принципиального значения.

1. Речь, слово - не условный знак, его значение не вне его слов, речь имеет семантическое, смысловое содержание-значение, которое является обобщенным обозначающим определением своего предмета.

АНАЛИЗ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

ПО НАПРОВЛЕНИЮ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ.

Среди факторов, влияющих на эффективность и качество образования, принадлежит образовательной программе. Она является ориентиром творческой деятельности воспитателя; определяет содержание образовательного процесса ДОУ, отражает научную, методологическую концепцию дошкольного образования, фиксирует его содержание по всем основным (комплексная программа) или одному нескольким направлениям (специализированная, парциальная программа) развития ребенка.

Наше время характеризуется богатством содержания и разнообразием основных программ. Они являются ключевым инструментом обновления содержания дошкольного образования в целом. Каждая из таких программ содержит основу - обязательную часть, обеспечивающую базовое дошкольное образование независимо от вида и категории ДОУ, в котором оно реализуется, и дополнительную часть, которая строится с учетом особенностей вариативного характера содержания и построения данной программы .

Содержание основной программы должно отвечать требованиям комплексности, т.е. включать все основные направления развития личности ребенка. Одну из главных требований к основным программам - соблюдение преемственности с программами начального общего образования. Кроме того, в них должны содержаться показатели уровней развития детей, на разных этапах дошкольного детства.

Содержание работы по воспитанию звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста может быть обобщено в 3-х основных разделах.

2.Становление и закрепление звуков. Формирование норм литературного произношения.

3.Работу над речевым дыханием, темпом и ритмом речи, силой голоса и интонационной выразительностью, дикцией.

Конкретное содержание каждого раздела освещено в программах воспитания и обучения детей в дошкольных образовательных учреждениях, рекомендованных МО РФ. Обычно вопросы воспитания звуковой культуры речи включаются авторами в такие разделы программы, как «Развитие речи» («Речь и общение») и («Ознакомление с художественной литературой»).

«Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду» подготовлена на основе многолетних исследований, проведенных в лаборатории развития речи Института дошкольного воспитания под руководством Ф.А.Сохина и О.С.Ушаковой. В ней раскрываются теоретические основы и направления работы по развитию речевых умений и навыков детей. Программа базируется на комплексном подходе к речевому развитию на занятиях, взаимосвязи разных речевых задач при ведущей роли развития связной речи. Внутри каждой задачи выделяются приоритетные линии, имеющие значение для развития связной речи и речевого общения. Особый акцент делается на формировании у детей представлений о структуре связного высказывания, о способах связи между отдельными фразами и его частями. Содержание задач представлено по возрастным группам. Этому материалу предшествует характеристика речевого развития детей. Программа значительно углубляет и уточняет типовую программу, разработанную ранее в той же лаборатории.

В программе содержание работы по воспитанию звуковой культуры речи рассматривается более углубленно. Например. В старшей группе в разделе воспитания звуковой культуры речи, ставятся следующие задачи: совершенствование речевого слуха, закрепление навыков четкой, правильной и выразительной речи; изменение громкости и темпа речи в зависимости от условий общения и содержания высказывания; дифференциация звуков родного языка изолированно, в словах и во фразовой речи; определение позиции звука в слове (начало, середина, конец). В работе используются следующие приемы: игры и речевые упражнения на дифференциацию свистящих, шипящих звуков и соноров, твердых и мягких звуков; использование скороговорок, чистоговорок, загадок, потешек, стихов; специальные языковые наблюдения.

«Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, построена на основе деятельного подхода и регионального компонента. Особенностью программы является краткость изложения требований. В ней отчетливо прослеживается идея, о единстве сенсорного, умственного и речевого развития. Требования к речевым навыкам и умениям отражаются во всех разделах и главах программы. Характер речевых умений, определяется особенностями содержания и организации каждого вида деятельности .

Самостоятельная глава «Развитие речи» выделяется в разделе «Обучение на занятиях», а в старшей и подготовительной к школе группах ив разделе «Организация жизни и воспитания детей». Программа детского сада разработана с учетом научных данных о закономерностях речевого развития детей дошкольного возраста и опыта работы дошкольных учреждений. Требования к разным сторонам речи отражают возрастные показатели развития речи.

В программе предусмотрены задачи формирования звуковой культуры речи. В разделе «Развития речи»: различение на слух часто смешиваемых звуков; закрепление правильного, отчетливого произношения всех звуков родного языка; работа над интонационной выразительностью речи; определение места звука в слое; учить, выразительно читать стихи. В разделе «Ознакомление с художественной литературой: пересказ небольших произведений (последовательно и выразительно). Уже с первой группы выделяется подраздел «Развитие звуковой культуры речи», где ставятся задачи воспитания звуковой культуры речи на данный возраст. И так на каждую возрастную группу ставятся свои задачи на весь период обучения. В целом можно сказать, что в этой программе сделана попытка отразить в требованиях к речи детей уровень правильной речи и уровень хорошей речи. В ней наблюдается тесная связь с разделом работ по ознакомлению с окружающим.

Задачи развития по содержанию имеют свою специфику, которая определяется возрастными особенностями детей. Так, в младшей группе основная задача накопление словаря и формирования произносительной стороны речи. В средней группе ведущими становятся развитие связной речи и воспитания всех сторон звуковой культуры речи. В старших группах главным является обучение детей смысловой стороны речи. В старших и подготовительных к школе группах, вводится новый раздел – подготовка к обучению грамоте. Устанавливается преемственность в содержании речевого воспитания в возрастных группах. Оно проявляется в постепенном усложнении задач развития речи и обучения родному языку.

Наряду с преемственностью в программе прослеживается и перспективность развития речи детей. Это означает, что на каждом этапе обучения закладываются основы того, что будет развито на последующем этапе.

Программа «Истоки» под редакцией Т.И.Алиевой, Е.П. Арнаутовой, Т.В.Антоновой , является комплексной, предусматривает обогащение, амплификацию детского развития (А.В. Запорожец), взаимосвязь всех его сторон. Программа задает основополагающие принципы, цели и задачи воспитания, создавая простор для творческого использования различных педагогических технологий. Воспитатель выступает как проводник общечеловеческого и собственного. Ему предоставлено право выбора тех или иных способов решения педагогических задач, а также создание конкретных условий воспитания и развития детей.

В основе Программы лежит деятельностный подход. Деятельность развивается от возраста к возрасту, меняются ее содержание и форма. В каждом психологическом возрасте есть главная задача – генетическая задача развития. Она появляется в результате противоречий в системе отношений «ребенок – взрослый», она предопределяет вид ведущей деятельности. Отличие Программы от других программ, в том, что игровая деятельность пронизывает все разделы Программы, что соответствует интересам и способствует сохранению специфики дошкольного детства

«Речь и речевое общение» - раздел в программе, как самостоятельный. В этом разделе доминирующее значение приобретает развитие умение устанавливать при помощи речи личностные контакты, налаживать контакт и взаимопонимание, и взаимодействие и с взрослыми и сверстниками. Диалог рассматривается в качестве основной формы общения. В языковом развитии подчеркивается роль словотворчества, игр детей со звуками, рифмами, смыслами. Основным лейтмотивом всей программы является переход от монологической педагогике к педагогике диалога: ребенок с взрослым, детей между собой, педагогов друг с другом и родителями.

В разделе программы развития речи выделен подраздел «Звуковая культура речи», в котором ставятся задачи: учить дифференцировать на слух и правильно произносить близкие в артикуляционном и акустическом отношении звуки. Работа над артикуляцией гласных и согласных в пении.

Содержание речевого воспитания в старшем дошкольном возрасте по программе «Истоки», составляют две взаимосвязанные области; обучение родному языку (фонетике, лексике, грамматике) и способам применение языка в познавательной деятельности и общении. Центральным
звеном языкового развития старшего дошкольника является формирование метаязыковой функции - функции осознания языка и речи в доступных ребенку формах

В программе «Детство» под редакцией В.И.Логиновой, Т.И.Бабаевой выделены специальные разделы, посвященные задачам развития речи детей и ознакомления с художественной литературой: «Развивает речь детей» и «Ребенок и книга». Эти разделы содержат для каждой группы характеристику традиционно выделяющихся задач: развитие связной речи, словаря, грамматического строя, воспитания звуковой культуры речи. В подразделе «Звуковая культура речи» ставят задачи: учить чисто и правильно произносить все звуки родного языка; работа над интонационной выразительностью речи; обучение звуковому анализу слов. В разделе «Ознакомление с художественной литературой» стоит задача: чувствовать и осознавать некоторые средства речевой выразительности; передавать свое эмоциональное отношение выразительным чтением. Программу отличает то, что в конце разделов предлагаются критерии для оценки уровня речевого развития. Особенно важно, что в ней четко выделены (в виде отдельных главок) и содержательно определены речевые умения в разных видах деятельности.

В условиях возможности выбора разных программ ключевое значение приобретает знание педагогом возрастных особенностей детей и закономерностей речевого развития, задач речевого воспитания, а также умение воспитателя анализировать и оценивать программы с точки зрения их влияния на полноценное развитие речи детей.

Итак, каждая программа, по-своему решает проблему развития звуковой культуры речи детей (использование методов, приемов, подходов, условий развивающей среды, требований к речи воспитателя), но в каждой из них выделяется задача, воспитание звуковой культуры речи детей дошкольного возраста.

Таким образом, программы дошкольной ступени образования, его уровень и направленность исходят из приоритетных целей и задач. Они гарантируют необходимый и достаточный для всестороннего развития ребенка уровень образования .

Речи развитие - процесс формирования речи в зависимости от возрастных характеристик человека. Становление речи проходит три основных этапа. Первый этап - довербальный. Это первый год жизни ребенка. Хотя ребенок еще не умеет говорить, в этот период складываются условия, обеспечивающие овладение речью в последующем. Такими условиями является формирование избирательной восприимчивости к речи окружающих, - предпочтительное выделение ее среди других звуков, а также более тонкая дифференцировка речевых воздействий по сравнению с другими звуками. Возникает чувствительность к фонематическим характеристикам звучащей речи. Довербальный этап развития речи завершается появлением понимания простейших высказываний взрослого, т. е. возникновением у детей пассивной речи. Второй этап - переход ребенка к активной речи. Он приходится обычно на второй год жизни ребенка. Ребенок начинает произносить первые слова и простейшие фразы, развивается фонематичекий слух. Большое значение для своевременного овладения речью и для нормального темпа ее развития на первом и втором этапах имеют условия общения ребенка со взрослым: наличие эмоционального контакта, делового сотрудничества между ними и насыщенности общения речью. На третьем этапе речь совершенствуется как средство общения. В ней все точнее отражаются намерения говорящего, все точнее передается содержание и общий контекст отражаемых событий. Происходит расширение словаря, усложнение грамматических конструкций, четче становится произношение. Лексическое и грамматическое богатство речи у детей зависит от условий их общения с окружающими людьми. Они присваивают из слышимой ими речи только то, что необходимо и достаточно для стоящих перед ними коммуникативных задач. На втором - третьем году жизни происходит интенсивное накопление словаря, значения слов становятся все более определенными. К двум годам дети овладевают единственным и множественным числом и некоторыми падежными окончаниями. К концу третьего года ребенок владеет примерно 1000 слов, к 6-7 годам - 3-4 тысячами слов.

К началу 3-го года у детей начинает формироваться грамматический строй речи. К концу дошкольного возраста дети практически владеют почти всеми законами словообразования и словоизменения. В начале этого периода речь ребенка ситуативна: отрывочна, понятна лишь в конкретных условиях, привязана к наличной ситуации. Постепенно речь становится все менее ситуативной. Появляется связная контекстная речь, развернутая и грамматически оформленная. Однако элементы ситуативности еще долго присутствуют в речи ребенка: она изобилует указательными местоимениями, в ней много нарушений связности. В школьные годы ребенок переходит к сознательному овладению речью в процессе обучения. Усваивается письменная речь - пассивная (чтение) и активная (письмо). Это открывает дополнительные возможности для дальнейшего развития лексической, грамматической и стилистической сторон не только письменной, но и устной речи.

Процесс общения является привычным и обыденным для подавляющего большинства людей. Языковая форма коммуникации становится неотъемлемым средством передачи своих мыслей в сформулированном виде и для маленьких детей, и для взрослых. Другое дело, что качество использования речи может быть разным. По оценкам специалистов, человек на протяжении почти всей своей жизни накапливает опыт использования языка как средства совершенствуя его в разных аспектах. В раннем постэмбриональном возрасте у человека формируются основные навыки коммуникации с внешним миром, в числе которых и речь. Развитие речи в онтогенезе происходит этапами, некоторые из которых могут демонстрировать уровень владения данным навыком, который, на первый взгляд, никак не связан с традиционным представлением о языковом общении.

Общие сведения о речи

Речевое общение можно рассматривать как инструмент обмена информацией. Именно благодаря психолингвистическому процессу, который сформировался благодаря речевым навыкам, человек смог использовать прошлый и современный опыт других людей. Таким образом и оформилось развитие уже трудовых навыков человечества. Вместе с нельзя рассматривать в отрыве от непосредственного инструмента ее реализации - языка. С одной стороны, под ним понимается орган артикуляционного аппарата, а с другой - набор знаков, указывающих на то или иное явление, действие или объект реального мира. Качеством использования навыков владения языком и определяется эффективность общения. И развитие речи в онтогенезе является в некотором роде фундаментом, на котором строится последующее формирование артикуляционных и других способностей.

Свойства и функции речи

Как уже было отмечено, речь позволила человеку достичь современного и довольно высокого уровня трудовой деятельности. Это стало возможным благодаря тому, что человек эффективно использовал функции речевого общения. В первую очередь это функция коммуникации, которая выступает транслятором мыслей конкретного индивида. Здесь же стоит подчеркнуть и способность к восприятию речи, без которой психолингвистический процесс или значительно обедняется или вовсе не имеет смысла. Вместе с этим, речь и ее использование дает толчок для персональной интеллектуальной деятельности, в ходе которой совершенствуются такие навыки, как память, восприятие, мышление и т. д. Как и функции общения, эти способности зависят от того, насколько эффективна сама речь. Развитие речи в онтогенезе закладывает и качественные характеристики этого навыка. Среди них выделяется способность содержательно передавать мысли, правильность изложения, выразительность и действенность, то есть влияние на собеседника.

Этапы речевой деятельности

Существуют разные подходы к систематизации этапов, в процессе которых с разной степенью интенсивности происходит формирование навыков использования речи. Но обычно все же выделяют три базовых стадии - это подготовительный, дошкольный и предшкольный периоды. Начальный этап предполагает освоение речи в период до года. Причем его можно разделить и на несколько отдельных периодов, поскольку в это время происходит несколько принципиально важных переходных моментов в развитии. Далее следует так называемый первичный или предшкольный этап, к наступлению которого у ребенка уже должны оформиться базовые навыки владения именно речевым аппаратом. Но, опять же, это все лишь начальные этапы развития речи в онтогенезе, от которых не стоит ждать серьезных результатов в плане повышения качества способностей к общению. И третий этап предполагает уже формирование навыков владения грамматическими инструментами.

Первые речевые реакции

С первых дней рождения о традиционных даже зачаточных проявлениях речи говорить не приходится, но этот период важен, с точки зрения становления речевого аппарата. Он является значимым, поскольку в это время есть возможность устранить некоторые физиологические дефекты, которые в дальнейшем станут помехой для полноценного развития артикуляционных способностей. Поэтому особое место имеет обследование органов, которые определят будущее развитие речи в онтогенезе. Кратко эти органы можно обозначить как триаду, включающую дыхательный, голосовой и артикуляционный аппараты. У ребенка в этот же период начинают проявляться движения этих отделов, благодаря которым он издает крики и плач.

Развитие речи в первые полгода жизни ребенка

До 5-6 месяцев у ребенка начинает укрепляться он уже уверенно может лепетать и кричать. К завершению этой стации проявляется и гуление, которое также может дать информацию о возможных дефектах. Что еще важно, параллельно с выработкой собственных способностей к речевому общению дети начинают активно воспринимать сторонние звуки, придавая им то или иное значение. Родители и окружающие в целом могут повлиять на закрепление слов в контексте создания Вообще, особенности развития речи в онтогенезе во многом обуславливаются влиянием внешней среды. На ребенка оказывает влияние интонация, отдельные ситуационные нюансы и модели поведения. Чтобы упрочить некоторые модельные ситуации, рекомендуется несколько раз их повторять - память ребенка в это время подчас оказывается более эффективным инструментом развития, нежели физические артикуляционные навыки.

Этап развития в период от 5 до 12 месяцев

Этот период характеризуется двумя важными переменами, которые ознаменуют новый уровень в освоении речевых навыков ребенком. Во-первых, это активное подражание взрослым. Дети не только стремятся имитировать звуковые сигналы, посредством которых происходит коммуникация, но и подражают самой механике артикуляционного произношения. Таким образом, формируется типовая модель, на основе которой будет строиться речь. Развитие речи в онтогенезе на этой стадии также предполагает усиление ассоциаций между словами и внешним миром, но уже в комплексе и с эмоциональной окраской. И здесь можно отметить вторую важную перемену в сторону будущего развития. Это появление более четких ответных реакций на слова и словосочетания. Ребенок более полно воспринимает речь взрослых и принимает на ее основе уже отдельные решения.

Этап развития в период от 1 до 3 лет

В процессе этого периода у ребенка формируется артикуляционный аппарат и закрепляется смысловая база, на основе которой он может осознавать то, что говорят взрослые. И если в первый год понимание слов происходит в обобщенном виде, то в это время дети уже владеют более или менее стабильной речью, хотя и с серьезными ошибками. Например, они могут путать значения некоторых слов, опускать предлоги, а также испытывать затруднения в выражении просьб. На этом этапе развитие речи в процессе онтогенеза в основном происходит за счет накопления слов. То есть механика обращения с ними уже находится в стадии активного формирования и только совершенствуется, но многие дети испытывают трудности именно от нехватки лексикона.

Этап развития в период от 3 до 7 лет

Начиная с 3 лет, дети уже могут выражать свои мысли в понятной форме, соблюдая при этом грамматический строй. Конечно, и в этот период будет много ошибок. Большинство из них все еще допускается из-за неумения правильно использовать сложные предложения, а в некоторых случаях допускаются и ошибки в произношении звуков. Также развивается фонематическое восприятие. Это значит, что ребенок с большей эффективностью может подходить к собственному контролю речи. Он слышит себя и корректирует, основываясь на правилах, заданных самими взрослыми. Поэтому и обучающая функция родителей по-прежнему остается значимой. Помимо этого, в онтогенезе на этой стадии неразрывно связано с совершенствованием таких качеств, как мышление, запоминание и восприятие.

Развитие фонетико-фонематических навыков

Закрепление способности воспринимать звуки на слух и корректно их воспроизводить формируется вместе с развитием непосредственных органов генерации речи. Иными словами, весь речевой аппарат и голосовые отделы вкупе со слуховой системой являются центральными объектами, которые стремится интуитивно осваивать ребенок. Причем большее внимание может уделяться именно артикуляции, поскольку от нее зависит качество произношения. Здесь же проявляется и способность к разнообразию использования речевых оттенков. Эмоции все чаще отражаются в том, каким именно образом произносятся те или иные слова. Интонация, в частности, на этом этапе обретает собственные стилистические черты, которые закономерно могут повторять манеру разговора окружающих взрослых.

Процесс расширения лексико-грамматической базы

Помимо накопления слов, в это время ребенок старается правильно их связывать. Простейшие связки ему уже удаются, однако все еще возможны проблемы с составлением сложных словосочетаний. Навыки правильного управления падежами развиваются постепенно. Также развивается способность отличать в процессе речи множественное и единственное число, окончания и т. д. Более поздний период, в ходе которого происходит развитие грамматического строя речи в онтогенезе, характеризуется становлением синтаксического и морфологического уровней владения языком. Дети осваивают приемы словообразования и словоизменения, самостоятельно составляют предложения и учатся правильно обращаться с ударениями. И по-прежнему фонетика и способность восприятия сторонней речи остается одним из главных внешних факторов, благодаря которым ребенок развивает свои способности общения.

Развитие связной речи в онтогенезе

В этот период происходит комплексное укрепление навыков владения речью с разных сторон - со звуковой, морфологической, грамматической и лексической. Связная речь требует от ребенка больших усилий и также в большей степени задействует мыслительные процессы. Формируются и навыки поддержания диалога, который уже состоит не только из простых или сложных предложений, но и требует относительно быстрых речевых реакций на сменяющиеся ответы и вопросы. Как показывают закономерности развития речи в онтогенезе, дети начинают отдельное внимание уделять в процессе общения и его контексту. Общность ситуации, которая фоново связывает ребенка и собеседника, оказывает влияние на его высказывания.

Возможные нарушения в процессе развития речи

Речевые дефекты преимущественно связываются с недоразвитием психических функций, хотя нередко имеют место и физические отклонения. Обычно обе причины дополняют друг друга, из-за чего формируется труднопреодолимый комплекс факторов, не позволяющих найти однозначное средство избавления от проблемы. К таким дефектам можно отнести алалию, дисфонию, логоневроз и т. д. Некоторые отклонения связаны с нарушениями в процессах голосового образования, другие обуславливаются проблемами слухового аппарата, а третьи не позволяют правильно организовать темпоритмическую функцию. Иногда нарушенное развитие речи в онтогенезе удается исправить в раннем возрасте. Но по мере взросления даже в рамках начальных этапов становления устной речи справиться с подобными нарушениями становится все сложнее.

Заключение

Как отмечают специалисты, не существует общих моделей, по которым происходит освоение речевых способностей. По мере формирования таких навыков у каждого ребенка как мостик складывается своя система, помогающая ему понять законы и принципы, на которых базируется речь. Развитие речи в онтогенезе также происходит с откладкой некоторых умений. К этому тоже следует готовиться. Например, он может на ранних этапах чувствовать повторяющиеся звонкие звуки, но сам их произносить пока не способен. В некотором плане дифференциация отдельных признаков речевой коммуникации происходит и в части фонетического восприятия, а также будет иметь место в дальнейшем формировании умения складывать из слов предложения и поддерживать диалоги.